Главная · Зубные протезы · Для чего нужна внутриматочная спираль. Контрацепция. Внутриматочная спираль (ВМС). Удаление внутриматочной спирали

Для чего нужна внутриматочная спираль. Контрацепция. Внутриматочная спираль (ВМС). Удаление внутриматочной спирали

Происходит и развитие высшей нервной деятельности (ВНД) ребенка. Наиболее интенсивно эти процессы происходят у младенцев, а также в периоды первой и второй детства. У детей на сам перед развивается первая сигнальная система: органы чувств, анализаторы, нарастает моторика двигательных действий и проч. Постепенно развивается и вторая сигнальная система: совершенствуется речевая функция, появляется способность к абстрактному восприятию действительности, мышления и др..

ННГ человека базируется на способности головного мозга к аналитико-синтетической деятельности. Аналитические процессы дают возможность выделять отдельные раздражения, тогда как синтетическая деятельность объединяет, обобщает раздражение и реализуется ограниченным набором ответных реакций организма и внешних воздействий.

Материальной основой всех нервно-регулирующих , которые делятся на безусловные и условные. Организм рождается с определенным набором безусловных рефлексов, обеспечивающих, прежде всего, поддержание жизнедеятельности в относительно постоянных условиях проживания. Эти рефлексы имеют место как на уровне соматической, так и вегетативной нервных систем, и обеспечивают процессы пищеварения (жевание, сосание, выделение слюны и желудочного сока и т.д.), защиты (кашля, закрывание глаз, избегание боли) половых соотношений, терморегуляции, дыхания, работы сердца и др..

Безусловные рефлексы — это реакция организма на внешнее или внутреннее раздражение, осуществляемая при участии рефлекторной дуги. Условные рефлексы это также ответные реакции организма человека на внешние или внутренние раздражения, но они всегда осуществляются при участии коры больших полушарий головного мозга и реализуются на базе безусловных рефлексов, то есть на базе соответствующих рефлекторных дуг.

Условные рефлексы вырабатываются у человека в процессе жизни и обеспечивают более совершенное приспособление к условиям жизни. Распознавание пищи по запаху, процессы стояния, бега, ходьбы, речи, письма, трудовых действий — все это примеры условных рефлексов. Условные рефлексы, в отличие от безусловных, всегда индивидуальны, могут возникать и исчезать, перерабатываются и др.. Для возникновения условного рефлекса, например, выделение слюны на запах пищи, нужно определенные условия. Во-первых, наличие условного раздражителя (например, запаха пищи), во-вторых — предшествование этого раздражителя минимум как за 1-5 сек. до безусловного фактора, в-третьих — наличие безусловного раздражителя или фактора (например, дальнейшего попадания пищи в ротовую полость с раздражением соответствующих механорецепторов роту, что всегда вызывает безусловное выделение слюны) и, наконец, многократное повторение условного и подкрепляя безусловного раздражения.

Согласно представлениям П. Павлова, материальной основой условного рефлекса является налаживание временных нейронных связей между нервными центрами, воспринимающих условный раздражитель, и нейронами центра соответствующего безусловного рефлекса, через который реализуется условный рефлекс. Например, запуск функции выделения слюны на запах пищи имеет следующий нервный путь: обонятельные рецепторы, воспринимающие запах, подают импульсы возбуждения в корковый центр обоняния и, если запах вкусный, го сигнал через промежуточные нейроны, которые и образуют цепь временной связи, передается в центр слюноотделения, то есть в центр безусловного рефлекса. Из этого центра импульсы возбуждения в свою очередь передаются в слюнных желез и выделяется слюна, как это обычно происходит по пути безусловного рефлекса при попадании пищи в рот. »

Важным качеством условных рефлексов является их способность к торможению, которого выделяют два типа: внешнее (безусловное) и внутреннее (условное).

Внешнее торможение осуществляется на уровне дуги безусловного рефлекса. В свою очередь, этот вид торможения делится на индукционное и на запредельное. В основе индукционного торможения находится явление отрицательной индукции, возникающая при изменении доминанты возбуждения. Новое сильное возбуждение тормозит предыдущий центр возбуждения и, соответственно, тормозит условные рефлексы, которые реализовались через этот центр. Такой вид торможения лежит в основе изменения внимания, деятельности, направлений поиска и т. д.

Второй вид внешнего торможения — запредельное торможение, которое возникает при чрезмерном или длительном времени действия условного раздражителя и имеет защитное значение для нейронов и нервных центров от возможного их перенапряжения и повреждения. Этот вид торможения имеет защитную функцию и проявляется, например, процессами умственного утомления, снижением скорости реакций и т. д.

Внутреннее торможение развивается на уровне временных нейронных связей условного рефлекса. Выделяют четыре вида этого торможения: угасающий, запаздывающий, дифференциальный и условный1 тормоз. В отличие от безусловного торможения, которое возникает в ответ на первое предъявление раздражителя, условное торможение локализовано в коре головного мозга и возникает только после предварительных тренировок!

Згасальне торможение возникает, если условный рефлекс долго не подкрепляется безусловным раздражителем. При возобновлении этого подкрепление, рефлекс может снова появиться. Это торможение составляет основу забывания. У детей угасание развивается медленнее, чем у взрослых, поэтому факты из детства человек хорошо помнит всю жизнь. С этим также связан феномен тяжести отвыкания детей от вредных привычек, неправильных движений (в том числе трудовых, спортивных) и т.д..

Запизнювальне торможения условных рефлексов развивается, если отнести во времени подкрепления условного раздражения безусловным. Это торможение сдерживает до определенного времени осуществления того или иного действия в ответ на раздражение и лежит в основе поведения людей. Запизнювальне торможения у детей вырабатывается медленно, более или менее его наличие проявляется после 12-15 лет. Развитие этого вида торможения связан с большими функциональными трудностями и требует длительного воспитания и тренировок. Лишь в старших школьников (15-17 лет) имеет место определенная выносливость, умение сдерживать свои желания, сила воли. Окончательно эти качества формируются до 25-30 лет.

Дифференциальное торможение производится путем подкрепления одних и не подкрепление других раздражений. Этот вид торможения позволяет выделять сигнально значимые признаки одного раздражителя из многих окружающих раздражителей и обеспечивает узнавание звуков, предметов, людей и проч., То есть лежит в основе распознавания внешней информации. У детей дифференцирование производится с первых месяцев жизни.

