Главная · Зубной камень · Синдром аспергера у детей симптомы лечение. Как диагностировать синдром Аспергера и надо ли его лечить? Речь и язык

Синдром аспергера у детей симптомы лечение. Как диагностировать синдром Аспергера и надо ли его лечить? Речь и язык

Синдром Аспергера – это тип восприятия окружающего мира. Рассмотрим особенности данной патологии, симптомы и причины появления. А также методы лечения, профилактики и другие нюансы расстройства.

Синдром Аспергера относится к одной из форм аутизма, которая выражается как дефицит социального общения и взаимодействия. Данное состояние характеризуется однотипными действиями и ограниченными интересами.

Чаще всего Аспергера выявляют у детей младшего школьного возраста. Но визуально определить его наличие невозможно. Согласно научным исследованиям, есть предположения, что такие знаменитые люди как Ньютон и Эйнштейн имели синдром Аспергера. Патология вызывает трудности в общении и ряд других нарушений. Таким людям сложно взаимодействовать с другими, а по их выражению лица, языку тела и голосу довольно трудно понять, что они испытывают в данный момент.

Синдром Аспергера имеет такие особенности (триада нарушений):

  1. Процесс коммуникации – сложности в понимании выражения лица, голоса и жестов, трудно начать и окончить разговор, выбрать тему. Возможно частое использование сложных фраз и слов без понимания их значения, непонимание шуток и метафор.
  2. Процесс взаимодействия – больным сложно поддерживать дружеские отношения, наблюдается замкнутость, отчуждение и безразличие. В некоторых случаях возможно некорректное поведение и непонимание общепринятых правил и норм.
  3. Социальное воображение – у людей с аспергером богатое воображение, но возникают трудности в представлении будущих действий. Помимо этого наблюдаются трудности в интерпретации чувств и мыслей других людей, склонность к логическим играм.

Термин синдром Аспергера впервые был предложен психиатром Лорной Уинг. Доктор назвала недуг в честь педиатра и психиатра Ганса Аспергера, который занимался лечением и изучением детей с дисфункциями психики, расстройствами адаптации и социального общения. Но сам Аспергер назвал синдром аутистической психопатией.

Ученые и по сей день не могут прийти к единому мнению, как называть симптомокомплекс: синдромом или расстройством. Так, было принять решение переименовать недуг Аспергера в заболевание аутистического спектра с определенными степенями тяжести. Исходя из этого, можно сказать, что расстройство имеет много общего с аутизмом, но в корне отличается от него.

Расстройство аутистического спектра, характеризующееся специфическими трудностями социального взаимодействия. Дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с невербальной коммуникацией, установлением и поддержанием дружеских контактов; склонны к однотипному поведению и действиям; имеют заторможенную моторику, стереотипизированную речь, узконаправленные и, вместе с тем, глубокие интересы. Диагноз синдрома Аспергера устанавливается на основе данных психиатрической, клинической, неврологической экспертизы. Дети с синдромом Аспергера нуждаются в развитии навыков социального взаимодействия, психолого-педагогической поддержке, медицинской коррекции основных симптомов.

Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются генетическая предрасположенность, мужской пол, воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности, внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха , токсоплазмоз , цитомегалия , герпес и др.).

Характеристика синдрома Аспергера

Социальные трудности у детей с синдромом Аспергера

Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих . В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия , склонность к суициду , наркотической и алкогольной зависимости.

Особенности интеллекта и вербального общения у детей с синдромом Аспергера

Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи , и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

Особенности сенсорной и моторной сферы детей с синдромом Аспергера

Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования . Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

И в этой статье вы сможете ознакомиться с одной его специфичной формой – синдромом Аспергера. Пациенты с истинным аутизмом отличаются от других людей дисгармоничным психическим и интеллектуальным развитием. Они как бы живут в своем мире, и эту их особенность можно выяснить только при общении с ними. При синдроме Аспергера у больного нет признаков умственной неполноценности. У пациентов с таким диагнозом наблюдается искажение восприятия, выражающееся не в форме галлюцинаций или иллюзий, склонность к ограничению в общении с социумом и дефицит коммуникаций.

Факты, приведенные в этой статье, помогут составить представление о данном отклонении в развитии, вы узнаете о том, чем опасен синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых, способах выявления и лечения данного расстройства.

В отличие от истинного аутизма синдром может выявляться только после 3-4 лет (обычно между 4-5 и 11 годами). Такая поздняя постановка диагноза связана с тем моментом, что до этого возраста у ребенка не возникает необходимости расширять круг своих контактов с социумом.

Немного истории

Дети с синдромом Аспергера не нуждаются в общении с окружающими, они живут в собственном мире.

В 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер описал группу детей 8-18 лет, которые отличались своей ограниченной эмпатией к сверстникам, неуклюжестью и отсутствием способностей к невербальной коммуникации. Рассматриваемое им расстройство было названо аутистической психопатией, а позднее в МКБ-10 появился иной термин – «шизоидное расстройство детского возраста». Впоследствии, в 1981 году, данное отклонение в развитии было названо в честь описавшего его доктора – «синдром Аспергера».

В ходе многолетних исследований австрийский психиатр смог выявить такие особенности непривычного развития наблюдаемых детей:

  • у них полностью отсутствует желание общаться с социумом;
  • дети не испытывают галлюцинаций или иллюзий, но живут в собственном мире;
  • мимика и речь пациентов бедна, ограничена и не дает возможности определить их эмоциональное состояние.

Ганс Аспергер изучал только поведенческие составляющие и не вникал в биологические, генетические и нейропсихологические аспекты данного синдрома. Выделенные доктором расстройства не подходили для определения недуга в «ранг» известного в те времена аутизма. Тогда такие дети становились «изгоями» и такое ограничение негативно сказывалось на их развитии и эмоциональном состоянии.

