Главная · Стоматит · Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Симптомы волевых нарушений

Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. Симптомы волевых нарушений

30. Нарушения волевой сферы

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).

Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.

Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

К расстройствам волевой деятельности относятся:

1) нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека;

2) парабулия – формирование патологических потребностей и мотивов;

3) гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

4) гипобулия – нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).

Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви-гательно-волевой сферы является кататонический синдром, который включает в себя следующие симптомы:

1) стереотипии – частое ритмичное повторение одних и тех же движений;

2) импульсивные действия – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки;

3) негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа;

4) эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент; 5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени. Особыми разновидностями нарушений воли являются следующие патологические симптомы:

1) симптом аутизма;

2) симптом автоматизмов.

Симптом аутизма проявляется в том, что больные утрачивают потребность общаться с окружающими. У них формируется патологическая замкнутость, нелюдимость и отгороженность.

Автоматизмы – это самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функций независимо от наличия побудительных импульсов извне. Выделяют следующие виды автоматизмов.

1. Амбулаторный(встречается у больных эпилепсией и заключается в том, что больной совершает внешне упорядоченные и целенаправленные действия, о которых после эпилептического припадка полностью забывает).

2. Сомнамбулический (больной находится либо в гипнотическом трансе, либо в состоянии между сном и бодрствованием).

3. Ассоциативный.

4. Сенестопатический.

5. Кинестетический.

Последние три разновидности автоматизмов наблюдаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Из книги Homo Sapiens 2.0 [Человек Разумный 2.0 http://hs2.me] автора Sapiens Homo

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

3 сферы На текущем моменте социального развития человечества очень контрастно выделились три сферы человеческих интересов, интересов личности, и как результат формирование для каждой из сфер своих моделей предсказания, своих убеждений.Эти сферы: внутренний мир, близкие

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Поражение духовной сферы Духовность в рамках концепции созависимости определяется как качество взаимоотношений с субъектом (человеком) или объектом, наиболее значимым, важным в нашей жизни. Духовность связана с системой отношений и ценностей человека.К наиболее

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Четыре сферы жизни

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак

Из книги Шпаргалка по общим основам педагогики автора Войтина Юлия Михайловна

21. ОБЩЕСТВО И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СФЕРЫ Обществом является определившаяся в процессе исторического развития большая общность людей, которая связана достаточно устойчивой системой социальных связей и отношений, духовным единством, сложившимися традициями,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Волевой процесс Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое сколько-нибудь

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

6.1. Что такое «волевой человек» В представлении большинства людей волевым является человек, умеющий (или обладающий способностью) преодолевать возникающие на пути достижения цели трудности, или же смелый, отважный, решительный, т. е. не теряющий самообладания в опасной

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

6.5. Соотношение волевой и эмоциональной регуляции Эмоции и воля являются непременными компонентами управления (и регуляции как частного случая управления) человеком своим поведением, общением и деятельностью. Традиционно эмоционально-волевая регуляция - объект

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

6.6. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции Одними из первых о волевом усилии как специфическом механизме воли заговорили в начале XX в. Г. Мюнстерберг, Г. И. Челпанов, А. Ф. Лазурский. Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название

Из книги НАУКА О ЛЮБВИ автора Салас Соммэр Дарио

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Глава 11 Волевой отказ от переживаний Тот, кто не воспитывает себя сам, подобен ослу, который идет туда, куда его гонят. Скилеф Теперь, когда мы поняли, что Жизнь применяет достаточно жесткие меры по разрушению наших идеализаций, то хотелось бы еще узнать, как можно от них

Из книги автора

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности Деятельность осуществляется системой действий. Действие - структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную,

Из книги автора

Из книги автора

Тренинг «Формирование эмоционально-волевой сферы личности в общении» Пояснительная запискаОбщение играет предельно необходимую роль в формировании многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.Характеризуя

