Главная · Удаление зубов · Нарушения волевой сферы. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности

Нарушения волевой сферы. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности

– это симптомы нарушения целенаправленности деятельности, представленные ослаблением, отсутствием, усилением и извращением произвольной активности. Гипербулия проявляется необычайной решимостью, скоропалительными действиями. Гипобулия представляет собой патологическое снижение волевых способностей, сопровождающееся вялостью, пассивностью, неспособностью выполнять задуманное. При абулии определяется полная утрата желаний и побуждений. Варианты парабулии – ступор, стереотипии, негативизм, эхопраксия, эхолалия, каталепсия. Диагностика выполняется при помощи беседы и наблюдения. Лечение медикаментозное и психотерапевтическое.

    Воля – психическая функция, обеспечивающая способность человека сознательно управлять своими эмоциями, мыслями и поступками. Основой целенаправленной активности является мотивация – совокупность потребностей, побуждений, желаний. Волевой акт разворачивается поэтапно: формируется побуждение и цель, осознаются пути достижения результата, разворачивается борьба мотивов, принимается решение, осуществляется действие. При нарушении волевого компонента происходит снижение, усиление или искажение этапов. Распространенность волевых расстройств неизвестна ввиду того, что легкие отклонения не попадают в поле зрения врачей, а более выраженные встречаются при широком круге заболеваний – неврологических, психических, общесоматических.

    Причины

    Легкие волевые нарушения рассматриваются как особенности эмоционально-личностной сферы, обусловленные типом высшей нервной деятельности, условиями воспитания, характером межличностных взаимоотношений. Так, например, часто болеющие дети оказываются в ситуации гиперопеки со стороны родителей, учителей, сверстников, в итоге их волевые качества ослабляются. Причинами выраженных изменений воли являются:

    • Депрессивные расстройства. Снижение воли вплоть до полного отсутствия побуждений наблюдается при эндогенной депрессии . При невротических и симптоматических формах сохраняется интенция, но реализация действия затормаживается.
    • Шизофрения. Ослабление волевых операций – характерная особенность шизофренического дефекта. Пациенты при шизофрении внушаемы, впадают в кататонический ступор, склонны к стереотипиям и эхолалиям.
    • Психопатические расстройства. Расстройства воли могут быть результатом неправильного воспитания, заостренных черт характера. Зависимость от окружающих, неуверенность и подчиняемость определяется у лиц с тревожно-мнительными, истероидными чертами, склонных к алкоголизму и наркомании .
    • Маниакальные состояния. Повышенное стремление к деятельности, высокая скорость принятия решений и их реализации диагностируется у людей с биполярным аффективным расстройством в фазе мании. Также выраженные симптомы развиваются при истерических приступах.
    • Органические патологии мозга. Поражение ЦНС сопровождается снижением всех компонентов волевой активности. Гипобулия, абулия обнаруживаются при энцефалитах , последствиях ЧМТ и интоксикаций.

    Патогенез

    Нейрофизиологической базой волевых расстройств является изменение сложных взаимодействий различных мозговых структур. При поражении или недоразвитии лобных отделов возникает нарушение целенаправленности, снижение способности планировать и контролировать сложные действия. Пример – подростки, имеющие множество желаний, потребностей, энергии к их удовлетворению, но не обладающие достаточным упорством и настойчивостью. Патология пирамидного пути проявляется невозможностью совершения произвольных действий – возникают параличи, парезы, тремор. Это физиологический (не психический) уровень изменения произвольности.

    Патофизиологической основой расстройств воли может стать дисфункция или поражение ретикулярной формации, обеспечивающей энергетическое снабжение корковых структур. В таких случаях нарушается первый этап волевого акта – формирование побуждений и мотивации. У пациентов с депрессией и органическими поражениями ЦНС снижен энергетический компонент, они не хотят действовать, не имеют целей и потребностей, побуждающих к активности. Маниакальные больные, наоборот, чрезмерно возбуждены, идеи быстро сменяют друг друга, а планирование, контроль деятельности оказываются недостаточными. При шизофрении происходит искажение иерархии мотивов, изменение восприятия и мышления затрудняет планирование, оценку и контроль действий. Энергетические процессы снижены либо повышены.

    Классификация

    Нарушения волевых актов относятся к патологии эффекторного звена – системы, осуществляющей передачу информации из ЦНС к исполнительным системам. В клинической практике принято классифицировать данные расстройства по характеру симптомов: гипобулия (ослабление), абулия (отсутствие), гипербулия (усиление) и парабулия (искажение). Согласно этапам произвольного акта, выделяют семь групп волевых патологий:

  1. Расстройство произвольных актов. Человек не может выполнять действия, результат которых неочевиден или отдален во времени. В частности, он не может обучаться сложным навыкам, накапливать деньги для крупных покупок в будущем, совершать альтруистические поступки.
  2. Расстройство преодоления препятствий. Совершению задуманного могут мешать физические преграды, социальные условия, новизна обстановки, необходимость поиска. Пациенты не могут прилагать усилия для преодоления даже незначительных трудностей, быстро отказываются от задуманного: при неудаче в экзаменах выпускники не пробуют повторно поступать в ВУЗы, депрессивные больные остаются без обеда, так как препятствием становится необходимость приготовления еды.
  3. Расстройство преодоления конфликта. В его основе лежит несовместимость действий, необходимость выбирать одну из целей. Клинически нарушение проявляется неспособностью осуществлять выбор, избеганием принятия решения, перекладыванием этой функции на окружающих людей или случай (судьбу). Для того чтобы начать хоть как-то действовать, больные совершают «ритуалы» – подбрасывают монетку, используют детские считалочки, связывают случайное событие с определенным вариантом решения (если проедет красная машина, пойду в магазин).
  4. Расстройство преднамеренности. Патологически изменяются сила, скорость или темп действия, нарушается торможение неадекватных двигательных и эмоциональных реакций, ослабляется организация психической деятельности и способность сопротивляться рефлекторным актам. Примеры: синдром автономной конечности с потерей контроля над моторикой руки, аффективная взрывчатость при психопатиях, препятствующая достижению цели.
  5. Расстройство с автоматизмами, навязчивостями. Патологически легко вырабатываются автоматизированные действия, теряется контроль над ними. Навязчивости воспринимаются как собственные либо чуждые. На практике это проявляется трудностями в изменении привычек: один маршрут до работы, одинаковые завтраки. При этом снижаются адаптивные способности, в изменяющихся условиях люди испытывают сильный стресс. Навязчивые мысли и действия невозможно изменить усилием воли. У больных шизофренией утрачивается контроль не только над поведением, но и собственной личностью (отчуждение Я).
  6. Расстройство мотивов и влечений. Искажено чувство первичного влечения, естественного побуждения на уровне инстинкта и целенаправленного акта. Изменяется представление о средствах и последствиях достижения цели, осознание произвольности как естественной способности человека. В данную группу включены психопатологические феномены при расстройствах пищевого поведения, сексуальной сферы.
  7. Расстройство прогностических функций. Больные имеют трудности предвосхищения результата и вторичных эффектов собственной деятельности. Симптомы вызваны снижением функции прогнозирования и оценки объективных условий. Таким вариантом расстройства частично объясняется гиперактивность и решительность подростков, маниакальных больных.

