Главная · Прорезание зубов · Как помочь любимому человеку выбраться из депрессии. Как помочь человеку, если он ничего не хочет

Как помочь любимому человеку выбраться из депрессии. Как помочь человеку, если он ничего не хочет

Непопулярная добродетель

Добродетель участливости не значится в числе основных христианских добродетелей, однако она является проявлением самой главной христианской добродетели – любви.

Невозможно любить людей и при этом не участвовать в их жизни, оставаться равнодушным к тому, что с ними происходит. Быть может, именно сейчас им нужна наша помощь, нужно как раз то, что именуется участием.

Между тем нередко бывает так, что человек, считающий себя ревностным христианином, замыкается в своей церковной жизни на тех делах благочестия, которые он сам считает единственно необходимыми для спасения.

Он регулярно ходит в храм, исповедуется и причащается, совершает дома вечернее и утреннее молитвенные правила, читает святых отцов, но при этом совершенно отстраняется, отдаляется от тех людей, которые окружают его в повседневной жизни. Этому есть вроде бы благовидное и даже естественное объяснение – окружающие люди иного, не христианского духа.

Действительно, не редкость, что человек начинает жить церковной жизнью, а люди, которые составляют его круг общения, по-прежнему остаются нецерковными. У них становятся разными интересы, а затем и представления о жизни, и в этом достаточно легко найти для себя оправдание тому, чтобы от этих людей отстраниться.

Человек отдаляется и от них, и от тех забот, которыми они живут, и от того, что с ними случается, но каких-то других людей вокруг него нет. И получается, что он становится чужим в чужом для него мире, что живой жизнью – естественной, нормальной для верующего человека – уже не живет, потому что для этого нужно соприкасаться с людьми, вникать в то, что с ними происходит, а он как бы скользит по поверхности, он проходит мимо. Так, незаметно для него самого, из его жизни уходит самое главное – это любовь к другим людям, небезразличие к ним.

Почему это настолько важно? Давайте вспомним, что мы знаем о Боге? Мы знаем из катехизиса, что Бог всемогущ, мы знаем, что Бог благ, что Он сотворил все существующее. Но проникнуть в тайну Божественного бытия ограниченному, тварному существу не просто сложно, а, по большому счету, невозможно.

И в то же время есть вещи, которые мы знаем о Боге совершенно точно. Например, то, что Он любит человека и что нет ничего в человеческой жизни, что Бога бы не касалось: каждая мелочь, каждое незначительное событие, с нами связанное – это все, как свидетельствует Священное Писание и Предание Православной Церкви, самым непосредственным образом Бога интересует, и во всем этом Господь обязательно участвует, потому что не презирает и малейшей человеческой нужды.

Если Бог так относится к человеку, то совершенно очевидно, что такого же отношения друг к другу Он ждет и от нас. И совершенно естественно, что если Бог со Своей неизреченной высоты снисходит к повседневным, элементарным проявлениям человеческой жизни, то и мы этого не должны игнорировать.

Так что можно сказать даже так: если человек остается равнодушным, безучастным к нуждам, скорбям, переживаниям людей, которые его окружают, то он не то что хорошим христианином не может быть – он не может быть христианином в принципе. Он, по большому счету, и человеком-то может быть назван с очень большой натяжкой.

Общее качество святых

Если мы посмотрим на тех, кто прославлен за всю историю Церкви в лике святых, то увидим, что это были очень различные люди – с разным темпераментом, с разным жизненным опытом, с разным, как бы мы сегодня сказали, образовательным уровнем и социальным статусом; но есть одно общее: среди святых не было ни одного равнодушного и безучастного человека.

Даже если мы читаем об отшельниках, которые избегали общества людей, которые с ними не общались, то, познакомившись с их жизнью чуть более глубоко, можем понять, что время пребывания в отшельничестве и безмолвии было наполнено не только молитвой о милости Божией собственно к ним, но это всегда была молитва обо всем мире и о живущих в нем людях.

В житии преподобного Арсения Великого есть такой случай: к нему приходят люди, которые хотели бы его увидеть, и среди них тогдашний архиепископ Александрийский. Увидеть его они в итоге не смогли: он к ним не вышел, потому что не хотел нарушать уединения, которое положил для себя в то время правилом жизни, и они с большой скорбью удалились.

Впоследствии они вновь пришли, и у них уже была возможность с ним встретиться. И вот они посетовали: «В прошлый раз мы от тебя ушли ни с чем, предприняв такой путь, ты даже не повидался с нами». Он сказал: «Да, но когда вы шли домой, то имели в дороге какое-то время и возможность покаяния в своих грехах. Вы останавливались для того, чтобы поспать, для того, чтобы поесть, а я до тех пор, пока вы не добрались до дома, стоял и молился о вас».

В «Ответах на вопросы учеников» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка тоже есть подобный эпизод. Речь идет о бедствиях, которые грядут на тогдашний мир, и преподобный Варсонофий говорит о том, что худо бы пришлось этому миру, если бы не молитвы трех святых мужей, которые восходят, как некий огненный столп, от земли и встречаются перед Престолом Божиим.

Вот это чуть-чуть приоткрывает завесу над жизнью святых, раскрывает нам тайну их внутренней жизни и объясняет, что при видимой безучастности к чему-либо они участвовали во всем сердцем.

Не протягивай руку – протяни посох

Поскольку мы такого участия в бытии мира со своей стороны предложить не можем – не такова наша жизнь, не такова наша молитва, то должны участвовать в нем самим делом. И здесь элементарный здравый смысл должен оказать нам существенную помощь.

Когда мы пытаемся оказать человеку какую-то услугу, пытаемся ему в чем-то помочь, то, естественно, не нужно это делать помимо его воли и вопреки его желанию (если речь, конечно, не идет о человеке, который, к примеру, тонет,– его все равно надо вытаскивать из воды). Наше дело начать помогать человеку, предложить ему свою помощь, а если он ее отвергнет, отступить, не навязывая своего участия.

Ведь, безусловно, встречается и такая крайность: люди верующие, благочестивые хотят кого-то сделать счастливым без его на то желания. Конечно, ничего хорошего из этого намерения не получается, а получается, наоборот, только искушение, скорбь и расстройство.

