Главная · Молочные зубы · Воздействие врача на больного. Душевное недовольство больного. Психотерапия - это метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью словесного внушения для лечения нервно-психических и некоторых соматических (внутренних) з

Воздействие врача на больного. Душевное недовольство больного. Психотерапия - это метод лечебного воздействия врача на психику больного или группы больных с помощью словесного внушения для лечения нервно-психических и некоторых соматических (внутренних) з

Санкт-Петербург


Введение…………………………………………………………………..3

1. История развития магнитотерапии……………….……………………..4

2. Механизм воздействия магнитотерапии на организм человека………5

3. Противопоказания для магнитотерапии…………………………..........6

4. Показания к применению……………...………………………………...7

5. Сеанс магнитотерапии…………………………………………………...8

6. Аппараты, применяемые для проведения магнитотерапии…………...9

Список литературы……………………………………………………...11


Введение

Магнитотерапия представляет собой лечение заболеваний при помощи магнитных полей. Методы магнитотерапии в нашей стране признаны медицинскими. Они достаточно широко используются в государственных и частных лечебных учреждениях России. Эти методы комфортны для пациента и приносят ощутимый положительный эффект.



Можно сказать, что магнитотерапия является безопасным и недорогим методом. Она не вызывает привыкания у пациента и не имеет побочных эффектов. Очень часто этот метод оказывается способен достойно заменить различные лекарства. Важно, что эту методику могут применять люди любого возраста, ее легко переносят даже ослабленные больные. В настоящее время метод магнитотерапии успешно используется для лечения и профилактики различных заболеваний. Особенно широко он применяется в Японии, Китае и Америке.

Сегодня лечиться магнитотерапией люди могут не только в медицинских учреждениях. Разработаны приборы и для домашнего применения.

1. История развития магнитотерапии

Люди с древних времен знакомы с явлением магнетизма. Оно было названо в честь города Магнессии, расположенного в Малой Азии. В этом месте были найдены залежи магнитного железняка.

Китайские медики в древние времена использовали магнитные камни. Они прикладывали их к определенным точкам на теле пациента с лечебными целями.

Царица Египта Клеопатра постоянно носила магнитный амулет. Она считала, что это помогает сберечь молодость и красоту.

Знаменитый швейцарский врач Парацельс широко применял магниты для лечения различных заболеваний. Можно предположить, что именно он впервые начал использовать различные полюсы магнита для достижения различных целей.Он лечил магнитами воспаления, эпилепсию, поносы и кровотечения.

В конце 18-го века магнетизм получил широкое распространение.

В Париже «Королевское медицинское общество» исследовало возможности использования магнитов в медицинских целях. Была открыта эффективность магнитов при лечении нервных заболеваний, судорог и болей. Своим пациентам врачи начали назначать ношение магнитных браслетов, амулетов и поясов.

В Америке эти методы обрели большую популярность после окончания гражданской войны. Тогда ощущалась острая нехватка врачей, и людям приходилось заниматься самолечением.

Тибетские монахи даже в настоящее время прикладывают магниты к голове особым образом. Это позволяет улучшить концентрацию внимания и повысить способности к обучению.

Во всем мире сегодня предлагается широкий ассортимент магнитной продукции: пояса, стельки, подушки, украшения и т.д.

2. Механизм воздействия магнитотерапии на организм человека

Магнитотерапия основана на воздействии переменного магнитного поля низкой частоты на весь организм пациента или на его часть. Под воздействием этого поля ткани человеческого организма не намагничиваются. Но такие составные элементы ткани, как вода и элементы крови, могут получать магнитные свойства.

Для лечения используются переменные (высоко- или низкочастотные) или постоянные магнитные поля. Их можно применять в непрерывном или в импульсном (прерывистом) режимах. Импульсы, в зависимости от метода, могут обладать различной частотой, длительностью и формой.

Магнитотерапия является единственным видом физиотерапевтических процедур, который можно применять даже во время острой формы заболевания, при сильных болях и температуре. Он используется с целью рассасывания гематом и снятия воспалений. Основной целью магнитотерапии можно назвать борьбу с болевыми ощущениями, особенно, с хронической болью.

