Главная · Стоматит · Обработка слизистой ротовой полости раствор. Ii. выполнение манипуляции. Кормление с помощью поильника

Обработка слизистой ротовой полости раствор. Ii. выполнение манипуляции. Кормление с помощью поильника

Целью обработки полости рта тяжелобольным является очистка полости рта от налета, слизи, микроорганизмов, остатков пищи.
Показания . Постельный режим пациента.
Оснащение . Стерильные ватные шарики в достаточном количестве; стерильные марлевые салфетки; стерильные пинцет и шпатель; два почкообразных тазика - для чистых и использованных шариков, салфеток; раствор калия перманганата бледно-розового цвета или 2 % раствор натрия гидрокарбоната, или 0,9 % раствор натрия хлорида (физиологический раствор), или 3% раствор перекиси водорода (1 столовая ложка на стакан волы); резиновый баллончик или шприц Жане для орошения полости рта; глицерин или вазелиновое масло, или раствор буры в глицерине.

Техника выполнения обработки полости рта тяжелобольному:

1. Медицинская сестра моет руки с мылом.
2. Голову пациента приподнимают с помощью функциональной кровати или дополнительных подушек. Грудь закрывают полотенцем, в руки дают почкообразный тазик (или его держит санитарка у подбородка пациента).
3. Берут пинцетом ватный шарик так, чтобы острые концы пинцета были погружены в вату. Смачивают шарик раствором калия перманганата (или другими дезинфицирующими средствами).
4. Просят пациента открыть рот.
5. В левую руку берут шпатель, оттягивают пациенту щеку и протирают ватным шариком наружную поверхность коренных зубов, жевательную поверхность, внутреннюю, часто меняя шарики (один шарик на два-три зуба) во избежание переноса инфекции с одного зуба на другой.
6. В конце процедуры дают пациенту прополоскать рот кипяченой водой или раствором калия перманганата.
7. Если пациент не может сам прополоскать рот, то следует оросить ему полость рта из резинового баллончика или шприца Жане.
Манипуляцию совершают в следующей последовательности :
- голове пациента придают возвышенное положение, чтобы он не захлебнулся;
- поворачивают голову набок;
- подстилают под щеку полотенце, к углу рта подставляют почкообразный тазик;
- набирают в баллончик или шприц один из указанных дезинфицирующих растворов;
- просят пациента открыть рот;
- орошают внутреннюю часть противоположной щеки струей из баллончика;
- поворачивают голову пациента на другую сторону и, зайдя с другой стороны кровати, повторяют процедуру.
8. При обнаружении налета на языке пациента просят высунуть язык. Пальцами левой руки салфеткой берут язык за кончик. Шпателем, взятым в правую руку, снимают налет. Берут пинцетом ватный шарик, смоченный раствором антисептика, и обрабатывают язык. Берут чистый шарик, смачивают глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине и смазывают язык.
9. Если на губах или углах рта обнаружены трещины, то красную кайму губ и углы рта нужно также смазать глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине.
Примечания . Чтобы микрофлора полости рта не привыкла к одному антисептику, его нужно периодически менять. Кроме перечисленных антисептиков можно использовать раствор фурацилина 1:5000, минеральную воду.
Пациентам на полупостельном режиме рекомендуется чистить зубы утром и вечером, а после каждого приема пищи полоскать рот одним из перечисленных антисептиков.

Заболевания ротовой полости различного происхождения очень распространены среди детей. Некоторые из них почти безвредны, а некоторые без необходимого лечения могут сильно навредить неокрепшему организму. В статье речь пойдет о стоматите, его причинах, симптомах, видах, способах лечения, а также мнении по поводу стоматита доктора Комаровского.

Что такое стоматит?

Стоматит – раздражение или поражение слизистых оболочек ротовой полости. Проявляется в виде язв и так называемых «прыщиков», заполненных жидкостью. Полезно изучить медицинские фото, чтобы точно знать, как они выглядят и вовремя обратиться в больницу. Стоматит может появиться и у взрослых, и у детей, однако именно дети больше всех к нему предрасположены. Болезнь одинаково поражает детей как в 4 — 5 месяцев жизни, так и 4 — 5 лет.