Вообще, когда мы хотим помочь другому человеку, бывает крайне важно постараться понять, в чем он нуждается, и помогать именно в этом, а не в том, в чем нам доставляет удовольствие ему помочь. Словом, важно, чтобы наша помощь совпадала с его представлениями о помощи.

И, конечно же, помощь людям не предполагает никакого потакания их греховным навыкам и страстям. Здесь можно привести элементарный и достаточно часто встречающийся пример: к нам подходит на улице тяжело пьющий и, возможно, на улице живущий человек и просит дать ему денег, чтобы опохмелиться.

Естественно, что на это ему денег давать не надо; разумнее, если он голоден, купить еды – купить самим и дать в руки, чтоб у него не было искушения приобрести спиртное. Конечно, можно сказать: вы что, не понимаете, мы ему купим еды, а он пойдет и все равно где-то найдет на выпивку. Ну и что с этим делать – пусть с голоду умирает? Так к этому относиться ни в коем случае нельзя.

Продолжая тему о границах помощи, которые не надо переходить: есть еще одна граница – того, насколько вообще можно отдаваться этой помощи людям.

У того же преподобного Варсонофия Великого есть такой образ: если человек упал в яму, не протягивай ему руку – протяни ему твой посох. И он объясняет, почему так. Если ты протянешь ему руку, а он вместо того, чтобы выбираться из ямы, будет тянуть тебя к себе, то ты свалишься в ту же самую яму. А если ты протянул посох, то человек, желающий выбраться из ямы, ухватится за посох и выкарабкается с твоей помощью; если же упавший не захочет выкарабкиваться и будет тянуть за посох к себе, то ты просто посох отпустишь.

На мой взгляд, это некая идеальная модель того, какой должна быть помощь, потому что бывает, что человек начинает кому-то помогать и в результате страдает его семья, его родные. В конце концов, он сам приходит к такому разрушению собственной жизни, что потом не может её заново воедино собрать,– и конечно, такая участливость вряд ли оправдана.

Апостол Павел говорит о том, что наш избыток должен быть восполнением чьего-либо недостатка и наоборот. Должно быть именно так, потому что все остальное немного абсурдно.

Если человек не просто ищет помощи, не просто не справляется с ситуацией, а ищет кому, образно говоря, сесть на шею и при этом помахивать ножками, то, конечно, такую возможность ему предоставлять не надо, потому что таким образом мы окажем медвежью услугу.

Делая что-то за человека, а не вместе с ним, мы его развращаем. То же самое бывает в воспитании ребенка: если родители всё делают за него, то они вырастят капризного, избалованного и совершенно не приспособленного к жизни человека.

Если же они просто помогают ему и делают что-то вместе с ним, то это совершенно другое дело. Ребенок постепенно обучается, и мера участия мамы и папы в его жизни постепенно сходит ко все меньшей величине. Так же и в наших взаимоотношениях со взрослыми людьми, с окружающими, должно быть.

О немытых полах и миссионерских разговорах

Должна ли наша участливость проявляться в желании, стремлении привести своих близких в храм? С одной стороны, безусловно, да, потому что противоестественно, когда человек, нашедший для себя самое главное в жизни – бесценный бисер веры во Христа, равнодушен к тому, что этот бисер оказался незамеченным дорогими ему людьми.

Возникает даже сомнение, а любит ли он их, потому что речь идет, ни много ни мало, о вечной участи. С другой стороны, любые попытки прямого воздействия на близких в этом плане, как правило, оказываются неудачными, неэффективными. Людей, нас окружающих, в большей степени убеждает наш пример: они видят, что в нас происходят какие-то перемены, они видят, что то, чего они от нас пытались безуспешно добиться на протяжении многих лет, вдруг происходит как бы само собой…

Вот жил человек, дома никогда не убирался, посуду не мыл, продукты не покупал, не говоря уже о том, чтобы что-то приготовить. И вдруг он начинает все это делать. Семья поражена: что с ним такого случилось? И появляется интерес к тому доброму, что их близкого человека так по-новому им открыло.

А если человек по-прежнему точно так же в грязную квартиру зайдет и полы не подметет, а будет ждать, что это сделает за него жена, он после этого может убеждать ее в чем угодно, но ни в чем не убедит кроме того, что у него какая-то блажь новая появилась.

А бывает и так, что человек, желающий привлечь к жизни в Церкви своих близких, действует очень грубо и авторитарно, так что становится понятно, что тут не в любви дело, а в некой требовательности: «это мое, и все должны это мое принять».

И это тоже никогда к хорошему не приводит: начинаются ссоры, раздоры, обвинения. Как правило, такие разговоры заканчиваются чем-то вроде: «Вот вы меня не слушаете – будете гореть в геенне огненной». Что об этом можно сказать…

Бывает и такая ситуация: человек верующий, церковный готовится к принятию Святых Христовых Тайн, и у него очень много дел: ему надо читать последование к причащению, ему надо поститься, ему надо пойти вечером на службу.

И вот, когда он начинает готовиться, его вдруг начинают от этого отвлекать родные, близкие, друзья. Причем не просто куда-то его погулять зовут или развлечься предлагают, а у одного одно случилось, у другого другое случилось, третий требует какого-то сердечного участия, разговора.

Человеку начинает казаться, что все это какие-то помехи – он раздражается, досадует, пытается от всего этого отстраниться и совершенно не понимает, что это такой же элемент подготовки к причастию. Участие в жизни других людей, помощь им, в том числе порой и разговором, и сердечным каким-то сочувствием – это дела любви: может быть, в лице этих людей к человеку Сам Господь обращался, приходил, а он Его не заметил и при этом хочет быть причастен Его Телу и Крови.

Конечно, это совершенно неправильное отношение. В некоторых случаях возникает вопрос: «да, а как быть»? Да вот так и быть: принять участие в другом человеке, уделить ему необходимое время и силы, а если ты так уж хочешь причаститься, прочитай правило ночью, соверши хотя бы однажды такой подвиг и христианской любви, и христианского благочестия.

Помочь, а потом разбираться в себе

Нужно помнить, что участливость – не человекоугодие, и не способ удовлетворить тщеславие; отличить одно от другого можно прежде всего по намерению, которое кроется в нашем сердце. Ради чего мы делаем то или иное дело? Должно войти в привычку себе этот вопрос задавать.

