Главная · Запах изо рта · Активность психическая. Психическая активность

Активность психическая. Психическая активность

Психическая активность человека многогранное явление, в которое входят разнообразные психические проявления, механизмы их образования, различные состояния психической активности и их особенности. И наконец, первопричина приводящая в движение психику человека.
Проявления психической активности выражаются в чувствовании, эмоциях, мыслях, образах, волевых побуждениях и поступках.
Самым первым проявлением психической активности человека является чувствование, ощущение получаемое человеком от внешнего мира и соответствующая ответная реакция. Человек слышит и поворачивает голову в направлении звука, что-то видит и фокусирует на этом зрение и т.п.
Раздражение получаемое от органов чувств, в конце концов активизирует чакру соответствующую этому органу или органам. Она приходит в активное состояние и начинает вырабатывать в повышенном количестве соответствующий вид энергии. Например, приятная музыка располагает на один лад, подобное действие оказывает и природный пейзаж солнечным утром. Вкусная пища, красиво оформленный стол создают праздничное настроение. И наоборот, траурная музыка, вид городской свалки, объедки на столе, создают у человека совершенно другое настроение.
На основании чувств и эмоций рождаются мысли. Мысли - это деятельность ума, который обрабатывает информацию и выдаёт её в виде логического компонента - мыслей, либо в виде образов (образное мышление). Далее, происходит отбор рабочей частью ума , что воплощать в виде действия. Как только отбор закончен, т.е. принято решение, подключается энергия и задуманное проявляется в том или ином поступке, действии и т.п. Другими словами, мысль необходимо соединить с энергией, что осуществляется посредством воли. Но в определённых жизненных ситуациях активизируется реактивный ум, который оттесняет аналитический, соединяет свою информацию с энергией, что выражается в нелепом, неправильном или неконтролируемом поступке. Феномен этого мы будем подробно разбирать в соответствующем месте.
Итак, мы с вами вкратце разобрали проявления психической активности. Но прежде, чем подробно остановиться на этих феноменах и их влиянии на здоровье человека, разберём понятие психическая энергия. Психическая энергия "вырабатывается" чакрой расположенной в области головы. Разум ("архитектор человеческой личности") проявляет себя психической энергией. Учёные напрямую ещё не "увидели" её, но догадываются о ней по многочисленным косвенным проявлениям. Например, вот что говорит Н.П.Бехтерева (Российский авторитет в области мозга): - Посмотрим на работу мозга с точки зрения скорости прохождения сигнала. Она велика, очень велика. И вот оказывается, что её не хватает, чтобы обеспечить сложную психическую деятельность! Создаётся впечатление, как будто каждая зона знает всё о десятках тысяч точек, участвующих в психической деятельности. А им в свою очередь известно о ней, единственной... По видимому, мозг владеет инструментом, который по мере необходимости - допустим, сложная, напряжённая ситуация принятия решения - предоставляет возможность срочной передачи неограниченного объёма информации. Видный канадский учёный Г.Селье указывает, что нормальная жизнедеятельность человека немыслима без определённой степени (стресса). Каждому человеку свойственен свой оптимальный тонус. Поэтому каждому человеку требуется определённые и конечно же неодинаковые степени стресса /Этот факт говорит о том, что не надо копировать чьи-то нагрузки, сразу же обливаться ледяной водой. Поймите эту простую истину - что для одного хорошо, для вас может быть плохо, а для вашего соседа недостаточным. Он чувствует себя хорошо от гораздо большей нагрузки и она ему нужна, но не вам ./. Каждый человек должен изучить себя и найти тот уровень стрессов, при котором он чувствует себя "комфортно", какое бы занятие он не выбрал. В противном случае может развиться дистресс безделья или дистресс перегрузки. Ростовские учёные Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б. и Уколова М.А. на основании теории Г.Селье провели исследования, которые показали, что в зависимости от силы (дозы) воздействия, в организме могут развиваться следующие адаптационные реакции: реакция тренировки (общая неспецифическая адаптационная реакция на слабые раздражители); реакция активации (общая неспецифическая адаптационная реакция на раздражители "средней" силы); реакция стресса (общая неспецифическая адаптационная реакция на сильные и длительные раздражители). Белорусский учёный Вейник А.