Условное тормоз производится путем использования команд, оспаривающих, которые могут иметь вид жестов или слов. Например, качанием головы или жестом пальца мать может приказать ребенку не касаться опасного предмета.

Все рассмотренные виды торможения условных рефлексов имеют преимущественно защитное значение и благодаря ним обеспечивается защита нервной системы от лишних действий и истощения.

Особой формой проявления ВНД является образование динамических стереотипов, которые представляют собой последовательную цепь условно-безусловных рефлекторных актов, осуществляемых в определенной последовательности автоматически и является результатом сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей.

Благодаря образованию цепей условных рефлексов (стереотипов) , каждая текущая деятельность организма становится условным раздражителем для последующей деятельности, а-самые рефлексы осуществляются легко и быстро.

Стереотипы трудно вырабатываются, требуют значительных усилий пробковой деятельности, но в дальнейшем они приводят к автоматизма во многих действиях. Выработанный стереотип очень трудно переделать, поэтому надо стремиться, чтобы у детей с самого детства формировались только правильные и полезные стереотипы, потому что это является основой навыков и умений в любой деятельности. Ходьба, бег, прыжки, спортивные упражнения, игра на инструментах, письмо, пользование ложкой, вилкой и ножом, трудовые действия-все это стереотипы. Образование стереотипа лежит в основе режима дня, обеспечивает определенную динамику работоспособности при спортивных и трудовых действий.

Условно-рефлекторная деятельность человека в большой степени зависит от индивидуальных свойств нервной системы, в свою очередь обусловлено наследственными особенностями протекания нервных процессов. Такая совокупность свойств нервной системы называется типом высшей нервной деятельности. По И. П. Павлову выделяют четыре основных типа ВНД, основанные на соотношении показателей силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения. Из числа этих типов три считаются сильными и один — слабый.

I тип — сангвинический — характеризуется как сильный, уравновешенный с большой подвижностью нервных процессов («живой» тип). Дети этого типа способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, они уравновешены, легко обучаются, последовательные;

II тип — холерический — характеризуется как сильный, неуравновешенный с преувеличением возбуждения над торможением («безутримний» тип). Дети такого типа эмоциональны, не сдержаны, хаотичные в желаниях и действиях;

III тип — флегматический — характеризуется как сильный, уравновешенный с малой подвижностью нервных процессов. Дети с таким типом ВНД активные и стабильные при выполнении сложных задач, всегда сдержанные, последовательные, надежные и любое дело доводят до конца;

IV тип — меланхолический , или слабый тип является малоподвижным, неуравновешенным. Дети с таким типом ВНД не переносят сильных и продолжительных нагрузок, легко устают, подвержены монотонной работы, все делают замедленно.

Важно отметить, что у человека, в отличие от животных, существуют две сигнальные системы восприятия внешней информации. Первая сигнальная система свойственна многим животным и людям, основанная на непосредственном восприятии факторов внешней среды с помощью органов чувств и соответствующих систем, анализирующих эту информацию. Вторая сигнальная система основана на восприятии информации абстрактно, с помощью понятий, которые возникают через язык или другие понятийные субстанции. Вторая сигнальная система свойственна только человеку и является основой теоретического восприятия законов мира, основой мышления и развивается у детей постепенно, вместе с накоплением информации в носителях памяти.

На основании взаимодействия и уравновешенности первой и второй сигнальных систем восприятия действительности, И. П. Павлов выделил еще и такие типы ВНД, которые свойственны только человеку:

Художественный тип, характеризующийся преувеличением первой сигнальной системы над второй. К такому типу относятся люди, которые преимущественно воспринимают действительность в целом, чувствительными образами, имея образно-предметное мышление. У людей с таким типом ВНД наблюдается преобладающая активность правого полушария (их называют правополушарных и в их число преимущественно относятся актеры, художники, дизайнеры и др..)

Творческий тип, характеризующийся преувеличением второй сигнальной системы над первой. Такие люди воспринимают действительность через анализ ее составляющих компонентов, в дальнейшем соединяют в единое целое. Они имеют творческую натуру, способны к абстрактному мышлению, прогнозирование и др.. У людей с таким типом ВНД наблюдается преобладающая активность левого полушария (их называют левополушарными и в их число зачастую относятся писатели, ученые и др..;

Средний тип, характеризующийся уравновешенной деятельностью обеих сигнальных систем и таких людей большинство.

Следует отметить, что врожденные свойства нервной системы для определенного человека являются постоянными, но в общественной жизни на их основании формируются черты характера объединяющих врожденные особенности ВНД и приобретенные качества при обучении, воспитании, самосовершенствования, возникающие с участием силы воли, мотиваций и проч.

Развитие ВНД ребенка проходит неравномерно. Скорость образования условных рефлексов в первые месяцы жизни ребенка замедленно, но в дальнейшем нарастает. Безусловное торможение условных рефлексов присущее детям с первых дней жизни, тогда как условное торможение начинает проявляться-лишь в 3-4 месяца: сначала развивается дифференцированное торможение, далее запизнювальне, а затем згасальне. Такой тип торможения, как условное тормоз, возникает с развитием языка.

«Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у детей в 6-8 месяцев: ребенок начинает воспринимать слова. Способность детей к речи начинает формироваться в 1-1,2 года и очень интенсивно происходит в первые 3 года жизни ребенка.

В 5-7 лет у детей начинает создаваться реактивность на словесные стимулы, и с этого периода вторая сигнальная система начинает осуществлять регулирующее, влияние на первую сигнальную систему. В таком состоянии ребенок становится пригодной к школе. Представляет большой педагогический интерес то, что обобщающая функция слова приобретает своего полного значения только у взрослых. С 6 лет дети начинают пользоваться понятиями, абстрагированные от действительности. Становление этого качества ВНД в большой степени связано с нарастанием межнейронных связей, с образованием новых синапсов.

У детей 7-9 лет положительные и отрицательные условно-рефлекторные связи образуются относительно быстро, а сами рефлексы становятся более устойчивыми. В этот период интенсивно совершенствуются сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. В возрасте 10-12 лет рефлексы на комплекс последовательно действующих раздражителей способны образовываться также комплексно и адекватно, без лишних реакций. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте дети уже способны воспринимать и анализировать определенный объем комплексной информации, давать ей свою оценку и выбирать соответствующие действия поведения.

