Главная · Другие болезни · Повышенная тревожность - симптомы, причины, что делать, лечение. Как избавиться от повышенной тревожности у взрослых

Повышенная тревожность - симптомы, причины, что делать, лечение. Как избавиться от повышенной тревожности у взрослых

Тревога - это эмоция, которую испытывают все люди, когда нервничают или боятся чего-то. Постоянно быть «на нервах» неприятно, но что поделать, если жизнь такая: всегда найдётся причина для тревоги и страха, надо учиться держать свои эмоции под контролем, и всё будет хорошо. В большинстве случаев это именно так.

Тревожиться - нормально. Иногда это даже полезно: когда мы переживаем из-за чего-то, то уделяем этому больше внимания, работаем усерднее и вообще достигаем лучших результатов.

Но иногда тревога выходит за разумные пределы и мешает жить. И это уже тревожное расстройство - состояние, которое может испортить всё и которое требует особенного лечения.

Почему появляется тревожное расстройство

Как в случае большинства ментальных расстройств, точно никто не скажет, почему к нам цепляется тревога: о мозге пока знают слишком мало, чтобы говорить о причинах уверенно. Скорее всего, виноваты несколько факторов - от вездесущей генетики до травмирующего опыта.

У кого-то тревожность появляется из-за возбуждения отдельных участков мозга, у кого-то шалят гормоны - и норадреналин, а кто-то получает расстройство в нагрузку к другим заболеваниям, причём не обязательно психическим.

Каким бывает тревожное расстройство

К тревожным расстройствамStudying Anxiety Disorders . относятся сразу несколько групп заболеваний.

  • Генерализованное тревожное расстройство . Это тот случай, когда тревога появляется не из-за экзаменов или предстоящего знакомства с родителями любимого человека. Тревога приходит сама по себе, ей не нужен повод, и переживания настолько сильны, что не дают человеку выполнять даже простые повседневные дела.
  • Социальное тревожное расстройство . Страх, который мешает находиться среди людей. Кто-то боится чужих оценок, кто-то - чужих действий. Как бы то ни было, это мешает учиться, работать, даже ходить в магазин и здороваться с соседями.
  • Паническое расстройство . Люди с таким заболеванием испытывают приступы панического страха: они пугаются так сильно, что иногда не могут сделать шаг. Сердце бьётся с бешеной скоростью, в глазах темнеет, воздуха не хватает. Эти приступы могут приходить в самый неожиданный момент, причём иногда из-за них человек боится выходить из дома.
  • Фобии . Когда человек боится чего-то конкретного.

Кроме того, тревожное расстройство часто встречается в сочетании с другими проблемами: биполярным или обсессивно-компульсивным расстройством или .

Как понять, что это расстройство

Основной симптом - постоянное ощущение тревоги, которое длится не менее шести месяцев, при условии, что поводов нервничать нет или они незначительны, а эмоциональные реакции непропорционально сильные. Это значит, что тревога меняет жизнь: вы отказываетесь от работы, проектов, прогулок, встреч или знакомств, какой-то деятельности только потому, что слишком переживаете.

Другие симптомыGeneralised anxiety disorder in adults — Symptoms . , которые намекают, что что-то не так:

  • постоянная усталость;
  • бессонница;
  • постоянный страх;
  • невозможность сосредоточиться;
  • невозможность расслабиться;
  • дрожь в руках;
  • раздражительность;
  • головокружение;
  • частое сердцебиение, хотя никаких сердечных патологий нет;
  • повышенная потливость;
  • боли в голове, животе, мышцах - при том, что врачи не находят никаких нарушений.

Точного теста или анализа, при помощи которого можно опознать тревожное расстройство, не существует, ведь тревогу нельзя измерить или потрогать. Решение о диагнозе принимает специалист, который смотрит на все симптомы и жалобы.

Из-за этого есть соблазн удариться в крайности: то ли диагностировать себе расстройство, когда в жизни просто началась , то ли не обращать внимания на своё состояние и ругать безвольный характер, когда из-за страха попытка выйти на улицу превращается в подвиг.

