Главная · Другие болезни · Расписание дня ребенка 1 год. Для мелкой моторики. Подъём, умывание и утренняя гимнастика

Расписание дня ребенка 1 год. Для мелкой моторики. Подъём, умывание и утренняя гимнастика

Полтора годика - возраст, в котором многие детки начинают проявлять характер. Для взрослых важно сохранить дистанцию, показать «кто в доме главный». Разумеется, не стоит наказывать кроху за малейшую провинность и устанавливать в семье жесточайшую диктатуру: действовать надо тактично, проявляя максимум терпения.

Питание полуторагодовалых малышей

Основная часть дневного рациона приходится на обед - почти треть всей пищи, завтрак и ужин - около четверти суточного меню, а полдник - приблизительно 20 %. Практически все детки к этому времени имеют достаточно зубиков, чтобы самостоятельно прожевать еду, поэтому вам больше не придется ее перетирать, можно лишь слегка помять вилкой.

Важно! Нежная пищевая система ребенка еще не способна переваривать жесткую пищу, поэтому все фрукты с твердой шкуркой необходимо чистить. Это требование относится к сливам, персикам, абрикосам, яблокам и грушам. Подросший малыш с удовольствием будет кушать виноград, арбузы, цитрусовые, черешню и клубнику. Учтите, что некоторые дети склонны к аллергии, поэтому при покраснении щечек обязательно выясняйте причину - так вы сможете своевременно предпринять необходимые меры.

Хотя многие взрослые склонны перевести 1,5-годовалого малыша на общий стол, воздержаться от этого следует по следующим причинам:

  • ЖКТ ребенка все еще плохо воспринимает жареную пищу;
  • под запретом консервированные продукты, в том числе рыбные и мясные консервы, всевозможные салаты;
  • крохе нельзя кушать копчености и солености - в таком раннем возрасте легко нарушить деятельность пищеварительной системы, потом ее будет крайне сложно восстановить.

Помимо основных продуктов, которые уже введены в рацион (см. нашу предыдущую статью) в меню можно добавить:

  • овощные салаты, компоненты которых обработаны крупной теркой, порция может достигать 40–50 г;
  • цветная капуста и горошек;
  • ячневая и пшенная каши;
  • твердый сыр;
  • бутерброды с маслом, для разнообразия можно иногда предложить вареную колбаску, разумеется, отличного качества.

Ежедневно крохе необходимо как минимум 100–130 г свежих фруктов. Постарайтесь не ограничиваться одним видом: меню ребенка должно быть разнообразным. Обязательно помимо соков и чая предлагайте малышу компоты, полезен будет и сок шиповника.

Важно! Кормите ребенка по возможности только свежеприготовленными блюдами: так меньше вероятность пищевых отравлений, в еде лучше сохраняются витамины.

Умственное развитие ребенка в 1,5 года

Малыши в полтора годика отлично ориентируются во многих бытовых вопросах. Более того, они с готовностью осваивают цифровую технику: смартфоны и ПК, с удовольствием просматривая фотографии или отвечая на звонки. Естественно, если у них есть доступ к этим гаджетам. Конечно, по возможности стоит ограничивать кроху в этих увлекательных занятиях.

К этому возрасту малыша желательно научить следующим действиям:

  • различать простейшие геометрические фигуры - треугольник, шар, квадрат;
  • безошибочно собирать пирамидку;
  • различать несколько цветов;
  • рисовать на бумаге простые фигуры - они еще не совершенны, чаще всего это зигзаги, короткие линии, созданные карандашом или ручкой.

Часто можно наблюдать, как сосредоточенно малыш перелистывает страницы книги. Если в ней есть рисунки, он может указывать на персонажей, комментировать их действия. Старайтесь периодически приобретать для крохи новую литературу, которую затем чередуйте, чтобы у крохи постоянно присутствовал интерес к книжкам.

Моделирование жизненных ситуаций

Ребенку еще предстоит много узнать. Формирование его поведения происходит на основе ежедневных занятий членов семьи, а также посторонних взрослых, за которыми он наблюдает на улице, в магазинах и других заведениях. Возможные варианты игр:

  • ухаживание за куклой или мягкой игрушкой (для мальчиков);
  • игра с машинкой, которую ребенок тащит за веревочку или возит по полу;
  • забавы в песочнице - постарайтесь купить малышу хотя бы простой набор игрушек (формочки, ведерко, лопатку, грабельки).

Играйте с малышом в магазин, театр, цирк или другие ролевые представления, стараясь, чтобы из каждого занятия он получал хотя бы немного новой информации.

Воспитание ребенка

Задача взрослых - добиться, чтобы малыш точно понимал запреты и разрешения. Основной вид воздействия - интонации голоса: ласковые или гневные, спокойные или возбужденные. Здоровый ребенок настроен благожелательно, он быстро забывает о конфликтных ситуациях, способен мгновенно переключать внимание с одного события на другое. Другие особенности:

  • живой интерес к поступкам других людей;
  • конфликтность при совместных играх со сверстниками;
  • плаксивость во время длительной разлуки с мамой - ребенок еще не готов долго оставаться без нее;
  • реакция на слышимую музыку - дети танцуют или пытаются подпевать.

Малыш с удовольствием общается, теперь он не только случает, что говорят старшие, но и пытается им отвечать, с готовностью вступает в диалог.