В организме человека магнитные поля приводят к изменениям таких биологически активных веществ, как: ферменты, протеины и нуклеиновые кислоты. Они также оказывают воздействие на свободные радикалы.

Можно сказать, что методы магнитотерапии воздействуют на организм на очень глубоких уровнях: субмолекулярном, молекулярном и субклеточном.

3. Противопоказания для магнитотерапии

Методы магнитотерапии имеют ряд противопоказаний. Их нельзя применять пациентам, страдающим гипертонической болезнью 3 стадии, системными заболеваниями крови, эпилепсией с частыми припадками, кровотечениями или склонностью к ним. Противопоказана магнитотерапия при резком общем истощении пациента, в случае его общего тяжёлого состояния, при резко выраженном атеросклерозе сосудов головного мозга. Нельзя применять данную методику при заболеваниях сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, а также при повышении температуры свыше 38 С. Не используется магнитотерапия при индивидуальной непереносимости.

Магнитотерапия может применяться для лечения детей. Однако абсолютным противопоказанием является возраст до 1,5 лет. Детям до 18 лет чаще всего назначается только локальное воздействие.

4. Показания к применению

Магнитотерапия назначается обычно при очень многих заболеваниях. Основными ее лечебными эффектами являются: сосудорасширяющий, катаболический, лимфодринирующий, трофостимулирующий, гипокоагулирующий, а также гипотэнзивный.

Показанием к применению служат: заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, мягких тканей, вегетососудистая дистония с нарушением сна, артрозы и полиостеоартрозы, трофические язвы голени. Эффективна методика при лечении патологий желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата, остеохондроза, бронхиальной астмы нетяжёлой формы, воспаления придатков, а также гнойно-воспалительных заболеваний. Помогает магнитотерапия пациентам, имеющим проблемы с нервной системой, страдающим токсикоманией и алкоголизмом, циститом и цисталгией, хроническим неспецифическим простатитом. Используется при лечении кожно-аллергических заболеваний, сосудистых заболеваний и таких глазных патологий, как: герпетический кератит и язва роговицы.

5. Сеанс магнитотерапии

Для проведения физиотерапевтических сеансов магнитной терапии используют специальные аппараты, которые применяются в комплексе с индукторами в форме соленоида, а также с индукторами-аппликаторами. Индукторы, имеющие форму соленоида, подвергают воздействию практически все ткани человеческого тела, находящегося внутри соленоида. При применении индукторов-аппликаторов глубина магнитного поля составляет 3 – 4 сантиметра.

Необходимо отметить, что выбор глубины воздействия является сугубо индивидуальным и определяется специалистом для каждого конкретного случая.

Очень активной методикой магнитной терапии является методика вращающегося магнитного поля. Для проведения данной процедуры пациента помещают в специальный аппарат, вокруг которого создаётся магнитное поле, постоянно меняющее свое направление.

Дозировка и длительность курса также подбирается индивидуально. Как правило, для полного лечения рекомендуется пройти 10 – 15 процедур (каждый день или через день по 25 минут). Такие курсы повторяют через полтора месяца для закрепления эффекта, а после – ещё раз через полгода.

Лечебный эффект после одной процедуры магнитотерапии сохраняется до шести суток, а после прохождения всего курса – до полутора месяцев.

6. Аппараты, применяемые для проведения магнитотерапии

Для проведения физиотерапевтического лечения остеохондроза с помощью магнитной терапии, разработано большое количество различных приборов, с помощью которых пациенты могут осуществлять лечение как в стационаре, так и в домашних условиях.

Для лечения остеохондроза, в том числе осложнённого корешковым или рефлекторным синдромом, используется портативный аппарат российского производства “МАГ – 30”. Принцип действия данного устройства заключается в генерации низкочастотного переменного неоднородного магнитного поля, оказывающего лечебный эффект на человеческий организм.