  • 2.1. Анализ и оценка уровня работы руководителя и бизнесмена
  • 2.2. Экономизация действий и приемов деятельности менеджеров и бизнесменов
  • 3. Изучение работы подчиненных, определение их потенциальных возможностей и условий доведения до них задания
  • 3.1. Изучение работы членов трудового коллектива и определение их потенциальных возможностей
  • 3.2. Опрелеление целесообразности и условий передачи полномочий подчиненным
  • 3.3. Доведение решений до исполнителей и формулировка им заданий
  • 4. Выработка научного подхода к принятию решения, определение его эффективности и условий реализации
  • 4.1. Выработка научного подхода к принятию решения
  • 4.2. Доведение распорядительной информации до подчиненных
  • 4.3. Контроль и управление при реализации решения
  • 4.4. Проверка эффективности решения
  • 4.5. Рекомендации умудренных опытом исследователей‑управленцев
  • 5. Повышение уровня функционально связанных действий и коллективных усилий членов групп
  • 5.1. Условия создания групп
  • 5.2. Организационная работа в группах
  • 5.3. Работа по сплочению членов группы
  • 5.4. Официально‑деловая структура отношений
  • 5.5. Неофициально‑деловая структура отношений
  • 5.6. Контроль настроения группы
  • 6. Методы, средства и приемы экономии времени в управленческом труде
  • 6.1. Рационализация затрат времени на регулярно повторяющиеся работы
  • 6.2. Рационализация затрат времени на нерегулярные и непредвиденные работы
  • 6.3. Исправление трудовых навыков
  • 6.4. Устранение вредных привычек
  • 6.5. Обеспечение всесторонней информированности при осуществлении мероприятий
  • 6.6. Изучение передового опыта по совершенствованию стиля и методов работы руководителя
  • 6.7. Автоматизация действий
  • 6.8. Минимизация интервенции, или имманентизация
  • 7. Совершенствование методов ведения бесед, помогающих разрешению деловых проблем
  • 7.1 .Совершенствование методов проведения бесед
  • 7.2. Время и место, отводимые для беседы
  • 7.3. Установление взаимного доверия
  • 7.4. Как быть всегда на высоте положения
  • 7.5. Завершение беседы
  • 7.6. Решение вопросов служебной дисциплины с помощью бесед
  • 7.7. Работа по выдвижению и перестановке кадров
  • 7.8. Правила ведения бесед на собраниях
  • 7.9. Роль беседы для установления нормальных взаимоотношений с новым сотрудником
  • 7.10. Роль беседы для создания дружного и работоспособного коллектива
  • 7.11. Комплексное решение производственных и социальных задач с помощью бесед
  • 8. Техника борьбы и использование процесса активного мышления для разрешения причин возникающих проблем
  • 8.1. Праксеологическая борьба как направление регулирования механизма взаимоотношений в диалектике жизни
  • 8.2. Использование процесса активного мышления для устранения причин возникающих проблем
  • 8.3. Праксеологические обобщения и предостережения тадеуша пщоловского менеджерам и бизнесменам
  • 9. Развитие умения руководить и подчиняться
  • 9.1. Умение слушать и воспринимать
  • 9.2. Использование научного стиля руководства в современных условиях
  • 9.3. Необходимость применения технических знаний
  • 9.4. Организационная работа по выполнению планов
  • 9.5. Работа с отчетами
  • 9.6. Работа с вышестоящим руководством
  • 10. Гигиена умственного труда, осуществление мер по сохранению и укреплению здоровья
  • 10.1. Перенапряженность функционирования в условиях реакции ожидания и тревоги
  • 10.2. Рациональная организация умственного труда - важное направление раскрытия резервных возможностей руководителя
  • 11. Конфликты, их разрешение и направления формирования нормальных взаимоотношений в коллективе
  • 11.1. Предконфликты и причины конфликтов
  • 11.2. Пути преодоления конфликтов
  • 11.3. Установление нормальных взаимоотношений в группе
  • 12. Направления стимулирования трудовой деятельности лиц старших возрастных групп
  • 12.1. Изменение возрастных соотношений в трудовом коллективе
  • 12.2. Факторы повышения уровня трудовой деятельности старших возрастных групп
  • 13. Повышение эффективности индивидуального и коллективного труда женщин в процессе оптимизации их деятельности
  • 13.1. Трудовая деятельность женщин на современном этапе
  • 13.2. Факторы эффективной деятельности и их специфические особенности
  • 13.3. Способы частичной рационализации существующих отношений
  • 14. Управление процессом формирования у молодежи трудовой активности и потребности в общественной деятельности
  • 14.1. Формирование активной жизненной позиции
  • 14.2. Профилактика правонарушений и борьба с ними
  • 14.3. Особенности воспитательной работы в молодежном коллективе
  • 14.4. Выбор метода воздействия
  • 14.5. Концепция действующей личности
  • 14.6. Праксеологический подход в формировании человека нового общества
  • 15. Рациональная организация отдыха, направленная на предупреждение утомления
  • 15.1. Индивидуальный подход к организации отдыха
  • 15.2. Биологические ритмы жизни и труда и управление ими
  • 15.3. Аутогенная тренировка для предупреждения и снятия утомления
  • 15.4. Поисковая активность как важнейшее направление целенаправленного поведения
  • Список литературы
  • 5.4. Официально‑деловая структура отношений

