Главная · Другие болезни · Протезирование детям. Конструкции детских зубных протезов. Цены на протезирование зубов у детей

Протезирование детям. Конструкции детских зубных протезов. Цены на протезирование зубов у детей

Говоря о протезировании, мы привыкли связывать эту процедуру только с людьми старшего возраста. Но сегодня в ортопедии не существует возрастного ограничения для установки протезов.

Современные методики позволяют восстанавливать даже молочные единицы при преждевременном их выпадении. Очень часто потребность в этой процедуре возникает задолго по начала прорезывания постоянных зубов.

Имеются примерные сроки появления постоянных единиц. Выпадение молочных начинается примерно с шестилетнего возраста и продолжается до 12-13 дет. В этот период образуются зачатки постоянных, которые со временем вытеснят молочные органы.

Но не всегда временные единицы остаются целыми и здоровыми до момента из смены. Иногда случается так, что они начинают разрушаться намного раньше указанного срока. Их преждевременному выпадению могут способствовать следующие причины:

  • механическое повреждение, травма, ушиб;
  • неправильное однообразное питание;
  • некачественный уход за полостью рта;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • сопутствующие патологии;
  • длительное лечение определенной группой препаратов.

В случае выпадения или вынужденного удаления молочного зуба из-за его разрушения, вместо него обязательно вырастит постоянный, но только тогда, когда полностью сформируются его зачатки.

В случае преждевременной потере молочных единиц по названным причинам, родители могут столкнуться со следующими осложнениями у своего ребенка:


Называя осложнения, к которым приводит ранняя потеря зубов, эстетика проблемы уходит на второй план. Чтобы избежать развития подобных последствий, в первую очередь важно вернуть полноценную жевательную функцию. Это необходимо для правильной работы всего детского организма, получения ребенком всех микроэлементов и витаминов для его правильно роста и развития.

Показания для проведения процедуры

Обращаться за помощью к стоматологу-ортопеду необходимо при:

  • флюорозе, когда имеется сильное разрушение зубов;
  • обширном кариесе, когда устранение проблемы пломбированием невозможно;
  • сильном повреждении коронковой части из-за травмы;
  • воспалительном процессе в надкостнице, когда вырывание зуба является единственным способом избавления от проблемы;
  • патологически раннем выпадении;
  • расшатывании или потери зубов из-за периодонтита;
  • системной гипоплазии эмали;
  • бруксизме;
  • важности сохранения эстетики единиц фронтальной области после лечения стоматологических болезней.

Обычно протезируются передние единицы. Специалист обязательно учитывает тот факт, что у ребенка процесс роста челюсти и всего организма еще не завершен. Поэтому, он должен иметь большой опыт и знания, чтобы во время процедуры не нарушить естественных ход процессов в детском организме.

В следующем видео стоматолог расскажет, почему так важно при потере молочных зубов делать протезирование:

Противопоказания

Для проведения протезирования у ребенка абсолютных ограничений, кроме патологий неврологического и психологического характера, не существует. Все остальные противопоказания являются относительными и делают процедуру возможной после их устранения.

Протезирование не проводится:

  • если имеются сопутствующие несистемные заболевания, находящиеся в острой форме;
  • сразу после завершения курса лучевой терапии;
  • при сильном стрессе или эмоциональном перевозбуждении;
  • при недостаточной гигиене ротовой полости;
  • если малыш психологически не готов к проведению протезирования.

Даже непереносимость материалов, из которых изготавливается протез, не является абсолютным противопоказанием. Из большого их ассортимента можно легко подобрать подходящий вариант, не вызывающий аллергию.

Разновидности конструкций

У ребенка для реконструкции зубного ряда используются 2 вида протезов: съемные и несъемные.

Несъемные

Данный вид конструкций применяется при частичном (неполном) разрушении коронковой части зуба при условии сохранения корней здоровыми.

Классические коронки

Это вид протеза, который покрывает собой имеющийся дефект для предотвращения дальнейшего разрушения зуба. Коронками получается восстановить разрушенную единицу, вернуть ей функциональность, предотвратить смещение зубов и дальнейшее развитие кариеса. В некоторых ситуациях, например, при травме режущей части, они ставятся для фиксации медицинского препарата.

Конструкции устанавливаются без обтачки зубов. Чтобы избежать травмирования слизистой и мягких тканей, край коронки располагается на одном уровне с десной. После ее закрепления, у ребенка наблюдается изменение прикуса. Но это явление временное, и после привыкания к ней, прикус нормализуется (обычно на это уходит 2-4 дня).

Конструкция изготавливается из нержавеющей медицинской стали или хромоникелевого сплава . Ее демонтаж проводится специальным аппаратом безболезненно для малыша.

Важно: коронка не оказывает влияния на физиологический процесс смены зубов. Они выпадают вместе с ней.

Strip-коронки

Особая разновидность коронок, применяемая для замещения или частичной реконструкции фронтальных единиц. Они представляют собой съемные колпачки, которые изготавливаются только из светоотверждаемого композитного материала или акриловой пластмассы.

Перед их установкой коронковая часть зубов обязательно подготавливается (когда снимают пораженные слои и формируют зуб под коронку) – т.е. обтачивают. Затем колпачки заполняются композитом и фиксируются на зубах. После полимеризации материала колпачки удаляются, коронковая часть шлифуется и полируется.

Протезирование Strip-коронками проводится при :

  • активном кариесе;
  • дефектах в развитии резцов;
  • нарушениях в амелогенезе;
  • гипоплазии эмали;
  • сильном механическом повреждении.

Длительность процедуры от момента подготовки зуба до надевания на него коронки составляет около 20 мин.

В детской стоматологии эта методика является самой эффективной, технологически простой и быстрой.

Вкладки

Методика применяется для реставрации тех единиц, которые поражены кариесом, но при условии, что пульпу патологический процесс не затронул. Также такое протезирование рекомендуется при высокой стираемости эмали для восстановления анатомии коронки.

Вкладка, по существу, представляет собой обычную пломбу, замещающую разрушенную часть зуба. Но в отличие от нее, изготавливается только в условиях лаборатории из пластмассы или сплавов металлов.

Она размещается в заранее подготовленную зубную полость, чем предотвращает ее дальнейшее разрушение.