Иногда человек спрашивает: «А что если я вижу там на первом месте самолюбование? Нужно от этого дела отказаться?». Нет, дело все равно нужно сделать, и я объясню, почему. Потому что есть другой человек, есть его нужда, есть какая-то его скорбь, и ему, по большому счету, нет дела до того, в силу чего мы собираемся ему помочь.

Это наше внутреннее переживание – тщеславие, самолюбование или что-то другое. Это наши проблемы. Поэтому, если возникает такая ситуация и мы со своими чувствами разобраться не можем, надо отложить это разбирательство, помочь человеку, а потом уже каяться, что в том или ином поступке присутствовало тщеславие или что-то еще.

Если мы уже имеем некоторый опыт в духовной жизни, можно попытаться пойти путем исправления уже в своем намерении, сразу. Вот возник перед нами человек, возникла его нужда, появилось желание помочь, поняли мы, что на первом месте здесь какое-то желание угождения своему тщеславию. Тщеславие в сторону, дело – необходимость, мы его делаем. Такой навык у человека в свое время, с приобретением духовного опыта вырабатывается.

И второй вопрос, который нужно обязательно себе задавать: «Кому я хочу своими действиями угодить: человеку или Богу?». Или хотя бы так: «Угодно ли Богу то, что я делаю, или не угодно?». Если этот вопрос возникает как бы сам собой, это значит, что некий настрой на богоугождение в нас уже присутствует. И наша совесть зачастую подсказывает нам, действительно ли угодно Богу это дело или нет.

Когда мы задаемся таким вопросом, очень важно иметь в себе некий залог послушания Богу: ведь Господь может не дать нам сделать то дело, которое мы хотим (даже, казалось бы, очень хорошее), может ему воспрепятствовать.

Если человек готов отступить от своего намерения, если Господь ему покажет, что оно неверно, то Господь, как правило, показывает, каким-то явным образом дает ответ. Мы в чем-то запутываемся, мы чего-то не понимаем тогда, когда у нас нет готовности волю Божию принять и исполнить.

Когда эта готовность есть, человек ее так или иначе практически всегда узнаёт. И это, на самом деле, не какая-то тайна, не какой-то секрет. Это истина и реальность.

Подготовила Елена Сапаева

Слово «депрессия» в последнее время навязло в зубах. Оно употребляется повсюду. Им обозначают затянувшееся плохое настроение, его используют в шутках и мемах. На самом деле, когда истинная депрессия приходит к вашему любимому человеку, становится почему-то совсем не смешно, а скорее тоскливо и даже страшно.

Вы видите те изменения, которые происходят с вашим партнёром: его ничего не радует и не удивляет, он может целыми днями лежать в кровати, ему не интересны ваши разговоры и попытки развлечь его. А вас просто разрывает от наплыва мыслей и эмоций. Не вы ли причина подавленности? Может, отношениям конец? Как долго это будет продолжаться и как помочь?

Депрессия - мрачное испытание для пары. Но можно пройти его успешно. В этой статье мы расскажем о том, как помочь партнёру и сохранить ваш союз. Мы затрагиваем тонкую тему психического здоровья, поэтому вы должны понимать, что не нужно слепо следовать всем рекомендациям. Подумайте, какие из них и как вы можете использовать для вашей пары.

Не принимайте симптомы депрессии на свой счёт

Большинство симптомов депрессии превращают вашу пару в полный антипод счастливого союза. У человека в депрессии искажено восприятие реальности: даже положительные и радостные моменты представляются ему если не в чёрном, то точно в сером цвете.

Само собой, ему не хочется гулять, ходить на свидания, беседовать часами и заниматься сексом. А ведь это общепринятые показатели хороших отношений. Вряд ли кто-то из ваших знакомых говорит: «У нас такая замечательная пара! Мой любимый приходит вечером домой, молча смотрит в iPad три часа, а потом ложится спать, не говоря ни слова!»

Поэтому, заметив изменения в поведении партнёра, вы делаете единственно верный, как вам кажется, вывод: он потерял к вам всякий интерес. Эту догадку активно подтвердят и ваши друзья, если вы обрисуете им ситуацию.

Опасность депрессии ещё и в её невидимости. Если у человека сломана нога, он тоже не может гулять и много заниматься сексом, но всем видно почему - вот гипс. На внутреннее состояние мы не можем показать пальцем, поэтому для себя объясняем внешние перемены самым распространённым и простым способом: . Эта убеждённость ещё больше крепнет, если вы видите, что с другими людьми ваш партнёр продолжает вести себя по-прежнему, а наедине с вами - сдувается подобно воздушному шарику. Блог Literally, Darling утверждает, что это, на самом деле, хорошо:

Постоянное плохое настроение любимого человека мы практически всегда принимаем на свой счёт. Вам начинает казаться, что именно вы причина угнетённого состояния. Человек же в депрессии не может вести себя как обычно, а тем более с близкими людьми, которые знают его досконально. В то время как среди незнакомцев он недолгое время может делать вид, что всё в порядке.

Естественно, вам больно видеть, как ваш партнёр ведёт себя вполне обычно с другими и совершенно меняется рядом с вами. Но, как ни удивительно, это хороший знак. Значит, он полностью доверяет вам, любит вас и позволяет себе открыть то, что на самом деле у него на душе. Если он пытается иногда оттолкнуть вас, не обижайтесь, отойдите, но будьте неподалёку.

Literally, Darling

Депрессия может охватить человека по многим причинам: болезнь или смерть близких, собственное плохое самочувствие, трудности с родственниками или друзьями. Но симптомы её будут сказываться в первую очередь на вас: ему вдруг станет скучно разговаривать с вами, не захочется куда-то идти или даже смотреть сериалы вечером.

Если вы не можете отделаться от мысли, что партнёр просто не хочет быть с вами - спросите его об этом прямо. А когда он ответит, что дело не в вас, примите этот ответ, успокойтесь и начинайте вместе решать проблему его плохого морального самочувствия.

Совместно разработайте план избавления от депрессии

Не принимайте симптомы депрессии на свой счёт, но и не игнорируйте их. Да, ваш партнёр сейчас не показывает никаких романтических чувств, однако ему всё равно будет больно, если вы пренебрежительно отнесётесь к его состоянию. Если ваш любимый человек заболел или поранился, вы же не обвиняете его, а ухаживаете за ним и помогаете вылечиться. С депрессией нужно сделать то же самое.

