Главная · Запах изо рта · Лфк при заболеваниях органов дыхания. Стадии формирования плевральных спаек. ЛФК в России

Лфк при заболеваниях органов дыхания. Стадии формирования плевральных спаек. ЛФК в России

В процессе дыхания могут быть задействованы верхние, нижние мышцы дыхательной системы и диафрагма. Лечебная физкультура, или ЛФК, обучает пациента задействовать различные мышцы для обеспечения эффективного газообмена и оздоровления органов дыхания.

Особенности ЛФК для нормализации дыхания

Когда пациент подвергается заболеваниям легких, дыхание затрудняется из-за того, что легочная ткань теряет свою эластичность, бронхиальная проводимость ухудшается, и, как следствие, нормальный газообмен становится невозможным. Страдают и бронхи: происходит их патологический спазм, стенки утолщаются, а сами ветви бронхиального древа закупориваются излишками мокроты.

ЛФК при заболеваниях органов дыхания призвана усилить отделение мокроты и очистить бронхи от ее избытка, усилить кровообращение в органах дыхания, стимулировать иммунитет.

В восстановительный период после простуды или в период обострения хронических болезней легких лечебная дыхательная гимнастика позволяет уменьшить спазм мускулатуры бронхов (тем самым нормализуя дыхание) и интоксикацию.

Гимнастика при предусматривает 4 основных метода воздействия на организм пациента:

  1. Общетонизирующие упражнения, которые активизируют процесс дыхания и положительно сказываются на состоянии всех органов и систем.
  2. Дыхательные упражнения, направленные специально на дыхательную мускулатуру и оказывающие воздействие на органы дыхания.
  3. Методы коррекции текущего патологического процесса, т.е. способствуют выведению мокроты, улучшению кровообращения и т.д.
  4. Упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Дыхательные упражнения эффективны в качестве метода вспомогательного лечения или реабилитации. Однако ими нельзя заменить лекарственную терапию или другие медицинские процедуры.

Кроме того, лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания имеет свои ограничения: ее нельзя применять пациентам при тяжелой дыхательной недостаточности, плевритах, абсцессе и ателектазе легких, а также оздоровительная дыхательная гимнастика не может служить средством для остановки астматического статуса и применяться при кровохаркании.

Какие упражнения наиболее эффективны?

Лечебные упражнения имеют свои особенности в зависимости от того, какое заболевание диагностировано у пациента. Далее рассмотрим примерные комплексы упражнений при наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания.

Пневмония в процессе обострения

При острой пневмонии дыхательные упражнения призваны решать следующие задачи:


Дыхательные упражнения начинают применять на третий день после госпитализации, во время постельного режима.

Для лежачих больных предусматривает следующий комплекс действий:

  1. Пациент лежит на спине и дышит спокойно. Далее нужно глубоко вдохнуть и поднять руки вверх, на выдохе – опустить.
  2. На вдохе нужно прямую ногу поднять в сторону, на выдохе – вернуть обратно.
  3. Согнутые в локтях руки нужно поднять в стороны на вдохе, на выдохе – опустить.
  4. Затем во время вдоха руки развести в стороны, на выдохе руками подтянуть колени к животу.

Все упражнения из этого комплекса необходимо повторить несколько раз, учитывая физическое состояние пациента. По мере улучшения его самочувствия можно увеличивать количество подходов.

Общее число упражнений в комплексе должно составлять 20-25. Упражнения заканчиваются сидя. Врачу лечебной физкультуры необходимо внимательно следить за состоянием пациента, пресекать резкие движения при выполнении упражнений.

Плеврит

Дыхательные назначают со второго дня госпитализации (в постельном режиме), с конца первой недели в полупостельном и со второй – в общем режиме.

Каждое занятие в постельном режиме длится не более пяти минут, имея в виду болевой синдром пациента, однако упражнения лучше повторять чаще, например, каждый час.

Затем количество занятий уменьшают до трех раз в день длительностью до 20 минут. Во время соблюдения постельного режима можно выполнять следующие упражнения:


После перевода пациента в полулежащий и общий режим, можно использовать методы гимнастики, описанные выше. Упор делается на повороты туловища, работу плечевыми суставами, круговые движения руками – это помогает вывести избыток жидкости из плевральной полости.

