Главная · Молочные зубы · Комплексная педиатрическая оценка состояния здоровья ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья детей с использованием показателя качества жизни

Комплексная педиатрическая оценка состояния здоровья ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья детей с использованием показателя качества жизни

Комплексная оценка состояния здоровья детей

Для оценки здоровья детей и подростков необходимо использовать как минимум четыре критерия, а именно: 1) наличие или отсутствие в мо­мент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого фи­зического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень соп­ротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

С гигиенической точки зрения наибольшего внимания заслуживает оценка состояния здоровья, основанная на совокупности всех четырех признаков.

Этим целям отвечает методика комплексной оценки и распределения детей и подростков на группы здоровья.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки в зависи­мости от совокупности показателей здоровья подразделяются на пять групп.

_Первая группа . - это лица, у которых отсутствуют хронические забо­левания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровье, без отклонений).

_Вторую группу . составляют дети и подростки, не страдающие хрони­ческими заболеваниями, но имеющие функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год и более) или длительное (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровье с функциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

_Третья группа . объединяет лиц, имеющих хронические заболевания или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего самочувствия (больные в состоянии компенсации).

_К четвертой группе . относятся лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомплексации).

_В пятую группу . включают больных с тяжелыми заболеваниями в состо­янии декомплексации и со значительно сниженными функциональными воз­можностями (больные в состоянии декомплексации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охватываются.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилакти­ческих мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких-ли­бо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-вос­питательного процесса. Педиатр или терапевт подросткового кабинета в обычные (плановые) сроки проводит их профилактический осмотр. Врачеб­ные назначения при этом состоят из обычных общеоздоровительных мероп­риятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют группой риска), требуют более пристального внимания врачей. Дело в том, что данный контингент нуждается в комплексе оздоровитель­ных мероприятий, своевременное проведение которых обладает наибольшей эффективностью в предупреждении развития хронической патологии в детс­ком и подростковом возрасте. Особое значение имеют гигиенические реко­мендации по повышению резистентности организма неспецифическими средс­твами: оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминиза­ция продуктов питания.

Дети и подростки, отнесенные к третьей группе, четвертой и пятой группам здоровья, находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими методическими рекоменда­циями по диспансеризации детского населения.

Больные получают необходимую лечебную и профилактическую помощь, обусловленную наличием той или иной формы патологии и снижению комп­лексации. В детских и подростковых учреждениях для их создается щадя­щий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна, ог­раничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необ­ходимости больных хроническими заболеваниями или имеющих врожденные пороки развития направляют в специальный детские и подростковые учреж­дения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Основные принципы организации медицинских осмотров детей и подростков, определение степени функциональной готовности детей к поступлению в школу

Состояние здоровья детей и подростков зависит от организации их медицинского обеспечения. Наиболее распространена такая форма, при которой лечебная помощь в основном сосредоточена в руках участкового пе­диатра (в усло­виях поликлиники, на дому), а профилактическая помощь (в условиях детсада, школы) возложена на врачей, работающих в детских уч­реждениях.

Одним из основных звеньев в цепи различных профилактических ме­роприятий является диспансерное наблюдение за состоянием здоровья дош­кольников, школьников и подростков. Большой объем работы по диспансе­ризации детей, посещающие дошкольные учреждения, школы, выполняется медицинским персоналом этих учреждений (врачом-педиатром и медицинской сестрой). Именно они осуществляют в основном контроль за динамикой состояния здоровья дошкольников и школьников, организуют оздоровление детей (в условиях этих учебно-воспитательных учреждений). Важным эле­ментом контроля являются периодические обязательные медицинские осмот­ры детских и подростковых контингентов. Результаты этих осмотров поз­воляют не только оценить уровень здоровья каждого ребенка (с учетом всех критериев) и детского коллектива в целом, но и служат основой для оценки эффективности проводимых лечебно-оздоровительных и гигиеничес­ких мероприятий.

Медицинский осмотр детей в возрасте 5-6 лет имеет особое значение для подготовки ребенка к школе, так как позволяет не только своевре­менно выявить отклонения в состоянии его здоровья, но и провести мак­симально полное оздоровление.

Программа начального образования, применение активного метода в целом соответствует возрастным возможностям шестилетнего ребенка. В то же время некоторые первоклассники плохо адаптируются к школьным усло­виям. Это происходит потому, что многие дети при совершенно нормальном интеллекте не обладают достаточной функциональной готовностью к школе. Как показали специальные исследования, "неготовыми" к школе оказыва­ются дети с отставанием биологического возраста, с некоторыми заболе­ваниями или функциональными отклонениями, с недостаточным развитием психофизиологических функций, наиболее связанных с учебной деятель­ностью.

Большинство детей, не обладающих достаточной функциональной го­товностью к школе, не справляются с требованиями учебной программы и школьного распорядка. Неготовность детей к школе неблагоприятно отра­жается на их работоспособности, успеваемости и состоянии здоровья.

Так, по данным Института гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков, более 50% детей, признанных при поступлении в школу не обладают "школьной" зрелостью, за время обучения в первом классе ухудшили состояние здоровья как за счет функциональных отклонений, так и за счет ухудшения течения или возникновения новых хронических забо­леваний.

Поэтому возникает необходимость тщательной своевременной диагнос­тики степени готовности каждого ребенка перед поступлением в школу. Такая диагностика опирается на результаты разностороннего медицинского исследования и специального исследования, определяющего уровень разви­тия "школьно-необходимых" функций.

Все дети, которым по достижении декретированного возраста предс­тоит поступление в школу, в сентябре-октябре года, предшествующего поступлению, проходят первое углубленное обследование. Углубленный ме­дицинский осмотр (плановая диспансеризация) проводиться в детском саду или детской поликлинике педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом. В те же сроки вра­чом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники проводить­ся психофизиологическое обследование всех детей. Результаты первого углубленного медицинского и психофизиологического обследования детей заносят в медицинскую карту развития ребенка.

Детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комп­лекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций (моторика, речь), назначается комплекс упражнений по их коррекции. Лечебные и оз­доровительные мероприятия осуществляются врачами детской поликлиники. Занятия по устранению дефектов звукопроизношения проводятся врачом-ло­гопедом.

Упражнения или занятия по развитию моторики (рисование, лепка, игры с мелкими конструкторами и т.д.) могут производиться воспитателя­ми детского сада или родителями.

Участковый педиатр или врач дошкольного учреждения контролирует выполнение назначенных мероприятий.

Повторный медицинский осмотр детей, включающий психофизиологичес­кое обследование, проводится в апреле-мае теми же специалистами, что и при первом обследовании.

При проведении повторного обследования выносится окончательное решение о готовности ребенка к школе. Не готовым к обучению считаются дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, отстающие в биологичес­ком развитии и не достигшие школьной зрелости. Заключение о готовности к школе заносится в медицинскую карту развития ребенка. Имеются меди­цинские показания к отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста (Приложение N 1).

Под школьной зрелостью понимают такой уровень развития ряда физи­ологических систем или даже отдельных функций, который обеспечивает выполнение учениками всех предъявленных школой требований без ущерба для здоровья и нормального развития.

Исследование у детей показателей ряда функций в сопоставлении с успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью, учебной активностью и динамикой состояния здоровья в первом классе позволило отобрать пси­хофизиологические критерии, по которым косвенно можно судить о степени функциональной готовности детей к обучению в школе.

Комплексная оценка состояния здоровья детей включает:

Оценку уровня здоровья ребенка по определенным критериям;

Определение группы здоровья;

Факторы, влияющие на здоровье ребенка, делятся на две группы: 1) определяющие (или обусловливающие) здоровье; 2) характеризующие здоровье. К первой группе относят генеалогический, биологический и социальный факторы, ко второй - физическое и нервно-психическое развитие, уровень функционального состояния организма, резистентность к инфекциям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Первая составляющая здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, включает генеалогический, биологический, социальный анамнез.

