Главная · Другие болезни · Пройти тестирование у психиатра. Прохождение комиссии: какие вопросы задает психиатр

Пройти тестирование у психиатра. Прохождение комиссии: какие вопросы задает психиатр

Для получения той или иной справки. В первом случае вряд ли стоит лукавить и следует отдаться в руки специалиста, чтобы получить необходимую помощь. Во втором же, как ни странно, при полной непосредственности и открытости можно остаться без желанной работы или без водительских прав. Как избежать такой опасности и не поддаться на провокацию?

Открытые вопросы

При беседе с психиатром важно все, начиная с вашего внешнего вида. Свои вопросы психиатры делят на открытые и закрытые. Открытые вопросы – это обычные вступительные о вашем возрасте, месте проживания, образовании, соседях, друзьях, погоде. На них следует отвечать четко и желательно односложно. Задавая открытые вопросы, психиатр не столько вникает в ваши ответы, как смотрит на вашу реакцию, манеру разговора. Для них важно – многословны ли вы, возбуждены или агрессивны и т.п. Конечно же, в таком случае, как никогда актуальна пословица: «Молчание – золото». Разумеется, что совсем молчать не следует. Нужно ограничиваться ответами «Да», «Нет», «Возможно» и только по существу т.д.

Главное правило - на приеме у психиатра лучше быть спокойным и коммуникабельным, чем взъерошенным и многословным!

Закрытые вопросы. Провокация

Задавая так называемые закрытые вопросы, психиатр уже не только наблюдает за вашей мимикой, реакцией и эмоциональным фоном, а пытается разобраться с вашей психикой, спровоцировать на эмоции, действия. Известные всем вопросы «Чем лампочка отличается от солнца» или «Отличие птицы от самолета» помогут разобраться в ваших умственных способностях.

Часто применяется и прием «тугодума». То есть врач, изображая непонятливость, задает один и тот же вопрос несколько раз или переспрашивает, тем самым пытается вывести человека из равновесия или же поймать на лжи.

Отвечая на закрытые провокационные вопросы лучше всего соблюдать «золотую середину».

Откровенничать и пускаться в длинные рассказы не стоит, как не стоит и замыкаться в себе и просто молчать.

К провокационным вопросам можно отнести и вопрос о суицидальных мыслях. Безусловно, лучше, когда их нет. Опять таки, отвечая, не забывайте о том, что вас могут подловить, задав этот же вопрос во второй раз. Чтобы так не произошло - лучше не врать или хотя бы помнить свои ответы.

Боязнь заработать себе репутацию «психа» и непонимание того, в чем состоит отличие психиатра от психотерапевта, служит для многих людей серьезным барьером, который мешает получить квалифицированную помощь. Между тем, если не обращать внимание на проблемы и не пытаться их решить, они могут лишь усугубиться.

Чем занимается врач-психиатр

Психиатр занимается лечением, диагностикой, экспертизой и профилактикой психических заболеваний, к которым относятся:
- психозы;
- ;
- ;
- навязчивые состояния;
- депрессия;
- маниакальные расстройства.

У психиатра и психотерапевта общим является то, что они врачи. То есть это специалисты, которые имеют высшее медицинское образование и получили специализацию в соответствующей области.

«Душеспасительных» бесед со своими пациентами не ведет. Лечение обычно заключается в применении психотропных лекарственных препаратов, иногда очень мощных. Иногда параллельно с врачом-психиатром может также работать психотерапевт.

Таким образом, психиатр – это врач, который занимается лечением различных психических расстройств, при этом является основным и нередко единственным видом терапии.

Чем занимается врач-психотерапевт

Как правило, психотерапевт с психически людьми, а также с личностями, находящимися в пограничных состояниях. В компетенции этого врача такие недуги, как:
- фобии;
- ;
- болезненные зависимости.

Как и любой врач, психотерапевт вправе проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания, а также назначать лекарства. Впрочем, в большинстве случаев лекарственные препараты не используются.

В психотерапии помощь оказывается разными методами, которые чаще всего основываются на взаимодействии врача и пациента. Основное орудие врача-психотерапевта – беседа.