“АМО – АТОС” – это аппарат, который вырабатывает бегущее магнитное поле. В процессе его использования наблюдается противовоспалительный, рассасывающий, противоотёчный, иммуномодулирующий, сосудорасширяющий и регенеративный эффект. Данный прибор разрешён к применению в стационарах и для амбулаторного лечения. Практически у 92% пациентов, страдающих остеохондрозом, наблюдается положительный клинический эффект. Необходимо отметить, что при применении аппарата “АМО – АТОС” имеется возможность сочетать магнитотерапию и электорофорез, так как под электроды разрешается подкладывать пропитанные лекарственными препаратами марлевые повязки.

Аппарат “АЛИМП – 1” – это суперсовременное устройство, с помощью которого появилась возможность воздействовать на достаточно большую площадь тела пациента. Его использование при относительно невысоких значениях магнитной индукции позволяет добиваться стойкого лечебного эффекта.

Необходимо заметить, что это далеко не все магнитотерапевтические приборы, которые на современном этапе успешно внедрены в клиническую практику.

Магнитотерапия – это абсолютно безболезненная процедура, очень хорошо переносимая пациентами. Она не требует больших затрат или применения сложной техники. Их всех физиотерапевтических методов лечение магнитным полем является наиболее мягким и щадящим. Оно прекрасно переносится даже пожилым и ослабленным больным, которым другие процедуры противопоказаны. Также необходимо отметить, что магнитные поля способны проникать практически через любую среду и поверхность, в связи с чем, их применение разрешается даже при наличии гипса, наложениях мази или других медицинских приспособлений.

Список литературы

1. http://mz-clinic.ru/methods/magnitoterapiya.html;

2. http://refdb.ru/look/1087768.html;

3. Магнитотерапия // Малая медицинская энциклопедия;

4. Оржешковский В. В., Оржешковский Вас. В. Бишофитотерапия // Вестник физиотерапии и курортологии, 2005. № 3, С.62-71.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. Особенности психологического портрета врача. Специфика и сущность взаимоотношений больного и врача. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2008

    Специфика взаимоотношений больного и врача. Социально-психологические и гендерные особенности, эмоционально-ценностные составляющие психологического портрета врача. Взаимосвязь между психологическими параметрами личности врача и его профессиональностью.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2011

    Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении как залог успешного лечения.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Психологическое воздействие в комплексном подходе к лечению больного. Гуманизм и сознание долга как важные качества врача. Врачебная тайна в отношениях больного и врача. Общая и профессиональная культура, требования к внешнему виду и личности врача.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Психологическое состояние пациента. Основы создания позитивного настроения во взаимоотношениях "пациент – врач". Учет психологических особенностей работы с пациентом. Основные причины создания позитивного настроя при работе врача-стоматолога с пациентом.

    реферат , добавлен 20.05.2013

    Многоосевая классификация психотерапии и ее формы. Сущность психотерапевтического процесса, медицинской и психологической модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта, техника и средства психотерапевтического воздействия.

    реферат , добавлен 11.08.2009

    Синдром эмоционального выгорания. Тревожность и депрессивность врача, его интровертированность. Установление доверительных отношений "врач-больной". Направленность субъекта на самого себя. Негативные проявления профессиональной деформации врача.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Синдром эмоционального выгорания. Тревожность, депрессивность врача. Интровертированность, коммуникативная толерантность. Развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам. Степень эмоциональной вовлеченности в процессе профессионального общения.

    презентация , добавлен 24.05.2012

Психотерапия и гипноз.

Основа психотерапевтического воздействия "- слово врача. Однако далеко не всякое слово врача является терапевтическим, лечебным. Если оно сказано врачом бездумно, то может оставить больного безучастным, не затронуть его. Слово врача может лечить больного тогда, когда оно несет полезную информацию, когда способно воодушевить больного, ободрить или принести успокоение. Таким образом, психотерапия- это система психического воздействия врача на больного. Основой советской психотерапии являются принципы физиологического учения И. П. Павлова о нервизме, учение об условных рефлексах, раскрывающее влияние высшей нервной деятельности на различные физиологические и болезненные процессы организма. Большое значение имеет правильное представление о целостности организма во взаимодействии психического и соматического.

