Главная · Прорезание зубов · Почему труд сделал из обезьяны человека. Труд сделал из обезьяны человека. Ну ну…. Как это было

Почему труд сделал из обезьяны человека. Труд сделал из обезьяны человека. Ну ну…. Как это было

"Труд сделал из обезьяны человека!" - это высказывание принадлежит Ф.Энгельсу. Наверное, эту фразу знают почти все. Предполагается, что обезьяна стала трудиться, социализироваться, у неё стал развиваться мозг, так и появился человек тыщ 200 лет назад. Но возникают вопросы: почему сейчас из обезьян не появляется человек, почему это было однократно, почему есть обезьяны, есть люди, а нет в живых промежуточной стадии между обезьянами и человеком? И еще, почему те из людей, кто вкалывает как лошадь не становятся человечнее? Почему цивилизованнее не те, кто работает, а те на кого работают?

Если Вы сейчас скажете молодому человеку, что чтобы стать настоящим человеком нужно много и упорно трудиться, он рассмеётся Вам в лицо. Получается продвинутее те, кто не работает, а придумывает, как поменьше работать, а получать побольше... "Труд сделал из обезьяны человека!" - ??? - Ага, счас... - это была хорошая попытка Ф.Энгельса материализовать свои идеи, что и было сделано в своё время, в начале ΧΧ века. В идеологию развития общества эта фраза хорошо подошла, но время идёт, всё меняется, и теперь настало время сказать по-другому: "Эгоизм сделал из обезьяны человека!"

Как это было...

В мире существует всего 2 силы: сила получения и сила отдачи. Всё материальное, и обезьяны в том числе, существуют за счёт силы получения. Сила получения имеет диапазон, как любая сила, от минимального до максимального. Мир начал развиваться с минимальной силы получения и постепенно она увеличивалась и увеличивается, кстати, и сейчас сила получения увеличивается, - это и есть двигатель эволюции. Так вот в прошлом подошёл эволюционный момент, когда сила получения стала такой сильной, что появился эгоизм. Животное, которому "повезло" с эгоизмом, и оказалось обезьяной.

Эгоизм - это когда обезьяне стало мало заниматься собирательством и жить, более менее счастливо, в стае. Эгоизм - это когда в обезьяне возникло непреодолимое желание подавлять другие виды ради себя, и у этого желания нет рамок. Это событие в эволюции было подобно тому, как плотину пробивают копившиеся воды. Эгоизм прорвался через обезьяну, и нет смысла в повторении этого действа, поэтому человек появился один раз, так стремительно и не появляется сейчас - энергия вырвалась и эволюция сработала, как и должно было быть.

Эгоизм заставляет придумывать, как получить для себя еще больше, какие придумать схемы, просчитать результаты, риски - таким образом развивается мозг, ум. Итак, появилась умная, амбициозная обезьяна. Дальше процесс эволюции обезьяны стал развиваться отдельно, стремительно и интересно вплоть до царя природы - человека, который появился около 200 тысяч лет, цифры могут сильно разниться, потому что не было смысла чётко фиксировать даты, люди просто рисовали оленей красками на стенах пещер и всё. И вот, примерно 6 тысяч лет назад, произошло очередное судьбоносное событие...

Доисторическая квантовая физика

Примерно 6 тысяч лет назад эгоизм человека достиг такого уровня, когда впервые появился Человек, которому стало уже не интересно спать, кушать, наживать богатства и плодить детей, ему захотелось большего, разобраться как устроен мир, проникнуть в систему управления, подключиться к ней. И он смог это сделать! Это было первый раз, как пробуждение, или как будто с глаз спадает пелена и становится видно всю картину целиком. Это новый уровень осознания человеком системы мира, своего места в нём и своего эгоизма. С тех пор мы просто пожинаем плоды первого контакта с источником.