В-период 11-14 лет начинается, как известно, детей. В этом возрасте, помимо прочего, происходят значительные перестройки и в ВНД и коре мозга. В подкорковых образованиях преувеличивают процессы возбуждения, ухудшается торможение, особенно дифференциальное. В результате внешние реакции становятся неадекватными раздражение и проходят более бурно. Уменьшается скорость образования условных рефлексов на раздражения первой и второй сигнальных систем. Речь становится медленной, с малым набором слов; значительно возрастает эмоциональность (особенно у девушек). У ребят значительно возрастает двигательная активность и жестикуляция (дополнительные движения рук, ног, туловища и головы) даже на неадекватные раздражения. В это же время могут возникать функциональные вегетативные расстройства: одышки, боли в области сердца, расстройства в системе пищеварения, нарушения в системе кровообращения, что связано с несоответствием роста морфологическом и физиологическом созреванию отдельных систем, а также с тем, что активность подкорковых образований мозга преобладают над корой. У детей этого возраста также наблюдается психическая нестабильность, растет критическое отношение к взрослым (особенно к родителям), проявляется общий негативом.

С 15 лет значения второй сигнальной системы снова начинает расти, усиливаются процессы торможения условных рефлексов, и подросток постепенно перерастает в юношеский возраст с более гармоничным соотношением обеих сигнальных систем, коры и подкорковых образований.

Особенности ВНД подростков нуждаются в пристальном внимании воспитателей и родителей, а также соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, рационального умственного и физической нагрузки.

Низшая и высшая нервная деятельность ребенка формируются в результате морфофункционального созревания всего нервного аппарата. Нервная система, а вместе с ней и высшая нервная деятельность у детей и подростков достигают уровня взрослого человека примерно к 20 годам. Весь сложный процесс развития ВНД человека определяется как наследственно, так и многими другими биологическими и социальными факторами внешней среды. Последние приобретают ведущее значение в постнатальном периоде, поэтому на семью и учебные заведения ложится основная ответственность за развитие интеллектуальных возможностей человека.

ВНД ребенка от рождения до 7 лет. Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце внутриутробного развития. Тогда у плода появляются первые сосательные и дыхательные движения, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных рефлексов, которые обеспечивают ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

Возможность простых пищевых условных реакций возникает уже на 1-2-е сутки, а к концу первого месяца развития образуются условные рефлексы с двигательного анализатора и вестибулярного аппарата.

Со 2-го месяца жизни образуются слуховые, зрительные и тактильные рефлексы, а к 5-му месяцу развития у ребенка вырабатываются все основные виды условного торможения. Большое значение в совершенствовании условно-рефлекторной деятельности имеет обучение ребенка. Чем раньше начато обучение, т. е. выработка условных рефлексов, тем быстрее идет их формирование впоследствии.

К концу 1-го года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Ребенок пытается произносить отдельные слова, и у него формируются условные рефлексы на словесные раздражители. Следовательно, уже в конце первого года полным ходом идет развитие второй сигнальной системы и формируется ее совместная деятельность с первой.

На 2-м году развития ребенка совершенствуются все виды условно-рефлекторной деятельности, и продолжается формирование второй сигнальной системы, значительно увеличивается словарный запас; раздражители или их комплексы начинают вызывать словесные реакции. Уже у двухгодовалого ребенка слова приобретают сигнальное значение.

2-й и 3-й год жизни отличаются живой ориентировочной и исследовательской деятельностью. Этот возраст ребенка характеризуется «предметным» характером мышления, т. е. решающим значением мышечных ощущений. Эта особенность в значительной степени связана с морфологическим созреванием мозга, так как многие моторные корковые зоны и зоны кожно-мышечной чувствительности уже к 1-2 годам достигают достаточно высокой функциональной полноценности. Основным фактором, стимулирующим созревание этих корковых зон, являются мышечные сокращения и высокая двигательная активность ребенка.


Период до 3-х лет характеризуется также легкостью образования условных рефлексов на самые различные раздражители. Примечательной особенностью 2-3-летнего ребенка является легкость выработки динамических стереотипов – последовательных цепей условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке. Динамический стереотип это следствие сложной системной реакции организма на комплекс условных раздражителей (условный рефлекс на время – прием пищи, время сна и др.).

Возраст от 3-х до 5-ти лет характеризуется дальнейшим развитием речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, подвижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобретают доминирующее значение, но запаздывательное торможение и условный тормоз вырабатываются с трудом.

К 5-7 годам еще более повышается роль сигнальной системы слов и дети начинают свободно говорить. Это обусловлено тем, что только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы – кора больших полушариев.

ВНД детей от 7 до 18 лет. Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно «спокойного» развития ВНД. Сила процессов торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаимная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечивают возможности широкого обучения ребенка. Но только при обучении письму и чтению слово становится предметом сознания ребенка, все, более отдаляясь от связанных с ним образов, предметов и действий. Незначительное ухудшение процессов ВНД наблюдается только в 1-м классе в связи с процессами адаптации к школе.

Особое значение для педагогов имеет подростковый (с 11-12 до 15-17 лет) период. В это время нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение, замедляется прирост подвижности нервных процессов, значительно ухудшается дифференцировка условных раздражителей. Ослабляется деятельность коры, а вместе с тем и второй сигнальной системы. Все функциональные изменения приводят к психической неуравновешенности и конфликтности подростка.

Старший школьный возраст (15-18 лет) совпадает с окончательным морфофункциональным созреванием всех систем организма. Повышается роль корковых процессов в регуляции психической деятельности и функций второй сигнальной системы. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека, т. е. ВНД старших школьников становится упорядоченной и гармоничной. Таким образом, для нормального развития ВНД на каждом отдельном этапе онтогенеза необходимо создание оптимальных условий.

Типологические особенности ВНД ребенка . Н.И. Красногорский, изучая ВНД ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.

1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием прочных условных рефлексов. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.

2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее и прочность их меньше. Дети этого типа быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.

3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью. Их речь быстрая с отдельными выкрикиваниями.

4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания, но пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа ВНД. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте.

Этапы формирования высшей
нервной деятельности у
ребенка. Принцип доминанты
Гаврилова Ю.А.
Врач высшей категории
Кандидат медицинских наук

Онтогенез, делится на два периода: пренатальный
(внутриутробный) и постнатальный (после рождения).
пренатальный -от момента зачатия и формирования зиготы до
рождения;
постнатальный - от момента рождения и до смерти.
Пренатальный период в свою очередь подразделяется на три
периода: начальный, зародышевый и плодный.
Начальный (предимплантационный) период у человека
охватывает первую неделю развития (с момента
оплодотворения до имплантации в слизистую оболочку матки).
Зародышевый (предплодный, эмбриональный) период - от
начала второй недели до конца восьмой недели (с момента
имплантации до завершения закладки органов).
Плодный (фетальный) период начинается с девятой недели и
длится до рождения. В это время происходит усиленный рост
организма.