Симптомы волевых расстройств

Клиническая картина разнообразна, представлена усилением, искажением, ослаблением и отсутствием функций произвольности. Гипобулия – снижение волевой активности. Ослаблена сила мотивов, побуждений, затруднена постановка цели и ее удержание. Расстройство характерно для депрессий, продолжительных соматических болезней. Пациенты пассивные, вялые, ничем не интересуются, подолгу сидят или лежат, не меняя позы, не в состоянии начать и продолжить целенаправленное действие. Нуждаются в контроле лечения, постоянной стимуляции к выполнению простых бытовых задач. Отсутствие воли называется абулией. Побуждения и желания полностью отсутствуют, больные абсолютно безучастны к происходящему, бездеятельны, ни с кем не разговаривают, не прилагают усилий для приема пищи, посещения туалета. Абулия развивается при тяжелой депрессии, шизофрении (апатоабулический синдром), сенильных психозах , поражении лобных долей мозга.

При гипербулии пациенты чрезмерно активны, полны идей, желаний, стремлений. У них определяется патологически облегченная решимость, готовность к действию без обдумывания плана и учета последствий. Больные легко вовлекаются в любые идеи, начинают действовать под влиянием эмоций, не согласуют свою активность с объективными условиями, задачами, мнениями других людей. При совершении ошибок не анализируют их, не учитывают в последующей деятельности. Гипербулия является симптомом маниакального и бредового синдрома, некоторых соматических заболеваний, может быть спровоцирована приемом лекарств.

Извращение воли представлено парабулиями. Они проявляются странными, нелепыми поступками: поеданием песка, бумаги, мела, клея (парорексиями), сексуальными перверсиями, тягой к поджогам (пироманией), патологическим влечением к воровству (клептоманией) или к бродяжничеству (дромоманией). Значительная часть парабулий – расстройства контроля моторики. Они входят в состав синдромов, характеризующихся нарушением движений и воли. Распространенным вариантом является кататония . При кататоническом возбуждении развиваются внезапные приступы стремительного, необъяснимого неистовства либо ничем не мотивированные действия с неадекватностью аффекта. Восторженная экзальтированность больных быстро сменяется тревожностью, растерянностью, разорванностью мышления и речи. Основной симптом кататонического ступора – абсолютная обездвиженность. Чаще пациенты замирают сидя или лежа в позе эмбриона, реже – стоя. Реакции на окружающие события и людей отсутствуют, контакт невозможен.

Другая форма двигательно-волевых расстройств – каталепсия (восковая гибкость). Утрачивается произвольность активных движений, но наблюдается патологическая подчиняемость пассивным – любая приданная больному поза сохраняется в течение длительного времени. При мутизме пациенты молчат, не устанавливают вербальный контакт при сохранности физиологического компонента речи. Негативизм проявляется бессмысленным противодействием, немотивированным отказом от выполнения целесообразных действий. Иногда он сопровождается противоположной активностью. Свойственен детям в периоды возрастных кризисов. Стереотипии – однообразные монотонные повторения движений или ритмичное повторение слов, словосочетаний, слогов. Пациенты с пассивной подчиняемостью всегда выполняют приказы окружающих независимо от их содержания. При эхопраксии наблюдается полное повторение всех действий другого человека, при эхолалии – полное или частичное повторение фраз.

Осложнения

При продолжительном течении и отсутствии лечения волевые расстройства могут стать опасными для здоровья и жизни больного. Гипобулические симптомы препятствуют выполнению профессиональной деятельности, становятся основанием для увольнения. Абулия приводит к потере веса, истощению организма, инфекционным заболеваниям. Гипербулия иногда является причиной противоправных действий, в результате которых пациентов привлекают к административной и уголовной ответственности. Среди парабулий наиболее опасным является извращение инстинкта самосохранения. Оно проявляется при тяжелом течении анорексии , развитии суицидального поведения и сопровождается риском летального исхода.

Диагностика

Основным методом обследования больных с волевыми расстройствами остается клинико-анамнестический анализ. Врачу-психиатру необходимо выяснить наличие неврологических заболеваний (изучение амбулаторных карт, выписок неврологов), психических расстройств и наследственной отягощенности. Сбор информации проводится в присутствии родственников, потому что сами больные не всегда способны поддерживать продуктивный контакт. В ходе диагностики врач дифференцирует расстройства произвольности с характерологическими чертами психастенического и возбудимого/гипертимного типа. В этих случаях отклонения эмоционально-волевых реакций являются результатом воспитания, встроены в структуру личности. К способам исследования волевой сферы относят:

  • Клиническую беседу. При непосредственном общении с больным психиатр определяет сохранность критического отношения к заболеванию, способность к установлению контакта, поддержанию темы разговора. Для гипобулии характерна бедность речи, длительные паузы; для гипербулии – переспрашивание, быстрая смена направленности беседы, оптимистичный взгляд на проблемы. Больные с парабулиями предоставляют информацию искаженно, мотив их общения отличается от мотивов врача.
  • Наблюдение и эксперимент. Для получения более разнообразной информации врач предлагает пациенту выполнить простые и сложные задания – взять карандаш и лист, встать и закрыть дверь, заполнить бланк. О расстройствах воли свидетельствуют изменения выразительности, точности и быстроты движений, степень активности и мотивированности. При гипобулических нарушениях выполнение задач затруднено, моторика замедлена; при гипербулических – скорость высокая, но целенаправленность снижена; при парабулиях ответы и реакции больного необычны, неадекватны.
  • Специфические опросники. В медицинской практике применение стандартизированных методов исследования волевых отклонений не получило широкого распространения. В условиях судебно-психиатрической экспертизы используются вопросники, позволяющие в определенной мере объективизировать полученные данные. Примером такой методики является Нормативная шкала диагностики волевых расстройств. Ее результаты указывают на особенности волевых и аффективных отклонений, степень их выраженности.

Лечение волевых расстройств

Нарушения волевых функций лечатся в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной их возникновения. Подбором и назначением терапевтических мероприятий занимаются психиатр и невролог. Как правило, лечение проводится консервативно с применением медикаментозных средств, в отдельных случаях – психотерапии . Редко, например, при опухоли головного мозга , пациенту необходимо хирургическое вмешательство. Общая схема терапии включает следующие процедуры:

  • Медикаментозное лечение. При снижении воли положительный эффект может быть достигнут применением антидепрессантов, психостимуляторов. Гипербулия и некоторые виды парабулий корректируются с помощью нейролептиков, транквилизаторов, седативных препаратов. Пациентам с органической патологией назначаются сосудистые препараты, ноотропы.
  • Психотерапия. Индивидуальные и групповые сеансы эффективны при патологии волевой и аффективной сферы вследствие психопатических и невротических расстройств личности. Больным с гипобулией показаны когнитивные и когнитивно-бихевиоральные направления , психоанализ . Гипербулические проявления требуют освоения релаксации, саморегуляции (аутотренинг), повышения коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству.
  • Физиотерапия. В зависимости от преобладающих симптомов используются процедуры, стимулирующие либо снижающие активность нервной системы. Применяется терапия низкочастотными токами, массажи .

