Главная · Зубная боль · Вселенская родительская суббота: что важно знать и сделать? Вселенская родительская суббота

Вселенская родительская суббота: что важно знать и сделать? Вселенская родительская суббота




Близится один из важнейших в православном мире день памяти, первый в 2019 году, который в церковном календаре обозначен как Вселенская родительская суббота. Всего насчитывается 8 дней памяти усопших, но первая всегда идет Вселенская мясопустная суббота, так как она отмечается всегда на Мясопустной неделе, прежде, чем начнется самый главный пост – Великий пост перед Пасхой. Что можно и что нельзя делать в этот день, а так же каково предназначение этого дня с религиозной точки зрения, мы расскажем в этом материале.

  • Как приготовить кутью ко дню памяти
  • Почему важно молиться за умерших в дни памяти

Дата, когда Вселенская родительская суббота в 2019 году

Дата первой Вселенской субботы всегда привязана к дате Пасхи, которая меняется из года в год. В 2019 году Вселенская мясопустная суббота будет 2 марта. В этот день во всех церквях проходят панихиды по специальному уставу, тысячи верующих идут в храм, чтобы помолиться за души умерших и поставить за них свечу, а также подать молебен за них.




Всегда Вселенская родительская суббота отмечается за 7 дней до начала Великого Поста. Дело в том, что воскресенье перед масленичной неделей посвящено Страшному суду: несмотря на то, что гулянья в честь масленицы только готовятся, к этому задору присоединяется покаянное настроение начала Великого Поста, время духовного просвещения и воздержание от животной пищи, а также веселья. В древности говорили: «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», потому масленица не должна стать оргией, но пройти мирно, весело и в радостном общении с близкими людьми.

[b]Религиозное значение Вселенской родительской субботы
Во-первых, почему этот день называется «родительскими», ведь, как правило, поминают всех тех, кто уже отошел в мир иной? Во-первых, это можно обусловить тем, что, как правило, родители покидают наш мир первыми, а потому дети молятся за них. Но, это не главная причина. Дело в том, что в религиозном мире – первоначальный долг молитвы христианина – это молитва за родителей, что подарили жизнь. То есть, из всех, кто отошел в мир иной, первая молитва всегда за родителей, так как именно они стали проводниками в жизнь.




Во-вторых, Вселенская родительская суббота была введена в церковный календарь потому, что не все живые отходят в мир иной по своей воле или по причине старости: многие гибнут в морях и горах, на войне, от страшных болезней, тем самым заканчивая свой жизненный путь слишком рано. Никто не берется перечислять, сколько таких смертей происходит на земле, а потому и был установлен Вселенский день памяти, что бы ни одна душа не была лишена молитв церковных. В дни памяти в церквях молятся за упокой всех душ, а те, кто приходят, молятся за своих близких и знакомых, а также присоединяются и к молитвам батюшек, который проводят панихиду по всем.

Как проходят службы во Вселенскую мясопустную субботу

В некоторых храмам, помимо прочтения панихиды по уставу, перед дверями храма ставят деревянные стол, на него Распятие и свечку перед распятием и кутью. В других храма ставят только перед входом только свечу и большой подсвечник.




Более того, те верующие, которые после службы отправляются на кладбище (а это надо делать обязательно) зовут священника на могилу родственников, чтобы он прочитал молитву и освятил могилу.



Что нужно делать во Вселенскую мясопустную субботу

Священнослужители берут на себя обязанность молиться в этот день за всех умерших христиан, но что должен делать верующий в этот день?




Во-первых, следует сходить в храм, и желательно отстоять всю службу, молясь вместе со священником. Также, следует заказать об усопших обедню либо поминовение. Это можно сделать придя в храм и заполнив специальный бланк «Об упокоении», отдать человеку, который в храме отвечает за эти бланки, оплатить услугу. Как подавать молебен можно прочесть на сайте храма, либо поинтересоваться об этом у работников церкви (продавцов икон и свеч).

