Главная · Зубной камень · Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (средняя группа). Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему Картотека дидактических игр ознакомлению окружающим

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим (средняя группа). Картотека игр по ознакомлению с окружающим миром картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему Картотека дидактических игр ознакомлению окружающим

Идем в гости к Мудрой Сове

(игра для детей 6–7 лет)

Цель.

Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространствен-

ное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал.

Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустар-

ники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север,

северо-восток, восток и т. д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обознача-

ющие детей.

Задание.

Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

Правила:

1. В игре участвуют 5–6 детей.

2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.

3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.

4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.

5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка

игрока исключается из отряда.

6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направле-

нии и прийти на Совет жителей леса.

Алгоритм проведения

1. Педагог сообщает детям игровую задачу.

2. Читает детям письмо от лесных жителей:

«Дорогие друзья!

Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около

дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе

со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно

добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно

рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой

стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад

до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.

С уважением, звери и птицы Волшебного леса».

3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в про-

резь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, ю г, северо-восток, юго-запад и т. д.

4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.

5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по

карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути – план-маршрут. Педагог читает:

«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса.

Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».

6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.

Собери растение

Цель. Закреплять знания детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал . Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т.д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод).

Задания

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

Правила

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Алгоритм проведения

1. Педагог:

— Ребята, на этой полянке когда-то росли прекрасные цветы. Но однажды здесь пронесся страшный ураган. После него осталось вот что... (Воспитатель показывает детям пустую желто-коричневую лужайку под синим небом.)

— Нравится ли вам эта лужайка? Можно ли ее так назвать? (Нет.)

— Как сделать ее красивой? (Нужно посадить растения.)

—Давайте оживим эту лужайку. Посадим цветы, сделаем ее красивой. Будут на ней расти цветы, прилетят и нарядные бабочки, и стрекозы, и пчелы. Будет она как прежде, и даже лучше. Будет радовать своей красотой не только нас, но и всех людей.

2. Детям предоставляются наборы не только разрезных частей растений, но и ненужные предметы.

3. Дети выбирают, что им нужно, а затем составляют растение, называют его и сажают на лужайку.

4. В процессе общей работы получается красочная картина с изображением прекрасной лужайки.

5. Детям, которые отличились при выполнении задания, предоставляется возможность поместить «прилетевших» бабочек, стрекоз и пчел на цветы лужайки.

6. В конце игры подводится итог.

Дом для поросенка

Цель. Дать первоначальные сведения о процессе постройки дома (выбор места, подготовка к строительству, заготовка стройматериалов и т.д.). Формировать умение планировать свою деятельность, работать сообща. Воспитывать умение слушать товарища, считаться с его мнением, помогать.

Материал. Сказка С. Михалкова «Три поросенка», карточки с изображением героев сказки, большая картина леса, «стройматериалы» (нарисованные и вырезанные из бумаги камни, солома, ветки), контуры домов, на которые будут наклеиваться «стройматериалы», клей- карандаш.

Задание . Построить дом каждому поросенку, рассказать о процессе строительства.

Правила

1. Принимать участие в игре могут 3 — 6 человек.

2. Работать по командам дружно, те, кто мешает продуктивной деятельности команды, приносит своей команде отрицательный балл.

3. Если команда самостоятельно, без напоминания педагога украсила свою постройку, территорию около нее, то ей даются дополнительные баллы.

4. Выигрывает та команда, у которой нет отрицательных баллов, которая справилась с заданием (аккуратно и красиво построила дом и смогла рассказать о процессе строительства).

Алгоритм проведения

1. Дети делятся на три команды по 2—3 человека.

2. Каждая команда выбирает одного из трех поросят: Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа или Наф-Нафа. Того, кому они хотели бы помочь построить дом.

3. Дети в командах советуются, где лучше расположить дом своего героя, планируют совместную деятельность.

4. Происходит процесс строительства.

Чудо-цветок

Цель. Закреплять знания детей о внешнем виде цветка, его строении (корень, стебель, листья, цветок, плод). Знакомить с потребностями растения в определенных условиях (вода, почва, солнечный свет, воздух, тепло) для нормального роста и развития. Познакомить с этапами развития живого существа, со свойствами, с качествами живого. Формировать общепринятые эстетические эталоны. Развивать мышление, воображение, речь. Прививать любовь к природе, потребность заботиться о живых существах (в данном случае —о растении).