При переломе ребер, для профилактики простудных заболеваний, во время простуды (острого бронхита) применяются те же упражнения, что и для лечения пневмонии. Состояние пациента и длительность упражнений врач оценивает в индивидуальном порядке.

Применение лечебной дыхательной гимнастики при других заболеваниях

Дыхательная гимнастика при гайморите включает в себя следующие упражнения:


И насморке проводится по той же схеме. Важно перед выполнением упражнений очистить носовые проходы для облегчения дыхания, а также следить за состоянием пациента: давать ему небольшой отдых между подходами, следить за отсутствием головокружения.

Дыхательная гимнастика при аритмии сердца предусматривает те же дыхательные упражнения, что были озвучены выше. Их интенсивность наращивается постепенно.

Начинать нужно с «ладошек», «погонов», «насоса» и «кошки», через неделю можно добавить другие. В дыхательной гимнастике для сердца и сосудов могут использоваться и другие упражнения из комплекса Стрельниковой – «повороты головы», «ушки», «перекаты», «шаги». Эту же схему можно использовать при тахикардии, добавляя к ним аутогенную тренировку и медитацию. Дыхательная гимнастика для сердца позволяет нормализовать пульс и снизить риск возможных осложнений.

Дыхательная гимнастика для снижения артериального давления состоит из получасового выполнения «ладошек», «погончиков», «насоса», «кошки» и «обними плечи». На каждое упражнение для снижения давления требуется 8 вдохов по 12 повторений. Если снизить давление необходимо экстренно, этот комплекс выполняется единовременно. Дыхательная гимнастика при гипертонии предусматривает повторение этого комплекса упражнений с постепенным наращиванием числа вдохов – сначала до 16, затем до 32.

Дыхательная гимнастика при ВСД предусматривает такие упражнения, как ритмичное дыхание одной ноздрей, упражнения для развития грудного и брюшного дыхания.

Эти техники, кроме уменьшения вегето-сосудистых нарушений, также хорошо работают в качестве дыхательной гимнастики от стресса, для сердца и сосудов, при неврозах. К ним можно присоединять и упражнения из комплекса Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика после инсульта включает в себя упражнения, описанные выше, для лежачих больных при пневмонии. Гимнастика для сосудов головного мозга должна проходит исключительно под наблюдением врача.

Дополнительные показания и противопоказания для гимнастики

Комплекс упражнений Стрельниковой также применяется для снятия стресса, при неврозах, в качестве вспомогательного метода при аллергии. Дыхательная гимнастика при запорах включает в себя упражнения на «брюшное» дыхание, при вазомоторном рините – на «грудное».

Дыхательная гимнастика для пожилых людей используется для коррекции таких состояний, как неврастения, дистония, вегетация нервных переживаний, типичных для этого возраста, а также для снятия стресса после нервных потрясений или хирургических вмешательств.

Дыхательная гимнастика при сколиозе особенно полезна для детей и помогает предотвратить нарушения газообмена из-за нарушения расположения внутренних органов.

Дыхательную гимнастику нельзя применять пациентам в тяжелом состоянии, в первые дни постельного режима. Наклоны, повороты, активные движения противопоказаны людям, перенесшим инфаркт и инсульт, а также имеющим проблемы с сосудами мозга (аневризмы, тромбы и т.д.). Кроме того, выполнение дыхательных упражнений противопоказано людям с угрозой кровотечения или абсцесса легкого, т.к. увеличение кровотока может повлечь за собой прорыв гнойной полости или сосуда. П

ациентам с температурой также лучше воздержаться от выполнения дыхательных упражнений: повышение активности не даст температуре снижаться.

Противопоказано выполнение дыхательной гимнастики людям с:

  • высоким внутричерепным давлением;
  • травмой головы или позвоночника;
  • тяжелыми патологиями внутренних органов или сосудов.

Кроме того, при высокой степени близорукости также нежелательно выполнение дыхательной гимнастики из-за риска повышения внутриглазного давления. Детям и пациентам, перенесшим хирургическое вмешательство, или при подготовке к нему обязательно наблюдение врача при выполнении упражнений.