В настоящее время существует много методик психотерапии. Главные из них: рациональная (разъяснительная) и суггестивная (суггестия - внушение) психотерапия. Под рациональной психотерапией понимают логически обоснованную или разъяснительную психотерапию, которая осуществляется при деятельном СОСТОЯНИЙ коры головного мозга, без гипнотического ее торможения. Методика рациональной психотерапии обычно такова. Врач принимает больного в своем кабинете, проводя курс лечения без усыпления больного, -- в бодром состоянии. Врач на основе лабораторно-инструментальных методов обследования пациента разъясняет больному его симптомы, страхи, тревоги, апеллируя к его рассудку, интеллекту, вызывая критическое отношение к его болезненным ощущениям и болезненному состоянию, заставляя активно участвовать в лечебном процессе. Постепенно под влиянием убеждающих слов врача у пациента возникает уверенность в преодолении болезни, исчезает страх, который был у него перед придуманным им заболеванием. Так, нередко больной воспринимает обычный гастрит желудка как опасное заболевание (рак). Он начинает читать медицинскую литературу, неправильно истолковывая написанное, и под влиянием болезненного самовнушения доводит себя до отчаяния и страха, что еще больше усиливает болезненные ощущения.

Когда же в процессе рациональной психотерапии врач убедительно докажет больному ошибочность его суждений о своей болезни, больной успокаивается и многие симптомы сами по себе, как ему кажется, исчезают. В действительности же симптомы исчезают под влиянием слов опытного врача-психотерапевта, снимающего эти страхи.

Под суггестивной психотерапией понимают способ психического воздействия врача на больного с помощью словесного внушения либо в бодром состоянии больного, либо в состоянии гипноза. Внушение - это явление, которое играет ведущую роль при всех психотерапевтических воздействиях врача на больного. Метод внушения в состоянии гипноза принято называть гипнотерапией. Провести резкую грань между внушением в обычном, бодром состоянии и внушением в гипнозе весьма трудно, так как и в том и в другом случае имеет место процесс торможения в коре мозга, однако этот процесс протекает в каждом отдельном случае по-разному.

Существует еще много других методов психотерапии, но они реже применяются и их роль менее существенна.

Рассмотрим теперь механизм речевого воздействия врача на больного, его психику, а через нее на весь организм.

Влияние слова на организм человека было известно давно, но конкретных исследований этого влияния до настоящего времени не было. Только с появлением тонких и чувствительных приборов для изучения физиологических процессов, совершающихся в теле человека, доказательства были наконец найдены.

Используется метод так называемой пальцевой плетизмографии, с помощью которого можно тонко регистрировать изменение просвета (диаметра) мелких и мельчайших сосудов под влиянием тех или иных раздражителей (зрительных, слуховых, кожных), применяющихся экспериментатором.

Опыт ставится так: на пальцы руки испытуемого надеваются специальные пластмассовые баллончики, которые улавливают кровенаполнение сосудов пальцев и с помощью специальных датчиков передают на прибор (плетизмограф) мельчайшие изменения диаметра сосудов руки.

Прибор регистрирует эти изменения на кривой, записывая их графически на бумаге. Во время опыта на обнаженное плечо испытуемого надевается металлический "змеевик" (трубка), по которому пускается то холодная, то горячая вода, раздражающая нервные окончания кожи. Так, при пропускании холодной воды сосуды кожи испытуемого сужаются, при пропускании горячей - расширяются, что тут же регистрируется и записывается прибором. При пропускании холодной воды, возникает типичный спад кривой, а горячей, наоборот, - зеркальный подъем. Но вот экспериментатор, пропуская горячую воду, говорит: "Даю холод!", и сосуды испытуемого "слушаются" словесного приказа исследователя, а не действительного раздражителя, который в данный момент применяется. При словесном внушении, приказе "Даю тепло" сосуды расширяются, хотя в этот момент подается холодная вода и реакция должна бы наступить сосудосуживающего характера. В другом случае, если внезапно уколоть руку испытуемого булавкой, на кривой возникнет реакция спазма (сужения) сосудов руки (как при холоде), но если исследователь заявит, что рука испытуемого не чувствует боли, то кривая на плетизмографе не изменится совершенно, будто укола иглой и не было. Наоборот, при словесном внушении "Нам больно! Укол!" на плетизмографе кривая отразит спазм сосудов, как при настоящем болевом раздражении, хотя укола не было. Эти, казалось бы, простые исследования объективно и закономерно показывают силу человеческого слова, словесного внушения. Заметим, что эти исследования ведутся, когда испытуемый находится в бодром состоянии, не загипнотизирован. Если же предварительно погрузить испытуемого в гипнотический сон, то все указанные и объективно регистрируемые приборами изменения сосудов становятся еще более резкими и отчетливыми. Это наблюдение показывает, что в гипнозе при частичном торможении коры сила слова возрастает в несколько раз.

