Главная · Удаление зубов · Минутка здоровья зеленая аптечка. Презентация к уроку по ЗОЖ (2 класс) на тему: Занятие из цикла "Минутки здоровья" - "Зеленая аптека"

Минутка здоровья зеленая аптечка. Презентация к уроку по ЗОЖ (2 класс) на тему: Занятие из цикла "Минутки здоровья" - "Зеленая аптека"

Цель: сформировать представление детей о целебных свойствах зеленых растений, познакомить их с отдельными лекарственными растениями; учить правильно их собирать, сушить и хранить.

Оборудование: стенд "Лекарственные растения", наборы открыток или дидактических карточек - изображений лекарственных растений, гербарии; игровая символика.

методические указания

Беседу на указанную тему целесообразно провести во второй половине мая. Этот период времени интересен тем, что природа "оживает" - все покрывается зеленой пеленой, начинается цветение деревьев и кустов, появляются полевые и луговые цветы. В собирателей зеленой аптеки начинается активная пора, которой надо воспользоваться для ознакомления детей с наиболее распространенными лекарственными растениями, с правилами их сбора и хранения.

Толчком для проведения беседы может стать подготовка детей к экологической тропинки или экскурсии "Путешествие в родном крае" случаи, которые произошли во время недавнего посещения природы (лечение с помощью трав повреждений на пальчиках рук или ног; очистки воды с помощью ветви и листья черемухи и т.д.) или установки в предстоящих летних каникул, когда дети много времени проводят на лоне природы. Очевидно, что беседа в помещении - только начало для деятельности юных травознавцив: их знания и умения можно проверить и закрепить только в практической деятельности.

Так, после беседы необходимо собрать зеленые лекарственные растения (например, зверобой), который может пригодиться в любой семье как витаминное, гигиенический и лекарственное средство.

Беседу "Зеленая аптека" целесообразно провести в форме игры-драматизации. Основные роли: сами лекарственные растения, доктор Айболит, больные звери и птицы, Баба-яга и другое. Можно включить в беседу несколько игровых сценок, которые выполнят заранее подготовленные дети.

В беседе могут принять участие работники аптеки, медики дошкольного учреждения или школы.

ход беседы

Беседу следует начать с рассказа об истории зеленой аптеки. Короткое сообщение на эту тему может сделать работник аптеки или сам педагог. Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа дает человеку такое разнообразие даров - "золото", которые трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность имеют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: "Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать - мы живем в мире лекарств!"

Издавна человек заметила, что некоторые растения лечат от недугов. Подсмотрела, что звери тоже травами лечатся, находя среди них нужны для этого растения. Из поколения в поколение передавали люди информацию о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собирать в книги "травники" и "цветники".

Ранее сбором трав и лечением больных занимались колдуны и знахари. Они окружили свое ремесло ореолом таинственности, всячески отпугивали желавших собирать лечебные травы, потому что лечение больных было очень прибыльным занятием. Они принимали больных, желающих излечиться в страшных хижинах, одиноких домиках в лесу, где вместе с ними находились черные кошки, совы, лягушки, а на стенах, увешанных пучками сухих трав, красовались другие прелести.

Все это наводило ужас на больных людей и одновременно вселяло надежду на выздоровление, на сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарства, он бормотал страшные заклинания и вовсе непонятные слова. Конечно, все это делалось для того, чтобы повысить цену на зелье и травы, заставить людей отказаться от их самостоятельной сборки.

Народные травознавци за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных лекарств, травы, настойки из трав, таблетки на травяной основе занимают достойное место. К сожалению, трав для лечения не хватает и люди сами занимаются их сбором рядом с домом, на лугу, в лесу, у водоема. Знание о них пригодятся каждому человеку, в том числе и вам, ребята!

Сегодня мы поговорим о полезных свойствах самых распространенных и наиболее используемых в лечении растений. Пусть наша беседа поможет вам в вашей увлекательном путешествии в мир живой природы, в ваших поисках и находках! Начинаем свое путешествие в мир зеленой аптеки со двора. Рядом с нами растет множество лечебных снадобий, вы и не догадывались об этом! Об одной из таких растений составлен загадку:

Не пустили в огород - поэтому она и жалит!

Конечно, вы угадали: это крапива! Вот она красуется в "букете" весенних трав на столе. Всем она знакома, но мало кто из вас знает о ее полезных лечебные свойства. Прочитаем об этом в рассказе (подбирает воспитатель короткие рассказы).

Так, людям есть за что благодарить крапиве. Оказывается, из нее можно приготовить не только прекрасный борщ, но и много других блюд!

Однако, важнее другое. Берем сыра крапиву, толчем ее и прикладываем к поврежденному месту на руках или ногах, она вычистит рану и исцелит. Так писали много лет назад врачи. Это приложение было обосновано тем, что в крапиве содержатся вещества, от которых исчезают микробы, а также потому, что она быстро останавливает кровь. Борьба с кровотечениями и улучшения свойства крови - вот основное медицинское применение крапивы в наши дни. А еще она укрепляет волосы!

А кто знает это растение: (подорожник).

Стихотворение-описание (подберите самостоятельно).

Найдите это растение в нашем букете. Найдите на плакате. Кто догадался, почему это растение так называется? А кто знал, что его используют в медицине? При лечении повреждения на ногах, например? Кто-нибудь из вас пользовался листьями подорожника? Как это произошло?

Местное население Америки называет подорожник "след белого человека". Почему? Может потому, что продолговатый листок подорожника похож формой на ступню человека? Или потому, что в Америке он никогда не рос и появился вместе с пришельцами из Европы? Ведь там, куда ступала нога европейца, росла невиданная растение.

