Главная · Прорезание зубов · Любовная лирика Ф.И. Тютчева, Л. Фета, Н.Л. Некрасова (сопоставительный анализ). Сравнение Тютчева и Фета: взгляд на природу и любовь

Любовная лирика Ф.И. Тютчева, Л. Фета, Н.Л. Некрасова (сопоставительный анализ). Сравнение Тютчева и Фета: взгляд на природу и любовь

Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. вспоминается природа Фета, которая тоже любит, любит не просто вместе с человеком, а любит вместо человека, как это происходит в стихотворении "В дымке-невидимке". Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. Прожив долгую жизнь он сохраняет юношеский пыль в своих произведениях.Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".

Самым значительным в лирике Ф был цикл стих-й, посвящ-х Марии Лазич. Чувства их были взаимны, но брак невозможен, т.к. Фет женился по расчёту. Этот цикл посвящён уже умершей возлюбленной. Из этих стих-й мы видим, что Ф интересует не индивид характ-ка, не психологич портрет героини, его интересует сам процесс чувствования. Чувство передаётся не в целостности, а в деталях, тонч-х оттенках. Ф передаёт тончайшие иррационал-е переживания человека. Ф очень дорожит мигом. Мир, природа живёт интимной жизнью. Любовь как преодолённое страдание. Концепция любви у Ф сводится к формулам: красота, счастье, страдание =>одновременно. Поэтому часто встреч-ся сочетания слов: мука-блаженство; страдание-блаж-во. Позднее эту концепцию подхватит Блок.

Любовь у Тютчева: Любовь его лирического героя – всегда нравственное переживание, порочные страсти осуждены им и не являются предметом поэтического внимания. В тютчевской поэзии первой половины 30х гг. идеализируется любовная страсть как переживание, дающее человеку счастье («Сей день, я помню для меня…», «К.Н.»). стихотворение «Я помню время золотое…» - воспоминание о юношеской влюбленности. «Младая фея» касается «младенческой ногой» старинного камня, на «плечи юные» падает «цвет яблонь», ветер «играет» рядом с ней, она «беззаботно смотрит вдаль». Идея нравственного служения раз принятому идеалу проходит через творчество поэта и более чем через 3 десятилетия, в 1870г 67-летний поэт под влиянием встречи с «младой феей» юных дней создает стихотворение о любви и верности «Я встретил вас – и все былое». Во второй половине 30 гг. в его поэзии любовь – это гроза, способная не только сделать человека счастливым, но и погубить его. В создаваемом в 50-60гг «денисьевском цикле», посвященном Е.А.Денисьевой. Тютчев представил это чувство как поединок роковой. Образ «огня» любви оказался доминантным. Женщина изображена несущей крест страданий во имя любви, подобной горению на костре, расставшись навсегда, поэт тоскует о ней, «так пламенно, так горячо любившей». Страсть рисуется на фоне пожара, между ними тайное родство. В стихотворении «последняя любовь» серия метафор (тепло-свет-любовь-жизнь) выстраивается логическая цепь, выявляющая этику Тютчева. Смысл жизни в любви, любовь – горение, оно рождает мучения, но только так можно достигнуть счастья. На костре жизни, костре любви, человек сгорает, но приобретает блаженство, плата за него – смерть. Идея жизни-горения, а не тления выходит и за пределы любовной лирики Тютчева, превращаясь в его этический принцип. В «денисьевском» цикле намечается отход поэта от романтических теорий любви. Элементы типизации, объективного психологического анализа были связаны в поэзии Тютчева с образами любящих. Он представил любовь не как стихию, неподвластную людям, а как чувство, оказывающееся в зависимости от воздействия общества, «толпы», «суда людского». В «денисьевском цикле» впервые появился объективные образ – другой личности, не сливающейся с его лирическим я. Это была женщина. На смену идеальной «младой фее» его поэзии 30х пришла реальная женщина. Поэт раскрыл сложный, противоречивый мир её чувств, в стихах прозвучал её голос, предстала трагическая судьба (о как убийственно мы любим \ как в буйной слепоте страстей \ мы то всего вернее губим \ что сердцу нашему милей!»). проблема жизненных путей человека получила у Т-ва конкретное и философское раскрытие.


