Возможность получения образования детьми инвалидами. Права детей-инвалидов и их родителей: защита важных людей! Жилищные и бытовые льготы
Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.
В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.
Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.
Поддержка общего и профессионального образования, а также профессионального обучения инвалидов направлена:
1. на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2. развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3. интеграцию в общество.
Органы управления образованием и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации. Дети-инвалиды и их родители (законные представители) обеспечиваются информацией по вопросам получения образования и реабилитации.
При получении инвалидами образования, в т. ч. на дому и в форме семейного образования, им должна оказываться психолого-педагогическая поддержка.
Инвалиды могут получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях органы управления образованием с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию их обучения по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для такого обучения являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной (муниципальной) образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами субъектов РФ.
При организации дистанционного образования детей-инвалидов необходимо также руководствоваться постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 и письмом Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254, которым направлены рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте РФ.
Меры, направленные на государственную поддержку детейинвалидов и детей с ОВЗ перечислены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Они предусматривают:
1) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную,коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;
2) обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;
3) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
4) внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.
Официальный источник
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19 Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений»)
КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом общеобразовательная школа должна принимать всех детей, не зависимо от их состояния здоровья. Поэтому школа не имеет право отказаться принимать ребенка на том основании, что он инвалид. Однако, следует помнить, что общеобразовательная школа не обязана создавать специальные условия для обучения ребенка-инвалида в виде введения для него специальной учебной программы (например, разработанной для обучения умственно-отсталых детей), привлечения дефектологов и т. п. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но имеют право это делать.
Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Они направляются в специальные школы органами управления образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 10 статьи 50)
Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения. (Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не дарственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 N 861, пункты 1 и 2.)
КОММЕНТАРИЙ: Согласно двум приведенным выше правилам дети-инвалиды направляются в специальные школы, либо обучаются на дому только с согласия родителей Поэтому, выбор этих форм обучения является правом, а не обязанностью родителей. Никто не имеет право принуждать родителей к выбору указанных форм обучения.
Родители имеют право обучать ребенка-инвалида на дому самостоятельно. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 10; Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861, пункт 8.)
КОММЕНТАРИИ: В данном случае речь идет о семейном образовании. Его надо отличать от обучения на дому. При надомном обучении учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, бесплатно приходят к нему домой и проводят с ним занятия, а также осуществляют промежуточную и итоговую аттестацию
его знаний. Родители при этом получают только компенсацию на питание ребенка (см. о ней ниже), а труд учителей оплачивает государство. При семейном обучении родители сами организуют процесс обучения своего ребенка. Они могут обучать ребенка самостоятельно или нанять для этих целей преподавателя. При этом государство выплачивает им компенсацию в размере государственных и местных нормативов затрат на обучение и воспитание ребенка в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь ввиду, что если в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии ребенку рекомендовано обучение в специальной (коррекционной) школе, то и компенсация при семейном обучении должна выплачиваться в размере нормативов затрат на его обучение в такой школе. Дело в том, что нормативы затрат на обучение в специальных школах выше, чем в обычных. При семейном образовании между родителями, местным органом управления образованием и школой или спецшколой (если обучение ребенка финансируется по нормативам спецшколы) заключается трехсторонний договор. По этому договору местные органы управления образованием выплачивает компенсацию, родители организуют обучение ребенка, а школа по договоренности с родителями проводит промежуточную и итоговую аттестацию ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации договор может быть расторгнут и компенсация подлежит возврату. Следует иметь ввиду, что порядок семейного обучения детей-инвалидов в той части, в которой он отличается от семейного обучения обычных детей (выплата повышенной компенсации, контроль за семейном обучением со стороны специальных школ и т. д.) в настоящее время не урегулирован нормативными актами .
Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и Xl (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация провод в обстановке, исключающей влияние негативных факто на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей – инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию: с Московским комитетом образования (на основании представлений окружных управлений образования) - для выпускников XI (XII) классов и с окружным управлением образования - для выпускников IX классов.
(Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Москвы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 01.01.01 г. N 155 пункт 2.2)
КОММЕНТАРИИ: По общему правилу выпускники 9 класса сдают не менее 4 экзаменов (письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучаемых в 9 классе). Выпускникиклассов сдают не менее 5 экзаменов (письменные по алгебре и началу анализа и литературе, а также три экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучаемых в 10,классах). Экзамены по выбранным предметам могут сдаваться как в письменной, так и в устной форме. Форма проведения экзаменов по конкретному предмету устанавливается Минобразованием и школой. Дети-инвалиды могут сдавать все экзамены, установленные для здоровых выпускников, но потребовать при этом замену письменной форы сдачи экзаменов на устную. Аля детей-инвалидов может быть также сокращено количество сдаваемых экзаменов до двух письменных. В случае сокращения количества экзаменов также может быть заменена письменная форма сдаваемых экзаменов на устную. Выпускные экзамены для детей-инвалидов, должны про-
водится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей-инвалидов. Это может выражаться в приеме выпускных экзаменов в медицинском кабинете школы отдельно от других учащихся или на дому, и т. п. Вопросы, связанные с созданием специальных условий для сдачи выпускных экзаменов, решаются в отношении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи выпускных экзаменов распространяются на государственные, муниципальные и частные школы.
Дети-инвалиды, обучающиеся в специальных школах и общеобразовательных школах для больных детей и детей-инвалидов (школы надомного обучения), обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. В порядке исключения производится выплата компенсаций на питание указанным детям-инвалидам, не питающимся в школе (обучающимся на дому) в суммах стоимости двухразового льготного питания -37 рублей в день.
(Постановление Правительства Москвы «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2001 году и комплексной программе мер по социальной защите москвичей в 2002 году» от 01.01.01 г. N 65-ПП, пункт 3.5; Приказ Московского департамента образования «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы в 2002/03 учебном году» от 01.01.01 г. N 745, пункты!.3 и 1.4)
КОММЕНТАРИИ: Указанный порядок выплаты компенсации действует в 2002/03 учебном году.
Дети-инвалиды, обучаются в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы бесплатно.
(Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы , утвержденный Приказом Комитета по культуре от 6 мая 2002 г. N 205, пункт 4)
2. Право на получение среднего и высшего профессионального образования
Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.
(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16)
КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если он сдал вступительные экзамены на оценку «удовлетворительно». Таким образом, для инвалидов установлен льготный порядок поступления в учебные заведения, поскольку для других лиц существует конкурс - зачисляется тот, кто лучше всех сдал вступительные экзамены. Частные учебные заведения не обязаны устанавливать подобный льготный порядок приема, но имеют право это делать. Право инвалида на получение среднего и высшего образования (в отличии от получения среднего образования) может быть ограничено, поскольку его индивидуальная программа реабилитации может содержать противопоказания для его обучения в отдельных учебных заведениях.
Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных ВУЗах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.
(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16)
КОММЕНТАРИЙ: Смысл этого правила заключается в том, что размер любых стипендий, назначаемых указанной категории инвалидов, должен повышаться на 50 процентов по сравнению с размером стипендий, назначенных остальным студентам на тех же основаниях, что и инвалидам. Данное правило распространяется; только на инвалидов, в ВУЗах.
Инвалиды I и II группы и инвалиды боевых действий, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая выплачивается независимо от успехов в учебе. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 487, пункты 7 и 24)
КОММЕНТАРИЙ: Наиболее распространенными видами стипендий, выплачиваемых студентам, являются академическая и социальная стипендия. Академическая стипендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Социальная стипендия выплачивается только отдельным категориям студентов и не зависит от успехов их учебы.
(Письмо Госкомвуза РФ от 01.01.01 г. N ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги »)
КОММЕНТАРИИ: В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер платы за проживание в принадлежащих им общежитиях. Правило об освобождении от такой платы инвалидов носит рекомендательный характер, т. е. учебные заведения могут это предписание не исполнять.
Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют
вне конкурса поступать в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;
поступать на подготовительные отделения государственных ВУЗов не зависимо от наличия свободных мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем.
