Главная · Стоматит · Последовательность клинических и лабораторных этапов изготовления частичного съемного пластиночного протеза. Способ воспроизведения зарегистрированных окклюзионных положений на компьютерных трехмерных моделях зубных рядов и ориентации компьютерных трехмер

Последовательность клинических и лабораторных этапов изготовления частичного съемного пластиночного протеза. Способ воспроизведения зарегистрированных окклюзионных положений на компьютерных трехмерных моделях зубных рядов и ориентации компьютерных трехмер

Первый клинический этап: обследование пациента, постановка диагноза, выбор конструкции протеза, получение рабочего и вспомога­тельного или двух рабочих оттисков. Снятие слепков при изготовлении съемных зубных про­тезов проводится по общепринятой методике.

Первый лабораторный этап : получение гипсо­вых моделей и сопоставление их, если это возможно, в поло­жении центральной окклюзии. При невозможности сопоставить модели готовят восковые базисы с окклюзионными валиками.

Второй клинический этап: определение центральной окклюзии челюстей. С точки зрения трудности определения центральной ок­клюзии и межальвеолярной высоты сле­дует различать четыре группы дефектов зубных рядов. В первую группу входят зубные ряды, в кото­рых антагонисты сохранились и расположены так, что можно сопоставить модели в по­ложении центральной окклюзии без применения восковых базисов с окклюзионными валиками. Ко второй группе следует отнести зубные ряды, в которых имеются антагонисты, но расположены они так, что поставить модели в положении центральной окклюзии без шаблонов с валика­ми невозможно. Третью группу составляют че­люсти, на которых имеются зубы, но расположены они так, что нет ни одной антагонирующей пары зубов. В этой группе необходимо опреде­лять межальвеолярную высоту в положении центральной окклюзии. В четвертую группу входят челюсти, лишенные зубов.

При фиксированном прикусе и наличии антагонистов центральную окклюзию определяют следующим образом: восковые шаблоны с прикусными валиками обрабатывают спиртом, вводят в полость рта и просят больного медленно сомкнуть зубы. Если валики мешают смыканию зубов-антагонистов, то определяют величину разобщения зубов и примерно настолько же срезают воск. Если при смыкании зубов валики оказываются разобщенными, то на них, наоборот, наслаивают воск до тех пор, пока зубы и валики не будут находиться в контакте. Положение центральной окклюзии оценивают по характеру смыкания зубов, типичному для данного вида прикуса. На окклюзионный валик кладут полоску воска, приклеивают к валику и разогревают горячим зуботехническим шпате­лем. Восковые базисы с валиком вводят в полость рта и про­сят больного сомкнуть зубы. На размягченной поверхности воска получают отпечатки зубов противоположной челюсти, которые служат ориентиром для установления гипсовых моделей в положение централь­ной окклюзии.

Если антагонистами являются окклюзионные валики верхней и нижней челюстей, сначала следует добиться одно­временного смыкания зубов и валиков, предварительно срезая или наслаивая воск. Необходимо обратить внимание на положение окклюзионной плоскости валиков. Она должна совпадать с окклюзионной плоскостью зубных ря­дов. После определения высоты валиков на окклюзионной поверхности верхнего валика шпателем делают нарезки клиновидной формы под углом друг к другу. С нижнего валика срезают тонкий слой воска и на его место приклеивают но­вую, предварительно разогретую тонкую полоску. Больного просят сомкнуть зубы, контролируя точность установления нижней челюсти в положение центральной окклюзии. Разо­гретый воск нижнего валика заполняет нарезки на верхнем и приобретает вид выступов клиновидной формы. Валики выводят из полости рта, охлаждают, оценивают точность по­лученных отпечатков и снова вводят в рот для контрольной проверки точности определения центрального соотношения челюстей. Если выступы входят в клиновидные нарезки, а признаки смыкания зубов соответствуют положению цен­тральной окклюзии, следовательно, клинический прием удовлетворяет всем необходимым требованиям. Убедившись в этом, врач выводит валики из полости рта, охлаждает, уста­навливает на модели и отправляет в лабораторию.

Наибольшие трудности возникают при определении центрального соотношения при нефиксированном прикусе или наличии признаков уменьшения межальвеолярной вы­соты при фиксированном прикусе. Кроме определения центральной окклюзии здесь требуется точная регистрация межальвеолярного расстояния. Исходной величиной при этом является высота нижней трети лица в состоянии по­коя.

В конце этого клинического этапа врач определяет цвет, форму, фасон и величину искусственных зубов, ориентируясь на возраст пациента, пол, профессию, форму челюсти, степень атрофии беззубых альвеолярных отрост­ков, размер верхней губы и дефекта зубного ряда.

Второй лабораторный этап: загипсовка моделей в окклюдатор или артикулятор в положении центральной окклюзии и постановка искусственных зубов. В этот же лабораторный этап готовятся кламмеры, если они не были сделаны в пре­дыдущем.

Третий клинический этап: проверка конструкции протеза и правильности определения центрального соотношения челюстей. Врач тщательно проверяет рабочие модели на наличие трещин, дефектов и смазанности контуров протезного ложа. Обращает внимание на плотность прилегания восковых шаблонов к протезному ложу и соответствие границ протеза. Оценивают цвет, размер и форму зубов, изучают величину резцового перекрытия и выраженность бугров. Проверяют расположение зубов относительно середины альвеолярного гребня и плотность окклюзионных контактов. На гипсовых зубах оценивают расположение элементов удерживающего проволочного кламмера и положение отростка в базисе протеза. Снимают восковую репродукцию с модели, и помещает в колбу с холодным слабым раствором марганцовки или протирают спиртом, после чего протез вводят в полость рта.

После наложения протеза с восковым базисом на че­люсть проверяют его устойчивость, границы базиса, расположение кламмеров, соответствие цвета искусственных и естественных зубов, размеров по­следних. Затем помогают пациенту установить челюсти в положении центральной окклюзии. Если все антагонирующие зубы (искусственные и естественные) плотно и рав­номерно смыкаются, то центральная окклюзия определена правильно. Для проверки плотности смыкания необходимо между зубами ввести шпатель и попробывать их разобщить. Между зубами должен сохраняться плотный контакт. При от­сутствии погрешностей протез передается в лабораторию для окончательного изготовления.

Третий лабораторный этап: окончательное моделирование воскового базиса и его замена на пластмассовый, шли­фовка и полировка протеза.

Четвертый клинический этап: припасовка и наложение протеза в полости рта, выверка артикуляционного равновесия.

Пятый клинический этап: коррекция съемного пластиночного протеза.


Похожая информация.


Для получения гипсовой модели необходимо собрать слепок, точно уложить его части в ложку, а затем склеить их между собой и с ложкой расплавленным воском.

К собиранию слепка приступают не ранее чем через 30-40 минут после извлечения его из полости рта, чтобы влага, находящаяся на поверхности слепка, могла испариться.

Перед укладкой частей слепка в ложку надо очень тщательно очистить их поверхность, прилегающую к ложке, а также внутреннюю поверхность ложки от мелких частиц гипса, мешающих точному составлению слепка.

Сначала укладывают наиболее крупные части слепка, а затем мелкие. Все части слепка должны быть точно уложены в ложку так, чтобы между ложкой и наружной поверхностью слепка нигде не было просвета. На внутренней же поверхности слепка, между его частями не должно быть щелей. Наружные края собранного слепка приклеивают к оттискной ложке горячим воском. Заливка воска в пределах протезного поля не допускается; малейшая неточность, допущенная во время склейки слепка, приводит к искажению модели.

Методика получения гипсовой модели заключается в заливке слепка или оттиска жидким гипсом, почему этот процесс и назван отливкой модели.

Для более легкого отделения слепка от модели его необходимо покрыть изолирующим веществом. В этих целях применяют ряд веществ, которые наносят на поверхность слепка. Для этого предложен мыльный спирт, керосин со стеарином и ряд других веществ. Однако практика показала, что любое изолирующее вещество оставляет на слепке слой, вследствие чего получается неточная модель. Поэтому склеенный слепок лучше опустить на 6-8 минут в холодную воду; она заполняет все поры, благодаря чему гипс модели не соединяется с гипсом слепка.

Для большей прочности модели гипс, которым заливают слепок, должен иметь консистенцию сметаны.

Слепок начинают заливать небольшими порциями гипса, причем наливают его сначала на самую выпуклую часть слепка. Слепок все время встряхивают для удаления пузырьков воздуха. Это повторяют до тех пор, пока весь слепок не будет заполнен гипсом.

Когда весь слепок заполнен, делают из остатков гипса холмик, который накладывают на слепок; последний переворачивают вниз и вместе с холмиком придавливают к гладкому предмету (стеклу, металлической пластинке и т. д.); в результате получаются модели с широким основанием-подставкой, удобной для работы. Таким образом, модель состоит из двух частей:

  • 1) рабочей части, соответствующей протезному полю, т. е. месту расположения будущего протеза,
  • 2) подставки, служащей для устойчивости модели.

Следует учесть, что высота подставки должна быть не менее 2-2,5 см; особенное значение это имеет при глубоком небе, так как утончение модели в этом месте может привести к тому, что сна продавится во время прессовки под давлением пресса.

Края модели после затвердевания гипса обрезают шпателем (рис. 14).

Отделение слепка от гипсовой модели . Слепок отделяют от гипсовой модели через 8-10 минут после отливки, т. е. когда гипс модели начинает выделять тепло. Это является наиболее благоприятным хмоментом для отделения частей слепка от модели. Отделение слепка производится очень осторожно во избежание порчи модели. Прежде всего следует освободить зубы, руководствуясь зубной формулой, в которой указано, где и какие зубы расположены. Для отделения пользуются зуботехническим шпателем, вводя его неглубоко по линии излома слепка, и рыча-гообразным движением отделяют части последнего от модели. Когда все зубы освобождены, роговым или металлическим молоточком поколачивают по слепку до тех пор, пока не появится специфический глухой звук пустоты, означающий, что между слепком и моделью образовалась щель; после этого модель полностью отделяется от слепка. Если при отделении слепка от модели отламывается зуб, который сохранил четкие контуры линии излома, можно склеить его с моделью при помощи специального жидкого клея (раствора целлулоида в ацетоне). Цементом склеивать не рекомендуется ввиду того, что он препятствует точному прилеганию зуба к модели.

При более серьезном повреждении модели, например, отрыве части альвеолярного отростка, переломе модели, царапинах в области протезного поля и др., слепок следует переснять.

Отделение оттискной массы от модели . При отливке модели по оттиску не требуется изолирующего вещества для того, чтобы оттиск легко отделился от гипсовой модели. После затвердевания гипса оттиск с моделью опускают на несколько минут в горячую воду; оттискная масса при этом размягчается и легко отделяется от модели.

ного ложа и прилегающих твёрдых и мягких тканей полости рта. Различают оттиски рабочие и вспомогательные (рис. 5.1). Рабочий оттиск предназначен для изготовления протеза. Вспомогательный оттиск снимают с противоположной челюсти и используют для определения прикуса. По методике получения рабочие оттиски подразделяют на анатомические и функциональные. Первые отображают анатомические образования без учёта их изменения во время выполнения функции, при снятии вторых учитывают состояние подвижных мягких тканей при выполнении функции жевания, речи и т.д.

Функциональные оттиски, в зависимости от степени сдавливания протезного ложа при их получении, делят на:

Компрессионные;

Разгружающие;

Смешанные.

Более подробно функциональные оттиски будут описаны в главе 9.

Рис. 5.1. Классификация оттисков.

Анатомические оттиски бывают:

Частичные:

♦ однослойные (монофазные);

Полные:

♦ двухслойные.

Двухслойные оттиски дают возможность получить более точное отображение рельефа протезного ложа. Методика такого оттиска заключается в снятии предварительных оттисков и последующем получении особо точного отпечатка с помощью 2-го корригирующего слоя. Корригирующий слой после выведения оттиска из полости рта оставляет после себя на всём предварительном оттиске тонкую плёнку корригирующего материала.

К оттискам предъявляют определённые требования.

Полный оттиск должен точно отображать рельеф всех тканей протезного ложа:

Слизистой оболочки;

Переходной складки;

Уздечек губ, языка, щёчных складок;

Десневой край по всему периметру зуба;

Межзубные промежутки;

Зубной ряд целиком.

Оттиск считается пригодным для дальнейшей работы, если на его поверхности нет пор, смазанных слизью участков. Оттиск считается непригодным для дальнейшей работы и подлежит повторному снятию, если имеется смазанность рельефа, не получен отпечаток со всего протезного ложа полностью, края оттиска оформлены нечётко или в оттиске имеются поры.

5.2. ОТТИСКНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Легко вводиться и выводиться из полости рта;

Точно отображать рельеф протезного ложа;

Иметь приятный для пациента запах и вкус.

Для получения качественного, отвечающего современным требованиям зубного протеза зубной техник должен иметь качественный, точно отображающий рельеф протезного ложа оттиск. Получение такого оттиска в значительной степени зависит от вида и технологии применения всего разнообразия современных оттискных материалов.

Оттискные материалы в зависимости от их характеристик делятся на:

Твёрдые;

Эластические;

Термопластические.

К группе твёрдых оттискных материалов относят гипс и цинкоксиэвгеноловые пасты. Часто в стоматологической практике используют гипс. Зуботехнический гипс получают из двухводной сернокислой соли кальция (СаSО 4 2Н 2 О) путём его а, в результате которого природный гипс обезвоживается.

2(СаSО 4 2Н 2 О)=(СаSО 4)2 Н 2 О+3Н 2 О.

Полуводный гипс, полученный таким образом, может иметь две модификации: альфа- и бета-полугидраты. Первый, так называемый супергипс, получают при нагревании двухводного гипса под давлением 1,3 атм., и он имеет большую . Второй получают нагреванием при атмосферном давлении.

Размолотый полуводный гипс при смешивании с водой обладает способностью присоединять воду, превращаясь в двухводный, и при этом структурироваться. Реакция идёт с выделением тепла:

(СаSО 4) 2 H 2 O+3H 2 O=2(CaSo 4) (H 2 O).

Гипс после затвердевания имеет прочность 5,5 МПа. Затвердевание зуботехнического гипса начинается через 10-15 мин и заканчивается через 10-30 мин после замешивания. В зависимости от скорости

5.3. ОТТИСКНЫЕ ЛОЖКИ

Для получения анатомических ов промышленность выпускает стандартные ические и пластмассовые оттискные ложки различных размеров (? 1, 2, 3, 4, 5). Оттискная ложка для верхней челюсти состоит из ложа для зубов, бортов, свода для верхней челюсти и ручки (рис. 5.2 а, б). Ложка для нижней челюсти имеет ложе для зубов, борта, вырез для языка и ручку (рис. 5.2 в, г).

Оттискные ложки для беззубых челюстей отличаются более низкими бортами и закруглённым переходом бортов в ложе для зубов (рис. 5.2 ж, з) и имеют несколько размеров (? 7, 8, 9, 10). Стандартные оттискные ложки выпускают сплошные и перфорированные (рис. 5.2 д, е). Перфорированные ложки используют для получения оттисков эластичными оттискными массами. Отверстия в ложке способствуют удержанию массы в ложке во время выведения оттиска из полости рта.

Для получения функциональных оттисков используют индивидуальные пластмассовые оттискные ложки, которые изготавливают на моделях, полученных по анатомическим оттискам.

5.4. ПОЛУЧЕНИЕ АНАТОМИЧЕСКОГО ОТТИСКА

Если для получения модели был использован гипсовый оттиск, поступают следующим образом.

□ После окончательного затвердения гипса легкими постукиваниями молоточка ложку отделяют от модели.

□ Затем гипсовым ножом освобождают край оттиска от излишков гипса и рычагообразными движениями, направленными в сторону от зубов, отделяют куски гипсового оттиска по линии изломов, стараясь не сломать зубы.

□ При необходимости отдельные куски, особенно в области нёба и альвеолярных отростков, удаляют легкими ударами молоточка по задней поверхности модели.

□ Если в язычной области нижней челюсти или в области нёбного свода верхней челюсти кусочки отделяются трудно, то делают клиновидные надрезы, что облегчает процедуру открытия модели.

□ Полученную модель обрезают, избегая повреждений отпечатков анатомических образований, которые имеют значение для изготовления ортопедической конструкции.

□ Любые повреждения модели (перелом модели, отлом альвеолярного гребня, царапины в области рабочей части модели и т. д.) могут обусловить её непригодность для изготовления зубных протезов. Отломанные кусочки, если они точно сопоставляются, приклеивают к модели с помощью клея или цементом.

При изготовлении керамических и окерамических коронок и мостовидных протезов используют разборные модели. В них культи зубов могут быть сняты с модели для моделирования и обработки коронок.

Для получения разборной модели в оттиски заливают сверху супергипс без оформления цоколя. Затем зубную гипсовую дугу снимают с оттиска, её основание выравнивают параллельно жевательной поверхности. С помощью специального бора оформляют отверстия под зубными культями, в которые будут вмонтированы штифты. После изолирования основания оформляют цоколь модели. Затем с помощью лобзика делают распилы между зубами, что даёт возможность вынимать штампики из общей модели по отдельности.

В случае изготовления модели для учебных целей или для музея используют белый алебастровый гипс. Такие модели отличаются от обычных гипсовых моделей тем, что требуют особо тщательной обработки после отливки. Рекомендуется, чтобы высота учебной или музейной модели после оформления цоколя была не меньше 3 см.

Сначала обрабатывают модель верхней челюсти, чтобы её основание после ания было параллельно жевательной поверхности. Задняя поверхность модели должна находиться под прямым углом к основанию. После этого модели верхней и нижней челюстей устанавливают так, чтобы зубы моделей смыкались в центральной окклюзии. Затем заднюю поверхность модели нижней челюсти обрабатывают, чтобы она стала параллельной задней поверхности модели верхней челюсти. Оставшиеся небольшие воздушные пузыри можно заполнить гипсом, область переходной складки срезается. В заключение модели шлифуют наждачной бумагой.

Болезни зубов, окружающих зубы тканей, поражения зубных рядов встречаются довольно часто. Не менее часто наблюдаются ненормальности развития зубочелюстной системы (аномалии развития), которые возникают в результате самых различных причин. После транспортных и производственных повреждений, операций на лице и челюстях, когда повреждаются или удаляют большое количество мягких тканей и кости, после огнестрельных ранений не только имеют место нарушения формы, но значительно страдает и функция. Это обусловлено тем, что зубочелюстная система в основном состоит из костного скелета и опорно-двигательного аппарата. Лечение поражений опорно-двигательного аппарата заключается в применении различных ортопедических аппаратов и зубных протезов. Установление характера повреждения, заболевания и составление плана лечения являются разделом врачебной деятельности.

Изготовление ортопедических аппаратов и зубных протезов состоит из ряда мероприятий, которые выполняет врач-ортопед совместно с зубным техником-лаборантом. Врач-ортопед осуществляет все клинические процедуры (препарирование зубов, снятие слепков, определение соотношений зубных рядов), проверяет во рту больного конструкции протезов и различных аппаратов, накладывает изготовленные аппараты и протезы на челюсти, в последующем ведет наблюдение за состоянием полости рта и зубных протезов.

Зубной техник-лаборант выполняет все лабораторные работы по изготовлению протезов и ортопедических аппаратов.

Клинические и лабораторные этапы изготовления протезов и ортопедических аппаратов чередуются, причем их точность зависит от правильного выполнения каждой манипуляции. Это вызывает необходимость взаимного контроля двух лиц, принимающих участие в выполнении намеченного плана лечения. Взаимный контроль будет тем полнее, чем лучше каждый исполнитель владеет техникой изготовления протезов и ортопедических аппаратов, несмотря на то, что в практике степень участия каждого исполнителя определяется специальной подготовкой — врачебной или технической.

Зубопротезная техника — наука о конструкциях зубных протезов и способах их изготовления. Зубы необходимы для размельчения пищи, т. е. для нормальной работы жевательного аппарата; кроме того, зубы участвуют в произношении отдельных звуков, и, следовательно, при потере их речь может быть значительно искажена; наконец, хорошие зубы украшают лицо, а отсутствие их безобразит человека, а также негативно скажется на психическом здоровье, поведении и общению с людьми. Из сказанного становится понятной тесная связь между наличием зубов и перечисленными функциями организма и необходимость восстановления их в случае потери путем протезирования.

Слово «протез» происходит от греческого — prothesis, что означает искусственная часть тела. Таким образом, протезирование имеет своей целью замещать утраченный орган или часть его.

Любой протез, являющийся по существу инородным телом, должен, однако, максимально восстанавливать утраченную функцию, не причиняя вреда, а также повторять внешний вид замещаемого органа.

Протезирование известно очень давно. Первым протезом, который применяли еще в глубокой древности, можно считать примитивный костыль, который облегчал человеку, потерявшему ногу, возможность передвигаться и тем самым частично восстанавливал функцию ноги.

Усовершенствование протезов шло как по линии повышения функциональной эффективности, так и по линии приближения к естественному внешнему виду органа. В настоящее время имеются протезы для ног и особенно для рук с довольно сложными механизмами, более или менее удачно отвечающими поставленной задаче. Применяются, однако, и такие протезы, которые служат лишь косметическим целям. В качестве примера могут быть названы глазные протезы.

Если обратиться к зубному протезированию, то можно отметить, что оно дает в отдельных случаях больший эффект, чем другие виды протезирования. Некоторые конструкции современных зубных протезов, почти полностью восстанавливают функцию жевания и речи, и в то же время по внешнему виду, даже при дневном свете имеют натуральный цвет, и они мало отличаются от естественных зубов.

Зубное протезирование прошло длинный исторический путь. Историки свидетельствуют о том, что зубные протезы существовали за много веков до нашей эры, так как они были обнаружены при раскопках древних гробниц. Эти протезы представляли собой фронтальные зубы, сделанные из кости и скрепленные с рядом золотых колец. Кольца, повидимому, служили для прикрепления искусственных зубов к естественным.

Такие протезы могли иметь только косметическое значение, и изготовлением их (не только в древние времена, но и в средние века) занимались лица, не имеющие прямого отношения к медицине: кузнецы, токари, ювелиры. В XIX веке специалистов, занимавшихся зубным протезированием, стали называть зубными техниками, но по существу они были такими же ремесленниками, как и их предшественники.

Обучение длилось обычно несколько лет (установленных сроков не было), после чего ученик, выдержав при ремесленной управе соответствующий экзамен, получал право на самостоятельную работу. Такой социально-экономический уклад не мог не отразиться на культурном и общественно-политическом уровне зубных техников, которые находились на крайне низкой ступени развития. Эта категория работников даже не причислялась к группе медицинских специалистов.

Как правило, никто не заботился тогда о повышении квалификации зубных техников, хотя отдельные работники достигали в своей специальности высокого художественного совершенства. Примером может служить дантист, живший в прошлом столетии в Петербурге и написавший первый учебник по зубоврачебной технике на русском языке. Судя по содержанию учебника, автор его был опытным специалистом и образованным для своего времени человеком. Об этом можно судить хотя бы по следующим его высказываниям во введении к книге: «Начатое без теории изучение, приводящее только к размножению техников, достойно порицания, потому что, будучи неполным, оно образует работников — купцов и ремесленников, но никогда не произведет дантиста-художника, как и образованного техника. Зубоврачебное искусство, практикуемое людьми без теоретических знаний, не может ни в каком отношении быть приравнено к тому, которое составляло бы отрасль медицины».

Развитие зубопротезной техники как медицинской дисциплины пошло по новому пути. Для того чтобы зубной техник мог стать не только исполнителем, но и творческим работником, способным поднять зубопротезную технику на должную высоту, он должен обладать определенным комплексом специальных и медицинских знаний. Этой идее подчинена реорганизация зуботехнического образования в России, и на основе ее составлен настоящий учебник. Зубопротезная техника получила возможность приобщиться к прогрессивному развитию медицины, ликвидируя кустарщину и техническую отсталость.

Несмотря на то, что объектом изучения зубной техники является механическая аппаратура, все же не следует забывать, что зубной техник должен знать назначение аппаратуры, механизм ее действия и клиническую эффективность, а не одни внешние формы.

Предметом изучения зубопротезной техники являются не только замещающие аппараты (протезы), но и такие, которые служат для воздействия на те или иные деформации зубо-челюстной системы. К ним относятся так называемые исправляющие, растягивающие, фиксирующие аппараты. Эти аппараты, применяемые для ликвидации всякого рода уродств и последствий травм, приобретают особенно большое значение в военное время, когда число травм челюстно-лицевой области резко возрастает.

Из сказанного следует, что зубопротезная техника должна базироваться на сочетании технической квалификации и художественного мастерства с основными общебиологическими и медицинскими установками.

Материал настоящего сайта рассчитан не только на учащихся зубоврачебных и зуботехнических школ, но и на старых специалистов, нуждающихся в совершенствовании и углублении своих знаний. Поэтому авторы не ограничились одним описанием технологического процесса изготовления различных конструкций протезов, а считали необходимым дать также основные теоретические предпосылки клинической работы на уровне современных знаний. Сюда относится, например, вопрос о правильном распределении жевательного давления, понятие об артикуляции и окклюзии и другие моменты, увязывающие работу клиники и лаборатории.

Авторы не могли пройти мимо вопроса об организации рабочего места, который получил большое значение в нашей стране. Техника безопасности также не была оставлена без внимания, так как работа в зуботехнической лаборатории связана с производственными вредностями.

В учебнике приводятся основные сведения о материалах, которыми зубной техник пользуется в своей работе, как, например, гипс, воск, металлы, фосфор, пластмасса и др. Знание природы и свойств этих материалов необходимо зубному технику в целях правильного пользования ими и дальнейшего их усовершенствования.

В настоящее время в развитых странах отмечается заметное увеличение продолжительности жизни людей. В связи с этим и возрастает число лиц с полной потерей зубов. Обследование, проведенное в ряде стран, выявило большой процент полной потери зубов у пожилой части населения. Так, в США число беззубых больных доходит до 50, в Швеции — 60, в Дании и Великобритании оно превышает 70—75%.

Анатомические, физиологические и психические изменения у людей в преклонном возрасте усложняют протезное лечение беззубых больных. 20—25% больных не пользуются полными протезами.

Протезное лечение больных с беззубыми челюстями является одним из важных разделов современной ортопедической стоматологии. Несмотря на весомый вклад ученых, многие проблемы этого раздела клинической медицины окончательного решения не получили.

Протезирование больных с беззубыми челюстями ставит своей задачей восстановление нормальных взаимоотношений органов челюстно-лицевой области, обеспечивающих эстетический и функциональный оптимум, чтобы еда приносила удовольствие. В настоящее время твердо установлено, что функциональная ценность полных съемных зубных протезов в основном зависит от их фиксации на беззубых челюстях. Последняя, в свою очередь, зависит от учета многих факторов:

1. клинической анатомии беззубого рта;

2. способа получения функционального оттиска и моделирования протеза;

3. особенностей психологии первично или повторно протезируемых больных.

Приступая к изучению этой сложной проблемы, мы в первую очередь остановили свое внимание на клинической анатомии. Здесь нас заинтересовали рельеф костной опоры протезного ложа беззубых челюстей; взаимоотношения различных органов беззубой полости рта при различных степенях атрофии альвеолярного отростка и их прикладное значение (клиническая топографическая анатомия); гистотопографическая характеристика беззубых челюстей с различной степенью атрофии альвеолярного отростка и окружающих его мягких тканей.

Кроме клинической анатомии, мы должны были провести изыскание новых методов получения функционального оттиска. Теоретической предпосылкой к нашим исследованиям явилось положение, что целенаправленному оформлению подлежит не только край протеза и его поверхность, лежащая на слизистой оболочке альвеолярного отростка, но и полированная поверхность, несоответствие которой окружающим активным тканям приводит к ухудшению его фиксации. Систематическое изучение клинических особенностей протезирования больных с беззубыми челюстями и накопленный практический опыт позволили нам улучшить некоторые способы повышения эффективности полных съемных зубных протезов. В клинике это выразилось в разработке методики объемного моделирования.

Не исчерпан спор о том, что базисные материалы из акрилатов оказывают токсическое, раздражающее действие на ткани протезного ложа. Все это заставляет проявлять настороженность и убеждает в необходимости экспериментальных и клинических исследований проявления побочных действий съемных зубных протезов. Неоправданно часто ломаются акриловые базисы, и выяснение причин, вызывающих эти поломки, также представляет определенный практический интерес.

Более 20 лет мы изучали перечисленные аспекты проблемы протезирования беззубых челюстей. Сайт обобщает результаты этих исследований.

В первое посещение пациента оттискной массой снимают слепки с челюстей до переходной складки, чтобы отчетливо были видны альвеолярные отростки, апикальные базисы и небный свод, подъязычная область, уздечки языка и губ. Модели отливают из гипса или супергипса. Основание моделей можно оформить при помощи специальных приборов, резиновых форм или обрезать так, чтобы углы цоколя соответствовали линии клыков, основания были параллельны жевательным поверхностям зубов. На моделях отмечают фамилию, имя пациента, возраст и дату снятия слепков. Такие модели называют контрольными, или диагностическими.

Для изучения размеров зубов, зубных рядов, апикальных базисов челюстей целесообразно использовать измеритель или специальный штангенциркуль, а также различные приспособления типа ортокреста, симметроскопа, ортометра. Изучение моделей проводят в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: сагиттальной, окклюзионной, тубе-ральной (фронтальной) и соответствующих им направлениях: сагиттальном, трансверсальном и вертикальном.

Измерения зубов. Измерение ширины, высоты и толщины коронковой части зуба. Ширину коронковой части зуба определяют в самой широкой части зуба: на уровне экватора у всех зубов, на уровне режущего края у нижних резцов. Для передней группы зубов это медиально-латеральный размер зуба, а для боковой - мезодистальный. Однако в современной научной литературе как отечественной, так и зарубежной о ширине коронковой части всех зубов говорят как о мезио-дистальном его размере.

Высоту коронковой части постоянных зубов измеряют от режущего края зуба до его границы со слизистой оболочкой: передних зубов - по середине вестибулярной поверхности, боковых - по середине щечного бугра.

Толщина коронковой части зуба - это его мезиодистальный размер для резцов и клыков и ме-диолатеральный размер для премоляров и моляров.

Измерения зубных рядов проводят в трансверсальном (поперечном) и сагиттальном (продольном) направлениях. В трансверсальном направлении изучают ширину, в сагиттальном - длину зубных рядов.

Трансверсальные размеры зубных рядов. У детей в период прикуса молочных зубов З.И. Долгополова (1973) предложила измерять ширину зубных рядов на верхней и нижней челюстях между центральными и боковыми резцами, клыками, первыми и вторыми молочными молярами.

Измерительные точки у центральных и боковых резцов и клыков расположены на вершинах зубных бугорков, у первых и вторых молочных моляров - на жевательных поверхностях в переднем углублении на месте пересечения продольной и поперечной борозд.

В период прикуса постоянных зубов для определения трансверсаль-ных размеров зубных рядов используют методику Пона, которая основана на зависимости между суммой мезиодистальных размеров 4 верхних резцов и расстоянием между первыми премолярами и первыми молярами на верхней и нижней челюстях. С этой целью Пон предложил точки измерения, которые при смыкании зубов верхней и нижней челюстей совпадают, и, следовательно, ширина их зубных рядов одинакова.

В области первых премоляров ширину зубного ряда, согласно По-ну, измеряют на верхней челюсти между точками в середине межбуг-ровой фиссуры, на нижней челюсти между дистальными контактными точками на скате щечных бугров.

В области первых постоянных моляров ширину зубного ряда определяют на верхней челюсти между точками в передних углублениях продольной фиссуры, на нижней челюсти между задними щечными буграми.

В период смены зубов вместо измерительных точек на премолярах используют дистальные ямочки первых молочных моляров на верхней челюсти или их задние щечные бугры на нижней челюсти. Кроме ширины зубных рядов в области премоляров и моляров, целесообразно изучать ширину зубных рядов в области клыков между вершинами их режущих краев.

Сагиттальные размеры зубных рядов у детей определяют в возрасте от 3 до 6-7 лет (в период прикуса молочных зубов).

Длину переднего отрезка зубного ряда измеряют от середины расстояния между мезиальными углами центральных резцов с их вестибулярной поверхности по сагиттальной плоскости до точки пересечения с линией, соединяющей дистальные поверхности коронок молочных клыков, общую же сагиттальную длину зубного ряда - до точки пересечения с линией, соединяющей дистальные поверхности вторых молочных моляров.

Измеряют также лонгитудиналь-ную длину зубных рядов, которая в норме равна сумме мезиодистальных размеров 12 зубов.

Симметричность зубных рядов и смещение боковых зубов исследуют путем сопоставления размеров правой и левой половин зубного ряда и определения одностороннего мезицентральных резцов и точками Пона.

Смещение боковых зубов мези-ально на гипсовых моделях челюстей можно определить, сравнивая расстояния от межрезцового сосочка до вершин клыков или точек Пона на первых премолярах и первых молярах справа и слева. На стороне предполагаемого мезиаль-ного смешения боковых зубов это расстояние будет меньше по сравнению с противоположной стороной и нормой.

Положение боковых зубов можно также оценить относительно точки "О", расположенной на пересечении срединного небного шва и касательной к дистальным поверхностям первых постоянных моляров. Расстояние от этой точки до измерительных точек Пона на первых премолярах (линия б) и первых моляров (линия а), а также расстояние по срединному небному шву от точки "О" до вершины межрезцового сосочка. Расстояние от точки "О" до измерительных точек справа и слева должно быть равным.

Необходимо исследовать сегменты зубных рядов, небный свод.

Значения параметров небного свода (длину, высоту, ширину и угол неба) определяют по следующей методике:

Длину небного свода - от вершины межрезцового сосочка (латеральные аппроксимальные поверхности центральных резцов) по срединному небному шву до линии, соединяющей дистальные поверхности первых постоянных моляров;

глубину небного свода - по величине перпендикуляра от наиболее глубокой точки на вычерченном контуре неба на линию, соединяющую вершины межзубных сосочков между вторыми премолярами и первыми молярами;

ширину небного свода - по линии, соединяющей вершины межзубных сосочков между вторыми премолярами и первыми молярами;

угол неба (угол "а") - по методике Персина и Ерохиной, основываясь на некоторых положениях при его построении. Исходной плоскостью является плоскость, параллельная туберальной, которая проходит через измерительные точки Пона в области первых премоляров. В месте ее пересечения с сагиттальной плоскостью на срединном небном шве - точка 1 - строят угол, составляющими которого являются линия, параллельная основанию плоскости симметрографа, и линия до вершины межрезцового сосочка - точка 2.

Индекс высоты неба определяют на гипсовых моделях челюстей и рассчитывают по формуле: 100.

Индекс высоты неба = Высота неба

Ширина зубного ряда

Измерения апикального базиса.

Ширину апикального базиса верхней челюсти определяют на гипсовой модели по прямой между наиболее глубокими точками в области f-ssae canina (в углублении между верхушками клыков и первых премоляров), а на модели нижней челюсти - между этими же зубами, отступя от уровня десневого края на 8 мм 13.23).

Длину апикального базиса измеряют на верхней челюсти от точки А (место пересечения срединного небного шва с линией, соединяющей центральные резцы в области шейки с небной поверхности) по срединному небному шву до линии, соединяющей дистальные поверхности первых постоянных моляров; на нижней челюсти - от точки Б (передняя поверхность режущих краев центральных резцов) по перпендикуляру до пересечения с линией, соединяющей дистальные поверхности первых постоянных моляров.

Изучение формы зубных рядов.

Верхний и нижний зубные ряды в период прикуса молочных зубов представляют собой полукруг, в период прикуса постоянных зубов верхняя зубная дуга имеет форму полуэллипса, нижняя - параболы. Форму зубных рядов можно оценивать с помощью графических методов, используя различные приспособления или геометрические построения, - симметроскопию, фо-тосимметроскопию, симметрогра-фию, параллелографию, диаграмму Хаулея-Гербера-Гербста.

Симметроскопия. С помощью этого метода изучают место расположения зубов в трансверсальном и сагиттальном направлениях. Орто-крест (ортодонтический крест) применяют для экспресс-диагностики. Он представляет собой прозрачную пластину, на которую нанесен крест с миллиметровыми делениями или миллиметровая сетка с делениями через 1-2 мм. Пластину накладывают на гипсовую модель верхней челюсти, ориентируя крест по срединному небному шву, и затем изучают расположение зубов по их отношению к срединной и поперечной линиям 13.24).

Фотосимметроскопия представляет собой метод симметроскопии диагностических моделей челюстей с последующим их фотографированием в определенном режиме. Фотографию моделей челюстей со спроецированной на нее миллиметровой сеткой в дальнейшем изучают и проводят измерения.

Пользуются при этом симметро-графом, на котором изучаемую диагностическую модель челюсти ориентируют, а затем фиксируют относительно перпендикулярно расположенных измерительных шкал. Целесообразно применять паралле-лограф, который позволяет проводить сагиттальные, трансверсальные и угловые измерения. На модели челюсти находят условную базовую точку отсчета. В качестве такой точки авторы используют точку пересечения сагиттальной и трансвер-сальной плоскостей с мезиальной поверхностью первых постоянных моляров. В диагностике применяют диаграммы, по которым определяют сумму мезиодистальных размеров трех верхних зубов. Для определения формы зубного ряда модель накладывают на чертеж так, чтобы ее средняя линия, проходящая по небному шву, совпадала с диаметром AM, а стороны равностороннего треугольника FEG проходили между клыками и премолярами. Затем тонко заточенным карандашом обводят контур зубного ряда и сравнивают имеющуюся форму с кривой диаграммы.