Главная · Зубной камень · Как проверить слух у малыша. Оценка слуха у ребенка от специалиста-аудиолога. Можно развить музыкальный слух у детей в старшем возрасте

Как проверить слух у малыша. Оценка слуха у ребенка от специалиста-аудиолога. Можно развить музыкальный слух у детей в старшем возрасте

С появлением ребенка в семье важно следить за его здоровьем, в частности, состоянием органа слуха. Вирусные заболевания и различные инфекции могут привести к серьезным последствиям. Самыми распространенными осложнениями считаются нарушение речи, тугоухость, неспособность социализироваться в окружающем мире.

Чем раньше родители заметят проблемы со здоровьем ушей, тем быстрее можно установить причину воспаления и устранить возможные осложнения. Для этого необходимо провести проверку слуха у детей в самом раннем возрасте.

Известно, что даже самые незначительные ухудшения остроты звуков может привести к серьезным нарушениям в развитии малыша. Нарушения в строении органе слуха могут иметь временный характер. В таком случае родителям переживать не стоит.

Однако при запущенных состояниях детям требуется серьезная помощь, вплоть до хирургических вмешательств.

Последствия могут быть необратимыми, вплоть до полной глухоты.

Бывают ситуации, когда нарушения образовываются в более позднее время.

В возрасте двух-трех лет малыш уже умеет разговаривать, но при нарушениях в ушах может потерять речь. В таком случае необходима специализированная помощь врачей и педагогов для сохранения возможности общения.

Именно поэтому важно следить за развитием ребенка и наблюдать за тем, насколько хорошо ребенок слышит и при малейших отклонениях обратиться к специалистам.

Известно, что слух может снизиться из-за наследственной патологии, а также из-за следующих заболеваний:

  1. Свинка.
  2. Корь.
  3. Скарлатин.
  4. Грипп или простуда.
  5. После долгого применения антибиотиков.

Первоначальную проверку слуха у ребенка можно провести дома. Однако, полную проверку слуха необходимо реализовать в первые месяцы жизни ребенка. Обыкновенно она проходит в поликлинике врачом-отоларингологом.

Причины нарушения слуха

Нарушения слуха у детей можно разделить на три вида:

  1. Кондуктивная форма.
  2. Сенсоневральная.
  3. Кондуктивная и нейросенсорная в одном виде.

Они могут быть как патологическими, так и приобретенного характера. Локализироваться могут одновременно в двух ушах, но чаще всего возникают только в одном.

Первая форма воспаления возникает из-за заболеваний или травматизации уха.

К этому же виду относятся все , воспаления в носу или глотке, образование серных пробок и попадания инородного предмета в ухо. В большинстве случаев, данный вид легко излечить.

Ко второй форме относятся повреждения строения внутреннего и среднего уха. Данная проблематика возникает из-за травм среднего уха, в случае недоношенности ребенка или других предродовых заболеваний. Именно поэтому сенсоневральный вид возникает из-за наследственной предрасположенности.

Обратите внимание на состояние здоровья, если при беременности у вас возникали следующие заболевания:

  • вирусные воспаления наподобие гриппа, простуды или краснухи;
  • заболевания менингитом и паротитом;
  • применение на протяжении долгого времени антибиотиков.

К сожалению, при таком виде тугоухости период реабилитации и излечения довольно продолжительное, но в максимальном количестве случае не результативное .

Восстановить слух в таком состоянии практически невозможно.

В таком случае детям назначаются

В случае последней формы, воспаление возникает сочетанием патологий и восприятия звуков слуховым проходом. В данном случае прописываются как медикаментозное лечение, так и специализированные звукоусилители.

Предпосылки возникновения проблем

Обратите внимание на здоровье ушей, если ребенок в возрасте до 12 месяцев не вздрагивает или не пугается громких звуков. кроме этого существуют следующие признаки:

  1. Малыш не реагирует на голос.
  2. Не поворачивается на голосе родителей.
  3. Не реагирует на громкие звуки во время сна.
  4. Не поворачивает голову, если звук издается сзади.
  5. Игнорирует игрушки со звуком.
  6. К приближению 12 месячной даты рождения не понимает значения простых слов.
  7. У ребенка не появляются новые звуки.