Далекое путешествие совершил подорожник. Как это удалось ему ? (Рассмотрение подорожника).

Рассмотрите подорожник внимательнее. Как удалась ему это путешествие? Вы видите, что из розетки прикорневых блестящих листьев, продолговатого и округлого, растет цветочная стрелка, которая заканчивается густым колоском ("сережкой", как сказано в загадке) с мелкими цветками. Из них созревает множество мелких семян. Вокруг каждого семечки находится слизь, и семена легко приклеивается к обуви людей, к колесам транспорта и так путешествует целым миром. Теперь понятно, как подорожник оказался в Америке?

Подорожник - лекарственное растение. Люди использовали его с давних времен для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простуде. Вот какая целебное растение растет у нас под ногами!

А рядом с ним - еще одно ценное лекарственное растение - тысячелистник обыкновенный. Почему он так называется? (рассмотрение растения в букете, на плакате или на дидактической карточке). Посмотрите на растение и вы сразу поймете, почему он так называется.

Почему? Каждый лист тысячелистника много раз рассечен на множество узких долек (тысячу!), Сосчитать их трудно и невозможно!

Тысячелистник как лекарственное растение известен в нашей стране с давних времен. Его сок применяют для заживления ран и остановки кровотечения. Размятые и приложенное к ранке листья быстро заживляет рану. Помните об этом!

В медицине используют стебель с листьями и соцветия тысячелистника. Траву собирают тогда, когда она цветет, срезают верхушки побегов длиной до 15 см, без грубого стебли на котором уже не растут листья.

Многие лекарственных трав растет рядом с жильем человека. Некоторые из них вам знакомы. Назовите эти растения. Какие загадки вы знаете о них? Найдите эти растения в нашем лечебном букете (если они есть) и в портретной галерее лекарственных растений (карточки).

Итак, что вы знаете об одной из них? Это о нем загадка: (лопух-репейник).

Действительно, какая из растений может быть навязчивей кроме лопуха-репейника! Не только плоды этого растения прилипают к человеку, но и сам лопух растет у человеческого жилья, как будто просится к человеку в гости. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Кроме этого, лопух имеет ценные лекарственные свойства. В народной медицине его используют для лечения многих болезней - почек, печени, при повреждениях кожи и др. Собирают корни лопуха ранней весной, с первым появлением листьев. Его моют, сушат и складывают в картонные коробочки.

Для лечения используют отвар корней.

А что это за растение? Стихотворение-описание. (подберите самостоятельно).

Угадали? Ну конечно! В загадке говорится о одуванчик. И это растение лекарственное! Ее так и называют: "одуванчик лекарственный". В старину в народной медицине одуванчик использовали для лечения множества болезней, и не случайно народные целители называли ее "эликсиром" (сиропом жизни). К сожалению, о лекарственных свойствах одуванчика со временем забыли. Однако в наши дни интерес к ценного лекарственного сырья проснулся с новой силой. Для лечения с ее помощью применяют и листья и корни, из которых готовят отвары и настойки.

Собирают и заготавливают длинные, как у моркови, корни одуванчика поздней осенью, когда листья ее увядшие.

Лекарственные растения, которые растут рядом с жильем человека: ромашка аптечная (средство от простуды), мать-и-мачеха (от кашля), пустырник (для успокоения нервов), птица Гречуха (при лечении желудка, кишечника) - это настоящий кладезь здоровья я!

Настоящая кладовая даров для аптеки - это наше окружающую среду: леса, поля, луга! Здесь столько лекарственных растений, которыми можно предупредить и вылечить множество заболеваний: сердца, нервов, желудка, головы, кожи и простуды.

Лесная аптека: зверобой, ландыш майский, медуница лекарственная, чистотел, (предлагается описать их свойства).

Немало ценных лекарственных трав, растений в поле и на лугу: василек синий, грищикы, валериана лекарственная, фиалка трехцветная, череда, душица обыкновенная... Одним словом, правы врачи, которые говорят о том, что мы живем в мире лекарств! Конечно, чтобы узнать лечебные свойства многих наших растений - наших соседей и друзей, нужно ознакомиться с книгами с природной медицины, ознакомиться с лекарственными растениями в специальных альбомах, вывешивают в аптеках, и, конечно же, в самой природе!

Игра "Прием больных у врача Айболит"

Доктор Айболит принимает больных. Однако он не просто выписывает рецепты для получения в аптеке готовых лекарств, а советуется с "пациентами", что они предпочитают пить - горькую микстуру или сладкую настойку из трав, плодов и ягод? И, конечно же, спрашивает, а что именно хочет "больной"?

Загадка (подберите самостоятельно о ромашку аптечную).

Какой растения хотите? - Из ромашки аптечной или с мать-и-мачехи, малины, или же из соцветий липы?

Какие растения можно использовать при расстройстве желудка? (Ягоды черники, черемухи).

Что делать, если рана кровоточит? (Приложить к ранке ватку, смоченную соком тысячелистника, крапивы или грищикив).

Какие растения можно использовать для лечения гнойных утро? (Подорожник, тысячелистник, зверобой, чистотел).

Из каких трав используют люди настой при заболеваниях сердца? (Ландыш майский, валериана лекарственная, мята перечная, душица обыкновенная).