На самом деле, для того, кто пытается справиться с подавленным состоянием духа, отношения - огромное подспорье. Но только в том случае, если вы двигаетесь в одном направлении и действуете сообща: нужно понимать партнёра и вместе делать практические шаги. Американская ассоциация помощи при депрессии (Anxiety and Depression Association of America) предлагает множество методик борьбы с подавленностью: изучение своего состояния, постановка целей, фиксирование результатов. Однако лучший метод лечения - совместная работа с любящим человеком.

Специалисты в области психического здоровья всё чаще рекомендуют парные и семейные программы лечения. После обучения у врача партнёр или член семьи может помогать больному в домашних условиях, то есть обеспечивать для него круглосуточную терапию. «Домашний врач» должен быть рядом с пациентом в ситуациях, которые обостряют тревожность и плохое настроение, и поддерживать его, снижая беспокойство.

Американская ассоциация помощи при депрессии

Ваш партнёр может и не захотеть лечиться. В этом случае нельзя наседать на него и торопить. Вы можете поддерживать, но не заставлять. Можно попробовать начать с того, что вместе поискать хорошего врача или почитать статьи о лечении. Главное для вас двоих - понимать, что вы вместе и вы двигаетесь в одну сторону.

Если ваши усилия разбиваются об упрямство вашего партнёра, если он отвергает вашу поддержку и уверен, что не нуждается в помощи, то решите для себя, хотите ли вы дальше оставаться в этих отношениях и ждать положительных перемен или у вас нет на это сил? Но не будьте тягачом для вашего партнёра, он должен только сам понять и принять, что ему требуется помощь.

Оставьте вашему партнёру личное пространство

Лечение от депрессии всегда будет проходить беспорядочно. Как если бы вы разрешили своей кошке потоптаться в красках, а потом пробежаться по белой простыне. Кажется, ваш план излечения проработан до деталей, цели расставлены, всё аккуратно записано в журнал наблюдений, и вы бодро движетесь по верному пути.

Но однажды утром больной просыпается и чувствует безнадёжность… Всё плохо, столько тяжёлой работы проделано, но ничего не помогает, на душе по-прежнему пусто и ужасно тоскливо. Лучше бы сейчас свернуться в комочек грусти и отрешиться от всего мира.

Такое бывает, и это закономерно. Но вам в эти моменты хочется либо дать вашему пациенту хорошего пинка, чтобы он перестал киснуть, либо окончательно забросить лечение, ведь оно не приносит плодов. Не торопитесь, один плохой день - это не конец света. Хотя ваша любовь не будет главным лекарством от депрессии, она всё равно важна для пациента, об этом говорит психотерапевт Рита де Мария.

Ваша любовь, ваше присутствие, ваше тепло, безусловно, нужны вашему партнёру. Это не остановит депрессию, так же, как и не сможет, например, понизить уровень сахара в крови или избавить от боли при артрите. И тем не менее ваши чувства могут изменить «сломанные» процессы в голове у вашего партнёра, возродить его позитивные мысли и поднять его самооценку в этот сложный период.

Рита де Мария

Депрессия в корне меняет привычную жизнь. То, что радовало, перестаёт радовать; то, что восхищало или интересовало, не вызывает теперь и капли эмоций. Присутствие рядом того, кто принимает это состояние без осуждения и обид, очень поддерживает и даже вдохновляет.

Установите границы, чтобы сберечь себя

Всегда очень тяжело поддерживать человека в депрессии. Иногда перенапряжение будет достигать масштабов, которые поставят под угрозу ваше собственное психическое здоровье. Не нужно жертв вроде: «Я сделаю всё, лишь бы мой любимый человек был здоров». Помогая партнёру, установите чёткие границы вашего присутствия, не растворяйтесь в его состоянии полностью. Оставьте время для своих увлечений, встреч с друзьями, да просто для того, чтобы побыть в одиночестве.

Несомненно, вы хотите помочь. Но не нужно подчинять свою жизнь депрессии партнёра, за это вы расплатитесь стабильностью своего морального состояния. Вы даже можете отказаться быть «домашним терапевтом» своего любимого человека, если понимаете, что это для вас непосильная ноша.

Существуют другие способы помощи: напоминайте пациенту, что необходимо заполнять журнал наблюдений или пить лекарство, поощряйте его за походы к врачу или уговорите на очередной сеанс психотерапии. Но не кладите всё на алтарь его болезни, он тоже должен что-то делать.

И это не жестокость, не проявление нелюбви. Вам нужно беречь и себя, иначе вы оба можете оказаться в яме безысходности. Вы можете быть очень любящим партнёром, но если вы играете в одни ворота, а ваш больной ничего не хочет делать, то это породит огорчение и обиды, которые приведут к разрушению союза.

Позволяйте себе высказываться, когда вы чем-то недовольны, не бойтесь, что вызовете рецидив и ухудшите состояние любимого человека. Конечно, какие-то мелкие огорчения можно «законсервировать» в себе, но о существенных обидах обязательно беседуйте.

В конце этой статьи хочется написать: надеемся, что наши советы вам не пригодятся, поскольку вы и ваши любимые люди всегда будете пребывать в бодром расположении духа. В любом случае всегда помните, что всё в жизни меняется, и если у вас началась унылая серая полоса, то она обязательно закончится.

Добрый день, дорогие домоседы. Как помочь человеку, если у него проблемы? Приносите людям надежду! Вы встречаете друга, который ходит сгорбившись, смотрит отсутствующим взглядом и, кажется, не замечает вас.

Встретили бывшую подругу, которая явно изменилась – вся в черном, без макияжа, со следами от слез и ночи без сна.

Вы узнали, что ваш коллега с работы был неизлечимо болен – вы видите, как он изолирует себя, избегает контактов.

Вы хотите подойти к ним, показать, что вы рядом, выявить желание помочь. Но, не знаете, как. Вам не хватает мужества. Вы боитесь, что в одиночку вы будете чувствовать себя разбитым с их проблемами. Какой-либо из них подойдет к вам и скажет о своей проблеме.

Да, «Не волнуйся, все будет хорошо.» – это единственное на что вы способны.

Направляете их на консультацию к психологу, психиатру, к кому-то еще. А между тем, вы можете предложить им гораздо больше!

Вы можете показать, что вы заботитесь, что вы понимаете. В этом вас не должен заменять ни один специалист! Помните, что никто не ожидает от вас, что вы возьмете его проблемы.

