Главная · Стоматит · Хирургия голыми руками: Вся правда о филиппинских хилерах. Как делают операции без инструментов. Волшебство рук хилеров

Хирургия голыми руками: Вся правда о филиппинских хилерах. Как делают операции без инструментов. Волшебство рук хилеров

Леонид КУЗНЕЦОВ
ОПЕРАЦИЯ БЕЗ НОЖА?
"Мы видели, как руки вошли в тело больного и показалась кровь. Четыре пальца врачевателя пронзили живот мужчины. Затем двумя или тремя пальцами он осторожно проткнул череп пациента, каждый раз вынимая оттуда окровавленные кусочки ткани и сгустки крови. Снова и снова мы старались увидеть, как блеснет на свету скальпель или появится выражение боли на лице оперируемого. Но ни скальпеля; ни перемены лица не было. Пациент не испытывал ничего, что вызывало бы напряжение, он сам спокойно наблюдал за работой врачевателя. Через три минуты он встал с ложа. Когда он проходил мимо нас, мы прикоснулись к его лбу, надеясь обнаружить след раны. Кожа была чистой.
Излагая эти впечатления на бумаге, я прихожу к выводу: я учился лечить людей другими методами, указанными наукой. Но, познакомившись с новым видом "врачевания", я спросил себя: что такое десять, двадцать или даже тридцать лет обучения, чтобы овладеть новейшей медицинской техникой, по сравнению с этим? Ничего".
Это рассказ двадцатипятилетнего врача из Западной Германии, опубликованный на страницах одной из самых крупных филиппинских газет "Таймс джорнэл" за 17 сентября 1980 года.
Приехав на Филиппины, я, естественно, старался узнать о стране как можно больше, меня интересовала жизнь, обычаи, традиции и т. д. Статья выпускника современного медицинского учебного заведения Рольфа Куля о филиппинских врачевателях, которую он, кстати, писал вместе со студенткой биологического факультета и которая попалась мне на глаза, не произвела на меня тогда особого впечатления. Это был рассказ о чуде. Что ж, Восток богат чудесами, не менее захватывающими, чем протыкание черепа человека пальцами. Но я вырезал из газеты репортаж Куля и положил его в папку, которую назвал "Традиции, обычаи, чудеса и курьезы".
Надо сказать, что эта папка наполнялась быстрее, чем все остальные. Ну, например, по таким разделам, как "медицинское обслуживание", "положение трудящихся", "кто есть кто в Юго-Восточной Азии" и другие. Чего только нет в этой папке! Вот, скажем, репортаж чуть ли не на всю полосу о том, как начало кровоточить сердце статуи девы Марии, находящейся в одной из церквей города Багио. В репортаже говорится, как открылись вдруг на статуе раны, как потекла кровь, как даже раздался голос самой девы, и написал это для серьезной и широко читаемой газеты г-н Джувинал К. Гереро, член верховного суда Филиппин, бывший губернатор провинции Ла Унион (он занимал этот пост одиннадцать лет, дважды признавался лучшим губернатором страны). Авторитетная личность. Я побывал в церкви, где произошло чудо. Видел статую девы Марии и засохшие капли крови на ней. Правда, врачи Багио сказали: при анализе так неожиданно появившейся крови оказалось, что в ней отсутствуют кровяные клетки, а добавить чего-либо определенного они не могут. Тем не менее популярность церкви в Багио выросла чрезвычайно. Сегодня, пожалуй, никакая другая не собирает столько верующих, чем эта.
Вместе с относительно современными "чудесами" живут на Филиппинах и свои, древние, родившиеся задолго до того дня, когда высадился на их берегах Магеллан с католическим крестом и с девой Марией. Так, например, филиппинский крестьянин не должен начинать уборку риса в полнолуние, иначе он лишится всего урожая, а его жена - подметать двор в момент наступления темноты - она может тем самым потревожить духов, живущих под землей. Это очень опасно, так как духи весьма обидчивы и в отместку, чего доброго, лишат либо женщину, либо ее мужа зрения. Но если неосторожная хозяйка вовремя спохватится и попросит прощения, то все обойдется.
В горах центрального Лусона мне посчастливилось увидеть много диковинного. Например, гадание по внутренностям животного, в результате чего мы узнали, что наше путешествие в Сагаду (а это высоко в горах по опасной дороге) будет успешным. И действительно, уже часа через полтора после того, как мы выехали из города Бонток, где проходило гадание, мы попали в небольшое селение и нам позволили присутствовать на интересной церемонии. Она началась с того, что закололи поросенка, на него положили траву, рису и начали молитвы. Точнее, молилась в основном старая женщина. Судя по всему, она обращалась со своей просьбой (исцелить дочь одного из жителей деревни) к деревьям, горам, пробегавшим по небу облакам.
На самом же деле, пояснил сопровождавший меня преподаватель университета Филиппин, молитва обращена главным образом к "аниту". Аниту это дух, который живет на земле, но он либо невидимка, либо хорошо прячется. Аниту всемогущ. Он может помочь человеку, но способен и принести ему много неприятностей. Вероятно, он за что-то обиделся на крестьянина, вот почему его дочь заболела.
Надо отдать должное главному лицу в этой церемонии. Воспользовавшись тем случаем, что аниту уже принесены жертвы, то есть за все заплачено, что собрался народ, старуха после изложения просьбы помочь заболевшей девочке не остановилась. Она сообщила аниту о тревогах односельчан, добрых и трудолюбивых, намекая на то, чтобы всемогущий вошел в их положение. "Парпакем нан ликхат ми", - начала она, то есть отведи все беды, главным образом крыс, от наших полей, помоги собрать урожай...
Я спросил участвовавших в церемонии, поможет ли аниту. Сомнений ни у кого не было. Даже у ветеринара, который оказался в ту пору в селении.
- А как вообще с верованиями? - обратился я к мужу главы церемонии. Говорят, вы, бонтоки, не запираете свои дома, не вешаете замки на амбары, а урожай в поле охраняет только срезанная с дерева ветка, которую прежде, чем воткнуть в кучу зерна, заговорят?
- Так-то оно так, - ответил старик. - Но уже нередки случаи, когда воруют рис, без спроса и позволения входят в жилище. И все от книжек, от грамоты. Молодые считают, что они умнее стариков, больше нас знают. Они научились читать, писать да играть в карты. Вот они и нарушают наши обычаи! Хорошо, что родители девочки придерживаются старых правил и не повезли больную к врачу. А что такое врач? Это ведь не аниту. Да и врач берет дорого...
В Сагаде я убедился в том, что действительно игороты хоронят или по крайней мере хоронили до недавнего времени своих наиболее уважаемых родственников в подвесных гробах. В скале вырубается небольшая ниша, потом вбиваются деревянные колья - они-то вместе с выступом и держат гроб. Здесь соблюдают, например, ритуал "апей", проводимый для того, чтобы "согреть поле", которое решено засеять рисом. Разводится костер, на нем кипятят воду и выливают ее на землю, затем приносят в жертву огню курицу, обязательно черную или по крайней мере темную; участники церемонии разогревают себя рисовой водкой и т. д.
Дохристианские верования живы не только в горном Лусоне, на острове Панай беременным женщинам не рекомендуется смотреть на закат, иначе ребенок родится со множеством родимых пятен. На острове Сулу бездетным женщинам предлагается носить пояс из обезьяней шкуры, чтобы забеременеть. На острове Минданао во всех трудных, а тем более сомнительных случаях некоторые народности советуются с луной. Ну и, наконец, повсюду на Филиппинах распространена вера в антинг-антинг. Это амулет, защищающий от дурного глаза, от пули врага. Он приносит удачу и крестьянину, который ставит свои последние гроши на петуха, участвующего в петушиных боях, и богачу, решившему попытать счастья в игорном заведении Лас-Вегаса. Антинг-антинг может быть медальоном, в котором хранится кусочек бумажки с изречением из Библии, или изображением девы Марии, или зубом кабана, монеткой, ракушкой.
Местные верования обогащаются, а точнее пополняются в результате общения с соседями. У каждого есть чем похвастаться. В Сингапуре я видел немало официальных учреждений, которые занимаются тем, что обеспечивают безопасность жилья от злых духов, от злых людей, от злых проявлений стихии. В Малайзии мне довелось присутствовать при охоте за икан акунг, то есть за "королевской рыбкой". Когда спели свои последние перед сном песни птицы, убрало предзакатные лучи тропическое солнце, Маджид сел за весла, зажег факел и направился вдоль берега. Вдруг в свете колеблющегося пламени появилась небольшая рыбка с крестиком на голове, сверкающая нежным золотом чешуи. Свет действует на нее как гипнотизер. Она застывает. Тут же сачок переносит пленницу в круглую банку. Это большая удача. Обычно за икан акунг охотятся ночами. Ее ловят на счастье: золотая рыбка должна принести большое богатство. Посему ценится она очень дорого и по карману лишь тем, у кого и без нее уже много золота. Икан акунг приобретают оловянные и каучуковые "короли", владельцы предприятий, производящие современнейшее оборудование на компьютерах - как-никак дополнительный союзник в жестокой конкурентной борьбе.