Дети, заготовкой лекарственных растений чаще всего занимаются взрослые. Вы можете помочь своим родителям собрать самые обычные растения, вам знакомы, которые стали вдруг не просто мусором, ненужными растениями, а ценными, лекарственными - "знакомыми незнакомцами". Эти растения помогут вам избавиться в зимнее время простуды и кашля, залечить утра на пальчике, устранить расстройства желудка. В ближайшие дни мы пойдем на экскурсию и собирать лекарственные травы, которые обогатят вашу домашнюю зеленую аптеку. А для того, чтобы правильно собирать растения и не повредить свое здоровье и природу, нужно усвоить как следует их собирать.

Правила сбора лекарственных растений.

Много веков производили основные правила заготовки лекарственных растений, следовательно, их надо соблюдать.

Первое и неукоснительное правило: чтобы собирать растения, нужно хорошо их знать (отличать от других) знать, какие части растения содержат больше целебных свойств и на каком этапе развития растения - во время цветения или плодоношения ее можно собирать.

Собирают растения только в сухую погоду, лучше в утренние часы, сразу после высыхания росы.

Ни в коем случае нельзя собирать загрязненные растения, с ржавыми пятнами, вблизи пыльных дорог и автомобильных шоссе (не ближе 200 метров от дороги).

Во время сбора растений укладывать их в пространстве корзины, нельзя трамбовать, уплотнять, ведь растения выделят сок и начнут загнивать.

Сушить растения нужно как можно быстрее не на солнце, а в тени, в хорошо проветриваемом помещении - под навесом, на чердаке, в сарае, в прохладной комнате. Растения нужно заключать тонким слоем на картоне, фанере, ткани, на чистом полу - и не менее двух раз в сутки переворачивать.

К сбору лекарственных растений и мест их распространения нужно относиться бережно: не вытаптывать, а не искоренять растение, не собирать все растения до последней, менять места сбора и ни в коем случае не собирать те растения, которые занесены в Красную книгу.

Во время сбора лекарственных растений нужно заботиться и о собственном здоровье. Следует помнить, что многие лекарственные растения являются ядовитыми и поэтому нужно соблюдать правила безопасности: не мять растения в руках, не трогать грязными руками, губы, глаза, нос, чтобы не занести ядовитый сок на слизистую оболочку.

К ядовитым и опасным относятся такие растения:

Ландыш майский, чистотел обычный, купальница европейская, вороний глаз, волчье лыко и многие другие. Если все же случайно у вас начнет болеть голова, появится тошнота или слабость, нужно употреблять много теплой кипяченой воды (Предлагает составить таблицу этих растений).

И последнее. Хранить высушенную траву лучше в картонных коробках, бумажных пакетах или в мешочках из ткани.

Успехов вам, травознавци, в создании домашней зеленой аптеки!







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать представление детей о лекарственных растениях и их свойствах,
  • расширить и конкретизировать экологические представления по теме,
  • воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

Планируемые результаты

Предметные

  • знать лекарственные растения и их свойства,
  • понимать значение лекарственных растений в жизни людей и необходимость бережного к ним отношения,
  • применять полученные знания на практике.

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • использовать учебник и другие источники информации;
  • описывать лекарственные растения и их свойства;
  • приводить примеры использования лекарственных растений в жизни;
  • оценивать информацию и проверять её достоверность.

РегулятивныеУУД:

  • понимать суть проблемы, принимать и сохранять учебную задачу;
  • осваивать способ решения проблем;
  • оценивать результат деятельности;

КоммуникативныеУУД:

  • отвечать на вопросы учителя;
  • осуществлять совместную работу;
  • допускать возможность существования различных точек зрения.

Личностные:

  • осознание ответственности человека за общее благополучие,самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Ход занятия

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

(Растения кормят человека, одевают, из них делают мебель, строительные материалы,получают топливо, лечат человека, украшают нашу жизнь и т.д.)

Разгадайте кроссворд и по ключевому слову догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятии? <рисунок1>

Стоят в поле сестрички
Жёлтый глазок, белые реснички.
(ромашки)

Что скажите за растенье
Все считают сорняком?
У кого цветки-колючки
Прицепляются шипом?
Кто в природе повсеместно
Сам себя распространяет
И нередко, при болезнях,
Многим людям помогает?
От детишек до старух
Как зовут его? ….. (Лопух)

Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты
Называется - ..... (мята)

Вдоль дорожек он растёт
Только вовсе не цветёт
Кровь остановить им можно
Что за травка?..... (подорожник)

Обжигает, как огонь!
Ты смотри, её не тронь!
Розрослась под старой сливой
Очень жгучая - ..... (крапива)

Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова,
Спрячу-ка в карманчик
Бывший - ....... (одуванчик)

Запасают меня люди
Как лекарство при простуде
Не страшны и грипп, ангина
Если рядом я -....... (малина)

О чём пойдёт речь на нашем занятии?

Что называют аптекой?

Свободные высказывания детей.

Давайте прочитаем в толковом словаре значение слова аптека.

Толковый словарь.

Аптека - учреждение, занимающееся продажей готовых лекарственных препаратов и других медицинских товаров, а также изготовлением лекарств по рецептам врача.

Сегодня на занятии мы поговорим о “зелёной аптеке”.

Что называют зелёной аптекой”?

Дети высказывают предположения.

Лечение целебными травами издавно привлекало внимание людей.Фитотерапия зародилась в глубокой древности. Травы - настоящая кладовая здоровья, в них спрятаны вещества, которые помогают больному организму справиться с недугом. На Руси лечили травами ведуны, знахари, травники.

Как можно объяснить значение слова травник?

