Главная · Налет · Тоны сердца. Тоны сердца: первый (систолический), второй (диастолический) - норма и патология

Тоны сердца. Тоны сердца: первый (систолический), второй (диастолический) - норма и патология

Имеются данные, что уже внутриутробно будущий человек слышит над собой звуки тонов бьющегося сердца матери. Как же происходит их образование при биении сердца? Какие механизмы участвуют в образовании звукового эффекта при сердечной работе? Ответить на эти вопросы можно, если хорошо представлять как движется кровь по сердечным полостям и сосудам.

1 «На первый, второй рассчитайся!»

Первый тон и второй тон сердца — это то самое «тук-тук», главные звуки, которые лучше всего слышны ухом человека. Опытный врач помимо главных, прекрасно ориентируется в добавочных и непостоянных звуках. Первый и второй тон — это постоянные сердечные звуки, которые своим ритмичным биением сигнализируют о нормальной работе главного человеческого «мотора». Как же они образуются? Снова придётся вспомнить строение сердца и движение по нему крови.

Кровь поступает в правое предсердие, затем в желудочек и лёгкие, из лёгких очищенная кровь возвращается в левые отделы сердца. Как кровь проходит через клапаны? Когда кровь изливается из правой верхней сердечной камеры в желудочек, в ту же секунду кровь поступает из левого предсердия в левый желудочек, т.е. предсердия в норме сокращаются синхронно. В момент сокращения верхних камер кровь изливается из них в желудочки, проходя через 2х-створчатый и 3х-створчатый клапаны. Затем, после того как нижние камеры сердца заполнились кровью, наступает черед сокращения или систолы желудочков.

Первый тон возникает именно в момент желудочковой систолы, звук обусловлен закрытием клапанов сердца при мышечном желудочковом сокращении, а также напряжением самой стенки нижних камер сердца, колебаниями самых начальных отделов главных сосудов, отходящих от сердца, куда непосредственно изливается кровь. Второй тон возникает в самом начале расслабления или диастолы, в этот период давление в желудочках резко падает, кровь из аорты и лёгочной артерии устремляется назад и открытые полулунные клапаны быстро захлопываются.

Звук захлопывающихся полулунных клапанов и создаёт второй тон сердца в большей степени, также играет роль в звуковом эффекте колебания стенок сосудов. Как же различать I тон сердца от II тона? Если мы изобразим графически зависимость громкости звука от времени, то сможет наблюдать следующую картину: между появившимся первым тоном и вторым совсем малый промежуток времени — систола, длинный промежуток между вторым тоном и первым — диастола. После длинной паузы всегда идёт первый тон!

2 Дополнительно о тонах

Помимо основных, существуют дополнительные тоны: III тон, IV, ЩОМК, и другие. Дополнительные звуковые явления возникают, когда работа клапанов и камер сердца несколько рассинхронизирована — неодновременно происходит их закрытие и сокращение. Дополнительные звуковые явления могут быть в пределах физиологической нормы, но чаще свидетельствуют о каких-либо патологических изменениях и состояниях. Третий может возникать в уже повреждённом миокарде, не способном хорошо расслабляться, он выслушивается сразу за вторым.

Если врач обнаруживает третий тон сердца или четвёртый, то ритм сокращающегося сердца называется «галопом» из-за схожести его биения с бегом лошади. Иногда III и IV (возникает перед первым) могут быть физиологическими, они очень тихие, бывают у детей и молодых лиц без сердечной патологии. Но значительно чаще сердце «скачет галопом» при таких проблемах как миокардиты, недостаточность сердца, инфаркты, сужении клапанов и сердечных сосудов.

ЩОМК — щелчок открывающегося митрального клапанахарактерный признак сужения или стеноза 2х-створчатого клапана. У здорового человека створки клапана открываются неслышно, если же имеет место его сужение, кровь с большей силой ударяет о створки, чтобы протиснуться дальше — возникает звуковой феномен — щелчок. Хорошо прослушивается он на верхушке сердца. Когда имеется ЩОМК сердце «поёт в ритме перепела», так окрестили кардиологи данное звукосочетание.

3 Громче не значит лучше

Тоны сердца имеют определённую громкость, обычно первый слышен громче второго. Но бывают ситуации, когда сердечные тоны выслушиваются громче привычного уху врача звука. Причины усиления могут быть как физиологическими, не связанными с болезнью, так и патологическими. Меньшее наполнение, более учащённое сердцебиение способствует громкости, поэтому у людей детренированных тоны громче, а у спортсменов, напротив, тише. Когда тоны сердца громкие по физиологическим причинам?

  1. Детский возраст. Тонкая грудная клетка ребёнка, частое сердцебиение придаёт тонам хорошую проводимость, громкость и ясность;
  2. Худощавое телосложение;
  3. Эмоциональное возбуждение.

Громкость патологическая может быть обусловлена такими болезнями как:

  • опухолевые процессы в средостении: сердце при опухолях словно подвигается ближе к грудной клетке, из-за чего звуки слышны громче;
  • пневмоторакс: высокое содержание воздуха способствует лучшему проведению звуков, как и сморщивание части лёгкого;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • повышенное воздействие на сердечную мышцу при тиреотоксикозе, анемии.