Любовь у Некрасова: Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство “в прекрасных мгновениях”, Некрасов не обошёл вниманием и ту “прозу”, которая “в любви неизбежна” («Мы с тобой бестолковые люди...»). Однако, говоря словами известного некрасововеда Н.Скатова, он “не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу”.

Основное внимание естественно уделить “панаевскому циклу”. Авдотья Алексеевна Панаева - главный адресат интимной лирики Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой многих стихотворений Некрасова, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты в жизни лирических героев. Именно лирических. Сам Некрасов видел в своих стихах не просто стихотворное обращение к определённой женщине, а придавал им гораздо большее значение. Он печатал эти стихи в журналах, а значит, сознательно делал их предметом поэзии, общим достоянием. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, как и у Тютчева, “поединок роковой”. Он человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению. Но в центре “панаевского цикла” - она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он “дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать” (Скатов). мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно - отвергнутый тобою...»); писем («Сожжённые письма») и др. “Панаевским” стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год - сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался мне на долю...», «Прости» и «Прощание»).

Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; “нервность” интонации, передающая почти “достоевские” страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с “денисьевским циклом” Тютчева. Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, “незаконности” любви, “мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике - двух столь разных поэтов.

В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания (“прозы жизни”), но и в том, что для изображения “непоэтических” явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

    Родители часто спрашивают меня «Сын, кем ты хочешь стать в будущем?». Когда я был маленьким, то очень сильно хотел стать космонавтом, покорять новые планеты, но тогда я ещё не знал, что существует такая профессия как инженер

  • Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова сочинение

    Грузинка хоть и является второстепенным героем в поэме, однако влияние ее образа на главного героя едва ли можно назвать второстепенным. А

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

    У меня есть домашний питомец. Это кошка по имени Машка. Она появилась у нас когда я ходил еще в детский садик. Сейчас Маше 7 лет, но несмотря на свой возраст, она как и раньше очень любит побегать и поиграть.

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно другая поэзия, и его Муза совсем иного, земного происхождения. Она, по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стихотворения «Вчерашний день часу в шестом...» — страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и печалях. Она если и взглянет в небо, так только затем, чтобы узнать, будет ли завтра дождь. Ей нет дела до тайн мироздания, и нет в ее жизни места восторгам и тонким чувствам.

В отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают иное, небесное происхождение поэзии.

В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам - Небесная к земным сынам... -

пишет Тютчев в стихотворении «Поэзия». Фет, посвятивший своей Музе несколько стихотворений, также видит ее в небесном одеянии:

Все та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня С задумчивой улыбкой на челе.

По мнению и Тютчева, и Фета, поэзия, творчество есть некое таинство, необъяснимое, не подвластное человеческой воле, рассудку. Поэт, как прилежный ученик, внимает своей Музе.

Счастлив и тревожен Ласкательный твой повторяю стих,

признается Фет в стихотворении «Музе». Фет часто подчеркивает свободу своей музы, свободу творчества поэта:

Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

Оба поэта понимают творчество, как озарение, как божественный дар. Но назначение, роль поэзии каждый понимает по-своему.

У Тютчева роль поэзии — примирительная. Она должна помочь человеку выжить «среди громов, среди страстей», внести гармонию в его измученную душу, примирить с несовершенством мира. Возвышенная и прекрасная, «с лазурной ясностью во взоре», поэзия у Тютчева «льет примирительный елей» на «бушующее море» жизни.

У Фета свое представление о назначении поэта:

Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец...

Здесь поэзии отводится более активная роль: она должна помочь человеку увидеть и испытать лучшие стороны жизни, почувствовать всю красоту и многообразие бытия, раскрасить, оживить все вокруг и заставить нас любить жизнь и восторгаться ею. Материал с сайта

На мой взгляд, Тютчев и Фет очень близки в своем понимании назначения поэта и поэзии. Если убрать «пафос» Фета, то и у него получится то же, что и у Тютчева: поэзия помогает человеку примириться с жизнью, находить в ней свои маленькие радости. Но восторг Фета настолько заразителен, что от него трудно отказаться. С его умением радоваться жизни, ценить каждое ее мгновение, веселее и ярче жить. Тютчев как бы смотрит на жизнь со стороны и пытается понять ее. Он больше думает о жизни, чем живет. Стихи же Фета воспринимаются как сама жизнь. И в ней больше чувств, эмоций, ощущений, чем раздумий о ней. Поэтому мне ближе и сама поэзия Фета, которая зовет «подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», и суждения поэта о ней.

Два величайших поэта своей эпохи - Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают. Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого.

Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев. И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны. Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе.

Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики. Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики.

Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор. Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности.

Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.


Сравнительная характеристика темы любви в лирике Тютчева и Фета. Первый пункт плана - это сравнение по критериям художественный образ, созданный автором. Стихотворение Тютчева "Я встретил вас и всё былое" прекрасный пример стихотворения о чистой любви, автор рассматривает тему чувств. Так, например, данное стихотворение описывает чувства, вновь испытываемые счастливым лирическим героем. Тютчев открывает для нас светлое чувство любви с привычного ракурса для всех. Так любовь предстаёт в его стихотворение как что-то искреннее, светлое и нежное. Лирического героя любовь наполняет смыслом жизни, он счастлив. Стихотворение погружает читателя в мир теплоты и гармонии.

В стихотворении Фета "Ты отстрадала, я еще страдаю" поэт создал образ лирического героя, через который передает свою ситуацию.

Это стихотворение посвящено одно из возлюбленных поэта - М. Лазич, оно о любви. Ему не хватило мужества, чтобы остаться с Лазич и он пренебрег не только своими чувствами, но и чувствами Марии и вскоре сбежал, после этого до конца своих дней он говорил: "сожалею о своем поступке". Через сколько дней после того, как он ушел от Марии, он узнает, что Женщина погибла, одной из версии гибели стало то, что Мария покончила жизнь самоубийством, тоже самое пытался сделать Фет по предположению некоторых исследователей. Несмотря на несколько десятков лет, которые прошли после смерти Марии Фет так и до конца жизни не смог перебороть чувство вины, оно его коробили, что он мог повлиять на решение Марии. В стихотворении отражены данные терзания поэта. Лирический герой показывает как его душа дышит сомнением, его жизнь пропитана этим чувством.

Стихотворение пропитано чувствам в любви, чувством памяти к возлюбленной, он сомневается в правильности своего поступка. Лирический герой понимает, что всё лучшие моменты его жизни были с ней, в прошлом, всё о чём он мечтает - это попасть к ней "скорей скорей в твое небытие". Это ещё раз может подтверждать Мысль о том, что Фет мог пытаться покончить с собой самоубийством.

Вторым критерием в сравнении является выразительные средства которые используют поэты в своих стихотворениях. Тютчев использует различные средства выразительные такие как метафора, эпитет, олицетворение; преобладает нежная, эмоциональная лексика, которая показывает молодость и чувственность лирического героя.

В произведение Фета преобладают эпитеты, которые показывают состояние лирического героя, поэт использует метафоры для того, чтобы показать терзания в глубине души персонажа, так, например, "сомнением дышит грудь" "сердцем избегаю"

Третьим критерием в сравнении является авторский замысел, для чего создали эти произведения авторы. Тютчев хотел изобразить счастливую и светлую жизнь, которая возможна, если ты любишь. Автор передает силу любви, верность в любви герои автор хвалит его чудесные проявления своих чувств. Воспоминания дарят личности вдохновение и надежду, любовь возражает минувшие воспоминания, любовь - это то что наполняет нас жизнью.

Стихотворение посвященное потерянной любви, трагическому исходу и одиночеству. Одиночество человека, который мог бы всё изменить, но не сделал этого.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-12-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.