Главная · Налет · Обзор игры need for speed shift. Need For Speed: Shift — Рецензия (Обзор, Review). История создания игры

Обзор игры need for speed shift. Need For Speed: Shift — Рецензия (Обзор, Review). История создания игры

Need For Speed Shift – очередная игра из серии гонок NFS. Все игры, за исключением Pro Street, выводили нас на ночные (и не очень) улицы мегаполисов. Нам предлагалось сесть на какую-нибудь развалюху и доказать королям улицы, что мы супер гонщики, попутно с позором забирая у проигравших их авто, пополняя свой, и без того обширный автопарк. Бестолковые полицейские, называемые копами, гонялись за нами на шикарных спортивных машинах или на огромных внедорожниках. Если им не удавалось остановить нас традиционными средствами, то они, без угрызений совести, подключали пару-тройку вертолетов. Pro Street кардинально отличался от своих предшественников. Теперь о ночных улицах пришлось забыть, ведь теперь мы не хулиганы-стритрейсеры, нарушающие общественный порядок, а профессиональные гонщики! Теперь мы ездим по легальным трекам и не нарушаем правила, превышая скорость. Следующая NFS – Undercover. В ней нам опять пришлось выехать на улицу. И опять превышения скорости, погони от копов, нелегальные гонки и все, что к ним прилагается. Ну а теперь свет увидела следующая часть, из серии NFS – Shift.


Пусть не самая быстрая, но зато не дорогая:)

Теперь в игре нет ничего, что не связано с самими заездами. Никаких разборок и ночных погонь. Хоть Shift - симулятор профессиональных трековых гонок, в начале игры можно и не надеется на приличную машину, хотя, надо признать, особенных развалюх в игре нет. Как и подобает профессионалу, вам нужно будет пройти тестовый заезд, по результатам которого компьютер выставит оптимальный уровень интеллекта ваших соперников. Хотя, какими бы не оказались ваши противники, сама по себе игра не отличается особой сложностью. Скажем, для прохождения поворота нужно лишь притормозить.


Между небом и землей...

Автопарк в игре, наверное, рекордный, по сравнению с прошлыми играми серии. Теперь в вашем распоряжении аж 80 автомобилей. Но, как известно, между количеством и качеством прямая зависимость, то есть, либо у игры куча автомобилей-клонов, либо десяток-полтора отборных мустангов. Shift пошел по первому пути. Автомобили в Shift отличаются только скоростью, маневренностью и, конечно, внешним видом. Остальные характеристики почти не отличают автомобили друг от друга. Модель повреждений автомобилей, мягко говоря, не впечатлила. В Pro Street она была лучше. Да, классические царапины, оторванные бамперы и капоты в игре присутствуют. Но не больше. С одной стороны это и лучше – традиционная легкость гонок не пропала. С другой – банальные «резиновые» машины всем уже толком поднадоели. Кстати, при столкновении, у водителя мутнеет в глазах! Переключение камеры не помогает! Но, к сожалению, помутнение происходит даже при относительно не сильном столкновении, что согласитесь, как минимум не совсем реалистично.

Особенно хотелось бы отметить присутствие в игре отличного вида из кабины. Внутренняя отделка кабины смотрится очень пристойно: качественные текстуры, действующие приборы и ракурс камеры позволяют почувствовать себя в настоящем гоночном болиде.

Оформление трасс и окружения выглядят отлично. Наверное, самая современная графика в подобном жанре. В игре присутствует полтора десятка трасс, среди которых есть реальносуществующие. Не стоит раскатывать губу, если у вас слабый компьютер. Как, наверное, и любая другая современная игра, Need For Speed Shift требовательна к системе.


Разнеся все заграждение, машина не получила ни царапины!

Озвучка в игре хороша, но не идеальна. Сам по себе саундтрек симпатичен, но в некоторые гонки он просто не вписывается. Лично я вообще отключил музыку, мне больше нравится слушать рев моторов и визг шин.

Вывод: Need For Speed Shift оставила неоднозначное мнение. Одни будут говорить, что не нужно было отходить он тематики уличных гонок, другие будут говорить, что Shift - это очередной шаг в развитии серии NFS, третьи вообще скажут, что Shift не достоин называться симулятором. Сколько людей, столько и мнений. Но то, что Shift разбавила серию аркадных уличных гонок, качественным симулятором – оспорить нельзя.