Меджид рассказал мне еще много интересного. Ну, например, о китайце в их деревне, который поднимает мертвецов и даже заставляет их ходить. Эта операция нужна в том случае, когда кто-то умер далеко от родной деревни, а родственники хотят, чтобы он покоился рядом с могилами предков.
"Этих людей мы называем "ходоками", - уточняет Меджид, - и, когда они приводят умерших в деревню, все прячутся по домам, окна плотно занавешиваются, потому что, если живой человек посмотрит на возвращающегося к могиле мертвеца, он тут же погибнет".
На филиппинском острове Сулу муж, жена которого беременна, не имеет права рыть могилу или делать гроб, ибо тем самым он укоротит жизнь своего будущего ребенка.
Все эти верования, ритуалы, свидетельства и передающиеся из поколения в поколение рассказы о чудесах складываются в определенную систему взглядов, центром которых являются сверхъестественные силы, проявляющие себя по-разному в разных ситуациях. Однако с развалом колониальной системы, распространением знаний благодаря усилиям просветителей магия и все, что связано с ней, уже теряет свои позиции. Люди узнают, что их верования направляются против них же чужеземцами.
В свое время полковник Лэнсдейл, главный представитель ЦРУ США на Филиппинах, организуя подавление крестьянских выступлений, широко использовал веру в вампиров. Специально подготовленные агенты убивали человека, протыкали ему шею в двух местах и подвешивали вниз головой. Одновременно распускался слух о том, что коммунисты обладают способностью превращаться в вампиров. И вот крестьяне находят обескровленный труп. Многие в ужасе покидали родные места, ослабляя тем самым повстанческие отряды. Когда о хитрости Лэнсдейла стало известно, у многих филиппинцев зародилось сомнение, действительно ли существуют небом данные носители недобрых (а значит, и добрых), сверхъестественных сил.
В Гонконге меня поразило огромное количество хиромантов, астрологов, гадалок. Но самые популярные в народе сейчас члены общества "Хак тао" "Черная тропа". Их называют "да сиу ян", или "наносящие удары по людишкам". Как правило, "наносящие" - это старухи, одетые в традиционные черные платья. Они держатся группками, каждая из которых, как сказал мне журналист из "Саус чайна морнинг пост", "шабаш ведьм в миниатюре". Ведьмы популярны тем, что они активно вмешиваются в человеческие отношения.
- Например, рабочего обидел хозяин, - рассказывали мне. - Конечно, властям жаловаться опасно, призывать к стачке еще опаснее, за любой протест - арест. Обиженный идет к "да сиу ян" и просит наложить проклятие на хозяина, который в данном случае благодаря своим гнусным чертам переносится в разряд "людишек". Ведьма охотно соглашается. Орудия ее колдовства - чашка риса, кадило и пара шлепанцев. Итак, за дело. Перво-наперво старуха пишет на бумажке имя обидчика. Затем бумажку поджигают и, когда пламя разгорается, в ход идут шлепанцы. "Да сиу ян" бьет ими по пламени, нанося таким образом удары по ничтожеству, то есть по обидчику. Одновременно она рассыпает рис, подкармливая и подкрепляя таким образом злых духов, которые должны наказать хозяина. За проклятие обидчику обиженный платит доллар, от силы два. Но, если человек попросит проклинать кого-то целый день, то стоимость экзекуции, естественно, возрастает, порой до десяти-двадцати долларов.
- Ну и как, - полюбопытствовал я, - действует?
В ответ журналист пожал плечами. Но зато другая журналистка Френа Блумфилд, специалистка по народным верованиям, также долгое время живущая в Гонконге, абсолютно уверена в том, что "людишки", как правило, стойко переносят удары "да сиу ян".
В этой ситуации все большую и большую популярность приобретают филиппинские врачеватели, ибо их деятельность, их магия представляются как реальность. С годами эта мысль стала утверждаться все настойчивее. Слава о хилерахе ("хилер" от английского слова heal - врачевать) разнеслась по всему белу свету. Сопровождаемая, кстати, невероятным количеством описаний впечатлений, комментариев, предположений, догадок, гипотез, вопросов. Еще бы! Хирургическая операция без ножа! Как же не побывать у хилера? На Филиппинах зарегистрировано около пятидесяти известных врачевателей. 15 января 1983 года было объявлено о создании кружка филиппинских хилеров. Не все, однако, вошли в него. Некоторые предпочли остаться вне общества.
Однажды (была суббота) я взял вырезку статьи немецкого врача, к которой прибавились десятки других, перечитал их и отправился к Алексу Орбито, одному из ведущих на Филиппинах хилеров. Проехав километров двенадцать по улице Эпифанио де Лос Сантос (она напоминает наше Садовое кольцо и выполняет почти те же функции, только несколько уже и с большим количеством автомашин, так что на каждый километр уходит минут десять-двенадцать), мы свернули налево и облегченно вздохнули - тихий район, с редкими прохожими. На улице Мэрилэнд под номером 9 стоит обычный одноэтажный дом. Перед ним за плотным забором крошечный садик со скамейкой, крыльцо. На нем стол с книгой, куда нужно записать свою фамилию. Я уже был в этом списке пятьдесят седьмым, хотя до начала приема и, естественно, операций, то есть до 10.30, оставалось полтора часа. Прибывшие ранее пятьдесят шесть человек расположились тут же, на крылечке, другие прошли в узкую комнату, напоминающую крохотный кинозал со стульями (штук сорок, не больше), выстроенными в два ряда. Вместо экрана стеклянная перегородка. За ней помещение размером четыре метра на восемь со столом. На нем Библия, две полуторалитровые бутыли с водой и тарелка с тампонами из ваты.
За столом портрет Христа, перед столом лежак-каталка. Это и есть операционная. Дверь из нее выходит во внутренний дворик, где я увидел уток, кур, собаку в большой клетке ("очень злая, выпускаем только ночью", - объяснили мне), тут же разгружали небольшой автомобиль, тут же на керосинке что-то варили или разогревали. Если с парадного крыльца пойти направо, то попадаешь в большую комнату. Это гостиная. На стенах газетные вырезки статей на медицинские темы, плакаты. В целом же гостиная чем-то напомнила мне антикварную лавку после распродажи - раскуплено все ценное, все произведения мастеров, остались вещи, не представляющие ни художественного, ни исторического интереса: фигуры коней, японские фонарики, вазы, темный стол, плетеный диван. Все разного цвета, стиля, возраста, и все это кажется мрачноватым, думаю, это еще потому, что сюда слабо проникает солнечный свет.
За узкой дверью - маленький кабинет. Пока мы ждали в гостиной, к нам подошла девушка с пачкой книг под названием "Лечение верой и психохирургия". Книга вышла недавно. Ее можно купить. Здесь, в доме хилера, она стоила несколько дороже, чем в городской лавке.
- Почему?
- Как вы знаете, настоящие хилеры за лечение денег не берут. Настоящий хилер не должен злоупотреблять ни вином, ни амурными увлечениями. Вы можете, конечно, отблагодарить подарком. А если деньгами, то их следует отнести в клинику по соседству. Там их примут. Когда хилеру понадобятся деньги на приобретение ваты или починку, к примеру, стула, он пойдет в ту же клинику и возьмет там со "счета" столько, сколько ему требуется. Нам не хватает средств. Продажа книг в какой-то степени компенсирует эту нехватку".
(Справедливости ради следует сказать, что другие хилеры не столь щепетильны и деньги берут, при этом величина суммы их не смущает, наоборот - чем больше, тем лучше.)
Но вот в комнату вошел Алекс Орбито. Среднего роста, в белой рубашке и темных брюках. Кто-то сказал мне однажды, что ботинки с каблуками чуть выше обычных свидетельствуют, что их владелец страдает комплексом неполноценности. Но хозяин дома Алекс Орбито, которого я увидел, не страдал вышеупомянутым комплексом. Волевое лицо обнаруживало характер твердый, решительный.
Впоследствии, когда мы стали часто встречаться с А. Орбито, я убедился, что он прекрасный оратор, хотя ораторскому искусству не обучался, так же как и медицине. Солидная голливудская компания хотела пригласить Алекса на роль сурового и мудрого судьи, не знающего никаких эмоций. Но Алекса Орбито можно было бы пригласить и на роль добродушного, простого парня, ибо его улыбка очаровательна. Эта улыбка на какое-то мгновенье заставила меня забыть, что передо мною человек, чье имя уже вошло во множество книг и статей.
- Да, да, - сказал Алекс Орбито, увидев меня, - вы будете стоять рядом, вы можете фотографировать, а сейчас извините, я вас покину на пять минут, меня ждет австралийский корреспондент, приехал взять интервью.