В возрасте от одного года до трех лет признаки меняются:

  • в возрасте одного-двух лет у малыша нет связной речи;
  • заметное нарушение в формировании звукооборотов;
  • малыш игнорирует речь или часто переспрашивает;
  • если говорящий человек находится в другой комнате, малыш не понимает слов;
  • если ребенок обращает внимание на мимику больше, чем на слова.

Проверка слуха в домашних условиях

Существуют несколько методов определить остроту слуха в домашних условиях. Для этого вам понадобятся игрушки способные издавать громкие звуки: погремушки, дудки или гармошки. Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка и издавайте звуки игрушками. В первые секунды малыш должен замирать, а далее поворачивать голову или глаза в сторону источника звука.

Для закрепления эффекта издавайте звуки не только в зоне видимости малыша, но и за его оспиной.

Существует еще один метод под названием «гороховая проба» . Для его реализации вам необходимо три пустые темные бутылочки.

В две из них необходимо засыпать горох или гречку, а одну оставьте в обычном положении.

Далее один родитель берет в одну ладонь баночку с крупой, а во вторую – пустую. Сядьте перед малышом на коротком расстоянии. Затем начните медленно трясти баночками на расстоянии около тридцати сантиметров от ушей.

Через минуту поменяйте баночки местами и повторите операцию. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакцией малыша. Ребенок, в свою очередь, должен поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. По реакции малыша легко понять, слышит он или нет.

Важно знать, что такой метод проверки органа слуха возможен только с четырех месяцев.

У малышей, чей возраст достиг трехлетнего, проанализировать слух возможно обыкновенной речью . Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка. Малыш при этом не должен смотреть на человека, поэтому поставьте его боком, прикрыв при этом одно ухо .

Сначала начните говорить слова шепотом. Если малыш не может разобрать слова, подходите ближе.

Для проверки слышимости высокочастотных звуков следует встать на расстоянии от пятнадцати метров . Слова следует говорить четко и громко. Ребенок при этом должен отчетливо их повторить .

Произносимые слова должны быть понятны ребенку.

Следует знать, что чем меньше расстояние между вами и ребенком, но слова при этом непонятны и дите не может их повторить, тем большая степень тугоухости у малыша. В таком случае обратитесь к квалифицированному специалисту в срочном порядке.

Проверка слуха у детей на аппарате

При малейших воспалениях ушей и болевых ощущениях у малыша необходимо обратиться к педиатру. После осмотра, лечащий врач направит в зависимости от случая к отоларингологу или сурдологу.

Проверка слуха у ребенка на аппарате возможна в нескольких направлениях.

В случае острой или частичной потери слуха проводятся следующие методы определения проблематики:

  1. Для самых маленьких пациентов проводятся физиологические методы и наружный осмотр уха.
  2. Осмотр благодаря рефлекторному проявлению. Он основан на безусловных рефлексах, таких как сокращения мышц, вздрагивание, реакции глаз и мимики на громкие частоты.
  3. Осмотр на рефлексы, которые проявляются в ответ на какое-либо действие.
  4. Анализирование слуховых косточек на регистрации звуковых волн.
  5. Методы, основанные на телесных ощущениях. Субъективные методы рассматриваются при достижении ребенка пятилетнего возраста.
  6. Устное обследование. При таком виде ребенку на разном расстоянии говорят слова различных частот.

Однако самым распространенным видом анализирования остроты слуха является . Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень.

Данное обследование проходит при помощи специализированного препарата – аудиометра .

Суть обследования состоит в том, что ребенок на разных частотах интенсивности звука, сигнализирует о своем восприятии посредством кнопки на аудиометре.

Аудиометрия может быть как электронной, так и речевой . Однако, во втором случае можно свидетельствовать только о о величине потери слуха.

Заключение

Если вы заметили первые симптомы заболевания, важно своевременно начать лечение. Так как умение слышать и разговаривать являются важными факторами для социализации в жизни.

Не оставляйте проблемы с ушами без внимания, так как даже заболевания гриппом матери при беременности могут вызвать серьезные осложнения у ребенка.

Сформированное слуховое восприятие — залог полноценного развития малыша. Молодые родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в разные периоды и какие признаки его нарушения существуют. Помните: чем раньше обнаружены проблемы и начато лечение, тем благоприятнее исход.

