Главная · Молочные зубы · Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю. Прием на работу инвалида: порядок, документы, квота

Прием на работу инвалидов в пределах квоты: что нужно знать работодателю. Прием на работу инвалида: порядок, документы, квота

Прошу пояснить как правильно должен центр занятости населения делать направления на работу для людей, которые направлены для трудоустройства в счет квоты? Как работодатель должен определять, что он обязан трудоустроить по квоте прибывшего по направлению из центра занятости человека? Какую ответственность несет работодатель за не трудоустройство направленного человека?

Ответ

Ответ на вопрос:

Типовой формы направления Службой занятости именно инвалида для трудоустройства в счет квоты нет. Данное направление должно быть на бланке Службы занятости. В правом углу должны быть данные Вашей организации (как адресата, которому направление направлено) В нем должны быть данные направленного лица, профессия или должность, на которую претендент направлен. Подпись ответственного работника Службы занятости. По аналогии с Приложением 8, утв. Приказом Минтруда России 26.02.2015 № 125Н .

  • Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов.
  • Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов

На основании установленных квот организации самостоятельно . Порядок выделения конкретных рабочих мест следует закрепить в локальном акте, например, . При этом конкретное число рабочих мест для инвалидов можно устанавливать , чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в положение. Обязанность работодателя создавать и выделять рабочие места для инвалидов в пределах квоты не зависит от фактов обращений инвалидов за трудоустройством и количества таких обращений (см. ).

Организации ежемесячно предоставляют в службу занятости о наличии вакантных рабочих мест, локальных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, и выполнении квоты по инвалидам ( , ).

Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (). функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден . При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что и проверки, которые проводит трудовая инспекция.

Нина Ковязина , заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Дата копирования: 27.10.2016

Специфика

Создание рабочих мест для инвалидов. Как выполнить квоту с минимальными затратами

Андрей СЛЕПОВ, старший юрист, руководитель практики трудового и миграционного права международной юридической фирмы «Байтен Буркхардт»

Если в компании трудится более 100 человек, то у работодателя возникает обязанность по резервированию рабочих мест для кандидатов-инвалидов. В некоторых регионах квота для трудоустройства инвалидов может устанавливаться и для компании, в которой число сотрудников составляет от 35 до 100 человек. В случае создания специального рабочего места для инвалида в том помещении, где будет трудиться такой сотрудник, нужно расставить мебель таким образом, чтобы дать возможность свободно передвигаться в нем. Также придется исключить значительные переходы, расположив необходимые для работы инструменты рядом с сотрудником. Все это нужно сделать с учетом гигиенических требований, предъявляемых к труду инвалидов. Очевидно, что такие мероприятия являются довольно затратными для работодателя. Чтобы их избежать, в последнее время все чаще звучат идеи об оформлении инвалида как дистанционного сотрудника, который будет работать дома. Несмотря на то, что данный вариант достаточно привлекательный как для самого инвалида, так и для работодателя, есть риск, что контролирующие органы посчитают это уходом от обязанности создавать рабочие места для инвалидов в компании. Альтернативой выполнения квоты может быть аренда рабочего места у другой организации или финансовая помощь в создании таких мест для общественных объединений инвалидов. Но такая возможность есть не во всех регионах России. Поэтому, перед тем как решать вопрос по минимизации затрат по квотированию рабочих мест, важно изучить местное законодательство.

Резервировать места для инвалидов нужно не только крупным компаниям, но также малому и среднему бизнесу

Чтобы гарантировать инвалидам трудоустройство, государство устанавливает квоты для приема на работу таких граждан ( Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее - ).

Квота означает, что работодатель обязан заключить трудовой договор с определенным количеством кандидатов-инвалидов; причем принять на работу таких граждан больше предусмотренной квоты можно, меньше - нет.

Конкретный размер квоты устанавливается субъектами Российской Федерации, но в пределах, определенных Закона № 181-ФЗ.

На размер квоты влияет численность работников: чем крупнее организация, тем больше инвалидов она должна принять.

Если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. Такое условие установлено, например, и .

Для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами и .

Таким образом, основная нагрузка по приему на работу сотрудников с ограниченными физическими возможностями ложится в первую очередь на плечи крупного бизнеса.

