Главная · Удаление зубов · Диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями. Особенности стоматологической диспансеризации лиц, страдающих ревматическими заболеваниями

Диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями. Особенности стоматологической диспансеризации лиц, страдающих ревматическими заболеваниями

Диспансеризация - это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виноградова, 1988).

Приступая к организации диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями ортодонт должен обследовать три группы детей (Л.П.Зубкова, Ф.Я.Хорошилкина, 1993):.

1) дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие поражения центральной нервной системы, без выраженных стоматологических заболеваний;.

2) дети с хроническими соматическими заболеваниями, обуславливающими необходимость диспансеризации у ортодонта;.

3) дети со стоматологическими заболеваниями, которым показана длительная диспансеризация.

Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.

Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дошкольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспансерных группах детей является участковый детский стоматолог. Ортодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально - за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями они группируются по нозологическим формам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходимо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10000 детей.

Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:.

Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций и установление предрасполагающих факторов и причин их развития.

Определение диспансерных групп и составление плана профилактических и лечебных мероприятий.

Своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение.

Контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с родителями и воспитателями.

Контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и деформаций.

Организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.

Организация и проведение миогимнастики.

При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объединения по нозологическим формам, группируются по признаку этапности развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяемую при этом систему.

I ipynna. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится прививание гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматриваются участковым стоматологом-педиатром один раз в год.

II группа Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артикуляции языка, iy6, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упражнения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушенную функцию у данного ребенка.

Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в течение трех месяцев. После полного устранения причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нормализации всех функций они, как правило, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть детей переходит в третью диспансерную группу.

III группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюстные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнастика является самостоятельным методом лечения, то в третьей - комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.

IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные Дикторы у них устраняются по методике, определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Перевод из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнастика в этой группе может применяться как в период активного лечения, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).

При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков первой группы, то есть в группу здоровых детей.

Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в иреддиснансерпую группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консультация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнастика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлиники, консультация и лечение у окулиста и др.).

Медицинская карта стоматологического больного ф.043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения ф.ОЗО/у, утвержденная приказом М3 СССР от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.

В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппарата, а также к необходимости дополнительного вмешательства терапевтов, хирургов, помощи логопедов. Все это, в свою очередь, влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ортодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на активное аппаратурное лечение большого количество больных.

Ежемесячно врач, работающий в отделении 2-3 года, заканчивает лечение от 6 до 8 детей, они снимаются с диспансерного учета, переводятся в группу здоровых детей и остаются под наблюдением. Постоянно из 3-4 групп часть детей с улучшением переходит в группу 2 и 1, оаюбож.1ая место для вновь выявленных.

Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечебной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.

Для оценки организации и эффективности диспансеризации используются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторыми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:.

Отбор больных для диспансерного наблюдения.

Непосредственно диспансерное наблюдение.

Соответственно и анализ работы проводится в двух направлениях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.

Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):.

а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) осмотров;.

б) выявление больных на 1000 осмотренных;.

в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);.

г) полнота охвата диспансерным учетом;.

д) своевременность выявления заболевания (ранней профилактической направленности).

Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения) оценивается на основе таких показателей как:.

а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);.

б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке;.

в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;.

г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и применение современных конструкций лечебных аппаратов в целях сокращения лечения.

Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии производятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансерных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумеваются количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие активное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприятий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у которых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рецидивов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклонений. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюстной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каждый врачортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Диспансеризация как метод медико-санитарного обслуживания населения, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Проведение плановой санации полости рта у детей. Фазы диспансеризации. Группы осматриваемых. Выявление степени кариозного процесса.

    презентация , добавлен 13.06.2013

    Понятие и сущность диспансеризации. Основные этапы диспансеризации. Правовые документы о диспансеризации. Отличие диспансеризации от профилактического смотра. Обязательное проведение профилактического консультирования. Раннее выявление заболеваний.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Базовые принципы совершенствования диспансеризации, ответственность при проведении. Цель профилактических медицинских осмотров, их проведение и этапы. Контингенты диспансеризации взрослого населения. Задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики.

    презентация , добавлен 14.12.2014

    Понятие диспансеризации, как метода медицинского обслуживания. Принципы диспансеризации беременных. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Преемственность в деятельности женской консультации. Обследование. Анамнез. Лабораторные исследования.