Эффективность дыхательных упражнений (в частности, по методике Стрельниковой) доказана при перечисленных выше патологических состояниях в качестве вспомогательного лечения. Дыхательные упражнения не отменяют курса антибиотиков и прочего медикаментозного лечения, однако они увеличивают их эффект за счет усиления лимфатической и кровяной циркуляции.

Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания помогает человеку реабилитироваться после перенесенной болезни, а регулярное выполнение упражнений работает в качестве профилактики сосудистых, легочных и некоторых других видов заболеваний.

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

З а д а ч и ЛФК:

    оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;

    улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;

    уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;

    ускорить рассасывание при воспалительных процессах;

    уменьшить проявление бронхоспазма;

    увеличить отделение мокроты;

    стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:

    дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

ЛФК при острой пневмонии

З а д а ч и ЛФК:

    максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;

    усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;

    противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений - 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5-10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4-8 раз с максимальной амплитудой движения.

Продолжительность процедуры - 10-15 мин; самостоятельные занятия - по 10 мин 3 раза в день.

На палатном, полупостельном режиме, с 5-7-го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений -1:1, 1:2. Учащение пульса допускают до 10-15 уд./мин, увеличивают число повторений каждого упражнения до 8-10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15-30 мин, используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течение дня - до 2 ч, занятия - индивидуальные, малогрупповые и самостоятельные.

С 7-10-го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса - до 100 уд./мин. Продолжительность одного занятия - 40 мин; применение упражнений, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляет 2,5 ч в день.

Комплекс № 1. Упражнения для больных острой пневмонией

(постельный режим)

ИП - лежа на спине

    Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.

    На вдохе поднять руки вверх, на выдохе - опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.

    На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

    Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.

    На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП - лежа на боку

    На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.

    Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.

    Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

Комплекс № 2. Упражнения для больных острой пневмонией

(палатный режим)

ИП - сидя на стуле

    Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе..

    Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.

    Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.

    Руками повторять движения пловца брассом. Вдох -в ИП, выдох- руки развести в стороны.

    На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

ИП - стоя

    В руках гимнастическая палка. На вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.

    Круговые движения руками - «гребля».

    В руках булавы. На вдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. На выдохе наклон, булавы поставить на пол.

    На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.

    Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад, на выдохе наклон вперед.

Закончить комплекс в ИП сидя. ОбЩее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики - 20-25.

Комплекс № 3. Упражнения для больных острой пневмонией

(общий режим)

ИП - стоя

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3-5 мин).

    Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.

    На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе - приседание, кисти рук на коленях.

    «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.

    В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП. .

    Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3-5 мин).

    ИП - стоя, папка лежит на стуле. Вдох - руки поднять, на выдохе наклониться, взять оалку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.

    Стоя боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.

    Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.

    В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.

    Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

ЛФК при плеврите

З а д а ч и ЛФК:

    стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;

    профилактика развития спаек и шварт;

    восстановление физиологического дыхания;

    повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические - для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений - 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд./мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая - 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом

(постельный режим)

ИП - лежа на спине

    Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средненижние отделы легких.

    Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.

    Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохе - руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

ИП - лежа на здоровом боку

    На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком массой 1-2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться в ИП.

    Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову. Выдох активный со звуком «ха».

Комплекс № 2. Упражнения для больных плевритом

(постельный режим)

ИП - сидя на стуле

    На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную сторону.

    В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе наклон вперед, предметы положить перед собой.

    В руках гимнастическая палка, движения «гребля на байдарке».

    На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу.

    Руки к плечам, на вдохе локти назад, прогнуться в грудном отделе позвоночника, на выдохе наклон вперед, локти соединить перед грудью.

ИП - стоя

    В руках гантели. На вдохе руки вдоль туловища, на выдохе наклон в противоположную сторону, рука вверх.

    В руках палка. Задержка дыхания на вдохе с наклоном в «здоровую» сторону.

    Руки с мячом над головой. Вдох в ИП, на выдохе бросить мяч с силой вниз.

    Стоя «здоровым» боком к спинке кровати. Рукой ухватиться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки, прогнуться, на выдохе отклониться от спянки кровати, противоположной рукой тянуться к полу.

    Руками держаться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки и прогнуться, на выдохе - приседание.