Прогноз и профилактика

При своевременном обращении к врачу и строгом выполнении его назначений прогноз волевых расстройств благоприятен – больные возвращаются к привычному образу жизни, частично или полностью восстанавливается способность регулировать собственные действия. Предотвратить нарушения достаточно сложно, профилактика основывается на предупреждении причин – психических заболеваний, поражений ЦНС. Стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ профилактики расстройств – регулярные обследования с целью раннего выявления болезни, профилактический прием медикаментов.

Традиционно в психологии собственно волевыми действиями называют действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели и связанные с преодолением трудностей.

Исследователь. Иванников приводит такие характеристики волевого действия:

Осознанность, целенаправленность, преднамеренность, ее принимают к исполнению по собственному сознательным решением;

Основания (социальные или личные) для волевого действия существуют всегда;

Ее вызывает дефицит побуждения за активных условий или дефицит торможения во время сдерживания;

Требует дополнительного побуждения (или торможения) и заканчивается достижением поставленной цели.

Основные признаки волевых действий проявляются в следующем:

Сознательном преодолении препятствий на пути к достижению цели;

Конкурирующих мотивах;

Наличии волевого усилия.

Общие характеристики волевых действий являются:

Их выполняют на основании принятия сознательного решения;

Направленные на преодоление как внешних, так и внутренних трудностей;

Имеют определенное противоречие, которое заключается в борьбе мотивов с начала или в процессе их осуществления;

Могут обеспечиваться вспомогательным побуждением или торможением за счет изменения смысла действия и заканчиваться достижением цели.

Недостаточность побуждение к действию может возникать во время конкуренции слабого социального мотива с эмоционально привлекательным личностным мотивом тому подобное.

Побудительная (мотивационная) функция воли обеспечивает реализационную мотивацию действия, что является необходимым аспектом волевого акта при недостаточности (дефицита) реализационной мотивации действия, принятой человеком для обязательного исполнения.

Волевые действия человека также порождает намеренное изменение смысла действия. Например, желание идти в бой, рисковать своей жизнью возникает тогда, когда бой приобретает смысл защиты Родины, своей земли, родных и тому подобное. В волевых действиях новый вспомогательный мотив (предмет нового побуждение) может действовать только своей сенсотворчою функцией, а не побудительной. Иначе новый мотив может разрушить заданное действие, побуждая человека действовать по новым мотивом.

Итак, через специально организованное воздействие на человека можно изменить смысл их действия. Такое действие достигается благодаря новому значимом мотива или с помощью оценок и мнений других людей.

Вспомогательный смысл действия создается и через постановку более конкретной цели во время включения предложенного задания в другое условие, что сочетается с имеющимся у человека желанием, когда результаты действия становятся средством для реализации другого действия, то есть когда одно действие становится частью другой, более широкой.

Волю рассматривают как психическую реальность, которая имеет сознательно-регулятивную природу. Другими словами, воля - это единый, комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) человека. Волевая регуляция поведения как регуляция побуждения к действию происходит на основе произвольной формы мотивации, когда человек намеренно и осознанно создает вспомогательные побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия. Волевую регуляцию во время самодетерминации понимают как последнюю стадию овладения человеком собственными процессами, которая заключается в овладении собственного мотивационного процесса через формирование новой высшей психической функции - свободы.

Волевую регуляцию поведения, все фазы сложной волевой действия связывают с особым эмоциональным состоянием, которое определяют как волевое усилие. Волевое усилие пронизывает все фазы волевого акта: осознание цели, оформление желаний, выбор мотива, плана и способов выполнения действия. Возникает волевое усилие каждый раз как состояние эмоционального напряжения, связанное с внешними или внутренними трудностями. Освободиться от него можно только либо отказавшись от преодоления препятствий, а следовательно, от цели, или же преодолев их путем волевого усилия.

Конкретное волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленное на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие.

Простой волевой акт имеет две фазы:

Возникновение побуждения и осознание цели;

Достижение цели.

Другие научные подходы указывают на четыре фазы, а именно:

Принятие решения;

Исполнение решения.

Первые три этапа можно объединить единым названием «подготовительная звено», тогда 4-й этап будет иметь название «исполнительного звена». Для простого волевого действия характерно то, что никакой борьбы мотивов здесь не происходит.

Сложную волевую действие характеризует опосредованный осознанный процесс действию предшествует учет его последствий, осознание его мотивов, принятие решения, возникновение намерений ее осуществления, планирование. В сложном волевом действии можно выделить четыре основные фазы:

Возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

Стадия обдумывания и борьба мотивов;

Принятие решения;

Исполнение решения.

Исследователи также доказывают, что сложное ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ охватывает большее количество этапов, которые реализуются в такой последовательности;

Осознание цели и желание ее достичь;

Осознание возможностей достижения цели;

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

Борьба мотивов и выбор;

Принятие одной из возможностей решения;

Осуществление принятого решения.

Процесс протекания волевого действия в реальных условиях всегда зависит от конкретной ситуации, поэтому различные фазы могут приобретать большей или меньшей тяжести, иногда концентрируя на себе весь волевой акт, иногда совсем нівелюючись. На самом деле любое волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и принятие решения.

Первая фаза волевого действия начинается с возникновения побуждения, стремления. В зависимости от степени осознанности, стремление дифференцируют на влечения, желания, хотения.

Поезда - это мотивы поведения, которые представляют собой не дифференцированную, мало-усвідомлювану, беспредметную потребность. Если человек не знает, какой предмет удовлетворит его, не знает, чего она хочет, не имеет перед собой сознательной цели, она испытывает влечение. Пока человек находится под властью влечений, пока не поднялась над ними, у нее нет воли. И только когда возникает осознанная связь между влечением и предметом, который способен удовлетворить потребность, влечение «опредметнюється» и переходит в желание. Такое «упредметнювання» и является предпосылкой волевого акта. Предметы становятся объектами желаний.

Желание - это мотивы поведения, которым присуща достаточная осознанность потребностей. Желание есть опредметненим целенаправленным стремлением. Возникает желательность предмета, сложная взаимозависимость между предметом и желанием. Такая взаимозависимость играет существенную роль в зарождении регуляционного процесса. С этого момента начинается осознание потребностей, начинается процесс мотивации поведения. Зарождение желаний всегда означает возникновение и постановку цели. Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к осознанию цели присоединяются установка на ее реализацию, направленность на овладение определенными средствами ее достижения, то есть когда возникает хотение.

Хотение - это осознанный мотив, целенаправленное стремление действовать определенным образом, преодолевать внешние и внутренние трудности ради достижения поставленной цели.

