Главная · Удаление зубов · Секретные функции нашего мозга. Как работает наш мозг? На сколько работает мозг человека

Секретные функции нашего мозга. Как работает наш мозг? На сколько работает мозг человека

Природа сделала всё возможное, чтобы защитить человеческий мозг от вредных внешних воздействий. Она поместила его в очень крепкую черепную коробку, а сверху укрыла ещё и копной волос. Окружила спинномозговой жидкостью, чтобы та омывала серое вещество и оберегала его от чрезмерных сотрясений. Выглядят эти защитные меры очень продуманно, рационально и практично.

Но в любом случае, как бы надёжно не был «упакован» мозг, его оборона имеет свой предел прочности. Она не может устоять под натиском очень больших нагрузок и вынуждена сдавать свои позиции. Отсюда бывают различные сотрясения, гематомы, разрушения костей черепа. Всё это ведёт к печальным последствиям. В лучшем случае можно отделаться эпилепсией или каким-нибудь иным неприятным, но не смертельным заболеванием. Худший же вариант - это летальный исход.

Однако и в критических ситуациях не всегда всё складывается печально и трагически. Медицине известны случаи, когда повреждённое и истерзанный серое вещество проявляло поразительную живучесть и выходило победителем в схватке с внешними агрессивными факторами. Таких примеров немного, но так как все они не поддаются объяснению с точки зрения медицинской науки, то смело можно сказать, что это самые настоящие тайны человеческого мозга .

Трагические случаи

Первый трагический случай

Одна такая тайна имела место в Англии в конце XIX века. На одном из заводов произошёл трагический случай. Во вращающийся механизм случайно упал большой болт. Он не заклинил редуктор, а был отброшен им с огромной силой. Тяжёлый кусок металла со свистом пролетел в воздухе и попал своим узким концом в лоб молодого инженера, который стоял совсем недалеко от работающего оборудования.

Болт пробил лобовую кость черепа и вошёл в мозг выше правого глаза, как раз на уровне кромки волос. Пропитанная машинным маслом сталь погрузилась в нежное серое вещество на глубину в десять сантиметров. Дело усугублялось тем, что осколки кости также проникли внутрь и нещадно изрезали переплетённые тысячами сосудов ткани мозга.

К упавшему мужчине бросились окружающие. Тот тяжело дышал, вращал глазами, не говорил ни слова, но самое главное - он был жив. Пострадавшего доставили в хирургическое отделение ближайшей больницы, где ему незамедлительно сделали сложнейшую операцию.

Врачи извлекли болт, осколки костей, вместе с ними удалили и приличную часть мозгового вещества. Зияющую дыру заделали костным фрагментом, взятым из черепа убитой собаки. Надежда на то, что человек выживет, была ничтожна. Прооперированного поместили в палату и стали ждать закономерного печального исхода.

Сначала шли часы, потом потянулись дни. Пострадавший отнюдь не собирался покидать бренный мир. Он чувствовал себя очень хорошо. Уже на следующий день после операции мужчина с аппетитом поел. Его речь, мысли, суждения, координация движений ничуть не нарушились. Перенёсшего тяжелейшую травму человека даже не мучили головные боли.

Вскоре он был выписан из больницы, но в течении года находился под присмотром врачей. Через два года его тщательно обследовали, но никаких отклонений в физическом здоровье и психике не нашли. Мужчина продемонстрировал поразительные возможности человеческого мозга . Он вырастил детей, пережил мировую войну и умер в глубокой старости, не испытав ни разу никакого дискомфорта после перенесённой страшной травмы. Единственным напоминанием о ней служил большой шрам на лбу.

Второй трагический случай

Ещё более поразительный случай, лишний раз указывающий на тайны человеческого мозга, произошёл в 1887 году в штате Массачусетс (США). Здесь несчастье случилось с мастером железнодорожных путей, принимавшим участие в прокладывании новой ветки.

Человек отвечал за взрывные работы. Ему необходимо было разрушить большой участок каменистых пород, находящихся как раз на пути строящейся железнодорожной магистрали.

В скалистой круче подручные высверлили длинное узкое отверстие (шпур). Мастер стал закладывать в него порох. Чтобы взрывчатого вещества вошло как можно больше, мужчина утрамбовывал порох длинным железным ломом. С одной стороны тот имел плоский конец, с другой заострённый. Именно плоским концом мастер и прессовал серый порошок, уменьшал его объём и подсыпал новую порцию.

В какой-то момент, железное основание лома чиркнуло по камню. Вылетевшая искра попала в порох. Тот мгновенно вспыхнул, и произошёл сильный взрыв. Лом, с огромной силой, был выброшен из узкого отверстия. Его острый конец вонзился под нижнюю челюсть мастера. Металл прошёл сквозь голову и вышел в затылочной части черепа. Удар имел такую силу, что левое глазное яблоко вылезло из глазницы.

К удивлению свидетелей трагического случая, пострадавший даже не потерял сознание. Он самостоятельно сел на повозку, которая и доставили его в ближайшее отделение больницы. К врачу он также зашёл на своих ногах, отказавшись от помощи.

Операция была очень трудной. Эскулапы вытащили лом, удалили часть мозга и большой кусок затылочных костей черепа. Поразительным было то, что все эти манипуляции никак не повлияли на состояние здоровья несчастного. Он ни на минуту не терял сознание, не бредил и, судя по всему, вообще не собирался покидать этот мир в самом расцвете сил.

Уже через несколько дней состояние здоровья пострадавшего заметно улучшилось. Казалось, он совсем забыл о страшной ране. Единственное, что огорчало человека, так это потеря левого глаза. Все остальные органы его тела работали просто на отлично.

Незадачливый мастер полностью поправился, выздоровел и прожил ещё много лет, лишний раз продемонстрировав окружающим, можно сказать, фантастические возможности человеческого мозга. История сохранила имя этого человека. Звали его Файниз Гейдж.

Третий трагический случай

В середине 50-х годов XX века сенсацией стало поразительное выздоровление пациента одной из немецких клиник. В результате опухоли мозга, человеку удалили всё правое полушарие. Скальпель хирурга безжалостно вклинился в серое вещество, вырезал половину его массы.

Больной обладал хорошей физической формой, имел высокий уровень интеллектуального развития. Его умственные способности, да и общее состояние организма, по идее, должны были необратимо нарушиться. Но человек не оправдал вполне естественных ожиданий врачей.

После операции, он некоторое время чувствовал слабость и недомогание, но очень быстро пошёл на поправку. Уже через несколько месяцев прооперированный напрочь забыл о том, что когда-то находился на грани смерти из-за опухоли в мозгу. Его здоровье нормализовалось, а интеллект никак не пострадал. Этот поразительный случай, опять же, лишний раз доказывает, что в сером веществе существуют какие-то скрытые механизмы саморегуляции, которые смело можно отнести к непознанным тайнам человеческого мозга.

Жизнь без сна

Первый случай

Но не травмами едиными с благополучным концом поражает нас загадочный мир серого вещества. Есть и иные таинственные случаи и явления, ждущие своей разгадки. До сих пор не находят объяснения поистине удивительные возможности некоторых людей обходиться без сна , то есть не спать ни по ночам, ни днём, никогда.

В историю медицины вошёл человек по имени Ал Херпин, житель штата Нью-Джерси (США). В 40-е годы XX века он перешагнул 90-летний рубеж. За всю свою долгую жизнь этот мужчина никогда не спал и даже понятия не имел, что такое сон.

Как отдыхал его мозг, как восстанавливался организм? В те далёкие годы врачи не смогли дать ответ на этот вопрос. В наши дни ситуация аналогичная. Медицина не способна объяснить такое явление, как жизнь без сна .

Ал Херпин был бедным человеком. Жил он в скромной лачуге, примечательным в которой было то, что в ней отсутствовала кровать или какая-либо иная мебель, на которую можно было лечь.