Расписание дня по часам

А теперь составим примерный режим полуторагодовалого ребенка на основе представленной выше информации. Итак, расписание:

  • 07:00 - пробуждение;
  • 07:00–07:30 - водные процедуры, малыш самостоятельно умывается, чистит зубки под присмотром мамы;
  • 07:30–08:00 - рисование, доверьте крохе толстые фломастеры, находитесь рядом, чтобы присматривать за малышом;
  • 08:00–08:30 - завтрак, в полтора года многие малыши с удовольствием кушают сами, постарайтесь приучить кроху есть аккуратно, не разбрасывая еду за пределы тарелки;
  • 08:30–09:00 - уборка комнаты;
  • 09:00–09:30 - чтение книги, развивающие игры;
  • 09:30–11:30 - прогулка по улицам города, посещение продуктовых магазинов, забавы с другими детками в песочнице;
  • 11:30–12:00– возвращение домой, мытье рук после улицы;
  • 12:00–12:30 - обед;
  • 12:30–15:00 - тихий час, мама в этом время тоже может отдохнуть;
  • 15:00–16:00 - малыш самостоятельно играет, желательно, чтобы мама в это время находилась поблизости;
  • 16:00–18:00 - прогулка, можно пойти в парк или посидеть на лавочке у дома, наблюдая за тем, как кроха учится взаимодействовать с другими малышами;
  • 18:00–19:00 - возвращение домой, уборка комнаты, игры с взрослыми;
  • 19:00–19:30 - ужин вместе с родными;
  • 19:30–20:00 - пение песенок с мамой или папой;
  • 20:00–20:30 - подготовка к купанию, водные процедуры;
  • 20:30–21:30 - массаж, одевание, укладывание спать.

В те моменты, когда вам необходимо что–то сделать на кухне, старайтесь озадачивать малыша. Поручите ему «покормить» куклу или построить из кубиков гараж для машин, прочитать Мишке или Зайке сказку на ночь или спеть им песенку. Вы удивитесь, заметив, с каким удовольствием кроха выполняет эти нехитрые обязанности. Именно в такие моменты он приучается заботиться о других, проявлять ответственность.

До года режим дня ребенка подчинен скорее его биологическим ритмам. Кроха взрослеет, меняются его потребности, растёт расход энергии.

Придерживаться режима или нет, родители решают сами. Однако несоблюдение баланса отдыха и бодрствования, несвоевременный приём пищи неизбежно ведут к ухудшению самочувствия ребёнка, его капризности и плаксивости. К тому же чёткий распорядок – важное условие воспитания организованного и дисциплинированного человека.

До года режим дня малыша подчинен скорее его биологическим ритмам. Со временем его придётся пересмотреть. Кроха взрослеет, меняются его потребности, растёт расход энергии, да и посещение дошкольного учреждения не за горами.

Путь к организации режима

От года до 2 лет педиатры выделяют несколько вариантов распорядка дня детей. Если сохраняется двукратный дневной сон, то пробуждение, количество кормлений будет иным, нежели при одноразовом отдыхе.

Дети 1–1,5 лет

Малыши этого возраста всё ещё быстро утомляются, поэтому нуждаются в восстановлении сил. Их периоды бодрствования составляют 3,5–4 часа, а суточное количество сна – около 13–14,5 часов.

Отдых делится на утренний и дневной, каждый из которых составляет 1–1,5 ч. Причем первый сон обычно короче второго, хотя всё зависит от индивидуальных особенностей малютки.

В этот период сохраняется пятиразовое питание, некоторые мамочки продолжают кормить грудью.

Тематический материал:

Дети 1,5–2 лет

К 18 месяцам силы и возможности крохи растут, периоды бодрствования увеличиваются до 5–5,5 ч, многие дети переходят на однократный дневной отдых. Это в корне меняет устоявшийся ранее режим дня.

Теперь маме сложнее организовать 5-разовое питание, да и педиатры рекомендуют к этому возрасту убрать последнее кормление, чтобы желудок ребёнка отдыхал ночью, не отвлекаясь на переваривание пищи.

Будить кроху тоже стоит позже, ведь ему нужно сохранить силы до дневного сна, который теперь немного откладывается.

В вопросах организации режима ребенка знаменитый врач Комаровский поддерживает скорее родителей, чем малыша. Понимая, что крохе нужны счастливые и отдохнувшие мама с папой, он призывает к такому порядку, который будет удобен в первую очередь им.

Режим дня детей 1–2 лет

Что подразумевает понятие «режим дня»? Пробуждение в определенное время, график приёма пищи, периоды бодрствования и прогулки, купание. Добавить сюда можно разве что утреннюю гимнастику, остальное времяпрепровождение (игры, занятия) расписывать строго по минутам не стоит, так как это зависит от настроения и желаний ребёнка.

Пример распорядка дня малыша 1-1,5 лет

Купание целесообразней проводить непосредственно перед последней трапезой. В нашем случае – в 19:30. Так, накупанное и уставшее дитя поест и крепко уснёт до самого утра.

Видео по теме

Пример распорядка дня малыша 1,5–2 лет

Купание происходит также перед сном, с 1 года и 6 месяцев – в 20:00.

Придерживаться данных цифр совсем необязательно. Главное, чтобы совпадали отрезки времени между кормлениями и периодами сна.

Подобный распорядок сохранится вплоть до конца дошкольного детства вашего чада.

Как понять, что пора менять режим

Переход с двукратного на однократный дневной отдых у каждого ребёнка осуществляется по-разному. Одни готовы к этому уже в год и 2 месяца, другие продолжают утром спать даже в год и 10 месяцев. Не стоит волноваться по этому поводу и стараться насильно поменять режим.

Но если вы замечаете, что утренний отбой наступает всё позже, ребёнку пора в кровать, а он ещё активен и весел, пришло время. Попытайтесь «дотянуть» его бодрствование до обеда и только потом уложить спать. В противном случае наступающий с опозданием первый сон приведёт к откладыванию второго, а значит, и вечером малютку будет сложно уложить.

Отдельно о питании

Как говорилось выше, дети 1 года всё ещё продолжают перед сном перекусывать маминым молочком или смесью. Это же меню у крошек на завтрак. До 18 месяцев следует постепенно отучить дитя от «грудничковой» еды.

Из оставшихся трёх приемов пищи карапуз 1 года ест то же, что и родители. Только его блюда имеют жидкую консистенцию или измельчены до маленьких кусочков. Наличие таких «взрослых» продуктов, как колбасы, консервы, пряные блюда, грибы и аллергены (шоколад, цитрусовые), пока противопоказано.