    Официально‑деловая структура отношений обусловлена деловыми взаимоотношениями между менеджером или бизнесменом и членами группы и регламентируется установленными нормативными актами, где определены их обязанности, права и ответственность. Исходя из такого нормативного акта важность целенаправленной, эффективной и творческой деятельности менеджера обусловлена тем, что менеджер или бизнесмен является непосредственным руководителем коллектива, организатором его деятельности и движения. Его девизом может быть: «Идите и делайте, вы всегда успеете оправдаться позже». Однако, как показывает практика, одним из сдерживающих факторов повышения уровня работы некоторых руководителей является аномалия воли, то есть наблюдаемое в многообразных формах проявление волевой недостаточности. Эти формы волевой недостаточности условно можно разделить на два вида: пассивные и активные. К классу пассивных форм волевой недостаточности можно отнести тех руководителей, которые подвержены легкой внушаемости и деятельность которых характеризуется в значительной степени несамостоятельностью, легкой податливостью и чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. В практике это проявляется в отсутствии личной инициативы и предприимчивости, в слепом следовании мнению других. Обычно при обсуждении какого‑то вопроса такой руководитель следует.мнению последнего из выступающих, он недостаточно настойчив и не умеет отстоять свою позицию. Обусловлено это тем, что данный работник не выработал у себя еще определенных взглядов и убеждений, которые явились бы для него доминирующими в жизни, и недостаточно развил твердую принципиальность своей жизнедеятельности. Более тяжелой формой волевой недостаточности, граничащей с депрессией, т. е. уже с болезненным состоянием, является апатия. У работника притупляется острота восприятия действительности, исчезают желания и стремления. Превалирует безразличие к жизнедеятельности коллектива или отдельных его сотрудников, притупляются чувства. Одной из причин апатии может быть переутомление, такие нервные заболевания, как истерия, неврастения, и такие душевные состояния, как меланхолия и депрессия. Нерешительность, отсутствие настойчивости и выдержки в работе являются следствием волевой недостаточности. Эти качества проявляются в работе руководителя как неспособность его остановиться на одном существенном мотиве и решить действовать в известном направлении. Отмечается борьба мотивов, причем иногда длительная, сопровождающаяся тяжелым самосознанием своей беспомощности. Обусловлено это отсутствием стержневой линии поведения, появлением болезненной мнительности, вызывающей «бред сомнений». При таком состоянии длительное время не принимаются решения менеджером или бизнесменом, но и принятые - не всегда доводятся до конца, а часто вообще меняются без всякого обоснования и аргументации. Пугает каждый новый шаг, который должен быть предпринят, пугают трудности, которые могут возникнуть. Отмечаются пассивное полусонное состояние, отсутствие настойчивости и выдержки, слабая способность к волевому усилию. К классу же активных форм волевой недостаточности относятся те работники, которые на первый взгляд кажутся чрезвычайно энергичными и настойчивыми, бурно