Закончить процедуру в ИП -сидя, количество дыхательных и общетонизирующих упражнений-18-20.

Комплекс № 3. Упражнения для больных плевритом

(общий режим)

ИП - стоя

    В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.

    В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть в коленях.

    Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.

    «Бокс». На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы. в кулак.

    На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона в противоположную сторону.

    Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.

    Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.

    Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.

    Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6-8 раз вперед и 6-8 раз назад.

    Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.

    Скрестная ходьба с поворотами туловища.

Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

ЛФК при остром бронхите

З а д а ч и ЛФК:

    уменьшить воспаление в бронхах;

    восстановить дренажную функцию бронхов;

    усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит;

    повысить сопротивляемость организма.

П р о т и в о п о к а з а н и я для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии.

В течение 1-й нед. от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими - 1:1, 1:2, 1:3. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких.

В группу хронических неспецифических заболеваний легких (ХНЗЛ) входят хроническая пневмония, пневмосклероз и эмфизема легких.

Эмфизема легких характеризуется частичным замещением эластической соединительной ткани соединительной волокнистой (фиброзной) тканью и ее разрастанием, развитием пневмосклероза, общим расширением легких.

З а д а ч и ЛФК:

    обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;

    уменьшить напряжение.дыхательных мышц, укрепить их;

    улучшить обеспечение крови кислородом;

    способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;

    увеличить подвижность грудной клетки;

    повысить физическую работоспособность.

Противопоказания: те же, что и при других заболеваниях органов дыхания, но при «ржавой» мокроте применять физические упражнения можно.

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в период общего режима. Добавляют упражнения на расслабление, обучение расслаблению начинают с мышц ног, затем переходят к мышцам рук, грудной клетки, шеи. В последующем обучают больного расслаблению мышц, не принимающих участие в упражнении. Например, при движениях ног мышцы рук, .шеи, грудной клетки должны быть расслаблены. Каждая процедура лечебной гимнастики должна завершаться упражнениями на расслабление. Больные должны самостоятельно 2-3 раза в день повторять упражнения на расслабление мышц и следить, чтобы мышцы шеи, грудной клетки в покое не были напряжены. При обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха. Статические дыхательные упражнения с одновременным произно-. шением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

При обострении хронической пневмонии применяют методику ЛФК, назначаемую в острой стадии бронхолегочных заболеваний.

При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. При наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40-45°. Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. Продолжительность его - 10-30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин.

Комплекс № 1. Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких

ИП - сидя на стуле

    На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.

    На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.

    На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 2. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого

ИП - лежа на боку

    На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выдохе.

    Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выдохе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед. ИП - лежа на спине

    Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута назад, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

Комплекс № 3. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких

ИП - лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом

    1. На вдохе руку.отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

ИП - лежа на животе

    2. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. На вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

ИП - коленно-локтевое

    3. «Лазанье под перекладину».

ЛФК при бронхиальной астме

Бронхиальная астма - инфекционно-аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

За д а ч и ЛФК: снять бронхоспазм, нормализовать акт дыхания, увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки, предотвратить возможное развитие эмфиземы, оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС.

П о к а з а н и я к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

П р о т и в о п о к а з а н и я к назначению ЛФК:

    легочно-сердечная недостаточность III степени;

    астматический статус;

    тахикардия более 120 уд./мин;

    одышка более 25 дыханий в минуту;

    температура выше 38 °С.

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 нед.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабление и «звуковую» гимнастику.

ИП - лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют удлинение вдоха по отношению к выдоху, а в последующем удлиняют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

Звуковая гимнастика - это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох - пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя - при звуках б, г, д, в, з; наименьшая - при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25-30 с и звуки бррох, бррфх, дррох, дррфх, бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1:1. Продолжительность процедуры - от 10 до 30 мин, индивидуальные занятия-2-3 раза в день.

Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добёвляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100-120 уд./мин.

При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на кадета юга стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм. На 4-5 с во время выдоха - задержать дыхание.

В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

Комплекс № 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

ИП - сидя на стуле, руки на коленях

    Диафрагмапьное дыхание.

    На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.

    На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.

    На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в И П.

    Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.

    На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш-ш-ш.

    На вдохе - руки на коленях; на выдохе произносить звук ж-ж-ж.

    Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор урегулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох - 1,2; выдох - 3, 4, 5, 6; пауза - 7, 8. В конце курса "продолжительность выдоха должна увеличиться до 30-40 с.

Комплекс № 2. Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

ИП - сидя на стуле

    Диафрагмальное дыхание.

    Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.

    Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.

    На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.

    Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.

    В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

ИП-стоя

    На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.

    Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться и ИП.

    Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.

    Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Для полной реабилитации больных заболеваниями органов дыхания целесообразны физические тренировки.

П о к а з а н и я к их применению:

    подострый период;

    период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита;

    начало и полная ремиссия ХНЗЛ;

    тренировочный период при бронхиальной астме.

П р о т и в о п о к а з а н и я:

    обострение заболеваний,

    острый период «заболевания,

    легочно-сердечная недостаточность - в фазе декомпенсации.

Ф о р м ы тренировок: тренажеры общего действия (велотренажер, беговая дорожка), ходьба, бег, физические упражнения и плавание в бассейне.

Нагрузки применяют в интервальном режиме. Например, бег 4 мин со скоростью 7-8 км/ч, затем ускорение на 10-15 с до 10 км/ч, после чего в течение 2-3 мин дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Продолжительность бега - 30 мин 3 раза в неделю или 20 мин 4 раза в неделю.

В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом. В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости.
Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.

Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания. Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться. Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.

При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:
- осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма
- способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием
- способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов
- увеличить отделение мокроты
- уменьшить проявление бронхоспазма
- способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах
- вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.
Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:
- дыхательная недостаточность третьей степени
- наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх
- кровохарканье или угроза такового
- асматический статус
- полный ателектаз легкого
- скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:
- оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание
- способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле
- не допускать возникновения ателектазов.
Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение - лежа и сидя на кровати, спустив ноги.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться - 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений - медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений - максимальная.
Длительность процедуры - 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.
При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение - сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе. В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня - до 2 часов.
Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим. В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.

Комплексы упражнений для больных острой пневмонией включают в себя следующее:
Комплекс №1
Постельный режим
Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.
2. Сделать вдох - руки поднять вверх, выдох - опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.
3. Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох - вернуться в исходное положение.
4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - руки опустить.
5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - взяться руками за колени и подтянуть их к животу.
Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:
1. Сделать вдох - отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох - вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.
2. Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание.
Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.

Комплекс №2
Палатный режим
Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.
2. Сделать вдох - поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох - опустить руку.
3. Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох - вернуться в исходное положение.
4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох - вернуться в исходное положение, выдох - руки развести в стороны.
5. Сделать вдох - развести руки в стороны, выдох - обнять себя за плечи.
Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
1. Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.
2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.
3. Взять в руки булавы. Сделать вдох - руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох - наклониться, булавы поставить на пол.
4. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.
5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы. Сделать вдох - прогнуться назад, выдох - наклониться вперед.
Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений - не меньше 20-25.

Комплекс №3
Общий режим
Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).
1. Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак, выдох - вернуться в исходное положение.
2. Сделать вдох - поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох - присесть, кисти рук находятся на коленях.
3. Сделать вдох - выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох - вернуться в исходное положение.
4. Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох - выполнить повороты в стороны, выдох - вернуться в исходное положение.
5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).
6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох - поднять руки, выдох - наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох - положить палку на сиденье.
7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох - отклониться от стенки, выдох - вернуться в исходное положение.
8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох - поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох - держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.
9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох - поднять руки вверх, выдох - с помощью палки поджать колено к животу.
10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох - развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох - вернуться в исходное положение.
Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.

Лечебная физкультура и дыхательная гимнастика при различных болезнях легких направлены на восстановление бронхиальной проводимости, улучшение отхождения густой мокроты. Упражнения способствуют лучшему кровоснабжению легких и других органов, оказывают общеукрепляющее воздействие на организм в целом.

Лечебная физкультура

Любые физические нагрузки, какими бы щадящими они не были, нельзя выполнять при тяжелой дыхательной недостаточности, интоксикации, кровохарканье, лихорадке, гнойных процессах в легких и бронхах.

