Главная · Зубные протезы · Профстандарт педагога высшего профессионального образования. Профессиональный стандарт педагога спо, его ключевые моменты и особенности. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов

Профстандарт педагога высшего профессионального образования. Профессиональный стандарт педагога спо, его ключевые моменты и особенности. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов

— документ, с помощью которого государство устанавливает для этого специалиста круг выполняемых функций и необходимый уровень квалификации. Посмотрим же, что собой представляет этот документ.

Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

Профстандарт, который описывает трудовые функции и квалификацию педагогов в сфере профессионального образования, был утвержден приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015. Данный документ включает в себя следующие разделы:

Не знаете свои права?

  1. Общие сведения. Здесь указывается общее название трудовой функции, а также коды классификации рода деятельности по классификаторам ОКЗ (виды занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
  2. Функциональная карта. В этой части описываются общие функции, исполняемые педагогом. Каждая из общих, в свою очередь, может быть разделена на ряд конкретных. Здесь же указывается уровень квалификации, соответствующий каждой функции.
  3. Характеристика функций. В этом разделе каждая из позиций функциональной карты расшифровывается с указанием названия (например, «Преподавание по программам», «Организация учебной деятельности» и т. д.), конкретных действий по ее осуществлению, умений и знаний, которым должен обладать преподаватель. Здесь же перечисляются возможные названия должностей для лиц, соответствующих требованиям профстандарта («преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» и т. д.).
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали стандарт. Конкретно разработку профессионального стандарта преподавателя профессионального образования вел ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при помощи еще 8 организаций Москвы, Петербурга, Иркутска и Челябинска.

Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

Функциональная карта профстандарта предусматривает для преподавателя профессионального образования следующие обобщенные функции:

  1. Преподавание по программам профобучения, включая среднее профобразование, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительное. Конкретный объем преподавания определяется требуемым уровнем квалификации.
  2. Ведение учебно-производственного процесса.
  3. Организационное и педагогическое сопровождение курса (группы) среднего или высшего профобразования.
  4. Профориентация школьников.
  5. Преподавание по программам аспирантуры, ординатуры и т. д. Эта функция требует максимального для преподавателя уровня квалификации — 8.3.

Обязателен ли к применению этот профстандарт?

Профессиональные стандарты являются обязательными в следующих случаях:

  • когда законодательство прямо это требует;
  • когда с профессией связаны определенные государственные льготы либо, напротив, ограничения.

В отношении стандарта педагога профобразования актуальны оба случая: во-первых, обязательность его применения прямо указана в законодательстве; во-вторых, педагогические работники имеют и ограничения, и льготы со стороны государства. Таким образом, стандарт должен применяться во всех организациях, осуществляющих профессиональное образование. Вводится в действие профстандарт для преподавателей с 1 января 2017 года.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н (применяется с 1 января 2017 года) Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова » Москва, 2016

организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ Основная цель вида профессиональной деятельности

Группа занятий: 2320 Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций Отнесение к видам экономической деятельности: 85.21 Образование профессиональное среднее 85.30 Обучение профессиональное 85.42 Образование профессиональное дополнительное

Функциональная карта вида профессиональной деятельности Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (продолжение) В. Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности 1.Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и (или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих 2. Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся 3. Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (продолжение) С. Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО 1. Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО 2 . Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии

III. Характеристика обобщенных трудовых функций Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

Особые условия допуска к работе Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

Трудовая функция № 1 Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП

Трудовые действия профессионального самоопределения и развития; адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции

Необходимые умения

Трудовая функция № 2 Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации

Необходимые умения

Трудовая функция № 3 Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП

Т Р У Д О В Ы Е Д Е Й С Т В И Я

Необходимые умения

Необходимые знания


В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Здравствуйте! Согласно закону № 608н от 08.09.2015г., преподаватели средних профессиональных образовательных организаций, имеющие по диплому квалификацию инженер, имеют ли право преподавать без дополнительного профессионального образования в области профессионального образования?

Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т. е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого. соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «Педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации, при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что, согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408), аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1), необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

Здравствуйте! Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014 г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

При этом в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования

Профессиональный стандарт педагога профессионального образования - документ, с помощью которого государство устанавливает для этого специалиста круг выполняемых функций и необходимый уровень квалификации. Посмотрим же, что собой представляет этот документ.

Что включает в себя профстандарт педагога профессионального образования?