  • Информация
  • Описание
  • Особенности
  • Сист. требования
  • Мненеие критика
  • Рейтинг изданий: нет оценок

Need for Speed™ SHIFT - новый симулятор гонок. Он сочетает в себе не только реалистичную физику, прекрасно смоделированные модели автомобилей и разнообразные трассы, но также предлагает игрокам максимально правдивый опыт вождения гоночных автомобилей. Игроков ждет захватывающая и напряженная гонка: перегрузки, сверхреалистичный вид с позиции водителя и новая жесткая система столкновений. Need for Speed SHIFT порадует доступной системой управления, которая достоверно передает каждое повреждение, каждое изменение поверхности трассы и все нюансы сцепления с дорожным полотном. Need for Speed SHIFT разрабатывается Slightly Mad Studios в сотрудничестве с Black Box. Slightly Mad Studios объединяет разработчиков и дизайнеров, создававших завоевавшие признание критиков игровые проекты GT Legends и GTR 2.

* Реалистичный опыт вождения . Need for Speed SHIFT позволяет ощутить настоящую динамику и представить себя за рулем гоночной машины. Каждый автомобиль воспроизведен с невероятной точностью, передавая игроку чувство скорости и реалистичность происходящего.

* Динамические эффекты повреждений . При столкновениях, будь то автомобиль соперника или ограждение на трассе, игрок ощущает то же, что происходит при подобном столкновении в настоящей жизни - комбинация визуальных и аудио эффектов передаст состояние водителя игрока и нарушит ход гонки.

* Полная настройка . Need for Speed SHIFT позволяет игрокам совершенствовать каждый элемент автомобиля - начиная с внешнего вида и интерьера, и заканчивая настройкой двигателя, позволяя сделать из серийного автомобиля настоящий гоночный болид.

* Фотореалистичные автомобили и трассы . В Need for Speed SHIFT будут представлены более 15 гоночных трасс, среди которых есть как реально существующие, так и вымышленные. Знаменитые гоночные трассы, например, изматывающая двадцатикилометровая Северная петля Nordschleife, соседствуют в игре с созданными разработчиками трассами (Glendale, к примеру, изобилует перепадами высот, крутыми поворотами и слепыми трамплинами). Для вождения будет доступно примерно 70 лицензированных автомобилей, включая Pagani Zonda F, Audi RS4, Porsche 911 GT3 RSR.

ОС: Windows XP (SP3) / Windows Vista (SP1);
Процессор: Pentium 4 3.2 GHz (XP) / Pentium 4 3.4 GHz (Vista);
RAM: 1GB (XP) / 2GB (Vista);
Видеокарта: 256MB памяти и поддержкой Pixel Shader 3;
HDD: 10 GB;

Давайте начистоту: перед нами не Need for Speed. Никакого предисловия, сюжета и сказок про подпольный мир стрит-рейсинга. Приглашенных голливудских красоток нет (а жаль), полиции тоже. Хип-хоп стих в радиоэфире, оставив нас наедине гулом двигателя и голосом тренера. Прощайте, свободный город и турбореактивные ускорители, рельсовая физика и железобетонные машинки, карамельная графика и снопы искр от столкновений. Теперь у нас всё по-взрослому, с рулем и педалями. Желательно, настоящими. Кто ж знал, что Electronic Arts после неудачных экспериментов с NASCAR снова решила вторгнуться в мир автоспорта, выкатив на тест-драйв под легкомысленным именем конкурента не абы кому, а сериалу Grand Turismo.

Тут есть всё: достоверная физика, предельно качественный вид из кабины, эффектная графика, увлекательные игровые режимы и великолепный соревновательный мультиплеер. Подкачало количество машин (всего-то около 80-ти) и трасс (разных конфигураций примерно 40), но в остальном - отличный продукт. Но не для всех. И в первую очередь - не для поклонников франчайза, поскольку аркадной веселухи тут меньше, чем стриптизерш в чопорном салоне. В смысле, ни одной.



Жаль, что окончательно избавиться от наследия Need for Speed не удалось (спасибо приглашенным специалистам из Black Box). Гонщики по-прежнему за победы получают валюту, обзаводятся новыми автомобилями, апгрейдят их до состояния реактивных болидов на нитро-тяге, разукрашивают-перекрашивают и облагораживают наклейками. За выполнение определенных условий во время заезда премируют звездами, а их количество определяет доступ к имеющимся карьерным соревнованиям. И чтобы получить все золотые пентаграммы иногда приходится здорово повозиться. Мало прийти первым, надо еще проехать целый круг «чисто», без единого столкновения или, что еще забавнее, вытолкнуть за пределы трасса десять оппонентов. Также выдают значки (простые, серебряные, золотые и платиновые), красивым гербом оценивают стиль вождения и открывают дополнительные места в гараже. Оно там, увы, сильно ограничено.

