Главная · Удаление зубов · Структура человеческой психики. Структура психики человека. Структура сознания

Структура человеческой психики. Структура психики человека. Структура сознания

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру

2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их

3. Соотнесите психологические понятия и их определения

Список литературы

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру

Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку.

Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика -- это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение-- это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика--это “субъективный образ объективного мира” .

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение -- полноценную деятельность мозга -- взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

Психическое отражение углубляется и совершенствуется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

Преломляется через индивидуальность человека;

Носит опережающий характер.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные труппы психических явлений, а именно:

1) Психические процессы -- динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

2) Психический процесс -- это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

3) Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма .

Все психические процессы подразделяются на познавательные -- к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные-- активные и пассивные переживания; волевые-- решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом -- трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.),

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности.

2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное” печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состояний личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.

Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства -- наблюдательность, гибкость ума; волевые -- решительность, настойчивость; эмоциональные -- чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности -- подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,-- характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их

Сознание - одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции). Как и в случае с пониманием времени, нам кажется, что мы знаем, что такое сознание, но затрудняемся определить его .

Бессознательное -- совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.

Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения.

Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.

В основе другой группы бессознательных явлений лежит

непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов,

событий - всего, имеющего для человека малую значимость.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера

относится, к разряду представлений и связана с восприятием,

памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и

мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном

сознании, а сновидения - и вовсе без его контроля .

«Взаимосвязь сознания и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и

приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность

психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание - это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно.

Бессознательное это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие .

Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным».

Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль может перейти в сферу бессознательного.

Таким образом, мера бессознательного в жизни человека определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках.

3. Соотнесите психологические понятия и их определения

а) Сознание - высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Итак, человек в процессе своей жизни постоянно имеет дело со своим сознанием, и только с ним. Никаким иным образом с окружающей действительностью он не контактирует, никак иначе информацию о ней получить не может. Человек может оценить реальность только такой, какой она дана в его сознании.

Часто принято полагать, что материя отражается в сознании. Существует объективная материя, а человек наблюдает результат ее субъективного отражения сознанием. Это возможно. Но сие является не более, чем версией. Проблема в том, что человек имеет дело только с этим самым отражением. Он не может как-то иначе вступить в любой контакт с объектом (материей), который отражается в сознании. Человек не может никаким образом подступиться к объекту (материи) так, чтобы оценить его как-то иначе - это всегда будет процессом оценки уже отражения в сознании. Отсюда следует вывод о том, что человек не может однозначно утверждать того, что материя действительно отражается в сознании. Имея дело исключительно с отражением, ты не можешь сказать, что это именно отражение на все сто процентов, ибо ты не можешь никоим образом получить информацию об объекте вне этого отражения. Соответственно, любая попытка представить, смоделировать объективную реальность (объективную модель) является по своей сути представлением все той же субъективной, отраженной в сознании. Человек имеет дело только со своим сознанием, он не может выглянуть за его пределы, он даже не может себе вообще представить каким-либо образом, что такое реальность вне сознания, что такое объективная реальность, которая только потом будет отражаться. Это все невозможно, потому что человек не знает ничего, кроме этого самого субъективного отражения, кроме своего сознания, человек ограничен этим, это рамки его представлений (опять же - в обычных для нас условиях, которые я пока что подразумеваю по умолчанию).

Из вышесказанного следует такой вывод - человек не может знать, как материя соотносится с его сознанием. Версия о том, что объективно существующая материя субъективно отражается в сознании, является не более, чем предположением, при том исключительно гипотетическим - человек не может никоим образом смоделировать эту объективную реальность, он не может смоделировать хоть как-то хоть что-то, что находится за пределами его сознания. Потому для человека верным является уравнение: «реальность = сознание». Не вообще так верно, а именно для человека. Оно может быть и вообще, мы не знаем. Но для человека это так. Таким образом, то, что человек называет реальностью, это одновременно является и его сознанием .

б) Самосознание - высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это -- сознание, делающее своим предметом, объектом сознание.

Сознание - это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.

Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений .

Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и свойства сознания, его взаимоотношениями с деятельностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед философской мыслью.

в) Бессознательное - Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа.

Бессознательное в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным, т.е. бессознательное для нашего Я не является бессознательным для субъекта, включающего это Я, которого можно назвать также “душой” (или, согласно психологическому учению о слоях - см. Учение о слоях, Оно).

Как Я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного.