В выявлении онтогенетических отклонений важное место отводится генеалогическому анамнезу (составление родословной семьи данного ребенка). Важно, чтобы женщина и мужчина были обследованы в медико-генетическом учреждении.

Биологический анамнез (перинатальный онтогенез): необходимо тщательно собрать сведения об анте-, интра- и постнатальном периодах жизни ребенка и факторах, неблагоприятно влияющих на их течение.

Социальный анамнез (состав семьи, образование родителей, бюджет и бытовые условия, психологические установки семьи) собирается с целью определения условий, особенно влияющих на нервно-психическое развитие ребенка.

Вторая составляющая здоровья - уровень физического развития: определяется контролем за физическим развитием. Физическое развитие ребенка (особенно раннего возраста) - очень чувствительный признак состояния здоровья, довольно быстро меняющийся под влиянием различных условий. Признаки физического развития зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий (см. Физическое развитие).

Третья составляющая здоровья - уровень нервно-психического развития - имеет большое значение, так как от нее зависит развитие высшей нервной системы. Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем отдельных психических функций, что отражает степень созревания ЦНС. При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет следует руководствоваться общепринятыми показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития, среди которых выделены значимые и информативные показатели каждой из них (см. Нервно-психическое развитие).

У детей раннего возраста оценивают также показатели поведения и настроения. Показатели поведения включают настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое); засыпание (медленное, спокойное, быстрое, неспокойное); сон (глубокий, спокойный, неспокойный, по длительности - нормальный, короче, длиннее); аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище); характер бодрствования (активный, пассивный, переменно активный); индивидуальные особенности (контактен, застенчив, обидчив, легко утомляем, агрессивен, инициативен и др.).

При оценке настроения отмечают следующие его особенности: 1) бодрое, жизнерадостное: положительное отношение к окружающему (процессам), с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими; 2) спокойное: положительно относится к окружающему, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, мало проявляет чувство радости, меньше контактирует по своей инициативе с окружающими; 3) раздражительное, возбужденное: неадекватно относится к окружающему. Может быть бездеятелен или деятельность его неустойчива, наблюдаются эффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик; 4) подавленное настроение: вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, уходит от конфликтов, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго; 5) неустойчивое настроение: может быть весел, смеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты и быть замкнутым, довольно быстро переходит от одного настроения к другому.

Четвертая составляющая здоровья - функциональное состояние органов и их систем. Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, лабораторным данным. Полный анализ клинического, лабораторного и инструментального исследования позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

Пятая составляющая здоровья - степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, которая проявляется в подверженности заболеваниям. Отсутствие (ни разу не болевшие в течение года - индекс здоровья) или редкие (эпизодически болеющие 1-2-3 раза в течение года) острые заболевания свидетельствуют о хорошей резистентности, частая заболеваемость (4 раза и более в течение года) - об ухудшенной или плохой.

Шестая составляющая здоровья - наличие или отсутствие хронических заболеваний. Выявляется педиатром во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случаях необходимости и в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Все составляющие тесно взаимосвязаны и позволяют дать качественную оценку здоровья ребенка с определением группы здоровья. Принято выделять 5 групп здоровья (табл. 9).

К Iгруппе здоровья относят здоровых детей с нормальными показателями функционального состояния органов и систем, редко болеющих, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе, не имеющих хронических заболеваний.

II группа здоровья - здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, начальные изменения в физическом и нервно-психическом развитии, с неблагополучным анамнезом, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Детей раннего возраста, которые имеют лишь факторы риска в онтогенезе, выделяют в группу IIA. Основные причины, по которым здоровых детей раннего возраста относят ко II группе здоровья: 1) отклонения в физическом развитии (отставание массы тела от роста или превышение в пределах 1,1-25); 2) отставание нервно-психического развития не более чем на 1 мес у детей первого года жизни, на 1 квартал - 2-го года и на полугодие - 3-го года жизни; 3) частая заболеваемость (4 раза в году и более); 4) функциональные изменения в сердечно-сосудистой (наличие шума функционального характера, тахикардия) и нервной системах (повышенная возбудимость, плохой сон, двигательная расторможенность, беспокойное бодрствование, неустойчивость аппетита); 5) начальная степень анемизации (снижение уровня гемоглобина в пределах 1,1-25, что соответствует нижней границе нормы); 6) рахит 1 -й степени (подострое течение); 7) угроза гипотрофии или начальная степень гипотрофии (отставание массы тела на 10-15 %); 8) экссудативный диатез с умеренно выраженными непостоянными проявлениями, аллергическая предрасположенность; 9) аденоиды 1-й степени; 10) гипертрофия миндалин 1-2-й степени; 11) отклонения в раннем анамнезе: гестозы беременных, «резус-отрицательная» принадлежность матери, заболевания матери (ревматизм, врожденный порок сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, анемия, хронический алкоголизм, шизофрения и др.); 11) переношенная беременность; 12) осложнения в родах: затянувшиеся роды с длительным безводным периодом, асфиксия, родовая травма без неврологической симптоматики; 13) состояние и заболевания ребенка в период новорожденности: крупный плод, заболевание пупка, пневмония, перенесенная на первом месяце жизни, и др.; 14) недоношенность; 15) пилороспазм (без гипотрофии); 16) состояние реконвалесценции после острых желудочных и других инфекционных заболеваний.

К III группе здоровья относятся дети, имеющие длительно текущие заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации:

1) врожденный порок сердца в стадии компенсации;

2) родовая травма с остаточными явлениями неврологической симптоматики;

3) гемолитическая болезнь;

4) экссудативный диатез со значительно выраженными кожными проявлениями в форме экземы (редкие обострения);

5) анемия (снижение уровня гемоглобина до 85 г/л);

6) рахит 2-3-й степени;

7) гипотрофия 2-й степени (отставание в массе тела до 21-30 %);

8) фенилкетонурия;

9) пилоростеноз, пилороспазм с гипотрофией;

10) пупочная грыжа, требующая оперативного вмешательства (до операции);

11) врожденный стридор без явлений крупа;

12) кариес зубов (субкомпенсированная форма);

13) хронический тонзиллит (простая форма);

14) хронический отит (редкие обострения);

15) хронический гепатит, гастрит, дуоденит и др. (редкие обострения);

16) наличие физических недостатков и врожденной патологии (врожденная кривошея, врожденный вывих тазобедренных суставов, врожденная патология мочевыводящей системы и др.).

К IV группе здоровья относят детей с теми же заболеваниями, но в стадии субкомпенсации.

V группа здоровья - дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, инвалиды, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях. Уточненная схема оценки групп здоровья у детей с выделением нескольких групп риска по Ю.Е. Вельтищеву приведена в табл. 10.

Таким образом, здоровым считается ребенок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпосылками для формирования болезней.

Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в состоянии здоровья ребенка, например переход из II в I группу здоровья (в случае улучшения) или в III и IV (в случае ухудшения). Своевременная диспансеризация и оздоровление детей II группы здоровья препятствуют развитию патологических состояний с переходом в III группу здоровья.

