Главная · Зубной камень · Ранняя диагностика алалии. Симптомы сенсорной алалии. Как проводят коррекцию при моторной алалии

Ранняя диагностика алалии. Симптомы сенсорной алалии. Как проводят коррекцию при моторной алалии

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном . Причиной алалии является поражение речевых центров головного мозга в результате нарушения или травм и заболеваний головного мозга, перенесенных ребенком до 1 года, то есть до появления речи. Этим алалия отличается от , при которой нарушается уже существовавшая . Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии ребенок не говорит (издает лишь нечленораздельные звуки), но понимание речи может сохраниться; при сенсорной алалии ребенок не понимает обращенную к нему речь.

Детей, страдающих алалией, обучают в специальных .

Алалия (от греч. отрицательной приставки а- и lalia - речь) - отсутствие или ограничение речи у детей вследствие поражения в доречевом периоде речевых зон больших полушарий головного мозга или их недоразвития. При установлении диагноза алалии следует учитывать нарушение слуха, механические причины нарушений артикуляции, анартрии (см.) и расстройства интеллекта.

Этиология алалии разнообразна: сосудистые, воспалительные процессы, интоксикация и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном, натальном и в раннем периоде постнатального развития (от 1 до 10 месяцев жизни ребенка). Дети с легкими формами алалии нередко к периоду школьного обучения уже владеют фразовой речью, но испытывают значительные трудности в обучении чтению и письму (дислексия, дисграфия).

Различают моторную и сенсорную алалию, соответственно обусловленные нарушением функций лобно-теменных и височных областей больших полушарий головного мозга. Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются сенсорные нарушения и наоборот. Алалия может быть и тотальной.

Моторная алалия характеризуется нарушением двигательной функции речи при сохранении в основном ее понимания. Отсутствие речи до 2-2¼ лет должно внушать опасения. Дети с моторной алалией обычно стесняются своего дефекта. Они отказываются говорить, даже если обладают определенным речевым запасом, проявляя своеобразный «речевой негативизм», и предпочитают пользоваться жестами. Овладев артикуляцией речевых звуков, такие дети испытывают трудности в овладении звукосочетаниями, что выражается в перемещении фонем, упрощениях; с появлением слов наблюдаются слоговые парафазии, например «ломоток» вместо «молоток». Переход к фразам выявляет аграмматизм, который является наиболее стойким. С накоплением словарного запаса аграмматизм нарастает; у детей с алалией он выражается в неправильных падежных окончаниях, отсутствии предлогов, союзов, наречий. Письмо в период становления речи отражает весь путь речевого развития: оно аграмматично и изобилует различными парафазиями.

Сенсорная алалия характеризуется расстройствами понимания речи при сохранении элементарного слуха. У детей с сенсорной алалией нарушен фонематический слух и крайне лабильно слуховое внимание. В противоположность моторной алалии дети, страдающие сенсорной алалией, проявляют речевую активность даже в период лепетной речи. Они отличаются от слабослышащих и глухонемых звонким голосом, сохранностью интонации, реакцией на звуки даже небольшой интенсивности, не пользуются зрением для улавливания речи, жестикуляцию сопровождают голосовой реакцией. Речь их непонятна для окружающих.

Для обучения больных с моторной алалией разработана специальная система, способствующая развитию их речи. Методы обучения при сенсорной алалии разработаны мало. В логопедической практике используется ряд методических приемов. Обучение звукам начинают одновременно с обучением буквам. Сравнительно рано начинается работа над усвоением грамматического строя речи. См. также Речь (расстройства).

Алалия представляет собой частичное или полное отсутствие речевой функции, которое вызвано органическим поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При алалии характерно очень позднее развитие речевых реакций, скудность словарного запаса, грубое нарушение структуры слога и произношение звуков.

Кроме того, в случае алалии недоразвитие речи имеет системный характер, то есть, нарушен как лексико-грамматический компонент, так и фонетический, также отсутствует импрессивная и экспрессивная речь.

Основной причиной алалии является раннее органическое повреждение центральной нервной системы из-за патологии при течении беременности и родов. Но в последнее время все больше набирает популярность наследственный фактор в формировании и развития речи у ребенка.