    презентация , добавлен 09.11.2016

    Состояние здоровья детей с частыми простудными заболеваниями. Группы здоровья. Участие медицинской сестры в диспансеризации часто и длительно болеющих детей. Основные профилактические мероприятия в комплексе оздоровления контингента часто болеющих детей.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2016

    Основные задачи диспансеризации. Оценка эффективности наблюдения пациентов, страдающих геморроем, в условиях лечебной сети. Статистические данные по инвалидизации, количество человек, снятых с учета. Медицинское обслуживание, диагностика заболевания.

    научная работа , добавлен 03.09.2014

    Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

В современных условиях при проведении стоматологической диспансеризации школьников целесообразно, дополнительно выделять группы здоровых детей и детей с факторами риска стоматологических заболеваний.

I группа - здоровые дети, не имеющие никаких стоматологических заболеваний и факторов риска их развития.

II группа - здоровые дети, имеющие факторы риска возникновения любого стоматологического заболевания.

III группа - дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание легкой степени тяжести и факторы риска его утяжеления

IV группа - дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание средней степени тяжести и факторы риска его утяжеления.

V группа - дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание тяжелой степени и факторы риска его утяжеления.

Тестовые задания:

Тесты: 1. Задача врача при диспансеризации детей до 1 года в I диспансерной группе состоит в:

1. устранении факторов риска

2. предупреждении возникновения факторов риска

3. повышении уровня здоровья

4. назначении корригирующих (лечебных) мероприятий

5. выявлении факторов риска

2. Установите соответствие:

Уровни активности кариеса зубов

2. компенсированная

3. субкомпенсированная

Характеристика

а)показатели КПУ, кп, КПУ+кп превышают максимальный уровень

б) показатели КПУ, кп, КПУ+кп больше среднего значения

в) показатели КПУ, кп, КПУ+кп не превышают среднего значения

3. Определите последовательность

Этапы проведения диспансеризации:

1. собственно диспансеризация

2. подготовительный

3. реабилитация в системе диспансеризации

4. профилактика в системе диспансеризации

5. оценка эффективности диспансеризации

4. Установите соответствие:

Модель диспансерного наблюдения для ребенка дошкольного возраста

1. имеющего здоровую полость рта

2. имеющего кариес зубов

3. имеющего порок развития, осложнений и сочетающийся с кариесом

4. имеющего III степень активности кариеса

Осмотр

а) диспансерный осмотр 3 раза в год

б) диспансерный осмотр 1 раз в год

в) диспансерные осмотры по показания с учетом формы активности кариеса

г) диспансерный осмотр 3 раза в год, через каждые 3-4 месяца

5. Обязательными мероприятиями при осуществлении стоматологической диспансеризации школьников являются:

1.прием детей по обращаемости

2.сплошная двухразовая санация детей, начиная с первого класса

3.распределение детей на диспансерные группы с учетом степени активности кариеса 1 раз в году

4.перевод детей из одной диспансерной группы в другую при каждом диспансерном осмотре

5.ежемесячная оценка эффективности диспансеризации

6. Осуществлять диспансерное наблюдение детей с нарушениями функций (речи, дыхания, жевания, глотания) в организованных детских коллективах целесообразнее:

1.заведующему детским стоматологическим отделением

2.врачу-стоматологу амбулаторного поликлинического приема

3.детскому врачу-стоматологу, осуществляющему санацию организованных детских коллективов +

4.детскому стоматологу-ортодонту

5.специально выделенному детскому врачу-стоматологу профилактического отделения

7. Установите соответствие

Различия медицинских учреждений по степени участия их в диспансеризации:

Уровни

1. 1-й уровень

2. 2-й уровень

3. 3-й уровень

4. 4-й уровень

Медицинские учреждения

а)стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых)

б) отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий

в) детские стоматологические поликлиники

г) Стоматологические кабинеты обще-профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д

8. Установите соответствие:

Степень

1. 1 степень П

2. 2 степень П

3. 3 степень П

Активность заболеваний пародонта

а) гингивит как следствие системных заболеваний, а также поражения пародонта с деструкцией костной ткани