В углу стояло кресло-качалка. Именно сидя в нём, мужчина и коротал свои ночи. Когда весь окружающий мир засыпал, Ал Херпин брал в руки книгу, усаживался поудобнее в кресле и читал. Его тело отдыхало, мозг прояснялся. Когда первые солнечные лучи касались земли, удивительный человек покидал место отдыха и шёл зарабатывать себе на жизнь.

Врачи, естественно, вначале не верили в такие поразительные способности организма этого старого мужчины. Они даже устраивали ночные дежурства у его кресла. Но такая деятельность только подтвердила поразительный феномен.

Ал Херпин прожил 96 лет. Повлияло ли отсутствие сна на продолжительность его жизни или нет - тут никто ничего определённого сказать не может. Сам же он объяснял столь необычное явление тем, что в то время, когда его мать была им беременна, она сильно ударилась животом.

Данный пример, демонстрируя подобные возможности человеческого мозга, лишний раз доказывает, что о сером веществе люди знают очень и очень мало. Об этом свидетельствует также то, что медицине известны имена и других людей, прекрасно обходящихся без сна. Причины их круглосуточных бдений также не поддаётся никакому мало-мальски приемлемому объяснению.

Второй случай

В самом конце XIX века, в штате Индиана, жил господин по имени Дэвид Джонс. В отличии от Ала Херпина, он не полностью отвергал такой целительный эликсир здоровья как глубокий и спокойный сон. Периоды бессонницы у него чередовались с нормальными периодами жизни, когда мужчина ничем не отличался от других людей.

Дэвид Джонс сам не мог объяснить, что служило причиной того, что он вдруг переставал спать. Круглосуточные бдения у него продолжались по три-четыре месяца, примерно раз в два года. На состоянии здоровья это никак не отражалось. Мужчина чувствовал себя бодрым и свежим все 24 часа в сутки. Он позволял себе только 6-ти часовой отдых в ночное время. Тело его отдыхало, набиралось сил, но мозг не погружался в сладкую дрёму, а продолжал бодрствовать.

Что служило причиной периодов бессонницы - этого человек объяснить не мог. Единственное, он за две недели начинал чувствовать приближение очередного 3-х или 4-х месячного цикла. Где-то в глубинах его подсознания рождалось предчувствие, которое никогда не обманывало.

Третий случай

Не менее интересна и история жительницы Венгрии Рэчел Саги, имевшая место незадолго до Первой мировой войны. Достигнув 40-летнего возраста, женщина начала испытывать сильные головные боли. Она не относилась к аристократкам, для которых мигрень - обычное дело. Её окружение составляли торговцы средней руки. То есть люди, которым болеть просто некогда.

Рэчел Саги также никогда не обращала внимание на отдельные неполадки в организме, но в данном случае ей пришлось обратиться к врачу, так как головные боли стали просто нестерпимыми. Доктор же никаких опасных симптомов у неё не нашёл. Порекомендовал побольше спать, не волноваться, вести размеренный образ жизни, прописал успокаивающее и снотворное.

Однако рекомендации эскулапа никак не помогли бедной женщине. Однажды она легла в постель и не смогла уснуть. Не помогло даже снотворное. Самое же интересное то, что Рэчел Саги больше уже никогда не спала. Она прожила ещё четверть века, но так ни разу и не смогла испытать сладостных объятий Морфея.

Математические способности

Тайны человеческого мозга не кончаются на отсутствии сна у некоторых людей. Они подкидывают озадаченному человечеству ещё одну загадку. Таковой является поразительная способность некоторых лиц мужского и женского пола производить в уме сложнейшие математические вычисления и выдавать правильные ответы потрясённой аудитории практически за секунды.

Так в 50-е годы XX века в США прогремело имя Шакунтали Дэви . Эта простая и очень скромная девушка из Индии пересекла океан, чтобы потрясти пресыщенных американцев своими необычными способностями. До этого, она вначале зарекомендовала себя с лучшей стороны в Индии, затем в Англии.

Девушка проявила свой необычный дар, когда ей было всего 6 лет. В этом возрасте она уже легко складывала, отнимала, умножала и делила десятизначные числа. Для того, чтобы произвести подобные арифметические действия, ей требовалась пара секунд. Она больше времени тратила не на само вычисление, а на проговаривание готового результата.

Уже в семь лет Шакунтали Дэви взялась за извлечение квадратных и кубических корней из двенадцатизначных чисел. Чуть позже осилила извлечение корней четвёртой, пятой и шестой степеней. Легко возводила в квадрат, в куб, в четвёртую, пятую степень многозначные числа. Практически, это была ходячая логарифмическая линейка, которая в те годы пользовалась огромной популярностью.

Но девушка показывала блестящие способности только в математике. В остальных же науках она ничем не отличалась от своих сверстников. В некоторых гуманитарных дисциплинах была так неуспешна, что ей приходилось перездавать экзамены по два раза.

Не менее знаменит и обычный пастух из Сицилии Вито Мангиамеле . В десятилетнем возрасте, когда на него обратил внимание местный священник, мальчик не имел даже статуса пастуха, а считался подпаском.

Церковь с пониманием отнеслась к необычному дару ребёнка, который с поразительной лёгкостью оперировал огромными многозначными числами. Святые отцы посодействовали тому, чтобы паренёк из бедной семьи попал в Париж и предстал перед пытливыми и строгими взорами членов Академии наук.

Маститые, убелённые сединами мужи с недоверием смотрели на опрятного хрупкого юношу, который почтительно застыл перед ними. Последовали каверзные вопросы, касающиеся сложных математических вычислений. Мальчик легко складывал, умножал, делил. Он мгновенно возводил в третью, четвёртую, пятую степень, извлекал кубические корни из десятизначных чисел. Всё это произвело неизгладимое впечатление на людей науки.

К сожалению, дальнейшая судьба юного вундеркинда покрыта мраком. Как сложился его жизненный путь - об этом нет достоверных исторических данных. Но скорее всего мальчику нашли применение. Это была первая половина XIX века, когда наука только набирала мощные обороты. Она нуждалась в молодых незаурядных людях, способных оказать любое содействие её развитию.

Свой след в истории оставило и множество других необыкновенных людей, обладавших блестящими математическими способностями. Они были «на ты» с миром цифр. Правда здесь нужно отметить, что некоторые из них, кто в детстве поражал окружающих быстротой расчётов, утратили этот поразительный дар в зрелом возрасте. Они превратились в обычных граждан, не способных производить мгновенные вычисления в уме.

Другие же пронесли эту поразительную возможность человеческого мозга через всю свою жизнь. Они не достигли высот в каких-то иных областях знаний, некоторые дисциплины им вообще не давались. Но что касается мгновенных вычислений огромных чисел, то здесь равных этим людям не было.

Зрячие слепые

Нельзя не остановиться ещё на одной тайне человеческого мозга. Разговор пойдёт о «зрячих слепых » - людях, которые, лишившись зрения, всё равно продолжали видеть. Но видели они уже не глазами, а иными участками тела. Именно мозг и передал этот величайшим дар другим органам, постаравшись, по мере сил, облегчить существование несчастных в окружающем мире.

Впервые этим вопросом вплотную занялся французский доктор Жюль Ромэн в 20-х годах прошлого столетия. Он заинтересовался слухами о «зрячих слепых», нашёл нескольких таких людей и постарался как можно тщательнее исследовать данный интересный феномен.

Выводы, к которым пришёл врач, были просто потрясающими. Все эти люди действительно обладали определёнными зачатками зрения. Органом же, который воспринимал световые волны, являлась кожа. Именно через неё, лишённый главного божьего дара человек различал оттенки цветов, силуэты фигур, в некоторых случаях даже отдельные предметы и черты лица.

Данные способности во многом зависели от эмоционального состояния больного. В хорошем приподнятом настроении, человек видел гораздо лучше, нежели когда пребывал в плохом расположении духа. То есть подобный дар напрямую зависел от психики, а значит и от мозга, который, производя на свет мысли, формировал общий душевный настрой.