Диагностируют алалию приблизительно у 0,9% детей дошкольного возраста и у 0,5% школьников, причем данная патология чаще встречается у мальчиков.

Что же приводит к развитию алалии? Такие факторы многообразны и могут влиять в разные периоды развития плода и ребенка. Так, к поражению речевых зон коры головного мозга может привести гипоксия плода, угроза прерывания беременности, травматизация плода, а также наличие хронических заболеваний будущей мамы (гипертензия, гипотония, сердечная недостаточность), гипертонус матки во время беременности, преждевременные и стремительные роды, нарушение гормонального фона, нервное перенапряжение, асфиксия новорожденного. После рождения ребенка факторами возникновения алалии могут быть резкие громкие звуки, крики, отсутствие контакта ребенка с матерью, соматические заболевания, энцефалит, менингит, травмы головы, полученные ребенком в первые годы жизни, фактор наследственности (патология развития речи у родителей), воздействие токсичных веществ, перенесенные операции под общим наркозом, педагогическая запущенность.

Обычно в анамнезе детей, страдающих алалией, присутствует не один, а несколько факторов, приводящих к такой мозговой дисфункции.

Диагностирование алалии проводится логопедом, иногда педиатром, невропатологом. Диагноз ставится на основании результатов рентгенографии черепа, магнитно-резонансной томографии. Проводится исследование устной речи ребенка, формулирование предложений, правильное понимание и произношение слов.

За длительный период изучения алалии, было выработано большое количество классификаций алалии, которые зависят от степени выраженности патологии речи, механизма и проявлений заболевания. Но в данное время выделяется классификация, согласно которой выделяют: сенсорную (импрессивную) алалию; моторную (экспрессивную) алалию; смешанную (выражены признаки сенсорной и моторной алалии).

Сенсорная алалия характеризуется патологическим восприятием и пониманием речи, при этом слух у пациента – без патологий. При сенсорном недоразвитии речи ребенок практически не понимает что говорят окружающие, а речь малыша – это набор бессмысленных слов или их обрывков, звукосочетаний. То есть речь бессвязна и лишена смысла, непонятна для окружающих (так называемый «словесный салат»). В основном, у детей с сенсорной алалией, наблюдаются повторения звуков, слов, слогов, пропуски слогов или их замена, но таких детей это совершенно не тревожит, они используют жесты и мимику.

Патология развития речи, естественно, приводит к задержке умственного и интеллектуального развития, нарушение поведения. Такие дети не могут сконцентрироваться и удержать внимание, часто отвлекаются, у них неустойчиво слуховое восприятие, они импульсивны, поведение хаотичное, но иногда бывает и наоборот – ребенок замкнут, молчалив.

Моторная алалия характеризуется неврологическими, психологическими и речевыми проявлениями, а именно: слабое развитие моторики рук (ребенку тяжело себя обслуживать), плохо координируемые движения, неловкость, наблюдаются нарушения памяти, восприятия и внимания. Поведения детей с моторной алалией характеризуется как гиперреактивностью, так и малоподвижностью, заторможенностью. Дети быстро утомляются, интеллектуальное развитие у пациентов страдает из-за речевой недостаточности.

Кроме того, при моторной алалии характерно нормальное восприятие чужой речи, а собственная речь развивается с грубыми отклонениями или вообще не развивается. Все стадии развития речевых навыков происходят позже, чем положено.

Основным речевым дефектом речи при моторной алалии является отсутствие возможности выполнения артикуляционных движений, что существенно искажает слоговую структуру слов (в дальнейшем может развиться заикание). Словарный запас состоит преимущественно из существительных в именительном падеже, другие части речи – ограничены, фразы представляются в виде коротких предложений, наблюдается нарушение формирования связной речи. В случаях грубой формы моторной алалии у ребенка наблюдаются только отдельные слова, звуки, которые сопровождаются мимикой и жестами.