Слуховой анализатор появляется у зародыша из слухового пузырька. К 12 неделям беременности у плода формируются три полукружных канала (органы равновесия во внутреннем ухе) и кортиев орган, ответственный за восприятие звуков. На 20 неделе слуховой нерв покрывается миелиновыми клетками, служащими изоляцией для нервных импульсов. В третьем триместре начинают созревание мозговые центры слуха, которые активно развиваются после рождения. Процесс формирования заканчивается к началу подросткового возраста.

Известно, что шестнадцатинедельный плод способен распознавать звуковые сигналы. Однако это не означает, что малыш различает звуки. Для него весь шум — единый поток разной громкости и тональности. Становление слуха проходит несколько этапов, знание которых поможет понять, как проверить слух ребёнка.

  • К третьей неделе после рождения ребёнок сосредотачивается на шуме, прислушивается. Родители замечают, что малыш, услышав громкий звук, прекратил двигаться на 5 — 7 секунд.
  • В два месяца младенец стремится найти источник звука, поворачивая голову.
  • К 4 месяцам ребёнок выделяет из потока шума отдельные звуки — мелодию, голос мамы или папы, звон игрушки — и поворачивает голову к источнику. До 5 месяцев малыш начинает реагировать на своё имя активным движением рук и ног, улыбкой, гулением.
  • В пять месяцев грудничок отличает голоса близких от голосов малознакомых людей.
  • С полугодовалого возраста начинает копировать услышанное. Активно возится со звонкими игрушками и другими предметами, извлекая из них звуки.
  • К 9 месяцам повторяет услышанные звуки, слоги и выполняет простые просьбы.
  • К году ребёнок произносит несложные слова.

Как видим, развитие слухового восприятия сопровождается определёнными реакциями, при отсутствии которых необходимо отвести малыша к отоларингологу (ЛОРу).

Проверка

Слух малыша проверяют в роддоме, при плановом посещении терапевта или по желанию родителей, если те заметили тревожные симптомы. Нарушение слухового восприятия бывает в форме ослабления (тугоухости) и полной потери (глухоты). Проверка фонематического и музыкального слуха происходит после года и имеет свои особенности.

В роддоме

Слух у большей части детей проверяют в роддоме, в первые сутки после рождения, двумя способами:

  • отоакустической эмиссией (ОАЭ) . В ухо ребёнка вводят зонд с микрофоном и динамиком, через который подаётся звуковой сигнал. Фиксируют реакцию улитки (части внутреннего уха) на звуки. Обследование проходит за 5 — 8 минут;
  • исследованием слуховых потенциалов ствола спинного мозга (КСВП, ССВП, ABR, BAER) . На голову ребёнка крепят 4 — 5 электродов, на уши надевают наушники, по которым передаются звуки разной громкости. С помощью специального аппарата определяют электрическую активность нервных волокон. Тест длится 5 — 15 минут.

В конце диагностики врач даёт одно из двух заключений.

  1. Прошёл . Скорее всего, у ребёнка нет расстройства слухового восприятия. Помните, что дети со слабым снижением слуха могут пройти проверку. К тому же нарушение может развиваться постепенно. Отведите малыша на повторное обследование спустя 2 — 3 месяца.
  2. Не прошёл . В этом случае назначают повторное исследование через 7 дней: есть вероятность, что амниотическая жидкость в ушном канале блокирует звук, или малыш капризничал во время тестирования. При подозрении на нарушение слуха проводят полную диагностику ABR с разными звуками, длящуюся 40 — 50 минут.

Методы, как проверить слух у новорождённого, не способны выявить нарушение со 100% вероятностью.

У младенцев и детей старше года

Если результат проверки (ОАЭ или ABR) отрицательный или родители подозревают нарушение слуха у малыша, следует обратиться к отоларингологу. ЛОР проверит состояние наружного и среднего уха. Затем подключится сурдолог — врач, специализирующийся на тугоухости.

  1. Опросит родителей и малыша (по возможности) о симптомах расстройства.
  2. Осмотрит уши.
  3. Проведёт аппаратную диагностику:
  • ОАЭ и ABR;
  • тимпанометрию. В ухе изменяют давление воздуха, фиксируя упругость барабанной перепонки;
  • аудиометрию со зрительным подкреплением. Подходит для детей от полугода до двух лет. Перед глазами ребёнка видеоизображение, звук передаётся через наушники. Врач наблюдает за реакцией малыша;
  • тест разборчивости речи. Ребёнка старше трёх лет просят повторить звуки, произнесённые с разной громкостью;
  • тональная аудиометрия (для старших дошкольников и младших школьников). На голову ребёнка надевают наушники и просят нажать на кнопку или поднять руку, когда он услышит звуки.