Ранее, выполняя квоту, только большие компании должны были заключать трудовые договоры в обязательном порядке. На небольшие организации резервирование рабочих мест для инвалидов распространилось недавно, с июля 2013 года. Причем сомнения в такой необходимости высказывало Правительство РФ. По его мнению, введение обязательного квотирования для среднего и малого бизнеса приведет к увеличению финансовой нагрузки на некрупные предприятия и затруднит их деятельность.

Такое опасение выглядит вполне оправданно. Ведь инвалидам в определенных случаях нужно обеспечить особые условия труда. Например, расставить мебель или оборудование таким образом, чтобы работник, который пользуется коляской, мог при необходимости свободно передвигаться в помещении. Если у сотрудника повреждено зрение либо человек слепой, то его рабочее место нужно снабдить тактильными ориентирами и радиофицировать. к условиям труда инвалидов закреплены в (утв. ).

Но отдельные работодатели могут не создавать стационарные рабочие места на территории организации. В некоторых субъектах РФ ввели альтернативные способы выполнения квоты, например, аренду рабочего места у другого работодателя.

О наличии рабочих мест для инвалидов работодатель должен отчитываться в Центр занятости

В силу закона работодатели должны участвовать в трудоустройстве инвалидов. Для этого нужно ежемесячно представлять в органы службы занятости следующую информацию:

Эти сведения передаются в госорганы на основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (далее - ).

Вид локального нормативного акта, в котором будут закреплены сведения о рабочих местах для инвалидов, работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако в некоторых регионах России на этот счет разработаны рекомендации. Например, утверждена примерная форма приказа о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Образец подобного приказа для Тамбовской области можно найти на официальном сайте Центра занятости. В Новосибирской области предполагается, что информация о таких рабочих местах содержится в приказе или распоряжении.

Если работодатель составил акт по другой форме, например, в виде положения или правил, то его можно утвердить приказом. Реквизиты акта нужно будет указать при направлении информации в органы занятости.

Сложность может возникнуть с передачей информации о локальных нормативных актах. Лишь некоторые регионы разработали необходимую форму либо переработали старую, включив нужную графу (распоряжения , ; постановления , ).

Если в регионе подходящей формы нет, то лучше заранее связаться с Центром занятости и уточнить, в каком виде удобнее направить сведения.

Директор компании рискует должностью за отказ создать рабочее место для инвалида

За нарушение законодательства о квотировании предусмотрены разные виды ответственности.

Административная ответственность. Она возможна в следующих случаях:

  1. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.
    • принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
    • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
    • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
    1. создать рабочее место в рамках квоты
    2. не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. Но в данном случае не имеет значения пришел инвалид к Вам с направлением службы занятости или без него. Инвалид может отказ в приеме на работу обжаловать в Инспекцию по труду или в суд.
    • не менее 2, но не более 4 процентов для организаций с численностью персонала более 100 человек;
    • не более 3 процентов для организаций с численностью персонала от 35 до 100 человек включительно.
    • Когда, вместо создания рабочего места для инвалида, можно заплатить деньги
    • Какие есть риски при оформлении инвалида как дистанционного работника
    • Нужно ли специально искать соискателя-инвалида для выполнения квоты
    • о созданных или выделенных рабочих местах для приема на работу инвалидов с учетом соответствующей квоты;
    • о локальных нормативных актах, содержащих сведения о подобных рабочих местах;
    • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
  2. Работодатель не создал и (или) не выделил рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
  3. Работодатель отказал инвалиду в приеме на работу в пределах установленной квоты.
  4. За подобные нарушения должностному лицу грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. ().
  5. Работодатель не подал или несвоевременно подал обязательные сведения, которые предусмотрены Закона № 1032-1.
  6. За невыполнение этих положений должностное лицо подвергнется штрафу в размере от 300 до 500 руб., а юридическое лицо — от 3 тыс. до 5 тыс. руб. (). Впрочем, штраф может быть заменен на предупреждение.