Занятия физкультурой при болезнях легких и бронхов должны начинаться с самых простых и легких в выполнении упражнений. Особенно это важно при

Постепенно под контролем врача по лечебной физкультуре переходят к более сложным упражнениям.

Главное в лечебной физкультуре – это регулярность проводимых мероприятий. Организм должен постепенно привыкать к нормальной работе, перестраиваться после заболевания на новый уровень. Всё должно проходить максимально комфортно для настоящего состояния больного.

Комплекс упражнений

Комплекс начинается с упражнений в положении лежа и сидя. При этом тренируются различные виды дыхания – верхнее диафрагмальное и нижнее. Пациент, лежа или сидя осуществляет поднятия рук вверх и вниз, махи руками, вращательные движения плечевым поясом. Во время зарядки следует внимательно следить за дыханием. Оно должно быть максимально глубоким и эффективным. Если во время упражнение пациент задыхается, кашляет, следует сократить объем физических упражнений до приемлемого уровня или вовсе прекратить их на время.

Для более эффективных тренировок к упражнениям привлекаются дополнительные инструменты. Это может быть обычная палка, легкие гантели, эластическая лента, резиновый мяч.

Одно из упражнений, направленных на быстрое отхождение мокроты, заключается в заведении рук с палкой или лентой за спину. Затем совершаются наклоны вперед назад, из стороны в стороны. Данное упражнение на первом этапе восстановления можно проводить в постели, сидя или лежа. Постепенно все физические нагрузки совершаются в положении стоя.

Длительность тренировок, их интенсивность зависят от состояния пациента. Необходимо учитывать уровень артериального давления, пульс, температуру тела, возраст пациента, его тренированность.

Дыхательные гимнастики

Практикуются различные дыхательные гимнастики, помогающие восстановить здоровье при легочных патологиях.

Метод волевой ликвидации глубокого дыхания Бутейко (ВЛГД) помогает при бронхолегочных заболеваниях, пневмонии, бронхиальной астме, ХОБЛ, аллергии, стенокардии и других заболеваниях сердца, мигрени, желудочно-кишечных коликах, гипертонии.


Метод Бутейко. Видео

О парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой известно далеко за пределами нашей страны. Ее результаты поистине удивительны. С помощью нескольких несложных динамических дыхательных упражнений, часть которых выполняется при сжатии грудной клетки на вдохе, оказалось возможным остановить приступ удушья при бронхиальной астме, избавиться от хронического бронхита и гайморита, преодолеть заикание, вернуть потерянный голос.


Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Видео

Остановимся подробней на проверенной веками дыхательной гимнастике по системе йогов.

Дыхательная техника в йоге

После снятия отека легких и в восстановительный период при других легочных патологиях показана гимнастика по системе йогов.

Методы контроля дыхания в йоге, известные как «пранаямы», означают «продление жизненной силы». Они направляют практикующего в правильный путь, помогают правильно выполнять вдохи и выдохи. Они могут улучшить объем легких, помогают уменьшить стресс и упорядочить ум, а также самостоятельно выработать методы контроля дыхания.

Некоторым людям достаточно сложно заниматься йогой с точки зрения исполнения поставленных задач в данной практике, в то время как другим познание всех «азов» йоги и медитации дается легко. Первоначально, человек, выполняющий дыхательные упражнения в йоге, может почувствовать неравномерность этого процесса, но с течением времени и с приобретенными навыками, йогическое дыхание станет гладким и легким.

Техника для начинающих

Она разработана с целью помочь практикующим научиться осознавать и контролировать свое дыхание, расслабиться во время брюшного дыхания, снять стресс и полностью дышать. Также данная техника упоминается как диафрагмальное дыхание, как метод, позволяющий перейти от небольшого грудного дыхания к глубокому дыханию полной грудью. Чтобы иметь возможность практиковать этот метод, необходимо:

  • Сидеть на полу, скрестив ноги и положить ладони на живот
  • Держа спину прямо, медленно сделать вдох через нос и использовать диафрагму, толкая при этом руку вперед, глубоко заполняя воздухом легкие
  • После выдоха воздуха через нос, сжать мышцы живота, чтобы вытолкнуть воздух из легких
  • Промежуточный этап дыхательной техники

Три фазы дыхания, немного более сложные, чем простое брюшное дыхание, стимулируют человека дышать полноценным образом, чтобы заполнить легкие воздухом снизу вверх. В то время как дыхание через нос выполняется одним непрерывным дыханием, легкие будут заполняться в три этапа:

Во время первой фазы (похожей на брюшной дыхание) человек вдыхает и заполняет нижнюю часть легких, используя диафрагму.