Если по каким-то причинам не получается сходить в храм, то помолиться за умерших можно дома, выбрав тихое и спокойное место, чтобы никто не прервал молитву. Специальные молитвы на Вселенскую мясопустную неделю можно найти в церковных календарях, либо в молитвенниках, также можно прочитать «Отче наш».




Известно, что нельзя молиться за тех, кто совершил самосуд, за женщин, которые погибли из-за аборта, некрещеных, неверующих и еретиков. В данном случае, следует раздать милостыню нуждающимся, чтобы почтить память перечисленных душ.

Также, надо сходить на кладбище и навестить могилки всех близких, прибрать их, прополоть могилы, если они присыпаны землей, протереть плиты с портретами, покрасить памятники, если в этом есть необходимость. Могилки должны выглядеть опрятно, это тоже дань памяти. Кроме этого, нужно еще и помолиться на могиле, можно сделать это самостоятельно, а можно, как уже упоминалась, пригласить для этих целей священника.

Чего нельзя делать во Вселенскую мясопустную родительскую субботу

Несмотря на то, что многие привыкли оставлять на могилках еду, конфетки или хлеб с рюмкой воды или спиртного, этого делать нельзя. Во-первых, такая традиция ничего общего не имеет с религией, это пережиток язычества, а во-вторых, лучше эту пищу отдать тем, кто в ней нуждается.

Также нельзя поминать усопших на могилках спиртными напитками, это богохульство. Можно сделать пару глотков церковного кагора, но не более того. День памяти – это не праздник, когда можно позволить себе выпить и веселиться.

Ежегодно в церковном календаре православных присутствуют специальные дни, посвященные поминовению усопших. Их называют Родительскими субботами в знак того, что именно о родителях, как о главных людях в жизни, мы молимся и когда они в здравии, и когда их уже нет на этом свете. Первая Родительская суббота ежегодно отмечается перед началом Великого поста. Она называется «Мясопустной», и в нынешнем году выпадает на 10 февраля.

Мясопустная суббота - древнейший праздник поминовения всех погибших православных, которые были невинно убиты и замучены за истинную веру в Христа. 10 февраля - день, который напоминает о Великом Суде, времени встречи с Богом. Церковнослужители дают каждому шанс на очищение и спасение души от страшных грехов, чтобы быть честным и чистым перед собой и Господом нашим.

Завет апостола Иакова молиться друг за друга во имя исцеления относится не столько к телу, сколько к душе. Ведь именно она является средоточием всех людских благодетелей и отражает их эмоциональное и физическое состояние. Именно мы можем помочь своим близким молитвами, собравшись вместе и вознеся единую молитву Богу.

Особенности и значение

Вселенской суббота называется в знак того, что в этот день молятся и поминают всех без исключения почивших православных.

Мясопустная суббота отмечается накануне Масленицы и за неделю до начала Великого поста - с этого дня верующие уже должны ограничить себя в мясных продуктах, чтобы правильно приготовиться к длинным семи неделям воздержания.

Родительской суббота названа потому, что мать и отец являются ближайшими родственниками, а в первую очередь принято молиться о покое своих близких. В этот день церковь разрешает молиться и за людей, чья жизнь оборвалась по собственной воле, и за тех, кто без вести пропал и не предан земле. Также церковь поминает всех живших во время страшного суда Христова и тех, кто защищал его от нападок неверующих.

Что можно, а что нельзя делать в этот день

День стоит начать молитвой об умерших. Дома у иконы либо в церкви стоит попросить упокоения душ тех, кого уже нет с нами. После церкви нужно отправиться на кладбище, чтобы прибрать могилку и зажечь свечу в честь поминовения усопшего.

Многие уверены, что поминать усопших необходимо алкоголем. Церковь с подобной традицией спорит давно - поминки связаны с молитвами и покаянием перед Богом, а не с возлияниями.

Некоторые утверждают, что во Вселенские родительские субботы нельзя работать. Отнюдь, это совершенно не правильно. Церковь, конечно же, предписывает верующим отдыхать в праздники, но если труд крайне необходим и приносит пользу вам и вашей семье, отказывать себе в работе не стоит.