Коррекция при любых формах алалии должна носить медицинский, психологический и педагогический характер. Больные алалией получают необходимую помощь в специализированных коррекционных центрах, санаториях. Пациенты получают медикаментозную помощь, которая направлена на стимуляцию мозговых структур, физиотерапию, электрофорез, водолечение, а также должно быть обучение общей и мелкой моторики, развитие психических функций (развитие внимания, памяти, мышления). Занятия с логопедом должны охватывать все стороны речи: при моторной алалии – стимулируется речевая активность, формирование словаря и фразовой речи, улучшается произношение звуков, а при сенсорной алалии идет работа над различием речевых и неречевых звуков, пониманием фраз, правильным построением речи. Также необходимо обучать ребенка письму, чтению, так как это позволяет лучше усвоить материал.

Методы профилактики алалии включают в себя недопущение родовых травм головного мозга, избегание травм головы ребенка, так как это может повлечь необратимые патологические процессы и скажется на развитии ребенка.

Но конечно же, болезнь проще предупредить, чем лечить, поэтому, чтобы не допустить риска развития алалии у ребенка, необходимо обеспечить нормальное и безопасное для здоровья малыша протекание беременности (своевременно посещать гинеколога, выполнять его рекомендации, свести до минимума риск заражения инфекционными заболеваниями, отказаться от вредных привычек), а после рождения малыша необходимо обеспечить ему нормальное развитие (посещать педиатра по графику, не допускать травм головы, заниматься с ребенком).

Лечение алалии - это грамотная логопедическая коррекция речевых навыков пациента, для чего индивидуально разрабатывается схема занятий. На таких занятиях педагог и логопед должны работать синхронно. Обычно легче поддается лечению сенсорная алалия, для преодоления моторной алалии необходимо больше времени. Медикаментозное лечение включает в себя витаминные курсы и препараты, положительно воздействующие на процессы головного мозга. При лечении алалии необходим постоянный контроль со стороны педиатра и невролога.

Обычно, дети очень говорливы. Их весёлая и непрекращающаяся речь способна довести любого до головной боли. Но бывает так, что ребёнок просто не может говорить, хотя и очень хочет. Одной из причин такого опасного молчания является алалия. Рассмотрим подробнее, что это такое, и как его лечить.

Алалия - это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Виды алалии

Существует несколько классификаций заболевания в зависимости от зоны, степени и механизма патологии, но официальна признана и используется система В.А. Ковшикова. По ней алалия делится на:

  • Сенсорную.
  • Смешанную.

Сенсорная

Данный вид характеризуется недоразвитием речи из-за патологий в речеслуховом анализаторе. Эта часть коры головного мозга отвечает за анализ речи, и нарушения в её работе ведут к невозможности связать определённый образ с его звуковым обозначением.

То есть ребёнок слышит, но не может понять обращённую к нему речь. Из-за этого он может не откликаться, когда его зовут, не прислушиваться к чужой речи.

Сенсорная алалия выражается также в:

  • Расторможенности речи. Ребёнка сложно заставить помолчать.
  • Смешении сходных по произношению звуков.
  • Эхолалии.

У больных детей может отмечаться интеллектуальная недоразвитость.

Моторная алалия

Основная причина появления данной формы заболевания - патологии коркового конца центра Брока, а также проводящих путей этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие экспрессивной речи, выражающееся в трудностях овладения речевыми навыками. При этом ребёнок понимает, что ему говорят.

Для данного вида характерны:

  • Позднее формирование речи (примерно в 5 лет).
  • Нарушения грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
  • Малый словарный запас.
  • Расстройство внимания.
  • Двигательная расторможенность.
  • Нарушения интеллектуального развития.

Смешанная

Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.

Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием.

Причины

Поскольку алалия может возникать на разных этапах развития ребёнка, причины также различны. Так, например, к органическим поражениям речевых центров коры голов. мозга у плода могут приводить:

  • гипоксия;
  • внутриутробная инфекция;
  • угроза выкидыша;
  • сильный токсикоз у матери;
  • механические травмы плода (например, при ударах и падениях беременной);
  • хронические заболевания матери;
  • вирусные заболевания, перенесённые беременной.

Даже если беременность протекала нормально, велик риск травмировать мозг ребёнка при родах, если они преждевременные, скоротечные или затяжные, а также из-за:

  • асфиксии;
  • недоношенности младенца;
  • внутричерепного повреждения;
  • применения акушерских инструментов;
  • человеческого фактора и халатности (если младенца уронили или ударили).

