Главная · Зубная боль · Как дать малышу горькую таблетку. Горькая необходимость: как дать лекарство младенцу. Как закапать капли в глаза ребенку, если он не дает

Как дать малышу горькую таблетку. Горькая необходимость: как дать лекарство младенцу. Как закапать капли в глаза ребенку, если он не дает

Заикание или логоневроз - нарушение речевой функции, которое характеризуется нарушением ритмичности речи, выражающейся в частых повторениях или протяжности звуков/слогов/целых слов, а также в частых прерываниях или нерешительном формировании речи. Фактически, детское заикание болезнью назвать нельзя, так как основная причина появления такого нарушения речи - судорожное напряжение мышечных волокон речевого аппарата. Встречается у детей разных возрастов: с 2 лет до 8 лет. Также встречается у взрослых, но по причине отсутствия лечения заикания в детском возрасте. В чем заключаются причины и лечение заикания у детей?

Прежде всего, отметим мнение доктора Комаровского по данному вопросу. Комаровский Евгений Олегович четко дает понять, что при появлении первых признаков заикания у детишек родителям следует посетить квалифицированного специалиста, который непременно установит причину появления проблемы и назначит необходимые процедуры. Не стоит бросаться к компьютеру, лезть в интернет в поисках «волшебных методик» от не менее «волшебных дядечек и тетечек», предлагающих такие методы за небольшое вознаграждение.

Следует отметить, что заикание может стать серьезной проблемой для малыша в процессе социализации и адаптации в детском коллективе. Как известно, детишки жестоко относятся к другим детям, отличающимся от них. Это может проявляться в передразнивании малыша, насмешках, что непосредственно влияет на его восприятие внешнего мира и поведение в целом, снижая его самооценку и вырабатывая комплекс неполноценности.

По статистическим данным, у девочек данный дефект регистрируется реже, нежели у мальчиков. Специалисты связывают это с более высокой психологической устойчивостью девочек. Ко всему прочему, заикание может проявляться в случаях эмоционального напряжения, испытываемого детьми при выступлении на публике, стрессе и т.д.

Причины появления заикания у детей

Причины появления логоневроза у ребенка в 2 года, в возрасте 3 лет или 7 лет можно разделить на физиологические и психологические. К физиологическим причинам относятся:

Психологические причины появления логонервоза наиболее значимы для детей в возрасте 6 лет и выше, так как в это время ребенок идет в школу. Новый жизненный этап, насыщенный огромным количеством новой информации, новое окружение, изменение отношения родителей к ребенку - все это может стать почвой для развития заикания. Однако к психологическим причинам также относятся ситуации, которые могут повлиять на детей 1 года или чуть старше. Наиболее часто выделяют следующим психологические причины:

Ребенок, начиная школьную жизнь, может столкнуться с распространенной проблемой, возникающей в связи с леворукостью. Как известно, учителя и родители пытаются переучить малыша. Делать это, конечно, можно, но без лишней настойчивости и злоупотребления авторитетом, так как такое переучивание также может стать причиной появления заикания у детей.

Важно понимать, что тем раньше признаки заикания будут выявлены у ребенка и родители обратятся за помощью к квалифицированному специалисту, тем больше шанс на устранение дефекта и последующего нормального развития и становления малыша в социальной среде.

Фактически, лечение можно разделить на 3 категории: медицинское, коррекционное и смешанное. Походом к «бабушке», который ни в коем случае не может расцениваться, как реальный вид помощи ребенку, лучше пренебречь.

Следует понимать, что лечение заикания - общее дело специалистов и родителей, причем родители играют не меньшую роль. Если причина заикания не связана с поражением ЦНС или головного мозга, то лечение проводится логопедом. Логопед оценивает общую картину, определяет вид заикания, назначает необходимые процедуры и занимается вместе с ребенком. Специалист проводит занятия с детьми, а также дает рекомендации по проведению упражнений в домашних условиях.

Одним из распространенных методов лечения заикания являются дыхательные упражнения, позволяющие создать необходимые условия для нормального дыхательного ритма, а также приводят в тонус органы речевого аппарата. В целом, такие упражнения благоприятно влияют на дыхательную систему и оказывают дополнительное релаксационное действие.