Стоматит у детей объясняется неразвитостью слизистых оболочек, от чего они легко повреждаются при малейшем влиянии любого фактора. Не стоит забывать о том, что дети постоянно тащат в рот грязные руки, игрушки и различные предметы. Развитие бактерий и микроорганизмов является мощным толчком для возникновения стоматита. Также у детей наблюдаются частые сбои в работе ЖКТ, которые повышают кислотность и меняют состав слюны. Подобные изменения и приводят к возникновению проблемы.

В зависимости от того, что стало возбудителем заболевания, стоматит подразделяют на множество подвидов. Чаще всего встречаются следующие из них:

  1. вирусный;
  2. кандидозный (грибковый);
  3. афтозный (аллергический);
  4. травматический;
  5. бактериальный.

Симптомы заболевания

Стоматит у детей проявляется характерной симптоматикой, которую сложно спутать с другими подобными болезнями, особенно, если сравнить фото здоровой и пораженной ротовой полости:

  • язвы на слизистых оболочках рта, заполненные белой жидкостью (через 2 – 3 суток они лопаются, и на их месте появляются воспаленные ранки);
  • сильное покраснение вокруг высыпания;
  • светло-розовый цвет слизистой меняется на красный или темно-багровый;
  • повышение температуры тела (с прогрессированием стоматита температура может достигать 41 градуса);
  • интоксикация организма;
  • снижение или полное отсутствие аппетита;
  • нарушения сна;
  • боль во рту;
  • воспаление и отек десен и языка;
  • появление болезненного налета на языке, деснах, небе;
  • возможен неприятный запах изо рта;
  • повышенное слюноотделение или наоборот, что характеризуется слипанием губ.

Методы диагностики

Для родителей первыми звоночками становятся характерные изменения во рту. Дети постарше могут жаловаться на боль и плохое самочувствие. Заметив высыпание или сильное покраснение, не стоит самостоятельно проводить осмотр, особенно грязными руками и без перчаток.

Ребенка до 1 года сначала лучше показать лечащему педиатру, который после первичного осмотра направит на анализы и прием к узкому специалисту. Детей после 3 лет можно сразу вести на прием к детскому стоматологу, это его специализация. Для подтверждения диагноза используют несколько видов диагностирования:

  • развернутый анализ крови, мочи и при необходимости кала;
  • мазок изо рта;
  • цитологическое исследование;
  • исследование на вирусы и бактерии;
  • проверка состояния иммунитета.

Важно провести полный список анализов и пройти комплексное обследование. Это даст возможность не только поставить диагноз, но и с точностью определить вид стоматита. Специалист назначит правильную терапию и сможет быстро вылечить пациента.

Лечение стоматита во рту у детей

Лечение полностью зависит от причины заболевания. Его назначает врач по результатам обследования. В состав терапии входят лекарства (антисептики, противогрибковые, заживляющие), соблюдение диеты, правил гигиены и некоторые домашние или народные средства. В среднем период болезни длится до 14 дней, после чего все симптомы проходят.

Вирусный стоматит

Вирусный стоматит у детей возникает под влиянием на слизистую рта разнообразных вирусов. Чаще всего это вирус герпеса, поэтому его также называют герпесным стоматитом. Заболевание серьезное, так как есть вероятность распространения инфекции по всему организму. Может проявиться у ребенка уже в 2-3 месяца.

  • перенесенные инфекционные заболевания (корь, грипп, ветрянка и др.);
  • контакт с больным вирусным стоматитом (он передается не только воздушно-капельным путем, но и через игрушки и прочие предметы);
  • ослабленный иммунитет, что позволяет вирусам атаковать детский организм.

Признаки вирусного стоматита практически ничем не отличаются от общих симптомов. У ребенка наблюдается повышение температуры, отек и покраснение ротовой полости, обильное высыпание язвами, в которых со временем образовывается гной, вялое состояние, сильная боль, отек лимфоузлов.

Кандидозный стоматит

Кандидозный стоматит провоцируют грибки, которые попадают в организм. Ему подвержены абсолютно все, но чаще дети первого года жизни. Такой стоматит у годовалого ребенка может появиться по ряду причин:

Симптомы:

  • плохое самочувствие, вялость, капризность;
  • отказ от еды;
  • появление язв на слизистой губ и щек;
  • налет во рту творожистой консистенции;
  • кислый запах изо рта;
  • воспаление слизистых оболочек;
  • повышение температуры;
  • боль.

Лечение назначается доктором, оно носит комплексный характер. Прежде всего, необходимо позаботится о тщательной гигиене, поддержании чистоты и стерилизации предметов, которыми пользуется ребенок. Нужно регулярно обрабатывать рот растворами, которые повышают кислотность. Это помогает убивать грибок на ранней стадии. Можно использовать раствор соды (на стакан воды взять столовую ложку соды) или 2%-й раствор борной кислоты. Наносить его следует чистым ватным тампоном или стерильным бинтом.

Кроме этого, врачи прописывают местные противогрибковые препараты, такие как Кандид или Фуцис ДТ. Для обеззараживания подойдет Фурацилин, а для быстрого заживления афт – гель Солкосерил.

Афтозный стоматит

Афтозный стоматит может быть вызван инфекциями, перенесенными заболеваниями, а также аллергическими реакциями, поэтому его часто называют аллергическим стоматитом. Его симптомы идентичны со стандартными симптомами всех видов заболевания (язвы или афты, воспаление ротовой полости, температура, болевые ощущения).

Афтозный стоматит может подтвердить только врач. Может понадобиться консультация аллерголога. Он сможет определить аллерген, который негативно влияет на организм и провоцирует стоматит. После исключения запрещенных продуктов, самочувствие ребенка улучшается, а болезнь проходит.

  1. полоскания (раствор хлоргексидина или перекиси водорода) (подробнее в статье: );
  2. мазать пораженные места противовоспалительными и заживляющими препаратами местного действия;
  3. ингаляции;
  4. диета;
  5. правильная гигиена;
  6. при необходимости жаропонижающие лекарства.

Травматический стоматит

Одной из самых распространенных причин развития детского стоматита является механическое повреждение полости рта:

  1. ранки, вызванные активными играми или инородными предметами во рту;
  2. воздействие слишком горячих продуктов;
  3. химические повреждения;
  4. закусывание ребенком щек и губ, а также царапины от острых зубов;
  5. неправильно установленные брекет – системы или неаккуратные манипуляции стоматолога.

Травматический стоматит абсолютно не заразен. Его лечение направленно на снятие симптомов и быстрое заживление. Оно включает в себя антисептическое, противовоспалительное и заживляющее воздействие, жаропонижающие препараты, обезболивание, правильный распорядок дня, здоровое питание и соблюдение всех правил гигиены.

Бактериальный стоматит

В большинстве случаев бактериальный стоматит поражает детей, которые часто болеют простудой, ОРВИ, гриппом, бронхитом или ангиной. На фоне сниженного иммунитета в ротовую полость попадают бактерии, которые заражают имеющиеся небольшие повреждения, например, царапины от прорезывания зубов или игрушек.

С течением болезни пузырьки во рту (на десне и щеках) увеличиваются и заполняются гноем, воспаляется вся ротовая полость, появляется налет на языке, чувствуется неприятный запах изо рта, может подняться температура. Ребенок чувствует общее недомогание, отказывается от еды, капризничает.

Лечение бактериального стоматита включает в себя использование антисептиков, антибактериальных растворов (фурацилин) или гелей, заживляющих средств (солкосерил), препаратов для понижения температуры. Полезны полоскания раствором соды. Маленьким детям необходимо орошать им рот. Также разрешается обрабатывать рот разведенной перекисью водорода или хлоргексидином.

Народные средства

Самые эффективные народные средства, которые лечат детский стоматит:

Диета при стоматите у ребенка

Диета при стоматите обязательна, она играет очень важную роль. Во-первых, рацион должен быть составлен так, чтобы пища не раздражала и дополнительно не травмировала слизистые оболочки. Во-вторых, диета направлена на улучшение работы ЖКТ (он также может вызывать стоматит) и повышение иммунитета. Диету необходимо соблюдать до полного выздоровления.

Главные принципы питания:

Примерный список продуктов:

  1. молочные и кисломолочные изделия без красителей и вкусовых добавок;
  2. некислые фрукты (бананы, дыня, арбуз);
  3. овощи и соки из них;
  4. жидкие каши;
  5. домашнее молочное мороженое (холод снимает отек и боль);
  6. чаи и травяные отвары;
  7. перетертое нежирное мясо или рыба.

Профилактика болезни по доктору Комаровскому

Для предотвращения появления стоматита в раннем детском возрасте можно проводить несложную профилактическую работу. Педиатр Евгений Комаровский дает полезные рекомендации по профилактике стоматита. В своем видео — уроке Комаровский подробно раскрывает данную тему. Главные рекомендации:

Возможные осложнения

При несвоевременном или неправильном лечении, а также при хронической форме заболевания могут развиваться некоторые осложнения. После болезни, особенно, когда ребенок уже неоднократно перенес стоматит, нарушается иммунная система. Незащищенный организм может легко подхватить простуду, ОРВИ, грипп или другую инфекцию.

Хронические стоматиты разрушают зубную эмаль под воздействием грибков, вирусов и нездорового состояния микрофлоры рта. При этом нужно регулярно посещать детского стоматолога. Не стоит забывать о риске заражения и распространения инфекции или грибка. Всегда тщательно и правильно обрабатывайте язвы или афты. Необходимо вовремя обращаться к врачу и ответственно лечить ребенка.

(в условиях реанимации и интенсивной терапии)

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития различных осложнений.

ПОКАЗАНИЯ : регулярный уход за полостью рта

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ :

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки, фартук.

· Приготовьте оснащение .

Ø раствор антисептика (2% раствор гидрокарбоната натрия, слабый раствор перманганата калия)

Ø стерильные пинцет, 2 шпателя, марлевые салфетки

Ø мягкая зубная щетка

Ø перчатки

Ø два почкообразных лотка

Ø глицерин

Ø стерильные марлевые шарик

Ø резиновые баллон или шприц Жане

Ø пеленку, клеенку.

1. Сообщите пациенту о назначенной манипуляции, получите разрешение на ее выполнение

2. Объясните пациенту ход манипуляции

3. Расположите пациента в одном из следующих положений:

4. - на спине, под углом более 45°, если это не противопоказано

5. - лежа на животе (или на спине), повернув голову набок

6. Надеть перчатки

7. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента

II. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Грудь пациента прикройте полотенцем

2. Придайте пациенту удобное положение

3. К углу рта на пеленку с клеенкой поставьте лоток для сбора промывной воды или раствора

4. Попросите больного широко открыть рот. Смочите щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете

5. Произведите чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз

6. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта

7. Попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то оберните язык стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть ее изо рта

8. Смочите салфетку антисептическим раствором и, снимая налет протрите язык, в направлении от корня языка к его кончику, меняя салфетки 2-3 раза. Отпустите язык.

9. Оберните конец шпателя стерильной салфеткой

10. Левой рукой введите шпатель в полость рта. Отведите им кверху верхнюю губу. Обработайте слизистую оболочку и зубы верхней челюсти пациента вторым шпателем, обернутым стерильной салфеткой и смоченной антисептическим раствором. Смените салфетку, обработайте её, отодвинув нижнюю губу, слизистую оболочку и зубы нижней челюсти

11. Смените салфетку

12. Оросите рот пациента из резинового баллончика и попросите сплюнуть в лоток

13. Трещины на языке и губах смажьте глицерином

III. ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Убрать полотенце. Удобно уложить пациента

2. Снимите перчатки, поместите их в дезраствор, вымойте руки

3. Убедитесь, что у пациента нет к вам вопросов.

Самоочистка ротовой полости происходит при пережевывании, прежде всего твердой и полутвердой пищи. У тяжелобольных самоочистка ротовой полости нарушается. Кроме этого, через слизистую оболочку ротовой полости выделяются продукты нарушенного обмена веществ. Все это способствует загрязнению слизистой оболочки и приводит к еще более интенсивному размножению микроорганизмов. Воспалительные и гнилостные процессы в ротовой полости сопровождаются неприятным запахом.

Отсутствие надлежащего ухода за полостью рта у тяжелобольных может привести к возникновению стоматита (воспаление слизистой оболочки ротовой полости) или паротита (воспаление околоушной слюнной железы).

Последовательность действия при проведении туалета ротовой полости тяжелобольным в сознании:

1. Помогают тяжелобольному вымыть руки.

2. Подают ему лоток.

3. Обеспечивают его одним из растворов для обработки ротовой полости и ватными или марлевыми тампонами.

4. Увлажненным тампоном больной с помощью пальцев своих рук протирает зубы, а затем прополаскивает ротовую полость.

Последовательность действий при проведении туалета ротовой полости тяжелобольным в бессознательном состоянии:

1. Опускают подголовник кровати, убирают подушку. Больной должен находиться в горизонтальном положении, чтобы промывные воды не попали в дыхательные пути.

2. Под голову подстилают клеенку или пеленку, сложенную в несколько раз.

3. Голову больного поворачивают влево.

4. Под угол рта подставляют лоток.

5. Шпателем отводят щеку.

6. Увлажненным марлевым или ватным тампоном на зажиме обрабатывают зубы сверху вниз с внешней и, при возможности, – с внутренней стороны.

7. При наличии налета на языке с помощью языкодержателя или увлажненной марлевой салфетки частично вытягивают его и протирают тампоном, увлажненным антисептическим раствором, не вызывающим аллергию.

8. Прополаскивают ротовую полость теплым раствором с помощью резинового баллона или шприца.

9. Просушивают преддверье ротовой полости и губы сухим тампоном.



10. При пересыхании слизистую оболочку и язык обрабатывают маслом зверобоя или облепихи. Также можно использовать 10 % раствор буры в глицерине, растительное или сливочное масло.

11. Обработку ротовой полости тяжелобольным осуществляют 2 раза в день.

Запомните!

Ÿ Перед обработкой ротовой полости при наличии съемных протезов их необходимо снять.

Ÿ При протирке верхних коренных зубов шпателем отведите щеку, чтобы не занести инфекцию в выводной канал околоушной слюнной железы. Поэтому слизистую оболочку щеки протирать не желательно.

Последовательность обработка зубных протезов:

1. У тяжелобольного вынимают съемные зубные протезы.

2. Тщательным образом промывают их под струей воды с мылом.

3. Зубные протезы хранят в сухом стакане, который прикрывают марлевой салфеткой.

4. Перед тем, как надеть зубные протезы, тяжелобольному опять промывают ротовую полость и протезы водой.

При возникновении стоматита делают аппликацию с раствором фурацилина 1:5000 или отваром ромашки на 3-5 минут. Процедуру повторяют несколько раз в день. Периодически прополаскивают ротовую полость 2 % раствором натрия гидрокарбоната или 0,9 % раствором натрия хлорида.

С целью профилактики воспаления околоушной слюнной железы тяжелобольному предлагают жевать сухую цитрусовую шкурку, сухари или жевательную резинку.

Уход за глазами

Обработку глаз осуществляют при наличии выделений, склеивающих ресницы и веки. Промывание глаз осуществляют с целью дезинфекции конъюнктивного мешка при его воспалении для удаления слизи или гноя.