Приведем еще один пример. Всем известно, что зрачок человека реагирует на яркий свет сужением своего диаметра. Но вот загипнотизированному при электрическом или солнечном освещении внушают: "Вы находитесь в очень темной комнате! Совершенно темно". И тут же отмечается сильное расширение зрачка испытуемого. Наоборот, в темной комнате испытуемому дается словесное внушение, что он видит яркий свет (прожектора), при этом немедленно отмечается резкое сужение зрачка.

В дальнейшем также было доказано, что и внутренние органы и среды (кровь, моча, желудочный сок, протромбин и сахар крови, лейкоциты и другие) подчиняются словесному внушению врача по заранее запрограммированной схеме, особенно если испытуемый находится в состоянии гипноза.

Так, если сытому человеку словесным внушением в гипнозе заявить: "Вы очень голодны!" - то через 5-7 мин. можно отметить резкое снижение количества лейкоцитов в периферической крови ("голодная кровь"), что и бывает при действительном голоде. Наоборот, при словесном внушении, что человек очень сыт, наблюдается нарастание количества лейкоцитов в крови ("сытая кровь"), что бывает после обильной еды.

Можно было бы привести многочисленные примеры, свидетельствующие о могуществе воздействия слова на человека в состоянии бодрости и особенно в состоянии гипноза. Исследования дают право психотерапевтам считать, что слово врача может быть не менее эффективным при лечении больного, чем лекарства химической природы. Известны факты, когда неосторожное слово, сказанное человеком, которому больной верил, вызывало у пациента резкие отрицательные реакции (психотравма) не только в настроении, но и в соматической сфере, приводя подчас к тяжелым осложнениям болезни.

В дальнейших исследованиях механизма словесного внушения было показано, что слово может даже и не произноситься, как это и бывает от самовнушения при аутогенной тренировке.

Специально подготовленный тренировками человек с богатым воображением может сам вызвать у себя сознательно или бессознательно сильные как положительные, так и отрицательные реакции в области сердца, сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы и других систем организма. Итак, человек может сам вызывать у себя целенаправленно те или иные положительные реакции, устранять боли, изменять ритм сердца и т.д. Однако человек нередко сам вызывает у себя путем самовнушения негативные реакции, вплоть до "воображаемых" болезней, не учитывая силы самовнушения и воображения.

Деонтология и этика врачебной деятельности. Искусство беседы и психологическое воздействие врача на пациента. Залог успешного лечения - взаимоотношения между врачом и пациентом, основанные на доверии, поддержке, понимании, сочувствии, уважении.

Не секрет, что сейчас участились случаи судебных процессов, в том числе с финансовыми претензиями, где в качестве ответчика выступают медицинские работники. Статистика подтверждает, что в большинстве своем судебные иски вызваны конфликтными ситуациями во взаимоотношениях с пациентом. Жалобы, как правило, возникают не на качество медицинской помощи, а на бездушие, на формализм медиков. Это нельзя объяснить унизительной зарплатой медицинских работников: ведь такая ситуация складывается не только в нашей стране. В прошлом году Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То, что врач вышел из стен престижного учебного заведения, было на последнем месте. За тысячелетия существования медицины искусство общения врача и пациента по-прежнему сохраняет большую значимость, если не первостепенность.

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным течением болезни. Стиль взаимоотношений до недавних пор заключался в том, что пациент доверял врачу право принимать решения. Врач же “исключительно в интересах больного” поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Моделей общения врача и пациента несколько:

  • информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);
  • интерпретационная (убеждающий врач);
  • совещательная (доверие и взаимное согласие);
  • патерналистская (врач-опекун).

Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных людей, вникающих в суть проблем со здоровьем, - совещательная модель. Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения (). Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом - ощущение поддержки . Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе. Когда врач проявляет понимание , человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: “Я Вас слышу и понимаю” - или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза (), когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента. Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания - все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (от греческого deon - должное и logos - учение) - профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента - вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность. Клятва, которая лишь условно называется гиппократовой, уходит корнями в очень далекое прошлое. Позднее она была оформлена как документ и содержала несколько основных требований к врачу, в частности:

  • сохранение врачебной тайны;
  • запрещение действий, способных причинить моральный или физический ущерб больному или его родственникам;
  • преданность профессии.

Любопытно, что в разных странах античная клятва оставалась практически неизменной на протяжении 17 веков. Претерпев у нас в стране несколько “редакций”, она лишь называлась по-разному - “Факультетское обещание” в дореволюционной России, “Присяга советского врача” - позднее.

Одним из наиболее важных в деятельности врача является запрещение действий, способных нанести вред больному, или принцип “не навреди” . Старейшее и, вероятно, самое главное положение медицинской этики в латинской формулировке звучит так: primum nоn nosere (“прежде всего - не навреди”). Любой врач, наверное, согласится с утверждением Е. Ламберта, что “есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких, которым нельзя навредить”. Ведь известно, что, порой, лечение может быть тяжелее болезни. Речь идет о побочных действиях лекарств (подробнее об этом сказано в главе 2.6), негативных эффектах при одновременном применении большого числа препаратов (глава 2.7), о несоответствии между прогнозируемой пользой и возможным риском от медицинского вмешательства.

Но хороший врач - это не только профессионализм, энциклопедические знания, взвешенные решения и совершенное владение техникой медицинских манипуляций, но и умение говорить с больным.

Кстати, слово “врач” происходит от всем известного “врать”, которое, правда, в старину имело совсем другое значение - “говорить”, “заговаривать”. Наблюдения показывают, что опытные врачи большее внимание уделяют общению с пациентом, сбору анамнеза и физикальному обследованию, а данные инструментальных и лабораторных исследований ставят рангом ниже. Доказано, что правильный диагноз по данным анамнеза ставится у 45-50% больных, на основании опроса и физикальных методов обследования - у 80-85% больных. Лишь у 15-20% пациентов для постановки диагноза требуется углубленное лабораторное и инструментальное исследование.

К сожалению, навыками общения врачи овладевают “стихийно”, это приходит с годами и приобретенным опытом. Специально в медицинских вузах этому практически не обучают. Горько видеть, если врач пренебрегает беседой с пациентом, становясь слепым заложником лабораторно-инструментальной диагностики или безвольным исполнителем схем лечения и директив, спущенных сверху. Искусство беседы с больным, умение вести с пациентом диалог требует не только желания врача, но и, в определенной степени, таланта. Врач должен уметь не только слушать, но и слышать пациента.

Отметим еще один непреложный факт: беседа с пациентом должна идти “один на один”, присутствие третьих лиц исключается. Сведения о пациенте старше 15 лет не могут быть сообщены посторонним лицам и даже родственникам без его согласия. Сохранение врачебной тайны - это, как вы помните, одно из положений клятвы Гиппократа.

Согласно действующему законодательству (“Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”), пациент имеет право получать информацию о своем здоровье, соглашаться на лечение или отказываться от него (положение об информированном согласии пациента), требовать и получать материальное возмещение при нанесении ущерба здоровью. Пациент должен быть осведомлен о характере болезни, существующем риске, перспективах и способах лечения, возможности и степени участия семьи в реализации лечебных программ. Врачу всегда сложно говорить о неблагоприятном прогнозе заболевания или большом риске какой-либо манипуляции. Человеку надо давать положительную информацию, настраивающую на перспективу пусть даже минимального улучшения. Ведь 60%-я вероятность неблагоприятного исхода операции одновременно означает 40%-ю вероятность выздоровления.

