Главная · Другие болезни · Ликантропия симптомы. Человек с головой волка. Животное внутри нас

Ликантропия симптомы. Человек с головой волка. Животное внутри нас



Болезнь оборотней или оборотничества принято называть ликантропией. Впервые этот термин появился в 1584 г. В книге английского исследователя Р. Скотта «Разоблачение колдовства». Он ввел это понятие после тщательного изучения трудов древних медиков, которые считали оборотничество болезнью и пытались ее лечить.

В трудах александрийского врача Павла Эгинета содержится подробный анализ болезни и причин, ее вызывающих. Этот медик считал, что заболевание может быть вызвано различного рода умственными расстройствами и употреблением некоторых галлюциногенных средств.

Он также приводит описание симптомов, характерных для страдающих ликантропией людей. К ним он отнес ослабление зрительных функций, бледность кожных покровов, полное отсутствие слюны и слез, повышенную жажду, израненные нижние конечности.

Кроме этого, у больных ликантропией отмечалось непреодолимое желание идти ночью на кладбище и выть на луну до самого восхода солнца.

В качестве лечения от ликантропии эскулап рекомендовал очищение желудка, особую систему питания, кровопускание. Чтобы исключить ночное хождение и обеспечить спокойный сон, больному рекомендовалось натирать внутренние поверхности ноздрей опиумом.

Внешность человека, заболевшего ликантропией, очень быстро начинала изменяться. По рассказам больных, в начале приступа они испытывали легкий озноб, постепенно переходящий в лихорадку. При этом возникала сильнейшая головная боль и неутолимая жажда. Больной также страдал от затруднения дыхания, проступала испарина. Руки удлинялись и заметно опухали, кожные покровы на лице и конечностях расплывались и грубели. Пальцы на ногах сильно искривлялись, становясь похожими на когти. При этом ликантроп не мог носить обувь и старался избавиться от нее. Сознание ликантропа также изменялось: у него возникали признаки клаустрофобии - человек ощущал страх перед закрытыми помещениями и всеми силами старался выбраться из дома на улицу.

Далее появлялась тошнота, начинались спазмы желудка. Человек-ликантроп ощущал сильное жжение в грудной клетке. Речь его становилась невнятной, из горла вырывалось гортанное бормотание. На этой фазе приступа больной ликантропией старался освободиться от одежды, вставал на четвереньки. Кожные покровы начинали темнеть и покрывались матовой шерстью. На голове и лице вырастал грубый волосяной покров, делающий человека похожим на животное.

У оборотня просыпалась дикая жажда крови, не в силах преодолеть которую он убегал на поиски жертвы. Подошвы ног и ладони затвердевали настолько, что он мог бегать по острым камням, не причиняя себе ни малейшего вреда.

Нападал ликантроп на первого же попавшегося человека, острыми зубами прокусывал артерию в области шеи и выпивал кровь. Удовлетворив свою жажду, оборотень терял силы, падал на землю и засыпал до утра. На рассвете он снова становился человеком.

Оборотень заранее чувствовал приближение приступа, но предотвратить его был не в силах - быстрота превращения не позволяла принять каких-либо специальных мер.

Некоторые из ликантропов старались спрятаться в подвалах своих домов и пережить приступ оборотничества там. Другие уходили в чащу леса и старались выплеснуть свою агрессию на растения, катаясь по земле, громко рыча и царапая стволы деревьев.

Множество поверий об оборотнях существовало и в России. Здесь всегда верили в то, что искреннее слово, высказанное от всей души пожелание имеют определенную силу и могут исполниться. Это относится и к проклятию.

Люди считали, что проклятие, вырвавшееся в состоянии злобы, может привести к тому, что человек, которому оно было послано, превратится в оборотня.

По мнению православных священников, проклятия обязательно услышит Сатана и воспользуется этим, чтобы забрать душу проклятого в свои сети.

Так, известен случай появления оборотня в пригороде Москвы. В одном из районов участились случаи нападения на домашний скот. Пастух рассказал, что видел, как на его собаку напала огромных размеров медведица. На зверя была объявлена охота, но поймать его никак не удавалось. Люди заподозрили, что дело связано с нечистой силой, и обратились за помощью к местному священнику.

При помощи молитв медведицу удалось заманить в ловушку и убить серебряной пулей. Оказалось, что под медвежьей шкурой скрывалась обыкновенная женщина.

В окрестностях Москвы встречались оборотни, превращавшиеся в медведей, волков и даже крыс. Существует предание, что в волка обращался и разбойничал по дворам бояр знаменитый опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов.

Оборотень… Какой жутью веет от этого слова! Многое забылось людьми, но мрачные легенды об оборотнях дошли до наших дней. Почему? «Суеверия живучи»,- утверждают одни. «Образ оборотня так долго не покидает человечество из-за того, что люди издревле боятся друг друга, следуя поговорке «Человек человеку волк»,- уверены другие. Речь идет о редчайшей врожденной болезни — есть и такая теория.