Не надо увлекаться и путать постоянный стресс и постоянную тревогу.

Стресс - это ответ на раздражитель. Например, на звонок недовольного клиента. Когда ситуация меняется, уходит и стресс. А тревога может остаться - это реакция организма, которая происходит, даже если прямого воздействия нет. Например, когда входящий вызов поступает от постоянного клиента, который всем доволен, а трубку снять всё равно страшно. Если тревога настолько сильна, что любой телефонный звонок - это пытка, то это уже расстройство.

Не надо прятать голову в песок и делать вид, что всё нормально, когда постоянное напряжение мешает жить.

Обращаться к доктору с такими проблемами не принято, а тревожность часто путают с мнительностью и даже трусостью, а быть трусом в обществе - стыдно.

Если человек поделится своими страхами, то скорее получит совет взять себя в руки и не раскисать, чем предложение найти хорошего врача. Беда в том, что преодолеть расстройство мощным волевым усилием не получится, как не получится вылечить медитацией.

Как лечиться от тревоги

Постоянная тревога лечится, как и другие расстройства психики. Для этого и существуют специалисты-психотерапевты, которые, вопреки распространённым , не просто разговаривают с пациентами о тяжёлом детстве, а помогают найти такие приёмы и техники, которые по-настоящему улучшают состояние.

Кому-то станет легче после нескольких бесед, кому-то поможет фармакология. Врач поможет пересмотреть образ жизни, найти причины, по которым вы много нервничаете, оценит, насколько выражены симптомы и нужно ли принимать препараты.

Если вы пока думаете, что психотерапевт вам не нужен, попробуйте приручить тревогу самостоятельно.

1. Найдите причину

Проанализируйте, из-за чего вы переживаете больше и чаще всего, и постарайтесь исключить из жизни этот фактор. Тревога - это естественный механизм, который нужен для нашей же безопасности. Мы боимся чего-то опасного, что может причинить нам вред.

Может, если вы постоянно трясётесь от страха перед начальством, лучше сменить работу и расслабиться? Если у вас получится, значит, ваша тревога вызвана не расстройством, лечить ничего не надо - живите и радуйтесь жизни. А вот если выделить причину беспокойства не получается, то лучше обратиться за помощью.

2. Занимайтесь спортом регулярно

В лечении ментальных расстройств много белых пятен, но в одном исследователи сходятся: регулярная физическая нагрузка действительно помогает держать разум в порядке.

3. Давайте мозгу отдыхать

Лучше всего - спать. Только во сне перегруженный страхами мозг расслабляется, а вы получаете передышку.

4. Научитесь тормозить воображение работой

Тревога - это реакция на то, чего не случилось. Это страх того, что только может произойти. По сути, тревога есть только в нашей голове и полностью иррациональна. Почему это важно? Потому что противодействие тревоге - это не спокойствие, а реальность.

Пока в тревожном воображении случаются всевозможные ужасы, в реальности всё идёт своим чередом, и один из лучших способов отключить постоянно зудящий страх - вернуться в настоящее, к текущим задачам.

Например, занять голову и руки работой или спортом.

5. Бросьте курить и пить

Когда в организме и без того бардак, расшатывать хрупкое равновесие веществами, которые влияют на мозг, как минимум нелогично.

6. Изучите техники релаксации

Тут действует правило «чем больше, тем лучше». Учитесь дыхательным упражнениям, ищите расслабляющие позы йоги, пробуйте музыку или даже , пейте ромашковый чай или используйте в комнате эфирное масло лаванды. Всё подряд, пока не найдёте несколько вариантов, которые будут помогать именно вам.

Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» - спросите вы. Читайте далее.

Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция). Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. Но как всегда обо всем по порядку.

Описание феномена

Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.

Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.

Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.

В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.

По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:

  1. Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
  2. Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
  3. Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
  4. Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
  5. Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
  6. Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
  7. Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
  8. Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
  9. Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.