Постнатальный период онтогенеза подразделяют на
одиннадцать периодов:
1-й - 10-й день - новорожденные;
10-й день - 1 год - грудной возраст;
1-3 года - раннее детство;
4-7 лет - первое детство;
8-12 лет - второе детство;
13-16 лет - подростковый период;
17-21 год - юношеский возраст;
22-35 лет - первый зрелый возраст;
36-60 лет - второй зрелый возраст;
61-74 года- пожилой возраст;
с 75 лет - старческий возраст,
после 90 лет - долгожители.

ГИСТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

В процессе эмбриогенеза нервная ткань
развивается из дорсального утолщения эктодермы
– нервной пластинки, которая прогибаясь образует
нервный желобок, а потом нервную трубку. Часть
клеток расположенных над нервной трубкой
образуют ганглиозную пластинку и нервный
гребень.
Из нервной трубки формируются нейроциты и
нейроглия головного и спинного мозга.
Из ганглиозной пластинки – нейроны и нейроглия
ганглиев.
Стадия трех, стадия пяти мозговых пузырей:1-ый –
полушария большого мозга, 2-й – промежуточный
мозг, 3-й – средний мозг, 4-й – задний мозг, 5-й –
продолговатый мозг

Нейруляция (схема).
А - стадия нервной пластинки;
Б - стадия нервного желобка;
В - стадия нервной трубки.
1 - нервный желобок;
2 - нервный валик;
3 - кожная эктодерма;
4 - хорда;
5 - сомитная мезодерма;
6 - нервный гребень
(ганглиозная пластинка);
7 - нервная трубка;
8 - мезенхима;
9 - эндодерма.
Клетки нервного гребня мигрируют и дают элементы спинальных,
черепномозговых, вегетативных ганглиев, паутинной и мягкой мозговых
оболочек, пигментные клетки (меланоциты), клетки мозгового вещества
надпочечников.

Закладка нервной трубки

А-А"- уровень поперечного
среза;
а - начальный этап
погружения медуллярной
пластинки и формирования
нервной трубки: 1 - нервная
трубка;
2 - ганглиозная пластина;
3 - сомит;
б - завершение образования
нервной трубки и погружение
ее внутрь зародыша:
4 - эктодерма;
5 - центральный канал;
6 - белое вещество спинного
мозга;
7 - серое вещество спинного
мозга;
8 - закладка спинного мозга;
9 - закладка головного мозга

Антенатальный период

В антенатальный период возможность
выработки условных рефлексов не доказана.
Даже у недоношенных детей условные
рефлексы не вырабатываются в течение
(примерно) срока недоношенности. Однако
структура коры большого мозга достигает
высокой дифференцировки уже к концу
антенатального периода развития, что связано с
ее интенсивным функционированием.
А.

За 2-3 мес. до рождения плод, реагируя отчетливыми движениями на внезапное звуковое раздражение, при повторении звука постепенно снижает дв

За 2-3 мес. до рождения плод, реагируя
отчетливыми движениями на внезапное звуковое
раздражение, при повторении звука постепенно
снижает двигательную реакцию, а затем и
совершенно прекращает движения. Если же после
этого дать другие раздражители, в том числе и
другие звуки, можно вновь наблюдать двигательную реакцию плода. Таким образом, во
второй
половине
антенатального
периода
функции
коры
следует
определять
как
ориентировочно-исследовательские

Неонатальный период

Неонатальный период (от рождения до 1 мес.). К
концу первой недели жизни у ребенка возникает
условный рефлекс на время кормления. Так, при
строгом режиме за 30 мин до кормления
обнаруживаются лейкоцитоз и усиление газообмена,
а затем ребенок просыпается. Мигательный
условный рефлекс (условный раздражитель - яркий
свет, безусловный - вибрация), двигательнооборонительный на звук (безусловный стимул электрокожное раздражение) также образуются в
конце первой - начале второй недели жизни ребенка.

Неонатальный период

К концу второй недели жизни появляется
условный сосательный рефлекс на «положение
кормления» (рефлекс Бехтерева - Шелованова).
Условными раздражителями служат положение
тела ребенка, типичное для кормления, а также
тактильные, проприоцептивные и вестибулярные
раздражения, которые возникают при
предшествующем кормлению пеленании;
подкреплением является кормление.

Грудной возраст

Грудной возраст (от 1 до 12 мес.), У ребенка на 2-м
месяце жизни возникает специфическая
человеческая, социальная по своей природе
потребность общения со взрослым человеком. В этот
период в связи с созреванием ЦНС и анализаторов, а
также воздействием внешней среды и окружающих
ребенка лиц ВНД бурно развивается: быстро
вырабатываются и становятся более прочными
условные рефлексы, вырабатывается их
внутреннее торможение, появляются эмоции на
окружающую обстановку и окружающих лиц,
после 6 мес. начинает развиваться речь.

12 месяцев

К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает
первые шаги, начинается очень важный этап познания
окружающей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь
на предметы, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок
овладевает
чувством
трехмерности
пространства,
существенно дополняя свои зрительные и слуховые
восприятия, вырабатывает важные навыки активного
познания мира. На этом этапе нередко моторное развитие
связано с речевым: чем увереннее передвигается ребенок, тем
лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в
виде диссоциации указанных функций.

Познание

Познавательная
деятельность
в
возрасте 1-3 лет. На 2-м году жизни она
нерасторжимо связана с мышечными
ощущениями, получаемыми в результате
манипулирования с предметом. Мышление
ребенка на первых этапах формируется как
«мышление в действии».

2- ой год

На 2-м году жизни закладываются основы
психической деятельности, идет подготовка к
самостоятельному
хождению,
к
речевой
деятельности.
Восприятие
различных
раздражителей, контакт с окружающим миром
имеют для них в этот период огромное значение.
Дефицит раздражений, их монотонность заметно
сказываются на дальнейшем психическом
развитии.

2- ой год

В возрасте до 2-2,5 года ребенок,
как
правило,
общителен,
дружелюбен, легко вступает в
контакт с незнакомыми, редко испытывает чувство страха.