стипендии этим инвалидам повышаются на 50 процентов (Закон РФ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » от 01.01.01 г. N 3061-I, с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 18 статьи 14)
КОММЕНТАРИИ: Особенности этих правил заключаются в том, что они распространяются на всех инвалидов вследствие аварии на чернобыльской АЭС, не зависимо от группы инвалидности. Но при этом льготы предоставляются только при поступлении в государственные учебные заведения. Также стипендия этим инвалидам повышается на 50 процентов, если они являются студентами учреждений не только высшего, но и среднего профессионального образования.
Инвалиды воины имеют право поступать вне конкурса в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также на курсы обучения соответствующим профессиям.
(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ «О ветеранах » с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 15 статьи 14)
КОММЕНТАРИИ: Особенности этой льготы такие же, как и у инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Она распространяется на всех инвалидов войны, не зависимо от группы инвалидности, и не применяется при поступлении в муниципальные и частные учебные заведения.
Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более 1.5 часов.
(Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»)
Принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивидуальным планам, утвержденным ректором, а также по предложенной ВУЗом форме обучения, включая экстернат. На каждый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случаях и возможность посещения преподавателями студентов-инвалидов на дому.
(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расширении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г. N 1/16/18)
Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учебные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающим при необходимости и возможности посещения преподавателями учащихся по месту их жительства, а также по предложенной форме обучения, включая экстернат.
(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расширении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У)
ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР)
ИПР должна предусматривать получение инвалидом среднего образования.
ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с ИПР инвалиду в рамках региональной базовой программы реабилитации бесплатно предоставляются технические средства, облегчающие его жизнь и учебу.
ИПР обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.
(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ // Российская газета. - 2 декабря 1995. - N 234.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
Для детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья временно или постоянно, может быть организовано дистанционное обучение, которое позволит совершенствовать систему социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья, и предоставит детям-инвалидам право и реальные возможности участия во всех видах и формах социальной жизни (включая образование), компенсирующих ограничения возможностей здоровья.
Правовые основы использования дистанционного обучения содержатся в действующем Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - N 303. - 31.12.2012..
В соответствии с выше указанным Законом, образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционного образования.
При использовании дистанционного обучения образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:
· учебный план образовательного учреждения;
· индивидуальный учебный план каждого обучающегося;
· программы учебных предметов с пояснительной запиской об особенностях обучения (дисциплин, учебных курсов);
· учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);
· комплекты электронных образовательных ресурсов, дистанционных курсов.
Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъектах РФ создаются центры дистанционного образования детей-инвалидов, имеющие педагогических работников и учебно-вспомогательный персонал с соответствующим уровнем подготовки и специально оборудованные помещения с соответствующей техникой, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.
Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети «Интернет», а также оснащение их комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов, с предоставлением необходимых расходных материалов.
Дистанционное обучение позволяет обучаться на дому, в том числе детям, нуждающимся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.). Создаваемая в субъектах РФ система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.
Для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, участники образовательного процесса обеспечиваются комплектами оборудования на договорной основе во временное безвозмездное пользование на период обучения Никонов Д. А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов; под ред. А.В. Стремоухова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - С. 156;.
Ростовская область - одна из лидеров среди субъектов Федерации по дистанционному обучению детей-инвалидов. На базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан центр дистанционного образования детей-инвалидов, открыты 3 его филиала (Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский). В дистанционной форме обучается 100% детей этой категории, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77201/. - Загл. с экрана..
В числе первых субъектов Российской Федерации область приняла долгосрочную целевую программу «Доступная среда на 2011-2014 годы», которая предусматривает мероприятия, направленные на повышение качества комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, создание универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. На базе специальной (коррекционной) школы-интерната II вида № 48 г. Ростова-на-Дону создан Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целях создания условий для полноценной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс и их успешной социализации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009-2012 годах в Ростовской области осуществлялась реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
В рамках данного мероприятия на базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан и оснащен Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, в котором с 1 апреля 2010 года осуществляется образовательный процесс с помощью современных технологий в режиме on-line через Интернет.
В целях увеличения охвата детей-инвалидов дистанционным обучением дополнительно оснащены специальным оборудованием три филиала в городах Волгодонске, Новошахтинске и Зернограде.