На Вселенскую родительскую субботу, принято готовить кутью и пироги - главные блюда, которыми поминают умерших. Кутья - символ покинувшего мир живых человека. Зерно для хлеба кладут в землю, оно истлевает, давая плоды, которые мы пожинаем для приготовления пищи. Так и человек должен быть предан земле, чтобы тело истлело, а бессмертная душа вознеслась в Царствие Небесное. Кутья также служит символом захоронения всех, кто по разным причинам не был предан земле, и чей дух мечется, не имея возможности покинуть этот мир.

В этот день нельзя быть жадным. Необходимо накормить бедного и нуждающегося или принести угощения прям в церковь, чтобы уже священнослужители раздали еду страждущим. Разделение своей скорби за умершим во Вселенскую родительскую субботу является обязательным ритуалом.

Главная задача данного дня состоит в том, чтобы напомнить всем людям о том, что существует некая грань между миром мертвых и живых. Но только не стоит относиться к смерти, как к завершению всего, поскольку это только начало, переход от материальной жизни к вечной жизни рядом с Богом.

Следует всегда помнить о том, что во врата рая смогут войти только те, кто сумел примириться с людьми, и в том числе с самим собой. Именно поэтому необходимо читать молитвы, всегда вспоминать о тех, кого нет с нами рядом, проигрывать в памяти самые приятные моменты их жизни.

Любой негатив к мертвому следует отпустить из души, чтобы не набраться еще больше греха, и тем самым отпустить усопшего в мир иной с миром.

Вселенские субботы в 2018 году

Дни поминовения усопших устанавливаются перед важными церковными праздниками, чтобы верующие как бы воссоединялись с умершими родными перед великими церковными датами и не забывали о тех, кто нуждается в их молитвах в праздное время.

Субботы поминовения усопших будут проходить в течение Великого поста:

  • 3 марта - суббота 2 седмицы (недели) Великого поста;
  • 10 марта - суббота 3 седмицы Великого поста;
  • 17 марта - суббота 4 седмицы Великого поста.

Родительскую субботу, выпадающую не на субботу, отмечают после Пасхи - на девятый день празднуется Радоница (вторник, 17 апреля в 2018 году). В этот день стоит посетить кладбище и помянуть усопших, ведь непосредственно в Пасху это делать запрещено.

Также частную Родительскую субботу отмечают накануне 9 мая - в церквях молятся о тех, кто погиб в борьбе за Родину.

Вселенская суббота будет также перед Троицей - в нынешнем году это 26 мая. В Троицкую родительскую субботу поминают даже тех, кто совершил один из самых сильных грехов, самоубийство.

Также частную субботу отмечают в ноябре (3 числа) - суббота носит имя Дмитриевской и посвящена всем воинам, павшим в борьбе за родную землю.

Православная церковь учредила для празднования верующими множество важных дат. Есть среди них дни, относящиеся непосредственно и к Иисусу Христу, Сыну Божьему, и к Богородице, и к тому или иному святому, преподобному, блаженному угоднику Господню, коих в сонме праведников, вознесшихся по смерти на небеса, не счесть. Особое место занимают в христианском календаре даты, предназначенные для всецерковного поминовения усопших. Одна из них, называемая , в 2019 году выпадает на 2 марта.


Суть празднования

Говоря о смысле Вселенской родительской мясопустной субботы, события, находящегося в центре настоящего повествования, следует уточнить, что в году не одна родительская суббота. Одну отмечают перед праздником Пятидесятницы, известной большей части верующих как День святой Троицы, вторую – в преддверии Недели (Седмицы) мясопустной. Нас интересует именно вторая дата.

Неделя мясопустная традиционно посвящена напоминанию христианам, да и всему человечеству, о грядущем последнем Страшном суде Христове. Таким образом, Вселенская родительская мясопустная суббота предназначена Церковью для поминовения усопших всех родов от Адама.