Именно эти факторы и привели к тому, что Аспергер назвал данное расстройство «аутистической психопатией» и выделил его как особую форму аутизма. Даже сейчас психологи и психиатры продолжают споры о том, что такое синдром Аспергера – специфическое неврологическое отклонение или форма аутизма? Повод для таких дебатов только один – у детей с данным расстройством не наблюдается отставание в интеллектуальном развитии.

При проведении теста для оценки умственных способностей детей с таким синдромом было зафиксировано, что более чем у 80 % тестируемых присутствуют впечатляющие интеллектуальные способности:

  • некоторые из них показывали невероятные способности к математике;
  • у других выявлялся идеальный слух, феноменальная память и т. п.

Ученые пришли к выводу, что большинство детей с синдромом Аспергера обладают незаурядными способностями. По наблюдениям специалистов это расстройство в 4 раза чаще выявляется у мальчиков.

Некоторые люди с этим синромом называют себя «аспи».

Ряд специалистов предполагает, что данное расстройство присутствовало у таких знаменитых людей:

  • Сократ;
  • Исаак Ньютон;
  • Чарльз Дарвин;
  • Энди Уорхол;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Льюис Кэрролл;
  • Мари Кюри;
  • Джейн Остин.

Некоторые источники сообщают, что возможно, рассматриваемый синдром наблюдается у следующих наших современников:

  • Стивен Спилберг;
  • Дэн Акройд.

Чем опасен синдром

Все аспергерные аутисты, у которых синдром был выявлен вовремя и своевременно скорректирован, хорошо адаптируются в социуме и их физическое и психическое состояние никак не страдает. Некоторые «аспи» проявляют свои таланты и становятся непревзойденными мастерами в той или иной сфере. Как правило, они достигают высоких успехов в какой-либо монотонной или тонкой работе, в точных науках.

При отсутствии своевременной и правильной коррекции во взрослой жизни аспергерные аутисты могут столкнуться со следующими сложностями:

  • различные перемены в привычном ритме жизни могут приводить к депрессиям (в т. ч. тяжелым);
  • развитие фобических или навязчивых состояний;
  • подверженность к эксплуатации со стороны посторонних;
  • неспособность понимать возможные последствия от некоторых своих действий;
  • невозможность адаптации в социуме и попадание в маргинальные слои: социальные, экономические, политические, биологические, возрастные, этнические, криминальные, религиозные.

При коррекции расстройств, наблюдающихся у «аспи», родители ребенка должны понимать, что они обязаны не только постоянно посещать психолога и выполнять «домашние задания», данные специалистом, но и учиться правильно и постоянно взаимодействовать с маленьким «пациентом». Активность окружающих ребенка взрослых при синдроме Аспергера приобретает весомую часть в психотерапии и существенно улучшает прогнозы на удачную коррекцию данного расстройства.

  • Многие дети с синдромом Аспергера могут посещать обычные классы, но в ряде случаев из-за поведенческих или социальных проблем родителям «аспи» может рекомендоваться организовать для ребенка специальное образование.
  • В подростковом возрасте больные могут сталкиваться с определенными сложностями, которые связаны с трудностями ухода за собой, организованностью, романтическими или социальными отношениями.
  • Впоследствии многие «аспи» могут испытывать сложности при вступлении в брак или трудоустройстве.

Эти и другие проблемы в социальной адаптации в ряде случаев приводят лиц с синдромом Аспергера к развитию тяжелых депрессивных состояний, которые в некоторых случаях заканчиваются суицидальными попытками или самоубийством. По наблюдениям ряда специалистов частота таких печальных и трагических исходов среди «аспи» повышена, но масштабные исследования в этой сфере пока не проводились.

Распространенность


Умственное развитие детей с синдромом Аспергера не нарушено.

Пока не существует достоверных и единых данных о распространенности синдрома. По результатам исследований 2003 года доля детского аутизма составляла 0,03-4,84 на 1000 больных, а отношение этого показателя к распространенности рассматриваемого расстройства варьировала от 1,5 к 1 до 16 к 1.

Британские исследователи национального аутистического общества выявили, что аспергерных аутистов с IQ 70 и более составляет 3,6 на 1000 пациентов. Проведенный в 2007 году финскими исследователями анализ по различным критериям показывает следующую распространенность «аспи»:

  • по DSM-IV – 2,5 на 1000 детей;
  • по ICD-10 – 2,9 на 1000;
  • по Шатмари и соавторам – 1,6 на 1000;
  • по Гиллбергу и Петеру Сатмари – 2,7 на 1000;
  • по любому из 4 критериев – 4,3 на 1000.

Географическая распространенность синдрома Аспергера также пока не изучена до конца. По наблюдениям 2006 года увеличение пациентов с таким диагнозом было отмечено среди детского населения Силиконовой Долины, но в 2010 году эти данные были иными и скопление «аспи» в регионах с крупными производственными базами, работающих в сфере IТ-технологий не было обнаружено. Наряду с этим Калифорнийские исследователи отметили увеличение количества аспергерных аутистов в областях и семьях, в которых родители детей были более высокообразованные, чем в соседних географических подразделениях.

Позитивные аспекты

Родителям ребенка, которому был поставлен диагноз «синдром Аспергера», не следует впадать в панику. Это расстройство действительно может осложнять жизнь, но среди маленьких «аспи» встречается множество талантливых и способных детей.

Подтверждением этому являются следующие факты:

  • сосредоточенность на деталях и систематический тип мышления может помогать достигать успехов в некоторых профессиях (например, IT-технологии, бухгалтерский учет и т. п.);
  • многие аспергерные аутисты обладают великолепной памятью;
  • замкнутость на своих внутренних интересах может приводить детей к получению обширных знаний или навыков в той или иной области и в будущем ребенок может стать ведущим экспертом и специалистом;
  • аспергерные аутисты могут рассматривать мир под особым углом зрения, и иногда этот дар помогает им совершать открытия и принимать креативные подходы в разных сферах деятельности.

Возможные причины возникновения

Пока ученые и специалисты не пришли к единой точке зрения относительно причин, провоцирующих возникновение данного расстройства. Большинство из них склоняются к мнению, что «запуск» синдрома вызывается теми же факторами, что и детский аутизм.

