Главная · Зубной камень · Александр Лурия: биография, личная жизнь, достижения в науке. Лурия, александр романович - биография

Александр Лурия: биография, личная жизнь, достижения в науке. Лурия, александр романович - биография

Александр Лурия вслед за Л. Выготским изучал свойства высших психических функций в их многочисленных комплексных связях с мозговой активностью. Новым для мирового сообщества подходом, предложенным советским исследователем, стало изучение по принципу доминирования именно психологических позиций (в западной традиции нейропсихология вырастает из медицины и теснее связана именно с этой отраслью знаний). Причем, опять-таки, в отличие от западных коллег, Лурия изучал качественные, а не количественные параметры искажений мозговой деятельности и возникающих вследствие этого речевых афазий. Его девизом было: «вначале – теория, и только потом эксперимент», но никак не наоборот.

Ученый считал, что достаточным обоснованием для эксперимента должна служить вначале научная концепция, которая может подтвердиться или нет в ходе эксперимента. Но проведение эксперимента без научной базы – это не что иное, как изучение отдельных явлений, и говорить о системном подходе здесь нет возможности. Такой принцип ученый считал непродуктивным. И подход Лурии более чем оправдан даже в современном научном знании, не говоря уже о первой трети ХХ века. Фактически советскому ученому удалось синтезировать физиологию, медицину и психологию, а на закате своей жизни он написал итоговый труд «Язык и сознание», интересный даже лингвистам – о связях речетворческой активности и работы мозга, о влиянии сознания на речь и наоборот. Мы рассмотрим различные направления науки, в которых вклад А. Р. Лурии оказался продуктивным и востребованным со стороны ряда последователей не только в России и СНГ, но и во всем мире – США, Канаде, Польше, Франции и других странах.

Что такое высшие психические функции?

Это и было основным предметом изучения для А. Лурии с позиций различных областей знания. В советской психологической школе их понимали как возникающие при жизни, опосредованные, координируемые комплексные формы деятельности психики, в состав которых входят мотивация, целеполагание, фрагменты исполнительской деятельности и функции контроля. Психическая функция – это больше, чем мозговая активность, но на каких-то этапах ее фрагменты прочно связаны с мозговыми структурами корки и подкорки.

Лурия как раз изучал то, какие именно зоны мозга отвечают за разные стороны психических функций, в том числе, на основе исследования лиц, получивших черепно-мозговые травмы в Первой Мировой войне. Ученому удалось разработать уникальную «теорию системной динамической локализации в мозге высших психических функций». Сегодня ее используют в ходе диагностики и регенерации искажений мозговых функций. А ведь это была, скорее, интуитивная догадка ученого: зачастую положения этой теории могли быть экспериментально проверены лишь после смерти исследуемого.

А. Р. Лурия как исследователь оперировал понятиями «фактор», «системность», «уровневая организация функций», «блоки мозга», выявил методику систематизации, которая помогала диагностировать мозговые поражения у пациентов. Он разработал также ряд мнемонических методик, позволяющих тренировать память .

А. Р. Лурия – исследователь социальной психологии

Предметом его размышлений оказались вопросы влияния средовых факторов на психическое развитие и функционирование, в частности, на процессы познания. Лурии удалось доказать, что средовый фактор обусловливает как содержательную сторону, так и структуру процессов психики. Ученый считал, что невозможно строго дифференцировать генетически заложенное и приобретенное в ходе социализации, эти факторы тесно связаны между собой .

При этом социальные аспекты задействуют биологический уровень и стимулируют оформление уникальных образований, позволяющих реализовать высшие формы активности психики. Лурия исследовал монозиготных и дизиготных близнецов для того, чтобы выявить степень влияния генетических и социальных аспектов. Как было доказано, с взрослением воздействие социальных аспектов усиливается. Такой эксперимент был в первый раз проведен в Советской России.

Нейролингвистика и ее связи с психологией в наследии А. Лурии

Как опосредуются высшие психические функции через семиотические знаки, включая речь? Ряд работ А. Лурии в данной отрасли выявил, что формирование речи изменяет строение базовых психических процессов; речетворчество – путь к осознанию и произвольной их координации. Характерно, что и современная психология активно применяет этот принцип: сегодня для практикующих психологов общим местом стал тезис о том, что речь клиента – это путь к пониманию его модели мира. Изменение речи – путь к изменению поведенческих стратегий.

А. Р. Лурия занимался вопросами речи с точки зрения нарушений и доказал, что разновидности речевого регулирования движения (запуск, торможение, неспецифическое, семантическое регулирование) формируются в разном возрасте по-разному. Если с момента рождения ребенка доминируют аффекты, то с ходом времени вначале появляется способность к наглядно-предметным действиям, и лишь затем они обретают абстрактно-логический характер.