Материал. Дидактическая картина, поделенная на две половины: на одной половине изображен слой почвы и воздух, на другой — карточки с изображением благоприятных условий для роста и развития растения, этапов жизни растения, которые возможно вставлять на первую половину дидактической картины в определенной последовательности, иллюстрируя тем самым цикл жизни растения.

Задания

1. Подобрать только те карточки, на которых изображены условия для благополучного развития растения, и вставить на первую половину картины.

2. Внимательно рассмотреть этапы жизни растения, последовательно рассказать о них и расставить их на дидактической картине.

Правила

1. Количество играющих не более 5 человек.

2. Играть по очереди.

3. Тот, кто правильно справился с заданием, считается знатоком.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу с детьми, настраивает их на будущую игру.

— Все мы любим цветы —и взрослые, и дети. За что мы их любим? (За красоту.)

— Хорошо, когда цветов много. Они украшают наше жилье, поднимают нам настроение. А как вы думаете, цветы живые, они что-нибудь чувствуют? Оказывается, цветам, как и любому живому существу, требуется забота, любовь, определенные условия проживания. У вас дома есть цветы? Как вы о них заботитесь? Что им необходимо каждый день?

2. Педагог предлагает детям рассмотреть наглядный материал и догадаться, о чем будет игра.

3. Педагог знакомит с правилами игры и заданием.

4. В конце игры подводится итог.

Приготовь зайку и белочку к зиме

Цель . Познакомить детей с изменениями окраски шерсти лесных зверей с приходом зимы, выяснить причины этого явления. Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к объектам природы.

Материал . Две картины, изображающие один и тот же лес в осенний и зимний период; набор зайчиков и белочек, которым предстоит смастерить одежду на зиму; заготовки одежды (шаблоны).

Задания

1. Выбрать, кому из зверей хотел бы смастерить одежду.

2. Подобрать нужную одежду и одеть зверька в зимний наряд.

3. Поместить его в лес.

Правила

1. Количество играющих 3—4 человека.

2. Играть вместе, не мешать друг другу.

Алгоритм проведения

1. Педагог проводит краткую беседу по теме.

— Дикие животные, которые живут в лесу, и домашние животные, которые живут рядом с человеком, к приходу зимы заменяют свои легкие летние наряды на зимние. Как вы думаете, почему? (Чтобы не замерзнуть в холодную зиму.)

— Вы знаете, сегодня к нам в детский сад прискакали зайчики и белочки. (Показ.)

—Они просят, чтобы вы им подготовили одежду на зиму. Давайте, исполним эту просьбу.

2. Каждому ребенку педагог дает зайчика или белочку, заготовки одежды (шаблоны).

3. Когда дети выполнят все задания и поместят зверей в зимний лес, воспитатель задает им два вопроса:

— Как вы думаете, в таком наряде нашего зайку (белочку) заметит волк, лиса или охотник?

— Что может случиться, если зайку (белочку) заметят?

4. При ответе на эти вопросы ребенок, который выбрал одежду для зайки или белочки ярких цветов (желтого, красного и т.п.), понимает свою ошибку. Ему предоставляется возможность ее исправить.

5. В конце игры подводится итог.

Строитель

Цель . Закреплять знания детей о профессии строителей, машинах, помогающих строить дома, стройматериалах. Закреплять знания о процессе постройки дома. Закреплять знания порядкового счета (1-й, 2-й этаж и т.д.). Формировать умение образовывать существительные с суффиксом -щик-, -чик- (каменщик, водопроводчик, крановщик и т.д.)

Материал. Картины, изображающие блоки, панели домов; картины с изображением машин, помогающих при строительстве домов; фла- нелеграф; отличительные карточки.

Задания

1. Отобрать механизмы и материалы из большого количества предложенных для постройки дома.

2. Установить последовательность постройки дома.

3. «Построить» на фланелеграфе макет дома с учетом всех особенностей строительства.

Правила

1. Количество играющих 4—5 человек.

2. За правильные ответы дети получают отличительную карточку.

3. Выигрывают те дети, которые активно вместе «строили» дом и имеют отличительные карточки.

Алгоритм проведения

1. Педагог говорит:

— Сегодня мы будем строителями. Будем строить дом. Из чего его можно построить? (Дети высказываются.)

— Кто строит дома? Как вы думаете, какие машины нам помогут?

2. Дети выбирают из предложенных машин (трактор, легковая машина, бульдозер, подъемный кран, автобус, грузовик и т.д.) нужные. Определяют последовательность строительства.

3. Педагог спрашивает у детей:

—Что нужно сделать перед началом строительства дома? (Расчистить площадку.)

— А потом? (Дети отвечают.)

4. Дети выполняют игровые действия. На фланелеграфе внизу установлена полоска коричневой бумаги, изображающая землю. Дети выбирают машины, необходимые для строительства. Бульдозер «едет» по этой полоске, разравнивает землю, подготавливает площадку для строительства, экскаватор «выкапывает котлован» (середина коричневой бумаги вынимается и вставляется черная полоска, символизирующая закладку фундамента). Устанавливается кран. Начинается монтаж «этажей», то есть установка блоков, панелей. Далее дети «устанавливают крышу». После завершения «строительства» идут «отделочные работы». Детям предоставляется возможность благоустроить площадку около дома («посадить» рядом с ним деревья, кустарники, цветы и т.д.).

5. В конце игры подводится итог.

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.

2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.

3. Знать правила работы с ножницами и клеем.

4. Работать совместно в коллективе.

5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.

Гнездовья птиц

Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей – строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.

Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам) .

3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.

4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.

Собери растение.

Цель. Закреплять знание детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.

Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод) .

1. Вспомнить, каково строение растения.

2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.

3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.

1. Количество играющих от 4 до 6 человек.

2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.

Путешествие по карте леса.

Цель. В игровой форме выявить знание детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети т.д.

Материал. Большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя) .

Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.

1. Количество играющих 4 – 6 человек.

2. Играть по очереди.

3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов – кружочков по карте леса.

4. При попадании в кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.

5. Тот, кто все правильно рассказал. Имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.

6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.

7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.

Кто такой цыпленок?

Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка, с условиями. необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама – курица, папа – петух, с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т. д.

Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.

Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.

1. Количество играющих 3 – 6 человек.

2. Соблюдать очередность в игре

3. Играть дружно, совместно.

4. Выигрывает тот, кто лучше остальных справиться как с индивидуальным, так и с групповым заданием.

Цель. Закреплять знание детей о видах мебели. Используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухни и т. д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знание о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры). Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различной величины и цвета (пустые комнаты) – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок, домашних животных.

Задание. Обставить мебелью выбранную комнату, рассказать о своей деятельности.

1. В игре участвует столько детей, сколько заготовлено листов – комнат и комплектов мебели, комнатных растений.

2. Задание выполняется в индивидуальном порядке, советоваться с товарищами нельзя.

3. Выигрывает тот, кто быстрее остальных оформит свое помещение (гостиную, спальню) и расскажет о своей деятельности дизайнера.

Поваренок.

Цель. Выявлять знание детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща) ; о том. Какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.

Материал. Посуда различного применения (кухонная, походная, столовая) ; картинки, изображающие различные продукты питания (колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка) ; карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.

1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.

2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.

3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда в правильной последовательности.

4. Рассказать о процессе приготовления блюда

1. Количество играющих от 2 до 3 человек.

2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.

Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:

1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.

2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.

3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.

Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.

Жизнь в семенах.

Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.

Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.

1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.

2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.

Чей след.

Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.

Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.

1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.

2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.

3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .

1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.

2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.

Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.

Материал.

На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .

Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.

2. Играть по очереди.

3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.

Давайте поселим зверей в наш лес.

Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания

(наземная, водная, воздушная) .

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .

1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .

Наряды матушки – земли.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.

Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .

1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.

2. Рассказать о причинах выбора.

1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.

2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.

3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Речные рыбы.

Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.

1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.

2. Выбрать из них только речных, назвать.

3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.

1. Количество играющих 3 – 4 человека.

2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.

Моя комната.

Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.

Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.

1. Обустроить свою комнату.

2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.

3. Самостоятельно все расставить.

4. Рассказать о своем выборе.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. Работать самостоятельно.

3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.

4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.

Город и село.

Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.

Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .

Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.

1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

Поступи правильно.

Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.

1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.

2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.

1. Количество играющих 5 – 6 человек.

2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.

3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.

Виды труда

Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.

Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.

1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.

2. Рассказать о выбранных профессиях.

1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.

2. В игре принимает каждый член команды.

3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.

Светофор

Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.

Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.

1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.

2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .

1. Количество участников 5 – 6 человек.

2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.

Снежинки.

Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.

1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.


Дулина Кристина Андреевна

Рязанова Мария Александровна,студенткаинститута психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г.Тюмень [email protected]

Научный руководитель: Куприна Лидия Ефимовна,к.пед.н., доцентТюменского государственного университета, г.Тюмень

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром

Аннотация. Данная статья посвящена дидактических играм, как незаменимому спутнику детства в жизни младших школьниках науроках окружающего мира. Автор показывает, что игра есть как метод экологического образования и средство экологического воспитания. А такжессылается на мнения и высказывания различныхученых и исследователей, как они занимались изучением и методикой проведения дидактических игр для детей младшего школьного возраста.Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, средство, форма, прием, игровые действия.

Дидактическая игра это единая система воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые на занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспитания цельной личности.Игры незаменимые спутники детства. В игровой деятельности дети претворяют свои впечатления от окружающей среды с помощью вспомогательных средств, являющихся одним из условийнепрерывного развития. Игрушки удовлетворяют потребность детей в разнообразных видах деятельности. Развлекаясь, они не только своеобразным образом отражают общественный опыт взрослых, но и выполняют физические и умственные упражнения, стимулируя собственное становление. Именно потому для педагогов иродителей дидактическая играможет и должна превратиться в«орудие» воспитания. Для ребенкаигра равносильна учебе. Благодаря ей он обретает умение, сноровку, полезные навыки. Игра вводит ребенка в большой мир,намного легче усваивает первоначальные сведения, привыкает думать, анализировать явления окружающей действительности.Дидактическая игра это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения. В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей. Она предполагает коллективную учебную деятельность, когда отдельные ученики или группы учеников заняты поиском решения учебного вопроса или решения задачи, поставленнойучителем.Среди признаков таких игр в качестве основных можно выделить следующие: наличие игровой ситуации; игра формализована: имеются четкие правила, система оценок, предусмотрен порядок действий; в такой игре отсутствует цепочка решений. Наиболее популярны следующие типы игры: игровое проектирование, анализ конкретной ситуации, игровые технологии обучения и т. д. Каждый воспитатель и преподаватель также может придумать свой тип дидактической игры, главное, чтобы игра была хороша на практикеДидактические игры

это форма обучения детей раннего возраста, считается ведущей системой в образовании детей. Такая методика дает отличный результат, если воспитатель обладает информационной базой и четко представляет схему работы с детьми, может определить степень усвоения информации малышами. В дидактической игре существует определенный свод правил, структура хода, а также градация оценок действий детей.Такая игра требует наличие коллектива или группы участников. Учебный процесс предполагает наличие задачи или нескольких взаимосвязанных задач, которые необходимо решить,прибегнув к выполнению разнообразных заданий.Примером такой игры, можно условно назвать внутриклассовые соревнования. Педагог заранее формирует интересный и увлекательный сценарий игры, составляет список задач и генерирует конечную цель. Дети должны разделится на небольшие группы, каждая из которых,взаимодействуя внутри своего коллектива, должна решать каждую задачу и продвигаться в разгадке финального вопроса.С точки зрения удобства для педагога,он может самостоятельно делать акценты, подчеркивать те или иные факты, подводить детей к аналитической деятельности и логическому мышлению.Существует несколько признаков дидактической игры:1. Обязательно наличие игровой атмосферы, ситуации, процесса.2. Игра имеет собственную структуру и формат.3. Есть свод правил.4. Есть определенный сценарий.5. Существует система мотивирования и оценивания.6. Игра имеет собственную логически построенную цепочку из решений.Чаще всего педагоги и воспитатели в собственной практике применяют несколько типов дидактических игр. Одними из наиболее популярных считаются такие, как:Игровая аналитика.Игровое знакомство.Игровое проектирования.Игровой анализ поставленной проблемы или сложной ситуации.Игровоепознание новых технологий и процессов.

Дидактическую игру вполне реально продумать воспитателю или учителю самостоятельно, исходя из той задачи, которую необходимо донести детям. Сценарий, формат и иные нюансы лучше всего подбирать индивидуально исходя из возрастных особенностей,обучающихся и от их умственных способностей.Одной из составляющих учебного процесса можно считать дидактическое упражнения. Это такой вид упражнений, цель которых обучение, они содержат в себе выполнение одной задачи или одного действия. Они могут проходить и в отдельности от основного процесса обучения, их возможно дублировать и повторять в зависимости от ситуации с целью закрепления тех или иных знаний.Основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний. Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью. Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения. Оценки за выполнение таких задач, как правило, не нужны.Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Отмеченный уже в то время факт относительного постоянства, единообразия форм игры детей от поколения к поколению, признание игры неотъемлемой принадлежностью именно детского возраста способствовали поиску причин, объясняющих это универсальное свойство детей, что и привело к пониманию игры как биологически обусловленной формы поведения .Игра наследственно передаваемая форма поведения, назначение которой упражнение инстинктов, необходимых для будущей взрослой жизни, такова была точка зрения К. Грооса. Исходя из этого, Д. Селли рекомендовал не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь время и место для его игры. Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Исследованием проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л. С. Выготский и др. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра это не всеобщая форма жизни всех детей, она образование историческое. Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику школьной игры. По его мнению, она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются такие педагоги, как Тихеева Е. И., Усова А. П., Аванесова В. Н., А.И. Сорокина, Удальцова Е.И., Хачапуридзе Б.И. и многие другие.Р.И. Жуковская рассматривает дидактическую игру в качестве игрового приема обучения на занятиях по усвоению, обогащению и закреплению полученных знаний, раскрывает возможности дидактической игры в процессе прямого обучения. Р.В. Беспалова осуществляет иной подход к дидактической игре, указывает, в частности, что дидактическая игра «является вторым типом занятия, т.е. приемом практикования упражнения и дальнейшего обогащения знаний детей».Е.И. Удальцова справедливо считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми детей увлекают игровые действия. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры.При проведении дидактических игр на ознакомление с окружающим миром ставятся следующие задачи:

расширение представлений об окружающей действительности;

расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;

закрепление знаний о труде взрослых;

уточнение представлений о предметах и их признаках.По моему мнению, экологическое воспитание дошкольников:

вырабатывает ответственность за сохранение природы;

воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в нашидни экологическое воспитание младших школьников приобретает растущую актуальность.

Младший школьный возраст ‬самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.Экологическое воспитание младших школьников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде ‬земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства ‬главные задачи экологического воспитания.Я считаю, период раннего детства всегда считался самым лучшим для развития в детях всевозможных положительных качеств. Ведь малыши верят во все, что говорят им старшие, особенно если преподносить информацию в виде игры.Вот почему так важны для младших школьников экологические игры, которые учат малышей с самого раннего возраста бережному отношению к окружающей среде. Ведь поколения, которые придут нам на смену, должны будут перенять эстафету от старших и оберегать все природные ресурсы.Самые первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят его родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе ‬в парках и скверах, часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, насекомых, словом, всего того, что заинтересовало малыша в данный момент.После того как ребенку исполняется 23 года и он становится организованным, то есть начинает посещать дошкольное учреждение, такие экологические игры воспитатель проводит для детей в детском саду. Они могут происходить в различной форме ‬быть активными в виде эстафет и конкурсов, и пассивными ‬проходить в форме урока.Игры на экологическую тему чаще всего проводятся после посещения малышами ближайшего парка, где воспитатель заостряет внимание детей на состоянии природы. Придя в группу, чтобы закрепить и проверить усвоенные знания, с детьми проводятся тематические занятия, которые часто бывают открытыми, в виде утренника.Игра, как средство экологического воспитания имеет большое влияние на развитие положительных личностных качеств ребенка. Ведь игровая форма, самая доступная и любимая для детей, и малыши неосознанно впитывают в себя информацию про заботу об окружающей нас природе, во всех ее проявлениях.Игра, как метод экологического образования и средство экологического воспитания, ‬лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, однако, значительно интенсивнее сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, устанавливать зависимости между ними дети учатся в процессе реальной работы на участке, а также, ухаживая за комнатными растениями в школе .Для подтверждения развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры, нами было проведено исследование на базе образовательного учреждения города Тюмени, среди учащихся 3х классов.В качестве критериев познавательного интереса были взяты: 1.Уровень развития интереса к содержанию и процессу обучения (М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий»)2. Характер познавательного интереса и отношения к природе младших школьников через учебную деятельность (Г.И. Щукиной «Методика с конвертами»)3. Степень проявления интенсивности познавательного интереса у учащихся.(Г.И. Щукиной Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса)Но мы рассмотрим, на примере только одну методику для выявления степени сформированности познавательного интереса по первому критерию была использована методика М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»). Можно сделать общий вывод, что на констатирующем этапеу обучающихся 3 «А» класса (контрольная группа) больше проявляется интерес привлекательности фактов для ребенка, что немало важно для детей младшего возраста. Так же мы видим, что большинство человек не четко определяют свои интересы.Результаты представлены в диаграмме(Рис. 1.).