В северных районах Франции, а именно на эти безлюдные места, отличающиеся суровой природой, приходится большинство легенд, до сих пор рассказывают…

Однажды в замок господина Санроша пришел его приятель мсье Фероль и пригласил хозяина на охоту. Но тот уклонился от приглашения. Ему предстояла деловая встреча. Мсье Фероль отправился выслеживать оленя один. Однако, быстро закончив все дела, господин Санрош заскучал. Пройдя в комнаты своей прелестной жены, он узнал, что ее нет дома. И тогда решил, чтобы не коротать время в одиночестве, пойти навстречу своему другу, который уже, видимо, возвращается с добычей.

Вскоре на холме он увидел своего приятеля, быстро двигающегося по направлению к нему. Фероль почти бежал, И когда приятели встретились, Санрош поразился: плащ охотника был разорван и забрызган кровью, а вид был совершенно убитый. Прошло некоторое время, прежде чем тот, едва переведя дыхание, рассказал, что с ним приключилось.

Выслеживая добычу, Фероль не заметил, как забрел в чащу леса. Сквозь просвет между деревьями он увидел поляну, а на ней оленей. Скинув с плеча мушкет, охотник приготовился выстрелить в одного из них, но страшное рычание, раздавшееся рядом, на миг буквально пригвоздило его к месту. К счастью, это был всего лишь миг — от мгновенной смерти Фероля спасла его реакция опытного охотника.

Когда в бешеном рывке на него прыгнул громадный волк, он ударом приклада отшвырнул зверя. Это и помогло выиграть Феролю мгнове¬ние. Он намотал плащ на левую руку, а когда волк повторил свою попытку вцепиться охотнику в горло, тот ловко засунул ее в пасть зверя, стремясь правой с зажатым в ней кинжалом нанести удар.

В смертельной схватке они покатились по земле. Фероль рядом с собой уже видел налитые кровью и бешенством глаза. Изловчившись, он резанул по лапе, поднятой над его лицом. Взвыв, зверь бросил лежащего Фероля и скрылся в зарослях…

Разумеется, ни о какой дальнейшей охоте не могло быть и речи. Фероль заспешил домой, тем более что холмы уже порозовели от заходящего солнца.

«Не правда ли, невероятно? Но у меня есть доказательства. Я прихватил с собой лапу волка. Видит Бог, даже в страшном сне мне не могло бы присниться столь громадное и свирепое чудовище!»- с этими словами Фероль расстегнул свою сумку, и лицо его сделалось белым как мел.

Санрош тоже заглянул в сумку. То, что он увидел, поразило его как громом. На дне вместо лохматой лапы лежала изящная кисть руки. Она была унизана кольцами. Одно из них мсье Санрош узнал сразу: оно было украшено большим голубым топазом. Это кольцо принадлежало его жене…

Санрош не помнил, под каким предлогом взял у еле пришедшего в себя Фероля его страшный трофей и, завернув в платок, принес домой. Спросил, не вернулась ли жена. Ему ответили, что, да, вернулась, но нездорова и просила ее не беспокоить. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии, и бурое пятно расплывалось по одеялу. Резким движением Санрош откинул одеяло и увидел окровавленный обрубок. Вызванный доктор сумел остановить кровь и тем продлить жизнь прекрасной хозяйке замка. Но продлить ненадолго…

Эта история с небольшими изменениями повторялась во многих средневековых бумагах, а потом перекочевывала из века в век. Но она лишь маленькая часть тех легендарных сведении, что накопило человечество об оборотнях. В России же бытовала легенда, во многом схожая с приключениями бедного охотника Фероля. Она рассказывала о любви молодого боярина к дочери мельника…

Невеселое было это место — у старой, скрипучей мельницы возле лесной заводи. И конный, и пеший обходил ее за версту. Но красота дочери мельника, что однажды поразила молодого боярина, заставила его махнуть рукой на слухи, и он, что ни вечер, наведывался к своей любезной.

Напрасно девушка, перехватив хмурый взгляд своего отца, шепотом уговаривала сердечного друга забыть сюда дорогу. «Чем не жених я?» — удивлялся юноша и все допытывался у дочери мельника, отчего так не по нраву пришелся он ее отцу, отчего она вся дрожит и немеет, когда тот вскидывает на нее острые, совсем не старческие глаза. И положили они встречаться у старого дуба…

Однажды, распрощавшись с молодой красавицей, юноша, вскочив на коня, отправился, было, домой. Мог ли он подумать, что смерть уже притаилась в сумерках погасшего дня и ждет его за огромным валуном, подернутым мхом? Еще миг, и громадная серая тень метнулась из-за камня. Волк! Сверкнули яростью глаза, и разомкнулись клыки, торопясь впиться в жертву. Если бы не конь, поднявшийся на дыбы и подставивший свою грудь вояку, быть бы беде. Но в этот миг боярин выхватил саблю и ударил зверя по лапе, запутавшейся в гриве коня. Дико взвыл волк и, рванувшись, исчез в кустах,

Едва отдышавшись и успокоив коня, боярин решил вернуться и проверить, благополучно ли девушка добралась домой: шутка ли, какой волчина рядом рыщет. Прискакав к избушке мельника, он увидел, что дверь приоткрыта. Вошел и глазам своим не поверил: от порога кровью накапано, на лавке, откинувшись и тяжело дыша, сидит мельник, а его дочь белой тряпицей перевязывает ему рану на руке. Обернулась, увидела боярина и повалилась без чувств…

Как видим, жуткое свойство превращаться в зверя молва равно приписывает мужчине и женщине, человеку богатому и простолюдину. Оборотнем, как считалось, можно было стать добровольно и поневоле, под влиянием колдовских чар. Второго благопристойные обыватели чрезвычайно опасались. Сосед или случайный встречный на проселочной дороге, путник, стучащий в окно с просьбой о ночлеге, и даже ближайший родственник могли не только лишить жизни, но и, что для многих было еще ужаснее, напустить порчу, заразить страшным свойством обращаться в зверя.