Как бы ни хотелось, не стоит баловать кроху сладостями. Пустые углеводы не только вредны для хрупкого организма, но и серьёзно портят аппетит.

С 1 года 6 месяцев смесь или молоко на завтрак пора заменить молочной кашей и омлетом. Ужин должен быть лёгким, чтобы не мешал ребёнку спать (овощное пюре, творожок).

Другие составляющие режима

Помимо самых важных «дел» – сна и кормлений, в день малыша включены прогулки, занятия, физические упражнения. Как их планировать?

Прогулки

В хорошую погоду ребятам любого возраста нужно проводить на улице максимальное количество времени. Для крошек 1 года лучше организовать активные игры на воздухе, а не гулять в коляске. Берите с собой игрушки, которые поддержат кроху в его пока ещё неуверенных шагах (кукольные коляски, например). Очень полезны игры в песочнице.

Один из дневных снов можно устроить в коляске на свежем воздухе.

С 14–18 месяцев навык ходьбы уже достаточно хорошо сформирован. Теперь мамам на прогулке совсем не до отдыха – чадо беспрерывно упражняется в беге, прыгании, лазании и должно быть под постоянным контролем.

Занятия

Развивающие занятия – неотъемлемая часть режима дня малышей. Это творческая работа (рисование, лепка), изучение фигур и цветов, развитие речи (чтение сказок, демонстрация карточек и др.) и мелкой моторики и т. д.

Занятия по 15–20 минут лучше проводить утром, когда интеллектуальная активность крохи максимальна, или же после тихого часа.

Физическое развитие

Каждое утро следует начинать с гимнастики. Совсем маленькие карапузы (1 года) могут поиграть с мамой в мяч, полазить по спинке дивана, попрыгать на фитболе. Ближе к – 16–18 месяцам дети могут повторять движения упражнений за взрослым.

Решив придерживаться графика, будьте настойчивы и пунктуальны. Очень скоро вы заметите, что накормить и уложить чадо спать стало намного легче, а его поведение будет более предсказуемым.

Как вы огранизовали режим дня своего малыша? Поделитесь опытом с другими мамами.

К одному году и пяти месяцам малыш активно познает мир. А его способность хорошо координировать свои движения сильно помогает этому процессу. Ведь куда интереснее бегать, чем сидеть или ползти! Но многие мамочки могут быть обеспокоены тем, что их чаду не удаются какие-то вещи, которые уже вовсю делают его сверстники. Чтобы развеять все сомнения, надо просто узнать приблизительные нормы развития ребенка на этом этапе, но не забывать, что каждый малыш уникален.

Навыки и умения малыша в 1 год и 5 месяцев: что умеет ребенок возрастом один и 5?

К возрасту год и пять месяцев кроха уже умеет многое.

  1. Ходить кругами , прыгать, бегать, поворачивать в сторону во время бега.
  2. Подниматься на ступеньку , перешагивать через небольшие предметы.
  3. Залезать на диван , кресло или невысокий стул и слезать обратно.
  4. Строить башню из 3-5 кубиков.
  5. Бросать и ловить мяч.
  6. Определять, где и что нарисовано на картинке (показывает пальцем, где медведь, где стол, где домик и т.д.).

Если малыш еще не овладел какими-то из перечисленных навыков, то на них надо обратить особое внимание и в процессе игры тренироваться.

Из бытовых навыков самые важные сейчас это:

  • проситься в туалет;
  • уверенно держать ложку;
  • пытаться самостоятельно есть густую пищу;
  • пить из чашки.

Если по каким-то причинам ребенок не умеет и, самое главное, не пытается этого делать, то надо проследить за его поведением. Если не хочет ничему учиться, лучше проконсультироваться с неврологом.


Речевое развитие ребенка в год и пять месяцев

Многие молодые родители переживают, если их чаду уже скоро полтора года, а он еще ничего внятно не говорит. Беспокоиться не стоит — это абсолютно нормально.

Прежде всего, к возрасту один и 5 малыш должен понимать речь, а заговорит он позже.

Итак, в 1 год 5 месяцев ребенок:

  • показывает по просьбе взрослого , где глазки, носик, рот, ручки, ножки и т. д.;
  • знает, как называются игрушки , обобщает их, по просьбе может показать, где лежат все мячики или пирамидки;
  • хорошо различает слова , обозначающие простые действия, выполняет их («положи», «принеси», «покорми» и т. п.).

Что касается речи, то, наверное, это самый индивидуальный показатель. Есть дети, которые молчат лет до трех, зато потом начинают говорить целыми предложениями. Их довольно много, но все-таки более 50 % всех ребятишек к году и 5 месяцам уже умеют:

  1. говорить простые слова , выражающие эмоции: «да», «нет», «хочу», «не хочу», «дай» и т. п.;
  2. показывать, где и кто находится из членов семьи, знает всех по именам; более или менее правильно произносить самые простые имена, а также «мама», «папа», «баба», «дядя» — то есть слова с повторяющимися слогами;
  3. составлять простые предложения , типа «хочу пить», «пойдем гулять», но произносить их по-своему: «пойдем гулять» может превратиться в «айдем гаять» и т. п.;
  4. подражать взрослой речи , но при этом оставляя так называемую автономную речь — то, что понятно лишь самим малышам.

ВАЖНО! Малыш, который молчит, но при этом еще не отзывается на речь и не пытается называть предметы даже по-своему, срочно нуждается в консультации ЛОРа и логопеда.

Если вы видите, что сын или дочка прекрасно понимает вас, отзывается на имя, знает название предметов, может их показывать, то надо проводить с ними игры на развитие речи.

