Главная · Боль в деснах · Каким богам поклонялись на Руси до принятия православия. Избранные иностранные источники о язычестве славян и русов

Каким богам поклонялись на Руси до принятия православия. Избранные иностранные источники о язычестве славян и русов

Андрей КОМПАНЕЕЦ
Мир, в котором живет Православная Церковь, напоминает вредную среду, со всех сторон подтачивающую ее силы. По большому счету, это нормально - потому что закономерно и неизбежно. В условиях, когда враг рода человеческого всеми силами старается увести этот ненавистный ему род с пути истинного, иного ожидать не приходится. Врагов, к сожалению, становится все больше, и зубы у них все острее... В последнее время к ним присоединилось банальное, казалось бы, и уже забытое язычество, причем в древних его формах. Поначалу упоминание о нем вызывало у большинства улыбку наивности - мол, сказки, баловство, экзотика. Однако, когда представители "народной религии" подняли свой голос против Церкви, взрослые игры перестали казаться столь уж безобидными. И в настоящее время мы вынуждены констатировать, что язычество встало в один ряд с различными сектами, открыто выступающими против христианства. Тем более у кого-кого, а у этого религиозного атавизма слишком много претензий к Православию еще со времен святого князя Владимира. Так как же случилось, что неоязычество стало реальной силой в борьбе за душу человека? И что собой представляет это хорошо забытое старое?

Дать ответы на эти вопросы в одной маленькой обзорной статье практически невозможно. А поэтому постараемся лишь наметить основные проблемные направления.

С приходом христианства на Русь язычество волей-неволей ушло в подполье - и физическое, и духовное. К сожалению, свергнутые с холмов идолы упали за пазуху многим жителям древнерусских сел и городов. И, отстояв на вечерне в храме, дома люди тайком зажигали огни у миниатюрных фигурок Перуна, Даждьбога или Макоши. И дело здесь не в том, что славяне видели и понимали преимущество своей первой религии. Просто сказалась одна удивительная черта нашего народа, которую с особенной яркостью выразил Алексей Константинович Толстой:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Действительно, мы любим во всем дойти до самого края, постоять над пропастью, а порой даже и сигануть туда. Именно эта национальная черта заставляла славян-язычников поступать вопреки указам православных князей. Эта же особенность души почти через шестьсот лет вела на костер раскольников. И поэтому не следует приписывать нашему народу "природную предрасположенность" к идолопоклонничеству.

Впрочем, время костров и гонений прошло. И вот в конце ХХ века язычество воскресло...

Все произошло в течение каких-то последних 25 лет. О феномене неоязычества заговорили примерно в середине 80-х годов. Именно тогда, как пишет Антон Прокофьев, возникло "увлечение значительной части интеллигенции восточными религиями, йоговскими практиками, которые во многих случаях пробудили интерес к аналогичным системам в России". Через занятия единоборствами некоторые активные элементы, интересовавшиеся древнерусским фольклором и историей, пришли к славяно-горицкой борьбе. Был разработан целый комплекс упражнений и приемов. К 1996 г. борьбой уже занималось около 40 тысяч человек. Вместе с ратоборством в России распространялось и язычество, принятие которого становилось, как правило, логическим завершением спортивных интересов. Явление это носило не абсолютный характер. Самое широкое распространение получило оно в среде военно-патриотических клубов, занимавшихся воссозданием древних воинских обычаев и костюмов. Причем не обязательно пантеон богов был славянским. Выбор богов зависел от того, традициями какой страны занимался клуб. Бывали, например, случаи почитания скандинавских богов. При этом важным элементом обрядности становилось принятие имени той национальной традиции, которая изучалась адептами. Например - Яромир, Светозар, Гостерад и т.д.

Активное увлечение боевыми искусствами привлекло в среду новоиспеченных язычников фашистские элементы. Они составили отдельные общины, отличавшиеся жесткой дисциплиной, которой не было в других объединениях. Очевидно, что в язычестве их привлекали не мистическая и обрядовая сторона, а возможность на религиозном уровне оправдать ненависть к евреям (а порой и к христианам). Поэтому закономерно, что национальный, а именно "арийский", вопрос стал главным в идеологии фашиствующих язычников. Дошло до того, что арийцем объявили Моисея, учение которого было якобы извращено евреями.

Помимо общин, построенных на основе изучения боевых искусств, параллельно зарождалось и интеллектуальное течение. В него входили люди науки и культуры - одним словом, думающей интеллигенции. Они до многобожия дошли путем сравнений и ошибок. Основным их занятием стала деятельная проработка культовой и обрядовой традиции. Существуют и весьма самобытные образования. Например, Рязанская славянская языческая община, состоящая целиком из женщин, которые придерживаются феминистских взглядов.

