Главная · Зубные протезы · Кусака герои. Л.Н.Андреев "Кусака": описание, герои, анализ рассказа. Как собака стала Кусакой

Кусака герои. Л.Н.Андреев "Кусака": описание, герои, анализ рассказа. Как собака стала Кусакой

Александр Николаевич Островский.

Свои люди – сочтемся

Большов Самсон Силыч , Купец

Аграфена Кондратьевна , его жена

Липочка , их дочь

Подхалюзин , Приказчик

Устинья Наумовна , Сваха

Фоминишна , Ключница

Рисположенский Сысой Псоич , стряпчий

Тишка , мальчик

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Гостиная в доме Большова.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Липочка (сидит у окна с книгой). Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально,- вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная,- вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо, если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться – мило-дорого! Ну, а прицепи-ко он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее, одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все, а штатский что? Так какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я на что совестилась учителя, а в двадцать уроков все решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно толькое суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Липочка и Аграфена Кондратьевна.

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка Как, маменька, я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ка, хорошо? Раз, два, три… раз… два…

Аграфена Кондратьевна (преследуя ее). Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!… Говорю тебе, не вертись!…

Липочка Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются.- Раз… два…

Аграфена Кондратьевна Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) - Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!

Липочка . Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить, как надобно! Раз… два… три…

Аграфена Кондратьевна . Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!

Липочка . Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтоб жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз, два…

Аграфена Кондратьевна . Как! ты еще пляшешь, да еще ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.

Липочка . Ну, да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу… фу… как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.

Аграфена Кондратьевна . Постой, уж я сама оботру! Ишь, уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась! Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!

Липочка Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!

Аграфена Кондратьевна Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты, болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

Липочка. Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы – я была тогда что? Ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.

Аграфена Кондратьевна . Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!

Липочка . Да, вам житья нет! Воображаю.- А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?

Аграфена Кондратьевна . А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!

Липочка . Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают.- Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону.) Душка, милашка!

Аграфена Кондратьевна . Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.

Липочка . Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.

Аграфена Кондратьевна . Ну, как ты хочешь, там думай. Господь тебе судья! А никто так не заботится о своем детище, как материнская утроба! Ты вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то денно и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее.

Липочка . Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково мне-то?

Аграфена Кондратьевна . Разве мне тебя не жаль, ты думаешь? Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти; скоро-то только кошки мышей ловят.

Липочка . Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Срам встречаться с знакомыми, в целой Москве не могли выбрать жениха – все другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!… Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна . Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности! Владыко милосердый, не могу с духом собраться… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придется отца позвать.

Леонид Андреев - писатель, с которым мы знакомимся ещё в детстве, читая рассказы "Гостинец", "Петька на даче", "Кусака", а также многие другие. Творчество его проникнуто гуманизмом, пониманием тяжёлой доли тех, кто волею судьбы оказался в трудном положении, кто испытывает страдания от недостатка еды, одежды, да и просто от чёрствости и каменных сердец окружающих. Такими главными героями в произведениях автора выступают не только люди, но и животные. Яркий тому пример - история бездомной собаки в рассказе, который написал в 1901 году Андреев Леонид, "Кусака" (краткое содержание ее излагается в этой статье). Она трогает сердца читателей призывом к душевности, человечности и ответственности за свои деяния.

Л. Андреев, "Кусака". Краткое содержание произведения

Итак, перейдём к анализу и осмыслению истории, которую запечатлел в небольшом рассказе Леонид Андреев. "Кусака" (краткое содержание не способно передать глубины чувства, которое вложил в рассказ писатель) - это история никому не принадлежащей собаки, живущей на улице. Унеё нет клички, нет дома, хозяев, да и просто отзывчивых, неравнодушных людей встретить она не может. Собака чаще всего прячется в ей одной известном потайном уголке сада. Иногда она выбегает на улицу. Тогда дети бросают в неё палки и камни, а взрослые свистят вслед. Собаке повезло встретить добрых людей, дачу которых она охраняла.

