Главная · Зубная боль · Раздел V. Современные проблемы профилактики. Учебник: Общественное здоровья и здравоохранения

Раздел V. Современные проблемы профилактики. Учебник: Общественное здоровья и здравоохранения

Увеличить потребление сложных углеводов и «натуральных» Сахаров (фруктозы, лактозы) до 48\% общей калорийности;

Снизить потребление рафинированных Сахаров до 10\% в общей калорийности;

Уменьшить потребление жира до 30\% в общей калорийности за счет ограничения потребления мяса, яиц, использования обезжиренного молока;

Снизить потребление насыщенных жиров до 10\% общего энергетического потребления;

Уменьшить потребление холестерина в день до 300 мг;

Ограничить потребление натрия, снизив прием соли до 5 г в день.

Следующий фактор риска нездоровья - это курение. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию. Курят мужчины, курят женщины и дети. У нас в стране курят 64\% мужчин и 11 \% женщин. В США курит 28\% взрослого населения. Доля курящих женщин составляет от 10\% - в Испании до 49\% - в Дании. Доля курящих мужчин в мире колеблется от 43\% - в Великобритании до 75\% - в Польше. Больше и чаще курят лица молодого возраста и лица с низким уровнем образования. Установлена интересная закономерность: среди мужчин - чем ниже уровень квалификации, тем больше доля курильщиков; среди женщин - прямо противоположная тенденция, т.е. курящих женщин больше среди образованных и с высоким уровнем материального дохода. В последние годы у нас не наблюдается снижения числа курящих. В США произошло снижение с 40\% до 23\%. Вместе с тем, в последнее время снижается возраст начала курения: до 10-11 лет.

Наблюдается тенденция уменьшения числа курильщиков с возрастом: в возрасте 20-24 года курят 78\% мужчин и 15\% женщин, в возрасте 50 и более лет число курящих мужчин снижается в 1,5 раза (до 55\%), а женщин почти в 5 раз (до 3\%).

Установлено, что курение сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет. Курение приводят к преждевременной смертности, учащает случаи внезапной смерти. Среди курящих уровень смертности на 70\% выше, чем среди некурящих. Кроме того, курение является основной причиной возникновения ряда грозных заболеваний: злокачественных новообразований трахеи, бронхов и легких; злокачественные новообразования губ; злокачественные новообразования пищевода, полости рта и глотки; злокачественные новообразования гортани; эмфизема и хроническая обструктивная болезнь легких; ишемическая болезнь сердца.

Смертность курящих от некоторых причин значительно превышает смертность некурящих. Так, курящие в 14 раз чаще умирают от хронического бронхита, в 8 раз чаще от рака легких, в 4 раза чаще от рака пищевода. По данным ВОЗ, в Европе ежегодно умирают от курения 1,2 млн. человек. Из-за болезней, связанных с курением, ежесуточно умирает 1000 американцев.

В настоящее время с курением связывают 90\% всех смертельных исходов от рака легких и бронхов, 85\% - от бронхита и эмфиземы легких, 70\% - от рака полости рта, 50\% - от рака поджелудочной железы, 47\% -от рака мочевого пузыря, 30\% - от рака пищевода, 20\% - от рака почек.

Следующий фактор риска - употребление алкоголя.

В различных странах насчитывается от 1 до 10\% больных хроническим алкоголизмом. Однако это далеко не полные сведения, поскольку гораздо больше злоупотребляющих не регистрируются, никем и нигде не учитываются. Распространенность алкоголизма учитывается по косвенным данным - производству алкогольных напитков, числу лиц, состоящих на учете в медицинских учреждениях, уровню и структуре их потребления спиртных налитков, величине медицинских и экономических потерь вследствие пьянства и алкоголизма.

Самый высокий уровень потребления алкоголя на душу населения отмечается в Германии - 12,1 л, во Франции - 11,9л, Италии - 11 л абсолютного алкоголя, несмотря на то, что в этих странах уровень потребления алкоголя за последние 27 лет снизился.

По данным мировой статистики 15\% мужчин и 5\% женщин регулярно употребляют алкоголь. Из этого числа 3-6\% становятся больными хроническим алкоголизмом. В США, поданным опроса института Гэллапа, 68\% населения злоупотребляет спиртным.

Чаще употребляют алкоголь лица трудоспособного возраста, рабочие по сравнению со служащими, жители больших городов, лица с низким уровнем образования, разведенные.

С биологической точки зрения женщины более уязвимы, чем мужчины по отношеню к алкоголю. Так, если у мужчин процесс привыкания к алкоголю, заканчивающийся полной зависимостью от него, длится 10-15 лет, то у женщин он занимает всего 3-4 года. В одном и том же возрасте, при одинаковой массе тела, одинаковом потребления алкоголя содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше по сравнению с мужчинами, у них быстрее возникают тяжелые органические поражения. Тем не менее, число пьющих женщин постоянно растет. Об этом свидетельствуют приводимые во Франции данные о соотношении мужчин и женщин, страдающих алкоголизмом: в 1790 г. - 1 женщина на 10 мужчин; в 1990 г. - 1 женщина на 2,3 мужчин.