Это первое осознание - было ключевым событием не только в жизни человека, но и всей истории материального мира. От этой точки отсчёта время развернулось в прошлое и в будущее. Человек, осознавший мир, запустил программу, как наблюдатель, он запустил материальную реальность, которую мы наблюдаем. До этого момента нельзя было сказать существует этот мир или нет. Не было ещё наблюдателя такого уровня, не было и соответствующей ему действительности. Современная квантовая физика сейчас только чуть-чуть начинает это открывать.

Самое интересное для нас, это то, что с момента первого осознания человеком мира, стало известно его будущее и все процессы, которые происходят и будут происходить на протяжении всего времени нашего существования. Короче говоря, Человек проник сознанием в нематериальный мир, был открыт ящик Пандоры, были записаны знания, была создана школа, появились первые учители. Были даны основные определения: души, любви, творца, творения, земли, небес и т.д. С тех пор, на протяжении существования человечества с того знакового момента, информация о системе поступает в мир. Информация из центра системы, как инструкция о жизни, передаётся из поколения в поколение, чтобы шёл дальше процесс эволюции Человека, чтобы люди могли подключаться к системе.

Здесь необходимо сделать описание открытого... Когда первый человек осознал свой эгоизм, силу получения, то он открыл и противоположную силу, силу отдачи и определил её как источник всего сущего. Ведь если не было бы силы отдачи, то и не появилась бы сила получения. Первым человеком была раскрыта и осознана сила отдачи, её бесконечный масштаб, её вечность, её главенство. Сила отдачи и сила получения - это и есть творец и творение. В сегодняшнем представлении обывателя и у религиозных людей это бог и мир, только все определения перепутались и поставлены с ног на голову, что тоже закономерно и было предопределено. Всё запуталось специально.

Эволюция эгоизма сегодня и завтра

Сила получения закономерно продолжает усиливаться. Если Вы посмотрите по сторонам, то увидите, что натворил и продолжает творить наш эгоизм. До чего мы доводим планету: копаем недра, тираним животных, растения. Как мы живём между собой: воюем, конфликтуем, изменяем. Своим эгоизмом мы провоцируем болезни: рак, диабет, депрессии, аллергии и т.п. Мы используем маркетинг: наживаемся, стремимся к деньгам, обманываем.

Мы очень амбициозны. Каждое обновлённое поколение, спускающееся в материальный мир, несёт в себе потенциальный запас ещё большего эгоизма, они как будто уже ничего не слышат и не видят вокруг, им надо успех, деньги богатство, они готовы свернуть горы, чтобы насытить своё эго. Они как наркоманы. И они могут стать больше, чем те, кто до них, если исправят себя. С другой стороны эгоизм нас двигает вперёд, с всё большей скоростью, к финишу, к реализации замысла творения.

И финиш этот не за горами. У нас осталось около 200 лет до того момента, как произойдёт очередной эволюционный скачок. Это будет поистине действие уровня конца света. Действующие лица - это сила отдачи и сила получения, в максимально возможных антагонистических проявлениях. Короче, сила получения в лице человека достигнет своего максимального воплощения, выгорит полностью, осознает себя во всём масштабе и перейдёт в новую фазу, в максимальную силу отдачи.

Где Вы в круговороте жизни?

Мы люди - эгоистичные существа и нас интересует наша персона прежде всего. Нам не интересны глобальные процессы мира, точнее мы можем их воспринимать как чужие проблемы, как развлечение, как возможность обсудить или нажиться, но точно не как свои проблемы. Так что, чтобы вызвать в Вас интерес, нужно сказать, что конкретно Вы получаете и в чём Ваша выгода, такова уж наша суть. Итак... Мы живём сегодня. Дела у нас обстоят вот как. С момента осознания мира человеком около 6 тысяч лет назад и до сегодняшнего дня, у Всех людей, и у Вас в том числе, существует потенциальная возможность подняться выше эгоизма раньше намеченного срока, соединиться с системой, сохранить своё сознание вечно, включиться в душу.