  1. Можно обыгрывать ситуацию, в которой малыш будет произносить простые слова и звуки: «спой кукле колыбельную, а-а-а» или «попроси у папы карандаши, скажи «дай, папа» и т. д.
  2. Или попросить ребенка сказать, как квакает лягушка, как мяукает кошка и т. д. А потом наоборот — спрашивать: «кто говорит «ква-ква», а малыш должен отвечать — «лягушка».

Читайте чаду как можно больше книг, четко проговаривая окончания. Беседуйте с малышом медленно, комментируя каждое свое действие. И его речь не заставит себя долго ждать!

Чем кормить и как ухаживать за ребенком в 1 год 5 месяцев: особенности ухода и питания

Кормить ли грудью малыша, которому скоро уже исполнится полтора года, грудью или нет ?

Этот вопрос задают себе огромное количество мамочек. Специалисты считают, что верхнего возрастного предела для грудного вскармливания не существует. А то, что это может быть вредно для крохи – всего лишь миф.
Тем не менее, одного грудного молока уже не хватает. Пора составить примерное меню своему чаду на неделю, чтобы точно знать, что он питается правильно.

Меню для ребенка в возрасте 1 год и 5 месяцев

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день
Завтрак рисовая каша на молоке (180 г), чай с молоком (1/2 стакана), пшеничный хлеб (10 г) манная каша на молоке (180 г), какао с молоком (1/2 чашки), пшеничный хлеб (10 г) с сыром молочная лапша (140 г), чай с сахаром (1/2 стакана), фруктовое пюре (50 г) омлет на пару (50 г), какао с молоком (1/2 чашки), пшеничный хлеб (10 г)
Обед овощной суп (100 мл), паровые мясные биточки (40 г), пюре из горошка (90 г), настой из шиповника (1 чашка), пшеничный хлеб (10 г) тыквенный суп-пюре (100 мл), куриные кнели на пару (40 г), пюре из яблок и моркови (90 г), кисель из черной смородины (1 чашка), ржаной хлеб (10 г) картофельный суп с горошком (100 мл), суфле из рыбного филе (40 г), пюре из тыквы и кабачков (90 г), пшеничный хлеб (10 г) молочный суп с рисом 9100 мл), капустные котлеты (50 г), картофельное пюре (90 г), компот из яблок (1 чашка), ржаной хлеб (10 г)
Полдник кефир (100 мл), детское печенье (15 г) простокваша (100 мл), булочка (20 г) кипяченое молоко (100 мл), яблоко, сухарик кефир (100 мл), запеченное яблоко
Ужин омлет на пару (50 г) с тертым сыром, каша гречневая (100 г), чай с сахаром (1/2 чашки) творог с черносливом (80 г), картофельное пюре (90 г), чай с молоком (1/2 стакана), пюре из свеклы и яблок (150 г), каша гречневая (100 г), настой из шиповника (1/2) запеченная цветная капуста (160 г), картофельное пюре (90 г), травяной чай (1/2 чашки)

Также в один год и 5 месяцев надо продолжать каждый день чистить малышу зубки утром и вечером, а времени на купание выделить побольше, так как кроха с удовольствием играет со специальными игрушками для ванны.

ВАЖНО! Ни на секунду не оставляйте ребенка одного в воде. Чтобы ему было удобнее, а вам спокойнее, можно пользоваться специальным сиденьем, которое крепится ко дну ванны на присосках.

1 год и 5 месяцев — самое время учить малыша сморкаться, если он еще не умеет этого делать. Как учить?

  1. Предложите ребенку попыхтеть, как ежик.
  2. Пусть представит, что каждая его ноздря — это труба парохода или паровоза, и в нее надо дудеть, зажав вторую пальцем.
  3. Покажите наглядно, как должен выглядеть процесс сморкания: в одну ноздрю положите кусочек ватки, а вторую пусть малыш зажмет, а потом сильно дунет — ватка вылетит, и крохе будет понятно, чего от него ждут.
  4. Нарвите бумажки или салфетки — пусть ребенок попытается их сдуть с поверхности, использую то одну, то другую ноздрю.

Игры с малышом в возрасте одного года и пяти месяцев

Несмотря на то, что младенец в 1 год и 5 месяцев проявляет все больше самостоятельности, он очень уязвим. Худшее для него — это расставание с близкими и, в первую очередь, с мамой. Поэтому, если есть возможность, не стоит отдавать его в это время в детский сад.
Оставаясь дома, мама должна играть со своим чадом в развивающие игры. Прекрасно, если удастся вовлечь в этот процесс папу, бабушку, дедушку, братьев и сестер, ведь сейчас — это самые главные люди для крохи.

Для развития логики

  1. «Что-то одно»: малышу надо найти в разбросанных предметах только красные предметы или только круглые и т. д. и собрать их.
  2. «Простые предметы» : из предложенных двух фигурок (заранее вырезанных из фетра или картона) ребенок должен собрать домик, грибок, деревце и т. п.
  3. «От большего к меньшему»: надо расположить предметы по убыванию или по возрастанию; предметов должно быть не более 5-6 штук.

На внимание

  1. «По парам»: надо сделать несколько пар карточек, где нарисованы какие-то предметы; одну карточку из пары разложите перед чадом, а вторую показывайте ему и просите найти такую же.
  2. «Поиск по звуку» : мама может спрятаться сама, а потом звать ребенка, или спрятать музыкальную игрушку, которая будет издавать звуки. Пусть малыш научится искать по звуку.
  3. «Признак предмета»: среди вещей в комнате или в другом помещении надо найти все красные, все круглые, все мягкие и т. п.

Для развития мелкой моторики (положительно сказывается на речи ребенка)

  1. «Золушка»: в одну кучку ссыпать сушеную красную фасоль и твердый сушеный горох, задача крохи — разобрать их по отдельным коробочкам.
  2. «Сюрприз»: надо завернуть в несколько слоев мягкой бумаги, а потом и в ткань (или наоборот) маленький презент для малыша, а потом попросить развернуть подарок.
  3. «Бусы»: шайбы от пирамидок разной величины надо нанизывать на шнур или ленту.

