Главная · Прорезание зубов · Что такое дислексия. Дислексия - что это такое, известные люди с дислексией. Лечение дислекции, или как лечить дислексию

Что такое дислексия. Дислексия - что это такое, известные люди с дислексией. Лечение дислекции, или как лечить дислексию

Дислексия - расстройство, связанное с наличием трудностей в чтении. Этот недуг возникает у детей и взрослых. В основном страдает мужской пол. Диагностика и коррекция болезни осуществляется с помощью логопеда и нейропсихолога. В некоторых случаях требуется обследование у других узких специалистов. Прогноз заболевания благоприятный, если вовремя выявить наличие этого недуга и своевременно начать терапию.

    Показать всё

    Описание заболевания

    Дислексия - это затруднения в овладении навыками чтения. Расстройство обусловлено недоразвитием ВПФ (высших психических функций), которые влияют на формирование этого навыка, и в основном возникают у младших школьников. Заболевание встречается в 4,8% случаев у здоровых, а дети с ЗПР (задержкой психического развития) страдают дислексией в 20-50% случаев. У мальчиков патология регистрируется чаще, чем у девочек.

    Согласно проведенным исследованиям, причиной развития недуга является наследственная предрасположенность к нарушениям письма и чтения у пациентов с правополушарным видом мыслительной деятельности. У людей, страдающих дислексией, отмечается воздействие биологических факторов, которые влияют на появление минимальной мозговой дисфункции, а также наблюдаются психические заболевания (шизофрения). Причинами развития недуга являются перинатальное повреждение головного мозга, интоксикация ЦНС при употреблении алкоголя и препаратов матерью, а также при гемолитической болезни плода.

    К факторам развития дислексии относятся:

    • краснуха, корь, ветрянка, грипп, герпес у беременной;
    • узкий таз матери;
    • затяжные роды;
    • внутричерепные кровоизлияния;
    • задержка формирования структур головного мозга вследствие черепно-мозговых травм, нейроинфекций, детских инфекционных заболеваний;
    • ДЦП (детский церебральный паралич);
    • умственная отсталость (олигофрения);
    • нарушения речи;
    • педагогическая запущенность у ребенка;
    • высокий темп обучения и раннее начало;
    • несформированность устной речи: ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) и ОНР (общее недоразвитие).

    Основные клинические проявления и виды

    В зависимости от ведущих симптомов различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию. В соответствии с нарушенными механизмами выделяют следующую классификацию видов, описание которой приведено в таблице:

    Вид Симптоматика

    Фонематическая

    Связана с недоразвитием фонематического восприятия, синтеза и анализа. Наблюдаются замены и смешения звуков между собой. Отмечается неточность понимания слов и их употребления. У пациентов отсутствуют развернутые предложения, наблюдается несвязанность слов. Некоторые дети читают по буквам и искажают звуко-слоговую структуру слова
    Семантическая Нарушение в формировании синтеза слогов. Возникает из-за бедного словарного запаса, непонимания синтаксических связей в предложении. Отмечается отсутствие понимания прочитанного текста, слов или предложений. Техника чтения сохранна
    Аграмматическая Развивается на фоне недоразвития грамматического строя речи. Наблюдается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов. Отмечается наличие аграмматизмов при чтении, в устной речи и при письме
    Мнестическая Возникает из-за нарушения речевой памяти и наличия трудностей в соотнесении букв и звуков. Ребенок не запоминает буквы, отмечаются замены и смешение букв при чтении. Он не может воспроизвести ряд из нескольких звуков или слов. Происходит изменение их порядка и сокращение количества
    Оптическая Отмечается недоразвитие зрительно-пространственных представлений. Наблюдаются смешение и замены букв, которые похожи графически и отличаются друг от друга некоторыми элементами или расположением в пространстве. Отмечается при чтении соскальзывание с одной строчки на другую. В некоторых случаях обнаруживается зеркальное чтение (справа налево)
    Тактильная Нечеткость тактильного восприятия у слабовидящих. Наблюдается у людей, страдающих плохим зрением. Происходит смешение букв, которые близки по количеству или расположению точек при чтении азбуки Брайля. Отмечаются соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, нарушение понимания смысла прочитанного

    Дислексия у взрослых

    Дислексия у взрослых характеризуется наличием трудностей в восприятии визуальной информации и на слух. Отмечаются рассеянность и невнимательность, нарушения дикции и воспроизведения чисел. Навыки письма отсутствуют (алексия) или недостаточно развиты (дисграфия).