На основе полученных данных сурдолог ставит диагноз: здоров, есть тугоухость или глухота.

Для детей младше 5 — 6 лет не проводят аудиометрию, как для взрослых. Её заменяют комплексом объективных методов (описанных выше).

Симптомы нарушения

В группе риска находятся дети:

  • имеющие генетические нарушения (есть близкие родственники с расстройствами слухового восприятия);
  • рождённые после патологической беременности (мать перенесла инфекционные заболевания, употребляла алкоголь, медикаменты, курила);
  • недоношенные или с недостатком веса. Учтите, что для недоношенных детей разработаны отдельные нормы развития, поскольку они отстают в развитии в том числе и слуха. Врач поможет определить индивидуальные параметры;
  • пострадавшие в процессе родов (долгие роды, наложение щипцов и другое);
  • перенёсшие травмы или инфекционные заболевания после рождения (громкий шум, корь, менингит, паротит, воспаление ушей).

Симптомы расстройства таковы:

  • до 3 — 4 месяцев малыш не реагирует на громкие звуки замиранием или вздрагиванием, широким открыванием глаз;
  • к 4 — 5 месяцам не появляется гуление и лепет, поиск источника звука, реакции на своё имя;
  • к 8 — 12 месяцам ребёнок не произносит слоги и простые слова;
  • подходит близко к источнику шума, чтобы расслышать;
  • говорит громче, чем требуется.

Помните, что нарушение слуха у детей может возникнуть до или после рождения. Внимательно следите за развитием малыша, особенно входящего в группу риска.

Фонематический

Фонематический слух — возможность воспринимать человеческую речь и отличать её от других звуков. Способность формируется постепенно к двум годам. До 5 лет ребёнок допускает ошибки в разговоре, однако после речь становится «чистой», звуки произносятся правильно. Отведите малыша к логопеду, если есть грубые нарушения к 4 — 4,5 годам:

  • ошибки в произношении фонем л и р (например, говорит «игла» вместо «игра»);
  • заменяет или смешивает звуки (т — к, д — г и другое);
  • пропускает гласные/согласные, переставляет, проговаривает лишние буквы, смягчает согласные («садь» вместо «сад»);
  • заменяет схожие фонемы (з — с, ш — ж, к — г).

Фонематический слух нарушается из-за патологических процессов в коре головного мозга. Слуховое восприятие искажается. Ребёнок воспроизводит звуки такими, какими он их слышит. Поэтому появляются ошибки в звукопроизношении.

Музыкальный

Музыкальный слух подразумевает способность человека воспринимать, различать, запоминать и воспроизводить услышанную мелодию. Данное умение есть у 95% людей в той или иной степени, которая повышается в ходе тренировок (музыкальных занятий). Педагог проверяет слуховое восприятие по трём критериям:

  • чувство ритма . Учитель настукивает ритм (используют известные детские песни или произвольные ритмические рисунки). Ребёнок повторяет. Постепенно схема усложняется;
  • интонация . Напевается мелодия, которую малыш воспроизводит. Однако «чистота» голоса не связана с развитостью музыкального слуха;
  • музыкальная память . Ребёнок отворачивается от пианино. Педагог нажимает клавишу. Малыш прослушивает звук и запоминает его. Затем поворачивается к инструменту и нажимает на клавиши в поисках того же звука.

Слуховое восприятие начинает формирование в утробе матери и совершенствуется до подросткового возраста. Проверку слуха у детей проводят в роддоме или на плановом приёме терапевта в обязательном порядке. Если родители заметили ухудшение слуха у ребёнка, необходимо отвести его к ЛОРу или сурдологу.

При рождении у каждого ребенка обязательно проверяют слух в род доме. Также слух проверяют в месяц при прохождении всех врачей. В нашей статье речь пойдет о том как проверить слух у ребенка и зачем это делается.