Это замысел творения, к которому ведёт эволюция. Те, кто использует эту возможность, откроет в себе спящий нематериальный ген от творца, разовьёт его, и затем пройдёт дальше по ступени развития, сохранит своё сознание, прямо при этой текущей жизни. Те, кто не используют возможность становятся фоном, соломой, которая сжигается. Это эволюция, ничего личного, у творца нет эмоций, всё зависит от Вас, останетесь ли Вы, как остались обезьяны, элементом природы планеты Земля или выполните заложенную в Вас миссию, исправите свой эгоизм и поднимитесь по эволюционной лестнице до уровня абсолютной отдачи, станете вровень с творцом.

Возможности прямо перед Вами

Как воспользоваться возможностями? Это зависит от Вас конкретно. Только Ваш выбор и Ваши действия помогут Вам развиваться. Никакой боженька не устроит суд с весами за хорошие и плохие дела после смерти. Это успокоительная пилюля для ленивых. Если Вы хотите постичь реальность, то нужно действовать. Действием называются конкретные дела. Конкретные дела - это реализация Ваших желаний получения. Вы хотите получать? Тогда получайте. Желание или сила получать не имеет ни отрицательного ни положительного значения. Значение имеет намерение, которое сопровождает получение, т.е. "Получать для чего?". Вот тут то и находится ответ на вопрос как воспользоваться возможностями?

Нужно реализовывать свои желания получения с намерениями на отдачу. Это работа, труд. Так что в этом случае прав был Ф. Энгельс: "Труд сделает из "обезьяны" Человека!" Этот труд может быть в повседневной жизни, в любом виде деятельности, которым Вы занимаетесь. Действия, труд человека с намерением на отдачу нужны эволюции, и на такие действия система откликается энергией для воплощения желаний. В противном случае Ваша судьба - гонка за деньгами, недолгое удовольствие от путешествий, расслабляющие вещества. Это тоже реализация, питаемая эгоизмом. Такая реализация людей нужна как почва, на которой взойдут другие, ценные семена. Так что старайтесь наслаждаться жизнью, не отказывайтесь от своих желаний! Для этого создан человек!

Деньги, обезьяны и… проституция. Интереснейший эксперимент.

Двое ученых из Йельского университета (экономист и психолог) решили научить обезьян пользоваться деньгами. И у них получилось.

Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Капуцины, на которых проводился эксперимент, – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.

“На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки”, – говорят ученые.

Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.
За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.

В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.

Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.

В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».

Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую.

то изречение великого русского писателя выражает очень глубокую и правильную мысль. Человек - это высшее, разумное существо, резко отделенное от всего остального мира. Изготовление орудий труда выделило человека из животной среды.

К труду приспособлено все тело человека. У него свободны руки, на которые он не опирается при ходьбе. Строение рук таково, что ими удобно брать, двигать и удерживать предметы: они в высшей степени способны к точным движениям. Ноги человека приспособлены к хождению по земле.

У человека в высшей степени высоко организованная нервная система, в особенности головной мозг" По весу наш головной мозг почти в три раза больше (средний вес его около 1500 г), чем мозг высших крупных обезьян - гориллы" шимпанзе, - и значительно более сложный по строению.

Труд человека носит общественный характер. Это требует от людей взаимного понимания. Оно достигается в первую очередь членораздельной речью. У животных средства общения слабее. Они выражаются в криках, выразительных движениях тела.

Уже эта краткая характеристика основных особенностей человека показывает, насколько далеко он ушел от остального животного мира. Но современная наука показала не только, как I - возникли различные телесные особенности человеческого организма, но и как появилось и развилось то, что наиболее отличает человека от животного, и в первую очередь труд, членораздельная речь и другие особенности. Палеонтология и антропология показывают, каковы были предки человека. Археология - наука, изучающая вещественные памятники древней культуры и развитие древнейшего человеческого общества - раскрывает перед нами историю возникновения и развития человеческого общества, его производительных сил и производственных отношений.

Во второй половине прошлого века Чарльз Дарвин и другие ученые показали, что предком человека была порода человекообразных обезьян, покрытых шерстью, с небольшим хвостом и довольно крупными клыками. И действительно, сравнивая людей с человекообразными обезьянами, можно видеть не только различия, но и много сходства в строении скелета, мышц, внутренних органов, в химическом составе крови и ряде других особенностей.