реагирующими на все происходящее, порывистые в решениях и действиях. При этом волевая недостаточность может характеризоваться импульсивностью и упрямством. Внешне проявляющаяся импульсивность, порывистость в действиях, даже при условии недостаточной взвешенности мотивов и без осмысления проблем, свойственность неудержимого стремления к немедленному исполнению, т. е. бурная, малоосознанная активность возникающих желаний, целей и чувств - все это может ярко выражаться безволием. Действия таких работников необдуманные, бессистемные, интересы и стремления неустойчивые. У них не выработана привычка самоконтроля, Упрямство же проявляется в бессмысленной настойчивости, в пародии на волю. Оно обусловлено слабостью критической оценки, неспособностью работника спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, неповоротливостью ума. Отмечается стремление придерживаться принятого ранее решения, даже если очевидно, что оно неразумно. «Гневливый пусть терпит наказание: потому что, если пощадишь его, придется еще больше наказывать его». В практике часто встречаются люди со смешанной формой волевой недостаточности, проявляемой в зависимости от характера и воспитания. «Праведник ходит в своей непорочности; блаженны дети его после него!» Целенаправленное развитие воли требует определенного уровня сознания, моральных установок и жизненного опыта. При этом следует учитывать, что воля развивается и закаляется на протяжении всей человеческой жизни в борьбе с трудностями и в преодолении препятствий, встречающихся на пути. Однако некоторые люди не любят прилагать особые усилия, вместо немедленного напряжения всех сил они предпочитают растянутые и более легкие действия. Однако количество не заменяет качество. За легкостью действия гонится тот, кто пренебрегает настоящим трудом. У деятельного руководителя ничто значительное, важное не выпадает из поля его внимания. Он замечает небрежность и порицает ее. В то же время иной руководитель может каждый день равнодушно проходить мимо свалки неубранных отходов, его, например, мало интересует то, что выведенная из строя машина ржавеет под дождем. Разумеется, руководителю не следует постоянно акцентировать свое внимание на мелочах, но это не значит, что он должен проходить мимо вопиющих фактов. Что бы руководитель ни делал, какой бы ответственный пост ни занимал, он всегда должен помнить об этом. В этой связи представляет интерес позиция практического реалиста, который знает, что надо считаться с потерями и избегать их, что нельзя сделать невозможное, что действительность такова, какова она есть, что не всегда может получиться так, как должно быть. Реалист взвешивает все «за» и «против», прежде чем решиться на действие. Действуя же, он будет стараться избегать того, что плохо, а если это окажется невозможным, выбирать меньшее зло. Однако позиция практического реалиста не должна противоречить общепринятым моральным нормам. Нетрудно предположить, что игнорирование их влечет за собой непредсказуемые последствия, отражающиеся рано или поздно на результате. Макиавелли недвузначно предостерегал людей, жаждущих успехов и лишенных моральных принципов, что достижение цели недозволенными средствами не бывает устойчивым.