Не волнуйтесь, что не сможете помочь человеку, который просит вас о помощи. Ваша доброта, присутствие и интерес представляют реальную и очень важную помощь.

Начните с оказания понимания. Простые слова «я представляю, что ты чувствуешь.» или «Это должно быть очень трудно для Тебя.» очень важно для скорбящей и одинокой личности. После таких слов человек либо решиться на разговор с вами, или ответит, что он должен с этой проблемой справиться сам.

Вы должны всегда помнить, что даже человек, страдающий и находящийся в отчаянии, остается все равно свободным и имеет право решать вопрос о том, нужна ли ему ваша помощь или нет.

Поэтому если мы пытаемся начать разговор с кем-то о чьих проблемах мы знаем, начнем с общего утверждения. Например, «я слышал, что у вас не ладно со здоровьем.» гораздо лучше, чем «Я знаю, что у вас рак». Мы можем также обратиться к внешности человека и сказать: «Я вижу, что ты в последнее время выглядишь уставшим. Может быть у тебя какие-то проблемы?».

Очень важна наша нежность и тактичность, потому что люди, которые переживают тяжелые моменты могут быть особенно чувствительны. Конечно, мы можем услышать отрицательный ответ, и мы должны его уважать.

Уважение права другого человека на самостоятельную борьбу со своими проблемами – это уже большая помощь. Таким образом, мы показываем ему, что мы уважаем его права, и принимаем его выбор.

Не стоит утешать!

Утешение, выражение сострадания и жалости приносят, как правило, противоположный эффект. Они только подтверждают безнадежность ситуации.

Условия успешной беседы

Собеседник принимает решение о продолжительности разговора. Конечно, если мы устали или у нас есть другие запланированные мероприятия, необходимо аккуратно завершить встречу, обеспечивая ее продолжение, и сразу же фиксируя срок.

Как помочь человеку, если у него проблемы? Мы говорим только в личной и спокойной обстановке! Если собеседник в унынии настигает вас по пути на работу, спокойно и мягко объясните ему, что вы будете в состоянии уделить ему время и все ваше в другом месте, в оговоренный срок.

Ее стоит втягивать коллектив в рассмотрение проблемы. Эффективно оказать помощь можно в том случае, если это будет разговор один на один.

На первый разговор, самое лучшее место – это нейтральная территория, хотя выбрать ее должен ваш собеседник, так, чтобы он чувствовал себя увереннее и спокойнее. Очень хорошее место – кафе, которое обеспечивает соответствующую атмосферу и помогает сохранять дистанцию между собеседниками.

Наш собеседник должен иметь чувство влияния на ход беседы – это чувство может развиться в чувство овладения ситуацией, в которой тот оказался.

Концентрируйтесь на вашего собеседника. Отложите другие дела, отключите мобильный телефон. Давайте почувствовать другому человеку, что это важно. Больше слушайте, чем говорите.

Выразите душевную солидарность. Предложения, такие как «могу себе представить, что ты должен был чувствовать.» или «я знаю, как это больно.» очень важны для вашего собеседника. Но, никогда не врите. Если не представляете и не чувствуете, как другой человек, не говорите так! Это вызывает подозрение о жалости. Вы можете сказать проще: «я вижу, что тебе очень тяжело».

Если ваш собеседник заплачет, сохраняйте тактичное молчание. Таким образом, вы покажете ему свое для его эмоциональной реакции. Слезы полезны в период отчаянья, так как с их помощью мы освобождаемся от эмоций.

Не судите. Собеседник может передавать преувеличенные и очень переменные изображения действительности. Он может одновременно кого-то любить и ненавидеть. Вам нельзя ни человека, ни его обвинять, даже если собеседник вас провоцирует вопросами.

Старайтесь держать дистанцию и объективность. Ведь именно в вашей стабильности собеседник нуждается наиболее. Лучше сказать: «я понимаю, что ты злишься», чем «Вы правы, это ужасный ублюдок.»

Не стоит консультировать и учить» Собеседник часто будет вас провоцировать вопросами в стиле «И что мне теперь делать?». На первом этапе у вас нет столь обширных знаний о его ситуации, чтобы ему что-то посоветовать. Если он упорствует, вы можете сказать, что вы бы сделали на его месте.

Как помочь человеку, если у него проблемы? Попробуйте найти консультанта. Третье лицо, дружелюбное и умное, которое не участвует эмоционально в контакте с вашим другом, может помочь вам собраться с мыслями и понять то, что услышали.

Мы не должны говорить об этом человеку, которому помогаем, хотя можно и сказать – если вы чувствуете, что это не усугубит ситуацию. Так наш знакомый почувствует, что мы относимся к его проблемам серьезно.

Благодаря простым встречам в непринужденной обстановке и разговорам о проблемах, вы можете не только помочь человеку, но также станете сами сильнее эмоционально. Помогая кому-то справиться с какими-либо проблемами, мы достаточно часто находим выход и из своих сложных ситуаций.

Не оставайтесь равнодушными к людям, которые находятся рядом с вами и нуждаются в вашей помощи. Помните, так как поможете вы, близкий и сопереживающий человек, так помочь не сможет ни один в мире психолог или священник.

Как помочь человеку искренне и не обидеть, если у него проблемы? Ведите себя так, как хотелось бы вам в подобной ситуации.

Как должны вести себя окружающие с человеком в состоянии острого стресса? Можно ли ему помочь?

Конечно, такой человек нуждается в помощи. Я расскажу подробнее об ошибках, которые чаще всего допускают близкие. Во-первых, нельзя эмоционально вовлекаться в истерику. Старайтесь сохранять спокойствие. Это довольно сложно, ведь человеческие эмоции носят индуцированно-заразный характер, то есть передаются от человека к человеку. Например, я протягиваю вам руку - и вы автоматически протягиваете мне свою, я улыбаюсь - и вы улыбаетесь в ответ. Когда человек рядом с нами психически возбужден, мы постепенно входим с ним в резонанс. Особенно если это близкий нам человек. Простая аналогия: представьте себе две струны - вибрирует одна, начинает вибрировать и вторая, но с другой стороны, если одна затихает - это гасит вибрацию другой. Поэтому первой помощью для человека в истерике будет ваше спокойствие и отстранение. Отстраниться вовсе не значит хлопнуть дверью и выйти вон. Нужно вместо эмоций включить логику, то есть создать противовес, перестать подпитывать эмоциональные реакции страдающего. Говорите с ним спокойным ровным тоном, двигайтесь медленно и плавно.