Теперь разберемся с терминами: «мясопустная», «родительская» и «вселенская». Определение «мясопустная» должна восприниматься как одна из характеристик праздника в качестве руководства к действию: в этот день запрещается употреблять мясную пищу. Что касается термина «родительская», то здесь есть несколько объяснений. В первую очередь, любой истинно православный верующий человек обязан совершать молитвы за души своих матери и отца, почивших с миром. Это главные для каждого из нас люди на всем белом свете – они дали нам жизнь, и мы в вечном долгу перед ними, оплатить который можем, должны, в том числе вымаливанием прощения у Бога за их грехи, сотворенные во время земного существование. К тому же родители в основном – так и положено – покидают бренный мир раньше своих чад. Это тоже сыграло своеобразную, хотя и не главную роль в возникновении термина.

Что означает слово «вселенская» применительно к наименованию Вселенской родительской мясопустной субботы? Особое значение в этот важный день поминовения усопших Церковь придает молитвам, обращенным к Господу за людей, умерших внезапной, а то и неестественной смертью. Цель очевидна: нельзя допустить, чтобы чья-то душа осталась неупокоенной. Вот и называют родительскую мясопустную субботу Вселенской, то есть посвященной молитвенному воспоминанию всех почивших без исключения.

История праздника и богослужения в этот день

Установление Вселенской родительской мясопустной субботы накануне мясопустной Седмицы тесно связано с апостольским преданием. Этому есть подтверждение в церковном уставе, относящемся по времени к V веку н.э. и принадлежащем перу преподобного Саввы Освященного. В свою очередь данный факт, упомянутый в уставе, имеет еще более древнее происхождение. Также определенную роль сыграл обычай христиан испокон веков в конкретные даты массово посещать кладбища с целью поминовения усопших.

Заупокойная служба, осуществляемая в храмах в день Вселенской родительской мясопустной субботы называется следующим образом: «Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших» В определенный момент богослужения перед Царскими вратами, ведущими в алтарь, ставится стол, на нем располагается Распятие, а перед ним – свеча и нередко кутия. В других церквях несколько иной порядок: ограничиваются исключительно свечой в большом подсвечнике опять же перед Царскими вратами.


Стоит упомянуть некоторые молитвенные моменты в заупокойной службе на Вселенскую родительскую мясопустную субботу. В них заложен важный смысл. Так, например, имеет место быть тропарь: «Единый Создатель, глубиной мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя и Бога нашего». Или вот несколько канонов: «Умершим напрасно от случаев, от клича же зельного, скораго течения и заушения, удавления же от искренняго, и лягания, Господи славы, верою усопшим ослаби во веки» - о внезапно погибших православных христианах, ведших благочестивый образ жизни; «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных».

Поминовение усопших

Понятно, что Церковь берет на себя обязанность молиться о душах умерших христиан в обозначенную дату. Ну, а как обычному верующему самостоятельно помянуть усопших родственников и знакомых во Вселенскую родительскую мясопустную субботу?

Следует заказать в этот день о них обедню или особое поминовение на Проскомидии. С данной целью придите в храм, заполните специальный листок «Об упокоении», отдайте человеку, уполномоченному такие записки принимать, внесите плату. Порядок подачи записок можно узнать на сайте любого храма либо непосредственно в церкви - там, где осуществляется данная процедура.

В идеале нужно отстоять службу до конца, помолиться во время Панихиды за своих близких, почивших с миром. Чтобы попасть на Проскомидию, нужно прийти в церковь пораньше. Эта служба совершается до начала Литургии.

Хорошо раздать милостыню нищим, дабы помянуть лиц, за которых запрещено подавать записки. Это самоубийцы, женщины, умершие от абортов, некрещенные, атеисты и еретики. При этом имя называть не нужно.


Дома можно и нужно вспомнить об усопших родственниках, вкушая пищу на протяжении Вселенской родительской мясопустной субботы. Не помешает почитать 17-ю кафизму Псалтири.

Как приготовить кутию?

