Главная · Зубная боль · Отклонения в развитии ребенка. Тревожные признаки отклонения в развитии ребенка

Отклонения в развитии ребенка. Тревожные признаки отклонения в развитии ребенка

Прочитав эту статью, Вы сможете понять есть ли у малыша до года какие-либо отклонения в развитии .
Известный немецкий педиатр Т.Хельбрюгге выделил несколько особо важных признаков в развитии ребенка: сидеть,ползать, ходить, держать предмет, разговаривать и общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют его возрасту и должны насторожить родителей. Возможно, ребенку необходимо тщательное медицинское обследование.

Отклонения от нормы в развитии двигательных умений ребенка (все данные указаны на конец месяца) .

Месяца.

1 В вертикальном положении кроха не может на несколько секунд удержать голову.
2 Не может поднять головку на несколько сантиметров от поверхности и удержать ее. Делает несимметричные, хаотичные движения ногами и руками.
3 Лежа на животе, не удерживает голову в течение 40-60 сек. Не умеет удержать голову на 30 сек. находясь в вертикальном положении.
4 Когда лежит на животике, не может приподняться, опираясь на предплечья. В то время, когда кроху поднимают из положения лёжа, головка его отклоняется назад. Когда ребенка поддерживают в вертикальном положении под ручками, он даже не пытается опереться на пальцы ног.
5 Ребенок плохо поворачивается с живота на спинку. Плохо держит головку, особенно тогда, когда его приподнимают за руки из положения лёжа.
6 Когда лежит на животе, не дотягивается до игрушки. Если кроху придерживают в вертикальном положении под мышками не перебирает ножками "пританцовывая".
7 При поддержке за ручки не пытается сесть.
8 Не ползает назад. Не может стоять при поддержке за руки даже короткое время.
9 Ребенок лежа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед. Когда малыш сидит, плохо держит равновесие и не может повернуться вокруг себя.
11 Не умеет ползать на четвереньках. Не может сидеть протянув вперед ножки. Не может передвигаться, держась за опору.
12 Не умеет сделать 3-5 шагов, держась за руки взрослого.

Кроме развития умений сидеть, ползать, стоять и ходить, очень главным для ребенка в процессе изучения окружающего пространства является руки, прежде всего, движений хватания. Новорожденный малыш рождается на свет с хватательным рефлексом, который проявляет себя как сжимание и разжимание пальцев при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс пропадает, и формируются осознанные хватательные движения. Помочь хорошо развить у ребенка моторику рук помогут специальные занятия о которых Вы сможете прочесть в статье "Развитие детей по системе Монтессори "

Отклонения ребенка в развитии мелкой моторики.

Конец 3 месяца. Малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету яркой окраски, который взрослые держат перед ним, не рассматривает свои ручки.
Конец 5 месяца. Ребенок не может потянуться к заинтересовавшей его игрушке.
Конец 6 месяца. Не может схватить и удержать кубик.
Конец 8 месяца. Не умеет удержать между указательным и большим пальцами предмет размером с пуговицу.
Конец 9 месяца. Не пытается сам пить из кружки, сдергивать с головы шапочку.
Конец 12 месяца. Не может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому.

К числу наиболее опасных отклонений от нормы, способных спровоцировать отставание речевого и познавательного развития ребенка, относятся нарушения в развитии слуха и зрения . Поэтому при при первых же появившихся у вас подозрениях необходимо обратиться к специалистам для проведения полного медицинского обследования ребенка.

Отклонения ребенка в развитии зрения (данные указаны на конец месяца).

Месяц.