Изучая алкоголизм, как социально-гигиеническую проблему, Ю.П.Лисицын и Н.Я.Копыт классифицировали население на 3 группы:

1 - лица, употребляющие алкогольные напитки редко, не чаще одного раза в месяц, и лица, не употребляющие спиртные напитки вообще;

2 - лица, употребляющие алкогольные напитки умеренно (1 -3 раза в месяц, но не чаще 1 раза в неделю);

3 - злоупотребляющие алкоголем - чаще одного раза в неделю:

а) без признаков алкоголизма, т.е. лица, потребляющие алкоголь часто (несколько раз в неделю) в больших количествах;

б) с небольшими признаками алкоголизма - при наличии психической зависимости и изменений реактивности, чувствительности организма к алкоголю (влечение к алкоголю и состоянию опьянения, утрата контроля за качеством потребляемых напитков, повышение толерантности, восприимчивости и т.п.);

в) с выраженными признаками алкоголизма, когда появляются признаки физической зависимости от алкоголя, в частности, абстинентный синдром и другие симптомы, вплоть до серьезных психических нарушений (алкогольный психоз).

Таким образом, в основе этой классификации лежит медико-социальный подход с использованием комплекса критериев: частоты и количества потребляемых алкогольных напитков, наличия и степени выраженности признаков психической и физической зависимости от алкоголя.

Изучение распространенности алкоголизма среди рабочих промышленных предприятий г. Москвы с использованием вышеуказанной классификации показало, что алкогольные напитки употребляли практически все мужчины (99,8\%) и подавляющее большинство женщин (95\%). Злоупотребляющих оказалось 18,8\% (36,7\% мужчин и 1,9\% женщин). Среди злоупотребляющих алкоголем рабочих 1/2 - имела признаки хронического алкоголизма. Из числа лиц с выраженными признаками алкоголизма лишь 2/3 состояли на учете психоневрологического диспансера, а из числа лиц с начальными признаками алкоголизма ни один рабочий не считал себя больным и не состоял на учете.

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, затрагивают не только самих пьющих, но также их семьи, окружение, общество.

Неизбежно отрицательное влияние употребления алкоголя на показатели здоровья. Так, злоупотребление алкоголем, по данным американских авторов, сокращает среднюю продолжительность жизни на 20 лет. Уровень смертности систематически пьющих в 2-3 раза выше, чем непьющих.

Структура причин смертности у лиц, злоупотребляющих алкоголем, имеет свои особенности.

В структуре причин смертности мужчин, злоупотребляющих алкоголем, на I месте стоят несчастные случаи, отравления и травмы (почти половина всех случаев смерти); на II месте - сердечно-сосудистые заболевания (30\%); на III месте - злокачественные новообразования.

Имеются различия в уровне и структуре заболеваемости лиц, злоупотребляющих алкоголем. Уровень общей заболеваемости у больных, злоупотребляющих алкоголем, в 1,3 раза выше по сравнению с заболеваемостью всего населения.

Общеизвестны многочисленные данные о связи злоупотребления алкоголем с бытовым и производственным травматизмом, отравлениями, убийствами и самоубийствами, со многими заболеваниями - психическими расстройствами.

Значительное распространение в последнее время в нашей стране получили наркомания и токсикомания. По официальным сведениям на учете состоит 130 тыс. человек, употребляющих наркотики, из них 52 тыс. признаны наркоманами. Токсикоманов насчитывается 22 тыс. Общий уровень наркомании составляет 3,4 на 100 тыс. населения, а токсикомании - 1,0 случаев на 100 тыс. населения.

В связи со значительным загрязнением окружающей среды возрастает значение такого фактора, как экологическое поведение. Поданным национального ракового центра США, 15\% всех заболеваний раком вызваны загрязнением окружающей среды. Поданным ВОЗ, не менее 20\% всех больных хроническим бронхитом и эмфиземой легких, проживающих в городах, своим страданием обязаны загрязнению воздуха в них. Одна больничная койка из каждых четырех в мире занята больными, ставшими жертвами загрязнения воды.

Мы остановились лишь на некоторых факторах риска, и действуют эти факторы не изолированно, а взаимосвязанно. Это значительно усиливает их неблагоприятный эффект на здоровье. Так, курение повышает риск онкологического заболевания в 1,5 раза, злоупотребление алкоголем - в 1,2 раза, а совместное воздействие этих факторов повышает риск онкологического заболевания в 6 раз.

Тем не менее, вычленение отдельных факторов риска оправдано не только в медицинском, но и в организационном плане, так как определение ведущего звена возникновения и развития заболеваний позволяет правильно и эффективно осуществлять меры профилактики и раннего леченая, сосредоточить усилия и средства на ограничение действия определенных факторов риска. Например, благодаря кампании сокращения и прекращения курения среди различных групп населения (например, врачей Великобритании, США), значительно сокращена (на 40\% и более) смертность от злокачественных опухолей легких и бронхов.

По этому же пути идут ученые кардиологического научного Центра РАМН, разработавшие программу вторичной профилактики болезней сердца и сосудов, включающую устранение факторов риска, а также медикаментозные средства снижения артериальной гипертензии.

Одним из важнейших критериев здорового образа жизни является медицинская (профилактическая) активность, которая складывается из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, выполнения медицинских рекомендаций, посещения медицинских учреждений, осмотров, диспансеризации. Это степень реализации медицинских знаний в повседневной жизни человека. Профилактическая активность - это комплексный показатель, при оценке которого учитывается наличие дли отсутствие вредных для здоровья привычек: курения, употребления алкоголя, гиподинамии, соблюдения режима труда, отдыха, питания, правил техники безопасности, раннее обращение к врачу о профилактической целью, выполнение медицинских предписаний и назначений.

Таким образом, в современных условиях снижение заболеваемости и смертности, улучшение здоровья в значительно большей степени зависят от изменений образа жизни, условий жизни, окружающей среды, чем от специфических медицинских функций (лечение, медицинская профилактика, медицинская реабилитация).