И. опытным путём установил, что изменяя произвольно собственную активность сознания , можно убыстрять или замедлять протекание времени в окружающем человека пространстве! Психическая энергия занимает весь пространственный объём в котором находиться полевая и физическая форма жизни человека. Именно она особым образом структурирует квантовое поле человеческого организма; руководит течением времени в оранизме; образует чакры и регулирует их функционирование; участвует абсолютно во всех процессах происходящих в органимзе (она их двигает и направляет). Вот почему с её помощью "каждая зона знает всё о десятках тысяч точек, участвующих в психической деятельности, а им в свою очередь известно о ней, единственной..... срочно передаёт неограниченный объём информации". Количество психической энергии в организме зависит от первичного сознания, которое проявляет себя в напряжении, вибрации и ритме. Оптимальное количество этой энергии вырабатывается чакрой разума при определённой степени нервно-психического напряжения . При этом, каждый человек обладает собственным, строго индавидуальным пределом такого напряжения. Если этот предел переступается, то наступает истощение психической энергии, но если человек далеко не на полную мощность использует эту энергию, то пропадает стимул к её полноценной выработке и человек слабеет от безделья и скуки. Поэтому для выработки достаточного количества психической энергии , каждый человек должен "изучить себя и найти тот уровень стрессов (психически-нервно-мускульного напряжения), при котором он чувствует себя наиболее "комфортно".
Исследовательская работа ростовских учёных показала, как надо увеличивать нагрузку, чтобы был постоянный рост психической энергии в организме. При этом был подмечен ряд особенностей происходящих в организме и указывающих, какие системы организма в первую очередь активизируются психической энергией и где она срабатывается. Так нервная система человека является основным потребителем этой энергии. Как правило, после сильного стресса, сопровождающегося мощной тратой психической энергии, в нервной системе развивается торможение. Во время этого торможения происходит пополнение растраченной психической энергии. Вторым, не менее важным потребителем является эндокринная система. Вот почему, волевые проявления (например, мышечное напряжение) небольшой и средней силы, регулярно повторяющиеся приводят к усилению психического тонуса, накапливанию психической энергии и увеличению здоровья человека.
Если теперь обратиться к практическому опыту развития психической энергии, то его предостаточно. П.К.Иванов "сознательным терпением", регулярно и постепенно - "средства нашёл в холоде и в голоде, сознательно терплю ради своего здоровья и всего мира людей" - развивал и наращивал потенциал психической энергии. При этом он всегда говорил, что дозировку "терпения" надо подбирать такую, чтобы тебе было "хорошо". В результате такой разумной, целенаправленной тренировки накапливаются огромные запасы психической энергии, а также многократно увеличивается способность организма к её выработке. Вот, наглядный пример возросшей психической энергии у Иванова: "Я, Паршек, сегодня ради тебя и других таких не употребляю пищи 65 суток и не пью воды. Скажи, где Я беру силы? - только на бугре. Это Мой рай, Мои там в цветах силы". Русским врачом Захарьиным Г.А. и английским Гедом Г. описаны определённые области кожи, в которых при заболеваниях внутренних органов появляются отражённые боли, а также болевая и температурная сверхчувствительность. По мнению учёных, механизм локализации соответствующей боли объясняется проведением импульсов по нервным путям в спинной мозг, а от него на соответствующие участки кожи. Но при этом указывается, что зоны кожи соответствующие различным органам могут взаимно перекрываться, соответствовать одним и тем же участкам. Например, совпадают зоны лёгких и сердца, зоны желудка и печени, мочевого пузыря и простаты. Отсюда, у врачей возникает путаница. На самом деле, чакры, как преобразователи энергии сознания в тот или иной вид энергии берут начало в соответствующих участках кожи (лепесток чакры), а "корень" чакры находиться в органе или группе органов. Поэтому, чакра