Усиление только I тона может наблюдаться при сердечных нарушениях ритма, миокардитах, увеличении в размерах сердечных камер, сужении 2х-створчатого клапана. Усиление или аортальный акцент II тона слышен при поражении сосудов атеросклерозом, а также стабильно высоком кровяном давлении. Акцент II тона легочный характерен для патологии малого круга: лёгочное сердце, гипертензия лёгочных сосудов.

4 Тише, чем обычно

Ослабление сердечных тонов у людей со здоровым сердцем может быть обусловлено развитой мускулатурой или слоем жировой ткани. Слишком развитые мышцы или жир по законам физики приглушает звуковые явления работающего сердца. Но тихие звуки сердца должны насторожить врача, ведь они могут быть прямым свидетельством таких патологий:

  • инфаркт сердечной мышцы,
  • сердечная недостаточность,
  • миокардиты,
  • дистрофия сердечной мышцы,
  • гидроторакс, перикардит,
  • легочная эмфизема.

Ослабленный первый тон укажет врачу на возможную клапанную недостаточность, сужение главного «сосуда жизни» — аорты или лёгочного ствола, увеличение сердца. Тихий второй может сигнализировать о понижении давления малого круга, недостаточности клапанов, низком кровяном давлении.

Следует помнить, что если обнаружены изменения тонов относительно их громкости или образования, следует не откладывая совершить визит к кардиологу, выполнить эхокардиографию сердца с допплером, а также сделать кардиограмму. Даже если никогда ранее сердце «не барахлило», лучше перестраховаться и обследоваться.

5 Звук по автору

Некоторые патологические тоны имеют персональные именные названия. Это подчёркивает их уникальность и связь с конкретным заболеванием, а ещё и показывает, каких усилий стоило врачу выявить, составлять, диагностировать, и подтвердить наличие звукового феномена с конкретным заболеванием. Итак, одним из таких авторских тонов является двойной тон Траубе.

Он обнаруживается у пациентов с недостаточностью крупнейшего сосуда — аорты. Из-за патологии аортальных клапанов, кровь возвращается в левую нижнюю сердечную камеру, когда она должна расслабляться и отдыхать — в диастолу, происходит обратный кровяной ток или регургитация. Слышится этот звук при надавливании стетоскопом на крупную (чаще бедренную) артерию как громкий, двойной.

6 Как услышать звуки сердца?

Этим занимается врач. Ещё в начале 19 века, благодаря уму и находчивости Р. Лаэнека был изобретён стетофонендоскоп. До его изобретения сердечные тоны слушали непосредственно ухом, прижимаясь к телу пациента. Когда знаменитого учёного пригласили осмотреть тучную даму, Лаэнек скрутил из бумаги трубку и приложил один её конец к уху, а другим к груди женщины. Обнаружив, что звукопроводимость в разы увеличилась, Лаэнек предположил, что, если данный метод обследования усовершенствовать, можно будет выслушивать сердце, легкие. И был прав!

До сегодняшнего дня аускультация — это важнейший метод диагностики, которым обязан владеть каждый доктор в любой стране. Стетоскоп — это продолжение врача. Это прибор, который способен в короткие сроки помочь доктору с определением диагноза, особенно важен он, когда воспользоваться другими диагностическими методами нет возможности, в экстренных случаях или вдали от цивилизации.

8. Сердце Тони Старка


Толпа пришельцев согласно загудела.


Локи стиснул зубы и зажмурил глаза.



Маленькая фигурка протиснулась сквозь ряд стражников, отчаянно распихивая их локтями, ринулась вперед и повисла на шее громовержца, обливаясь счастливыми слезами.


Джейн была невредима, хотя и с ног до головы покрыта пылью. Один рукав ее клетчатой рубашки был оторван и запачкан кровью. Тони понял, что она была ранена, но исцелена с помощью волшебного камня.


Когда он пришел вместо вас, я подумала, что это конец!.. Я думала, он убил тебя, чтобы захватить кристалл! - скороговоркой выпалила Джейн. - Один победил его, он заставил его уйти. Но, боже мой, я думала, что больше никогда тебя не увижу!..


Засмеявшись от облегчения, Тор заключил жену в обьятия.


Воины у дверей расступились, пропуская в зал короля Асгарда. Доспехи Одина были покрыты копотью и вмятинами. Сам он хромал, опираясь одной рукой на копье Гунгнир, второй - о руку Фригг.


Отец! - Тор почтительно опустился перед королем на одно колено, умудрившись при этом не выпустить Джейн.

То же самое сделали остальные воины, кроме Тони, который и так уже полулежал на земле, и Локи, упрямо вздернувшего подбородок.


Один, казалось, не обратил внимания на дерзость пасынка. Король поспешно махнул рукой, разрешая всем подняться.

Мы использовали его, чтобы открыть портал и вернуться в Асгард. Никто не знал, что это уничтожит элемент, - ответил ей Локи.


Девочка начала плакать, но вдруг встрепенулась и вскочила на ноги.


Реактор! Здесь есть еще один, в моем костюме! Читаури заставили меня снять броню. Вы должны были найти ее в поле!