Вся эта мишура призвана одной лишь цели: затянуть в свои сети любителей коллекционирования наград. Постоянно что-то выдают, после заездов сыпят кредитами, очками опыта, иконками и звездами. Ловишь себя на мысли, что играешь не столько ради победы, сколько ради получения этих глупостей. Переигрываешь трассы раз за разом, стараясь угодить всем условиям: проехать точно по нарисованной линии траектории, обогнать с разворотом несколько противников, набрать максимальное количество очков. Соревновательный дух крайне силен в Shift, ведь тут еще параллельно ведется статистика рекордов друзей по Xbox Live или PSN. Кто установил лучшее время - того имя и горит над иконкой заезда. Очень, знаете ли, стимулирует оставить товарищей с носом.



К счастью, самая интересная часть карьеры проходит под лозунгом «Скажем Need for Speed нет!», когда на трассу выкатывают машины с равными характеристиками - вот и побеждайте за счет собственного мастерства, а не лошадиной силы прокачанных спорткаров. Режимов множество. Борьба пары гонщиков на небольшом отрезке. Бодрящие вариации гонок на выбывание. Состязание за лучшее время, обычные круговые гонки, обязательный в последнее время дрифт. Машин немного, но принадлежат они к совсем разным классам, управление которыми принципиально отличается.

Разработчики Shift, принимавшие участие в создании таких гоночных игр, как GTR 2 и GT Legends, нашли, наверное, идеальный баланс между симулятором и аркадой. Точнее, сознательно упростили в некоторых местах физику, поощряя любителей спихивать противников с трассы премиальными очками.

Столкновения тут проработаны очень тщательно, превратив их из узаконенного жульничества других гоночных игр в тактический элемент. Спихнуть кого-то сложно, пилот легко восстанавливает контроль над качнувшейся машиной. Намного тяжелее самому удержать автомобиль на дороге при неудачном маневре. Не туда ударил, не соразмерил скорости и массы - и закрутился волчком, вылетая на песок. Сдвинул соперника в сторону мощным бортовым ударом, довольно полетел вперед - и получил в заднее крыло легкий пинок, разворачиваясь на 180 градусов.



Еще одно упрощение - это дань дрифту. Машинки никогда не срываются в неуправляемый занос при скольжениях, могут с визгом покрышек проходить сложные траектории с минимальной потерей скорости. Собственно, вот и все хорошие новости для поклонников франчайза. Остальным же мы рекомендуем садиться за игру с хорошим рулем. Иначе даже при неосторожном торможении на прямой (А что? Педаль в пол!) рискуете потерять управление.

Shift отличается превосходной физической моделью. Просчитывается сопротивление воздуха, плотность контакта шин с дорожным полотном, реакция на разные типы поверхностей, влияние скорости на устойчивость. Управление требует предельной точности и навыков, знания поворотов, особенностей каждой трассы и их влияния на поведение автомобиля. Подпрыгнул на кочке, пережал педаль газа, колеса не одновременно коснулись асфальта - получите рывок в сторону. Зацепили на 200 км/ч грунт и едва-едва удерживаете машину на прямой. Не справились с управлением, приложились об ограждение - получили вмятину и нарушение механики. На максимальной сложности, при отключенных помощниках, даже такие простые вещи, как старт и торможение, становятся проблемой.



Впрочем, не только этим примечателен Shift. Изначально статью хотелось назвать «гонка от первого лица», поскольку тут виду из кабины уделено так много внимания, какого, к сожалению, не получили автомобили снаружи. Детализация очень уж хромает, легко заметны стыки между полигонами. Но при этом работа с текстурами и материалами одна из лучших. Превосходная система отражений, естественные цвета, колышущиеся на ветру густые ветви деревьев, солнечные блики, мягкие тени. И самое главное - кабины автомобилей не только воссозданы с вниманием к мельчайшим кнопкам и обивке кресел, тут есть реальное ощущение присутствия, тела пилота: положение камеры, анимация рук, возможность крутить «головой» в салоне. От сильных ударов происходит кратковременная потеря ориентации, вплоть до оглушения. В такие моменты машиной управляешь чуть ли не наугад. Лобовое стекло покрывается трещинами, несколько неудачных поворотов, и можно начинать гонку заново - ничего не разобрать через эту паутину при ярком свете.

Конечно же, проще, намного проще управлять автомобилем, поместив камеру на капот или бампер. Но вид из кабины пусть и перенасыщен эффектами тряски и размытия, но позволяет действительно почувствовать, каково это, испытывать перегрузки в гоночном автомобиле, точно раскрывая разницу между машинами разного класса. Бюджетные тачки жутко трясёт уже при сравнительно небольшой скорости. Преодолев определенный предел, понимаешь, что потерял контроль над происходящим, и малейшее движение (рулем ли, педалями) приведёт к катастрофе. Дорогие же суперкары, вроде Bugatti Veyron, не позволят и на мгновение испугаться при сумасшедших показателях спидометра - настолько плавный ход и отзывчивое управление.