Оттого беспокойный взгляд искал среди чужих, а, при каких-то смущающих душу обстоятельствах, и среди знакомых, лицо того, кто выдавал в себе волка. Каждый очень худой и бледный человек с глубоко запавшими светящимися темными глазами вызывал подозрение. Считалось, что ноги оборотня покрыты струпьями или шелудивы, ладони у него в шерсти, указательные пальцы длиннее средних. Шепотом передавали страшную подробность: при нарождающемся месяце на бедре оборотня выступает тайный знак. Говорили, что оборотень носит с собой лохматый волчий хвост. Мог он выдать себя и неутолимой жаждой.

А если эти внешние признаки отсутствовали? Все равно в русских, скажем, деревнях люди знали, кто есть кто. Если и сомневались, то был способ «вычислить» оборотня. Собираются, к примеру, в избе гости, а среди них предполагаемый оборотень. Хозяева уже настороже: веник вверх прутьями поставят, а в притолоку иглу воткнут. Все после застолья спокойно разойдутся по домам, а оборотень перед дверью замечется, но порога переступить не смеет.

Или вот: вчера ни с того ни с сего за кем-то погналась свинья, а ее палкой по спине, а потом видят, как соседская бабка еле на крыльцо вышла, охает, за поясницу держится. И по селу уже при виде ее молва пошла… Как тут быть? На Руси крестьянин в такой случае прибегал к помощи святой воды. Она не только уберегала его от влияния темной силы, но если ею покропить одежду перерядившегося в шкуру, то он, как считалось, навсегда оставался зверем.

Верили, что волк отнюдь не единственное животное, в которого может превратиться человек. Он мог принять образ другого хищника. Но все-таки традиционно в Индии оборотень предпочитал шкуру тигра, в Африке — леопарда и гиены, в Южной Америке — ягуара. В Центральной и Восточной Европе, помимо волка, человек, наделенный этой сатанинской способностью, принимал кошачье обличье. В старину кошка, попавшая под подозрение, немедленно отправлялась в костер, дабы, живущая в непосредственной близости от человека, не могла нанести ему особый вред.

В Сербии, желая обезопасить дом от оборотней, натирали его по щелям чесноком. Во многих местностях считалось, что эту нечисть ни нож, ни дубина, ни обычная дробь не берет. И выходить на поединок с ней надо, загнав в ствол пулю из чистого серебра.

На добровольное оборотничество шли, как считалось, люди, погубившие свою душу и возжелавшие безнаказанного террора над, когда-то, себе подобными. Поначалу «добровольцы», согласно легендам, встречались где-нибудь в лесной глухомани, болотных топях, гиблых, обходимых путниками местах, устраивали дикие оргии, оставляя клочки волос, кожи, капельки крови. В благодарность за эти приношения человеческой плоти дьявол одаривал каждого мазью, составленной из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, конечно, вояка. В полнолуние и, как правило, в феврале — излюбленном месяце оборотней — кандидаты пополняли армию монстров, принимаясь за кровавый промысел,

Показания жителя Франции Гарнье (они были записаны в 1574 году) и сейчас леденят кровь в жилах, очень напоминая то, что писала наша пресса о современных маньяках. Гарнье, сознавшийся под пытками в содеянных преступлениях, по мнению современников, был человеком, вступившим в сделку с дьяволом.

Встретив однажды того в лесу, он в обмен на свою душу подучил снадобье, которое могло превращать его в волка.

Старинные гравюры изображают Гарнье на четвереньках и с украденным ребенком в зубах. На счету человека-волка по утверждению следствия были кошмарные преступления: он людоедствовал, насиловал женщин, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии, убивал детей.

Считалось, что женщина, забеременевшая от оборотня, обречена родить дитя-зверя (что говорить о женщине-оборотне!). Полагали также, что можно заразиться при контакте с оборотнем: достаточно пореза на коже, куда попала его слюна.

В Западной Африке колдуны устанавливали прямую связь с животным миром: брали кровь из уха зверя, из вены собственной руки и как бы «менялись» ею. В Нормандии и Британии думали, что ношения волчьей шкуры достаточно, чтобы через некоторое время полностью уподобиться ему. В Скандинавии наикратчайшим путем в оборотни считали прегрешения перед церковью в отлучение от нее.

Можно содрогнуться от страниц древних трактатов, подробно описывающих сцену превращения человека в зверя. Сначала кандидата в волки начинал бить легкий озноб, переходящий в лихорадку. Болела голова, мучила сильнейшая жажда. (Вспомним признаки, по которым «вычисляли» оборотня.) Конечности начинало «ломать». Они распухали. Нога уже не переносили обуви. Пальцы на них, так же как и на руках, искривлялись, приобретали необыкновенную цепкость.