Очень важно вовремя заметить и определить, что малыш плохо слышит или вообще не имеет такой возможности. Слух является одним из самых важный органов чувств у каждого человека. Если ребенок плохо слышит, то ему будет очень сложно научиться говорить и понимать окружающих людей. Если вы замечаете, что малыш не поворачивает голову на звук, не обращает внимания на погремушки или на ваш голос, когда вы к нему обращаетесь, то стоит задуматься все ли в порядки с его слухом.

Также отсутствие лепета или его однообразность является еще одним фактором, который вас должен насторожить.

Отвечая на вопрос как проверить слух у ребенка в домашних условиях, можно сказать, что ничего кроме вашего наблюдения за ним не поможет определить есть ли у малыша какие-то отклонения или нет. Давайте разберемся как правильно должен вести себя и реагировать малыш в различном возрасте:

  1. Первые две недели после рождения все дети очень плохо реагируют на звуки, вы можете спокойно пылесосить или слушать музыку, а малыш при этом будет спокойно спать.
  2. С двух недельного возраста и до полутора месяцев малыши уже начинают реагировать на громкие звуки. Они их могут разбудить или напугать. Ваш голос его привлекает, также малыш поворачивает голову в направлении погремушки, если ею трясти.
  3. От полутора до четырёх месяцев дети хорошо различают звуки и голоса. Они узнают мамин или папин голос, на добрую интонацию улыбаются и гулят.
  4. От четырех до девяти месяцев ребенок уже слышит даже самые негромкие звуки и пытается найти их, если они его заинтересуют. Также если вы позовете по имени, то малыш откликнется и посмотрит на вас.
  5. С девяти месяцев до полутора лет ребенок начинает подражать различным звукам. Он говорит первое слово, и различные слоги.
  6. С полутора до двух лет малыш уже знает несколько слов, около 10 штук. Может изображать какие звуки издают животные. Слышит все звуки отчетливо и хорошо. Если вы что-то просите сделать, то ребенок это выполняет.
Если вы хотите проверить слух самостоятельно, то вам на помощь могут прийти громкие погремушки или музыкальные игрушки.

Посадите ребенка к себе на колени и начинайте вне поля его зрения включать музыкальные игрушки или греметь погремушкой, ребенок должен повернуть голову в ту сторону откуда идет звук. Также можно при помощи баночек с различными крупами проверить слух дома. Для этого вам надо взять 3 банки и каждую наполнить горохом, гречневой крупой и манкой. После этого посадите малыша себе на колени или на диван и начинаете проверять слух каждого уха отдельно. Для этого сначала берете банку с манкой и трясете ею на расстоянии от уха примерно в 50 сантиметрах, затем банку с гречей, а затем с горохом. В это время надо обязательно следить за реакцией ребенка. Он должен как-то проявить интерес или замереть при этих звуках. Если никакой реакции не произошло или если ребенок толь от банки с горохом проявил интерес, то вам следует обратиться к педиатру и ЛОРУ.

Не стоит делать этот тест дома больше одного или двух раз. Так как в дальнейшем это может только затруднить проверку слуха у малыша.

Проверка слуха у детей на аппарате происходит только в поликлинике или больнице. Врач делает это с помощью звукореастата. Также ЛОР может направить вас к сурдологу, где проведут более комплексное обследование и поставят диагноз. Очень важно найти причину, если малыш плохо слышит или не слышит вообще. В современном мире есть различные технологии, которые позволяют решить эту проблему.

Давайте рассмотрим какие могут быть причины и формы нарушений слуха у детей. Стоит отметить, что это может произойти по трем причинам:

  1. Наследственность
  2. Врожденность
  3. Приобретенность

Также ребенок может слышать плохо или не слышать только одним ухом и обеими.

Если ребенок плохо реагирует на звуки, лепечет редко и однообразно, сразу возникает вопрос о состоянии слуха. В представленной анимации показаны общие принципы работы органа слуха.

Самый простой способ проверки слуха - это наблюдение за поведением ребенка

К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода появляется способность реагировать на звуки улыбкой, гулением и лепетом. Появляется четкий поворот головы в сторону источника звука.

В возрасте около года ребенок может повторить некоторые звуки, чаще всего не речевые (как папа кашляет, как мама чихает, как ежик сопит). После этого возраста малыши начинают понимать значение простых слов и начинает говорить простые лепетные слова.