Всего Минобразованием Ростовской области и Центром созданы 559 рабочих мест для получения детьми-инвалидами общего образования с помощью Интернет-технологий, обучены 460 родителей и 718 педагогических работников.
Центром дистанционного обучения детей-инвалидов создано социально активное сообщество детей-инвалидов и их родителей по всей территории Ростовской области.
В 2009-2012 годах на реализацию мероприятия профинансировано 201,3 млн. рублей из федерального бюджета и 240,4 млн. рублей из областного бюджета Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=77201/. - Загл. с экрана..
Средства направлены на оснащение компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием рабочих мест детей и педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение; приобретение программного обеспечения, подключение рабочих мест к сети Интернет; обучение педагогических работников и родителей организации дистанционного образования с применением организационно-методического обеспечения; приобретение автотранспортного средства для перевозки детей с ограниченными возможностями, интерактивного оборудования, специализированной мебели, учебно-наглядных пособий; выплату заработной платы работникам центра.
За 2010 -2012 годы учреждение закончили 28 выпускников 11 классов, из них: 24 успешно сдали ЕГЭ, 4 - итоговую аттестацию в традиционной форме; 6 учащихся поступили в учреждения среднего профессионального образования, а 18 - в вузы страны.
С целью обеспечения дальнейшего профессионального образования детей-инвалидов заключены договоры о сотрудничестве с различными учебными заведениями области: ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», РГЭУ «РИНХ», ГОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса» и др.
В 2012 году мероприятие «Дистанционное образование детей-инвалидов» в рамках ПНПО завершено. С 2013 года его реализация осуществляется в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 - 2015 годы».
Социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья - один из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, национальной безопасности страны. При этом дистанционное образование детей-инвалидов является одним из видов их реабилитации, позволяющей интегрировать ребенка-инвалида в общество Каткова Л.В., Приказнова Л.С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России // Административное право и процесс. - 2010. - № 6. - С.32..
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.получение детьми с ОВЗ качественного общего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации о обеспечения полноценного участия в житзни общества,эффенкьтивной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья качественного общего профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, адаптации и обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности .
Проблема специального образования и на современном этапе является актуальнейшей, т.к. до сих пор наблюдаются массовые нарушения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в её решении. Остро стоит задача - оптимизировать систему специального образования в целях адекватного её развития. И в первую очередь с этой целью следует разработать оптимальную нормативно-правовую базу специального образования на федеральном и региональных уровнях, уровне образовательной организации.
Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены на различных уровнях в следующих нормативных документах:
Международный уровень (Международные нормативно-правовые акты)
- Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
- Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);
- Декларации о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);
- Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);
- Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);
- Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года, резолюция 48/96).
- Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. Принята Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка Испания, 7-10 июня 1994 года.
- признает «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования»;
- декларирует право лиц, имеющих особые потребности в области образования, на обучение в обычных школах, «которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей»;
- призывает принять «принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе…»;
Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями:
- разработаны в качестве общего руководства для планирования действий в области образования лиц с особыми потребностями, опираются на национальный опыт участвующих стран, а также резолюции, рекомендации, стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов;
- каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования в той мере, в которой это может быть точно установлено;
- родители пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей;
- обучение следует соответствующим образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей к заранее устоявшимся предположениям относительно организации и характера учебного процесса;
- в рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать любую дополнительную помощь, которая может им потребоваться для обеспечения их эффективного образования;
- службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения в жизнь политики в области инклюзивного образования.
Федеральный уровень
(Законодательно-правовые акты Российской Федерации)
- Основным документом, регламентирующим деятельность всех взрослых, взаимодействующих с детьми, всех специалистов образовательных организаций, является Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 года. Именно положения Конвенции лежат в основе всех нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется деятельность системы образования.
- Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, подписана 24 сентября 2008 года. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав детей-инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни в обществе лиц с ОВЗ.
- Гарантии прав детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации.