На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:

  • гиперреактивности;
  • беспокойства;
  • слюноотделения и так далее.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  • кожные аномалии (зуд, сыпь);
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  • нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  • диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  • генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  • вазомоторные явления (потливость);
  • проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Причины тревожности

Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:

  • противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
  • завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
  • ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
  • лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
  • осознание несоответствия возможностей и способностей;
  • социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.

Виды тревожности

Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:

  1. Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
  2. Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
  3. Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
  4. Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
  5. Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
  6. Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.

Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью

В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:

  • некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
  • неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
  • больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
  • вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
  • некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
  • смены школы.

В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.

Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:

  1. Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
  2. Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
  3. Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.

Диагностика тревожности

  1. Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
  2. Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.

Коррекция тревожности

В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.

Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.

Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:

  1. Не переживайте по поводу того, что не произошло.
  2. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
  3. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
  4. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  5. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
  6. Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
  7. Никогда не замыкайтесь в себе.
  8. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
  9. Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:

  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
  • отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
  • продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
  • наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
  • физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
  • временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
  • проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.

Итоги

Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.

Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.

Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:

  • самооценка,
  • самоуверенность,
  • самоконтроль,
  • саморегуляция,
  • саморуководство,
  • самопринятие,
  • самокритика,
  • самоценность.

Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.

Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думать, получится или нет, что произойдет. Просто действовать, будучи уверенным в своих силах и возможностях (конечно, планы и цели должны быть реальны). Трудности будут возникать всегда, идеального момента не бывает. Но апеллируя своими сильными сторонами, все барьеры можно преодолеть.

Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!

В жизни каждый из нас встречается с чувством тревоги. Буквально с рождения мы испытываем дискомфорт при встрече с тем, чего не знаем, боимся или на что не можем повлиять. Однако, у кого-то это краткосрочное, быстропроходящее и не сильно выраженное состояние, с которым человек легко и самостоятельно справляется.

А для кого-то это очень тягостное переживание, отравляющее жизнь. Оно выступает постоянным фоном, мешая нормальной жизнедеятельности, или накрывает, как девятый вал, полностью блокируя способность радоваться, мечтать, чувствовать уверенность, спокойствие, гармонию и вообще что-то делать. Поэтому очень важно понимать, что это за зверь, когда и почему приходит к нам и как его можно приручить.

Понимание того, что происходит, дает нам, как минимум, возможность выбора: что с этим делать и как себя вести.

Часто тревога индуцируется и подкрепляется разного рода страхами.

Формированию повышенной тревожности способствуют различные факторы: помимо личностных особенностей человека (включая его психические особенности, физиологию и личный опыт), это также наследие семьи, негативная картина мира инегативное представление о себе.

Для определения уровня тревожности воспользуйстесь онлайн (прим.ред.)

Наследие семьи

Говоря о «наследии», стоит учитывать семейную историюи опыт переживания трудных кризисных моментов в жизни семьи, а также унаследованный способ реагирования и обращения с тревогой.

1. У каждой семьи есть своя история, свои мифы и скелеты в шкафу - истории, о которых не любят рассказывать, но о которых помнят и переживают.
Если в жизни рода были без вести пропавшие, репрессированные и расстрелянные, о которых годами не могли получить информацию и долго скрывали этот факт, боясь и за свою жизнь, если случались несчастные случаи («пошел за хлебом, попал под машину», «лег на плановую операцию и умер», «подавился и умер»), естественно предположить, что тревога там выше, как минимум, в отношении того, что стало причиной смерти или переживаний родственников.

Часто «наследников» преследует страх чего-то ужасного (внезапной смерти близкого, трагедии), который в основе своей имеет страх смерти . Бывает так, что в семье не принято говорить о смерти, и детям не объясняют, что происходит. Тем не менее ребенок чувствует атмосферу, пытается сопоставить доступные ему факты и домыслить то, о чем молчат. Часто именно в детском возрасте проживаются фантазии на тему смерти и рождается определенное отношение к ней.

Очень травматично для ребенка присутствие при суициде или смерти, когда взрослые ведут себя неадекватно, не обращают на ребенка внимания, оставляя наедине со своими фантазиями и страхами, не утешают его и не объясняют, что случилось. Ребенок может считать себя виноватым, или связать в логическую цепочку некоторые совершенно не связанные события и во взрослой жизни боятся даже намека на совпадение.