Эти внешние метаморфозы влекли за собой и изменения внутренние. Тот, кто прощался с человеческим обличьем, уже не выносил замкнутого пространства дома. Его неудержимо влекло наружу. Он отказывался воспринимать еще вчера знакомые предметы. Уже не человек, но еще не зверь, это странное существо испытывало как бы помутнение рассудка; язык не повиновался, звуки, вылетающие из гортани, были чем-то средним между бормотанием пьяного и рычанием.

Выбравшись из жилища, обреченный сбрасывал, наконец, одежду. Теперь она была ему не нужна — голова, лицо, тело покрывались сначала мягкой, но быстро приобретающей жесткость и специфический звериный запах шерстью. Подошвы ног уже не ощущали уколов острых камней и колючек.

Человек-зверь, опустившись на четвереньки, ног передвигаться на них так же легко, как некогда по половицам родного дона, который теперь становился ненужным и даже враждебным. Лесные тропинки, залитые лунным светом долины — теперь тот, кто некогда опасался этого безлюдья, становился их полновластным хозяином. И несся в ночное небо торжествующий дикий вой…

Примерно так рисуют процесс превращения человека в зверя знатоки этой загадочной темы, люди, которых не отпугивают слова «невероятно», «невозможно». Они добросовестно стараются обнаружить ту невидимую, почти неуловимую грань, где реальность превращается в вымысел, и наоборот.

Писателям, конечно, легче. Их больше волнует вопрос занимательности. Нельзя сказать, что в литературе об оборотнях были созданы шедевры, хотя в эту «дыру Великого Неизвестного» заглядывали такие мастера, как Жан-Жак Руссо, Вальтер Скотт, Джонатан Свифт и Александр Дюна. Но зато, какую приманку для зрителей обрело кино!

Старт был взят в 1913 году, и до сих пор оборотень не сошел с кинематографической дистанция. Именно страшный миг перерождения человеческого лица принёс в 1981 году авторам фильма «Американский оборотень в Лондоне» самую престижную награду — «Оскара».

Но истинно звериный миг рождения — и это явствует буквально из каждой легенды — мог состояться только тогда, когда оборотень утолял жажду человеческой кровью. Эта жажда подавляла все остальные чувства. Да и оставались ли они? Бывший человек ощущал себя только зверем. И горе тому, кто при голубом свете луны или солнечным днем встречался с волком-оборотнем. Если волк обыкновенный мог довольствоваться любой добычей, оборотню нужен был только человек. Прокусив шейные артерии, растерзав тело, он обретал покой. На сколько? На день? На неделю?..

Считалось, что здесь возможно несколько вариантов. Оборотнем можно было стать безвозвратно. В легендах Франции срок оборотничества определялся семью-десятью годами. Греческие мифы говорили о том, что волками становились люди, поселившиеся на особом острове среди глухих болот и принимавшие пищу из волчьих и человеческих внутренностей. Они, правда, могли вернуться к прежней жизни, перебравшись обратно через болота.

Но есть и совершенно другое утверждение, согласно которому превращение человека в зверя не связано ни с какими сверхъестественными силами, а есть, по сути, редчайшее заболевание, имеющее свое название — ликантропия. Ликантропия, которая в Древней Греции именовалась «волчьим бешенством»,- род безумия, когда человек воображает себя волком и становится способным на любое зверство. Тут уместно сомнение. Вообразить можно что угодно: к примеру, считать себя Наполеоном иди вороном. Но физическое превращение? Шерсть? Клыки? Вой?

Сомнение в существовании подобной болезни высказывали еще древние. В современной медицинской энциклопедии термин «лнкантропия» напрочь отсутствует. И все же, все же… Древнеримский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, как о напасти, симптомы которой: страшная свирепость и гигантский аппетит. Те, кто имел несчастье заболеть ликантропией, как это представлялось сторонникам «ликантропной» версии, удаляются от людей, на пустыри, заброшенные кладбища и выжидают там свою жертву.

Однако среди ликантропов были в такие, кто отнюдь не жаждал крови. С ужасом ожидая приступа, больной принимал все меры, чтобы не брать на душу грех, запирался в комнате, выбрасывал ключи наружу и привязывал себя к кровати. Исследователи этой темы утверждали, что порой применялись специальные засовы, с которыми мог сладить человек, и непосильные для зверя. Не только естественное нравственное чувство заставляло больных ликантропией в одиночку бороться со страшным приступом. Несомненно и другое: ими владел дикий страх.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Возможно, что в памяти оборотня после трансформации остались смутные воспоминания вызывающие некую эмоциональную оценку, которая, воспринимаясь сознанием волка, приводит к проявлению агрессии по отношению к таким людям.

Образ ликантропа-оборотня появился в сказаниях и верованиях задолго до многих других существ, но даже, несмотря на то, что недавнее открытие генетического «синдрома ликантропии» разрушает мистическое очарование древних легенд, человеку до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете полной луны.