На координацию

  1. «Мячик»: требуется просто отбивать мяч ногой и рукой, а также ловить его.
  2. «Официант»: на поднос надо положить какой-то предмет — пусть малыш пронесет его по комнате.
  3. «Змейка»: поставить на пути у ребенка несколько препятствий (стул, стопка книг, большая игрушка и т. п.), он должен все их обойти и не запнуться.

Занимаясь с дочкой или сыном, не забывайте о том, что чадо может переутомиться и устать даже от игр. Давайте ребенку возможность выбрать, чем заняться. Если он желает покопаться в своих игрушках, то надо обязательно позволить ему это сделать.

ВАЖНО! Не ругайте детей за разбросанные игрушки. Чтобы научиться выбирать и принимать решения, они должны видеть сразу несколько игрушек, а то и все сразу.

Лучшие игрушки для ребенка в 1 год и 5 месяцев

  1. Сортировщик - полый куб с окошками, куда надо складывать соответствующей формы маленькие фигурки.
  2. Деревянные или тканевые овощи и фрукты , две половинки которых соединены с помощью липучки; игрушечным ножиком, который часто идет в комплекте, эти половинки надо разъединять, разрезая еду.
  3. Конструктор . Детали его могут быть любыми, главное - яркими, крупными и безопасными.
  4. Издающие звуки. Сюда входят все игрушечные музыкальные инструменты, а также каталки с кнопками, нажав на которые, можно услышать лай собаки, вой сирены, мычание коровы и т. д.
  5. Беговелы. Это велосипеды без педалей - кроха отталкивается от пола ногами и едет; беговел лучше выбирать как можно более устойчивый и простой, без лишних деталей.
  6. Пирамидки могут быть не только состоящими из шайб с одним отверстием, но и более сложной формы, с двумя и даже тремя отверстиями.
  7. Мячи разного размера и фактуры, а также корзина, куда их можно забрасывать.
  8. Разумеется , девочкам не обойтись без кукол, а мальчикам - без машинок.

Покупая игрушки, убедитесь в том, что в них нет мелких деталей, способных навредить вашему чаду. Ведь в этом возрасте дети не только активны, но и крайне любопытны. А желание все понюхать и попробовать на зуб может привести к печальным последствиям.
В годик и 5 детям уже хочется общения со сверстниками, поэтому не забывайте выходить на улицу. И даже если во дворе никого не окажется, свежий воздух, качели, карусели и песочница развлекут кроху.

С появлением в семье крохи родителям приходится менять расписание привычных дел. Однако проходит время, малыш подрастает, и мама или папа задумываются, а не пора ли и младшего члена семьи приучать к режиму.

О том, насколько строго его следует придерживаться, спорят многие детские психологи: некоторые утверждают, что это нужно в первую очередь для удобства родителей, другие настаивают, что без распорядка не обойтись самому крохе. Давай разберемся, насколько необходим режим дня, каким он должен быть для годовалого, двухлетнего или трехлетнего ребенка.

Значение режима дня для ребенка

В первую очередь следует подчеркнуть, что при помощи режима гораздо проще планировать день и успевать не только погулять с малышом и накормить его, но и заниматься развивающими играми с ним, уделять внимание дополнительным занятиям. Кроме того, соблюдение режима ребенка позволяет родителямвыделить время и на домашние дела, отдых (что немаловажно для атмосферы в семье).

Составляя режим дня и подходящее расписание для своего ребенка , обязательно учтите продолжительность сна, которая в год должна быть не менее 13,5 часов, в полтора-два года – не менее 12,5 часов, в три – около 15 часов.

Помните, что до полутора лет детки, как правило, спят днем дважды, а после – раз. Укладывая малыша в одно и то же время, вы выработаете у него соответствующую привычку, и процесс укладывания не будет отнимать время и нервы. Кроме того, сон «по расписанию», как утверждают педиатры, является более глубоким, малыш лучше отдыхает и просыпается бодрым и веселым.

Очень важно спланировать и время питания – это позволит предотвратить проблемы с пищеварением и капризы за обеденным столом. К привычному времени в желудке будет вырабатываться желудочный сок, и ребенок будет испытывать чувство голода.


Знаете ли вы? Что касается расписания игр и прогулок, благодаря режиму даже годовалый ребенок будет знать, что перед сном шумные догонялки запрещены, а после завтрака пора на прогулку.

Повторяющиеся действия и ритуалы, как утверждают детские психологи, очень важны для малышей, позволяют им чувствовать себя в безопасности.Отдельно стоит упомянуть о соблюдении режима во время болезни: в этот период распорядок дня и годовалого, и трехлетнего ребенка меняется, и «жить по часам» не получается.

Не стоит будить малыша, если он заснул, а пришло время обеда, или же укладывать его по привычному графику, если он только недавно проснулся. Прислушивайтесь к пожеланиям крохи, а когда здоровье поправится – плавно возвращайте расписание.

Важно! Не стремитесь расписать режим поминутно: он может быть плавающим, однако последовательность действий следует соблюдать строго. Это позволит малышу адаптироваться, если в какой-то день условия изменились. Кроме того, такая стабильность, по утверждениям психологов, позволяет минимизировать количество истерик.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1-1,5 года

В этот период большинство деток днем еще спит дважды. По статистическим данным, режим сна ребенка в возрасте 1 годика должен включать ночной сон (в среднем длится до 10,5 часов), а также два дневных общей продолжительностью до 3 часов.

Следует спланировать день так, чтобы кроха бодрствовал не дольше, чем четыре с половиной часа подряд. Ближе к полутора годам этот показатель можно плавно увеличить на час.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 6.30
Завтрак около 7.00
Игры, гимнастика с.30 до 9.15-9.20
Сон с 9.20 до 11.20
Обед 11.30
Игры или прогулка с 12.10 до 15.00
Сон с 15.05 до 16.00
Полдник 16.10
Закаливание, прогулка или игры, занятия с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры, чтение книг родителями с 19.40 до 20.00
до 20.20
Сон 20.30

Подобный график нужно вырабатывать постепенно. Если до года у крохи не было графика, не стоит надеяться, что за один день ситуация исправится. Привыкание к режиму дня у ребенка в возрасте 1 года длится где-то 1-2 месяца. Таким образом, если вы решили приучать кроху к распорядку, наберитесь терпения. Пройдет несколько недель – и все получится.