расположенная в области сердца (Анахата ) преобразует энергию как для сердца, так и для лёгких; чакра расположенная в области печени (Маниипура ), "обслуживает" желудок, печень и поджелудочную железу; чакра расположенная в области чуть ниже пупка (Свадхистана ) "обслуживает" мочевой пузырь, предстательную железу и половые органы. Древние мудрецы давно заметили такое соответствие - влияние кожи на активность чакр и путём растяжения определённых участков кожи с помощью статических поз "раскрывают" и "закрывают" их, добиваясь тем самым более лучшего функционирования соответствующей области организма. Им же, была установлена способность открытия чакр с помощью волевого усилия, а также способность психической энергии, при локализации её с помощью внимания, притягивать (вырабатывать) всё многообразие других энергий, усиливать кровообращение. Вот откуда берёт начало поговорка мастеров цигун -мысль ведёт ци (энергию), ци ведёт кровь , а кровь обогащённая кислородом и снабжённая питательными веществами восстанавливает повреждённый болезнью участок (орган) человеческого организма. После того, как мы узнали достаточно о психической энергии, можно приступать к разбору её проявлений: мыслей, эмоций, образов. Все эти проявления "рождаются в недрах" полевой формы жизни и естественно состоят из того же "материала", что и полевая форма жизни человека (все энергии из которых она образована находятся в мыслях, эмоциях и образах в той или иной пропорции). Таким образом мысли, эмоции и образы - это продукты жизнедеятельности полевой формы жизни, своеобразные "отходы" от потребления психической энергии и энергии вакуума. Мысли производимые полевой формой жизни состоят из:
1) некоторого запаса психической энергии;
2) имеют собственные пространство и время;
3) это пространство заполнено различными комбинациями энергий составляющих полевую форму жизни. Таким образом, мыслительная деятельность человека приводит к трате энергии полевой формы жизни . В зависимости от насыщенности мысли психической энергией, она обладает различным сроком существования. В зависимости от формы пространства и энергий её составляющих, несёт ту или иную информацию, как отдельного фрагмента, так и всего мыслительного процесса.
Древние мудрецы главное внимание уделяли тому, чтобы возникшая мысль стала чёткой и ясной. Далее, её необходимо было реализовать посредством воли в виде какого-то физического акта и вывести из организма. Считалось, что лишь физическое действие даёт законченность мысли.
Если мысль "размазана" (нет чёткого оформления) или по какой-то причине не реализуется в виде физического действия, то в полевой форме жизни появляются "вкрапления", "раковины", которые наполнены энергетическим содержанием составляющим тот или другой информационный смысл этих мыслей. Далее, "вкрапления" и "раковины" объединяются между собой по принципу подобия энергий, образуют более обширные объёмы (или уплотнённые) и располагаются в области чакр производящих аналогичную энергию. В итоге, это приводит к сильному искажению внутренней структуры полевой формы жизни, нарушению работы чакр. Вот так происходит образование и отложение "мыслительного яда" - империла. Ткани организма, "пропитанные" империлом регулируются теперь не полевой формой жизни, а теми энергиями составляющими информационный смысл "умственного яда". В результате этого они не только неправильно функционируют, но и способны легко перерождаться в соответствии с той информацией, которую содержит объём невыведенных мыслей /Для того, чтобы вы поняли всю серьёзность неблагоприятных последствий невыведенных из организма мыслей, приведу научные доказательства, объясняющие это явление. В г. Хабаровске живёт китаец Цзян Каньчжень. Он организовал "биоСВЧлабораторию" в которой проводит следующие опыты: "снимает" полевую информацию с утки и "облучает" ей куриное яйцо, или козой облучает кролика. В результате получаются куроутки, а у кролика зубы растут как рога. Если теперь вернуться к "застрявшей" мысли, то она "облучает" ткань организма точно также, как и прибор Цзяна Каньчжена, изменяя в итоге его нормальную структуру, функцию и т.д. Мысленные "шлаки" необходимо обязательно удалять с помощью особых методик. /. Чтобы вывести эти загрязнения из организма, необходима особая методика, ничего общего не имеющая с современной медициной химиотерапевтического и хирургического направлений.