У орангутанга общих с человеком признаков - около 50, у гориллы - 90, а у шимпанзе около 100. Однако Дарвин и другие ученые не знали настоящих предков человека: они тогда еще не были открыты. Они не смогли также объяснить, как и почему возникли основные человеческие особенности.

Главную причину возникновения человека, очеловечивания наших обезьяноподобных предков установил около 80 лет назад Фридрих Энгельс. В своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" он доказал, что труд сыграл решающую роль в возникновении человека.

Решающий шаг от обезьяны к человеку был сделан при переходе к наземному образу жизни и выработке прямой походки. Развитие лесостепей и степей во второй половине и особенно в конце третичного периода на обширных пространствах Азии, Европы и Африки привело к вымиранию многих видов обезьян. Другие приспособились к жизни на Земле, а не на деревьях, "Если прямой походке у наших волосатых предков суждено было стать сначала правилом, а потом и необходимостью, то это предполагает, что на долю рук тем временем доставалось все больше и больше других видов деятельности. Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами" (Ф. Энгельс. Диалектика природы, М., Гогполитиздат, 1955, стр. 133 ).

Двуногое хождение высвободило руки, которыми обезьяны могли хватать камни и палки, обороняясь от врагов; кроме того, они могли также при помощи палок рыть землю, отыскивая корни и луковицы растений, личинки насекомых. "Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его" (Ф. Энгельс. Там же, стр. 133 ).

Сущность всего процесса возникновения человека Энгельс выразил тремя словами: "Труд создал человека". Он считал, что процесс очеловечивания обезьяны совершался в течение огромных промежутков времени.

После работ Дарвина и Энгельса в науке было сделано много открытий, которые подтвердили, дополнили и развили их мысли.

В 1891 году на острове Ява в слоях, относящихся к началу антропогена, возраст которых определяют примерно в 1 миллион лет, голландский ученый Дюбуа нашел остатки древнейших людей, или питекантропов. Питекантроп в переводе с греческого - "обезьяночеловек". Существование таких промежуточных существ между человеком и обезьяной предполагал Дарвин, и его научное предвидение блестяще подтвердилось. Судя п® размерам бедер, рост питекантропов был около 170 сантиметров, а объем мозга, как показывает черепная крышка, оказался равным примерно 900 кубическим сантиметрам (у современного человека, как мы уже говорили, - 1400-1500 см3). Этот древнейший человек еще нес в себе много обезьяньих черт: он имел низкий покатый лоб, резко выступающие надглазничные валики, и весь черепной свод был очень низок. Нижняя лобная извилина мозга, где помещается двигательный центр речи, судя по рельефу на черепной крышке, развита значительно сильнее, чем у обезьян. По строению бедра обезьяночеловек более близок к современному, чем по строению мозга и черепа. Он имел неуклюжую, но прямую походку. Впоследствии на Яве были найдены черепа других питекантропов и грубые орудия из камня, которые они делали. Но, по всей видимости, они не умели еще пользоваться огнем. Когда жили питекантропы, Ява была соединена с материком и представляла юго-восточную оконечность Азии. Климат был похож на современный, но был немного прохладнее. Вместе с питекантропами жили в лесах слоны, тапиры, олени, обезьяны и другие животные.

Территория распространения питекантропов не ограничивалась Явой или даже Южной Азией. В последние годы нижние челюсти подобных людей вместе с простейшими каменными орудиями французские ученые нашли в Северной Африке, в Алжире.

В 1927 году китайским археологом Пэй Венчжунем в пещерах близ Пекина было сделано еще одно замечательное открытие. В связи с систематическими раскопками, проводившимися в пещерах близ селения Чжоу-Кау-Тьен в течение ряда лет, были найдены кости многих обезьянолюдей разного возраста и пола, кости различных зверей, грубые орудия из камня, остатки костров. Они были названы синантропами, то есть китайскими обезьянолюдьми. Синантропы жили на 100-200 тысяч лет позднее питекантропов н по своему физическому развитию и культуре ушли вперед по сравнению с ними. Синантропы имели головной мозг объемом около 1100 кубических сантиметров и более выпуклый, чем у питекантропов, лоб. Такое развитие мозга было связано, очевидно, с постоянным изготовлением и использованием орудий труда. У синантропа наблюдается развитие праворукости, - использование при работе преимущественно правой руки. Об этом свидетельствует значительная ассиметрия головного мозга.