1 Ребенок не следит глазами за движениями света (Например: свечка, фонарик). Не смотрит в глаза наклонившегося к нему человека.
2 Не следит глазами за игрушкой. Не повторяет за взрослым его мимику.
3 Не изучает свои руки, не подносит их к глазам, не перебирает (не двигает) пальцами. Малыш не улыбается в ответ на улыбку и доброжелательную мимику взрослого человека.
5 Ребенок не протягивает руки и не хватает заинтересовавшую его игрушку.
6 Не умеет переложить игрушку из одной руки в другую.
7 Не может стучать кубиком по столу или другой поверхности.
8 Не берет двумя пальцами протянутые к нему игрушки.
9 Не умеет стучать кубиками друг об друга.
10 Не сбрасывает игрушки со стола или не выбрасывает из манежа.
12 Не интересуется игрушкам (погремушками, машинкам, куклам). Не пытается найти игрушку, которую спрятали у него на глазах. Не повторяет движения взрослого игрушками (не ставит кубик на кубик). Не умеет выложить кубики в одну линию.

Отклонения в развитии слуха у ребенка (данные на конец месяца) .

Месяц.

1 В ответ на неожиданный и громкий звук не проявляет реакцию торможения сосательных или двигательных движений (ребенок не вздрагивает, не моргает).
2 Ребенок не прислушивается к звуку колокольчика (который находится на расстоянии 1,5 метра от него).
3 Не ищет глазками и не поворачивает голову вправо и влево в направлении звучащего предмета или звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.
5 Не прекращает плакать, если слышит пение мамы или музыку.
6 Не реагирует на шуршание бумаги, которую не видит.
7 Не поворачивает голову в сторону звука или говорящего человека. Не улыбается, когда с ним разговаривают.
8 Не прислушивается к разговору взрослых. Не реагирует (не замирает) в ответ на новый непривычный для него звук. Ребенок не проявляет интерес к музыке. Лепет у малыша отсутствует.
9 Не проявляет реакции на свое имя. Не понимает слово "нет", запрета. Не играет в "разговор".
10 Не лепечет, либо лепет монотонно окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
12 Не показывает по просьбе взрослого на картинки, людей, животных или знакомые предметы. Не повторят за взрослым простые звуки, односложные слова. Не реагирует на тихие звуки. Ребенок не поворачивается как в сторону тихих, так и громких звуков. Не проявляет интереса к окружающим звукам и музыке. Даже не пытается говорить.

Большинство родителей начинает беспокоиться если ребенок плохо говорит или не говорит вовсе после 2-2,5 лет. В некоторых случаях после проведения полной диагностики (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения речи у ребенка связаны с серьезными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха. Специалисты,которые работают с маленькими детьми, знают о том, что по характеру предречевых характеристик речи ребенка, по его поведению можно прогнозировать особенности формирования речи. Родители должны обратиться к врачу, если заметят у ребенка признаки, описанные ниже.

Отклонения в развитии речи у ребенка (данные на конец месяца).

Месяц.

1 Не кричит когда хочет есть, когда мокрый или других неприятных ощущениях.
4 Ребенок не улыбается, когда с ним разговаривают.
5 Не умеет произносить звуки или слоги (ба-ба-ба, дя-дя-дя, тя-тя-тя). Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать взглядом предметы или людей, которые она называет ("Где бабушка?", "Где киса?")
7 Кроха не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками.
9 В речи у малыша не появились повторяющиеся одинаковые слоги, звучащие как одно слово (ма-ма, ням-ням,да-да)
10 Не может повторить за родителями около восьми различных звуков или слогов. Не умеет покачать головой в стороны в знак отрицания (нет-нет), помахать ручкой до свидания (пока-пока).
12 Не может произносить не одного понятного "детского слова", которым ребенок называет одни и те же предметы, людей и ситуации. Не прислушивается к музыке. Не умеет выполнить простую просьбу (например: дай мяч).

Постепенно ребенок овладевает нужными для жизни навыками общения с окружающими людьми , простыми способами самообслуживания (учиться самостоятельно есть, пить, одеваться), начинает осознавать себя как личность . Все это в психологии принято называть социализацией ребенка . Но случается, что ребенок не может приобрести эти умения, он избегает общения с людьми (и даже с мамой), не усваивает простейших бытовых процедур, не использует речь как средство общения с окружающими людьми. У ребенка развиваются как называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).

Отклонения ребенка в социальном развитии.