    Формы, в которых может проявляться волевая недостаточность многообразны, но выделяются две наиболее ярких и чаще всего встречающихся в жизни: пассивные и активные.

    Пассивные ФВН

    Включают в себя 4 следующих формы:

    1. Легкая внушаемость и несамостоятельность. Эта форма характеризуется чрезмерной уступчивостью чужому влиянию. Такие люди легко поддаются влиянию других и делают то, что им приказывают. Они признают правоту того кто говорит последним и именно мнение последнего является и их мнением.

    Как правило, у таких людей полностью отсутствует предприимчивость и инициатива. Принципиальность и настойчивость чаще всего проявляются незначительно. Человек в этом случае не выработал определенных взглядов и убеждений, которым он мог бы следовать в жизни.

    Дошкольники, например, настолько внушаемы, что могут поверить в явно нереальные вещи. Они легко верят сказке и переживают за судьбу персонажей, как за судьбу живых людей.

    Если ребенок, например, упал и ушибся, то бывает достаточно, чтобы мать подула на ушибленное место и сказала: «Теперь не больно» - и ребенок успокаивается, перестает плакать.

    2. Апатия - это тяжелая ФВН. Она схожа с депрессивным состоянием, характеризующимся исчезновением всякого рода желаний, и устремлений.

    Человек часто безразличен, к происходящим вокруг него событиям. Ему «всё равно», сонливость - вот наиболее характерное для него состояние.

    Состояние апатии вызывается, глубокими переживаниями (горе, отчаяние), когда «у человека руки опустились», или общей притупленностью чувств, когда ни радость не возбуждает, ни горе не вызывает волнения. Апатия нередко бывает связана с болезнями истерией, неврастенией и такими устойчивыми душевными состояниями как меланхолией и депрессией.

    Хотя все дети отличаются большой активностью, все же иногда приходится наблюдать среди них и апатичных.

    Это школьники с физическими недостатками, которых оскорбляют сверстники, или дети, потерявшие веру в себя, в свои возможности, наконец, пассивные встречаются в семьях, где ребёнка слишком муштруют или же, наоборот, излишне опекают.

    3. Нерешительность - неспособность совершить выбор и двигаться в этом направлении. Для нерешительных людей характерна длительная борьба порой противоречивых мотивов. Они или совсем не принимают, или принимают случайное решение, устав от душевной борьбы.

    Но и такое решение они не могут довести до конца. Нерешительность связана с отсутствием стержневой линии поведения, отсюда возникает обилие всякого рода сомнений. Дети редко проявляют нерешительность, наоборот, они чаще опрометчивы в своих решениях.

    4. Отсутствие настойчивости. Так характеризуют тех людей, которые принимают «кучу» решений, но не доводят их до конца. Их пугает новый шаг, который они должны предпринять, и трудности, которые стоят или могут возникнуть на пути деятельности.

    Принимая решения, они боятся выйти из своего полусонного, пассивного состояния. Некоторые дети дошкольного и школьного возрастов могут горячо браться за дело, но опускать руки при первой же трудности.

    Подобная картина наблюдается у тех ребят, которых в семье всячески опекали, оберегали от трудностей, все за них делали, в том числе и уроки.

    Активные ФВН

    Этот вид волевой недостаточности противоположен первому. Люди этого вида кажутся необычайно энергичными и настойчивыми. Одни из них бурно на всё реагируют, порывисты в решениях и действиях, другие же не отказываются от принятых решений, даже когда они не верны или вредны.

    Соответственно этому можно наметить две ФВН :

    1. Импульсивность - проявляется в чрезвычайной порывистостью к действиям. Эти люди склонны действовать без промедления, они горят стремлением достигнуть желаемого.

    Импульсивные люди действуют «очертя голову», т. е. необдуманно и безпланово. Возможно, в этом кроется причина не достижения ими нужных результатов.

    Импульсивностью обладают люди с бурно проявляющимися чувствами. Они неспособны к самоконтролю и самообладанию. Особенной импульсивностью отличаются дети дошкольного возраста.

    Она связана с естественной для этого возраста недостаточной тормозимостью, то есть не умением сдерживать первоначальные порывы, с недостаточностью жизненного опыта и ограниченностью знаний.

    В школьном возрасте также встречается немало импульсивных ребят, особенно среди очень эмоциональных подростков. У старших школьников импульсивность резко снижается, но зато иногда наблюдается нерешительность, особенно, в вопросе профессионального самоопределения.

    2. Упрямство -проявляется в бессмысленной настойчивости. Такие люди стремятся во что бы то ни стало держаться своего мнения или решения, порой вопреки его неразумности. Это не что иное, как ярко выраженное безволие, пародия на волю.

