Главная · Прорезание зубов · Как увидеть изображение на рисунках. Как научиться видеть стереограммы. Как научиться смотреть стереограммы

Как увидеть изображение на рисунках. Как научиться видеть стереограммы. Как научиться смотреть стереограммы

Люминофор – материал в виде порошка, с помощью которого можно создавать особо оригинальный, светящийся декор. По сути, это порошковый накопитель света, который вводится в основу для придания ей этой интересной особенности. В дальнейшем поверхность в светлое время суток накапливает свет, а ночью излучает его.

Как ввести люминофор в краску

Порошок люминофор – компонент светящейся краски, приготовить которую при его наличии проще простого. Нужно только ввести определенную порцию порошкообразного вещества в основу: прозрачные клей, лак, стекло. Далее этой краской можно окрашивать разные поверхности: каменные, металлические, бетонные, гипсокартонные, пластмассовые, деревянные, пр. – свечение будет обеспечено на несколько лет. Причем, ежедневно (а лучше сказать еженощно) – по 8-10 часов. Чем солнечнее день, тем дольше свечение. В интерьере предметы, окрашенные такой краской накапливают свечение и от естественного освещения днем, и от источников света (ламп, светильников).

Основу подбираем, учитывая характеристики поверхности, которую планируем сделать светящейся. Если, к примеру, будем окрашивать древесину, лак приобретаем под нее (к примеру, акриловый).

Такая краска – материал безопасный, не оказывающий какого-либо негативного влияния на здоровье (что важно при использовании в интерьере), растения и почву (при окрашивании ландшафтных элементов).

Готовая святящаяся краска продается, как ТАТ 33. Потратить на ее приобретение понадобится значительно больше, чем на компоненты, из которых можно изготовить. Так, если купить 100 г, его хватит, чтобы обеспечить функцию свечения 0,5 л лака или другой основы. Расход состава экономный: одним литром средства можно покрасить поверхность, размерами до 10 м2. Отделка со светоэффектом очень устойчива к смыванию и стиранию, что ее экономичность подтверждает.

Можно добавлять люминофор в бетон, тогда сплошного свечения поверхности не будет, только отдельные вкрапления. Таким образом можно создать плитку для дорожек (особенно удобно, если у вас есть формы для плитки) или сплошное асфальтовое покрытие.

Краска с люминофором: как наносить

Работа по нанесению краски, в которую входит светонакопитель люминофор, элементарна. Различий в покраске поверхностей нею и обычной краской нет. Очищаем, моем, высушиваем поверхность, после чего любым подходящим инструментом (валиком, кусочком поролона, кистью, краскопультом) окрашиваем. Для интерьерных предметов достаточно 2-х слоев, для ландшафтных можно и 3. Следующий слой – только после того, как прежний уже высох.

Если поверхность, подготовленная к покраске, темная, она будет забирать в себя значительную часть энергии излучения. Поэтому есть смысл вначале покрасить поверхность белой красой или грунтом белого цвета, а потом наносить состав.

Часто краска со светонакопительными свойствами используется для декора покрытия садовых дорожек (плитки, брусчатки, кирпича, др.), выделения бордюров, отдельных камней в саду, на газоне, альпийской горке, фонтане, на берегу водоема, пр. Интересны отдельные светящиеся камни в сухом ручье, сухой стенке, других ландшафтных сооружениях.

Оставьте Ваш отзыв

Практически каждый человек на земле обладает удивительной способностью - в плоской картинке видеть объемное изображение. Эта способность проявляется благодаря бинокулярному зрению, которое нужно периодически тренировать. Сделать это можно при помощи стереокартинок. Раньше они были очень популярны, но теперь далеко не каждый знает, как смотреть стереокартинки.

Стереокартинки - что это такое?

Стереоизображение - это плоская картинка, в которой можно увидеть объемное изображение при помощи определенной фокусировки глаз. Этот удивительный визуальный эффект достигается благодаря особенности человеческого зрения.

Его обнаружили еще в 1836 году. Именно тогда появилось первое пробное стереоизображение, которое представляло собой две небольшие картинки отдельно для левого и правого глаза. Они располагались на расстоянии 6,5 см друг от друга, что равно среднему расстоянию между двумя глазами человека.

Однако с того времени технологии создания стереоизображений непрерывно прогрессировали. И сегодня, как результат, можно увидеть самый яркий пример на основе стереоэффекта - GIF-анимацию. Но для их рассмотрения не нужно напрягать глаза. А вот чтобы научиться тому, как смотреть стереокартинки в их классическом варианте, нужно понимать суть их построения.

Как это работает?

Человек смотрит на мир двумя глазами. Каждый из них видит вещи и предметы под своим углом. Но мозг, получая два разных изображения, объединяет их в единое целое. Именно эта особенность лежит в основе создания стереоизображений.

Стереокартинка - это изображение, состоящее из повторяющихся, практически идентичных фрагментов. При их обработке мозг неправильно соединяет точки падения взгляда и угол, под которым человек смотрит на изображение. В результате этого получается своеобразный обман зрения, при котором плоская картинка превращается в 3D-изображение.