Врач пытается вместе с обратившимся к нему человеком разобраться в причинах нарушения душевного равновесия, выявив при этом проблемы, спровоцировавшие расстройство. Вместе с тем он помогает в поиске путей решения психологических проблем клиента.

Хороший психотерапевт может также владеть специальными психологическими техниками, к которым относятся гипноз, аутотренинг, психологические игры и даже толкование сновидений.

Таким образом, психотерапевт – это врач, занимающийся лечением пограничных расстройств. При этом медикаментозное лечение может являться только дополнением основной терапии, но ни в коем случае не ее полной заменой.

Отличие психиатра от психотерапевта: краткий вывод

Отличие между психиатром и психотерапевтом состоит в том, что первый работает с пациентами, которые имеют серьезные

Психически нездоровые люди не должны сидеть за рулем, это аксиома. Именно поэтому путь для получения и переоформления водительских прав лежит через кабинет психиатра. Обычно доктор проводит прием за 1-2 мин.

Основные вопросы, которые обязан задать работник поликлиники: Вы курите? Пьете? Употребляете наркотики? Состояли на учете? Были ли у вас когда-нибудь черепно-мозговые травмы?

Внимание! Задавая каверзные вопросы, доктора не хотят поставить вас в тупик, или услышать правильные ответы. Им главное понять, как вы думаете, и оценить уровень общего развития.

Исходя из ответов, доктор может провести дополнительное обследование. Например, предложит назвать геометрические фигуры, проверить скорость реакции с помощью компьютерной программы, или пройти несколько тестов.

Интересно, что в комментариях водителей на эту тему встречаются две крайности. В их практике встречались психиатры, которые быстро ставили желающим долгожданную печать, не задавая никаких вопросов. А были и те, кто предлагал решить оригинальные задачи:

  • от цифры 100 отнимать по 17 единиц и дойти до 0;
  • объяснить, чем отличается пещера от тоннеля;
  • предположить, чем похожи ботинок и карандаш.

Кроме того, психолог может подойти к делу творчески, и поинтересоваться: «А вы у нас не были? Что-то лицо/фамилия знакомые». Неважно, что ответит посетитель, просто врач внимательно посмотрит на реакцию. Ведь любому водителю жизненно необходима выдержка.

Посещение психиатра в военкомате

При прохождении водительской комиссии специалисту выгодно быстро выдать справку, поэтому проблемы могут возникнуть только в особых случаях. В военкомате все гораздо сложнее. С одной стороны, докторам необходимо обеспечить нужное количество новобранцев. А с другой – не допустить к оружию парней с явными отклонениями. Поэтому и вопросы тут гораздо разнообразнее:

  1. Назовите отличие птицы от самолета.
  2. Вы не псих?
  3. Расскажите таблицу умножения.
  4. Бывают ли приступы эпилепсии?
  5. Есть ли фобии?
  6. Что тяжелее, 1 кг кирпича, или ваты?
  7. Тебя что-нибудь мучает?
  8. Где расположена Италия?
  9. В каких войсках хочешь служить?
  10. У вас были мысли о самоубийстве?

Совет. Психиатр, как и нарколог, может попросить показать руки на предмет следов от уколов. Отказываться от осмотра не стоит. Возможно, это единственное, что важно знать специалисту.

В некоторых военкоматах психиатры заранее готовятся к разговору с призывником, изучая характеристику с места учебы или работы. А в других – совершенно не задают вопросов, если у посетителя жалоб нет. Главное, совершенно спокойно вести себя на приеме и не бояться неправильных ответов.

Прием психиатра на медосмотре

Медосмотр обычно проходят при приеме на работу и во время работы ежегодно, или 1 раз в 2 года. Медицинское освидетельствование обязательно для:

  • специалистов сферы торговли;
  • для водителей любого транспорта;
  • работников предприятий и производств с опасными условиями труда (пожарный, кровельщик, сотрудник МЧС и т.д.);
  • сотрудников детских садов, школ и других образовательных учреждений;
  • работников медицинской сферы;
  • для тех, кто проводит и чинит водопроводы.

На медосмотре психиатры заинтересованы в том, чтобы хороший специалист работал на своем месте. Поэтому редкий доктор будет тщательно искать отклонения у работника детского сада с сорокалетним стажем. Вопрос, который чаще всего звучит на медосмотре: «Есть ли у вас жалобы?»