2-3 года

Поведение ребенка 2-го и 3-го годов
жизни поражает бурной и настойчивой
исследовательской
деятельностью.
Ребенок тянется к каждому предмету,
трогает его, ощупывает, толкает, пробует
поднять. Ведущая роль принадлежит руке,
поэтому необходимо обучение игровым
навыкам (кубики, рисование), бытовым
навыкам
(самостоятельное
одевание,
застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и

3-ий год

Постепенно у ребенка вырабатывается
система
адекватных
действий
с
различными предметами: на стул он
садится, ложкой ест, из чашки пьет. Если
действия
ребенка
с
предметом
ограничить,
его
познавательная
деятельность оказывается обедненной,
при этом задерживается в своем
развитии и мышление.

3-ий год

На 3-м году у ребенка, уже овладевшего фразовой речью
и имеющего хотя и небольшой, но свой собственный
жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к
самостоятельности. Одним из последствий такого
стремления является упрямство, не всегда понятное
родителям. Это упрямство и своеволие значительно
возрастают, если родители пытаются ограничить
самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде
могут наблюдаться различные невротические реакции
психогенного и соматогенного характера.

3-5 лет

В
возрасте
3-5
лет
совершенствуется
условнорефлекторная деятельность, увеличивается
число динамических стереотипов, ярко выражена
игровая деятельность, что способствует развитию
интеллекта. Для этого возраста типичны бурные
проявления эмоции, которые, однако, имеют нестойкий
характер, поэтому данный период называется возрастом
аффективности. Дети пытаются утвердить себя,
выделить среди других детей, привлечь к себе внимание.
В этом возрасте существенно изменяется характер
ориентировочных реакций: раньше они стремились все
потрогать, теперь задают вопросы: «Что это такое?»,
«Как зовут?» и т.п. Форму предмета ребенок определяет
уже «на глаз».

5-7 лет

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что
существенно возрастают сила, подвижность и
уравновешенность нервных процессов. Это
выражается в повышении работоспособности
коры головного мозга, большей стабильности
всех видов внутреннего торможения, снижении
генерации возбуждения. Именно поэтому дети
способны теперь сосредоточить внимание в
течение 15-20 мин и более. Выработанные
условнорефлекторные реакции менее поддаются
внешнему торможению.

5-7 лет

Дети начинают читать, писать, рисовать,
весьма активно познают внешний мир,
окружающие предметы - стремятся всё
разобрать, отвинтить, сломать, заглянуть
«внутрь», по-прежнему задают много
вопросов.
Дети
уже
в
состоянии
управлять своим поведением на основе
предварительной словесной инструкции.

5-7 лет

Они
могут
удерживать
программу
действий,
состоящую
из
ряда
двигательных операций. Как известно,
реакции с предвидением результатов
действия формируются при участии
лобной коры. Именно к 7-летнему
возрасту происходит морфологическое
созревание
лобного
отдела
коры
больших полушарий.

5-7 лет

В возрасте от 5 до 7 лет повышается
роль абстрактного мышления. Если до
сих пор главным было мышление в
действии,
то
теперь
начинает
преобладать словесное мышление с
внутренней речью. Ребенок начинает
пользоваться понятиями, которые уже
абстрагированы
от
действий.
Семилетний малыш оценивает себя как
важную
личность,
а
собственную
деятельность
как
общественно
значимую.

Младший школьный возраст

Младший школьный период (у девочек от
7 до11 лет, у мальчиков от 7 до 13 лет). У
ребенка 7-8 лет уже хорошо развиты моторика
и
речь,
он
умеет
тонко
анализировать ситуацию, у него развито
чувство «психологической дистанции» в
отношениях со взрослыми. В то же время
у него нет еще достаточных самокритики
и
самоконтроля,
не
выработана
способность
к
длительному
сосредоточению;
в
деятельности
преобладают игровые элементы.

Младший школьный возраст

Следует отметить, что начиная с 7-летнего
возраста мальчики в созревании систем
организма и развитии
ВНД отстают от
девочек примерно на 2 года. В этом
возрасте основные нервные процессы
(возбуждение и торможение) обладают
значительной
силой,
подвижностью,
уравновешенностью и приближаются к
таковым взрослого человека. Все виды
внутреннего
торможения
развиты
достаточно хорошо.

Подростковый возраст

Подростковый возраст (у мальчиков от
13 до 17 лет, у девочек от 11 до15 лет).
В этот критический период, который также
называют переходным (пубертатным),
существенно изменяется
условнорефлекторная деятельность
подростков, а их поведение характеризуется
явным преобладанием возбуждения.

Подростковый возраст

Реакции по силе и характеру часто
неадекватны вызвавшим их раздражителям
и
сопровождаются
избыточными
дополнительными
сопутствующими
движениями рук, ног и туловища (особенно у
мальчиков), подобно тому, как это было в
раннем возрасте. Условное торможение,
особенно
дифференцировочное,
ослабевает. Это объясняется повышенной
возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса
торможения и как следствие иррадиацией
возбуждения.

Подростковый возраст

Скорость образования условных рефлексов
на
непосредственные
(зрительные,
звуковые, тактильные) раздражители теперь
возрастает, в то время как процесс
образования
условных
рефлексов
на
словесные сигналы затрудняется, т.е.
наблюдается ослабление значения второй
сигнальной системы. Речь в подростковом
возрасте отчетливо замедляется, ответы на
вопросы, как правило, становятся очень
лаконичными и стереотипными, словарь как
бы обедняется.

Подростковый возраст

Для того чтобы получить исчерпывающий
ответ по какому-то поводу, необходимо
задать ряд дополнительных вопросов.
Стремление
быть
взрослым
может
проявляться в подражании привычкам
взрослых,
в
ниспровержении
всех
авторитетов,
активном
сопротивлении
любым мерам принуждения. У подростков
появляется интерес к таким проблемам, как
смысл жизни, любовь, счастье.

Подростковый возраст

В
этом
периоде
вегетативная
регуляция
несовершенна: отмечаются избыточная потливость,
неустойчивость артериального давления, кожнотрофические нарушения, лабильность сосудистых
реакций.
Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние
десятилетия, вероятно, оказывают влияние и на
формирование
нервно-психических
функций.
Однако соматическое развитие в пубертатном
периоде несколько опережает нервно-психическое,
что
может
приводить
к
функциональным
расстройствам нервной системы.