    Дислексики жалуются на то, что им трудно собрать буквы в слоги, слова, фразы и предложения. Наблюдаются признаки нарушения памяти. Больные не могут планировать свой день и правильно организовывать время. Отмечаются нарушения в произношении слов.

    Диагностика

    Диагностика заболевания осуществляется путем изучения сформированности устной речи, письма, чтения и неречевых процессов. Обследование пациента проводит логопед на основе изучения анамнестических сведений, которые включают в себя информацию о родах, беременности и развитии. Специалист выявляет уровень успеваемости ученика по русскому языку, состояние артикуляционного аппарата и особенности формирования речи.

    Диагностическое значение имеет исследование устной речи, в которое входит оценка звукопроизношения, фонематического развития, связной речи, лексико-грамматических средств языка. Проводится диагностика письменной речи, которая заключается в списывании текстов, самостоятельном письме и восприятии на слух. Исследуется темп и правильность чтения пациента, способ чтения, уровень понимания текста и ошибки.

    При диагностике прибегают к помощи нейропсихолога, который изучает уровень гнозиса (зрительного и слухового), мнестических способностей, анализ и синтез и оптико-пространственные ориентировки. Пациент должен пройти консультацию детского невролога (если это ребенок) или взрослого специалиста. Проводятся такие инструментальные методы исследования, как ЭЭГ и ЭхоЭГ. Чтобы выявить или исключить нарушения зрительных функций, проводят обследование у офтальмолога.

    Лечение

    С целью развития мелкой моторики, памяти, внимания и речи пациенту нужно продемонстрировать следующее действие: необходимо поочередно перебирать пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинать надо с указательного и заканчивать мизинцем. Сначала это упражнение следует выполнять одной рукой, затем другой и потом обеими одновременно. Заниматься надо по 10-15 мин 2 раза в день на протяжении 2 месяцев.

    Чтобы развивать головной мозг, можно использовать упражнение, которое называется "Зеркальное рисование". Пациент должен рисовать двумя руками зеркальные изображения или буквы. Для того чтобы он понял принцип упражнения, специалисту нужно сначала рисовать вместе с больным, потом пациент выполняет это упражнение самостоятельно каждый день несколько месяцев.

    Зеркальное письмо

    При фонематической форме недуга проводится коррекция дефектов произношения звуков и развитие полноценных фонематических процессов. Если у пациента обнаруживается семантическая дислексия, то необходимо лечить это расстройство при помощи обогащения словаря и усваивания грамматических норм русского языка. Лечение этого заболевания заключается в коррекции нарушенных сторон устной речи и неречевых процессов.

Заседание Консультативного Совета по неврологии
Москва, 22 февраля 2008 Профессор Заваденко Николай Николаевич
Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета РГМУ

Дислексия, или специфическое расстройство чтения, является наиболее распространенным расстройством учебных навыков у детей. Слово "дислексия" имеет греческое происхождение и означает "трудности со словами" (dys - плохой, неадекватный, lexis - слова, речь). Термин применяют к тем людям, которые с большим трудом овладевают навыками чтения и правописания, в частности, с трудом осваивают письменную речь. Согласно общепринятому представлению, дислексия является неврологическим расстройством генетической природы. Дислексию часто определяют как несоответствие между фактическими и ожидаемыми навыками чтения/правописания с учетом хронологического возраста и коэффициента интеллекта (IQ). Согласно диагностическим критериям Международной классификации болезней (МКБ-10, ВОЗ, 1994), расхождение между навыками чтения и правописания и IQ должно превышать два стандартных отклонения (ВОЗ, 1994). Диагностика осложнена отсутствием единообразных, стандартных тестов чтения и сочетанием дислексии со специфическими нервноповеденческими расстройствами.