Так, например, в одной семье за небольшой промежуток времени случился ряд смертей. Ребенка боялись травмировать и вообще избегали этой темы. Для девочки из доступной ей информации сложилась следующая последовательность: заболел – вызвал врача – исчез. Заболел – вызвал врача – исчез. Стоит ли удивляться, что когда заболела мама, и в их доме появился врач, с ребенком случилась истерика, девочка отказалась ходить в школу и отпускать маму из поля зрения. На рисунках в разных видах отображался страх чего-то ужасного (как страх смерти).


2. При нежеланной беременности (мыслях мамы об аборте), ожидании ребенка другого пола, отвергающих родителях, когда ребенок не чувствовал себя любимым и нужным, когда не удовлетворялись основные потребности в безопасности и было много причин тревожиться, во взрослом возрасте возможна скрытая депрессия на фоне постоянного отравленного ощущения радости при благополучной жизни.

3. Есть семьи со сниженным порогом тревожности, так называемые, низкодифференцированные семьи. Где принято беспокоиться даже по незначительным поводам. Будь-то невозможность дозвониться с первого раза, небольшая задержка с работы или из школы, предстоящая поездка или любое небольшое изменение в жизни семьи.

Когда рисуются страшные картины случившегося или будущего, на ноги поднимается вся родня, никто не может ни успокоиться сам, ни успокоить другого; тревога каждого разрастается, объединяется и становится общей. Часто это бывает при созависимых отношениях.

Вырастая в такой семье, ребенок перенимает поведенческие навыки общения и реагирования на определенные ситуации и воспроизводит их в своей взрослой жизни. Для взрослых, вышедших из таких семей, часто характерен беспричинный страх будущего или страх непредвиденного, которые в основе своей могут иметь страх потери контроля .

Как справляться с тревогой при «отягощенной наследственности»:

1. Часто бывает полезно узнать историю своей семьи. Скелет из шкафа, который увидел свет, перестает быть скелетом.

Для этого можно расспросить старшее поколение, чего боялись они, что на это влияло, как справлялись со своей тревогой. Уверена, вы узнаете много похожих на вашу ситуаций и сможете найти тех, пример кого воодушевит вас и подарит надежду.

Кроме того, вы можете неожиданно узнать, откуда взялась ваша тревожность. И что она не является вашей, а перешла к вам по наследству от мамы или бабушки. Которые своими «напутствиями» и «заветами» («делай то-то», «никогда не веди себя так, а то хуже будет») фактически напутствовали вас бояться того, чего боялись они сами. Но то, что пугало их, не факт, что будет пугать вас. Поэтому стоит пересмотреть их тревоги, научиться различать их беспокойство и свое, и вернуть им то, что не ваше и вам не подходит.

2. Если вас мучает постоянное ощущение подавленности и ничего в этой жизни не радует, лучше пройти тест Бека, который позволяет определить наличие у вас депрессии. Если опасения подтвердились, не стоит падать духом. Важно обратиться за консультацией к психиатру, так как в его компетенции назначить медикаментозную поддерживающую терапию. Без которой, в случае депрессии, к сожалению, не обойтись. Сейчас существует много разных щадящих схем. А позже с психологом или психотерапевтом проработать причины, вызвавшие это состояние и найти ресурсы с ним справиться.

3. Если вы родом из семьи, где принято много тревожиться, стоит выписать ситуации, где тревога наиболее сильна и понаблюдать за другими людьми или семьями, чтобы увидеть как можно по-другому вести себя в этих обстоятельствах. Так можно научиться альтернативным способам обращения с тревогой и расширить запас поведенческих навыков. То есть стать более адаптивным.

Также можно завести «тревожный» дневник, в который, как только чувствуете наступление тревоги, подробно записывать свои ощущения, место, где вы находитесь, события, которые этому предшествовали, продолжительность ощущений, возможные причины, людей, которые вас окружают, а также оценить по шкале от 0 до 10 силу выраженности переживаний. Это даст понимание, как часто, как сильно и при каких обстоятельствах наступает данное состояние.