Подростковый возраст

Перечисленные изменения объясняются
гормональной
перестройкой
организма
(период полового созревания), ухудшением
питания и снабжения головного мозга
кислородом. Это происходит вследствие
того, что развитие сердечно-сосудистой
системы отстает от роста тела; кроме того,
повышение функций надпочечников и других
желез внутренней секреции приводит к
повышенному содержанию адреналина в
крови и, естественно, к сужению сосудов.

Подростковый возраст

Поэтому у подростков в переходном
отмечается быстрая утомляемость
умственных, так и при физических
(головокружение, иногда одышка, часто
боль, усиление сердцебиения).
периоде
как при
нагрузках
головная
У девочек этот период проходит более тяжело, чем
у
мальчиков,
у
которых
функциональные
расстройства выражены слабее. По-видимому, эти
различия объясняются большей двигательной
активностью мальчиков, тренировкой сердечнососудистой системы и ЦНС, что частично
сглаживает указанные функциональные нарушения.

Подростковый возраст

Примерно в середине переходного периода
у подростков наблюдаются психическая
неуравновешенность с резкими переходами
из одного состояния в другое - от эйфории к
депрессии и наоборот, резкое критическое
отношение
к
взрослым,
негативизм,
аффективные состояния, чрезвычайная
обидчивость; у девочек - склонность к
слезам.

Подростковый возраст

Период
гормональной
перестройки
организма требует разумного отношения
взрослых к подросткам. Конфликты между
подростками и их родителями нередко
возникают из-за недооценки особенностей
ВНД в период полового созревания.
Правильный, здоровый ритм, спокойная
обстановка,
доброжелательность,
интересные для подростков занятия, в том
числе физическая культура, являются
хорошей профилактикой функциональных
расстройств.

Подростковый возраст

Постепенно
начинает
нивелироваться
гормональный
дисбаланс, ликвидируется отставание в развитии сердечнососудистой системы, улучшаются условия деятельности ЦНС.
Нейроны становятся более зрелыми, увеличиваются синтез
нуклеиновых кислот, метаболизм нервных клеток, возрастает
роль лобных областей коры, завершается специализация
различных отделов коры большого мозга в восприятии и
оценке информации, межполушарная интеграция, и, как
следствие, оптимизируется ВНД. Уменьшаются латентные
периоды реакций на словесные раздражители, усиливается
внутреннее торможение. В возрасте 17-18 лет улучшается
память, ВНД достигает своего совершенства, организм
считается созревшим.

Доминанты

Л.С. Выготский выделил несколько групп интересов
("доминант") подростка:
- "эгоцентрическая доминанта" (интерес к собственной
личности);
- "доминанта дали"
отдаленных событий);
(субъективная
значимость
- "доминанта усилия" (тяга к сопротивлению, к
преодолению, к волевому усилию, что может
проявляться и в негативных формах - в упрямстве,
хулиганстве и т.п.);
"доминанта
романтики"
неизведанному, рискованному, к
героизму).
(стремление
приключениям,

Современная внутриматочная спираль – это маленькое устройство, изготовленное из пластика и имеющее Т-образную форму. Часто спирали покрывают разнообразными металлами, выпускаются такие спирали, содержащие гормоны. На сегодняшний день это одно из наиболее популярных средств контрацепции, так как даёт достаточно надежную защиту, да и цена внутриматочной спирали доступна любой женщине.

Очень многие женщины выбирают для себя спираль, не ознакомившись до конца с особенностями её воздействия на организм, что приводит к проблемам в будущем. Поэтому, прежде чем выбрать для себя любой метод контрацепции, в том числе спираль, необходимо изучить всю информацию о нем и тщательно проанализировать все «за» и «против».

Что такое внутриматочная спираль и как она действует (Видео)

Внутриматочная спираль на сегодняшний день является одни из наиболее эффективных методов контрацепции. После её установки вероятность возникновения нежелательной беременности снижается до нескольких десятых процента. Современные спирали имеют очень компактные размеры и очень легко устанавливаются, при этом их эффективность от этого не снижается.

Внутриматочная спираль работает сразу в двух направлениях. Её присутствие в матке делает невозможной имплантацию зародыша. Поэтому, даже если яйцеклетка и оплодотворится, беременности, или собственно закрепления клетки и формирования эмбриона, не произойдет. Кроме того часто спираль покрывают разными металлами, например, медью, серебром или золотом, которые воздействуют на сперматозоиды, делая их неспособными к оплодотворению, это сводит к минимуму не только возможность имплантации оплодотворенной клетки, но и саму возможность оплодотворения.

Спираль защищает от нежелательной беременности сразу несколькими путями, гарантируя почти стопроцентный эффект.

Кроме того, сегодня существуют спирали, содержащие гормоны, которые, кроме всех уже указанных свойств, медленно выделяют гормональный препарат, который блокирует рост эндометрия, понижает проницаемость шейки матки для сперматозоидов и приводит к исчезновению месячных. Такие спирали обычно рассчитывают на несколько лет работы.

Какие существуют внутриматочные спирали - виды и материалы

Большинство современных спиралей имеет вид буквы Т, так как такая форма является наиболее физиологичной. Наиболее популярными являются простые пластиковые спирали с медным покрытием. Такая спираль постоянно выделяет микроколичества меди, которые негативно сказываются на состоянии сперматозоидов. Они очень эффективны, при этом цена внутриматочной спирали остается весьма доступной. Особенно это заметно, если учесть, что такая спираль может оставаться в теле женщины до 10-ти лет. Кроме Т-образных медных спиралей выпускаются спирали Мультилоад, которые имеют форму полуовала. Они более надежно закрепляются в полости матки, реже выпадают, что делает их более надежными.

Достаточно популярны в наше время некоторые виды внутриматочных спиралей с драгоценными металлами. Такие спирали могут иметь золотое или серебряное покрытие, или сердечник из драгоценного металла. Такие спирали часто выбирают из-за того, что благородные металлы якобы более эффективно предохраняют от беременности, но это не имеет под собой медицинских обоснований. Что касается обеззараживающего действия благородных металлов, то золотые и серебряные спирали действительно способны предотвращать развитие воспалительных процессов. Но цена внутриматочной спирали с благородными металлами часто отпугивает пациенток.

Наиболее популярными сегодня являются пластиковые спирали с медью, но можно также выбрать гормональные системы или спирали с благородными металлами.

Самым современным видом внутриматочных спиралей являются гормоносодержащие спирали. Такие спирали очень эффективны, и не только почти на сто процентов предохраняют от , но ещё и помогают излечить гиперплазию эндометрия, аденому на начальной стадии и сильные менструальные боли. Но надо понимать, что такая спираль также обладает и всеми побочными эффектами гормональных препаратов.

Установка и удаление внутриматочной спирали

Очень многие женщины отказываются от использования внутриматочных спиралей из-за того, что их пугает сам процесс их установки и удаления. На самом деле все очень просто и практически безболезненно. Перед процедурой установки внутриматочной спирали обязательно проводятся осмотр на гинекологическим кресле. Необходимо исключить наличие воспалительных заболеваний, ЗППП, обычно также проводят ПАП-тест и кольпоскопию, а также УЗИ. Это помогает исключить наличие противопоказаний к установке спирали, а также беременности.

Сама установка внутриматочной спирали занимает всего несколько минут и не требует проведения анестезии. Некоторые неприятные ощущения, конечно, возможны, они обычно бывают у нерожавших. Но, если врач делает всё правильно, то такие ощущения будут минимальными. После установки внутриматочной спирали обязательно проводят УЗИ для контроля её положения. В течение 4-х недель после процедуры установки необходимо ещё раз посетить гинеколога для контроля положения спирали и анализа возможных проблем.

Устанавливать спираль можно практически в любой день цикла, но лучше всего делать это на протяжении первых 7-ми дней цикла. Это позволит полностью исключить возможность беременности на момент установки. Кроме того, это снижает возможность самовольного изгнания спирали из полости матки. Также спираль можно использовать в качестве экстренного метода контрацепции. Если установить ее на протяжении 5-ти дней с момента полового акта, она поможет избежать беременности гораздо эффективнее, чем .

При правильном подходе и достаточном мастерстве врача установка и удаление спирали проходят практически безболезненно.

Удаление внутриматочной спирали проводится тогда, когда женщина решит забеременеть. Кроме того, спираль удаляют по истечению времени, на которое она устанавливалась. Лучше всего проводить удаление внутриматочной спирали во время месячных. В этот период шейка матки немного приоткрывается, поэтому выведение спирали вызовет минимум неприятных ощущений. Удаление внутриматочной спирали проводится при помощи специальных ниток, прикрепленных к ней. После извлечения спираль обязательно показывают пациентке, чтобы убедиться в том, что она точно извлечена. Затем проводиться обследование на УЗИ, чтобы исключить возможность того, что часть устройства осталась внутри тела.

Преимущества спирали перед другими методами контрацепции

Преимуществ у внутриматочной спирали по отзывам очень много. Первое, что привлекает большинство пациенток – сравнительно невысокая цена внутриматочной спирали при длительном сроке службы, до 10-ти лет. Это позволяет заметно сэкономить средства, если сравнивать с барьерными методами контрацепции или приемом гормональных противозачаточных лекарств.

Второй неоспоримый плюс спирали - возможность поставить её раз и забыть о предохранении на несколько лет. Это очень важно для замужних женщин, живущих активной и регулярной половой жизнью. Думать каждое утро о таблетках или каждый вечер бояться забеременеть, как минимум, неудобно.

Комфортность и невысокая цена – главные преимущества внутриматочных спиралей.

Сегодня можно подобрать спираль, которая не только защитит от нежелательной беременности, но и будет обладать лечебными свойствами. Есть спирали с бактерицидным эффектом, а также спирали с гормональными компонентами. Хотя по отзывам внутриматочные спирали также вызывают побочные эффекты, они никогда не вызывают ожирения, нарушений свертываемости крови и головных болей, как гормональные препараты. Важно и то, что спирали (кроме гормональных) не сказываются негативно на лактации и не противопоказаны в этот период.

Иногда мужчины жалуются на дискомфорт при половом акте от спирали, но чаще всего это самовнушение, и если их об этом не предупреждать, они ничего не замечают.

Побочные эффекты использования спирали

Хотя большинство отзывов о внутриматочной спирали положительны и убеждают в их безопасности и удобстве, существуют также сведения о негативных побочных эффектах от использования спиралей. Справедливости ради стоит сказать, что все неприятности, связанные с использованием спирали чаще всего проходят в течение нескольких месяцев после установки, но далеко не все женщины выдерживают этот период. Если же неприятные ощущения не проходят, требуется удаление внутриматочной спирали.

После выбора лучшей внутриматочной спирали и её установки могут появиться боли внизу живота, иногда появляются кровянистые выделения в середине цикла, менструации могут стать более длительными и болезненными. Иногда спирали могут самопроизвольно покидать матку, особенно часто это бывает после поднятия тяжестей.

Большинство побочных действий спиралей проходят за несколько месяцев.

Кроме того, при использовании спирали, как и любого другого средства контрацепции, есть минимальная вероятность беременности. В таком случае она часто бывает внематочной. Но даже и нормальная беременность на фоне спирали часто требует прерывания.

Противопоказания к установке внутриматочной спирали

Какой бы вид внутриматочной спирали вы бы ни выбрали, необходимо учитывать, что далеко не всем женщинам они подходят. Вне зависимости от качества и цены внутриматочной спирали существуют состояния, при которых её применять нельзя. К таким состояниям относятся любые заболевания, которые деформируют цервикальный канал или полость матки. К ним относят сужение канала в шейке матки, седловидную или двурогую матку, миому. Не стоит использовать спираль и тем, у кого в прошлом была диагностирована внематочная беременность.

Перед установкой внутриматочной спирали очень важно изучить список противопоказаний к ним.

Хотя отзывы о внутриматочных спиралях в большинстве позитивные, их использование не рекомендуется:

  • при частых половых инфекциях и воспалительных половых органах;
  • при наличии опухолей половых органов и ;
  • у подростков и нерожавших женщин;
  • при частой смене половых партнеров.

Определить, стоит ли ставить спираль и подобрать правильный вид внутриматочной спирали поможет врач-гинеколог. К счастью, ситуации, когда все виды внутриматочной спирали противопоказаны или когда они вызывают неприятные побочные эффекты, встречаются редко, на сегодня это один из самых простых и безопасных методов контрацепции.

Внутриматочная спираль (ВМС) - одно из самых распространенных и эффективных средств контрацепции. Она удобна для женщины, так как позволяет не заботиться ежедневно о мерах предохранения от нежелательной беременности и не считать дни цикла, благоприятные для зачатия. Установка спирали проста и осуществляется только специалистом-гинекологом.

Что такое внутриматочная спираль?

Спираль представляет собой небольшого размера приспособления из специального пластика с добавлением различных металлов (меди, золота или серебра). Драгоценные металлы оказывают противовоспалительное действие и благотворно влияют на женскую половую систему. Такие контрацептивы наиболее эффективны, но стоимость их выше. Современные спирали содержат гормоны.