Начиная с 90-х годов прошлого века, в России было принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей с ограниченными возможностями здоровья. После принятия Конституции Российской Федерации эти права были закреплены в:
- Семейном кодексе Российской Федерации;
- Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной Думой 2 июня 1999 года;
- Федеральном законе РФ от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральном законе от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
- Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющий государственную политику, в том числе и в области социальной защиты детей-инвалидов;
- Федеральном законе от 02 июля 1992 года (в ред. от 21.07.1998 г.) № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- Федеральном законе «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», принятый Госдумой 25 апреля 2012 года и одобренный Советом Федерации 27 апреля 2012 года;
- Постановление Правительства РФ от 18 августа 2008 года № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ОВЗ»;
- Письмо МО РФ от 26 апреля 2001года № 29/152 4-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)»;
- Письмо МО РФ от 24 января 2003 года № 01-50-25/32-05 «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью»;
- Письмо МО РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Региональный уровень
(Законодательно-правовые документы региона области)
- Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 года № 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области" (Принят Законодательным собранием Оренбургской области 21 августа 2013 г.)
- Закон Оренбургской области от 30 августа 2012 года N 1066/310-V-ОЗ "Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области"
- Постановление Правительства Оренбургской области от 14 сентября 2010 года № 642-пп «Об областной целевой программе «Дети Оренбуржья» на 2011 - 2013 годы»;
- Постановление Правительства Оренбургской области от 29 августа 2012 года N 740-пп « Об утверждении областной целевой программы "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы .
- Постановление Правительства Оренбургской области от 28 декабря 2011 года №1253-п «Об организации медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников в государственных казенных образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении».
- Постановление Правительство Оренбургской области от 28 июня 2013 года № 553-пп « Об утверждении государственной программы «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014–2020 годы .
- Письмо министерства образования Оренбургской области от 25 сентября 2013 года № 01-23/5702 «Об организации учебного процесса в интернатных учреждениях и специальных (коррекционных) школах»
Локальные акты образовательной организации.
Правовую основу деятельности образовательной организации составляют не только нормативные документы федерального и регионального уровня, но и локальные акты. Причем только грамотно составленные локальные акты имеют юридическую силу.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном её Уставом (ч.1 ст.30 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации») образовательная организация разрабатывает и принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (ч.1.ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч.2.ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Разработка локальных актов, регулирующих образовательные отношения, является обязательной для каждой образовательной организации. Локальный акт образовательного организации представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления образовательной организации и регулирующий отношения в рамках данного образовательной организации.
Процесс локального правотворчества проходит несколько стадий:
Инициативная стадия – возникновение идеи издания локального акта. На этой стадии, прежде всего, принимается решение компетентного органа о необходимости издания локального акта, о выработке проекта, обосновывается необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собирается и анализируется вся имеющаяся информация по данному вопросу (изучаются законодательство, инструктивно-методические материалы, информационные письма и т.д.);
Подготовка проекта локального акта – подготовка текста локального акта. В содержательном отношении это один из важнейших этапов правотворческого процесса. Подготовленный проект до его обсуждения и согласования должен быть проверен на соответствие законодательству Российский Федерации, а также правилам русского языка;
Обсуждение и согласование проекта локального акта. После разработки проекта локального акта он должен быть обязательно обсужден среди тех категорий участников образовательного процесса, чьи интересы он затрагивает.
Обязательной процедурой может быть согласование проекта локального акта с органами власти и лицами, не участвующими в его разработке, но имеющими к разработанному проекту самое непосредственное отношение. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся. Работодатель, в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (ч.3 ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Принятие и утверждение локального акта. Процедура принятия утверждения локальных актов должна быть регламентирована уставом;
Введение в действие локального акта, последняя стадия правотворческого процесса. Процедура введения в действие локального акта неразрывно связана с доведением его содержания до сведения адресатов, так называемое обнародование локального акта. Существует две традиционные формы обнародования локальных актов:
1) ознакомление под роспись;
2) размещение локального акта на сайте образовательной организации (ч.1 ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).
В общедоступном месте (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации») в образовательных организациях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации; правил внутреннего распорядка учащихся; списки органов государственной власти (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. Локальный акт должен быть известен всем, чьи права и законные интересы он затрагивает.
Документально оформленный локальный акт имеет установленную форму и реквизиты. Локальные акты образовательного учреждения действуют только в пределах самой образовательной организации и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне её. Локальные акты образовательного учреждения издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.