Будем понимать психическую активность как внутреннюю деятельность, произвольно детерминирующую, регулирующую деятельность внешнюю, происходящую не рефлекторно, не реактивно на стимуляцию из внешней среды. В качестве основных детерминант психической активности, инициирующих, направляющих и организующих поведение и деятельность, выделяются потребность, мотив и цель.

Поскольку теоретически выделены дифференцированные дефиниции побуждения, направленности, осмысления и реализации психической активности (потребность, мотив, цель), то за ними стоит и реальность различных психических состояний, равно как и психологические механизмы перехода от одного состояния к другому (от потребностного к мотивационному и далее к целевому).

Потребность - психофизическое состояние нужды организма во внешней природной среде, связанной с обменом веществ (биологические потребности, которые с психологической точки зрения суть интроцептивные ощущения). Или психосоциальное состояние, детерминированное побуждением к обмену информацией или обмену труда на материальные ценности в социальной среде (социальные потребности общения и деятельности). В индивидуальном опыте психического развития человека формируется иерархия потребностей, которая по сути своей составляет структуру ценностных ориентации (А. Маслоу).

Основное отличие природы потребностей биологических и социальных состоит в том, что социальные потребности привносятся извне и не снабжены генетическими программами инстинктивного поведения. Однако как природная, так и социальная среды, как правило, имеют (правда, далеко не всегда предоставляют) достаточно богатый выбор предметов удовлетворения потребностей.

Особое место, которое пока мы не обсуждаем, занимают духовные потребности.

Мотив , по определению А.Н. Леонтьева, - «опредмеченная потребность». Мотивация - причины опредмечивания. В процессе мотивообразования происходит выбор, предпочтение из ряда возможных предметов единственного, фиксация на нем психических процессов, формирование и сохранение психического образа предмета потребности в памяти. Такова стимулируемая предметом, направляемая им мотивация достижения при переходе от состояния недифференцированной потребности (мотив-стимул). Запрограммированный выбор по внушенному шаблону получил название «знаемый мотив».

Осознанная причина выбора предмета потребности переводит мотив из разряда стимула в разряд смысла (для кого или для чего мы что-то делаем).

Потребность может быть ситуационно удовлетворена здесь и сейчас любым из множества предметов. В крайнем случае достаточно включить поисковую активность. С потребностью мы живем в настоящем времени, пока она не трансформировалась в мотив. Избрав один из предметов, психически присвоив его, записав в память, мотив устремляет нас в будущее, опережая реальное присвоение его предвкушением.


Не потребность, а именно мотив впервые заряжается потенциальной энергией эмоции, готовностью к реакции на положительный или отрицательный результат, поскольку эмоция - метка индивидуально значимых вещей, выделенных из рядовых, безразличных для субъекта. В мотивообразовании (т.е. в переходе от потребности к мотиву, к избирательному ограничению предметов потребности единственным) как раз и происходит такого рода выделение.

Если биологическая потребность создает физиологическую напряженность, а социальная потребность как неосознанная нужда в общении, признании и т.д. создает напряженность т.н. «свободно плавающей», т.е. беспредметной тревоги, то ожидание присвоения конкретного предмета, заключенного в мотиве, можно определить как психологическую напряженность ожидания, модель реально прорисованного будущего. Процесс перехода от потребности к мотиву подобен вывиху мотива из потребности, поскольку

происходит резкое и абсолютное ограничение свободы движения одним направлением.

Психологический механизм перехода от мотива к цели - это процесс перехода от виртуально-образного обладания, идеомоторного, чувственно насыщенного, переживающего к реальному обладанию, к логике, знаниям, умениям, навыкам, просчету вариантов, учету необходимых условий достижения результата. Цель - ожидаемый результат планируемых и программируемых операций, решающих задачу присвоения предмета потребности в конкретных условиях его нахождения.

(«Сдвиг мотива на цель», по выражению А.Н. Леонтьева, в ряде случаев приводит к неожиданным результатам. Например, целевая деятельность, ранее бывшая принудительной обязанностью, может обрести самостоятельную потребность, стать заинтересованной, а может, напротив, потерять свою первоначальную задачу удовлетворения потребности. В последнем случае упускается из вида, ради чего собственно затеяно то или иное предприятие. Например, мы решили хорошо отдохнуть (потребность), выбрали ресторан (мотив), приходим к нему, встаем в очередь (целевые действия). Она движется очень медленно, постоянно кто-то проходит без очереди. Ситуация начинает сначала раздражать, потом злить, наконец, может закончиться потасовкой и синяками, отбыванием 15 суток в милиции. Все это вместо отдыха и хорошего настроения, бывшего в потребности.)

Мотивационное психическое состояние в случае дефицита возможностей и условий долгое время остается, так сказать, неподвижным, застойным, без перехода к процессу целеполагания, например, в фантазиях, мечтах. В этих случаях ранее упомянутая эмоциональная заряженность мотива в полной мере воплощается в переживания, в чувства.

Петр Кузьмич Анохин разработал нейрофизиологическую теорию функциональной системы деятельности. Определим в ней место мотиво- и целеобразования.

Функциональная система - взаимосодействие органов и систем организма для получения приспособительного результата. Управление взаимосодействием осуществляют нейронные ансамбли головного мозга. Состав и функциональные связи нейронов в ансамбле определяют системообразующий фактор доминирующей потребности. Функциональная система - динамическое образование, в ее процессуальной стороне выделен ряд стадий.