Основными причинами синдрома Аспергера могут становиться:

  • интоксикация плода во время внутриутробного развития;
  • родовые травмы;
  • у ребенка в старшем возрасте;
  • генетические мутации;
  • наследственная отягощенность.

Понять возможные первопричины развития синдрома и суть расстройства сегодня специалистам помогают компьютерные программы. Впоследствии благодаря этим современным методам они могут планировать дальнейшую и более эффективную тактику его коррекции (т. е. лечения).


Классическая Аспергерская триада симптомов


Детям с синдромом Аспергера сложно взаимодействовать с социумом, у них ограничена речь и имеет место нехватка эмоций, неспособность их выражать.

Патопсихологи, психотерапевты и психиатры выделяют следующий классический симптомокомплекс при синдроме Аспергера:

  • нехватка эмоций, неспособность проявлять их в словесной форме и дефицит творческого мышления;
  • сложность взаимодействия с социумом и нарушенная способность общаться с людьми при помощи речи;
  • затруднения в пространственном и чувственном ощущении окружающего.

Дебют появления вышеописанной триады симптомов способен наблюдаться даже в раннем возрасте. Ребенок может реагировать плачем на резко включенный в темной комнате свет или неприятные запахи, громкую музыку или сильный ветер.

В раннем возрасте дифференцировать норму и патологию, выражающуюся в бурной реакции малыша на тот или иной раздражитель, сложно и поэтому принадлежность к «аспи» обычно выявляется после 5-летнего возраста.

Вышеописанные реакции гиперчувствительности с возрастом изменяются, и она трансформируется. Иногда они приобретают гротескный характер и могут мешать даже самому пациенту. Например, в более взрослом возрасте слегка неудобная или даже удобная одежда может вызывать дискомфортные и болезненные ощущения. У некоторых пациентов выявляются синестезии – состояния, когда больной утверждает, что у ощущений есть звук, цвет и т. п.

«Аспи» крайне неуклюжи. Эта проблема вызывается тем фактом, что внешний мир больного ограничивается его же телом и все его переживания направлены в себя. В результате пациенты часто бывают рассеянными и не замечают на своем пути окружающих людей и предметов. Однако при необходимости сосредоточиться люди с синдромом Аспергера способны разумно управлять моторикой.

Проявления у детей

Начиная с 4-5 лет у детей «аспи» могут выявляться следующие расстройства:

  • отказ от групповых или активных игр;
  • неуклюжесть;
  • односторонние хобби (как правило, спокойные и монотонные);
  • нелюбовь к типичным мультфильмам из-за непонимания транслируемых в них эмоций, отношений или нелюбви к громкому звуковому ряду, раздражающему ребенка;
  • реакция протеста при контактах с незнакомыми людьми (попытки вступить в беседу с таким ребенком могут вызывать реакцию протеста или избегания);
  • стремление играть обособленно от сверстников своими игрушками.

Детей с синдром «аспи» часто называют «домашними» и любая смена обстановки вызывает у них выраженный дискомфорт, тревогу и беспокойство. Даже смена привычного уклада внутри семьи способна провоцировать у аспергерных аутистов бурные реакции, которые на своем пике могут достигать истерики.


Проявления у взрослых

При отсутствии своевременной коррекции расстройства в детском возрасте подростки и взрослые с синдромом Аспергера проявляют признаки дезадаптации к социуму и предпочитают самоизоляцию. Эти проблемы проявляются в следующих признаках:

  • невозможность установления дружеских или приятельских контактов;
  • инертность по отношению к противоположному полу;
  • невозможность нахождения точек соприкосновения с окружающими людьми.

Подростки-«аспи» предпочитают заниматься монотонными и однообразными хобби и не интересуются продвижением по карьерной лестнице (например, в школе, университете и пр.). Они могут набирать высокие балы при прохождении тестов на IQ, показывать глубокие знания в профессиограммах различных профессий, но не проявляют интереса к возможности развития своих способностей для достижения более высоких уровней.

У некоторых подростков мужского пола наблюдаются признаки шизоидности:

  • полное отсутствие чувства юмора;
  • однобокость мышления при восприятии афоризмов и пословиц (т. е. они понимают их буквально);
  • неспособность понимать метафоры;
  • отсутствие склонности к анализу событий (не могут отличить правду от лжи).

Такие признаки не являются симптомами шизофрении. Их присутствие объясняется отсутствием воображения, которое характерно для рассматриваемого нами синдрома.

Сложности при общении с окружающими, возникающие у «аспи», могут восприниматься людьми как грубость или невоспитанность. Подобное отношение формируется такими особенностями аспергерных аутистов:

  • говорят то, что думают и при этом не задумываются об уместности высказывания;
  • могут высказывать замечания вслух по тем поводам, которые общественное мнение «приняло решение» не замечать;
  • игнорируют общественный этикет, предпочитая личный комфорт;
  • не могут воспринимать эмоции, которые пытается передать их собеседник;
  • не знают эмпатии;
  • способны во время беседы встать и уйти без объяснения причины из-за возникших собственных переживаний;
  • никогда не заинтересованы в том, чтобы произвести хорошее впечатление (например, на девушку, учителя, работодателя и пр.).

С возрастом синдром Аспергера может приобретать злокачественное течение и приводить больных к абсурдным действиям. Взрослые «аспи» имеют склонность к ипохондричности и подозрительности. Например, при визите к хирургу они могут задавать множество вопросов о стерильности перчаток, чистоте стен кабинета, одноразовости инструментов и т. п. Из-за такого поведения окружающие нередко воспринимают таких людей как занудливых или мелочных, а попытки открытой критики повергают аспергерных аутистов в еще большую замкнутость.