Точно! - Джейн бросилась к двери. - Костюм сейчас в твоей комнате. Я принесу!

Постой, - Тор обогнал ее. - Я сделаю это быстрее.


Раскрутив Мьёльнир, он взлетел к потолку и круто повернул в сторону, пройдя сквозь разбитую стену. Через несколько мгновений до слуха Локи донесся грохот, потом еще и еще - Тор не пожалел нескольких стен дворца, чтобы скорее добраться до цели.


Разрушение оказалось оправдано: бог грома вернулся действительно быстро, сжимая в руке чемоданчик, в который был свернут костюм Кагуи.


Девочка тоже не стала терять времени. У нее ушло всего несколько секунд, чтобы извлечь реактор из костюма. Сжав сияющий круг в руке, Кагуя склонилась над Тони.


Я вставлю, - предложил Локи.

Я сама, - Кагуя с сомнением посмотрела на свои довольно чумазые ладони. - Хорошо бы для начала спрыснуть руки дезинфектантом. На всякий случай.

У меня есть в аптечке, - Джейн отыскала валявшийся под одним из разбитых столов ящик и достала оттуда бактерицидный спрей для обработки ран. - Держи.

Спасибо, тетя Джейн.


Кагуя побрызгала раствором себе на руки, вытерла ладони и приступила к работе. Сначала девочка подсоединила провода, опустив ладонь глубоко в шахту. Потом аккуратно вставила крепления реактора в пазы и слегка повернула прибор. Реактор издал тихий щелчок, оказавшись на своем месте.

Если честно, то да, - смутился Тони.

Это могло стоить тебе жизни, - упрекнул его трикстер. - И ты еще называешь себя гением!

Постой-ка, ты что, плачешь? - Старк протянул руку, коснувшись пальцами мокрой щеки Локи. - Из-за меня?

С чего бы мне плакать из-за тебя, жалкий смертный? - бог обмана предательски шмыгнул носом и поспешно вытер глаза. - Тебе показалось.


Громкий треск заставил его вздрогнуть. Локи в недоумении уставился на второй из браслетов, которые он носил как знак заключенного. Железо на запястье трескалось все больше и больше, и в конце-концов рассыпалось в прах. Трикстер тут же ощутил невероятный прилив сил, настолько интенсивный, что вызвал эйфорию. Магия снова пульсировала в его теле, бежала по венам вместе с кровью. Локи сильно хотелось закричать от радости - и он едва сдержался.


Свершилось, - торжественно произнес Один. - Слезы ребенка, пролитые над Локи Одинсоном, богом обмана и озорства, искупили часть его грехов. Но, чтобы заслужить полное прощение, Локи должен был сам познать горе. И горевать не о себе... Сегодня мы все стали свидетелями того, что недавно считалось невозможным. Поэтому я, Один Всеотец, прощаю Локи и дарую ему свободу!


Трикстер не мог поверить своим ушам. К его еще большему удивлению, асгардцы встретили новость радостным гулом, а Тор тут же бросился вперед и чуть не задушил брата в обьятиях.


Я знал, братец, я знал!.. Все эти годы я верил, что в тебе осталось хорошее!

Отпусти, Тор! Перестань! Ну не надо!..


Но бог грома еще долго продолжал обнимать его. Потом настала очередь Фригги. Воины подходили и хлопали Локи по плечу. Джейн и Тони устало улыбались.


Локи ни за что бы не признался, даже под пыткой, что те минуты были одними из самых счастливых в его жизни.

I тон

1. Механизм: закрытие митрального (компонент М1) и трикуспидального (компонент Т1) клапанов в ранней фазе систолы желудочков. Громкость I тона зависит, в основном, от компонента М1.

2. Аускультация: в норме I тон лучше выслушивается в области верхушки сердца:

  • 1) гласный — астеническое телосложение, тахикардия, короткий интервал PQ, желудочковая экстрасистолия, стеноз митрального клапана (если нет значительной кальцификации клапана);
  • 2) тихий — ожирение, бочкообразная грудная клетка, эмфизема легких, жидкость в перикардиальной сумке, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, удлинение интервала PQ, недостаточность митрального клапана;
  • 3) переменная громкость — АВ- блокада II степени типа Венкебаха, фибрилляция предсердий, предсердно- желудочковая диссоциация; иногда у здоровых людей со значительной дыхательной аритмией;
  • 4) раздвоение (первый компонент, как правило, громче) — полная блокада правой ножки пучка Гиса.

II тон 1

1. Механизм: закрытие полулунных клапанов — аортального (компонент А2) и легочного (компонент P2), компонент А2 — громче и незначительно опережает P2. Выслушивается, как один звук во время выдоха, а при вдохе наступает его раздвоение (т. н. Физиологическое раздвоение).

2. Аускультация: нормальный II тон лучше слышать на основании сердца, в точке выслушивания аортального клапана. выслушивание раздвоение II тона без клинического обоснования требует дифференциации с позднесистолическим кликом (добавочный систолический тон обычно хорошо слышен или громче в III или IV левом межреберье у грудины с переменной интенсивностью, периодически полностью исчезает).