Приведем более подробное описание поведения ребенка, которое поможет вам определить как развивается слух у вашего малыша:

0- 6 недель

  • Во сне ответ на громкие звуки открывает глаза, моргает, вздрагивает во сне или просыпается, может заплакать
  • Когда вы заговорите с ребенком, прекращает сосать или плакать

6 недель - 4 месяца

  • Перестает плакать, когда вы разговариваете
  • Перестает сосать, когда вы разговариваете
  • Реагирует на ваш голос – гулит и улыбается
  • Замирает, когда раздается новый звук
  • Начинает в горизонтальной позе поворачивать голову на звук и голос (4 мес)

4-7 месяцев

  • Поворачивает голову в сторону звука, прислушивается, улыбается
  • Поворачивает голову на ваш голос
  • Узнает и реагирует на ваш голос: начинает гулить
  • Улыбается, когда к нему обращаются

7-9 месяцев

10-13 месяцев

  • Указывает по просьбе знакомых людей или предметы, или поворачивается и смотрит на них
  • Понимает слова «нет» и «нельзя»
  • Появляются лепетные слова
  • Оборачивается, когда его окликают сзади
  • Поворачивает голову к тому, кто разговаривает
  • Пытается имитировать звуки

12-18 месяцев

  • Пользуется несколькими лепетными словами
  • Поворачивается к знакомым предметам или людям, когда их называют по имени, может показать пальцем
  • Понимает простые просьбы, например "Брось мячик" .
  • Начинает делать соответствующие движения, когда услышит знакомый стишок или песенку (ладушки, мишка косолапый)
  • Машет на прощанье рукой в ответ на ваше «до свидания», даже если вы не сопровождаете свои слова соответствующим жестом.
  • Поворачивает голову на тихие звуки

2 года

Если вам кажется, что ребенок не демонстрирует большинство из этих навыков , вы можете проверить слух следующими способами:

Проверка слуха с помощью звучащих игрушек

Обследование шарманкой, пищалкой, затем дудкой и барабаном. Сделать это можно так:

Ребенок сидит у вас на коленях лицом к вам. Второй взрослый играет последовательно справа и слева вне поля зрения ребенка на этих инструментах. Затем зовет громким шепотом, тоже справа и слева.

Реакция ребенка - поворот головы в соответствующую сторону.

Расстояние от ребенка до игрушки 3-4 метра. В литературе при описании обследования упоминают расстояние 6 метров. Такое расстояние возможно только в полностью звукоизолированной комнате.

Если такой метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок не реагирует ни на один из стимулов), то покажите ребенка отоларингологу, который может проверить слух при помощи звукореактотеста.

В случае необходимости исследования необходимо продолжить в сурдологическом центре на специальном оборудовании.

При отсутствии звукореактотеста можно воспользоваться методом «гороховых проб»: баночек, заполненных горохом и крупой.

Гороховые пробы в проверке слуха ребенка

Нужны четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза». Три баночки на одну треть заполняются: первая - нелущеным горохом, вторая - гречкой-ядрицей и третья - манкой. Четвертая баночка остается пустой.

Малыша положите на пеленальный стол или посадите на руки. Проверяющий располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. Он трясет баночки на расстоянии 20-30 см от правого и левого уха малыша. При этом в одной руке у него баночка с крупой (вначале с манкой, затем с гречкой и последняя с горохом), а в другой руке - пустая баночка. Движения рук должны быть симметричными. При проверке второго уха баночки меняют местами.

В ответ на сигнал малыш должен как-то среагировать: замереть, или, наоборот, начать активно двигаться, заморгать, повернуть головку в сторону источника звука. Вторая, пустая баночка нужна для того, чтобы исключить ситуацию, когда ребенок поворачивается просто чтобы рассмотреть новый незнакомый предмет. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и определяет направление звука, то гречку и горох можно уже не предъявлять. Не стоит беспокоиться, если малыш до 4 месяцев не реагирует на баночку с манкой: в этом возрасте это нормально. Дети этого возраста еще не могут также определять направление звука. Ребенок старше 4 месяцев должен реагировать на звучание всех трех баночек и поворачивать голову или глаза в направлении источника звука.

Вниманию родителей: не нужно самостоятельно повторять такое обследование снова и снова: многократным повторением звуковых сигналов вы добьетесь лишь торможения реакций на звук, что затруднит дальнейшее обследование.