Получается, что развитие сознания связано с углублением понимания семантики лексем, с развитием способности понимать абстрактные понятия. Важным выводом А. Лурии стало и то, что ассоциации – более позднее образование, по сравнению с предикативными ответами. На ранних этапах речь нацелена на предмет и означает предмет (это знают все, у кого маленькие дети: мы обучаем их вначале номинации объектов на первичном уровне овладения речью, и только потом идут обозначения аффектов, освоение понятий, которые незнакомы ребенку в конкретном освоении и личном эмпирическом опыте).

Принцип системности высших психических функций – основополагающий для учения Лурии, и исследованию ее закономерностей на основе нормы и патологии были посвящены многие работы ученого.

Поскольку сознание трактовалось ученым в качестве главной методологической проблемы психологической науки, изучение разных форм сознательной психической деятельности стало базовым направлением его работ. Сознание Лурия тесно связывал с языком.

А. Лурия создал ряд разработок для отечественной дефектологии. Он исследовал умственно отсталых детей с разными диагнозами и выявлял в каждом случае искажение процессов оформления и реализации высших психических функций, отвечающих за речетворчество .

С точки зрения психофизиологии исследователя интересовали моторные возможности глазодвигательной системы. Он вывел ряд закономерностей, касающихся этого феномена.

Говоря об А. Р. Лурии, невозможно не признать разносторонность его научных исследований и фундаментальность выводов. Он практически создал новую область знания – нейропсихологию, углубил знания в общей психологии, психологии развития, дефектологии, психофизиологии. Работы А. Р. Лурии стали шагом вперед в разработке базовых общепсихологических концепций, которые актуальны и сегодня. Особое уважение вызывает междисциплинарный характер его исследовательских работ: Лурия рассматривал все области психологического знания как единое целое, и такой подход не раз доказал свою эффективность. Сегодня его работы стали подлинной классикой психологии, нейропсихологии, психолингвистики и интересны даже мало подготовленному читателю, интересующемуся различными аспектами психологии.

Александр Лурия - известный отечественный психолог. Считается основоположником советской нейропсихологии. Тесно сотрудничал с советским психологом став одним из лидеров его круга. Имеет звание профессора, доктора педагогических и медицинских наук, с 1947 года являлся действительным членом Академии педагогических наук. Его относят к числу советских психологов, которые получили широкую известность благодаря своей выдающейся педагогической и научной работе.

Биография ученого

Александр Лурия родился в 1902 году, он появился на свет в Казани. Был старшим ребенком в еврейской семье интеллигентов. Его отец был известным врачом-терапевтом, который со временем стал профессором. У Романа Лурии была частная практика. Мать героя нашей статьи Евгений Хасина тоже была из медиков, работала зубным врачом.

В 1921 году Александр Лурия окончил Казанский университет, который в то время считался одним из самых престижных в стране после крупнейших столичных вузов. На этом он не остановился, поехал в Москву, где получил диплом Первого медицинского института в 1937 году.

Работа в университетах

Непосредственно педагогической и научной работой Александр Романович Лурия занимается с 1921 года. Он трудится на кафедрах университетов Казани, Харькова и Москвы. В 1922-м его принимают в Русское психоаналитическое сообщество. Его интерес к этой области знаний всячески поощряется коллегами, к тому же он предлагает зрелые идеи.

В 1931 году Александр Лурия становится во главе сектора психологии в харьковской психоневрологической академии. Фактически он становится первым специалистом, который начинает проводить глубокие психологические исследования в советской Украине.

Переезд в Москву

Окончательно в Москву Лурия перебирается в 1933 году. Здесь он работает в различных научно-исследовательских учреждениях, много преподает. Например, Лурия читает лекции в медико-биологическом институте, институте экспериментальной медицины, педагогическом дефектологическом институте.

До начала Великой Отечественной войны активно участвует в международном процессе, активно сближает всяческими путями достижения советских, американских, немецких исследователей в области гештальтпсихологии.

В 1940 году его приглашают в Нью-Йоркскую академию медицины читать свой цикл лекций. Но эти планы так и не были реализованы из-за начала Второй мировой войны.

Во время войны

Практически сразу после начала войны Лурию назначили руководить хирургическим эвакуационным госпиталем на 500 мест, который располагался в поселке Кисегач Челябинской области.

Во время войны Лурия со своими сотрудниками, всего их набралось около тридцати человек, начал проводить исследования и реабилитацию раненых с травмами головы, особенно успешной была признана трудотерапия.