1) широкое раздвоение II тона:

  • а) (ригидное) фиксированное — не зависит от фаз дыхания. Причины: неосложненный дефект межпредсердной перегородки типа ostium secundum, тяжелая сердечная недостаточность (редко);
  • б) нефиксированное — постоянное широкое раздвоение II тона, углубляется при вдохе. Причины: полная блокада правой ножки пучка Гиса;

2) парадоксальное раздвоение II тона (P2 опережает А2) — выслушивается только во время выдоха. Причины: полная блокада левой ножки пучка Гиса, стеноз аортального клапанa, сужение выходного тракта левого желудочка, недостаточность трехстворчатого клапана, синдром преждевременного возбуждения желудочков с дополнительным путем проведения в правом желудочке, стимуляция правого ;

3) единичный II тон (независимо от фазы дыхательного цикла) — отсутствует одна из составляющих компонентов II тона или оба компонента накладываются. Причины: легочная эмфизема, выраженный стеноз кальцифицированными аортального клапанa, стеноз клапана легочной артерии, пожилой возраст.

III тон (протодиастолический)

1. Механизм: возникает в желудочках сердца (чаще левом) во время быстрого наполнения желудочков (протодиастолический тонн) при нарушении податливости стенки желудочка или увеличении объема наплыва крови. Причины: левожелудочковая недостаточность (увеличенный конечнодиастолический объем при систолической сердечной недостаточности), митральная или аортальная недостаточность, тиреотоксикоз, анемия, артериовенозные свищи. Физиологический III тон может наблюдаться у здоровых детей и подростков.

2. Аускультация: низкочастотный тон, лучше выслушивается с помощью раструба стетоскопа. Левожелудочковой III тон лучше слышать на верхушке сердца во время выдоха, а правожелудочковый — в IV межреберье у грудины на вдохе. Усиливается при физической нагрузке, после кашля и после подъема нижних конечностей, ослабляется в вертикальном положении. При соответствии сильной громкости выслушивается как 3 звука подобного звучания (ритм галопа) во время одного цикла сокращения сердца.

IV тон (предсердный)

1. Механизм: возникает в поздней фазе диастолы желудочков (пресистолический тонн), при сокращении предсердий, в основном, вследствие нарушения податливости желудочков. Причины: тяжелая артериальная гипертензия, стеноз аортального клапана, ишемическая болезнь сердца, гипертрофическая кардиомиопатия, гипертрофия правого желудочка, легочная гипертензия, стеноз клапана легочной артерии. IV тон никогда не появляется при фибрилляции предсердий. Физиологический IV тон может возникать у здоровых детей и подростков, особенно у молодых спортсменов.

2. Аускультация: низкочастотный тон, лучше ощутимый с помощью раструба стетоскопа, другие свойства подобные, как в III тона. Ослабляется в вертикальном положении, в отличие от раздвоения I тона, может усилиться. Громкий патологический IV тон — причина пресистолический ритм галопа (предсердного).

Стук перикарда

1. Механизм: наблюдается в начале диастолы желудочков в результате внезапного прекращения наплыва крови, вследствие неподатливости перикарда. Патогномоничный симптом сдавливающий перикардит.

2. Аускультация: высокочастотный звук, обычно ощутимый над всей предсердной участком, сразу после II тона, достаточно громкий (иногда громче, чем II и III тона), с достаточно высокой частотой. Следует различать с III тоном (стук перикарда выслушивается ранее).

Тон открытия (щелчок) митрального клапана

1. Механизм: внезапное напряжение струн или патологически измененных, но эластичных створок митрального клапана во время его открытия. Исчезает при значительной кальцификации клапана.

2. Аускультация: громкий, короткий звук высокой частоты, возникает в начале диастолы, лучше ощутимый между верхушкой сердца и левым краем грудины, но обычно над всем сердечным участком. Возникает вместе с громким, щелчком (хлопая) и тоном. Расстояние между тоном открытия и II тоном тем меньше, чем больше сужение отверстия. Следует различать со стуком перикарда и раздвоением II тона. Патогномоничный симптом митрального стеноза.

Клики сердца

1. Механизм: возникают во время систолы желудочков.

  • 1) протосистолични клики (тона выброса) — ​​вызванные выбросом крови из желудочков в расширенные сосуды, часто через суженное отверстие (устье). Причины: расширение аорты (гипертоническая болезнь, атеросклеротическое расширение аорты) или легочной артерии (легочная гипертензия), недостаток аортального клапана, сужение отверстия ;
  • 2) клики мезосистолични и пизньосистолични — вызванные внезапным напряжением удлиненных сухожильных струн и шарико раздутых створок предсердно желудочковых клапанов. Частые причины: пролапс митрального клапана.

2. Аускультация: короткие высокочастотные звуки. Протосистолични клики лучше ощутимы в базальных отделах сердца в месте выслушивания клапанов. Мезодиастолический и предиастолични клики лучше выслушиваются на верхушке сердца, усиливающиеся во время выдоха, в положении на левом боку или сидя, а также во время физической нагрузки. Снижение венозного возврата, напр., При пробе Вальсальвы, приводит к ранней появления клика во время систолы.