Определение дислексии

  • Дислексия - частичная неспособность к освоению навыка чтения, связанная с нарушениями функций или недоразвитием определенных участков коры головного мозга. Обычно дислексия сочетается с дисграфией - сложностями в овладении письмом
  • По критериям МКБ-10 низкие показатели чтения и письма при дислексии не должны быть связаны с отсутствием нормальных условий для обучения, расстройствами зрения и слуха, перенесенной черепно-мозговой травмой и другими неврологическими и психическими заболеваниями
  • Распространенность дислексии у школьников составляет 5-10%. По сравнению с нормально читающими у лиц с дислексией обработка информации происходит в иных областях головного мозга, и при выполнении задания на чтение их мозг реагирует иначе. В связи с тем, что письменная речь лежит в основе систем образования во всем мире, расстройство учебных навыков может иметь пожизненные последствия. Несмотря на это, течение дислексии можно улучшить. Прогноз определяется ранним выявлением и вмешательством, комплексным интенсивным лечением. Показано, что дети с дислексией нуждаются в высоко интенсивных систематических вмешательствах на протяжении длительного периода времени, при этом ставится цель достичь достаточного улучшения и привить им навыки "учебного чтения", необходимые в процессе обучения.

    Дети не "перерастают" дислексию!

  • Более чем у 70 % школьников, которым в 3-м классе был подтвержден диагноз дислексии, проявления дислексии сохраняются и во взрослом возрасте
  • Без своевременного и адекватного лечения течение дислексии может приобрести длительный, хронический характер
  • Shaywitz et al., 1999

    Лечение дислексии представляет собой комплексный подход, включающий немедикаментозное воздействие, направленное на тренировку познавательных функций, связанных с предполагаемым характером основной проблемы, и/или их закрепление в качестве компенсаторного механизма. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков определения фонем, владения голосом, беглости использования и расширения словарного запаса. Хорошо согласованная программа лечения также включает возможности для развития навыков письма, чтения и обсуждения прочитанного. Целый ряд эффективных стандартизованных методик обучения направлены на конкретные компоненты или группу взаимосвязанных дефицитов, имеющих отношение к проблемам фонологического кодирования. Кроме того, полезным может оказаться медикаментозное лечение дислексии.

    Комплексный подход в лечении дислексии

  • Прогноз дислексии зависит от комплексного лечебного подхода
  • Семья и учителя должны быть информированы о проявлениях и механизмах дислексии, оказывать поддержку и помощь детям с дислексией (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа с компьютерами, обучение через прослушивание текстов, записанных на аудионосители и др.)
  • Индивидуальный подход к обучению должен включать коррекционные программы, систематизированное обучение фонематическим навыкам, фонетике, беглости чтения, увеличение словарного запаса, улучшение понимания прочитанного текста
  • Коррекционная программа должна включать задания по письму, чтению и обсуждению прочитанного
  • Важная роль отводится фармакологическому лечению
  • Ноотропил ® в двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях улучшал скорость и точность чтения у детей с дислексией; отмечено также улучшение вербального обучения, кратковременной памяти и точности письма. После полного года школьного обучения дети стали более понятливыми. Успеваемость на фоне лечения соответствовала успеваемости здоровых детей, в то время как нелеченные дети с дислексией все больше отставали. Ноотропил ® переносился хорошо большинством детей, несмотря на высокие дозы препарата. Таким образом, пирацетам повышает обучаемость, что способствует успеху реабилитационной речевой терапии.

    Применение Ноотропила при лечении дислексии у детей: результаты двойных слепых исследований

    Авторы Группы детей с дислексией Суточная доза Ноотропила Сроки лечения Результаты (по сравнению с группой плацебо)
    C.R. Wisher et al 46 мальчиков 3,3 г 8 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок
    M. Di lanni et al 257 мальчиков 3,3 г 12 недель Увеличение скорости чтения, улучшение слухо-речевой памяти. Не изменилось число ошибок и понимание прочитанного
    G. Levi 127 мальчиков 3,2 г 20 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного и письма
    C.R. Wisher et al 225 мальчиков и девочек 3,3 г 36 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение понимания прочитанного
    A. Van Hout 36 мальчиков 1,5 г (детям до 10 лет); 3,3 г (старше 10 лет) 12 недель Увеличение скорости чтения, уменьшение ошибок, улучшение слухо-речевой памяти

    В нашем исследовании Ноотропил ® назначался 18 детям в возрасте 8-12 лет, страдающих дислексией, контрольная группа составила 22 человека. Доза в пересчете на вес ребенка в среднем была 100 мг/кг в день. Суточная доза - от 2,4 до 3,2 г в день делилась на два приема. Продолжительность терапии составила 2 месяца. В контрольной группе медикаментозная и педагогическая коррекция не проводились, тем не менее осуществлялась постановка диагноза, объяснение родителям сути проблемы с дачей определенных рекомендаций.