Под каждую потребность складывается уникальная функциональная система деятельности.

Первый этап сбора информации (афферентный синтез, по П.К. Анохину) можно назвать (по А.В. Запорожцу) ориентировочной деятельностью. Он заканчивается формированием модели ожидаемого будущего (акцептора действий, по П.К. Анохину), которая имеет афферентную (сенсорную) и эфферентную (двигательную, моторную, исполнительную, операционную) части.

В сенсорную часть акцептора включен мотив, т.е. образ выбранного предмета. Здесь вокруг него, с ним происходят виртуальные события образного мышления, здесь режиссерский центр управления театром чувств.

Другая, эфферентная, часть акцептора представляет собой нейрофизиологический механизм цели деятельности. В лобных долях коры головного мозга формируются ее двигательные программы, исполнительные операции получения результата, реального присвоения запечатленного в мотиве предмета потребности.

Таковы нейропсихологические механизмы потребностного, мотивационного и целевого процесса психической активности (сокращенно П-, М-, Ц- активности).

При определенных условиях возможно более частое или продолжительное преобладание по необходимости одного из указанных состояний над другими или стремления человека к этому состоянию. Происходит формирование доминантной системы потребностной, мотивационной или целевой психической активности.

Доминирование потребностной психической активности может случиться, если сложились следующие внешние и/или внутренние условия.

Потребности имеют возможность удовлетворяться разнообразными предметами, поэтому П-активность обладает интенцией, направленностью на познание многообразия мира и, таким образом, наиболее тесно связана с органами ориентации и добычи (органы ощущения и движения). Сенсомоторная деятельность здесь играет ведущую роль. И чем более развиты индивидуальные сенсомоторные задатки, связанные с ними функциональные потребности в их нагрузке, интенсивном использовании, тем ярче будет доминировать П-активность. Сенсомоторной одаренности (бессознательному базису наглядно-действенного мышления), как никакой другой, свойственны интуиция и импровизация.

Другое необходимое условие - выраженный темперамент экстраверта, обращенность психической активности во внешний мир, всепоглощающий интерес к нему. В этой связи П-активность постоянно стимулируется новыми предметами внешней среды, образуя, по выражению Курта Левина, «квазипотребности».

Необходимы также врожденная подвижность и сила нервной системы, функциональная потребность к быстрому переключению от одного предмета потребности к другому, неутомимость такого поведения, такой деятельности в поле сильных раздражителей. Собственно говоря, мы перечислили слагаемые темперамента сангвиника, наиболее акцентуированного в гипертимическом типе. Указанные темпераменты - внутренние условия, модельные характеристики потребностной психической активности.

Вильгельм Вундт выделил три измерения психических состояний: эмоциональный фон настроения, уровень возбуждения, психическую напряженность, связанную с ожиданиями будущих событий или переживанием прошлых. У гипертимика два первых показателя зашкаливают, третий практически обнулен, поскольку он живет исключительно в настоящем времени.

Имманентным свойством потребности является также стремление к ее удовлетворению здесь и сейчас, получая при этом процессуальное удовольствие. Такой особенности П-активности соответствует, по У. Шелдону, темперамент висцеротоника, которого еще называют «синтонный пикник». «Пикник» - округлая конституционная полнота тела. «Синтонный», потому что он всегда попадает в такт, в резонанс с событийной средой. Вот уж кто живет исключительно в настоящем, а не в прошлом или будущем психологическом времени, извлекая из него, как пчелка из цветка, нектар наслаждения!

П-активность претворяет в жизнь смысл получения процессуального удовольствия здесь и сейчас. Такой модели жизни соответствуют, помимо перечисленных внутренних условий, условия внешние. А именно: социальная поддержка быстрого удовлетворения изощренных потребностей богатыми родителями, влиятельными знакомыми.

Доминирование мотивационной психической активности может случиться, если сложились следующие внешние и/или внутренние условия. М-активность осуществляет функцию удержания, фиксации единственного предпочитаемого, тем самым эмоционально значимого, порой незаменимого предмета удовлетворения потребности. Таким образом, М-активность претворяет в жизнь смысл достижения субъективно понимаемого идеала в образе одного предмета любви, объекта страсти на фоне множества других отвергнутых.