Причем чем быстрее человек узнает, как смотреть стереоизображения, тем легче ему будет воспринимать их в будущем. Но для развития бинарного зрения нужна постоянная тренировка для глаз.

Виды стереокартинок

Прежде чем ответить на вопрос о том, как научиться смотреть стереокартинки, нужно ознакомиться с их классификацией. Дело в том, что разные изображения требуют разной техники обзора, а некоторые - даже специальных приборов.

Виды стереокартинок:

  • Двойные.

Двойные стереоизображения - это первые картинки со стереоэффектом. Чтобы увидеть, что на них спрятано, их нужно просто соединить.

  • Двуцветные.

Такие снимки делаются при помощи применения различных светофильтров. Наиболее часто используются фильтры красного, синего и зеленого цветов. Чтобы увидеть объемное изображение на них, нужно надеть специальные очки.

  • Многоэлементные.

Многоэлементные стереокартинки чаще всего используются для тренировки глаз. Они представлены плоским изображением, состоящим из множества небольших схожих элементов.

  • Стереограммы на основе случайных точек или текстуры.

В отличие от двойной стереографии, стереограммы на основе случайных точек состоят из 1 изображения.

  • Стереограммы на основе случайных текстовых символов.

Их можно создавать вручную в обычном текстовом редакторе или автоматически в специальном генераторе. Такие изображения состоят из обычных повторяющихся например «/», «*», «”» и пр.

Особенности автостереографии

Если человек не знает, как смотреть стереокартинки, он увидит на них лишь множество не связанных между собой элементов. Стереоизображения несут в себе только объемную информацию. В них нет привычной для снимков информации о яркости и цвете. Поэтому одно и то же изображение можно сгенерировать в разные плоские картинки - с разными фрагментами, цветами и контрастом.

По факту, стереокартинки для глаз - это сигнал мозгу о необходимости декодирования информации, которая в них содержится. Следовательно, их можно отнести к визуальной информации лишь косвенно, поскольку без правильного восприятия они никаких данных в себе не несут. Однако воспринимать объемные изображения на плоской картинке могут около 70 % людей в мире. Поэтому даже те, кто знает, как правильно смотреть стереокартинки для глаз, могут попросту не обладать такой способностью. Хотя если приложить должное количество усилий, можно научить свой мозг правильно преобразовывать информацию и видеть скрытые рисунки.

Как смотреть стереокартинки для начинающих?

Существует несколько способов просмотра стереоизображений для новичков. Причем картинки для каждого из них разные. Поэтому если с первого раза не получилось рассмотреть спрятанный рисунок, возможно, что вы просто использовали неправильный способ просмотра изображения.

Способы просмотра стереоизображений:

  • Параллельный.
  • Перекрестный.

Как правильно смотреть стереокартинки? Для детей эта задача проще. Дело в том, что мозг взрослого человека привыкает смотреть и воспринимать вещи, опираясь на прошлый опыт. Восприятие ребенка в этом плане гибче. Поэтому те, кто просматривал стереограммы в детстве, после пары упражнений с легкостью повторят это и в зрелом возрасте.

Параллельный способ

Чтобы рассмотреть спрятанный рисунок параллельным способом, нужно взять картинку в руки (если это возможно) и сфокусировать взгляд не на ней, а на точке, расположенной за ней. При этом линии зрения разных глаз должны проходить параллельно. То есть нужно попытаться смотреть как бы сквозь картинку.

С первого раза очень сложно смотреть на предмет таким необычным способом. Чтобы «настроить» зрение, нужно расфокусировать взгляд. Затем нужно поднести картинку вплотную к лицу и начать медленно-медленно ее отдалять. При этом нужно постараться сохранить настроенную фокусировку глаз. Чтобы четко увидеть спрятанный рисунок, скорее всего, понадобится несколько попыток.

Однако есть стереокартинки выпуклые, а как смотреть вогнутые? Чтобы выпуклое стало вогнутым, и наоборот, нужно также сфокусироваться на точке за изображением. Однако при этом линии взгляда должны пересекаться. Чтобы это было проще сделать, можно представить, что вы смотрите на эту же картинку, но только уже с обратной стороны.

Способ перекрестного просмотра стереоизображения

Второй способ, как смотреть стереокартинки для начинающих, немного отличается от предыдущего. В нем взгляд нужно фокусировать не за изображением, а перед ним - в точке, которая находится посередине между картинкой и глазами.

Многие считают этот способ более сложным, поскольку фактически нужно абстрагироваться от стереограммы и смотреть перед ней. Для этого нужно расположить картинку от лица на расстоянии вытянутой руки. Затем примерно в 25-30 см от кончика носа нужно расположить карандаш (или любой другой предмет) для фокусировки. В этом положении нужно постараться, чтобы и стереокартинка, и карандаш были видны резко. Ни один из предметов не должен «расплываться», иначе рисунок увидеть не удастся. Если получится все сделать правильно, способ перекрестного просмотра раз и навсегда научит, как смотреть двойные стереокартинки.