Полезно включить в жизненный ритм ребенка умеренные физические нагрузки (например, ходьба, езда на велосипеде, плавание, танцы и т.д.). Если один или оба родителя присоединятся к ребенку при этом, это даже будет лучше, так как ребенок будет получать удовольствие от времяпрепровождения с родителем/родителями.

Техники точечного массажа оказывают благотворное, стимулирующее влияние на ЦНС. Однако предварительно необходимо убедиться в квалификации специалиста. Помимо этого, на сегодняшний день используются различные компьютерные программы, позволяющие сформировать плавность речи за счет синхронизации речевого и слухового центров ГМ.

Лечение с помощью медикаментозных средств является, пожалуй, дополнительной мерой, назначаемой неврологом или психотерапевтом (психиатром, в зависимости от причины появления заикания). Каких либо таблеток для лечения логоневроза у ребенка не существует в природе. Медикаменты оказывают стабилизационное влияние на нервные центры. Назначаются противосудорожные препараты, а также успокоительные. В качестве успокоительных могут использоваться отвары и настои трав.

Не маловажным элементом успешного лечения является соблюдение оптимального ритма дня:

Как мы говорили выше, важным компонентом лечения от заикания является правильный подход к ребенку со стороны родителей. Прежде всего рекомендуется создать мягкую психологическую обстановку в кругу семьи.

Родителям не следует заострять внимание детей на проблеме. Это только усугубит дело, ребенок может замкнуться в себе. Тревожность и нервы родителей способствуют угнетению психо-эмоционального состояния малыша. Также следует всевозможно оградить дитя от негативного отношения со стороны сверстников, а если это сделать невозможно по каким-либо причинам, то необходимо провести беседу и дать понять малышу, что на эти насмешки не следует обращать внимания. Если же это не помогло, то необходимо в период терапии освободить ребенка от посещения дошкольного учреждения.

Примечание. Дети старшего возраста (школьники) более легко поддаются коррекции взглядов. В процессе беседы таким детям следует указывать на их возможности и уникальность, как со стороны внешнего вида, так и со стороны талантов и навыков.

Родителям и остальным членам семьи (если таковые есть) следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Необходимо дать малышу высказаться. Пусть это займет много времени, это не важно. Важно дать понять, что вы его внимательно слушаете и понимаете. И ни в коем случае не следует заканчивать мысль за него;
  • Исключить скандалы и лишнюю суету в кругу семьи;
  • Разговоры между членами семьи, особенно с малышом, должны быть плавными и медленными, с проговариванием всех звуков. Лучше всего использовать в общении с маленьким «заикой» короткие, конкретные предложения и фразы;
  • Не следует слушать громкую музыку, а также постоянно держать включенным телевизор;
  • Рекомендуется учить с малышом стихи и детские песенки;
  • Не следует давать понять малышу, что он особенный. Особенно это касается поблажек в принятой в семье дисциплине;
  • Длинные, тяжелые для усваивания слова не следует разучивать с ребенком. А если решили учить, то не следует на него давить, когда у него не получится их выговорить;

Напоследок

Следует добавить, что некоторые случаи заикания могут пройти самостоятельно, без влияния психологов и неврологов. Такие случаи связывают с отсутствием у детей психологического барьера в общении со сверстниками и родителями, малыши не стремятся закрыться от общения. Но так бывает далеко не всегда и в ряде случаев лечение от заикания занимает достаточно длительное время.


Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

Что такое заикание?

Это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Причины заикания у детей

Малыш может начать заикаться по множеству причин. К ним относятся:

  1. Наследственная предрасположенность — определяется слабостью артикуляционного аппарата. При этом речевой дефект сопровождается ночными страхами, энурезом, тревожностью. Как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет.
  2. Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии, асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.
  3. Тяжелые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингит, тиф, энцефалит. Чаще всего по этой причине дефект наблюдается у ребенка 8 – 9 лет.
  4. Черепно-мозговые травмы. Частая причина речевого дефекта у ребенка 5 лет.
  5. Рахит.
  6. Гипотрофия. По этой причине может возникнуть заикание в 10-летнем возрасте или у малыша 3 – 4 лет.
  7. Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость. Из-за психологических трудностей пубертатного периода может появиться заикание у подростка.

В научной литературе описаны случаи заикания у детей дошкольного возраста после переучивания из левши в правшу. Также дефект может возникнуть после копирования речи заикающегося родственника или сверстника.

Часто дефект связан с другими речевыми нарушениями – тахилалией, дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.

Виды заикания

По патогенетическому механизму выделяют:

  1. Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  2. Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.

По характеру течения дефект может быть:

  1. Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  2. Постоянным (имеет стабильное течение).
  3. Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).

По характеру судорог заикание бывает:

  1. Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  2. Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  3. Тонико-клоническое.
  4. Клоно-тоническое.
  5. Артикуляционное.
  6. Голосовое.
  7. Дыхательное.
  8. Смешанное.

Степени заикания:

  1. Легкая – судорожные запинки во время спонтанной речи. Симптомы выражены слабо.
  2. Средняя – запинки при диалогической и монологической речи.
  3. Тяжелая – судороги речевых мышц длительны, запинки во всех видах речи. Коммуникация затруднена или невозможна.

Симптомы детского заикания

К основным симптомам патологии относятся:

  1. Речевые судороги, возникающие при попытке начать речь или в процессе разговора, проявляющиеся паузой в речи или повторением отдельного звука.
  2. Поверхностное, неритмичное, ключичное или грудное дыхание, дискоординация дыхания. Малыш начинает говорить после полного вдоха или на вдохе.
  3. Непроизвольные движения во время речи – морганье, раздувание крыльев носа, подергивание мимических мышц.
  4. Употребление речевых уловок с целью сокрытия дефекта – улыбка, зевание, покашливание.

Заикание в детском возрасте часто сопровождается вегетативными нарушениями: тахикардией, потливостью, покраснением или побледнением кожи, лабильностью артериального давления во время разговора.

Особенности течения логоневроза

Так как в основе невротического заикания лежит сильное психотравмирующее переживание, расстройство речи возникает остро. У детей снижена речевая активность, выражена логофобия и фиксация на трудном звуке, судороги носят дыхательно-голосовой характер. Логоневроз имеет волнообразное течение – речь ухудшается при повторении психотравмирующей ситуации.

Особенности неврозоподобного заикания

Речевая активность повышена, критика к своему дефекту отсутствует. Речь монотонная, невыразительная, с ускоренным темпом. У детей присутствуют нарушения общей моторики, плохой почерк и слабая мимика. Дефект усиливается при переутомлении, повышенной речевой нагрузке, но течение его относительно постоянное.

Осложнения болезни

Последствиями заикания могут быть:

  1. Нарушение социальной адаптации.
  2. Снижение самооценки.
  3. Логофобия – боязнь речи.
  4. Звукофобия – боязнь произнести отдельный звук.
  5. Усугубление речевого дефекта.

Диагностика заикания у детей

Обследование ребенка с заиканием проводит педиатр, логопед, детский невролог, психолог, психиатр. Огромное значение для постановки диагноза и подбора метода лечения имеет анамнез, сведения о речевом и двигательном развитии ребенка, информация об обстоятельствах и времени возникновения речевого дефекта.

Для оценки степени дефекта и выявления его возможной причины проводят:

  1. Диагностику речи, во время которой оценивают:
  • темп, голос, дыхание;
  • речевые и моторные нарушения;
  • форму и частоту артикуляционных судорог.
  1. Диагностику ЦНС посредством:
  • реоэнцефалографии;

Как вылечить ребенка от заикания?

Чтобы избавить малыша от заикания необходимо обратиться к специалисту. Чем лечить дефект в конкретном случае сможет сказать только врач после проведения комплексного обследования.

Кто лечит заикание у детей?

Речевой дефект поможет устранить логопед. Если артикуляционные судороги возникли на фоне поражения ЦНС, необходимо подключать в лечебный процесс детского невролога. Если причиной речевого дефекта является психотравмирующая ситуация – ребенку показана работа с психологом.

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга, в частности, торможение центра Брока. К методам лечения относятся:

  1. медикаментозная терапия;
  2. гипноз;
  3. релаксирующие ванны, массаж, дыхательная гимнастика;
  4. иглоукалывание;
  5. специальные логопедические упражнения, логоритмика;
  6. антизаикательные устройства и специальные компьютерные программы.