Профстандарт, который описывает трудовые функции и квалификацию педагогов в сфере профессионального образования, был утвержден приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015. Данный документ включает в себя следующие разделы:

  1. Общие сведения. Здесь указывается общее название трудовой функции, а также коды классификации рода деятельности по классификаторам ОКЗ (виды занятий) и ОКВЭД (виды экономической деятельности).
  2. Функциональная карта. В этой части описываются общие функции, исполняемые педагогом. Каждая из общих, в свою очередь, может быть разделена на ряд конкретных. Здесь же указывается уровень квалификации, соответствующий каждой функции.
  3. Характеристика функций. В этом разделе каждая из позиций функциональной карты расшифровывается с указанием названия (например, «Преподавание по программам», «Организация учебной деятельности» и т. д.), конкретных действий по ее осуществлению, умений и знаний, которым должен обладать преподаватель. Здесь же перечисляются возможные названия должностей для лиц, соответствующих требованиям профстандарта («преподаватель», «старший преподаватель», «доцент» и т. д.).
  4. Сведения об организациях, которые разрабатывали стандарт. Конкретно разработку профессионального стандарта преподавателя профессионального образования вел ФГАУ «Федеральный институт развития образования» при помощи еще 8 организаций Москвы, Петербурга, Иркутска и Челябинска.

Обобщенные функции по профстандарту преподавателя профессионального образования

Функциональная карта профстандарта предусматривает для преподавателя профессионального образования следующие обобщенные функции:

  1. Преподавание по программам профобучения, включая среднее профобразование, высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура) и дополнительное. Конкретный объем преподавания определяется требуемым уровнем квалификации.
  2. Ведение учебно-производственного процесса.
  3. Организационное и педагогическое сопровождение курса (группы) среднего или высшего профобразования.
  4. Профориентация школьников.
  5. Преподавание по программам аспирантуры, ординатуры и т. д. Эта функция требует максимального для преподавателя уровня квалификации - 8.3.

Обязателен ли к применению этот профстандарт?

Профессиональные стандарты являются обязательными в следующих случаях:

  • когда законодательство прямо это требует;
  • когда с профессией связаны определенные государственные льготы либо, напротив, ограничения.

В отношении стандарта педагога профобразования актуальны оба случая: во-первых, обязательность его применения прямо указана в законодательстве; во-вторых, педагогические работники имеют и ограничения, и льготы со стороны государства. Таким образом, стандарт должен применяться во всех организациях, осуществляющих профессиональное образование. Вводится в действие профстандарт для преподавателей с 1 января 2017 года.

Профстандарт преподавателя профессионального образования: что, почему и зачем?

Введение профессиональных стандартов уже «на пороге». Профстандарт преподавателя профессионального образования - документ, с которым современным педагогам жить и на который равняться. Это инструмент диагностики уровня квалификации, «вербования» новых сотрудников, стимул совершенствования образования и основа трудовых взаимоотношений руководства и педагогических кадров. От того, насколько понятным и эффективным будет его внедрение, во многом зависит каждодневная работа в новой системе образования, которая активно формируется в нашей стране.

Что такое профессиональный стандарт?

Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Другими словами, профессиональный стандарт - документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.

Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель - повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.

Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:

  • Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего - неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
  • Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей. Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
  • Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.

Что прописано в профстандарте педагога профессионального образования?

В утвержденном приказом Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015 профстандарте профессионального образования содержится следующая информация:

  1. Общие сведения. Здесь определены общие названия трудовых функций и коды классификаций рода деятельности.
  2. Функциональная карта. В этом разделе описаны общие функции, которые должен выполнять преподаватель. Общие функции также могут делиться на несколько конкретных узких функций. Для каждой из них указывается соответствующий уровень квалификации.
  3. Характеристика функций. Подробная расшифровка позиций функциональной карты, содержит перечень конкретных действий для выполнения каждой функции. Также указаны необходимые умения и знания, которые должны быть у педагога.

Неужели без профстандартов никак не обойтись?

Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.

  • Повышение качества образования. Профессиональный стандарт - инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
  • Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
  • Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального образования» - 2017

Когда Рас Путин был еще крабом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации опубликовало «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» в виде приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н. В нем к таким преподавательским должностям вузов, как ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, в качестве одного из требований к квалификации указано как обязательное «высшее профессиональное образование» . Также выдвигалось требование и к стажу работы:

Ассистент - стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

Преподаватель - стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук - без предъявления требований к стажу работы.

старший преподаватель - стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года.

Доцент - ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента (старшего научного сотрудника).