Уход за ресницами и веками:

1. Тщательно вымывают и обрабатывают 70 % этиловым спиртом руки.

2. Ватный или марлевый стерильный тампон смачивают одним из антисептических растворов (раствор фурацилина 1:5000, раствор калия перманганата 1:10000, 2 % раствор борной кислоты) и накладывают на глазную щель.

3. Через 1-2 минуты после размягчения корки вторым стерильным, увлажненным антисептическим тампоном протирают веки в направлении от внешнего к внутреннему углу глаза.

Запомните! Для каждого глаза используют отдельно стерильные тампоны, чтобы предупредить перенос инфекции.

Промывание глаз с помощью специальной ванночки:

1. Обеззараживают свои руки.

2. В стерильную ванночку наливают антисептический раствор.

3. Предлагают больному взять ванночку за ножку, наклониться над ней так, чтобы веки находились в ванночке и прижать ее к коже, поднять голову, придерживая ванночку руками. Жидкость при этом не должна вытекать из ванночки.

4. Просят больного часто поморгать 1 минуту, а затем, наклонившись вперед, поставить ванночку на стол.

5. Поменять раствор в ванночке на свежий.

6. При необходимости процедуру повторяют.

Аналогично проводят лечебные глазные ванночки. При отсутствии глазной ванночки глаза можно промыть с помощью пипетки, подставив почковидный лоток, в направлении от внешнего угла глаза к внутреннему.

Уход за ушами

Наличие гноя в слуховом проходе вызывает раздражение и воспаление кожи слухового прохода. При переломе основания черепа из ушей может выделяться кровь, которая является хорошей питательной средой для микроорганизмов. Микробы восходящим путем могут попасть в головной мозг и вызывать его воспаление (энцефалит). Поэтому при наличии гноя или кровяных выделений в слуховом канале следует своевременно и систематически осуществлять его очистку от содержимого.

Последовательность действий при туалете слуховых проходов тяжелобольному:

1. Голову больного поворачивают на бок.

2. Ушную раковину снизу и по бокам обкладывают пеленкой.

3. Слегка оттягивают ушную раковину вверх и назад и с помощью резинового баллона или шприца вливают несколько миллилитров теплого 3 % раствора перекиси водорода.

4. Ватным тампоном или салфеткой просушивают ушную раковину.

5. Обеззараженными руками на конец тонкого зонда с винтовой нарезкой наматывают стерильную гигроскопическую вату.

6. Левой рукой оттягивают ушную раковину немного назад и вверх, а правой осторожно вводят зонд во внешний слуховой канал и легким вращением зонда очищают его.

7. При отсутствии зонда для очистки слухового прохода используют ушные палочки, а при их отсутствии – марлевую турунду. Для ее изготовления берут полоску марли шириной 3 и длиной 10 см. Край полоски по длине загибают и туго скручивают, потом складывают вдвое и еще раз скручивают. Таким образом, получают жгутик, с помощью которого вращательными движениями чистят слуховой проход.

8. Аналогичным способом можно удалять из слухового прохода ушную серу.

Внимание! Осторожно пользуйтесь зондом, чтобы не повредить барабанную перепонку. Из этих соображений не используйте другие предметы (спички, пинцеты).

(в условиях реанимации и интенсивной терапии)

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития различных осложнений.

ПОКАЗАНИЯ : регулярный уход за полостью рта

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ :

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки, фартук.

II ПРИГОТОВЬТЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Ø раствор антисептика (2% раствор гидрокарбоната натрия, слабый раствор перманганата калия)

Ø стерильные пинцет, 2 шпателя, марлевые салфетки

Ø мягкая зубная щетка

Ø перчатки

Ø два почкообразных лотка

Ø глицерин

Ø стерильные марлевые шарик

Ø резиновые баллон или шприц Жане

Ø пеленку, клеенку.