Табл.9. Схема распределения детей раннего возраста по группам здоровья

Признаки здоровья
Группа I - без отклонения
Хроническая патология Отсутствует
Без отклонений
Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, - редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие
Нормальное, соответствует возрасту
Группа II - с функциональными отклонениями (группа риска)
Хроническая патология Отсутствует
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений, для детей первого года жизни - отягощенный акушерский анамнез и семейный анамнез и др.
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом реконвалесценции (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и др.)
Физическое и нервно-психическое развитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития
27 ^

Окончание табл. 9

Признаки здоровья Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Группа III - состояние компенсации
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений: патологически измененной системы, органа без клинических проявлений, функциональных отклонений других органов и систем.Кариес зубов, декомпенсированная форма
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие
Группа IV - состояние субкомпенсации
Хроническая патология Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений патологически измененной системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые обострения основного заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие Нормальное физическое развитие,дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени,низкий рост.Нормальное нервно-психического развитие или отставание его
Группа V - состояние декомпенсации
Хроническая патология Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, предшествующих инвалидности
Функциональное состояние основных органов и систем Выраженные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые и тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Физическое и нервно-психическоеразвитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост. Нормальное нервно-психическое развитие или отставание его
Табл.10. Группы здоровья (Ю.Е. Вельтищев)
Iгруппа Здоровые дети, подлежащие медицинскому наблюдению А. Дети, развитые соответственно возрасту, из семей без «факторов риска»Могут иметь отдельные стигмы, не требующие коррекции
Б. Дети с вариантами нормы и непатологическими привычками
В. Подгруппа внимания - здоровые дети с повышенным генетическим, семейным, социальным, экологическим риском
IIгруппа Здоровые дети с функциональными и морфологическими отклонениями, требующими повышенного внимания, консультаций специалистов А. Подгруппа краткосрочного врачебного наблюдения (менее 6 мес). Например, реконвалесценты после хирургических вмешательств, травм, перенесенных пневмоний и других инфекций, острых заболеваний, потребовавших госпитализации, а также дети с начальными проявлениями рахита, гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях
Б. Подгруппа длительного врачебного наблюдения. Дети с отклонениями, доступными коррекции (умеренная миопия, косоглазие, плоскостопие, аномалии прикуса, начальный кариес зубов, энурез и т.п.)
В. Подгруппа постоянного медицинского наблюдения. Дети из условий и семей повышенного медицинского риска, с пограничными состояниями (см. выше), негрубыми нарушениями осанки и увеличениями щитовидной железы в пубертатном периоде, функциональными шумами в сердце, минимальной мозговой дисфункцией, дети с проявлениями диатезов, субфебрилитетом, имеющим самостоятельное диагностическое значение
IIIгруппа Дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, подтвержденным диагнозом хронического заболевания, но в стадии компенсации. Требуют ограничения физических и эмоциональных нагрузок, регулярного наблюдения специалистами, проведения специальных функциональных исследований А. Дети с прогностически благоприятными заболеваниями (кандидаты во 2-ю группу - хронический тонзиллит, соматогенная задержка роста, речи, вегето- дистонии)
Б. Дети с прогностически тревожными заболеваниями - компенсированные врожденные пороки развития, неврозы, синдромы повышенной химической, радиационной чувствительности, аллергическими заболеваниями
В. Дети с нетяжелыми проявлениями наследственных заболеваний
29 ж

Окончание табл. 10

IV группа Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками с периодической функциональной декомпенсацией А. Дети с приобретенными заболеваниями, требующими повторных госпитализаций - рецидивирующие болезни, например бронхиальная астма
Б. Дети с наследственной и врожденной патологией, требующей длительного (постоянного) лечения - гемофилия, адреногенитальный синдром, фенилкетону- рия, гипотиреоз
В. Дети с постоянной, но неполной инвалидностью
Vгруппа Дети-инвалиды А. Дети с онкозаболеваниями
Б. Дети, страдающие болезнями с серьезным прогнозом.Дети на гемодиализе
В. Дети-инвалиды, требующие постоянного ухода и применения медицинских технологий

Она включает в себя 6 показателей (критериев) здоровья.

I. Изучение факторов риска в генеалогическом, биологическом и социальном анамнезе. Выявляются наследственные заболевания, составляется родословная семьи (генетика), здоровье отца и матери до зачатия, токсикозы матери, заболевания матери, профессиональные вредности, вирусные инфекции, длительность родов, вредные привычки родителей, заболевания ребенка в период новорожденности, в грудном возрасте и первые 3-4 года, характер вскармливания, закаливание, психологический климат в семье (при плохом климате – неврозы), материально-бытовые условия.

II. Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела) и биологического созревания в том или ином периоде детства.

Определение физического развития включает

1. Измерение и оценка роста проводится по центильным нормативным таблицам (соответствует ли рост возрасту).

2. Измерение массы тела и оценка (по двуцентильным таблицам соответствия массы росту ребенка).

3. Измерение окружности груди и оценка (по нормам).

4. Телосложение:

Длина туловища, рук, ног, окружности, конечностей;

Состояние п/ж слоя;

Развитие мышечной системы;

Развитие костей позвоночника;

Развитие стоп (плантометрия);

Развитие грудной клетки (форма);

5. Половое развитие (определяется по количеству прорезавшихся постоянных зубов, длине и массе тела, развитию вторичных половых признаков).

Оценка физического развития:

Соответствует возрасту;

Отставание в физическом развитии;

Опережение в физическом развитии.

III. Определение уровня нервно-психического развития с учетом возраста (по таблицам сравнивают все навыки, показатели, которые имеет ребенок в этом возрасте и которые у него имеются). Кроме того, оценивают психическое здоровье : эмоции, настроение (до 2-6 лет), сон, аппетит, особенности личности, отрицательные привычки.

Соответствует возрасту;

Отстает в нервно-психическом развитии;

Опережает по нервно-психическому развитию.

IV. Резистентность. Она считается:

Высокая – число острых заболеваний в год 0-3 раза;

Сниженная – число острых заболеваний в год 4-7 раз;

Резко снижена – число острых заболеваний в год больше 8.

Нормальное количество острых заболеваний в год:


Здоровые

1 год – до 4 заболеваний;

2-3 года – до 6 заболеваний;

4 года – до 5 заболеваний;

5-6 лет – до 4 заболеваний;

старше 6 лет – до 3 заболеваний.

Часто болеющие дети (ЧБД)

1 год – 4 и больше раз;

2-3 года – 6 и больше раз;

4 года – 5 и больше раз;

5-6 лет – 4 и больше раз;

старше 6 лет – 3 и больше раз.


Для определения резистентности (иммунитета) по числу ОРВИ используют индекс резистентности (ИР)

ИР (%) = число заболевании ОРВИ х 100 число месяцев жизни с начала рецидивирования ОРВИ

Пример. Ребенок 2 лет имел 6 обострений ОРВИ за 12 месяцев

ИР = 6/12 х 100 = 50%

Если ИР = 33-40 % - относительно ЧБД;

Если ИР = 41-50 – часто болеющие дети ;

Если ИР = 51 % и больше – очень часто болеющие дети.

V. Функциональное состояние органов и систем. Оценивается ЧСС, ЧД, АД, Hb и Er, ЖЕЛ, минутный объем крови.

Оценка функционального состояния:

Нормальное (функциональные показатели равны норме);

Ухудшенное (1 или несколько показателей на грани нормы и патологии);

Плохое (функциональные показатели резко отличаются от нормы).

VI. Наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Оценка: «здоров», «пограничное состояние», «болен». При оценке состояния здоровья используют одновременно все 6 критериев (показателей) здоровья. Ни один из критериев в отдельности не может характеризовать состояние ребенка в целом. В результате комплексной оценки дети делятся по состоянию здоровья на 3 группы:

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием, нормальными функциями и иммунитетом;

2 группа здоровья – здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость организма;

3 группа – дети, больные хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации, субкомпенсации (4) и декомпенсации (5).