Дисциплинарная ответственность. К такой ответственности можно привлечь работника, если в его должностные обязанности входит направление ежемесячной отчетности о выполнении квоты. Руководитель может сам инициировать наказание виновного сотрудника с соблюдением ст.ст. и ТК РФ, или это нужно будет сделать по представлению прокуратуры, после проверки соблюдения законодательства о квотировании.

Уголовная ответственность. Такая ответственность наступает в случае злостного неисполнения решения суда, которым предписано создать рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет квоты. Наказание по ст. 315 УК РФ предусмотрено в виде штрафа до 200 тыс. руб., лишения права занимать определенные должности вплоть до лишения свободы.

Финансовая ответственность. Подобный вид ответственности возникает при нецелевом расходовании субсидий, которые были выделены из бюджета на создание или модернизацию рабочих мест для инвалидов.

Работодатель может оформить инвалида как дистанционного работника

Дистанционная работа — это работа, которую можно выполнять вне стационарного рабочего места (). Для нее достаточно компьютера, сети Интернет или иных средств связи; присутствие сотрудника в офисе не требуется.

Несомненно, работнику-инвалиду такой вид занятости может быть предпочтителен из-за того, что он сможет трудиться в удобной ему обстановке. Ему не придется преодолевать ограничения, которые создает городская среда для такого человека (например, спускаться в метро без эскалатора и лифта).

Для работодателя такая занятость также выгодна, поскольку не нужно будет нести дополнительные затраты, например думать, как оборудовать специальное рабочее место для инвалида-колясочника в полуподвальном помещении.

Однако терминология, которая применяется в законодательстве о квотировании, фактически обязывает работодателей создавать именно стационарные рабочие места (). Более того, формально это означает запрет на использование труда инвалидов в качестве дистанционных работников для целей выполнения квоты.

Если все же трудовой договор на подобных условиях будет заключен, то у работодателя возникает риск. Он заключается в том, что сотрудники контролирующих органов, например, прокуратуры, при проверке могут посчитать, что работодатель нарушил Закона № 181-ФЗ, ведь рабочее место как таковое не создано.

Таким образом, в ходе надзорных и контрольных мероприятий велика вероятность того, что проверяющие могут прийти к выводу, что организация, заключив договор о дистанционной работе, ушла от выполнения квоты.

Компания не несет ответственность, если инвалид не обращался к ней за трудоустройством

Когда работодателю нужно закрыть вакансию, то он целенаправленно занимается поиском работника, используя интернет- ресурсы, газеты, рекомендации сотрудников.

На практике возникал вопрос — нужно ли поступать аналогичным образом со свободными рабочими местами, которые были созданы в счет квоты для трудоустройства инвалидов? Несмотря на своевременное направление информации о таких вакансиях в службу занятости, они могли оставаться незанятыми. То есть работодатель не выполнял требования о квотировании, поскольку в законодательстве под выполнением квоты понимается фактическое трудоустройство инвалидов на созданные или выделенные рабочие места.

Спорная ситуация была разрешена Верховным судом РФ в . Суд указал, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства. Если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты.

Подобная позиция также подтверждена . Суд отметил, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.

Материал из КСС «Система Кадры»

Готовые решения для службы персонала на www.1kadry.ru

Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

    Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

    Общее понятие квотирования

    Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест . Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

    • выделения в штате вакансий;
    • приема на них тружеников льготных категорий;
    • обеспечения привилегированных служащих:
      • специальными условиями;
      • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

    Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

    • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
    • условий труда;
    • отрасли промышленности и иного.
    Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

    Законодательная база

    Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

    «Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

    Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек .

    Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

    • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
    • компании с малой численностью.
    Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

    Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

    Скачать для просмотра и печати:

    Полномочия регионов

    Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

    • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
    • увеличены.
    Скачать для просмотра и печати:

    Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

    • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
    • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
    • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

    К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

    • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
    • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.
    Скачать для просмотра и печати:

    Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

    Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:

    1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
    2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
    3. Создание и утверждение локальных документов.
    4. Оформление учета в органах занятости.
    5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
    Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

    Изучение законодательных норм

    Каждое предприятие формирует штатное расписание . В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

    Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

    Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

    Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

    Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

    Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

    Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

    Расчет квоты


    Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

    Скачать для просмотра и печати:

    Формула для определения числа льготных мест такова:

    • штатная численность х норма, определенная в актах.
    Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