Он продолжает вдыхать воздух на второй фазе, чтобы расширить и открыть свою грудную клетку.

На третьем этапе, воздух попадает в верхнюю части грудной клетки и нижнюю часть горла.

Необходимо положить руки на живот, а затем на ребра и, наконец, на верхнюю часть груди при выполнении трехэтапного дыхания, чтобы убедиться в том, что техника исполнена правильно.

Прогрессивная техника

На сегодняшний день доступно также обучение так называемому «огненному дыханию», технике, которая может усилить диафрагму, расширить объем легких и помочь очистить дыхательную систему. Чтобы практиковать эту технику, которую иногда называют «сильфонное дыхание» или «очищающее дыхание», рекомендуется находиться на высоком полу со скрещенными ногами и ладонями, опирающимися на колени. После этого нужно быстро дышать через нос, этот процесс будет напоминать фырканье. При выполнении данной техники акцент нужно ставить как вдохе, так и на выдохе. По мере увеличения количества вдохов, необходимо развивать устойчивый темп и ритм. При правильном выполнении, желудок будет пульсировать в одном ритме с дыханием.

Дыхание Уджайи

Уджайи – это комплекс дыхательных упражнений, который переводится как «победоносный», он успокаивает ум, повышает температуру тела и способствует ясности ума. Этот комплекс может помочь развитию концентрации и позволяет контролировать дыхание при переходе от одной позе йоги к следующей.


Дыхание Уджайи. Видео

Чтобы практиковать дыхание уджайи, нужно начинать с комфортной позы на полу или крепком стуле. Вдох через нос необходимо делать, слегка сжимая заднюю часть горла и направляя воздух вдоль его задней стенки. Выдох через рот надо производить со звуковым сигналом «ха» и повторить его несколько раз.

Сегодня большинство людей считает, что йога – это переживание чистого экстаза через единение ума, души и тела. Но многие практики и учителя йоги согласятся, что помимо обеспечения релаксации и умиротворения, йогическая практика развивает безграничные способности человека, помогающие ему контролировать свой разум и быть в гармонии со своей внутренней сущностью.

Заболевания органов дыхания лечат комплексно с широким применением физической реабилитации. Средства: ЛФК, лечебный массаж, физиотерапия — у больничный период реабилитации, а механотерапия, трудотерапия — преимущественно в послебольничный период.

Лечебную физкультуру при заболеваниях органов дыхания применяют на всех этапах реабилитации. Лечебное действие физических упражнений проявляется в виде четырех основных механизмов, среди которых при развитии дыхательной недостаточности на первый план выступает механизм формирования компенсации и тонизирующего влияния, а в дальнейшем — механизм трофического действия, нормализации функций.

Физические упражнения повышают тонус ЦНС, благоприятно влияют на нерворегуляторные механизмы управления вегетативными функциями организма, усиливают моторно-висцеральные рефлексы, активизируют органические взаимосвязи между движением и дыханием.

Особенностью методики ЛФК при заболеваниях органов дыхания является широкое применение специальных дыхательных упражнений. Используют волевое управляемое статическое, динамическое и локализованное дыхание. Первое втягивает в работу дыхательные мышцы и способствует нормализации отношения вдох-выдох; второе сочетает дыхания с движениями и усиливает вдох или выдох; третье усиливает дыхательные движения в определенном участке грудной клетки и одновременно ограничивает ее в другой части. Больных учат произвольного изменения частоту, глубину и тип дыхания, удлинение выдоха, который может дополнительно увеличиваться за счет произношения звуков и их соединений.

В занятие часто включают статические дыхательные упражнения с дозированным сопротивлением, которое делает руками реабилитолог. Да, для сопротивления при диафрагмальном дыхании он жмет руками в участке края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки; верхньогрудного дыхание — в подключичном участке; верхньогрудного и среднегрудного дыхания — в верхней части грудной клетки; нижнегрудного дыхание — в участке нижних ребер.