Продолжая руководить госпиталем, в октябре 1944 года Лурия переезжает в Москву, только через год окончательно складывает с себя полномочия. За работу и исследования в годы Великой Отечественной войны герой нашей статьи был награжден орденом Красного Знамени.

Работа в институте Бурденко

В 1944 году Лурия становится сотрудником института нейрохирургии имени Бурденко. При этом не оставляет педагогическую деятельность. Он преподает в Московском государственном университете, в 1945 году получает звание профессора. Научной работой Лурия занимается около полувека, успев за это время внести неоценимый вклад в самые различные области психологии. В частности, его исследования затрагивали психофизиологию, психолингвистику, этнопсихологию и даже такую малоизученную на тот момент область, как детская психология.

Большой вклад Лурия внес в популяризацию исследований по психологии. Он основал и возглавил издание "Доклады АПН РСФСР", в котором могли публиковаться ученые, которые работали не только по психологическому, но и по гуманитарному направлениям. Его коллеги, оценивая работу Лурии, отмечали, что он очень много сделал для организации научных изданий, его журнал сыграл ключевую роль в развитии и росте советской психологической науки на протяжении нескольких послевоенных десятилетий.

Научная деятельность

В своей работе Лурия во многом следовал идеям Льва Выготского, разрабатывая историко-культурную концепцию развития психики человека, принимал непосредственное участие в создании теории деятельности.

Основываясь на этих исследованиях, он занимался развитием идеи системного строения высших психических функций, подчеркивая, что при жизни их характер реализуется в самых различных сферах деятельности. Также в интересы Лурии входили исследования взаимоотношений воспитания и наследственности в психическом развитии. Для этого он традиционно применял близнецовый метод, внеся существенные изменения в экспериментально-генетическое изучение развития несовершеннолетних.

Одно из достижений Лурии заключается в том, что ему удалось продемонстрировать, что соматические признаки в основном обусловлены нашей генетикой, а вот элементарные психические функции, такие как, например, зрительная память, в меньшей степени. По его теории, для формирования высших психических процессов определяющее значение имеют не гены, а окружающая среда и условия воспитания. Под высшими психическими процессами он в первую очередь понимал осмысленное восприятие и понятийное мышление.

Работа в области дефектологии

Несколько книг Александр Лурия посвятил этой области. Здесь он занимался изучением аномалий у детей, применяя объективные методы. Результатом этой работы стало изучение детей, имевших различные формы умственной отсталости, так удалось классифицировать эти заболевания, что имело важное значение и для медиков, и для педагогов.

Одно из главных достижений Александра Романовича Лурии в психологии - создание нового направления, которое он назвал нейропсихологией. В наши дни оно выделилось в специализированную отрасль психологии, получило признание во всем мире. Развивать нейропсихологию Лурия начал с исследования мозговых механизмов у людей, страдающих от локальных повреждений мозга. Например, в результате ранения. Большое количество рабочего материала для исследований он получил во время Великой Отечественной войны.

В результате им был разработан принципиально новый подход к проблеме определения высших психических функций. Он пришел к выводу, что их невозможно локализовать в узких зонах мозговой коры либо в отдельных клеточных группах, изолированных друг от друга. Вместо этого необходимо охватывать сложные системы зон, которые могут работать совместно, причем каждая из них вносит свой особый вклад в эти сложные психические процессы. При этом данные зоны могут располагаться в различных участках мозга, нередко далеко стоящих друг от друга. К таким выводам пришел Александр Романович Лурия в книге "Основы нейропсихологии". Ее до сих пор изучают в медицинских вузах.

Также Лурия сформулировал ключевые принципы локализации психических процессов, создав классификацию афазических расстройств. Описал формы нарушения речи, которые ранее никем не были изучены, исследовал лобные доли головного мозга, мозговые механизмы человеческой памяти.

Труды психолога

Лурия оставил после себя десятки исследований, монографий и книг, которыми до сих пор пользуются практикующие врачи и исследователи. Настоящую революцию в свое время произвела его книга "Высшие корковые функции человека". Александр Романович Лурия издал ее в 1962 году.

Его книги посвящены основам нейролингвистики, культурным различиям, природе человеческих конфликтов, историческому развитию познавательных процессов. "Лекции по общей психологии" Александра Лурии, изданные в 2007 году, студенты изучают и в наши дни.

В 1999 году режиссер Кристофер Дойл снял драму "Слова излишни". Она рассказывает про человека, обладающего феноменальной памятью, он не забывает ни одного слова, все, что слышит в жизни, может воспроизвести. Его зовут Асано.