    По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

    • 121 чел. х 0,04 = 4,84

    Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

    Подготовка локальных актов

    На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

    1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
      • размеры квот и категории граждан;
      • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
      • ответственное должностное лицо.
    2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
      • о должности, предоставляемой инвалиду;
      • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
      • об ответственном за исполнение.
    Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

    Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

    Регистрация в органах занятости


    Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

    1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
    2. Собрать пакет документов.
    3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
    4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.
    Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер . Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

    Взаимодействие с Центром занятости


    В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

    • о количестве вакансий;
    • о числе мест, выделенных льготникам;
    • о принятых работника, в том числе инвалидах;
    • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
    • о выполнении квотного законодательства.
    Скачать для просмотра и печати: Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

    Ответственность за неисполнение законодательных требований


    Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

    Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

    • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
    • на организации - от 20 до 70 тыс. руб.

    Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

    • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
    • юрлица - от 100 до 150 тыс. руб.

    А статья 5.42 КоАП регулирует наказание за отказ в трудоустройстве человека с инвалидностью в размере от 5 до 10 тыс. руб. Налагается санкция на виновное должностное лицо.

    Скачать для просмотра и печати: Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

    Дорогие читатели!

    Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

    Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

    Последние изменения

    Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

    Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

    Видео: Льготы для инвалидов при квотировании рабочих мест

    21 марта 2018, 15:03 Мар 3, 2019 13:36

    Квотирование рабочих мест

    Нормативную базу для квотирования рабочих мест устанавливают два закона: прежде всего, Закон «О занятости в РФ» 4 , а также Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» 5 . В соответствии со ст. 13 Закона «О занятости в РФ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. К сожалению, все затраты на организацию рабочих мест для данной категории работников ложатся на плечи работодателей. Более того, в соответствии с определением Верховного суда РФ от 11.05.2011 № 92-Г11–1 квотирование не распространяется на государственную службу.

    Как указал Верховный суд в своем определении, согласно ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление на гражданскую службу производится на конкурсной основе. В этой же статье дается перечень оснований, по которым конкурс не проводится. Такого основания, как наличие у претендента инвалидности, названным законом не предусмотрено. В ст. 16 указанного закона содержится перечень ограничений, связанных с гражданской службой, включающий в себя наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождение государственной гражданской службы.

    В ст. 21 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» указано, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%). Таким образом, следует внимательно изучить законодательство субъекта РФ о квотировании, поскольку им предоставлено право устанавливать квоту в размере не выше 3% среднесписочной численности сотрудников для работодателей, численность персонала у которых составляет не менее 35 и не более 100 человек.

    В справочной литературе дается рекомендация рассчитывать численность в порядке, предусмотренном статистической формой № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности» 6 . Так, в списочную численность персонала включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. Но эти указания утратили силу.

    Кроме того, следует обратиться к тексту закона субъекта РФ и выяснить, в сторону уменьшения или увеличения необходимо округлять число работников, подлежащих трудоустройству в счет квоты. Так, в Камчатском крае при определении количества рабочих мест в процентном соотношении десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения 7 ; в Москве – напротив, дробь округляется в сторону уменьшения.

    Неясным остается вопрос, включать ли в среднесписочную численность сотрудников, работающих в структурных подразделениях за пределами региона, где зарегистрирована головная организация. С одной стороны, авторы статей по вопросам квотирования цитируют определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11 395/12, в соответствии с которым расчет квоты производится без учета филиалов и представительств организации, расположенных в другой местности (за пределами муниципальных образований 8). М.А. Кокурина указывает, что квоту должны устанавливать компании, численность персонала которых с учетом всех подразделений, даже расположенных в других регионах, составляет более 100 человек 9 . При этом количество квотируемых мест надо определять исходя из среднесписочной численности работников в каждом подразделении. В данном случае автор статьи не согласен с мнением М. А. Кокуриной, поскольку в Законе г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» указано: работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Таким образом, имеет значение место расположения обособленных подразделений: если они находятся на территории столицы, то их численность включается в среднесписочную, если же за ее пределами – не включается.