    Оценка эффективности лечения Ноотропилом в основной и контрольной группах детей с дислексией 8 - 12 лет (Заваденко Н.Н., Румянцева М.В., 2008)

    Методика обследования включала опросник Ахенбаха о симптомах для родителей, неврологическое обследование легких отклонений по Denckla (1985), батарею тестов для исследования навыков чтения и письма, нейропсихологические тесты быстрого автоматического называния слов (RAN) и быстрого называния изменяющихся стимулов (RAS), графомоторный тест, тест Bourdon-Vos (1988) на устойчивость внимания. Навыки произнесения слов по буквам, фонологического распознавания и декодирования оценивались в тесте прочтения одиночных реальных слов и псевдослов, фонологическая чувствительность проверялась по способности удалять фонемы из слова с образованием нового, фонологическая память - по повторению псевдослов.

    Методы исследования

  • Опросник нарушений поведения для родителей (Achenbach, 1991)
  • Оценка развития координаторной сферы и тонкой неврологической симптоматики по методике Denckla (1985)
  • Оценка навыка чтения (коэффициент техники чтения, Корнев А.Н., 1995) и навыка письма под диктовку
  • Фонематические навыки и навыки автоматизации
  • Поддерживаемое внимание (корректурная проба Bourdon-Vos)
  • По результатам исследования благоприятное воздействие Ноотропила на навыки чтения и письма наблюдалось у 56% детей с дислексией, в частности повышение беглости и точности чтения, а также значимое снижение количества специфических ошибок (дисфонемических и зрительно-пространственных) при диктанте, улучшение фонологических навыков, автоматического извлечения слов и внимания. Было отмечено положительное влияние на двигательные функции у детей с дислексией. Значимо улучшились показатели при выполнении двух видов заданий на движение (хождение по прямой линии и поддержание осанки; задания на повторяющиеся движения кистей рук и стоп). Также выявлен положительный поведенческий ответ на лечение, со значимым улучшением средних значений для всех факторных показателей, включая проявления тревожности. Отмечена тенденция к уменьшению числа психосоматических жалоб, проблем с социализацией и вниманием. В контрольной группе исходные факторные показатели не претерпели значимых изменений.

    Индивидуальная оценка (% случаев) исследованных показателей в двух группах детей с дислексией

    Таким образом, усилия специалистов должны быть направлены на раннее выявление дислексии у детей.

    Разработка и применение комплекса мер, направленных на коррекцию дислексии, должны осуществляться своевременно и носить индивидуальный характер. Ноотропил ® хорошо подходит для лечения дислексии и может быть использован как действенный компонент полимодального вмешательства. Это лечение хорошо переносится, во время лечения побочных эффектов не наблюдалось. Терапия Ноотропилом должна включать в себя адекватные дозировки (2,4 - 3,2 г/день) и длительный курс применения - в течение всего учебного года, сочетая с немедикаментозными методами коррекции.

    Выводы

  • Проведение продолжительных (в течение двух и более месяцев) курсов лечения Ноотропилом с применением индивидуально подобранных доз является оправданным и эффективным подходом к лечению дислексии у детей
  • Результаты проведенного исследования подтверждают положительное действие Ноотропила на показатели чтения и письма в виде возрастания скорости и точности чтения, уменьшения специфических ошибок при чтении и письме под диктовку
  • В данном обзоре мы продолжим рассмотрение заболевания дислексии, в отдельности акцентируя Ваше внимание на особенностях и перспективе лечения, а также ответим на некоторые другие вопросы наших читателей.

    Опасности и последствия дислексии

    Многие полагают, что если дислексия приводит к нарушению одной важной функции головного мозга , то она отрицательно сказывается и на иных умственных способностях больного. Стоит заметить, что страдающих этой болезнью детей зачисляют в разряд непослушных и ленивых упрямцев, которые не заслуживают того, чтобы о них как-то заботились.