Другие способы просмотра стереокартинок

Следующие способы также делятся на группы параллельного и перекрестного просмотра. Одни из них пригодятся тем, кто ищет, как смотреть стереокартинки на компьютере, другие окажутся полезными тем, кто не смог добиться хорошего результата даже в классическом варианте стереограмм.

Методика параллельного просмотра:

  1. Распечатайте и расположите картинку на расстоянии 20-25 см от стены или другой ровной плоской поверхности. Отойдите от нее на такое же расстояние. Теперь нужно сфокусировать взгляд на стене за картинкой.
  2. Возьмите прозрачное стекло или целлофан (пленку). Наложите его на стереокартинку и сконцентрируйте взгляд на предметах, которые в нем отражаются.
  3. Максимально поднесите картинку к лицу. Зафиксируйте взгляд. После этого медленно относите изображение на расстояние 20-25 см от лица, не меняя точки фокусировки.

Методика перекрестного просмотра:

  1. Между и лицом нужно поместить кончик ручки или карандаша. Взгляд нужно сфокусировать на нем, но при этом нельзя терять резкости стереоизображения.
  2. На куске пленки, стекла или прозрачного пластика нужно нарисовать точку и поместить его между стереокартинкой и лицом. Расстояние от стереограммы до лица - 50-60 см, от лица до пленки - 25-30 см. Точка должна располагаться точно по центру, поскольку на ней должен фокусироваться взгляд.

Упражнение для тренировки глаз

Непривычны, поэтому у некоторых без тренировок не получается увидеть объемное изображение. Для тренировки нужно взять зеркало. Глядя на свое отражение, нужно смотреть себе в глаза. После 10-15 секунд нужно плавно перевести взгляд на зеркало. Данное упражнение нужно повторить несколько раз.

После череды повторов станет ясно, что зеркало выступает стереоизображением, а отражение - именно та точка, на которой нужно сфокусировать взгляд для параллельного просмотра. При перекрестном получится все наоборот. Зеркало - место фокусировки, отражение - стереокартинка.

Польза стереоизображений

Если опустить тот факт, что просматривать стереограммы интересно и увлекательно, можно найти еще несколько полезных фактов об этом занятии. Например:

  • Тренировка глаз, способствующая поддержанию остроты зрения.
  • Положительное влияние на кровообращение.
  • Снятие напряжения глазных мышц.
  • Улучшение работы аппарата аккомодации.

Если имеются нарушения работы зрительного аппарата (близорукость, астигматизм и пр.), офтальмологи крайне рекомендуют при помощи стереоизображений проводить зарядку для глаз. Кроме того, это будет полезно и тем людям, кто много времени проводит, глядя на экран монитора.

Есть ли вред от стереокартинок?

Некоторые считают, что, рассматривая стереоизображения, человек создает огромную нагрузку для глаз. Однако это не так. Наоборот, при постоянной смене фокуса глазные мышцы как бы тренируются, снимая скопившееся напряжение.

Вред, связанный с просмотром стереоизображений, можно нанести, только если рассматривать их на старинном мониторе, основанном на использовании электронно-лучевой трубки. Их вредность уже давно была доказана, поэтому лучше вовсе избавиться от такой аппаратуры. А вот распечатанные стереоизображения принесут только пользу. Ими, наоборот, стоит запасаться, чтобы не только развлечься, но и провести профилактику нарушений зрения.

Стереокартинка - представляет собой особый тип графики, который использует два отдельных изображения, благодаря которым достигается интереснейший стереоэффект. На первый взгляд это просто неразборчивые узоры, в которых нет особого смысла, но если правильно посмотреть на картинку, то можно увидеть объемное изображение, возникающее на стыке оптики. В данной статье мы с вами узнаем, как научится смотреть стереокартинки, а именно разберем несколько способов, которые позволят новичкам, научится этому нехитрому делу. На практике существует три способа, которые позволяют рассматривать изображение разной сложности.

Способы рассмотрения стереокартинок

  • Разбирая как правильно смотреть стереокартинки, стоит особо выделить первый способ, который называется взгляд за картинку. Заключается он в том, что нужно смотреть вдаль, как бы за картинку на расстояние около 20см. Для каждого глаза линия зрения должна быть направленна параллельно. Сначала зрение следует сфокусировать на одной, конкретной точке, после чего следует ослабить напряжение. Если вы все действия выполните правильно, то желанное изображение появится сразу же. Тем у кого не получается с первой попытки, не стоит расстраиваться, так как этот способ является довольно сложным, и для большинства людей требуется некоторая тренировка по освоению данной методики. Освоив её, вы сможете за считанные секунды «вскрывать» самые сложные изображения.
  • Следующий способ позволяет более легко, научится рассматривать стереокартинки для новичков. Как смотреть на изображение, чтобы увидеть трехмерный рисунок, давайте разберем более подробно. Картинку следует приблизить к глазам на максимально возможное расстояние и дождаться когда ваше изображение полностью расфокусируется на ней. Далее следует медленно, отдалится от картинки на комфортное для вас расстояние и снова сфокусироваться, только теперь на стереоизображении.
  • Изучая как смотреть стереокартинки, не стоит пренебрегать этим способом, который является не сильно сложным и наиболее популярным среди поклонников стереокартинок. В этом способе взгляд следует фокусировать перед картинкой. Сначала внимание следует сосредоточить на одной точке узора, а через некоторое время попытаться раздвоить взгляд, переместившись на другой объект только одним глазом, второй должен остаться на том же месте. Далее следует постараться смотреть на два объекта одновременно. После того как четкие линии начнут расплываться, вы сможете увидеть объемную стереокартинку.