При доминировании М-активности, связанной с задержкой перехода от мотивационной к целевой деятельности, дефицит условий вожделенного обладания только усиливает направленность психических процессов на избранный предмет. Потребность, по выражению Самуила Розенцвейга, приобретает свойство «упорствующей». Ведущим становится эмоционально-волевой способ деятельности, мобилизующий в стрессогенных условиях фрустрации резервы организма.

Сильный неуравновешенный («безудержный», по выражению И.П. Павлова) тип нервной системы холерика со значительным преобладанием процесса возбуждения над торможением будет оптимальным внутренним условием поддержания доминирования М-активности, особенно при недостатке способностей и внешних условий. Еще более акцентуирован на ригидном процессе возбуждения т.н. «возбудимый тип» темперамента с гиперактивностью подкорковых центров эмоций.

Высокий уровень возбуждения предполагает функциональную потребность в его практическом использовании, в соревновательном поведении и деятельности, что проявляется в феноменах стрессофилии как норме жизни. Таковы лица с темпераментом соматотонии, по У. Шелдону.

Внешним фактором, стимулирующим мотивационную психическую активность, является дефицит условий удовлетворения потребностей здесь и сейчас, а также героические примеры кумиров для поддержания веры в себя, подражания им.

Доминирование целевой психической активности может случиться, если сложились следующие внешние и/или внутренние условия.

Целевая психическая активность, связанная с планированием и программированием деятельности, направлена на реальное обладание предметом удовлетворения потребности, следовательно, должна учитывать сложившуюся обстановку, обладать полной информацией, рассчитывать всевозможные варианты действий.

В отличие от доминирования М-активности, идеализирующей действительность, она всегда предпочтет «синицу в руках, чем журавля в небе». Ведущим способом деятельности становится рационально-интеллектуальный, которому будут способствовать уравновешенный, хладнокровный темперамент флегматика, функциональная потребность в умственной деятельности церебро-тоника, обучаемость, способность нервной системы к быстрому образованию приспособительных и угасанию бесполезных условных рефлексов {динамичность, по В.Д. Небылицыну). Оптимальными внешними условиями проявления Ц-активности становятся добротная педагогическая среда обучения, наличие доступных источников информации.

Деловое партнерство, осведомленность, компромиссы, дипломатия, опора на успешный опыт, компетентность - так Ц-ак-тивность организует оптимальную социальную среду. Безошибочный, надежный образ действий (прагматизм) приобретает главный смысл приспособления к жизни.

Повторяющиеся психические состояния формируют черты характера (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев и др.). Таким образом, преобладание состояний психической активности (потребностной, мотивационной или целевой) определенным образом связано с характером человека. Причем, чем более сильно выражено это доминирование, тем более обостренными будут характерологические качества, составляя тот или иной акцентуированный тип.

Характер формируется в онтогенезе, проявляясь в стереотипах поведения, которые отражают устойчивые отношения человека к действительности, эмоционально-бессознательные (симпатии, антипатии) и объективно-оценочные. Только кардинальная перемена отношений к жизни влияет на изменение свойств характера.

Факты свидетельствуют о том, что характер человека формируется на врожденной основе (первичные черты), усложняясь вследствие бессознательных процессов внушения, малоосознанного подражания и осознанной интеллектуальной обучаемости (вторичные черты), смены социальных ролей, мировоззрения (третичные черты). Кроме того, внутренние конфликты, разнообразные комплексы неполноценности, психологические защиты и сверхкомпенсации придают им невротическую окраску или психопатическую завершенность.

П-активность, направленная на получение процессуального удовольствия здесь и сейчас, основанная на сангвиничном темпераменте, формирует приспособительные характерологические черты человека общительного, социально смелого, увлекающегося приобретением нового опыта.

М-активность преимущественно эмоционального способа жизни, ограниченного стремлением к избранному идеалу, формирует черты одержимости страстной и волевой натуры.

Ц-активность, обязанная учитывать реальность для получения приспособительного результата, закладывает объективно-оценочное отношение к жизни, формирует черты осторожности, хитрости, деловитости, ответственности, дисциплинированности.

Природа доминирования детерминант психической активности диктует выбор тех средств, используя которые человек достигает приспособительных результатов в своей деятельности. Речь пойдет об особенностях способностей, присущих природе П-, М-, Ц-активности.