Конец 1 месяца . Не перестает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе.
Конец 2 месяца. Не смотрит на мать, когда она с ним заговаривает.
Конец 3 месяца. Ребенок не улыбается, если к нему подходит взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.
Конец 4 месяца. Не радуется, когда с ним играют.
Конец 5 месяца. Не прекращает плач, когда с ним заговаривают. Не различает недовольных интонаций взрослого и доброжелательной.
Конец 6 месяца. Не просится на руки (протягивая свои руки к взрослому).
Конец 7 месяца . Не проявляет нежность и ласку по отношению к маме или другим близким (не прижимается к телу, щеке).
Конец 9 месяца . Не различает близких и чужих людей. Не пугается или не стесняется чужих людей, не расстраивается или сердится, когда у него забирают игрушку.
Конец 10 месяца. Не повторяет или не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих.
Конец 11 месяца . Не поддерживает чашку, когда пьет. Не может самостоятельно есть печенье или сухарь.
Конец 12 месяца. Ребенок не может самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Не строит забавные гримассы, заметив своё отражение в зеркале.

По материалам книги "Ваш ребенок" О.Жуковой.

Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей

Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

  • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
  • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
  • Патологическое упрямство и лень;
  • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
  • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
  • Недоразвитие тонкой моторики;
  • Проявления псориаза или аллергии;
  • Нарушения аппетита и сна;
  • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
  • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.

Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

  • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
  • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
  • Трудности с засыпанием;
  • Обилие пигментных пятен и родинок;
  • Искажение моторного развития;
  • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
  • Проблемы в формировании навыков опрятности;
  • Энкопрез или энурез;
  • Искаженный порог болевой чувствительности;
  • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
  • Избирательность памяти.

Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

  • Мозаичное восприятие;
  • Нарушение дифференциации эмоций;
  • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
  • Нарушения цветоразличения;
  • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
  • Искажение воспоминаний;
  • Ощущение множественности конечностей;
  • Нарушения постановки ударений.

Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

  • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
  • Общего наркоза;
  • Сотрясения мозга;
  • Эмоционального стресса;
  • Внутричерепного давления.

Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

Психические особенности детей разных возрастов

Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.

Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

Видео с YouTube по теме статьи:

Задумывались ли Вы когда-нибудь, откуда берутся дети с отклонениями в развитии: глухие, незрячие, дети с задержкой психического развития, дети с ДЦП, дети-аутисты?..

Думаю, что если Вы – счастливые родители здорового ребенка, то такие мысли Вас не посещают. Каждый из нас уверен, что такое может произойти с кем угодно, но только не со мной, где угодно, но только не в моей семье.

А может быть Вы считаете, что дети с отклонениями рождаются лишь у наркоманов и алкоголиков? Если да, то Вы глубоко заблуждаетесь.

  • Трагизм ситуации в том, что дети с отклонениями в развитии в большинстве своем рождаются у обыкновенных, нормальных, здоровых родителей.
  • Трагизм ситуации в том, что причин рождения детей с отклонениями в развитии очень много, причем как социальных, так и сугубо физиологических. И если над генетическими сбоями мы не властны (Такими например, как синдром Дауна. Хотя сейчас доказана взаимосвязь между возрастом родителей и проявлением этой аномалии в развитии ребенка.), то с остальными рисками хотя бы можно и нужно бороться.
  • Трагизм ситуации в том, что детей с отклонениями в развитии с каждым годом рождается все больше.

Организм ребенка формируется в основном в первые 3-4 месяца внутриутробного развития, именно в это время активно формируется нервная система. От 3 до 9 недель – формируется сердце; от 5 до 9 недель – руки и ноги; от 8 до 12 недель – лицо, глаза, уши, нос; от 5 до 16 недель – почки. Любые «вредности» в начальный период развития плода могут вызвать появление врожденных аномалий развития. Причем установлено, что чем раньше повреждается плод, тем более тяжелыми и необратимыми оказываются последствия.