Комплексная оценка состояния здоровья детей включает:

Оценку уровня здоровья ребенка по определенным критериям;

Определение группы здоровья;

Факторы, влияющие на здоровье ребенка, делятся на две группы: 1) определяющие (или обусловливающие) здоровье; 2) характеризующие здоровье. К первой группе относят генеалогический, биологический и социальный факторы, ко второй - физическое и нервно-психическое развитие, уровень функционального состояния организма, резистентность к инфекциям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития.

Первая составляющая здоровья - наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, включает генеалогический, биологический, социальный анамнез.

В выявлении онтогенетических отклонений важное место отводится генеалогическому анамнезу (составление родословной семьи данного ребенка). Важно, чтобы женщина и мужчина были обследованы в медико-генетическом учреждении.

Биологический анамнез (перинатальный онтогенез): необходимо тщательно собрать сведения об анте-, интра- и постнатальном периодах жизни ребенка и факторах, неблагоприятно влияющих на их течение.

Социальный анамнез (состав семьи, образование родителей, бюджет и бытовые условия, психологические установки семьи) собирается с целью определения условий, особенно влияющих на нервно-психическое развитие ребенка.

Вторая составляющая здоровья - уровень физического развития: определяется контролем за физическим развитием. Физическое развитие ребенка (особенно раннего возраста) - очень чувствительный признак состояния здоровья, довольно быстро меняющийся под влиянием различных условий. Признаки физического развития зависят как от унаследованных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий (см. Физическое развитие).

Третья составляющая здоровья - уровень нервно-психического развития - имеет большое значение, так как от нее зависит развитие высшей нервной системы. Общий уровень нервно-психического развития ребенка характеризуется уровнем отдельных психических функций, что отражает степень созревания ЦНС. При оценке общего уровня нервно-психического развития детей в возрасте до 3 лет следует руководствоваться общепринятыми показателями нормального уровня по основным линиям нервно-психического развития, среди которых выделены значимые и информативные показатели каждой из них (см. Нервно-психическое развитие).

У детей раннего возраста оценивают также показатели поведения и настроения. Показатели поведения включают настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое); засыпание (медленное, спокойное, быстрое, неспокойное); сон (глубокий, спокойный, неспокойный, по длительности - нормальный, короче, длиннее); аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище); характер бодрствования (активный, пассивный, переменно активный); индивидуальные особенности (контактен, застенчив, обидчив, легко утомляем, агрессивен, инициативен и др.).

При оценке настроения отмечают следующие его особенности: 1) бодрое, жизнерадостное: положительное отношение к окружающему (процессам), с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими; 2) спокойное: положительно относится к окружающему, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, мало проявляет чувство радости, меньше контактирует по своей инициативе с окружающими; 3) раздражительное, возбужденное: неадекватно относится к окружающему. Может быть бездеятелен или деятельность его неустойчива, наблюдаются эффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик; 4) подавленное настроение: вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, уходит от конфликтов, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго; 5) неустойчивое настроение: может быть весел, смеяться и быстро заплакать, вступать в конфликты и быть замкнутым, довольно быстро переходит от одного настроения к другому.

Четвертая составляющая здоровья - функциональное состояние органов и их систем. Уровень функционального состояния организма определяют по частоте сердечных сокращений и дыхания, артериальному давлению, лабораторным данным. Полный анализ клинического, лабораторного и инструментального исследования позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

Пятая составляющая здоровья - степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, которая проявляется в подверженности заболеваниям. Отсутствие (ни разу не болевшие в течение года - индекс здоровья) или редкие (эпизодически болеющие 1-2-3 раза в течение года) острые заболевания свидетельствуют о хорошей резистентности, частая заболеваемость (4 раза и более в течение года) - об ухудшенной или плохой.

Шестая составляющая здоровья - наличие или отсутствие хронических заболеваний. Выявляется педиатром во время каждого планового осмотра, а также врачами-специалистами в случаях необходимости и в определенные сроки, установленные действующими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Все составляющие тесно взаимосвязаны и позволяют дать качественную оценку здоровья ребенка с определением группы здоровья. Принято выделять 5 групп здоровья (табл. 9).

К Iгруппе здоровья относят здоровых детей с нормальными показателями функционального состояния органов и систем, редко болеющих, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, без отклонений в анамнезе, не имеющих хронических заболеваний.

II группа здоровья - здоровые дети, но уже имеющие те или иные функциональные отклонения, начальные изменения в физическом и нервно-психическом развитии, с неблагополучным анамнезом, часто болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Детей раннего возраста, которые имеют лишь факторы риска в онтогенезе, выделяют в группу IIA. Основные причины, по которым здоровых детей раннего возраста относят ко II группе здоровья: 1) отклонения в физическом развитии (отставание массы тела от роста или превышение в пределах 1,1-25); 2) отставание нервно-психического развития не более чем на 1 мес у детей первого года жизни, на 1 квартал - 2-го года и на полугодие - 3-го года жизни; 3) частая заболеваемость (4 раза в году и более); 4) функциональные изменения в сердечно-сосудистой (наличие шума функционального характера, тахикардия) и нервной системах (повышенная возбудимость, плохой сон, двигательная расторможенность, беспокойное бодрствование, неустойчивость аппетита); 5) начальная степень анемизации (снижение уровня гемоглобина в пределах 1,1-25, что соответствует нижней границе нормы); 6) рахит 1 -й степени (подострое течение); 7) угроза гипотрофии или начальная степень гипотрофии (отставание массы тела на 10-15 %); 8) экссудативный диатез с умеренно выраженными непостоянными проявлениями, аллергическая предрасположенность; 9) аденоиды 1-й степени; 10) гипертрофия миндалин 1-2-й степени; 11) отклонения в раннем анамнезе: гестозы беременных, «резус-отрицательная» принадлежность матери, заболевания матери (ревматизм, врожденный порок сердца, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, анемия, хронический алкоголизм, шизофрения и др.
); 11) переношенная беременность; 12) осложнения в родах: затянувшиеся роды с длительным безводным периодом, асфиксия, родовая травма без неврологической симптоматики; 13) состояние и заболевания ребенка в период новорожденности: крупный плод, заболевание пупка, пневмония, перенесенная на первом месяце жизни, и др.; 14) недоношенность; 15) пилороспазм (без гипотрофии); 16) состояние реконвалесценции после острых желудочных и других инфекционных заболеваний.

К III группе здоровья относятся дети, имеющие длительно текущие заболевания, врожденные пороки развития в стадии компенсации:

1) врожденный порок сердца в стадии компенсации;

2) родовая травма с остаточными явлениями неврологической симптоматики;

3) гемолитическая болезнь;

4) экссудативный диатез со значительно выраженными кожными проявлениями в форме экземы (редкие обострения);

5) анемия (снижение уровня гемоглобина до 85 г/л);

6) рахит 2-3-й степени;

7) гипотрофия 2-й степени (отставание в массе тела до 21-30 %);

8) фенилкетонурия;

9) пилоростеноз, пилороспазм с гипотрофией;

10) пупочная грыжа, требующая оперативного вмешательства (до операции);

11) врожденный стридор без явлений крупа;

12) кариес зубов (субкомпенсированная форма);

13) хронический тонзиллит (простая форма);

14) хронический отит (редкие обострения);

15) хронический гепатит, гастрит, дуоденит и др. (редкие обострения);

16) наличие физических недостатков и врожденной патологии (врожденная кривошея, врожденный вывих тазобедренных суставов, врожденная патология мочевыводящей системы и др.).

К IV группе здоровья относят детей с теми же заболеваниями, но в стадии субкомпенсации.

V группа здоровья - дети с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, инвалиды, которые в момент исследования находятся в больнице или на постельном режиме в домашних условиях. Уточненная схема оценки групп здоровья у детей с выделением нескольких групп риска по Ю.Е. Вельтищеву приведена в табл. 10.