Важно! Если малыш начинает просыпаться раньше, плохо спит после обеда, следует плавно вносить коррективы в режим дня: иногда ребенок уже в год и два месяца обходится одним дневным сном.


Здесь нужно ставить во главу угла потребности именно вашего малыша.В этот же период нужно продумать, —как научить ребенка засыпать без взрослых—. Удобно выработать для этого определенные ритуалы: например, кроха надевает пижаму, ложится, мама читает ему книжку, подает мягкую игрушку, обнимает и выходит. Очень важно соблюдать порядок действий неизменным.

Не приучайте ребенка спать в полной тишине, иначе он будет просыпаться от малейшего звука, а сам сон будет менее глубоким.

Режим (распорядок) дня для ребенка в 1,5-2 года

Теперь малыши могут бодрствовать до пяти с половиной часов подряд, а одного послеобеденного сна становится вполне достаточно. Число приемов пищи остается неизменным – их четыре. Уделите также внимание формированию гигиенических привычек.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион около 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка с 8.00 до 11.20
Обед 11.30
Сон с 12.10 до 15.10
Полдник 15.15
Прогулка с 15.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.30 до 20.00
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.00 до 20.20
Сон 20.30

Если вы планируете отдать кроху в садик в этом возрасте, постепенно приводите режим дня к «детсадовскому»: так для 2-летнего ребенка будет проще перестроиться и приспособиться к новому графику и условиям.


Режим (распорядок) дня ребенка в 3 года

С трех лет ребенок может бодрствовать до 6,5 часов подряд. Удлиняются и промежутки между едой, теперь малыш дольше может играть или гулять.

Действия

Время выполнения

Подъем, утренний моцион 7.00
Завтрак около 7.30
Бодрствование, игры, прогулка, занятия с 8.00 до 12.00
Обед 12.10
Тихие игры, слушание книг 12.40
Сон с 13.00 до 15.00
Гимнастика, игры с 15.10 до 16.00
Полдник 16.10
Прогулка с 16.40 до 18.55
Ужин 19.10
Игры с 19.40 до 20.30
Вечерний моцион, приготовление ко сну с 20.30 до 20.50
Сон 21.00

В этот период, как правило, график ребенка адаптируют к детсадовскому.

Важно! Помните, что у малыша может начаться : у крохи появляется негативизм по отношению к распоряжениям взрослых, капризы, попытки делать все самостоятельно. Если до этого времени распорядок дня уже выработан, малышу и его родителям будет проще пережить такой период.


  • Не пытайтесь выработать режим за день или даже за неделю: вовлекайте кроху в новые правила постепенно. Начните с выработки четкой последовательности действий, постепенно устанавливая для них временные рамки.

  • Перед разработкой режима понаблюдайте за своим чадом, определите его биоритмы. Так будет проще построить режим или адаптировать приведенные выше примеры под вашего кроху.
  • Приучайте ребенка к режиму в игровой форме: на примере игрушек, рассказывая сказки или небольшие истории о важности того или иного действия (например, почему нужно чистить зубки утром).
  • Если случается форс-мажор: поездка куда-либо, поход или прием гостей, режим можно немного сдвинуть, но позже к нему вернуться. Не давайте малышу серьезно сбиваться с распорядка (кроме случаев болезни).
  • Папе и маме (а также бабушкам, дедушкам и остальным родственникам, которые активно участвуют в воспитании) следует заранее договориться о том, каким должен быть распорядок крохиного дня, и всем обязательно придерживаться его. Это особенно актуально, если родители в разводе: вне зависимости от того, где находится кроха, он должен жить по одному графику.
  • Постепенно вырабатывайте у малыша навыки самостоятельности, минимизируйте свою помощь. Не стоит забирать у полуторагодовалого ребенка ложку, если он кушает слишком долго, выбиваясь из графика. При этом важно не перегнуть палку: если у крохи не получается быстро надеть пижамку, помогите ему, иначе малыш будет ложиться в постель разнервничавшийся и возбужденный. Разрешайте ребенку выполнять все большее количество навыков с каждым днем.
  • Приучая кроху к распорядку, не вводите дополнительных новшеств, например, занятий в развивающих центрах, посещения спортивных секций. Слишком много правил одновременно не уложатся в маленькой головке и могут стать причиной дополнительного стресса, возбужденности.

Режим ребенка после года – видео

Насколько необходимым и обязательным является распорядок для деток разного возраста? Как меняется режим, когда кроха болеет, стоит ли тогда придерживаться привычного графика? Евгений Комаровский дает советы родителям, рассказывает о режиме с позиции педиатрии.

Соблюдение режима дает крохе возможность чувствовать себя комфортнее, облегчает в будущем адаптацию к детскому саду. Психологи утверждают: детки, живущие по режиму, спокойнее и увереннее.

Выработав определенный распорядок дня, вы снизите вероятность и количество детских истерик, не будете волноваться о том, поможете крохе стать самостоятельнее. При этом режим не должен быть нерушимой догмой, ведь это всего лишь гибкий инструмент в родительских руках.

Соблюдает ли ваш ребенок распорядок дня, как вы организовали режим? Расскажите об этом в комментариях.

Годовалый ребёнок - очень активный исследователь мира. Он хорошо ползает, встаёт с опорой или даже ходит, понимает около полусотни слов, знает на слух имена родных, показывает в книжке любимых персонажей и знакомые предметы. Его навыки постоянно совершенствуются, но для успешного развития необходимы соответствующие условия, в том числе и полноценный отдых. Сколько должен спать малыш в 1 год? Как организовать его день и приучить к режиму?