    Вследствие этого таких детей, несмотря на их нормально развитые многие другие способности, помещают в классы для слабо успевающих или отстающих детей. Отметим, что такое отношение обуславливает то, что ребенок теряет всякий интерес к обучению, начинает прогуливать занятия и в результате проваливает экзамены и зачеты. Если при этом его не лечить от дислексии, то он уже вряд ли когда-либо сможет наверстать упущенное.

    Кроме того, у ребенка развиваются вторичные осложнения дислексии: понижается самооценка, нарушается поведение, развивается депрессия.

    Лечение дислекции, или как лечить дислексию?

    Для лечения дислексии у детей и взрослых существуют определенные программы коррекции, которые адаптированы к индивидуальным особенностям каждого пациента. Такие программы не только помогают лучше справиться с общими нарушениями способности к письму и чтению, но и содержат курсы, обучающие чтению дорожных и иных специальных знаков.

    Овладение навыками чтения посредством специального курса поможет ребенку почувствовать себя намного увереннее в различных сферах деятельности. Устная работа, применение технических средств и некоторых альтернативных методов обучения помогут преодолеть трудности, которые связаны с чтением, распознаванием слов и чисел.

    Перспектива излечения дислекции

    Иногда наступает улучшение, и симптомы дислексии могут исчезать сами по себе. Это происходит или после взросления ребенка (с возрастом), или благодаря включению в совместную работу иного участка головного мозга, который берет на себя функции поврежденного. В некоторых случаях квалифицированная медицинская помощь в овладении навыками письма и чтения сводит к минимуму (а иногда даже полностью устраняет) проявления болезни.

    Дислексия что это такое? Представляет собой парциальное расстройство, при котором возникают проблемы с освоением навыков чтения.

    Болезнь вызвана из-за недостаточного формирования психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе навыков чтения

    Психологи выделяют следующие признаки патологии: типичность, стойкость и повторяемость ошибок при чтении (в основном происходит замена и смешение букв, искажается слог и так далее).

    Диагностика данной болезни предполагает оценку нескольких уровней формирования чтения, письма и других функций. Для преодоления расстройства врачи и психологи рекомендуют развивать нарушенные стороны (фонематические процессы, произношения звуков, речевую связь).

    Ряд ученых исследователей предоставили статистику о том, что 15% детей, посещающих школы, имеют проблемы, связанные с дислексией.

    В таких случаях школьников направляют на занятия, направленные на коррекцию. В 50% случаев отмечается рассматриваемая патология. Чаще всего дислексией страдают мальчики, но пол еще не является доказательством риска развития этого расстройства.

    Механизмы заболевания

    За процессом физиологического и психического процесса следят слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Чтение включает зрительное восприятие, различие и узнавание букв, осознание и понимание. Смысл парциального расстройства состоит в нарушении последовательности и единстве всех вышесказанных процессов.

    С точки зрения психологического аспекта, механизм данной болезни рассматривают в качестве парциальной задержки и развития речевых функций. Выделяется плохое формирование зрительного гнозиса и эмоционально-волевой сферы, фонематического восприятия и внимания, зрительно-моторной координации.

    Причины дислексии

    Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.

    Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.

    1. Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
    2. Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
    3. Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
    4. После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.

    Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).

    Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.

    Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.

    Социальные факторы

    • неблагоприятное окружение;
    • дефицит речевого общения;
    • высокий темп обучения;
    • билингвизм;
    • педагогическая запущенность;
    • плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.

    Большинство исследователей и ученых считают, что парциальное расстройство напрямую связано с нарушением в области левого полушария головного мозга. Именно эта часть отвечает за моторику (зона Брока) и восприятие речи (зона Вернике), а также нарушения, связанные с областями головного мозга через дугообразный пучок.

    Проблемы с распознаванием слов возникают в результате дефектов или дисфункций правого полушария головного мозга, средней затылочной части и области угловой извилины. Неспособность к освоению правил формирования слов расценивается как часть парциального расстройства.

    Чаще всего у юных пациентов с такой проблемой появляются сложности при выявлении рода, корня, определении слова или при расставлении знаков препинания.

    Виды дислексии

    Симптомы могут выражаться по-разному, в частности в определенных случаях выявляется «словесная слепота». Она связана со снижением активности на определенном мозговом участке.