И действительно, для того чтобы понять феномены бессознательного (особенно память, действие вспоминания и мыслительные процессы), мы должны приписать душе следующие способности:

1) обладать некоторым содержанием, отдельные элементы которого мы можем сознательно переживать только последовательно один за другим;

2) в отношениях между этими элементами должна наблюдаться последовательность, причем отдельные фазы ее входят в наше сознание как результаты (переживания), а прочие остаются (относительно) неосознанными, так что создается впечатление бессознательного процесса;

3) обладать знанием о реальных психофизических связях и об установлении мысленных связей, знанием, которым мы не распоряжаемся сознательно.

Для современной глубинной психологии и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания, а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов и первоформ, архетипов переживаний.

психика человек сознание

Список литературы

1. История психологии. ХХ век. - М., 2010

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. - М., 2011

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. - М., 2011

4. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2011

5. Ярошевский М.Г. Психология ХХ столетия. - М., 2011

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение особенностей психики, сознания и бессознательного, как трех центральных и основных психологических вопроса о принципах построения психологической науки. Характеристика психических процессов. Виды памяти и их особенности. Закономерности мышления.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Основные психологические школы ХХ-го века. Психика и организм. Структура психики, соотношение сознания и бессознательного. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, мышление, интеллект, творчество и память.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание - высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    Психика, её особенности и характер функционирования. Индивидуальное развитие и психическое здоровье. Типы психических расстройств, основные методы лечения. Структура психики человека и влияние внешних факторов. Предупреждение психических заболеваний.

    реферат , добавлен 24.05.2014

    Сущность и анализ, содержание понятия "психика", роль и значение сознания как его основного свойства. Исследование и анализ организации экспериментальных психологических исследований психики и рассудка, оценка и интерпретация полученных результатов.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Совершенствование психических механизмов адаптации организмов к среде в процессе эволюции. Психика человека как отражательно-регуляционная деятельность. Характеристика процессов памяти человека. Понятие и анализ ощущения, восприятия и представления.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2010

    Психика как функция головного мозга: проблема соотношения психики и мозга; основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ); структурно-функциональные принципы работы мозга. Характеристика сознания человека.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2007

    Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности. Бессознательное проявление в психике и поведении человека. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2007

    Сущность и типы психологических состояний человека как особенных энергетических оценок, их отличительные особенности, роль и значение в формировании сознании. Исследование факторов, способствующих в наибольшей степени повышению самооценки человека.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2014

    Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

  • сила: устойчивость клеток к раздражению;
  • подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
  • уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
  • резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
  • лабильность – гибкость нервной системы.

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

  1. Психические процессы

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Познавательные процессы:

  • ощущения начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
  • восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
  • внимание – состояние концентрации;
  • память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
  • воображение – способность к созданию несуществующего образа;
  • мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  • чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
  • эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
  • мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
  • воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  • характер;
  • темперамент;
  • интеллект.
  1. Психическое состояние

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Структура психики человека состоит из ряда субъективных явлений, таких как психические процессы, состояния и свойства.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы можно подразделить на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усиление и т.д.). Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психическое состояние - это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К психическим свойствам относят темперамент, способности, характер, направленность. Психические свойства синтезируются и формируют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  • o жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую направленность, избирательность и уровень активности человека);
  • o темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
  • o способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  • o характер как систему отношений и способов поведения. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание - это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

К свойствам сознания относятся познание и переживание, следовательно, сюда включены также мышление и эмоции. Основная функция мышления - выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. Основная функция эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

"Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).

В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: "Мое отношение к моей среде - есть мое сознание" (К. Маркс).

Важнейшая характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой определенные цели, принимает волевые решения, координирует и корректирует свои действия, т.е. поступает сознательно.

Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Основными функциями сознания являются: а) отражательная; б) порождающая (творчески-креативная); в) регулятивно-оценочная; г) рефлексивная.

Рефлексия - основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и, наконец, личное сознание человека. Благодаря рефлексии сознания, человек может смотреть на себя с точки зрения других людей.

"Сознание, - писал Э. В. Ильенков, - собственно только и возникает гам, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, только гам, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности".

Одной из главных характеристик сознания является связь индивидуального сознания с обществом. Сознание развивается у человека только в социальных контактах, каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к совместному знанию (сознанию).