Выше уже упоминалось, что во время богослужений в храме в день Вселенской родительской мясопустной субботы задействовано блюдо, которым по древнему обычаю люди угощают друг друга перед и Васильевым днем (). Речь идет о кутье, иначе – кутие. Как видите, его употребляют и в даты, посвященные поминовению усопших. Кутья представляет собой обязательное кушанье поминальной трапезы.

У этого блюда есть еще одно название – «коливо». Сегодня мы готовим его, как правило, из риса, меда и изюма. Но оригинальный состав кушанья выглядит иначе: вареная пшеница плюс мед.

Кутия в данной форме напоминает о Воскресении умершего, когда придет день Страшного Суда. При этом пшеничное зерно олицетворяет тело человеческое: «чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и испытать истление, чтобы потом восстать для будущей жизни», а мед – не что иное, как олицетворение сладости благ будущего существования.

Попробуйте приготовить блюдо непосредственно таким, каким его ели наши предки. Возьмите пшеничное зерно, залейте водой, оставьте на несколько часов. Затем слейте жидкость и сварите кашу. Готовые зернышки не должны слипаться, но в то же время обязаны быть мягкими. Всыпьте в подготовленную крупу промытый изюм, заправьте медом. Хорошенько перемешайте. Блюдо стоит отнести в храм, на панихиду для освящения и последующего поминовения усопших.


Вселенская родительская (мясопустная) суббота

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО


Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.


ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)


Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).

К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.


ЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ СЛУЖБЫ


Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения - «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины).

Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких.

Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких. Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой.

После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном - особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких.

Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст - непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири (таков древний православный обычай). Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!

Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное (кроме церковного вина). Самый простой вид жертвы за усопшего - свеча, которая ставится о его упокоении.

Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких - это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.


ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШЕГО НА ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ


Молитва за усопших - это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе - все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, - долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища? Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений...»

Домашнее молитвенное поминовение усопшего христианина весьма многообразно. Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день. Можно так-же рекомендовать чтение акафиста о упокоении усопших. Вообще, Церковь заповедует нам каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва о усопших


Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.


ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

Перед трапезой следует совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Естественно желание хозяев повкуснее угостить всех, кто пришел на поминки. Но нужно соблюдать посты, установленные Церковью, и вкушать разрешенную еду: в среду, пятницу, в длительные посты - не есть скоромного. Если память усопшего бывает в будний день Великого поста, то поминки переносятся на ближайшую перед этим субботу или воскресенье.

От вина, тем более от водки, на поминальной трапезе необходимо воздержаться! Вином усопших не поминают! Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни. Не следует пить спиртного, даже если сам умерший любил выпить. Известно, что «пьяные» поминки часто превращаются в безобразное сборище, на котором о покойном попросту забывают. За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки). Обычай оставлять за столом рюмку с водкой и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Напротив, существуют благочестивые обычаи, достойные подражания. Во многих православных семьях первыми за поминальный стол усаживаются нищие и убогие, дети и старушки. Им же можно раздать одежду и вещи усопшего. Православные люди могут рассказать о многочисленных случаях удостоверения из загробного мира о великой помощи усопшим вследствие творения милостыни их родственниками. Более того, многих людей потеря близких побуждает сделать первый шаг к Богу, начать жить жизнью православного христианина.

Так, один ныне здравствующий архимандрит рассказывает следующий случай из своей пастырской практики.

«Было это в тяжелые послевоенные годы. Приходит ко мне, настоятелю деревенского храма, заплаканная от горя мать, у которой утонул ее восьмилетний сынишка Миша. И говорит она, что Миша приснился ей и жаловался на холод - был он совсем без одежды. Говорю ей: "А осталась ли какая его одежда?" - "Да, конечно". - "Раздай-ка ее друзьям Мишиным, наверняка им пригодится".