Секреты профессиональных докторов

Когда абсолютно здоровый человек слышит неадекватные вопросы от доктора, он удивляется, и путается в ответах. Весь секрет в том, что специалисты по душевному здоровью определяют нарушения психики благодаря нестандартным задачкам.

Внимание! Странные вопросы нужны для выявления показателей психических расстройств.

Рационально мыслящему человеку никакие психиатры не страшны. Какие бы они словесные ловушки не готовили, главное – отвечать спокойно и уверенно.

Прохождение психологического теста - видео

Рассмотрим, какие используются диагностические тесты в психиатрии. Не существует ни одного физиологического или психологического метода тестирования, которого самого по себе было бы достаточно для постановки диагноза тяжелого психического расстройства. Однако диагностические методы и лабораторные анализы могут дополнить сведения, полученные при изучении психиатрического анамнеза и психического состояния на момент обследования. Выбор врачом определенных тестов зависит от его диагностических предположений, сформировавшихся во время первой беседы.

Медицинские тесты

Для того чтобы удостовериться в том, что психиатрический симптом не вызван органическим расстройством, врач назначает некоторые лабораторные исследования. Наиболее часто применяются следующие:

Диагностические тесты в психиатрии. Биохимическое обследование

Количественные отклонения от нормы электролитов (натрия, калия, хлоридов, бикарбоната) могут обусловить широкий спектр нервно-психических осложнений. Так, например, низкий уровень содержания калия в крови (что обычно наблюдается при булимии) может вызывать слабость и повышенную утомляемость. Уровень содержания магния в крови при алкоголизме часто может оказаться пониженным. Биохимические исследования могут также включать тесты для определения функции печени и почек, что дает основания судить о неблагоприятных побочных действиях психофармакологических препаратов.

Диагностические тесты в психиатрии. Эндокринологическое обследование

Нарушения уровня содержания гормонов могут стать причиной многих психиатрических симптомов, включая депрессию, приступы страха, панические атаки, деменцию, делирий, психозы. К эндокринологическим обследованиям относятся исследование функций щитовидной железы и надпочечников; часто необходимо также исследование поджелудочной железы, так как диабет и гипогликемия могут вызывать многие симптомы, приравниваемые к психиатрическим. Могут быть также назначены тесты, имеющие в виду уточнение различных эндокринных показателей, – так, например, для мужчин, страдающих импотенцией, важно установить уровень содержания тестостерона в крови.

Нейроэндокринологические тесты

Ряд параклинических диагностических методов разработан учеными с целью исследования связи между гормонами и нервной системой. В течение многих лет используется Дексаметазоновый тест (DST), который позволяет судить о подавлении производства гормона надпочечников – кортизола – и представляет особый интерес для психиатрических исследований. Некоторые ученые предполагают, что аномальные показатели величин DST подтверждают диагноз «большой депрессии», хотя это предположение еще далеко не всеми считается признанным. Различные другие нейрогормональные тесты считаются многообещающими, но для повседневной диагностической и лечебной практики ни один из них не может быть применен в обозримом будущем.

Диагностические тесты в психиатрии. Исследование крови

Проведение полного клинического анализа крови (с подсчетом процентного содержания отдельных клеточных элементов) является обязательной составной частью обычного обследования при поступлении пациента в больницу и может быть полезным для психиатрической диагностики. Так, например, злоупотребление некоторыми препаратами может вызвать изменения в картине крови. Состав крови может также выявить недостаток витаминов в организме.

Например, дефицит витамина В 12 связывают с выраженными личностными расстройствами и такими психотическими симптомами, как паранойя, состояниями истощения и слабоумием.

Иммунологические тесты

Вирусы и другие возбудители инфекционных заболеваний способны вызывать много психиатрических симптомов. К наиболее распространенным относятся сифилис, вирусный гепатит и туберкулез. Болезнь Лайма (Lyme) может вызвать утомляемость, головные боли и симптомы псевдодеменции. Болезни, вызванные вирусом Эпштейн – Барр (Epstein – Barr) и цитомегаловирусом, могут привести к изменениям психических функций, моторики и личностным расстройствам. Вирус ВИЧ ответствен за развитие деменции, которая может опередить другие симптомы СПИДа.