Желаем приятного просмотра.

СТЕРЕОСКОПИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ (пространственное изображение) - изображение предмета, к-рое представляется наблюдателю объёмным (трёхмерным), передающим форму изображаемых объектов, характер их поверхности, взаимное расположение в пространстве и др. внеш. признаки. Возникает С. и. в сознании человека в результате слияния в единый зрительный образ двух плоских изображений стереопары , рассматриваемых раздельно каждым глазом. Каждое из двух изображений стереопары представляет собой центр. проекцию объекта (полученную, напр., фотографированием) с правой и левой точек зрения, разнесённых по горизонтали на нек-рое расстояние, называемое стереобазисом. Изображение объекта, полученное с правой точки, должно рассматриваться правым глазом, а изображение, полученное о левой точки,- левым глазом. Простейшим прибором для такого рассматривания является стереоскоп. Т. к. правое и левое изображения стереопары представляют собой разные ракурсы объекта, то при оптич. наложении друг на друга они совмещаются не полностью, изображения разноудалённых точек объекта оказываются смещёнными вправо или влево относительно друг друга, образуя горизонтальный линейный параллакс. Величина параллакса зависит от удалённости наблюдаемой точки изображения. Если точка правого изображения в плоскости совмещения оказывается правее левого изображения этой точки, то параллакс считается положительным и пространственное положение слитного образа этой точки в С. и. будет представляться расположенным за плоскостью совмещения; если точка правого изображения расположена левее точки левого изображения, то параллакс считается отрицательным и слитное изображение точки оказывается перед плоскостью совмещения; при параллаксе, равном нулю, слитный образ формируется в плоскости совмещения.

Оптич. наложение правого и левого изображений стереопары друг на друга осуществляется селективной проекцией или печатью этих изображений, позволяющими в то же время посредством спец. фильтров выделять каждое изображение из их «смеси» для предъявления его предназначенному глазу. В зависимости от способов фильтрации изображений различают следующие способы воссоздания С. и.: очковые - анаглифический, поляризационный, эклипсный; безочковые (растровые) - одностереопарные и многоракурсные.

Очковые методы наблюдения стереоскопического изображения В анаглифическом методе воспроизведения С. и. (рис. 1) используется спектральная сепарация изображений стереопары. В этом случае одно из изображений стереопары, напр. правое , печатается на экране Е красной краской, а левое изображение , налагаясь на красное, печатается зелёной краской. Тогда, рассматривая изображения через цветные очки, левым глазом L через красный светофильтр F 1 увидим тёмный силуэт зелёного изображения , а правым глазом R через зелёный светофильтр увидим тёмный силуэт только красного изображения Слитный образ точек и, соответственно фиксируемых правым R и левым L глазом, будет виден на пересечении линий их визирования в точке А перед экраном Е . Аналогично визуальное слияние точек и, видимых правым и левым глазом, создаёт образ точки В , лежащей за экраном Е . Т. о., точки А и В окажутся пространственно разнесены. Этот метод легко реализуется и широко используется для получения С. и. в полиграфии, кино, телевидении, однако он не позволяет воспроизводить цветные объёмные изображения (см. также Анаглифов метод ).

Рис. 1. Анаглифическая система синтезирования пространственного образа АВ при рассматривании на экране Е изображений стереопары и, соответственно правым R и левым Z. глазом через сепарирующие очки с цветными фильтрами F 1 , F 2

Поляризационный метод может быть использован для проекц. воспроизведения цветных С. и. Левое и правое изображения стереопары проецируются на экран лучами поляризов. света с плоскостями , ориентированными взаимно перпендикулярно для правого и для левого изображений. В качестве экрана служат недеполяризующие свет металлизированные поверхности или матированные прозрачные листы. Рассматривают изображения на экране через очки с поляризац. светофильтрами ,при этом плоскости поляризации светофильтров, находящихся перед правым и левым глазом, ориентируют соответственно параллельно плоскостям поляризации лучей, проецирующих правое и левое изображения стереопары. Этот метод применяется для реализации стереокино.

Эклипсный метод использует временную фильтрацию (поочерёдное рассматривание) правого и левого изображений стереопары. Правое и левое изображения в чередующемся порядке проецируются на экран и вместе с этим синхронно перед правым и левым глазом открываются и закрываются заслонки в очках, через к-рые зритель поочерёдно видит правым глазом правое изображение стереопары, левым глазом - левое изображение. Недостатком этого метода являются мерцания С. и., заметные при малой частоте ("100 Гц) смены правых и левых кадров на экране. Однако и при малой частоте смены кадров (вплоть до единицы Гц) стереоэффект сохраняется, и поэтому метод находит применение в тех случаях, когда этим недостатком можно пренебречь, в частности в рентгенотехнике.