Одновременно с трудом у древнейших предков современных людей возникли и развивались мышление и речь. Речь - средство общения людей, а в общественной, трудовой жизни случаи взаимной поддержки и совместной деятельности стали необходимостью. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств" ( ).

О том, что синантропы умели говорить, свидетельствует сложный рельеф в области нижней части левой лобной извилины их мозга, где расположен так называемый двигательный центр речи. Конечности синантропа еще более, чем череп, напоминают по строению конечности современного человека.

В эпоху существования синантропов климат на севере Китая был более мягким и сырым, чем сейчас. Многие поколения синантропов жили в пещерах. Они пользовались огнем. Однако, как показали исследования, искусственно добывать огонь они еще не умели. Добытый при лесном или степном пожаре или вулканическом извержении огонь поддерживали, не давая ему угаснуть. Подобно питекантропам, синантропы жили небольшими группами, сообща собирая растительную пищу - плоды, ягоды, корни, сообща охотясь на различных грызунов, диких лошадей, кабанов, буйволов, иногда даже на слонов и носорогов. Это был начальный этап первобытно-общинного строя, первой в человеческой истории общественно-экономической формации.

Распространение синантропов не ограничивалось Северным Китаем. Находки костей людей, стоящих примерно на том же уровне, сделаны в различных местах Европы, Азии и Африки. Еще в 1907 году близ города Гейдель-берга, в Германии, была найдена нижняя челюсть примитивного человека, близкого к синантропу. Недавно в Центральном Вьетнаме были найдены кости человека, напоминающего синантропа. В различных местах Африки обнаружены остатки различных древнейших людей, близких к питекантропам и синантропам или к первобытным людям, появившимся позже. Это "капские телантропы", близкие к синантропам и гейдельбергским людям, африкантропы, которых называют африканскими синантропами. По некоторым признакам африкантропы похожи уже на первобытных людей, или неандертальцев.

Без сомнения, палеонтологические и археологические исследования в будущем обнаружат новых древних ископаемых людей различного физического типа, находившихся на пути развития к современному человеку.

Несколько сотен тысяч лет назад из древнейших людей, о которых мы говорили, развились первобытные люди, стоящие между человеком современного типа и обезьяночеловеком. Эти первобытные люди были названы неандертальцами (по названию долины реки Неандерталь в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены их остатки). Их голова, руки уже утратили большую часть обезьяньих признаков и стали почти человеческими. Первобытные люди были невысокого роста, около 160 сантиметров, но отличались значительной силой. Они были коренастого сложения, мускулистые, слегка сутулые, с широкими, выдающимися вперед лицами, с широким, иногда сильно выступающим носом. Зубы крупные, крепкие, приспособленные для жевания твердой пищи. Обезьяньи черты сказывались в мощно развитых надглазничных валиках, косо поставленных зубах и в отсутствии подбородка. Голень и предплечье были сравнительно короткими, а кисти и ступни массивными, что делало движения неандертальцев неуклюжими. Таков в общем портрет неандертальца, который реконструируют анатомы и антропологи на основании изучения его костных остатков. Советский антрополог М. М. Герасимов разработал точную методику восстановления внешнего вида лица людей по черепу. Это дает нам возможность видеть портреты наших предков, живших десятки и сотни тысяч лет назад.