Он едет в Гонконг, где знакомится с геем-алкоголиком Кевином, который оказывается его полной противоположностью. Из-за постоянных запоев он постоянно все забывает, в его памяти ничего не задерживается.

Сам режиссер признавался, что на эту картину его вдохновила "Маленькая книжка о большой памяти" Лурии, в которой он описывает жизнь своего реального пациента Соломона Шерешевского, обладавшего феноменальными психическими особенностями.

Советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, один из лидеров круга Выготского. Профессор, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, принадлежит к числу выдающихся советских психологов, получивших широкую известность своей научной и педагогической деятельностью.

Биография

Александр Лурия родился в Казани старшим ребёнком в интеллигентной еврейской семье. Его отец - известный терапевт, впоследствии профессор Роман Альбертович Лурия - занимался частной медицинской практикой; мать - Евгения Викторовна Лурия (урождённая Хаскина, 1875-1951) - была зубным врачом. Окончил Казанский университет (1921) и 1-й Московский медицинский институт (1937). В 1921-1934 гг. - на научной и педагогической работе в Казани, Москве,Харькове. С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. В 1931-1934 руководил Сектором психологии в Украинской Психоневрологической Академии в Харькове и фактически инициировал начало собственнопсихологических исследований в Советской Украине.

С 1933 года работал в научно-исследовательских и учебных учреждениях Москвы, таких, как Медико-биологический институт (в 1935 г. переименован в Медико-генетический институт им. М. Горького), Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Московский государственный педагогический дефектологический институт, Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (с 1929 по 1934 - Экспериментальный дефектологический институт) и Институт нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко.

В довоенный период был активным участником международного научного процесса и активнейшим инициатором сближения советских и германо-американских исследователей гештальт-психологов. В 1940 Лурия должен был читать цикл из трёх лекций по приглашению Нью-Йоркской Академии медицины (так называемые The Thomas W. Salmon Lectures,New York Academy of Medicine), но реализации этих планов помешало начало Второй мировой войны.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и уже с августа этого же года Лурия был назначен руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя на 400-500 коек № 3120 в посёлке Кисегач Челябинской области. В годы войны Лурия и группа его сотрудников (около 30 человек) организовали серию исследований и реабилитационную практику раненых с травмами головы, в частности, инновационную реабилитацию посредством трудотерапии.

Среди сотрудников Лурия того времени называют целый ряд специалистов психологов, психоневрологов и психиатров, таких как С. Г. Геллерштейн, Ф. В. Бассин, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, А. В. Запорожец (в конце 1942-начале 1943 переехал налаживать работу в другом госпитале), Э. С. Бейн, О. П. Кауфман, В. М. Коган, Э. А. Коробкова, а тж. невропатологи А. К. Фохт, Л. Б. Перельман, нейрохирург Н. П. Игнатьев, физиолог Л. С. Юсевич. В октябре 1944 Лурия переехал в Москву, хотя и продолжал руководить работой госпиталя до ноября 1944. За научно-практическую работу в годы войны Лурия был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.

С конца 1944 - сотрудник Института нейрохирургии АМН СССР им. Н. Н. Бурденко.

С 1945 года - профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966-1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внёс важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др.

Лурия - основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» - издания, в котором начали свои публикации представители ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.

Научная деятельность

Следуя идеям Л. С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности. Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

Создал новое направление - нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения. Разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3). Сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи, изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти.

Понятие «внутренняя картина болезни » (ВКБ) – возникающий у больного целостный образ своего заболевания – введено Р. А. Лурия в 1977 году.

Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств,Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (фр.) (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с уважением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вёл многолетнюю переписку.

Основные публикации

  • Психоанализ как система монической психологии, в сборнике Психология и марксизм, М, 1925. Впервые вводятся понятия "анальная эротика" и "оральная эротика" по отношению к изучению развития ребёнка.
  • Речь и интеллект в развитии ребёнка. - М., 1927.
  • Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок. - М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
  • Учение об афазии в свете мозговой патологии. - М., 1940.
  • Травматическая афазия. - М., 1947.
  • Восстановление функций мозга после военной травмы. - М., 1948.
  • Умственно отсталый ребёнок. - М., 1960.
  • Лобные доли и регуляция психических процессов. - М., 1966.
  • Мозг и психические процессы. Т. 1. - М., 1963. ; Т. 2. - М., 1970.
  • Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М., 1962, 2-е изд. 1969.
  • Психология как историческая наука. - 1971.
  • Основы нейропсихологии. - M., 1973.
  • Об историческом развитии познавательных процессов. - М., 1974.
  • Нейропсихология памяти. Т. 1. - М., 1974. ; Т.2. - М., 1976.
  • Основные проблемы нейролингвистики. - М., 1976.
  • Язык и сознание (idem). - М., 1979.
  • Маленькая книжка о большой памяти (ум мнемониста) (исследование феноменальной памяти С. В. Шерешевского).
  • Потерянный и возвращённый мир.
  • Культурные различия и интеллектуальная деятельность.

В кинематографе

Фильм Кристофера Дойла «Прочь слова!» во многом основан на исследованиях психики С. В. Шерешевского (1886-1958), описанных Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти».

Режим чтения

А.Р. Лурия и дефектология

Около 10 лет научной деятельности А.Р. Лурии (50-е гг.) непосредственно связаны с дефектологией. В эти годы он был заместителем директора Института дефектологии АПН СССР по научной работе и руководил сектором клинического и патофизиологического изучения аномальных детей. К работе в этом секторе он привлек ряд молодых психологов, опытных клиницистов и физиологов и создал творческий, целеустремленный коллектив. В секторе работали Л.А. Новикова, Н.Н. Зислина, М.С. Певзнер, С.С. Ляпидевский, О.С. Виноградова, Е.Н. Правдина-Винарская, А.И. Мещеряков, Н.П. Парамонова, В.И. Лубовский, Е.Д. Хомская и др.

В небольшой статье трудно показать, как много нового внес приход А.Р. Лурии в дефектологию и какое влияние он оказал на ее последующее развитие. Остановимся только на некоторых наиболее важных направлениях дефектологии, в развитие которых А.Р. Лурия внес существенный вклад.

Прежде всего, к таким направлениям необходимо отнести изучение нарушений механизмов психических процессов как основы понимания особенностей аномального развития. Постоянный интерес А.Р. Лурии к изучению механизмов психической деятельности при локальных поражениях мозга и глубокое понимание принципов высших психических функций были естественной предпосылкой этого подхода.

Нельзя не отметить, что начало 50-х гг. характеризовалось широким распространением условно-рефлекторных методик. Многие психологические исследования, в которых использовались такие методики, утрачивали свою специфику, превращались в абстрактные исследования высшей нервной деятельности. В работах, которые велись под руководством А.Р. Лурии, условно-рефлекторные методики служили средством проникновения в механизмы нарушенных психических процессов. Вместе с тем А.Р. Лурией была раскрыта методическая недостаточность традиционного для физиологических исследований способа применения двигательной условно-рефлекторной методики с речевым подкреплением и методики предварительной словесной инструкции. Сами методики стали объектом психологического анализа. Это создало предпосылки качественно нового комплексного подхода к изучаемым явлениям, соединяющего положительные стороны раскрытия механизмов высшей нервной деятельности и психологического анализа.

Основная группа этих исследований была посвящена изучению особенностей образования – временных связей и словесной регуляции (точнее – словесного опосредствования) в образовании временных связей и осуществлении произвольных движений и действий при умственной отсталости, церебрастенических состояниях, глухоте. Чрезвычайно важным обстоятельством было то, что параллельно эти вопросы изучались на больных с поражениями передних отделов мозга и нормально развивающихся детях преддошкольного и дошкольного возрастов. При изучении раннего возраста, когда двигательная условно-рефлекторная методика не могла быть использована, наблюдались естественные поведенческие реакции в ответ на различные словесные и непосредственные сигналы.

На основе экспериментов с детьми было показано, что речевая инструкция взрослого к концу первого года жизни ребенка вызывает у него ориентировочную реакцию и способна вызвать соответствующее уже сформированное действие (например, «дай зайку»). Однако действие речевой инструкции еще очень ограничено. Оно не может противостоять ориентировочной реакции ребенка на более яркое новое раздражение, не может вызвать действие, если ребенок в это время делает что-то другое, не может и затормозить уже начатое действие. Особенно ослабляется роль речевой инструкции, если ребенок лишен возможности опираться на наглядную ситуацию (например, «монетка под чашкой, дай монетку»). Недоступно на этом этапе и выполнение более сложных «программных» инструкций (например, «Когда загорится свет, нажмешь кнопку, два раза»).

Затем наступает этап, когда в выполнение действий по инструкции ребенок включает собственную речь в виде внешне выраженного проговаривания, и регулирующая роль инструкции усиливается. В 3–4 года речевая инструкция уже может действовать вопреки наглядной ситуации. Ускорить процесс формирования речевой регуляции действий ребенка можно, вводя обратную связь. Так, если ребенку в 1 г. 8 мес. – 2 г. предложить нажимать кнопку и тем самым «гасить огонек», его движения приобретают характер осмысленных действий, каждое из них заканчивается реальным результатом (получает санкционирующую афферентацию), и он выполняет инструкцию правильно. В 3–4 года дифференцированные действия ребенка могут осуществляться, если вести «проговаривание».

К середине дошкольного возраста (5–5,5 лет) наступает этап, когда участие внешней речи становится излишним; речь в действиях ребенка из внешней, развернутой становится свернутой, внутренней, регулирующей его поведение своим семантическим содержанием.

Эксперименты с дошкольниками показали, что нейродинамика речевой системы в своем развитии опережает нейродинамику двигательной сферы, благодаря чему, в частности, становится возможным использовать проговаривание для регуляции двигательных реакций.

В исследованиях умственно отсталых детей было установлено, что одной из наиболее характерных черт их высшей нервной деятельности является инертность нервных процессов, формирование регулирующей функции словесной системы у них значительно отстает, речевые реакции оказываются даже более инертными, чем двигательные, и поэтому прием «проговаривание» не способствует регуляции двигательных реакций. Иная картина наблюдалась у детей с церебральной астенией. У них нейродинамика речевой системы была значительно более сохранной, чем нейродинамика двигательных реакций, и это позволяло использовать «проговаривание» в качестве компенсаторного приема.

В результате этих исследований было показано, что как при указанных нарушениях развития у детей, так и при поражениях передних отделов мозга у взрослых состояние речевой регуляции действий является тонким индикатором нарушений мозговой деятельности. Эти работы послужили толчком к проведению как в нашей стране, так и за рубежом целой серии исследований, посвященных роли речевого опосредствования.

Это направление явилось логическим развитием интересов А.Р. Лурии к роли речи в развитии ребенка, выразившихся ранее, в частности, в проведенном совместно с Ф.Я. Юдович исследовании психической деятельности близнецов с задержкой психического развития.

Исследования речевой регуляции двигательных реакций у аномальных детей, а также специальное изучение словесной системы у этих детей конкретизировали и углубляли выводы из ранее проводившегося исследования развития близнецов.

Такой подход к пониманию роли речи соответствовал одному из основных положений специальной психологии, согласно которому при умственной отсталости нарушаются в первую очередь высшие психические функции (к которым относится и словесное опосредствование – вербализация и регуляция).

Работа в направлении, начатом А.Р. Лурией, продолжалась и в дальнейшем. При этом изучались все стадии речевой регуляции произвольных действий у детей с нарушениями интеллектуального развития по сравнению с нормально развивающимися детьми. Первой наблюдаемой формой словесной регуляции является побуждение к действию: слово вызывает двигательную реакцию, усвоенную ранее на основе подражания. Затем (у умственно отсталых лишь к старшему дошкольному возрасту) слово может выступать в качестве подкрепления различных действий. К этому моменту оно должно приобрести достаточно обобщенный характер. Одновременно со становлением словесного подкрепления развивается и побудительная функция речи: ребенок оказывается в состоянии действовать по словесной инструкции, в соответствии с которой выполнявшиеся ранее привычные действия выступают в новых отношениях.

И побудительная речь, и словесное подкрепление (и инструкция) являются формами регуляции поведения извне. Переход к внутренней словесной регуляции (саморегуляции) происходит тогда, когда ребенок оказывается в состоянии обобщить (и вербализовать) связь условных сигналов и своих ответных реакций. Становление высшей формы словесной регуляции – планирования предстоящих действий – завершается у умственно отсталых детей только в старшем школьном возрасте и предполагает накопление достаточного практического опыта и развитие его отражения.

На основе экспериментальных исследований было доказано, что нарушения словесного опосредствования (словесной регуляции и вербализации) являются общей закономерностью аномального развития. Разные проявления этих нарушений наблюдаются у аномальных детей всех категорий, например, у слабовидящих, где для таких нарушений, казалось бы, нет оснований.

Следующим направлением работы, проводившейся под руководством А.Р. Лурии, было комплексное клинико-физиологическое изучение патогенетических механизмов разных форм олигофрении. В комплексе применялись условно-рефлекторные и экспериментально-психологические методики, клиническое изучение, электрофизиологические методики. В экспериментах прослеживалось образование целого ряда последовательно усложнявшихся систем связей. Это позволило установить, что высшая нервная деятельность детей-олигофренов характеризуется патологической инертностью, особенно выраженной на уровне словесных связей, чрезмерно широкой иррадиацией нервных процессов, ослабленностью торможения и недостаточным взаимодействием сигнальных систем. При этом разные формы олигофрении различались относительным преобладанием возбуждения или торможения или отсутствием такого преобладания. Эти данные послужили основой для создания педагогически ориентированной клинической классификации олигофрении, имеющей важное значение при построении индивидуальной коррекционной работы во вспомогательной школе.

Чрезвычайно важное значение имело еще одно направление деятельности А.Р. Лурии в Институте дефектологии – разработка принципов комплексного медико-психолого-педагогического изучения детей в целях диагностики нарушений развития, методических приемов и системы обследования. Он постоянно принимал участие в диагностических обследованиях детей, организовывал многочисленные разборы сложных случаев, привлекая к участию различных специалистов. Одним из результатов этой работы явилась книга «Принципы отбора детей во вспомогательные школы», выдержавшая у нас к настоящему времени уже три издания и переведенная во многих странах. Серьезное внимание А.Р. Лурия уделял разработке методики исследования высшей нервной деятельности, которую можно было бы применить в диагностических целях в ходе комплексного изучения аномальных детей. Значение таких методик отмечалось не только у нас, но и за рубежом. В частности, подчеркивалось, что исследование, построенное как последовательная выработка ряда систем положительных условных связей и дифференцировок, может дать в диагностике аномального развития больше, чем традиционные интеллектуальные тесты.

Сочетание нейропсихологического подхода в обследовании детей с оценкой их высшей нервной деятельности позволило А.Р. Лурии показать, что во многих случаях ошибочное выполнение заданий умственно отсталыми детьми связано не с низкими интеллектуальными возможностями, а с тем, что экспериментатор не учитывает характерные для них особенности высшей нервной деятельности, в первую очередь, инертность нервных процессов. При создании ситуации, препятствующей проявлению инертности, те же задания могут быть успешно выполнены.

Большое значение для дефектологии имеют работы А.Р. Лурии по психофизиологии письма. Прослеживая специфику нарушения письма при повреждении различных областей коры головного мозга и используя данные психологического изучения этапов развития письменной речи у ребенка, А.Р. Лурия выделил составные элементы акта письма, подчеркнул системный, чрезвычайно сложный и произвольный характер письменной речи. Он рассмотрел этапы постепенного превращения навыка письма в письменную речь, стадии постепенной автоматизации письма, а также роль письма в изменении отношения ребенка к своей устной речи.

Не меньшее значение для развития дефектологии имели и имеют исследования А.Р. Лурии по проблеме афазии в целом. Системный, синдромный подход А.Р. Лурии к выделению форм афазии и нейропсихологический анализ высших психических функций оказали существенное влияние на развитие советской логопедии и на понимание недостатков речевого развития при таких аномалиях, где дефекты речи носят вторичный характер.

В исследованиях речевых нарушений у детей находит свое преломление лингвистическая разработка вопроса о глубинных и поверхностных языковых структурах, которая, как показал А.Р. Лурия, позволяет углубить и расширить психологические представления о разных формах речевых нарушений. Своеобразие формирования этих структур у аномальных детей играет важную роль не только для разработки диагностики нарушений, но и для обоснования коррекционных приемов и методики развития речи вообще.

Все исследования А.Р. Лурии шли в плане развития фундаментальных идей Л.С. Выготского о системном строении высших психических функций, их системной мозговой организации и социальной обусловленности их развития.

Работы А.Р. Лурии по психофизиологии письма, его подход к рассмотрению письма и чтения до сих пор служат в дефектологии в качестве отправных позиций при анализе причин трудностей в овладении письмом и чтением, а предложенные им методики исследования и по настоящее время применяются в таких исследованиях.

Нельзя не отметить, что и до начала своей работы в Институте дефектологии А.Р. Лурия проявлял большой интерес к дефектологической науке, видя в изучении патологии развития важнейший источник научных обобщений широкого плана, активно поддерживал новые тенденции в этой области. Так, он активно поддержал начавшееся в НИИ дефектологии изучение внешне сходных состояний при различной структуре аномалии. Он первым из ведущих ученых стал горячим поборником акустико-гностической трактовки фонематических нарушений, предложенной Р.М. Боскис и Р.Е. Левиной.

В заключение подчеркнем некоторые характерные черты методического подхода в исследованиях А.Р. Лурии: экспериментальные приемы, использованные им и его учениками при изучении развития психических процессов, – это, чаще всего, модели этапов формирования, становления тех или других сторон речевой функции у нормального и аномального ребенка, поэтому они имеют большое эвристическое значение; эксперимент в его исследованиях, как правило, из констатирующего становился обучающим, что имеет особенно важное значение для дефектологии и педагогики в целом; метод теоретического и экспериментального анализа некоторых сторон онтогенеза речевой функции у нормальных и аномальных детей с учетом значения локальных поражений мозга, являющейся в трудах А.Р. Лурии одним из основных, создает возможность вычленения отдельных сторон сложных психических процессов и их разложения на составляющие элементы. Тем самым складывается основа для качественного анализа содержательной стороны психических процессов в норме и раскрытия изменений их структуры и содержания в патологии.

Э.С. Бейн, Т.А. Власова, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский

(1902-1977) - выдающийся сов. психолог, широко известный своими работами в различных областях психологии. Как соратник и последователь Л.С. Выготского он разрабатывал проблемы социальной, общественно-исторической детерминации психики человека (в рамках культурно-исторической концепции развития высших психических функций), ее биологической (генетической) детерминации, опосредствования высших психических функций знаками (прежде всего языком - как основной знаковой системой), системной организации психических функций и сознания в целом, соотношения теории и практики в психологии и др.

Лурия А.Р. наиболее известен как основоположник отечественной нейропсихологии. Им разработаны теоретические основы этой науки (вытекающие из его общепсихологических представлений), предложены и апробированы различные методы исследования психических функций (и прежде всего метод синдромного анализа), собран огромный фактический материал по нейропсихологии речи, восприятия, внимания , памяти, мышления, произвольных движений и действий. Лурия А.Р. создал новые классификации нарушений речи (афазий), движений (апраксий), памяти (амнезий), разработал нейропсихологическую синдромологию - описание различных синдромов, возникающих при локальных поражениях головного мозга (см . Синдромы нейропсихологические , Памяти расстройства). Им сформулированы общие положения о соотношении мозга и психики, известные как «теория системной динамической локализации высших психических функций».

Помимо клинической и экспериментальной нейропсихологии Л. создал особое нейропсихологическое направление, посвященное теории и методам восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга. Заслугой Л. является создание отечественной нейропсихологической школы, имеющей последователей в разных странах. Труды Л. переведены на многие языки.

Лурия Александр Романович сделал серьезный вклад в культурно-историческую психологию. Используя материалы экспедиций в Среднюю Азию, он экспериментально доказал справедливость основного положения «культурно-исторической теории» об общественно-исторической детерминации познавательных процессов и положил начало новому направлению, изучающему межкультурные различия в высших психических функциях с помощью экспериментального метода. Еще в 1920-1930 гг. Л.С. Выготский и Л. с группой сотрудников (А.В. Запорожцем, Л.И. Божович , Р.Е. Левиной, Н.Г. Морозовой и др.) изучали знаковое опосредствование как основной способ формирования высших психических функций у ребенка. При этом анализировался переход от внешних способов опосредствования к внутренним. Позднее процесс интериоризации (превращения внешней предметной деятельности во внутреннюю) становится одной из центральных тем исследований в детской психологии.

Значительное место в творчестве Л. занимают работы, посвященные изучению роли речи в психическом развитии ребенка, анализу формирования регулирующей функции речи и ее нарушений в патологии. Хорошо известны его работы в области дефектологии. В 1950-е гг. Л. с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности. Исследовались физиологические механизмы нарушений психических функций (особенности ориентировочных реакций и др.) и было положено начало «физиологическому» направлению в отечественной дефектологии. С успехом проводились диагностические исследования детей.

Безусловен вклад Лурия А.Р. в «психологически ориентированную» физиологию. Автор оригинальной психофизиологической методики «сопряженных моторных реакций», направленной на выявление аффективных комплексов (эта методика успешно использовалась в функции детектора лжи). Им и коллективом сотрудников проводились психофизиологические исследования речи, внимания , зрительного восприятия, памяти. В результате на стыке нейропсихологии и психофизиологии возникло новое направление - психофизиология локальных поражений головного мозга. Заслуги Л. перед отечественной и мировой наукой состоят не только в создании нейропсихологии, но и в существенном продвижении др. отраслей психологии: общей, культурно-исторической, детской, специальной, криминальной психологии, психофизиологии, психосемантики, нейро- и психолингвистики. Л. - автор более 500 научных работ, заслужил огромный межд. научный авторитет. См . Метод семантического радикала , Харьковская школа . (Е.Д. Хомская)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

(1902–1977) - российский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Исследуя в 20-х гг. аффективные состояния человека (см . Аффект), разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и другими отечественными психологами, разрабатывал культурно-историческую теорию человеческой психики.

Главные теоретические и экспериментальные исследования Л., посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга, послужили основой формирования концептуального аппарата и феноменологической базы нейропсихологии, а также выработки системы методов нейропсихологической диагностики.