    В связи с тем, что регулирование этого вопроса осуществляется на уровне субъекта РФ, и все законы в рамках настоящей статьи проанализировать невозможно, мы рекомендуем обратиться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

    Следует ли устанавливать квоты обособленным подразделениям организаций, численность которых превышает 100 человек? Решение этого вопроса зависит, прежде всего, от того, какие полномочия предоставлены руководителю данного структурного подразделения. Если он наделен правом приема и увольнения сотрудников, то обособленное подразделение обладает функциями работодателя и обязано самостоятельно резервировать рабочие места для инвалидов. Подтверждением этому служит следующий пример из судебной практики.

    На практике. Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», мотивируя это тем, что ответчик не исполняет требования законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. Суд первой инстанции принял доводы прокурора и обязал ОАО «РЖД» создать в Красноярском центре организации работы железнодорожных станций рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой в размере 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест, а также ежемесячно предоставлять в КГБУ «Центр занятости населения г. Красноярска» информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

    ОАО «РЖД» обжаловало данное решение. Суд второй инстанции подтвердил решение нижестоящего суда, указав следующее.

    По делу установлено, что проведенная прокуратурой проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов Красноярским центром организации работы железнодорожных станций выявила нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов. Штатная численность указанного предприятия по состоянию на 14.04.2011 составляет 2157 человек. Предприятие является структурным подразделением Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» и находится в городе Красноярске. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 3% от среднесписочной численности сотрудников. Между тем, установленное количество квот для инвалидов не предоставляется, информация о количестве вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в службу занятости населения не направляется.

    Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.

    Довод ОАО «РЖД» о том, что Красноярский центр организации работы железнодорожной станции не является юридическим лицом и не должен выполнять требования законодательства о квотировании, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку, в соответствии с п. 13.3 Положения о Красноярском центре организации работы железнодорожных станций – подразделении Красноярской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», начальник центра осуществляет права и обязанности работодателя. Таким образом, обладая функциями работодателя и имея численность персонала более 100 человек, Красноярский центр организации работы железнодорожных станций обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой 10 .

    Неурегулированным остался вопрос, включаются ли в среднесписочное количество рабочих мест места с вредными и (или) опасными условиями труда. Как указано в официальном разъяснении Федеральной службы по труду и занятости от 15.03.2013 (см. приложение), квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям различных форм собственности, в том числе организациям с вредными и тяжелыми условиями труда, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественных объединений инвалидов. Со ссылками на ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также ст. 224 ТК РФ разъясняется, что организации не вправе при расчете квоты для приема на работу инвалидов исключать из среднесписочной численности работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда.

    В то же время в законах о квотировании некоторых субъектов РФ указано, что такие рабочие места не должны включаться в среднесписочную численность для расчета квоты (например, упоминавшийся выше закон Камчатского края). Поэтому рекомендуем обращаться за разъяснениями в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

    Кому не требуется резервировать рабочие места

    Резервирование рабочих мест не требуется:

    • организациям, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек (если иной показатель не установлен законом субъекта Федерации, где зарегистрирована организация);
    • общественным объединениям инвалидов и образованным ими организациям, включая хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

    Следующий вопрос, который не получил должного регулирования и вызывает многочисленные споры: когда считается законченной обязанность по квотированию – при приеме на работу инвалида либо при организации специальных рабочих мест, зарезервированных для таких лиц? На наш взгляд, следует руководствоваться законом субъекта РФ, в котором организация осуществляет свою деятельность. В частности, в Москве в Законе «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 № 90 прямо указано: выполнением квоты для приема на работу считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

    Аналогичный вывод о законности таких положений в региональном законодательстве был сделан недавно в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 22 мая 2013 г. № 50-АПГ13–5.

    На практике. 9 июля 2009 г. Законодательным Собранием Омской области принят и 21 июля 2009 г. губернатором Омской области подписан Закон Омской области № 1174-ОЗ «О квотировании рабочих мест в Омской области» (далее – Закон). Статьей 6 Закона предусмотрена обязанность организаций квотировать рабочие места. В дальнейшем ст. 6 Закона была дополнена пунктом следующего содержания: «7. Обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов».

    ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим указанного пункта, ссылаясь на его противоречие ст. 20, 21 и 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также ст. 12, 13 и 25 Закона РФ «О занятости». По мнению заявителя, оспариваемая норма возлагает на работодателя дополнительную обязанность по поиску незанятых инвалидов для дальнейшего трудоустройства и выполнения установленной квоты, которая не предусмотрена федеральным законодательством.

    Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела дело и пришла к следующим выводам.

    В силу положений Закона РФ «О занятости» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: принятие нормативных правовых актов субъектов РФ в области содействия занятости населения; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок. Статьей 13 Закона РФ «О занятости» установлены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения, в числе которых квота для приема на работу инвалидов.

    Из изложенного следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения.

    Разрешая дело, суд, проанализировав федеральное законодательство и законодательство Омской области, отказал в удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко». При этом суд обоснованно исходил из того, что федеральным законом установлена обязанность работодателя не только создавать квотируемые рабочие места (должности), но и обеспечивать исполнение квоты. При этом квота устанавливается именно для приема на работу инвалидов. Следовательно, нельзя признать противоречащим Федеральному закону положение оспариваемого акта о том, что обязанности по квотированию рабочих мест считаются выполненными с момента выделения (создания) рабочих мест и приема на них инвалидов. Иное означало бы необязательность заполнения данных рабочих мест, т. е. допустимость необоснованного отказа в приеме инвалидов на работу на указанные места, что по сути противоречило бы целям федерального законодательства в указанной сфере и не обеспечивало бы гарантий трудоустройства инвалидам…

    Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае его обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов» и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона – обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан.

    Повторимся, что работодатель обязан не только зарезервировать рабочие места для инвалидов, но и выполнить все необходимые действия для их заполнения. Кроме резервирования рабочих мест, создания специальных рабочих мест, работодатель обязан представить сведения о таких рабочих местах. Отсутствие данных сведений может стать основанием для проведения плановой проверки.

    Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона РФ «О занятости» работодатель обязан ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. С 8 марта 2013 г. в дополнение к указанным данным работодатель обязан также сообщать сведения о рабочих местах, которые были созданы или выделены для трудоустройства инвалидов в соответствии с квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих данные о таких рабочих местах. Ни примерная форма, ни содержание такого локального нормативного акта не разработаны, и многие региональные центры занятости рекомендуют создавать их в произвольной форме. Примерный образец подобного локального нормативного акта приведен ниже. Однако перед подачей таких сведений рекомендуем уточнить в региональном центре занятости форму и срок их предоставления.

    5 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ред. от 02.07.2013 // Собр. зак-ва РФ. 27.11.1995. № 48. Ст. 4563.

    6 Приказ Росстата от 13.10.2008 № 258 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников». Утратил силу.

    7 Закон Камчатского края от 11.06.2009 № 284 «О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы».

    8 Шишкина Т. Квотирование рабочих мест для инвалидов: обязанности работодателя // Просто для бизнеса. 2013. № 7–8.

    9 Кокурина М.А. Трудоустройство по квоте: кого, куда и сколько // Главная книга. 2012. № 22.

    Раскрывает данное понятие ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» . Из него выделяются признаки лиц данной категории.

    1. Проблемы со здоровьем, связанные с хроническими расстройствами.

    2. Необходимость в социальной защите.

    3. Объективная необходимость в социальной защите.

    4. Ограничение жизнедеятельности (I, II, III группы).

    Детям, которым еще не исполнилось 18 лет , присваивается статус «ребенок-инвалид» без указания группы . Лицам старше этого возраста присваивается та или иная группа. У каждой группы имеется свой срок.

    Ниже представлен перечень документов, регламентирующих прием на работу людей с ограничениями на территории РФ.

    Они помогут разобраться во всех тонкостях вопроса:

    • №1031н от 24.11.2010 года ;
    • приказ №664н , изданный Министерством труда и социальной защиты 2014 года;
    • федеральный закон №181-ФЗ с правками от 2014 года «Социальная защита инвалидов в РФ»;
    • приказ Министерства Здравоохранения и социального развития России №379н от 2008 года ;
    • статьи Трудового кодекса Российской Федерации ( , , , , и ).

    ВАЖНО! Инвалид имеет право не предоставлять справку об инвалидности при устройстве на работу. Он может вообще не сообщать о своем статусе работодателю.