Вторая фаза волевого действия связана с борьбой мотивов. Обдумывание выбранной цели и средств ее достижения предусматривает взвешивание различных доводов за и против, требует оценки противоречивых желаний, анализа обстоятельств и тому подобное. Выбора выбранной цели свойственна борьба мотивов. Эта борьба предполагает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, интересов, ценностей, которые сталкиваются, конфликтуя между собой. Волевое обсуждения и борьба мотивов заканчиваются принятием решения.

Третья фаза волевого действия связана с принятием решения, то есть окончательной постановкой сознательной цели. Обдумывание, осознание цели и ее выбор - различные ступени в волевом акте. Выбор цели требует не только оценки, но и приложения волевых усилий. С одной стороны, цель является идеальным образом результатов волевых действий, с другой - исходным пунктом движущей силы поведения. Завершение волевого действия возможно благодаря реальным действиям, перехода к исполнению.

Четвертая фаза волевого поведения - это выполнение принятых решений и намерений. Когда «борьба мотивов» завершена и решение принято, начинается настоящая борьба - борьба за исполнение решения. Это выполнение требует изменения действительности, человек сталкивается с реальными трудностями. В преодолении реальных препятствий существенное значение приобретает способность к волевому усилию.

Лишь в волевом поведении или поступка определяется ВОЛЯ человека.

Борьба мотивов является более сложным актом волеизъявления. Мотив является внутренней движущей силой поведения человека. Он состоит из представления и чувства, которое наполняет его эмоциональным содержанием. Одному представлению противостоит другое (или другие), поскольку соответствующие им чувства не всегда совместимы между собой. Душа человека превращается в арену для борьбы мотивов, которые могут согласовываться в принятии решения, а могут парализовать друг друга и вызывать состояние нерешительности. В такой внутренней борьбе происходит большая часть сознательной духовной жизни человека.

Волевой акт в собственном смысле предстает как решение, которое прекращает качания человека под влиянием сил отдельных мотивов. Основным свойством личности, связанным с выполнением волевого акта, является решительность. Решительный человек легче других выбирает путь действия, не попадая в ловушку несогласованности мотивов.

С. Л. Рубинштейн выделяет в волевом процессе четыре основные стадии (фазы), которые в сложном волевом акте предстают в развернутом виде, а в простом - в свернутом:

Возникновение влечения и предварительное установление цели;

Рассмотрения и борьбы мотивов;

Принятие решения;

Выполнение принятого решения.

Согласно определенной деятельности человека, волевой процесс можно описать термином «волевое действие», под которым понимают тот же волевой процесс, но в деятельностном контексте. Волевой является целенаправленное сознательное действие. Собственно из-за нее человек подчиняет свои импульсы сознательному контролю. Все признаки и качества воли проявляются в волевых действиях. Волевые действия тогда разделяют на простые и сложные, непроизвольные и произвольные.

Трудности и препятствия на пути достижения цели бывают двух видов: внешние и внутренние. Под внешними препятствиями понимают трудности самого дела, его сложность, экстремальные условия деятельности, сопротивление других людей. Внешние препятствия ограничивают свободу действий человека, но почти не влияют на свободу выбора и свободу желания. Внутренние помехи создают разнообразные поезда самого субъекта, которые мешают выполнить задуманное, когда, чтобы заставить себя работать, человек должен преодолевать леность, усталость, желание заниматься чем-то другим, более интересным. Преодоление препятствий требует от человека осуществления волевого усилия. Волевое усилие - это особое состояние психического напряжения, которое мобилизует физические, моральные и интеллектуальные силы человека.

1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма:

При этой форме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственных детям более младшего возраста повышенной эмоциональной живости, неустойчивости, преобладании мотива получения удовольствия, чрезмерной привязанности к матери, боязни всего нового. Эти дети неутомимы в игре, им свойственны живость воображения, фантазия, выдумка, жизнерадостность. В интеллектуальной деятельности также преобладает влияние эмоций, слабо развиты собственно интеллектуальные интересы, в то время как игровые продолжают преобладать и в школьном возрасте. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, дети не могут организовать свою деятельность, подчинить ее требованиям школы, коллектива.

2. Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:

При парциальных задержках речевого развития, в отличие от общих форм речевого недоразвития (алалии), несформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции, такие, например, как фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать ее в собственной речи, а также при письме и чтении). Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные затруднения при овладении грамотой. У таких детей отмечаются нарушения различения близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных. При нарушении фонематической стороны речи возникают затруднения в понимании речи окружающих, невозможность чтения и письма или ошибки при чтении и особенно при письме под диктовку.

В других случаях может быть задержка формирования звукопроизносительной стороны речи при сохранности физического и фонематического слуха, а также при отсутствии артикуляторных расстройств.

3. Искаженное психическое развитие с интеллектуальной недостаточностью (вариант синдрома раннего детского аутизма).

В ряде случаев у детей с ранним аутизмом при отсутствии выраженного недоразвития мышления и речи возможны вторичные состояния интеллектуальной недостаточности, выявляемые обычно при начале школьного обучения. В их основе лежит не столько недоразвитие познавательной деятельности, сколько свойственные этим детям особенности личности, речи, моторики, в частности недостаточная потребность в контакте с окружающими, слабость побуждений, эмоциональная невыразительность, низкая речевая активность, незрелость общей и тонкой моторики, а также недостаточность активного внимания.

46. Энцефалопатические формы пограничных интеллектуальных нарушений.

1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием развития школьных навыков.

Нарушения интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленные остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие перенесенных мозговых инфекций и травм.

Расстройства формирования корковых функций.

При церебрастенических состояниях на первый план выступают повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребенку предъявляют не только повышенные, но и новые требования. Интеллектуальная недостаточность при этом определяется неравномерной, колеблющейся работоспособностью, низкими общими показателями деятельности, замедленным темпом усвоения школьного материала.

2. Психоорганические синдромы с интеллектуальной недостаточностью и нарушением высших корковых функций.

Расстройства высших корковых функций, вызванные последствиями раннего органического поражения головного мозга.

При психоорганических синдромах наряду с явлениями церебрастении могут наблюдаться другие психопатологические симптомы, характерные для резидуальной стадии органического поражения мозга. У одних больных выступают явления вялости, замедленности и слабости побуждений. В таких случаях интеллектуальная деятельность значительно нарушена.

3. Пограничная интеллектуальная недостаточность при детских церебральных параличах.

Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.

С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности - диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков.

наиболее характерны вялость, аспонтанность, адинамия, инертность и трудная переключаемость психических процессов. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной.

4. Интеллектуальная недостаточность при общих недоразвитиях речи (синдромы алалии).

Поражение мозговых механизмов в период, предшествующий появлению речи

Клиника и динамика речевого и интеллектуального развития при этом имеет свои особенности на разных возрастных этапах.