Тоны сердца – это волны звука, которые происходят при работе всех сердечных клапанов и сокращения мышцы миокарда. Эти сердечные тоны прослушиваются фонендоскопом, а также их можно услышать, когда приложить ухо к грудной клетке.

При прослушивании профильным специалистом, доктор прикладывает головку (мембрану) инструмента фонендоскопа к тем местам, в которых сердечная мышца расположена ближе всего к грудине.

Сердечный цикл

Каждый элемент сердечного органа работает слаженно и с определенной последовательностью. Только такая работа может гарантировать нормальный кровоток в сосудистой системе.

Сердечный цикл

В тот момент, когда сердце находится в состоянии диастолы, давление крови в сердечных камерах ниже, чем в аорте. Кровь поступает сначала в предсердия, а потом в желудочки.

Когда при диастоле, желудочек наполняется биологической жидкостью на три четверти своего объема, происходит сокращение предсердия, при котором камера заполняется остальным объемом крови.

Это действие в медицине называется систолой предсердий.

Когда желудочки наполнены, тогда закрывается клапан, который отделяет желудочки от предсердий.

Объем биологической жидкости растягивает стенки камер желудочков, и стенки камеры быстро и резко сокращаются — это действие называется систола левостороннего желудочка и правостороннего.

Когда давление крови становится в желудочках выше, чем в системе кровотока, тогда аортальный клапан раскрывается, и кровь под давлением переходит в аорту.

Желудочки становятся пустыми и переходят в состояние диастолы. Когда вся кровь попала в аорту, полулунные клапаны закрываются, и кровь не попадает обратно в желудочек.

Диастола по времени длиться в 2 раза дольше, чем систола, поэтому для отдыха миокарду достаточно данного времени.

Принцип образования тонов

Все движения в работе сердечной мышцы, клапанов сердца, потока крови при впрыскивании в аорту, создают звуки.

В сердечном органе различают 4 тона:

  • № 1 — звук от сокращения сердечной мышцы;
  • № 2 — звук от работы клапанов;
  • № 3 — при диастоле желудочков (этот тон может и не быть, но по норме он допускается);
  • № 4 — при сокращении предсердия в момент систолы (также этот тон может и не прослушиваться).

Клапан который создает звук

Тон № 1 состоит из:

  • Дрожания мышц сердца;
  • Звук от захлопывания стенок заслонки между предсердием и желудочком;
  • Содрогания стенок аорты в момент поступления в нее потока крови.

По нормативному показателю это самый громкий среди всех прослушиваемых тонов сердечного органа.

Второй проявляет себя, через небольшой промежуток по времени, после того, как был первый.

Это происходит по причине:

  • Срабатывания задвижки аортального клапана;
  • Срабатывания стенок легочного клапана.

Тон № 2. Не такой звонкий, как первый и прослушивается между вторыми ребрами с левой стороны области сердца, а также можно слышать и с правой. Пауза в звуках после второго длиннее, потому что происходит стук в момент диастолы сердца.

Тон № 3. Данный тон не входит в число обязательных стуков для сердечного цикла. Но по норме данный третий тон допускается, а может и отсутствовать.

Третий возникает в результате, когда при диастоле происходит содрогание стенок левостороннего желудочка, во время наполнения его биологической жидкостью.

Для того чтобы его услышать при аускультации, необходимо иметь большой опыт в прослушивании. Не инструментальным методом, данный тон можно услышать только в тихой комнате, а также у детей, потому что сердце и грудная клетка расположены близко.

Тон № 4. Так же как и третий не относится к обязательному в сердечном цикле. Если данный тон отсутствует, это не есть патология миокарда.

При аускультации его можно услышать только у детей и у молодого поколения людей с тонкой грудной клеткой.

Причина 4 тона, это звук, который происходит при систолическом состоянии предсердия, в тот момент, когда осуществляется заполнение биологической жидкостью левостороннего и правостороннего желудочков.

При нормальной работе сердечного органа, ритмичность происходит после одинаковых временных промежутках. При норме в здоровом органе 60 ударов за одну минуту, временной промежуток между первым и вторым — 0,30 секунды.

Временной промежуток от второго к первому — 0,60 секунды. Каждый тон отчетливо прослушивается, они громкие и чёткие. Первый звучит низко и он продолжительный.

Начало данного первого тона начинается после паузы . Второй звучит выше по звуку и начинается после недолгой паузы, и он по длине звучания немного короче первого.

Тоны третьего номера и четвёртый прослушиваются после второг о, в тот момент, когда происходит диастола сердечного цикла.

Чем прослушиваются тоны сердца?

Для инструментального прослушивания сердечных тонов, а также выслушивания работы бронхов, лёгких и при измерении артериального давления по методике Короткова, применяется фонендоскоп (стетоскоп).


Фонендоскоп состоит из: оливы, дужки, звук провода и головки (с мембраной).

Для выслушивания тонов сердца применяется кардиологический тип фонендоскопа — с повышенной улавливаемостью мембраной звука.

Очередность прослушивания тонов сердца при аускультации

При аускультации происходит прослушивание клапанов сердечного органа, их работу и ритмичность.