Ошибки при проведении проб

Помните, ребенок может реагировать на движения губ, движение воздуха (если при обследовании используются хлопки или резиновая пищалка с воздушной струей), вибрацию поверхности и движения звучащей игрушки, когда вы трясете ею.

Умение слышать во многом предопределяет развитие ребенка и его социализацию. Чем раньше родители совместно с врачами заметят наличие патологии у малыша и приступят к ее терапии, тем быстрей будет проведена корректировка функциональности органа слуха. В таком случае дитя сможет «нагнать» своих ровесников и ни в чем не уступать им, несмотря на свои особенности. Так как же проверить слух у ребенка?

Зачем следить за остротой слуха ребенка

Специалисты регулярно тестируют функциональность органа слуха у малышей. Самая первая проверка — аппаратная аудиограмма -происходит в стенах роддома спустя 2-3 дня после рождения крохи. Уже на этом этапе врачи могут выявить серьезные врожденные патологии и направить родителей с малышом на консультацию к отоларингологу и сурдологу.

В дальнейшем слух у ребенка проверяют на регулярных медицинских комиссиях. Такое частое тестирование связано с важностью раннего выявления патологий. Чем быстрей у дитя будет диагностированы проблемы с органом слуха, тем быстрей специалисты смогут приступить к их терапии.

Если же нарушения функциональности органа слуха не были выявлены своевременно, особенно в период до года, это запустит процесс задержки развития ребенка.

Младенец, который плохо слышит, медленней осваивает необходимые двигательные навыки и не имеет возможности качественно познавать мир, а значит, из-за дисфункциональности ушей малыша напрямую будет страдать интеллект.

У малышей на третьем-четвертом году жизни из-за нарушений слуха отмечается выраженная задержка речевого развития. Неумение говорить, невозможность правильно повторить слова и неспособность четко излагать свои мысли колоссально сказывается на темпах социализации дошкольника, его адаптации в обществе и психологическом состоянии.

Чтобы избежать подобных проблем, ребенка следует своевременно показывать специалистам.

Профессиональная проверка слуха

Слух у детей регулярно проверяется на медицинских комиссиях в детской поликлинике. Первая из них проходит в 2-3 месяца. Выбор методики проверки слуха специалистом будет зависеть от оснащенности его кабинета необходимыми приборами, а также от возраста пациента.

  1. Новорожденным и грудничкам порог слышимости определяют с помощью компьютерной аудиометрии. Проверка слуха у детей на аппарате — это самый достоверный современный метод. Аудиограмма позволяет не только выявить факт нарушения, но и определить, на каком участке органа слуха возникло нарушение и какова степень тугоухости у малыша. Специальные датчики регистрируют ответ волосковых клеток в улитке и электрическую активность мозга на подаваемые прибором сигналы.
  2. Детям от полугода показано проведение поведенческой аудиометрии. Специалист оценивает, как ребенок реагирует на звуки разной интенсивности и тональности, и на основании данного тестирования определяет порог слышимости малыша.
  3. Для проверки слуха детей от 3 лет до 5 лет применяется методика игровой аудиометрии.
  4. У детей школьного возраста проверка остроты слуха проводится с помощью речевой аудиометрии, в ходе которой ребят просят повторять произнесенные шепотом слова и фразы. При необходимости применяется камертональное тестирование.

Подобные проверки слуха проводятся только на медицинских комиссиях и в ходе тестирования применяются специальные инструменты. Но что делать, если родителям кажется, что их малыш плохо слышит? Как проверить слух у ребенка в домашних условиях?

Проверка слуха в домашних условиях

К сожалению, проблемы со слухом бывают не только врожденные. Негативно повлиять на функциональность органа слуха способны перенесенные малышом инфекционные заболевания, травмы и пр.

При подозрении на ухудшение способности слышать малыша следует записаться к врачу, но, чтобы зря не тратить время специалиста, вы можете попробовать проверить слух ребенка и его остроту в домашних условиях.

Способы домашнего тестирования остроты слуха ребенка будут зависеть от его возраста.

Новорожденный

Провести объективную проверку слуха новорожденного в домашних условиях практически невозможно. В первый месяц жизни уши малыша функционируют не так, как у взрослых, да и в целом он не способен еще проявлять реакции на слышимые звуки.