Негативная картина мира

Причин формирования негативной картины мира может быть несколько. Это ненадежный тип привязанности в детстве (тревожный, избегающий или их комбинация), отвергающие родители и определенный стиль воспитания и обращения с ребенком, когда близкие взрослые не только не обеспечивали защиты и безопасности, но и сами прибегали к физическому наказанию и другим формам насилия.

При этом мир воспринимается, как небезопасный и полный испытаний. К нему нет доверия. Часто это происходит потому, что ребенок (особенно это касается младшего возраста) привыкает сам справляться с разными ситуациями, не получая необходимой поддержки и утешения. Когда рядом нет надежного любящего эмоционально-вовлеченного взрослого (например, ребенка часто подолгу оставляют одного, или взрослый физически рядом, но эмоционально недоступен, например, при депрессии у мамы) или взрослый рядом, но неадекватно реагирует на потребности ребенка (когда малыш хочет спать, с ним играют; когда болит живот, его кормят и т.д.)·

Также тревожность отмечается у тех, кто в детстве чувствовал себя небезопасно, за кого не заступались родители. Обеспечение защиты и безопасности – в основном, папина функция. Именно поэтому строгое воспитание с жестким режимом, а также частое использование физических наказаний за малейшую провинность (особенно когда отец бьет дочь) имеет далеко идущие последствия. И дело даже не в сложных отношениях с противоположным полом.·

Как справляться с тревогой при негативной картине мира?

1. Нужно научиться фокусироваться на положительных событиях.

В терапии я называю это «перевести прожектор с привычного негатива, на позитив». Важно не только ограничить то, что тревожит и расстраивает, но и научиться видеть хорошее вокруг.

Так, важно уменьшить просмотр новостных передач (по статистике из 10 новостей 7-8, если не больше, негативные, можете проверить), ограничить общение с «токсичными» людьми (теми, которые все время жалуются, критикуют вас, сравнивают, обесценивают; после общения с которыми, вы чувствуете себя уставшими, раздраженными или опустошенными), уменьшить время соприкосновения с тем, что не нравится.

В противовес в конце дня перед сном перечислить то, что было хорошего за день пусть даже это было что-то очень маленькое и мимолетное. Сделать это привычкой.

2. Стоит проанализировать, что вас радует, а что расстраивает.

Разделить лист на две части и записать минимум 10 пунктов в оба столбца. Найти время в течение дня и выполнять хотя бы один пункт из «радующей» колонки. Подумать, как меньше встречаться с негативными событиями.

3. Для создания и укрепления спокойного внутреннего ощущения помогает аутотренинг, йога, медитация, техники релаксации и дыхательные методики.

4. Если с родителями не было надежной привязанности (вы привыкли рассчитывать только на себя) и по разным причинам она сейчас невозможна, то можно поискать уже во взрослом возрасте тех, кто мог бы оказать вам поддержку, принятие, дать утешение и понимание. Среди коллег, подруг, учителей, дальних родственников, знакомых. Надо найти человека, кому вы сможете доверять, общение с которым понятно и комфортно. В некоторых случаях таким человеком может стать психолог.

5. Стать родителем самому себе: вырастить собственного внутреннего родителя, научиться успокаивать и заботиться о своем внутреннем ребенке самостоятельно. Для этого спрашивать себя (своего ребенка): «Чего тебе хочется? Как я могу утешить тебя?» Это может быть прогулка, общение с друзьями, книга на ночь, ванна с пеной, фильм, игра, хобби (конструирование, рисование, вязание, пение, игра на инструменте, пробежка, кулинария и т.д.)

6. Научиться защищать себя. Тут помогут разные тренинги обращения с агрессией и злостью или занятия спортом (бокс, приемы самообороны, любые игры в мяч). В личной терапии важно проработать отношения с родителями, если в семье практиковалось насилие или у вас есть опыт, когда вы не смогли защитить себя с другими людьми.