Алекс Орбито относится к прессе с уважением, однако редкому журналисту рассказывает о себе. Он сын шофера, однажды он во сне увидел лицо незнакомой женщины. А утром сосед привел к нему именно ее и сказал: "Помоги..." - "Чем?" - удивился юноша. В тот момент на него нашло какое-то озарение, и он извлек из живота больной что-то, что, по всей вероятности, было причиной хвори, ибо женщина почувствовала себя лучше. Это была первая операция, после которой последовали сотни других.
Дверь скоро открылась, и Алекс Орбито, обращаясь к своей помощнице, а ею была молодая француженка, выпускница Сорбонны, сказал: "Начинаем". Не переодеваясь в халаты, не облачаясь в какие-либо "доспехи" хирурга, Алекс Орбито сел за стол операционной и, обхватив голову руками, закрыл глаза. И ассистенты и больные запели молитву. Видимо, туча открыла солнце, оно заглянуло в окно, ярко блеснули покрытые лаком ногти хилера.
Но вот молитва кончилась. Алекс Орбито встал. Первой легла на топчан филиппинка лет тридцати. Орбито приспустил ей джинсы, руки ушли в живот, через секунду показалось нечто похожее на целлофановую пленку в капельках крови. Она оборвалась. Орбито снова "утопил" руку и извлек обрывок. Женщина, чуть покряхтывая, встала и вышла во дворик. Я последовал за ней.
- Что вас беспокоило? - спросил я женщину.
- Моя соседка - женщина злая, мало того, с дурным глазом. Она подбросила мне что-то в пищу. Теперь чувствую себя хорошо.
Я вернулся к операционному столу. На нем лежал уже австралиец, тучный мужчина лет шестидесяти. Снова руки Алекса Орбито ушли в живот, на этот раз он извлек сгусток крови.
- На что жаловались? - спросил я австралийца, когда он встал со стола.
- Болел желудок, - тихо ответил пациент.
Потом операционный стол или операционный стул (Алекс Орбито одновременно удалял кисту, открывал ухо и что-то вынимал оттуда у больных, садившихся на стул) начали поочередно занимать члены западногерманской туристской группы.
- Как вы чувствовали себя в момент операции? - задал я вопрос женщине, которая жаловалась на поджелудочную железу.
- Приятное щекотание и больше ничего, а сейчас чувствую легкое жжение.
- Сложные операции, - комментировал мой знакомый Хаймсе Ликауко, автор четырех известных книг о хилерах. - Но были и сложнее. Одному американцу, страдавшему головными болями, он вскрыл (голыми руками, естественно) затылок, извлек сгустки крови и снова закрыл.
- Следующий... - подавал голос Алекс Орбито.
Операции занимают максимум две минуты. Один из хилеров за одиннадцать месяцев прооперировал две тысячи пациентов.
О филиппинских хилерах издано невероятно много книг и статей. Появились гипотезы и теории (в основном их авторы верят, что операции без ножа возможны), в одной из которых предполагается, что на кончиках пальцев врачевателей сосредоточивается неведомая нам энергия, которая не разрывает ткани и, раздвигая молекулы, позволяет пальцам проникнуть в тело. Высказывается предположение, что хилер способен создавать некое магнитное поле, и, если оно совпадет с магнитным полем Лусона (авторы теории утверждают, что оно есть, что оно особенное, почему, мол, операции могут делать только филиппинцы и только на острове Лусон, а лучше всего в провинции Пангасинан, откуда вышли все знаменитые хилеры), то можно делать операции. Магнитное же поле или неведомая энергия обеспечивает стерильность пространства над образующейся раной, которая бывает открытой лишь на мгновение. Другие считают, что никакого вскрытия тела не происходит. Хилер, являясь носителем астральной энергии, направляет ее в тело больного, она быстрее, чем рентгеновские лучи или радиоволны, достигает больного места, дематериализует его, выносит из тела, после чего оно снова материализуется и в своем первоначальном виде уже выбрасывается в сосуд для извлеченной хвори. Эта теория принадлежит доктору Хансу Наечели, президенту швейцарского общества физических исследований.
Да, хилерам приписывают сверхъестественные силы: способность создавать неведомую энергию, способность направлять ее именно в то место, которое нуждается в лечении. Утвердилось мнение, что именно отсюда их популярность. Однако я пришел к твердому убеждению, что популярность врачевателей зиждется и процветает главным образом на другой почве. В числе вырезок о чудесных исцелениях у меня лежит статья о хилерах-стоматологах. Они, правда, зубы не лечат, а только удаляют их. Но уж вырывают любой зуб. Причем либо голыми руками, либо с помощью палочки, гораздо реже щипцами. И главное - совершенно безболезненно, почти без всяких неприятных последствий. В университете Филиппин на эту тему была даже защищена диссертация. Ее автор Констанца Фернандес Клементе. Психолог по образованию, она несколько месяцев наблюдала, как хилеры удаляли зубы голыми руками. Однажды у нее самой возникла нужда, необходимость и она пошла к дипломированному стоматологу, - следовало удалить зуб. Но так как она вот-вот должна была родить, то врач, опасаясь возможных последствий, не решился взяться за щипцы. Он посоветовал обратиться к знахарю. И хотя, делится впечатлениями Клементе, коронка зуба не совсем вышла, Родольфо Лаганзод Каминонг в мгновенье ока, а точнее за три секунды, вытащил его, используя, правда, щипцы. Никакой боли ни во время операции, ни после нее Клементе не почувствовала.
Способность избавлять людей от боли Каминонг объяснил так: "Своим даром я обязан богу. Однажды, когда я жил еще в городе Олонгапо, ко мне прилетел сизый голубь и сообщил о том, что я могу вырывать зубы".
К другому стоматологу Хуну Мелдия озарение пришло в иной форме. "Мне было шестнадцать лет, - передает его рассказ газета "Таймс джорднэл". - Во время праздника, когда я выпил слишком много вина, я услышал, как человек жалуется на зуб. Я попросил его открыть рот, взял зуб. Я даже не знал, что вырвал его, и понял это только тогда, когда пошла кровь". Вот уже десять лет, добавляет газета, Мелдия удаляет зубы. Все тем же способом, то есть голыми руками, только сейчас он кладет на больной зуб носовой платок, чтобы не скользили пальцы.
В городе Замбоанга, на острове Минданао, я остановился в гостинице "Лантака". Я встречался в городе с местными газетчиками, издателями, политическими деятелями, фотографировал город, его окрестности. И вдруг у меня заболел зуб. Заболел в субботу. За ночь щеку раздуло так, что страшно было смотреть. Надежды на то, что успею долететь до Манилы, не осталось, и я пошел к администратору гостиницы с просьбой указать мне адрес врача. Администратор-девушка, выслушав меня, сказала, что в воскресенье известный стоматолог, выпускник столичного университета, не принимает. Но в десяти минутах ходьбы от гостиницы врачует замечательный умелец. "Идите к нему, улыбнулась администратор, - не пожалеете, да и берет он недорого".
Скоро такси - "трайсакл" (мотоцикл с коляской) остановился около одноэтажного дома. На стук в калитку появилась женщина и пригласила войти. Комната, в которой меня попросили подождать врача, была обычной. Изредка сюда заходили со двора куры (дверь не закрывалась, потому что сквозняк единственное спасение при жаре, а жара стояла сорокаградусная), их выгонял мальчик лет семи. Куры убегали, потом появлялись снова. Минут семь я наблюдал за мальчиком, когда наконец появился сам хозяин. После приветствий и короткого знакомства (врачеватель видел, что мне худо) я сел в кресло, отличавшееся от остальных большим размером. Никаких уколов, никаких протираний. Исцелитель взял щипцы и... Моя операция прошла, может быть, даже быстрее, чем у Констанцы Клементе, во всяком случае, не три секунды. Но зато в отличие от нее боль я почувствовал острейшую. Потом еще часа три после операции я чувствовал боль. Тем не менее я был благодарен за своевременную помощь. Что было бы со мной, если бы не врачеватель?
Вот именно этот вопрос я и задаю сейчас, чтобы объяснить (отчасти, конечно) популярность народных врачевателей. Задачи здравоохранения на Филиппинах далеко не решены. Уже после того, как я стал забывать о вырванном зубе, состоялась беседа с мэром города. И я узнал, что на два с половиной миллиона жителей Западного Минданао, куда входит и Замбоанга, всего 240 врачей. Из этого небольшого количества только сорок специалистов работают в сельской местности. К кому же обращаться больному? Он и смотрит на хилера как на спасителя, он его последняя надежда. Да и платить ему надо несравненно меньше, чем дипломированному врачу. Если в Маниле только за то, чтобы подготовить зуб к пломбе, мне нужно было выложить 150 песо, то в Замбоанге за всю операцию я отдал всего 25. Да и то потому, что я иностранец. Местный пациент заплатил бы в пять раз меньше или отблагодарил за помощь полдюжиной яиц.