В раннем детском возрасте наблюдается отсутствие лепета, резкое запаздывание речевых реакций. Первые слова возникают лишь с 2-3 лет, а иногда позднее. Фразовая речь появляется к 5-6 годам и состоит из упрощенных предложений, включающих 2-3 слова. Обнаруживаются грубые нарушения всех сторон речи: бедность словарного запаса, расстройства звукопроизношения, искажение структуры слова и грамматического оформления фразы. Важной особенностью речи этих детей является выраженный разрыв между импрессивной и экспрессивной сторонами речи: при наличии понимания обиходных фраз ребенок почти не владеет самостоятельной речью. В дошкольном возрасте дети обнаруживают известную интеллектуальную продуктивность, которая диссоциирует с почти полным отсутствием речи. Они проявляют интерес к играм, неплохо ориентируются в быту, овладевают навыками самообслуживания.

47. Формы пограничных интеллектуальных нарушений в связи с дефектами анализаторов, дефицитом информации и воспитания.

1. Интеллектуальная недостаточность при врожденной или рано приобретенной глухоте или тугоухости.

Замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребенка.

Сенсорная и социальная депривация, особенности семейного воспитания и длительная психическая травматизация.

Инфекционные и токсические поражения центральной нервной системы.

2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте, возникшей в раннем детстве.

Возникновению интеллектуальной недостаточности при дефектах анализаторов и органов чувств способствует отсутствие своевременного и полноценного дефектолого-педагогического (сурдологического и тифлопедагогического) воздействия

Факторы воспитания ребенка в семьях умственно отсталых и примитивных родителей, воспитание в условиях «порочной эмоциональной ситуации» (фрустрации), в конфликтных семьях, в семьях, где отсутствует один из родителей, или воспитание в чужих семьях, где создаются условия безнадзорности.

В основе микросоциально-педагогической запущенности лежит социальная незрелость личности и недостаточность таких ее высших компонентов, как система интересов и идеалов, нравственных установок, которые, по мнению психологов, обусловлены исключительно социально. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребности в труде, недостаточность чувства долга, ответственности, незрелость и искаженное понимание нравственных обязанностей ведут к отклонениям в поведении и отказу от посещения школы, нежеланию учиться, стремлению к легкой жизни, непосредственному удовлетворению элементарных интересов, пренебрежению обязанностями. Интеллектуальная недостаточность у этих детей и подростков проявляется в более или менее выраженном недостатке объема знаний, представлений, которые должны иметься у ребенка данного возраста, при наличии достаточной способности к обобщению, умения использовать помощь в выполнении тех или иных заданий, хорошей ориентировки в повседневной житейской ситуации. Вместе с тем структура интеллектуальной недостаточности при микросоциально-педагогической запущенности не ограничивается только недостатком объема знаний, но включает относительно бедную, неразвитую речь, с преобладанием «речевых штампов», бедность интеллектуальных интересов, недостаточность высших потребностей и установок личности.

Картина интеллектуальной недостаточности значительно усложняется и может приобретать патологический характер при сочетании микросоциально-педагогической запущенности с легкими проявлениями нарушения психического развития или негрубой резидуальной церебрально-органической недостаточностью. В этих случаях отграничение от ядерной умственной отсталости становится более сложным, хотя психопатологическая структура интеллектуальной недостаточности в описываемой группе значительно отличается от структуры интеллектуального дефекта при олигофрении.

Признаки сравнения Олигофрения Деменция
Причина возникновения Наследственная предрасположенность, а также вредные факторы, влияющие на организм матери при беременности, например, лекарства (некоторые антибиотики, противозачаточные препараты), алкоголь и наркотики, инфекции (особенно, вирусные, например, краснуха, грипп). Некоторые заболевания, которые были у женщины до беременности, могут спровоцировать умственную отсталость у ребенка. Это инфекции (токсоплазмоз, сифилис, гепатит), сахарный диабет, сердечные заболевания. Причинами олигофрении могут стать и тяжелый токсикоз во время беременности, резус-конфликт, патология плаценты. Фактором риска умственной отсталости являются недоношенность, стремительные роды, родовые травмы. Инфекционные заболевания и отравления, а также некоторые детские болезни (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Баттена, болезнь Лафора), опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы.
Этап возникновения Врожденное. Приобретенное. Возникает на более поздних этапах жизни (после развития речи), т. е. после 3 лет, когда большая часть мозговых структур уже сформирована и психика ребенка уже достигла определенного уровня развития.
Характер интел. наруш. Непрогрессивна, прогредиентна (стабильна). То есть, проявившись в детстве, в дальнейшем олигофрения не прогрессирует. Выделяется стационарное и прогрессирующее слабоумие. При стационарном слабоумии его уровень не достигает степени деменции с патологическим изменением личности, а приостанавливается на определенном этапе развития интеллектуальных расстройств. Прогрессирующее слабоумие характеризуется постоянным нарастанием интеллектуальных нарушений и достигает завершающей стадии распада психической деятельности - стадии маразма.
Структура интел. наруш. Характерно тотальное недоразвитие всех нервно-психических функций моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоций, произвольных форм поведения, абстрактного мышления. Отличается неравномерностью различных познавательных функций. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов.
Характер проявления Особенности психического дефекта при олигофрении проявляются в индивидуальном развитии не сразу; они становятся более отчетливыми к концу дошкольного -началу школьного возраста ребенка. В раннем детском и дошкольном возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно в недоразвитии психических функций, которые относятся к начальному этапу развития абстрактного мышления: отставание в сроках развития психической деятельности и моторной активности; искажение и замедленный темп становления зрительных и слуховых условных рефлексов; недостаточность эмоционально-волевых реакций; запаздывание сроков появления эмоциональных реакций на окружающее на первом году жизни; отставание в развитии речи, подражательный «манипулятивный» характер игры; длительное отсутствие навыков самообслуживания; слабо выраженный познавательный интерес к окружающему; недиф-ференцированность, или отсутствие высших эмоций (сочувствие, чувство привязанности и др.), в раннем детском и дошкольном возрасте. У детей школьного возраста на передний план более отчетливо выступают конкретно-ситуационный характер мышления, слабость или невозможность обобщения, неспособность выделения существенных признаков предметов и явлений. При глубокой умственной отсталости усвоение любых отвлеченных знаний и школьное обучение могут быть вообще невозможны. Проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Если деменция возникает в 3 года, то прежде всего теряется речь, пропадают навыки опрятности, самообслуживания. Затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (ходьба, чувство привязанности к близким). Характерным признаком начала деменции становится появление нецеленаправленного (полевого) поведения, общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, немотивированно повышенный фон настроения. При начале заболевания в старшем дошкольном возрасте наиболее выражено искажение игровой деятельности. Игра становится стереотипной, однообразной. Если деменция начинается в младшем школьном возрасте, то довольно долго наблюдаются сохранная речь и учебные навыки. Но зато резко снижается интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом, изменяется поведение. При поражении головного мозга в школьном возрасте выявляется контраст между наличием знаний и навыков, приобретенных до заболевания, и познавательными возможностями ребенка, обнаруживаемыми во время обследования. Продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощенностью. Интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности.
Динамика Динамика олигофрении носит непрогредиентный, так называемый эволютивный характер, связанный с возрастным созреванием центральной нервной системы, а также с процессами репарации и компенсации. Выражением положительной динамики олигофрении является постепенное, более медленное, чем у здоровых детей, повышение уровня умственных способностей, усиление подвижности психических процессов, улучшение фразовой речи, появление более правильной самооценки и критического отношения к окружающему, уменьшение моторной недостаточности, пополнение запаса знаний, приобретение бытовых сведений, несложных трудовых и профессиональных умений и навыков. Такая динамика свойственна в основном лицам с неосложненной олигофренией. При органической деменции, в отличие от олигофрении, часто имеются указания на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка до перенесенной инфекции, интоксикации или травмы мозга, хронологическая связь начавшегося психического снижения с перенесенной вредностью. В неврологическом статусе детей с органической деменцией чаще, чем при олигофрении, будут наблюдаться явления повреждения, локальные знаки (парезы, параличи, судорожные припадки). В физическом же облике, наоборот, будут отсутствовать диспластические признаки телосложения, характерные для олигофрении. Легкую степень органической деменции иногда приходится дифференцировать с тяжелыми формами задержки психического развития церебрально-органического генеза, имеющими постнатальное происхождение. Эта необходимость возникает ввиду определенной качественной общности структуры дефекта, обусловленной механизмом «повреждения» нервной системы (парциальность поражения, дефицитарность высших корковых функций, осложненность энцефалопатическими синдромами). Однако, как видно из вышеизложенного, в отличие от задержки психического развития, деменция, связанная со значительно большей грубостью поражения мозга, характеризуется разлаженностью деятельности, личностным распадом, грубой некритичностью и большой тяжестью западения отдельных функций. Динамика задержки психического развития, как указывалось, благоприятна и содержит возможности социальной адаптации. При органической же деменции возможности психического развития резко ограничены.