При решении практич. задач возможно комбинирование систем воспроизведения С. и. Такой симбиоз эклипсного метода с поляризац. методом предложен для реализации стереоскопич. телевидения. В данном случае (рис. 2) на экране 2 телевизора 1 последовательно во времени экспонируются правые и левые изображения стереопары, а наблюдение С. и. ведётся через поляризац. очки 8 со взаимно перпендикулярно ориентированными плоскостями поляризации фильтров F 1 и F 2 . Перед экраном телевизора устанавливается управляемый транспарант, состоящий из листа 3 и жидкокристаллич. модулятора света, выполненного из двух прозрачных проводящих пластин 4 и 6 , между к-рыми расположен парафазный жидкокристаллич. слой 5 . При подаче от коммутатора 7 электрич. управляющих импульсов к пластинам 4 и 6 происходят повороты плоскости поляризации лучей, проходящих через транспарант, на 90° то в одну, то в др. сторону. В те временные интервалы, когда та или иная фаза поляризации совпадает с экспозицией соответственно правых или левых кадров С. и. на экране телевизора, через поляроидные фильтры F 1 и F 2 очков можно попеременно видеть правым глазом последовательности только правых кадров стереопары, а левым глазом - только левых кадров. Это обеспечивает зрительное восприятие пространственного образа С. и. на телевиз. экране.

Рис. 2. Система телевизионного воспроизведения стереоскопического изображения с поочерёдным предъявлением правых и левых кадров на экране 2 телевизора 1 и с их рассматриванием через управляемый транспарант 3-6 и поляроидные очки 8 .

Безочковые методы воспроизведения стереоскопического изображения

В таких методах для сепарации правого и левого изображений стереопары используют растровые оптические системы ,создающие перед экраном зоны избират. видения, из к-рых правым и левым глазом можно увидеть раздельно соответствующие изображения стереопары. Этот принцип автостереоскопии пояснён на рис. 3. Если перед фотопластинкой Е укрепить щелевой растр F и с нек-рого расстояния из точки А 0 спроецировать через растр на фотопластинку одно из изображений стереопары, напр. левое, то после проявления пластинки можно будет увидеть это растрированное изображение (обозначенное на рис. чёрными точками), наблюдая через тот же растр из положений A 0 , А 1 , А 2 и т. д., лежащих на прямой YY . Области А 0 , А 1 , А 2 ,.. . можно назвать зонами избирательного видения левого изображения. Одноврем. с левым изображением стереопары можно напечатать на фотоплёнке Е правое изображение, проецируя его из точки В 0 , лежащей на прямой YY и сдвинутой вправо от точки А 0 на величину межзрачкового базиса. Элементы этого изображения, отмеченные на ЕЕ белыми кружочками, будут видны соответственно из зон избират. видения правого изображения В 0 , B 1 B 2 .. . Наблюдать слитное С. и. в данном случае можно свободно из каждой пары зон А 0 В 0 , А 1 В 1 ,А 2 В 2 и т. д.

Рис. 3. Принцип автостереоскопического воспроизведения пространственных изображений через щелевой растр F .

Показ автостереоскопич. изображения для большой аудитории может осуществляться с помощью радиального растрового стереоэкрана, называемого также перспективным (рис. 4). Особенностью стереоэкрана является то, что плоскость экрана Е и плоскость щелевого растра F , расположенного перед ним, наклонены друг к другу под небольшим углом, так что в своём продолжении они пересекаются по горизонтальной прямой Y 0 Y 0 . Щели растра направлены радиально к центру О , лежащему на прямой Y 0 Y 0 . Если из какой-либо точки А 0 направить на экран Е световой пучок, то свет, проходящий через щели растра k, l, т, п , образует на экране Е картину полос k" , l" , т", п" , также радиально сходящихся к центру О . Световые плоскости, проходящие через щели растра, пересекаются по прямой ОA 1 из каждой точки к-рой можно увидеть через все щели освещённый экран, т. с. эта прямая представляет собой фокальную линию избирательного видения. Если период следования щели у растра в его сечениях, параллельных прямой Y 0 Y 0 , постоянен, то такими же линиями избират. видения являются и прямые OB 1 ОВ 2 , ОВ 3 , образуемые световыми лучами, отражёнными от освещённых полос экрана, напр, от полосы Ok" через соседние щели растра Оl, От, On,.. . Точки А!, А 2 , А 3 и др. располагаются на прямой YY , параллельной Y 0 Y 0 и проходящей через точку А 1 .

Рис. 4. Система проекционного воспроизведения стереоскопического изображения для безочкового (автостереоскопического) наблюдения пространственного изображения на радиальном растровом экране одновременно многими зрителями .

Проецируя из др. точки В 1 , расположенной на прямой YY , на экран др. пучок света, можно создать новую серию линий избират. видения OB 1 , ОВ 2 , ОВ 3 и т. д., расположенных в одной плоскости с линиями OA i . Все линии избират. видения образуют плоскость, называемую плоскостью избирательного видения.