Локализация тонов при прослушивании клапанов:

  • Двухстворчатого клапана на верхушке сердечного органа;
  • Прослушивание аортального клапана под вторым ребром с правой стороны сердечной локализации;
  • Выслушивание работы заслонки лёгочной артерии;
  • Распознание тональности работы трёхстворчатого клапана.

Прослушивания сердечных импульсов и их тональность при аускультации проходит в определенной последовательности:

  • Локальность верхушечной систолы;
  • Второе межреберье с правой стороны края грудной клетки;
  • Второе межреберье с левой стороны грудной клетки;
  • Низ грудины (локальность мечевидного отростка);
  • Точка локализации Эрба — Боткина.

Данная последовательность при выслуживании тонов сердца, обусловлена поражением клапанов сердечного органа и позволит правильно прослушать тональность каждого клапана и выявлять работоспособность миокарда. Слаженность в работе сразу отражается на тонах и их ритмичности.

Изменения в тонах сердца

Сердечные тоны — это волны звука, поэтому любое отклонение или нарушение говорит о патологии одной их структур сердечного органа.

В медицине выделяют причины отклонения от нормативных показателей звучания тонов:

  • Изменения физиологические — это причины, что связаны с физиологией человека, которому прослушивают сердце. Не четкие звуки будут при прослушивании человека, который страдает ожирением. Лишний жир на груди препятствует хорошей слышимости;
  • Патологическое изменение стука — это отклонения в работе сердечных структур или повреждения частей сердечного органа, а также артерий, отходящих от него. Громкий стук происходит от того, что стенки заслонки уплотняются, становятся менее эластичными и при закрывании издают громкое звучание. В первом стуке происходит щелчок.

Приглушенные звуки тона

Приглушенные стуки — это звуки, которые не ясные и плохо прослушиваемые.

Заболевание перикардит

Слабые звуки могут быть признаком патологии в сердечном органе:

  • Диффузное разрушение ткани миокарда — миокардит;
  • Приступ инфаркта миокарда;
  • Болезнь кардиосклероз;
  • Заболевание перикардит;
  • Патология в легких — эмфизема.

Если происходит ослабление первого стука или второго, и слышимость при аускультации в разных сторонах не одинакова.

Тогда это выражает следующую патологию:

  • Если сверху сердечного органа приглушенный звук, тогда это свидетельствует о том, что развивается патология — миокардит, склероз миокарда, а также частичное его разрушение и недостаточность клапана;
  • Глухой звук в месте 2 подреберья, свидетельствует о том, что происходит нарушение в работе аортального вида клапана, или же стеноз стенок аорты, при котором уплотнённые стенки не имеют возможности эластичному растяжению;

Некоторые изменения в тональности сердечных звуков имеют специфические характерные акценты и носят конкретное название.

При стенозе митрального клапана происходит звук — называется ритм перепела, где первый стук слышится как хлопок и сразу происходит второй .

После второго происходит эхо дополнительного тона, который характерен для данной патологии.

Если патология миокарда перешла в тяжелую степень течения заболевания, тогда происходит трехтактный или четырёхтактный звук — ритм галопа. При данной патологии биологическая жидкость растягивает стенки камер желудочков, что приводит к дополнительным звукам в ритме.

Ритм галопа

  • Совместное сочетание первого, второго и третьего — это ритм протодиастолический;
  • Одновременное сочетание первого тона, второго и четвертого — это ритм пресистолический;
  • Четырёхкратный ритм — это совокупность всех четырёх тонов;
  • Суммарный ритм при тахикардии — это слышимость четырёх тонов, но в момент диастолы третий и 4 сливаются в один звук.

Усиленные звуки тона

Усиление тонов сердца слышно у детей и у худых людей, потому, что грудная клетка у них тонкая, что дает возможность фонендоскопу лучше услышать, так как мембрана находится рядом с сердечным органом.

Стеноз митрального клапана

Если наблюдается патология, тогда это выражается в яркости и громкости тонов и в конкретной локализации:

  • Громкий и звонкий первый в верхней части сердечного органа, говорит о патологии атриовентрикулярного левостороннего клапана, а именно в суживании стенок задвижки. Выражается такой звук при тахикардии, склерозе митрального клапана, потому что створки задвижки стали утолщёнными и потеряли эластичность;
  • Второй звук в данном месте означает о высоком уровне артериального давления, которое отражается в малом кровеносном круге. Эта патология приводит к тому, что створки заслонки на лёгочной артерии быстро захлопываются, потому что у них потеряна эластичность;
  • Громкий и звонкий звук у второго подреберья говорит о патологии высокого аортального давления, о стенозе аортальных стенок, а также о прогрессировании болезни атеросклероз.

Аритмичность сердечных тонов

Тоны, которые не имеют ритмичности (аритмичность), говорят о том, что существует явное отклонения в проводящей кровь системе сердечного органа.

Пульсирование возникает с различным временным интервалом, потому что не каждое сокращение в сердце проходит через всю толщину миокарда.

Болезнь атриовентрикулярная блокада проявляется в несогласованной работе предсердий и левостороннего и правостороннего желудочков, что производит тону — ритму пушечному.

Этот тон происходит при одновременной систоле всех сердечных камер.