Токсикологические исследования

Психиатрические симптомы могут быть вызваны как лекарственными препаратами, так и неопознанными «уличными» веществами. Бытовые яды, которые мы вдыхаем или потребляем с пищей: свинец, ртуть, марганец, мышьяк, алюминий, инсектициды, – а также промышленные химикалии, которые употребляются для изготовления типографских и других красок, клеев и растворителей, могут вызвать изменения поведения.

Нейропсихиатрические тесты

В связи с тем что расстройства, вызванные органическими поражениями головного мозга, и психические расстройства тесно связаны между собой и во многом схожи по симптоматике, получила развитие новая междисциплинарная ветвь, занявшая место между медициной и нейропсихологией – нейропсихиатрия. Это научное направление опирается на неврологические методы исследования и диагностические методики для установления функционального когнитивного уровня, а также органических расстройств, которые могут вызывать психические симптомы.

Ученые разработали впечатляющие технологии, которые в состоянии дать подробные сведения о мозговых аномалиях задолго до появления очевидных симптомов, выявляя слабо выраженные нарушения в поведении и восприятиях органами чувств. В лабораторных условиях эти методы исследования могут дать основания для подозрения на шизофрению, депрессию или другие психические нарушения.

К методам нейропсихиатрического тестирования относятся следующие:

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

С помощью ЭЭГ измеряется электрическая активность мозга. Это неинвазивный (т. е. не причиняющий вреда, неопасный) относительно простой метод исследования, при котором электроды прикрепляются с помощью клея или резиновой шапочки к коже головы. С помощью полиграфа на бумагу наносится рисунок волн мозга; эта кривая волн анализируется и оценивается. ЭЭГ особенно полезна в диагностике эпилептических расстройств.

Полисомнография (ЭЭГ сна)

Записывается активность мозга во время сна с целью диагностики расстройства сна или для выявления других аномалий, которые выражаются в расстройствах модели сна, как, например, при депрессии.

Компьютерная томография Этот современный наглядный метод исследования мозга, нашедший широкое применение, служит для уточнения заболеваний мозга. В лабораторных условиях он используется для изучения широкого спектра психических расстройств, которые связаны с изменениями структур мозга, как, например, шизофрения, алкоголизм, нервная анорексия. Рентгеновский луч ощупывает мозг с разных точек и дает его объемное изображение. При контрастной томографии пациенту вводится контрастное вещество для получения наиболее четкого изображения.

Ядерно-магнитная томография (KST)

Изображения мозга получают с помощью колебаний магнитного поля. С помощью KST возможно уловить структурные изменения, которые не обнаруживает компьютерная томограмма, например малые повреждения вследствие мозгового инфаркта или рассеянного склероза. Это наиболее совершенный современный метод для идентификации опухолей мозга. Благодаря технике KST удалось установить целый ряд отклонений, которые, вероятно, сопутствуют таким психическим расстройствам, как шизофрения, хотя значение этих аномалий и их диагностическая ценность еще далеко не ясны. Так как KST относительно новый метод, исследователи принимают меры, чтобы оптимизировать его использование в психиатрии.

Позитронно-эмиссионная томография (PET)

Техника PET не использует радиоактивных соединений для графического изображения процессов обмена веществ и дает трехмерную картину функций мозга вместо изображения структур. Она позволяет исследователям изучать нейротрансмиттеры и другие субстанции, с помощью которых мозг осуществляет связные функции. В связи с тем что эта технология новая и дорогая, возможности ее применения в настоящее время изучаются очень тщательно. Важной областью применения PET станет, по-видимому, идентификация химических отклонений, которые могут быть связаны с определенными психиатрическими расстройствами.

Методики, позволяющие получить изображение мозга.