Голова у неандертальцев была большой, и объем их мозга был равен в среднем 1400-1500 кубическим сантиметрам. Лучше, чем у питекантропов и синантропов, был у них развит центр речи в мозгу. Их кости найдены в

Европе, Средней Азии, в Палестине, на Яве и в Южной Африке (в Родезии). Их не было в Америке и Австралии. В СССР они обнаружены в пещерах Крыма около Симферополя, в Узбекистане (грот Тешик-Таш близ г. Байсун). Вместе с остатками костей и скелетов неандертальцев были обнаружены каменные орудия и другие предметы материальной культуры, относящиеся к древнему каменному веку. Неандертальцы лучше, чем их предшественники, выделывали грубые каменные клинья (топоры), различные скребки и другие орудия. Обработка кости у них только зарождалась. Несомненно, что они пользовались и деревянными орудиями - дубинами, копьями, копательными палками. Но они до нас не дошли.

Излюбленным местом обитания неандертальцев были пещеры и долины рек. Они собирали съедобные растения, их плоды, корни, а также охотились на различных диких животных. Неандертальцы широко пользовались огнем и, вероятно, умели добывать его с помощью трения кусков дерева или при ударах кремниевых камней.

Неандертальцы, так же как и другие древние люди, вели тяжелую и суровую жизнь. Большинство их, как показывает изучение костных остатков, умирало или погибало в детском и молодом возрасте. Им приходилось бороться с природой: преодолевать климатические и другие невзгоды, защищаться от нападения диких зверей и т. п. Поэтому В. И. Ленин говорил, что никакого золотого века позади нас не было и что первобытный человек был подавлен трудностью существования.

Интересно, что неандертальцы и сменившие их кроманьонцы страдали ревматизмом и травматическим повреждениями. Многих болезней, характерных для поздних людей (например, туберкулез, зубной кариес), у них не было.

На протяжении примерно 300-400 тысяч лет совершенствовалось тело первобытного человека. Постепенно в результате труда изменялся и весь его внешний облик. Около 100 тысяч лет назад уже появились потомки неандертальцев, внешне похожие на современного человека - кроманьонцы.

В это время великое похолодание на Земле было наибольшим. Но человек уже научился делать одежду, хорошо владеть огнем. Он научился также делать тонкие и длинные, как лезвие ножа, кремниевые пластинки и другие хорошо обработанные орудия. Широко использовалась для различных поделок и кость. Появились тщательно отделанные ножи, шилья, скребки, резцы, костяные иголки с ушками для шитья одежды и т. п. Это был поздний древний каменный век. В стоянках этих древних людей современного облика, кроме хозяйственных предметов и орудий охоты, находят вырезанные из бивня мамонтов женские фигурки или разные изображения животных, а в пещерах обнаружены искусно сделанные ими рисунки.

Сбор растений и охота были по-прежнему главным средством существования новых, или, как их называют, разумных, людей. Первые "новые люди" были охотниками-кочевниками. Они охотились даже на таких крупных животных, как бизон, носорог и мамонт. Особенно много они истребляли северных оленей, а также баранов, белых куропаток и других мелких животных. При раскопках их стоянок находят обычно много костей различных животных, которые остались от "охотников за мамонтами и северными оленями".

Протекали десятки тысячелетий. В образе жизни и в хозяйстве людей происходили крупные изменения. У них появились оседлые поселения, а около 15-20 тысяч лет назад на грани современной геологической эпохи - "голоцена" - человек изобрел лук и стрелы. Это расширило возможности охоты. Наступила новая эпоха в истории человечества - новокаменный век, или неолит. Человек к этому времени уже стал обитателем жилищ, обладателем различной одежды, он окружил себя домашними животными и культурными растениями. Однако 6000-7000 лет назад кончился каменный период. Наступила эпоха металла. Человек от собирания готовых продуктов природы перешел к сознательному производству и накоплению их. Он стал преобразователем природы. Но это - тема специальной книги. Мы же продолжим наше путешествие в глубины времен, в далекую историю жизни.

Еще два столетия назад известный философ Фридрих Энгельс предположил, что в процессе эволюции человека создал труд. Однако только недавно антропологи смогли доказать эту гипотезу. По их мнению, совершенствование технологий изготовления орудий труда сопровождалось развитием зон мозга, отвечающих за речь и абстрактное мышление.