Зачастую, у алалии, возникающей на первом году жизни и далее, обнаруживается несколько причин. То есть не что-то одно, а целая система патологий или факторов влияют на развитие заболевания. Сюда можно отнести:

  • соматические заболевания (как пример, гипотрофия);
  • энцефалит;
  • менингит;
  • предрасположенность к алалии;
  • перенесённые вирусные заболевания (ОРВИ, грипп и пр.);
  • рахит;
  • операции с использованием наркоза;
  • травмы головы;
  • отсутствие нормальной базы для развития (неблагоприятные условия).

Симптомы и признаки алалии у ребенка

Симптоматика алалии напрямую зависит от её вида. Имеется лишь несколько общих аспектов. Так, заболевание всегда связано с расстройством между вербальной и невербальной формами психической деятельности ребёнка.

Если задания на невербальную деятельность выполняются без труда (собрать лёгкий пазл, расставить сюжетные картинки в соответствии с их последовательностью), то вербальные делаются с трудом.

Задержка проявляется на всех этапах речевого развития, которые застала алалия. Например, у младенцев поздно появляется гуление и лепет, иногда они вовсе могут отсутствовать. Отмечается также косноязычие, проявления эгоцентрической речи, бедный словарный запас. Алалия может привести к инвалидности.

Диагностика

Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как:

  • невролог;
  • педиатр;
  • отоларинголог;
  • психолог.

В редких случаях требуется посещение нейрохирурга.Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.

Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.

Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например:

  • рентгенографическое исследование;
  • эхоэнцефалографию;

Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Лечение и коррекция

Наиболее эффективные результаты в лечении алалии показали:

  • Логопедическая коррекция.
  • Массаж.
  • Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия.

Неврологами и логопедами может назначаться и медикаментозная терапия из курса препаратов:

  • Кортексина;
  • Когитума;
  • Гаммалона;
  • Цераксона;
  • витаминов В12 и В15

Однако эффективность лекарственных средств на больных алалией не доказана.

В данном видео ролике профессиональный логопед проводит занятия с ребенком, страдающим моторной алалией:

Логопедическая коррекция и массаж

Коррекционное воздействие должно быть комплексным, и проводится как дома, так в специализированных санаторных или дошкольных учреждениях.

Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например:

  • стимуляцию речевой активности;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • занятие на звукопроизношение и грамматическое оформление высказывания;
  • логоритмику;

В логопедический массаж входят техники для артикуляционной мускулатуры. Манипуляции проводятся зондом, а конечный эффект направлен на нормализацию тонуса речевых мышц.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

В качестве дополнительных мер коррекции врачом могут назначаться:

  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение;
  • электрофорез;
  • Электростимуляция;

Все эти меры направлены на активизацию и стимуляцию речевых зон коры головного мозга.

Клиники в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве и Санкт-Петербурге есть все необходимые комплексы услуг по лечению алалии. Притом процедуры могут проводиться как в бесплатном стационаре, так и в платных частных клиниках.

В Москве лечение можно получить в таких платных клиниках, как:

  • Добромед;
  • СМ-Клиника;
  • НИАРМЕДИК;
  • ПрофМедПомощь;
  • К+31;
  • Чайка;
  • Семейная;
  • ОРИС;
  • ОНМЕД;
  • Московия;
  • НЕБОЛИТ;
  • и другие;

В среднем, консультация обойдётся в пределах 1000-2000 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге за консультацией можно обратиться в:

  • Институт остеопатии Мохова;
  • Врач+;
  • БалтМед Гавань;
  • Феникс-Мед;
  • Аква-Доктор;
  • Квантум Сатис;
  • Здоровый век;
  • прочие;

Примерная стоимость консультации: до 2 тыс. рублей.

Несмотря на то, что алалия - заболевание, связанное с нарушениями в речевом центре коры головного мозга, оно вполне поддаётся лечению. Если рано диагностировать болезнь и создать все условия, необходимые для нормального развития ребёнка, можно восстановить его речь для нормального состояния.

Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге много бесплатных и частных клиник, готовых помочь сделать вашего ребёнка здоровым.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начать ещё до рождения ребёнка. Мать должна сделать всё, чтобы избежать родовых травм:

  • постоянно наблюдаться у гинеколога;
  • внимательно следить за протеканием беременности:
  • принимать витамины и назначаемые лекарства;
  • не откладывать стимуляцию, если срок родов уже подошёл;

После рождения ребёнка нужно обеспечить ему нормально развитие. Для этого рекомендуется посещать врачей (терапевтов, неврологов, отоларингологов) по расписанию или необходимости, а также заниматься с ним в условиях дома и беречь мозг от повреждений.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Статья. Алалия в детском возрасте


учитель – логопед, Клокова Светлана Вячеславовна,
МБДОУ д/с.№ 39, г. Арзамас, Нижегородская область.
Описание: Статья раскрывает понятие «алалия», причины её возникновения. Знакомит с формами алалии, с необходимостью комплексного своевременного лечения. Будет интересна родителям, педагогам, логопедам.

Работая более 19 лет на коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР), часто встречаются дети с алалией. Давайте разберёмся, что это за заболевание, каковы причины возникновения и как его лечить?
Что такое алалия?
Алалия – это тяжёлое нарушение речи, проявляющимся в отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Это нервно – психическое заболевание, которое нужно лечить, начиная с раннего возраста. Обычно дети с алалией начинают посещать специальные коррекционные логопедические группы с 4 лет, сроком на 3 года. Если не проводить логопедическую коррекцию и не начинать вовремя медикаментозное лечение, дети с алалией тормозят в развитии интеллектуальной сферы и социальная адаптация становится невозможной. Их речь невозможно понять не только другим детям, но и взрослым. Из - за того, что их не понимают, дети с алалией становятся замкнутыми, нередко агрессивными, обидчивыми, раздражительными, капризными. Нервное состояние детей ухудшается.
Алалию трудно распознать с первого взгляда даже опытному врачу. Нередко детям с алалией ставится диагноз по ошибке аутизм или олигофрения. Но при обучении дети с сенсорной и моторной алалией хорошо воспринимают информацию и не имеют особых затруднений при обучении (в сравнении с детьми аутистами или олигофренами). У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из - за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе. В случае олигофрении, при проведении медикаментозного лечения, интеллект детей не восстанавливается. Так же детей с алалией нередко путают с детьми с нарушением слуха. Но реагирование на звуки даёт возможность понять, что слух у них не нарушен.
Причины алалии.
Причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, в период беременности, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни.
Различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно – плацентарная недостаточность, алкоголь и табакокурение во время беременности способны оказать отрицательное влияние на развитие головного мозга плода. При родах возможна острая гипоксия плода из – за преждевременного выхода околоплодных вод, длительного нахождения головки новорожденного в малом тазу роженицы, слабости родовой деятельности, стремительных родов, родовой травмы, обвития ребёнка пуповиной, переохлаждения новорожденного и отсутствия поступления питательных веществ в первые часы после рождения. Если малыш на первом году жизни перенёс тяжёлые вирусные инфекции: краснуху, менинго – энцифалит, закрытые черепно-мозговые травмы, серьёзные ушибы головы, это также может спровоцировать нарушение развитие головного мозга, и развитием алалии.
Хорошо обследовать неговорящего или плохо говорящего малыша в возрасте от 2,5 – 3 лет. Это самое благоприятное время для постановки данного диагноза, так как именно в этот период у детей формируются основные словарные формы, дети начинают употреблять в своей речи правильно подобранные падежные окончания и числительные. Речевое развитие детей происходит по – разному, и в более ранний период данный диагноз ставят предположительно. Такой малыш в возрасте до 3 лет должен наблюдаться у логопеда для того, чтобы помочь ему формировать речь и наблюдать за его речевым развитием. Если речь ребёнка несмотря на лечение не формируется, его направляют в специализированную коррекционную логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Формы алалии.
Выделяют следующие формы нарушения: сенсорная алалия, моторная и сенсомоторная алалия (смешанная). Различают эти формы по поражению определённых участков головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти центры отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих.
При поражении центра Брока, ставят диагноз «моторная алалия», нарушается процесс формирования речи. Обычно после тяжёлых родов или перенесённых тяжёлых заболеваний в раннем возрасте, родители начинают излишне опекать своих детей. Часто такие ребята упрямы, капризны, раздражительны. У них слабо развит навык самообслуживания. Они не умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Они моторно неловки: не могут прыгать на одной ноге в возрасте 5 лет, не могут ритмично двигаться под музыку, часто спотыкаются на ровном месте и падают. Дети с моторной алалией могут не говорить вообще, или произносить отдельные звукокомплексы(вместо «овощи», ребёнок говорит только «о», вместо «пошли» - «ди»), или говорить неправильно оформленными грамматически фразами(«Матик дит а туе» - Мальчик сидит на стуле).
Такие дети понимают обращённую речь. Они могут показать правильно нужную картинку. Им понятно лексическое значение слова (покажи кошку), но грамматическое значение (покажи, где кошки сидят, а где кошка сидит; где стул, а где стулья; где чашка, а где чашечка) им не доступно. У них идёт постоянная путаница, ребёнок не понимает, что от него хотят. Без медикаментозного лечения и логопедического воздействия эти дети не способны усвоить общеобразовательную программу.
При поражении центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих, ставится диагноз «сенсорная алалия». Дети не понимают обращённой к ним речи, не выполняют элементарную просьбу: подать мишку, отнести куклу, положить на стол книгу). Часто они повторяют за говорящим его же слова, вопросы (эхолалия). Слух при этом у них в норме. Для того, чтобы не спутать диагноз «сенсорная алалия» с нарушением слуха, проводится обследование ребёнка у сурдолога при помощи специализированной аппаратуры. Чтобы не поставить диагноз «умственная отсталость» малышу предлагают по образцу собрать башенку, выложить из мозаики фигуру. С умственной отсталостью эти операции не доступны.
С сенсорной алалией дети встречаются редко. Избавиться полностью от этого заключения практически невозможно, т.к. данное состояние тяжело поддаётся коррекции. Учатся дети в специализированных школах для детей с нарушениями речи.
Коррекция алалии.
Только комплексное лечение алалии: медикаментозное лечение у психоневролога, регулярные занятия с логопедом в течение 2 – 3 лет в специализированной коррекционной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по специальной программе по коррекции речи, ежедневные занятия дома с родителями по заданию логопеда, дадут положительные результаты в развитии речи детей и возможность обучаться в школе общеразвивающего вида. Чем раньше ведётся работа по преодолению алалии, тем успешнее будет результат работы.