Штифтовые вкладки

Перед процедурой обязательно выполняется подготовка зуба – вскрытие и обработка каналов (они у детей значительно шире и короче, чем у взрослых). Препарирование зуба сильно истончает его стенки, поэтому штифт фиксируется в корни очень аккуратно.

Для изготовления штифтовых вкладок используется сплав из золота или хромоникеля. Искусственной коронкой выступают фасетки (фарфоровые или пластиковые).

По причине сложности размещения штифта в корень, этот способ протезирования применяется только при невозможности выполнить реконструкцию зуба другим методом.

Съемные

Определяющим фактором съемных изделий является возможность их легкого и быстрого снятия, т.е. в случае необходимости родители могут самостоятельно снять протез. Эффективность этого метода неоднократно была подтверждена на практике. Маленькие пациенты быстро привыкают к ним, и в дальнейшем носят без недовольства и жалоб.

Важно: съемное протезирование, по мнению стоматологов, является предпочтительным способом восстановления целостности зуба и возвращения ему жевательной способности.

Они всегда изготавливаются по слепку зубного ряда, и по мере роста ребенка заменяются на новые.

Пластинчатые

Пластинчатый протез – это модель, состоящая из базиса и крепежных элементов. Они могут быть как раздвижными, так и стандартными. В обоих этих видах отсутствует искусственная десна, что не ограничивает рост тканей и самой челюсти.

Изделие нередко применяется для коррекции прикуса или исправления положения отдельных единиц.

Мосты

При изготовлении мостов используются различные пластмассы. Допустимо применение металла для производства крепежных элементов или отдельных частей изделия.

Бабочка

Это особая система для протезирования одной недостающей единицы, потерянной из-за травмы. Это небольшое цельнолитое изделие из термопластичной массы на основе нейлона. Свое название оно получило благодаря форме, напоминающей насекомое.

«Бабочка» — это коронка с особым эластичным креплением – клиперами. Они плотно охватывают соседние единицы и удерживают изделие. Его цвета идентичны окрасу десны и естественных зубов, поэтому протез почти незаметен для окружающих.

Современные технологии позволили существенно усовершенствовать протезирование для детей. Различные модели протезов позволяют подобрать оптимально подходящий для них вариант в зависимости от причины, вызвавшей раннюю потерю зубов.

Предъявляемые требования к конструкции

К конструкциям, которые предполагается использовать для детей, предъявляются более жесткие требования относительно их качества, безопасности. Это объясняется тем, что организм ребенка еще до конца не сформирован, и продолжает расти и развиваться. Также детки более чувствительны на действие различных материалов.

Безопасность использования

Данное требование касается безопасности для детского здоровья. Ни один из протезов не должен ранить или травмировать слизистую и ткани. Они должны легко закрепляться (если предполагается устанавливать съемный вариант изделия) и не создавать проблем при ношении и уходе.

К каждому размещаемому изделию предъявляются следующие требования:

  1. Атравматичность.
  2. Простота конструкции.
  3. Не должны нарушать внешнюю эстетику.
  4. Комфортность при эксплуатации.
  5. Не должны мешать развитию челюсти и росту зубов.

Установка протезов должна проходить без повреждения рядом стоящих зубов, т.е. без обтачки.

Материал изготовления

Детский организм тяжело переносит присутствие инородного тела в полости рта. Именно по этой причине для изготовления протезов используются только гипоаллергенные материалы.

К ним также предъявляются и другие требования. Они должны быть:

  • гигиеничными, т.е. устойчивыми к образованию на них налета;
  • не давать усадки;
  • устойчивыми на механические повреждения;
  • прочными, но легкими;
  • не набухать и деформироваться от влажности.

Протезы для детей разрешено производить из материалов, соответствующим всем названым требованиям: акриловой пластмассы, нержавеющей стали (марка ЭИ-95), сплавов из золота, серебра и олова, нейлона и хромированной стали.

Изготовление и установка

Детское протезирование – ответственная процедура, от качества выполнения которой зависит дальнейший рост и развитие зубочелюстного аппарата. По этой причине, независимо от вида устанавливаемого изделия, его должен выполнять врач с опытом работы в детской стоматологии.

Если говорить об изготовлении и установки протезов в общем, без затрагивания конкретных их вариантов, то протезирование проходит в следующем порядке:

  1. Первичный осмотр.
  2. Диагностирование: включает опрос и детальное обследование маленького пациента. При необходимости врач может назначить рентгенографию.
  3. Подготовка полости рта к протезированию: лечение выявленных заболеваний, гигиеническая чистка.
  4. Снятие слепков.
  5. Изготовление в условиях лаборатории протеза.
  6. Его примерка.
  7. Установка.

Необходимо отметить, что перед установкой изделия специалист может поставить ребенку местный наркоз.

Ношение и уход

Продолжительность эксплуатации протезов и срок их ношения – разные по понятию определения, зависящие от типа установленной конструкции. Несъемные аппараты обычно остаются в полости рта до начала естественной смены молочных зубов. Съемные же меняются при необходимости.

Примерный срок, на который размещаются протезы, может составлять от 3-4 мес. до полутора лет . Этот период зависит от групповой принадлежности зуба, сложности проблемы.

Родителям необходимо весь период ношения конструкции ребенком, контролировать насколько качественно он проводит гигиеническую процедуру.

Так, несъемные изделия нуждаются только в двухразовой чистке щеткой. А съемные протезы требуют выполнения определенных требований:

  • помимо стандартной чистки зубов, также дважды в день следует обрабатывать сам протез щеткой с пастой;
  • после каждого перекуса его следует хорошо ополаскивать под струей воды;
  • перед сном извлекать из рта и хранить в специальном растворе.

Цены

Невозможно озвучить точную стоимость протезирования для детей, поскольку она зависит от многих факторов: типа устанавливаемой конструкции, материала, размера и числа замещаемых единиц.

В таблицу сведена примерная стоимость каждого вида протеза, используемого в детском протезировании.

К их стоимости необходимо добавить оплату за обязательные подготовительные процедуры: профессиональную чистку, лечение, снятие слепков и др.

При установке съемных изделий, стоимость крепежей учитывается отдельно. Так, если предполагается клиперное крепление, то к цене следует еще добавить 800-1100 руб.