Однако спортивные и научные интересы были лишь следствием другой, глобальной причины, которая заставила людей обратиться к язычеству. На рубеже 80-90-х годов для многих стала очевидной несостоятельность коммунистической идеологии. А природа не терпит пустоты. Вот она и заполнилась древними славянскими верованиями. Почему не православием? К сожалению, в то время Церковь не могла вести проповедь, более того, не была готова к этому. Не последнюю роль сыграли десятилетия атеистической пропаганды. Нечто похожее произошло в Германии в 30-х годах. Тогда лишенное мистической стороны религиозной жизни лютеранство перестало удовлетворять немцев - и многие обратили свои взоры на Восток, в Тибет. А в России оглянулись на свое далекое прошлое.

И в результате сформировался культ двух основных богов - Перуна (бога войны) и Велеса (бога плодородия, мудрости и поэзии). Это славянские боги. Однако неоязычники, в большинстве своем, полагают, что возрождают арийскую традицию, якобы свойственную славянам. Только одна половина уверена, что они являются носителями исконной традиции, ведущей прямую линии с древних времен. А вторая, что цельной религиозной системы не сохранилось, и они лишь собиратели маленьких обрывков большой летописи. А вообще мировоззрение современного язычества совмещает в себе пантеистические и политеистические взгляды. В этике язычников нет ни идей милосердия, ни понятий добра и зла. (Впрочем, по этому вопросу в настоящий момент единого мнения нет. Так, Владимир Истархов, академик Арийско-Русско-Славянской академии, считает, что "в мире реально существует добро и зло, это очевидно каждому") Свобода для них - это свобода выбора, следовать Вселенскому закону или нет. Поэтому богов можно игнорировать, и тем самым сознательно губить себя. Главным богом признается Род, создавший мир и им же являющийся. Причем сам Род - "существо" безличное, а все остальные боги (в т.ч. Велес и Перун) - суть его эманации. Впрочем, с той оговоркой, что божественная личность - более сложное явление, чем личность человека.

Однако дело в том, что личностность относится к тем явлениям, которые либо существуют в полном объеме, либо не существуют вообще. Нельзя быть более мертвым или почти беременной. Личность или есть, или ее нет. И христианское богословие говорит, что личность Бога несравнимо более высокого порядка, чем личность человека. Однако это не означает, что Он становится после безличным. Вспомним, что согласно мифам, Велес был сыном коровы и представлялся в виде медведя, Перун подарил людям столь субстантивированную вещь, как плуг, а Макошь вообще имела отличительный признак - женский род. Все очень конкретно и индивидуально.

А к чему здесь рассуждения о личности, спросите вы? Все очень просто. Апологеты язычества утверждают (вопреки общепринятой в науке точке зрения), что монотеизм является упрощением эзотерической составляющей политеистической религии. Иными словами, объединяющая пантеистическая Сила была "наделена" личностными характеристиками и возведена в ранг единого божества. Так, если следовать логике господ идолопоклонников, появилась, например, религия древних иудеев.

Лагерь язычников (иначе подобное образование назвать нельзя) сложился хотя и быстро, но пока не стал однородным. Единого административного и духовного центра он не имеет. Община держится вокруг признанного авторитетного верующего, принадлежащего, как правило, еще к первой волне неоязычества. Это, впрочем, не мешает ему пользоваться опытом собратьев, и, более того, нести язычество в массы.

Ведь прошло то время, когда общины "даждьбожьих внуков" вели духовную жизнь на уровне натурального хозяйства. Теперь они вышли с открытой пропагандой "исконной веры". В настоящее время география язычества обширна, и дым ритуальных костров курится во многих городах России и странах ближнего зарубежья: Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Тамбове, Смоленске, Владимире, Калуге, Киеве, Магнитогорске, Кемерове, Омске, Санкт-Петербурге, Озерске, Одессе, Литве, Эстонии, а также Чехии, Словакии и других государствах..

Сказав в начале статьи, что язычество перестало быть безобидным увлечением, мы не ошиблись. Действительно, окрепнув и определив все-таки, во что они верят, язычники решили взять реванш - и обрушили критику на Русскую Православную Церковь. Однако ничего нового они не открыли и не сказали. Все это уже было слышано как в первые века христианства, так и из уст Елены Блаватской и четы Рерихов. Причем создается впечатление, что православием язычники недовольны именно из-за того, что оно отняло у них две тысячи лет истории. И поэтому в ход идут все средства без разбора.

Так, например, в статье "Будущее за... язычеством!" кандидат исторических наук Людмила Жукова пишет: "Христианство не отвечает уровню требований современности по двум положениям. Во-первых, в христианской доктрине нет экологических приоритетов. Здоровая природа подразумевается в христианстве как само собой разумеющееся. Во-вторых, из-за антропоморфизма. Центральной фигурой христианского мифа является личность Иисуса Христа, образ мифологизированного, обоготворенного человека, рожденного земной женщиной. В слиянии образов человека и бога обнаруживаются черты культа личности, но на высшем уровне". Боюсь, что опасный путь "подгонки" религии под сегодняшний день может нивелировать ее до уровня свода моральных и бытовых правил. Религия должна быть сотериологична (дословно (греч.) - наука о спасении) и заботиться о душе человека. Едва ли для того, что бы спасать легкие планеты, необходимо становиться язычником. А противостоять развитию цивилизации на планете - значит обрекать себя на участь Сизифа. Относительно же "культа личности", то непонятно, что же автору кажется диким? Культ божественной личности - это и есть религия. А боги язычников тоже личностны (об этом говорилось выше).

Пропагандируя свою веру, язычники делают ставку на то, что в религиозной жизни они не руководствуются никакими правилами. Как, например, говорит один из адептов: "язычество <...> это мировоззрение не ограниченное (по крайней мере, сейчас) догмами тысячелетней давности, как христианство. То есть, в нем намного выше...". И очень часто неопытный богоискатель попадается на эту удочку. Ведь сколь приятнее жить беззаботно, чем постоянно трудиться над своей душой. Однако с такой позицией язычников трудно согласиться. Все в этом мире живет по законам, в том числе и душа человека. Пусть попробует язычник ударить просто так ребенка или вытащить у бедной пенсионерки из кармана последние деньги. Рано или поздно станет стыдно - и это духовный закон. А если же язычники таких законов не признают и их души остаются безмолвными, то о каком "просветлении" может идти речь?

Из отрицания духовных законов вытекает еще одна особенность неоязычества - несогласие с греховностью человека и мира: "Языческая Традиция не признает в христианском смысле слова, точно также как она не рассматривает мир как, ...". В таком случае может оказаться, что человек самое страшное из всех существ во вселенной (напомним, что согласно Священному Писанию, человек изначально был прекраснейшим из созданий и к такому состоянию может вернуться), а мировое зло - нормальное явление. Если мы всегда были порочны, жестоки и бездушны, то на основе чего совершенствоваться? На все эти вопросы язычество ответов не дает.

И в заключение еще раз повторим, что данная статья не претендует на серьезную научную работу. Это лишь небольшой критический обзор состояния современного славянского язычества. Делать масштабные выводы рано. Однако уже сейчас понятно, что на духовном фронте появилась (а точнее, воскресла) еще одна сила - неоязычество. И нам не стоит недооценивать ее возможностей.

Дата публикации: 26 Ноября 2001
Религия в России



В мире всегда существовали различные религии и верования. Которые, к слову, никуда полностью не исчезали, даже если и становились неактуальными. В данной статье хочется поговорить о язычниках: их обрядах, вере и различных интересных нюансах.

Главное

В первую очередь заметим, что язычество - весьма древняя религия, которая существовала у славян до принятия христианства. Можно с уверенностью сказать, что это целая универсальная система взглядов, которая в полной мере давала общую картину мира жителям тех времен. У наших предков существовал свой пантеон богов, который был иерархичен. А сами люди были уверены в тесной связи жителей параллельного мира с обычным. Язычники верили в то, что всегда и во всем их контролируют духи, поэтому им была подчинена не только духовная, но и материальная часть жизни.

Немного истории

В конце первого тысячелетия нашей эры, в то время, когда на Руси приняли христианство, все, что касается язычества, пресекалось, искоренялось. Сжигали пускали по воде древних идолов. Старались полностью избавиться от данных верований. Однако с уверенностью можно сказать, что это удалось весьма плохо. Ведь до сегодняшнего дня элементы обрядов язычников сохранились в православной вере, создав удивительный симбиоз Византийской культуры и язычества. Нужно сказать и о том, что первые воспоминания о данных верованиях появились еще в средневековых рукописях, когда папская курия активно привлекала людей в католичество. Под это действие попали и язычники (кто это - известно). Записи же в дневниках католиков в основном были осуждающими. Что касается русских летописцев, о язычестве в то время не хотели говорить, делая акцент на том, что его практически не существует.

О понятии

Разбираясь в понятии «язычники» (кто это такие, каковы особенности их веры и мировосприятия), нужно узнать, что же оно означает. Если разбираться в этимологии, нужно сказать, что корнем здесь является слово «язык». Однако оно означало еще и «народ, племя». Можно сделать вывод о том, что само понятие можно перевести как «народная вера» или «вера племени». Славянский же термин «язычество» можно трактовать и как «крепость уз».

О вере

Итак, язычники: кто это такие, во что они верили? Стоит сказать, что сама система их верований была практически идеальной и полностью неотделимой от природы. Её почитали, ей поклонялись и преподносили щедрые дары. Центром всей Вселенной для славян была именно Природа-матушка. Она понималась как некий живой организм, который не только мыслит, но и имеет душу. Её силы и стихии обожествлялись и одухотворялись. Однако это и не удивительно, ведь именно Природа настолько закономерна, что тут без проблем прослеживается особая мудрость. Более того, язычники (кто это, мы, в принципе, рассмотрели) считали себя детьми природы и не представляли своей жизни без неё, ибо ведическая система знаний и верований предполагала тесное взаимодействие и сосуществование в гармонии с окружающим миром. В чем же заключалась вера наших предков? У славян существовали три главных культа: Солнца, Матери-Земли и почитание стихий.

Культ Земли

Язычники верили в то, что праматерью всего является именно Земля. Тут объясняется все довольно-таки просто, ведь именно она, по мнению древних славян, является центром плодородия: Земля дает жизнь не только растениям, но и всем животным. Почему ее называли Матушкой - объяснить также не тяжело. Наши предки верили в то, что именно земля их и породила, она им дает силы, стоит только к ней наклониться. Заметим, что многие существующие сегодня обряды пришли к нам еще с тех времен. Вспомним хотя бы необходимость брать горсть своей земли на чужбину или земной поклон молодых родителям на свадьбе.

Культ Солнца

Солнце в верованиях древних славян выступает как символ всепобеждающего добра. Нужно сказать и то, что язычников нередко называли солнцепоклонниками. Люди в то время жили по солнечному календарю, особое внимание уделяя датам зимнего и Именно в это время и отмечались важные праздники, такие как, например, (конец июня). Интересным окажется и тот факт, что жители тех времен почитали знак свастики, которая называлась солнечным коловратом. Однако никакого негатива данная символика тогда не несла, а олицетворяла победу добра над злом, свет и чистоту. Данный знак мудрости являлся также и оберегом, наделенным очищающей силой. Его всегда наносили на одежду и оружие, предметы обихода.

Почитание стихий

С огромнейшим почтением язычники-славяне относились к таким стихиям, как воздух, вода и огонь. Две последние считались очистительными, такими же могущественными и животворящими, как и сама земля. Что касается именно огня, то это, по мнению славян, мощная энергия, которая устанавливает в мире равновесие и стремится к справедливости. Огнем очищали не только тело, но и душу (показательными в этом плане являются прыжки через пылающий костер на Ивана Купалу). Огромное значение пламя имело на похоронах. В то время тела сжигали, предавая очистительной силе огня не только земную оболочку человека, но и его душу, которая после данного обряда с легкостью отправлялась к предкам. Во времена язычников весьма почиталась вода. Люди считали ее единственным источником силы и энергии. При этом уважительно относились не только к рекам и иным водоемам, но и к небесным водам - дождям, полагая, что таким образом боги даруют силу не только самой земле, но и её жителям. Водой очищались, ею лечились («живая» и «мертвая» вода), с её помощью даже гадали и предсказывали будущее.

Прошлое

С огромным уважение русские язычники также относились и к своему прошлому, а точнее, к предкам. Своих дедов-прадедов они почитали, часто прибегали к их помощи. Считалось, что души предков никуда не исчезают, они охраняют свой род, помогая людям из параллельного мира. Два раза в год славяне отмечали день, когда почитали своих умерших сородичей. Назывался он Радоницей. В это время родственники общались со своими предками на их могилах, прося о сохранности и здоровье всего рода. Обязательно нужно было оставить небольшой дар (данный обряд и сегодня существует - поминки на кладбище, когда люди приносят с собой конфеты и печенье).

Пантеон богов

В первую очередь хочется сказать о том, что боги язычников представляют собой ту или иную стихию или же природную силу. Так, самыми главными богами были Род (который создал жизнь на земле) и Рожаницы (богини плодородия, благодаря которым после зимы земля возрождалась к новой жизни; они же помогали женщинам производить на свет детей). Одним из важнейших богов был также Сварог - создатель и владыка вселенной, Отец-Прародитель, который дал людям не только земной огонь, но и небесный (Солнце). Сварожичами являлись такие боги, как Даждьбог и Перун молнии, грома). Солнечными божествами выступали Хорс (круг, отсюда слово «хоровод») и Ярило (бог самого жаркого и яркого летнего солнышка). Почитали также славяне и Велеса - бога, который был покровителем скота. Также он являлся и богом богатства, ведь раньше богатым можно было стать только благодаря домашней скотине, приносившей неплохую прибыль. Среди богинь наиболее значимыми были Лада молодости, любви, брака и семьи), Макошь (дарительница жизни урожаю) и Морана холода, зимы). Также почитали люди в те времен домовых, леших, водяных - духов, которые охраняли все, что окружало человека: дом, воду, леса, поля.

Обряды

Важными также являлись и различные обряды язычников. Как уже было сказано, они могли быть очистительными для тела и души (при помощи воды и огня). Также были обряды охранные, которые проводились для того, чтобы уберечь человека или дом от нечистой силы. Не чуждо славянам было и жертвоприношение. Так, дары богам могли быть как бескровными, так и кровными. Первые приносились в дар предкам или берегиням. Кровяные же жертвы нужны были, например, Перуну и Яриле. При этом в дар приносили птиц и домашний скот. Все обряды имели сакральное значение.

В Древней Руси, в те времена, когда еще не было принято христианство, славяне боготворили потусторонние бестелесные существа. Языческие боги древней Руси, согласно представлениям древних, наделены сверхъестественными возможностями влиять на всё сущее. Они отвечают за все основополагающие принципы человеческого бытия, управляют как судьбой самих людей, так и всем что их окружает.

Каждое божество выполняет определенную, утилитарную функцию. История глубины веков хранит многие десятки имен, из которых нам сейчас известна только часть. Эта часть сохранилась до наших дней благодаря передававшимся из поколения в поколение языческим ритуалам и обрядам, которые с течением времени становились основой обычаев славянского рода.

На иерархической вершине стоит верховный бог, под его началом - боги среды существования всего живого, далее - боги человеческих судеб и обихода людей, внизу пирамиды - стихий и сил тьмы.

Таблица языческие боги древней Руси:

№ п/п Имя божества Предназанчение
1 РОД Верховный бог неба и земли
2 ХОРС Бог солнца
3 ЯРИЛО Бог весеннего солнца. Сын Велеса
4 ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света
5 СВАРОГ Повелитель Вселенной. Бог неба
6 ПЕРУН Бог молнии и грома
7 СТРИБОГ Бог ветра
8 ВЕЛЕС Бог плодородия (скота)
9 ЛАДА Женское воплощение Рода
10 ЧЕРНОБОГ Повелитель сил тьмы
11 МОКОШЬ Богиня земли, урожая и женской судьбы
12 ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА Властительница разгула
13 МОРЕНА Богиня зла, болезней и смерти

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь - в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай - во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим , где основа это многочисленный пантеон богов.

Славянские боги по значимости и могуществу

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс - сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день - желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

  • Коляда
  • Ярило
  • Даждьбог
  • Сварог.

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

Мы и в настоящее время соблюдаем традиции древних славян: на Святки гадаем, на Масленицу жарим блины, на Ивана Купала жжем костры и плетем венки.

1. Бог славян Коляда

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр - солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет - всходы взойдут, где пройдет - травы заколосятся. На голове его - венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой - вожжи. Его время - от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла - солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время - от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря - период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Перун бог грома и молнии

Это бог войны. В своей правой руке Перун держит меч-радугу, в левой - стрелы-молнии. Облака - его волосы и борода, гром - его речь, ветер - дыхание, капли дождя - оплодотворяющее семя. Он сын Сварога (Сварожич), и также наделен грозным нравом. Он покровительствует храбрым воинам и каждому, кто прикладывает усилия к тяжкому труду, дарит им удачу и силу.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог - повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Велес языческий бог богатства

Это бог земледелия и скотоводства. Еще Велеса называют богом богатства (он же Волос, Месяц). Он повелевает тучами. Будучи молодым, он сам пас небесных овец. В гневе Велес посылает на землю проливные дожди. После жнив люди еще до сих пор оставляют ему один собранный сноп. Его именем клянутся в честном слове и верности.

Лада богиня любви и красоты

Богиня Лада, это покровительница домашнего очага. Ее одежды - белоснежные облака, а утренние росы - слезы. В предрассветной дымке она провожает тени усопших в потусторонний мир. Лада - земное воплощение Рода, верховная жрица, богиня-мать, окружена свитой молодых прислужниц. Она красива и умна, смела и ловка, лозой гибка, из ее уст льется звонкая лестная речь. Лада дает людям советы как жить, что можно делать, а чего нельзя. Она порицает виновных и оправдывает ложно обвиненных. Давным-давно на Ладоге стоял ее храм, сейчас ее обитель - небесная синева.

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог - повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель - страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Бог славян Мокошь

Мокошь (Макеша), это богиня торговли, подобно древнеримскому Меркурию. По-старославянски мокошь означает «полный кошель». Она расчетливо использует собранный урожай. Еще одно ее предназначение - управление судьбой. Ее интересует прядение и ткачество; прядеными нитями она сплетает судьбы людей. Молодые хозяйки боялись оставлять на ночь незаконченную кудель, веря, что Мокоша пряжу испортит, а с ней и судьбу. Северные славяне считают Мокошу недоброй богиней.

Бог славян Параскева-Пятница

Параскева-Пятница - наложница Мокоши, которая сделала Параскеву божеством, властвующим над разгульной молодежью, азартными играми, попойками с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестной торговлей. Поэтому пятница и была в Древней Руси продолжительное время базарным днем. В этот день женщинам не позволялось работать, потому что за неповиновение Параскева могла обернуть непослушницу в холодную жабу. Она в колодцах и подземных ключах отравляла воду. Сегодня эта богиня не имеет никакой власти и практически забыта.

Бог славян Морена

Богиня, властительница зла, неизлечимых болезней и смерти, - это Маруха или Морена. Она насылает на Землю лютые зимы, ненастные ночи, эпидемии и войны. Ее образ - страшная женщина с темным морщинистым лицом с глубоко запавшими маленькими глазами, провалившимся носом, костлявым телом и такими же руками с длинными изогнутыми ногтями. Ей прислуживает недуги. Сама она никогда не уходит. Ее прогоняют, но она является вновь и вновь.

Язычники - Слово язычник является переводом латинского слова и означает буквально: провинциал, деревенский житель. В начале, когда Евангелие было принято в городах, слово paganus, т.е. деревенский житель, стало обозначать всякого человека, чуждого Евангелию. Таким образом, слово paganus (язычник) получило свое религиозное значение. Слово, соответствующее этому значению, не встречается ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, и там, где в различных переводах употреблено слово язычник, в основном тексте ему соответствует слово, обозначающее народ или национальность вообще. В таком смысле в евр. тексте употреблено слово гойим от единств, числа гой (Пс 2.1 , Ис 60.3) и т.д., и греческое слово этнэ от единственного числа этнос (Деян 14.16 , Деян 15.17) и т.д. по отношению к тем народам, "которые не знают Бога" (1Фес 4.5 , Рим 2.14). Но эти слова не употребляются в их буквальном значении; например, израильский народ назван словом "гой" (Ис 1.4), и также словом "этнос" (Лк 7.5 , Деян 10.22). Слова "панта та этна" переводятся то в значении "все народы", то - "все язычники", как это видно из Мф 25.32 , Мф 28.19 ; срав. Деян 14.16 , Деян 15.17
В некоторых местах слово "этна" - язычники - обозначает христиан из язычников, а не из евреев (Рим 16.4 , Гал 2.12). Пример двоякого значения этого слова мы находим в Еф 2.11 , Еф 3.1 "вы, некогда язычники" и "язычники".
Хотя уже в Ветхом Завете обещано всем людям не израильского происхождения участие в спасении и царстве Мессии (3Цар 8.41 , Пс 2.8 , Ис 60.1 , Ис 65.1), все же евреям трудно было принять Евангелие Иисуса, которое ставило язычников наравне с евреями, как одинаково нуждающихся в спасении и имеющих право на одну и ту же благодать (Деян 10.1 , Рим 9.30 и дал.). Как поставленный Богом проповедовать язычникам, Павел назван апостолом язычников (1Тим 2.7), Петр же с остальными были "апостолами у обрезанных (Гал 2.8). Но, так как евреи упорно отказывались от предлагаемой им благодати, то пришел на них суд и Царство Божие отдано было язычникам (Деян 13.46 , 1Фес 2.16).
Во тьме язычества находится до сих пор большая часть людей на земле. И все они, подобно македонскому мужу, явившемуся Павлу, взывают: "Приди и помоги нам" (Деян 16.9). язычники - все не евреи, все поклоняющиеся неистинным богам (Пс 105.35 ; Мф 18.17 ; 1Пет 2.12 ). Но Бог есть также Бог и язычников (Рим 3.29 ) и им также даровано спасение (Ис 11.10. Деян 28.28 ). ЯЗЫЧНИКИ -

В Ветхом Завете - все стоящие вне общества еврейского народа. В Новом Завете - все стоящие вне Христа. Народ Божий не должен жить по их обычаям.
«Не поступайте по обычаям народа, который Я прогоняю от вас» (Лев. 20, 23).
«Не учитесь путям язычников» (Иер. 10, 2).
Они будут изгнаны из-за их безбожной жизни:
«Не говори в сердце твоем, что... за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего» (Втор. 9,4; 7, 1; Пс. 43, 3). «Зачем мятутся народы?» (Пс. 2, 1). «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс. 2,8). «Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они» (Пс. 9,21).
«Господь разрушает советы язычников» (Пс. 32,10). «Бог воцарился над народами» (Пс. 46, 9). «Все народы будут служить ему» (Пс. 71,11). «Ты наследуешь все народы» (Пс. 81,8).
«Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою» (Пс. 85, 9).
«Народы Им будут благословляться» (Иер. 4, 2). «Молясь, не говорите лишнего, как язычники» (Матф. б, 7). «Всего этого ищут язычники» (Матф. 6, 32). «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф. 21, 43). «Свет к просвещению язычников» (Лук. 2, 32). «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Д. Ап. 11, 18). «Спасение Божие послано язычникам: они и услышат» (Д. Ап. 28, 28).
«Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?» (Рим. 3, 29).
«Пока войдет полное число язычников» (Рим. 11, 25).
«Когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам» (1 Кор. 12, 2).
«Чтобы и язычникам быть сонаследниками» (Ефес. 3, 6). «Провождать добродетельную жизнь между язычниками» (1 Петр. 2, 12).
«Все народы придут и поклонятся пред Тобою» (Откр. 15,4). «Листья дерева - для исцеления народов» (Откр. 22, 2).

язычники - - все не иудеи по происхождению (Пс 105.35; Гал 2.15), а также те, кто поклоняется не истинному Богу, а идолам (Пс 134.15; 1Кор 10.20; 1Фес 4.5), причем такими могут считаться и некоторые иудеи, когда они отступают от Бога (Иез 20.32; 1Кор 12.2).
Священное Писание везде называет «язычниками» только тех людей из других народов, которые как-то касались иудеев, не зависимо от их отношения к ним. Представители каких-то отдаленных народов даже и не упоминаются. Отсюда можно понять и слова Спасителя: «Любите врагов ваших» (Мф 5.44), ибо многие из враждебно настроенных язычников, живших рядом и понимавших иудеев, могли в любое время стать «прозелитами» или «пришельцами», то есть включенными законом в их среду. Конечно, враги у Его учеников были и в среде самих иудеев.
Ап. Павел, говоря, что он в какой-то момент обратился к «язычникам» (Деян 13.46), на самом деле обратился к «прозелитам» и к живущим среди иудеев язычникам, чтущим Бога (Деян 13.16,26). С другими язычниками, ничего не знающими о Боге и законе евреев, он встречался только однажды, притом не по своей воле, в ареопаге, куда его буквально затащили и куда он более никогда не возвращался. Эти люди из ареопага не названы язычниками и там он не упомянул Писаний (но зато упомянул их стихотворцев). Поэтому совершенно не понятно, почему ап. Павел назван Апостолом «язычников». Такое название выглядит намеренным, искусственным.
Для иллюстрации очень полезно сравнить две очень похожие речи ап. Павла - речь к этим «полным»или «дальним» язычникам в ареопаге с речью к иудеям вперемешку с прозелитами в синагоге.
Вот его речь перед афинянами в ареопаге.
Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. (Деян 17.22-31,32).
Далее его речь к собранию иудеев, прозелитов и пришельцев в синагоге.
Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего. Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его. Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб. Но Бог воскресил Его из мертвых. Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом. И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя... При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога , обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. (Деян 13.26-33,42-43).
В собрании «полных» («дальних») язычников ап. Павел не смог бы, да и не стал бы что-то доказывать из Писаний, как это он постоянно делал в синагогах.
Отношение евреев к окружающим их со всех сторон язычникам всегда было негативным, изоляционистским. Евреи, прямые потомки Авраама через Исаака и Иакова (Израиля), всегда жили компактно и совершенно обособленно. При входе в обетованную землю, заселенную языческими племенами (Хананеями, потомками Ханаана, сына Хама, который был проклят Ноем), закон повелевал им уничтожить или изгнать всех аборигенов с их истуканами и ни в коем случае с ними не смешиваться (Вт 7.1-2). Поэтому в продолжение всей своей истории их отношение к язычникам было сходно с отношением к собакам (ср. Мф 15.26). В этом смысле очень характерен поступок пророка Ионы, который скорее согласился быть утопленным, чем пойти к язычникам с проповедью, пусть даже и по повелению Бога. Евреи никогда не проповедовали и не проповедуют свою религию и не миссионерствуют по свету, а в последние «свободные» времена, когда таковые из их среды всё же появились, относятся к ним очень враждебно (например, к известной секте «Евреи за Иисуса»). Как сказано в Писании, они живут отдельно и среди народов не числятся (Чис 23.9). Но закон позволял им принимать в свою среду «прозелитов» и «пришельцев» и повелевал им, следовательно, относиться к таковым, как к братьям.
Также трепетно, как к своему закону и своей религии они всегда относились и к Богу, Который, они верили, создал всё видимое и невидимое и всё держит в Своих руках. Из благоговения перед Ним они никогда не называли вслух Его имени, а заменяли его другим, потому что знали, что этот великий Бог избрал только их народ, чтобы Его имя пребывало среди них (Вт 7.6). Потому и Христос, рожденный по плоти в одном из колен Израилевых, пришел только ради собственного народа, сынов Израиля, о чем Он ясно заявлял (Мф 15.24). Это же повторил и ап. Петр (Деян 3.20).
Здесь особенно следует отметить, что в Новом Завете, состоящем наполовину из Посланий ап. Павла, произошла некая подозрительная трансформация понятий в отношении к язычникам. Самый наглядный пример это Иол 2.32–(Деян 2.21)–Рим 10.13. Если внимательно читать Иол 2.12-32, то становится совершенно очевидным, что речь идет (как и во всех других подобных местах–ведь Писание не может противоречить самому себе) только о народе Божием, только о своих. В Деян 2.14-21 ап. Петр в своем обращении к присутствующим (а присутствовали снова только свои–ст. 9-11) повторил те же слова (правда, в ст. 20 слово «страшный» заменено на «славный» и не ясно, самим ли ап. Петром или переписчиками). Но вот в Послании к римлянам 10.11-13 мы видим полное преобразование ясных и точных слов и понятий. Здесь ап. Павел (или кто-то за него) узурпирует основополагающие принципы в пользу любых язычников. Он даже не вспоминает и никак не комментирует слова Христа о том, что Он пришел ради Своих и тех, кого призовет Господь (Иол 2.32; Ин 6.44). Этим самым ап. Павел (или кто-то за него) предоставил широченную возможность язычникам самостоятельно решать вопросы спасения, «низводить небо на землю».
С возникновением официального языческого христианства язычники лихо подхватили имя Бога и понеслись по всему свету, призывая налево и направо «придти к Богу», «принять Христа в свое сердце» забывая, что придти к Богу может лишь тот, кого Он Сам привлечет к Себе. Еслли они пытаются делать это за Бога, то забывают, что, для тех, кого Бог Сам не привлекает к Себе, Его имя закрыто и таковые наверняка понимают под именем «Бог» что-то другое, например, бога удачи, помогающего им устроиться в жизни, ведь богов и господ много (1Кор 8.5).
Многих смущает и другое высказывание ап. Павла, что Бог есть также Бог «и язычников» (Рим 3.29). Но и в этом случае этот термин нужно понимать, как сказано в самом начале этой короткой статьи о язычниках. Никогда не следует смущаться отдельными разночтениями и непониманиями, нужно всегда держаться одной истины–слов Христа (повторяем, слова Божии не могут сами себе противоречить).
Только в двух местах Нового Завета (Ин 10.16; 17.20) приведены собственные слова Господа, в которых можно усматривать намек на других овец, кроме овец дома Израилева, но это опять же решают не сами овцы, ибо Новый Завет был заключен Богом только с домом Израилевым (Ис 42.6; Иер 31.31-34; Мф 26.28; Евр 8.8-13). Кто-то из язычников хочет веровать, что Бог присоединит его к Своему избранному народу и спасет его от грядущего суда? Пусть смиренно ждет и надеется, пока Бог сделает это (Рим 8.24-25; Евр 11). Это вера. Если же он сам начинает что-то делать для своего спасения, он наверняка останется с этой многочисленной толпой энтузиастов. Это религия. (См. Бог, воля человеческая, Галилея, Павел Апостол, пришелец, прозелит, Церковь, церковь). ЯЗЫЧНИКИ - td valign=top>АРАРАТ

Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах.

Что такое язычество

Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».

Само слово «язычество» - калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»).

От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов».

При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий.

То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое.

Трудности

Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.

В 1902-1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).

После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.

В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году - книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году - нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского.

Если мы зайдем сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нем пишут все, кому не лень (даже сатирики) - тематика очень популярна, однако «выловить» сегодня в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто.

Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем?

Боги

Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм).

Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году.

В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ и постави кумиры на холму вне двора тсремнаго. Перуна древяна а главу его сребрену а оцсъ златъ и Хърса Дажьба и Стриба и Симаръгла и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы... и жряху бесомь»....

Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь.

Хорс

Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние.

Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце».

Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны.

Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал».

Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне.

Даждьбог

Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь.

По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками.

Стрибог

Ещё один бог из Владимирского пантеона - Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря».

Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд.

Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла.

Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.

Единственная женщина во Владимирском пантеоне - Мокошь. Она по разным источникам почиталась как богиня воды (имя «Мокошь» связывают с общеславянским словом «мокнуть»), как богиня плодородия, рождаемости.

В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.

Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.

В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».

Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» - деньги, подать; «скотница» - казна, «скотник» - сборщик дани.

В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.

Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский - Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.

Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».

Велесова книга

При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь - «реконструируется».

К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.

Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».

По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И - Фоменко». И сел на своё место.

В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.

Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых - несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец - просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).

По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.

Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»

Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.