Звук под стать визуальной стороне. Мощный, глубокий, чистый, пробирающий. Орут и машут руками зрители, по небу проплывают воздушные шары, на горизонте пролетает вертолет. Приходится соревноваться то днем, то вечером, то утром - при этом значительно меняется представление о визуальной составляющей игры. Жаль, что нет возможности состязаться при разных погодных условиях.

Впрочем, карьера и заезды в «быстрой гонке», где можно просто ставить рекорды по собственным правилам (и также получать при этом премиальные) - это только затравка, тренировочная часть перед проработанным мультиплеером. Удобный фильтр серверов позволяет легко выбрать игру по вкусу: долгий или быстрый заезд, класс автомобилей, возможность выкатить из гаража проапгрейдженного монстра, или чтобы все участники оказались в кабине идентичных машин. Рейтинговые заезды с предустановленными правилами, нерейтинговые, допускающие вольные настройки, свирепые штрафы за срезы участков. А из-за своеобразной физики столкновений стараешься не царапать блестящие бока конкурентов. Себе дороже.



Кроме того, тут имеется жаркий режим «дуэли», больше напоминающий файтинг на колесах. Принцип простой, но живой адреналин оголяет восприятие, делает победу слаще зефира, а поражение - сродни пощечине. В этом соревновании принимают участие два гонщика. Один ставится впереди, другой - позади. Кто пришел первый, тот и победил. При этом длина трассы настолько мала, что у отстающего есть только одна возможность воспользоваться преимуществом «воздушного кармана» и вырваться вперед. Затем они меняются местами, и в случае паритета все решает третий раунд - оба в равных условиях. Победитель уходит вверх по турнирной таблице, а проигравший скатывается к началу, и вынужден заново карабкаться по лестнице. Не так страшно проиграть в первом состязании, но стоит подняться на несколько ступеней, как эмоции начинают борьбу со здравым смыслом. Потрясающие ощущения. Настоящий азарт.


Diagnosis

Можно долго кричать «Это был не Need for Speed!» и «Нас обманули!». Разочарование фанатов франчайза понятно, тем более, им в 2009 году вообще не везло на аркадные покатушки. Но поклонники автоспорта должны радоваться. Shift (надеемся, Electronic Arts превратит её в отдельную серию) получилась неожиданно глубокой, разносторонней и продуманной гоночной игрой. Технически и артистически - превосходно, хоть перенасыщенность картинки эффектами многим может и не понравиться. Физическая модель, упрощенная в некоторых моментах, получилась серьезная, требовательная к мастерству пилота и знания малейших особенностей трассы. Карьера завлекает огромным количеством всевозможных заездов, коллекционированием наград и соревнованием с рекордами друзей, а мультиплеер позволяет принять участие в самых разных состязаниях, вплоть до адреналиновой «дуэли»гонщиков.



Единственное, чего не хватает Shift - это целостности и масштаба. Отбросить всю эту Need-for-Speed-глупость, добавить три-четыре сотни автомобилей и побольше трасс, облагородить игровое меню интеллигентным шармом и не злоупотреблять эффектами - тогда можно было бы говорить о серьезной конкуренции с сериалом Gran Turismo. Пока же Shift может тягаться на равных только с Gran Turismo 5 Prologue.

Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы стать лучшей гоночной игрой 2009 года. «Спасибо» студии Turn 10 за порчу Forza Motorsport 3, которая выигрывает у Shift только количественно, но по симуляторной части, графической, проработонности карьеры и, особенно, мультиплеера плетется далеко позади.



  • Превосходный вид из кабины

  • Хорошо передана реакция организма на перегрузки

  • Отличный баланс между аркадностью и симуляцией

  • Интересная, разнообразная карьера

  • Сильная графическая составляющая

  • Мощный, четкий звук

  • Великолепный соревновательный мультиплеер во главе с азартным режимом «дуэли»

  • Неплохая подборка автомобилей разных классов

  • Впечатляющие количество настроек тюнинга


  • Это что угодно, но не привычный Need for Speed

  • Перенасыщенность картинки эффектами многим может не понравиться

  • Для конкурентноспособного гоночного симулятора тут слишком мало машин и трасс

  • Чувствительное управление требует длительного привыкания

Жанр: гонка
Издатель: Electronic Arts
Разработчик: Slightly Mad Studios
Похожесть: Race Driver: GRID
Мультиплеер: Интернет
Минимальные требования: Intel Core 2 Duo E6400/Athlon 64 X2 3800+, 1024 Мб RAM, видеокарта GeForce 6800GT/Radeon X1800XT с 256 Мб видеопамяти