49. Психокоррекция и психотерапия при нарушениях интеллектуального развития.

Психотерапия в дефектологии Вазьман Н.П. Москва 1992

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии СПб 2003

Долгое время в отечественной науке и практике психотерапия понималась как лечебное воздействие. Позднее стали широко использовать немедицинские модели психотерапии. Основателем отечественной школы психотерапии считают Бехтерева. Он считал, что ребенок все принимает на веру, без критики и на эту особенность нужно опираться, воспитывая в ребенке все хорошее. Таким образом, он подчеркивал роль внушения как важного фактора воспитания. В целом любое воздействие педагога в той или иной степени считается психотерапевтическим. Между специальными методами воспитания и психотерапии есть сходства и различия. Сходство состоит в том, что и в том и в другом случае взрослый управляет психическим развитием ребенка, взрослый организует специальные условия, использует словесные методы, которые адресованы разуму ребенка. Различия заключаются в том, что психотерапия опирается на неосознаваемые субъектом стороны психики, в частности с помощью психотерапии перед ребенком можно поставить цель, закрепить способ действия, перестроить взаимоотношения, можно наладить новые взаимоотношения, можно пробудить скрытые возможности. В свою очередь Вазьман выделил 4 группы по степени внушаемости, причем дети с нормой интеллекта относятся к 3-4 группам, дети с УО не достигают 4-й степени внушаемости, тк она основывается на наличии большого запаса знаний, на хорошем фантазировании. Дети 1 класса с УО практически е поддаются вербальному внушению в силу плохого развития восприятия окружающего, и по причине того, что слово для них не является раздражителем нужной силы. Примерно к 11-13 годам степень внушаемости увеличивается и достигает своего пика. Психотерапия оказывается эффективной только в случае комплексного развития, т е когда она сочетается с применением лекарственных веществ, с проведение соц-пед мероприятий и др. Большое значение имеет форма воздействия. Наиболее оптимальный вариант проведения психотерапии - совместно с другим ребенком или со взрослым. Нервозоподобные поражения ЦНС как правило коррегируются через гипнотерапию. Гипнотерапия для УО имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В частности, положительная роль в том, что они меньше проявляют критики, негативизма, отрицательная - дети невнимательны, расторможены, часто теряют нить объяснения. Эффект от гипнотерапии зависит от глубины поражения ЦНС. То есть он может быть непрочным в виду трудности образования условных связей, поэтому необходимо проводить повторные курсы. При лечении гехиперкинетического синдрома УО гипнотерапия не подкрепленная медикаментозной терапией дает эффект только после 3-4 попыток. При этом дети при данном синдроме расторможены, невнимательны, теряют много энергии из-за неадекватного поведения. При лечении психопатоподобного синдрома психотерапия вторична по отношению к медикаментозному воздействию, но она дает хороший эффект в случае экстренного снятия возбуждения у детей. При лечении энуреза у детей психотерапию сочетают со строгим соблюдением режима дня. В случахнарушения поведения используется так называемый гетеротренинг, то есть проговариваются расслабляющие формулы, проводятся успокаивающие движения. На фоне расслабления и погружения внушается установки на хорошее поведение. После таких сеансов дети становятся более контактными, послушными, успокоенными, настроение меняется в хорошую сторону.

Психокоррекции понимается в узком и широком смысле. В широком это есть комплекс клинико-психолого-пед воздействий направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков развития психических функций и свойств личности. В узком - метод психологического воздействия который направлен на оптимизацию развития психических процессов и функций и гармонизацию развития личностных свойств. Существуют множество классификаций различных видов, вариантов психокоррекции

Например по форме организации психокоррекция может быть индивидуальной и групповой. В зависимости от психокор задач она может быть игровой, семейной, нейропсихологической и тд. Психокор работа с детьми с УО базируется на нескольких положениях:

1) возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности и активизация данных процессов

2) ориентация на ЗБР

3) проводимая работа должна быть систематической

4) обязательно должны включаться разные специалисты, работа должна носить комплексный характер

5) в работу должны включаться родители

6) психокор работа должна строится с учетом деятеьностного подхода, психокор работа это есть организованный процесс обучения и воспитания который имеет психокор основу

7) педагог должен корригировать недостатки в деятельности ребенка (учеб., изобразит., трудов.)

При моделировании психокор работы исходят из имеющихся дефицитов у ребенка, отдельных познавательных психических процессов и личностных свойств. Например, исходя из особенностей восприятия детей с УО, психокор работа направлена на формирование целостности восприятия, которое может осущ-ся в процессе различных продуктивных видах деятельности ребенка, например, конструирование, аппликация, лепка и тд. Развитие пространственной ориентировки может осуществляться через усвоение пространства собственного тела, через анализ расположения объектов по отношению к себе, через установление расположения объектов между собой, через ориентировку на плоскости(на листе бумаги).

50. Медико-генетическое консультирование.

Первая медико-генетическая консультация была создана в Москве Сергеем Николаевичем давиденковым. Первое подобное учреждение за рубежом была создана только в 41 году в США. На сегодняшний день медико-генетическая консультация, с одной стороны это - врачебное заключение, а с другой - учреждения, где проводится прием больных и их родственников, в свою очередь медико-генетическое консультирование представляет собой обмен информацией между враче и будущими родителями, а так же людьми, которые имеют заболевания, их родственниками по вопросу о возможности проявления или повторения в семье наследственного заболевания. Главная цель медико-генетического консультирования - предупреждение рождения больного ребенка.