03.09.2015

Умы обывателей уже несколько лет будоражат истории и легенды о людях, якобы делающих хирургические операции без применения какого-либо медицинского оборудования и инструментов, путем хитрых манипуляций и пассов рук. Но давайте обо всем по порядку…

Филиппинские хилеры

Феномену филиппинских хилеров не так много времени. Первый известный «хирург от бога» появился не более 60 лет назад. Хилеры (от английского heal - исцелять) совершают чудеса, которые не может пока объяснить современная наука. Они делают сложнейшие операции без скальпеля, в грязных лачугах, за считанные минуты.

После их действий на теле пациента не остается шрамов, разрезов и вообще видимых следов какого-либо вмешательства. Эти операции неоднократно фиксировали на камеры, исследовали образцы крови и тканей, извлеченных из тел больных, однако полностью зафиксировать все детали операции ни разу не смогли. Все ткани были признаны принадлежащими пациентам (но не всегда, об этом ниже), так что сам факт операции подвергать сомнению не приходится.

Сами хилеры рассказывают, что они исцеляют верой и ссылаются на библию, согласно которой, Христос исцелял только силой веры и предрекал, что будут и другие такие же целители. Исследователи могут предположить, что эти филиппинские лекари как бы выходят в другое измерение. Особая энергия раздвигает клетки тканей, не повреждая их. Таким образом, когда целитель извлекает руки из пациента, ткани смыкаются без повреждения.

В этом же заключается причина обезболивания. Все пациенты в один голос утверждают, что не чувствуют ничего, кроме легкого покалывания в месте операции. Эта же энергия как бы стерилизует руки «хирурга» операцию и окружающие ткани. Иногда извлеченные части не являются органическими, то есть не принадлежат живым существам. Таким образом, хилер извлекает некое вещественное воплощение всех негативных энергий.

Правда, несмотря на все это, люди как всегда делятся на два лагеря: скептиков и верующих. Одних не убеждают записи, так как используя возможности кино даже в 20 веке, можно было снять все, что угодно и как угодно. В свою очередь сторонников метода психической хирургии не разуверяют даже разоблачения самого известного из филиппинских хилеров - Агпао. На одной из операций которого был зафиксирован подлог с его стороны.

Ариго - Жозе Педро де Фрейтас

Как это обычно бывает, сверхспособности к медицине обнаружились у того, кто к ней не имеет отношения. Ариго был обычным поденным рабочим и рудокопом. Когда же у него проявились способности, он стал принимать по 1 000 человек день. У него имелась клиника в Белу Оризонти (город в Бразилии). Может быть, это странно говорить про кудесника, но у чудотворца хорошая статистика.

Ариго никогда в течение своей практики не был уличен в обмане. Он даже прошел испытания, устроенные для него профессиональными врачами. Правда, как утверждает Виктор Спаров (известный исследователь в области парапсихологии): так или иначе, но Ариго все равно никто серьезно не проверял, но те тесты, что у него были, он выдержал с честью.

Официальная медицина лучше

Конечно, все эти истории завораживают, но все же не стоит полагаться на случай и умение чудотворца. Лучше отдаться в руки родных врачей, потому что их знания носят не случайный, а системный характер. Кроме того, что делать, если вдруг во время именно вашей операции дар откажет провидцу? Лучше лечиться либо традиционным химическим, либо гомеопатическим путем.

Правда, для некоторых и гомеопатия есть прибежище шарлатанов и бездельников. На это нельзя ответить по-другому, кроме как: «У каждого есть право на выбор, лечиться тем или иным способом».

Кузнецов Леонид

Операция без ножа

Леонид КУЗНЕЦОВ

ОПЕРАЦИЯ БЕЗ НОЖА?

"Мы видели, как руки вошли в тело больного и показалась кровь. Четыре пальца врачевателя пронзили живот мужчины. Затем двумя или тремя пальцами он осторожно проткнул череп пациента, каждый раз вынимая оттуда окровавленные кусочки ткани и сгустки крови. Снова и снова мы старались увидеть, как блеснет на свету скальпель или появится выражение боли на лице оперируемого. Но ни скальпеля; ни перемены лица не было. Пациент не испытывал ничего, что вызывало бы напряжение, он сам спокойно наблюдал за работой врачевателя. Через три минуты он встал с ложа. Когда он проходил мимо нас, мы прикоснулись к его лбу, надеясь обнаружить след раны. Кожа была чистой.

Излагая эти впечатления на бумаге, я прихожу к выводу: я учился лечить людей другими методами, указанными наукой. Но, познакомившись с новым видом "врачевания", я спросил себя: что такое десять, двадцать или даже тридцать лет обучения, чтобы овладеть новейшей медицинской техникой, по сравнению с этим? Ничего".

Это рассказ двадцатипятилетнего врача из Западной Германии, опубликованный на страницах одной из самых крупных филиппинских газет "Таймс джорнэл" за 17 сентября 1980 года.

Приехав на Филиппины, я, естественно, старался узнать о стране как можно больше, меня интересовала жизнь, обычаи, традиции и т. д. Статья выпускника современного медицинского учебного заведения Рольфа Куля о филиппинских врачевателях, которую он, кстати, писал вместе со студенткой биологического факультета и которая попалась мне на глаза, не произвела на меня тогда особого впечатления. Это был рассказ о чуде. Что ж, Восток богат чудесами, не менее захватывающими, чем протыкание черепа человека пальцами. Но я вырезал из газеты репортаж Куля и положил его в папку, которую назвал "Традиции, обычаи, чудеса и курьезы".

Надо сказать, что эта папка наполнялась быстрее, чем все остальные. Ну, например, по таким разделам, как "медицинское обслуживание", "положение трудящихся", "кто есть кто в Юго-Восточной Азии" и другие. Чего только нет в этой папке! Вот, скажем, репортаж чуть ли не на всю полосу о том, как начало кровоточить сердце статуи девы Марии, находящейся в одной из церквей города Багио. В репортаже говорится, как открылись вдруг на статуе раны, как потекла кровь, как даже раздался голос самой девы, и написал это для серьезной и широко читаемой газеты г-н Джувинал К. Гереро, член верховного суда Филиппин, бывший губернатор провинции Ла Унион (он занимал этот пост одиннадцать лет, дважды признавался лучшим губернатором страны). Авторитетная личность. Я побывал в церкви, где произошло чудо. Видел статую девы Марии и засохшие капли крови на ней. Правда, врачи Багио сказали: при анализе так неожиданно появившейся крови оказалось, что в ней отсутствуют кровяные клетки, а добавить чего-либо определенного они не могут. Тем не менее популярность церкви в Багио выросла чрезвычайно. Сегодня, пожалуй, никакая другая не собирает столько верующих, чем эта.

Вместе с относительно современными "чудесами" живут на Филиппинах и свои, древние, родившиеся задолго до того дня, когда высадился на их берегах Магеллан с католическим крестом и с девой Марией. Так, например, филиппинский крестьянин не должен начинать уборку риса в полнолуние, иначе он лишится всего урожая, а его жена - подметать двор в момент наступления темноты - она может тем самым потревожить духов, живущих под землей. Это очень опасно, так как духи весьма обидчивы и в отместку, чего доброго, лишат либо женщину, либо ее мужа зрения. Но если неосторожная хозяйка вовремя спохватится и попросит прощения, то все обойдется.

В горах центрального Лусона мне посчастливилось увидеть много диковинного. Например, гадание по внутренностям животного, в результате чего мы узнали, что наше путешествие в Сагаду (а это высоко в горах по опасной дороге) будет успешным. И действительно, уже часа через полтора после того, как мы выехали из города Бонток, где проходило гадание, мы попали в небольшое селение и нам позволили присутствовать на интересной церемонии. Она началась с того, что закололи поросенка, на него положили траву, рису и начали молитвы. Точнее, молилась в основном старая женщина. Судя по всему, она обращалась со своей просьбой (исцелить дочь одного из жителей деревни) к деревьям, горам, пробегавшим по небу облакам.

На самом же деле, пояснил сопровождавший меня преподаватель университета Филиппин, молитва обращена главным образом к "аниту". Аниту это дух, который живет на земле, но он либо невидимка, либо хорошо прячется. Аниту всемогущ. Он может помочь человеку, но способен и принести ему много неприятностей. Вероятно, он за что-то обиделся на крестьянина, вот почему его дочь заболела.

Надо отдать должное главному лицу в этой церемонии. Воспользовавшись тем случаем, что аниту уже принесены жертвы, то есть за все заплачено, что собрался народ, старуха после изложения просьбы помочь заболевшей девочке не остановилась. Она сообщила аниту о тревогах односельчан, добрых и трудолюбивых, намекая на то, чтобы всемогущий вошел в их положение. "Парпакем нан ликхат ми", - начала она, то есть отведи все беды, главным образом крыс, от наших полей, помоги собрать урожай...

Я спросил участвовавших в церемонии, поможет ли аниту. Сомнений ни у кого не было. Даже у ветеринара, который оказался в ту пору в селении.

А как вообще с верованиями? - обратился я к мужу главы церемонии. Говорят, вы, бонтоки, не запираете свои дома, не вешаете замки на амбары, а урожай в поле охраняет только срезанная с дерева ветка, которую прежде, чем воткнуть в кучу зерна, заговорят?

Так-то оно так, - ответил старик. - Но уже нередки случаи, когда воруют рис, без спроса и позволения входят в жилище. И все от книжек, от грамоты. Молодые считают, что они умнее стариков, больше нас знают. Они научились читать, писать да играть в карты. Вот они и нарушают наши обычаи! Хорошо, что родители девочки придерживаются старых правил и не повезли больную к врачу. А что такое врач? Это ведь не аниту. Да и врач берет дорого...

В Сагаде я убедился в том, что действительно игороты хоронят или по крайней мере хоронили до недавнего времени своих наиболее уважаемых родственников в подвесных гробах. В скале вырубается небольшая ниша, потом вбиваются деревянные колья - они-то вместе с выступом и держат гроб. Здесь соблюдают, например, ритуал "апей", проводимый для того, чтобы "согреть поле", которое решено засеять рисом. Разводится костер, на нем кипятят воду и выливают ее на землю, затем приносят в жертву огню курицу, обязательно черную или по крайней мере темную; участники церемонии разогревают себя рисовой водкой и т. д.

Дохристианские верования живы не только в горном Лусоне, на острове Панай беременным женщинам не рекомендуется смотреть на закат, иначе ребенок родится со множеством родимых пятен. На острове Сулу бездетным женщинам предлагается носить пояс из обезьяней шкуры, чтобы забеременеть. На острове Минданао во всех трудных, а тем более сомнительных случаях некоторые народности советуются с луной. Ну и, наконец, повсюду на Филиппинах распространена вера в антинг-антинг. Это амулет, защищающий от дурного глаза, от пули врага. Он приносит удачу и крестьянину, который ставит свои последние гроши на петуха, участвующего в петушиных боях, и богачу, решившему попытать счастья в игорном заведении Лас-Вегаса. Антинг-антинг может быть медальоном, в котором хранится кусочек бумажки с изречением из Библии, или изображением девы Марии, или зубом кабана, монеткой, ракушкой.

Местные верования обогащаются, а точнее пополняются в результате общения с соседями. У каждого есть чем похвастаться. В Сингапуре я видел немало официальных учреждений, которые занимаются тем, что обеспечивают безопасность жилья от злых духов, от злых людей, от злых проявлений стихии. В Малайзии мне довелось присутствовать при охоте за икан акунг, то есть за "королевской рыбкой". Когда спели свои последние перед сном песни птицы, убрало предзакатные лучи тропическое солнце, Маджид сел за весла, зажег факел и направился вдоль берега. Вдруг в свете колеблющегося пламени появилась небольшая рыбка с крестиком на голове, сверкающая нежным золотом чешуи. Свет действует на нее как гипнотизер. Она застывает. Тут же сачок переносит пленницу в круглую банку. Это большая удача. Обычно за икан акунг охотятся ночами. Ее ловят на счастье: золотая рыбка должна принести большое богатство. Посему ценится она очень дорого и по карману лишь тем, у кого и без нее уже много золота. Икан акунг приобретают оловянные и каучуковые "короли", владельцы предприятий, производящие современнейшее оборудование на компьютерах - как-никак дополнительный союзник в жестокой конкурентной борьбе.

Меджид рассказал мне еще много интересного. Ну, например, о китайце в их деревне, который поднимает мертвецов и даже заставляет их ходить. Эта операция нужна в том случае, когда кто-то умер далеко от родной деревни, а родственники хотят, чтобы он покоился рядом с могилами предков.

Вести о чудодейственном исцелении без долгих мытарств по больницам и врачам все чаще поступают из разных уголков света. Бывшие неизлечимо больные делятся своим опытом и переживаниями, а также рекламируют филиппинских хилеров, обращение к которым улучшило их здоровье и продлило жизнь. Интерес к ним подогревают туристы, журналисты, исследователи, научные деятели. Они пытаются разобраться в происходящем и раскрыть секрет их врачевания. Кто такой хилер? Об этом и пойдет речь далее.

Кто они такие?

В силу нетрадиционной медицины, шаманов, знахарок верили всегда. Время от времени интерес к ним то ослабевал, то возрастал. Этот феномен легко объясняется тем, что отчаявшиеся вылечиться средствами традиционной медицины обращаются к целителям (именно так и переводится слово «хилер» с английского). Кто такие хилеры? В отличие от ясновидящих и тому подобных «врачевателей», они используют научные знания, но выполняют все процедуры руками, не используя технические устройства, приборы и анестезирующие вещества. Анализы и диагностика не проводятся.

Все народные целители делятся на пять категорий. Первые лечат травами и настоями. Вторые вводят пациента в медитацию и исцеляют молитвами. Третьи проводят операции без скальпеля. Четвертая группа использует магию и похожа на экстрасенсов. Пятая - практикует обычный массаж. Именно лечение травм филиппинскими хилерами стало известно во всем мире и представляет большой интерес.

Немного истории и фактов

О филиппинских врачах-хилерах известно давно. Начиная с 30-х годов прошлого века информация о них стала распространяться по всему миру. В нашу страну она пришла гораздо позже.

Самым известным филиппинским хирургом-хилером был Элеутерио Терте. Его первая операция состоялась в 1926 году. Вместо скальпеля он использовал нож. Операции он проводил голыми руками, не оставляя на теле никаких шрамов. Как он это делал - до сих пор никому не известно.

Терте помогал не только местному населению, но и американским военным. Вскоре на Филиппины приехал режиссер Ормонд. Он смог снять на пленку процесс операции и сделать фильм, который затем показывался во многих странах. Так Элеутерио стал знаменитым.

С тех пор деятельность филиппинского врачевателя привлекла внимание ученых. Их мнения разделялись: одни считали, что такие операции можно проводить только натренированными и ловкими руками, другие признавали присутствие мистики.