Идею ответа добром на злобу выводит в этой истории рассказа можно передать следующей фразой: "Бьют - беги. Никому не верь. Ни от кого не жди добра".) начинает постепенно отвечать на людскую теплоту, оттаивать сердцем. Дружеские отношения возникают у собаки с девочкой Лёлей, да и со всем семейством. Собаку кормят, любят, и она пытается выразить свою признательность: кувыркается, кружится, радоствно повизгивает, завидя людей. Однако наступает осень, и семейство уезжает с дачи домой. Кусака снова остаётся одна. Она ищёт, зовёт по-своему любимых уже людей, но никто ей не отвечает. Начинается дождь. Наступает ночь. Собака безнадёжно воет.

Идея рассказа и его основной призыв

Какова же основная идея рассказа? Её можно определить, даже прочитав краткое содержание. Андреев Л.: "Кусака" - это история о том, что бездушное отношение к животным ведёт к безразличию и жёстокости в общении людей между собой. Не случайно в начале рассказа помещён эпизод с пьяным мужиком, который позвал собаку приласкать, но потом вспомнил вдруг о всех обидах, нанесённых ему людьми, и выместил зло на животном, ударив Кусаку сапогом. Безусловно, к гуманизму призывает в своём творчестве Леонид Андреев. "Кусака", краткое содержание которой мы здесь приводим, также служит этой высокой цели. Оправдан и эпизод в конце рассказа, показывающий дурачка Илюшу, над которым цинично смеются в деревне и взрослые, и дети. Чему учит, на что обращает наше внимание в рассказе Леонид Андреев? "Кусака", краткое содержание это тоже подтверждает, - образец так называемого эзопового языка, когда на примере поведения животных показываются и высмеиваются недостатки людей, их неблаговидные поступки. Будьте внимательнее к окружающим, будьте добрее и милосерднее - основной призыв автора этого произведения.

Этот рассказ довольно короткий и учит он тому, что нужно с заботой относиться к братьям нашим меньшим. Людям следует понимать, что если уж они приручили какое-то животное, значит нужно не забывать о нем и думать об этом существе.

Главных героев в рассказе также немного. Это: собака Кусака и девочка-гимназистка Леля, а также ее семья.

Кусака скитается по улицам. У нее нет хозяев. Люди не любят Кусаку и часто бьют ее. Однажды, она селится на пустующей даче. Летом туда приезжают люди. Кусака и хозяева дачи становятся друзьями. Но как только наступает холод, люди уезжают в город и забывают о Кусаке.

На первый взгляд кажется, что рассказ Л. Андреева посвящен теме отношения человека к животным. Однако, на самом деле, проблематика произведения гораздо шире. Она связана с вопросом о природе людей, их способности к добрым и злым поступкам.

В произведении говорится о жизни уличной собаки, озлобленной и дикой. Она ненавидит людей и держится от них на расстоянии, потому что никогда не видела от человека ничего хорошего.

Поздней весной на дачу, где прячется Кусака, приезжают новые жильцы. Собака нападает на одну из них, гимназистку Лелю и отрывает ей кусок платья. Девочка старается подружиться с агрессивным животным и добивается успеха! Постепенно Кусака привыкает к людям, позволяет им себя гладить и даже учиться играть.

Но вот приходит осень. Дачникам пора возвращаться в город. Леля хочет взять Кусаку с собой, но мать ей запрещает, обещая взять вместо глупой дворняги настоящего породистого щенка. Девочка соглашается. Последний раз она идет с Кусакой гулять, а затем уезжает, даже не попрощавшись со вчерашней любимицей.

После отъезда дачников собака возвращается в опустевший дом. Увидев, что ее в очередной раз предали, Кусака протяжно и долго воет.

Главные герои произведения

Большую часть описаний Андреев посвящает образу Кусаки. Он подробно описывает характер собаки, показывая, что такой злобной она стала, потому что ее вынудили. Нрав Кусаки характеризуется с помощью приема антитезы. В ней как будто переплетаются две собаки: одна недоверчивая и злобная, а другая - веселая и игривая.

Проблематика рассказа "Кусака"

Таким образом, в этом произведении затрагиваются следующие проблемы:

  1. Проблема безответственности человека по отношению к живым существам, зависящим от него.
  2. Проблема одиночества и озлобленности того, кого много раз предавали разные люди.
  3. Проблема эгоизма: каждый думает только о себе и воспринимает Кусаку как игрушку, которую можно просто оставить и уехать.

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует - это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию - быть человеком.