Стартовые огни

Именно Need for Speed: Shift суждено было стать эдакой «палочкой-выручалочкой», проектом, совершенно не похожим на прежние тайтлы серии. В качестве разработчиков «электроники» выбрали недавно сформировавшуюся Slightly Mad Studios. Эти демиурги не какая-то там талантливая команда с улицы. В ее состав входят люди, за плечами которых ярчайшие проекты, вроде гоночных симуляторов Legend GT и GTR. Само собой, издательство EA не позволило разработчикам стопроцентно реализовать полет собственной творческой мысли. Однако, несмотря на это, Need for Speed: Shift является проектом, выдающимся из привычной линейки «жажды». А влияние «железной руки» Electronic Arts ощущается в том, что Shift получился этаким компромиссом. Здесь «золотая середина» чувствуется постольку, поскольку проект успешно балансирует между привычной для NFS аркадой и жестким симулятором. Суровым, холодным и настоящим.



Да-да, впервые за долгие годы «жажда» отказалась от амбиций и «прикида» стритрейсерской гоночной аркады. Теперь в ней нет ни бесконечного буста (читай, нитроускорение), ни замедления времени, способного помочь не упасть лицом в грязь на сложных участках трассы. Авторы вырезали фокусы с не прижившимися голливудскими трюками, вроде сомнительной возможности выполнить полицейский разворот из Undercover. Да и служителей власти в Shift пользователь не увидит. А кроме этого со времен NFS: Underground (не считая NFS: ProStreet) поклонники не смогут поколесить по открытому городу.

У каждой гонки должен быть смысл и мотивация. Или какая-нибудь история, интригующая и подбивающая человека за монитором к действию. Сюжет NFS: Shift существует в довольно-таки усеченном варианте. Однако, возможно, это и к лучшему. Все, что необходимо знать и помнить виртуальному пилоту, ему объясняет закадровый голос напарника-менеджера, а заодно и друга. Конечной же целью игрока в Shift является победа в финальном Чемпионате Мира по версии NFS. Ну а пока путь к нему не близок, пилота ждет тяжелый труд, жизнь за баранкой спорткара и профессиональные автодромы.

Действительно, в новом творении Electronic Arts пользователей ожидает качественная реализация закрытых профессиональных трасс. Они являются как плодами воображения английских дизайнеров уровней, так и грамотно смоделированными треками, существующими в реальной жизни. А именно – речь идет о таких знаменитых дорогах, как Autopolice, Nordschleife, Brands Hatch, Silverstone, Laguna Seca и Spa-Frankoshamps. В чем-то NFS: Shift вышла похожей на серьезные симуляторы, вроде того же Race Driver: GRID и прочих подобных ему проектов, а в чем-то новая «жажда» и превзошла своих конкурентов. Ясно одно, NFS: Shift вышла на удивление цельной, живой и интересной игрой. Все ее прелести открываются в высшей мере лишь на самом «тяжелом» уровне сложности пилотирования спорткара.

Не боги горшки обжигают

Подобное обстоятельство – это еще не повод унывать «зеленым» гонщикам и любителям казуального игрового процесса. Уровень сложности «Новичок» снижает порог вхождения в этот демократичный симулятор кольцевых гонок, превращая NFS: Shift в простенькую аркаду. И если при хардкорной модели управления автомобилями (а их стало гораздо больше) спорткары ведут себя очень строптиво даже на прямых участках сухого асфальта, то на уровне easy «железные кони» становятся в меру покладистыми, переходя с галопа на рысь перед входом в каждый крутой вираж. А всевозможные помощники и стабилизаторы помогают спортсмену в рулении, не допускают блокирование колес, минуя ряд прочих премудростей мастерства автогонщика.



Мастера из Slightly Mad Studios вводят в игру такое понятие, как профиль пилота. Отныне все взлеты и падения виртуального гонщика фиксируются в нем всевозможными рейтингами, значками и звездами. Очки теперь дается буквально за любое маломальское достижение, вроде езды по оптимальной траектории, «чистого» обгона (агрессия не менее почетна) или аккуратного прохода одного из секторов трассы. Всегда приходить первым вовсе не обязательно, поскольку даже постоянное нахождение на скромных местах подиума (хотя бы бронза) обеспечивает должное количество звезд, открывающих доступ к новым этапам и состязаниям. И вовсе не важно, что за заезд перед нами – дуэль, гонка на выживание, дрифт или старт на время. Все гонки затягивают от ушей и до пят.

Одной из возможных причин такого глубокого погружения в мир соревнований NFS: Shift является кредо игры – реализм. Особенно выгодно Shift ощущается с ракурсом из салона. Именно так многое видится почти по-настоящему. Стоит гонщику утопить педаль газа в пол, как камера отдалится, словно пилота вжимает в кресло. Возрастание перегрузок передано замечательно. На поворотах угол обзора правдоподобно смещается в сторону, имитируя инерцию тела водителя. На солидной скорости картинка смазывается точно так, как это и происходит в реальности. При ударе о неожиданное препятствие спортсмен резко вскрикивает от боли, на 2-3 секунды теряя ориентацию – для схода с дистанции более чем достаточно. При этом реалистично бьется кузов машины, отваливаются его хрупкие части, но ходовые качества, как это имеет место в Race Driver: GRID, при этом почти не страдают. Авто лишь слегка ведет в сторону.

Реализация поведения автомобилей удалась создателям не хуже реализма происходящего, однако, это еще не все. Серия NFS славится своими традициями, одной из коих является детальная «прокачка» машин. Действительно, тюнинг «железных коней» - неотъемлемая часть серии, без которой это уже что угодно, но только не знаменитая Need for Speed. Потому-то авторы не решились изъять подобный фан-аттракцион из Shift. Однако, как и в прошлогодней NFS: Undercover система апгрейдов была немного упрощена. Улучшения основных узлов и механизмов проводятся по трем классам агрегатов. Тогда как изменение внешнего вида салона и экстерьера спорткаров происходит по шаблонам, заботливо приготовленным предусмотрительными разработчиками.

Сдвиг по фазе

С серией Need for Speed в последние годы творится форменное безобразие. После выхода довольно приятного Most Wanted именитую линейку начало лихорадить. После корявого Carbon "шишки" Electronic Arts решили поэкспериментировать с сеттингом и форматом NFS, выпустив вполне съедобный, но неоднозначный ProStreet с его легализованными автогонками. Прошлогодний Undercover, который, напомним, получился убогим по всем статьям, и вовсе породил множество слухов о том, что EA собирается прикрыть серию. Но "электроники" слишком жадные, чтобы оставить в покое эту дойную корову, пусть она уже старая и еле ходит, поэтому новая NFS все-таки была анонсирована. И даже не одна. Однако нас сейчас интересует в первую очередь NFS: Shift, на которую игровой гигант возложил огромные надежды.

Итак, после Undercover товарищам из EA Black Box надавали по шее, а саму серию снова запихнули в сеттинг легальных автогонок. Как обычно, обещаниями нас накормили до отвала. Хитрая EA безустанно пиарила Shift и возводила его в ранг нового слова в линейке, если не в жанре. Даже само название этого проекта пытается донести до нас мысль о том, что он - вестник глобальных перемен и сдвигов в серии. Но вы сладким голосам пиарщиков EA не верьте: Shift - это, по сути, тот же ProStreet, только с рядом нововведений. Более того, последняя на сегодня NFS не представляет собой совершенно ничего выдающегося. Так, попытка утереть нос шикарному Race Driver: GRID. Неудачная попытка.

Без предисловий

Работающие под прикрытием копы отправились на пенсию. Ночной мегаполис с его кучкой доморощенных стритрейсеров растворился в воздухе. Как и в ProStreet, у нас есть привычный для раллийных симуляторов набор: дорогие машины, трассы для профессиональных гонщиков, ватага соперников и мечта стать круче всех. И, надо сказать, лучше никакой фабулы, чем бредятина наподобие "сюжета" Undercover.

На старте нам ставится задача - добиться участия в выдуманном разработчиками чемпионате Need for Speed World Tour и, само собой, выиграть его. Чтобы добраться до этого мероприятия, необходимо не упасть в грязь лицом в ряде турниров уровнем пониже. Этот алгоритм буквально вдалбливается в пользовательскую голову чуть ли не в каждом видеоролике - и название целевого чемпионата вскоре начинает не привлекать, а раздражать.

Но все это не столь важно. Пристегните ремень, наденьте шлем и ждите зеленого сигнала. Have fun, be careful.

Недосимулятор

Need for Speed: Shift - это в некотором роде игра-парадокс. Electronic Arts позиционировала этот проект как довольно серьезный симулятор, но на деле показала кукиш хардкорным геймерам и многими "фишками" облегчила жизнь казуальной аудитории. Из-за благосклонной к игроку системы рейтинга любой, кто не сможет занять хотя бы третье место в целой куче заездов, совершенно спокойно может на не покорившиеся ему трассы плюнуть. Если вдруг кто-то не сумеет приспособиться к особенностям местной физической модели - выбор симптоматичного значения "Casual" в настройках вождения изрядно упростит скачки на "железных конях". Своеобразная прокачка - тоже поклон в сторону казуалов: очки даются за все подряд, а рост в уровнях означает, например, немалые спонсорские (т.е. халявные) деньги в качестве бонуса. И так далее. Теперь - подробности.