Проецируя на экран из точки A 1 правое, а из точки B 1 левое изображение стереопары, можно создать в плоскости OYY условия для раздельного видения правого и левого изображений избирательно правым и левым глазом соответственно из зон ОА i и ОВ i .

Очевидно, заменяя щели растра F цилиндрич. (конич.) линзами, можно сузить световые полоски от источника света на экране за растром и таким образом повысить разрешающую способность стереоэкрана. Благодаря этому на линзово-растровый стереоэкран с линии YY можно проецировать не одну пару ракурсов (стереопару), а большое число ракурсов объекта, сфотографированных с горизонтального ряда точек (напр., точек 1, 2, 3, 4,...), сдвинутых так, чтобы точка 2 была левее 1, точка 3 левее 2, точка 4 левее 3 и т. д. В этом случае в плоскости избират. видения OYY образуются смежно расположенные зоны, из любой пары к-рых можно наблюдать на экране С. и., рассматривая его в разных ракурсах.

Реализация такого рода многоракурсного С. и. возможна в разл. системах отображения визуальной информации, и в частности на экране электроннолучевой трубки прибора (рис. 5). Электронный прожектор 1 проецирует через растр-решётку G на люминесцентный экран Е изображение объекта, видимое с левой точки; прожектор 2 проецирует изображение, соответствующее правой точке; прожектор 3 - ещё более правой точке; прожектор 4 - крайней правой точке. Электронные лучи от каждого прожектора, проходя через узкие щели решётки G , падают на разл. участки экрана Е , вызывая свечение своего растрового изображения. Так, напр., лучи от прожектора 1 вызывают свечение участков экрана, обозначенных на рис. 5 чёрными кружками, а от прожектора 4 - светлыми кружками. Установленный с др. стороны экрана линзовый растр R собирает от точек экрана, освещённых прожектором 1 , в зону 1" , от прожектора 2 - в зону 2" , прожектора 3 - в зону 3" , прожектора 4 - в зону 4" . Вдоль оси YY образуются зоны избират. видения смежных ракурсов объекта, из любой пары к-рых можно наблюдать пространственный образ объекта. Вдоль оси YY образуются также дополнит. зоны избират. видения идр., позволяющие наблюдать С. и. одноврем. многим зрителям.

Рис. 5. Схема автостереоскопического формирования многоракурсного пространственного изображения на экране электронно-лучевой трубки, наблюдаемого через линзовый растр .

Подобный метод используется при изготовлении многоракурсных полиграфич. С. и., рассматриваемых через склеенный с отпечатком линзовый растр. При этом объект фотографируют с разных сторон фотокамерой, движущейся вокруг него (рис. 6). Съёмка ведётся на фотоматериал Р , прикрытый линзовым растром R и, в свою очередь, сдвигаемый во время съёмки на величину периода (шага) линзового растра, для того чтобы распределить на фотоматериале раздельную запись последоват. ракурсов в виде кодированных дорожек. (Создаётся т. н. параллаксограмма, стереоскопически считываемая через декодирующий линзовый растр.).

Рис. 6. Панорамная съёмка параллаксограммы многоракурсных стереоизображений непрерывно движущейся фотокамерой на фотоматериал через линзовый растр .

Дальнейшим развитием многоракурсных С. и. является интегральная фотография, позволяющая записывать изменение ракурсов объекта одновременно, как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном (см. Растровые оптические системы ).

Наиб. существ. отличием многоракурсных С. и. от одностереопарных является то, что первые создают более комфортные условия для наблюдения объёмного изображения и сохраняют неизменность пространственных соотношений картины при относит. перемещениях наблюдателя, тогда как при наблюдении одностереопарного С. и. глубина и форма наблюдаемой картины меняются в зависимости от дистанции и местоположения наблюдателя.

Лит.: Власенко В. И., Полиграфическое производство стереоизображений с линзовым растром, М., 1978; Мамчев Г. В., Стереотелевидение, М., 1982; Валюс Н. А., Стерео: фотография, кино, телевидение, М., 1986; Дудников Ю. А., Рожков Б. К., Растровые системы для получения объемных изображений, Л., 1986; Касс К., Касс А., Практическая стереофотография, Минск, 1987. Н. А. Валюс .

Стереоскопическое изображение компьютерное

Появление персонального компьютера, снабжённого сканером и высококачеств. принтером (размер точки 1/300 дюйма), позволило конструировать компьютерные стереокарточки и стереослайды (аналогичные обычным стереофотографиям и стереослайдам) и создавать объёмные компьютерные копии реальных объектов. Однако это возможно только в том случае, когда известна трёхмерная структура объекта или сцены, С. и. к-рых надо построить.