Таким образом, здоровым считается ребенок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпосылками для формирования болезней.

Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в состоянии здоровья ребенка, например переход из II в I группу здоровья (в случае улучшения) или в III и IV (в случае ухудшения). Своевременная диспансеризация и оздоровление детей II группы здоровья препятствуют развитию патологических состояний с переходом в III группу здоровья.

Табл.9. Схема распределения детей раннего возраста по группам здоровья

Признаки здоровья
Группа I - без отклонения
Хроническая патология Отсутствует
Без отклонений
Заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, - редкие и легко протекающие острые заболевания или их отсутствие
Нормальное, соответствует возрасту
Группа II - с функциональными отклонениями (группа риска)
Хроническая патология Отсутствует
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений, для детей первого года жизни - отягощенный акушерский анамнез и семейный анамнез и др.
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом реконвалесценции (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и др.)
Физическое и нервно-психическое развитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й степени. Нормальное или нерезко выраженное отставание нервно-психического развития
27 ^

Окончание табл. 9
Признаки здоровья Показания для отнесения к группе согласно признакам здоровья
Группа III - состояние компенсации
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений: патологически измененной системы, органа без клинических проявлений, функциональных отклонений других органов и систем.Кариес зубов, декомпенсированная форма
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - редкие, нетяжелые по характеру течения обострения основного хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия. Редкие интеркуррентные заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост. Нормальное нервно-психическое развитие или отставание его
Группа IV - состояние субкомпенсации
Хроническая патология Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Функциональное состояние основных органов и систем Наличие функциональных отклонений патологически измененной системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые обострения основного заболевания, редкие или частые острые заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения или с затяжным реконвалесцентным периодом после интеркуррентного заболевания
Физическое и нервно- психическое развитие Нормальное физическое развитие,дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени,низкий рост. Нормальное нервно-психического развитие или отставание его
Группа V - состояние декомпенсации
Хроническая патология Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, предшествующих инвалидности
Функциональное состояние основных органов и систем Выраженные функциональные отклонения патологически измененного органа, системы и других органов и систем
Резистентность и реактивность организма Заболеваемость - частые и тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Физическое и нервно-психическоеразвитие Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост. Нормальное нервно-психическое развитие или отставание его
Табл.10. Группы здоровья (Ю.Е. Вельтищев)

Iгруппа Здоровые дети, подлежащие медицинскому наблюдению А. Дети, развитые соответственно возрасту, из семей без «факторов риска»Могут иметь отдельные стигмы, не требующие коррекции
Б. Дети с вариантами нормы и непатологическими привычками
В. Подгруппа внимания - здоровые дети с повышенным генетическим, семейным, социальным, экологическим риском
IIгруппа Здоровые дети с функциональными и морфологическими отклонениями, требующими повышенного внимания, консультаций специалистов А. Подгруппа краткосрочного врачебного наблюдения (менее 6 мес). Например, реконвалесценты после хирургических вмешательств, травм, перенесенных пневмоний и других инфекций, острых заболеваний, потребовавших госпитализации, а также дети с начальными проявлениями рахита, гипотрофии, анемии. Дети, нуждающиеся в оздоровительных мероприятиях
Б. Подгруппа длительного врачебного наблюдения. Дети с отклонениями, доступными коррекции (умеренная миопия, косоглазие, плоскостопие, аномалии прикуса, начальный кариес зубов, энурез и т.п.)
В. Подгруппа постоянного медицинского наблюдения. Дети из условий и семей повышенного медицинского риска, с пограничными состояниями (см. выше), негрубыми нарушениями осанки и увеличениями щитовидной железы в пубертатном периоде, функциональными шумами в сердце, минимальной мозговой дисфункцией, дети с проявлениями диатезов, субфебрилитетом, имеющим самостоятельное диагностическое значение
IIIгруппа Дети со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, подтвержденным диагнозом хронического заболевания, но в стадии компенсации. Требуют ограничения физических и эмоциональных нагрузок, регулярного наблюдения специалистами, проведения специальных функциональных исследований А. Дети с прогностически благоприятными заболеваниями (кандидаты во 2-ю группу - хронический тонзиллит, соматогенная задержка роста, речи, вегето- дистонии)
Б. Дети с прогностически тревожными заболеваниями - компенсированные врожденные пороки развития, неврозы, синдромы повышенной химической, радиационной чувствительности, аллергическими заболеваниями
В. Дети с нетяжелыми проявлениями наследственных заболеваний
29 ж

Окончание табл. 10

IV группа Дети с хроническими заболеваниями и врожденными пороками с периодической функциональной декомпенсацией А. Дети с приобретенными заболеваниями, требующими повторных госпитализаций - рецидивирующие болезни, например бронхиальная астма
Б. Дети с наследственной и врожденной патологией, требующей длительного (постоянного) лечения - гемофилия, адреногенитальный синдром, фенилкетону- рия, гипотиреоз
В. Дети с постоянной, но неполной инвалидностью
Vгруппа Дети-инвалиды А. Дети с онкозаболеваниями
Б. Дети, страдающие болезнями с серьезным прогнозом.Дети на гемодиализе
В. Дети-инвалиды, требующие постоянного ухода и применения медицинских технологий

Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка. Здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, но и гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, отсутствие заболеваний, достаточная способность адаптироваться к непривычным условиям среды, резистентность к неблагоприятным воздействиям. Основным показателем эффективности мероприятий по охране здоровья детей является уровень здоровья каждого ребенка. Здоровье - это не только отсутствие болезней и повреждений, но и гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальное функционирование всех органов и систем, отсутствие заболеваний, достаточная способность адаптироваться к непривычным условиям среды, резистентность к неблагоприятным воздействиям.


Состояние здоровья ребенка исследуется с помощью основных критериев, которые определяются во время каждого профилактического осмотра декретированных возрастных групп. ребенка исследуется с помощью основных критериев, которые определяются во время каждого профилактического осмотра декретированных возрастных групп. Учитываются следующие признаки: 1. Отклонения в анте-, интра-, ранний постнатальный периоды. 2. Уровень и гармоничность физического и нервно- психического развития. 3. Функциональное состояние основных органов и систем. 4. Резистентность и реактивность организма. 5. Наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии. Учитываются следующие признаки: 1. Отклонения в анте-, интра-, ранний постнатальный периоды. 2. Уровень и гармоничность физического и нервно- психического развития. 3. Функциональное состояние основных органов и систем. 4. Резистентность и реактивность организма. 5. Наличие или отсутствие хронической (в том числе врожденной) патологии.


Оценка физического развития является важным прогностическим показателем состояния здоровья человека. является важным прогностическим показателем состояния здоровья человека. Такая оценка позволяет выделить группы, которые находятся в состоянии риска, а это в свою очередь играет важную роль для диагностики и профилактики различных заболеваний. Такая оценка позволяет выделить группы, которые находятся в состоянии риска, а это в свою очередь играет важную роль для диагностики и профилактики различных заболеваний. Часто низкий уровень физического развития считают главной причиной заболеваний. В свою очередь хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития. Часто низкий уровень физического развития считают главной причиной заболеваний. В свою очередь хронические заболевания вызывают ухудшение физического развития. Физическое развитие - это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма. С другой стороны - это степень созревания на каждом жизненном отрезке. Физическое развитие - это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма. С другой стороны - это степень созревания на каждом жизненном отрезке.


Существует три фазы процесса физического развития: - Повышение его уровня (до 25л) - Повышение его уровня (до 25л) - Относительная стабилизация (до 60л.) - Относительная стабилизация (до 60л.) - Постепенное снижение физических возможностей человека. - Постепенное снижение физических возможностей человека.