    Тонкости приема на работу

    Первым делом кадровик должен ознакомиться с потенциальным работником и подходящими для него условиями труда. Оценка должна проходить в рамках законодательства. Необоснованный отказ является неправомерным .

    СПРАВКА: Работодатель не вправе отказать , если работник направлен по квоте . Если человек пришел устраиваться самостоятельно без направления от службы занятости, то он принимается на общих основаниях исходя из его профессиональных качеств .

    Информация об инвалидности должна быть подтверждена документально только в том случае, если этого не требует трудовой договор. Опять же по квоте.

    О наличии каких-то противопоказаний или особых рекомендаций относительно рабочих условий можно узнать из следующих документов:

    • заключение медицинской экспертизы;
    • программ реабилитации (индивидуальная).

    Индивидуальная программа реабилитации

    На предприятии любой формы собственности должны создаваться специальные условия труда , отвечающие рекомендациям программы реабилитации.

    В программу занесены сведения о противопоказаниях на некоторые виды работ, обозначены необходимые условия труда.

    Указывается все вплоть до продолжительности рабочего дня.

    Документ выдается на руки инвалиду вместе со справкой, устанавливающей его статус. Для человека с ограниченными возможностями реабилитационная программа является рекомендацией , от которой можно отказаться полностью или частично.

    ВНИМАНИЕ! ИПР сотрудника с ограниченными возможностями обязательно должна выполняться каждой организацией.

    Гарантии и льготы

    По законодательству люди с ограничениями по здоровью имеют индивидуальный рабочий процесс.

    Рабочие часы

    У инвалидов I и II групп рабочая неделя сокращается до 35 часов , и это никак не отражается на зарплате. Для инвалидов III группы — 40-часовая неделя остается без изменений. Но если в его ИПР указано, что она должна быть меньше, то работодатель обязан следовать этому пункту.

    Также Трудовой кодекс РФ регламентирует продолжительность рабочей смены. Для инвалидов она указывается в медицинском заключении без привязки к группе.

    Время отдыха

    Инвалиды имеют дополнительные гарантии и в этом трудовом вопросе:

    • их можно привлекать к работе в выходные дни и праздники, только если это не запрещает медицинское заключение;
    • оплачиваемый отпуск – 30 дней в год (не меньше);
    • могут взять неоплачиваемый отпуск — 60 суток в год.

    ВАЖНО! Законом не запрещено принимать инвалида на . И на него буду действовать общие нормы (глава 44 ТК РФ). А, значит, его рабочее время не сокращается. Все льготы и гарантии он будет получать на основной работе.

    Расчет зарплаты

    Зарплата инвалидам рассчитывается исходя из локально-нормативных актов предприятия, как и всем прочим сотрудникам.

    Имеются лишь некоторые особенности:

    • определенная инвалидность дает право на налоговый вычет в 3 тысячи рублей ;
    • при инвалидности I, II группы и с детства имеют право на налоговый вычет , независящий от уровня зарплаты – 500 рублей;
    • пониженные тарифы при выплате страховых взносов.

    Квотирование рабочих мест

    Законодательство РФ обеспечивает людям с ограниченными возможностями определенные гарантии и льготы в вопросах трудоустройства . Ни для кого не секрет, что работодатели не стремятся принимать таких работников. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию государство устанавливает квоты для приема на работу инвалидов.

    Квота для приема на работу инвалидов — это минимальное количество рабочих мест (от среднесписочной численности работников организации) для трудоустройства инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

    В законе №181-ФЗ прописано, что организации с численностью больше 100 человек обязаны принимать работников-инвалидов. Их количество определено: 2-4% от усредненной численности штата. Также делается региональная поправка.

    Такие организации состоят на учете у учреждений, которые занимаются квотированием рабочих мест.

    ВНИМАНИЕ! Отказ в приеме на работу инвалида по квоте карается штрафом (2-3 тысячи рублей). Он накладывается на руководителя предприятия.

    Льготы для работодателя

    Государственная система предоставляет льготы работодателям при приеме на работу инвалидов (1, 2, 3 групп соответственно) некоторые послабления для ведения экономической деятельности.