б) гингивит, обусловленный местными причинами, которые сложно быстро устранить

в) Гингивит, обусловленный местными причинами, которые легко и быстро устраняются

9. Клинические прогностические критерии для диспансеризации детей школьного возраста III-V группы:

1. плохая гигиена полости рта

2.появление очагов деминерализации эмали постоянных зубов у ребенка в возрасте до 9 лет

3. высокий прирост кариеса постоянных зубов в течение года

4.наличие вредных привычек

5. нет правильных ответов

10. Признаки хорошо организованной диспансеризации:

1. увеличение количества детей I и во II диспансерной группе

2.уменьшение количества детей I и во II диспансерной группе

3. уменьшение количества осложнений кариеса временных зубов

4. снижение значений показателей распространенности и интенсивности кариеса

5. повышение значений показателей распространенности и интенсивности кариеса

11. Осматривать ребенка раннего возраста, имеющего здоровую полость рта - "факторы риска", находящегося на диспансерном учете у стоматологов необходимо:

    один раз в год

    диспансерный осмотр по показаниям, но не реже 2 раз в год

    диспансерный осмотр по показаниям, но не реже 3 раз в год

12. Укажите модель диспансерного наблюдения для ребенка дошкольного возраста, имеющего здоровую полость рта:

    диспансерный осмотр 1 раз в год

    диспансерный осмотр 2 раза в год

    диспансерный осмотр 3 раза в год

    диспансерный осмотр по показаниям

    диспансерные осмотры не целесообразны

13. Обязательными мероприятиями при осуществлении стоматологической диспансеризации школьников являются:

    прием детей по обращаемости

    сплошная двухразовая санация детей, начиная с первого класса

    распределение детей на диспансерные группы с учетом степени активности кариеса 1 раз в году

    перевод детей из одной диспансерной группы в другую при каждом диспансерном осмотре

    ежемесячная оценка эффективности диспансеризации

14. Осуществлять диспансерное наблюдение детей с нарушениями функций (речи, дыхания, жевания, глотания) в организованных детских коллективах целесообразнее:

    заведующему детским стоматологическим отделением

    врачу-стоматологу амбулаторного поликлинического приема

    детскому врачу-стоматологу, осуществляющему санацию организованных детских коллективов

    детскому стоматологу-ортодонту

    специально выделенному детскому врачу-стоматологу профилактического отделения

1.Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. - Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.

2.Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний.  М.: МЕДпресс-информ, 2009

3.Персин Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ. Стоматология детского возраста. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006.

Диспансеризация детей у стоматолога — метод стоматологического обслуживания детского населения, направленный на повышение уровня здоровья ребенка. Основные задачи диспансеризации:
—контроль развития челюстно-лицевой области ребенка;
—первичная профилактика стоматологических заболеваний;
—выявление и лечение ранних стадий заболеваний органов и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);
—реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.
По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации детей имеет существенные преимущества:
—улучшение стоматологического здоровья населения;
—удешевление стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики и увеличения количества здоровых детей;
—уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем уменьшения трудоемких манипуляций;
—изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей, препятствует появлению детей с паническим страхом перед стоматологом, формирует адекватное отношение населения к стоматологической помощи, снижает общий уровень стоматофобии в обществе.
Сдерживающие факторы внедрения диспансеризации детского населения — кадровая необеспеченность (недостаточное количество детских стоматологов и гигиенистов стоматологических), недостаточность материально-технического обеспечения и финансирования службы детской стоматологии фондами ОМС и местными бюджетами.
Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента. Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов:
—подготовительный — обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и ухода за полостью рта детей и др.) и другие организационные мероприятия;
—начальный — первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка;
—основной — диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;
—этап оценки эффективности диспансеризации — ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.
При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока.
.Информационно-обучающий блок.
—Беседа с родителями и детьми: санитарное просвещение по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, рекомендации по устранению выявленных факторов риска развития стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога и др.
—Обучение детей и родителей методике чистки зубов, флоссинга и др.
—Обучение методике контроля гигиены полости рта.
—Обеспечение родителей и детей памятками, буклетами, книгами и другими индивидуально ориентированными информационно-наглядными материалами.
.Медико-профилактический блок — медицинские методы индивидуальной профилактики, выполняемые детским стоматологом, гигиенистом стоматологическим или родителями (по назначению стоматолога).
—Назначение средств эндогенной профилактики кариеса (системных фторидов, препаратов кальция и др.).
—Проведение экзогенной профилактики кариеса (локальные фториды, кальций-фосфатные препараты, герметизация фиссур и др.).
—Профессиональная чистка зубов.
—Сошлифовывание нестершихся бугров временных моляров, миогимнастика и другие меры профилактики зубочелюстных аномалий (ЗЧА).
.Лечебный блок — использование современных технологий лечения стоматологических заболеваний (терапевтическое, пародонтологическое, хирургическое, ортодонтическое, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение).
Удельный вес использования каждого блока в индивидуальных программах диспансеризации детей различен и зависит от многих факторов: возраста и стоматологического статуса ребенка, диспансерной группы, материально-технической оснащенности учреждения, уровня подготовленности врача или гигиениста стоматологического и др.