Физиологические причины отклонений в развитии ребенка

Всем известно, что во время беременности категорически нельзя употреблять алкоголь (и уж тем более наркотические вещества) и курить, что нельзя продолжать работать на вредных производствах, что нужно быть очень осторожными с лекарствами, так как они способны накапливаться в организме плода, вызывая умственную отсталость.

Повышенное артериальное давление во время беременности, сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек, сахарный диабет могут также стать причиной умственной отсталости у ребенка. Очень опасны инфекционные заболевания, перенесенные будущей мамой, некоторые из них (например, краснуха) даже могут стать показанием для аборта во избежание рождения умственно и физически неполноценных детей.

Еще одна частая причина отклонений в развитии – патологии родовой деятельности, например, быстрые, стремительные роды или, наоборот, длительные роды со стимуляцией. Результатом стремительных родов может быть кровоизлияние из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным; обвитие ребенка пуповиной приводит к рождению в асфиксии (удушье, остановка дыхания); при длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно повреждение плечевого нервного сплетения и как следствие - паралич руки.

Социальные причины отклонений в развитии ребенка

Не менее опасны и неблагоприятные социальные влияния во время беременности. Любые негативныесоциальные ситуации, в которых оказывается будущая мама, или мысли и действия, направленные против самого ребенка (желание прервать беременность, сомнения или тревога, связанные с будущим материнством) закладывают базовые матрицы эмоционального опыта, которые могут стать вместо полноценной основы для нормального психического развития ребенка – патогенной базой.

Наиболее вредными являются длительные отрицательные переживания матери. В это время вырабатываются и выбрасываются в околоплодную жидкость гормоны беспокойства, они способствуют сужению сосудов плода, что затрудняет доступ кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и преждевременные роды.

Не менее опасными являются и сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги, переживания. На 5-м месяце плод ощущает учащение ритма сердца у взволнованной матери. Он напрягается, когда мать беспокойна, расслабляется, когда мама спокойна. В 6-7 месяцев плод реагирует на любое резкое изменение положения тела матери. Как следствие, появляется риск появления на свет ребенка с врожденной детской нервностью.

Невропатия диагностируется уже на первом году жизни. Она проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном сне, «закатываниях» при плаче. Если ребенку вовремя оказать помощь (общеукрепляющий массаж, закаливание, тесное общение с родителями и т.п.), то с возрастом признаки невропатии могут уменьшаться; а при неблагоприятных обстоятельствах, если ребенок по какой-то причине остается без родителей и их заботы, то невропатия становится почвой для развития хронических расстройств и соматических заболеваний.

А в заключение - небольшая сказка об "особенных" детях. Попробуйте прочитать и обсудить её со своим ребенком. Доброте, терпимости, пониманию тоже нужно учиться.

Что случилось с крокодилом? (М. Москвина)

Ну и жара сегодня! - зевнул крокодил. - Даже из воды вылезать неохота. А надо!
И он поплыл к берегу. Там в песке несколько дней назад он зарыл яйцо и все бегал смотреть, когда из него вылупится сынок-крокодильчик. Но шло время, у других крокодилов малыши уже в речке плавали, а у него... Вот и сейчас крокодил откопал целенькое яйцо, огорченно повертел его в лапах, поднес к уху. Вдруг слышит: тук-тук!
- Кто-то есть! - обрадовался крокодил. - Да-да! Входи! Ой, то есть, выходи!
- Помочь, что ли? - подползла бабка-крокодилица.
- Тук-тук! - будто кто-то изнутри стучал молоточком.
Треснула скорлупа, из дырки показалась голова. Крокодил замер.

Тук! - и на траву из расколотого яйца выпал мокрый желторотый птенец.
- Пф-ф! - зашипела бабка-крокодилица. - Это еще что за новости?
Крокодил пожал плечами. А птенец с любопытством поглядел вокруг и поскакал, сначала тихонько, а потом все веселей и уверенней - к крокодилу.