    1. Получение невозвращаемой ссуды на обустройство рабочего места для работника с ограничениями по здоровью.

    2. Льготы по уплате НДС .

    3. Освобождение от уплаты ЕСН с сумм выплат и вознаграждений (до 100 тысяч рублей в течение налогового периода на каждого инвалида любой группы).

    ВАЖНО! Стоит учесть, что каких-то специальных послаблений в области обязательного пенсионного страхования закон не предусматривает.

    Чтобы воспользоваться перечисленными послаблениями, работодателю необходимо оформить работника-инвалида по всем правилам и соблюдать строгую и своевременную отчетность.

    Отказ в найме

    Получив необоснованный отказ , инвалид имеет право подать иск о дискриминации. И он выиграет это дело.

    В этом случае суд обяжет организацию заключить трудовой договор с указанной даты.

    Также будет взыскана неполученная зарплата.

    Инвалиду можно отказать, только если он устраивается не по квоте . Или проходит по квоте, но вакансия ему противопоказана по состоянию здоровья. О чем делается соответствующая отметка в направлении от центра занятости.

    Любой работодатель при найме на работу инвалида обязан учитывать нормы законодательства , создавая ему подходящие рабочие условия.

    Полезное видео

    О правах инвалидов на труд, правилах трудоустройства, индивидуальной программе реабилитации — вы узнаете в данном видео:

    Трудоустройство инвалидов в Москве – большая проблема. В условиях жесткой конкуренции между соискателями преимущество находится в руках людей, не имеющих проблем со здоровьем. По официальной статистике, из проживающих в РФ 13 миллионов инвалидов трудоустроиться смогли лишь 800 000 человек.

    Поиски места будущей работы

    Несмотря на сложную ситуацию на рынке труда, отыскать вакансии для инвалидов все же реально. Для этого регулярно посещайте данный портал и изучайте предложения, публикуемые работодателями. Не впадайте в отчаяние, если сразу не сможете найти что-то стоящее: нередко на поиски работы уходит несколько месяцев.

    Не ограничивайтесь одним только изучением вакансий для инвалидов и разместите на сайте резюме. В нем основной акцент сделайте не на проблемах со здоровьем, а о полезных навыках, коммуникабельности, стрессоустойчивости и умении обучаться чему-то новому. Будьте краткими и оперируйте только правдивой информацией.

    Проходим собеседование. Как заинтересовать потенциального руководителя?

    Изучив вакансии для инвалидов в Москве на данном портале и договорившись о собеседовании с работодателем, тщательно к нему подготовьтесь. Помните, что людям с ограниченными возможностями постоянно приходится доказывать свою профпригодность. Работодатели относятся к ним с предубеждением, считая, что инвалиды не в силах освоить новые технологии, оперативно справиться с теми или иными задачами. Поэтому потенциальному шефу нужно с самого начала продемонстрировать, что вы будете работать не хуже остальных и принесете пользу компании.

    Устраиваясь на работу, не нужно пугать руководителя высокими зарплатными требованиями. Начните с малого и постарайтесь проявить себя. Ваши труды не будут напрасными: работодатель обратит на них внимание и по достоинству оценит ваши старания.

    Возможные варианты и особенности трудоустройства

    В Москве работу для инвалидов часто предлагают компании, которым нужны творческие люди: художники, мультипликаторы. Соискатели, имеющие проблемы со здоровьем, также устраиваются на работу в столице:

    • сотрудниками колл-центров;
    • диспетчерами такси;
    • психологами;
    • бухгалтерами;
    • юристами;
    • программистами.

    Оформление на работу инвалидов в Москве имеет определенные особенности. Устраиваясь на любое предприятие, человек должен предоставить в отдел кадров не только стандартный набор документов (паспорт, трудовую книжку и т.д.), но и справку, подтверждающую группу инвалидности, заверенную МСЭ. Помимо нее, инвалиду необходимо подготовить индивидуальную программу реабилитации.

    Предоставив работу для инвалида в Москве и заключая с ним договор, работодатель должен прописать в этом документе гарантии, предусмотренные для людей с ограниченными физическими возможностями: информацию о сокращенных трудоднях, дополнительных отпусках и выходных.