По мере того, как мы учимся защищать себя и свои границы, мы становимся увереннее, и мир вокруг уже не кажется таким пугающим и вызывающим тревогу.

Негативное представление о себе

Образ Я формируется при взаимодействии со значимыми другими. Именно поэтому критикующие, сравнивающие, оценивающие, гиперопекающие, а также родители с большими ожиданиями или завышенными требованиями обрекают своего ребенка на представления о себе, как о «плохом», «не достаточно хорошем», «не справляющемся», «неудачнике», «слабаке, которому все время нужна помощь».

Что приводит к внутреннему напряжению, неуверенности, заниженной самооценке, а вместе с этим к большому количеству страхов и тревоги. Они боятся нового, боятся неудачи, боятся не справиться, боятся любых изменений от этого может рождаться страх будущего или непредвиденного (что невозможно проконтролировать).

Часто испытывают постоянное отравленное ощущение радости при благополучной жизни , так как «живут не своей жизнью», стараясь соответствовать чьим-то ожиданиям, делать то, что дОлжен, а не то, что хочется. Когда везде чувствуешь себя недостаточно хорошим или не имеющим права.

Как справляться с тревогой, вызванной негативным представлением о себе?

1. Предстоит создать положительный образ себя. Это небыстро и непросто, но возможно. Для начала, чтобы оценить масштаб бедствия, несколько дней посчитайте сколько раз мысленно и вслух вы хвалите себя, а сколько ругаете. Это можно отмечать галочками в двух колонках по мере «ругания-хваления».

2. Если ругаете вы себя чаще, чем хвалите, то нужно в конце дня перед сном вспомнить прошедший день и найти минимум 5 поводов за что себя похвалить. Для тех, от кого родители ожидали слишком много («олимпийских побед» и «нобелевских премий») важно научиться даже в небольших поступках и достижениях видеть повод для радости и гордости собой. Часто такие люди привычно обесценивают себя и все что, не «красный диплом» (а часто и он тоже) вообще не замечается. Поэтому найдите то, что вчера вы еще не умели или не пробовали, а сегодня узнали, решились, сделали. Помните, прежде чем человек научился ходить, он тысячу раз упал, но это не помешало ему встать на ноги.

3. Перестаньте сравнивать себя с другими. Вы никогда не сравнитесь с оперным певцом мирового уровня, если ваш талант в другом. Зато ранитесь до бесконечности и приобретете пожизненный повод беспокоиться. Сравнивать можно себя только с самим собой вчерашним.

4. Утром, перед тем как встать, спросите себя: «Чем я могу себя сегодня порадовать?» и постарайтесь сделать это.

5. Опросите друзей на предмет своих сильных личностных качеств, которые могут вам помочь справиться с тревогой или страхом. Попросите их назвать не менее трех.

6. Нарисуйте или подробно опишите свою тревогу или страх. Посмотрите на нее издалека. Задайте себе вопросы: «Когда она появляется? Какие планы на вашу жизнь имеет? Какие ваши качества помогают ей нападать на вас? А какие делают ее слабее?» Постарайтесь вспомнить ситуацию, когда вы справились с тревогой или страхом. Что помогло вам тогда?

Отдельно стоит сказать о детях с пограничными родителями или страдающими алкоголизмом или психическими заболеваниями. Так, при шизофрении отношения амбивалентны и часто протекают по принципу «люблю-ненавижу».

У таких людей в детстве много хаоса и двойных посланий (когда слова противоречат друг другу или смысл сказанной фразы не согласуется с невербальным сопровождением. Например, злым тоном говорится «конечно, я тебя люблю» или «ты мне так нужен, уходи!»)

Чтобы выжить, таким детям приходится самим справляться с часто возникающей тревогой и часто становиться родителем своим родителям. У них много подавленных эмоций и большие трудности в построении близких долгосрочных доверительных отношений. У них часто бывает беспричинный страх будущего и неспособность радоваться , даже если в настоящий момент все в их жизни хорошо.

