Главная · Запах изо рта · На ком женился эраст в бедной лизе. Характеристика Лизы из повести "Бедная Лиза". Психологический анализ характеров главных героев в сочинении Н.М. Карамзина

На ком женился эраст в бедной лизе. Характеристика Лизы из повести "Бедная Лиза". Психологический анализ характеров главных героев в сочинении Н.М. Карамзина

Эраст – молодой дворянин, ведущий ветреную светскую жизнь. Устав от нее, он пытается «сменить обстановку» и увлекается Лизой. Поначалу ему кажется, что он любит девушку «любовью брата». Но скоро это чувство перерастает в страсть, которая быстро проходит. Во многом чтобы избавиться от Лизы, Эраст отправляется на войну. Там он проводит время за игрой в карты. Полностью проигравшись, Эраст женится на пожилой вдове. Образ Эраста Карамзин связывает с губительной силой города, развращающего и уничтожающего «естественного» человека.

Эраст - герой повести, молодой офицер, дворянин. Он соблазняет бедную крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в, чувственную, а затем следует охлаждение,: которое Э. объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Э. женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями. Не пережив случившегося, Лиза топится в пруду.

История их отношений представляет собой историю, постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Э. Под влиянием Э. Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Э. в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и проч.), а муками раскаяния - т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею...»

До Карамзина сюжет автоматически определял тип героя, выбирал его из немногочисленной, но четко классифицируемой номенклатуры персонажей (аналогично набору масок в итальянской комедии дель арте). В традиционном сюжете о совращении бедной непорочной девушки Э. был бы однозначным, «одноцветным» злодеем, очередным воплощением Мефистофеля. Карамзин нарушает ожидания читателя: и ситуация в целом, и образ самого Э. значительно сложнее того литературного типа, к которому принадлежит герой.

Э. - не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Э. столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над Э. Он стоит наравне со своим героем - ибо сходится с ним в «точке» чувствительности. (Недаром автор выступает в повести в роли «пересказчика» того сюжета, который поведал ему Э.: «...Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке...»)

Автор прощает раскаявшегося Э. Оправдало его и общественное мнения, о чем свидетельствует резкое увеличение количества Эрастов в дворянских «списках» после выхода «Бедной Лизы» в свет: детей никогда не стали бы называть именем «отрицательного» героя. Это «экзотическое» имя все чаще получают и многие литературные персонажи.

Э. начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.

Н.М. Карамзин написал чрезвычайно трогательную и драматичную историю о простой и вместе с тем вековечной ситуации: она любит, а он - нет. Но прежде чем отвечать на вопрос о том, какова характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза», нужно, по крайней мере, хотя бы немного освежить в памяти сюжет произведения.

Сюжет

Лиза - сирота. Оставшись без отца, она вынуждена пойти работать: продавать цветы в городе. Девушка очень молода и наивна. В один из своих «рабочих дней» Лиза увидела в городе молодого человека (Эраста), который купил у нее цветы, заплатив в 20 раз больше, чем они стоят. Эраст сказал при этом, что эти руки должны собирать цветы только для него. Правда, на следующий день он не явился. Лиза расстроилась (как и все молоденькие девочки, она была очень падка на комплименты). Зато на следующий день Эраст сам навестил Лизу у нее дома и даже поговорил с ее матерью. Старушке-матери молодой мужчина показался очень приятным и вежливым.

Так все и продолжалось какое-то время. Эраст упивался девственностью и непорочностью Лизы, а она (крестьянская девушка 19 века) была просто ошеломлена ухаживаниями молодого красивого дворянина.

Переломный момент в отношениях наступил тогда, когда Лиза сказала о своем возможном скором замужестве. Она была расстроена и подавлена, но Эраст ее успокоил и расписал ей будущее и сказал, что небо над ними будет в алмазах.

Лиза немного повеселела - поверила Эрасту и на волне облегчения подарила ему свою невинность. Как и следовало ожидать, характер встреч изменился. Теперь Эраст снова и снова овладевал девушкой, уже без зазрения совести используя ее для своих нужд. Потом и Лиза, и отношения с ней Эрасту наскучили, и он решил сбежать от всей это тягомотины в армию, где не служил Отечеству, а стремительно проматывал свое состояние.

Вернувшись из армии, Эраст, конечно, ни полслова не сказал Лизе об этом, она сама как-то увидела его на улице в карете. Бросилась к нему, но после не очень приятного разговора, случившегося между ними, бывший возлюбленный выставил Лизу за дверь, сунув деньги.

Лиза от такого огорчения пошла и утопилась в пруду. Старушка-мать последовала за ней в как только она узнала о гибели дочери, то ее сразу же хватил удар, и она скончалась.

Теперь мы готовы ответить на вопрос о том, какова же характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза».

Характер Лизы

Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. Но жизни она не успела научиться как следует. Неопытность девушки и привлекла молодого поверхностного дворянина, видящего цель своей жизни в наслаждении. В этом ряду находится и бедная Лиза с ее восхищением. Эрасту очень льстило отношение такой молодой и такой свежей девушки, а она была наивна до крайности. Принимала отношение молодого повесы за чистую монету, а это все была игра от скуки на самом деле. Как знать, может быть, даже Лиза втайне надеялась на положение барыни со временем. Из других ее качеств характера стоит отметить доброту и непосредственность.

Возможно, мы описали не все грани личности главной героини, но, как кажется, здесь достаточно информации, чтобы характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» была понятной и охватывающей самую суть ее существа.

Эраст и его внутреннее содержание

Второе главное действующее лицо повести - Эраст - это типичный эстетик и гедонист. Он живет только за тем, чтобы наслаждаться. У него есть ум. Он мог бы быть блестяще образован, но вместо этого молодой барин просто прожигает свою жизнь, а Лиза для него - развлечение. Пока она была чиста и непорочна, девушка интересовала Эраста, как увлекает орнитолога недавно открытый им вид птиц, когда же Лиза сдалась Эрасту, то стала такой же, как все, а значит, ему стало скучно, и он, гонимый жаждой наслаждения, двинулся дальше, не особенно задумываясь о последствиях своего мерзкого поведения.

Хотя неэтичным поведение молодого человека становится только сквозь призму определенных моральных ценностей. Если же человек беспринципен (каким и был Эраст), то он даже не может почувствовать ту долю низости, которая содержится в его поступках.

Человек, ищущий в жизни только удовольствий, поверхностен по определению. Он не способен на глубокие чувства. И, конечно, он приспособленец, что и доказывает брак Эраста ради денег с уже немолодой вдовой.

Противостояние Лизы и Эраста как борьба света и тени, добра и зла

На первый взгляд кажется, что Лиза и Эраст - это как день и ночь или добро и зло. Соответственно, характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» и характеристика Эраста умышленно противопоставлены автором повести, но это не совсем так.

Если образ Лизы - это добро, то такое добро не нужно ни миру, ни людям. Оно просто нежизнеспособно. Тем не менее, в общем хорошо написана (хоть и слегка сентиментальна) повесть «Бедная Лиза». Характеристика Лизы, которая может ее исчерпывающе определить, - это наивность, доходящая до глупости. Но это не ее вина, ибо речь идет о крестьянской девушке 19 века.

Эраст тоже не есть зло в чистом виде. Для зла нужна сила характера, а ею молодой дворянин не наделен, к его сожалению. Эраст - просто инфантильный мальчик, бегущий от ответственности. Он совершенно пуст и бессодержателен. Его поведение омерзительно, но злым его назвать трудно, а уж тем более воплощением зла. Это все, что нам открыла повесть «Бедная Лиза». Характеристика Эраста приведена более чем исчерпывающая.

Повесть «Бедная Лиза», ставшая образцом сентиментальной прозы, была выпущена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году в издании «Московский журнал». Стоит отметить Карамзина как заслуженного реформатора русского языка и одного из самых высокообразованных россиян своего времени - это важный аспект, позволяющий в дальнейшем оценить успех повести. Во-первых, развитие русской литературы имело «догоняющий» характер, так как она отставала от европейской примерно на 90-100 лет. В то время как на западе вовсю писали и читали сентиментальные романы, в России еще складывали неуклюжие классические оды и драмы. Прогрессивность Карамзина как литератора состояла в том, чтобы «привезти» из Европы на родину сентиментальные жанры и выработать стиль и язык для дальнейшего написания таких произведений.

Во-вторых, освоение литературы конца 18 века публикой было таким, что сначала для общества писали, как жить, а затем общество стало жить по написанному. То есть, до сентиментальной повести люди читали в основном житийную или церковную литературу, где не было ни живых персонажей, ни живой речи, а герои сентиментальной повести - такие как Лиза - дали светским барышням настоящий сценарий жизни, путеводитель чувств.

Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок - с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале.

«Бедная Лиза» - не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате - таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.

Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна - читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.

Анализ произведения

Сюжет повести

Сюжет повести - любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются - Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза - впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.

Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини - так, как, скорее всего, было бы и в реальности.

Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян - Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести - «и крестьянки любить умеют».

Главные герои

Лиза

Центральная героиня повести Лиза - воплощенная чувствительность, пылкость и горячность. Её ум, доброта и нежность, подчеркивает автор, - от природы. Повстречав Эраста, она начинает мечтать не о том, что он, как прекрасный принц, уведет её в свой мир, а о том, чтобы он был простым крестьянином или пастухом - это и уравняло бы их, и позволило быть вместе.

Эраст отличается от Лизы не только по социальному признаку, но и по характеру. Возможно, говорит автор, его испортил свет - он ведет типичный для офицера и дворянина образ жизни - ищет удовольствий и, найдя их, охладевает к жизни. Эраст и умен, и добр, но слаб, неспособен на поступки - такой герой тоже появляется в русской литературе впервые, тип «разочарованного жизни аристократа». Поначалу Эраст искренен в своем любовном порыве - он не лжет, когда говорит Лизе о любви, и получается, что он тоже жертва обстоятельств. Он не выдерживает испытания любовью, не разрешает ситуации «по-мужски», но испытывает искреннее терзание после случившегося. Ведь именно он, якобы, рассказал автору историю о бедной Лизе и привел его к Лизиной могиле.

Эраст предопределил появление в русской литературе ряда героев типа «лишних людей» - слабых и неспособных на ключевые решения.

Карамзин использует «говорящие имена». В случае с Лизой выбор имени оказался «с двойным дном». Дело в том, что классическая литература предусматривала приемы типизации, и имя Лиза должно было означать шаловливого, кокетливого, легкомысленного персонажа. Такое имя могла иметь горничная-хохотушка - хитрый персонаж комедии, склонный к любовным приключениям, отнюдь не невинный. Выбрав такое имя для своей героини, Карамзин разрушил классическую типизацию и создал новую. Он выстроил новую зависимость между именем, характером и действиями героя и наметил путь к психологизму в литературе.

Имя Эраст также выбрано не случайно. Оно означает с греческого «прелестный». Его роковая прелесть, потребность в новизне впечатлений заманили и погубили несчастную девушку. Но Эраст будет корить себя до конца жизни.

Постоянно напоминая читателю о своей реакции на происходящее («с грустью вспоминаю...», «слезы катятся по лицу моему, читатель….»), автор организует повествование так, что оно приобретает лиричность и чувствительность.

Тематика, конфликт повести

Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:

  • Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня - дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
  • Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
  • Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
  • Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.

Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.