Использование благородных металлов также увеличит итоговую цифру. Учитывая объем проведенной подготовительной работы, установку, общая стоимость протезирования может доходить до 20 тыс. руб.

Конструкции зубных протезов, применяемые в клинике протезирования детей, имеют особенности, обусловленные особенностями детского организма и их назначением.

Основное показание к их применению - нормализация функции жевания, глотания, речи, дыхания, профилактика морфологических и функциональных нарушений в зубочелюстно-лицевой области, воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

Конструкции протезов должны быть простыми, чтобы не осложнять процесс их изготовления, быть доступными для всех детей, нуждающихся в протезировании. В практике зубного протезирования детей применяются следующие конструкции зубных протезов: вкладки, коронки, штифтовые зубы, съемные пластиночные протезы, мостовидные протезы и распорки, а также протезы - аппараты.

По назначению они делятся на лечебные, профилактические и фиксирующие. Лечебные восстанавливают морфологические и функциональные нарушения.

Профилактические предупреждают формирование аномалий и деформаций при развитии и формировании зубочелюстной системы.

Фиксирующие - для фиксации других конструкций зубных протезов, ортодонтических аппаратов, лечебных и прокладочных материалов.

По способу фиксации они делятся на несъемные и съемные.

По времени применения (использования) - временные и постоянные, хотя понятие постоянные в детском возрасте относительное, т.к. с ростом, развитием и формированием зубочелюстной системы все конструкции зубных протезов необходимо периодически заменять.

Искусственные коронки

Коронки, применяемые в клинике детского протезирования для удобства изложения, принято условно разделить на «временные» и «постоянные».

К временным относятся профилактические или фиксирующие коронки. Ими покрывают не кариозные зубы, а используют, например, на фронтальные зубы при травматическом отломе угла или режущего края для фиксации лечебного материала, применяя биологический метод лечения пульпита, для фиксации профилактических аппаратов (протезов) у детей с дефектами зубных рядов, предупреждающих смещение зубов, для фиксации ортодонтических аппаратов.

При использовании временных коронок, зубы не препарируют, при плотно стоящих зубах проводят физиологическую сепарацию с помощью эластичных колец или прокладок, а в некоторых случаях достаточно незначительно истончить апроксимальные поверхности.

Особенностью временных коронок является то, что их край должен располагаться на уровне десневого края потому, что:

1) если коронка изготавливается на временный зуб, то, исходя из его анатомической особенности - расположения экватора в области десневого края – коронка будет плотно охватывать зуб, а при попытке введения ее в зубодесневой карман она будет травмировать край десны;

2) если коронка изготавливается на постоянный зуб, то она в области шейки будет значительно шире зуба, поскольку должна пройти через непрепарированный экватор, а, следовательно, при попытке введения ее края в зубодесневой карман, она также будет травмировать десну.

Для изготовления временных коронок используются тонкостенные гильзы, толщиной 0,14 - 0,15 мм. Во время технологического процесса изготовления коронки ее толщина уменьшается до 0,11 - 0, 12 мм. Исходя из этого, после наложения такой коронки появляется незначительное завышение прикуса, которое самоустраняется через 1 - 2 дня, а поэтому не является причиной патологических состояний.

После выполнения своей функции временная коронка свободно снимается аппаратом Коппа, поскольку поверхность эмали зуба гладкая.

При необходимости изготовления постоянных коронок применяются общепринятые врачебные правила и технические методы в зависимости от их конструкции (рис. 156).

Для протезирования штифтовыми зубами в детском возрасте пригодны преимущественно корни верхних передних зубов и премоляров, имеющих один корень, а также нижние клыки. Корни нижних резцов и премоляров плоские и истонченные и при механической подготовки канала корня под штифт его стенки истончаются, что приводит к перфорации или поломки корня штифтом.
Требования к корню под штифтовый зуб полностью соответствуют требованиям как и для взрослых.

Учитывая анатомические особенности корней и каналов в детском возрасте (тонкие стенки и широкий канал), а также наиболее частое осложнение при протезировании штифтовыми зубами в виде расцементировки и возможного полома корня, для детей разработана специальная конструкция штифтового зуба.

Ильина - Маркосян Л.В. предложила конструкцию штифтового зуба, особенностью которой является то, что в ней имеется приспособление улучшающее фиксацию, герметизацию устья корневого канала и является амортизатором неблагоприятных для корня боковых нагрузок. Это приспособление представляет собой литую вкладку в устье корневого канала кубической формы с сечением 2 –3 мм.

Схема разновидности вкладок изображено на (рис. 157), где видно, как сила, направленная на зуб под каким – либо углом к его вертикальной оси, достигнув препятствия в виде стенок вкладки, раскладывается на две: вертикальную и горизонтальную. Из них практически опасной может быть только горизонтальная, которая значительно ослабляется встречным сопротивлением.

Итак, данная конструкция штифтового зуба имеет следующие положительные свойства:

1. Плотно прилегает к поверхности корня и герметично обтурирует устье корневого канала.
2. Надежно фиксируется на корне.
3. Наличие вкладки раскладывает (перераспределяет) все виды нагрузки на большую площадь поверхности корня, выполняя амортизирующую функцию.
4. Не оказывает отрицательного влияния на корень и ткани зуба.
5. Эффективна в эстетическом отношении.
6. Несложна в изготовлении.

Конструкция штифтового зуба Ильиной - Маркосян Л.В. имеет существенный недостаток в том, что в результате формирования полости под вкладку кубовидной формы неравномерно истончаются стенки корня, что снижает их прочность. Поэтому Цитрин Д. Н. предложил формировать полость в виде двух встречных треугольников, обращенных вершинами к устью корневого канала. Основание одного треугольника обращено к вестибулярной, а второго к оральной поверхности. Такая форма полости под вкладку в меньшей степени ослабляет прочность стенок корня.
Недостатком этой конструкции заключается в трудоемкости формировании полости под вкладку.

Нами предложена конструкция штифтового зуба с вкладкой в устье корневого канала ромбовидной формы. Формирование такой полости не трудоемко, сохранившиеся стенки корня имеют относительно равномерную толщину, что не ослабляет его прочность (рис. 158).