Но как кожа могла воспринимать световые волны - этот вопрос не давал Жюль Ромэну ни минуты покоя. В конце концов он пришёл к заключению, что виной всему осязательные рецепторы, присутствующие в огромном количестве на кожном покрове. Именно через них люди воспринимают окружающую температуру, ощущают дуновение ветра, испытывают пощипывание, покалывание, жжение от различных внешних факторов.

Часть этих чутких нервных окончаний мозг и перепрофилирует на восприятие световых волн. Человек же видит не глазами - он видит именно серым веществом, которое преобразует поступающие сигналы от сетчатки в чёткие и ясные зрительные образы. Так какая разница, откуда идти этим сигналам и по каким нервным каналам проходить, чтобы попасть в зрительный центр мозгового вещества.

Как заметил исследователь, у разных людей существовали и разные участки кожи, отвечающие за зрение. У кого-то подобные нервные окончания располагались на лбу, у кого-то на кончике носа. Кто-то видел щеками, а кто-то воспринимал красоту окружающего мира подбородком.

Жюль Ромэн ознакомил мировую медицинскую общественность со своими выводами. Надо сразу сказать, учёные мужи отнеслись к его довольно смелым и необычным выкладкам довольно скептически. Глядя на взволнованного доктора, горячо доказывающего свою правоту, они видели в нём не серьёзного учёного, а писателя-фантаста.

Впрочем, уважаемый французский врач был отнюдь не первым, кто обратил внимание на столь поразительный феномен. За 80 лет до него, итальянский коллега, имя которого не сохранила история, также вплотную занимался подобным вопросом. Под его пристальным наблюдением находилась 14-летняя деревенская девушка. Она ослепла в детстве, но окружающий мир видела ладонями рук. Ей вполне было по силам различать цвета, узнавать людей, не слыша их голосов и не касаясь лиц руками. Об этой девушке писала итальянская пресса в 1840 году.

Не обошёл своим вниманием этот вопрос и знаменитый невропатолог и психиатр Чезаре Ломброзо . В своё время он описал случай с девочкой, которая ослепла после внезапной и тяжёлой непонятной болезни. Однако дар созерцать окружающий мир у неё не пропал. Зрение у несчастной переместилось в кончик носа и мочку левого уха. Естественно, эти участки тела значительно уступали глазам по своим возможностям, но человек вполне сносно ориентировался в пространстве и узнавал близких людей.

Но не только у незрячих людей возникают подобные особенности организма. Оказывается и человек с нормальным зрением может развить в себе дар видеть другими участками тела .

Тому примером может служить поразительная история 16-летней девушки по имени Маргарет Фус из штата Вирджиния (США). Её обследовала целая группа врачей в 1960 году и пришла к выводу, что столкнулась с необъяснимым и загадочным случаем.

Девушке накладывали на глаза плотную повязку и просили прочитать вслух статью из газеты. Та прекрасно справлялась с заданием, причём различала любой шрифт, даже самый мелкий и неразборчивый.

Всё это сбивало с толку присутствующих. Они подозревали, что Маргарет как-то умудряется подглядывать из-под завязанных глаз. Повязку делали более плотной, подкладывали под неё ватные тампоны - результат был тем же самым. Тогда веки девочки заклеили светонепроницаемой изолентой, но и в этом случае она оказалась на высоте.

Потрясённые врачи в конце концов сдались и спросили у Маргарет, как ей такое удаётся. Девушка сказала, что всему этому научил её отец. Он обратил внимание, что играя в жмурки со своими сверстниками, дочь прекрасно ориентируется с повязкой на глазах. Мужчина стал заниматься с Маргарет, внушая ей, что она всё прекрасно видит с завязанными глазами.

Такие упражнения пошли девушке на пользу. Она внутренне настраивала себя на то, что сможет рассмотреть какой-то предмет или прочитать фразу без помощи глаз. Подобные тренировки скоро дали положительные результаты. Маргарет стала видеть без зрительных органов, причём заменил их ей лоб. Именно с помощью лба девушка читала, писала, узнавала лица людей и даже свободно могла гулять по городу с закрытыми глазами.

Маргарет прославилась. В те годы о ней часто писали в газетах, показывали по телевидению. Поразительные способности девушки лишний раз доказали, что тайны человеческого мозга - это вполне осязаемая и в то же время, для большинства людей, недосягаемая реальность.

Человек соприкасается с этой загадочной сущностью очень часто, но не может объяснить истинную природу данного поразительного явления. Видимо пройдёт ещё много-много лет прежде чем медицина сможет докопаться до истины и в полной мере познать глубинные возможности серого вещества. Это даст возможность каждому из нас значительно улучшить свою жизнь. Ведь она напрямую зависит от того, что находится под черепной коробкой .

Статью написал ridar-shakin

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Фото из открытых источников

Если ученым удастся «разгадать мозг», поможет ли это лечить все болезни, управлять чувствами, контролировать воспоминания и генерировать идеи как компьютер?

Нейробиолог Эд Бойден рассказал какие перспективы открывает исследование мозга, чего сможет добиться человек, если научится управлять нейронами, и почему неудавшимся проектам надо давать второй или даже третий шанс. «Теории и практики» публикуют перевод интервью.

«Постоянно генерируй новые идеи. Не читай, не вдумываясь. Комментируй, формулируй, размышляй и обобщай, даже если читаешь предисловие. Так ты всегда будешь стремиться к пониманию сути вещей, что и нужно для творчества».

Эд Бойден когда-то написал короткое эссе-инструкцию «Как думать», и приведенный выше абзац стал его правилом № 1. Тогда ему было 28 лет, он запускал собственную исследовательскую группу по нейробиологии в Массачусетском технологическом институте и уже обнародовал некоторые свои изыскания, которые принесли ему престижную премию Brain Prize за помощь в достижении «возможно, самого важного технического прорыва за последние 40 лет», как сказал председатель жюри. Это было почти десять лет назад. Его система генерации идей, кажется, оправдала ожидания. В прошлом году Бойден получил награду в три миллиона долларов на премии Breakthrough Prize, кроме того, он с коллегами открыл новый метод наблюдения за практически невообразимо крошечной электросхемой в головном мозге. Это позволило получить одни из самых точных изображений мозга.

Вы часто говорите, что ваша цель - «разгадать мозг». Что вы имеете в виду?

Я думаю, значение этой фразы будет меняться по мере получения новых знаний, но сейчас «разгадать мозг» для меня значит, что, во-первых, мы можем смоделировать (скорее всего, с помощью компьютера) процессы, которые будут генерировать нечто вроде мыслей и чувств, и во-вторых, что мы можем понять, как лечить нарушения мозговой деятельности, например болезнь Альцгеймера или эпилепсию. Это две цели, которые заставляют меня двигаться вперед. Одна фокусируется на понимании человеческой природы, другая - более медицинская.

Вы можете мне возразить, заметив, что есть и третий вопрос: что такое сознание? Почему у нас есть воспоминания, а у бутылок, ручек и столов, насколько нам известно, их нет? Боюсь, что пока у нас нет точного определения сознания, поэтому к этому вопросу сложно подступиться. У нас нет «замерителя сознания», который бы указывал, насколько что-либо сознательно. Думаю, когда-нибудь мы и до этого доберемся, но в среднесрочной перспективе я бы хотел сосредоточиться на первых двух вопросах.

«Почему мы так много знаем о мире? Довольно странно, что мы можем понять закон всемирного тяготения или квантовую механику»

Когда в 2016 году вы выиграли премию Breakthrough Prize, вы говорили о текущих попытках исследования мозга: «Если у нас все получится, то мы сможем ответить на такие вопросы, как «Кто я? Что есть моя личность? Что мне надо делать? Почему я здесь?». Как исследование поможет нам ответить на вопрос «Кто я?»

Я приведу пример. Когда в 2008 году наступил экономический кризис, я разговаривал со многими на тему того, почему люди поступают так, как поступают. Почему многие наши решения - не лучшие решения, которые мы могли бы принять? Конечно, существует целая область науки - поведенческая экономика, которая пытается объяснить наши поступки на психологическом и когнитивном уровне. Например, если вы зададите человеку много вопросов, а потом он будет проходить мимо вазы с конфетами, то он, вероятно, возьмет несколько, потому что утомлен ответами и не может устоять.