Система рейтинга в Shift целиком и полностью завязана на звездах и напоминает свой аналог из Colin McRae: DiRT, только расширенный. Впрочем, ничего сложного нет. Нахватали определенное количество звезд - добро пожаловать на закрытые ранее соревнования и турниры (они в проекте именуются Tiers) посолиднее. Доступные трассы можно проходить в произвольном порядке - благо, заездов в Shift действительно много, да и с разновидностями покатушек все более-менее в норме, так что будет из чего выбрать.

Звезды выдаются за любую занятую вами ступеньку пьедестала почета, а также за выполнение мини-заданий, четко привязанных к соответствующим гонкам. Дополнительные "квесты" лаконичны и чаще всего довольно просты - например, "чисто" проехать круг или весь путь, обеспечить нескольким соперникам неожиданный вылет на обочину или набрать столько-то очков профиля, о которых мы еще поговорим. И не удивляйтесь, когда обнаружите, что на мини-заданиях заработали звезд не намного меньше, чем на золотых, серебряных и бронзовых медалях вместе взятых. Если на первых порах ассортимент доступных заездов невелик, то уже очень скоро он будет по-настоящему широким. Даже у казуала с руками, выросшими оттуда, откуда должны брать свое начало ноги. Учитывая количество открытых соревнований и, соответственно, бурный поток легко нажитых звезд, вы сможете позволить себе проигнорировать целый комплекс заездов, если он вам чем-то не понравился. Да что там комплекс заездов! Буквально перескочить через, к примеру, Tier 3 - вещь вполне реальная. Если в упомянутой DiRT за попадание на следующий этап нужно было основательно бороться, то Shift сам ведет игрока за ручку к пресловутому Need for Speed World Tour, не заставляя перезапускать гонки по три, пять, десять раз.

Очки профиля - составляющая намека на ролевую систему. Разделяются они на баллы аккуратности и агрессии. Как уже было отмечено выше, копилка игрока пополняется очками профиля за каждую мелочь. Стукнули соперника - нате конфетку. Изобразили подобие коротенького дрифта - возьмите еще одну. За красивый дым - это не шутка - тоже по головке погладят. Вне зависимости от того, аккуратно вы ездите или жестко, очками не обделят. Даже если вы вдруг не захотите заработать баллы профиля - вы все равно их заработаете. Ввиду этого рост в уровнях происходит, по сути, сам собой. А левел-апы поощряются кругленькими суммами, а иногда еще и новенькими машинами в подарок, свежими винилами и прочими радостями жизни рядового автогонщика. А это значит, что даже казуал с кривыми руками способен со временем купить себе навороченный суперкар. Накопили благодаря какому-нибудь десятку побед достаточно деньжат - можете начинать свою первую гонку этапа Tier 3 на "прокачанной" по самое не балуйся Lamborghini Murcielago, и уже только при виде этой зверюги соперники будут на старте настраиваться на проигрыш. Если вдруг с финансами возникли проблемы - специальные заезды, открывающиеся за все те же очки аккуратности или агрессии, помогут их решить. Плюс, по бонусным трассам чуть ли не в самом начале игры дадут погонять и на Bugatti Veyron, и на еще более крутых продуктах автомобильной промышленности. Так что даже казуал с кривыми руками получит возможность покататься на самых мощных в Shift "тачках".

А еще мы снова постоянно видим перед собой линию идеальной траектории, которая еще и подсказывает, когда лучше ускориться, а когда - притормозить. Поэтому даже казуал с кривыми руками, не имеющий ни малейшего понятия о том, как правильно входить в повороты, сможет входить в повороты правильно. Более того, разработчики почти заставляют игрока внимать этому "суфлеру": неподчинение ему означает, к примеру, что плюшек за так называемые "Mastered Corners" вам не видать. Да и баллы аккуратности за повиновение чудо-линии начисляются. Впрочем, порой игра предлагает не самые оптимальные решения и советует сбросить скорость там, где можно этого не делать, причем без нехороших последствий. И это - симулятор? Shift пытается им казаться, но свою всеобъемлющую аркадность ему замаскировать не удается. Даже несмотря на сплошь "серьезные" режимы: кольцевые гонки, спринт, дрифт, "догонялки", заезды на лучшее время прохождения круга и т.д.