Профессор физики Стеллер, долго наблюдавший за ходом медицинской процедуры, отверг эту версию. Он доказал, что действия хилера мало чем отличаются от стандартного набора движений обычного хирурга.

Позже к исследованию подключился японский профессор медицины Исаму Кимура. Он делал анализ крови пациентов до операции и после нее. В результате исследования было обнаружено, что состав послеоперационной крови имел сгустки неорганического происхождения. Медик предположил, что болезнь материализовалась в комочки и выходила из организма в таком виде. Его слова подтвердил и сам хилер: Элеутерио рассказал, что именно так недуг трансформируется в плохую энергию и покидает тело человека.

Ученые изложили свои исследования в статьях, что привело к всемирной известности Терте. К нему стали выстраиваться очереди из больных, журналистов, ученых и просто любопытных зевак. Предприимчивые земляки стали использовать популярность целителя для повышения экономики и основали индустрию бизнеса. Сейчас на Филиппинских островах можно найти множество предложений от хирургов-хилеров. К сожалению, не все они настоящие врачеватели. Среди них немало мошенников, которые пользуются доверием людей, внушая им мысли о выздоровлении под действием гипноза.

Мнение журналистов о деятельности хилеров

Рассказать всю правду о филиппинских хилерах решили и журналисты. Они старались описывать жизнь и работу целителей на основе своего наблюдения и опыта общения. Некоторые из них жили в домах хилеров и присутствовали на всех операциях. Они считают, что врачеватели имеют дар, который пока мало изучен и не поддается научному объяснению. Журналисты видели, как после обычного массажа руки целители легко проникают внутрь человека и извлекают оттуда пораженные участки органов. Больные во время операции ничего не чувствуют. Возможно, они находятся под гипнозом, действием каких-то наркотических веществ и лекарств, или срабатывает сила самовнушения у очень доверчивых и восприимчивых людей.

Кроме восторженных очерков и рассказов о чудесных исцелениях, журналисты показывают и другую сторону медали. В своих статьях они рассказывают о несоблюдении элементарной гигиены и санитарных условий: народные целители могут вытирать руки об одно и то же полотенце, не мыть руки после каждого пациента, проводить операции на открытом воздухе.

Репортеры связывались с некоторыми исцеленными для того, чтобы узнать: не произошло ли заражение крови или не получил ли пациент новое заболевание, которое могло ему передаться. Как ни странно, но бывшие больные не обнаруживали у себя ничего подобного. Более того, они чувствовали себя намного лучше. Исключение составляли люди, попавшие к шарлатанам: их состояние значительно ухудшилось.

Статистика говорит, что около девяноста процентов пациентов хилеров обращались к обычным докторам за помощью по возвращению с островов, так как лечение у филиппинских врачевателей им не помогло, а у некоторых людей состояние только ухудшилось. Пять процентов больных действительно исцелялись от серьезных недугов, а пять - от небольшого недомогания, которое можно было вылечить и подручными средствами.

История хилера Алекса Орбито: опыт врачевания

Статьи знаменитого бакинского журналиста Шарифа Азадова повествуют об одном из известных целителей - Алексе Орбито. Журналист много общался с Алексом, проводя с ним целый день.

Утро хилера начиналось с чтения молитв и насыщения психических центров энергией, которую он тратил во время проведения операции. Работал он не каждый день и всего около часа. Принимал только взрослых, детей лечил с помощью манипуляций, так как боялся, что его сил и опыта недостаточно. Алекс признавался, что получил свой дар в наследство от отца, который тоже был хилером. Орбито начал практику в шестнадцать лет, когда обнаружил свои способности.

Пациентов Алекс Орбито принимал в своей операционной. Она состояла из двух разных по площади комнат, разделенных стеклянной перегородкой. В большой комнате могли присутствовать пациенты и все желающие посмотреть на операцию, а в маленькой происходило само таинство. Сначала все присутствующие хором читали псалмы. Затем появлялся хилер, и все замолкали. Он брал в руки Библию и долго читал ее. После необходимого настроя он подходил к своим «медикаментам» - баночкам с маслянистыми жидкостями и ватным тампонам - и «освящал» их. Обычно хилеру помогали две медицинские сестры. Кстати, никакой униформы у них нет: операцию они проводили в обычной одежде.

Алекс Орбито ополаскивал руки в одной из жидкостей и приступал к лечению. Путем простого массирования и надавливания на различные части тела, его руки проникали внутрь и извлекали грыжи, куски мяса, шишки, мучавшие пациентов. Кровь выступала, но ее было не так много: она напоминала тонкую розовую струйку (как от небольшого пореза). Операции длились не больше минуты. Больные не испытывали при этом никакого дискомфорта: их лица отражали спокойствие и невозмутимость.

Лечение средствами нетрадиционной медицины Алекс Орбито объяснял просто. Он воздействовал на психические центры с помощью своей энергии и восстанавливал их работоспособность, убирая все лишнее и «ремонтируя» поломки в их структуре. Ткани и сосуды он не сшивал, а спаивал положительной энергией. На это уходило много собственных сил, поэтому перед операцией хилер долго молился и настраивался на работу. В это время он ни с кем не разговаривал. После операции целитель долго восполнял свой энергетический баланс.

Истории российских врачей, посетивших хилеров

Людей, желающих попробовать на себе действие филиппинской магии, становится все больше. Среди них есть даже отъявленные скептики, желающие развенчать миф о чудесном исцелении. Как правило, это медицинские специалисты, которые решили обратиться к хилерам.

Гершанович Михаил Лазаревич, доктор медицинских наук и профессор, убежденный материалист, поехал к целителю с целью испытать его работу изнутри и удалить мучавшую его базалиому на левом глазу. Знахарь долго старался убрать опухоль, но у него ничего не получилось. Через некоторое время она стала расти, и профессору пришлось ее срочно оперировать уже в родном городе.

Наблюдая за работой многих хилеров, Михаил Лазаревич обнаружил, что в роли медсестер и помощников при операциях выступают одни и те же люди. Кроме того, почти все целители работают ремесленниками в свободное от операций время.

Другой врач, Станислав Сульдин, решил совместить отдых на Филиппинских островах с удалением камней из желчного пузыря, и обратился к хилеру. Он провел операцию и заверил, что проблем больше нет. Но по возвращении на родину врач сделал операцию по извлечению желчных камней.

Сергей Савушкин, врач-хирург, долго мотался по клиникам, пытаясь устранить последствия аварии. На Филиппинах его хромоту вылечили за три минуты, полностью восстановив ступню.

Особенности филиппинской медицины и религии

Многие задаются вопросом: «А жители Филиппин сами обращаются за помощью к хилерам?» Прежде чем ответить на него положительно, стоит разобраться в особенностях системы здравоохранения и экономики страны. Дело в том, что большая часть населения живет бедно: у многих нет даже собственного жилья. Им не по карману дорогостоящее медицинское обслуживание, поэтому целители для них - единственная возможность остаться здоровым и живым.

Правительство спокойно относится к деятельности хилеров, понимая, что данные специалисты берут на себя все обязанности по медицинскому обслуживанию бедняков. Администрации не нужно обеспечивать данную категорию граждан лекарствами и страховкой. Более того, хилеров относят к категории психохирургов, так как они воздействуют на ментальность пациентов, объединяя физическое и психическое. Такая философия близка филиппинской медицине, поэтому хилерство не запрещается.

Филиппинская католическая церковь признала хилерство проявлением божественного чуда. Она дала свое согласие на проведение исцеления. Но быть хилером, по ее мнению, очень тяжелое занятие: Бог забирает у целителя силы и здоровье в обмен на этот дар и возможность лечить.

С какими заболеваниями стоит обращаться к хилерам

Согласно статистике и мнению многих исцелившихся, знахари успешно лечат такие болезни:

Хилеры могут:

  • очистить сосуды;
  • удалить камни из почек и желчного пузыря;
  • исправить осанку;
  • устранить целлюлит и косметические дефекты;
  • избавить от фантомных болей.

Как попасть к хилерам и отличить их от мошенников

Как попасть к филиппинским хилерам? Сегодня получить консультацию или вылечиться у врачевателя достаточно просто: Интернет пестрит отзывами, туристические агентства предлагают специальные маршруты, да и сами знахари рекламируют свои услуги. Все три способа одинаково эффективны и приведут к целителю, но среди этой информации нужно суметь отыскать действительно стоящие предложения и не "нарваться" на шарлатанов.