Поведенческая экономика может объяснить некоторые вещи, но не может объяснить процессы, которые лежат в основе принятия решений, и в еще меньшей степени - кое-какие подсознательные моменты, которые мы вообще никак не контролируем. Заметьте, когда мы что-то осознаем, это часто результат бессознательных процессов, случившихся прямо перед этим. Так что если бы мы понимали, каким образом клетки мозга организованы в схему (практически компьютерную схему, если хотите), и видели, как информация протекает по этим сетям и изменяется, у нас было бы гораздо более четкое представление о том, почему наш мозг принимает определенные решения. Если мы разберемся в этом, может быть, мы сможем преодолеть некоторые ограничения и по меньшей мере понять, почему мы делаем то, что делаем.

Можете вообразить, что в очень отдаленном будущем (вероятно, на это уйдет много десятилетий) мы сможем задавать действительно сложные вопросы о том, почему мы относимся к определенным вещам так или иначе или почему мы думаем о себе определенным образом, - вопросы, которые находятся в поле зрения психологии, философии, но на которые так сложно получить ответ с помощью законов физики.

Как исследование мозга поможет ответить на вопрос «Почему я здесь?»

Одной из причин, по которой я переключился с физики на изучение мозга, стал вопрос «Почему мы так много знаем о мире?». Довольно странно, что мы можем понять закон всемирного тяготения или что мы понимаем квантовую механику - по крайней мере, до такой степени, чтобы делать компьютеры. Удивительно, что мир в некотором роде понятен.

И я задался вопросом: если наш мозг понимает какую-то часть устройства Вселенной, но не понимает всего остального, и все понятное ему доступно благодаря законам физики, на которых также базируется и работа нашего мозга, то получается нечто вроде замкнутого круга, так? И я пытаюсь разобраться: как его разорвать? Как сделать Вселенную понятной? Предположим, кое-чего о Вселенной мы не понимаем, но если мы знаем, как работает человеческий разум и каких мыслительных возможностей нам не хватает, может быть, мы можем создать более развитый искусственный интеллект, который поможет усилить нашу способность думать.

Эту концепцию я временами называю «мозговой сопроцессор» - нечто, работающее с мозгом и расширяющее наше понимание.

У нас по-прежнему много вопросов к Вселенной, так? Эйнштейн пытался найти связь между квантовой механикой и гравитацией, но так и не преуспел в этом вопросе, и до сегодняшнего дня до конца не понятно, как решить эту дилемму. Возможно, чтобы понять некоторые вещи, нам нужно увеличить свои интеллектуальные способности. Что будет, если мы их расширим? Конечно, нет никаких гарантий. Но, может быть, мы узнаем больше о происхождении Вселенной, о том, какие силы влияли на нее в начале существования и какие влияют сейчас.

Последний вопрос на эту тему. Как исследования мозга помогут ответить на вопрос «Что есть моя личность?»

Прямо сейчас мы пытаемся составить карту структуры мозга. В нем довольно сложно что-то разглядеть. Сам мозг достаточно большой - человеческий весит несколько фунтов, - но соединения между нейронами, известные как синапсы, совсем крошечные. Тут речь идет о наноразмерах. Поэтому, если вы хотите увидеть, как клетки мозга соединены в сеть, вам нужно рассматривать именно синапсы. Каким образом это сделать? Мы разработали специальную методику. Берем участок мозговой ткани и вводим в нее химикат, точнее полимер, который в некотором роде очень похож на вещество в детских подгузниках. Это полимер, который разбухает при добавлении жидкости.

Если мы разместим его внутри мозга и добавим воды, то у нас появится возможность отодвигать друг от друга молекулы, из которых состоит мозг, и тогда мы сможем рассмотреть крошечные соединения между клетками. Итак, мы рассуждаем: если взять очень маленький мозг, например рыбы или червя, сможем ли мы изучить его целиком? Сможем ли изобразить целую нервную систему с точностью до отдельных перемычек? Сейчас это на уровне идеи, для реализации пока нет нужных технологий, но если бы нам удалось усовершенствовать техническую часть, можно было бы составить достаточно детальную карту соединений в мозге, по которой реально воспроизвести его работу с помощью компьютера. И будет ли эта копия функционировать так же, как мозг организма, который стал первоисточником?

Представьте, что у нас был червь с 302 нейронами и мы отметили примерно 6 тысяч связей между ними, а также молекулы в местах соединения. Можно ли смоделировать действия этого червяка? Потом, возможно, удастся проделать то же с рыбой, потом - с мышью, а потом и с человеческим мозгом - каждый из этих мозгов примерно в тысячу раз больше предыдущего. Если бы получилось составить карту человеческого мозга, сразу бы возник вопрос: если бы вы воспроизвели его деятельность на компьютере, это все еще были бы вы? Как уже отмечалось раньше, у нас нет точного или хотя бы рабочего определения сознания, поэтому пока мы не можем судить об этом качестве, просто глядя на что-либо, мы не можем пока дать ответ, я бы сказал. Но это поднимает интересный вопрос природы личности.

«Если бы мы понимали, каким образом клетки мозга организованы в схему, и видели, как информация протекает по этим сетям, может быть, мы смогли бы понять, почему мы делаем то, что делаем»

Около десятилетия назад вы написали эссе «Как думать». С тех пор появились ли у вас какие-нибудь поправки или дополнения к тем правилам?

Я написал это эссе довольно быстро, когда мы только запускали исследовательскую группу в Массачусетском технологическом институте и большую часть времени я проводил в пустой комнате, ожидая прибытия оборудования. С тех пор благодаря опыту я узнал, как эффективнее всего следовать этим правилам. 
Например, правило № 3 гласит: «Работай в обратном направлении, отталкиваясь от своей цели».

С того момента я понял, что если ты работаешь, отталкиваясь от проблемы, которую нужно решить, и встречаешь людей, у которых есть какие-то навыки и которые исходят из своих возможностей, то работать вместе вам будет очень просто, потому что все стороны в этом заинтересованы. Обладатели навыков хотят иметь большее влияние и решать проблемы, а люди, которые ставят цели, хотят получить новые инструменты для решения этих проблем. Поэтому правило № 3 «Работай в обратном направлении, отталкиваясь от своей цели» естественно ведет к правилу № 6 - «Сотрудничай». Также я научился анализировать природу проблем. В этом году я прочитал небольшую лекцию на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Она называлась «Готовим революции», в ней рассказывалось о том, как научиться глубже вникать в проблемы и делать возможным их решение. Это было нечто вроде «Как думать 2.0», но в форме видео.

Какие книги сильнее всего повлияли на ваше интеллектуальное развитие?

Одна из них - это «Время, любовь, память» Джонатана Вайнера. Она рассказывает о тех временах, когда люди начали связывать гены с оcобенностями поведения. Автор начинает с зари эпохи генетики - когда люди установили, что рентгеновские лучи изменяют гены - и заканчивает современностью, когда ученые выясняют, какие гены отвечают, например, за наше чувство времени или способность запоминать. Мне нравится эта книга, потому что она показывает науку в движении - не как учебник, «перед вами факты с седьмого по сорок восьмой, запомните их», - она показывает страдающих от неопределенности людей, которые преодолевают всевозможные трудности, и это очень увлекательно. Раньше я перечитывал ее каждый год, она сильно на меня повлияла.

Вторая книга называется «Размышляя о науке». Она рассказывает о Максе Дельбрюке, физике, который тоже сменил свое поле деятельности на биологию. Он внес большой вклад в открытие структуры генов и содействовал началу новой эпохи молекулярной биологии. В книге много рассказывается о его взглядах, о том, как он раздумывал над своим переходом от физики к биологии. Эта книга также сильно повлияла на мою жизнь, потому что я часто размышляю о том, как исследовать сложные системы вроде мозга, как разобраться в реальном положении дел, как избавиться от приблизительности и не останавливаться на полпути.

Вы упоминали, что постоянно делаете заметки. Что это за система?

Когда я с кем-нибудь разговариваю, то кладу на стол бумагу и делаю конспект беседы. В конце я фотографирую записи на телефон и отдаю своему собеседнику листок. Ежемесячно я просматриваю все эти конспекты и маркирую их с помощью ключевых слов. На это есть две причины. Во-первых, так как я повторно переварил разговор, это помогает мне его запомнить. Во-вторых, поскольку я подобрал ключевые слова, его легко найти. К настоящему моменту я сделал уже десятки тысяч таких конспектов.

Ваша работа предполагает, что вы много времени тратите на размышления. Как добиться максимального результата?

Есть три пункта, от прагматичного до абстрактного. Уже долгое время я очень рано встаю. Стараюсь подниматься в 4–5 часов утра, намного раньше, чем другие сотрудники лаборатории. Благодаря этому у меня есть несколько часов тишины, чтобы подумать и ни на что не отвлекаться. Мне кажется, это важно. Во-вторых, многие хорошие идеи на самом деле плохие, потому что раз они сразу звучат так хорошо, то о них уже все подумали и стремятся воплотить в жизнь. Поэтому я часто думаю о вещах, которые на первый взгляд кажутся плохими идеями, но вдруг, если посмотреть на них с нужного ракурса, они окажутся хорошими? Я трачу очень много времени на то, чтобы подходить к идеям с разных сторон.

Десятилетия назад астроном Фриц Цвикки создал множество теорий, которые сегодня являются одними из самых животрепещущих в астрофизике. Актуальнейшие из актуальных идей, вроде темной материи, он выдвинул в 1930-х. Каким образом Цвикки это сделал? Он просто рассматривал все возможные варианты. Цвикки называл свой метод «морфологическим анализом», но мне кажется, что такое и не выговорить, поэтому я называю его «мозаично-древовидной схемой».

И наконец - и этот пункт еще более абстрактный, - я верю в случайные открытия. Я трачу много времени на просмотр конспектов старых разговоров. Во многих из них речь идет об идеях, которые провалились, проекты не удались. Но знаете что? Это было пять лет назад, а сейчас компьютеры работают быстрее, появилась новая информация, мир изменился. Поэтому мы можем перезапустить проект. Многие из наших начинаний становятся вполне успешными только со второй или третьей попытки. Важная часть моей работы - это помнить неудачи и перезапускать неудавшиеся проекты, когда придет время.

Вы получили свои основные награды за разработки в оптогенетике. Почему она стала таким важным достижением?

Когда говоришь об оптогенетике, надо помнить, что «опто» значит «свет», а «генетика» - что мы используем гены, которые выполняют всю работу. Вы вводите ген, который по принципу действия напоминает маленькую солнечную батарею - по сути, это молекула, которая превращает свет в электричество. Поэтому если вы внедрите ее в нейрон и направите на нее свет, то сможете управлять деятельностью нейрона.

Почему это важно? За последние сто лет изучения неврологии многие люди пытались контролировать нейроны, используя все возможные технологии: фармакологию (медикаменты), электрические импульсы и так далее. Но ни одна из них не гарантирует точности. С оптогенетикой мы можем направлять свет на отдельную клетку или несколько клеток и «включать» либо «выключать» именно эти клетки. Так почему же это важно? Если вы можете активировать клетки, то вы можете разобраться, за что они отвечают. Возможно, за ощущение, или решение, или движение. «Выключая» их, вы понимаете, в чем их функция: может, вы «выключите» определенные клетки, и у человека пропадет какое-то воспоминание.

Оптогенетика сегодня используется для исследования мозга в лабораториях по всему миру. Какие наиболее многообещающие направления, связанные с ней, вы выделяете?

Некоторые исследователи проводят довольно вызывающие с философской точки зрения эксперименты. Например, группа ученых в Калифорнийском технологическом институте обнаружила небольшое объединение клеток глубоко-глубоко в недрах мозга. Если вы активируете их с помощью света, например, у мышей (многие работают именно с ними), то животные станут агрессивными, даже жестокими. Они будут атаковать любое существо или предмет в непосредственной близости, даже какие-то случайные вещи вроде перчатки. Это очень интересно, потому что теперь можно задаваться вопросами из серии «Что происходит, когда вы раздражаете эти клетки? Посылает ли это моторную команду мускулам? Другими словами, мышь движется, чтобы атаковать? Или дело в сенсорной команде?

То есть мышь боится и атакует в целях самозащиты?». Вы можете задавать действительно важные вопросы о значении эксперимента, когда участок мозга вызывает такую сложную реакцию, как агрессия или жестокость.

Есть целый ряд исследователей, которые работают над активацией или заглушением нервной деятельности в разных частях мозга для достижения медицинских целей. Например, группа ученых, которая показала на мышах, страдающих эпилепсией, что можно «выключать» судороги, воздействуя на определенные клетки. Есть другие группы, которые изучали мышей с болезнью Паркинсона и смогли избавить животных от симптомов этого заболевания.

Ученые много интересного открывают и в фундаментальных науках. Мой коллега по MIT Судзуми Тонегава и его группа исследователей сделали кое-что очень хитрое: они так «запрограммировали» мышей, что нейроны, которые отвечают за память, стали активироваться с помощью света. Они выяснили, что если реактивировать эти нейроны с помощью светового импульса, то мышь будет вести себя так, как будто заново переживает какое-то воспоминание. Таким образом, можно определить группы клеток, которые заставляют воспоминание всплыть в памяти. С тех пор исследователи проводят всевозможные эксперименты - например, они могут активировать счастливое воспоминание, и мышь почувствует себя лучше, даже если она больна. И список можно продолжать и продолжать.

«Многие из наших начинаний становятся вполне успешными только со второй или третьей попытки»

Есть ли у вас какие-то новые мысли по поводу того, как сделать жизнь лучше?

Я понял, что если я правда хочу, чтобы технологии работы с мозгом применялись по всему миру, то я должен этому содействовать как предприниматель, то есть основать бизнес и помочь этим изобретениям выйти за рамки академических кругов. Моя лаборатория и раньше сотрудничала с различными компаниями, но в этом году я сам участвую в запуске трех. Надеюсь, мы сможем разобраться, каким образом эти технологии могут помочь людям. Я понял, что не хочу просто публиковать научные работы; я хочу, чтобы эти технологии использовались в реальной жизни.

Одна из этих компаний занимается технологией расширения возможностей мозга, не так ли?

Именно. Мы основали небольшую компанию под названием Expansion Technologies, ее цель - рассказать миру об этих теориях расширения возможностей. Конечно, люди могут самостоятельно изучить наши публикации на эту тему, но если мы сможем нести свои идеи в массы, то многие научные и медицинские проблемы будет гораздо проще решить.

Сразу скажу, что все данные по исследованиям можно найти онлайн, мы открыто делимся всей информацией. Мы обучили, наверное, более сотни групп исследователей. При желании каждый может сам провести аналогичное микроскопическое изыскание. Но в отличие от оптогенетики, где всегда можно обратиться в какую-нибудь некоммерческую организацию, чтобы получить ДНК бесплатно или за деньги, эти исследования требуют наличия химикатов, поэтому компания, которая изготавливает наборы необходимых реактивов, доступных любому, экономит время.

Человеческий мозг очень загадочный орган, ведь именно он формирует человека таким, каким он есть. Вокруг мозга столько тайн, легенд, мифов, что их количество даже невозможно подсчитать. Несмотря на высокий уровень медицины, разгадать тайны мозга до сих пор так и не удается. Достоверно известно, что реальные возможности человеческого мозга выходят далеко за пределы изученного.

Удивительный факт, но у многих людей наблюдается замедление в развитии интеллекта после завершения обучения в школе и высших учебных учреждениях. Это ни в коей мере не говорит о том, что с возрастом человек глупеет, просто развитие способностей мозга, со временем, замедляется. Самый негативный результат подобного: происходит полная остановка в развитии и начинается деградация личности. Чтобы этого не произошло, требуется постоянная тренировка мозга. При непрерывной тренировке происходит активное кровоснабжение коры головного мозга, что, в свою очередь, стимулирует память и повышает интеллект. При ухудшении памяти, необходимо принимать меры по улучшению интеллектуальных способностей.

Несмотря на критические замечания по поводу компьютерных игр, эти развлечения вполне можно считать тренажером для мозга: увеличивается скорость реакции, улучшается память и т. д. Установлено, когда человек рассматривает интересное для себя изображение, то усиливается кровоток в затылочной части мозга (именно там расположены зрительные центры). При этом расширяется капиллярная сеть, активно функционирующего участка мозга.

Известен факт, что часто интенсивные занятия спортом отрицательно воздействуют на интеллект. Это происходит потому, что при физических упражнениях увеличивается кровоток в некоторых локальных областях мозга, тем самым не поддерживается на нужном уровне кровоток невостребованных при этом областей мозга. А для эффективной работы мозга требуется соблюдать пропорциональность кровоснабжения как можно большего количества областей мозга. Это тем более важно, потому что при сниженном кровоснабжении могут отмирать нейроны мозга, а это необратимо и не подлежит восстановлению.

Особый интерес вызывает такая важнейшая способность человека, как интуиция. Представьте себе, что самые важные решения можно было бы принимать, не используя информацию и аналитику событий и сведений, а применяя только интуицию! Говорят, что увеличить интуитивные способности можно регулярными медитациями (минимум по 10 минут в день). Считается, что интуиция — это результат накопленного индивидуального опыта, который позволяет предсказывать будущие события. И самое главное, в этом случае, – стабильность окружающего мира: тогда интуиция работает намного лучше и работа мозга достаточно устойчивая.

Также нельзя пренебрегать такой важной составляющей для здоровья мозга, как полноценный сон. Именно во сне человек запоминает и анализирует все, что происходило с ним днем.

Оказалось, что при помощи мысли можно влиять на внешний мир. Ученые утверждают, что у человека повышается кровяное давление, когда он лжет. Кроме того, такая же реакция организма и у того, кто находится рядом с ним и понимает, что его собеседник лжет. Это подтверждает, что мышление одного человека влияет на окружающих, а значит, что мозг способен работать в резонансе с окружающим миром.

Еще одна сторона работы мозга – способность человека к абстрактному мышлению и возможность установления неочевидных связей между, внешне не связанными, событиями.

Мозг «умеет» сам дозировать уровень своей работы: от низкого до самого интенсивного. На максимум он включается в том случае, когда необходимо решить сложную задачу или срочно найти выход из, казалось бы, тупиковой ситуации. Причина такой экономной работы мозга в том, что суть работы всего организма человека сводится к минимизации энергетических затрат, а мозг является самым «дорогостоящим» и энергопотребляющим органом. Поэтому мозг, чаще всего, находится в «спящем» режиме до тех пор, пока не возникает кратковременная необходимость в его работе. Всем известно, что самые одаренные люди стараются избегать длительной интеллектуальной нагрузки, а для решения стандартной ситуации от мозга не требуются большие энергозатраты.

На самом деле существует огромное количество методов, помогающих стимулировать мозг и расширить его возможности. Вот некоторые из них:

— решайте головоломки и логические задачи;

— работайте левой рукой при праворукости и правой при леворукости;

— заинтересуйтесь оптическими иллюзиями;

— блокируйте на короткое время одно из ощущений: попробуйте принимать пищу с завязанными глазами;

— старайтесь находить связь между вещами, которые, с первого взгляда, не имеют пересечение;

— научитесь печатать на клавиатуре с закрытыми глазами;

— придумайте новые способы использования, казалось бы, совсем обычных вещей (например, сто способов использования гвоздя);

— изменяйте свои представления на события и вещи на противоположные;

— даже получив «верный» ответ, постарайтесь мысленно пойти дальше в решении;

— рассматривайте, иногда, фото и рисунки «вверх ногами», читайте слова наоборот;

— развивайте в себе критическое мышление;

— станьте позитивным человеком;

— испытайте себя в каком-нибудь виде творчества: живопись, музыка, скульптура или выберите хобби;

— старайтесь вести здоровый и подвижный образ жизни, ходите босиком;

— заботьтесь о хорошем сне;

— поменяйте свой вкус в одежде;

— смотрите фильмы разных жанров;

— больше бывайте на природе;

— развивайте словарный запас.

Головной мозг человека – уникальный орган, который изучается учеными всего мира. Несомненно, эти исследования смогут принести огромную пользу человечеству, но каждый человек в состоянии самостоятельно увеличить возможности своего мозга – и в этом, пожалуй, кроется основная тайна.

No related links found



Департамент образования города Москвы: МИОО №169


Реферат

По теме «Неограниченные возможности головного мозга»


Работа Геворкян Ашхен

класс 10-в


Москва, 2013г.

Введение


Мы живем в 21 веке, в веке высоких технологий и регулярных научных открытий. Научный прогресс затрагивает абсолютно все области жизни человека. Человек изучает весь окружающий себя мир, а главное - себя самого. Мы ищем скрытые возможности своего тела, потенциал, который мы, возможно, имеем.

Самый большой интерес для ученых представляет собой головной мозг - орган, который контролирует все процессы в организме, орган мысли. Пожалуй, он даже является одной из самых больших загадок природы

Мозг - центральный отдел нервной системы у животных и человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе и высшую нервную деятельность, а у человека - и психической функции, включая мышление

Нет в организме человека ничего более загадочного, чем этот орган. На самом деле уже давно известно строение человеческого мозга, базовые принципы его работы, но при этом ни один учёный не может объяснить, почему два, казалось бы, совершенно одинаковых человека, воспринимают окружающий мир по-разному, по-разному их мозг отдаёт сигналы, строит образы, обрабатывает внешнюю информацию.

Эта тема более чем актуальна в наше время, ведь если нам удастся развить эти самые неограниченные возможности мозга, то все человечество сможет выйти на новый уровень развития, и даже на новый уровень сознания. Школьники и студенты смогут запоминать и усваивать гораздо больший объем информации, и после окончания высшего заведения, человек будет настоящим профессионалом в своем деле. Может стереться понятие «гуманитариев» и «техников», ведь с неограниченными возможностями мозга человек легко сможет на хорошем уровне освоить любую науку, выучить любой язык. Не говоря уже о таких философских мыслях как осознание законов мироздания, осознание смысла бытия. Кто знает, может быть наш мозг хранит ответы и на такие вопросы?


1. Связь разума и тела


До сих пор о работе мозга известно далеко не все. Но одно все-таки удалось выяснить точно: человек использует лишь незначительную часть своих потенциальных интеллектуальных возможностей - по разным данным, от 5 до 10%. Одно из проявлений огромного потенциала человеческого разума - многообразные реакции организма на сигналы мозга.

Так, психосоматические заболевания являются физическими расстройствами, вызванными различными процессами, происходящими в мозгу, без каких-либо очевидных причин биологического свойства. Множество болезней прямо или косвенно связано с психикой, то есть разум как бы навязывает свою точку зрения организму, и тот реагирует соответственно. Существуют такие истории болезни, где описывается паралич конечностей без видимых биологических причин: медицина не может объяснить, почему рука или нога вдруг начинает вести себя так, как будто она парализована в физическом смысле, когда пациент испытывает страх либо под воздействием «всплывшего» из подсознания воспоминания о давно пережитой травме.

Далее, окружающим кажется совершенно неадекватным поведение человека, страдающего различными фобиями, например, боязнью толпы (агорафобия) или замкнутого пространства (клаустрофобия). Во многих таких случаях определенное воздействие на сознание может навсегда избавить от недуга.

Еще один классический пример воздействия разума на тело: эффект плацебо. Неоднократно проводились эксперименты, в которых одной группе исследуемых давали лекарство от какой-то определенной болезни, другая же под видом якобы новейшего и мощного лекарства получала «пустые», не обладающие лечебными свойствами таблетки, при этом улучшения чаще всего наблюдались у пациентов, которые принимали плацебо. Исследователи объясняют этот факт способностью разума «внушать» организму определенные ожидания.

Таинственное влияние человеческого разума и эмоций на иммунную систему изучается новой, динамично развивающейся наукой психонейроиммунологией.

Исследования, проведенные в этой области, выявили несколько способов использования скрытых возможностей разума, включая и эмоциональную сферу, для излечения организма. Успехи психонейроиммунологии вызвали повышенный интерес к вопросу о роли эмоций в борьбе даже с такими страшными недугами, как слепота или запущенные формы рака. В самом деле, выяснилось, что не только мысли человека, но и такие положительные эмоциональные факторы, как надежда и любовь, могут значительно ускорить процесс излечения. Вне всякого сомнения, человеческий разум в определенных условиях способен быть самым мощным лекарственным средством.

Изучение многообразных связей человеческого разума с телом дало и еще один поразительный результат: феномен спонтанной ремиссии, «чуда», которому современная медицина не находит объяснений. Причем факты внезапного исцеления в казалось бы безнадежном состоянии наблюдались при всех видах заболеваний, включая рак. В настоящее время этот феномен изучается тщательнейшим образом в ряде научных учреждений - в частности, этим занимается Институт проблем духа и разума в Пало-Альто, Калифорния.


О проблемах развития способностей мозга


Академик Наталья Бехтерева писала: «О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего - наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита выведенной в сознание информации. Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков.»

Добавим также: мгновенное запоминание целых страниц текста методом фотографической памяти, скорочтение.

Что же мешает мозгу работать в полную силу? По мнению ряда ученых, природа, наделив человека интеллектом, предусмотрела и защитные механизмы, предохраняющие мозг от перегрузки. И хотя ресурсы мозга позволяют запомнить за всю жизнь порядка 10 миллиардов бит информации (что соответствует примерно объему информации, содержащейся в 5 комплектах Британской энциклопедии), этого не происходит. Мозг работает по принципу минимальной затраты энергии - ровно настолько, насколько требуется.

Так же мозг человека, как и его тело, нуждается в постоянной тренировке, с детства и до глубокой старости. Активный ум влияет даже на состояние здоровья, позволяя человеку долго чувствовать себя молодым и выглядеть моложе своих лет.

К сожалению, у большинства людей развитие интеллекта, как таковое, прекращается с окончанием школы или ВУЗа и поступлением на работу. Между тем, это тот самый случай, когда остановка в развитии означает неизбежную деградацию. Недостаточная интеллектуальная активность приводит к снижению уровня кровоснабжения коры головного мозга, что в свою очередь негативно влияет на состояние интеллекта, а также памяти. Именно память, ухудшаясь, первой подает сигнал о том, что интеллектуальные способности задействованы человеком не в полной мере.


3. Методы развития способностей головного мозга


Ученые уже давно работают над различными методами, которые призваны развивать заложенные природой, но почти не задействованные способности человеческого мозга. В России в развитие данного метода внесли большой вклад выдающиеся ученые: Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Чуприкова Н.И. и другие.

Очередное подтверждение громадного потенциала человеческого мозга дает нам методика обучения под названием «суггестология». Этот образовательный процесс, иногда называемый «сверх-образованием», заключается в использовании специально подобранной музыки в качестве фона, когда ученик, находясь в состоянии глубокой релаксации, прослушивает объяснения преподавателя и выполняет его указания. Суггестология не имеет ничего общего с гипнозом или обучением во сне, поскольку обучаемый полностью бодрствует и контролирует свое сознание, при этом он усваивает материал без какого-либо напряжения, даже не стараясь его запомнить. Метод этот, по утверждению его авторов, позволяет задействовать до 90 процентов того объема мозга, который обычно не используется. По словам одного из крупнейших исследователей в этой области - доктора Георгия Лозанова, из болгарского Института Суггестологии,- скорость обучения с применением описанного метода увеличивается в 50 раз. Болгарские ученые провели несколько тысяч контрольных тестов, результаты которых полностью подтвердили ошеломляющую эффективность их методики, которая значительно улучшает память, не требует от обучаемого практически никаких усилий, не зависит от его возраста, способностей и уровня предшествующей подготовки, не предъявляет никаких особых требований к оборудованию.

В Институте Суггестологии сотни людей, выходцев из самых различных слоев общества, овладевают иностранными языками всего за 20 дней! Там же работают экспериментальные группы обучения за несколько недель математике, физике, химии и биологии, как на начальном, так и на высшем уровне.

Современные исследования приоткрыли завесу тайн мозга. В 1981 году Роджер Спери выяснил, что левая и правая часть мозга отвечают за разные функции (за что получил Нобелевскую премию). Так у людей с техническим мышлением активно работало левое полушарие, а у гуманитариев правое.

Одна из основных загадок мозга заключается в так называемой пластичности. Дело в том, что зафиксировано странное свойство головного мозга, заключающееся в том, что при поражении одного из его участков, другие участки могут взять на себя функции первого. Однако пластичность работает, почему-то, не в 100% случаев. В истории хирургии был удивительный эпизод, когда человеку пришлось удалять полностью одно из полушарий мозга. Доктора говорили, что после этого пациент потеряет возможность видеть и говорить, а также, возможно, лишиться способности трезво мыслить. Но уже через пару недель после операции человек не только заговорил, но и стал работать с меньшей интенсивностью, чем до операции. Этот уникальный случай внесён в энциклопедию хирургии.

Учёные так и не смогли объяснить этого феномена. Есть только отдельные гипотезы, одна из которых заключается в том, что у этого человека 99% процентов работы головного мозга осуществляло одно полушарие, а второе было практически не задействовано. Такой эффект носит название миелоасинхрония. Он в меньших масштабах характерен для большинства жителей нашей планете. И в этой связи главная задача современной науки, посвящённой раскрытию способностей человека - попытка запустить оба полушария мозга хотя на 50% для каждого.

В процессе дальнейших исследований активности мозга, в ходе решения различных задач было выяснено, что гениальные люди задействуют оба полушария мозга одновременно. Эти данные позволили ученому из Лондона Тони Бьюзану создать инструмент - MindMap (Интеллект-карта), благодаря которому можно задействовать оба полушария для: обучения, запоминания, генерации идей, презентаций, планирования, нахождения правильных решений. Более подробно про то как создавать интеллект-карты их свойства я наведу в одном из следующих блогов.

Да именно использования двух полушарий мозга (левого - логика и правого - творческого) может дать человеку невиданный до этого времени прогресс по усвоению информации, что так нужно у сегодняшний день информационного взрыва.

Есть много способов измерить свой коэффициент интеллекта, самый известный это тесты IQ с помощью которых человек может проверить свой уровень знаний. Но стоит отметить что тест на IQне даст 100% гарантию на то что человек будет успешным или нет. Да высокий коэффициент будет свидетельствовать про наличие предпосылок (у детей) к той или иной деятельности. Тут вступают ряд других факторов в особенности еще выделяют EQ (эмоциональный интеллект) который без всякого сомнения влияет на действия человека еще в большей степени нежели его уровень IQ. Умения контролировать свои эмоции и давать себе возможность на практике использовать свои знания - это великое искусство, которое надает человеку огромный потенциал для роста и успешного движения по жизни.