Атриовентрикулярная блокада

Не имеет слаженного ритма и раздвоение тонов . Это происходит тогда, когда один тон делится на 2 коротких. Эта патология связана с тем, что работа клапанов сердца не лажена с самим миокардом.

Расщепление одного тона происходит по причине:

  • Митральный клапан и трёхстворчатый не закрываются в одно и то же время. Это происходит при заболевании трикуспидальный стеноз трёхстворчатого клапана, или при стенозе стенок митрального клапана;
  • Нарушена проводимость сердечной мышцей электрических импульсов на желудочки и предсердия. При недостаточной проводимости и происходит аритмичность в работе камер желудочков и камеры предсердия.

Аритмичность и размежевание второго номера стука, когда заслонки захлопываются в разные моменты, свидетельствует об отклонениях в сердце.

В системе коронарных сосудов:

  • Высокое артериальное давление в малом круге кровотока, провоцирует кислородное голодание;
  • Ярко выраженная артериальная гипертония (гипертензия);
  • Гипертрофия стенок левостороннего желудочка, при патологии митрального клапана, а также стенозе данного клапана. Систола створок митрального клапана смыкается позже, что приводит к нарушениям в аортальном клапане.

При заболевании ишемическая болезнь сердца, изменение в тональности зависит от стадии течения болезни и от повреждения миокарда и состояния клапанов.

На первичной стадии развития заболевания, тоны не сильно отклонены от нормы, и признаки ишемии выражены слабо.

Стенокардия проявляется приступами. В момент приступа стенокардии, при ИБС (ишемической болезни сердца), стук сердца становится немного приглушенный, пропадает ритмичность в тонах, проявляется ритм галопа.

При дальнейшем прогрессировании стенокардии, дисфункция сердечной мышцы и задвижек между камерами миокарда происходит не в момент приступа стенокардии, а происходит на постоянной основе.

Заключение

Изменение в ритмичности стука сердца — это не всегда сердечные заболевания или заболевания системы сосудов кровотока, а также неритмичность может проявляться при тиреотоксикозе, инфекционных заболеваниях — дифтерии.

Многие патологии и вирусные болезни влияют на ритмичность сердечных импульсов, а также на тональность данных импульсов.

Добавочные тоны сердца также проявляются не только при болезнях сердца . Поэтому для установления правильного диагноза необходимо пройти инструментальное исследование миокарда, системы сосудов, а также при помощи фонендоскопа выслушать все тоны сердечного органа.

Сердечные тоны: понятие, аускультация, о чем говорят патологические

Каждый знаком со священнодействием врача в момент осмотра пациента, которое научным языком называется аускультация. Доктор прикладывает к груди мембрану фонендоскопа и внимательно вслушивается в работу сердца. Что он слышит и какими специальными знаниями он обладает, чтобы понимать услышанное, разберемся ниже.

Тоны сердца – это звуковые волны, возникающие в результате работы сердечной мышцы и клапанов сердца. Их можно услышать, если приложить фонендоскоп или ухо к передней грудой стенке. Чтобы получить более детальную информацию, доктор выслушивает тоны в специальных точках, поблизости от которых находятся клапаны сердца.

Сердечный цикл

Все структуры сердца работают согласованно и последовательно, чтобы обеспечить эффективный кровоток. Длительность одного цикла в покое (то есть, при 60 ударах в минуту) составляет 0,9 секунды. Он состоит из сократительной фазы – систолы и фазы расслабления миокарда – диастолы.

Пока сердечная мышца расслаблена, давление в камерах сердца ниже, чем в сосудистом русле и кровь пассивно поступает в предсердия, затем в желудочки. Когда последние заполняются на ¾ своего объема, предсердия сокращаются и с силой проталкивают в них оставшийся объем. Этот процесс называется систолой предсердий . Давление жидкости в желудочках начинает превышать давление в предсердиях, из-за чего атриовентрикулярные клапаны захлопываются и отграничивают полости друг от друга.

Кровь растягивает мышечные волокна желудочков, на что они отвечают быстрым и мощным сокращением – наступает систола желудочков . Давление в них быстро нарастает и в момент, когда оно начинает превышать давление в сосудистом русле, клапаны последних аорты и легочного ствола открываются. Кровь устремляется в сосуды, желудочки запустевают и расслабляются. Высокое давление в аорте и легочном стволе закрывает полулунные клапаны, поэтому обратно в сердце жидкость не поступает.

За систолической фазой следует полное расслабление всех полостей сердца – диастола , после которой наступает следующая стадия наполнения и сердечный цикл повторяется. По времени диастола в два раза превышает систолу, поэтому сердечная мышца имеет достаточное время для отдыха и восстановления.

Образование тонов

Растяжение и сокращение волокон миокарда, движения створок клапанов и шумовые эффекты струи крови рождают звуковые колебания, которые улавливает человеческое ухо. Таким образом, выделяют 4 тона:

1 тон сердца появляется во время сокращения сердечной мышцы. Он складывается из:

  • Вибрации напряженных волокон миокарда;
  • Шума схлопывания створок председрно-желудочковых клапанов;
  • Вибрации стенок аорты и легочного ствола под давлением поступающей крови.