На физическое развитие влияют три группы факторов: биологические (наследственность), биологические (наследственность), климатогеографические (климатические и метеорологические условия в разных климатогеографических зонах), климатогеографические (климатические и метеорологические условия в разных климатогеографических зонах), социальные (условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание физического воспитания). социальные (условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержание физического воспитания). Но ошибочным является считать характеристику физического развития только за линейными и весовыми показателями. Его адекватная оценка требует учета результатов тестирования функциональных возможностей организма. Но ошибочным является считать характеристику физического развития только за линейными и весовыми показателями. Его адекватная оценка требует учета результатов тестирования функциональных возможностей организма. В каждом классе можно выделить три группы учащихся: В каждом классе можно выделить три группы учащихся: акселераты (дети, у которых биологический возраст опережает паспортный возраст) акселераты (дети, у которых биологический возраст опережает паспортный возраст) медианты (дети, у которых биологический возраст соответствует паспортному) медианты (дети, у которых биологический возраст соответствует паспортному) и реторданты (дети, у которых паспортный возраст опережает биологический). и реторданты (дети, у которых паспортный возраст опережает биологический). Этот факт необходимо учитывать при определении физического развития детей и при подборе и дозировке физических упражнений (у акселератов наблюдается повышенная заболеваемость). Этот факт необходимо учитывать при определении физического развития детей и при подборе и дозировке физических упражнений (у акселератов наблюдается повышенная заболеваемость).


Уровень функционирования основных систем организма. Уровень функционирования основных систем организма - критерий, характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. Уровень функционирования основных систем организма - критерий, характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У отдельных детей могут проявляться функциональные нарушения при отсутствии заболевания. У отдельных детей могут проявляться функциональные нарушения при отсутствии заболевания. Причины таких отклонений очень разнообразны: Причины таких отклонений очень разнообразны: быстрый темп роста в определенные возрастные периоды (6-7р.; 11-13л. (девушки) и 13-15лет. (мальчики)), что приводит к несоответствию структуры и функций органов; быстрый темп роста в определенные возрастные периоды (6-7р.; 11-13л. (девушки) и 13-15лет. (мальчики)), что приводит к несоответствию структуры и функций органов; неблагоприятные семейно-бытовые условия; неблагоприятные семейно-бытовые условия; чрезмерные умственные и физические нагрузки и т.д.. чрезмерные умственные и физические нагрузки и т.д.. При оценке функционального состояния большое внимание уделяется определению функционального состояния сердечнососудистой системы, дыхательной и нервной систем. Оценивается также сон, аппетит, настроение, эмоциональное состояние, общение с другими детьми, особенности усвоения учебного материала и т.п.. При оценке функционального состояния большое внимание уделяется определению функционального состояния сердечнососудистой системы, дыхательной и нервной систем. Оценивается также сон, аппетит, настроение, эмоциональное состояние, общение с другими детьми, особенности усвоения учебного материала и т.п..


Оценка функционального состояния систем организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью функциональных проб (пробы Мартине, Штанге-Гена, Летунова, РWС170). Оценка функционального состояния систем организма проводится с использованием клинических методов, а также с помощью функциональных проб (пробы Мартине, Штанге-Гена, Летунова, РWС170). Определение группы для проведения физического воспитания осуществляется по данным углубленного медицинского осмотра. Определение группы для проведения физического воспитания осуществляется по данным углубленного медицинского осмотра.


В средней школе детей и подростков принято делить на три группы физического воспитания. К основной группе физического воспитания относят детей и подростков, не имеющих отклонений в состоянии здоровья или имеют незначительные отклонения и достаточную физическую подготовленность. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам по предмету в полном объеме, а сдача контрольных нормативов осуществляется с дифференцированной оценкой. К основной группе физического воспитания относят детей и подростков, не имеющих отклонений в состоянии здоровья или имеют незначительные отклонения и достаточную физическую подготовленность. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам по предмету в полном объеме, а сдача контрольных нормативов осуществляется с дифференцированной оценкой. К подготовительной группе относят детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья и достаточно физически подготовленные, а также детей реконвалесцентов. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам с обязательным соблюдением принципов постепенности и преемственности. К подготовительной группе относят детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья и достаточно физически подготовленные, а также детей реконвалесцентов. Занятия по физической культуре проводятся по учебным программам с обязательным соблюдением принципов постепенности и преемственности. К специальной группе относят детей и подростков, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Занятия по физической культуре проводятся по специально разработанным дифференцированным программам и программам ЛФК. К специальной группе относят детей и подростков, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья временного или постоянного характера. Занятия по физической культуре проводятся по специально разработанным дифференцированным программам и программам ЛФК.


Уровень физической подготовленности Обнаружен значительный уровень взаимосвязи показателей соматического здоровья детей и подростков с результатами двигательных тестов, характеризующих силу (кисти и становую), скорость, общую выносливость и скоростно- силовые возможности). Обнаружен значительный уровень взаимосвязи показателей соматического здоровья детей и подростков с результатами двигательных тестов, характеризующих силу (кисти и становую), скорость, общую выносливость и скоростно- силовые возможности). Этот факт можно использовать для улучшения уровня здоровья детей путем воздействия на отдельные составляющие физической подготовленности средствами физического воспитания. Этот факт можно использовать для улучшения уровня здоровья детей путем воздействия на отдельные составляющие физической подготовленности средствами физического воспитания.


Степень сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. Степень сопротивляемости организма определяется количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний (или обострений хронических) за год. Степень сопротивляемости организма определяется количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний (или обострений хронических) за год. Острые респираторно-вирусные заболевания (ОРВИ) наиболее распространены среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Острые детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит, корь и др.), острые кишечно-желудочные заболевания, аллергические реакции занимают значительную долю в структуре детской заболеваемости. Острые респираторно-вирусные заболевания (ОРВИ) наиболее распространены среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Острые детские инфекции (ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит, корь и др.), острые кишечно-желудочные заболевания, аллергические реакции занимают значительную долю в структуре детской заболеваемости. По статистике наиболее распространенными заболеваниями среди детей являются болезни органов дыхания (до 50%) и систематические ОРВИ (90%), что свидетельствует о снижении сопротивляемости организма к неблагоприятным фактором окружающей среды. По статистике наиболее распространенными заболеваниями среди детей являются болезни органов дыхания (до 50%) и систематические ОРВИ (90%), что свидетельствует о снижении сопротивляемости организма к неблагоприятным фактором окружающей среды. По количеству перенесенных острых заболеваний за год детей делят на три группы: По количеству перенесенных острых заболеваний за год детей делят на три группы: 1 - те, ни разу не болели; 1 - те, ни разу не болели; 2 - те, которые болели эпизодически (1-3р. в течении года); 2 - те, которые болели эпизодически (1-3р. в течении года); 3 - те, которые болели часто (4р. и более). 3 - те, которые болели часто (4р. и более). Отсутствие острых заболеваний в течении года или их эпизодический характер свидетельствует о хорошей сопротивляемости организма ребенка Отсутствие острых заболеваний в течении года или их эпизодический характер свидетельствует о хорошей сопротивляемости организма ребенка


Наличие или отсутствие хронических заболеваний. По данным Министерства здравоохранения около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья. За последние 5 лет на 41% увеличилось детей, принадлежащих к специальной медицинской группе По данным Министерства здравоохранения около 90% детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья. За последние 5 лет на 41% увеличилось детей, принадлежащих к специальной медицинской группе