Мостовидные протезы

Мостовидные протезы в детской практике принято подразделять на профилактические и лечебные. Функция профилактических мостовидных протезов (аппаратов), сохранение места в зубном ряду в области дефекта для последующего нормального прорезывания постоянного зуба, предупреждая смещение зубов ограничивающих дефект и антогониста. Они применяются только при отсутствии одного зуба.

С этой целью было предложено ряд конструкций, которые просты в изготовлении и применении.

Обычные мостовидные протезы, укрепленные на двух коронках, не применимы в детском возрасте, так как они задерживают рост челюстей. Вред от такого протезирования станет заметным через некоторое время даже по внешнему виду. Например, если при отсутствии у подростка четырех верхних резцов укрепить на клыках мостовидный протез обычной конструкции, рост соответствующего участка верхней челюсти приостановится. В результате может сформироваться прогенический прикус и эстетические нарушения в виде уплощенного лица.

Мостовидные протезы с односторонним укреплением применяют в случае потери одного зуба. При наличии корня зуба, ограничивающего дефект зубного ряда с одной стороны, средством для фиксации протеза может служить штифтовый зуб.

При восстановлении дефектов зубного ряда у детей мостовидными протезами с односторонней опорой (консольные). Неотъемлемой частью детского консольного мостовидного протеза является литая окклюзионная накладка или отросток на оральной поверхности передних зубов, отходящий от тела протеза к зубу непокрытому опорной коронкой. Он предохраняет недостаточно устойчивый опорный зуб от вывихивающих и вращательных движений под давлением языка, откусывания и пережевывания пищи. Окклюзионная накладка располагается в фиссуре на интактной поверхности эмали, а при наличии в зубе кариозной полости изготавливается вкладка с углублением для нее. При протезировании данной конструкцией мостовидного протеза необходимо осуществлять постоянный контроль за тем, чтобы во время роста челюсти окклюзионная накладка не сошла с опорного зуба, если же из наблюдений этот фактор становится явно неизбежным, протез необходимо заменить.

Если мостовидный протез должен быть укреплен посредством штифтового зуба, он готовится по описанному выше методу. Вкладка, расположенная в устье канала, обеспечивает фиксацию искусственного зуба, а небный отросток препятствует вращению и расшатыванию опорного корня.

При протезировании зубных рядов у детей мостовидными протезами с двусторонней опорой, для предупреждения задержки роста челюстной кости конструкция протеза должна быть раздвижной.

Раздвижные мостовидные протезы - одна из наиболее удачных конструкций, применяемых в детской практике. Протезы полноценны и эффективны в функциональном и эстетическом отношении, так как укрепляются на естественных зубах и весьма устойчивы. Фиксирующими элементами раздвижного мостовидного протеза могут быть временные или постоянные коронки, штифтовые зубы, а замещающие отсутствующие естественные зубы цельно литые или с пластмассовыми фасетками искусственные зубы. Применение керамики и металлокерамики в этом возрасте нецелесообразно, так как эти протезы временные и после прекращения роста челюстей заменяются на постоянные.

Протез состоит из двух частей, подвижно соединенных между собой. В процессе роста челюсти, части протеза постепенно расходятся (между ними образуется щель), таким образом, развитие и рост челюстей беспрепятственно продолжается.

Принцип подвижного соединения звеньев протеза выдвигается многими из современных авторов и обоснован стремлением предоставить протезу и опорным зубам возможность независимой подвижности в процессе развития, роста и формирования морфофункционального и эстетического оптимума зубочелюстной системы.

Впервые конструкцию раздвижного мостовидного протеза применительно для практики детской стоматологии предложила Ильина – Маркосян. Тело протеза состоит из двух частей, соединенных между собой задвижкой, представленной трапециевидным отростком (в виде ласточкиного хвоста), отходящего от одной половины тела, а во второй половине с оральной поверхности для этого отростка имеется соответствующей формы и размеров паз. Обе половины тела протеза соединяются путем задвижения отростка в паз и собранном положении спаивается с опорными элементами протеза.

Недостатком предложенной конструкции является то, что при раздвижении протеза во время роста челюсти и выхода отростка из паза образуется пустота, которая забивается пищей и плохо вычищается.

Нами предложена конструкция раздвижного протеза, когда паз для отростка - задвижки находится внутри тела и при раздвижении его половин постоянно остается закрытым отростком – задвижкой прямоугольной формы и гигиенические свойства конструкции не ухудшаются (рис. 159).

Копп З. В. предложена конструкция протеза с шарнирными замками, допускающими подвижность частей протеза в пределах определенной амплитуды.
Подвижное соединение протеза обеспечивают его звеньям большую устойчивость и в то же время дают им возможность раздвигаться в стороны вслед за естественным расширением зубной дуги во время роста.

Съемные протезы

Долгое время существовало мнение, что съемный протез для ребенка может явиться моральной травмой и пользоваться таким протезом он не сможет. Однако такое убеждение безосновательно. Как показывает практика протезирования детей съемными пластиночными протезами, что даже дети младшего возраста (3 – 4 года), с интересом относятся к своим «искусственным зубам», охотно пользуются протезами и достаточно быстро адаптируются к ним.

Конструкции съемных протезов для детей, восстанавливая целостность зубного ряда и сохраняя артикуляционное равновесие зубочелюстной системы, также должны иметь свои особенности, отвечающие требованиям растущего детского организма. Кроме того, базис протеза, передавая жевательное давление на беззубый участок альвеолярного отростка стимулирует развитие челюстной кости в данном участке и прорезывание постоянных зубов.

Впервые, частичные съемные пластиночные протезы с конструктивными особенностями для растущего детского организма, были предложены Ильиной – Маркосян Л.В. (1947), которые представляют собой: 1. Протезы, как правило, изготавливаются без кламмеров. 2. Базис протеза не имеет искусственной десны (не перекрывает альвеолярный отросток с вестибулярной поверхности), а заканчивается на уровне гребня альвеолярного отростка. Такая конструкция пластиночных протезов не задерживает рост челюстных костей, а фиксация протеза осществляется за счет анатомической ретенции, адгезии и когезии. При неблагоприятных условиях для фиксации протеза возникает необходимость изготавливать кламмера или перекрыть альвелярный отросток базисом, в таких случаях базис протеза должен быть раздвижным, т.е. иметь свободный разъем (рис. 160). 3. Искусственные зубы ставятся на приточке. 4. Дистальные границы базиса максимально расширены: на верхней челюсти до линии «А», на нижней челюсти базис перекрывает ретромолярное пространство.

Шарова Т.В. (1983) считает целесообразным край базиса протеза заканчивать в области переходной складки, обосновывая это тем, что при наличии достаточного физиологического раздражения наиболее активный оппозиционный рост челюстных костей, особенно нижней челюсти, происходит с вестибулярной поверхности альвеолярного отростка. Кроме того, у основания альвеолярного отростка образуется плотный костный рубец, который препятствует своевременному прорезыванию постоянных зубов. Наступает преждевременная атрофия альвеолярного отростка.

Конструктивной особенностью такого протеза является то, что с вестибулярной поверхности, на всем протяжении ската «беззубого» участка альвеолярного отростка, где должен располагаться базис протеза, шаблонное пространство между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхности базиса величиной 1 – 1,5 мм для оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. Край базиса с вестибулярной повехности на уровне переходной складки должен быть утолщен в виде валика и закруглен на всем протяжении. Он погружается в переходную зону и натягивает слизистую оболочку в этой области. Вследствие того, что существует органическая связь слизистой оболочки преддверия полости рта и надкостницы, последняя через слизистую оболочку получает соответствующее раздражение, в ответ на которое происходит усиленный аппозиционный рост костной ткани альвеолярного отростка и апикального базиса.

Развитие, рост и формирование полноценной в анатомическом и функциональном отношении зубочелюстной системы возможно при условии нормального морфологического развития в эмбриональном периоде полноценной биологической потенции растушего организма и выполнении всех физиологических функций с адекватной нагрузкой.

Полное отсутствие зубов и их зачатков у детей является следствием нарушений развития органов эктодермального генеза (эктодермальная дисплазия). Такая врожденная патология приводит к различным по степени тяжести нарушениям развития и роста альвеолярных отростков и челюстных костей, а следовательно, нарушаются все основные функции зубочелюстной системы. Ребенок с полным отсутствием зубов (рис. 161).

Чтобы при такой патологии развитие и рост челюстных костей максимально приблизить к физиологическим условиям, необходимо создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы вследсвие врожденной патологии. Это обосновывает необходимость своевременного рационального зубного протезирования уже в раннем детском возрасте, которое является одним из составляющих комплекса мероприятий санации полости рта и профилактики различных стоматологических заболеваний.

Для успешного решения этой проблемы необходимо одновременно рассматривать три очень важных аспекта, учитывая возраст пациента:

1. Постановка пациентов с такой патологией на диспансерный учет у врача - ортодонта и оказание своевременной специализированной помощи в полном объеме;
2. Проведение квалифицированного анализа психо-эмоционального состояния пациента и его интеллектуальной способности адекватно воспринимать необходимость проводимых врачебных манипуляций;
3. При протезировании не только максимально исключить вероятность задержки естественного роста челюстных костей, но и создать артикуляционное равновесие, и условия для формирования неразвившихся функций зубочелюстной системы стимулирующие их развитие и рост.

С целью восстановления функций зубочелюстной системы, а в первую очередь функции жевания, необходимо осуществлять протезирование детей полными съемными зубными протезами.
Максимально ранним возрастом возможного зубного протезирования детей мы считаем 3 - 3,5 года, что соответствует данным исследований Л.М. Демнера, П.С. Флиса, Т.В. Шаровой. В этом возрасте от ребенка уже можно ожидать адекватного, соответственно возрасту, понимания необходимости самого протезирования, так и всего комплекса врачебных манипуляций, проводимых на различных этапах изготовления протезов. Кроме того, учитывая психо-эмоциональное состояние ребенка при полном отсутствии зубов, правильно проведенная психологическая подготовка и квалифицированные, доступные для детского восприятия рекомендации, позволят выработать у него элементарные правила и приемы пользования полными съемными зубными протезами и избежать возможных осложнений.

Учитывая рост детского организма, а следовательно, постоянное увеличение размеров и изменение формы челюстных костей, возникает проблема сочетания двух взаимоиcключающих факторов при протезировании полными съемными протезами:

1. Для изготовления функционально полноценных полных съемных протезов необходимым условием является плотное прилегание базиса протеза к всей поверхности протезного ложа и создании клапанной зоны в области переходной складки;

2. В то же время, необходмиым условием возможности постоянного роста челюстных костей у детей является свободная от базиса протеза вся вестибулярная поверхность альвеолярного отростка.

Решая эту задачу, для протезирования детей при полном отсутствии зубов нами предложена конструкция полного съемного протеза с эластичной прокладкой. Протез за счет своих конструктивных особенностей не задерживает естественного роста челюстных костей, но в то же время создается клапанная зона, обеспечивающая его хорошую фиксацию и стабилизацию во время функции.

Данная конструкция полного съемного зубного протеза применялась нами для протезирования детей с трехлетнего возраста. Во всех случаях отмечен хороший лечебный результат (рис. 162).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Поражение молочных зубов кариесом прогрессирует очень быстро. Именно по этой причине протезирование нередко является оптимальным и единственным способом сохранить молочный зуб до его физиологической смены.

В сети клиник «Все свои!» используются коронки фирмы NuSmile, идеально подходящие для детского протезирования. Они созданы из никель-хромового сплава и имеют композитную облицовку. Такой состав признан наиболее безопасным для протезирования молочных зубов у детей.

Перед установкой коронки стоматолог устраняет кариозную полость, удаляя все поражённые ткани эмали и дентина. После этого примеряется коронка, которая фиксируется в полости рта и адаптируется по прикусу.

Подготовительные процедуры проводятся максимально быстро и комфортно для ребёнка, вот почему маленькие пациенты переносят врачебное вмешательство довольно легко. А благодаря нашим приветливым и доброжелательным стоматологам, которые знают, как наладить психологический контакт с детьми, лечение превратится в интересную игру.

Травмы зубов у детей

Стоматолог детского отделения клиники «Все свои!» рассказывает о травмах зубов у детей, причиной которых чаще всего служат удары или падения. Поясняет, чем опасны вывих, перелом и отлом коронки временного зуба, как отличить полный, неполный и вколоченный вывихи. Даются рекомендации по тому, как оказать первую помощь, чтобы сохранить зуб.

Цена на детское протезирование

Протезирование молочного зуба металлической коронкой (метал. коронка, коррекция под форму и размер молочного зуба, фиксация)

Большинство людей считают, что зубные протезы - это удел пожилых. Действительно, в большинстве своем восстановление зубного ряда требуется в преклонном возрасте, ведь зубы становятся более хрупкими и ломкими. Все же для протезирования нет возвратных ограничений. Применяется оно как во взрослом, так и в совсем юном возрасте. Например, протезирование молочных зубов у детей - это обычная практика в стоматологии.

Для чего нужно протезирование молочных зубов?

«Зачем протезировать молочные зубы, если на их месте вырастут коренные?» - этот вопрос волнует каждого родителя, которому было объявлено о необходимости такой стоматологической процедуры. Коренные зубы действительно вырастут, но только в строго отведенное для этого временя: резцы в 6-9 лет, клыки и задние зубы в 10-12 лет. Для смены зубного ряда необходимо, что корни молочных зубов рассосались, а на их место встали зачатки постоянных.
По ряду причин ребенку может быть необходимо раннее удаление молочных зубов. В основном делается это в том случае, если молочный зуб был сильно разрушен или является источником инфекции. Чтобы проблема не распространилась на здоровые зубы, лучше всего удалить ее эпицентр.

Если удалить зуб в возрасте 5-6 лет, на его месте, конечно, не вырастет новый. Случится это только после полного формирования зачатка коренного моляра или резца. Все оставшееся время в ряду будет «проплешина», а это чревато те, что:
1) Оставшиеся зубы будут нести на себе повышенную нагрузку.
2) Моляры и резцы начинают стремиться занять освободившееся место. В результате для прорезания коренного моляра или резца не остается места, он начинает расти хаотично.
3) Могут возникнуть проблемы с прикусом.
4) Ребенку становится неудобно разжевывать пищу.
5) Нарушается дикция, а в это в возрасте 5-6 лет очень опасно. Проблема неправильного произношения может остаться на всю жизнь.
6) Малыш стесняется улыбаться, особенно если удалены передние резцы или клыки.
Протезирование молочных зубов у детей крайне необходимо. От этого зависит внешний вид и здоровье улыбки в будущем.

Какие протезы молочных зубов чаще всего используются?

В основном используются съемные протезы на один зуб. Крепятся они при помощи кламмеров - полукруглых замков, которые обхватывают оставшиеся зубы в обеих сторон. Для естественного вида кламмеры окрашены в белый цвет. Иногда может использоваться фиксация на клей, но она неудобна потому, что требует большего времени для закрепления протеза.

Если удалено сразу несколько моляров или резцов более выгодно будет установить мостовидный протез. Смотрится он намного естественнее.

Из каких материалов изготавливают протезы молочных зубов?

Материал играет большую роль при выборе протеза молочных зубов. В основном используются нетоксичные материалы, например, нейлон. Но в том случае, если зачаток коренного зуба уже виден на рентгене и до его прорезания осталось чуть меньше года, можно воспользоваться и более дешевым вариантом - пластиком.

Нейлоновые протезы молочных зубов

Нейлон - это очень мягкий материал, который идеально повторяется естественный рельеф слизистой. Используется он только для изготовления базиса - искусственной десны. Для воссоздания натурального зуба он не подходит, в этих целях используется пластик.
Нейлон популярен за счет своей гипоаллергенности, он не выделяет никаких токсинов и полностью безопасен для ребенка.

Пластиковые протезы молочных зубов

Пластиковые или акриловые протезы в детской стоматологии используются очень редко. Все дело в том, что у большинства маленьких пациентов наблюдается аллергическая реакция на этот материал. Все же если противопоказаний нет, такой протез может стать отличным вариантов. Выглядит он довольно естественно, очень прочен и стоит совсем недорого.

Как проходит протезирование молочных зубов?

После удаления молочного зуба должна пройти хотя бы неделя. За это время лунка затянется, и можно будет приступать к протезированию.
Стоматолог делает слепок всей челюсти. Это необходимо для того, чтобы протез идеально соответствовал всему ряду. При помощи шкалы Вита определяется цвет эмали.
Изготовление протеза проходит в специальной лаборатории по полученным данным.
Во время следующего приема у стоматолога проводится примерка протеза. Ребенку должно быть удобно с ним разговаривать и есть. Если возникни какие-то проблемы, протез возвращается в лабораторию для доработки.

Сколько стоит протезирование молочных зубов?

Протезирование зубов у детей - это вполне доступная процедура. Изготовление одного искусственного зуба будет стоить около 1000 рублей. Большей статьей расхода станет система крепления. Каждый отдельный кламмер стоит около 1000-1200 рублей.

Зубное протезирование в детском возрасте - это один из молодых разделов стоматологии детского возраста, входящий в ортодонтию. Он начал успешно развиваться с середины 30-х годов нашего столетия.

Это объясняется тем, что среди стоматологов старой формации до этого времени существовало мнение, что у детей в период временного и раннего сменного прикуса протезирование зубов и зубных рядов является несущественным, бесцельным, не эффективным, и даже противопоказанным, так - как влечет за собой задержку роста и развития челюстных костей.

Учитывая выше сказанное, отечественными авторами доказано, что можно создать такие конструкции протезов, которые не только не задерживают рост челюстных костей, но и оказывают ряд благоприятных воздействий на нормальное развитие и рост всего организма и зубочелюстной системы в частности.

Клинико - биологические основы зубного протезирования в детском возрасте

Клинико - биологическое обоснование необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей является актуальным вопросом стоматологии детского возраста.

Одной из основных особенностей, отличающих ребенка от взрослого, является быстрый рост, т. е. увеличение размеров и веса тела. Как известно, средний вес новорожденного 3,5 кг. К 7 годам ребенок должен весить около 21 кг (его вес увеличивается в 6 раз), а к 15 годам - 40 - 45 кг (увеличение в 13 - 15 раз). Для того, чтобы организм нормально развивался необходимо не только достаточное и полноценное питание, но и полное усвоение питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Не менее важной особенностью детского организма является несовершенная ферментативная активность желудочно - кишечного тракта.

Следовательно, полноценное усвоение питательных веществ возможно при условии качественного пережевывании пищи, что зависит от состояния зубочелюстной системы ребенка.
Образование дефектов зубных рядов, т. е. анатомические нарушения, ведут к нарушениям функций, а функциональные нарушения усугубляют морфологические нарушения в зубочелюстной системе. Сформировавшийся порочный круг приводит к целому ряду нарушений в развитии всего организма вцелом. Это, главным образом, и послужило основой клинико-биологического обоснования необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей.

Кроме того, от состояния зубов и зубных рядов зависит функция жевательных мышц, устойчивость периодонта, полноценное формирование альвеолярных отростков и челюстных костей, т.е. сохраняется морфо-функциональное равновесие всей зубочелюстной системы и ее нормальное развитие и рост.

На нормальный процесс развития и роста челюстных костей стимулирующее воздействие оказывают три основных фактора:

Первый фактор
- биологическая потенция к росту, которая заложена в природе молодой развивающейся ткани, органа и всего организма.
Второй фактор - процесс прорезывания зубов.
Третий фактор - жевательная нагрузка во время функции.

При отсутствии зубов, вследствие кариозного разрушения и удаления их, как известно, происходит атрофия костной ткани в области утраченных зубов. Тем более кость плохо развивается при ретенции зубов и адентии.

Вследствие образования дефектов зубов и зубных рядов формируются различно ориентированные по плоскостям и по степени тяжести аномалии зубочелюстной системы или ее деформации. Зубы, особенно передней группы, имеют большое значение в звукообразовании и формировании чистоты речи, формировании эстетики лица. Не менее важным является фактор психологической травмы и формирования характера ребенка.

Все названные факторы являются обоснованием обязательной необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей с целью профилактики аномалий развития и деформаций зубочелюстной системы и эстетического оптимума челюстно - лицевой области, а также полноценного роста и развития всего организма.

Причины отсутствия зубов у детей

Причины отсутствия зубов у детей могут быть самыми различными. Каждая из них дает типичный характер дефекта зубных рядов и требует особого подхода в отношении протезирования.
Рассматривая этиологические факторы, первое место среди причин дефектов зубов и зубных рядов занимает кариес и его осложнения, неподдающиеся консервативному лечению - 57,6%, травма - 32,6%, адентия- 6,3%, новообразования и местные воспалительные процессы - 2,3%, ретенция - 1%, инфекционные заболевания (сифилис, туберкулез, нома) - 0,2%.

Как видно, кариес и его осложнения - основная причина потери зубов у детей. Проблема кариеса остается одной из основных проблем в стоматологии. Нет ни одной болезни, которая была бы так сильно распространена, как кариес. Чаще всего разрушаются или отсутствуют фронтальные зубы - 53%, затем первые моляры - 29%, далее премоляры - 9,5%.

В числе причин разрушения или отсутствия зубов у детей и подростков на втором месте стоит травма. Дети весьма подвержены травматическим повреждениям, как вследствие их значительной подвижности, так и меньшей осторожности.

А. А. Лимберг приводит данные о частоте травматических повреждений, около 25% всех переломов челюстей приходится на детский и юношеский возраст. Статистические данные о частоте травм в различные возрастные периоды свидетельствуют о ее последовательном увеличении.

Повреждения приводят к многообразным последствиям, нередко проявляющимся как травматическая болезнь, которая по тяжести может превосходить саму травму. Большинство повреждений в детском возрасте неблагоприятно отражаются на процессах роста и развития челюстей, формирования и прорезывания зубов.

Адентия, как фактор отсутствия зубов, наблюдается у людей проживающих в различных географических условиях и различных расс неодинаково и колеблется от 0,15% (Канада) до 10,4% (Норвегия).

Кроме термина “адентия”, для характеристики врожденного отсутствия отдельных зубов в литературе встречаются и другие: “первичная адентия” (Курляндский В. Ю., 1957), “гиподонтия” (Калвелис Д. А., 1957), адонтия (Бетельман А. И. и др., 1965), “олигодонтия”. Однако, термин “адентия” является наиболее распространенным. Различают частичную и полную адентию.

Выявлено более частое врожденное отсутствие отдельных зубов у мужчин (Агаджанян С. Х., 1986; Бондарец Н. В., 1989).

По данным Х. А. Каламкарова (1973), полная адентия встречается очень редко, а частичная составляет - 0,9% от числа зубочелюстных аномалий у детей.

По данным Агаджаняна С. Х. (1983), адентия отдельных зубов встречается - у 21,5% пациентов, обратившихся за ортодонтической помощью: адентия 1 - 2 зубов наблюдается у 48,5% пациентов, до 4 зубов - у 15,9%, до 10 зубов - у 15,3%, 10 зубов и более - у 20,3%. Отсутствие зубов на верхней челюсти составляет - 53,6%, на нижней - 46,4%. Чаще наблюдается адентия вторых премоляров - 24%, боковых резцов - 18%, третьих постоянных моляров - 16%. Чаще других зубов отсутствуют верхние боковые резцы, верхние или нижние вторые премоляры, третьи моляры. Кроме перечисленных зубов, отмечается врожденное отсутствие также отдельных или всех нижних резцов, первых премоляров, вторых моляров. Редко встречается адентия отдельных клыков.

Причины адентии до конца не установлены. Отдельные исследователи, уменьшенное количество зубов, расценивают как редукцию зубочелюстной системы у современного человека и ее приспособление к новым функциональным потребностям.

Большинство авторов, уменьшенное количество зубов связывают с нарушениями закладки зачатков или их гибелью в период эмбрионального развития, чему могут способствовать болезни матери, а также состояния парафункции отдельных органов или систем во время беременности.

В настоящее время все большее значение уделяется генетически обусловленной информации, приводящей к пороку развития зачатков зубов. В зависимости от степени тяжести, они могут проявляться в виде нарушений формы, размеров, структуры твердых тканей зубов, отсутствием отдельных или групп зубов и полным отсутствием зубом, причем как временных, так и постоянных. Такая адентия, когда отсутствуют зачатки зубов, получила название «истинная адентия».

Одним из таких заболеваний является эктодермальная дисплазия. Наибольшие нарушения в зубочелюстно - лицевой области наблюдаются при ангидротической эктодермальной дисплазии (АЭД).

Этиология адентии недостаточно выяснена, несмотря на то, что в большинстве случаев наблюдается одновременное врожденное уменьшение количества зубов, отсутствие волос, уменьшение и недоразвитие сальных и потовых желез, недоразвитие ногтей, а иногда и умственную отсталость. Все перечисленные проявления связывают с пороком развития всех эктодермальных образований. С другой стороны имеются наблюдения отсутствия целых групп зубов, не сопровождающиеся нарушением других органов эктодермального происхождения.
Патогномоничный симптомокомплекс АЭД: ангидроз, гипотрихоз, множественная врожденная адентия, дисплазия лица и черепа, дисморфогенез мягких тканей полости рта.

Рентгенологически выявляются короткие корни имеющихся зубов. Периодонтальная щель расширена, особенно в области зубов, имеющих контакт с антогонистами. Альвеолярные отростки челюстей гипопластичные, низкие, возвышающиеся только в области имеющихся зубов и их зачатков.

При ортопантомографии обнаруживается, что в беззубых участках верхней челюсти структура костной ткани нарушена (особенно выражено в области бугров), альвеолярный отросток недоразвит или отсутствует. Вертикальные размеры тела нижней челюсти резко уменьшены в связи с недоразвитием альвеолярного отростка.

Принято делить истинную адентию на две группы. К первой группе относят случаи, когда отсутствуют верхние боковые или нижние центральные резцы, или же вторые нижние премоляры. Ко второй - все случаи отсутствия других зубов, причем, как правило, выше перечисленные зубы тоже отсутствуют.
Многие авторы адентию первой группы рассматривают не как патологию, а как редукцию зубочелюстной системы, по аналогии отсутствия третьих моляров - “зубов мудрости”, не называется адентией. Напротив, адентия второй группы является патологией, обусловленной глубокими изменениями организма.

Ильина-Маркосян Л. В. предлагает делить больных с адентией на 4 группы.

В первую группу относят адентию, при которой зубы почти полностью отсутствуют, и имеется ряд общих признаков - основных (форма зубов, неба, альвеолярных отростков) и дополнительных (строение кожи, волос, ногтей).

Ко второй группе относят адентию при отсутствии меньшего количества зубов, но общими остаются основные признаки, дополнительные признаки не выражены, но могут наблюдаться различные проявления аномалий прикуса.

Адентия третей группы сочетается с прогеническим прикусом и уменьшением нижней трети лица. Отсутствуют верхние боковые резцы и все нижние резцы. Между верхними центральными резцами большая диастема. Нижние клыки крупные, и острые. Во время смыкания челюстей нижние клыки почти полностью перекрывают верхние. Верхняя челюсть заметно отстает в развитии от нижней. Небо плоское с торусом, альвеолярный отросток нижней челюсти тонкий, гребневидный. Большая нижняя челюсть с крупными клыками придает лицу суровое выражение.

Адентия четвертой группы включает легкие случаи, как отсутствие вторых верхних и первых нижних резцов, без нарушения прикуса и не сопровождающаяся другими дополнительными признаками.

Протезирование детей с истинной адентией необходимо осуществлять в обязательном порядке и приступать к этому нужно как можно раньше. Эти дети отстают в росте и весе не только по внутренним причинам общего характера, но и вследствие того, что организм не получает в полном объеме достаточно механически переработанную пищу, необходимую для его нормального физического развития. Протезирование детей с адентией четвертой группы не является обязательным, и вопрос о показаниях к нему должен решаться индивидуально.

Нуждаемость детского населения в зубном протезировании

Какова же нуждаемость детского населения Украины в ортопедическом лечении. Литературные статистические данные свидетельствуют о том, что: 1. Дети с временным прикусом имеют дефекты зубов и зубных рядов в 48,5% случаев, из них 25,1% детей нуждаются в протезировании, т.е. каждый 4-й ребенок; 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждаются в протезировании 29,8% т.е. 1 из 3 детей. 3. В возрасте от 14 до 17 лет нуждается в протезировании 38,6% , из них - 37,7% - несъемными конструкциями и 1,3% - съемными конструкциями зубных протезов.

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей в г. Харькове (по данным кафедры стоматологии детского возраста Харьковского государственного медицинского университета): 1. Дети с временным прикусом в 29,1% случаев нуждаются в протезировании зубов и зубных рядов. 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждается в протезировании 34,1% детей. 3. В возрасте от 15 до 17 лет нуждается в протезировании 37,1% детей, из них около 2,1% - съемными конструкциями зубных протезов.

Процентное выражение нуждаемости детей г. Харькова в ортопедическом лечении превышает средние республиканские данные по всем возрастным группам.

При проведениии обследования и определения распространенности дефектов зубных рядов для удобства регистрации, систематизации и статистической обработки полученных результатов, Самсоновым А.В. предложена специальная карта обследования. Она отражает необходимые параметры позволяющие определить достоверные значения процента распространенности дефектов зубных рядов у детей, их характер и нуждаемость в своевременном и рациональном протезировании.

Классификации дефектов зубных рядов у детей

Для определения видов дефектов зубных рядов у детей предложено ряд классификаций, отражающих вид прикуса ребенка в зависимости от возраста (временный, сменный, и постоянный), его протяженность в зависимости от количества отсутствующих зубов и степени нарушения функции.

Классификация предложенная Василенко З. С., Триль С. И. (1992).

Демнер Л. М. и Лепехин В. П. (1985) предложили классификацию дефектов зубных рядов, обусловленных ранним удалением зубов во временном, сменном и постоянном прикусе, в которой выделены три группы с учетом топографии, протяженности дефекта и функциональных нарушений. Каждая группа имеет два подкласса.

Первая группа - включенные дефекты зубного ряда, образовавшиеся вследствие преждевременного удаления одного временного зуба:


Вторая группа - включенные дефекты зубного ряда, при котором отсутствуют два рядом расположенных временных зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (двусторонний).

Третья группа - дефекты зубного ряда, когда отсутствуют два или более, рядом стоящих зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (дусторонний).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка