Главная · Зубной камень · Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова (Тургенев И. С.). Сильные и слабые стороны нигилизма базарова

Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова (Тургенев И. С.). Сильные и слабые стороны нигилизма базарова


Особенностью писательской деятельности И.С.Тургенева являлась чуткость восприятия происходящих вокруг событий и быстрая точная реакция на политические и социальные проблемы своего времени. Примером этого может служить роман «Отцы и дети», который является ответом автора новому мировоззрению – нигилизму. Поэтому центральной фигурой произведения становится молодой студент, отрицающий всю романтическую сторону жизни и презирающий любые поэтические порывы и движения души – Евгений Базаров.

Евгений не знатен и не богат.

Будучи сыном «Отставного уездного лекаря», он признаёт своё происхождение и не считает нужным ни стесняться его, ни кичиться им.На тот момент он первый герой в русской литературе, который со своего рода достоинством произносит фразу: «Мой дед землю пахал». Базаров не боится и не любит слухов, свободен от любого рода предрассудков и условностей, установленных обществом. Само по себе это похвально, ведь и сейчас многие люди стремятся освободиться от формальностей в пользу искренних чувств и естественных побуждений и действий. И делают это вполне осознано и намерено. Базаров же просто не умел соблюдать эти самые условности, не видел в них смысла, поэтому презирал их.

Планируя в будущем стать врачом, при этом не веря в медицину, Евгений является человеком интеллектуально очень развитым.

Он действительно умён и даже можно предположить: а не умней ли он остальных персонажей? Читатель часто застаёт его за книгой или за опытом. И в споре с Павлом Петровичем сдержанность и холодность, конечно, играют свою роль в создании впечатления о герое. Но главное то, что его аргументы действительно весомы и убедительны. Евгений знает себе цену, даже достаточно высокого мнения о себе, что делает его заносчивым и несколько надменным. Презрение к медицине, к любви, к искусству, ко всем людям, которые причастны к перечисленному выше, порождает презрение к обществу в целом. И хотя Евгению близко крестьянское сословие(он общается с простыми людьми, лечит их, помогает им), он всё же смотрит на них свысока и даже не как на людей вовсе. И как презрение к условностям вызван о неумением их соблюсти, так презрение к женщинам вызвано неумением с ними обходиться, а к обществу – совершенной неприспособленностью к жизни среди людей.

И.С Тургенев проводит героя –нигилиста через испытания любовью к другу, к женщине, к природе, к семье. Базаров, в свою очередь, просто не выдерживает ни одного и избегает всех уроков судьбы. Автору важно показать, что нельзя убивать в себе проявления человечности, а Евгений Базаров отрицал их. Для меня бесспорно сильной стороной Базарова является его интеллект и в некоторых ситуациях умение беспристрастно принимать решения. В остальном же он кажется мне слабым и глубоко несчастным человеком, лишённым лучших человеческих чувств.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-10-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...

    Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ...

    Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» -1855 г., «Новь» -1876 г.), - целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа. Первый роман «Рудин» был написан за рекордно короткий срок - 49 дней (с...

  1. Новое!

    События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - взаимоотношение поколений....

Роман И.С. Тургенева повествует о событиях 1857 года, когда начинало набирать обороты такое направление, как нигилизм. Главным героем тут выступает молодой пропагандист этого течения Евгений Базаров. Всеми силами он старался продемонстрировать всем свою приверженность к нигилизму, но именно раскрытие идей этого направления показывает всю противоречивость характера героя.

Начнем с того, что Базаров выступал против самодержавно-крепостнической системы, считая ее давно прогнившей и изжившей себя.

Несомненно, в этом заключается прогрессирующая роль нигилизма. Однако и тут есть свой скелет в шкафу – разрушая все старое, он ничего не предлагает взамен, полагаясь на то, что строить будут следующие поколения, а он, в свою очередь, лишь расчищает поле для этого.

Во-вторых, Евгений пропагандирует материалистическое мировоззрение. Он считает естественные науки главным двигателем прогресса, а потому старается показать себя как трудолюбивую личность: изучает лягушек, читает научные книги. Ему присуще стремление все подвергать проверкам, исследованиям. Но и у этой монеты есть обратная и, к слову, менее приятная сторона. Все, что относится к искусству хоть в малой степени, Базаров считает глупостью, задерживающей эволюцию.

Будучи не особо знакомым с творчеством Пушкина, Евгений называет его произведения несерьезными. Так же он характеризует и увлечение Николая Петровича виолончелью. Но как человеку получить моральное воспитание, где выражать чувства, идеи и проблемы общества, как не в искусстве, которое так презирает наш нигилист? Думаю, с такими взглядами ни о каком прогрессе и речи быть не может.

Конечно же, натура нигилиста проявляется и в бытовом поведении Базарова. Особенно отчетливо это проявляется в имении Кирсановых, где гостил Евгений. Нормы поведения были для него пустым звуком, ему приятней было отрицать всякие правила. Пренебрегая моральными ценностями и устоями, он опаздывал на завтраки, не скрывал скуки за столом, без уважения здоровался с близкими своего приятеля Аркадия и без угрызений совести резко критиковал их. К женщинам у него было особое отношение – пренебрежительно-потребительское. Евгений цинично отзывается о романтизме, о чувствах и браке, семье, никогда не представляя себя женатым. Евгений не почитает и родственных связей, а уж выражать свою любовь или признательность к близким считает вовсе недопустимыми. Но всю глупость своего поведения он понимает лишь перед смертью, когда становится слишком поздно что-либо менять.

Нигилизм Базарова противоречив, как и вся суть этого направления. Он отрицал все моральные ценности, присущие человеку, любые проявления чувств, призывал к разрушению общественного строя, но взамен не предлагал ничего, что могло бы пойти на установление новых порядков, новой жизни. Он убивал в себе человека, возвышая разум, но это не сделало счастливым ни других, ни его самого.

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей.

А. С. Пушкин

Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующих нигилистов. Аркадия из неё надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых». Остаются Базаров, Ситников и Кукшина.

При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, всё больше и больше растёт отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей. Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль - вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм - пожалуйста, достаточно надеть маску.

Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он её вторит, удовлетворяя своё себялюбие. Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в её голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет - это не принято и я-де новый человек. Хорошо хоть так.

Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно всё, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность. После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъяснённые сомнения, неопределённые отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец. Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привёл с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален.

Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками. Нигилизм - тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем.

Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели. Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути. В ком-то живут две личности - одна думает и делает, другая её контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли.

С этим связан ещё один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо.

Сомнения всегда мешают. А вместе с ними и всё ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем. Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу.

Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства. Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие учёные совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой.

Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя. Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты.

Ни то, ни другое не получится. В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему. Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви. До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его. Нигилизм силён, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременно. Свидетельством этого является смерть Базарова. Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет.

Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку - она несостоятельна и обречена на гибель. Что будет дальше, неизвестно.

И думать о красе ногтей.
А. С. Пушкин
Читая роман «Отцы и дети», можно свалить в одну кучу всех присутствующиех нигилистов. Аркадия из неё надо сразу убрать, так как он больше относится к эпохе «старичков-Кирсановых». Остаются Базаров, Ситников и Кукшина.
При разговоре о нигилизме вообще, по-моему, следует, различать две его разновидности. Начну со второй. Приближаясь с каждой страницей к концу тринадцатой главы, всё больше и больше растёт отвращение к Кукшиной и Ситникову. Тургеневу принадлежит заслуга в том числе и за изображение этих личностей. Таких людей во все переломные времена было много. Чтобы стать прогрессистом, достаточно только задрапироваться. Нахвататься умных фраз, исказить чужую мысль - вот удел «новых людей», впрочем, это так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем. В это время полезен нигилизм - пожалуйста, достаточно надеть маску.
Теперь от общих фраз перейду к тексту. О чем говорят Кукшина и Ситников? Ни о чем. Она «роняет» вопросы, он её вторит, удовлетворяя своё себялюбие. Смотря на порядок вопросов Авдотьи Никитишны, невольно думаешь о том, что творится у нее в черепной коробке. О ветре, который, наверное, свободно гуляет в её голове и приносит то одну, то другую мыслишку, абсолютно не заботясь об их порядке. Впрочем, такое положение «прогрессистов» наиболее безопасно. Если раньше Ситников мог с удовольствием бить ямщиков, теперь он этого делать не станет - это не принято и я-де новый человек. Хорошо хоть так.
Почему носителем идей нигилизма является именно Базаров? Человек, способный отрицать нещадно всё, что для других прекрасно, часто вырабатывается в серой атмосфере трудовых будней. От сурового труда грубеют руки, манеры и сама личность. После утомительной работы необходим простой физический отдых. О высоком и прекрасном он забывает, привыкая смотреть на мечты как на блажь. Приходится думать только о насущном. Неразъяснённые сомнения, неопределённые отношения кажутся мелкими, ничтожными. И поневоле такой человек привыкает смотреть с отвращением на изнеженных барчуков, думающих о процветании общества и не ударивших для этого пальцем о палец. Связан с этим и облик Базарова. Тургенев просто взял его из одной из многих мастерских и привёл с красными руками, угрюмым взглядом и в фартуке прямо к читателю. Нигилизм сформировался здесь «в естественных условиях». Он натурален.
Любая философия обладает своими преимуществами и недостатками. Нигилизм - тоже философия, имеющая свои плюсы и минусы. Однако следует помнить, что преимущество является таковым только с одной точки зрения так же, как и недостаток может обернуться счастьем.
Одной из особенностей нигилизма является его практичность. В нем нет ничего лишнего, все подчинено единой цели. Для этого человеку приходится сжиматься в комок, убирать то, что мешает этому. Он идет к конечному пункту, где его всегда ждет успех. Прочь все сомнения, все лишние мысли! Ничто не должно мешать на пути. В ком-то живут две личности - одна думает и делает, другая её контролирует; кто-то вообще не может найти себя. Нигилист всегда един в себе. Он объединил мысль и дело, акт ума и акт воли.
С этим связан ещё один плюс нигилизма. Задуманное действие всегда совершается, и совершается с максимальным эффектом. Это не только приближает к цели, но и необходимо.
Сомнения всегда мешают. А вместе с ними и всё ненужные мысли и чувства. Они сбивают нигилиста с «пути истинного»: Базаров не видит красоты природы, не чувствует высокого полета поэзии. Он их не скрывает, чувства прочно атрофировались со временем. Конечно, это упрощает жизнь и не создает лишних проблем, но вместе с тем это обедняет душу.
Базарова можно понять. Без этого его нигилизм не существует в полной мере. И все-таки было бы лучше, если бы в нем присутствовали хоть какие-то чувства. Они наполняют человека огромной энергией, которую можно применить везде. Даже смотря с практической точки зрения, так лучше. Многие учёные совершали свои открытия, вдохновленные любовью и красотой.
Отношения с родителями у Базарова не сложились. Это тоже недостаток нигилизма, и с этим ничего поделать нельзя. Что может делать Евгений Васильевич в родном доме? Две вещи: прозябать за разговорами о френологии, Радемахере и прочей чепухе или ставить опыты.
Ни то, ни другое не получится. В первом случае Базарову пришлось бы отказаться от себя. Молодой, энергичный человек сбежал бы от постоянной болтовни родителей, таких любящих и таких надоедающих. Второй случай тоже не пройдет. Отец, стремясь быть ближе к сыну, будет сильно мешать ему. Как бы то ни было, разлуки и родительских страданий не избежать. И не стоит расстраивать отца и мать внезапным решением уехать после двух дней совместного пребывания душа в душу. Лучше уж и не приезжать вовсе.
Взаимоотношения Базарова и Одинцовой, вернее, его состояние до и после любви. До встречи с Анной Сергеевной Евгений Васильевич был нормальным, ничего не чувствующим нигилистом. После размолвки же он стал иначе относиться к миру. Он начал чувствовать. Любовь надломила его. Нигилизм силён, когда человек верит только в него. Невозможно делать это и чувствовать одновременною Свидетельством этого является смерть Базарова. Надломленный нигилист уже не существует. Допустим, что Евгений Васильевич чувствовал и до любви к Одинцовой. В этом случае надлома, а следовательно, и смерти нет.
Однако Базаров умирает, а значит, вместе с ним умирает и нигилизм. Эта философия не прошла проверку - она несостоятельна и обречена на гибель. Что будет дальше, неизвестно.