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

  • 1) бытийное сознание (сознание для бытия). Оно включает в себя: а) биодинамические свойства движений, опыт действий; б) чувственные образы;
  • 2) рефлективное сознание (сознание для сознания). Оно включает значение и смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения (понятия). Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Личностный смысл как важная характеристика сознания в отличие от универсального "значения для всех" фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, отражает его опыт и значимость индивидуальной деятельности.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В заключение перечислим отличительные признаки сознания:

  • 1) обусловленность социальными условиями;
  • 2) творческое преобразование действительности;
  • 3) прогнозирующий характер деятельности;
  • 4) отражение мира в его существенных связях и отношениях;
  • 5) наличие самосознания.

ЛЕКЦИЯ 2. Развитие психики в филогенезе

Еще в глубокой древности было обнаружено, что наряду с миром вещественным, предметным, внешним, объектив­ным существуют явления невещественные, внутренние, субъективные - человеческие чувства, желания, воспоми­нания и т.д. Каждый человек наделен психической жизнью.

Психика – это свойство высокоорганизован­ной материи отражать объективную реальность, создавать психические образы и регулировать деятельность человека и его поведение.

Психика - это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе иде­альных образов, на основе которых осуществляется актив­ное взаимодействие человека со средой.

Отражение выражает в себе способность материальных объектов в процессе взаимодействия воспроизводить в сво­их изменениях особенности и черты воздействующих на них объектов. Форма отражения зависит от формы суще­ствования материи.

В природе можно выделить три основ­ных формы отражения. Низшему уровню организации жизни соответствует физическая форма отражения , характерная для взаимодействия объектов неживой природы. Более вы­сокому уровню соответствует физиологическая форма отра­жения. Следующий уровень приобретает форму наиболее сложного и развитого психического отражения со специфи­ческой для человеческой психики наивысшей ступенью от­ражения - сознанием.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Человеческая деятельность служит и дви­жущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умствен­ные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Психика человека - социально обусловленный фено­мен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сво­дить к нейрофизиологическим процессам.

Специфика работы человеческого мозга состоит в осо­бом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком - это отражение, опосредованное словесным знаком, челове­ческим понятием, сформированным в общественно-исто­рической практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархи­чески организованы и очень изменчивы.

Структура психики . Всё многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:

1. Психические процессы - это элементарные психи­ческие явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей дейст­вительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.



Психические процессы подразделяются на:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (эмоции и чувства);

в) волевые (воля).

2. Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продол­жаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.

Они выражаются в определенном уровне, работоспособ­ности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или уста­лости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.

3. Психические свойства - наиболее устойчивые и посто­янно проявляющиеся особенности личности, обеспечиваю­щие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного челове­ка. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), спо­собности (что может человек?).

4. Психические образования - это то, что становится результатом работы психики человека, ее развития и само­развития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и професси­онального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

5. Социально-психологические явления - это психоло­гические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их при­надлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиоз­ным конфессиям и т.д.).

Функции психики. Психика выполняет определенные функции: отраже­ния воздействий окружающей действительности; регу­ляции поведения и деятельности людей; осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности . Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

Это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенству­ющийся, создающий и преодолевающий свои противо­речия;

Внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики и конкрет­ные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним человеком);

Это правильное, верное отражение действитель­ности (возникающие образы материального мира явля­ются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отра­жают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутрен­нее содержание деятельности и поведения.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире . Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в объектив­ном мире, гарантируя ему осмысление этого мира и адекватное к нему отношение. С другой стороны, с помощью психики человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как пред­ставителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находившегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик помогает приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей совместной деятельности, поддерживать гар­монию в обществе в целом.

В своих проявлениях психика сложна и многообразна. Выделяются три большие группы психических явлений , а именно:

  1. психические процессы;
  2. психические состояния;
  3. психические свойства.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Они подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т д).

Психическое состояние - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом - трудно и неэффективно. Наиболее изучены:

  • общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;
  • эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности:

Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.

Они синтезируются и создают сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  4. характер как систему отношений и способов поведения.

Человек - это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическим и социальными факторами одновременно. Поэтому он выступает связующим звеном между природой и обществом. Это также означает, что человек, субъект деятельности, может быть понят лишь как личность и индивид (целостный организм одновременно). Невозможно исследовать его отношения с миром, не исследуя сложнейшую структуру человека, а последнюю нельзя понять без его системы отношений к обществу и природе, частью которых он является.

Неразумным было бы противопоставлять изучение психических процессов и личности. Подобно физике, рассматривающей мир от микро- до макроуровня и Вселенной, психология системно изучает человека - от психофизики сенсорных процессов до уровня целостной личности и массовых социально-психологических феноменов, а также общественных, культурных и исторических взаимодействий людей.