Компьютерная томограмма головного мозга больного с гигантской опухолью

Ядерно-магнитная томограмма головного мозга больного с небольшой опухолью пинеальной области

В связи с тем, что соматические заболевания, например опухоли мозга, могут вызывать психические симптомы, психиатрия нуждается в применении различных диагностических методик, в том числе исследований, позволяющих получить изображение мозга, с тем, чтобы исключить органические причины психических расстройств. Два наиболее часто применяемых метода для получения изображения это компьютерная томография (KT) и ядерно-магнитная томография (KST)

Избирательная фотонно-эмиссионная томография (SPECT)

Так же как и PET, SPECT дает трехмерное детализированное изображение мозга, но использует при этом несложный и ценный аппарат. SPECT это новая техника, применение которой находится еще в развитии. Она обещает стать очень ценной для диагностики мозговых инфарктов, так как позволяет измерять кровоток в мозгу. В будущем SPECT может применяться для дифференциальной диагностики болезни Альцгеймера и для отграничения ее от других психических расстройств, например депрессии.

Психологические тесты и методы их оценки

Психологические тесты применяют для анализа психических расстройств и они могут быть использованы для оценки личности пациента, его способов преодоления трудностей, степени тяжести его проблем, а также функционального когнитивного уровня. Были разработаны сотни тестов; одни позволяют «измерить» общие характеристики личности, другие предназначены для оценки определенных поведенческих расстройств и когнитивного дефицита.

Психологические тесты сами по себе, так же как и медицинские тесты, не позволяют поставить диагноз, но они могут помочь врачу лучше понять многие аспекты личности пациента, в частности его представление о себе самом, уровень самооценки, мотивацию, шкалу ценностей, модели взаимоотношений и настроениях. Тесты помогут также спрогнозировать, какой вид лечения мог бы быть самым полезным и на чем должна базироваться избираемая терапия. Через сравнение результатов тестов можно в дальнейшем проследить течение лечебного процесса.

Прежде чем провести тестирование (часто его осуществляет психолог, специализирующийся на тестах), врач разъясняет пациенту цель теста и характер той информации, получение которой ожидается. В связи с тем что проведение предложенного теста может продолжаться несколько часов (и еще несколько часов необходимы для того, чтобы специалист мог проанализировать и оценить его результаты), тестирование никогда не проводят во время первого визита пациента. Для этого назначаются определенный день и час.

Существуют различные категории тестов: тесты IQ, нейропсихологические серии тестов, объективные и прожективные психологические тесты и психологические оценочные шкалы.

Тесты для изучения интеллекта (Тесты IQ)

Наиболее распространенной группой тестов IQ являются тест на интеллект Гамбург-Векслера (Hamburg-Wechsler) и структурный тест на интеллект (IST). Они были разработаны в 40-х годах и периодически перерабатываются. Эти тесты состоят из ряда шкал, из которых одни предназначены для измерения речевых способностей, другие для определения уровня работоспособности в момент обследования. Тесты IQ могут в ряде случаев оказать помощь в разрешении когнитивных проблем. Они полезны для оценки психиатрических расстройств, так как у людей, чья эмоциональная жизнь вышла из состояния равновесия, показатели часто отклоняются от стандартных. Тесты IQ могут также оказать помощь при оценке трудностей развития детей и подростков.

Нейропсихологические тесты

В настоящее время применяют серии различных нейропсихологических тестов. Например, с помощью теста Halstead-Reitan-Batterie исследуется широкий спектр функций мозга. Так называемый тест Luria – Batterie также помогает уточнить представление о пациентах, у которых предполагается органически обусловленная умственная недостаточность. С помощью этих тестов можно установить определенные области мозга, которые поражены заболеванием, например кровоизлиянием или опухолью.

Психологические тесты

Так называемые личностные тесты состоят обычно из списка вопросов, на которые ответы должны быть даны в форме «правильно/неправильно» или «согласен/не согласен». Многие из этих тестов используются уже в течение десятилетий. В последние годы разработаны многочисленные тесты для оценки характерных расстройств или особенностей личности и для определения вариантов наиболее адекватного лечения. То обстоятельство, что ответы в этих тестах стандартизованы, позволяет получать результаты в форме компьютерных таблиц и оценок, которые составляют надежную основу как для терапии, так и для исследовательских целей.

Одним из наиболее распространенных тестов является Миннесотское многопрофильное исследование личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory – MMPI). Этот недавно переработанный тест направлен на определение масштаба личностной дезадаптации. Он представляет сравнительные данные с большинством шкал, которые помогают врачу в процессе постановки диагноза. Этот тест позволяет также вскрыть определенные проблемы, например суицидальные мысли или психотические переживания. Часто применяется также Фрайбургский тест личностных особенностей (Freiburger Personlichkeitsinventar – FPI).