ПЕРСОНАЛ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
Диспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со стоматологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебно-профилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста. Гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей, выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма № 30) записывают группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения о состоянии ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма № 43) или в санационную карту (форма № 267). Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать планирование, организацию, мониторинг и оценку эффективности диспансеризации детей у стоматолога.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ)
Диспансеризацию детей раннего возраста целесообразно проводить в стоматологическом кабинете детской соматической поликлиники. Возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение в стоматологическую поликлинику. Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста. Результаты диспансеризации детей раннего возраста зависят от комплаентности родителей — способности к выполнению рекомендаций и назначений врача. Повышение мотивации родителей к профилактике и лечению заболеваний органов и тканей полости рта ребенка — важное направление работы детского стоматолога и гигиениста стоматологического при проведении диспансеризации детей раннего возраста.
Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 мес. При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний (табл. 2-1). Ориентируются преимущественно на данные опроса родителей и стоматологического осмотра ребенка, так как проводить специальные прогностические тесты у детей раннего возраста трудно. Дают родителям рекомендации по устранению и снижению патогенности выявленных у ребенка факторов риска, общие рекомендации по питанию, уходу за зубами ребенка, применению фторидов.

ДИСПАНСЕРНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Родителям детей I группы дают общие рекомендации по профилактике кариеса зубов, ЗЧА, травматических повреждений челюстно-лицевой области (целесообразно использовать памятки для родителей). Ограничение сладкого, достаточное количество твердой пищи, тщательная гигиена полости рта — основные рекомендации для этой группы. Не менее важна мотивация родителей к выполнению рекомендаций стоматолога. Повторно осматривают детей в возрасте 12 мес, затем — после прорезывания первых моляров (в возрасте 14-18 мес) и вторых моляров (в возрасте 20-30 мес), в дальнейшем — через 6 мес. При каждом повторном осмотре ребенка вновь оценивают риск развития кариеса зубов и ЗЧА (см. табл. 2-1). Выявление факторов риска или начальных стадий стоматологических заболеваний обосновывает перевод ребенка во II или в III диспансерную группу соответственно.
Детей II группы осматривают каждые 6 мес. Всем детям независимо от вида и количества факторов риска проводят местное фторирование зубов, герметизацию фиссур временных моляров, профессиональную гигиену полости рта, рекомендуют применять детские фторидные зубные пасты (содержание фторида — 500 ppm). Детям с риском развития кариеса дополнительно назначают системные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Помимо общих рекомендаций, родителям дают конкретные советы по устранению выявленных именно у их ребенка факторов риска развития кариеса зубов и ЗЧА (оптимизация питания и гигиены полости рта ребенка, назначение фторидных зубных паст, устранение вредных привычек, массаж и миогимнастика, по показаниям — консультация педиатра, ортодонта и т.д.). Родителей учат проводить осмотр зубов ребенка, оценивать их состояние и обращаться к врачу сразу после выявления на зубах белых пятен и других изменений. Заранее подготовленные памятки, буклеты и другие раздаточные материалы позволяют упростить и повысить эффективность просвещения и обучения родителей. Во время повторных обследований определяют комплаентность родителей, степень выполнения рекомендаций стоматолога. Если необходимо, повторяют обучение, направленное на повышение мотивации родителей к профилактике основных заболеваний полости рта у ребенка, увеличивают частоту профилактических мероприятий. Например, если не удается обеспечить полноценный гигиенический уход за зубами ребенка, то можно каждый месяц проводить профессиональную гигиену полости рта и фторирование зубов. При выявлении начальных признаков стоматологических заболеваний ребенка переводят в III группу.
Для детей III группы требуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Дети этой группы имеют не только определенную стоматологическую патологию, но и различные факторы риска и действующие причины развития заболеваний органов и тканей полости рта, поэтому для них одинаково важны лечебно-реабилитационные и профилактические мероприятия. В этой группе проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей по вопросам питания и ухода за полостью рта детей, устранения выявленных факторов риска, мотивируют родителей к выполнению рекомендаций врача. В связи с повышенной восприимчивостью к кариесу всем детям (независимо от основного заболевания) назначают детские фторидные зубные пасты, профессиональную гигиену полости рта, локальное фторирование зубов, запечатывание фиссур временных моляров, эндогенные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Повторные осмотры детей и профилактические мероприятия проводят каждые 3 мес, детям с кариесом зубов и тяжелыми пороками развития твердых тканей зубов — каждые 1-2 мес. При каждом посещении стоматолог осуществляет детям необходимое лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, корректирует план профилактической помощи. Детей с врожденной патологией (расщелиной губы, неба) направляют на лечение в специализированные центры, детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями, нуждающихся в профилактическом протезировании, направляют на лечение к врачу-ортодонту.
Эффективность диспансеризации детей раннего возраста оценивают по результатам обследования детей в возрасте 36 мес (3 лет). Главный критерий эффективности — количество детей со здоровой полостью рта. Признак хорошо организованной диспансеризации — ежегодное снижение распространенности и интенсивности кариеса временных зубов, распространенности ЗЧА, потребности в санации полости рта, увеличение количества детей в I и II группе, уменьшение количества детей в III группе.