Видео в тему:

Стремление стать сильным, ловким и неуязвимым, приобрести способности, которых нет у большинства людей – естественное желание практически каждого человека. Многим из нас кажется привлекательной мысль о том, чтобы стать магическим существом – например, оборотнем.

Возможно ли это для обычного человека в реальности?

Согласно старинным легендам, оборотень – это человек, обладающий способностью превращаться в какое-либо животное. Превращение может происходить по желанию оборотня или непроизвольно, под влиянием определенных факторов, чаще всего полнолуния. В Европе оборотни, как правило, превращаются в волков, о чем свидетельствует другое название таких существ – волколаки или вервольфы.

В Японии животная ипостась оборотня – лиса, и даже в человеческом облике его украшает пышный лисий хвост, который он прячет под одеждой. В странах Африки более популярны оборотни кошачьих пород: леопарды, тигры и т.д.

Когда оборотень находится в человеческом облике, он неотличим от обычных людей. Некоторые утверждают, что моменты пребывания в звериной шкуре стираются из памяти человека. По другой версии память сохраняется, но звериное тело оборотня ведет непреодолимый инстинкт, который заставляет его нападать на людей и животных.

Ученые считают, что легенды об оборотнях возникли из-за случаев помешательства, когда сумасшедшие представляли себя животными, питались сырым мясом и с рычанием набрасывались на людей. Античные врачи описывали такие симптомы у некоторых больных, называя болезнь «ликантропией», от греческих слов «ликос» — волк и «антропос» — человек.


Считалось, что заболеть ликантропией можно, если человека укусит волк или другое животное.

По легенде, оборотнем можно стать, если:

— родиться от матери-оборотня или отца-оборотня;

— получить укус другого оборотня;

— провести специальный магический обряд.

Согласно древним славянским поверьям, для того, чтобы стать волколаком, нужно найти в лесу отпечаток волчьей лапы, заполненный водой, аккуратно собрать эту воду и выпить в . После этого достаточно будет набросить на плечи волчью шкуру, чтобы превратиться в волка.

Некоторые опытные ведуны поступали по-другому: собственноручно ковали и закаляли специальный нож, после чего отправлялись на охоту в лес. Человек должен был омыть его в крови трех волков, чтобы он обрел волшебные свойства: достаточно было воткнуть волшебный нож в землю и перекувырнуться над ножом спиной назад, чтобы обратиться волком.

Правда, чтобы опять стать человеком, волк должен был точно так же кувырнуться над . Поэтому для превращения ведун выбирал самое глухое и безлюдное место: ведь если вытащить нож из земли, он не сможет вернуться в человеческое тело и до конца дней останется в волчьей шкуре.

Колдуны Западной Европы решали вопрос по-другому. Они варили зелье, в состав которого входили весьма экзотические компоненты: кровь нетопыря, волчий и лисий мех, волчья ягода и т.д. Кандидат в оборотни должен был дождаться полнолуния и ровно в полночь, раздевшись догола, натереться этим зельем, используя в качестве кисточки кусочек волчьей шкуры.


Вполне возможно, что смельчак, рискнувший на этот эксперимент, в самом деле чувствовал себя волком, поскольку волчья ягода, или белладонна – очень ядовитое растение, вызывающее галлюцинации. Человек мог под действием наркотика вообразить себя зверем, бегать на четвереньках, рычать и даже набрасываться на окружающих.

Желание стать оборотнем можно успешно реализовать в игре «Симс 3», причем для этого разработчики предусмотрели три возможности.

1. Создавая своего персонажа, можно сразу выбрать расу оборотней. В настройках формируется внешность для человеческого и волчьего воплощения, а смена ипостаси происходит с помощью кнопки «Превратиться».

2. В лавке Алистера можно купить эликсир, который называется «Проклятие Ликана», и выпить его.

3. Можно подружиться с оборотнем, и тогда через некоторое время он укусит вашего персонажа, превратив его в оборотня.

В Скайриме для того, чтобы стать оборотнем, нужно выполнить определенные квесты – например, линейку квестов Соратников Вайтрана. После выполнения Серебряной Руки, выпив кровь вервольфа, вы сами приобретете эти способности.


Для того, кто хочет вылечиться от ликантропии, предусмотрен квест Аелы, пройдя который, нужно отправиться на беседу к Кодлаку Уайтмену. Он расскажет о проклятии Компаньонов и даст задание Честь Крови, которое сможет вернуть оборотню человеческую сущность.

Клиническая ликантропия

Клиническая ликантропия, или просто ликантропия, - психоз, при котором больному кажется, что он превращается или превратился в зверя. Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка невозможно. Они утверждали, что с помощью различных снадобий и заклинаний колдун или чародей может заставить того, кто на него смотрит, вообразить, что он превратился в волка или другое животное, но физически превратить человека в зверя невозможно.

Тем не менее как болезнь, заставляющая человека думать, что он превратился в зверя и должен вести себя соответственно, это явление известно с самых древних времен.

Еще примерно в 125 году до нашей эры римский поэт Марцелл Сидет писал о болезни, при которой человека охватывает мания, сопровождающаяся ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету, люди сильнее подвержены ей в начале года, особенно в феврале, когда болезнь усиливается и может наблюдаться в самых острых формах. Подвергшиеся ее влиянию потом удаляются на заброшенные кладбища и живут там, точно свирепые голодные волки. Считалось, что оборотень - это плохой, грешный человек, которого боги превратили в зверя в наказание. Однако такие люди физически остаются людьми, лишь воображая себя зверями, а не становятся волками.