Возможные дополнительные расстройства

Иногда наряду с синдромом Аспергера у детей и взрослых выявляются следующие отклонения:

  • синдром гиперактивности или дефицита внимания;
  • большое депрессивное расстройство либо адаптационное расстройство с депрессивным настроением;
  • генерализированное тревожное расстройство;
  • вызывающее оппозиционное расстройство;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Диагностика

Иногда синдром Аспергера может быть крайне похожим на выраженную интроверсию, но высококвалифицированный психолог способен обнаружить необходимость дифференцирования этих состояний. Для более детальной диагностики используются психометрические тесты, которые позволяют не только выявлять рассматриваемое в рамках данной статьи расстройство, но и определять степень его тяжести. Существует множество таких методик, и каждая из них имеет свою собственную направленность (целевую группу). Условно подобные тесты можно разделить на:

  • тест для оценки сенсорной чувствительности и моторных навыков;
  • тест на интеллектуальное развитие;
  • проективные и клинические методы;
  • тест для определения творческих способностей.

Для выявления синдрома могут применяться следующие тест-методы:

  • ASQQ;
  • RAADS-R;
  • Aspie Quiz;
  • Toronto Asperger Scale.

Все вышеперечисленные тесты могут проводиться специалистами – психологами или психиатрами – и непригодны для самодиагностики. Кроме них доктор может использовать и дополнительные методики обследования пациентов с синдромом Аспергера.

Синдром Аспергера – это психиатрическое расстройство, которое еще обозначается, как аутизм высоко функционального типа, но все же с некоторыми отличиями. Люди с синдромом Аспергера, невзирая на расстройство с его особенностями, имеют гениальные склонности к определенным жизненным аспектам, часто это математические способности, но не только. Данная патология весьма интересная с точки зрения изучения, поскольку поражает воображение.

Такие люди могут не быть способными выполнять довольно простые жизненные вещи и обеспечивать свои потребности, но при этом они глубинно развиты в определённой отрасли, которая для обычных социально активных индивидуумов является совершенно неизвестной и неиспользуемой.

Причины

Впервые это расстройство описано Гансом Аспергером, соответственно и названо в честь него. Сам первооткрыватель этой патологии описывал общие черты расстройства в частности по мужской линии. Он рассуждал о наследственной составляющей этого синдрома. Современные исследования не исключают, что расстройство имеет генотипическую зависимость и это важный аспект в формировании данной патологии. Нередко семьи, где есть человек с синдромом Аспергера, интравертированы и имеют мало социальных взаимодействий, даже если не имеют установленного расстройства. Это подталкивает к мысли, что синдром имеет генетические корни с разной степенью проявления патологического генотипа. Характерно, что в генотипе больных синдромом Аспергера имеется целая группа генов, которая определяет тяжесть и проявление расстройства, именно из-за разных нарушений имеются настолько разные симптомы этой патологии.

Имеются данные о провокации тератогенного воздействия на таких индивидуумов. Именно тератогены являются довольно опасными в провоцировании такой патологии. Влияние тератогенов весьма опасно и играет свою роль уже на первичных этапах появления эмбриона. Воздействия окружающей среды естественно также довольно значимы для этого расстройства, особенно в соединении с генетическими аспектами. Многие исследователи обозначают и то, что опасны не только эмбриональные воздействия, но и расстройства, которые начинались в детстве.

Полного механизма формирования синдрома Аспергера не описано, но имеются исследовательские данные о факторах, воздействующих на мозг, имеющих глобальное значение и нарушающих нейрохимические структуры. При синдроме Аспергера нельзя локализовать эту патологию в определенной доле. Изменения мозговой и тканевой структуры при синдроме Аспергера становятся значимыми после зачатия. Неадекватное мигрирование эмбриональных клеток нарушает структуру мозговых частей и изменяет связующие нейроны. Это приводит к мигрированиям нейрональных путей, отвечающих за мышление, поведенческие аспекты.

Инструментальной и рентгенологической диагностикой подтверждено частично две теории развития синдрома Аспергера. Люди с синдромом Аспергера этому расстройству подвергаются по теории недостаточной связности. При этом говорится о не полностью синхронизированном взаимодействии высокоуровневых функциональных нейронов. На фоне недостаточности такой работы включается переизбыток низкоуровневого функционирования. Это теория недостаточной обработки объединяется с теорией неполного восприятия. Таким образом, говорится о нейромолекулярной невозможности индивидуумом видеть целую картину бытия.

Теория зеркальных нейронов в своей разработке довольно новая, она настроена на разработку и выявление данного расстройства. Это теория говорит о том, что нарушения зеркальных нейронов, отвечающих за социальное взаимоотношения и за следование своей социальной природе, а также за эмоциональную эмпатичность нарушена у индивидуумов с аутистическими расстройствами.

Симптомы

Признаки синдрома Аспергера имеют сочетающуюся симптоматику. Синдром имеет в своем составе характеристику в виде нарушения социального и материального функционирования.

Люди с синдромом Аспергера стереотипны, их ограниченность в социо-психологическом плане довольно сильно нарушает их функционирование. Особенности синдрома Аспергера – это шаблонное поведение, с ним связаны все сложности адаптирования в новой обстановке. У таких людей нет когнитивной задержки, то есть их интеллект совершенно в норме, он может быть даже развитым выше среднестатистического. При этом сосредоточенность индивидуума настроена на определенную узкую тематику, он не переключаем и изменить вектор его интереса практически нереально.

В физическом плане для таких людей характерна неуклюжесть, возможна односторонняя говорливость в направленности тематики, интересующей больного. Речь неритмична и скудна на интонации.

Признаки синдрома Аспергера наиболее актуально определять при анализе социальных взаимодействий. Такие люди не эмпатичны, то есть не выражают свою принадлежность к социуму, они не в состоянии сопереживать или в целом быть в синтонном эмоциональном состоянии.

Люди с синдромом Аспергера не выстраивают дружеские связи, не стремятся разделять жизненные перипетии со своим окружением. Так же, как и мало интересуются бытом всех остальных. Но эти индивидуумы не критично замкнуты, они скорее равнодушны к чувствам окружения, они способны начать длительный монолог, который в итоге не завершится, пока сам человек этого не захочет. Такой индивидуум не будет замечать чувств собеседника, и того, насколько ему комфортно в такой обстановке.