Через несколько дней она говорит мне, что опять видела Мишу во сне: он был одет как раз в ту одежду, которая была отдана его друзьям. Поблагодарил он, но теперь пожаловался на голод. Посоветовал я сделать для деревенских детишек - друзей и знакомых Миши - поминальную трапезу. Как ни трудно в тяжелое время, но что не сделаешь для любимого сынишки! И женщина, чем могла, угостила детей.

В третий раз пришла она. Очень меня благодарила: "Миша во сне говорил, что теперь ему и тепло и сытно, только моих молитв не хватает". Научил я ее молитвам, посоветовал не оставлять и на будущее дела милосердия. Стала она ревностной прихожанкой, всегда готовой откликнуться на просьбы о помощи, по мере сил и возможностей помогала сиротам, нищим и убогим».



04 / 03 / 2005

Вселенская родительская суббота – на какое число она выпадает в 2018 году? Какова история её установления и смысл в жизни Православной Церкви? Ответы здесь!

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех усопших отцов и братий по вере. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение,- вселенскими родительскими субботами. Первая вселенская родительская суббота бывает на Мясопустной седмице, перед началом масленицы, подготовляющей верующих к Великому посту .

Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста ? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда : хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной оргией, но должно быть временем радостного общения с ближними.

История установления Вселенской родительской субботы

Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.

Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.

Смысл Вселенской родительской субботы

Почему «родительская»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

В синаксаре на этот день написано “Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертию, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви”.

Нечасто, но приходится слышать от людей: «зачем молиться об умерших , ведь Сам Господь сказал нам: «В чем застану, в том и сужу», какой же смысл такой молитвы?».

Действительно, если эти Христовы слова отнести к моменту человеческой смерти, тогда заупокойная молитва не имеет никого смысла. Но правильно ли мы понимаем эти слова?

Данная фраза относится не к Писанию, а к аграфе, записанной мучеником Иустином Философом. Она созвучна слову Писания: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24: 42). Значит, речь идет не о том, что Господь смертью нашей застанет нас в тот или иной момент, а в совсем другом, в том, что нельзя предаваться беспечности. Понятно, что почивший вряд ли может быть беспечен перед лицом Вечности.

По смерти, согласно словам святых отцов (святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Игнатия Брянчанинова и многих других) душа встречается с миром ангельским (здесь и Божии ангелы, и демоны начинают борьбу за душу). Это момент соприкосновения души с Вечностью, но еще не конец.

Душа проходит мытарства, это занимает некоторое время. Наступает для души частный суд, но и это не окончательное определение для человека, иначе не было бы Страшного Суда во Второе Христово Пришествие. Господь дает время душе человеческой для исправления, но в том вся скорбь, что душа – не весь человек. Без тела, может, сложнее грешить, но и исправляться без тела тоже сложнее. Но выход из этого есть!

Апостол Иаков заповедует нам: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16).

Но ведь в исцелении нуждается не столько тело, сколько душа, потому как в ней сосредоточен источник всех наших болезней – грех. Потому то и действенна молитва Церкви о почивших, что это молитва об избавлении от первопричины страданий – греха.

Почившие наши сродники еще не совсем люди, потому как человек – существо троечастное. Только тогда человек – человек, когда дух, душа и тело живы. Мертвые же мертвы телом, хотя и живы душой, а значит, есть у них время на покаяние. И помочь им можем мы, еще живые их сродники, близкие, соседи, просто собратья во Христе. Усердная молитва, щедрая милостыня могут совершить, воистину, чудеса. И главное чудо – прощение грехов и спасение души происходит незаметно для нас, но от этого оно не теряет своей важности. Ведь и нам в скором времени очень и очень важны будут молитвы об упокоении наших душ.

Особенности богослужения во Вселенскую родительскую субботу

В заупокойной ектении в субботу мясопустную взывается (возглашается): «Еще молимся о упокоении душ рабов Божиих, праотец, отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных христиан». В иных храмах при этом ставится перед Царскими дверями стол, на столе Распятие и перед ним – свеча, а иногда и кутия. В других храмах ставится перед Царскими дверями только свеча на большом подсвечнике.