Но зачем в наше время компьютерной техники и фантастических достижений медицины говорить о лекарственных травах? Есть таблетки, микстуры и различные быстродействующие вещества. Они помогают бороться с болезнью с одной стороны, а с другой - оказывают побочные действия.

Мы поговорим подробно о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности.

Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?

2. Практический этап. Работа в группах.

Дети распознают лекарственные растения в гербарии, раскладывают этикетки, находят дополнительную информацию на карточках, готовят краткие сообщения.

Карточка 1

Подорожник растёт там, где ходят люди.Подорожник незаменим в походе.Настой листьев применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме. Отваром полощут полость рта при восполении дёсен, зубной боли. Посмотрите себе под ноги, вдоль тропинки - и вы обязательно найдёте листья подорожника.

Карточка 2

Крапива как лекарственное растение известна давно.Одна крапива заменяет семерых врачей-так гласит народная пословица. Её используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветков применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьевиспользуют для полоскания горла при ангинах. Свойство крапивы “кусаться”издавна используют в медицине как отвлекающее средствопри ревматизме и ломоте суставов. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны.

После кулинарной обработки годятся для щей и салатов.

Карточка 3

Землянику собирают не только для варенья.С глубокой древности землянику используют в лечебных целях. В её ягодах содержится большое количество витаминов. Плоды земляники возбуждают аппетит, регулируют пищеварение. Высушенные листья земляники заваривают как обычный чай.

Карточка 4

Тысячелистник обыкновенный-очень интересное растение. Его используют как кровоостанавливающеесредство. Отвар применяют для полоскания полости рта.

Карточка 5

Малину любят не только насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде, варят из неё варенье.

Карточка 6

На одном и том же стебельке одни цветки тёмно-розовые, другие - васильково-синие. Это медуница. Она получила своё название так потому, что в её цветках содержится много нектара. Это - один из самых ранних медоносов. Медуница - красивый цветок, который охотно срывают все, кто оказывается в лесу.

Жаль только,что вместо скромненького букетика у них в руках оказывается целая охапка.

Карточка 7

Ландыш – лекарственное растение, используемое как в народной, так и в традиционной медицине. В качестве средства, укрепляющего и нормализующего сердечно-сосудистую систему, применяют настойку из цветков, листьев и стеблей. Вещества ландыша используют при неврозах сердца, кардиосклерозе, пороках сердца и сердечной недостаточности. Их нередко употребляют в сочетании с валерианой и боярышником и другими лекарственными растениями.

Работа с выставкой книг, посвящённых лекарственным растениям.

Узнать о других лекарственных растениях можно из различных книг. Книги научат правильно собирать и хранить лекарственные растения. (Дети рассматривают книги, читают названия, отрывки и т. д.)

Демонстрация презентации (7 слайдов) сопровождается выступлением детей.

Игра “Одуванчик”

1. Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчик на полянке растёт. (дети встают)

2. Ветер налетел, стал дуть на одуванчик. (раскачивают поднятыми руками)

3. Ветер подул ещё сильнее. (дети разбегаются на носочках)

4. Вдруг полетели белые парашютики (дети приседают)

5. Там, где упали парашютики, снова вырастают одуванчики. (дети встают)

3. Постановка проблемного вопроса.

- “Зелёная аптека” может закрыться?

Подумаем над причинами этой тревоги и поразмышляем над способами помощи “зелёной аптеке”.

Как мы можем помочь растениям весной?

Какой кодекс законов поведения в природе надо выполнять, чтобы “зелёная аптека” действовала?

Выберите с этой целью запрещающие знаки и обоснуйте их необходимость.<рисунок 2>

Какие проблемы должны решать взрослые, чтобы “зелёная аптека” не закрылась?

Но есть, к сожалению, и другие причины, не исключающие возможности её закрытия.Поразмышляем над ними. (Вырубка леса, использование удобрений и ядохимикатов, загрязнение воздуха,почвы в процессе хозяйственной деятельности человека). Лекарственные растения не только гибнут, но и впитывают в себя вредные растворимые в воде и в воздухе вещества и становятся настоящим ядом.

Чтобы “зелёная аптека” не закрылась, всем - и взрослым и детям-надо быть разумными и дальновидными.

4. Рефлексивно-оценочный этап.

Самостоятельная работа. Соедините рисунок лекарственного растения с названием.

5. Итог занятия.

Что узнали нового и чему научились на занятии

Выводы:

Из лекарственных растений делают лекарства.

Лекарственные растения эффективны при лечении многих заболеваний.

Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Закончить занятие хочется словами

Люди,оглянитесь-ка вокруг,
Как природа истинно прекрасна.
Как нужна забота ваших рук,
Чтобы красота её не гасла.

Подготовительная группа Образовательная область «Познавательное развитие»

Подготовила и провела Воспитатель МБДОУ №122 «Лучистый» Коновалова С.И. 2015

Цель: систематизировать знания детей о лекарственных растениях.

Программные задачи:

  • расширить знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах
  • уточнить части растений, используемых для лечения
  • закрепить правила сбора и применения лекарственных растений
  • обобщить знания детей о деревьях
  • развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе.

Предшествующая работа: сбор материала о лекарственных растениях, рассматривание иллюстраций, слайдов лекарственных растений, беседа о целебных свойствах, чтение сказок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях, создание альбома «Лекарственные растения» .

Материал:

  • картинки с изображением листьев деревьев
  • слайды деревьев: береза, дуб, осина, рябина, сосна, ель
  • картинки с изображением лекарственных растений (ромашка, мята, зверобой, одуванчик, подорожник, крапива)
  • карточки с частями лекарственных растений.

Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

В.: Ребята, к нам сегодня пришло необычное письмо:

Вот конверт большой и желтый
Как же нас, конверт, нашел ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберемся, ой, постой!

На конверте адрес наш ведь
А обратный чей? Лесной!

Вам, ребята, интересно, что же пишут нам из леса?

Пишут звери: «Ждем вас в гости! Приходите в лес весенний, будем с вами мы дружить, веселей нам будет жить!»

В.: Ребята, вы готовы пойти в гости к лесным жителям? Кого называют лесными жителями?

В.: В лесу много разных деревьев. А мимо каких мы пойдем, вы сейчас нам скажите.

Дидактическая игра «Узнай дерево по листочку» .

В.: Сколько много деревьев в этом лесу, все они разные: береза, дуб, осина, сосна.

В каком лесу мы оказались?

Дети: Смешанном.

В.: Ребята, мы пришли с вами на лесную полянку (на ковре расстелено зеленое полотно) .

Давайте с вами отдохнем и немного поиграем.

Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,

Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

В.: А где же звери, которые нас сюда пригласили? Никто нас здесь не ждет? (Выходит грустный зайчик) .

В.: Здравствуй, зайчик! Ты не мог бы подсказать нам, где подевались лесные жители? Мы получили от них приглашение в гости, пришли, а их никого нет. Где же они?

Зайчик: Все мои друзья заболели, а я не знаю, как им помочь. Ведь в лесу нет аптек и негде купить таблеток и лекарств, которые помогли бы им выздороветь.

В.: Ребята, может быть, вы знаете, как можно вылечить зверей без таблеток и лекарств из аптеки?

В.: Конечно, в лесу растет много трав и цветов, которые помогают от болезней. Как их можно назвать? Почему их называют лекарственными? Назовите, какие лекарственные травы вы знаете.

В.: Молодцы. Вы назвали много лекарственных трав. Но чтобы зайчик их лучше заполнил и знал, от каких болезней они помогают, мы с вами поиграем в игру.

Дидактическая игра «Отгадай загадку о лекарственном растении» .

Тот, кто первым отгадает загадку, возьмет картинку с изображением этого растения, поставит его на полянку, и расскажет, от каких болезней это растение вылечит. А ты, зайчик, внимательно слушай и запоминай.

* «Глазок золотой на солнце глядит
Как солнце нахмурится,
Глазок прижмурится»

(Одуванчик)

Помогает повысить аппетит, снять жар.

- «Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог.

(Подорожник)

Помогает от ран и порезов, от простуды.

* «В руки нам ты не даешься
Как горчица сильно жжешься,
В огороде ты сорняк, но не выбросишь никак
Много пользы ты приносишь
И в беде ты нас не бросишь»

(Крапива)

Помогает остановить кровотечение, кашель, укрепляет волосы.

* «Стоит в поле кудряшка, белая рубашка
В середине золотая, кто она такая?»

(Ромашка)

Помогает при кашле, простуде, жаре, ангине.
- «Если что-то заболит, даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой?
С чудо травкой… (Зверобой) »

Останавливает кровотечение,
уничтожает глистов, заживляет раны.
- «У неё целебный лист
Чай с ней вкусен и душист»

(Мята)

Лечит головную боль, простуду, ангину.

В.: Какая наша полянка стала красивая, как много на ней лечебных трав и цветов. Зайчик, ты теперь знаешь об их целебных свойствах, и ты обязательно вылечишь своих друзей.

З. Ребята, спасибо, что вы мне рассказали, с помощью каких трав я помогу вылечиться друзьям. Но я не знаю, что можно приготовить из них.

В.: Ребята, а вы знаете?

(Отвары, настойки, лечебные чаи)

В.: Ребята, а вы знаете, какие части растений являются лечебными?

Дидактическая игра «Вершки-Корешки»

З. Спасибо, тогда я побегу быстрее собирать травы.

В.: Подожди, зайка, не торопись. Ребята, о чем мы еще должны рассказать зайке? Правильно, о правилах сбора лечебных трав.

Назовите их.

Нельзя собирать траву вблизи дороги.

Нельзя собирать поврежденные или сломанные травы и цветы.

Нужно собирать в сухую погоду.

Сушить не на солнце, а в тени, под навесом.

З.: Вот спасибо, ребята, за ваши советы. Я теперь знаю, что вылечить моих друзей можно и без таблеток, что на каждую болезнь есть своя лекарственная трава, и что самая лучшая аптека - это Природа.

В.: Да, зайчик, ты прав.
Лес, как сказочное царство
Тут кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

В.: До свидания, зайчик. Пусть твои друзья поскорее выздоравливают и приглашают нас в гости. Мы очень хотим с ними встретиться. Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Для вас мы приготовили чай «Здоровье» , им мы угостим и наших гостей. Давайте определим, какие травы использовались для его приготовления.

«Зелёная аптечка»

Тема: «Зелёная аптечка»

1. Сформировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.

2.Познакомить с рецептами лекарственных средств, применяемых для лечения некоторых заболеваний

3. Выяснить правила сбора лекарственных растений.

4. Продолжить знакомство со способами укрепления здоровья.

5. Развивать экологическую культуру детей, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, презентация «Зелёная аптека», альбом «Если хочешь быть здоров». Сбор трав: ромашка, мята, зверобой, календула, порез-трава, верблюжья колючка, полынь. Растения: овёс (зёрна), лук, чеснок. Газета «Тайны растений». Сборник рецептов - травник. Корзинка с «витаминами»: лук, репа, капуста, редька, морковь, чеснок, лимон, укроп, свекла.

Ход занятия

1. Организация детей.

2. Проверка творческих заданий детей /по выбору/.

Детям дано задание на выбор:

Выполнение рисунка на тему: «Если хочешь быть здоров»

Составление правил закаливания организма.

Выявление способов закаливания организма.

В итоге идет создание устного журнала «Если хочешь быть здоров»

3. Сообщение темы минутки здоровья.

Мы многое узнали о нашем организме, учимся его беречь, укреплять, но, к сожалению бывают ситуации, когда человек заболевает.

Что делает ваша мама, когда вы болеете? (ответы детей)

Где берете лекарства? (В аптеке)

Что такое аптека?

Аптека - учреждение, где продаются или изготавливаются лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены.

Тема нашей минутки здоровья - «Лекарственные растения. Зеленая аптечка».

СЛАЙД № 1.

Как вы думаете, что это такое?

Зеленая аптека – древнейшая аптека на нашей планете, и ее возраст насчитывает сотни тысяч лет. Растения - это первые лекарства древнего человека, как он их использовал, мы уже не узнаем, но в самых первых печатных источниках упоминаются лекарства из растений.

Травник – книга с описанием трав и способов лечения травами, сборник рецептов.

Травник – человек, который разбирается в лекарственных растениях, умеет составлять рецепты.

Какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)

А сейчас сами растения расскажут нам об этом.

Я - ромашка, знакома вам тоже

Лекарственный друг всегда вам поможет

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Я - одно из самых популярных лекарственных растений. Я обладаю противовоспалительным, дезинфицирующим действием. Мои отвары можно применять при ожогах, обморожениях, при температуре, аллергии. Для полоскания рта и горла, при простуде. Раньше использовали против веснушек. Используют у меня соцветия.

ПОДОРОЖНИК.

Вырастает подорожник, лишь подходит срок

На земле сухой и твердой около дорог

Говорят о нем в народе добрые слова:

Вам поможет подорожник, скромная трава.

Если ты порезал руку или ногу сбил

Он тебе залечит рану и прибавит сил

Помогая молча людям, не боясь невзгод

Рядом с нами подорожник на земле живет.

Я заживляю раны, порезы, останавливаю кровь. А еще мои отвары и настои лечат кашель и бронхит. Отваром промывают глаза. Используют листья и семена.

ФИАЛКА ТРЕХЦВЕТНАЯ (АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ)

На солнечной опушке я расцвела

Лиловенькие ушки тихонько подняла

В народе говорят в траве она хоронится

Не любит лезть вперед

Но всякий мне поклонится и бережно возьмет

Я – фиалка трехцветная. В народе меня называют « анютины глазки». Я помогаю при кашле, простуде, аллергии. Используют надземную часть (траву)

МАТЬ-И-МАЧЕХА.

Применяют при кашле, бронхите, ангине, при ожогах, укусах насекомых, а так же для аппетита. Используют листья и соцветия.

По запаху меня не спутаешь ни с чем. Я очень душистое растение. Я успокаиваю головную боль, применяют меня при бессоннице, при заболеваниях желудка, для полоскания горла, рта. А так же используют как приправу. Используют листья и соцветия.

ВАЛЕРИАНА.

Я самая любимая трава кошек. Узнали? Меня применяют в качестве успокоительного при бессоннице, а так же при болезнях печени. Используют корни. Меня можно заменить другим лекарственным растением - жителем пустырей - пустырником.

ЗВЕРОБОЙ.

Я - трава от 99 болезней. Много легенд связано со мной. Давно люди заметили, что некоторые животные, поедая меня в солнечные дни, страдают от зуда, воспаления кожи, а потом гибнут. Отсюда и название - зверобой. Но человеку я помогаю: меня используют для лечения головной боли, радикулита, желудка. Я улучшаю аппетит, снимаю аллергию. Мазь используют для заживления ран.

КАЛЕНДУЛА.

В народе меня называют ноготки. Мои товары и настои помогают при лечении желудка, печени, сердца. Я лечу ожоги, ушибы. Очень эффективны полоскания. Собирают у меня цветочные корзинки.

СЛАЙД №10

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (у детей на столах образцы трав и растений).

Обратите внимание на образец №1. Это ромашка. Вспомните, при каких заболеваниях применяется? Понюхайте душистые измельчённые соцветия, которые собирают с июня по август (в зависимости от региона).

Понюхайте образец №2. Что за душистая трава? Это мята. Когда её применяют? Собирают листья и соцветия в июне, июле.

Образец №3. Это зверобой. Почему такое название? Что лечит? Собирают с июня по август.

Образец №4. Это календула. Приятно пахнут душистые цветочные корзинки. Собирают с июля по август. От каких болезней помогает?

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Простуда

Ранки и порезы

Головная боль

Аллергия

Желудок

Кто внимательно слушал, тому нетрудно к каждому недугу подобрать лекарственное растение.

СЛАЙД №11-12

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (дети с воспитателем обращаются к травам и растениям на столе).

Образец №5. Это порез – трава или гусиные лапки. Хорошо заживляет порезы, ранки.

Образец №6. Это верблюжья колючка. Хорошо лечит заболевания желудочно-кишечного тракта нормализует пищеварение.

Образец №9. Это полынь. Лечит заболевания пищеварения нервной системы. Свежий сок способствует заживлению ран.

Образец №7. Это овёс. Употребляются отвары и настои для восстановления сил при нарушении аппетита при заболеваниях желудка. Выводит шлаки, нормализует обмен веществ, в нём много антиоксидантов.

СЦЕНКА «РОМАШКА И ТРАВЯНАЯ ВЕДЬМА»

Ромашка. Много трав растёт полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма. Я хочу тебе дружок

Дать в букет ещё цветок

Ромашка- Разгадала твой обман!

Посмотрите! Вот дурман – ядовитая трава!

Разболится голова от подарка твоего

Забирай назад его!

Ох уж эта Травяная ведьма! Так и хочет сделать гадость! То корешок подсунет ядовитый, то траву несъедобную.

Травяная ведьма. - Я одумалась, ребята

Лучше вместе в лес пойдем

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвём

Дома их поставим в воду

Ромашка.Поняла я братцы сразу

Хитрый замысел её

А ну-ка уходи отсюда, вредная!

Мы растения эти знаем, бережём и охраняем

От таких как эта – собирательница букетов!

В Красную книгу они давно уже занесены

Мы их рвём не на потеху

Отнесём мы их в аптеку

Из даров лесного царства люди делают лекарства!

Почему ромашка не взяла дурман? Ландыш?

Дурман – ядовитое растение, может вызвать сильную головную боль, применять по рецепту врача. Успокаивает кашель, применяют люди, страдающие морской болезнью.

Ландыш – ядовитое растение, занесено в Красную книгу. Им нельзя вылечить порез, кашель, но он помогает при болезнях сердца, бессоннице.

СЛАЙД №13-15

Водную гладь покрывают крупные, округлые, похожие на зонт листья. Они покрыты водоотталкивающие веществами. Самой красивой частью являются цветки лотоса. Лотос – лекарственное растение. Его использовали в Китайско-Тибетской медицины для лечения ревматизма. Орешки лотоса могут произрасти даже через тысячу лет. Это считается священным растением Индии, других стран.

Почему же растения оказываются в Красной книге?

Деятельность человека губительным образом сказывается на видовом составе флоры. Многие растения часто попадают в букеты. Их становится меньше и меньше. Что же делают люди для сохранения растений? Создают ботанические сады, теплицы, оранжереи, заповедники. Ботанические сады – научно-исследовательские учреждения, в которых разводят растения, коллекционируют их.

Поэтому людям, занимающимся сбором и заготовкой растений, необходимо соблюдать некоторые правила.

Правила сбора

1.Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и нелекарственные и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

2.Когда собирать – лекарственные растения собирают тогда, когда в нём максимального содержания фармакологических активных веществ. Нельзя собирать во время дождя и когда роса на траве.

3.Как собирать – при сборе лекарственных растений каждое растение нужно класть отдельно и обязательно договориться с аптекой или иным лек. учреждениям, где примут у вас собранное (корзинке, мешочки из полотна). Использовать нож.

4.Где собирать – поляна, луг, болото, лес – места, подходящие для сбора. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

5.Собирая, сохранять – при сборе нужно взять столько, сколько вам надо. Нельзя брать растения, занесены в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте не проводят сбор лекарственных растений.

Практическая групповая работа (по отрядам).

Выполнение аппликации: знаком

1.Не вытаптывайте цветы

2.Не рвите цветы

3.Берегите природу (звучит песня Ю. Антонова – «Не рвите цветы»)

Дети выполняют аппликации

Практическая работа (травы)

Что осталось на столе? (лук, чеснок)

Почему они вместе с лек. растениями?

Многие овощи и фрукты являются источниками витаминов, микроэлементов, содержат антиоксиданты, повышают иммунитет, могут лечить.

Какие свойства лука знаете? (лечит насморк, кашель, помогает при ангине, ОРЗ, улучшает аппетит) противомикробное средство.

Чеснок – хорошее противомикробное средство, при насморке, ангине, кашля, укусах насекомых, диабете.

/КОРЗИНКА/лимон, капуста, укроп, петрушка, морковь, редка, свекла

Что ваша мама использует, когда вы болеете?

Петрушка – сердцередька – кашель

Морковь - глаза

Свекла - кишечник

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ /в парах/дети соединяют растение и недуг/

Лукангина

Лимонрасстройство желудка

Капустанасморк

Укропожоги

СЛАЙД№18 – проверь себя

Итог занятия. Блиц-опрос.

Назовите любимую траву кошки?

Чем можно заменить?

Растение, которым лечили веснушки?

Вместо бинта при ожогах и ранах?

Какое растение узнают даже слепой?

В какой части растения накапливаются лекарственные вещества?

a)у валерианы

b) у ромашки

c) у подорожника

Что нового узнали?

Чего не знали?

Творческое домашнее задание /на выбор/

Подобрать букет цветов для лечения какого-либо органа:

желудок, печень, глаза, кишечник и т.д.

Составить рецепт с применением лекарственных растений для лечения простуды и повышения иммунитета.

Стихотворение воспитателя

Я не степью хожу – я хожу по аптеке

Разбираясь в её травяной картотеке

Беспредельная степь, бесконечная степь

Ты природой написанный верный рецепт.

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеленая аптека (слайд 1)

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:

Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.

Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.

Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Слайд 2.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».

По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:

Я не степью хожу

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы, чтобы и вы не безразлично топтали луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Слайд 3.

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.

У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.

Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:

Я цветы обходил стороной.

Их считал за ненужное диво,

И искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зелёным огнём,

Обрезал я колючие ножки,

Необычного цвета лепёшки,

Обжигаясь мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо,

На задворках стоит крапива,

Словно память тех грозных годов. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах. «Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.

Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а также для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Сама холодна, а людей жжёт.

Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Слайд 4.

Ромашка аптечная.

Как будто солнца луч пророс,

За городским овражком,

Сияют капельками рос

Старинные ромашки. (А.Марков)

Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.

На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.

Лекарственные свойства.

Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.

В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.

Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.

Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.

Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки

Стоит солнышко на ножке.

Середка желтая,

Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,

Серединка желтый мех!

Что за глупые замашки,

Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Слайд 5.

Подорожник большой.

(семижильник, порезник, попутник, ранник)

Есть множество цветов

Красивых, осторожных,

Но мне приятней всех

Обычный подорожник.

Ему, быть может

И трудней расти,

И всё же он с людьми

Находится в пути. (С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.

Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.

В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.

Лекарственные свойства.

В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах.

Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.

В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.

Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги

Ты целебною силой своею помог.

Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,

Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.

Его бьют сапогом, его бьют каблуком,

Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Слайд 6.

Малина обыкновенная.

В России всегда любили смородину и землянику, но малина – ягода особенная. По подсчётам ботаников, она занимает у нас третье место по популярности, но вообще-то малина вне конкуренции: она удивительно вкусна, аромат её тоньше и нежнее, чем у многих других ягод, а лечебные свойства издавна известны каждому русскому.

Кто из нас хотя бы раз не «спасался» от простуды чаем с малиновым вареньем? Наверное, в России таких людей просто нет.

Малина – ягода древняя - о ней знали ещё до нашей эры: греки и римляне считали её очень ценной, и умели готовить с нею разные изысканные лакомства.

Лекарственные свойства.

С лекарственной целью применяют плоды малины. Малина ещё с древних времён считается целебным средством. Сушеные плоды ее употреблялись при заболеваниях лихорадкой, а цветы в виде настойки служили противоядием от укуса змей и скорпионов.

В настоящее время сушеная малина применяется при простудных заболеваниях, как потогонное средство. Из свежей малины варят сироп, часто прописываемый в микстурах для улучшения вкуса лекарств.

Малину любят взрослые и дети,

В лесах ее едят даже медведи.

Наверняка еще есть тот, кто ее ест,

Ведь в ней, полезных свойств даже не счесть,

Она поможет справиться с простудой,

А может стать добавкой вкусной к блюду,

Малину я за это и люблю,

Спасибо! Ей за помощь говорю.

Слайд 7.

Кипрей узколистный (Иван-чай).

Русский чай, иван-чай или копорский чай – напиток, известный более десяти веков. Традиция чаепития появилась на Руси задолго до знакомства с заморским черным чаем. В качестве заварки использовались сушеные листья кипрея, и такой чай был в большом почете.

Согласно русской легенде, кипрей изначально в народе Иван-чаем величали. «… Жил один русский паренек, ходил он всегда в красной рубахе и любил в поле среди кустарников и трав высоких находиться. Люди, когда мимо проходили и замечали среди зелени красное что-то, говорили: «Да это Иван, чай, бродит». Так и повелось: краснота в зелени ассоциировалась с Иваном». А как-то раз люди разводили костер и вместе с дровами подкинули в огонь высокую траву кипрея. Листья Иван-чая попали в кипящий котел с водой, отвар получился приятный ароматный, бодрил и понимал настроение. Так и повелось на Руси Иван-чай заваривать.

Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его знала и любила Европа, така как Иван-чай в больших количествах вывозили за границу. После особой обработки Иван-чай отправляли морем в Англию и другие страны, где он был так же знаменит, как персидские ковры, китайский шелк, дамасская сталь. За границей Иван-чай называли РУССКИМ ЧАЕМ…

Уходя в дальнее путешествие, русские моряки обязательно брали с собой Иван-чай, чтобы пить самим и в качестве подарков в иноземных портах.

Кипрей использовался полностью: из молодых побегов делали салаты, корни ели в свежем виде, из сушёных – делали муку. Пух, появляющийся после цветения этого растения, использовали для набивания подушек. Кипрей – отличный медонос, из его нектара производятся особый кипрейный мёд, высококачественная пыльца. Из стеблей кипрея получается волокно, а из соцветий и листьев и сейчас делают чай.

Лекарственные свойства

Иван-Чай – чудодейственное народное средство для профилактики многих заболеваний.

Показан при злокачественных и доброкачественных новообразованиях; дисбактериозах, язвенной болезни, гастритах;

Регулирует функции печени, почек, селезенки (помогает при камнях);

Улучшает состав крови, полезен при малокровии и атеросклерозе;

Успокаивает при возбуждении, бессоннице, нервных заболеваниях;

Устраняет головную боль и нормализует давление;

Повышает работоспособность, восстанавливает силы при истощении;

Повышает иммунитет к респираторно-вирусным инфекциям;

Уменьшает интоксикацию организма: снимает пищевые отравления;

Способствует профилактике кариеса;

Укрепляет корни волос;

Витамина С в Иван-чае в 6,5 раз больше, чем в лимоне;

Татьяна Пороскова.

Кипрей цветёт, вершинками качая,

А тонкий аромат его не уловим.

И розово-лиловые макушки иван-чая,

Как свечи, плавают вдали…

Я соберу цветов кипрея,

Зимой студёной положу их в чай.

Подумаю о лете, не жалея.

Подумаю, как будто невзначай…

Душистый чай пахнёт в лицо кипреем,

Прошедшим летом, свежею травой…

И мир покажется чуть-чуть добрее,