Для социума такое общение воспринимается бесчувственным. Люди с синдромом Аспергера характеризуются возможностью проявлять селективный мутизм — «Падая на уши» знакомым, но совершенно игнорируя общение с кем-то новым. Когнитивные способности таких индивидуумов позволяют осознавать социальные нормы, но особенности функционирования мозга не позволяют следовать таким правилам. Нередко реализация социальных норм и социальных взаимодействий для таких людей недостижимая возможность. Если они даже применяют какие-то выученные социальные шаблоны, но выглядит это неуклюже и они проваливаются в своих стараниях, так и не получая должного уровня внимания и общения.

Особенности синдрома Аспергера — ограниченность и узость интересов. Нередко сосредоточенность индивидуумов не охватывает объект в целом, а распространяется на части. Узкоспецифические интересы – это «визитная карточка» синдрома Аспергера. Люди с данным синдромом нередко накопляют тома детальной, узкой, малоинтересной информации, при этом мало интересуясь этой проблемой в целом. Симптоматика такого рода, доминирующая при синдроме Аспергера, нередко может вовлекать даже всю семью индивидуума, но учитывая незначительность такого симптома этот синдром поначалу не диагностируют, скидывая такие черты на особенность характера.

Синдром Аспергера у детей

Данное расстройство обычно диагностируется с достаточно молодой возрастной категории. Проблемы с узкими увлечениями, которые захватывают всю жизнь крохи начинают становиться очевидными к 5-ти годам, при этом ребенок совершенно погружается в свои странные изучения определенной «проблемы». Имеется гипотеза, что у детей с синдромом Аспергера имеется нарушение базового доверия к мировому сообществу и именно такие индивидуальные характеристики подталкивают их к определенному типу взаимодействия с социумом.

Дети с этим синдромом нередко собирают целые тома малопригодной информации о каких-то узких вещах. При этом их зацикленность на деталях не позволяет им осознать широкий контекст изучаемой ими проблемы. Опасность этого симптома в том, что дети интересуются определенной темой очень глубоко, восхищаясь ей, это предиктор пропуска синдрома. Важно отличать, если ребенок интересуется чем-то довольно распространённым для своего возраста, просто более глубинно пытаясь изучить это, то можно предполагать, что это просто детское увлечение. А вот если тематика излишне узконаправлена, малопригодна для игр и совершенно не детская, то имеет смысл поискать еще клинические симптомокомплексы, которые могут поспособствовать выявлению этой патологии.

Для диагностирования детского проявления синдрома Аспергера важно наблюдать за движениями. При такого рода расстройствах в движениях имеется стереотипность в играх ребенка. Он однообразно взмахивает руками, возможно, вращается всем телом. Эти движения отличаются от тиков своей добровольностью, большой ритмичностью и меньшим темпом.

Еще с детского возраста можно заметить некоторые нарушения речи, они обычно несерьезны, поскольку малыш совершенно функционален и сохранен. Также присутсвует некоторая безэмоциональность, обычно совершенное равнодушие к реагированию окружения на них. Их разговор больше похож на общение с собой, и неопытному человеку будет сложно уловить суть беседы.

Нередко лексикон у таких детей необычайно изощрён. Они используют заумные выражения, но при всей этой вычурности, они имеют сложности с интерпретированием выражений, особенно фигуральных. Трудности в понимание переходят просто в буквальное понимание всего. И тогда каждое сказанное выражение воспринимается ребенком буквально. Тяжелыми речевыми оборотами для детей с синдромом Аспергера является сарказм, ирония, юмористические обороты. Примеры буквального понимания замечались за такими детьми, когда другие дети шутили, то детей с Аспергером это пугало и настораживало. Нередко они бежали домой из-за испуга.

Характерно, что у детей с синдромом Аспергера немного отстают моторные навыки, у них могут сложности с выполнением такого рода заданий, а также с открыванием коробок и различных шкатулок. Кроме этого такому ребенку может быть трудно засыпать.

Синдром Аспергера у взрослых

Данное расстройство создает для человека совершенно отличный мир, в котором есть лишь его мировоззрения. Естественно таким индивидуумам практически нереально адаптироваться, работать и создать семью. Они становятся гениальными личностями в определенной узкой нише, но как «социальные существа» остаются довольно несчастными. Взрослые с таким синдромом совершенно неадекватно воспринимают обороты речи, разные фразы, обусловленные для веселья. Они не способны разделить с кем-то юморную историю, так как для них юмор не является приятным явлением.

Также у взрослых имеются нарушения речи, которые распространяются не только на разговорные особенности, но и на понимание. Характерно, что расстройство нарушает восприятие речи на слух, немного затрудняя его. Взрослые люди с синдромом Аспергера нередко применяют метафоры, но понятны они только им самим. Людям с этим синдромом присуща педантичность и немалая холодность, формальность в речи и восприятии также становится довольно заметной для окружения. Самым заметным симптомом являются странности в интонации и громкости произношения, поэтому нередко создается ощущение разговора с роботом. Зачастую у них есть интересный акцент, речь может быть прерывиста, со странной высотой и тембром. Для таких индивидуумов возможно присуща эхолалия, то есть повторение фраз либо своих, либо за кем-то.

Для диагностики патологии речи при синдроме Аспергера учитывается три аспекта: некачественная прасодия, то есть нарушение интонации и тона, уклончивость при поддержании темы, нарушенная и патологическая обстоятельность. Также присутствует многословие, которое обычно обстоятельно вращается вокруг темы (постоянно повторяющейся). Речь у может быть несколько некогерентной.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых описываются нарушением перцепции, то есть механизмов восприятия внешних раздражителей, проблемами с моторными навыками, эмоциональными факторами и сном. Восприятия посредством визуального и аудиального каналов может сильно варьировать зависимо от информации, доносящейся к индивидууму. Восприятие у таких людей направлено на мелкие детали. Также таким людям довольно сложно адаптироваться и у них снижены возможности реакции привыкания.