    Человек нередко проявляет упрямство из страха показать свою слабость другим, из боязни уступить им. Упрямые люди бывают несносны, смешны, а иногда и жалки.

    Это качество личности сопряжено со слабостью критической оценки, когда человек неспособен всесторонне проанализировать свои основные мотивы, а также аргументы собеседника.

    Упрямство нередкое явление для детей. Особенно подростки хотят быть самостоятельными, но не всегда ещё способны принимать верные решения. Совершив проступок, не хотят в этом признаваться ни себе, ни другим.

    Даже осознавая ошибочность собственного поведения, боятся показаться окружающим слабыми и чересчур уступчивыми. В силу этого они предпочитают упираться, настаивать на своём или оправдывать совершенное действие ложными доводами.

    Анализируя все ФВН, необходимо выделить два важных аспекта.

    Во-первых, что все они не так уж часто проявляются в таком сгущенном, ярком виде. Могут быть различные степени проявления от незначительных и эпизодических до крайних, иногда болезненных, случаев.

    Во-вторых, в жизни мы редко можем наметить резкие границы между различными ФВН, например внушаемостью и импульсивностью. Чаще всего наблюдаются смешанные типы.

    И наконец, мы должны определенно указать на зависимость развития ФВН от характера воспитания в жизни людей в определенных социально-психологических условиях.

    Развитие личности ребенка характеризуется созреванием сознания и самосознания, что сказывается на возрастании его самостоятельности: стремится все делать сам, быть относительно независимым.

    А так как силы его ещё невелики, возможности ограничены, сознание не настолько созрело, чтобы учитывать далеко идущие последствия поступков и действий, ребенок ограничивается протестом против мелочной опеки взрослых.

    Они выражаются в виде негативизма - немотивированного сопротивления требованиям окружающих лиц, а также упрямства - стремления настоять на своем даже при сознании неразумности своих действий пли выставляемых требований.

    Изучение особенностей проявления волевой недостаточности весьма важно для родителей.

    Во-первых, вы сможете отличать подлинную волю от пародии на неё, то есть уметь распознавать различные формы безволия и благодаря этому предпринимать своевременно необходимые меры для их исправления.

    Во-вторых, вам легче будет предупредить появление у детей того или иного вида волевой недостаточности, продумать и выстроить систему эффективного противодействия им.

    Как избавится от страха высоты?
    Спокойствие! Страх высоты - это нормальный такой, здоровый человеческий страх. Его задача - вовр...

    Как найти общий язык с подростком
    В современном мире проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и их детьми очень распр...

    Как пережить супружескую измену
    Очень часто супружеские пары сталкиваются с различными проблемами. Одной из проблем, с...

    Как простить родителей за детские обиды
    К сожалению, в нашей жизни нередко бывает так, что дети долгие годы де...

    Почему люди играют в игры
    Почему люди играют в игры? С помощью различных игр малыш приступает к познанию...

    Рассмотрим волевые состояния в последовательности, соответствующей структуре деятельности.

    Состояние инициативности характеризуется активной переработкой поступающей информации, определением первоочередных проблем, постановкой наиболее значимых целей и определением путей их достижения. Состояние инициативности выражается в повышенной возбудимости к поиску цели. При наличии ряда целей первостепенное значение приобретает состояние решительности.

    — мобилизованности на быстрый и обоснованный выбор цели и способов ее достижения. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, предвидением последствий будущих действий.

    У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему («так принято», «так положено», «такова инструкция» и т. д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом возникает возможность неадекватного поведения. Другие люди предпочитают при принятии решения плыть по течению, не вмешиваясь в ход событий, передоверяя решение окружающим.

    Одна из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности — быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимуществ и недостатков всех альтернативных решений.

    Однако несмотря на субъективные различия в состоянии решительности, имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность при принятии решений, при недостаточной связи второй сигнальной системы с первой — излишнюю «теоретиза- цию», затянутость в принятии решения.