    Ученым известно, что дислексия в той или другой форме присутствуют у 5-12% людей. Парциальное расстройство разделяется на несколько основных форм.

    Среди них выявляются следующие виды недуга:

    1. Фонематическая дислексия. Эта форма является самой распространенной у школьников начальных классов. Она основывается на нарушениях и недостаточном развитии функций фонематической системы. Смыслоразличительные особенности являются основным отличием одной фонемы от другой (твердость, мягкость, звонкость и глухость, место и способ формирования).

      В случае изменения в слове одной из фонем (лом – дом, росы – косы) или ее последовательности (липа – пила) формируется другой смысл.

      Данная форма парциального расстройства вызывает у ребенка смешение звуков по одному смыслоразличительному признаку. Здесь также следует выделить искажение и побуквенность чтения, наделяемые звуковой и слоговой структурой (пропуск букв, перестановка слогов).

    2. Семантическая форма имеет и другое определение — «механическое чтение». Этот вид патологии выявляется в случае нарушения понимания прочитанного (слово, предложение, текст), при этом, техническое чтение является правильным.

      Нарушение провоцирует появление звукового и слогового синтеза. Также у ребенка выявляется проблема нечеткости в представлениях синтаксических связей в предложении (предложение или текст воспринимаются в изолированном состоянии, в результате чего происходит разрыв связей с остальными словами).

    3. Аграмматическая дислексия является наиболее распространенным диагнозом у детей с недоразвитой системой речи. Она характеризуется следующими особенностями: неправильное согласование по падежу, роду, числу; изменение в падежных окончаниях и глаголах относящихся к 3 лицу прошедшего времени.
    4. Оптическая форма , как и другие виды дислексии связана со смешением и неправильным усвоением схожих графических букв. Они различаются только в одном элементе (Л – М). Помимо этого, буквы могут состоять из одинаковых элементов, но с различным расположением (Н–П–И).
    5. Мнестическая дислексия представлена проблемами и сложностями в усвоении букв. Ребенок не может понять, какая буква соответствует конкретному звуку.


    Фото. Девочка не понимает прочитанный текст.Семантическая форма дислексии — «механическое чтение»

    Симптомы дислексии

    Рассматриваемая патология имеет свои характерные симптомы. Правильнее всего их называть конкретными проблемами, с которыми и сталкиваются люди с парциальным расстройством. Самыми распространенными являются следующие:

    • заторможенность в развитии выявляется в способности читать, писать и запоминать орфографию;
    • сложность в восприятии сведений;
    • плохое усвоение прочитанной информации;
    • дезориентация в пространстве;
    • нарушение, связанное с координацией движений;
    • трудности в понимании слов.

    Необходимо выделить и тот факт, что дезориентация присутствует во всех симптомах дислексии. Психическое расстройство невозможно распознать по отдельности. Роль ориентации играет точность восприятия обстановки, окружаемой человеком.

    К этому числу относятся и двухкамерные слова, распечатанные на бумажном листе. Необходимо учитывать и тот факт, что ребенок не способен образно изображать печатные символы и буквы, поэтому его восприятие может заполниться некими пустотами. В итоге ребенок не может принять окружающую реальность в том виде, в котором ее воспринимают его здоровые сверстники.

    Симптом психического расстройства дислектиков выявляется следующими проявлениями:

    • высокий уровень интеллектуальной способности при плохих навыках чтения;
    • сложности в письме;
    • возможные проблемы со зрением, которое не соответствует нормальным требованиям;
    • повтор ошибок, возникающих в момент письма или чтения;
    • слабая успеваемость в выполнении определенных заданий;
    • низкий уровень запоминания в целом;
    • трудности, связанные с определением сторон и пространства.
    • Диагностика дислексии

      Логопеды, обследуя юных пациентов с парциальным расстройством, выявляют у них низкий уровень формирования письма, чтения и других навыков. На начальном этапе врач-логопед изучает особенность речи ребенка на уровне анамнеза, состояние речевой моторики, артикуляции и успеваемости ученика.