Настоящих целителей найти сложно. Живут хилеры в трущобах или на окраинах. Они мало общаются даже с местным населением и не любят о себе говорить. Они не устанавливают плату за свои услуги, предоставляя самим клиентам решать, сколько те готовы отдать за исцеление. Как только знахари обнаруживают у себя способности к врачеванию, они проходят серьезную духовную и медицинскую подготовку, на которую уходят десятки лет.

Если хилер попросил за свою работу деньги, устроил кровавое шоу с извлечением большого количества «отходов» из человеческой плоти, мало молился и много работал - это мошенник.

Способ первый: самостоятельный розыск хилера

Хороший хилер в рекламе не нуждается. Но как же его найти человеку, проживающему на другом краю света? Для начала нужно знать, где живут и работают проверенные знахари. В основном это места, которые предпочитают туристы. Одним из таких районов считается Багио. Это северная часть острова Лусон с удивительными пейзажами и мягким климатом: сочетание теплой погоды и прохладного ветра делают проживание непривычных к жаре туристов комфортным. Именно здесь располагается много филиппинских хилеров. К сожалению, большинство из них шарлатаны. По различным подсчетам, только один из десяти найденных врачевателей является настоящим хилером.

Узнавать о целителях можно только у местного населения, желательно от совершенно разных и незнакомых друг с другом людей. Для этого нужно знать язык жителей островов, иначе они не пойдут на контакт. Только так можно разыскать хилеров, занимающихся операционным вмешательством.

Способ второй: специальные туры

Особой популярностью среди туристов пользуется северная часть острова Лусон. Именно здесь хорошо развита индустрия хилерства. Но туристов привлекает и мистика, связанная с этим местом. Доказано, что многие приборы вертолетов и кораблей выходят из строя, пока они находятся рядом. Местные жители объясняют это явление присутствием большого количества духов острова, которые не терпят инородного вмешательства в природу.

Но все это не мешает предприимчивым местным жителям организовывать туры к местным целителям. Как правило, это безобидные предложения, связанные с очищением организма с помощью снадобий, положительной энергии или оздоровительным массажем.

Способ третий: отзывы в сети Интернет и реклама

Не секрет, что большинство пациентов, обращающихся к хилерам, - это легко внушаемые люди, верящие в мистику, потусторонние силы, магию. Их сила самовнушения настолько велика, что даже в случае неоказания помощи они верят, что им стало лучше после лечения у целителя. Их мнение навряд ли будет объективно.

Тем не менее среди попробовавших на себе действие филиппинского чуда есть и те, кто может привести отчаявшегося человека к настоящему хилеру. В отзывах о филиппинских хилерах содержится информация о точном месте проживания или врачевания целителя. Пациенты подробно описывают то, что с ними произошло. В основном эти отклики положительные. Люди предоставляют информацию о заболевании до поездки и после операции в виде документов, фотографий. Отзывы дополняются положительным мнением сопровождавших их людей.

Многие известные хилеры открыли собственные клиники, и рекламу их деятельности можно легко найти в СМИ. Джун Лабо, один из них, до сих пор занимается практикой с середины 90-х годов.

Филиппинские хилеры в Москве

Наибольшую известность в России получил целитель Вергилио Гутиеррес, проживающий сейчас на острове Себу. Он приезжал в нашу страну и обучал самых достойных учеников своему ремеслу. С тех пор многие хилеры стали посещать Россию не только для того, чтобы передать свой опыт, но и для того, чтобы лечить других людей. Некоторые из них живут здесь, продолжая врачевать традиционными для них методами. Сам Вергилио ежегодно приезжает в Москву и занимается практикой.

Около двадцати лет назад в нашей стране была организована Ассоциация филиппинских хилеров, которую и сейчас возглавляет известный экстрасенс Рушель Блаво. Целители проживают в основном в Москве, проводя семинары и передавая знания нетрадиционной медицины обычным людям. Особой популярностью пользуется мануальная терапия и лечение камнями, заговорами, травами. Эти средства схожи с известными методами народной нетрадиционной медицины, поэтому полностью принимаются русским населением.

Второе знаменитое место в Москве, где можно встретить хилеров, - Дом доктора Ведова. Опытный российский хирург сам провел около четырехсот операций без скальпеля и ежегодно принимает у себя девять самых лучших хилеров островов.

Многие целители постоянно проживают в других городах России: Тюмени, Тамбове, Екатеринбурге, Томске. Они занимаются своей практикой и иногда приезжают в Москву для обмена опытом и врачевания.

Так стоит ли обращаться к хилерам?

На этот вопрос однозначно ответить сложно. Во-первых, в лечение нетрадиционными средствами нужно верить, не оставляя даже тени сомнения. На самом деле это не так сложно. Мировоззрение филиппинцев и россиян схоже в некоторых вопросах: обе нации считают, что существует мир духов, потусторонних сил и энергетики, которая может исцелить или погубить. Русские люди достаточно часто обращаются к колдуньям, знахаркам, ведуньям.

Во-вторых, лечение руками положительно действует только на тех, кто уже знаком с подобными методиками и испытывал их на себе. Это различные виды массажа, занятия йогой, психологические гимнастики и практики.

В-третьих, большую роль играют такие качества, как самовнушение и подверженность гипнозу. Они помогают настроить организм на исцеление.

Если все три фактора совпадают, то, при условии обращения к настоящему хилеру, вероятность излечения от недуга очень высока.

Если вы смотрели фильм «Любовь и голуби», то наверняка вспомните сцену, когда поклонница всего «экстрасенсорного» Раиса Захаровна рассказывает отпускнику Василию о филиппинских хилерах . По ее словам, филиппинский врач буквально руками раздвинул кожу живота – «у них там какие-то методы есть – кожа сама разошлась», достал органы и промыл их в тазу чуть ли не щеткой. И все это называлось хирургией голыми руками. Но правда ли то, что рассказывала героиня Гурченко, или филиппинская народная медицина не что иное как профанация? Подробнее об этом пойдет речь далее.

Филиппинские хилеры: лечение или шарлатанство?

С началом 90-х в нашей стране стали широко известны эти народные целители. Он якобы выполняют хирургические операции без использования каких-либо инструментов.

Деятельность филиппинских хилеров не признается современной медициной, механизм их воздействия на пациента полагается аналогичным действию плацебо, а видимое хирургическое проникновение в тело больного голыми руками и мгновенное заживление места операции считается ловкой манипуляцией.

Первая легенда

Слово «хилер » используется только в странах бывшего СССР. В остальном мире, включая Филиппины, где английский является государственным, это понятие определяется выражением «экстрасенсорный хирург».

Внимание мировой общественности хилеры привлекли в далеком 1959 году, когда о них стало известно от Рона Ормонда и Ормонда Макгиллома. Деятельность хилеров называлась ими «хирургией четвертого измерения» и откровенно говорилось, что суть происходящего пока не вполне понятна. То ли это трюки обычного фокусника, то ли чудо Господне.

Самым первым известным за пределами Филиппин хилером считается Элеутурио Терте. Лечить людей он начал еще в 25-летнем возрасте, причем сначала для операций пользовался, как все нормальные хирурги, ножом. Когда Терте обвинили в незаконной врачебной практике, он неожиданно для себя открыл, что нож ему не нужен, и он способен голой рукой вскрывать плоть больного, причем не оставляя никаких шрамов.

Однажды вылечив умирающего американского офицера, лекарь стал знаменитостью. У Терте брали интервью, его дом осаждали толпы. Известный режиссер Ормонд снимал на камеру все его операции и отдавал на анализ ткани, извлекаемые хилером. Результаты оказались ошеломляющими: частички действительно принадлежали пациентам, никакого обмана не обнаружилось! Между тем хилер погружал палец прямо в глаз человека, и тот не чувствовал никакой боли, заживлял язвы и «снимал» катаракты! То же самое Терте продемонстрировал и перед важным медицинским консилиумом, прилетевшим из Швейцарии.

Доктор Стеллер, профессор физики университета в Дортмунде, написал объемистый труд, в котором признал, что провел сотни анализов и исследований операций Терте и никакого шулерства не уловил. Как засвидетельствовал ученый, филиппинский хилер действительно умудрялся проводить хирургические операции голыми руками без всякого гипноза, анестезии, причинения боли и занесения инфекции!

Ему вторил и японский врач Исаму Кимура, исследовавший кровь после ряда операций Терте и выяснивший, что она без сомнений принадлежит прооперированным пациентам. Иногда же анализ показывал, что сгустки крови имеют... неорганическое происхождение! Терте объяснял данный факт тем, что данные вкрапления, так сказать, материализация самой болезни, плохой энергии, оставшейся на руках врачевателя.

Терте умер в 1979 году в возрасте восьмидесяти лет. В крайней нищете, ибо никаких денег за свои операции не брал, считая, что Бог дал ему дар не для того, чтобы он наживался. Иногда уникальному знахарю не на что было даже поесть в течение дня!

Спектакль или чудо?

Получить личное впечатление, наблюдая за работой хилера, можно, посмотрев один из научно-популярных фильмов о них (например, показанный на Первом канале в 2006 году).

Нерядовые эмоции стороннего наблюдателя хорошо переданы журналистом Всеволодом Овчинниковым. В своей книге он описывает посещение на Филиппинах популярнейшего хилера Алекса Орбито .

Первое, что бросилось Овчинникову в глаза в то утро, – изрядное количество посетителей, пришедших в тесный дворик целителя. Их было порядка восьмидесяти человек, многие из которых ожидали с ночи. И народ продолжал прибывать! Двор был уставлен длинными лавками, отчего походил на открытый кинотеатр с той лишь разницей, что роль экрана заменяла стеклянная стена комнаты площадью около 30 квадратных метров. В помещении находились кушетка, кресло и маленький столик. На столике лежала Библия, а на стене висело распятие и плакат с евангельскими словами Христа: «По вере вашей да будет вам». Так как местная главенствующая религия (католическая) поддерживает хилеров , считая их искусство врачеванием посредством веры.

Около половины десятого началось пение псалмов, которое подхватили присутствующие. В какой-то момент появился моложавый невысокий Орбито. Хотя он приветливо улыбался, цепкий колючий взгляд создавал впечатление сжатой внутри знахаря стальной пружины. Хилер приблизился к столику и, положив руки на Библию, замер примерно на полчаса. Пальцы и лицо его побледнели. Между тем псалмы звенели, а присутствующие постепенно приходили в состояние экзальтации. Овчинников пишет, что даже его «пробило».

Очередной страждущий приподнял рубаху, и лекарь без анестезии и дезинфекции принялся массировать больное место. Потом его левая рука вдруг замерла, и стало отчетливо видно, как указательный и средний палец правой руки скользнули вглубь. Хорошо просматривалась открытая рана, заполнившаяся кровью, и слышались неприятные чавкающие звуки. Затем Орбито вытянул из разрыва фрагмент чего-то коричневого, похожего на кусок печени, и, оставляя неподвижной левую руку, правой подхватил ватный тампон, промокнул сочащееся отверстие, а через секунду отошел от кушетки.

Его ассистент свежим тампоном, смоченным кокосовым маслом, протер следы крови. На месте операции не осталось даже шрама, лишь легкое покраснение. С начала процедуры миновало меньше двух минут! Орбито уже занимался следующим больным. Молча нащупал пораженный участок, снова выплеснулись брызги красноватой жидкости, раздалось глухое чавканье, снова были извлечены фрагменты тканей, произошло мгновенное заращивание – и переход к новому больному. Все это на глазах десятков свидетелей повторялось раз за разом…

Остается добавить, что Алекс Орбито был первым человеком, называвшим себя оперирующим хилером. Он стал широко известен из-за связи с голливудской актрисой и писательницей Ширли Маклэйн. Позднее Орбито арестовали в Канаде по обвинению в мошенничестве, но вскоре выпустили за недоказанностью обвинений.

Факты. Неудачи. Критика

Весной 1984 года популярному американскому конферансье Энди Кауфману поставили диагноз – рак легких. Он отправился на Филиппины. Лечение проведено было якобы успешно, однако Кауфман вскоре умер от почечной недостаточности, возникшей по причине метастаз. Этот случай ярко обыгран Милошем Форманом в картине «Человек на Луне».

В настоящее время хилеры с гастролями или на постоянной основе практикуют повсюду. Попала в их поле зрения и Россия.

В конце 90-х годов на первом этапе освоения российского рынка филиппинские хилеры приезжали в нашу страну самостоятельно. Целая группа во главе с известным представителем этой профессии и автором книги «Исцеление пониманием» Виргилио Гутиерресом-младшим посетила Москву в апреле 1996 года. Ими было проведено обучение порядка ста человек, троих из которых даже пригласили стажироваться на Филиппинах. Проводились консультации больных. Но дальнейшего развития начинание не получило.

Сегодня желающие общаться с хилерами сами летают на Филиппины. Гутиеррес принимает их на острове Себу. Его пациентами преимущественно являются жители России и Украины, которые располагают необходимыми средствами (лечение без учета дороги и проживания стоит порядка $2000). Между тем отношение местных властей к хилерам ухудшается. Никаких специализированных клиник для них не существует, а шестидневные лечебные курсы организуют в съемных номерах небольших провинциальных гостиниц.

Еще в далеком 1975 году Федеральная торговая комиссия США объявила, что деятельность хилеров является обманом. Заявление было сделано на основании судебного решения, которое запретило американским туристическим агентствам устраивать оздоровительные туры к хилерам. В частности отмечалось: «Операции хилеров полная подделка, а их хирургия голыми руками является простой фальшивкой».

В 1990 году, проведя свои исследования, Американское противораковое общество констатировало, что не найдено доказательств какого бы то ни было положительного влияния операций хилеров на ход болезни. Организация настойчиво убеждала пациентов не тратить зря времени и не прибегать к помощи аферистов.

Той же точки зрения придерживается и Агентство по раку Британской Колумбии. Суть его претензий состоит не в том, что операции хилеров способны нанести непосредственный вред, а в возможной задержке или исключении обычного лечения, что чревато фатальным исходом.

В России никаких официальных дел и заключений врачей, связанных с хилерами, нет. Встречаются интервью с известными хирургами, которые изучали данный феномен. Например, с профессором Гершановичем – руководителем отдела терапевтической онкологии НИИ Онкологии им. профессора Н. Н. Петрова. В свою бытность врачом команды шахматиста Карпова он находился в 1978 году в Багио на матче за первенство мира с Виктором Корчным. Тогда ему и удалось посетить хилера . Гершанович рискнул сам подвергнуться операции. Он хотел, чтобы ему удалили варикозный узел на ноге и небольшую доброкачественную опухоль над левым глазом. И то и другое было очень удобно для демонстрации «чуда», так как присутствовало на теле в явной форме. Но, несмотря на все старания хилера, удаления не получилось. Даже наоборот. Упомянутые образования воспалились, и их пришлось срочно оперировать в Ленинграде. Итог эксперимента над собой Гершанович подытожил так: «После всего увиденного могу дать присягу: хирургии не было, был искусный фокус».

Популярный иллюзионист Джеймс Рэнди также окрестил «хирургию» хилеров мошенничеством. Он утверждает, что их манипуляции способны обмануть только неподготовленных зрителей, но явно очевидны для профессионалов. Через свой фонд Рэнди предлагает миллион американских долларов любому, кто докажет свои сверхъестественные способности. Сам иллюзионист легко повторяет все действия хилеров . Этого же добились многие из его коллег: Милбоерн Кристофер, Роберт Гертлер, Крисс Анджел.

Объясняя секреты «целителей», Джеймс Рэнди утверждает, что их руки, находящиеся под складкой собранной кожи пациента, создают полное ощущение проникновения во внутрь. «Удаленные фрагменты» легко подделать расправленными комочками внутренностей животных, спрятанными либо в ладони, либо в легкодоступном месте. Имитация кровотечения достигается использованием небольшого пакета с кровью либо пропитанной ею губки. Для усиления правдоподобности иллюзии возможны и случаи реальных надрезов.

Но и самая уничижительная критика все-таки не дает четкого ответа на вопрос о филиппинских хилерах : правда или подделка? Особенно, учитывая совершенно бескорыстное служение таких, как Терте. Видимо, истина кроется где-то посередине: уникальных экстрасенсорных хирургов единицы, зато желающих погреть руки на их славе гораздо больше.