Часто им кажется, что за любую радость, желание или осуществленную мечту им придется заплатить страданием. Им труднее всего учиться хвалить себя, позволять что-то делать для себя и мечтать. Внутренний голос родителя звучит ярко и сильно. В этих случаях предстоит большая работа и лучше воспользоваться помощью специалиста.

Как справляться с тревогой?

В каждой семье приняты свои способы справляться с тревогой. При этом они могут быть, как функциональными, так и дисфункциональными. К последним относится курение, алкоголь и другие виды зависимостей. Когда фактически человек избегает встречи с собой и своими чувствами, не решая проблемы.

Конфликт – это тоже дисфункциональный способ. При этом бывает так, что тревога одного партнера провоцирует возникновение тревоги другого и, сливаясь, эти две тревоги усиливают, продляют и подкрепляют друг друга. Кто-то уходит с головой в сериалы, игры, интернет, работу только, чтобы не жить реальной жизнью и не сталкиваться с тревожными переживаниями.

Наряду с дисфункциональными, есть способы, которые не только действительно помогают прожить некомфортные моменты, но и приносят пользу. Это спорт, чтение, творчество, общение, искусство и даже уборка.

  • Занимайтесь тем, что приносит радость.
  • Будьте в контакте с собой и своими чувствами.
  • Научитесь утешать своего внутреннего ребенка.
  • Представьте себя маленького, возьмите на ручки и спросите: «чего ты боишься, что я могу для тебя сделать?»
  • Выполняйте желания из детства (Одной женщине с повышенной тревожностью очень помог ее маленький ребенок, попросив совершать ежедневные прогулки перед сном и возможностью «как в детстве» забраться на сугроб и полежать на снегу; купить красивое платье или игрушку-талисманчик)
  • Учитесь выражать свои эмоции.
  • Научитесь ставить границы и защищать себя.
  • Умейте отличать свою и чужую тревогу (в созависимых отношениях часто сливаются и усиливают друг друга).

Повышенная тревожность часто приводит к таким физиологическим нарушениям как учащенный пульс, головокружение, расстройство пищеварения и другие.

Тревога является нормальной реакцией человека на опасную или незнакомую ситуацию. Эта эмоция заставляет человека действовать. Например, лучше готовиться к экзамену или пойти к врачу, если что-то беспокоит. Но если беспокойство возникает даже при легкой эмоциональной встряске или вообще без причины, то речь идет о повышенной тревожности.

Причины и проявления
Как избавиться от повышенной тревожности

Для преодоления тревожности можно использовать практики, которые помогают расслабиться. Это аутогенная тренировка (аутотренинг) и медитация.

Аутотренинг представляет собой комплекс специальных упражнений на успокоение и расслабление. Секрет медитации состоит в том, что через уменьшение мышечного напряжения можно постепенно преодолеть тревожность.

Чтобы навсегда избавиться от повышенной тревожности, необходимо в корне пересмотреть свое отношение к жизни. Склонные к этому расстройству люди придают слишком большое значение всему происходящему с ними и вокруг них. Преодолеть тревожность удастся, победив чувство собственной важности и научившись воспринимать себя, как частичку мира.

Для коррекции избыточной тревожности у детей используются игры со специально подобранными сюжетами. С их помощью дети учатся преодолевать барьеры и оценивать свои отрицательные качества со стороны.

Наиболее эффективными методами лечения являются медикаментозная терапия, поведенческое лечение и когнитивная психотерапия. Эти виды лечения помогают человеку справиться с чувством тревоги, разобраться в ее причинах и смотреть на свое поведение логически и под позитивным углом.

Для облегчения тревожных симптомов широко используются седативные средства (ново-пассит и др), а также препараты на растительной основе: валериана, пустырник, мята, пассифора, пион, боярышник. Врач может назначить прием гомеопатических средств, бромидов, транквилизаторов (Афобазол , Атаракс и проч.)

В особенности необходимо обратиться к психотерапевту, если тревожное состояние сопровождается болью в груди, которая отдает в руку; нарушением сердцебиения; одышкой; повышением давления; тошнотой; жаром; паническими настроениями; страхами.