    1. Диагностику письменной речи необходимо проводить согласно нескольким принципам (выполнение задания по тексту, понимание, написание на слух самостоятельного задания). Одной из главных составляющих этого обследования является определение уровня формирования зрительного мнезиса и гнозиса.
    2. Диагностика устной речи включает в себя следующие принципы — формирование слоговой структуры слова, оценивание фонематического развития и звукопроизношения.
    3. Согласно показаниям обследования речи, логопеды вносят определенные дополнения, связанные с медицинским диагностическим блоком. Они могут включать в себя консультацию в детской неврологии и офтальмологическом отделении на основании проведенных тестов.

    Лечение дислексии

    Дислексия является проблемой многих детей на протяжении долгих лет жизни, но не влияет на развитие функционального навыка у ребенка. Не смотря на это, многие дети не достигают высокого уровня грамотности.

    Лечение дислексии состоит из нескольких этапов, включающих в себя прямое и пассивное обучение. Оно связано с распознаванием слов и выделением компонентов предложений. В прямом обучении фонетические способы применяются отдельно от процесса чтения. Их можно использовать как подходы, обучающие чтению словами и выражениями.

    Также рекомендовано применять подходы с воздействием на органы чувств. Они включают в себя изучение слов и выражений, интеграцию слуховых, тактильных и зрительных ощущений.
    Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающих изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.

    Обучение выделения составной части слова состоит из навыков звукового смешения и формирования новых выражений. Кроме того, в процессе обучения ребенок должен уметь разделять слова на составные части и компоненты, а также грамотно определять звуки.

    Навык выделения компонента в понимании текста включает в себя главные идеи, факты и детали, ответы на вопросы, чтение с выводами. Для этого пациентам позволяют пользоваться услугами компьютера, так как детям будет проще выделить печатное слово в тексте и воспринимать его при чтении.

    К другим методам лечения парциального расстройства относятся перцептивный и оптометрический тренинг, развитие слуховой и зрительной памяти, медикаментозная терапия. Все эти методы являются недоказанными и непроверенными.

    Профилактика дислексии назначается в дошкольном возрасте, так как именно в этот период легче всего развить у ребенка зрительные и пространственные функции, внимание, память, моторику, аналитическую и синтетическую деятельность.

    Формирование лексического и грамматического речевого строя играет важную роль в развитии ребенка, как и своевременное выявление нарушений, проведение специальных занятий по изменению ФФН и ОНР, а также подготовка к изучению грамоты. Такая профилактика способствует дальнейшему выздоровлению детей, страдающих парциальным расстройством.

    Видео на тему: «Ребенок, семья, общество: обучение и интеграция детей с аутизмом или дислексией».

    Многие родители при достижении их детьми возраста 4-5 лет узнают, что такое дислексия. Именно в этом возрасте дети начинают изучать алфавит, и тогда симптоматика дислексии всплывает на поверхность.

    Дислексией называется болезнь, при которой человек не может нормально читать текст. Это расстройство вызвано слабой сформированностью или разрушением психических функций, задействованных в процессе чтения.

    Данное заболевание распространено у 5% детей с нормой развития. Дислексия у детей с задержками в интеллектуальном развитии встречается намного чаще – 20-55%. Установлено, что рассматриваемое расстройство чаще встречается у мальчиков.

    Для того чтобы понять особенности этого заболевания, важно изучить механизмы дислексии. В осуществлении процесса чтения участвуют следующие речевые анализаторы: двигательные, зрительные и слуховые.

    Восприятие текста осуществляется по следующим этапам: сначала человек воспринимает буквы зрительно, глазами (узнает, различает их), затем соотносит данные буквы с звуками, после происходит слияние звуков в слоги – слова – предложения, и в итоге наступает понимание смысла текста. Дислексия – это нарушение очередности данных этапов.

    Симптоматика дислексии имеет в большинстве случаев открытый характер и легко диагностируется родителем или специалистом (педагогом, логопедом, психологом). Как говорилось выше, заболевание обнаруживается чаще у дошкольников, однако есть случаи, когда человек узнает о наличии у себя дислексии уже в зрелом возрасте.

    Как определить

    Когда обнаруживается дислексия у детей, симптомы часто имеют наслаивающийся, комплексный характер. Основной список включает в себя следующие пункты:

    • Трудночитаемый, плохой почерк.
    • Медленный темп чтения, не соответствующий норме для данного возраста (этот признак является одним из наиболее часто применяемых при диагностике).
    • Написание слов наоборот.
    • Во время чтения человек трогает глаза, трет их.
    • Трудное запоминание геометрических фигур, неумение их распознавать.
    • При чтении или после ребенок жалуется на головную боль.
    • Ребенок пропускает слова во время чтения.
    • Чтение книги одним глазом.
    • Постоянное стремление ребенка избежать процесса чтения.
    • Быстрая утомляемость.