Случаи, связанные с оборотнями, долгое время рассматривались официальной наукой не более как сказки. По крайней мере до тех пор, пока в 1963 году доктор Ли Иллис не представил работу, которая называлась «О порфирии и этимологии оборотней». В ней доктор доказывал, что вспышки оборотничества имеют медицинское обоснование. Он утверждал, что речь идет о порфириновой болезни - тяжелом заболевании, которое выражается в повышенной восприимчивости к свету, вызывает изменение окраски зубов и кожи и часто приводит к маниакально-депрессивным состояниям и ликантропии. В результате люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе доктор Ли Иллис привел около восьмидесяти подобных случаев, с которыми он встречался в своей практике.

То, что болезнь передается через укусы, доктор считал вздором. В своей книге он говорил, что эта болезнь не заразна, поскольку является наследственной - тем, что современная наука называет генетическими отклонениями, связанными с расовой принадлежностью человека. В связи с этим он отмечает, что не случайно в Европе болезнь, заставлявшая людей считать себя неистовыми зверями, поражала иногда целые деревни и небольшие города. Крестьяне бегали на четвереньках, выли и даже загрызали собственных коров. Конечно, этих несчастных никто не обследовал и не лечил. Их преследовали и травили собаками. Кто-то исцелялся сам собой, но сотни из них погибли как звери. В то же время, например, на Цейлоне вообще никогда не слышали об оборотнях, в особенности о вервольфах.

Открытие, совершенное Ли Иллисом, во многом объясняет природу феномена, который в научных кругах долгие годы считался чепухой и суевериями. Однако оно не дает ответа на некоторые вопросы, главный из которых состоит в следующем: каким образом оборотень может вновь приобретать человеческий облик через несколько часов после обращения в зверя. Сам доктор Иллис считает такое превращение теоретически возможным, но маловероятным.

Все качества, приписываемые оборотню, легко развенчиваются современной наукой, которая доказывает невозможность подобных перевоплощений для живого существа. В наше время большинство тех, кто считает себя оборотнями, - пациенты психиатрических клиник. Сегодня людей обоего пола, вообразивших и ощущающих себя оборотнями, врачи называют «ликантропы», и это слово стало психиатрическим диагнозом.

Автор семитомной энциклопедии по медицине, один из наиболее авторитетных врачей своего времени, Павел Эгинета, живший в Александрии в VII веке, первым описал ликантропию в медицинских терминах. Он провел анализ болезни и назвал причины, ее вызывающие: умственные расстройства, патологии и галлюциногенные лекарства. Симптомы ликантропии: бледность, слабость, сухие глаза и язык (без слез и слюны), постоянная жажда, незаживающие раны, навязчивые желания и состояния.

К XVI веку было написано множество работ на эту тему. Считалось, что оборотни - это не одержимые бесом или злыми духами люди, а просто «меланхолики, впавшие в самообман». Известный врач того времени Роберт Бертон тоже считал ликантропию формой безумия. Его фармакологические исследования показали, что в состав приготавливаемых колдунами мазей для «оборачивания» входили сильные галлюциногены. А стимулом для людоедства - существенным, если не определяющим фактором - могло являться острое недоедание.

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие органическо-мозгового синдрома, сопряженного с душевным расстройством, маниакально-депрессивным психозом и психомоторной эпилепсией, то есть как следствие шизофрении и «сопутствующих» расстройств. У детей ликантропия может стать следствием врожденного аутизма.

Считается, что диагноз ликантропии можно ставить при любом из двух симптомов: больной сам рассказывает, что он иногда чувствует или чувствовал, что превратился в зверя; или больной ведет себя достаточно по-звериному, например воет, лает или ползает на четвереньках.

Так, один 28-летний убийца во Франции, страдавший паранойей, шизофренией и ликантропией, в 1932 году описал свою болезнь таким образом.

Когда я расстроен, я чувствую, как будто превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой. Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Мое лицо теперь не мое, оно совершенно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длиннее.

Современные ликантропы отличаются куда большей фантазией: они «превращаются» не только и не столько в волков, сколько в других существ, в том числе в инопланетян, которые общаются с космосом и бывают в других мирах. Затем снова «становятся» обычными людьми.

Врачи называют одной из причин такого психиатрического феномена защитную реакцию. Когда у человека психологические проблемы, он уходит от реальности, живет в выдуманном или виртуальном мире. Там он значим, там его любят, а иногда и преследуют - отсюда все мании и навязчивые состояния. Как правило, приступы ликантропии у человека либо кратковременны, но повторяются часто, либо он вообще не выходит из «приступа», считая себя зверем, и никакого «просветления» не происходит.

Человеческая психика очень плохо изучена, поэтому даже сегодня с психиатрами трудно спорить. И мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка или какое-либо иное животное. Однако полностью переубедить всех, что оборотней не существует, даже в XXI веке, даже всем врачам вместе, вряд ли удастся.

Кроме «психической» ликантропии, когда человек считает себя зверем, есть и «физическая» - когда человек имеет физические признаки волка, обычно рудиментарные от рождения. Так, в Мексике, в Гуаладжаре, находится центр биомедицинских исследований, в котором доктор Льюис Фигуерра уже много лет изучает «генетическую ликантропию». Доктор исследует одну из мексиканских семей, состоящую из 32 человек, - семью Ацива. Все они страдают от редкой генетической болезни, которая передается по наследству и вызывает сильное изменение человеческого облика. Вся поверхность тела людей из семьи Ацива (в том числе и у женщин) покрыта густой шерстью, даже на лице, ладонях и пятках. Совсем нетипичными являются также их осанка, голос и мимика.

Уже много десятков лет Ацивы заключают только внутриродовые браки, поэтому, как считает доктор Фигуерра, причиной их заболевания является ген, передаваемый по наследству. Данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, но позже, до конца XX века, никак себя не проявляла.

Сейчас все Ацивы живут на севере Мексики, в горном городке Закатекас, который известен также по шестой книге Карлоса Кастанеды «Дар орла», в которой он рассказывает о способности шаманов, называемых в народе «нагуалес», превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля - просветления. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с «проклятым семейством» какие-либо связи.

Психическими отклонениями никто из Ацивы не страдает, поэтому вряд ли это заболевание можно причислить к ликантропии подобно тем, о которых говорилось раньше, но доктор Фигуерра, утверждающий, что эта болезнь неизлечима, называет ее «геном ликантропии», который он надеется рано или поздно найти и обезвредить.

Некоторые из исследователей трансформации оборотней говорят, что формы оборотня действительно зависят от его восприятия. Кроме этого утверждается, что сама сущность сохраняет память или информацию об изначальном теле, что дает возможность оборотню возвращать свою изначальную форму. Восприятие приводит к состоянию перехода сущности, то есть к состоянию трансформации. Наблюдая «всего лишь» клинических ликантропов, можно заметить, что трансформация - даже в рамках психического заболевания - начинается не сразу, а после определенного момента изменения свойств личности ликантропа как индивидуума.

В Германии существует Рейнский институт по изучению нетрадиционной медицины. Профессор этого института Гельмут Шульц много лет занимается исследованием оборотней и относится к этому явлению вполне серьезно. Шульц считает, что оборотничество - это наследственное генетическое заболевание. Шульц пишет, что наиболее часто оборотни рождаются в малонаселенной местности, где люди многие годы, поколение за поколением, живут в довольно замкнутом небольшом кругу, а следовательно, бывают и родственные браки. В одной из своих монографий Шульц пишет следующее.

Возможно, эта болезнь как раз и есть результат кровосмешения. Современная медицина сегодня не в состоянии разобраться в механизме заболевания. Но совершенно очевидна способность оборотней менять на некоторое время свою биологическую форму, не теряя белковой основы. Объяснять это богатое явление чисто психической аномалией, когда больной лишь воображает себя оборотнем, было бы очень глупой ошибкой.

Существует мнение, что клинический ликантроп является всего лишь стадией развития существа на пути его превращения в настоящего оборотня. Подразумевается, что меняется восприятие этого существа, происходит его адаптация к присутствию в новой сущности, а затем меняется и сама форма существа, приспосабливаясь под новую сущность. Нечто подобное наблюдается у тех, кто с детства занимается подводным плаванием. Наблюдая жизнь под водой, они ощущают свое единение с этим миром. Подводный мир становится их миром, их жизнью. Как следствие, такие люди начинают чувствовать себя лучше не в мире людей, а в ярком, красочном мире рыб и кораллов.

И в том и в другом случаях можно заметить, что для проявления этого эффекта необходимы определенные серьезные факторы. Поэтому не представляется возможным рассматривать появление оборотней как типичный случай. Скорее всего, это исключения. Чаще всего ликантроп не доходит в своем развитии до уровня оборотня. Это объясняется воздействием ограничивающей его среды обитания и воспитания.

Большинство исследователей этого вопроса утверждают, что вой волков, фазы Луны, запахи или окружающая обстановка влияют на сознание ликантропа, побуждая его к действию. Это воздействие можно охарактеризовать как многократно усиленное желание что-то сделать. В таком состоянии человек расщепляет свое сознание, подавляя в себе то существо, которое принято считать человеком.

Такое состояние крайне обостряет чувства, меняет восприятие. Этим в современной психиатрии и объясняют большинство случаев проявления клинической ликантропии.