Профессор - ученая степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет или ученое звание профессора.

Однако с 1 января 2017 года уже применяется профессиональный стандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). Его применяют работодатели в вузах при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Принятый профстандарт стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация» , а также положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266).

В соответствии с этим документом, для занятия должности профессора (преподавание по программам аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки и ДПП, необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование - специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), для преподавания по программам ординатуры (дополнительно к общим требованиям) - высшее медицинское или высшее фармацевтическое образование или иное высшее образование и профессиональная переподготовка в области, соответствующей специальности ординатуры и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и [опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися, или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) - при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет/опыт профессиональной деятельности, соответствующий специальности ординатуры, как правило, не менее трех лет - для преподавания по программам ординатуры/опыт работы в образовательных организациях ВО не менее десяти лет - для общего руководства реализацией ООП ассистентуры-стажировки], опыт и систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы.

Чтобы занять должность доцента (преподавание по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: высшее образование - специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученого звания], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность старшего преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо подтвердить следующие квалификационные требования: высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж научно-педагогической работы не менее трех лет/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность преподавателя (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации), необходимо выполнить следующие требования к квалификации: высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/и стаж работы в образовательной организации не менее одного года/без предъявления требований к стажу работы при наличии ученой степени (звания)], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Занимающему должность ассистента (преподавание по программам бакалавриата и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации) необходимо соответствовать следующим требованиям: высшее образование - специалитет или магистратура, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета или магистратуры) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) [и опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю), при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)/без предъявления требований к стажу работы], систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).

Для занятия должности доцента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо соответствовать следующим требования к квалификации: высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

Для того, чтобы соответствовать требованиям к должности старшего преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО), необходимо иметь высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности преподавателя (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

К должности ассистента (организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам ВО) выдвигаются следующие квалификационные требования: высшее образование - бакалавриат и опыт работы на должностях, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, не менее одного года.

На должность, относящуюся к преподавательскому составу, в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо: не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; не имеющее или не имевшее судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением если уголовное преследование в отношении него прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности; не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке; не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Я поступаю в магистратуру - на свой философский факультет, будучи доктором философии, профессором кафедры философии и методологии науки. Я физик по образованию, чем очень горжусь, кандидат физико-математических наук - у меня нет базового образования. Я не одна такая - нас по стране тысячи. А философскую магистратуру СГУ в этом году уже окончили доктора философских наук, которые были до этого уволены из своих вузов именно из-за отсутствия базового образования. Четыре человека учатся сейчас, трое из них - профессора СГУ. И сейчас намечается конкурс, которые создадут доктора наук, поступающие в этом году. Учиться нам предстоит у наших бывших студентов, у нынешних коллег, которые нередко менее обречены регалиями, чем мы сами, - тут вступает в силу закон компенсации. Обучение в философской магистратуре СГУ (а она далеко не самая дорогая в стране) стОит 86 тыс. рублей в год. Это значит, что поступая на бюджетное место, я забираю примерно эти же деньги из государственного кармана. Займу, если, конечно, поступлю - говорят, у профессоров их бывшие студенты принимают строго. Пятёрки редкость, и при вступительных, и при выпускных экзаменах. Но я буду стараться, мне не привыкать. Болонская система в нашей стране даёт очевидные сбои, и многие провинциальные магистратуры пустовали, пока их не стали наполнять доцентами и профессорами.

О профессиональном стандарте педагога

( Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования)

При подготовке к данному педсовету методической службой было проведено анкетирование среди преподавателей, в котором приняли участие 46 человек. По результатам анкетирования 51,1 % преподавателей знают о существовании Профессионального стандарта педагога, но не знают подробностей; 39,5 % ответили, что владеют информацией о том, что такое Профессиональный стандарт педагога. Мы также спросили, мнение респондентов что такое, по их мнению, стандарт педагога. 55,8 % ответили, что это рамочный документ, содержащий основные требования к квалификации, 41,9 % преподавателей считают, что это перечень должностных обязанностей педагога.

Можно сделать предварительный вывод, что наши преподаватели имеют общее представление о профессиональном стандарте педагога, но не все имеют полное понимание, что же это такое (перечень обязанностей или требования к квалификации).

С 1 июля 2016 года регулирование трудовых отношений в образовательных организациях должно осуществляться на основе профессиональных стандартов (ПС) согласно Федеральным законам. Мы говорим о всех должностях работников, не только педагогах.

Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2015 года, регистрационный № 38993) утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Срок вступления в силу Стандарта педагога был продлен до 1 января 2017 года.

Для кадровых служб и работодателей при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам профессиональные стандарты являются ориентирами и могут применяться в части наименования должностей, профессий и специальностей, определения трудовых функций, требований к образованию и опыту работы с учетом особенностей, обусловленных технологией и организацией производства и труда у данного работодателя.

Появление профессиональных стандартов – это не новинка, придуманная именно в России, а сложившаяся мировая практика. Самый передовой опыт на сегодняшний день по профессиональным стандартам в Великобритании.

В середине XX века в нашей стране были созданы квалификационные справочники. Единицей описания в них стала «должность» (для рабочих – «профессия»). Эти справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности.

Понятия «квалификации работника», «профессионального стандарта», прописаны в статье 195.1. Трудового Кодекса согласно которой:

профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,

а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.

В профессиональном стандарте педагога определены основные требования к квалификации. Он призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования; установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии образования в меняющемся мире, инструментом повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

В перспективе внедрение профессиональных стандартов должно привести к увеличению числа высококвалифицированных работников и повышению производительности труда. Методика разработки профессиональных стандартов предусматривает их широкое публичное обсуждение. Таким образом, на смену общественному формату разработки профессиональных стандартов пришел государственно-общественный.

В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 г.

Далее по тексту мы будем употреблять понятие «Стандарт педагога», имея в виду Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.

Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (напр., моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога). А также он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.

Профессиональный стандарт педагога включает в себя описание трудовых функций и требований к квалификации преподавателей СПО, мастеров производственного обучения, преподавателей дополнительного профессионального образования, методистов и профессорско-педагогического состава высших учебных заведений.

Основная цель профессиональной деятельности, согласно стандарту педагога, - организация деятельности обучающихся по освоению знаний; формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность; обеспечение достижения ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое обеспечение реализации образовательных программ.

Профессиональной стандарт применяется с целью:

    определения необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития студентов;

    обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;

    обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;

    содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Содержание профессионального стандарта педагога

Если представить профессиональный стандарт в виде схемы, то градация выглядит так (смотри схему на слайде)

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др. Мы остановимся на трудовых функциях, касающихся должности «преподаватель и преподаватель СПО»

Требования к образованию и обучению:

    Среднее профессиональное образование или высшее образование, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

    Дополнительное профессиональное образование на базе среднего профессионального образования (программ подготовки специалистов среднего звена) или высшего образования (бакалавриата) - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

    При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и(или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства

    Для преподавания дисциплин (модулей) профессионального учебного цикла программ среднего профессионального образования обязательно обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже одного раза в три года

    Педагогические работники обязаны проходить в установленном Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Требования к опыту практической работы:

Опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и(или) соответствующей преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) обязателен для преподавания по профессиональному учебному циклу программ среднего профессионального образования и при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю)

Особые условия допуска к работе

    Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации

    Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

    Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

В стандарте педагога 3 обобщенных трудовых функции относятся к преподавателям СПО (остальные касаются мастеров производственного обучения, методистов и профессорско-преподавательского состава высшего профессионального образования):

    3.1. «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации»

    3.1.1.«Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»

    3.1.2. «Педагогический контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального обучения, СПО и(или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации»

    3.1.3 «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП»

    3.3. – «Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО»

    3.3.1. «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО»

    3.3.2. «Социально-педагогическая поддержка обучающихся по программам СПО в образовательной деятельности и профессионально-личностном развитии»

    3.5. относится как к преподавателям, так и к методистам, мастерам производственного обучения, доцентам, старшим преподавателям и ассистентам и звучит так «Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»

    • 3.5.1 «Информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора»

      3.5.2. «Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями)»

На рассмотрение всех трудовых функций, трудовых действий, знаний и умений, которые должен выполнять педагог, можно посвятить отдельный педсовет.

Вот примеры трудовых действия педагога: проведение учебных занятий; организация самостоятельной работы обучающихся; руководство проектной, исследовательской деятельностью и ВКР; консультирование обучающихся и их родителей по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития; текущий контроль, оценка динамики подготовленности и мотивации студентов; формирование предметно-пространственной среды кабинета, обеспечивающей освоение учебного предмета и т.п.