В норме он доминирует на верхушке сердца, которая соответствует точке в 4-м межреберье слева. Выслушивание первого тона по времени совпадает с появлением пульсовой волны на сонной артерии.

2 сердечный тон появляется через короткий промежуток времени после первого. Он слагается из:

  • Схлопывания створок аортального клапана:
  • Схлопывания створок клапана легочного ствола.

Он менее звучный, чем первый и превалирует во 2-м межреберье справа и слева. Пауза после второго тона более длинная, чем после первого, так как она соответствует диастоле.

3 сердечный тон не является обязательным, в норме он может и отсутствовать. Он рождается колебаниями стенок желудочков в тот момент, когда происходит пассивное заполнение их кровью. Чтобы уловить его ухом, необходим достаточный опыт в аускультации, тихое помещение для обследования и тонкая передняя стенка грудной полости (что встречается у детей, подростков и астеничных взрослых).

4 сердечный тон также относится к необязательным, отсутствие его не считается патологией. Он появляется в момент систолы предсердий, когда происходит активное заполнение желудочков кровью. Четвертый тон лучше всего выслушивает у детей и субтильных молодых людей, у которых грудная клетка тонкая, а сердце плотно прилегает к ней.

точки аускультации сердца

В норме тоны сердца ритмичные, то есть возникают после одинаковых промежутков времени. Например, при частоте сердечных сокращений 60 в минуту после первого тона до начала второго проходит 0,3 секунды, а после второго до следующего первого – 0,6 секунды. Каждый из них хорошо различим на слух, то есть тоны сердца ясные и громкие. Первый тон довольно низкий, продолжительный, звучный и начинается после относительно длительной паузы. Второй тон выше, короче и возникает после небольшого промежутка тишины. Третий и четвертый тоны выслушиваются после второго – в диастолическую фазу сердечного цикла.

Видео: тоны сердца — обучающее видео

Изменения тонов

Тоны сердца являются по своей сути звуковыми волнами, поэтому их изменения происходят при нарушении проведении звука и патологии структур, которые эти звуки издают. Выделяют две основные группы причин, по которым сердечные тоны звучат отлично от нормы:

  1. Физиологические – они связаны с особенностями исследуемого человека и его функциональным состоянием. Например, избыточная подкожно-жировая около перикарда и на передней стенке груди у тучных людей ухудшает проведение звука, поэтому тоны сердца становятся приглушенными.
  2. Патологические – они возникают при повреждении структур сердца и отходящих от него сосудов. Так, сужение атриовентрикулярного отверстия и уплотнение его створок приводит к появлению щелкающего первого тона. Плотные створки при схлопывании издают более громкий звук, чем нормальные, эластичные.

Приглушенными тоны сердца называют в случае, когда они теряют свою ясность и становятся плохо различимыми. Слабые глухие тоны во всех точках аускультации наводят на мысли о:

изменения тонов сердца, характерные для определенных нарушений

  • со снижением его способности сокращаться – обширный , ;
  • Выпотном ;
  • Ухудшении проведения звука по причинам, не связанным с сердцем – эмфизема легких, пневмоторакс.

Ослабление одного тона в какой-либо точке аускультации дает довольно точную характеристику изменениям в сердце:

  1. Приглушение первого тона на верхушке сердца говорит о миокардите, склерозе сердечной мышцы, частичном разрушении или ;
  2. Приглушение второго тона во 2-м межреберье справа возникает при недостаточности клапана аорты или ;
  3. Приглушение второго тона во 2-м межреберье слева свидетельствует от недостаточности клапана легочного ствола или о .

При некоторых болезнях изменение тонов сердца носит настолько специфичный характер, что получает отдельное название. Так, для митрального стеноза характерен «ритм перепела» : хлопающий первый тон сменяется неизмененным вторым, после которого возникает эхо первого – добавочный патологический тон. Трех- или четырехчленный «ритм галопа» возникает при тяжелом поражении миокарда. В этом случае кровь быстро растягивает истонченные стенки желудочка и их колебания рождают дополнительный тон.

Усиление всех сердечных тонов во всех точках аускультации встречается у детей и у астеничных людей, так как у них передняя грудная стенка тонкая и сердце довольно близко лежит от мембраны фонендоскопа. При патологии характерно увеличение громкости отдельных тонов в определенной локализации:

  • Громкий первый тон на верхушке возникает при сужении левого атриовентрикулярного отверстия, склерозе створок митрального клапана, ;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева говорит о повышении давления в малом круге кровообращения, что приводит к более сильному схлопыванию створок клапана легочной артерии;
  • Громкий второй тон во 2-м межреберье слева свидетельствует от повышении давления в аорте, уплотнении стенки аорты.

Следует помнить, что не всегда изменение характера тонов сердца говорит о патологии именно сердечно-сосудистой системы. Лихорадка, тиреотоксикоз, дифтерия и многие другие причины приводят к изменению сердечного ритма, появлению добавочных тонов или их приглушению. Поэтому доктор интерпретирует аускультативные данные в контексте всей клинической картины, что позволяет наиболее точно определить характер возникшей патологии.

Видео: аускультация тонов сердца, основные и дополнительные тоны