Рис. 1. Констатирующий эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «А» класса

Можно сделать общий вывод, чтов 3 «Б» классе (экспериментальнаягруппа) большее значениесвидетельствует об интересе учащихся к занимательности. Так же мы видим, что,как и в 3 «А» классе большинство человек не четко определяют свои интересы.Результаты представлены в диаграмме(Рис. 2).

Рис. 2. Констатирующий эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «Б» классаПосле констатирующего этапа по результатам видно, что нужно повысить уровень познавательного интереса младших школьников 3 класса и целесообразно ввести игровые технологии, которые отражены в тематическом планировании (Табл.).Таблица1Тематическое планированиеШкола №68, 3 «Б» класс 26 человекОбразовательная программа «Начальная школа ХХIвека» 3 четверть(составлено автором)

2. Петр I Великий.(1ч.)

3.Советская Россия. СССР(7 ч.)

Возникновение Древнерусского государства, его столица и города. Первые русские князья.

Первый император России. Петр I как выдающийся деятель, реформатор. Создание русского флота. Строительство СанктПетербурга. Особенности личности и характера императора.

Октябрьская революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Российская Федерация в настоящее время.«Данет»

«Кто быстрее?»

«Угадай пример»КроссвордБеседа, наблюдение.

Чтение и обсуждение. Пересказ.

Сочинение

Возник интерес…

Заинтересованность …

Заинтересованность …

Определим результаты контрольного этапа исследования по итогам использования методики М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»). Испытуемому предъявлялся бланк с перечнем занятий, из которых надо было выбрать четыре самые любимые.Таким образом, мы видим, что на контрольном этапе в 3 «А» классе присутствуют следующие показатели: 15% ‬свидетельство интереса учащегося к занимательности; 15% говорят о привлекательности для ребёнка фактов; 35% фиксируют пристрастие к сути явлений; 15% подтверждение заинтересованности в самом процессе действий; 20% нет четкости определения интересов.

Результаты представлены в диаграмме(Рис. 3).

Рис. 3. Контрольный эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «А» класса

Таким образом, на контрольном этапе в 3 «Б» классе результаты показывают нам следующие результаты: 20% говорят о привлекательности для ребёнка фактов; 25% фиксируют пристрастие к сути явлений; 10% подтверждение заинтересованности в самом процессе действий;

5% соответствуют поисково‬исполнительскому уровню; 35% нет четкости определения интересов.

Результаты представлены в диаграмме(рис. 4).

Рис. 4. Контрольный эксперимент. Результаты диагностики по методике

М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «Б» класса

Итак,дидактические игры влияют на развитие познавательного интереса младших школьников, на уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности.

С. 1922.2.Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии//География в школе, 2012. №6.

3.Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся вобучении. М.: Педагогика, 2013. ‬374 с.4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ‬М.: Педагогика, 1989. 192с.5.Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. ‬Новосибирск: Наука. 1987. ‬145 с.6.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.

№ 6.‬С. 515.7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметнойоснове. //Начальная школа, 2008. №10.

8.Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.: Академия развития, 2014. ‬321 с.9.Шамова Т.И. Активизация ученияшкольников.

М.:Педагогика, 2013. ‬173 с.10.Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школаплюс и минус, 2012. №8.‬С. 3439.11.Шмаков С. А. Игры учащихся ‬феномен культуры. ‬М. Новая школа, 2014. ‬240с.12.ЭльконинД. Б. Психология игры. ‬М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. ‬360с.