Большая часть истории рода человеческого приходится на нижний палеолит, или ранний древнекаменный век. Он начался около 2,6 млн. лет назад с появлением первых каменных орудий олдувайского типа и длился более 2 млн. лет. Однако позже был сделан поистине революционный прорыв в палеолитических технологиях и около 1,7 млн. лет назад появляются первые орудия ашельского типа, изготовление которых требовало куда большего мастерства.

Главное отличие ашельских орудий состоит в том, что им целенаправленно придавали определенную форму. Чуть позже, к позднеашельской эпохе (примерно 0,5 млн. лет назад) форма орудий становится еще более совершенной и стандартизованной. С этого момента можно говорить о том, что древние люди смогли изобрести некие универсальные способы изготовления каменных орудий, и, что главное, передать секреты мастерства своим потомкам.

Вопрос о том, насколько резким или постепенным был переход от Олдувая к Ашелю, остается спорным. Одно лишь не вызывает сомнений - этот переход должен был сопровождаться быстрым развитием абстрактного мышления, без которого было бы трудно придавать объектам произвольную, заранее запланированную форму. Ну, а развитее абстрактного мышления, как мы знаем, невозможно без совершенствования коммуникативных навыков, то есть речи.

Интересно, что косвенные свидетельства того, что подобные процессы вполне могли происходить в указанный период, антропологам уже давно известны. За два с лишним миллиона лет нижнего палеолита объем мозга наших предков увеличился примерно. Это подтверждается остатками черепов, которые говорят о том, что у первых Homo habilis или даже поздних австралопитеков объем мозга составлял 500-700 см3, а у поздних H. erectus, он был уже 1100-1200 см3 и более. Ученые уверены, что, скорее всего, мозг рос не просто так: по идее, люди должны были при этом становиться умнее.

Впрочем. Также известно и то, что наличие большого количества серого вещества вовсе не говорит о том, что его хозяин умеет его использовать. Так что увеличение объема мозга само по себе, как вы понимаете, ничего не доказывает. Как это ни странно, лучшим доказательством развития интеллекта являются орудия труда.

В последнее время многие исследователи пытаются связать становление ашельских технологий с развитием речи. Но для того, что бы это предположение превратилось в обоснованную гипотезу, нужны факты. Однако, поскольку жителей той эпохи на Земле уже не осталось, некоторым антропологам пришлось овладеть нижнепалеолитическими приемами обработки камня. Ныне эти умельцы используют себя в качестве живых моделей для изучения тонких деталей работы рук и мозга доисторических мастеров.

Не так давно Дитрих Стаут из Университета Эмори (Атланта, США) и его коллеги провели одно интересное исследование. Они изучили мозговую активность у людей, изготовлявших олдувайские и ашельские орудия труда, в процессе работы. И им удалось выяснить весьма интересные вещи.

Оказалось, что при изготовлении олдувайских орудий повышенная активность наблюдается в ряде участков коры, в том числе в левой вентральной премоторной коре больших полушарий. Интересно, что у человека этот участок мозга задействован одновременно и при координации движений кисти, и при произнесении членораздельных звуков. Поэтому Стаут и его коллеги предположили, что начало интенсивной "орудийной деятельности" около 2,6 млн. лет назад могло положить начало эволюции нейрологической "базы" для последующего развития членораздельной речи.

Скорее всего, необходимость постоянно совершать кистью руки определенные движения привело к увеличению числа нейронов в данной области. После же у образовавшейся массы нервных клеток появились "свободные вакансии", которые были задействованы в качестве "конролеров" над речью.

При изготовлении же ашельских орудий дополнительно возбуждаются и некоторые участки правого полушария, такие как надкраевая извилина теменной доли; правая вентральная премоторная кора, а также поле Бродмана 45 - участок, отвечающий за обработку лингвистических контекстов и интонаций. Стаут предположил, что данные явления, наблюдаемые при изготовлении сложных ашельских, но не более простых олдувайских орудий, можно интерпретировать двояко. Либо вышеупомянутые зоны мозга возбуждаются просто потому, что требуется более четкий контроль движений левой кисти (которая у правшей при изготовлении орудия удерживает заготовку и придает ей правильную ориентацию), либо их активность свидетельствует о вкладе правого полушария в сознательный контроль сложных последовательных действий. В последнем случае речь идет не просто о координации движений, а о более "высоких" когнитивных функциях, которые становятся востребованы при переходе к более высокоразвитой технологии.