Из книги Книга вампиров автора Деружинский Вадим Владимирович

ГЛАВА 27. О ПРИРОДЕ ВАМПИРИЗМА: СНОВИДЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ После публикации в прессе ряда моих статей на тему вампирологии читательница из Минска Элина Девочко прислала свои размышления о природе вампиризма. Она писала:«Вампиризм - что это? Вопрос этот, как бы

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ Что такое ликантропия? - Марцелл Сидийский. - Вергилий. - Геродот. - Овидий. - Плиний. - Агриопас. - Петроний. - Легенды Аркадии. - ТолкованиеЧто такое ликантропия? Ликантропия - это превращение мужчины или женщины в волка,

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Что такое ликантропия? Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.Слово «ликантроп», от

Из книги Тайны и загадки смерти автора Плотнова Дарья

Глава 1 Клиническая смерть Клиническая смерть – остановка сердца пациента на несколько минут с дальнейшим открытием в себе фантастических возможностей, осмыслением космических истин, приобретением миссии и назначений в жизни, и другими астральными

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

Испытание «клиническая смерть» Частенько до того, как нас позовут на испытание, я вижу образы, цвета, цифры, буквы.Накануне мне пришло видение: 5 стульев, на которых сидят люди. Второй по счету парень – с темными длинными волосами, очень мягкий и с красивыми чертами лица.Я

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Клиническая смерть: соприкосновение со светом Тысячи людей пережили такие же, как у меня, состояния, при этом определенные детали в большинстве случаев совпадают. На начальных стадиях клинической смерти обычно ощущается глубокий покой и отсутствие принадлежности

Ликантропия – одно из самых загадочных явлений современной психиатрии. Эта болезнь пришла из Средневековья, в котором ее боялись и считали реальностью. Современное ее проявление лишено признаков мистицизма, зато обладает полноценными клиническими признаками и механизмом лечения.

Ликантропия - что это?

На вопрос о том, что такое ликантропия, может ответить любой психотерапевт или психиатр. Это расстройство самовосприятия и поведения, предполагающее, что его обладатель считает себя животным или проявляет свойственные ему повадки. Банальное переубеждение здесь не срабатывает, поскольку больной искренне верит в свое второе «Я», считая «разоблачителей» лгунами.

В Средние века врачи отказывались считать этот навязчивый синдром заболеванием. «Лечением» занималась церковь, предполагая под ним заточение в монастыре или сожжение на костре. Это не способствовало изучению синдрома, поэтому о нем известно сравнительно немного. Современный институт Гронингена в Нидерландах занимается изучением этого расстройства и сбором всех известных случаев.

Болезнь ликантропия

Клиническая ликантропия вызывается нарушением работы определенных участков коры головного мозга, отвечающих за движение и ощущение. С помощью сенсорной оболочки мозга человек формирует представление, как об окружающем мире, так и о себе самом. Дефекты оболочки позволяют обладателю синдрома считать себя животным и визуализировать его поведенческие привычки.

Психическое заболевание ликантропия

Стоит признать, что ликантропия у человека (от греч. «ликос» - волк и «антропос» - человек) действительно является психическим нарушением. К психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не может быть временным дисбалансом на почве стресса или . «Оборотни» всегда имеют в комплексе параноидальный бред, острый психоз, биполярное расстройство личности или эпилепсию.

Ликантропия - симптомы

Синдром оборотня в силу редкости и небольшой изученности обладает расплывчатым списком симптомов, легко причисляемых к целому перечню психических деформаций. Как бы ни была уникальна ликантропия, признаки ее похожи на шизофрению:

Специализированное лекарство от ликантропии пока не изобретено. Ее симптомы приглушаются теми же способами, которыми лечат аналогичные болезни с искаженным восприятием собственной личности. В их число входят антидепрессанты разной мощности, препараты от бессонницы и регулярные беседы с психотерапевтами. К сожалению, заболевание можно стабилизировать, но не излечить полностью.

Психиатры до сих пор знакомятся со всевозможными проявлениями ликантропии, поскольку она не менее разнообразна, чем мир животных. Люди-«оборотни» встречаются все реже или избегают встречи с врачами, подсознательно догадываясь об экстраординарности своего заболевания. Она плохо поддается лечению, но легко контролируется медиками.

Ликантропия - миф или реальность?

Споры о том, существует ли ликантропия и насколько она распространена, регулярно ведутся среди медиков. В этом она похожа на , возникшую из-за генетических отклонений, вызванных браками между родственниками. При ней нарушается выработка гемоглобина, провоцируя быстрое разрушение кожи под воздействием солнечного света.

Порфирия и ликантропия схожи в том, что раньше они считались чертами характера сказочных персонажей. С развитием медицины оказалось, что мифы и детские «страшилки» утрировали реальные проблемы со здоровьем. Синдром оборотня стали считать нарушением психологии в 1850 году: с того момента доктора насчитали 56 людей, считающих себя оборотнями, умеющими превращаться в дикое или домашнее животное.


Ликантропия - реальные случаи в наши дни

Такое необычное заболевание ликантропия, реальные случаи которой встречаются не так часто, вызывает у людей желание ассоциировать себя с волком. Из 56 случаев 13 были связаны с тем, что пациент считал себя этим животным и наотрез отказывался верить в свое «человеческое» происхождение. Остальные «оборотни» были уверены в том, что они – змеи, собаки, кошки, лягушки или пчелы. Врачи с удивлением признаются, что были уверены в том, что придется столкнуться с большим количеством больных.

Самым изученным остается синдром оборотня, настигший испанского серийного убийцу Мануэля Бланко, попавшего к врачам в 1852 году. Он добился от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Пытаясь убедить психиатров в своей правоте, он показывал им воображаемые клыки и требовал на обед исключительно сырое мясо. При взгляде в зеркало Мануэль говорил, что видит там волка.