Во-вторых, не пытайтесь давать человеку в таком состоянии советы и логические утешения. Он все равно их не слышит и требует вашего внимания вовсе не для того, чтобы решить проблему. В данный момент ему просто необходимы ваше участие, ощущение единения с другим человеком. Также в моменты наивысшего накала эмоций не стоит обсуждать с ним то, что произошло. Наоборот, попытайтесь переключить внимание человека на что-то другое. Например, спросите: «А что было во вчерашнем сериале?», «Хочешь ванильное мороженое или лимонное?». Когда истерика пройдет, вы обязательно поговорите о случившемся, но это будет потом.

А есть ли какой-то алгоритм, то есть порядок действий вывода человека из истеричного состояния?

Первым делом создайте ему ощущение защищенности на уровне тела - приобнимите, возьмите за руку и просто посидите рядом. В стрессовом состоянии люди, особенно женщины, редуцируют, то есть впадают в детство (крики, рыдания, метания, крушение предметов). А что мы делаем с детьми, когда пытаемся их успокоить? Берем на руки, гладим по голове, успокаиваем нежными словами.

Спокойным и ровным, чуть сниженным по тембру голосом говорите с человеком - но не о том, что произошло, а на отвлеченные темы. Затем попробуйте вывести его на прогулку. Физическая активность помогает утилизировать гормоны стресса, которые привели к повышению давления, ускорению сердцебиения и общему возбуждению.

Когда человек немного успокоится, обязательно поговорите с ним о том, что случилось. Это очень важный психотерапевтический аспект. Пусть выговорится, освободится от всего, что наболело, еще раз произнесет вслух то, что не дает ему покоя, посетует, пожалуется. Если не дать человеку выговориться, то его переживания превратятся во внутренний диалог, и он попросту не сможет уснуть. А сон очень важен в таком состоянии.

Помните, что наше тело и психика неразрывно связаны. Успокойте тело - успокоится и психика, и наоборот. Способов много - от приема успокоительных препаратов (фитотерапевтических и более сильных) до расслабляющих хвойных ванн и тихой музыки. Сделайте человеку массаж, при этом совсем не обязательно владеть его техникой. Померяйте давление, сосчитайте пульс. Любые ритуальные действия и процессы (измерение давление, например) отвлекают внимание и сигнализируют мозгу: «Тебе оказывают помощь, можешь расслабиться». Исключите телевизор, компьютер и любые другие возбуждающие психику факторы. Человеку в стрессе очень важно заснуть. Во время сна происходят процессы обработки информации, переживания превращаются в сновидения, эмоции гасятся. Именно поэтому говорят, что утро вечера мудренее.

А что делать, если человек испытывает стресс в одиночестве и не имеет возможности к кому-либо обратиться за помощью?

Делать нужно все то же самое, но самостоятельно. Взять себя в руки порой тяжело даже самому сильному и волевому человеку, поэтому нужно просто встать и чисто механически выполнять описанные действия. Просто доверьтесь тому, что написано в этой статье.

Оденьтесь и буквально пинками выгоните себя на улицу. Зайдите в магазин или в кафе. Люди, которых вы встретите по дороге, уже сами по себе будут заряжать вас своим спокойствием. На улице вы можете заметить нищего, который мерзнет в ободранной одежде и, возможно, ваша неприятность покажется вам не такой трагической. Заметите птиц - купите в магазине лишнюю булочку и покормите их, ведь каждая третья синица зимой замерзает от голода. Любое альтруистическое действие помогает пережить собственное горе. Поверьте, всегда есть кто-то, кому еще хуже, чем вам.

Мне очень нравится фраза: «Если у тебя плохое настроение, погладь кошку». Это работает, я проверял лично! Важно понимать, что полегчает не сразу. Мы ведь не роботы - переключил программу, и стало весело. Но в совокупности все вышеперечисленные вещи сработают. Шаг за шагом, по крупице вы будете обретать утраченное душевное равновесие, даже если оказались в момент стресса в одиночестве. Главное, не зацикливайтесь на себе, делайте шаги навстречу людям, и тогда в следующий раз рядом с вами обязательно окажется близкий человек, который вас поддержит.

Старинная пословица гласит, что разделенная радость – это двойная радость, а разделенное горе – это полгоря. Психолог Православного центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на бывш. Семеновском кладбище Светлана Фураева рассказывает, как помочь горюющему человеку разделить его горе.

Столкнувшись с чужим горем, многие хотят не просто выразить соболезнование, а сделать что-либо, чтобы помочь горюющему, и очень часто наталкиваются на отказ от помощи. Почему так происходит?

Дело в том, что у желающего помочь человека, не всегда получается «с ходу» определить, что именно необходимо сейчас горюющему. Поэтому выбранные стратегии поведения зачастую оказываются неэффективными. Вместо осознания, что смог оказаться полезным – обида, что «я со всей душой… а он (она) неблагодарный…»

И как же быть в такой ситуации?

В первую очередь – проявить чуткость. Помощь принимается лишь тогда, когда она совпадает с потребностями нуждающегося в ней человека. Поэтому необходимо оценить состояние горюющего, постараться понять, что ему нужно сейчас больше всего – покой, разговор, практическая помощь по хозяйству, просто посидеть рядом и помолчать или помочь дать выход слезам. Для лучшего понимания, что происходит с горюющим, рассмотрим, как выглядит процесс горевания во времени.

Первый этап – шок и отрицание потери . Даже если умерший долго болел, и прогноз врачей был неутешительным, сообщение о смерти является неожиданным для большинства людей. В состоянии шока человек как будто оглушен известием, действует «на автомате», потерян полноценный контакт и с самим собой и с окружающим миром. Люди, пережившие это состояние, описывают его как «это было как будто во сне», «это было как будто не со мной», «я ничего не чувствовал», «я не верил в произошедшее, это неправда». Такая реакция вызвана глубочайшим потрясением от известия, и психика включает своеобразный механизм торможения, защищая человека от сильной душевной боли.