Координация движений у больных несколько нарушена, нередко наблюдается плохой почерк, они довольно неуклюжи. В целом синхронность движений и двигательная активность – это сложное испытание для людей с синдромом Аспергера. Нередко бывают и более серьезные трудности, поэтому иногда им даже запрещено водить автомобиль. Обычно присутствуют проблемы двигательно-зрительной интеграции, нередко со сложностями проприоцепции. Естественно, вся эта симптоматика связана с расстройствами между синхронизацией определенных частей мозга. Сложности со сном у взрослых значительно сказываются на их самочувствии, проблема распространяется и на засыпание и на пробуждение.

Лечение синдрома Аспергера

Наиболее приоритетными в плане лечения этого синдрома являются психологические методики, основанные на адаптировании ребенка к изменяющейся среде. Важно в первую очередь родителям понять отличия их ребенка и принять их. Такие дети не понимают и интуитивно не сближаются с другими детьми, что еще больше их пугает и травмирует. Это состояние пугает ребенка и он использует патологические психические защиты чтобы почувствовать, что он в безопасности. Но они еще больше отдаляют его от социума. Некоторые дети при таких обстоятельствах аутизируются, другие проявляют , а многие просто уходят в мир воображений, создавая свой своеобразный круг общения.

При психотерапевтической работе важно обозначить их особенности и показать, что помимо каких-то трудностей, есть и полезные умения. Уже разработаны этапы социального формирования у таких людей, при этом учтены также сложности, возникающие при работе. Именно поэтому зависимо от возраста ребенка подбирается отдельная методика работы с ним.

Для дошкольного возраста роль друга сначала выполняет родитель, подстраиваясь под темп ребенка и обучая его контактировать с окружением. После того, как ребенок будет достаточно адаптирован, он может приступать к взаимодействию и общению с другим ребенком, который близок ему по общению. Для младшего школьного возраста разработаны социальные истории, читая которые ребенок может обучиться типичным поведенческим аспектам и в последующем использовать их в реальном общении.

Детям в средней школе при верном сопровождении общаться уже легче, но для них все равно нужна постоянная поддержка и сопровождение взрослых. Отличным методом поддержки и продолжения обучения эмоциональности может стать курс актерского мастерства, такие бывают во многих школах (своего рода драматический кружок). Там ребенок будет обучаться эмоциям, отыгрывая их, как актер.

В юношеском возрасте человеку можно предложить чтение книг о самопомощи, написанных такими же подростками с синдромом Аспергера. Для особо застенчивых подойдут интернет знакомства, они отточат навыки социального общения и позволят почувствовать драйв от общения, при этом сохраняя безопасность. Важно давать ребенку обратную положительную связь, которая позволить отождествить себя с миром. Также имеет смысл пройти курс у логопеда, чтобы наладить речевые проблемы.

Когнитивно-поведенческая психотерапия обучит таких индивидуумов обращаться с эмоциональными расстройствами. Она постепенно научит, как понимать и принимать эмоциональные переживания, не разрушая себя и не погружая в них окружающих. Для таких индивидуумов довольно целительным является общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия). Можно завести дома какого-нибудь зверька, какого позволяют возможности, и доверить ребенку уход за ним для формирования социальной ответственности. Можно также поддерживать специальные необычные интересы и даже сделать это его плюсом, давая ему чувство уверенности. В случае накладки психиатрических диагнозов применяется индивидуальный медикаментозный подход.

Тест

Особенности синдрома Аспергера диагностируются с помощью различных методик. Важно верно диагностировать данное расстройство, применяя весь спектр современных подходов.

Моторные нарушения диагностируются посредством последовательной тандемной походки, а также некоторой шаткости в позе Ромберга. Кроме этого имеются классические диагностические критерии, которые учитывают все сферы индивидуального развития. Речевые нарушения диагностируются у логопеда, а лучший способ выявления проблем с общением – это обращение к психологу.

Имеется много тестовых методик, направленных на выявление расстройств с проявлениями аутического спектра, но все они сложно дифференцируют именно синдром Аспергера. У взрослых с этим синдромом согласно тестированию имеется нелюбовь к художественной литературе, причем это не связано со скудностью интеллекта. Это скорее связано с их более высоким научным интересом к литературе нехудожественной; некоторые связывают это со сложностью понимать эмоциональные переживания персонажей и художественные обороты.

При моторных тестах можно обнаружить, что люди с синдромом Аспергера с трудом совершают моторные движения, требующие последовательных действий, также у них бывают минимальные изменения в плане и апраксии.

Есть специальные эмоциональные тесты, которые направлены на тестирование распознавания эмоциональных состояний и таким индивидуумам они даются довольно плохо. У таких людей повышен уровень тревожности по всем показателям, а также имеются нарушения сна, которые также можно выявить объективными методиками.

Впервые определить наличие расстройства обычно можно к трем годам, поэтому крайне важно вовремя посещать медосмотры. Чаще всего распознать признаки расстройства возможно при медосмотре и после этого стоит применить скрининговые методики для определения синдрома Аспергера. К таким скрининговым опросникам относят: Аспергер синдром диагностическая шкала, АССКУ, детский тест на синдром Аспергера, Джильям Аспергер синдром тест, КАДИ. Тест подбирается адаптировано, зависимо от того, кто диагностируется — подросток или другой возраст, называется: «тест на аутистический спектр».

Аспергер немного иначе диагностировал расстройство и называл его аутистической психопатией, только позже эта патология была популяризирована его последователями, когда была опубликована книга с историями таких детей. Этот синдром включили в диагностический перечень не очень рано, это связано с сложностями диф. диагностирования данного заболевания.

Прогноз и профилактика

Прогноз синдрома Аспергера благоприятен в случае своевременного проведения описанной выше терапии. Тогда больные смогут и социально адаптироваться и найти оптимальные для себя условия труда. В условиях социально -психологической поддержки, эти индивидуумы способны найти себе пару, они могут обращаться в группы поддержки для пар, где у кого-то одного есть синдром Аспергера. Естественно, жизнь с таким человеком — это «особенная робота».