Слушай, - опомнилась зеленая зубастая старуха. Я прожила долгую жизнь, многое повидала, но такого - никогда. Хочешь знать мое мнение? Сделай вид, будто у тебя никто не родился.
- А он? - растерянно спросил крокодил.
- Его нужно съесть. Ам! И нету. А то засмеют тебя крокодилы.
«Пожалуй, действительно, съем, и все, а то неприятностей не оберешься!» - подумал крокодил. Но даже рот разинуть не смог, до того доверчив был желторотый.
- Глотай как таблетку, потом запьешь! - шипела крокодилица.
Но когда птенец потерся о шершавую щеку крокодила и пропищал «Пааа-па!» , тот вдруг понял: не сможет он его съесть. Не сможет - и все.
Ведь это был ЕГО птенец.

Ах так?! - и крокодилица разболтала о птенце всем крокодилам в реке.
И хотя была страшная жара, крокодилы вылезли все из воды, окружили крокодила, пасти свои поразинули и давай хохотать! Птенец испугался и спрятался за крокодила. Тогда крокодил сказал:
- Послушайте, ну появились вы на свет по всем правилам, как положено. А если кто-то получился не похожим на вас? Так давай смейся над ним, дразни, а еще лучше - проглоти! Так получается?
Все замолчали.
- И предупреждаю: этот крокодильчик... гм... или кто он там... будет жить со мной. Если кто его тронет - пеняйте на себя.

Так они и зажили вместе. Крокодил построил птенцу домик, таскал ему туда червяков и мошек. Если птенец куда-нибудь исчезал, крокодил волновался, искал его повсюду, спрашивал у сородичей:
- Птенца моего не видели? Птенец не пробегал?
А они чуть не лопались от желания расхохотаться, но, помня угрозу крокодила, сдерживались. Зато за глаза бабки-крокодилицы судачили:
- Подумайте, пигалица покрылась пухом!..
- А на крыльях у этого заморыша, видите ли, перья выросли...
- Слышали новость? Пигалица перемахнула через куст! Ах, какое событие! Крокодил от счастья всю ночь не спал! Чокнутый! Вы на него поглядите!!!

Крокодил стоял, задрав голову, и смотрел, как над лесом летел его птенец.
- Куда ты? Не смей летать! Упадешь! Вернись! - кричал что есть мочи взволнованный крокодил.
И услышал в ответ:
- Не упаду! Я птица! Настоящая птица! Я уже не птенец!
- Будь осторожен! То есть... осторожна, - еще раз крикнул крокодил.

Научить тебя летать, папа? - прозвенело в воздухе.
- Да! Да! - обрадовался крокодил, а сам подумал: «Тогда я смогу охранять тебя везде, даже в небе. Но как же я полечу? У меня нет крыльев...»
- Очумел! - сокрушалась крокодилица. - Был нормальный крокодил. И вдруг - трах-тарарах! - летать вздумал.
- Да ничего у него не получится, - завистливо галдели молодые крокодильчики.

Птица спустилась на голову крокодилу и прошептала ему что-то в ухо.
Крокодилы тоже навострили уши, но она говорила очень тихо.
- Эй! Там погромче нельзя? - не выдержал кто-то.
- Нет, - ответила птица. - Это наша семейная тайна. Ну, попробуй! - улыбнулась она своему крокодилу.
- Попробуй! Попробуй! - захохотали из реки разинутые пасти.

Они, конечно, не верили, что крокодил сможет полететь. А он разбежался, оттолкнулся хвостом от земли и - поплыл по воздуху, как аэростат. Сначала он удивился, потом обрадовался, а когда взмыл слишком высоко - испугался. Но в ту же минуту услышал голос:
- Все хорошо, папа! Двигай, двигай лапами, как будто в воде плывешь...

Больше в тех краях никто не видел маленькую серую птицу и летающего крокодила. А история о них давно превратилась в сказку, которую рассказывают своим малышам звери в джунглях.

Здоровый и жизнерадостный ребенок - мечта любой мамы. Однако на деле - не всегда так. Порой бывает, что уже с рождения ребенок имеет нарушения развития, которые ограничивают его возможности, а порой, становятся совсем несовместимы с жизнью. Поэтому еще до момента родов беременных интересует вопрос по поводу того, почему рождаются дети с отклонениями.