Комплексная оценка здоровья позволяет формировать группы, объединяющие детей с одинаковым состоянием здоровья, с учетом всех вышеперечисленных показателей. I группа - здоровые дети с нормальными показателями функционального развития всех систем, которые редко болеют (до 3 раз в год) с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеют существенных отклонений в анамнезе. I группа - здоровые дети с нормальными показателями функционального развития всех систем, которые редко болеют (до 3 раз в год) с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, не имеют существенных отклонений в анамнезе. II группа - группа риска: II группа - группа риска: подгруппа А - дети с факторами риска по данным биологического и социального анамнеза; подгруппа А - дети с факторами риска по данным биологического и социального анамнеза; подгруппа Б - дети, имеющие функциональные отклонения, с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, часто болеют, но не имеют хронических заболеваний. подгруппа Б - дети, имеющие функциональные отклонения, с начальными изменениями в физическом и нервно-психическом развитии, часто болеют, но не имеют хронических заболеваний. III, IV и V группы - дети с хроническими заболеваниями: III, IV и V группы - дети с хроническими заболеваниями: III группа - состояние компенсации: редкие обострения хронических заболеваний, редкие острые заболевания, нормальный уровень функций организма; III группа - состояние компенсации: редкие обострения хронических заболеваний, редкие острые заболевания, нормальный уровень функций организма; IV группа - состояние субкомпенсации: частые (3-4 раза в год) обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания (4 раза в год и более), ухудшение функционального состояния различных систем организма; IV группа - состояние субкомпенсации: частые (3-4 раза в год) обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания (4 раза в год и более), ухудшение функционального состояния различных систем организма; V группа - состояние декомпенсации: значительные функциональные отклонения (патологические изменения организма; частые тяжелые обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания, уровень физического и нервно-психического развития соответствует возрасту или отстает от него). V группа - состояние декомпенсации: значительные функциональные отклонения (патологические изменения организма; частые тяжелые обострения хронических заболеваний, частые острые заболевания, уровень физического и нервно-психического развития соответствует возрасту или отстает от него).


Распределение детей по группам здоровья позволяет обнаружить лиц, имеющих факторы риска развития патологических сдвигов, детей с начальными формами заболеваний и функциональными отклонениями и разработать комплекс мероприятий по охране и укреплению их здоровья, профилактики хронических заболеваний. Распределение детей по группам здоровья позволяет обнаружить лиц, имеющих факторы риска развития патологических сдвигов, детей с начальными формами заболеваний и функциональными отклонениями и разработать комплекс мероприятий по охране и укреплению их здоровья, профилактики хронических заболеваний.


Комплексную оценку состояния здоровья ребенка проводят во время первичного посещения ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. Комплексную оценку состояния здоровья ребенка проводят во время первичного посещения ребенка после выписки ее из роддома, чтобы получить представление об исходном уровне состояния здоровья. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го - в конце каждого полугодия. В дальнейшем оценку состояния здоровья детей 1-го и 2-го годов жизни проводят ежеквартально, детей 3-го - в конце каждого полугодия. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают по основным заболеваниям. При нескольких диагнозах группу здоровья устанавливают по основным заболеваниям. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья может меняться в зависимости от динамики уровня состояния здоровья.


В первую очередь, это касается детей и подростков, относящихся ко второй группе здоровья: В первую очередь, это касается детей и подростков, относящихся ко второй группе здоровья: дети - реконвалесценты; дети - реконвалесценты; дети, которые часто и длительно болеют; дети, которые часто и длительно болеют; дети с общей задержкой и дисгармоничность физического развития как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии; дети с общей задержкой и дисгармоничность физического развития как за счет избыточной массы тела, так и за счет ее дефицита без эндокринной патологии; дети с нарушениями осанки, плоскостопием; дети с нарушениями осанки, плоскостопием; дети с функциональными сдвигами со стороны сердечнососудистой системы; дети с функциональными сдвигами со стороны сердечнососудистой системы; миопией, миопией, кариесом, кариесом, гипертрофией небных миндалин II степени, гипертрофией небных миндалин II степени, аллергическими реакциями, аллергическими реакциями, увеличением щитовидной железы I и II степеней, увеличением щитовидной железы I и II степеней, астеническим синдромом и др.. астеническим синдромом и др..


Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Для них проводят профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия. Дети I группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Для них проводят профилактические, воспитательные и общеоздоровительные мероприятия. Дети II группы здоровья заслуживают более пристального внимания педиатров, потому что профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия могут способствовать переходу детей этой группы в I группу. Детей этой группы наблюдают и оздоравливают по индивидуальному плану, который составляется согласно степени риска формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Дети II группы здоровья заслуживают более пристального внимания педиатров, потому что профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия могут способствовать переходу детей этой группы в I группу. Детей этой группы наблюдают и оздоравливают по индивидуальному плану, который составляется согласно степени риска формирования хронической патологии, выраженности функциональных отклонений и степени резистентности. Дети III, IV и V групп находятся под наблюдением педиатров и специалистов в соответствии с "Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения" и должны получать необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии. Дети III, IV и V групп находятся под наблюдением педиатров и специалистов в соответствии с "Методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения" и должны получать необходимое лечение в зависимости от наличия той или иной патологии.


Особенности обследования детей разного возраста При обследовании ребенка необходимо помнить три обязательных условия: При обследовании ребенка необходимо помнить три обязательных условия: - Найти контакт с ребенком и его родителями; - Найти контакт с ребенком и его родителями; - Обеспечить оптимальные условия освещения и температуры; - Обеспечить оптимальные условия освещения и температуры; - Обеспечить удобное положение для врача и его индивидуальную защиту от возможного инфицирования - Обеспечить удобное положение для врача и его индивидуальную защиту от возможного инфицирования


ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ Ранний неонатальный период – длится от перевязки пуповины до 7 суток (168 часов). Это самый ответственный период для адаптации ребенка. В это время появляется легочное дыхание, начинает функционировать малый круг кровообращения. Ранний неонатальный период – длится от перевязки пуповины до 7 суток (168 часов). Это самый ответственный период для адаптации ребенка. В это время появляется легочное дыхание, начинает функционировать малый круг кровообращения. Для этого периода характерны переходные состояния (физиологическая желтуха, половой криз, мочекислый инфаркт, физиологический катар кожи и др..). Для этого периода характерны переходные состояния (физиологическая желтуха, половой криз, мочекислый инфаркт, физиологический катар кожи и др..). Могут проявляться заболевания новорожденных обусловлены нарушениями внутриутробного развития. Могут проявляться заболевания новорожденных обусловлены нарушениями внутриутробного развития. В этот период выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь, асфиксии, родовые травмы, аспирации, инфицированность ребенка. В этот период выявляются аномалии развития, фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь, асфиксии, родовые травмы, аспирации, инфицированность ребенка. В первые сутки жизни возникают гнойно-септические заболевания, бактериальные поражения кишечника и дыхательных путей. В первые сутки жизни возникают гнойно-септические заболевания, бактериальные поражения кишечника и дыхательных путей. В раннем неонатальном периоде должны быть обеспечены асептические условия для защиты ребенка от инфицирования, оптимальный температурный режим. В раннем неонатальном периоде должны быть обеспечены асептические условия для защиты ребенка от инфицирования, оптимальный температурный режим.


Поздний неонатальный период (длится от 8 до 28 суток жизни). В этот период новорожденный находится в домашних условиях. (длится от 8 до 28 суток жизни). В этот период новорожденный находится в домашних условиях. Особое внимание обращается на вскармливание ребенка, характер лактации у матери, проводится контроль за весом ребенка. Особое внимание обращается на вскармливание ребенка, характер лактации у матери, проводится контроль за весом ребенка. Наиболее важными критериям благополучия ребенка есть динамика массы тела и состояние нервно-психического развития. Наиболее важными критериям благополучия ребенка есть динамика массы тела и состояние нервно-психического развития. В этот период интенсивно развиваются анализаторы, координация движений, появляются условные рефлексы, возникают эмоциональный и тактильный контакт с матерью. В этот период интенсивно развиваются анализаторы, координация движений, появляются условные рефлексы, возникают эмоциональный и тактильный контакт с матерью.


ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА (длится от 29 суток жизни до 1 года). (длится от 29 суток жизни до 1 года). В этот период адаптация ребенка завершается, мать кормит ребенка грудью, происходит интенсивное физическое, нервно- психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. В этот период адаптация ребенка завершается, мать кормит ребенка грудью, происходит интенсивное физическое, нервно- психическое, моторное и интеллектуальное развитие ребенка. Возникают проблемы рационального питания, введение своевременной коррекции, прикорма. Возникают проблемы рационального питания, введение своевременной коррекции, прикорма. Функциональная незрелость пищеварительной системы приводит к частым кишечным заболеваниям различной этиологии. Проявляются расстройства обмена веществ, у детей возникает рахит, анемия. Функциональная незрелость пищеварительной системы приводит к частым кишечным заболеваниям различной этиологии. Проявляются расстройства обмена веществ, у детей возникает рахит, анемия. На фоне анатомофизиологических особенностей органов дыхания у грудных детей часто возникают бронхиолиты и пневмонии. На фоне анатомофизиологических особенностей органов дыхания у грудных детей часто возникают бронхиолиты и пневмонии. В этот возрастной период используются различные средства и методы закаливания (массаж, гимнастика, водные процедуры). В этот возрастной период используются различные средства и методы закаливания (массаж, гимнастика, водные процедуры). В грудном возрасте проводятся профилактические прививки. В грудном возрасте проводятся профилактические прививки.


Основной метод профилактики в педиатрии - диспансеризация здоровых детей. К 1997 г. педиатры наблюдали детей от рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время - до 18-летнего. К 1997 г. педиатры наблюдали детей от рождения до 15-летнего возраста, а в настоящее время - до 18-летнего. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Во время диспансеризации проводится комплексная оценка здоровья с определением группы здоровья. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с определенной патологией или склонностью к ней. Соответственно определяется объем и характер оздоровительных и лечебных мероприятий детям с определенной патологией или склонностью к ней. В современных условиях диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник. В современных условиях диспансеризация является основной формой работы детских поликлиник. Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, которые имеет ребенок. Диспансеризацию проводят как по возрастному признаку, так и в зависимости от заболеваний, которые имеет ребенок.


Диспансерному наблюдению участковым педиатром подлежат следующие контингенты детского населения: - Все дети в период новорожденности; - Все дети в период новорожденности; - Дети 1-го года жизни; - Дети 1-го года жизни; - Дети из групп риска; - Дети из групп риска; - Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детских дошкольных учреждений; - Дети старше 1-летнего возраста, не посещающих детских дошкольных учреждений; - Дети, имеющие хронические заболевания - Дети, имеющие хронические заболевания


Диспансеризация детей 1 года жизни Задачей профилактических осмотров детей 1 года жизни является организация соответствующего режима и рационального вскармливания - профилактика рахита, анемии, инфекционных заболеваний, выявление и лечение врожденной патологии. Задачей профилактических осмотров детей 1 года жизни является организация соответствующего режима и рационального вскармливания - профилактика рахита, анемии, инфекционных заболеваний, выявление и лечение врожденной патологии. На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен педиатром 14 раз, в том числе в поликлинике - 12 раз с обязательным осмотром ортопеда, офтальмолога, невролога и другими специалистами. На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен педиатром 14 раз, в том числе в поликлинике - 12 раз с обязательным осмотром ортопеда, офтальмолога, невролога и другими специалистами. Участковая медсестра посещает ребенка дома 1 раз в месяц. Медицинское наблюдение за развитием ребенка ведется с учетом индивидуальных особенностей в разные периоды 1 года жизни. Участковая медсестра посещает ребенка дома 1 раз в месяц. Медицинское наблюдение за развитием ребенка ведется с учетом индивидуальных особенностей в разные периоды 1 года жизни. Для детей первых 3 месяцев важно: выписка из роддома, адаптация к новым условиям жизни, начало первых прогулок, профилактика рахита, профилактика и лечение гипогалактии, организация рационального вскармливания, профилактика гипотрофии. Для детей первых 3 месяцев важно: выписка из роддома, адаптация к новым условиям жизни, начало первых прогулок, профилактика рахита, профилактика и лечение гипогалактии, организация рационального вскармливания, профилактика гипотрофии.


Диспансеризация детей 1 года жизни С 3 до 6 месяцев обращается особое внимание на профилактические прививки, введение коррекции питания и прикорма. С 3 до 6 месяцев обращается особое внимание на профилактические прививки, введение коррекции питания и прикорма. В возрасте от 6 до 9 месяцев необходимо проводить профилактику инфекций дыхательных путей, кишечных заболеваний и травматизма. В возрасте от 6 до 9 месяцев необходимо проводить профилактику инфекций дыхательных путей, кишечных заболеваний и травматизма. Период от 9 до 12 месяцов совпадает с отлучением от груди, расширением рациона питания, проведением прививки. Период от 9 до 12 месяцов совпадает с отлучением от груди, расширением рациона питания, проведением прививки. Участковый педиатр записывает свои наблюдения за ребенком в этапных эпикризах (3, 6 и 9 месяцев). В конце 1 года после клинического обследования, проведения антропометрических измерений, лабораторных исследований (общий анализ крови и мочи), анализа профилактических прививок и перенесенных болезней в течение года, составляет эпикриз с оценкой физического, нервно-психического развития и план дальнейшего наблюдения и оздоровления ребенка в следующий период. Участковый педиатр записывает свои наблюдения за ребенком в этапных эпикризах (3, 6 и 9 месяцев). В конце 1 года после клинического обследования, проведения антропометрических измерений, лабораторных исследований (общий анализ крови и мочи), анализа профилактических прививок и перенесенных болезней в течение года, составляет эпикриз с оценкой физического, нервно-психического развития и план дальнейшего наблюдения и оздоровления ребенка в следующий период.


Диспансеризация детского населения включает следующие мероприятия 1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований; 1) регулярные медицинские осмотры с проведением установленного объема лабораторных и инструментальных исследований; 2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска; 2) определение и оценку состояния здоровья с целью выявления детей, имеющих факторы риска; 3) дообследование больных детей, которые нуждаются в этом, с использованием всех современных методов диагностики; 3) дообследование больных детей, которые нуждаются в этом, с использованием всех современных методов диагностики; 4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей. 4) выявление заболеваний на ранних стадиях с последующим проведением комплекса необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья детей.


Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. А медсестра бакалавр помогает ему в этой задаче. Участковый педиатр отвечает за проведение всех этапов диспансеризации детского населения на своем участке и осуществляет контроль за ее выполнением. А медсестра бакалавр помогает ему в этой задаче. На каждого ребенка, который подлежит диспансерному наблюдению, заводится "Контрольная карта диспансерного наблюдения" (форма 030 / у). На каждого ребенка, который подлежит диспансерному наблюдению, заводится "Контрольная карта диспансерного наблюдения" (форма 030 / у). Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей разных возрастных групп. Наряду с выполнением сигнальных функций (контроль за диспансерными посещениями) эта карта отражает также данные о состоянии здоровья детей разных возрастных групп. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Эти данные помогают врачу в проведении диспансерного наблюдения, соблюдении сроков обследования, неотложных лечебно-оздоровительных мероприятий. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача. Контрольная карта должна быть прежде всего оперативным документом в работе врача.