Сегодня терпит крах система здравоохранения, которая ставит своей задачей лечение болезней только с помощью лекарственных препаратов, забывая о таком действенном средстве профилактики и лечения заболеваний, как физическая культура, здоровый образ жизни, труда и отдыха.

1. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни ч/ка и состояния среды его обитания- атмосф. воздуха, воды почвы, уровня благосостояния общества и др. Факторы,потенциально опасные для здоровья ч/ка и способствующие возникновению заболеваний называются факторами риска (Социально-экономич-е; Соц.-гигиенич-е; Соц.-биологич-е; Эколого-гигиенич-е; Медико-организационные). Выявление факт. риска и проф-ка хрон.болезней способствует сохранению здоровья и повышению качества жизни популяции.С учетом этого важнейщей задачей органов гос.власти яв-ся разработка комплекса мер, направленных на коррекцию и устранение факторов риска их возникновения. Мед.проф-ка-комплекс проф-х мер,реализуемый через систему з/о.Бывает Индивидуальное т.е.проведение проф.мер.с отдельными лицами; Государственная-охватывает большие группы населения; Коллективная-с группами лиц со сходными факторами риска и Семейная. Первичная проф-ка-комплекс мед-х и немед-х меропр.направленных на предупр.появл.тех или иных заболев-й и отклонений в состоянии здоровья.(снижение влияния вредных факторов окр.среды на орг/м ч/ка; формиров.здорвого образа жизни; предупреждение проф.обусловл.заболев-й,несчастных случаев,а также случаев смертности в трудоспособ.возрасте; проведение иммунопроф-ки.Вторичная- комплекс мед-х,социал-х,сан.гигиенич-х,психолог-х и иных мер,направл-х на раннее выявление заб-ний,а также предупреждение их обострений,осложнений и хронизацию(целевое сан.гиг.обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам,связанным с конкретным заболев-м; проведение мед.осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития; проведение курсов проф-го лечения).Третичная(реабилитация)- комплекс мед-х,психолог-х,педагог-х,социал-х меропр.направл.на восстановление нарушенных физиолог-х,соц.функций орг/ма,качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов.Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации,а также санаторно-курортных учреждений.

V. Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.

2.Образ жизни. Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека,уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровья, поддерживать оптимальное качество жизни, Важнейшими направлениями формирования ЗОЖ являются:- пропоганда факторов, способствующих сохранению здоровья:личная гигиена,гигиена труда,отдыха,питания,физкультура,гигиена половой жизни,мед.соц-я активность,гигиена окр.среды и др.-пропаганда мер по профилактике факторов,пагубно влияющих на здоровье: избыточного потребления пищи при недостаточной физической нагрузке,злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков,курение табака,соблюдения некоторых этнических обрядов и привычек и т.д. ее4 тт т г ниппер мпм

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 106 Апашкина Н. В.

«Здоровье даром не даётся, за него надо бороться».

В истории человечества люди всегда стремились к сохранению своего здоровья, к выполнению своих биологических и социальных предназначений. Отношению к своему здоровью принципиально менялось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. В своё время Абу Али ибн-Сина (980-1037) в «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию – сохранения здоровья, а не лечение болезней. Жизнь в 21 век ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Продолжает снижаться ожидаемая продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения. Отмечается рост общей заболеваемости взрослого населения, в последнее время значительно возросла заболеваемость туберкулёзом, болезнями, передаваемыми половым путём, в то же время в стране увеличилось количество курящего населения. Угрожающее состояние здоровья населения привело к угрозе национальной безопасности России, её будущего. Долгие десятилетия в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания обращают на формирование гармонично развитого – физически и духовно – человека. Для сравнения, у американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских – девятое. А ведь формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Даже субъективные блага – качества ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья», - писал философ Артур Шопенгауер.

Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворённость состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность. Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем; резистентность организма к различным неблагоприятным факторам; наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития. Ни по одному из указанных параметров здоровье россиян нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. Сложившая ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространённости вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшение состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами общества в целом. Укрепление здоровья – процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создаёт свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального здоровья. Каждый человек заинтересован в своём благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритмов поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, и постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта и возвратных особенностей. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

В настоящее время, в связи с резкой обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всём мире. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма. Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:

    повышения тонуса центральной нервной системы;

    улучшения свойств нервных процессов – силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;

    усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

    увеличения общего объёма циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержанием гемоглобина;

    развития мышечной системы;

    совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;

    улучшения кровообращения мышечных волокон;

    развития адаптационных способностей организма;

    утолщения костной ткани, её большей прочности, большей подвижности суставов;

    нормализации обмена веществ в организме;

    совершенствования регуляции функций организма;

    профилактика гиподинамии;

    избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;

    улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т.е. приспособление функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Её тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций организма. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление. Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений. Таким образом, физическая культура, в единстве с нормами ЗОЖ, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию её саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни.