Из службы в субботу мясопустную. Стихиры на «Господи, воззвах»: «Верные! Воспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судий всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную (по правую руку) Его, на стороне угодивших Ему, получили участие (участь) со святыми, в светлом и вечно блаженном Его Царстве Небесном».

«Спаситель! Ты, искупивший людей Своей Кровию, избавивший нас Своей смертию от горькой смерти и Воскресением Своим дарующий нам жизнь Вечную, – упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на суше, всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их Небесного Твоего Царства».

«Христе! Через Твое Воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой рабов Твоих в Твоем блаженном обиталище, там, где пребывает Авраам, – всех, от Адама и до сего дня послуживших Тебе верно, отцев и братьев наших и друзей, и родных, переселившихся к Тебе различным образом. Боже! Удостой их всех Небесного Твоего Царства».

«Плачу и рыдаю, когда размышляю о смерти и вижу, как в гробах лежит созданная по образу Божию наша красота – безобразная, бесславная, не имеющая уже вида. О, чудо! Что это за таинство совершается над нами? Как это мы предаемся тлению? Как подчинились смерти? Истинно повелением Бога, как писано, дарующего упокоение скончавшимся».

Тропарь. «Единый Создатель, глубиною мудрости человеколюбиво все устрояющий и всем дарующий полезное, Господи, упокой души рабов Твоих, потому что они возложили свои надежды на Тебя, Творца, Промыслителя, и Бога нашего».

Из канона, певаемого в субботу мясопустную: «Яже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь, яже попали верныя, Милостиво, в части учини праведных» (песнь 1, тропарь 4).

«Яже уби меч, и конь восхити, град, снег и туча умноженная, яже удави плинфа или персть посыпа, Христе Спасе наш, упокой» (песнь 4, тропарь 4).

«Умершим напрасно (внезапно) от случаев, от клича же зельнаго (крика сильного), скораго течения и заушения, удавления же от искренняго (искренний – всякий человек. – Ред.), и лягания (здесь – ото сна), Господи славы, верою усопшим ослаби (прости) во веки» (песнь 8, тропарь 4).

«Умершия Божиим прощением (здесь – наказанием): смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю восшумевшуся, вся верныя, Христе, упокой» (песнь 9, тропарь 3).

Приготовление кутии на Вселенскую родительскую субботу

Кутия, иначе – коливо (т. е. вареная пщеница, смешанная с мёдом), поставляемая как при совершении заупокойной литии, так и панихиды, служит напоминанием о Воскресении умершего. Как зерно, чтобы образовать колос и дать плод, должно быть положено в землю и там истлеть, так и тело умершего должно быть предано земле и испытать истление, чтобы потом восстать для Будущей жизни (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд знаменует сладость благ будущей жизни.

Кутия, пожалуй, единственное обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовим ее, вспоминая слова Спасителя: Иоан.12:24 «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».

Зерном можно назвать наших сродников усопших, а плод их - в нас многогрешных, в нашей памяти о них, в наших делах, совершаемых благодаря их добро прожитой жизни. С этой мыслью и будем приготовлять.

Замочим на несколько часов зерно, предпочтительно пшеницу, но так как она не всегда есть под рукой, подойдет недробленая перловая крупа или рис. Сварим из него умеренной разваренности кашу, чтобы зернышки были отдельные, но не жесткие. Готовим ингредиенты наполнители, здесь простор для вашей фантазии: традиционно добавляют изюм и мед, но любые сухофрукты, орехи всех видов, чищеные семечки, мак, фрукты, мармелад вполне подойдут, это уже дело вкуса хозяйки. Если меда нет, заправим сахаром, предпочтительно в виде сиропа.

Сухофрукты, изюм, курагу распарим (крупные можно измельчить). Орехи тоже можно измельчить, но не в категоричную пудру, пусть будут и кусочки, и более мелкая масса. Все приготовленные продукты перемешаем. Помещаем в удобную посуду – и в церковь, на панихиду, освятить, помолившись за усопших.