В деятельности образовательного учреждения ранее применялись локальные акты:
- Устав
- Положение о педагогическом совете
- Положение о классном руководстве
- Положение о логопедическом кабинете
- Положение о библиотеке
- Положение об аттестационной комиссии
- Положение о методических объединениях
- Положение о критериях оценки качества труда педагогов
- Положение о материальном стимулировании сотрудников
- Положение о системе оплаты труда работников
- Положение о защите персональных данных
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Положение об общем собрании трудового коллектива
- Положение о школьном ПМПк
- Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации
- Должностные инструкции сотрудников
- Приказы и распоряжения директора
- Правила поведения учащихся
- Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса
- Правила приема детей в школу
- Положение о постановке на внутришкольный учет учащихся и семей
- Положение о внутришкольном контроле Исчерпывающего ответа на вопрос о количестве локальных актов
образовательной организации нет, есть некоторый минимальный набор локальных актов, наличие которых является обязательным.
В настоящее время необходимо привести в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, разработанными с целью его реализации, действующие ранее локальные акты и разработать новые, предусмотренные Законом. Образовательные организации должны оперативно реагировать на совершенствование законодательства путем своевременного внесения поправок в локальные акты, издания локальных актов в новой редакции.
Среди локальных нормативных можно выделить две группы:
- акты, для которых законодательно определена не только сфера их применения, но и их конкретный вид:
Устав образовательной организации (ст.25 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Правила внутреннего распорядка учащихся (п.1 ч.3.ст.28 Федерального
Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Коллективный договор;
Образовательная программа (п. 6 ч.3.ст.28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Программа развития (п.7 ч.3.ст.28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»).
- акты, для которых законодательно определена лишь сфера их применения:
Локальный акт, регламентирующий порядок обучения по индивидуальному учебному плану (п. 3 ч.1 ст.34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Локальный акт, регламентирующий право пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (п.21 ч.1 ст.34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Локальный акт, регламентирующий порядок посещения по своему выбору мероприятий, которые проводятся в образовательной организации и не предусмотренные учебным планом (ч.4 ст. 34 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Локальный акт, регламентирующий порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (ч.6 ст. 45 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Локальный акт, регламентирующий порядок бесплатного пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами образовательного учреждения (п.8 ч.3 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Локальный акт, закрепляющий нормы профессиональной этики педагогических работников (ч.4 ст.47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»);
Локальный акт, регламентирующий работу комиссии по применения мер дисциплинарного воздействия (приказ Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»;
Локальный акт, регламентирующий порядок обеспечения открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации (ст.29 Закона « Об образовании в Российской Федерации»).
Функция локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение, а иногда и восполнение общей правовой нормы применительно к условиям данного образовательной организации с учетом имеющихся особенностей, специфики образовательного процесса и иных условий.
Деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения регламентируется следующими нормативными документами: - Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 года. № 288.
Постановлением Правительства от марта 2000 г. № 212 «Изменения и дополнения, которые вносятся в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ОВЗ».
Приказом МО РФ «Об утверждении форм свидетельств государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения,
Письмом МО РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» и дополнениями к нему от 26 декабря 2000 г. № 3.
Письмом МО РФ от 19 июня 2003 г. № 27/2932-6 «Методические рекомендации о деятельности 10-12 классов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида с углубленной трудовой подготовкой».
На сегодняшний день проблема нормативно-правовой базы в системе специального образования стоящая весьма остро, должна стать одним из базовых механизмов его развития, своеобразным фундаментом. Большинство п оложений Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, принятые в 1994 году нашли полное воплощение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Хотя во многих региональных министерствах образования созданы отделы специального образования, имеются дефектологические факультеты, тем не менее нормативно-правовая база в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья пока еще не нашла должного отражения в законодательстве субъектов федерации. В системе образования регионов отсутствуют документы нормативно-правового характера о регулировании специального (коррекционного) образования (региональные законы «О специальном образовании», нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, независимого контроля соблюдения прав детей, слабо решаются вопросы социализации выпускников) , что не позволяет реализовывать перспективные подходы и задачи государства по развитию системы специального образования в направлении повышения его качественных характеристик, инновационной направленности и конкурентоспособности.