Что бы проверить это, Стаут и его коллеги провели еще один эксперимент. Человеку, который был занят изготовлением ашельского рубила, на левую руку была надета киберперчатка с 18-ю датчиками, регистрирующими все движения кисти в процессе работы. После снятия их показаний, точно такую же перчатку надели на руку умельца, изготовлявшего олдувайский скребок.
Как показали результаты анализа данных эксперимента, суперчувствительный прибор не выявил существенных различий в движениях кисти при изготовлении обоих типов орудий. Получается, что при переходе от олдувая к ашелю задачи, стоящие перед левой рукой, не усложнились, а значит, не требовалось и привлекать новые области правого полушария к контролю над ее движениями.

Исходя из этого, ученые предположили, что повышенная активность правого полушария, наблюдаемая при изготовлении ашельских орудий, связана не с управлением движениями левой руки, а с какими-то иными ментальными функциями, которые не были задействованы при производстве олдувайских. Однако чем же еще могла быть вызвана в данном случае странная активность зон правого полушария?

Согласно одной из популярных среди психологов точек зрения, "разделение труда" между левым и правым полушариями восходит к разделению труда между руками в повседневной деятельности. Доминантная (у правшей - правая) рука, как правило, совершает больше быстрых, резких движений, тогда как недоминантная (левая) чаще используется для удерживания предметов в нужном положении и в целом - для более медленных и "значительных" движений. В соответствии с этим левое полушарие правшей (у левшей всё наоборот) специализируется на быстрых и точных мыслительных процессах, правое же - на более медленных, расплывчатых и "глобальных". Например, левые поля Бродмана №44 и 45 отвечают за произнесение членораздельных звуков, то есть контролируют саму болтовню, а те же поля в правом полушарии следят за более "глобальными" вещами, такими как интонации и контексты.

Изготовление ашельских орудий, очевидно, требовало более сложного мышления, планирования и координации длинных последовательностей целенаправленных действий. "Не исключено",- говорит Стаут - "что активизация некоторых участков правого полушария при изготовлении ашельских орудий намекает нам на то, что переход от олдувая к ашелю был каким-то образом связан с развитием соответствующих интеллектуальных способностей "глобального" плана", в том числе способностей к более сложной речи и абстрактному мышлению. В некотором смысле лингвистические задачи, выполняемые правым полушарием, схожи с задачами, стоящими перед позднеашельским мастером".

Исходя из данных стаутовских экспериментов, ученые предполагают, что при изготовлении позднеашельского рубила мастеру приходится время от времени останавливаться и подготавливать "площадку" для следующего удара, чтобы очередной отщеп откололся правильно. Подготовка состоит в отбивании или соскребывании очень мелких фрагментов камня. Интересно, что наличие подобных "вложенных подпрограмм" характерно и для процессов обработки лингвистической информации.

В итоге Стаут и его коллеги выдвинули гипотезу, согласно которой либо развитие речи могло способствовать эволюции нейрологических "субстратов" для сложной орудийной деятельности, либо, наоборот, ашельские технологии способствовали развитию участков мозга, которые впоследствии пригодились для совершенствования речевой коммуникации. Также не исключено, что оба процесса шли параллельно, помогая при этом друг другу.

Итак, переход на производство более совершенных орудий труда весьма способствовал развитию речи и абстрактного мышления, без которых, как мы понимаем, человек разумный не был бы таковым. Похоже, что предположение Ф. Энгельса о том, что человека создал труд, наконец-то получило вполне реальные доказательства. Хотя, вполне возможно, труд и человек создавали друг друга в процессе взаимного общения…