Прожективные психологические тесты

При использовании так называемых прожективных тестов обследуемому предлагается составить сюжет на основе предложенных данных или дать толкование представленных картинок. В основу этого теста положено представление о том, что ответы раскрывают характер мыслительного процесса пациента, его чувств, восприятия окружающего мира. В этих тестах не существует «правильных» и «неправильных» ответов.

Два наиболее распространенных прожективных теста – тест Роршаха и Тематический апперцептивный тест (ТАТ):

Тест Роршаха. Испытуемому предлагается рассмотреть десять симметричных фигур в форме «чернильных клякс» и описать, что он в них видит. Психолог интерпретирует результаты, учитывая особенности мышления больного и то, как он выстраивает свои ответы.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Этот тест состоит из ряда картинок, на которых изображены различные сюжеты, позволяющие различное толкование. Обследуемому предлагается рассказать историю, отраженную в сюжете каждой картинки и отражающую мысли и чувства изображенных на них фигур. Тест ТАТ помогает раскрыть мотивацию и поведение обследуемого.

Оценочные шкалы

Были разработаны десятки оценочных шкал для того, чтобы предоставить возможность врачам, родственникам пациентов и им самим расположить симптомы и модели поведения по степени их тяжести. Примером оценочной шкалы является Общая шкала депрессий (ADS), которая помогает врачу установить степень тяжести депрессии у обследуемого.

Историю о том, через что пришлось пройти, чтобы доказать, что сын нормальный и готов быть водителем, а также о том, в какую нервотрепку вылилось прохождение медкомиссии, а точнее, беседа с врачом-психиатром Ганцевичской ЦРБ, рассказала «ГЧ» жительница деревни Люсино Елена Рылко, сын которой, готовясь к сдаче экзамена на водительское удостоверение, проходил медкомиссию 16 февраля.
Вот что рассказала мать Даниила, учащегося Ганцевичского государственного профессионального лицея сельскохозяйственного производства.

"Я прекрасно понимаю, что суть проверки у психиатра заключается в том, чтобы выяснить, готов ли человек сесть за руль. Я согласна с тем, что врач должен проверить, насколько человек уравновешен, какая у него реакция, как он мыслит. Я наслышана, что при осмотре психиатр может задавать порой даже странные вопросы, чтобы проанализировать мышление и выявить психические нарушения. Но в нашем случае проверка была направлена на тестирование умственных способностей. Причем, как выяснилось, знания должны быть если не такими, как у медалиста, то уж как у хорошиста – это точно. И я считаю, что это недопустимо! Водителем может быть не только отличник, но и середнячок" , – сказала Елена Михайловна.

Женщина рассказала, что психиатр Александр Мялик задал ее сыну 12 вопросов. По словам женщины, были они из области географии, математики, литературы. «Несмотря на то, что они были довольно странными, мой сын ответил и, как мне кажется, каких-то нелогичных или абсурдных ответов он не давал” , – отметила Елена.

После тестирования пациента врач, по словам матери, без объяснения каких-либо причин отказался ставить отметку о годности к управлению транспортом и написал направление к психиатру в город Барановичи.

По словам Елены Рылко, ее сын – не единственная «жертва» данного специалиста. Негодной, по его мнению, к управлению транспортным средством оказалась чуть ли не вся группа.

«Если тест не сдали столько ребят, так, может, причина не в пациентах, а специалисте поликлиники?» – задалась вопросом родительница.

Дурачком или неуравновешенным своего сына Елена Михайловна не считает и, если понадобится, горой будет стоять за него. И к такому ходу событий, учитывая то, что врач поставил клеймо негодности уже не на одном, по ее словам, она была готова. Учащихся лицея уже предупредили, что врач-психиатр будет хорошо экзаменовать и посоветовали при возможности посещать врача с родителями.

«Я не считаю себя скандалисткой, но разговаривать с психиатром было просто невозможно. Он всячески демонстрировал свое превосходство над нами, указывая на то, что он решает, годен мой сын или нет. Меня возмутило поведение врача, и я решила не отступать до последнего» , – рассказала сельчанка.