Врач, сообщая больному правду, должен внушить ему и надежду. Однако правду говорить необходимо: только взвесив все “за” и “против”, человек сможет согласиться или отказаться от предложенного лечения. Пациент имеет право знать, какие симптомы должны исчезнуть полностью, какие - частично, а какие останутся, и с их существованием необходимо будет смириться. Спокойные, вдумчивые, сочувственные слова врача, даже если тот сообщает о вероятностных и негарантированных результатах, могут обнадежить больного. Хочется процитировать Б. Сейгела: “Никогда нельзя говорить, что вы больше ничего не можете сделать, даже если единственное оставшееся у вас средство - быть рядом и помогать больному надеяться и молиться”.

Давно известно, что врачи могут воздействовать на болезнь без всяких лекарств. Авторитетное слово врача может оказывать влияние на самочувствие пациента: уверенность врача передается пациенту.

Однажды на даче, во время летнего отдыха, одного известного врача попросили осмотреть соседа, который почувствовал боль в левой части грудной клетки. Мысль о том, что это инфаркт, вызвала панический страх. Когда врач вошел в комнату пациента, тот лежал на диване. В его глазах просматривалась тревога, растерянность, морально он был готов к худшему. После нескольких детализирующих вопросов и осмотра врач отметил, что, вероятно, боль является симптомом обострения остеохондроза. По мере того, как доктор спокойно, с уверенностью в голосе, рассказывал о своих наблюдениях, самочувствие больного улучшалось на глазах. Прошла тревога, эмоциональная подавленность сменилась готовностью бороться за улучшение своего самочувствия. Осталось только некоторое болезненное ощущение.

Как сделать общение с пациентом максимально эффективным? Можно ли научить общению? Некоторые рекомендации уже прозвучали, еще несколько таких советов приведены ниже.

  • Попытайтесь узнать причины подсознательной тревоги пациента. Помогите разобраться в них, переводя проблему на уровень сознания.
  • Попробуйте дать пациенту конкретные инструкции о том, что делать, к чему стремиться, как себя вести.
  • Беседуя с пожилыми людьми, не напоминайте им о возрасте. Разговор должен быть неспешным, вопросы следует задавать конкретные, требующие однозначного ответа.
  • Постарайтесь избегать одних лишь устных советов, запишите рекомендации по режиму, диете, медикаментозной терапии на листе бумаги.
  • Попробуйте разъяснить необходимость ограничения, по возможности, контакта с разрушающими психику факторами (избыточная информационная нагрузка, стрессы и так далее).
  • Постарайтесь убедить пациента, что для сохранения и улучшения здоровья необходим комплексный подход, в том числе немедикаментозные меры. Свежий воздух, лес, солнце - вот лишь некоторые из факторов, способных повлиять на самочувствие.

Без сомнения, взаимоотношения врача и пациента многогранны. Это большой комплекс психологических и морально-этических проблем, с которыми врачу приходится постоянно сталкиваться. Порой возникают вопросы немедицинского характера. Например, известно, что медицина до сих пор находится в сложном финансовом положении. В государственных медицинских учреждениях зачастую не хватает лекарств, перевязочных материалов, оплата труда персонала низкая... И в то же время газеты и сайты пестрят объявлениями о так называемой рецептурной подработке для врачей, и потенциальный работодатель не скупится, указывая возможный заработок. Соблазн велик! А суть таких предложений проста: врач должен убедить, уговорить своего пациента купить препарат, а чаще - биологически активную добавку, за некое вознаграждение - процент от стоимости лекарства, который и будет составлять заработок врача. Принцип “больше продал - больше получил”, хоть и удачно вписывается в систему рыночных отношений, но, на наш взгляд, в медицине неприемлем - это тупиковый путь, ведущий к отказу пациента от лечения и понижению авторитета врача. Но есть и другой путь: применение новейшей информации, касающейся квалифицированной синонимической и аналоговой замены препаратов, а также использование современных лекарственных средств и форм (раздел 2.2.1), улучшающих самочувствие, здоровье и качество жизни пациентов, приводит к укреплению авторитета врача и, как следствие, росту его социального положения. Так не лучше ли оставаться в ладу со своей совестью и достигать материального благополучия честным путем?

Врач должен владеть тонким психологическим чутьем, и здесь необходима постоянная работа сознания. Успех в лечении возможен при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого технически оснащенный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом.