Главная · Зубная боль · Как помочь алкоголику бросить пить: научить его жить трезво! Анонимные алкоголики — реальная помощь или очередная секта

Как помочь алкоголику бросить пить: научить его жить трезво! Анонимные алкоголики — реальная помощь или очередная секта

Перестать быть алкоголиком - задача очень трудная, порой непосильная. Бросить пить при помощи наркологов под силу многим, а удержаться в состоянии трезвости на долгое время могут лишь единицы. Помочь в этом нелегком занятии могут многочисленные группы взаимопомощи, именуемые в народе обществами анонимных алкоголиков.

Группы анонимных алкоголиков

Анонимные алкоголики - это обычное общество людей, призванное помогать друг другу в достижении и удержании трезвого образа жизни. Члены таких групп не интересуются возрастом или социальным положением друг друга, в группе можно назваться вымышленным именем, и никто не потребует у новичка никаких доказательств.

Главное, на что нацелена данная группа - это взаимная поддержка, возможность высказаться и быть услышанным в своих проблемах. Здесь все понимают, насколько хрупко воздержания от алкоголя, поэтому никто в качестве утешения не предложит сотоварищу уйти от проблем при помощи рюмки или выпить вечером пивка.

Единственное, на что делается упор - это трезвость.

История возникновения сообществ анонимных алкоголиков берет начало с сороковых годов прошлого века. Возникли такие группы в Америке, а много позже, уже в лихие 90-е, первые клубы взаимопомощи алкоголикам появились и в нашей стране. Сейчас таких групп насчитывается более ста тысяч по всему миру.

Как проходят собрания

Каждая группа состоит из 30-50 человек. Руководит сообществом, как правило, бывший человек, сумевший продержаться долгое время в состоянии трезвости.

Целью посещения занятий является переосмысление своей жизни, обретение духовности и новых устремлений, перевоспитание алкоголика и направление его помыслов в новое, не связанное с алкоголем, русло.

Достижение этих целей на собрание строится на некоторых принципах:

  • принцип товарищества;
  • принцип взаимопомощи;
  • вера в себя и в людей, находящихся с тобой рядом.

Собрания членов группы происходят еженедельно. Во время встреч участники обсуждают текущие дела, возникающие проблемы, помогают друг другу советами и делятся опытом. Дружеская поддержка такого же зависимого человека помогает удержаться от употребления больше, чем советы самого титулованного врача-психотерапевта.

На всех собраниях непременно зачитываются основные догмы, по которым живет общество. Эти правила получили название «12 шагов». Хоть они и содержат в себе некую религиозную составляющую, тем не менее никакой системы вероисповедания участникам группы не навязывается, вера им необходима для принятия себя и изменения своей жизни.

Анонимные Алкоголики находятся на самообеспечении, однако, никаких обязательных еженедельных пожертвований в группе не существует. Как правило, любая встреча заканчивается тем, что каждый участник жертвует любую сумму на текущие нужды своего сообщества - аренду помещения, чайную церемонию, книги.
На видео встреча анонимных алкоголиков:

12 шагов

Программа взаимопомощи больных алкоголизмом предусматривает обязательное следование неким канонам, которые были разработаны при зарождении анонимных алкоголиков в США ее создателями.

Двенадцать шагов, которые должен пройти алкоголик, чтобы избавиться от тяжелого пристрастия гласят:

  1. Признать себя больным человеком, жизнью которого управляет алкоголь. Пожалуй, это самый трудный шаг - зависимые люди редко считают себя таковыми, обычно принятию очередной дозы спиртного находится любое оправдание, только не болезненное пристрастие.
  2. Признание того факта, что существуют более могущественные силы, способные наставить больного на истинный путь трезвости.
  3. Отдать себя и свою волю тем высшим силам, в которые верит данный человек — задачи, которые ставит 3 шаг. Для кого-то этими силами станут силы природы, для других - Бог, третьи верят в астральные силы. Главное - препоручить свою волю и свое сознание этому неведомому «управленцу».
  4. Познание своих самых глубинных нравственных качеств, которые и привели данного конкретного человека к тяжелому заболеванию. Это очень сложный шаг, осуществить который могут не все желающие исцелиться. Но и здесь на помощь приходят мудрые сотоварищи, уже прошедшие путь познания самого себя.
  5. Признание своих прежних установок и ценностей неверными. На этом этапе важно перенести все свои внутренние переживания и ощущение вины перед высшим разумом и людьми во внешнюю среду, признать все свои ошибки.
  6. Абсолютная готовность избавиться от своего недостатка.
  7. Молитвы Богу об избавлении себя от недостатков. Шаг связан со смирением перед высшими силами.
  8. Составление списка людей, перед которыми имеется чувство вины. Мощная психотерапевтическая техника, направленная на очищение своего «Я» от глубокого чувства вины и обиды.
  9. Искупление вины перед всеми, кому была причинена боль. Этот шаг способствует полному избавлению от разрушающего чувства вины, заглаживанию своих нелицеприятных поступков перед окружающими.
  10. Непрерывный самоанализ и преобразование себя, самосовершенствование. Без внутренней агрессии, вызванной чувством вины, становится очень легко двигаться дальше по пути трезвости.
  11. Молитва о даровании высшими силами спокойствия и духовности, стремления дальше жить в трезвости.
  12. Помощь новичкам, пришедшим в группу, применение принципов духовной жизни во всех сферах жизнедеятельности.

Эти 12 шагов должен сделать каждый новичок, который обратился за помощью в группу анонимных алкоголиков. И пусть поначалу это кажется не вполне понятным, смысл каждого шага подробно разъясняется каждому зависимому человеку, пришедшему за помощью.
12 шагов анонимных алкоголиков:

12 традиций

Немногим известно, что помимо 12 обязательных шагов, которые должен сделать алкоголик на пути к выздоровлению, у общества имеются и определенные традиции.

Их, как водится, тоже 12:

  1. Единство и общность группы - первостепенны. Личное благополучие напрямую зависит от сплоченности команды. Это, конечно, не означает, что все обязаны следовать каким-то непреложным истинам. Тем не менее, если все алкоголики будут дружно идти к намеченной цели - трезвости - то шанс, что кто-то сорвется действительно мал.
  2. Понимание того, что высший разум является самым главным авторитетом. Никто из руководителей общества не имеет права приказывать или исключать других людей из общества.
  3. Чтобы быть действующим членом общества анонимных алкоголиков нужно лишь одно - твердое желание завязать со спиртным навсегда.
  4. Ни одна из групп никоим образом не зависит от остальных.
  5. Основная цель каждой группы - донести до сознания алкоголиков те духовные ценности, которые помогают на пути к исцелению.
  6. Анонимные алкоголики не являются коммерческой организацией, не поддерживают никаких бизнес-проектов. Никакая сторонняя финансовая перспектива не должна отвлекать членов команды от главного - трезвого образа жизни, самопознания и стремления донести свои идеи до других больных.
  7. Все группы анонимных алкоголиков находятся на самообеспечении.
  8. В любой группе может работать профессионал, однако общество должно оставаться независимым от мнения и помощи квалифицированных специалистов извне, поскольку только зависимый человек может глубоко вникнуть в проблемы своего соратника по несчастью.
  9. В деятельности общества не должно быть никакой жесткой иерархии, тем не менее возможно создание некоторых структур, которые будут непосредственно подчиняться друг другу с целью сохранения связи членов общества и решения организационных вопросов.
  10. Общество не принимает участия в публичных дискуссиях, не имеющих отношения к алкоголизму.
  11. Общество гарантирует анонимность всем своим участникам. Любая пропаганда идей группы производится за счет сторонних лиц.
  12. Основным принципом группы является полная анонимность.

Все эти принципы являются непреложными для любого сообщества анонимных алкоголиков, где бы оно ни начало свою деятельность.

Пьянство, алкоголизм. Эти слова болью врезаются в жизнь многих людей, и зависимых, и их ближних. Здоровые, крепкие, красивые люди вдруг превращаются в подобие человека, который отдаст многое за стакан горячительной жидкости.

Что нужно алкоголику, чтобы перестать им быть? Желание и правильный подход, считает , духовный руководитель программ психологической и социальной реабилитации алко- и наркозависимых при Даниловом монастыре, руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками православного центра по реабилитации зависимых «Метанойя».

Игумен Иона (Займовский)

– Отец Иона, на протяжении многих лет Вы занимаетесь реабилитацией людей с химической зависимостью. Как много людей в России, на Ваш взгляд, подвержены недугу алкоголизма?

– Не хочу оперировать цифрами статистики. Я не очень люблю эту сложную дисциплину, потому что с ней можно играть по-разному. Но алкоголизм у нас развит гораздо больше, чем думает каждый из нас. Да, мы можем утром ехать на работу и видеть людей, от которых не пахнет спиртным. Мы смотрим на вполне адекватное окружение и думаем, что у большинства таких проблем нет. Ничего подобного. Алкоголизм имеет разные формы. Есть традиционная для русского человека форма, когда зависимый пьет запоями и все теряет: работу, семью, при этом дебоширит и даже совершает преступления. Но очень много алкоголиков не таких явных. К примеру, довольно часто, особенно среди вполне благополучных домохозяек, встречается женский алкоголизм. Случается и так, что многие годы алкоголик мастерски скрывает, что он пьет. У меня был знакомый прихожанин, вдруг пришла его жена и сказала, что он умер. Оказалось, что он от алкоголизма и умер. Вот так, не до сильного алкогольного опьянения мужчина выпивал каждый день в течение многих лет. И в один из дней этот мир сказал ему «до свиданья».

– Но многие алкоголики не признаются даже себе в том, что у них есть эта проблема, между тем, их близкие продолжают страдать…

– Могу сказать, что некоторым зависимым для «пробуждения» нужно достичь своего дна. Причем у каждого свое дно. Один священник был на Пасху выпивший, ему прихожанин сделал замечание. Это было его дно. И он стал прилагать усилия к выздоровлению. Для кого-то дно – три вокзала. Там он сидит весь черный, пьяный, пьет паленую водку. А для кого-то и это не дно. Человек превращается в бомжа, перестает в принципе быть трезвым и искренне оскорбляется, что его называют пьяницей: «Кто, я? Да нет, это вот он алкоголик». Но, действительно, алкоголизм – это болезнь, которой сопутствует анозогнозия, то есть отрицание болезни. Он не понимает, что он алкоголик, что он разрушает себя и все, что вокруг себя. Все губит, а многое уже разрушено, и все равно не признается, что это происходит из-за его тяги к водке. Личность деградирует. Чем больше он пьет, тем больше деградирует.

– Вы упомянули о выпивающем священнике. Как часто такой недуг встречается среди духовенства и почему, на Ваш взгляд?

– В интернет-пространстве существует группа взаимопомощи «Меридиан», в которой участвуют люди из разных точек земного шара, стран и даже континентов. Например, из США, Якутска, Иркутска, Москвы, Донецка и других мест. Членами этой группы являются страдающие алкоголизмом священники, диаконы и монахи. Вообще, по статистике священники и врачи – это очень проблемные категории. Почему это происходит со священнослужителями? Наверное, потому что священнику очень трудно перестроить взаимоотношения с Богом и сделать их более живыми, настоящими, горящими. Многие из духовенства в семинарии, на приходе, из литературы почерпнули много мыслей о Боге, о Церкви, о духовном мире, которые они сочли своими. Они оперируют этими мыслями, искренне считая их личными. Но нет своего открытия, собственных переживаний о Боге. И такой формализм может привести к унынию и, к сожалению, совсем не безобидному прикладыванию к бутылке. Священники не всегда быстро выздоравливают.

– А вообще верующие пьют меньше?

– Все-таки, конечно, меньше. Потому что есть, так называемые, бытовые или проблемные любители выпить, которые не являются алкоголиками, но они люди распущенные и пьют, может быть, не только из-за распущенности, но из-за отсутствия каких-либо высших идеалов, отсутствия точки опоры, то есть Христа. Пустота на месте духовной жизни заполняется суррогатом. Таинства дают нам благодать, дополнительные силы в борьбе с любыми немощами. Мы обретаем силы жить по-другому. Многие бросают пить, просто становясь чадами Церкви и обретя духовную опору, то есть, отыскав смысл жизни. Высший смысл.

– Вы один из немногих людей, которые знают эту проблему изнутри. На Ваш взгляд, что может помочь обрести людям свободу от пагубной страсти?

– Для начала нужно понять, что алкоголизм – смертельное, прогрессирующее заболевание. Это то, что убивает. Это не только физическая, социальная, и не конкретно психологическая или духовная проблема. В некоторых социальных центрах считают, что человека достаточно социализировать: одеть, причесать, устроить на работу – и он перестанет пить. Ничего он не перестает, он не может перестать. В нем болезнь сидит, это как рак, как диабет. Давайте диабетика сводим в великолепный вегетарианский ресторан – он перестанет быть диабетиком? Алкоголизм – мультидисциплинарная, многоуровневая патология. Как говорил апостол Павел о духе, душе и теле, добавьте сюда еще и социальную составляющую, получается болезнь в целом – био-психо-социодуховная. То есть совокупность повреждения всех сфер существования. Даже если зависимый человек не употребляет алкоголь длительное время и пытается вернуться к нормальной обстановке, вдруг в определенный момент опять начинает снова спиваться и оказывается в той же луже. Такие случаи известны. Люди срываются иногда даже сильнее именно на больших сроках воздержания. Бывает, люди выздоравливают, но в целом мы имеем дело с тяжелой болезнью, с кризисом личности.

Цель тех, кто занимается реабилитацией зависимых людей, – не разобщаться, руководствуясь исключительно собственными методиками, а взаимодействовать. Я готов взаимодействовать и даже направлять людей, которым бы был полезен тот или иной подход, в разные группы, наиболее качественно себя зарекомендовавшие. На мой взгляд, «Анонимные алкоголики» – одна из самых действенных, эффективных программ выздоровления.

– Как работает эта методика, чем она Вам интересна?

– Там люди помогают друг другу. У них есть 12 шагов. Двенадцатый шаг – это шаг апостольский, когда один алкоголик помогает безвозмездно другому. Он везет его в наркологическую больницу, навещает его, приходит в самые критические ситуации. Так начинались анонимные алкоголики.

Иногда, когда смотришь со стороны на собрание «Анонимных алкоголиков», кажется, что это просто общество сумасшедших. Но на самом деле с ними проводится очень качественная работа. Это сообщество миллионам людей дает жизнь. Благодаря «Анонимным алкоголикам» были созданы и параллельные профессиональные сообщества, такие как «анонимные наркоманы», «группы созависимых родственников», «взрослые дети алкоголиков», «анонимные игроки» и другие содружества, где действительно люди находят поддержку, вместе выходят из беды.

Если мы имеем дело с прогрессирующим хроническим заболеванием, то оно повторяется. Это означает, что больному человеку нужна постоянная подпитка, он должен выбрать: регулярно пить или регулярно посещать группы. На ранних сроках происходят довольно частые срывы, на поздних – редкие, позже этот человек может опекать новичков. Такие группы можно создавать везде. А вот создать общество трезвости или иную ячейку реабилитационной модели или православной программы не так просто. Подразумевается, что предводителем там должен быть священник или человек подготовленный. В «Анонимных алкоголиках» же два алкоголика и чайник – уже группа. Чайник – потому что они пьют чай. И эта группа интересна тем, что она легко тиражируется. Они могут быть где угодно, в любой точке мира.

Процесс выздоровления в этой системе очень интересный. Это не просто скучное куда-то хождение, какие-то безумные давания зароков, клятвы. Какие тут зароки? Это болезнь. Разве кто-то может себе сказать: «Я два года не буду болеть»? Можно просто каждый день осторожно ставить плюсик: «Сегодня я не пил». По ступенечке, шаг за шагом освобождаться от этой напасти.

Даниловский монастырь более 11 лет сотрудничает с анонимными алкоголиками. Причем сотрудничает активно, творчески, неформально.

– Какие есть православные формы помощи зависимым? Расскажите подробней о группах помощи, которые Вы окормляете. Чем они интересны?

– На территории Даниловского монастыря существуют две группы Анонимных алкоголиков: «Утро» и «Лоза». На территории молодежного патриаршего центра находится группа АА «Преображение». Участники группы молодежного центра включают сотрудничество с другими группами.

Много сил мы потратили на то, чтобы наши группы при монастыре были качественные. Профессиональные группы играют крайне важную роль в выздоровлении алкоголика. Монастырь и группы сотрудничают плодотворно.

Также при Даниловом монастыре есть своя православная программа «Метанойя» (в пер. с греческого означает «покаяние»). Мы щедро делимся с другими группами своим опытом выздоровления. В основе «Метанойи» лежит православное окормление выздоравливающих алкоголиков, наркоманов, а также их родственников.

Очень важен элемент точной направленности зависимого и определения того, что именно ему нужно. Есть зависимые, которые продолжают пить, колоться и погибать, при этом причащаясь, посещая паломнические места и будучи довольно воцерковленными. Они приходят к нам. И мы этих людей направляем в сообщество «Анонимные алкоголики» или в «Анонимные наркоманы», чтобы человек в этих местах получал главное – трезвость. А люди, которые приходят, допустим, в «Анонимные алкоголики», как правило, уже получили трезвость, но не обрели еще средство высшей силы – Христа, у них не четкое представление о Боге, мы им открываем сокровищницу Церкви Христовой: Евангельское учение, таинства. Помимо этого, мы стараемся каждого профессионально направить. Я работаю вместе с профессиональными психологами, специалистами в области зависимости.

Причем мы занимаемся не только конкретно зависимыми. В своей работе мы рассматриваем и такую проблему как созависимость. Потому что созависимость – это ад, проблемы родственников, которые живут с алкоголиками тоже нужно решать. 90 % созависимых – это женщины: матери, жены, взрослые дочери. Иногда они понимают, что все, конец, их психическое состояние становится хуже, чем у самих алкоголиков. И им без помощи не обойтись.

Рассматриваем и такую нетрадиционную проблему, как «сухое пьянство», когда зависимый человек на короткий период перестает пить – он начинает пить эмоционально, это еще хуже. Мы видим, что одни люди активно занимаются служением, делятся помощью с другими алкоголиками, имеют наставника, окормителя, активно читают литературу. А есть люди, которые остаются трезвыми, но ничего не делают, или делают что-либо одно. Их больше называют сухими, чем трезвыми. Он во всем остался таким же безответственным, распущенным, лживым, инфантильным, эгоистичным. А что происходит с людьми, которые активно работают? Они преображаются. Много есть среди них глубоко церковных, скромных, но без демагогической психопатии. Но есть и те, кто бьет себя в грудь и говорит: «Я православный, наша Русь – святая», а потом лезет тебе в карман и крадет кошелек. И при этом крестится.

– Какие существуют еще, не только в России, но и в мировом сообществе, методики по борьбе с зависимостью наиболее удачно зарекомендовавшие себя?

– Мне интересны те модели, которые сподвигли наших наркологов сдаться и признать, что реабилитация не может быть только медикаментозной. Качественная реабилитация предполагает изменение личности с помощью научения. Это как учеба другой жизни. В Польше есть национальная модель, так называемая «Монары». В Америке родилась модель «Дейтоп», великолепная, на мой взгляд, методика. Мне больше всего нравится Миннесотская модель, которая ориентирует страждущего на выздоровление в группах самопомощи и работе по 12 шагам, включение в полное активное выздоровление.

Сначала человека информируют о том, с чем, вообще, он имеет дело. Его учат, ему показывают, что это за болезнь. Чтобы алкоголик понял, что он болен более серьезно, чем он предполагал, что нужно потратить много усилий и времени, чтобы исцелиться. И что исцелиться – это значит измениться. Это не просто перестать пить и все, как мечтает каждый алкоголик: «Не трогайте меня, я лишь хочу не пить». Но в жизни нет стерильных условий, всякое бывает, и он продолжает пьянствовать. Он должен измениться.

В идеале реабилитация должна быть долгосрочной, хотя бы два – полтора года. Такие реабилитационные центры существуют в Польше. И директорами некоторых из них являются священники, ксендзы. Это важное слияние, синергия между церковью и медициной. У них это называется «эдиктология», от слова «adiction» (англ.) – «зависимость».

У нас же, в основном, – жесткая, мертвая, советская наркология. Но тем ни менее даже у нас главный врач наркологического диспансера № 11 Сергей Васильевич Долгий обратился с предложением помочь ему создать православную реабилитационную программу, подобную нашей «Метанойи». Радует, что сами врачи понимают, что само по себе медикаментозное лечение мало эффективно, и что любая химическая зависимость лечится в групповой работе, а не индивидуально. И психотерапия в основном не имеет отношения к Богу, к христианской жизни.

Хочу обратить внимание еще на один важный момент: в книге американского адиктолога А.Спиккарда «Страсть к спиртному» говорится то, с чем я полностью согласен: если есть достойное сопротивление человеку со стороны его окружения, его можно вырвать из лап алкоголизма. За рубежом практикуется так называемая интервенция, когда родные, близкие, с помощью профессионалов просто, образно говоря, припирают алкоголика к стене и настаивают на реабилитации. Но интервенция может быть сделана профессионально – и в то же время не дать результата, потому что нужно учитывать и то, что болезнь эта «сладкая» и расстаться с ней крайне болезненно. С одной стороны, больной понимает, что спивается, а с другой, пьянство сделалось неотъемлемой частью его жизни.

Интересен опыт Бетти Форд, жены экс-президента США. У нее была двойная зависимость: алкоголь и наркотики. В книге «Бетти: счастливое пробуждение» она рассказывает, как стала выздоравливать с помощью именно интервенции. Причем интервенция проводилась с участием всех членов семьи: взрослых детей, мужа, других близких родственников. Собрались родственники, консультант по химической зависимости, домашний врач, просто крепкие мужики, потому что когда человек ищет, где бы ему опохмелиться, он начинает себя агрессивно вести. С таким участием можно и выздороветь.

– Допустим, человек осознал свое состояние и всей душой захотел избавиться от зависимости, с чего ему начать?

– Вообще выздоровление, мне кажется, очень важно начать с молитвы. Например, в Даниловском монастыре есть икона «Неупиваемая чаша», точная копия чудотворной иконы Серпуховского Высоцкого монастыря. Ее написал тот же иконописец Александр Соколов размер в размер. Или же можно съездить в сам Серпухов. Это очень важно.

Есть у нас и новая икона, которую создали выздоравливающие алкоголики, наркоманы и их родственники. Икона называется «Иисус Христос – Лоза Истинная». На ней изображен традиционный образ Спасителя, но у Него в деснице вместо Евангелия виноградная лоза, которая символизирует всех этих несчастных, которых, конечно, огромное количество. Данилов монастырь заботится о прославлении этого образа.

– Если человек все-таки не излечивается, чья в этом вина?

– Не скажу насчет вины, скажу о заслуге, о том, что вызывает уважение. Вы знаете, почему я начал интересоваться этой темой? Мой близкий друг, я назову его неким отцом Павлом, священник живой и реальный, только с другим именем, пришел в «Анонимные алкоголики». Он был первый из священников, кто пошел по непроторенной тропе. Но он мне говорил: «Я выбрал жизнь». Началось у него все, примерно с того, что утром он служил литургию, а вечером его куда-то приглашали, где он напивался. Утром он просыпался и говорил себе: «Я священник, я напился, я вошел в запой, я могу сделать все, что угодно: изменить жене, украсть деньги, я не вменяем, не имею права служить». Для любого человека это кошмар, для него – вдвойне.

Священник должен быть примером, но если он пьет, он является соблазном. К нему приходят люди и говорят: «Батюшка, помоги!», – а он сам себе помочь не может. Для священника, дьякона или монаха – это позор, стыд и вина в кубе. Но он не захотел спиваться, как его отец, который умер от белой горячки. Он не захотел умирать под забором, не захотел слез своей жены, не захотел запрета на служение. Сейчас, после многих лет активного лечения, он практически решил эту непростую проблему. То есть важно само желание, воля. У каждого есть выбор: бороться с недугом или погибать.

– А когда можно расслабиться и сказать: «Все это было, но в прошлом, теперь я здоров»?

– Как диабет, как рак, алкоголизм не может быть излечим навсегда. Человек находится в группе риска и ему надо это постоянно осознавать. Он не может выпить, к примеру, вместе с сослуживцами после работы по бутылочке пива или по бокалу вина. Ему даже смотреть опасно на эти напитки. Кого-то это расстраивает или даже унижает, но нужно раз и навсегда понять, что ему нельзя, иначе болезнь вернется. Это заболевание можно только приостановить, но не полностью излечить. Со временем, с годами, когда все давно прошло, больной и его окружение могут забыть, что он пил, и пил ужасно. Даже жена может сказать: «Дорогой, ты уже не пьешь 20 лет, выпей рюмочку!». И все. Это гильотина, которая приводит хроническое заболевание стадии ремиссии – в острое. В содружестве «Анонимных алкоголиков» это видно. И на протяжении долгих лет, хотя бы раз в год, люди ходят туда уже на профилактические посещения, которые так же необходимы. Алкоголик хочет пить, даже алкоголик в состоянии ремиссии. Но кто-то имеет желание с этим бороться. А вообще, каждый случай рассматривается отдельно. Под общий итог трудно все привести.

– Что дает силы не возвращаться к выпивке?

– Если я, к примеру, будучи алкоголиком, просто живу и не пью – жизнь становится невыносимой. Необходим постоянный духовный рост. К примеру, делиться опытом выздоровления с другими. Нужно видеть, как люди отчаявшиеся и потерянные возвращаются к нормальной жизни. Это дает силы и желание дальше расти. Нужен бесконечный рост, как в Церкви, с Христом. Человеку нужно развиваться и видеть результаты, окрыляющие результаты.

– Над чем Вы сейчас трудитесь, что хотели бы воплотить?

– Учитывая, что в Москве нет ни одного толкового реабилитационного центра, вместе с Синодальным отделом по Церковной благотворительности и социальному служению в подмосковном селе Долматово, где находится подворье Даниловского монастыря, мы пытаемся открыть реабилитационный центр. Года четыре назад там открылись первые, пока еще разобщенные группы реабилитации зависимых. С годами туда стали приезжать как алкоголики, так и специалисты по борьбе с алкогольной зависимостью, постепенно появилось реабилитационное пространство, группа АА. Совместно с фондом «НАН» (нет алкоголизму и наркомании) стала создаваться и политическая платформа, благодаря которой можно привлечь финансы.

А еще моя старая мечта – создать клуб трезвости с группами взаимопомощи. Такие клубы я видел в Польше. Хочется создать подобный православный клуб или братство. Чтобы там могли получить помощь люди любой зависимости: алкоголики, наркоманы, созависимые родственники, игроки, вплоть до каких-нибудь анонимных эмоционалов и сексоголиков. Хочется, чтобы у людей, помимо выздоровления от зависимости, была возможность и в паломнические поездки съездить, и поучаствовать в интересных мероприятиях. Надеюсь, это когда-нибудь с Божьей помощью осуществится.

– Помоги Господи, отец Иона, в Ваших трудах, в Вашем благом деле.

Алкоголизм – это тяжелое заболевание, развитие которого происходит в несколько стадий. Отличительной чертой болезни является патологическая тяга к спиртным напиткам, физические и психологические изменения в организме. Лечение алкоголизма проводится в комплексе, медикаментозная детоксикация позволяет справиться с зависимостью на физическом уровне, а вот с психологической зависимостью приходится бороться совершенно иными методами.

Устранение физической зависимости требует значительно меньше времени, курс лечения обычно не превышает 5-10 дней. Помощь алкоголикам для устранения психологической зависимости занимает значительно больше времени и может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Отказ от спиртного – важнейший шаг в лечении зависимости. Но это всего лишь первый шаг в начале длинного пути. Человеку, который столкнулся с такой болезнью как алкоголизм, ежедневно придется бороться с пагубным пристрастием и принимать важные решения.

Именно поэтому психологическая помощь алкоголикам – это крайне необходимая мера, которая:

  • позволит выяснить причины, лежащие в основе развития болезни;
  • научит больного правильно выстраивать отношения с близкими и окружающими людьми;
  • поможет выработать уверенность в собственных силах, чтобы противостоять сложным жизненным ситуациям, без алкоголя;
  • даст возможность осознать движущие мотивы, влияющие на поведение;
  • научит контролировать поведение, желание и эмоции;
  • позволит почувствовать уверенность в своих силах и научит нести ответственность за свои поступки.

Психологическая помощь алкоголикам позволяет эффективно закрепить результаты лечения, полностью избавиться от зависимости и подготовит человека к возвращению в общество, к жизни без спиртного.

Бесплатная помощь алкоголикам в реабилитационном центре «Свобода»

Программы антиалкоголизма направлены на борьбу с патологической зависимостью и поиск наиболее эффективных решений. В основе всего курса реабилитации лежит психологический и социальный аспект. Опытные специалисты и волонтеры центра великолепно знают, что алкозависимый человек не может преодолеть патологическую тягу к спиртному без активной и всесторонней психологической поддержки.

Реабилитация алкоголиков - единый комплексный непрерывный процесс, который можно условно разделить на два основных этапа:

  • уменьшение роли спиртного в жизни зависимого, повышение уровня мотивации на отказ от алкоголя, приобретение опыта конструктивного преодоления любой кризисной ситуации;
  • абсолютный отказ от употребления, формирование прочной и эффективной системы ценностей и убеждений.

Бесплатная помощь алкоголикам, которую оказывают специалисты нашего центра, сочетает в себе ряд эффективных методик, основанных на большом опыте христианских конфессий в области духовного воспитания и образования. Такой всесторонний подход к реабилитации позволяет достичь наилучшего результата в ресоциализации, и вернуть семье и обществу совершенно здорового, адекватного человека, нацеленного на трезвый образ жизни.

Отношение к зависимым людям со стороны общества крайне негативное. Вместо эффективной помощи алкоголику окружающие его люди стараются как можно дольше скрывать беду, которая пришла в их дом. В результате, за помощью обращаются уже тогда, когда зависимость стала проявляться не только на психологическом, но и на физическом уровне.

Бесплатная помощь алкозависимым оказывается многими центрами. Вернуть алкоголику здоровье и полноценную жизнь - непростая и долгая работа, но избавиться от пагубного пристрастия к спиртному и начать жизнь с чистого листа, вполне возможно.

Борьба с алкоголизмом – это долгий и трудоемкий процесс, к которому нужно подходить системно. Для того чтобы избавить человека от этой зависимости, необходимо комплексное лечение, направленное не только на устранение тяги к выпивке и последствий алкоголизма, но и выявление первопричины этого заболевания. Для этого, помимо медикаментозного лечения, алкоголику нужна психологическая помощь. Ее задача – выявить те проблемы, которые пациент пытается заглушить спиртным и найти способы их решения, попутно укрепив его веру в себя. Также психологическая помощь нужна родственникам и близким людям больного, ведь жизнь с алкоголиком в атмосфере беспробудного пьянства, ощущения безысходности и скандалов – это настоящее испытание, пройти которое под силу не каждому.

Прежде всего, помощь психолога при алкоголизме заключается в определении причины, которая побуждает человека искать утешения в бутылке. Его могут беспокоить проблемы на профессиональном поприще, трудности с самореализацией или неустроенность личной жизни. Нередко причиной пьянства становятся крупные финансовые потери, долги или же смерть близких людей.

Квалифицированный психолог в ходе беседы с пациентом сможет точно выявить проблему и перенести его внимание на необходимость ее решения, потому что если просто игнорировать трудности, то они никуда не денутся, заставляя алкоголика снова и снова заглушать их спиртным. В случае, когда зависимость еще не сильная, уже несколько сеансов психотерапии смогут дать положительный эффект.

Еще одним преимуществом квалифицированной помощи психолога является тот факт, что в ходе терапии алкоголик признает свою зависимость и дает согласие на медикаментозное лечение, что значительно повышает шансы на избавление от этой пагубной привычки.

На сеансах психотерапии пациенту объясняют, что алкоголь – это не выход из тяжелых жизненных ситуаций, что необходимо трезво смотреть на вещи и бороться с трудностями, а не бежать от них. Психоаналитик намечает пути выхода из кризиса, которые пациент должен преодолеть, показывает преимущества трезвого образа жизни и недостатки пьянства.

Одна из главных целей психолога в работе с алкозависимым – настроить больного на категорический отказ от выпивки, внушить ему, что алкоголь – это зло, чтобы после завершения терапии он не захотел вернуться снова к этой привычке.

Зачем она нужна

Для эффективного лечения алкогольной зависимости одних лекарств недостаточно, потому что они могут влиять только на физические процессы – вызывать неприязнь к спиртным напиткам, снижать желание выпить, облегчать симптомы похмелья. Даже если медикаментозная терапия принесла свои плоды, психологическая зависимость без лечения никуда не исчезнет, и может спровоцировать рецидив болезни, и, как следствие, новый запой.

Для пьющего человека алкоголь – это способ получить удовольствие и расслабиться, избавиться на время от груза проблем. Лечение одними лишь лекарствами не искореняет причины алкоголизма. Как только возникнут какие-либо трудности или стресс, алкоголик снова потянется за рюмкой, чтобы вернуть себе ощущение спокойствия.

Медикаментозное лечение, в отличие от психологической помощи, не влияет на подсознание пьющего и не способно донести всю опасность этой пагубной привычки.

В ходе лечения пациент совместно с врачом ставит себе цели на ближайшие 1-2 года. Это поможет ему наладить социальные связи, возродит интерес к жизни и способствует предотвращению срывов после терапии.

Для эффективного лечения зависимости от спиртного необходимо устранить психоэмоциональную связь, возникающую во время приема алкоголя, которая побуждает больного продолжать пить.

Когда стоит обращаться за помощью

Любое лечение лучше всего проводить на ранней стадии, тогда шансы на выздоровление будут гораздо выше. Важно вовремя распознать проблему и сразу же предпринять необходимые меры. Особенно это касается лечения алкоголизма, ведь больной постепенно не только утрачивает себя, но и свое здоровье. Психологи рекомендуют обращаться за помощью при наличии одного или нескольких нижеперечисленных симптомов.

Признаки алкогольной зависимости:

  • употребление большого объема алкоголя в одиночку;
  • использование спиртного для того, чтобы «забыться»;
  • постепенное увеличение количества алкоголя, учащение выпивки;
  • агрессивный отказ на просьбы снизить дозы или на время прекратить пить;
  • частичная амнезия (наутро человек не может вспомнить некоторые события прошедшего вечера);
  • ощущение вины после употребления спиртного, подавленность;
  • предпринимались неудачные попытки отказа от алкоголя на какой-то период или навсегда.

Методы психотерапии алкоголизма

На сегодня в психиатрии выделяют несколько эффективных методов лечения зависимости от спиртного:

  • Применяется в основном тогда, когда пьянство вызвано чувством одиночества. Зависимый попадает в круг людей с аналогичными проблемами, знакомится с ними, узнает об их трудностях и успехах в борьбе с алкоголизмом. Это дает ему понять, что он не остался один на один со своей бедой и вокруг есть люди, которые прошли тот же путь и смогли побороть свою болезнь. Терапевтический эффект состоит также в том, что в группе алкоголик может посмотреть на зависимых со стороны, услышать истории их болезни и сделать выводы по поводу собственной ситуации и того, чем ему грозит такой образ жизни. Еще одной особенностью такого вида терапии является разыгрывание сценок, в которых пациенты примеряют на себя роль родственников алкоголиков. Эти ситуации дают им возможность понять, что чувствуют их родные, и насколько сильно желание выпить меняет поведение человека и отношения в семье в худшую сторону. Групповая терапия, или общество анонимных алкоголиков считается одним из самых эффективных методов избавления от этаноловой зависимости;