Доказывать то, что юноша готов сесть за руль, родители решили через главврача Ганцевичской ЦРБ Вадима Сошко. Родители сначала рассказали ему о конфликте с его подчиненным, а потом написали заявление с просьбой о повторном прохождении теста, но уже у другого специалиста.

«Главврач отнесся к нам по-человечески. Дал добро на получение заключения у врача-нарколога. Елена Николаевна повторно, в присутствии заведующего райполиклиникой Екатерины Солодуха задала вопросы сыну. Он ответил. Никаких нарушений психического состояния она не заметила и посчитала пригодным Даниила к управлению транспортным средством» , – сказала мать учащегося.

По словам Елены Рылко, учащиеся лицея уже боятся идти к психиатру – врачу, который по долгу своей работы призван не раздражать и не пугать, а, наоборот, располагать к себе!

Женщина настроена решительно. За изрядно потрепанные нервы и бестактное, по ее мнению, отношение врача к пациентам Елена Николаевна намерена писать обращения во все вышестоящие инстанции, в которых будет просить провести внеочередную аттестацию врача-психиатра Ганцевичской ЦРБ Александра Мялика, который, по ее мнению, нарушил нормы профессиональной этики и деонтологии.

Комментарий психиатра Ганцевичской ЦРБ Александра Мялика

Психиатрическое освидетельствование для будущих водителей необходимо для того, чтобы исследовать все функции абстрагирования, понимания, уровень знаний, процессы обобщения.

Пациенту задаются вопросы из школьной программы. Если он на них не отвечает, тогда возникает вопрос о состоянии общего психического здоровья. И тут две проблемы – это может быть умственная отсталость или проблемы с обучением грамотности. Умственная отсталость – это дефект интеллекта, а проблемы с обучением грамотности – это диагноз.

Если человек не отвечает на поставленные вопросы, когда уровень знаний и общей осведомленности низкий, то тогда возникает вопрос о необходимости исследовании уровня IQ (айкью). Проверка проходит в специализированных учреждениях, у людей, которые прошли специальное обучение. С пациентом беседует целая комиссия врачей-психиатров. Оценивается, как он себя ведет, как владеет полученными навыками. Ближайшая специализированная психиатрическая организация находится в Барановичах. Решение о годности или негодности принимается именно там.

Там делается специальный тест. Исходя из него и делается заключение – это легкая умственная отсталость, при которой противопоказано управление транспортным средством, или это проблемы с обучением и грамотностью, что не является противопоказанием к получению водительского удостоверения.

Никаких странных вопросов юноше я не задавал. Были обычные вопросы из школьной программы: по таблице умножения, по географии (в какой стране живём, какой город является столицей, какие в нашей стране области и с кем мы граничим). Там вариантов быть не может.

Варианты, условно говоря, могут быть при объяснении смысла пословицы. Её можно объяснять разными способами, но смысл-то будет один. Таким образом анализируются процессы абстрагирования. Количество вопросов индивидуально. Все зависит от того, как человек отвечает.

Чего переполошились родители названного пациента, я не знаю. Я не успел даже ничего конкретно ответить, как они начали конфликтовать, не слушали даже, что им говорят. Попросились поприсутствовать, а по сути даже мешали процессу.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ:
(для психологов)

Краткое Исследование Психического Состояния (Mini-Mental State Examination – MMSE),
Батарея лобной дисфункции (Frontal Assessment Battery – FAB),
Тест рисования часов,
Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

Источник:
Диагностика деменции. Методические рекомендации
Научная информация № 4
В. В. Захаров, Н. Н. Яхно
Клиника нервных болезней им. А. Я. Кожевникова

1. Краткое Исследование Психического Состояния

MINI-MENTAL STATE EXAMINATION (MMSE)
(M. F. FOLSTEIN, S. E. FOLSTEIN, P. R. HUGH, 1975)
перевод с английского

Краткое Исследование Психического Состояния является наиболее широко распространенной методикой для скрининга и оценки тяжести деменции

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА

ОЦЕНКА (баллы)