Каковы причины рождения детей с нарушениями?

Согласно статистики, около 3% всех появляющихся на свет детей изначально рождаются с отклонениями. Однако на самом деле нарушения в развитии встречаются гораздо чаще. Природа устроена так, что в большинстве случаев дети с нарушениями развития не появляются на свет вовсе, т.е. гибнут еще на ранних этапах развития. Так, около 70% все на сроке до 6 недель происходит по причине генных аномалий.

Для того чтобы разобраться, от чего рождаются дети с отклонениями и в каких случаях это происходит, необходимо знать о возможных причинах развития нарушений. Всех их можно условно поделить на: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внешним относят те факторы, которые воздействуя на организм извне, привели к развитию отклонений. Это могут быть:

Среди эндогенных факторов на первом месте находятся генетические аномалии. На их появление непосредственное влияние оказывают:

  • возраст родителей;
  • наследственность - если у родителей имелись отклонения в развитии, то доля вероятности появления подобных у детей велика;
  • негативное воздействие факторов окружающей среды (проживание в промышленных районах, работа на предприятии радиологической промышленности и т.д.).

Так, довольно часто, будущих мам интересует вопрос, может ли родится ребенок с отклонениями, если отцу 17 лет. Как уже говорилось, возраст родителей оказывает не последнее влияние на развитие плода. В виду несовершенства в таком возрасте, мужской и женской половых систем, вероятность появления детей с отклонениями велика.

Также, если отцу уже 40 лет, может родиться ребенок с отклонениями, и это не зависит, есть ли у него нарушения здоровья или нет. Дело в том, что согласно исследованиям западных ученых, именно у мужчин с возрастом увеличиваются риск аномалий половых клеток, что в итоге может привести к отклонениям у детей.

Литература

1. Кулагина И.Ю.Возрастная психология.- М., 2000

2. Крайг Г.Психология развития.- М., 2000

3. Немов Р.С. Психология человека.- М., 1998.- Т.2.

4. Обухова Л.Ф.Возрастная психология.- М., 1996

5. Трошин О.В. Кризологическаая педагогика и психология.- Н.Новгород, 1998.

6. Трошин О.В. Возрастная психология.- Н.Новгород, 2000.

7. Трошин О.В. Синтогенетическая психология развития.- Н.Новгород, 2000.

Лекция 5. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями

1. Понятие "дети с отклонениями в развитии"

Данное понятие имеет свою предысторию. В начале 20 века. В.П. Кащенко предложил термин "исключительные дети", подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе. После 1918 г. стал использоваться термин "дефективные дети", когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект (от латинского "недостаток") отражает недостаточность определенных функциональных систем.

В 50-х годах в исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие "аномальные дети", в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка. При этом необходимо учитывать, что аномалия нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Их появление сопровождается актуализацией дефекта с возникновением аномального развития в виде определенных психологических нарушений. Именно они и требуют специального обучения, воспитания и психокоррекции.

Последние 20 лет (в 80-е годы) стали отдавать предпочтение понятию "дети с отклонениями в развитии", т.к. специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции. Дети с отклонениями в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);

2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);

4) с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети, дети с ЗПР); понятие интеллектуальной недостаточности;

5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

6) с девиантным поведением;

7) с комплексными нарушениями психофизического развития (слепо-глухонемота, слепые умственно отсталые, глухие умственно-отсталые и др.).


8)дети-сироты;

9)дети-инвалиды;

10)дети группы риска (по школьной дезадаптации);

11)с эмоционально-волевыми нарушениями (акцентуации, психопатии, аутизм).

В настоящее время важное значение приобретают комбинированные отклонения в развитии. В связи с этим в специальной психологии внедряется МКБ-10 имеющая, синдромологическую структуру диагностики.

Сегодня широко используются понятия: «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» в соответствие с международным подходом в специальной психологии и дальнейшей гуманизацией данной области знаний.

Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных способностях и ограничениях в трудовой деятельности. Поэтому они различаются следующим образом:

1. Пo степени восстановления . В зависимости от характера нарушений одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично коррегироваться, а некоторые только временно компенсироваться.

2. Пo образовательному уровню детей . Одни дети могут овладеть только навыками самообслуживания, другие - элементарными общеобразовательными знаниями, третьи - полным курсом средней школы.

3. По профессиональной пригодности . Одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированного труда, третьи - способны к достаточно высококвалифицированной работе.

1. Отклонения в развитии ребенка характеризуются не только отрицательными признаками. Т.е. это не столько отклоняющееся, сколько своеобразное развитие. Поэтому в современных условиях очень справедливо понятие В.П. Кащенко - "исключительные дети". Отмечено, что их психическое развитие подчиняется общим законам формирования психики нормальных детей (В.И. Лубовский).

2. Такие нарушения, например, как слепота и глухота и др. обусловлены преимущественнно биологическими изменениями. И чем более выражены структурные нарушения, тем менее эффективно педагогическое и психологическое воздействие на психическое развитие аномального ребенка.

3. «Воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями» (Л.С. Выготский). Т.е. коррекционный процесс во многом направлен на вторичные нарушения с использованием психолого-педагогического подхода, а первичные нарушения реабилитируются преимущественно медицинскими средствами.

4. В настоящее время рассматривается теория сложной структуры отклонений в развитии. Она подразумевает наличие первичного дефекта, вызванного биологическими факторами, и вторичных нарушений, возникающих в ходе аномального развития. При этом различают несколько типов их взаимодействия.

А - прямое влияние. Например, глухота как первичная аномалия вызывает немоту - вторичные нарушения; у слепых детей вторичными является недостаточность пространственной ориентировки, амимичность лица, своеобразие характера; при первичной интеллектуальной недостаточности формируется вторичное недоразвитие свойств личности, характеризующихся завышенной самооценкой, негативизмом, невротическим поведением.

Б - обратное влияние. В определенных условиях вторичные нарушения могут оказывать негативное обратные действие на первичную аномалию. Так, ребенок с частичной потерей слуха не будет использовать его сохранные функции, если не развивается устная речь.

В - коррекционные отношения. Чем в большей степени различаются между собой первопричина (первичные нарушения биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем эффективнее специальная коррекция и компенсация последнего. "Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию" (Л.С. Выготский). Развитие высших психологических функций оказывается менее устойчивым, чем низших, элементарных психических процессов. Так, восстановить слух практически невозможно, но можно компенсировать речевые расстройства.

5. При исследовании вторичных отклонений отмечаются не только негативные, но и позитивные компоненты аномалии. На ее потенциальные компенсаторные возможности осуществляется опора при проведении коррекционной работы. Источником приспособления аномальных детей к окружающей среде являются сохранные психологические функции. Например, глухой ребенок использует зрительный и двигательный анализатор; слепой ребенок активно применяет слуховой анализатор, осязание; у умственно отсталых детей активируется практическое мышление.

6. На отклонение в развитии влияет степень и качество структуры первичного дефекта. Так, небольшая потеря слуха, приводит к незначительным нарушениям в развитии речи, а глубокое поражение слуха без специальной помощи сопровождается развитием немоты.

7. Своеобразие развития определяется также сроком возникновения первичных нарушений. Так, у слепорожденного отсутствуют зрительные образы; при потери зрения в младшем школьном возрасте ребенок сохраняет в памяти определенные зрительные представления об окружающем мире; у старшего школьника зрительные представления характеризуются достаточной полнотой и устойчивостью.

8. На своеобразие отклонений в развитии влияют также условия окружающей среды, особенно педагогические и микросоциальные условия. Поэтому особую важность имеет ранее выявление нарушений и своевременная их коррекция, т.е. создание необходимых условий для профилактики вторичных нарушений.

9. Процесс обучения и психокоррекции основывается не только на сформировавшиеся функции, но и на потенциальные: "Необходимо перевести зону ближайшего развития в зону актуального развития".