1. Сообщите пациенту о назначенной манипуляции, получите разрешение на ее выполнение

2. Объясните пациенту ход манипуляции

3. Расположите пациента в одном из следующих положений:

4. - на спине, под углом более 45°, если это не противопоказано

5. - лежа на животе (или на спине), повернув голову набок

6. Надеть перчатки

7. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента

III . ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Грудь пациента прикройте полотенцем

2. Придайте пациенту удобное положение

3. К углу рта на пеленку с клеенкой поставьте лоток для сбора промывной воды или раствора

4. Попросите больного широко открыть рот. Смочите щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете

5. Произведите чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз

6. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта

7. Попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то оберните язык стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть ее изо рта

8. Смочите салфетку антисептическим раствором и, снимая налет протрите язык, в направлении от корня языка к его кончику, меняя салфетки 2-3 раза. Отпустите язык.

9. Оберните конец шпателя стерильной салфеткой

10. Левой рукой введите шпатель в полость рта. Отведите им кверху верхнюю губу. Обработайте слизистую оболочку и зубы верхней челюсти пациента вторым шпателем, обернутым стерильной салфеткой и смоченной антисептическим раствором. Смените салфетку, обработайте её, отодвинув нижнюю губу, слизистую оболочку и зубы нижней челюсти



11. Смените салфетку

12. Оросите рот пациента из резинового баллончика и попросите сплюнуть в лоток

13. Трещины на языке и губах смажьте глицерином

IY.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

1. Убрать полотенце. Удобно уложить пациента

2. Снимите перчатки, поместите их в дезраствор, вымойте руки

3. Убедитесь, что у пациента нет к вам вопросов.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики

При сухости во рту или халитозе (неприятный запах) рот следует промывать 15-30 мл стандартного состава для полоскания рта (на 1 л воды 1 ч.л. пищевой соды, 1 ч.л. соли, мятная вода для запаха) через каждые 2-4 часа ].

Применение судна

Цель: обеспечение физиологических отравлений пациента

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ:

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Наденьте перчатки. Отгородите его ширмой от окружающих, подложите под таз клеенку. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды

II ПРИГОТОВЬТЕ ОСНАЩЕНИЕ:

· клеенка.

· судно с теплой водой

· мочеприемник,

· туалетную бумагу

· перчатки

III. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

  1. Опустите изголовье до горизонтального уровня
  2. Встаньте сбоку от кровати и помогите пациенту повернуться на бок
  3. Если нельзя поворачиваться, то левую руку подведите сбоку под крестец, помогая больному приподнять таз (ноги больного согнуты в коленях)
  4. Правой рукой подведите судно под ягодицы больного, чтобы промежность оказалась над отверстием судна
  5. Мужчине одновременно подайте мочеприемник
  6. Поправьте подушку, или поднимите изголовье кровати, чтобы пациент мог находиться в положении полусидя
  7. Прикройте больного одеялом и оставьте одного, договоритесь о средстве связи с вами
  8. После получения «сигнала» от пациента наденьте чистые перчатки
  9. Опустите изголовье кровати
  10. Придерживая судно правой рукой уберите его из-под пациента
  11. Вытрите область анального отверстия туалетной бумагой, смените перчатки
  12. Подставьте пациенту чистое судно, подмойте больного, тщательно осушите про­межность, уберите судно и клеенку, ширму, помогите пациенту удобно лечь

IY.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

1. Вылейте содержимое судна в унитаз, ополосните судно горячей водой, можно добавить в судно порошок "Гигиена» или дезсредство

2. Вылейте содержимое судна в унитаз и поместите судно в дезинфицирующий раствор (0,5% хлорная известь) на 1 час или другой регламентированный раствор.

УХОД ЗА ГЛАЗАМИ

Ходячие больные во время утреннего туалета ухаживают за глазами самостоятельно. У тяжелобольных часто появляются выделения из глаз, склеивающие ресницы и мешающие смотреть. Таким больным необходимо ежедневно протирать глаза стерильными марлевыми ил ватными тампонами, смоченными дезинфицирующими растворами.