Дикие кони

В последней NFS игрока щадят все геймплейные элементы, кроме, пожалуй, искусственного интеллекта и не только непривычной, но и кривой физики автомобилей. AI не то чтобы умный - он грамотно заскриптованный. Виртуальные соперники даже на сложности "Easy" редко ошибаются, грамотно маневрируют и шустро ездят, поэтому любая оплошность имеет немалые шансы стать фатальной.

Но, наверное, более ощутимо путь к наградам преграждает местная физическая модель. Многие автомобили в Shift очень неотзывчивы, а езда на некоторых экземплярах и вовсе превращается в изощренную пытку. Если в EA думают, что симулятор - это аркада плюс плохая (нет, не реалистичная - именно плохая) управляемость, то нам очень жаль. Машины постоянно заносит на ровном месте, иногда бывает нелегко просто удерживать своего "железного коня" на узких участках трассы. Чтобы побеждать в дрифтах, придется привыкнуть к манере поведения здешних колымаг. Если вы усядетесь за Shift - вот вам наш совет: при покупке и апгрейде "жеребцов" первоочередное внимание уделяйте показателям управляемости и торможения, а уж потом раскошеливайтесь на повышение параметров скорости. Дорогие автомобили второго уровня или выше, подвергшиеся комплексу улучшений, ведут себя на дороге более адекватно, и на них кататься приятнее. Но, как в бородатом анекдоте, есть нюанс. В очень многих заездах Shift навязывает игроку определенные машины, частенько отличающиеся особой строптивостью. Мучайтесь на здоровье. И помните: нервные клетки не восстанавливаются.

Но у казуала с кривыми руками есть прекрасная возможность выставить отмеченное ранее значение "Casual" в настройках вождения - и тогда Shift поможет ему справляться со своенравными "жеребцами". Игра даже притормаживать за него будет.

Автор этих строк не случайно так усердно использовал выражение "казуал с кривыми руками". Это делалось для того, чтобы подчеркнуть: при всей своей псевдосерьезности последняя NFS парой кликов превращается в ориентированный на случайного игрока продукт про люксовые "тачки" и бешеные скорости. И даже на максимальном уровне сложности проект не перестает быть аркадой, пускай и достаточно трудной. Вся серия и состоит из подобных аркад - и ничего ужасного в этом нет, но ведь Shift, повторимся, позиционировался скорее как симулятор, коим он ни разу не является.

Раз уж заговорили о люксовых "тачках" и бешеных скоростях, остановимся на тутошнем автопарке. Машин в Shift не шибко много, однако весьма и весьма соблазнительных образцов хватает. Тут вам и Aston Martin, и Lotus, и McLaren, и приличный табун спорткаров и суперкаров от других известных производителей. И во все эти четырехколесные чудеса инженерной мысли, разумеется, позволено внести изменения. Правда, запчастей маловато (винилы не в счет) - зато можно покопаться в настройках тюнинга. Нитро, если кто вдруг переживает по поводу его наличия, присутствует.

Ни красоты, ни совести

Выглядит Shift, конечно, получше, чем тот же Undercover, но совсем не впечатляет. Даже при включенных сглаживании и фильтрации картинка резковатая, а моделям автомобилей явно не по силам тягаться со своими собратьями из грядущей DiRT 2. В плане визуального ряда последняя NFS выигрывает у Race Driver: GRID только по эффектам: дым из-под колес - одна из главных "фишек" позапрошлогоднего ProStreet - на пару с раскаленным воздухом нарисованы вполне реалистично. Зато тормозит Shift несказанно, часто выдавая на приличных системах всего 15-20 кадров в секунду. Оптимизация - нулевая.

Хочется передать горячий привет людям, ответственным за местный саундтрек: музыкальный вкус у них явно напрочь отсутствует. Гонять на обалденных суперкарах со скоростью порядка 200 миль в час под мелодии в стиле "дискотека для четырнадцатилетних девочек" - это не комильфо. Зато "рычат" автомобили качественно и правдоподобно, что есть несомненный плюс. Да и эмбиент в меню звучит любопытный.

Приехали?..

На самом деле Shift - не такая плохая игра, как вы могли подумать. Последняя NFS вполне может увлечь на пару вечеров, если вас в течение первого получаса не отпугнет ее физическая модель. Кое-где Shift и вовсе такой же веселый и игривый, как Hot Pursuit 2. Но обещанным "сдвигом" в линейке здесь и не пахнет. Под видом симулятора и глотка свежего воздуха в серии нам подсовывают аркаду и второй ProStreet. Или пародию на Race Driver: GRID - как кому больше нравится. Да и играть в Shift попросту некомфортно. Постоянно что-нибудь раздражает - будь то частые падения fps, отсутствие поддержки мыши, долгие загрузки, неудобная навигация по меню или физика автомобилей.