  • Индивидуальное лечение. Предполагает более углубленную работу с пациентом, так как все внимание психотерапевта будет направлено на него одного. Индивидуальная терапия позволяет сделать внушение на отказ от алкоголя более эффективным. Чаще всего беседа протекает ненавязчиво и больше напоминает общение двух хороших знакомых. Психотерапевт завоевывает доверие пациента и стремится стать для него не только врачом, но и другом, потому что расположение, лояльность и открытость больного – это важное условие для осуществления эффективной терапии. В ходе беседы специалист делится историями злоупотребления спиртным, похожими на ситуацию пациента, которые закончились очень плохо. Рассказывает их врач в ненавязчивой форме, чтобы у алкоголика не возникло мысли, что его запугивают, так как это может привести к прямо противоположному эффекту. Он преследует другую цель – натолкнуть человека на размышления о том, что алкоголизм может разрушить его жизнь, и что нужно взять себя в руки и прекратить пьянство. Когда пациент утвердится в этом мнении и самостоятельно примет решение не пить, терапию можно считать успешной;
  • Гипносуггестивная терапия. Это разновидность внушения, которое проводится в состоянии гипнотического сна. Сеанс делится на 3 этапа: усыпление с помощью монотонных звуков, внушение, во время которого психотерапевт дает больному необходимые для излечения установки и дегипнотизации – выведения из сна. Курс гипнотерапии состоит из 10-15 сеансов;
  • Семейная психотерапия. Такой сеанс проводится при участии пациента и его семьи. Задача психотерапевта – выявить причины конфликтных ситуаций в семье, помочь выработать правильную модель поведения алкоголика и его родных, чтобы они могли избежать конфликтов во время лечения и в будущем, когда он будет вести трезвый образ жизни;
  • Аутогенная тренировка. Это метод саморегуляции, поэтому он показан только тем людям, которые приняли твердое решение бросить пить и готовы ему следовать. Во время такой тренировки больной делает определенные упражнения на расслабление, повторяя во время них словесные формулы – самовнушения. Результатом таких воздействий становится умение пациента снимать стресс и достигать расслабленного состояния без помощи алкоголя. Приобретенная во время лечения самодисциплина помогает не свернуть с правильного пути;
  • Метод когнитивно-поведенческого подхода досконально объясняет зависимому все преимущества трезвой жизни, мотивируя его отказаться от выпивки. Успешность этого варианта терапии зависит от того, насколько сильно желание пациента вылечиться;

  • ТЭС-терапия. Прогрессивный, но не очень распространенный пока метод, помогающий воздействовать на участки головного мозга, отвечающие за удовольствие, с помощью электростимуляции. После процедуры наблюдается выброс в кровь эндорфинов, известных как гормоны счастья. Больной ощущает прилив хорошего настроения, что помогает ему забыть об алкоголе.

Некоторые пациенты понимают, что больны и знают о тяжких последствиях алкоголизма, таких как абстинентный синдром и деградация личности, но не могут справиться с этим самостоятельно, потому что зависимость от спиртного на физическом уровне слишком сильна.

Зачем нужна помощь психотерапевта семье алкоголика

Близкие люди страдающего от алкоголизма человека нуждаются в психологической помощи не меньше него самого, и на это есть несколько причин. Жизнь рядом с зависимым человеком превращается в испытание на прочность – постоянные скандалы, упреки и ругань не способствуют миру в семье.

Конфликты происходят потому, что родственники крайне обеспокоены проблемой алкоголизма – они живут в постоянном стрессе, думая о том, как помочь зависимому выйти из этой ужасной ситуации, а сам он в то же время не считает, что болен, и продолжает выпивать.

Это положение дел вызывает у членов семьи алкоголика такое известное в психологии понятие как созависимость – патологическое состояние, в котором они поглощены контролем за действиями человека, имеющим на них огромное влияние.

Созависимость выливается в давление на алкозависимого (при этом часто наблюдается чувство вины), заставляет контролировать его действия и оказывать навязчивую помощь. Находясь в этом состоянии, люди забывают о себе, игнорируют свои потребности, подчиняя все свои мысли решению проблем алкоголика. Созависимость может стать причиной появления психосоматических заболеваний, поэтому это состояние тоже нуждается в лечении.

Неблагоприятная психологическая обстановка в семье, конечно, же, не способствует излечению от зависимостей, поэтому родственники алкоголика должны начать его исцеление с себя.

Им нужно избавиться от тревожного и угнетенного настроя, поверить в свои силы и знать, что положительные изменения в состоянии больного начнутся только тогда, когда его будут окружать сильные и психологически здоровые люди. Это поможет разорвать замкнутый круг обид и упреков и позволит зависимому посмотреть на сложившуюся ситуацию трезво.

Обращаться за помощью к специалистам нужно при появлении таких признаков:

  • постоянные мысли о том, как помочь алкоголику;
  • надежда на то, что скоро все само наладится;
  • чрезмерна забота об удобстве больного;
  • страх, что прошедший лечение алкоголик снова начнет пить;

  • чувство отчаяния, агрессия;
  • ощущение беспомощности;
  • жалость к пьющему.

Психотерапевт поможет родственникам наладить с больным доверительные отношения, научит их жить своей жизнью, помогая ему, а не упрекая.

Нормализация психологического климата в семье – необходимое условие для результативной терапии пьянства.

Помимо работы с психологом для таких семей существуют специализированные курсы, на которых рассказывают о том, как проходит лечение алкоголика, какие эмоции и переживания он испытывает в этот период. Даются советы, как помочь психологически пережить ему это непростое время и избежать новых конфликтов.

Также психологи объясняют, что не следует проявлять чрезмерную опеку и контроль, потому что это раздражает и злит бывшего алкозависимого, создавая дополнительное нервное напряжение, которое может обернуться срывом.

Психологическая помощь при алкогольной зависимости – это очень важная составляющая эффективного лечения пристрастия к спиртным напиткам. Успешность терапии заключается в осознании человеком своей проблемы, и готовности работать над собой для ее устранения.

Близким пьющего человека не стоит надеяться на то, что это пагубное пристрастие пройдет само по себе – при обнаружении первых признаков влечения к спиртному нужно сразу воздействовать на алкоголика психологически, ведь чем раньше начать лечение, тем быстрее зависимый справится со своей разрушительной привычкой.

Видео в тему