Обеспечение в рамках своих компетенций соблюдения прав студентов и предоставления им социальных и иных государственных гарантий,

Планирование совместно с другими педагогическими работниками профориентационной деятельности образовательной организации

- Проведение мастер-классов по профессии для школьников

- Обеспечение организации и осуществление профессиональных проб для школьников

УМЕНИЯ:

Разрабатывать рабочие программы

Вести учебно-методическую документацию

- обрабатывать персональные данные с соблюдением требований и правил, установленных законодательством Российской Федерации,

Мотивировать и организовывать участие студентов в волонтерской деятельности

Организовывать совместно со студентами подготовку и проведение досуговых и социально значимых мероприятий

- Использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.

- выполнять задания, предусмотренные программой учебного предмета

- обучать самоорганизации и контролю студентов

- Обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину

- Организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства по профилю предмета или модулю

- анализировать собственную профессиональную деятельность

- анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью обучающихся в учебном кабинете

- соблюдать требования охраны труда

Информировать социальное окружение об успехах и достижениях студентов в различных видах деятельности

Знакомить школьников и их родителей (законных представителей) с особенностями вида профессиональной деятельности:

- Зрелищно демонстрировать профессиональную деятельность и(или) комментировать ее выполнение студентами, специалистами-практиками

Привлекать обучающихся по программам профессионального образования в профориентационную работу со школьниками и их родителями

- Готовить задания, организовывать и проводить олимпиады, декады и конкурсы профессионального мастерства для школьников,

Необходимые ЗНАНИЯ (выборочно):

- Локальные акты образовательной организации в части организации образовательного процесса

- Научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся

- Возрастные особенности обучающихся, особенности обучения одаренных обучающихся и обучающихся с проблемами в развитии и трудностями в обучении

- Основы эффективного педагогического общения , законы риторики и требования к публичному выступлению

- Основы психологии труда, стадии профессионального развития

- Требования, предъявляемые профессией к человеку , набор медицинских и иных противопоказаний при выборе профессии, содержание и условия труда, образ жизни работников данной профессии, возможности и перспективы карьерного роста по профессии

- Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством

- эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение

Методические основы проведения мастер-классов, обеспечения зрелищности при демонстрации профессиональной деятельности

Хотелось бы подчеркнуть, что Профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, позволяющий разработать в учреждении трудовые договоры и прописать индивидуально трудовые функции преподавателей в зависимости от их опыта, объема выполняемых работ, категории и т.п. и для установления соответствия оплаты труда предъявляемым требованиям.

Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что каждый из присутствующих преподавателей, слушая информацию о профессиональном стандарте педагога, ловил себя на мысли: «как это все возможно выполнить одному человеку?», проанализировал свои сильные и слабые стороны с точки зрения способности выполнять вышеперечисленные трудовые функции. Хотелось бы успокоить Вас. По большей части наш коллектив выполняет данные трудовые функции в том или ином объеме.

Для устранения пробелов в знаниях или умениях есть несколько путей: проведение самоанализа деятельности, рассмотрение более подробно информации на заседаниях ЦМК, педсоветах, а также реализовать намеченные мероприятия в довольно короткие сроки можно посредством:

    самообразования;

    целевых курсов;

    курсов переподготовки;

    участия в мастер-классах;

    дистанционного обучения и т.д.

В дополнение к сказанному отмечу, что на сегодня официально не прописан порядок увольнения учителя, не соответствующего профстандарту. Более того, если работник в своё время был принят на работу в полном соответствии с трудовым законодательством, смог пройти аттестацию и не имеет нареканий по выполнению своих профессиональных обязанностей, то оснований для его увольнения нет, даже в том случае, если он не в полной мере соответствует введённым нормативам.

Проигнорировать применение профстандарта не удастся: ч. 1 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность учреждения в виде штрафа до 50 тыс. рублей. Учитывая то, что судебная практика идёт по пути привлечения к ответственности за каждое нарушение, размер штрафа может достигнуть астрономического размера. Кроме того, если органы финансового контроля выявят факт замещения работником, не имеющим высшего профессионального образования, должности, в отношении которой профессиональным стандартом предусмотрено обязательное наличие указанного уровня образования, то с учреждения могут быть взысканы суммы заработной платы, выплаченные такому работнику.

P.S.

Комитет Госдумы по образованию и науке поддержал предложение Минобрнауки России перенести на более поздний срок вступление в силу профстандарта «Педагог» (заседание комитета состоялось 8 ноября 2016 года). Сроки перенесли до 2019 года, но, к сожалению, это не касается стандарта педагога СПО.

07.12.2016

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 - 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра - трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»