Для выполнения специальных дыхательных упражнений очень важным является выбор правильного исходного положения больного, что позволяет усилить вентиляцию в обоих или в одной легком, верхней, нижней или средней его части. Наиболее оптимальным есть положение, стоя, потому, что грудная клетка и хребет могут перемещаться во всех направлениях и ЖЄЛ достигает наибольших величин. В положении сидя, при котором хребет образует дугу, преобладает нижнебоковое и нижнезаднее дыхание, а при прогнутой спине — верхнегрудное дыхание. В положении лежа на спине или животе преобладают движения ребер нижней части грудной клетки, на стороне — она двигается свободно на стороне, что противоположна опорной. Для усиления движений нижней части грудной клетки в любом выходном положении необходимо поднять руки над голову, а при верхнегрудном дыхании -положить руки на талию.

В случае скопления макроты и гноя в бронхах применяют дренажное положения, которые способствуют оттоку содержимого бронхов в трахею, откуда оно эвакуируется во время откашливания. В зависимости от локализации патологического очага больным предоставляют соответствующие разные дренажные положения, при которых зона поражения должна находиться выше бифуркации трахеи, которая обеспечивает оптимальные условия для оттока содержимого бронхов. Эффект дренажных упражнений усиливается, если во время выдоха реабилитолог нажимает на соответствующий участок грудной клетки, проводит вибрационный массаж или легкое постукивание по ней. Вместе со статическими дренажными дыхательными упражнениями, которые по большей части проводятся перед началом занятия в течение 5-15 мин, применяют динамические дренажные дыхательные упражнения.

Применение массажа при болезнях органов дыхания

Массаж уравновешивает основные нервные процессы в ЦНС, повышает ее рефлекторную функцию, рефлекторно влияет на процесс дыхания, вентиляцию, газообмен. Да, при массажировании участка носа и носо-губного треугольника стимулируются носо-легочный рефлекс, который способствует расширению бронхов и углублению дыхания. Доказано, что при разминке мышц всего тела увеличивается минутный объем дыхания и потребления кислорода. Следствием этого является повышенное насыщение артериальной крови кислородом, ликвидация или уменьшение гипоксемии и за счет усиление кровообращения — улучшение транспорта кислорода кровью на периферию, устранение или снижение гипоксии.

Массаж грудной клетки укрепляет дыхательные мышцы, повышает ее подвижность и эластичность, способствует рассасыванию экссудата, ликвидации застойных явлений в легких и уменьшает вероятность развития спаек и других легочно-плевральных осложнений. Лечебный массаж назначают в больничный и послебольничные периоды реабилитации при неспецифических заболеваниях легких (эмфизема, пневмосклероз, бронхиальная астма). Применяют сегментально-рефлекторный массаж поперечных, верхнегрудных, среднешейных спинномозговых сегментов. Массажируют рефлексогенные зоны грудной клетки, носа и носо-губного триугольника; делают непрямой массаж диафрагмы, легких, сердца.

Физиотерапевтические методы ликвидируют рефлекторное нарушение кровообращения в слизистой оболочке бронхов, активизируют трофические процессы, действуют противовоспалительно, спазмолитически, десенсибилизируя. Они разряжают мокроту и разряжают отхаркивания. Физические факторы вызывают активную гиперемию в легких, стимулируют крово- и лимфообращение у них; убыстряют рассасывания инфильтратов и экссудату, противодействуют образованию плевральных спаек, активизируют обменные процессы; уменьшают интоксикацию, действуют бактерицидно, обезболивающие. В целом они укрепляют и закаляют организм, положительно влияют на адаптационно-компенсаторные процессы, способствуют предупреждению обострений заболевания.
При заболеваниях органов дыхания применяют такие лечебные методы: ингаляцию аэрозолями (электроаэрозолями), аэроионотерапию, спелеотерапию, соллюкс, УФО, медикаментозный электрофорез, УФЧ-терапию, индуктотермию, микроволновую терапию, диадинамотерапию, хвойные, кислородные, углекислые ванны и ванны за Гауффе, согревающие компрессы, обтирания, душ, купание, климатолечение.