С нейрофизиологической точки зрения способности развиваются в связи с быстротой образования связей нейронов в ансамбли, управляющие взаимодействием тех функциональных систем, которые составляют необходимую профессиограмму конкретной деятельности. В свою очередь, быстрота образования такого рода связей зависит от одаренности (природных задатков), т.е. генетической предрасположенности к мощному развитию тех или иных психофизических систем индивида.

Психологи подразделяют способности на общие (интеллектуальные) и специальные (к конкретному виду деятельности); творческие (с приоритетом самообучаемости) и репродуктивные (с приоритетом воспроизведения чужого опыта).

Потребностная психическая активность, как уже отмечалось, обусловлена сенсомоторной одаренностью, развитостью первой сигнальной системы, подкорковых образований мозга, что проявляется в видах деятельности, модельных указанным способностям, в бессознательной творческой сенсорной интуиции и моторной импровизации.

Мотивационная психическая активность, эксплуатируя эмоциональный способ деятельности, образное мышление, развивает на этой основе волевые душевные и духовные способности. Последние проявляются в эстетических, нравственных и гностических чувствах, в переживаниях, в стремлении к избранному идеалу, сформированному в мотиве образу совершенства (феномен «неотступного думанья» на избранную мотивом тему, по И.П. Павлову, решение «сверхзадачи», по К.С. Станиславскому).

При переходе от потребности к мотиву происходит опережение реального присвоения виртуальным. Мы переносимся из настоящего времени в ожидаемое будущее. При переходе же от мотива к цели попадаем в прошлое, поскольку строим программу действий по образцам ранее приобретенных знаний, навыков, опыта. Когда нет такого опыта, собственно, и начинается творческий поиск, который является разновидностью мотивационной психической активности, решающей не задачу (для этого достаточно умений, т.е. применения старого к новым обстоятельствам), а сверхзадачу, требующую сверхусилий в добыче новых знаний, сверх тех, которые имеются в наличии.

Творческий механизм постановки и решения сверхзадач К.С. Станиславский обозначил понятием сверхсознание. П.В. Симонов предложил рассматривать сверхсознание как бессознательный механизм, загружающий сознание интенсивной работой (подсознание, наоборот, разгружает сознание своими автоматизмами, навыками).

Задания сознанию задают процессы значимой мотивации -мотивационная психическая активность. Следовательно, сверхсознание - морфофункциональная область образования мотивов, идеалов, ценностей, чувств (с непременным включением в ее структуру лимбической системы эмоций и правого полушария головного мозга).

Накопленные психологией факты позволяют выделить, помимо сверхсознания работы чувств, мотивации, творческого воображения (назовем его неупорядоченным), сверхсознание упорядоченное (установки, нравственные и моральные принципы), которое 3. Фрейд назвал «Сверх-Я», а Э. Берн - «Родитель».

Что касается способностей целевой психической активности к безошибочной деятельности, то они направлены на отбор объективных фактов, проникновение в закономерности явлений действительности, прогнозирование их, т.е. базируются на развитости интеллекта, второй сигнальной системы. Общие (интеллектуальные) способности являются основой универсальной обучаемости, воспроизведения чужого опыта, т.е. репродуктивными способностями.

Способности - это базисные качества эффективной деятельности (в психологии труда - профессионально важные качества, ПВК). Парабазисные качества эффективной деятельности -свойства темперамента и волевого характера (входят в структуру профессионально значимых качеств, ПЗК).

Воля проявляется в преодолении внешних и внутренних препятствий на пути к удовлетворению потребности. Воля, которую можно назвать интровертированной, а также аутоагрессивной, направлена на то, чтобы подчинить неуправляемые психические процессы самоконтролю и саморегуляции, т.е. направлена на развитие качества произвольности протекания психических процессов, преодоления внутренних барьеров слабого характера, неразвитых способностей. Эктравертированная воля агрессивно направлена на то, чтобы сломить сопротивление внешних сил. Известны крайние случаи, когда прекрасно владеющий собой человек совершенно бессилен в оказании давления на других, и наоборот.

П-психическая активность, не терпящая стеснения в своей внешней направленности, экспансии, агрессивно устремлена против всех сил, ее ограничивающих извне, прорастая из корня бессознательного «рефлекса свободы» (по И.П. Павлову) и «негативизма» (как сопротивления чужой воле, по Л.С. Выготскому). М-активность фиксации на единственном выборе проявляется, прежде всего, в упрямстве. Для Ц-активности характерна осмотрительная рациональная выдержка.

Однако подлинная, творческая, личность может состояться, только объединив средства П-, М-, Ц-активности: в первую очередь, специальные, духовные и общие интеллектуальные способности.

Следующее положение концепции отмечает тот факт, что преобладающий тип психической активности, потеряв свою приспособительную возможность, приобретает кризисную или тупиковую направленность патологически замкнутого круга. Маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, шизофрения - типичные тупики соответственно потребностной, мотивационной, целевой

активности.

Неврозы представляют собой явление кризиса психической активности. Кризис психической активности создают условия, прямо противоположные тем, которые ей привычно способствуют. Кризис потребностной психической активности будут создавать условия, затрудняющие решение функциональной задачи здесь и сейчас получения процессуального удовольствия по механизму экспансии потребности. Классический пример - истерический невроз.

Кризис мотивационной психической активности будут создавать условия, затрудняющие решение функциональной задачи достижения идеала при дефиците возможностей удовлетворения мотива, который по механизму фиксации не переключается на другой, более достижимый, предмет удовлетворения потребности и тем самым приводит организм в стрессовое состояние эмоционального напряжения, мобилизации и последующего истощения его ресурсов. Развитие кризиса по данной модели наблюдается при неврастении.

Кризис целевой психической активности будут создавать условия, затрудняющие решение функциональной задачи безошибочной деятельности по механизму определения наиболее вероятностных вариантов развития событий из ряда возможных. Постоянные сомнения в принятии решения, тщательное планирование деятельности, в котором отдается предпочтение маловероятным вариантам развития событий, а не высоковероятным, синдром признаков психастенического невроза.

В таблице «Психофизиологические механизмы доминирования психической активности» схематично сверху вниз прослеживается ведущий фактор активности (указан в скобках), чрезмерное и одностороннее влияние которого приводит сначала к формированию переходных между нормой и патологией акцентуаций, затем к крайней патологии.

«Утро вечера мудренее» - гласит народная поговорка. Каждый из нас может вспомнить ситуации, когда, засыпая с чувством растерянности и беспомощности перед навалившимися проблемами, он просыпается утром с ощущением, что проблемы решены. Один из распространенных мифов, существовавших до настоящего времени, заключается в восприятии сна как отдыха для организма и психики человека. Современные научные исследования опровергли эти неверные представления и предоставили неопровержимые доказательства того, что сон - активный процесс, и психическая активность существует перманентно на протяжении всего сна. Это было сделано благодаря развитию электроэнцефалографической техники, которая специально для изучения сна была превращена в полиграфическую запись, где электроэнцефалография (регистрация биоэлектрической активности мозга) является только одним из ее компонентов, а записывается также деятельность мышц, движения глаз, функционального состояния внутренних органов (частоты дыхания, сердечных сокращений) и т. д. Сейчас мы можем говорить, что сон - сложное состояние, во время которого в головном мозге осуществляются активные процессы. В течение сна происходит чередование фаз «медленного» и «быстрого» сна, которые, циклически чередуясь между собой, повторяются несколько раз (от 4 до 6) в течение ночи. Во время фазы быстрого сна, составляющего 25% от всего цикла сна, отмечается активизация вегетативной деятельности и регистрируются быстрые движения глазных яблок. Если при полиграфической записи сна в лабораторных условиях человека разбудить во время стадии быстрого сна, то он обязательно запомнит и расскажет о сновидении. Экспериментальное лишение человека фазы быстрого сна приводило к изменениям в их психике, близким к невротическом. Это позволило предположить, что психика человека в момент «быстрого сна» направлена на осуществление психологической адаптации к стрессовым воздействиям. В настоящее время не вызывает сомнения наличие психической активности и в глубоком медленном сне. Несмотря на то, что при пробуждении человека из медленного сна рассказы о сновидениях отмечаются реже, в период медленного сна отмечаются объективные психические феномены (например, снохождение, сноговорение), которые указывают на активную психическую деятельность в данный период сна. Последствиями депривации (лишения) медленного сна являются апатия, астения, снижение работоспособности, памяти и спонтанной активности. Предполагается роль психической активности медленного сна в усвоении принципиально новой информации, запоминании.

Таким образом, в течение всего сна человеческая психика осуществляет активную работу, которая на различных стадиях сна выполняет определенные функции, важные для последующего плодотворного бодрствования.