Здоровый сон ребёнка - основа режима

Родители знают, что активность и настроение малыша в течение дня во многом зависят от того, выспался ли он, поэтому сон - по-прежнему основа для нормального физического, эмоционального и психического становления ребёнка. Все дети индивидуальны и развиваются в своём темпе, однако педиатры установили примерные нормы продолжительности отдыха, на которые может ориентироваться каждая мама.

Общая продолжительность сна ребёнка в возрасте от года до полутора лет - 13,5–15 часов, 10–11 из которых приходятся на ночной отдых, а 2,5–3 - на дневной. Днём малыш спит два раза в среднем по 90 минут или один раз на протяжении 2–3 часов.

При соблюдении распорядка дня кроха привыкает отправляться в кроватку в одно и то же время, легче укладывается, крепче спит. Если режим сбит (гости, поездки, поход в поликлинику, болезнь), ребёнок засыпает днём в «неправильное» время, а ночью бодро играет рядом с уставшими родителями или же часто просыпается и плачет.

Для крепкого сна важно соблюдать основные правила:

  • укладывайте ребёнка примерно в одно и то же время;
  • день должен быть наполнен активными играми с достаточной физической нагрузкой и прогулками, вечер - спокойным, с чтением или рисованием;
  • место для отдыха должно быть привлекательным;
  • если малыш спит в отдельной кроватке, не стоит сажать его туда для игр - кроватка должна ассоциироваться со сном;
  • воздух в комнате, где спит ребёнок, должен быть прохладным и влажным, одежда малыша - тёплой;
  • купание и массаж вечером помогут ребёнку расслабиться;
  • полезно создавать ритуалы (действия, которые повторяются каждый день), например, купание - чтение - колыбельные песни - сон.

Сколько раз в день нужно укладывать малыша спать

До двух лет дети могут спать и один, и два раза в день. Есть мамы, которые говорят, что их кроха после года совсем отказался от дневного отдыха, и никаким способом его невозможно уговорить отправиться в кроватку в светлое время суток. Но по мнению специалистов, в норме дневной сон ребёнку необходим.

В вопросе относительно того, сколько раз годовалый малыш должен спать днём, родителям следует ориентироваться на его самочувствие и активность. Если кроху трудно уложить в кроватку дважды или он беспокойно ведёт себя ночью, стоит попробовать укладывать его только один раз, но уже не утром, а после обеда. А в эти утренние часы можно пойти погулять.

В вопросе сна родители должны ориентироваться на потребности самого ребёнка - некоторые спят спокойно подолгу, другим требуется меньше отдыха, чтобы чувствовать себя бодрыми. Наблюдая за своим малышом, вы сможете определить оптимальное время его дневного и ночного сна.

10 золотых правил спокойного детского сна от доктора Комаровского - видео

Кормление

В годик питание ребёнка уже очень походит на питание взрослого. У крохи сейчас несколько зубов и он способен есть как жидкую, так и твёрдую пищу (грызть яблоко, морковку, сухарик). Чтобы его аппетит был хороший, нужно стараться ничего не давать между кормлениями, кроме воды. Хотя и в этом вопросе следует быть гибкими: дети, кормящиеся молочком мамы, могут попросить грудь и в промежутках между кормлениями, потому что грудное молоко гораздо быстрее переваривается, чем адаптированная молочная смесь.

Питаются дети в годовалом возрасте обычно 4–5 раз в день, не считая докормов грудным молоком по желанию ребёнка.

В год многие продолжают кормить малыша грудью, но материнское молоко перестаёт быть основным продуктом. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, всё ещё докармливаются смесью, но её дают не более 1–2 раз в день (утром после пробуждения и вечером перед сном).

Общий объём продуктов в день для детей от года до полутора лет за исключением питья составляет примерно 1–1,2 л (кефир или молоко считают в этом возрасте не питьём, а едой), от полутора до трёх лет - 1,3–1,5 л. Евгений Комаровский в вопросе еды призывает мам соблюдать меру и не заставлять ребёнка съедать всё, что ему положено по норме, поскольку переедание плохо сказывается на органах пищеварения.

Блюда, которые можно включить в рацион годовалого ребёнка:

  • молочные и безмолочные каши;
  • супы на мясном, рыбном или овощном бульоне;
  • рыбу;
  • мясные котлеты на пару, фрикадельки, тефтели из говядины, телятины, индейки;
  • салаты (из свежей капусты, тёртой моркови, винегрет);
  • отварные на пару овощи (картофель не стоит давать чаще 2–3 раз в неделю);
  • хлеб ржаной или пшеничный, сухари;
  • макароны;
  • кефир, йогурт, простоквашу;
  • фрукты, фруктовое пюре;
  • ягоды (умеренно).

Почти все врачи не рекомендуют давать коровье молоко малышам до 8 месяцев и с осторожностью вводить в рацион крохи после года (начиная с одной разведённой водой ложки). А по мнению зарубежных специалистов, не стоит предлагать его детям до двухлетнего возраста. Оно считается сильным аллергеном. Доктор Комаровский объясняет вредное действие коровьего молока высоким содержанием в нём фосфора (которого там в 6 раз больше, чем в женском). Обмен этого вещества связан в организме человека с обменом кальция, в результате чего уровень последнего в крови понижается, а, значит, хуже растут кости. Гораздо полезнее давать годовалому ребёнку кефир или йогурт.