Второй этап – гнев и обида . Горюющий снова и снова «прокручивает» в голове ситуацию, и чем больше он думает о своей беде, тем больше вопросов у него возникает. Потеря принята и осознана, но человек не может с ней смириться. Ведется поиск причин случившегося и альтернативных вариантов действия. Обида и гнев могут быть направлены на себя, судьбу, Бога, врачей, родственников, друзей. Решение, «кто виноват» при этом является не рациональным, а, скорее, эмоциональным, что может привести к взаимным обидам в семье.

Следующий этап – чувство вины и появление навязчивых мыслей . Горюющий начинает думать, что если бы он по-другому относился к умершему, действовал, думал, говорил, то смерть можно было бы предотвратить. Ситуация неоднократно проигрывается в различных вариантах. Это очень деструктивные чувства, которые, безусловно, необходимо преодолевать.

Четвертый этап – страдание и депрессия. Душевное страдание сопровождает все предыдущие стадии горевания, но на этом этапе оно достигает пика, затмевая собой все остальные чувства. Горе, подобно волнам, то нахлынет, то немного отступит. А в этот период человек испытывает максимальную душевную боль, это «девятый вал» горя. Этот период люди переживают очень по-разному. Кто-то становится очень чувствительным и много плачет, кто-то, наоборот, старается не проявлять эмоции и замыкается в себе. Появляются признаки депрессии – апатия, подавленность, чувство безнадежности, человек чувствует себя беспомощным, смысл жизни без умершего потерян. На этом этапе могут обостриться хронические заболевания, поскольку человек перестает заботиться о своих потребностях. Возникают нарушения сна и бодрствования, отсутствие аппетита, или неумеренное потребление пищи. На этом этапе некоторые горюющие начинают злоупотреблять алкоголем или лекарственными препаратами.

К счастью, этот период приходит к концу, и наступает следующий – принятие и реорганизация . Происходит эмоциональное принятие потери, человек начинает налаживать свою жизнь в настоящем. На этом этапе жизнь (уже без умершего) вновь обретает ценность. Планы на будущее перестраиваются, умерший в них перестает фигурировать, появляются новые цели. Это совсем не означает, что умерший забыт. Наоборот, воспоминания о нем не оставляют горюющего, просто сменяется их эмоциональная окраска. Умерший по-прежнему занимает свое место в сердце, но воспоминания о нем приводят не к страданию, а сопровождаются печалью или грустью. Часто человек черпает поддержку в воспоминаниях об ушедшем.

А как долго длятся эти периоды? И можно ли помочь горюющему преодолеть их быстрее?

Длительность горевания очень индивидуальна. Процесс горевания не линеен, человек может возвращаться на какой-то этап и еще раз проживать его. А вот торопить горюющего не нужно. Мы ведь не заставляем новорожденного ходить, а первоклассника решать задачи квантовой физики. В переживании горя важнее не его длительность, а прогресс, который происходит у горюющего. Я специально уделила время рассмотрению этапов горя, чтобы показать, что все чувства и реакции на утрату, проживаемые горюющим — нормальны . Принятие этих чувств, понимание их и поддержка горюющего на каждом этапе – это та самая помощь, которая и поможет преодолеть горе. Очень важно обратится к специалистам, если человек «застрял» на каком-то этапе и нет положительной динамики.

А чего не стоит делать, чтобы не натолкнуться на отказ от помощи?

Одна из самых распространенных ошибок, которые совершают близкие – это отстраненность от сопереживания. Проявляться это может в самых разных реакциях – от нежелания говорить об умершем до советов «крепиться и держаться». Связано это, как правило, не с душевной черствостью близких, а с проявлением психологической защиты. Ведь чужие эмоции отражаются на состоянии человека, к тому же, близкие тоже горюют по умершему, они также уязвимы в этот момент.

Негативно влияют на горюющих фразы типа «ему там лучше», «ну, вот и отмучился», если человек долго и тяжело болел «теперь и тебе легче станет, ухаживать не надо».

Еще одна распространенная ошибка – обесценивать горечь утраты, сравнивая с потерями других людей. «Бабушке 80 было, пожила вдоволь, а вот у моего соседа дочь в 25 умерла…» и т.п. Горе – оно индивидуально, и определять ценность потери сравнением никак нельзя.

При сильно выраженных эмоциях не нужно говорить с горюющим о том, что чувствуют другие по этому поводу. Это также относится к индивидуальным особенностям проживания горя.

Не стоит говорить с горюющим о будущем, ведь горюет он здесь и сейчас. Тем более, не стоит рисовать светлое будущее, когда человек переживает сильные эмоции. «Ты еще молода, замуж выйдешь», «заведёте другого ребенка, у вас все впереди». Такие «утешения» могут спровоцировать вспышку гнева и серьезно испортить отношения.

Так что же необходимо делать, чтобы поддержать человека в горе?

Во-первых, нужно настроить себя . Мы говорили о необходимости проявить чуткость к горюющему. Это очень важно. Помощь всегда объектна, то есть направлена на кого-то. Несовпадение потребностей горюющего и понимания помогающего, что правильно, а что нет, как правило, осложняет ситуацию. Поэтому нужно быть интуитивным, хорошо чувствовать, что может быть полезным. Тогда происходит психологическая подстройка, начинается сопереживание. Естественно, что интуитивное чувствование не должно мешать трезвомыслию и логике, которые особенно важны в кризисных ситуациях.

Во-вторых, помощь нужно предложить . Возможно, человек в данный момент не хочет принимать помощь ни от кого, или хочет, чтобы его поддерживал другой человек. Возможно, он просто переживает шок и не способен сейчас оценивать ситуацию. Поэтому предложение помощи должно быть конкретным . Вместо «Чем я могу помочь тебе?», следует спросить: «Тебе нужны продукты?», «Хочешь, я посижу с детьми?», «Может, остаться с тобой ночью?». Замечу также, что в России до 90-х годов принципы воспитания девочек были основаны на формировании стиля поведения «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». И сейчас эти женщины не способны принимать помощь не потому, что не нуждаются в ней, а потому, что они просто не понимают и не умеют этого, да и само слово «помощь», направленное на них, может являться психологическим табу. Если говорить просто «давай помогу» — это вызовет непонимание. А вот конкретное действие, которое помогающий готов сделать, может обойти этот стереотип силы.