    Диагностика дислексии заключается в анализе когнитивных способностей, оценке речи и психических функций. Специалист-логопед проводит обследование, включающее анализ устной и письменной речи.

    Путем сбора полного семейного анамнеза выявляются аспекты, влияющие на расстройства чтения. Врач обязательно проверяет работу слуха и зрения для того, чтобы исключить другие заболевания, имеющие также симптомы дислексии.

    Типология

    На данный момент существует обширная классификация дислексии, описывающая ее виды, формы и этиологию. Подробное описание представлено ниже.

    Виды дислексии:

    • Литературная – трудности в усвоении отдельных букв.
    • Вербальная – проблемы при чтении слов.

    Выделяют следующие формы дислексии:

    1. Тактильная. Характерна для слабовидящих детей. Ребенок путает буквы, схожие на ощупь, при чтении азбуки Брайля.

    2. Оптическая. Является последствием слабой сформированности зрительно-пространственных представлений. Ребенок путает сходные по написанию буквы (Ы-Ь, Г-Р).

    3. Мнестическая. Деформация памяти речи. Ребенку трудно соотносить звуки и буквы.

    4. Аграмматическая. Причиной данного вида является недоразвитость обобщений различных форм слов. Ребенок с такой формой заболевания:

    • Неверно согласовывает существительные с прилагательными (интересная рассказ, красивый ваза).
    • Допускает ошибки в окончаниях глаголов прошедшего времени (выбегул, предлагул).
    • Меняет окончания и числа имен существительных (в гаражов, в домов).

    5. Семантическая. Вызвана бедностью словарного запаса. Ребенок читает текст верно, однако не понимает прочитанного.

    6. Фонематическая. Является последствием недоразвитого фонематического слуха и связанных с ним затруднений в анализе, синтезе и восприятии речи. Ребенок смешивает звуки, не дифференцирует слова, отличающиеся одной буквой, но имеющие абсолютно разный смысл (например, поп – коп, лоб — лом).

    Причины

    Основная причина, вызывающая дислексию у детей, – это расстройство нейробиологической системы. В этом случае происходит нарушение работы определенных участков мозга (задняя часть средней левой височной извилины). В перинатальный период (период с 28 недель беременности, процесс родов и первые 7 суток жизни ребенка) причинами данного процесса могут служить следующие факторы:

    • Токсическое поражение центральной нервной системы (является следствием медикаментозной или алкогольной интоксикации, желтухи).
    • Поражение инфекцией головного мозга плода (происходит при перенесении беременной женщиной инфекционных заболеваний).
    • Механическое повреждение головного мозга (следствие грубых манипуляций по доставанию плода из утробы матери).

    В период от рождения до смерти человека отклонения в работе головного мозга, приводящие к нарушению процесса чтения, может вызвать:

    • Травмирование черепа.
    • Цепь инфекций.
    • Болезни центральной нервной системы (детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка в психическом развитии).

    Существует также несколько не связанных с нервной системой факторов, при которых развивается дислексия, причины ее могут быть социальными:

    1. Дефицит устного общения с ребенком.

    3. Создавать индивидуальные условия. Больной дислексией человек может быстрее воспринимать информацию при наличии определенных условий. Это может быть уединенное рабочее место, более длительное время на выполнение задания, специальное программное обеспечение, наличие помощника, изменение формата документов (например, перевод из печатного текста в аудиоформат – для этого существует множество современных программ).

    4. Использовать простой и понятный шрифт. Человеку комфортнее читать шрифт, имеющий ровный строй, без засечек, 12-14 размера (например, Arial, Tahoma, Helvetica и другие).

    5. Предъявлять текст на бумаге высокого качества. Используйте плотную, не просвечивающую бумагу.

    Так как большинство взрослых не подозревают о своем заболевании, то важно в корректной форме рассказать человеку о нем и порекомендовать хорошего специалиста в этой области. Помните, что в данном случае вы несете ответственность за конфиденциальность информации. Автор: Екатерина Липатова