Алалия - органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии - нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Причины:

Черепно-мозговые травмы во время родов и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в некоторых случаях бывают последствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание. Клетки мозга, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Поражается тот слой коры головного мозга, который обеспечивает формирование высших корковых функций человека, в первую очередь - речи и психики.

Причинами так же могут быть внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети - алалики существенно отличаются от умственно отсталых, по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная - с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Интоксикация плода.

Врождённая отягощённость.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Речевые:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например - трашет – трактор пашет.

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Неречевые:

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические симптомы:

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Сенсорная алалия

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром - после сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки мозга в включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улудшается.

У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.

У них наблюдается логоррея - ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.

Дети сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

Алалия – неврологическое заболевание, при котором у ребенка наблюдается недоразвитость речи или она отсутствует вовсе. Такую патологию сопровождают нарушения слуха или мозговой деятельности. Алалия характеризуется врожденным или приобретенным в раннем возрасте (до 3 лет) нарушением импрессивной или экспрессивной речи. Чаще патология диагностируется у мальчиков и выявляется в основном у детей дошкольного возраста.

В медицине выделяют две формы болезни: сенсорная и моторная. Классифицируются они в зависимости от того, какая речевая часть поражена.

Сенсорная алалия – это патологическое состояние ребенка, при котором он не может нормально воспринимать речь окружающих, при этом его слух находится в полном порядке. Такую форму заболевания провоцируют поражения того участка коры головного мозга, который отвечает за слуховой анализатор речи. Достаточно часто наблюдается задержка развития головного мозга и может возникать олигофрения.
Часто дети с сенсорной формой болезни могут составлять примитивные слова. Однако они не способны использовать уменьшительно-ласкательные названия. В большинстве случаев пациенты произносят слова, в которых переставлены буквы или слоги, что затрудняет понимание речи.