Для детей, которых верно адаптировали родители и сопровождали в процессе их развития значительной поддержкой, также возможна успешная социальная адаптация. Но при неблагоприятных условиях жизнь человека с таким расстройствам достаточно печальна. Он все большое аутизируется, испытывая значительные трудности с общением и не способен ни адаптироваться, ни жить самостоятельно, ни найти пару. Адаптация таких больных проходит довольно сложно, особенно при наличии сопутствующих эмоциональных расстройств.

Учитывая гениальность таких людей в узких сферах, при их верной направленности возможно взрастить настоящего гения. Считается, что индивидами с подобными симптомами были Моцарт и Эйнштейн.

Профилактика синдрома Аспергера – это избегание тератогенов, которые в очень раннем возрасте могут неблагоприятно повлиять на плод, приводя нейрональные связи в нарушенный строй. Также важно снятие стресса у родителей, поскольку они индуцируют им ребенка. Семейное благополучие для поддержания климатического здоровья просто необходимо для поддержания здоровья детей.

Одно из самых неизученных заболеваний человеческой психики — синдром Аспергера.

Каковы причины развития этого заболевания, как оно проявляется у детей и взрослых?

Способы диагностики синдрома, в том числе самостоятельной. Возможности медицины в лечении патологии. Об этом всем и многом другом в статье.

История становления диагноза

Понятием синдром Аспергера обозначают одно из пяти тяжелых нарушений формирования человеческой личности. Это состояние в медицине стоит наряду с аутизмом, хотя между ними имеются определенные различия. Синдром Аспергера характеризуется выраженными трудностями в социальной адаптации человека.

Данная патология известна в медицине с 1944 года. Впервые симптомы заболевания были обнаружены у маленьких пациентов педиатра и психиатра Ганса Аспергера. Тогда это состояние получило название аутистической психопатии, то есть наподобие аутизма.

Синдром считается особой разновидностью аутизма — в связи с большим количеством сходных симптомов. Однако сохранность интеллекта делает его все же другим заболеванием. Возможно, эти два состояния имеют общую природу, но несколько различающиеся проявления.

Сегодняшнее название патологии — синдром Аспергера — появилось почти через сорок лет. В 1981 году термин был предложен английским психиатром и существует до сих пор. Однако в связи с тем, что до сих пор нет четких разграничений между этим синдромом и аутизмом, ведутся дискуссии о том, чтобы вернуться к прежнему названию.

Кто болеет

Болезнь Аспергера является врожденным состоянием. Частота его возникновения имеет достаточно большие колебания — от трёх до пятидесяти детей на сто тысяч новорожденных. В среднем принято считать уровень заболеваемости 26 детей на сто тысяч.

У мальчиков заболевание встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Каковы причины

До сих пор точные причины заболевания не были установлены. Существует множество теорий, в какой-то степени объясняющих его возникновение, но вместе с тем в каждой из этих теорий имеются свои неточности и несоответствия.

Ни одна теория не может указать морфологию этого заболевания — то есть конкретный очаг патологии. Предполагается, что основой заболевания становится скрытая аутоимунная реакция беременной женщины — антитела вырабатываются на головной мозг плода, в результате чего происходит его повреждение.

Однако обследование детей с синдромом Аспергера не выявляет органических повреждений вещества мозга.

Ещё одна теория предполагает связь этого заболевания с глубокой недоношенностью. Однако далеко не у всех недоношенных детей обнаруживается синдром.

Существует так называемая экологическая теория. Она предполагает возникновение заболевания в связи с высокой загрязненностью окружающей среды, негативным влияния большого количества профилактических прививок, наличием разных консервантов в продуктах питания. Но в этом случае синдромом страдало бы гораздо большее количество людей.

Наиболее полно объясняющей возникновение синдрома считается теория, учитывающая генетическую предрасположенность и влияние некоторых инфекционных агентов на организм беременной женщины.

Как классифицируют

Синдром Аспергера входит в группу аутистических расстройств общего характера. Эта группа объединяет все патологии с нарушением социальной адаптации. В эту же группу входят ещё четыре расстройства:

  • аутизм — наиболее схож по симптоматике с заболеванием Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • другое общее расстройство.

Клиническая картина у детей

Первые симптомы синдрома Аспергера обнаруживаются у детей в раннем возрасте — около двух лет. Это именно тот возраст, когда ребёнок начинает процесс социальной адаптации. До этого возраста специфических симптомов нет — ребёнок может быть или достаточно спокойным для младенца или наоборот, повышенно раздражительным.

В классическом понимании синдром Аспергера характеризуется триадой нарушений в следующих областях:

  • социальная коммуникация;
  • социальное взаимодействие;
  • социальное воображение.

После двухлетнего возраста начинаются определенные расстройства, свидетельствующие о нарушении социальной стороны личности:

В отличие от истинного аутизма, при синдроме Аспергера нет нарушений интеллектуального развития. Порой коэффициент умственного развития у таких детей превышает средние значения. Если ребёнка заинтересовал тот или иной вид деятельности, он может добиться в нем значимых успехов.

Тем не менее, при этой патологии имеется нарушение абстрактного мышления. Поэтому ребёнок может теряться при необходимости выполнить даже простейшую задачу, но требующую нестандартного поведения.

Если ребёнок выбрал для себя какое-то одно занятие, на окружающую действительность он может не обращать никакого внимания. Своё занятие он доведет до полнейшего завершения, выполнит все идеально.

При данном синдроме не страдает развитие речи. Ребёнок может говорить абсолютно правильно, употребляя все выражения, порой даже не соответствующие возрасту и месту. Но речь его лишена эмоциональной окраски. Дети очень чувствительны к любым раздражителям извне — световым, звуковым, тактильным.

Характерным для синдрома является наличие у детей определенных , которым они крайне педантично следуют. При этом любое изменение привычной обстановки, нарушение порядка действий приводит ребёнка в замешательство или даже в истеричное состояние.