Примером объекта с известной структурой является любая макромолекула (молекула белка, нуклеиновой кислоты и т. п.), пространственная форма и размеры к-рой известны (обычно их находят методами рентгеновского структурного анализа) . Для построения С. и. молекул выбирают такую систему координат, начало отсчёта к-рой находится в центре тяжести молекулы (заранее найденном), ось X проходит горизонтально (параллельно прямой, соединяющей зрачки глаз наблюдателя), ось Z проходит вдоль направления наблюдения, а ось Y перпендикулярна им обеим. В этой системе отсчёта атом с координатами х, у, z будет виден левым глазом так, как если бы он находился в плоскости в точке с координатами

гда L - расстояние до центра молекулы, d - расстояние между зрачками; соответственно для правого глаза:

Поэтому одним из вариантов построения стереопары на мониторе компьютера будет изображение левой и правой точек и Л, v и и П, v:

где х 0 , y 0 - координаты центра монитора, R - расстояние между правой и левой половинами стереопары, - масштабный фактор, определяющий размер С. и.

Если построена последовательность компьютерных стереопар, то на мониторе компьютера можно наблюдать стереофильмы (невооружённым глазом либо с помощью стереоскопа).

Возможность построить стереопару по картине или рисунку художника зависит от того, использовались ли художником законы перспективы . Если на рисунке, выполненном с использованием прямой перспективы, ясно видна точка перспективы, можно найти предполагаемые пространственные координаты всех точек С. и. При построении стереопары пейзажа можно отд. объекты пейзажа вынести в разные параллельные плоскости, в разл. степени удалённые от зрителя.

На рис. 7 приведена компьютерная стереопара, построенная по картине В. А. Серова «Ида Рубинштейн».

Рис. 7 .

Построение С. и. невидимого. В окружающем мире имеется целый ряд измеряемых, но не видимых человеческим глазом физ. величин, пространственное распределение к-рых часто необходимо знать в практич. целях. К таким величинам относятся, напр., интенсивность гамма-излучения естественных или техногенных радиоактивных веществ, абс. значения вредных атомарных или молекулярных примесей в загрязнённом воздухе, воде и т. д., распределение темп-ры, и т. п. Компьютеры позволяют визуализировать измеренные величины, в частности построить для них условные С. и. Большое значение трёхмерная визуализация имеет в разл. мед. диагностиках, в частности в ЯМР-, рентгеновской и ультразвуковой томографии .

Восстановление трёхмерной сцены по стереопаре. Наряду с построением стереопар иногда необходимо решить обратную задачу - провести анализ оцифрованной фотостереопары для получения информации об изображённой на ней трёхмерной сцене . Это бывает необходимо, напр., для дистанц. определения рельефа поверхности Земли или др. планеты, морского дна, для автономной навигации передвигающегося робота. Осн. идея всех подходов к этой задаче - найти соответствующие (гомологичные) точки на левой и правой половинах стереопары и по расстоянию между этими точками определить локальную глубину данной точки в изображении сцены. Для решения этой задачи было предложено много алгоритмов . Однако задача эта очень сложна и, по-видимому, ещё далека от решения: анализ стереопары предполагает наличие в памяти ЭВМ весьма обширных знаний о мире, без к-рых расшифровка стереопары в общем случае маловероятна.

При построении системы анализа стереопар очень важно уменьшить число элементов изображения - для облегчения нахождения соответствующих точек. Как правило, в прикладных задачах оказывается, что анализировать необходимо не всю информацию, содержащуюся в стереопаре, а лишь небольшую её часть. В ряде случаев, напр., особый интерес представляют сведения о прямых линиях, в частности о вертикальных прямых (это относится ко многим сооружениям - зданиям, заводам, улицам, дорогам и т. п.).

Если для восстановления трёхмерной структуры объекта или сцены по стереопаре нужно найти не слишком большое число гомологичных точек, то компьютер только помогает человеку, к-рый отмечает ряд важных пар точек-гомологов на фотостереопаре, выведенной на экран компьютера. Более подробно вопросы С. и. см. в .

Лит.: 1) Мочалов Л. В., Пространство мира и пространство картины, М, 1983; 2) П о д ж и о Т., Зрение человека и технические системы видения, «В мире науки», 1984, № 6, с. 58; 3) Веденов А. А., Математика стереоизображений, М., 1991. А. А. Веденов .

Стереограммы или SIRDS-картинки (S ingle I mage R andom D ot S tereograms) – это специальные изображения, сформированные текстурами или случайными точками, при рассматривании которых особым способом возникает объемное изображение.

Как офтальмологи, так и приверженцы естественных способов улучшения зрения едины во мнении, что просмотр стереограмм благотворно влияет на зрение, способствуя расслаблению глаз, уменьшению спазма глазных мышц и улучшению аккомодации.

Разглядывание стереограмм особенно полезно для тех, кто вынужден подолгу работать за компьютером. Длительная фокусировка глаз на мониторе достигается ценой большого напряжения и обездвиживания глазных мышц, что и вызывает зрительную усталость.

Когда же мы рассматриваем SIRDS-картинки, глазные мышцы начинают двигаться, что способствует их лучшему кровоснабжению. В результате этого мышечные клетки получают больше кислорода, питательных веществ, необходимых для их нормального функционирования, и быстрее восстанавливаются после тяжелой работы.

По статистике, 40% людей, смотря на стереограмму, сразу видят трехмерное изображение, 55% могут сделать это только после определенной тренировки, подобрав для себя оптимальные расстояние и фокусировку взгляда. Оставшиеся 5% не способны любоваться объемным изображением из-за некоторых проблем со зрением.