1. Ориентировка во времени: 0 – 5
Назовите дату (число, месяц, год, день недели)
2. Ориентировка в месте: 0 – 5
Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, комната)
3. Восприятие: 0 – 3
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка
4. Концентрация внимания: 0 – 5
Серийный счет («от 100 отнять 7») - пять раз
Либо: Произнесите слово «земля» наоборот
5. Память 0 – 3
Припомните 3 слова (см. п. 3)
6. Речь 0 – 2
Называние (ручка и часы)
Повторите предложение: «Никаких если, и или но»
7. 3-этапная команда: 0 – 1
«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»
8. Чтение: «Прочтите и выполните» 0 – 3
а) 3акройте глаза
б) Напишите предложение
9. Срисуйте рисунок 0 – 3

ОБЩИЙ БАЛЛ: 0 – 30


ИНСТРУКЦИИ

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число, спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.
2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.
3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.
4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл.
Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» – 3 балла, и т. д.
5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.
6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?», аналогично – часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.
7. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.
8-9. Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команды больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение.
28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций
24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения
20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности
11 –19 баллов – деменция умеренной степени выраженности
0 – 10 баллов – тяжелая деменция
Следует отметить, что чувствительность вышеприведенной методики не является абсолютной: при деменции легкой выраженности суммарный балл MMSE может оставаться в пределах нормального диапазона. Чувствительность данного теста особенно невелика при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или при деменциях с преимущественным поражением лобных долей головного мозга.

2. Батарея лобной дисфункции

FRONTAL ASSESSMENT BATTERY (FAB)
(B.DUBOIS И СОАВТ., 1999)

Методика была предложена для скрининга деменции с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур, то есть когда чувствительность MMSE может быть недостаточной.

1. Концептуализация. Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между пальто и курткой?»... «Что общего между столом и стулом?». Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данном субтесте – 3, минимальный – 0.
2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту – 3 балла, от 7 до 9 – 2 балла, от 4 до 6 – 1 балл, менее 4 – 0 баллов.
3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) – ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) – ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении серии больной только следит за врачом, при втором предъявлении – повторяет движения врача, наконец, последующие две серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение трех серий движений – 3 балла, двух серий – 2 балла, одной серии (совместно с врачом) – 1 балл.
4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз. Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение – 3 балла, не более 2 ошибок – 2 балла, много ошибок – 1 балл, полное копирование ритма врача – 0 баллов.
5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: «Теперь если я ударю один раз, то Вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.
6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1, в противном случае – 0 баллов.
Таким образом, результат теста может варьировать от 0 до 18; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.
В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результата FAB и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE (24 и более баллов). При деменции альцгеймеровского типа легкой выраженности напротив, снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).
Наконец, при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижается как показатель MMSE, так и показатель FAB.

3. Тест рисования часов

Простота и необычайно высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее общеупотребительных инструментов для диагностики данного клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Врач говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, и чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной самостоятельно должен нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции, В норме, это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10-балльной шкале:
10 баллов – норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время.
9 баллов – незначительные неточности расположения стрелок.
8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок
7 баллов – стрелки показывают совершенно неправильное время
6 баллов – стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)
5 баллов – неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.
4 балла – утрачена целостность часов, часть чисел отсутствуют или расположена вне круга
3 балла – числа и циферблат более не связаны друг с другом
2 балла – деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно
1 балл – больной не делает попыток выполнить инструкцию
Выполнение данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. ,Для дифференциального диагноза данных состояний, при неправильном самостоятельном рисунке, больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

4. Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

Для оценки тяжести когнитивных нарушений применяются как количественные нейропсихологические методики, так и клинические шкалы, которые оценивают и когнитивные, и другие (поведенческие, эмоциональные, функциональные) симптомы деменции. Данная Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating) является одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике. 2-я и 3-я позиции данной Шкалы соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 4-7-я – деменции (согласно МКБ-10).

1 – нет ни субъективных, ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.
2 – очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов (а) – не помнит, что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.
3 – мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей, с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета.
Объективизировать когнитивные расстройства при этой степени выраженности можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций.
Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.
4 – умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и т. д.
Обычно нет нарушений (а) ориентировки во времени и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу.
Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.
5 – умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал.
Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).
В то же время, основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.
6 – тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон-бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей.
Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия – отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.
7 – очень тяжелые нарушения: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.
Новые статьи