Здоровье – бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Так вот, давайте ещё раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления и сохранения здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Трудно переоценить значение личностных качеств педагога в результативности воспитательно-образовательного процесса. Издавна педагоги отмечали, что в воспитании всё дело в том, кто является воспитателем. Ещё К.Д. Ушинский указывал на то, что без личного, непосредственного влияния воспитателя на воспитаника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Совершенно очевидно, что педагог, оказывающий сильное влияние на формировании личности воспитаника, должен быть здоров. В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению. Приобретение профессиональной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, уменьшает авторитарный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога.Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога имеет обобщённый характер и создаёт возможность сохранить и укрепить как здоровье детей, так и собственное здоровье.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, а также их родителей и учителей в нашей школе № 106 города Самара построена система работы по формированию у детей и взрослого населения осознаного отношения к своему здоровью. Традиционно ежегодно проводится «День здоровья», в котором принимают участие дети, родители и учителя. На «Дне здоровья» проводятся спортивные этафеты, конкурсная программа о правильном и рациональном питании, где принимают участие дети и взрослые. Систематическое проведение «Дня здоровья» играет большую роль в воспитании у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями. Совместная со взрослыми деятельность укрепляет и сплачивает всех в формировании осознанного отношения к своему здоровью. Также при учреждении функционирует тренажёрный зал с высококвалифицированным профессиональным преподавателем. В тренажёрном зале занимаются дети, учителя и родители

137. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах.

138. Цель и задачи профилактики. Уровни и виды профилактики. Стадии профилактики. Критерии оценки эффективности профилактики.

139. Факторы риска и «антириска», определение факторов риска. Классификация факторов риска и их практическое значение.

140. Стратегии профилактики. Профилактический скрининг населения: определение, цель, виды.

141. Образ жизни, влияние образа жизни на индивидуальное и общественное здоровье. Здоровый образ жизни.

Блок 6. Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания

Как медико-социальная проблема.

142. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная и общая заболеваемость, смертность, возрастно-половая и региональные особенности: уровень, динамика, структура. Временная нетрудоспособность, инвалидность.

143. Факторы риска болезней системы кровообращения, популяционная стратегия профилактики и стратегия высокого риска.

144. Организация медицинской помощи при болезнях системы кровообращения. Реабилитация больных.

145. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная заболеваемость и распространенность, смертность, возрастно-половые региональные особенности: уровень, динамика, структура.



146. Факторы риска злокачественных новообразований и их профилактика. Совершенствование борьбы с онкологическими заболеваниями (эпидемиологические исследования).

147. Онкологический регистр. Диспансеризация групп повышенного риска и онкологических больных.

148. Туберкулез как медико-социальная проблема: заболеваемость, инвалидность, смертность.

149. Причины роста туберкулеза в РФ, влияние социально-экономических факторов на заболеваемость. Региональные особенности распространенности туберкулеза.

150. Система мероприятий по борьбе с туберкулезом. Противотуберкулёзный диспансер, его функции.

151. Профилактика туберкулёза. Программа ВОЗ и Федеральная программа по борьбе с туберкулезом в России.

152. Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Первичная заболеваемость и распространенность, смертность, возрастно-половые особенности: уровень, динамика и структура.

153. Алкоголизм, наркомания и токсикомания как медико-социальная проблема. Динамика распространения, возрастно-половые особенности, медицинские и социальные последствия. Организация борьбы с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в РФ.

154. Травматизм как медико-социальная проблема, виды травматизма. Уровень, структура и динамика травматизма.

155. Временная нетрудоспособность, инвалидность и смертность при травмах и отравлениях. Профилактика травматизма.

156. Организация травматологической помощи в РФ. Расследование производственных травм.

157. Детский травматизм: виды, уровень, структура, динамика и возрастно-половые особенности. Профилактика детского травматизма.

Блок 7. Основы планирования, маркетинга, управления, экономики

И финансирования здравоохранения

158. Планирование здравоохранения: основные методы планирования, задачи, виды планов.

159. Основы маркетинга в здравоохранении. Маркетинговые исследования. Бизнес-план.

160. Экономика здравоохранения: определение, цели, задачи. Виды эффективности здравоохранения.

161. Методы экономического анализа деятельности ЛПУ, методики оценки экономической эффективности здравоохранения.

162. Финансирование здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины. Источники финансирования. Использование бюджетных средств.

163. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования. Роль Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

164. Бюджет и смета ЛПУ.

165. Платные медицинские услуги. Ценообразование в здравоохранении и виды цен на медицинские услуги.

166. Менеджмент (управление) в здравоохранении: цели, принципы и механизмы управления.

167. Стандартизация в здравоохранении. Виды стандартов.

Блок 8. Здравоохранение в зарубежных странах.

Тема: Укрепление здоровья населения.
Современные проблемы профилактики.
лекция № 7
для студентов 3 курса,
обучающихся по специальности 006101 Лечебное
дело
к.м.н., доцент Кутумова О.Ю.
г. Красноярск, 2013 год

План лекции:

1.Определение
2.Основные задачи медицинских осмотров
3.Организационные формы медосмотров
4.Причины недостаточной эффективности медосмотров
5.Диспансеризация населения
6.Цель и задачи диспансеризации
7.Группы диспансерных больных
8.Этапы диспансеризации
9.Процесс управления здоровьем

Концепция хронического заболевания включает понимание его
сущности и проявления, а также учение об этиологии и
возникновении заболевания.
Необходимо помнить, что хроническое заболевание
необратимый процесс, ведущий к морфологической
деструкции. В то же время многие хронические заболевания,
выявляются случайно: при проведении осмотра по поводу
других заболеваний; комплексных медицинских
обследованиях, на вскрытии. Так, например, у 50-60% пожилых
людей без каких-либо прижизненных клинических проявлений,
цирроз печени, камни желчного пузыря и др., выявляют только
на вскрытии.