Медикаментозное лечение

Специальных для лечения заикания у детей не существует, медикаментозное лечение выступает в качестве дополнения общего курса терапии.

Препараты при заикании у детей:

  • транквилизаторы;
  • противосудорожные (Фенибут, Эпилептал);
  • ноотропные (Актовегин, Пирацетам);
  • успокоительные средства (Экстракт валерианы, пустырник);
  • гомеопатические таблетки от заикания у детей (Тенотен детский).

Медикаментозное лечение может применяться при заикании у детей 3 лет.

Лечение заикания у детей гипнозом

Гипноз позволяет выявить глубинные причины дефекта. У маленьких детей метод не применяется. С помощью гипноза можно вылечить заикание у подростка. Речь может улучшиться уже после первого сеанса. Для полного устранения дефекта необходимо 5 – 10 сеансов.

Исправить заикание можно с помощью акупрессуры – точечного массажа. Этот метод восстанавливает регуляцию речи. Применяется успокаивающий метод воздействия – надавливание на акупунктурные точки подушечками пальцев с последующим выполнением круговых движений.

Чем раньше начать лечение таким способом, тем быстрее и эффективнее будет результат.

Дыхательная гимнастика при заикании

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на воспитание правильного речевого дыхания с постепенным удлиненным вдохом, что позволяет запастись воздухом для произнесения речевых отрезков разной длинны.

Дыхательная гимнастика эффективна при лечении заикания у детей в 4 года и старше.

Логоритмические упражнения

Логоритмика – это метод, основанный на использовании связи слова с движением и музыкой.

Конспект логоритмического занятия выглядит примерно так:

  • мышечная релаксация;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения;
  • пение;
  • игра на музыкальных инструментах;
  • мышечная релаксация.

Логоритмические занятия способны компенсировать дефекты речи, раскрывают способности ребенка и повышают его самооценку. Метод эффективен при лечении заикания у детей дошкольного возраста и старше.

Коррекция заикания у детей специальными устройствами

Одни антизаикательные устройства позволяют заике слышать свою речь с секундной задержкой, другие демонстрируют исправленный вариант речи или заглушают голос шумами. Самые эффективные устройства повышают или понижают громкость голоса.

Лечение заикания у детей народными средствами

Применение нетрадиционных методов основано на успокаивающем и расслабляющем эффекте многих настоев и трав.

Травы при заикании для детей:

  • ясенец белый;
  • крапива;
  • ромашка;
  • мелисса;
  • хмель;
  • вереск;
  • зверобой;
  • рута душистая;
  • лапчатка гусиная.

Если следовать несложным правилам в комплексе с основным лечебным методом, речь малыша исправится в ближайшее время.

  1. Разговаривайте спокойно, медленно и разборчиво.
  2. Не перебивайте кроху.
  3. До поступления в школу научите свое чадо управлять темпом речи.
  4. Если ребенок будет говорить медленно, но не монотонно, его речь станет значительно лучше.
  5. Читайте и пересказывайте с малышом книги.
  6. Не принуждайте заику читать вслух.
  7. При общении не забывайте о зрительном контакте.
  8. Не перегружайте заику напоминаниями о правильном произношении.

Особенности семейного воспитания заики

  1. Особое внимание уделите спокойной обстановке в семье – ребенок не должен слышать крик, ссоры, испытывать наказания, видеть резкие движения и жесты.
  2. Соблюдайте режим дня с полноценным 8-часовым сном. Ребенка с заиканием нельзя критиковать. Нужно уделять больше внимания малышу, хвалить его даже за незначительный успех.
  3. Не стоит чрезмерно баловать свое чадо, исполнять все его прихоти и желания. В этом случае психологической травмой для малыша может стать даже незначительный отказ в чем-то.
  4. Будьте всегда одинаково требовательными и ровными к ребенку.
  5. Не запугивайте и не наказывайте ребенка, оставляя одного в комнате, особенно плохо освещенной. В виде наказания лучше заставить его спокойно сидеть на стуле или лишить малыша участия в любимой игре.

Как предупредить развитие речевых дефектов?

Профилактика заикания – это большая работа для родителей и окружающих. Она включает:

  1. Упорядочение распорядка дня малыша.
  2. Создание спокойной и дружественной атмосферы в семье.
  3. Избегание авторитарных методов воспитания.
  4. Оберегание ребенка от физических и психологических травм.
  5. Занятия для развития речи – чтение, разговоры с малышом.
  6. Ограничение контакта ребенка с заикающимися родственниками или товарищами.

Доктор обращает внимание

  1. Заике все время нужно находиться под наблюдением психоневролога и логопеда.
  2. Не читайте детям много книг, особенно если они не соответствуют возрасту. Не читайте на ночь страшные сказки, так как это провоцирует чувство постоянного страха: боязнь увидеть Бабу Ягу, черта, лешего.
  3. Не разрешайте подолгу смотреть телевизионные передачи. Это перевозбуждает и утомляет детскую нервную систему. Особенно отрицательно влияют передачи, несоответствующие возрасту.
  4. Не перегружайте малыша новыми впечатлениями (чтение, кино, просмотр телепередач) в период ремиссии после лечения.
  5. Говорите с заикой четко, плавно (не разрывая одно слово от другого), не торопитесь, но не произносите слова по слогам или нараспев.
  6. Постарайтесь сблизить малыша с уравновешенными, хорошо говорящими ровесниками, чтобы он учился говорить четко и выразительно.
  7. Нельзя вовлекать заику в игру, которая возбуждает и требует от участников речевых выступлений.
  8. Очень важны занятия танцами и музыкой, которые способствуют постановке правильного речевого дыхания, ритма, темпа. Полезны занятия по пению.

Заикание не проходит самостоятельно и чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее наступит результат. В случае отсутствия лечения дефект речи будет прогрессировать и отразится на коммуникативной и адаптационной способности малыша.

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Болея, дети становятся капризнее, и уговорить их выпить таблетку становится тяжелым испытанием. Особенно если она имеет горький вкус. Что советуют опытные мамы и педиатры, когда ребенок наотрез отказывается принимать лекарство. Как правильно делить и смешивать таблетки с другими продуктами.

Консультация с врачом – чем можно заменить горькое лекарство?

Прежде чем ломать голову над тем, как дать ребенку таблетку, стоит проверить целесообразность назначений. Разумеется, детский врач не будет выписывать ребенку неприемлемые препараты, но бдительность родителей может оказаться очень полезной.

В большинстве случаев, если ребенок не может пить горькое лекарство или, что еще хуже, оно вызывает у него рвотный рефлекс, педиатр должен подобрать аналог в другой лекарственной форме – сироп, свечи, суспензия . Что еще нужно сделать, это уточнить, что лекарство подходит ребенку по возрасту и совместимо с его питанием и другими медикаментами.

Если есть подозрения в некомпетентности врача, лучше проконсультироваться на это счет с другим доктором.

Обычно горькое лекарство назначается, если , содержащиеся в сладком сиропе. Другой причиной является тот факт, что многие болезни в последние годы «помолодели», и фармацевтическая промышленность еще не создала требуемые препараты в приемлемой форме. Если поменять препарат не получается, существует ряд хитрых способов заставить ребенка съесть горькую таблетку.

Как дать таблетку в первый раз ребенку?

Если ребенок хорошо идет на контакт, и у него нет негативного опыта связанного с лекарствами, можно попробовать поговорить с ним. Объяснить, что болеть нехорошо, и только таблетка сможет помочь. Здесь на помощь могут прийти , фантазия и энтузиазм мамы.

К примеру, можно полечить любимую игрушку, дав ей волшебное лекарство, или очень серьезно рассказать, что внутри таблетки прячется злой гномик, которого нужно срочно проглотить. Если малыш уже смышленый, ему можно подробно и интересно рассказать о том, что таблетки — это оружие против микробов.

Дети намного охотнее соглашаются выпить лекарство из красивой чашки, или игрушечной посуды (предварительно вымытой).

Главное – делать это уверенно и спокойно. Видя беспокойство мамы, малыш может еще больше закапризничать.

Нужно ли измельчать таблетку маленькому ребенку?

Этот вопрос нужно обязательно уточнять у врача. Дело в том, что компоненты некоторых лекарств усваиваются только в определенных отделах кишечника. Такие таблетки производятся в кислотоустойчивой оболочке, которая должна растворяться постепенно, по мере прохождения по ЖКТ.

Нарушая поверхностный слой, многие родители не задумываются, что в этом случае эффективность лекарства сильно снижается. К тому же, пленочная оболочка выполняет функцию защиты слизистой рта, пищевода и желудка от раздражающего действия активных веществ . По этой же причине многие таблетки нельзя запивать ничем, кроме воды.

Как правило, такие препараты не имеют горького привкуса и их можно дать ребенку, не беспокоясь о том, как он отреагирует. Сложность может заключаться в том, чтобы уговорить его проглотить таблетку, не раскусывая. Для этого можно заранее потренировать ребенка глотать небольшие кусочки сладостей (например, зефир), не разжевывая.

Если же таблетка не имеет защитной оболочки, то ее можно смело делить на части, с помощью такого делителя таблеток, или крошить.

А чтобы замаскировать ее неприятный вкус существует множество простых и не очень способов.

Как нейтрализовать вкус и сделать горькое лекарство слаще?

Самый простой способ – спрятать таблетку в еду. Для этого нужно измельчить таблетку с помощью двух ложечек, если это капсула, то ее нужно раскрыть и высыпать содержимое.

Чтобы «облагородить» вкус лекарства, есть множество способов:

  • Смешать полученный порошок с сахаром или сахарной пудрой.
  • Поместить в шоколадную конфету, изюм, клубнику. Главное, чтобы ребенок не сильно разжевывал лакомство. Но лучше всего поместить таблетку в маленький кусочек банана, его скользящая структура поможет малышу быстро проглотить все, ничего не почувствовав.
  • Смешать с медом, вареньем, сгущенкой (если нет аллергии). Педиатры рекомендуют использовать для этих целей сироп шиповника.Только обязательно после этого нужно сполоснуть рот, так как содержащаяся в нем аскорбиновая кислота негативно воздействует на зубную эмаль.
  • Если лечение проводится в больничных условиях, врачи советуют купить ампулу с глюкозой и в ней развести таблетку.
  • Чтобы горечь не сильно чувствовалась, на измельченную таблетку нужно капнуть растительного масла, сверху обильно посыпать сахарной пудрой. Масло создаст своеобразную пленку и не даст порошку смешаться с сахаром.
  • Развести с соком, молоком, чаем, только прежде нужно обязательно попробовать и убедиться, в том, что таблетка не сильно повлияла на вкус напитка. Проследить, чтобы порошок не остался на дне чашки или бутылки.

Лучше всего разводить полученный порошок в небольшом количестве воды или любой другой жидкости, чтобы ребенок за один-два глотка выпил всю дозу. В противном случае уговорить его снова выпить лекарство будет непросто.

Самое главное – проделывать все эти манипуляции так, чтобы ребенок ничего не видел.

Вкусовые рецепторы человека находятся в основном на языке. Поэтому давать лекарство нужно так, чтобы оно попало как можно ближе к гортани. Для этого удобно использовать длинную ложку. Также многие родители предпочитают смешивать лекарство с водой в шприце (без иглы) и впрыскивать в область между языком и щекой. Так ребенок почти не почувствует горечь и, что самое важное, не сможет его выплюнуть.

Некоторые лекарства оставляют неприятный привкус во рту и разрушают эмаль, поэтому после того как ребенок выпил таблетку, нужно протереть рот салфеткой или почистить ребенку зубы.

Обыкновенная трубочка может стать полезным помощником в этом деле. Когда ребенок запивает таблетку водой из трубочки, благодаря сосательным движениям она быстрее проталкивается вглубь.

Когда-то мамы умудрялись окунать таблетку в густой желатин, после высыхания ее можно было дать ребенку, избежав слез и истерик. Сегодня в аптеке можно купить специальную глазурь для таблеток . Она обладает приятным вкусом и ароматом и не вступает в реакцию с лекарством, а значит, никак не повлияет на его эффективность.

Еще один плюс – удобство, эту глазурь можно использовать для таблеток разной формы – половинок, четвертинок и просто маленьких крошек. Она сглаживает все неровные углы, облегчая проглатывание, устраняет неприятный вкус в месте разлома.

Видео инструкция глазури для таблеток

С чем можно смешивать лекарства детям?

Прежде чем смешивать таблетку с едой, нужно проконсультироваться с врачом, так как не все таблетки сочетаются с продуктами. Особенно это касается соков и молока,они способны изменять химический состав самого препарата и влиять на его эффективность.

Основные правила, которые нужно запомнить родителям при смешивании таблеток:

  • Антибиотики нельзя запивать молоком, так каконо нарушает структуру лекарства.
  • Сок нейтрализуют действие антибиотиков и противовоспалительных препаратов.
  • Танин, содержащийся в чае, может повлиять на действие таблеток, поэтому, по возможности, нужно давать ребенку лекарство отдельно от чая.

Как нельзя давать детям лекарства?

Педиатры категорически не советуют смешивать горькую таблетку с той едой, которую ребенку нужно есть постоянно – йогурт, каша, суп. Существует риск, что почувствовав там непривычный привкус, ребенок навсегда откажется это употреблять.

Основное правило — не напугать и не травмировать ребенка.

Если малыш выплюнул какое-то количество лекарства, не нужно тут же давать следующую таблетку — это чревато передозировкой.

Также очень важно сохранить доверие ребенка. Если сказать, что это вкусно, он вряд ли в следующий раз поверит маме на слово. После того как малыш добровольно выпил лекарство – его нужно обязательно похвалить, и возможно, последующие таблетки он будет глотать совсем как взрослый.

За годы детства каждого ребенка его родителям приходится придумывать множество различных ухищрений, чтобы добиться желаемого или необходимого. Мы пытаемся накормить нехочух, удержать на месте непосед, заманить домой гулен, успокоить приверед и прочее и прочее. Но проблема, как дать ребенку лекарство, стоит особенно остро: лечиться необходимо, а дать снадобье малышу бывает просто-таки невозможным. И больше всего подобных трудностей возникает именно с таблетками - они не просто твердые и большие, но часто бывают нестерпимо горькими даже для самого стойкого взрослого.

Каждый из нас способен придумать, по меньшей мере, несколько способов, как можно обмануть ребенка, чтобы он принял необходимое лекарство. Но поскольку все малыши разные, то для них срабатывают также разные «приемы». Вот почему родители активно делятся своим опытом на форумах и в блогах. В ход идут педагогические приемы и даже прямо-таки «гестаповские» методы. Но когда болезнь наступает, то в действительности выбирать не приходится: нужно действовать.

Если проблема возникла из-за больших размеров таблетки и небольшого возраста больного, то она решается довольно просто: пилюля крошится, разводится какой-нибудь жидкостью и отправляется в рот. Так же следует поступить, если ребенок в принципе не может глотать таблетки - у него возникает рвотный рефлекс.

Некоторые мамы прячут разделенную на маленькие кусочки таблетку в шарики из хлеба, в ягоды, зефир и прочие вкусности. Но в таком случае можно просто разделить большую таблетку на несколько частей и предложить ребенку выпить их одна за другой.

Куда сложнее обстоят дела, если проблема во вкусе таблетки: измельченная даже в самый мелкий порошок, она все равно будет сильно горчить. И тут на помощь приходит фантазия и выдержка.

Начните с объяснений: сколько бы лет или даже месяцев ни было крохе, расскажите, что лекарство в данном случае необходимо, что оно поможет выздороветь, что ребеночку станет лучше (перестанет болеть животик, можно будет выйти на улицу погулять) - любая мама способна подобрать нужные слова.

Если у Вас это получится, то лучше всего вопрос разрешить мирно: без насилия, истерик, стрессов и прочих негативных эмоций. Помните, что ребенок всегда лучше воспринимает любую информацию в виде игры, а потому стоит с ним поиграть на тему волшебной таблетки. Можно устроить дома больницу или поликлинику - это самый простой способ: перелечите всех зверей, кукол или машинок, и до самого главного пациента очередь дойдет. Если фантазия работает хорошо, а также хватает терпения и времени, то можно и сказку какую-нибудь тематическую придумать, и даже комикс нарисовать - здесь все средства будут хороши.

Если уговорами привереду не взять, то придется хитрить. Опять-таки, многие родители прибегают к помощи вкусовых добавок: разводят измельченную таблетку в соке, меде, варенье, сгущенке и прочих лакомствах. Для старших деток таблетку можно упаковать в специально предназначенную для этого сладкую оболочку типа глазури Лака (продается в аптеках).

Очень маленькому или очень неспокойному ребенку (который выбивает ложку из маминых рук) лекарство можно дать из шприца, заливая его за щеку, но при этом следует быть предельно осторожными: нельзя ничего давать, если малыш плачет, кричит и истерит, чтобы случайно не подавился.

Врачи предлагают решать проблему с конца: если с приемом какого-либо лекарственного средства у ребенка возникают трудности, то следует обратиться к лечащему врачу с просьбой подобрать для него альтернативный препарат: в другой фармакологической форме, но с таким же терапевтическим эффектом (к примеру, вместо таблетки назначить сироп или свечи, а при необходимости даже уколы).

Всегда перед тем, как измельчать любую таблетку, следует выяснить, допустимо ли это. Дело в том, что при нарушении целостности пилюли эффективность некоторых препаратов снижается и даже нивелируется: их специально погружают в оболочку, которая препятствует преждевременному разрушению активных веществ лекарства. Такая таблетка начинает растворяться и действовать постепенно, по мере прохождения желудочно-кишечным трактом, и строго по назначению, то есть в определенных отделах ЖКТ. Поэтому ее необходимо глотать целиком. Если это невозможно, то врач должен назначить другой препарат.

Если дробить таблетку можно, то очень важно также знать, с чем ее можно и нельзя смешивать, давая ребенку. Уточните у педиатра и этот вопрос: сок в таких целях лучше не использовать, поскольку он всегда содержит определенное количество кислоты, которая отрицательно воздействует на активные вещества препарата. Также не рекомендуется сочетать таблетки в оболочке с молоком. Если есть необходимость подсластить горькую пилюлю, то можно, к примеру, смешать ее с сиропом шиповника.

Довольно удобно и оправдано капнуть в растолченный лекарственный порошок растительного масла: оно соберет горькие крупинки вместе и покроет их масляной оболочкой. Добавив туда немного воды, вы с легкостью сможете дать проглотить препарат маленькому пациенту.

Лучше всего предложить ребенку воду, чтобы запивать таблетки. И, конечно же, учитывайте рекомендации по применению препарата относительно приема пищи - до, во время или после еды нужно принимать лекарство.

Очень часто дети выплевывают или выбивают приготовленную мамой таблетку. Если Вы не уверенны, что ничего из предложенного Вами проглочено малышом не было, то не следует давать ему еще немножечко, чтобы не произошло передозировки: лучше меньше, чем больше. Также нет необходимости давать лекарство повторно, если ребенок, к примеру, вырвал по истечении получаса и более после его приема.

И еще один, пожалуй, самый важный нюанс: прежде чем давать любые таблетки детям, взвесьте целесообразность врачебных назначений. К сожалению, сегодня нередки случаи, когда малышам назначаются очень серьезные, с целым списком побочных эффектов препараты. Возможно, есть смысл проконсультироваться у другого специалиста или подыскать более щадящий именно для ребенка препарат.

И напоследок еще несколько полезных советов, как давать ребенку таблетки:

  • Всю дозу лекарства нужно дать в один прием (в одной ложке), потому что вторую и тем более третью порцию лекарства малыш с большой вероятностью откажется принимать.
  • Нельзя смешивать горькие таблетки с блюдами, которые входят в повседневный рацион ребенка - супами, кашами, овощными или фруктовыми пюре, творогом: существует высокий риск, что ребенок откажется от их употребления на длительный период времени.
  • Несмотря на то, что грудь всегда является лучшим успокоительным и также лучшей «закуской», пытаясь отвлечь малыша и предлагая ему грудь перед тем, как дать горькую таблетку, можно также столкнуться с проблемой, что ребенок откажется от груди в дальнейшем, опасаясь, что после нее снова будут давать «гадость». В таком случае следует поступить наоборот: предложить грудь после невкусного лекарства.

Специально для - Елена Семенова