Имеются при синдроме Аспергера и моторные нарушения. Ребенок с трудом обучается выполнять повседневные действия, не может полноценно ухаживать за собой. При поступлении в школу ребёнок с трудом учится писать, почерк его неаккуратный и неразборчивый.

Проявления заболевания во взрослом возрасте

Симптомы синдрома Аспергера, которые проявляются у взрослых людей, имеет небольшие отличия. Во взрослом возрасте сохраняется социальная дезадаптация.

Человек с синдромом способен обучаться в высших учебных заведениях, работать в различных профессиях — это позволяют его интеллектуальные способности. Но препятствием является его неспособность к нестандартному мышлению и трудности в общении с людьми.

Взрослый человек с этим заболеванием предпочитает простую однообразную работу. Это связано с тем, что у взрослых сохраняется чрезмерная педантичность и боязнь перемен. Порой эти симптомы могут доходить до абсурда. Любое нарушение привычного распорядка дня, положения вещей может приводить к истерикам.

Взрослый человек не имеет абстрактного мышления — он не способен представлять различные образы, просчитывать разные модели поведения. Взрослый с синдромом Аспергера не различает правдивые высказывания и лживые.

Эйнштейн — знаменитый аспергер

Диагностические критерии

Для установления данного диагноза специалисты пользуются набором определенных критериев. Они разделены на несколько групп, в каждой из которых имеется несколько критериев.

Социальные трудности:

  • невозможность установить визуальный контакт, отсутствие мимики, человек при общении не пользуется жестами;
  • эмоциональная холодность, отсутствие таких чувств, как жалость, сочувствие, радость;
  • нарушение общепринятых норм поведения и общения.

Поведенческие особенности:

  • ограниченность интересов — человек занимается лишь одним избранным делом, совершенно не отвлекаясь на происходящее вокруг;
  • выработка определенных ритуалов поведения и неукоснительное следование им;
  • наличие с частым повторением — покручивание пряди волос, пуговицы на одежде, рисование узоров пальцем;
  • патологическая сосредоточенность на том или ином предмете.

К этим основным критериям диагностики добавляются вторичные, которые могут иметь клиническую значимость только при наличии основных:

  • эмоциональная обедненность речи;
  • нарушение самообслуживания;
  • отсутствие интереса к окружающему миру.

Диагностику может осуществить и сам пациент или родители ребенка. Для этого существуют определенные тесты, способные выявить отклонения в развитии, которые присущи для синдрома Аспергера. Более точной расшифровкой тестов занимаются психологи.

Практикуются следующие тесты:

  • с шестилетнего возраста может проводиться , он основан на интерпретации восприятия и описания ребёнком различных изображений;
  • для детей и взрослых применяется тест Tas-20 — определяет степень эмоционального обеднения личности человека;
  • Aspie-Quiz — тест, содержащий сто разнообразных вопросов, на основании которых психолог составляет заключение о возможном синдроме у пациента.

Многие известные люди с синдромом Аспергера проявляли и проявляют себя в разных областях жизни, науки, творчества:

Возможности коррекции нарушения

В связи с неясностью этиологии этого заболевания лечение синдрома Аспергера направлено лишь на устранение симптомов, ухудшающих качество жизни.

Лечение должно быть строго индивидуальным. Каждому пациенту требуется подбор определенных мероприятий и занятий, способствующих улучшению социальной адаптации.

И в детском, и во взрослом возрасте пациента с синдромом Аспергера обучают определенным навыкам, которые он не приобрёл. Требуются консультации психотерапевта, особенно в подростковом возрасте.

Для тренировки моторных функций назначаются специальные комплексы лечебной физкультуры. Благодаря им улучшается мелкая моторика, нормализуется осанка и походка.

Медикаментозное лечение представляет собой гораздо более сложную задачу. Специфического препарата для лечения синдрома не существует, поскольку неизвестны ни причины заболевания, ни его морфология. Все препараты, назначаемые при этой патологии, имеют своей целью купирование симптомов тревожности, раздражительности и вспыльчивости.

Лекарственные средства, применяемые в качестве симптоматического лечения при синдроме Аспергера, относятся к нескольким фармакологическим группам:

  • (Рисперидон) способствуют уменьшению проявлений агрессии и раздражительности;
  • антидепрессанты (Флуоксетин, Золофт) способствуют уменьшению депрессии, устранению суицидальных мыслей.

Лекарственная терапия должна назначаться с большой осторожностью, особенно в детском возрасте. Так как заболевание не изучено, неизвестны органические поражения, нет возможности просчитать возможность развития побочных эффектов или нетипичного действия препаратов.

Каковы действия родственников

Родители ребёнка с синдромом Аспергера должны соблюдать ряд правил, позволяющих улучшить качество жизни и наиболее полно адаптировать ребенка к социальной жизни. Эти правила касаются как семейных отношений так и поведения в общественных местах:

  • создание благоприятной обстановки в семье — ссоры родителей, крики, ругань, даже если они не направлены на ребёнка, провоцируют у него истерики и приступы агрессии;
  • постоянное самообучение — чтение новой информации о болезни, использование новых методик реабилитации;
  • обучение ребёнка правилам поведения в общественных местах, общению с другими людьми — делается это в мягкой ненавязчивой форме;
  • постоянное поощрение ребёнка за правильное поведение ;
  • стимуляция развития ребёнка в той сфере, которую он себе выбрал.

Родственники взрослого пациента должны принимать его личностные особенности и не нарушать его распорядок жизни, поскольку это может привести к вспышкам агрессии, или наоборот, к глубокой депрессии.

Синдром Аспергера не влияет непосредственно на продолжительность жизни. Однако в связи с высокой частотой развития депрессивных расстройств и суицидальных наклонностей возможны летальные исходы.

У части пациентов отмечается возрастное ослабление симптоматики, однако социальная дезадаптация в той или иной степени сохраняется на протяжении всей жизни. Пациенты в большинстве случаев ведут обособленный образ жизни, не способны выстроить семейные отношения.