Хронические неспецифические заболевания

I. Хронические неспецифические заболевания,
возникшие вследствие острого, до конца не
вылеченного или осложнившегося острого
заболевания;
II. Первично хронические заболевания –
протекающие с самого начала хронически

Если острые заболевания отличаются
непродолжительностью во времени, способностью к
самоизлечению, возможностью быстрого излечения
или риска быстрой смерти, то хронические заболевания
характеризуются склонностью к затяжному течению.
По своим особенностям и подходам к лечению
хронические заболевания делятся на 4 группы:
а) бессимптомные,
б) прогрессирующие,
в) инвалидизирующие,
г) неизлечимые.

При проведении лечебных и профилактических
мероприятий следует учитывать, что:
1) по своей сущности хронические заболевания
основываются на принципиально тех же нарушениях
биологических закономерностей, что и острые
заболевания;
2) хроническое заболевание характеризуется
длительным течением и прогрессированием с
развитием деструктивно-морфологических изменений;
3) в течении и прогрессировании хронического
заболевания доминирующую роль играет внутренняя
среда, особое значение при этом придается процессу
старения;
4) особые трудности возникают при проведении
профилактических мероприятий у людей с
хроническими заболеваниями.

Многие первично хронические заболевания имеют
семейную предрасположенность (ранние формы
атеросклероза, гипертоническая болезнь, ревматизм,
язвенная болезнь, сахарный диабет,
конституциональное ожирение, шизофрения,
мочекаменная болезнь, дерматозы, аллергические
заболевания и др.).
Современная международная статистическая
классификация болезней и проблем, связанных со
здоровьем (МКБ-10), подразделяет их на 21 класс,
которые почти все (кроме XIX-XXI) включают болезни с
наследственным предрасположением.

Динамика проявления наследственно обусловленных хронических заболеваний в течение ростового периода онтогенеза (по классам

%

заболеваний в течение ростового периода онтогенеза (по классам МКБ-10)
70
60
50
40
30
20
10
0
1
2
3
VII
4
5
6
7
IX
8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Возраст, годы
X
XI
XIV

Динамика проявления наследственно обусловленных хронических заболеваний в течение периода жизни, от 18 до 50 лет (по классам

%
Динамика проявления наследственно обусловленных хронических
заболеваний в течение периода жизни, от 18 до 50 лет (по классам МКБ-10)
100
90
80
70
60
50
40
30
18
VII
25
30
IX
35
40
X
45
XI
50
Возраст
XIV

Динамика темпов роста длины тела членов семьи С.

Динамика абсолютных размеров длины тела членов семьи С.

Динамика абсолютных значений длины тела детей матери Р. от первого брака с М и от второго брака с Р.

Для социальной ситуации развития психики
хронически больного человека характерны
следующие признаки:
а) развитие астенического синдрома различной
степени тяжести;
б) наличие витальной угрозы;
в) длительный характер лечения;
г) ограничение или полное исключение
привычной деятельности и привычного круга
общения;
д) различные негативные социальные
последствия болезни.

Целью лечения хронических
заболеваний должно быть достижение
нового равновесия на возможно
высоком уровне. И правильнее было
бы говорить не о лечении хронических
заболеваний, а об улучшении качества
жизни.

Определение качества жизни основывается на
оценке человеком уровня своего благополучия:
физического;
психического (интеллектуальное,
эмоциональное);
социального (профессиональная, домашняя,
рекреационная активность, взаимоотношения на
работе, в семье, в обществе);
экономического.

Установление диагноза хронического заболевания, особенно
сопровождающегося различными осложнениями, оказывает
шокирующее воздействие на всю семью. Возникающие при
этом психологические проблемы могут быть разделены на 3
периода:
- диагностический период. Определение влияния данного
заболевания на существующее состояние семьи (другие
заболевания или напряженность, существующие в семье и не
относящиеся к данному заболеванию, социально-экономическое
состояние);
- период первичной адаптации (понимание собственного
состояния отличного от обычного, приспособление к правилам
контроля, таким как регулярные приемы лекарственных
препаратов, изменения в обычном питании и др.);
- длительный период, направленный на то, чтобы справиться с
болезнью (создание собственного образа, изменение в семейных
отношениях, социальная активность, учеба, реабилитация во
время каникул и др.)

Врач должен учитывать воздействие хронического
заболевания на все этапы жизни.
При хроническом заболевании у ребенка врач и семья беспокоятся
о влиянии заболевания на физическое и эмоциональное развитие
ребенка, его будущие социальные связи и образование.
Когда хронический недуг выявляют у подростка, готовящегося к
социальной и экономической независимости, то может пострадать
и его будущая независимость.
Хроническое заболевание у молодых и среднего возраста
пациентов влечет серьезные экономические последствия, так как
именно эти годы наиболее продуктивны и часто пациентам
приходится заботиться о более молодых членах семьи и о стариках.
Хроническая болезнь - всегда серьезная угроза вследствие
пониженной способности больных реагировать на болезнь и,
нередко, перед пациентом стоит угроза, что заболевание может
стать пожизненным.

Стадии воздействия семьи на болезнь:
1-я – начало болезни,
2-я - реакция на диагноз,
3-я - большие усилия по лечению,
4-я – выздоровление,
5-я – закрепление выздоровления и
реабилитация.
Следует отметить, что не существует единой
модели, описывающей хронологические стадии
реакции на все болезни во всех семьях.

Процесс управления здоровьем
Сбор информации и
принятия решений
Диагностика
здоровья
Прогнозирование
здоровья
Реализация
управленческих
решений
Формирование
здоровья
Сохранение и укрепление
здоровья
Обрат ная связь

Диспансеризация
Диспансеризация населения – основной
метод профилактической деятельности
Главная задача диспансеризации
предупреждение развития заболеваний
и продление ремиссий при хронических болезнях.

Основные задачи медицинских осмотров:
1.Активное выявление лиц с общими и профессиональными заболеваниями в их
ранних стадиях;
2.Динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, подлежащих
воздействию неблагоприятных, производственных факторов;
3.Определение отклонений в показателях, характеризующих физическое
развитие и трудоспособность;
4.Разработка рекомендаций, направленных на улучшение условий труда,
устранение или значительное уменьшение неблагоприятных
производственных факторов;
5.Проведение индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий по
результатам медицинского обследования в целях восстановления нарушенных
функций организма и трудоспособности заболевших.

Медицинские осмотры делятся:
1.Предварительные;
2.Периодические;
3.Целевые;

Организационные формы профилактических
осмотров:
1.Охват населения по производственному принципу;
2.Охват населения по территориальному принципу;
3.Охват сельского населения по территориальнопроизводственному принципу с использованием мобильных
систем;
4.Охват части населения осмотрами на базе специализированных
служб (диспансеров, клиник медицинских институтов,
профилактических центров).

Массовый скрининг – это массовое обследования
населения здорового или же имеющего какиелибо заболевания, но не страдающего от данной
патологии.
Основная цель скрининга- осуществить
первичный отбор лиц с подозрением на
заболевание в целях проведения им
углубленного обследования.

10 критериев скрининга:
-
состояния, подлежащие скринингу, должны быть серьезными;
наличие приемлемого лечения для пациентов с данным заболеванием;
наличие учреждений диагностики и лечения;
должна существовать признанная латентная или ранняя симптоматическая
стадия;
- наличие соответствующего теста или обследования;
- тест или обследование должны быть приемлемы для населения;
- должно существовать адекватное понимание естественного развития
заболевания от латентной стадии до явных проявлений заболевания;
- должна существовать согласованная политика в вопросе о том, кого следует
считать пациентами;
- затраты на выявление (включая диагностику и последующее лечение
пациентов) должны быть экономически сбалансированы по отношению к
расходам на медицинскую помощь в целом;
-
выявление заболеваний должно быть постоянным, а не однократным
процессом.

Основные причины недостаточной
эффективности профилактических осмотров:
1.Отсутствие у пациента явных признаков болезни
приводит к недостаточной настороженности врача;
2.Неэффективное использование современных методов
диагностики;
3.Кратковременное общение врача и больного;
4.Низкий уровень ежегодного обследования контингента
неорганизованного населения;
5.Недостаточное использование скрининговых методов.

Диспансеризация населения включает:
1.Ежегодные осмотры населения врачами с
участием средних медицинских работников и
проведение необходимых лабораторнодиагностических и функциональных
исследований;
2.Дообследование нуждающихся современными
методами диагностики;
3.Проведение необходимых лечебнооздоровительных мероприятий;
4.Диспансерное наблюдение за больными и
лицами, имеющими факторы риска.

Основной целью диспансеризации являются
разработка и осуществление
комплекса мероприятий, направленных:
- на сохранение и укрепление здоровья;
- предупреждение развития заболеваний;
- снижение заболеваемости;
- увеличение активного творческого долголетия на
основе динамического наблюдения за
состоянием здоровья населения.

Основные задачи диспансеризации:
1.Определение состояния здоровья каждого человека ежегодным
осмотром и его оценка с учетом возрастных, половых и
профессиональных особенностей;
2.Дифференцированное активное динамическое наблюдение за
здоровыми лицами, имеющими факторы риска, и больными;
3.Постепенный переход от наблюдения за отдельными лицами к
посемейному наблюдению;
4.Выявление и устранение причин, вызывающих заболевания;
5.Содействие устранению вредных привычек и формированию
здорового образа жизни;
6.Своевременное проведение лечебно-оздоровительных
мероприятий;
7.Совершенствование технического обеспечения проведения
ежегодных осмотров и динамического наблюдения за здоровьем
населения с использованием автоматизированных систем.

Различают диспансеризацию:
а) здоровых;
б) групп риска;
в) хронических больных
Методы диспансеризации здоровых и больных
в основном едины.

Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное
физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять
факторы риска возникновения различных заболеваний широким
проведением общественных и индивидуальных, социальных и
медицинских мероприятий.
Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить
начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины,
способствующие их возникновению, предотвращать обострение
процесса и его прогрессирование на основе постоянного
динамического наблюдения и проведения лечебнооздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Этапы диспансеризации:
I. этап - планирование работы в связи с ежегодными
осмотрами организованного и неорганизованного
населения.
II. этап – выявление контингента, подлежащего
диспансерному наблюдению;
III. Этап – проведение активного динамического
наблюдения, лечебно-оздоровительных и
реабилитационных мероприятий.
Функции медицинского персонала на каждом из этих
этапов различны.

На первом этапе средние медицинские
работники учитывают численность населения на
участке, определяют возрастно-половой и
социальный состав, выделяют наблюдаемых в
других учреждениях.
Врачи определяют очередность приглашения на
осмотр, составляют на каждого жителя
индивидуальную программу обследования,
разрабатывают графики осмотра на территории
обслуживаемого участка.

Второй этап – выявление контингента, подлежащего
диспансерному наблюдению.
Средние медицинские работники участвуют в
профилактических осмотрах, проводят антропометрию,
тонометрию, термометрию, измеряют артериальное
давление и др., готовят документацию, посещают
больных на дому.
Врачи выявляют больных на амбулаторных приемах, при
посещении на дому, во время профилактических
осмотров, при анализе медицинской документации
(выписки из стационаров, специализированных
учреждений, санаториев, листки временной
нетрудоспособноси и т.д.).

На третьем этапе в функции средних медицинских работников
входят:
активное приглашение на прием больных, находящихся под
наблюдением врачей, контроль за своевременностью явки;
ведение картотеки диспансеризуемых, оформление
медицинской документации; контроль за выполнением
назначенных врачом лечебно-оздоровительных мероприятий;
участие в периодических освидетельствованиях
диспансеризуемых; ведение раздела «диспансеризация» в
паспорте участка; ежемесячная информация врача и пополнение
картотеки больных, состоящих под наблюдением врачей разных
специальностей.
Если лица, находящиеся под диспансерным наблюдением, не
являются к врачу, то средний медработник навещает их на
дому или на работе, разъясняют необходимость врачебного
обследования.

Примерная программа оценки качества диспансеризации
больных:
1.Своевременность взятия на диспансерный учет по данному
заболеванию.
2.Соблюдение сроков осмотров (регулярность наблюдения).
3.Наличие необходимых лабораторных и других диагностических
исследований (сравнивают перечень обследований,
предусмотренных схемой-программой диспансерного
наблюдения по данной нозологической форме).
4.Полнота и своевременность консультаций со специалистами –
окулист, невропатолог, стоматолог, хирург и др. (проведена, не
проведена).
5.Выполнение плана лечебно-оздоровительных мероприятий.
6.Анализ эффективности диспансеризации (улучшение,
выздоровление, снижение заболеваемости с временной утратой
трудоспособности, первичного выхода на инвалидность и др.).

Определение

Реабилитация
определяется
как
комплекс
медицинских, педагогических и социальных
мероприятий, направленных на восстановление
или
компенсацию
нарушенных
функций
организма, а также социальной дееспособности и
работоспособности больных и инвалидов.
Л.М. Клячкин

Определение

Процесс, при помощи которого больные с
патологией возвращаются к оптимальному для них
физическому, психологическому, социальному,
эмоциональному,
профессиональному
и
экономическому состоянию.
H. Gattiken, P. Goins, Ch. Dennis

Определение

Комплекс
медицинских,
профессиональных,
педагогических, социальных и юридических
мероприятий, целью которых является эффективное
и как можно более раннее возвращение больных и
инвалидов (детей и взрослых) к общественнополезной деятельности, формирование у них
устойчивого положительного отношения к жизни,
труду, обучению, семье, обществу.
В.П. Померанцев

Терминология

Постоянный Комитет экспертов ВОЗ
утвердил единую терминологию:
Медицинская реабилитация;
Социальная реабилитация;
Профессиональная реабилитация.

Цель реабилитации

Цель реабилитации как государственной задачи
заключается
не
только
в
достижении
выздоровления больного, но и в том, чтобы
помочь ему развить профессиональные навыки в
соответствии со спецификой заболевания или
дефекта или способности к трудовой деятельности
вообще, а также восстановить личностный и
социальный статус больного.

Задачи реабилитации

Ближайшие задачи реабилитации больных
включают
восстановление физического состояния для
возобновления привычной активности
просвещение больного и его семьи о
возможной динамике болезни
обеспечение психологической поддержки на
ранних стадиях болезни.

Отдаленные цели

Отдаленные цели реабилитации больных
включают идентификацию и устранение
факторов риска, способствующих
прогрессированию заболевания, обучение
больного и формирование навыков здорового
образа жизни, что улучшает прогноз,
оптимизирует физическую активность и
способствует возвращению профессиональной
активности.

Основная цель

Основной целью реабилитации является
возвращение больного к активной жизни,
предупреждению инвалидности.

Стадии медицинской реабилитации

Первая стадия - больничная – предусматривает
проведение ранней реабилитации.
Для второй стадии – после больничной реабилитации –
используются специальные реабилитационные центры,
отделения «минимальной терапии» в поликлиниках,
санаториях и курортах.
Третья стадия - называемая адаптационной осуществляется главным образом в поликлинических
условиях в процессе динамического наблюдения; для
больных с необратимыми физическими поражениями
или утратой функции осуществляется в специально
предназначенных
отделениях
всеобъемлющей
реабилитации.

Медицинский, целью которого, является ликвидация
последствий заболевания, устранение вызванных им
функциональных расстройств. При каждом конкретном
заболевании нужно выделять те основные меры,
которые направлены на полное восстановление
нарушенных функций;
Физический – он включает все вопросы, относящиеся к
применению физических факторов – ЛФК, интенсивных
тренировок, механо- и трудотерапия, методов
исследования, отражающих реакцию организма на
воздействие физических факторов, и др. Основная цель
– повысить физическую работоспособность;

Аспекты восстановительного лечения

Психологический – он отражает один из принципов
реабилитации – восстановление личности и социального
статуса. Для больных с ишемической болезнью сердца
этот аспект является даже более важным, чем
физический, так как в половине случаев именно
психические факторы препятствуют возвращению
больного к труду;
Социальный – он учитывает влияние социальных
факторов на развитие и последующее течение болезни, на
эффективность
реабилитационных
мероприятий,
социальное обеспечение, взаимоотношение больного с
семьей, обществом, производством.

Принципы организации и осуществления реабилитации следующие

Раннее начало восстановительных мероприятий;
Этапное лечение от начала возникновения заболевания
до его исхода;
Преемственность и непрерывность лечения на всех
этапах;
Комплексный
характер
восстановительных
мероприятий, т.е. использование всех средств,
которыми располагает медицинская и социальнотрудовая служба реабилитации;
Индивидуализация мероприятий в каждом случае с
учетом личностных особенностей больного.