Кроме того, предложение помощи должно быть реальным . Предлагайте то, что действительно можете сделать. Часто бывает, что горюющий отказывается от всего, только бы «вернуть все назад», а это единственное, что сделать невозможно. Не стоит идти на поводу у горюющего, обращаясь к оккультизму и спиритизму. Это принесет только вред, затягивая душу горюющего человека в омут, продлит период горевания, теша иллюзорными, несбыточными надеждами.

Желательно не оставлять горюющего одного , быть с ним. Если это невозможно, нужно постараться организовать «удаленное присутствие» с помощью современных средств связи. Лучше, если это будет живой разговор. В разговоре нужно стараться избегать общих вопросов «как дела?», «как ты?», заменив их конкретными «ты сегодня смог (смогла) заснуть?», «что ты ел?», «ты плакала сегодня?» и т.п. Это поможет выявить те проблемы, с которыми сейчас сталкивается горюющий человек и помочь справиться с ними.

Очень важно заставить себя слушать горюющего . Не только то, что хочется услышать, а все, что будет говорить переживающий горе человек. А говорить горюющим нужно много. Проговаривая свои мысли и чувства, они проживают свое горе, потихонечку освобождаясь от страданий. Иногда не обязательно отвечать, особенно, если не знаете, что сказать. Главное – быть искренним. Не создавайте запретных тем, дайте возможность сказать все, что на душе.

Искренность в отношении горюющего человека помогает принять его и его горе . Безоговорочно, таким, каков сейчас есть человек — слабый, уязвимый, несчастный, некрасивый от переживаний. Целиком и полностью. Не нужно заставлять его быть сильным, сдерживать слезы, пытаться развеселить. Человек должен знать и чувствовать, что он дорог своим близким и в таком состоянии, что ему позволительно горевать и быть слабым.

Нужно быть терпеливым . Некоторые эмоциональные всплески горюющего могут быть направлены на окружающих его людей, возможно проявление гнева, раздражения по отношению к живым. Такое поведение является проявлением бессилия изменить ситуацию. Нужно с пониманием относиться к этому. И, как мы уже говорили, у горя нет временны х границ. Нельзя «подгонять» горюющих, ограничивать их траур каким-то сроком. Важнее понимать, есть прогресс, или нет.

Для горюющих важно, когда их воспоминания об умершем поддерживаются и поощряются . На это нужно время и терпение, ведь воспоминания будут прокручиваться много раз, и все про то же, вызывая новые приступы слез и горя. Но воспоминания необходимы, они помогают принятию ситуации. Неоднократно воспроизведенные воспоминания становятся все менее болезненными, человек начинает черпать в них силы для проживания сегодняшнего дня.

Необходимо помочь горюющему приспособиться к новой социально-бытовой ситуации. Не выполнять за него функции, которые раньше выполнял умерший, а именно помочь научиться действовать самостоятельно. Иначе, когда вы по какой-то причине не сможете помочь сделать что-то, горюющий снова почувствует себя несчастным, брошенным, оставленным, возможен новый виток горя.

Желательно постараться заранее подготовиться к знаковым для горюющего датам . Праздники, годовщины – все это вызывает новые эмоции горя, потому что теперь они проходят по-другому, уже без умершего. Возможно, уже только мысли о предстоящей дате повергнут переживающего горе человека в отчаянье. Лучше, если в эти дни с горюющим кто-то будет.

И, конечно, нужно следить за собственным здоровьем , как в физическом, так и в эмоциональном плане. Ведь иначе человек не сможет полноценно помочь другому. В болезни или в периоды переутомления мы становимся более восприимчивыми, раздражительными, и можем случайно ранить и без того несчастного человека. Если возникло понимание, что сейчас не хватает ресурсов на поддержку другого, не нужно избегать его, лучше откровенно, но деликатно, объяснить, что сейчас нет возможности поддержать разговор или приехать. Чтобы горюющий не чувствовал себя брошенным и обиженным, нужно пообещать ему встречу или телефонный звонок, когда будут силы и здоровье. И обязательно сдержать это обещание.

Большую поддержку как помогающим, так и горюющим, оказывают статьи о переживании горя , размещенные на нашем сайте Мемориам.Ру . К сожалению, эмоции, переживаемые людьми в период острого горя, не позволяют им осознавать пользу этих материалов, но тем, кто хочет помочь своим близким, вполне по силам справиться с чтением. На сайте уже есть ответы на все вопросы, которые возникают и у горюющих, и у их близких. Как пережить смерть близкого? Как помочь горюющему? Как помочь душе человека? Что делать с возникшим чувством вины? Как помочь горюющим детям? На эти и многие другие вопросы отвечают священники, психологи, психиатры, юристы и люди, сумевшие преодолеть горе. Необходимо изучать эти материалы, рассказывать о них горюющим и другим членам семьи. По опыту скажу, это очень действенное средство, позволяющее «продвигаться» по пути скорби.

Очень сильным ресурсом в преодолении горя является духовная помощь близких людей. Под этими словами давайте понимать не выполнение всего вышесказанного, а заботу о душах умершего и оставшихся. Если в семье есть человек верующий, он может объяснить, что соблюдение конфессиональных ритуалов – не просто дань традициям, а конкретная забота об умершем.

Вера – великая сила на пути преодоления скорби. Верующий человек легче преодолевает горе, поскольку его «картина мира» не заканчивается смертью. Во всех религиях молитвы за умерших и дела милосердия считаются благом как для того, кто ушел, так и для того, кто делает это здесь. Если же семья не религиозная, надо обратиться к служителям той религиозной конфессии, которая традиционна для данной национальности. Ему нужно задать все вопросы, которые накопились у горюющих, а также выяснить, что может помочь душе ушедшего человека. Начав с исполнения обрядов, горюющий постепенно может прийти к пониманию таинства жизни и смерти, и это, по опыту, помогает справиться с кризисом переживания горя. Такая забота об ушедшем, да еще, если к ней добавляется помощь тем, кто сейчас слабее (пусть даже это всего лишь милостыня нищему), укрепляет горюющего человека, дает ему силы жить дальше, меняет качество его жизни.

И на прощание хочу сказать следующее. Можно бесконечно давать советы о том, что правильно и что неправильно. Но единственно верную линию поведения с горюющим подскажет только открытое сердце и искреннее желание быть полезным. Желаю всем, кто сейчас старается помочь своим близким, сил и терпения. Их понадобится много, но результат стоит потраченных усилий.