Моторная алалия – это нарушение речи ребенка, что возникает в результате дисфункции участка головного мозга, где выполняется замыкание нервных окончаний речедвигательного анализатора. В таком случае больной хорошо слышит и понимает речь окружающих, однако сам не способен освоить разговорные навыки. Из-за нарушения артикуляции ребенок не способен произносить буквы и слоги и заменяет их на более простые (примитивные) звуки.

Причины развития алалии

Главной причиной развития алалии является травма головного мозга, которую ребенок может получить во время рождения. Предрасполагающими факторами является асфиксия, рождение недоношенного малыша, затяжные или стремительные роды, а также применение акушерских инструментов для извлечения плода из родовых путей.

Порой поражение мозга происходит еще в период перинатального развития. Чаще всего патологию провоцирует , угроза выкидыша, травма живота с повреждением плода, наличие у беременной соматических болезней – гипертензии или гипотонии, легочной, сердечной или дыхательной недостаточности. Значительно увеличивает риск развития патологии внутриутробное инфицирование плода.

Реже алалия развивается в первые годы жизни ребенка (до 3 лет). Причиной этого может послужить перенесенная нейроинфекционная болезнь и другие неблагоприятные факторы. Как правило, это черепно-мозговая травма, энцефалит, гипертензия и до. Причиной алалии может послужить и перенесенные ОРВИ, или пневмония с осложнениями, перенесенный наркоз. Усугубить ситуацию может и неблагоприятная социальная обстановка – недостаток общения, отсутствие должного воспитания и др. В некоторых случаях спровоцировать патологию может нарушение обменных процессов и .

Симптомы алалии

Клиническая картина заболевания может отличаться в зависимости от формы и тяжести заболевания. Чаще всего симптомами недуга является полное отсутствие речи или нарушение речевой функции.

Основными признаками моторной алалии является:


Словарный запас у ребенка значительно ниже нормы, характерной для конкретной возрастной группы. Как правило, это бытовые термины, которые регулярно используются в обиходе. Новые слова пациенты запоминают с трудом. Из-за маленького словарного запаса ребенок не способен составить длинное полноценное предложение, не может описать событие и передать смысл происходящего.

Основные симптомы сенсорной алалии:


Диагностика алалии

Диагностику заболевания выполняет логопед и невролог; в некоторых случаях дополнительно требуется консультация психолога и ЛОР-а. Первый специалист оценивает степень поражения речевого аппарата и анализирует его функционирование. Врач уточняет характер родов, анализирует сроки речевого и психомоторного развития.

Невролог определяет какие есть нарушения в интеллектуальном развитии ребенка и устанавливает невротическую настроенность пациента. Чтобы оценить степень поражения головного мозга проводится ЭЭГ, МРТ головы и рентген черепа. Отоларинголог исследует слуховую функции при помощи аудиометрии и отоскопии.

Важно дифференцировать алалию от тугоухости, олигофрении и других патологий, которые имеют схожую симптоматику.

Лечение алалии

Лечение алалии комплексное и включает несколько направлений. Прежде всего проводится работа с логопедом, главная цель которого откорректировать речевые навыки ребенка. С этой целью создаются индивидуальные программы, рассчитанные на конкретного ребенка. Лечение проводится в специальных центрах, санаториях или в стационаре нейропсихологической лечебницы.

Медикаментозная терапия включает прием витаминных препаратов, которые обязательно должны содержать витамины В5 и В12. Достаточно часто используются препараты, улучшающие функционирование головного мозга.

Дополнительно проводятся физиотерапевтические процедуры: магнитотерапия, лазеротерапия, водолечение, иглоукалывание и др. Специалисты в комплексе работают над улучшением памяти, внимания и нормализации поведения. При моторной алалии искусственно пополняется словарный запас ребенка, стимулируется речевая активность и проводится работа над произношением звуков и формировании своей речи.

Во время лечения постоянно проводится наблюдение за ребенком педиатром и неврологом. Это позволяет оценить динамику выздоровления, своевременно выявить осложнения и откорректировать терапию.

Профилактика алалии

Предотвратить развитие алалии поможет защита головы ребенка от травм. В первую очередь это касается периода родов и новорожденности. Травмы в этом возрасте могут привести к необратимым последствиям и спровоцировать не только алалию, но и другие, более сложные патологии.