  1. Ананьева Э.Э., Гринин В.М., Абаев З.М. Объем диспансерной работы врачей-стоматологов на терапевтическом стоматологическом приеме. Стоматология для всех 2012; 1: 54-55.
  2. Бадалян Г.Д. Клинико-лабораторное и морфологическое изучение патологии пародонта у больных системной склеродермией: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М 2004; 25.
  3. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология. Болезни пародонта. М: ГЭОТАР-Медиа 2008; 2: 224.
  4. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология. Заболевания слизистой оболочки полости рта. М: ГЭОТАР-Медиа 2008; 3: 288.
  5. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология. М: Мед информ агент 2009; 840.
  6. Безрукова И.В. Быстропрогрессирующий пародонтит. М: Медицинская книга 2004; 97-117.
  7. Васильев В.И. Болезнь Шегрена: клинико-лабораторные, иммуноморфологические проявления и прогноз: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2007.
  8. Васильев В.И., Симонова М.В., Сафонова Т.Н. Избранные лекции по клинической ревматологии. М: Медицина 2001; 112-131.
  9. Боровский Е.В., Лукиных Л.М. Стоматологический уровень здоровья в наших руках. Маэстро стоматологии 2004; 3: 17-19.
  10. Боровский Е.В. Биология полости рта. М: Мед книга; Нижний Новгород: НГМА 2001; 304.
  11. Гайдаров Г.М., Кицул И.С., Васюкова В.С., Степанов В.В. Организация и экономика стоматологической службы. М: ГРАНТЪ 2002; 200.
  12. Гайдук В.И. Изменения в слюнных железах у больных ревматоидным артритом и системной красной волчанкой: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М 2003; 211.
  13. Грохольский А.П., Кондола Н.А., Центило Т.Д. Назубные отложения: их влияние на зубы, околозубные ткани и организм. Киев: 2000; 160.
  14. Григорьян А.С. Болезни пародонта. М: МИА 2004; 320.
  15. Гринин В.М. Клинико-патогенетическая оценка патологии височно-нижнечелюстного сустава, тканей и органов полости рта при ревматических заболеваниях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2001; 533.
  16. Гринин В.М., Симонова М.В., Гришкян А.Р., Джанаев Т.И., Ашуров К.И. Факторы, влияющие на интенсивность кариеса зубов рои ревматоидном артрите. Cтоматология для всех 2007; 4: 16-19.
  17. Гринин В.М., Гришкян А.Р. Эффективность стоматологической диспансеризации больных ревматоидным артритом без поражения слюнных желез. Здоровье, безопасность и здравоохранение. Сб. науч. трудов. М: МГМСУ 2006; 42-44.
  18. Гринин В.М., Шатохин А.И. Особенности стоматологической диспансеризации иммунокомпрометированных больных (ВИЧ-инфекцией, ревматоидным артритом). Институт стоматологии 2009; 1: 42: 84-86.
  19. Гринин В.М., Джанаев Т.И. Особенности стоматологического обследования больных ревматоидным артритом с поражением слюнных желез. Сб. научн. трудов. "Здоровье, безопасность и здравоохранение". М: МГМСУ 2006; 42-44.
  20. Гринин В.М., Скворцова А.А. Состояние зубов у больных серопозитивным ревматоидным артритом. Dentalforum 2011; 2: 38: 58-59.
  21. Гринин В.М., Скворцова А.А. Факторы, влияющие на поражаемость зубов кариесом и его осложнений у больных ревматоидным артритом. Cтоматология для всех 2011; 1: 54: 30-31.