    Психическое состояние неспособности быстро принимать решения — состояние нерешительности . Оно может быть проявлением особой психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не относится напрямую к свойствам какого-либо темперамента. Однако темперамент влияет на форму нерешительности. Настороженность у меланхоликов, затянутость у флегматиков, суетливость у сангвиников, импульсивность у холериков — таковы некоторые особенности принятия решений, определяемые темпераментом.

    Нерешительность часто связана с недостаточной информированностью, отсутствием соответствующих умений и навыков, основная же причина нерешительности — наличие в данной ситуации равноценных противоборствующих мотивов. При этом отдельные люди склонны последовательно принимать разные решения, менять их, колебаться и даже принимать решение об одновременных разных действиях (метод проб и ошибок).

    Отношение людей к своей нерешительности различно. Одни болезненно ее переживают, другие во всех случаях находят ей оправдание, а третьи не придают этому недостатку особого значения. Между тем нерешительность — отрицательное качество, требующее преодоления. Она может привести к нравственно отрицательным и противоправным последствиям (преступная бездеятельность и т. п.).

    Целеустремленность как психическое состояние характеризуется сосредоточенностью сознания на наиболее значимых целях. Это состояние с физиологической точки зрения характеризуется возникновением доминанты, которая подчиняет все действия человека достижению поставленной цели.

    Уверенность как волевое психическое состояние представляет собой высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий. Такое состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, основано на четком осознании связей исходных данных с конечной целью, осознании (иногда интуитивном) ее достижимости, реальности. В силу этого возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость — спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями).

    Успешное завершение деятельности требует преодоления не только неуверенности, но и излишней самоуверенности, когда человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности, вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Такое состояние может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения к себе).

    Настойчивость как психическое состояние состоит в длительном преодолении трудностей, контролировании действия и направленности его на достижение цели. Избирательное отношение ко всему тому, что может содействовать достижению цели, — это проявление гибкости в преодолении препятствий. От настойчивости следует отличать упрямство — негибкость, некритическое отношение к деятельности.

    В процессе деятельности на человека влияют различные стимулы, провоцирующие действие в нежелательном направлении. Торможение нежелательных действий есть состояние сдержанности. самообладания, требующего значительного волевого усилия. Эти усилия направлены на подавление возможных негативных эмоций.

    Сдержанность не следует смешивать с бесчувственностью, эмоциональной невосприимчивостью. Сдержанность предполагает разумно обоснованную реакцию на сильные эмоциональные воздействия. Сдержанность — состояние, в котором проявляется тормозная функция воли, контролируется поведение.

    Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые и принято называть волевыми свойствами личности (табл. 1). Эти свойства связаны с типом нервной деятельности человека и теми требованиями, которые предъявляются ему социальным окружением. Некоторые из этих требований переходят в убеждения личности и принципы ее поведения. У социализированной личности формируется чувство социальной ответственности — чувство долга, определенный нравственный идеал. Вс это служит обшей основой поведения индивида, определяет личностную ее направленность.

    Таблица 1. Проявление волевых качеств личности на разных этапах сложного волевого действия

    Волевые качества

    Этапы волевого действия

    Выбор цели, формирование модели желаемого результата

    Борьба мотивов

    Принятие решения. Программирование действия

    Исполнение действия

    Оценка результата

    Сильная воля : целеустремленность, ситуативная адаптивность, решительность, настойчивость в целедостижении, критичность

    Ясное осознание необходимости и возможности достижения планируемого результата

    Обоснованное сопоставление возможных вариантов, нравственное предпочтение одного из них, личностная санкция предпочтительного варианта поведения

    Окончательный выбор варианта повеления, формирование поведенческой программы с учетом всех существенных обстоятельств

    Устойчивость исполнительских действий, их системная целедостигающая организация, преодоление психических и физических трудностей

    Критическая оценка достигнутого результата, его соотнесение с мотивом совершенного поведенческого акта