Пожалуй, самый доступный и результативный метод, который вы можете использовать дома для проверки способности новорожденного слышать — хлопки. Если вне зоны видимости ребенка громко хлопнуть в ладоши, в ответ на резкий звук он должен рефлекторно отреагировать — вздрогнуть или вскинуться всем телом.

У малышей первого года жизни можно проверять слух с помощью крупы. В пластиковые емкости следует насыпать горох, гречку и манку. Эти три типа крупы в процессе тряски создают звуковые колебания разной интенсивности и тональности.

Использовать эту методику следует поэтапно, по мере постепенного возрастного усиления функциональности органов слуха грудничка. Первое время младенец способен слышать преимущественно звуки низкой тональности — такие, которые создает при тряске баночка, наполненная горохом.

Взрослому следует потрясти емкостью с горохом так, чтобы грудничок не видел этого. Младенец должен отреагировать на услышанный звук — замереть, нахмуриться, вздрогнуть или вскинуться. К 3-4 месяцам ребенок должен уметь поворачивать головку в ту сторону, откуда исходит производимый крупой шум.

Для чистоты эксперимента можно использовать две емкости, одна из которых будет с горохом, а во второй ничего не будет. Попеременно потрясывая баночками, вы сможете точно определить, на что именно реагирует дитя: на звук или движения ваших рук.

Помимо гороховой пробы, родителям следует проверять также и реакцию крохи на звук, производимый при тряске гречневой и манной крупой. Последняя издает самые трудноразличимые для грудничка шумы — тихие и высокочастотные.

Малыш от года

Поскольку годовалый ребенок активно подражает взрослым и старается повторить за ними произносимые звуки, для проверки слуха в таком возрасте не нужно применять никаких специальных методик. Для тестирования дитя старше года нужно регулярно заниматься с ним и оценивать, насколько точно он копирует слова и интонации вашего голоса, когда не видит движения ваших губ.

Дети в возрасте 1-2 лет должны различать шепотную речь. Требуйте время от времени негромко подать вам какую-нибудь знакомую для малыша игрушку, просите вести его «тихонечко» по утрам, когда домашние спят, или в общественных местах, чтобы не мешать окружающим людям.

Дошкольник

Существующие проблемы со слухом у малышей детсадовского возраста напрямую сказываются на их поведении и качественном объеме словарного запаса. Если ребенок в возрасте трех-четырех лет плохо слышит — вы это сразу заметите. Скудный и порой исковерканный активный запас слов, невозможность правильно повторить фразы за взрослыми, нарастающая раздражительность и замкнутость из-за невозможности общаться со сверстниками — все это напрямую будет указывать на наличие проблем со слухом у малыша.

Проверять остроту слуха у малыша третьего-пятого года жизни в домашних условиях рекомендуется в игровой форме. Можно использовать «шепотную» методику и в процессе занятий с ребенком просить повторять тихо произнесенные слова и фразы.

Можно предложить ребенку угадывать, в какой руке взрослого зажат футляр от киндер-сюрприза, наполненный манкой. Здоровый малыш с хорошим слухом должен хорошо слышать высокий и тихий шум этой крупы.

Школьник

Для проверки слуха у школьника вполне допустимо использовать традиционную т.н. «шепотную» методику. Чтобы тестирование показало более-менее достоверные результаты, вам следует создать в помещении бесшумную обстановку.

  • Чтобы ребенок не имел возможности распознать сказанное вами по движению губ, следует встать от него как можно дальше — оптимальным считается расстояние в 7 метров;
  • каждое ухо следует проверять отдельно — для его необходимо попросить ребенка зажать один слуховой проход;
  • тестирование начинается с самых высоких по тональности звуков — шепота, постепенно сила звучания голоса должна возрастать и переходить от разговорного тембра шепота к обычной речи;
  • родители должны называть слова, а ребенок — в точности повторить сказанное;
  • для проведения тестирования можно использовать специальные таблицы (Воячека, Лиангбека, Богданова), разработанные для проверки слуха, или же брать слова «из головы», главное, чтобы произносимые вами фразы были знакомы ребенку и подходили ему по возрасту.

Если в ходе домашнего тестирования вы выявите явные нарушения в функциональности органа слуха, ребенка следует показать отоларингологу. Специалист направит вас на необходимые для постановки диагноза обследования и составит программу терапии, которая поможет вашему малышу вернуть возможность качественно слышать — а значит, развиваться.