  22. Гринин В.М., Караханян В.Т. Структура и клинические особенности патологии пародонта при системной склеродермии. Российская стоматология 2009; 2: 53-55.
  23. Гришкян А.Р. Особенности оказания терапевтической стоматологической помощи больным ревматоидным артритом (без поражения слюнных желез). М 2008; 146.
  24. Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин А.Р., Рахний Ж.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта. М 2001; 272.
  25. Дмитриева Л.А., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология: Национальное руководство 2009; 894.
  26. Дмитриева Л.А., Атрушкевич В.Г., Пихлак У.А. Состояние тканей пародонта у пациентов с системным остеопорозом. Стоматология 2006; 5: 17-19.
  27. Джанаев Т.И., Симонова М.В., Гринин В.М., Царев В.Н. Микробиологический состав ротовой жидкости у больных ревматоидным артритом, сочетающимся с синдромом Шегрена. Кафедра 2008; 7: 1: 34-37.
  28. Джанаев Т.И. Особенности стоматологической заболеваемости у больных ревматоидным артритом сочетающемся с синдромом Шегрена: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. 2008; 25.
  29. Ермаков Ю.В., Гринин В.М., Буляков Р.Т., Матросов В.В., Булавинцева Ю.С., Тумасян Г.С. Анализ показателей выработки и трудозатрат врача стоматолога-терапевта, ведущего диспансерный прием. Вестник медицинского стоматологического института 2001; 1: 16: 45-46.
  30. Козлитина Ю.А. Особенности местного иммунитета полости рта у детей ревматическими заболеваниями. Стоматология 2011; 1: 300-301.
  31. Ласкарис Д. Лечение заболеваний слизистой оболочки рта. Руководство для врачей. М 2006; 236.
  32. Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н. Болезни пародонта. Нижний Новгород: НГМА 2005; 322.
  33. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М 2006; 416.
  34. Лукина Г.В. Ревматоидный артрит. Клинические, научно-методические и организационные аспекты. М: АНКО 2001; 328.
  35. Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н., Орехова Л.Ю. Терапевтическая стоматология. М: Медицина 2002; 640.
  36. Мазуров В.И. Клиническая ревматология. СПб: Фолиант 2005; 520.
  37. Насонов Е.Л., Насонова В.А. Ревматология. Национальное руководство. М 2008; 737.
  38. Насонов Е.Л. Ревматоидный артрит как общемедицинская проблема. Тер арх 2004; 5-7.
  39. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М: МЕДпресс-информ 2005; 216.
  40. Образцов Ю.Л. Стоматологическое здоровье: сущность, значение для качества жизни, критерии оценки. Стоматология 2006; 4: 41-43.
  41. Орехова Л.Ю. Заболевания пародонта. ПолиаМедиаПресс 2004; 32.
  42. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. Изд. 5-е, перераб. и доп. М: Медицина 2003; 640.
  43. Приказ МЗ РФ "О совершенствовании медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями" от 27.05.99 №202.
  44. Приказ МЗ РФ "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения" от 14.12.90 №487.
  45. Ронь Г.И., Колотова Н.Н. Одонтогенные очаги инфекции при ревматоидном артрите. Проблемы стоматологии 2010; 5: 12-14.
  46. Самойлик М.М. Стоматологический статус больных инсулиннезависимым сахарным диабетом и его коррекция: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М 2004; 20.