    Слабоволие

    Слабое целеполагание, уход от возможных трудностей

    Неспособность к всесторонней и обоснованной оценке вариантов

    Необоснованный выбор поведенческого варианта без стремления к его выполнению

    Неустойчивость исполнительских действий, быстрое истощение

    Удовлетворенность любым достигнутым результатом, нежелание его усовершенствования

    Повышенная внушаемость

    Принимается внешне заданная цель без ее критического анализа

    Отсутствует

    Дается извне

    Возможны модификации от интенсивных до слабых

    Пониженная критичность

    Упрямство

    Объективно НС обоснованное

    Отсутствует

    Быстрое и необоснованное

    Ригидные действия

    Отсутствует

    Воля - сознательное целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Волевая активность присуща только человеку. Поведение животных обусловлено инстинктами и условно-рефлекторными связями. У человека в процессе социально-исторического развития образовались нормы присцособления к окружающей среде на основе дифференцированных услбвно-рефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.

    В волевом процессе различают следующие этапы:

    • побуждение, осознание цели и стремление достичь ее;
    • осознание ряда возможностей достижения цели;
    • борьба мотивов и выбор;
    • принятие одного из возможных решений;
    • осуществление принятого решения.

    Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационнои деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т.п.).

    Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т.е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.

    Нарушения волевых побуждений

    Абулия (от греч. bule - воля), или дисбулия, - патологическое отсутствие желаний, побуждений к деятельности. За абулией обычно следует адинамия (греч. adinamie - бессилие) - уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или органа.

    Абулия наблюдается при различных патологических процессах, прежде всего при шизофрении, при различных лобных поражениях и депрессиях.

    Снижение волевой деятельности может привести к высвобождению низших действий - автоматизированных и инстинктивных.

    Гипобулия - понижение волевой активности, бедность побуждений, бездеятельность, вялость, снижение двигательной активности, отсутствие желания общаться. Эти особенности часто отмечаются при депрессивных состояниях, шизофрении. Ослабление внимания, обеднение мышления, замедление речи могут наблюдаться при состояниях оглушенности.

    Гипербулия - повышенная активность, обусловленная значительным числом побуждений к деятельности, часто меняющихся с целью их осуществления. Гипербулия наблюдается при маниакальных состояниях и паранойяльном синдроме. При маниакальном состоянии продуктивность деятельности обычно мала из-за быстрой отвлекаемости больных, быстрой смены побуждений. При паранойяльном синдроме активность односторонняя, обусловленная бредовыми мотивами.

    Парабулия - извращение, изменение волевой активности. Побуждения к деятельности, мотивы и цели реализации извращены в связи с имеющимися у больного психопатологическими синдромами, например слуховыми галлюцинациями устрашающего характера, побуждающими к агрессивной деятельности и т.д.

    Нарушения волевой деятельности

    Нарушения волевой деятельности возможны на уровне принятия решения и на уровне перехода к осуществлению принятого решения. Навязчивые сомнения: больной после борьбы мотивов - идти в кино или к друзьям - принимает решение идти в кино, но после принятия этого решения снова возникают сомнения, и так бесконечно.

    Ригидность принятого решения означает отсутствие его коррекции и гибкости в соответствии с изменившейся ситуацией. Больной из-за этих особенностей не может перейти к осуществлению решения, так как ситуация изменилась, а он не может принять другое решение с учетом изменившейся ситуации. Это наблюдается у ригидных эпилепто-идных личностей.

    Деятельность по типу «короткого замыкания» возникает внезапно в ответ на эмоциональное состояние: обиду, страх, отчаяние. При этом она совершается без достаточного осознания возможностей достижения цели и без борьбы мотивов. Это могут быть суицидальные действия, особенно характерные для подростков, а иногда и детей.

    Д., 12 лет, после напряженной семейной сцены, во время которой родители серьезно стыдили и ругали его за то, что нанес серьезный урон их скудному семейному бюджету, потратив деньги на скачивание игр на сотовый телефон, молча вышел из дома и не вернулся ночевать. На следующее утро его нашли повесившимся на дереве в соседнем парке.