Список литературы
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья - специальном образовании».
- Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 гг.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 266.
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000.- 367 стр.
- Конвенция ООН О правах ребенка.
- Декларация прав ребенка.
- Декларация о правах умственно отсталых лиц.
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.
Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.
Законодательные основы вопроса
Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.
Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:
- № 181-ФЗ от 24.11.1995;
- № 273-ФЗ от 29.12.12.
Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:
- включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
- организации для них доступного обучения по месту проживания;
- обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
- принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Условия организации обучения
Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:
- путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
- домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.
Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.
Они описаны в таблице:
Звено обучения | Создаваемые условия |
Младшее (садики) | Создание специализированных дошкольных учреждений и групп |
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек) | |
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников | |
Обеспечение ДОУ специалистами:
|
|
Консультирование родителей по вопросам воспитания | |
Создание инфраструктурной доступности:
|
|
Среднее | Разработка специализированных программ |
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру | |
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками | |
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения | |
Предоставление качественного медобслуживания | |
Повышение инфраструктурной доступности зданий | |
Высшее и среднее специальное | Предоставление преференций по зачислению на первый курс |
Обеспечение дистанционной формой получения знаний |
С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:
- Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
- Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.
Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:
- удобные передвижные кресла;
- подходящие канцелярские принадлежности;
- литературу и другое.
Варианты предоставления обучения
Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:
- создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
- подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.
Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:
- в виде семейного обучения;
- дистанционно;
- надомное обучение.
Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:
- отдельные уроки;
- кружки и дополнительные занятия;
- массовые увеселительные мероприятия.
Домашнее образование
Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома.
Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:
- заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
- справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
- заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.
Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:
- заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
- зачисляет ребенка в число учеников;
- оформляет необходимую документацию;
- составляет учебный план;
- назначает учителей для его реализации.
Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.
Дистанционное обучение
Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:
- веб, чат-занятия;
- телеконференции;
- телеприсутствие;
- интернет-уроки.
Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:
- прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
- материального положения семейства;
- дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
- получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
- получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
- прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
- развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
- принять участие в исследовательской деятельности;
- получать консультативную помощь специалистов:
- психологов;
- медиков;
- педагогов и других.
Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.
Перечень привилегий для инвалидов
В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:
- Прием малыша в детский садик без соблюдения очередности. Для этого необходимо подать заявление и приложить к нему справку МСЭ.
- Снижение размера взноса за посещение малышом дошкольного учреждения. Данная привилегия предоставляется не во всех субъектах страны, на основании решений региональных властей.
- Компенсацию за учебу несовершеннолетнего в домашних условиях. По нормам закона на учебу всех несовершеннолетних с возраста 6 лет и 6 месяцев бюджет выделяет средства. Если родители нанимают специалиста для занятий с ребенком, региональные власти могут компенсировать затраты на получение семейного образования. Не в каждом субъекте страны принят соответствующий закон, а значит местные власти могут компенсировать получение образования дома, а могут и не делать этого. На сегодняшний день такая программа принята в Пермского крае, Омской области, Свердловской области, Москве.
- Комплексную реабилитацию ребенка в образовательном учреждении. В том числе, специалисты организуют работу по социализации ребенка. То есть помогают ему наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
- Льготу при поступлении молодого человека в ВУЗ. Абитуриенты с инвалидностью зачисляются на первый курс вне конкурса в пределах установленной квоты, если успешно сдали вступительные испытания. Кроме того, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения в федеральные ВУЗы. Для получения преференции необходимо указать льготную категорию в заявлении на поступление в ВУЗ. К документу прилагается справка МСЭ о назначении группы инвалидности. Льгота распространяется на детей-инвалидов, инвалидов i и II групп, инвалидов с детства.
Проблемы обучения детей и инвалидностью в России
В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:
- Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
- в зданиях отсутствуют пандусы;
- дверные проемы слишком узки для колясочников;
- учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
- Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
- неуверенности в себе;
- низкой самооценки;
- депрессивного состояния.
Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:
- детские сады;
- группы в дошкольных учреждениях;
- школы.
Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:
- готовятся специалисты;
- поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
- выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
- формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.