После введения в матку, спираль препятствует беременности. Принцип ее действия таков:

  • торможение движения сперматозоидов в матке;
  • активизация входящими в ее состав металлами выработки естественных слизистых спермицидов;
  • уменьшение срока жизни женской яйцеклетки;
  • уменьшение толщины эндометрия, препятствующее закреплению зиготы на стенке матки, если оплодотворение все-таки произошло (ранний аборт).

Преимущества и недостатки ВМС

Внутриматочная спираль - одно из самых эффективных средств предохранения от нежелательной беременности. Эффективность ее использования составляет 99%. При этом нельзя забывать об оставшемся проценте. ВМС не дает абсолютной (100%) гарантии предохранения! Спираль является негормональным средством контрацепции, а значит, может использоваться женщинами, которым противопоказаны гормональные препараты.

После того, как спираль удалена, фертильность восстанавливается в кратчайшие сроки, и женщина может быстро забеременеть. Однако некоторые исследователи указывают на возможное снижение репродуктивной способности после использования этого средства и угрозу выкидыша, вызванные истощением эндометрия.

Важным преимуществом ВМС является ее удобство. Это не оральные контрацептивы, которые нужно принимать строго по часам, и не барьерные средства контрацепции, которых может просто не оказаться под рукой в нужный момент. Спираль не нужно контролировать каждый день, достаточно проверять после менструации и дважды в год посещать гинеколога. Срок службы современных средств достигает 10 лет.

Есть у внутриматочных спиралей также недостатки и побочные эффекты. Некоторые женщины жалуются на болевые ощущения при введении спирали. В большинстве случаев они проходят в течение нескольких дней, но могут и сохраняться длительное время.

Контрацептив (особенно гормональные спирали) может изменять характер менструаций (они становятся обильнее, могут сопровождаться болями) и в некоторой степени повышать риск внематочной беременности.

Наличие инородного предмета в половых путях может способствовать развитию воспалительных заболеваний, но в то же время спирали, содержащие драгоценные металлы благоприятно влияют на функционирование половой системы.

Неграмотное введение спирали приводит к травмированию тканей влагалища и матки, что чревато различными осложнениями.

Разновидности внутриматочных спиралей

Существуют внутриматочные спирали разных конфигураций, учитывающие анатомические особенности женского организма. Большинство из них выполнены в форме буквы Т, но они подходят не всем женщинам. В таких случаях используются приспособления в виде буквы S, петли, кольца, овала, спирали или зонта.

Классифицировать контрацептивы можно и по химическому составу:

  • Самые первые простые образцы — «петля Липпса» по имени изобретателя — производились из эластичного полиэтилена и имели невысокую эффективность.
  • Следующее поколение ВМС содержало медь. Наличие этого металла значительно увеличило эффективность средства за счет его спермицидного действия, стимуляции миометрия. Реакция среды в женских половых путях становится кислой, что также способствует снижению активности мужских половых клеток. Срок службы такой спирали составляет от 2 до 3 лет.
  • Затем в состав внутриматочных контрацептивов стали добавлять драгоценные металлы - серебро и золото. Это позволило увеличить эффективность предохранения и срок службы до 5 лет.
  • В настоящее время широко распространены гормональные спирали, имеющие в своем составе активные вещества, подавляющие развитие половых клеток и эндометрия. Такие контрацептивы оказывают ярко выраженный лечебный эффект при таких патологиях, как эндометриоз, аденомиоз, миоматоз.

Какую именно спираль выбрать, решает гинеколог, изучив результаты анализов, анатомические особенности и состояние половой системы конкретной пациентки.

Противопоказания к использованию ВМС

  • Воспалительный процесс, затрагивающий органы половой и мочевыделительной систем.
  • Патологические выделения с примесью крови из половых путей.
  • Злокачественные новообразования матки.
  • Доброкачественные новообразования большого размера, деформирующие орган.
  • Эрозии.
  • Туберкулез половой системы.
  • Беременность.
  • Наличие в прошлом внематочной беременности.
  • Нарушение свертываемости крови.
  • Гормональные нарушения (для спиралей, содержащих активные вещества).

Установка внутриматочной спирали у женщин

Использование внутриматочных контрацептивов имеет ряд противопоказаний, поэтому перед установкой необходимо убедиться в их отсутствии. Для этого пациентка должна сдать анализы и пройти ультразвуковое исследование органов малого таза. Важно убедиться в отсутствии инфекционных заболеваний половой системы, патологических новообразований, беременности на ранних сроках.

Перед проведением процедуры в течение нескольких дней рекомендуется половое воздержание. Кроме того, следует отказать от использования вагинальных свечей, спреев, кремов и других средств интимной гигиены.

Внутриматочный контрацептив ставят во время менструации, на третий-пятый день. Это важно по следующим причинам:

  • обеспечивается хорошая фиксация спирали новым слоем эндометрия, растущим после месячных;
  • шейка матки открыта, поэтому ввести спираль проще;
  • теоретически в этот период исключена беременность.

Выполнять манипуляции должен исключительно опытный гинеколог в условиях клиники. Если поставить спираль неграмотно, возможны различные осложнения: от травматизации половых путей до врастания инородного тела (спирали).

Сама процедура занимает около 10 минут. Сначала врач промывает матку пациентки специальным раствором, измеряет глубину шейки. После этого непосредственно вводится спираль. Классические Т-образные приспособления имеют кончики, которые при введении прижимаются к основанию, а распрямляются самостоятельно уже в полости матки.

На конце контрацептива находятся нейлоновые «усики», которые после установки остаются во влагалище. Врач обрезает их, оставляя около 2 см длины. С их помощью впоследствии спираль будет извлечена.

После введения средства уже через 1-2 недели можно возобновлять половую жизнь. Во время сексуальных контактов правильно установленный контрацептив не ощущается, не доставляет никаких неудобств. Через неделю женщине следует показаться врачу, чтобы убедиться, что процедура прошла успешно.

Удалить спираль можно в любое время с помощью усиков. Перед удалением пациентка вновь сдает анализы.

Внутриматочная спираль - удобное и надежное средство предохранения от беременности. Оно имеет ряд существенных преимуществ перед барьерными средствами и оральными контрацептивами. Цена его зависит от разновидности, составляет от 2 тысяч рублей за самые простые (но высокоэффективные) образцы.