Все мы имеем возможности развивать свой уровень IQ его и таким образом улучшать себе память. В первою очередь нужно определить кем вы являетесь по принципу восприятия информации: Визуал (глаза), аудиал (уши), кинестетик (чувства). У всех из нас развиты эти чувства, но некоторые из них (один или два) развиты намного лучше чем остальные. И тут уже нужно определив властные склонности учится и подбирать методику обучения соответственным образом. Можно правда и развить остальные (это вполне реально) - в следствии открывается широкий диапазон методов обучения, что у свою очередь даст ученику возможность более продуктивно работать и изучать материал. Доказано, что развитие интеллекта и интеллектуальных способностей напрямую связано с количеством перерабатываемой информации. Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка - тренирует мышцы. Нет более естественного и безопасного «фитнеса для мозгов», чем информация. Под воздействием потока информации высокой интенсивности происходит улучшение кровоснабжения головного мозга, образование новых нейронных связей - как следствие, развитие, без преувеличения, незаурядных способностей.

О высоком уровне развития интеллекта свидетельствуют такие качества, как умение принимать правильные решения, креативность мышления, интуиция, организаторские способности. Все это поддается развитию и улучшению. Вот как прокомментировали возможности этих технологий в Учебном центре «Интеллект» при НИИ психологии и развития способностей:

«Вы можете просто увеличить количество «потребляемой» информации, если у Вас, действительно, есть в этом потребность, а также лишнее время, а можете попытаться поднять скорость работы с информацией. Высокая скорость работы с информацией является несомненно лучшей тренировкой скорости и качества мышления.

Суть метода - научить мозг работать быстро: не только воспринимать информацию, но и оценивать, анализировать, принимать решения. Это не только полезно само по себе - в жизни, но и наилучшим образом тренирует мозг, держит его в тонусе.

При этом замечательные вещи происходят и с памятью. Известно, что память лучше всего работает не на основе зубрежки, а на основе понимания. Секрет улучшения памяти прост: ум, обученный быстро структурировать информацию, приобретает способность запоминать фактические данные (имена, даты, цифры и.т.д.), содержащиеся в этой информации, автоматически - без приложения специальных усилий, без многократных повторений и других приемов.

Подобные упражнения, собранные в целостную систему, дают удивительные результаты. У людей, прошедших обучение, повышается IQ, улучшается логическая и непроизвольная память, развивается интуитивное и творческое мышление, умение управлять вниманием. Они также значительно превосходят других по работоспособности и психологической устойчивости. Большинство из них имеют высокие успехи в работе и учебе».


Мозг и паранормальные способности


Пожалуй, самым ярким проявлением колоссальной мощи человеческого разума служат паранормальные способности. Их изучает парапсихология, которую можно уподобить мосту, связывающему воедино гуманитарные и естественные науки, религию и искусство. Предмет парапсихологии - комплексное исследование механизма взаимодействия человеческого разума с космосом. Парапсихологическими вопросами интересовались такие выдающиеся умы, как Мария Кюри, Франклин Рузвельт, Уильям Батлер Йитс, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль и Карл Юнг.

Множество людей демонстрирует необычные, иначе говоря, паранормальные способности, которые традиционная наука объяснить не может. Одни обладают даром предвидения, предсказывая те или иные события задолго до того, как они произойдут. Другие наделены феноменальным зрением или слухом и могут видеть или слышать на громадных расстояниях. Третьи читают чужие мысли или передают свои телепатическим путем. Есть люди, способные перемещать или, например, сгибать материальные предметы, используя энергию разума (феномен телекинеза). Обладающие даром психометрии могут получить различные сведения о том или ином человеке, дотронувшись до предмета, с которым этот человек контактировал. И, наверное, все без исключения наслышаны о целителях, излечивающих различные болезни при помощи силы разума и молитвы.

Многие пионеры психологии - среди них Зигмунд Фрейд, Шандор Ференци, Вильгельм Штекель и Карл Юнг - проявляли живейший интерес к психическим феноменам, магии и оккультизму, справедливо связывая такие явления с глубинами человеческого разума. Интересно отметить, что оба основоположника современной психологии, Карл Юнг и Зигмунд Фрейд, занимались исследованиями, близкими к парапсихологии.

Вот что писал Зигмунд Фрейд в 1924 году видному ученому-психиатру Хиэворду Каррингтону: «Если бы мне довелось начать жизнь сначала, я бы ее посвятил не психоанализу, а паранормальным проявлениям человеческой психики». Многие предки Карла Юнга по материнской линии так или иначе были связаны со сверхъестественным. Его дедушка, преподобный Самуэль Прайсверк, общался с невидимыми существами. Мать Юнга, Эмили, писала в дневнике, как в юности ее заставляли сидеть рядом с преподобным Прайсверком и не позволять духам нарушать его покой. Тот же дедушка еженедельно проводил сеансы с духом своей первой супруги, а его вторая жена, бабушка Юнга, обладала уникальным даром ясновидения. Сам Юнг, когда ему было чуть за двадцать, начал свою научную карьеру с парапсихологических экспериментов.


Человеческий мозг - феномен природы


Медицина как наука - величайшая. Современная медицина может очень многое. Но даже она не способна объяснить некоторые удивительные случаи, которые встречаются в практике медиков. Я приведу примеры необычных возможностей человеческого мозга… или его отсутствия вообще…

В октябре 1996 года в одну из больниц Кубы зашел, пошатываясь, любитель подводной охоты Оскар Гарсиа Чирино. Его голова была насквозь прошита гарпуном подводного ружья. Приятель пострадавшего, охваченный азартом охоты, запутался в тине и, перепутав Оскара с рыбой, выстрелил в упор. Удивительно было уже то, что всё это произошло в 80-ти км от берега. Всё это расстояние несчастный проплыл сам. Путем сложнейших манипуляций медикам удалось извлечь гарпун. В настоящее время любитель подводной охоты чувствует себя отлично и даже начал заниматься любимым делом.

Еще один случай, поставивший медиков в тупик, произошел в Массачусетсе. 13 сентября 1947 года на одном из железнодорожных участков мастер Файнс Гейдж, 25-летний молодой мужчина, закладывал взрывчатку в шурф для взрыва. Пороховой заряд он утрамбовывал тяжелым, почти метровым, металлическим прутом, заостренным сверху и плоским снизу. При очередном ударе плоский конец прута высек искру, отчего произошел взрыв пороха. При этом острый конец прута пробил Файнсу скулу и прошел через всю голову. Левый глаз почти выпал. Даже при такой страшной травме мужчина не потерял сознание и при помощи товарищей добрался до больницы. При вынимании прута медикам пришлось удалить часть черепной коробки и мозга. Вопреки всем ожиданиям, Файнс остался жив и быстро пошел на поправку. Прожил он еще более сорока лет, правда, ослепший на один глаз.

Еще один удивительный случай заставил полностью изменить свои взгляды специалиста в области мозга из Германии Хуфланда. Он вскрывал черепную коробку пациента, умершего от паралича. Больной до последней секунды сохранял все физические и умственные способности. Результаты трепанации повергли Хуфланда в неимоверный шок! У пациента вообще не было мозга! Вместо него в черепной коробке было чуть более 300 грамм обыкновенной воды! Такая же патология была обнаружена в 1976 году при вскрытии голландца Яна Герлинга, которому на момент смерти было 55 лет. Результаты вскрытия вызвали у родственников бурю негодования, ведь Ян являлся одним из самых лучших часовщиков в стране!

Питерская пресса тоже описывала удивительный случай, произошедший с грибником. При сборе грибов он нашел взрывное устройство и по любопытству и неосторожности взял его в руки. При взрыве находки бедолаге напрочь снесло голову. На глазах у ошеломленных свидетелей безголовый пострадавший прошел более 200 метров. Притом 3 из них он шел по узкой дощечке, переброшенной через ручей. Во время Второй мировой войны было известно много случаев, когда бойцы с оторванными головами, висевшими на плечам практически на ниточках, вступали в бой.

Медицина еще немало описывает таких случаев, которые тщательно запротоколированы и отнесены к загадкам науки.

человеческий мозг разум

Заключение


Из информации изложенной в моей работе следует, что способности головного мозга действительно гораздо более обширные и глубокие, чем мы привыкли считать. И изучение феноменов головного мозга пока не сильно развито, и находится лишь на старте. Но мы уже на начале длинного пути, в финале которого человек, возможно, сможет эволюционировать в еще более совершенное существо.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.