Можно выделить несколько главных задач, которые выполняются в процессе:

1) установление точного диагноза наследственного заболевания

2) определения типа заболевания в данной семье

3) определение прогноза рождения ребенка с наследственным заболеванием

4) расчет величины риска повторения заболевания в семье

5) помощь в принятии правильного решения

6) пропаганда медико-генетических знаний среди населения

Медико-генетическое консультирование осуществляется в несколько этапов:

1) уточнение диагноза наследственного заболевания. при этом обязательно используют ряд методов исследования - генеалогический метод, цитогенетические методы, биохимические, имунологические методы исследования. Точный клинический и генетический диагноз определяют дальнейшую стратегию консультирования семьи и последующего лечения

2) определение прогноза потомства. В частности определяют риск рождения больного ребенка. Расчет риска проводят с использование спец разработанных таблиц. Генетические риск до 5% считается низким, от 6 до 20 считают средним, свыше 20 считается высоким.

3) заключительный. На этом этапе врач-генетик делает заключение об имеющейся болезни и вероятность его возникновения в будущем. Задача врача на этом этапе оказать помощь в принятии правильного решения, но не решить этот вопрос. Врач обязан сообщить всю информацию, которой он располагает, сообщить о всех рисках, сообщить маю информацию о медицинских и социальных последствиях развития ребенка.

Консультация врача-генетика необходима в ряде случаев: если у пары уже есть физические или психически-неполноценных ребенок, в семье среди родственников повторяются случаи наследственной патологии, если муж и жена состоят в кровном родстве, если возраст женщины меньше 18 и больше 35 лет, если у женщины имеет место первичное бесплодие, которое как правило сочетается с другими патологическими признаками, если у женщины были неблагоприятные исходы беременности(мертворрждение, неразвивающаяся беременность, выкидыш и тд), если в процессе беременности женщина перенесла серьезные вирусные заболевания, если один из супругов работает на вредоном производстве, если у женщины имеется первичная аминурея, которая может сочетаться с недоразвитием вторичных половых признаков, если в процессе беременности зафиксированы отклонения при использовании неинвазивных методов). Большое значение имеет использование генеалогического метода. Исследования проводят в семье ребенка при этом изучают наследование только какого либо одного признака. Сначала проводится составление родословной схемы используют при этом обще принятые символы, фигуры в родословной располагаются по поколениям, каждое поколение занимает отдельную строку и обозначается слева римской цифрой. Арабскими цифрами нумеруют со члены одного поколения в порядке их рождения. Причем членами одного поколения являются братья, сестры, двоюродные братья сестры. Далее после исследования используется генетический и психо генетический анализ. Онтнапрехавлен на определение типа наследования признака. При этом выделяют разные типы наследования: аутосомнодосинантный тип, аутосомный рецессивный тип и наследование, сцепленное с полом.


| | 3 |

Воля - это психический процесс, который проявляется как способность к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий, т.е. индивидуальная способность к сознательной психической деятельности. Степень необходимого волевого усилия для достижения цели определяется силой воли. Волевое действие - это процесс принятия решения. По форме волевое действие может быть простым или сложным.

Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Сложное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т.е. зачем это надо), принятие решения, составления плана действия.

Этапы сложного волевого действия:

  • o цель;
  • o определение возможностей ее достижения;
  • o определение мотивов, которые подкрепляют эти возможности;
  • o борьба мотивов (т.е. выбор доминирующего мотива);
  • o принятие одной из возможностей в качестве версии (гипотезы);
  • o осуществление принятого решения.

Волевая деятельность у различных людей протекает по-разному: один проявляет настойчивость, другой не проявляет, один самостоятелен в принятии решений, другой, наоборот, внушаем, один поражает своей решительностью, другой нерешителен.

Искажение волевой активности может проявляться при различных психических заболеваниях, особенно при шизофрении.

Препятствия для воли бывают внутренними и внешними.

Внутренние препятствия для исполнения воли - это отношения и установки человека, болезненные состояния, усталость, депрессия. Внешние проявления - время, пространство, физические свойства веществ, препятствия окружающих людей. Для преодоления этих препятствий необходимо приложить дополнительное волевое усилие.

Патология воли у психически больных людей проявляется в виде снижения волевой активности - гипобулии, крайний вариант которого сводится к абулии, т.е. полному безволию; повышения волевой активности - гипербулии; и извращения воли - парабулии.

Виды нарушений воли

Гипобулия (снижение волевой активности). Понижение волевой активности может проявляться при различных психических заболеваниях, особенно при шизофрении и ступорных состояниях различного генеза.

Кататонический ступор развивается внезапно, без видимых причин, иногда вслед за кататоническим возбуждением или после субступорного состояния.

Проявляется в обездвиженности или крайней замедленности ритма движений, восковой гибкости (каталепсии), выражающейся в сохранении больным приданной ему позы, порой очень неудобной, мутизме (молчании), негативизме, анемии, отсутствии реакций на боль, на окружающую обстановку. Больные подолгу могут лежать с приподнятой, лишенной опоры головой (симптом воздушной подушки) или в позе эмбриона. Для кататонического ступора весьма характерен мутизм (молчание), активный или пассивный негативизм. Пассивный негативизм проявляется в молчаливом отказе от требуемых действий. Активный - в сопротивлении воздействию извне и в стремлении совершить противоположные воздействию действие. Например, больного просят показать язык, на что он стискивает зубы и зажимает рот руками. Нередко при кататоническом ступоре выявляются эхолалия (повторение слов окружающих), эхопраксия (повторение действий и движений окружающих), эхомимия (повторение мимики окружающих), симптом капюшона (больной натягивает на голову куртку или рубашку, наподобие капюшона), симптом пассивной подчиняемости (отказываясь от чего-то, больной тем не менее делает то, что от него не требуется, хотя с этим и не согласен), симптом Бумке (отсутствие зрачковой реакции на болевые раздражители), импульсивность (больной импульсивно вскакивает с постели, наносит сильный удар проходящему мимо его кровати другому больному и так же внезапно снова ложится в эмбриональную позу). Физиологические отправления нередко совершаются прямо в постели.

Кататонический ступор может прерываться приступами импульсивного возбуждения. Он может длиться несколько месяцев, а в неблагоприятных случаях и несколько лет.

Депрессивный (меланхолический) ступор выражается в обездвиженности вплоть до оцепенения на фоне тяжелой депрессии. В отличие от кататонического, на лице отмечается откровенная маска страдания, никогда не бывает негативизма, мутизма и восковой гибкости.

Апатический ступор. Это обездвиженность, обусловленная полным отсутствием у больного каких-либо интересов или желаний. Больной с апатическим ступором производит впечатление "трупа" с открытыми глазами.