Почему же у большинства людей возникают определенные трудности при просмотре стереограмм?

Все дело в том, что при рассматривании стереограммы нужно вынудить глаза сделать одновременно две вещи, которые обычно исключают одна другую:

  1. Направить расслабленный взгляд сквозь картинку
  2. Сфокусироваться на картинке

Следует уточнить, что фокус в данном случае — это не точка сведения оптических осей глаз, а состояние, когда каждый глаз видит четкое, резкое изображение.

Наведение глаз на резкость (аккомодация) обеспечивают косые мышцы глаза, а сведение взгляда в одну точку (конвергенция) – внутренние прямые глазные мышцы. Обычно конвергенция и аккомодация очень тесно связаны, обеспечивая фокусировку глаз на том предмете, на который вы смотрите. А вот при просмотре SIRDS-картинок возникает ситуация, когда эти два процесса нужно сместить в пространстве. Поскольку раньше перед вами такая задача не стояла, то, неудивительно, что справиться с ней с первого раза не всем удается.

Есть два способа просмотра стереокартинки для получения видимого объемного изображения: параллельный просмотр и перекрестный просмотр, которые проиллюстрированы на схеме ниже.


Красными кружочками показаны точки сведения оптических осей обоих глаз.

Я не советую использовать перекрестный просмотр, поскольку в этом случае вам нужно сфокусироваться на точке перед плоскостью монитора, то есть заставить внутренние прямые глазные мышцы еще больше напрячься, чем при обычной работе за компьютером. Понятно, что в этом случае достичь желаемого расслабления глаз не получится.

Способ первый

Необходимо приблизиться к SIRDS-картинке на минимально возможное расстояние (вплоть до того, что буквально уткнуться носом в монитор) и подождать, пока расфокусируется изображение на картинке. После этого следует постепенно отдалиться от картинки. На некотором расстоянии от нее зрение снова сфокусируется, но уже не на картинке, а на объемном мнимом изображении.

Попробуйте этот способ, чтобы увидеть кролика на этой стереограмме:

Способ второй

Два глаза человека обычно смотрят в одну точку. Параллельный просмотр стереограммы можно обеспечить, если найти на картинке два отстоящих друг от друга объекта и постараться смотреть на них одновременно. Это задание непростое, но после некоторой тренировки его могут выполнить почти все.

Попробуйте этим способом увидеть самолет на этой SIRDS-картинке:

Способ третий

Именно благодаря этому способу я научился видеть 3d-объекты, зашифрованные в стереограмме.

Сфокусируйте зрение на точке, расположенной позади SIRDS-картинки на расстоянии 10-20 см, после чего ослабьте напряжение глазных мышц. Через несколько секунд, если все было сделано правильно, проявится скрытое объемное изображение. Освоение этой методики даст вам возможность за короткое время “проявлять” 3d-картинки любой сложности.

Теперь попробуйте убедиться, что здесь «зашифровано» изображение фотоаппарата Canon:

Вы пробовали этот способ несколько раз, но ничего не увидели?

Тогда я постараюсь его объяснить другими словами.

Независимо от того, сидите ли вы за монитором настольного компьютера или за ноутбуком, за ними в большинстве случаев находятся другие предметы: шкаф, окно, этажерка, штора, настенный календарь и т.д.

Тогда взгляните на эти предметы за экраном так, чтобы сам экран при этом остался в поле вашего зрения: взгляд ваш направлен чуть выше экрана, но вы при этом видите все на экране расфокусированным периферическим “нижним” зрением.

Постарайтесь теперь запомнить состояние своих глаз и, немного опустив голову, линию взгляда переведите на экран, но таким образом, чтобы взгляд и дальше оставался сфокусированным на предмете позади экрана. Экран теперь вы будете видеть расфокусированным взглядом – именно тем, который и нужен для выявления скрытых трехмерных объектов.

Посмотрев некоторое время таким взглядом на стереограмму, вы, рано или поздно, увидите, как на фоне пестрой картинки появится трехмерный объект.

Чтобы вы смогли вдоволь потренироваться в разглядывании стереограмм, я подготовил их для вас целый набор (больше 150 картинок), который вы можете скачать по этой ссылке .

Напоследок одно важное замечание.

Если вы потратили много времени, пытаясь что-то разглядеть на стереограммах, испробовали разные способы их просмотра, но у вас ничего не выходит, не мучайте свои глаза. Дайте им отдохнуть. Попробуйте лучше это сделать завтра.

К сожалению, не всем дано увидеть объемные изображения на SIRDS-картинках (помните о 5%, которые в принципе это не смогут сделать!). Возможно и вы из их числа. В этом случае разглядывание стереограмм принесет глазам не пользу, а вред, дополнительно их напрягая.

Кроме того, расстраиваясь по поводу этой неудачи, вы создаете ненужное эмоциональное напряжение, которое является врагом хорошего зрения.

Помните, что стереограммы – это лишь один из многих способов и профилактики. Воспользуйтесь альтернативными способами и забудьте о том, что такое усталость глаз!

P.S. Еще раз напоминаю, что комплект стереограмм можно скачать .