Нормы питания годовалого ребёнка (расчёт на один день) - таблица

Кефир, молоко или смесь 500 мл
Творог 50 г
Каша 150–200 мл
Овощи 250–300 г
Фрукты, пюре 200 г
Мясо (индейка, телятина, говядина) 70–80 г
Рыба 30–40 г
Куриное яйцо 1 шт.
Перепелиное яйцо 2–3 штуки в неделю
Хлеб ржаной или пшеничный 20–40 г
Сливочное масло 15–20 г
Сыр 5 г
Сметана (сливки) 5–10 г
Растительное масло 6 мл
Сахар 30–40 г
Соль 2–3 г

Чем занят малыш, когда он не спит

Периоды бодрствования годовалого ребёнка достаточно продолжительны (3–5 часов). Малыш гуляет на улице, перед сном проводится купание. Остальное время посвящено играм, совершенствованию и приобретению новых навыков, знакомству с окружающим миром.

Игры ребёнка уже очень разнообразны: он умеет обращаться с кубиками, машинками, куклами и мягкими игрушками, пробует собирать башни из конструктора с большими деталями, изучает детские музыкальные инструменты. Малыш любит, когда ему что-то рассказывают, смотрит картинки в книжках, показывает на них пальцем, делает восклицания и слушает сказки. С ним можно начинать лепить из солёного теста, учить его рисовать карандашами под присмотром взрослого. Повторяя движения за родителями, кроха делает простую зарядку или сам придумывает себе задачки (заползает под стол, переползает через диванные подушки и т. д.).

Период бодрствования ребёнка можно заполнить следующим образом:

  • сделать массаж;
  • заняться физическими упражнениями;
  • поиграть в активные игры (догонялки, прятки, мяч);
  • почитать книжки или провести время за другими спокойными и развивающими занятиями.

Прогулки

Годовалые малыши только учатся ходить или уже хорошо это делают. Они активно ведут себя на детской площадке или в парке, играют в песочнице и наблюдают за другими детьми.

Прогулки зимой зависят от того, насколько закалён и приучен к свежему воздуху ваш ребёнок. При температуре не ниже -10 0 С годовалый малыш обычно может провести на свежем воздухе от 40–60 минут до полутора часов. Не стоит чересчур оберегать его от мороза: обмен веществ у детей идёт быстрее, согреваются они лучше, и часто тогда, когда мамы на прогулке мёрзнут, их чада чувствуют себя очень хорошо .

Летом тоже стоит следить за температурой на улице и проводить на воздухе утренние (с 9 до 11) или вечерние (с 17 до 19) часы. Приучение к солнцу должно быть постепенным, начиная с 5 минут. На голове обязательно должна быть панамка.

Купание

Российские врачи рекомендуют купать ребёнка ежедневно или через день в большой ванне, наливая воду так, чтобы он мог в ней сидеть и играть с игрушками. Купание - это не только чистота, но и закаливание, а также расслабление, снятие напряжения, отдых, что очень даже кстати после целого дня исследования мира и общения с людьми.

Интересный факт. В Германии принято купать детей раз в неделю, врачи считают это более полезным для кожи.

Гигиенические процедуры в режиме дня

Ребёнок привыкает к тому образу жизни, который повторяется изо дня в день. Если всегда мыть руки перед едой и после прогулки, это правило становятся для него привычными и не вызывают возражений. Сейчас, когда малыш более сознателен и понимает многие слова, самое хорошее время учить его полезным гигиеническим навыкам. Включайте в режим дня то, чему вы хотите обучить кроху. Утром следует умыться, вымыть попу и поменять подгузник. Запачканные руки нужно отмыть с мылом. В этом возрасте можно знакомить карапуза с горшком, имея ввиду, что сознательно он будет его использовать после двух лет.

Когда у ребёнка появляются первые зубы (а к году их уже восемь!), можно знакомить его с зубной щёткой. Это медленный процесс, поэтому не торопите события, но постепенно вводите чистку зубов в распорядок дня.

Примерный распорядок дня

Продумывая режим дня малыша, взрослые обычно ищут ответы на такие вопросы:

  • когда и сколько должен спать ребёнок днём;
  • сколько раз в день он должен есть и какую еду включает каждое кормление;
  • в какое время дня его водить на прогулку и как долго гулять;
  • как часто его купать;
  • чем занять в периоды бодрствования;
  • какие гигиенические процедуры ввести в распорядок дня.

Главное в режиме - это постоянство. Малыш привыкает к следующим одно за другим занятиям.

Примерный суточный режим ребёнка от года до полутора лет (если ребёнок спит днём два раза) - таблица

7.00
7.30 завтрак
8.00–10.00 активные/спокойные игры
10.00–12.00 первый дневной сон
12.00 обед
13.00–15.00 прогулка
15.00 полдник
16.00–17.30 второй дневной сон
17.30 ужин
18.00–20.00 активные/спокойные игры
20.00 купание
20.30 кормление перед сном
21.00 ночной сон

Примерный суточный режим ребёнка от года до полутора лет (если ребёнок спит днём один раз) - таблица

7.00 подъём, гигиенические процедуры
7.30 завтрак
8.00–11.00 активные/спокойные игры
11.00–12.45 прогулка
12.45 обед
13.00–16.00 дневной сон
16.00 полдник
16.00–18.00 прогулка
18.00 ужин
18.00–20.00 активные/спокойные игры
20.00 купание
20.30 кормление перед сном
21.00 ночной сон

Как приучить годовалого ребёнка к режиму

Известный педиатр Евгений Комаровский советует при установлении режима быть гибкими, учитывать интересы взрослых членов семьи, не придерживаться скрупулёзно часов сна, но и помнить, сколько примерно в этом возрасте ребёнок должен отдыхать в сутки. Если он чересчур залежался днём, не стоит ждать спокойной ночи. А при необходимости изменить график, делайте это плавно, постепенно сдвигая часы привычного распорядка, чтобы избежать у малыша стресса.

Год - важная дата в развитии ребёнка. Ещё недавно его носили на руках, а теперь он уже ходит или осваивает этот важный навык, энергично изучает квартиру и окружающие вещи, знакомится с новыми людьми. Активность малыша существенно изменяет и его режим. Вышеописанные рекомендации и подсказки помогут вам в это хлопотливое время и сделают дни с малышом радостными и насыщенными.