Основные направления реабилитации

Медицинское
Социально-трудовое
восстановление
больных и инвалидов, направленное на
восстановление
утраченных
или
ослабленных социальных и трудовых
связей.

Семья как социальная организация

Семья – самый распространенный вид
социальной организации и вместе с тем самый
фундаментальный институт общества. Институт
семьи включает множество более частных
институтов, а именно институт брака, институт
родства, институт материнства и отцовства,
институт собственности, институт социальной
защиты детства и опеки и др.

Реабилитационный потенциал семьи

Новиковым и Т.Н. Меньшиковой (2005) на основе
информации, полученной в результате исследования,
разработан
классификатор
реабилитационного
потенциала семьи.
Реабилитационный потенциал семьи определялся в
соответствии с суммой набранных баллов:
Высокий – 0-7 баллов
Средний – 8-15 баллов
Низкий – более 15 баллов.

Программы Реабилитации

Традиционные программы реабилитации больных
включают 3 аспекта:
1) физические тренировки;
2) устранение факторов риска;
3) обучение больного и выработка рекомендаций для
него.
Медицинское просвещение больного и выработка
рекомендаций – составная часть программ
реабилитации больных, позволяющая улучшить
качество жизни больных.

Необходимые условия успеха

Непрерывность лечения. Даже сравнительно небольшой
перерыв приводит к замедлению восстановления нарушенных
функций, созданию порочных компенсаций в связи с тем, что
больной стремится выполнить необходимую функциональную
задачу
любой
ценой;
Комплексный,
но
однонаправленный
характер
реабилитационных мероприятий (единство биологических и
психосоциальных методов воздействия), в осуществлении которых
наряду с медицинским персоналом участвуют социолог, психолог,
педагог, юрист и т.д. решающая роль, однако принадлежит врачу,
хотя она и меняется на отдельных этапах выполнения
реабилитационных программ;
Индивидуальность программы восстановительного лечения,
но осуществление ее в коллективе больных, исходя из основной
цели – возвращение больного в общество.

Реабилитационный центр

Реабилитационный центр может быть самостоятельным
или входить в состав больницы. К разновидностям
центров относятся:
1) Общие (амбулаторные или стационарные) центры
медицинской реабилитации (после окончания
лечения в больницах);
2) Специальные центры медицинской реабилитации;
3) Центры профессиональной реабилитации;
4) Комбинированные центры – медицинской и
профессиональной реабилитации.

Семейная реабилитация

В семейной реабилитации выявляется 2
направления.
Первое – лечебно-профилактическое.
Второе – семейная реабилитация члена
семьи, как социальной личности.

Факторы жизнедеятельности

Элементы качества жизни, отражающие
функциональные
состояния
различных
систем и организма в целом через
взаимодействие с окружающей средой.

Самореализация личности

Самореализация личности – процесс
целенаправленного
использования
полученных знаний и навыков в обыденной
жизни и профессиональной деятельности при
адекватной самооценке.

Модель базируется на концепции образа
жизни,
что
позволяет
связывать
приобретаемые знания и навыки с
определенными
составляющими
его
формами
жизнедеятельности:
жизнеобеспечение,
социальная
коммуникация, рекрация, социализация.

Социальная коммуникация

Участие
в
процессах
социальной
коммуникации – это ключевой аспект
полноценной
социокультурной
жизни,
взаимодействий, обменов информацией
между людьми.

Жизнеобеспеченностью

Под жизнеобеспеченностью понимается
включенность людей в процессы хозяйственной
жизни, в систему общественного разделения
труда, дающая им средства существования.

Рекреация

Под рекрацией понимаются процессы
восстановления сил и здоровья, которые инвалиды
частично утрачивают в сферах труда и при
выполнении своих повседневных обязанностей.
Понятие
рекрации
тесно
связано
с
представлениями о свободном времени и
досуговых формах культурной активности.

Социализация

Под социализацией понимается освоение
людьми
знаний,
навыков,
стереотипов
поведения, норм и правил, обеспечивающих их
полноценное участие в стандартных формах
социального взаимодействия и коммуникации.

Список литературы:
Обязательная
1.Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / В.А. Медик, В.К.
Юрьев, М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012
2 Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: руководство к практически
занятиям / В.А. Медик, В.И. Лисицин, М.С. Токмачев М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012.
Дополнительная
1.Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов,М.:
ГЭОТАР-Медиа.2011
2. Здоровье населения – основа развития здравоохранения / О.П. Щепин [и др.] М.:
ГЭОТАР-Медиа.2011
3.Статистический анализ основных показателей здоровья населения и деятельности
здравоохранения: учеб. пособие / И. П. Артюхов [и др. ]
Красноярск: тип. КрасГМУ, 2008.

Список литературы:
Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю. Полное собрание федеральных законов об
охране здоровья граждан: комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – 3-е
издание, перераб. И доп. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.-544с.
Демографический понятийный словарь / под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М.: Медицина,
2010. – 464с.
Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / под ред. О.П. Щепина, В.А.
Медика. – М.: ГЭОТАР и- Медиа, 2011._ 592 с.
Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / под ред. В.А. Медика, В.К.
Юрьева. – 3-е издание, перераб. И доп. – М..: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 288с.
Пэтри А., Сэбин К. Наглядная Медицинская статистика / пер. с англ. Под ред. В.П.
Леонова. 2-е изд., перераб. И доп. - – М..: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 168 с.
Практическая демография / под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М.: ЦСП, 2009. – 280с.
Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и
здравоохранения: учебное пособие / под ред. В.З. Кучеренко. – 4-е издание, перераб.
И доп. - – М..: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 256с.