  47. Сигидин Я.А., Лукин Г.В. Ревматоидный артрит. Диффузные болезни соединительной ткани. М: Медицина 2004; 48-53.
  48. Сильвестрова А.С. Клинико-лабораторная и морфологическая характеристика патологии пародонта при системной красной волчанке: Автореф. дис. ... канд. мед. наук 2006; 29.
  49. Скворцова А.А., Гринин В.М. Особенности развития кариеса зубов и его осложнений у больных ревматоидным артритом. Российский стоматологический журнал 2011; 2: 17-19.
  50. Симонова М.В., Раденска-Лоповок С.Г. Поражение слюнных желез при синдроме и болезни Шегрена. Диагноз. Дифференциальный диагноз. М 2010; 149.
  51. Сундуков В.Ю. Причины нарушений микроциркуляции и способы их коррекции у больных пародонтитом при СКВ: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. 2012; 141.
  52. Терехова Г.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний. Минск 2004; 526.
  53. Улитовский С.Б. Гигиенический уход при воспаленном пародонте. М: Медицинская книга 2008; 288.
  54. Aliko A., Alushi A., Tafai A., Leva F. Oral mucosa involvement in rheumanoid arthritis, systemic erythematosus and systemic sclerosis. Int Dent J 2010; 60: 5: 353-358.
  55. Brosky M.E. The role of saliva in oral health: strategies for prevention and management of xerostomia. J Support Oncol 2007; 5: 215-225.
  56. Berthelot J.M., Le Goff B. Rheumatoid arthritis and periodontal desease. Joint Bone Spine 2010; 77: 6: 537-541.
  57. Detert J., Pischon N., Buttgeret F. Pathogenesis of parodontitis in rheumatic diseases. Rheumatol 2010; 69: 2: 109-112.
  58. Detert J., Pischon N., Burmester G.R., Buttgereit F. The association between rheumatoid arthritis and periodontal disease. Arthritis Resther 2010; 12: 5: 218.
  59. Garib B.T., Qaradaxi S.S. Themporomandibular joint problems and periodontal condition in rheumatoid arthritis patients in relation to their rheumatologic status. J Oral Maxillofac Surg 2011; 69: 12: 2971-2978.
  60. Guobis Z., Baseviciene N., Paipaliene P., Niedzelskiene, Januseviciute G. Aspects of xerostomia prevalence and treatment among rheumatic inpatients. Medicina 2008; 44: 12: 960-968.
  61. Gleissner C., Willershausen B., Kaesser U., Bolten W.W. The role of risk factors for periodontal disease in patients with rheumatoid arthritis. Eur J Med Res 1998; 18: 3: 8: 387-392.
  62. Leung K.C., McMillan A.S., Leung W.K., Wong M.С., Lau C.S. Oral health condition and saliva flow in southen Chines with Sjogrens syndrome. Int Dent J 2004; 54: 3: 159-163.
  63. Porter S., Scully C. Connective tissue disorders and the month. Dent Update 2008; 35: 5: 294-296; 298-300, 302.
  64. Micro R.N. As in Sjogrens syndrome as a prototypic autoimmune disease. Autoimmun Rev 2010; 9: 9: 618-621.
  65. Sher J.Y., Vbedak C., Egyinda M., Khanin R., Buishi Y., Lipuma L., Attur M., Pilinger M.H., Weissman G., Littman D.R., Pamer E.G., Abromson S.B. Periodontal disease and the oral microbiota in new onset rheumatoid arthritis. Arthritis Rheum 2012; 64: 10: 3083-3094.
  66. Stoll M.L., Sharpe T., Beukelman T., Good J., Yong D., Cron R.Q. Risk factors for temporomandibularis in children with juvenile idiopatic arthritis. J Rheumatol 2012; 39: 9: 180-187.