Психогенный ступор развивается после выраженной психической травмы и проявляется в двигательном оцепенении с аффектом недоумения и трагичности на лице. Как правило, длится недолго, проходит после разрешения психотравмирующей ситуации. Время психогенного ступора обычно амнезируется. Из разновидности психогенного ступора чаще всего отмечается истерический ступор. Он является следствием пассивно-оборонительной реакции в трудной обстановке, требующей напряжения, ответственности и угрожающий благополучию больного. Развивается полная обездвиженность, больной молчалив, все время проводит в постели, на вопросы не отвечает (в некоторых случаях дает редкие лаконичные "нужные" ответы), лицо неподвижно, с выражением тоски, печали, напряжения, взор остановившийся, на глазах слезы. Иногда больные принимают вычурные позы, гримасничают. Реже истерический ступор прерывается психомоторным возбуждением с жесткими проявлениями эмоциональности, демонстративным поведением (в присутствии врачей или другого медицинского персонала) и вегетативными проявлениями. Истерический ступор может длиться неделями, месяцами и проходит бесследно после того, как больному становится известно, что угрожающая ему опасность миновала.

Галлюцинаторный ступор развивается в тех случаях, когда яркие захватывающие галлюцинации целиком поглощают внимание больного. Отмечается двигательная заторможенность, доходящая до полного оцепенения. На лице обычно застывшее выражение ужаса. Состояния галлюцинаторного ступора хотя и кратковременны, но склонны к повторению, чаще отмечаются при инфекционных психозах.

Гипербулия (повышение волевой активности). Повышение волевых импульсов, повышенная активность часто наблюдается при маниакальных, паранойяльных состояниях и сверхценных идеях. Однако продуктивность этой деятельности чрезвычайно мала из-за повышенной отвлекаемости и неспособности довести дело до конца (маниакальное состояние) или крайней односторонности и парциальной избирательности (паранойяльные и сверхценные идеи).

Парабулия (извращение волевой активности). Это извращение волевой активности особенно отчетливо проявляется в кататоническом возбуждении. Парабулия выражается в хаотичных, стереотипных, бессмысленных движениях, совершаемых в ограниченном пространстве и сочетающихся либо с мутизмом (немое возбуждение), либо со стереотипичными выкрикиваниями отдельных слов (вербигерация); кроме того, отчетливо выявляется импульсивность действий, моментальность совершения какого-либо агрессивного действия. Например, больной кататонией, находившийся в эмбриональной позе, мгновенно вскакивает, наноси т мощный удар в челюсть санитару и тут же ложится в прежнюю позу.

Гебефренический синдром (Геба - богиня утренней зари) проявляется в нелепом, дурашливом поведении с гримасничаем, клоунадой, пустым, незаражающим весельем. Больные постоянно кривляются, стоят рожи, показывают язык, мяукают, хрюкают, принимают циничные, непристойные позы. Речь ускорена, с обилием неологизмов, ходят больные вычурной походкой, подпрыгивая или подталкивая ноги. На приветствия не отвечают или протягивают вместо руки ногу и начинают цинично браниться, при этом тривиальный мат расцвечивается неологизмами при повышенном настроении.

Степень необходимого волевого усилия для достижения целей определяется силой воли. Волевое действие - это процесс принятия решения. По форме волевое действие может быть простым или сложным. Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Сложное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т.е. зачем это надо), принятие решения, составления плана действия. Волевая деятельность может проявляться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Более внушаемые люди имеют низкую волевую активность, могут быть ведомыми в разных ситуациях. Также волевая активность нарушается в следствии психических заболеваний.

Нарушения волевой сферы

Психиатры к основным критериям нарушения воли относят такие расстройства психики, как:

  • Гипербулия. Является характерным проявлением маниакального синдрома. Характеризуется повышением воли и влечений.
  • Гипобулия . Понижение воли и влечений. Пациент погружен в себя и не может адекватно отвечать на внешние воздействия.
  • Абулия. Резкое снижение воли больного. Стойкое негативное расстройство, которое особенно характерно для шизофреников.
  • Галюцинарный ступор. Яркие галлюцинации полностью поглощают внимание пациента. Двигательная заторможенность, оцепенение, состояние ужаса на лице. Чаще всего наблюдается при психозах.
  • Депрессивный ступор. Выражается в обездвиженности вплоть до оцепенения на фоне тяжелой депрессии. Также на лице больного отмечается откровенная маска страдания, но никогда не бывает негативизма, мутизма и восковой гибкости.
  • Гебефренический синдром. Больной кривляется, строит рожи, показывает язык и т.п. Речь ускоренна, поведение в целом не адекватно ситуации.
  • Психогенный ступор. Может развиться после психической травмы, проявляется в двигательном оцепенении с аффектом недоумения и трагичности на лице. Как правило, длится недолго, проходит после разрешения психотравмирующей ситуации
  • Компульсивное влечение. Навязчивые влечения, которые пациент не в состоянии самостоятельно контролировать. Патологическая потребность заставляет удовлетворять даже асоциальные и аморальные желания.
  • Обессивное влечение. Возникновение желаний, которые больной в состоянии контролировать. Однако, отказ от удовлетворения потребности вызывает у пациента чувство страха и неудовлетворенности.

Также стоит учитывать, что препятствия для воли могут быть как внутренними , так и внешними . Внутренними препятствиями для оли могут стать следующие факторы:

  • внутренние отношения и установки;
  • депрессия;
  • общая усталость.

Внешние препятствия могут быть следующими:

  • время и пространство;
  • человеческий фактор.

Для преодоления как внешних, так и внутренних препятствий необходимо прилагать дополнительные усилия. Ресурсы, которые тратит человек на достижение своих целей посредством воли, должны быть компенсированны. Патология воли встречается у психически больных людей, они могут проявлятся в разных формах. Врачи выделяют полное безволие (абулия), повышенную волевую активность (гипербулию) и пониженную (гипобулию). Каждая из форм активности является крайней формой выражения воли.

Признаки нарушения волевой сферы

Нарушения волевой сферы также могут принимать за слабоволие, ведь человек при нарушениях этой сферы психики становиться ленивы и равнодушным ко всему. Причинами также могут быть следующие заболевания:

Внешними и явными признаками нарушений волевой сферы могут стать:

  • равнодушие к собственной внешности;
  • неопрятность;
  • нечистоплотность;
  • апатия;
  • замкнутость.

Лечение нарушения волевой сферы

Чтобы вылечить нарушения волевой сферы, необходимо выяснить причину, стоящую за ней. Причиной могут являться такие заболевания, как:

  • Маникальный синдром;
  • депрессивный синдром;
  • обессивно-фобический синдром;
  • психопатии;
  • алкоголизм;
  • наркомания.

Нарушения могут быть связаны как с психическим заболеванием, так и с обычной усталостью и начальным этапом развития депрессии. Своевременное лечение сводит к минимуму проявление нарушений волевой сферы . Врачи-психиатры используют современное и безопасное медикаментозное лечение и психотерапию, что позволяет уменьшить проявления болезни.