Главная · Другие болезни · Кто такой святой патрик в ирландии. Поздравления на День Святого Патрика. День святого Патрика – интересные факты

Кто такой святой патрик в ирландии. Поздравления на День Святого Патрика. День святого Патрика – интересные факты

Сегодня Русская Православная Церковь впервые отмечает память святителя Патрика, просветителя Ирландии. Новость о внесении в месяцеслов новых святых была воспринята неоднозначно в православных кругах. Попробуем разобраться, действительно ли речь идет о почитании «католического святого».

На заседании Священного Синода РПЦ 9 марта 2017 года в русский месяцеслов было включено 15 святых, подвизавшихся на Западе в период неразделенной Церкви – до разделения на православных и католиков. Среди этого списка числится имя великого апостола Ирландии святителя Патрика (Патрикия) († после 460 г.). О его жизни нам достоверно известно немногое. Источниками описания его жизни и подвигов служат его собственные сочинения («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Святого Патрика» и некоторые другие) и стихотворные гимны, написанные вскоре после его смерти.

Святой Патрик родился в Британии около 383 года в семье диакона Кальпурния. В возрасте 16 лет он был вместе со многими другими жителями похищен пиратами, которые увезли его в Ирландию, где и продали одному землевладельцу, который поручил Патрику охранять в горах свои стада.

Суровая жизнь и тесное соприкосновение с природой обратили его сердце к Богу. Дни и ночи он проводил в молитве, укрепляемый Святым Духом. Через шесть лет плена по Божественному повелению он совершил побег и, пройдя наугад больше 320 километров, сел на языческий корабль. После многочисленных злоключений ему удалось наконец вернуться на родину.

Вскоре по возвращении Бог вновь призвал будущего просветителя к апостольскому служению в тех землях, где он находился некоторое время в рабстве. Патрик откликнулся на этот призыв и решил подготовить себя к просвещению ирландских варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет он провел в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона. Через некоторое время святой принял посвящение в епископа из рук святого Германа, после чего и началась его апостольская миссия на ирландском острове.

Благодаря ревностному и самоотверженному служению делу евангельского благовестия ему удалось обратить ко Христу тысячи ирландцев, включая правителей и языческих жрецов-друидов. Последние пытались противодействовать ему при помощи колдовства, но сила Божия, действующая через святого Патрика, обратила их козни в ничто. Некоторые из них обратились ко Христу и даже сделались благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Посвятив свою жизнь миссионерству в Ирландии, святой Патрик рукополагал новых клириков, основывал монастыри, неустанно проповедовал и защищал простой народ от притеснений. Сам он проводил строгую жизнь, постоянно упражняясь в молитвословии и чтении Священного Писания.

Об особой любви к Слову Божию свидетельствует его «Исповедь», написанная на исходе жизни. В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Свою самоотверженность и любовь ко Христу он выражает в таких словах: «Я молю Бога, чтобы Он дал мне стойкость и удостоил меня быть Его верным свидетелем до самой моей кончины. И если я когда-нибудь сделал хоть что-то благое ради Бога, Которого люблю, я молю Его даровать мне, чтобы я пролил мою кровь с изгнанными и заключенными за имя Его, даже если я останусь непогребенным, или мое никчемное тело будет растерзано в клочья псами и дикими зверями, или истреблено птицами небесными, ведь я твердо верю, что если так случится, я сохраню и душу, и тело. Ибо вне всякого сомнения в день тот [последний] мы снова восстанем в сиянии солнца, то есть во славе Иисуса Христа, нашего Искупителя, как дети Бога Живого и сонаследники Христа, сотворенные по образу Его, и будем царствовать через Него, с Ним и в Нем».

Святой Патрик мирно почил о Господе около 460 года в местечке Саул после многолетнего апостольского служения ирландскому народу. Благодаря трудам святого Патрика Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться «Островом святых». Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрику посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.

Внесение 15 имен святых в русский месяцеслов было воспринято неоднозначно в православных кругах. Целый ряд СМИ, как светских, так и околоцерковных, с восторгом или, напротив, возмущением сообщили о неслыханном почитании Русской Православной Церковью «католических» святых. Больше всего досталось святителю Патрику Ирландскому, которого некоторые ресурсы даже кощунственно назвали богохульником, усмотрев в его учении и жизни католические признаки. В качестве главного аргумента заявляют о том, что якобы его прославление в качестве святого началось на католическом Западе аж в XVII веке, и РПЦ своим решением просто признала католическую канонизацию.

«Тенденция к противлению всему западному не нова и по-своему понятна, но доводить ее до такого абсурда, что не признавать святых угодников Божиих на том основании, что они жили на Западе, уже переходит всякие границы»

По поводу древнего почитания святого Патрика мне удалось найти немного информации, но уже этих сведений вполне хватит, чтобы опровергнуть распространяемые глупости. В частности, пишут, что святого Патрика стали почитать католики только в XVII веке. Это откровенно ошибочное заявление. В древние времена не было ещё официальной процедуры канонизации. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. Поэтому святых начинали почитать вскоре после их преставления. Кто прославил святителя Николая Чудотворца официально? Сомневаюсь, что кто-то найдет такое формальное определение. Хотя в Западной Церкви почитание святых было более формализованным, чем на Востоке, тем не менее, почитание отдельных подвижников начиналось без жесткого контроля церковной властью. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация святого Ульриха Аугсбургского в 993 году. Так что ждать определения какого-нибудь древнего собора об официальной канонизации подвижников исторически некорректно.

Так когда же в таком случае Православная Церковь начала почитать ирландского епископа в качестве святого?

Кроме того, ему посвящены более 2000 соборов и церквей по всему миру, наиболее известный из которых - собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1192 году.

Следовательно, включение святителя Патрика в месяцеслов РПЦ является не признанием католической канонизации, а восстановлением несправедливо забытого почитания его Древней Церковью.

Свт. Иоанн Шанхайский († 1966 г.), много потрудившийся для восстановления почитания древних западных святых, говорил о том, что многие из них, к сожалению, совсем неизвестны русскому человеку. По его словам, «постановления совещаний русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада, и он является святым, почитаемым Православною Церковью . Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания там его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнью различным векам и прославились разными путями… Св. Патрикий отличался весьма строгою жизнью и, подобно св. Мартину, святительские труды соединял с подвигами монашескими. При жизни он прославился многими чудесами, способствовавшими обращению ирландцев. Как святой чтится со дня своей кончины, последовавшей в 491 или 492 году при ряде знамений, свидетельствовавших о его святости» .

Как вы уже поняли, для святителя Иоанна святость Патрика и многих других западных подвижников не вызывала никаких сомнений. Он сообщает об изначальном почитании ирландского епископа. Собор епископов РПЦЗ под председательством святителя Иоанна постановил почитать древних святых православного Запада (в том числе св. Патрика) чтобы эти праведники почитались всей Православной Церковью , а ее верные члены обращались бы к ним в своих молитвах.

Кстати, древнейшее житие святого Патрика (конец VII в.), опубликовано на русском языке в книге Г. Бондаренко «Повседневная жизнь древних кельтов» (см. приложение к книге). Ну, это для тех, кто до сих пор сильно сомневается, что его почитали в древности.

Кроме того, многие православные западные святые не были известны и почитаемы на Востоке, что никак не умаляет их святости. Например, блаженный Августин, которого V Вселенский Собор поставил в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви, стал почитаться на Востоке уже после раскола с католиками (по-видимому, только в XIX в.). Его памяти даже нет в Типиконе, что не мешает нам почитать его как православного святого.

Почему-то бурное возмущение началось только сейчас, при том, что святой Патрик и многие другие западные подвижники уже давно почитаются как местночтимые святые РПЦ МП (в частности, св. Патрик в Сурожской епархии и на приходах РПЦ в США) и в Константинопольской Православной Церкви. Его имя числится в Великом Синаксаре Греческой Церкви . В честь него строят храмы в Антиохийской Православной Церкви . Просто местное почитание стало общецерковным, как это бывает и с другими святыми.

Кроме того, 21 августа 2007 года Священный Синод РПЦ учредил день Соборной памяти святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, в третье воскресенье после праздника Троицы. Хотя святые и не перечислены здесь поименно, но среди ирландских святых не может не подразумеваться просветитель этой страны.

Кто-то стал писать, что этот шаг Священного Синода будет поощрять пьянки, которыми на Западе и в России сопровождается праздник святого Патрика. По-моему это уже совсем глупый довод. Кому надо найти повод для выпивки, он его найдет без всяких канонизаций. Такими темпами можно вообще все церковные праздники поотменять. Церковь отмечает память святых традиционно – богослужением, не думаю, что в данном случае будет по-другому. Церковь прославила святого, а не узаконила коммерческое празднование под его именем. Да я и не думаю, что во многих приходах ему будут служить службы: память преподобного Алексия, человека Божия, которая тоже празднуется 30 марта, более привычна русскому православному человеку.

В прославлении давно забытых святых кто-то может увидеть экуменическую политику или навязывание западных ценностей – объяснений можно придумать сколько угодно, благо, наш народ любит чтоб было пострашней. Лично я вижу в этом, вместе со святителем Иоанном Шанхайским, восстановление исторической справедливости и возможность порадоваться при мысли, что у нас есть еще несколько предстателей перед Богом. Искание во всем негатива мне представляется признаком духовного нездоровья, поэтому призываю лучше помолиться и почтить память великого апостола Ирландии, святого Патрика, день памяти которого мы сегодня вспоминаем.

С праздником святителя Патрикия, братья и сестры!

Вконтакте

Который проводится в честь знаменитого покровителя этой страны. По легенде, именно он принёс в страну христианство, искоренив язычество, а ещё он прогнал с острова змей. Для ирландцев это весёлый, красочный, весенний праздник.

Когда Патрика празднуется? Происходит это ранней весной, 17 марта, когда молодые листья и трава отличаются особой свежестью и зеленью. Хотя изначально этот праздник отмечался только в Ирландии, сейчас традиция распространена по всему миру.

Известная шутка гласит: "В этот день каждый, кто захочет, может стать ирландцем". Каковы же обычаи этого праздника?

История возникновения легенды

Хотя считается, что христианизацию Ирландии провёл именно святой Патрик, есть признаки того, что эта религия существовала там и до него. Более того, некоторые учёные вообще склонны считать, что святой Патрик - это не более чем персонаж легенд. Достоверно известно, что в 373 году нашей эры в Британии родился мальчик Мэвин Суккат. Он был весьма далёк от христианства, но в шестнадцать лет его взяли в рабство и увезли в Ирландию. Именно в условиях тяжкой неволи он пришёл к религии, и новая вера помогла ему выжить.

Когда же наконец ему удалось освободиться, он уехал в Галлию, где стал служителем церкви и получил имя Патрик. После чего вернулся в родную страну в качестве миссионера, проповедуя христианство.

Обычаи праздника

Несмотря на то, что, по логике, День святого Патрика тесно связан с христианством, этот праздник является переплетением как языческих, так и христианских традиций. К почитанию деяний святого, например, можно отнести восхождение на гору Кро-Патрик, на которой, по легенде, святой изгнал всех змей из страны.

Еще одна дань христианству - украшение домов и одежды зеленым трилистником, который символизирует крест.

К народным традициям относится то, что в День святого Патрика нужно выпить хотя бы рюмку спиртного в ирландском пабе, а перед этим нужно положить в неё листик трилистника. Это называется «осушить трилистник». После этого обязательно нужно вынуть лист из рюмки и выбросить через левое плечо.

Традиционный цвет одежды в этот день - зелёный. Он символизирует Ирландию, весну и трилистник. Вообще, ирландцы руководствуются правилом: чем больше зеленого - тем лучше! А в Чикаго даже реку каждый год красят в зеленый цвет!

В День святого Патрика в Ирландии и по всему миру устраиваются массовые парады в экстравагантных костюмах, в которых принимают участие и знаменитые духовые оркестры с волынками.

Кроме всего этого, неизменным образом праздника являются лепреконы - мифические персонажи, у каждого из которых, по легенде, есть мешочек с золотом. Но если золото попадёт в чужие руки, то тут же растворится в воздухе, поэтому просить или отнимать у лепреконов их богатство смысла никакого нет. В честь забавных персонажей участники праздника всегда надевают высокие зелёные цилиндры.

Праздничная кухня

Хотя День святого Патрика и приходится на Великий Пост, ирландцы наедаются мясными блюдами досыта, не нарушая при этом ограничений. Как такое возможно? Это еще одно волшебство праздника. По католической традиции, постным блюдом считается рыба, поэтому возникло поверье, что мясо, положенное в кастрюлю в этот день, святой Патрик делает рыбой. Так и люди довольны, и пост не нарушен.

Традиционным блюдом раньше считалась капуста с беконом, но позже она сменилась солёным мясом, которое привнесли в ирландскую иммигранты.

Еще одной характерной особенностью является то, что практически во все праздничные блюда в этот день, даже сладкие, добавляется… пиво!

День Святого Патрика невозможно пропустить. Если вы вышли весной на улицу, а все вокруг зеленого цвета, рекой льется пиво и громко звучит волынка - не сомневайтесь, настал любимый праздник всех ирландцев!

Каждый год 17 марта весь мир отмечает День святого Патрика - главного покровителя Ирландии. Этот праздник давно вышел за пределы Изумрудного острова, и каждый год люди по всему миру становятся немного ирландцами.

Будущий святой родился в Британии, в конце IV века. Тогда большая часть острова была частью римской империи, поэтому мальчик, имя которого теперь знает весь мир, родился в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы. Родители назвали сына Мэвином Суккатом. Несмотря на то, что Кальфурниус был дьяконом в местной церкви, Мэвин в юности не верил в единого бога. Когда ему было 16 лет, его украли пираты и продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. За эти годы он пришел к вере в Бога. Согласно легенде, Бог указал Мэвину, как спастись из плена, благодаря чему юноша сбежал сначала в Галлию, где прожил некоторое время в монастырях, а потом вернулся в Англию. Дома у него было видение, после которого Мэвин понял, что ему надо вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Он вернулся в Галлию, где завершил свое образование, и был рукоположен в сан дьякона и получил имя Патрик, а спустя некоторое время стал епископом. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии и в и в 30-е гг. V веке будущий святой начал свою миссию.

Считается, что Ирландия безболезненно и бескровно приняла христианство как раз благодаря Святому Патрику. Считается, что именно он принес в Ирландию письменность в нашем понимании (на деле у ирландцев была письменность, но использовалась она только для магических ритуалов).

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на Западную и Восточную, поэтому как святой признается обеими.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика как свой национальный праздник еще в X‑XI веках, причем не только на Зеленом острове, но и во всех других странах, где существовала ирландская диаспора. В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если 17 марта выпадает на Страстную неделю (неделю перед Пасхой). В миру же праздник практически повсеместно проводится 17 марта, а в некоторых странах он затягивается на несколько дней.

В 1903 году День святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. Правда, шумно праздновать его ирландцам было запрещено - в том же году был принят закон закрывать все питейные заведения 17 марта, из-за неумеренного употребления алкоголя - этот закон отменили в семидесятые годы. Постепенно 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

В этот день во многих городах мира проводят парады святого Патрика. Также есть традиция прикреплять в одежде флаги Ирландии и трилистники, символизирующие крест. Еще одна народная традиция - осушить хотя бы одну рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском пабе. Раньше пили виски, а сейчас большей популярностью стал пользоваться эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить бокал виски. В народе так и говорят - "осушим трилистник".

В этот день "Вечерняя Москва" вспоминает легенды о святом Патрике.

Святой Патрик и друиды

Во дворце короля Логайре святому было предложено потягаться силами с сильнейшими из друидов. Друиды вызвали непроглядную тьму - Патрик рассеял ее молитвой. Один из друидов с помощью магии взлетел в воздух, но по молитве святого упал и разбился об камни. Верховный друид поднес Патрику отравленное питье, но оно замерзло в руках святого. Верховный король, чтобы окончательно определить, кто же сильнее, запер верховного друида Луката и ученика Патрика в сарае и поджег его. Перед этим ученик надел плащ друида, а Лукат - Патрика. В результате ученик вышел из сарая живым и невредимым, только плащ чуть дымился, а от Луката осталась горстка пепла, которую прикрывал нетронутый пламенем плащ святого.

Пророчества

С святым Патриком и его днем связано много пророчеств. Говорят, что в Ирландии воцарится мир, когда трилистник и пальмовая ветвь встретятся, то есть, когда День святого Патрика выпадет на вербное воскресенье. Также есть поверие, что за семь лет до конца света Ирландия уйдет под воду, чтобы ирландцы не познали горя и страданий, а во время Великого Суда сам святой Патрик будет судить свой народ. Эту привилегию Патрик заслужил у Господа, сорок дней и ночей постясь на вершине священной горы Ирландии.

Святой Патрик и идол

В Маг Слехт находился "величайший из идолов Ирландии, что назывался Кром Круах, а вокруг него были двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватили Ирландию до прихода Патрика. По обычаю, подносили ему первые плоды и перворожденных любого семейства..." (на деле кельтские друиды вообще не приносили в жертву людей). По легенде, в момент поклонения Кром Круаху Патрик сотворил чудо - прикоснулся к идолу своим жезлом епископа, и золотой идол рассыпался в прах, а двенадцать изваяний поменьше попадали на землю. Есть еще одна вариация этой легенды, по которой Кром Круах отвернулся от Тары (места средоточения верховной власти Ирландии), а маленькие идолы ушли по шею в землю.

Святой Патрик и чистилище

В XII столетии повсеместно распространилась легенда о том, что святой нашел вход в чистилище. Чтобы доказать это, Патрик выкопал очень глубокую яму и отправил туда несколько монахов, которые по возвращению подробно расписали ад и чистилище. В 1153 году ирландский рыцарь Оуэн заявил, что через эту яму тоже спустился в подземный мир. Ирландию начали активно посещать паломники, а вокруг ямы святого Патрика начали вырастать всяческие финансовые спекуляции, из-за чего в 1497 году папа Александр VI положил конец этому мошенничеству. Однако спустя три года папа Бенедикт ХIV опубликовал проповедь в защиту чистилища Патрика.

Святой Патрик и трилистник

Говорят, что святой Патрик не только на примере трилистника объяснил ирландцам символ святой троицы, но и прекратил языческий обряд на горе Таре, просто противопоставив магии друидов веточку клевера.

Возничий Святого Патрика

Один из королей Лейстера (восточной части Ирландии), услышав о свержении идола Крому Круаха, поклялся убить Апостола Ирландии. О замысле короля случайно узнал возничий Патрика Одран, и, когда святой садился в колесницу, предложил ему на день поменяться одеждой и местами. Когда на дороге на колесницу напали из засады, убийцы пронзили копьем сердце Одрана. Верный слуга спас Патрика, за что стал первым святым мучеником Ирландии.

Крещение Энгуса

Однажды, совершая обряд крещения Энгуса, сына короля Мунстера (южной части Ирландии), Патрик случайно пронзил своим посохом ступню принца. Во время обряда святой опирался на посох, ничего не замечая, а когда в конце церемонии он заметил это, то очень удивился и спросил Энгуса, почему тот ничего не сказал. Принц ответил, что посчитал, что это - часть церемонии, плата за обретение вечной жизни. Пораженный его героизмом, Патрик начертил на его щите крест и сказал, что этот щит станет свидетелем множества мирских и духовных подвигов. И по сей день Энгус известен как величайший и могущественнейший король пиктов.

Святой Патрик и воскрешение из мертвых

Апостолу Патрику приписывают воскрешение шестидесяти человек, которые были давно мертвы. Даже Фома Аквинский твердо верил в чудеса воскрешения, которые совершил святой Патрик. Среди поднятых из мертвых был легендарный герой Ирландии, колдун и воин Кухулин. Он проехал на колеснице перед замком верховного короля Логайре, но даже повторное пришествие героя не переубедило короля принять христианскую веру.

Святой Патрик изгнал из Ирландии всех змей

Силой, данной ему Богом, святой Патрик приказал всем змеям Ирландии собраться на горе, а затем, взмахнув посохом, сбросил их в море. Не явился по зову святого лишь самый старый и самый хитрый змей. Тогда Патрик обманом заставил змея забраться в ящик и тоже выбросил его в соленые прибрежные воды Ирландии.

Другая история говорит, что древний змей, обитающий в озере Дилвин, доставил Патрику столько хлопот, что уставщий святой обещал ему вернуться в понедельник, чтобы продолжить бой. Об обещании Патрик забыл, и змей до сих пор всплывает каждый понедельник, оглядывает окрестности и разочарованно возвращается на дно озера.

Змей на острове действительно существует и по сей день. Правда, скорее всего, их никогда и не было на Зеленом острове - он отделился от материка до того, как змеи повсеместно распространились.

(кон. IV в. – V в.)

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного - зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, - из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея - когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, - это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему - об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание . Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину , который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в вождя того или иного клана, - по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.

Святому, утверждавшему , приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо - воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, - сказали королю жрецы-друиды, - он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось - огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные - не всем, но несомненно одно - Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 493 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого - наследником его епископской кафедры.

Каждый год 17 марта весь мир отмечает День святого Патрика - главного покровителя Ирландии. Этот праздник давно вышел за пределы Изумрудного острова, и каждый год люди по всему миру становятся немного ирландцами.

Будущий святой родился в Британии, в конце IV века. Тогда большая часть острова была частью римской империи, поэтому мальчик, имя которого теперь знает весь мир, родился в семье римских граждан Кальфурниуса и Кончессы. Родители назвали сына Мэвином Суккатом. Несмотря на то, что Кальфурниус был дьяконом в местной церкви, Мэвин в юности не верил в единого бога. Когда ему было 16 лет, его украли пираты и продали в рабство в Ирландию, где он шесть лет пас скот. За эти годы он пришел к вере в Бога. Согласно легенде, Бог указал Мэвину, как спастись из плена, благодаря чему юноша сбежал сначала в Галлию, где прожил некоторое время в монастырях, а потом вернулся в Англию. Дома у него было видение, после которого Мэвин понял, что ему надо вернуться в Ирландию, чтобы обратить ее жителей в христианство. Он вернулся в Галлию, где завершил свое образование, и был рукоположен в сан дьякона и получил имя Патрик, а спустя некоторое время стал епископом. Папа Римский Целестин II благословил Патрика на христианизацию Ирландии и в и в 30-е гг. V веке будущий святой начал свою миссию.

Считается, что Ирландия безболезненно и бескровно приняла христианство как раз благодаря Святому Патрику. Считается, что именно он принес в Ирландию письменность в нашем понимании (на деле у ирландцев была письменность, но использовалась она только для магических ритуалов).

Умер Патрик 17 марта 493 (по другой версии, 461-го) года. Он был канонизирован до разделения Церкви на Западную и Восточную, поэтому как святой признается обеими.

Ирландцы начали отмечать День святого Патрика как свой национальный праздник еще в X‑XI веках, причем не только на Зеленом острове, но и во всех других странах, где существовала ирландская диаспора. В начале XVII века этот день был включен в литургический календарь католической церкви. Церковное торжество переносится, если 17 марта выпадает на Страстную неделю (неделю перед Пасхой). В миру же праздник практически повсеместно проводится 17 марта, а в некоторых странах он затягивается на несколько дней.

В 1903 году День святого Патрика стал официальным выходным днем в Ирландии. Правда, шумно праздновать его ирландцам было запрещено - в том же году был принят закон закрывать все питейные заведения 17 марта, из-за неумеренного употребления алкоголя - этот закон отменили в семидесятые годы. Постепенно 17 марта стал выходным днем в Северной Ирландии, Ньюфаундленде и Лабрадоре (канадская провинция), а также на острове Монтсеррат (остров в Карибском море, территория Великобритании).

В этот день во многих городах мира проводят парады святого Патрика. Также есть традиция прикреплять в одежде флаги Ирландии и трилистники, символизирующие крест. Еще одна народная традиция - осушить хотя бы одну рюмочку спиртного в каком-нибудь ирландском пабе. Раньше пили виски, а сейчас большей популярностью стал пользоваться эль. Существует так называемая "Чарка Патрика" - единица измерения выпиваемого виски. Предание предписывает положить в бокал лист клевера до того, как выпить бокал виски. В народе так и говорят - "осушим трилистник".

В этот день "Вечерняя Москва" вспоминает легенды о святом Патрике.

Святой Патрик и друиды

Во дворце короля Логайре святому было предложено потягаться силами с сильнейшими из друидов. Друиды вызвали непроглядную тьму - Патрик рассеял ее молитвой. Один из друидов с помощью магии взлетел в воздух, но по молитве святого упал и разбился об камни. Верховный друид поднес Патрику отравленное питье, но оно замерзло в руках святого. Верховный король, чтобы окончательно определить, кто же сильнее, запер верховного друида Луката и ученика Патрика в сарае и поджег его. Перед этим ученик надел плащ друида, а Лукат - Патрика. В результате ученик вышел из сарая живым и невредимым, только плащ чуть дымился, а от Луката осталась горстка пепла, которую прикрывал нетронутый пламенем плащ святого.

Пророчества

С святым Патриком и его днем связано много пророчеств. Говорят, что в Ирландии воцарится мир, когда трилистник и пальмовая ветвь встретятся, то есть, когда День святого Патрика выпадет на вербное воскресенье. Также есть поверие, что за семь лет до конца света Ирландия уйдет под воду, чтобы ирландцы не познали горя и страданий, а во время Великого Суда сам святой Патрик будет судить свой народ. Эту привилегию Патрик заслужил у Господа, сорок дней и ночей постясь на вершине священной горы Ирландии.

Святой Патрик и идол

В Маг Слехт находился "величайший из идолов Ирландии, что назывался Кром Круах, а вокруг него были двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватили Ирландию до прихода Патрика. По обычаю, подносили ему первые плоды и перворожденных любого семейства..." (на деле кельтские друиды вообще не приносили в жертву людей). По легенде, в момент поклонения Кром Круаху Патрик сотворил чудо - прикоснулся к идолу своим жезлом епископа, и золотой идол рассыпался в прах, а двенадцать изваяний поменьше попадали на землю. Есть еще одна вариация этой легенды, по которой Кром Круах отвернулся от Тары (места средоточения верховной власти Ирландии), а маленькие идолы ушли по шею в землю.

Святой Патрик и чистилище

В XII столетии повсеместно распространилась легенда о том, что святой нашел вход в чистилище. Чтобы доказать это, Патрик выкопал очень глубокую яму и отправил туда несколько монахов, которые по возвращению подробно расписали ад и чистилище. В 1153 году ирландский рыцарь Оуэн заявил, что через эту яму тоже спустился в подземный мир. Ирландию начали активно посещать паломники, а вокруг ямы святого Патрика начали вырастать всяческие финансовые спекуляции, из-за чего в 1497 году папа Александр VI положил конец этому мошенничеству. Однако спустя три года папа Бенедикт ХIV опубликовал проповедь в защиту чистилища Патрика.

Святой Патрик и трилистник

Говорят, что святой Патрик не только на примере трилистника объяснил ирландцам символ святой троицы, но и прекратил языческий обряд на горе Таре, просто противопоставив магии друидов веточку клевера.

Возничий Святого Патрика

Один из королей Лейстера (восточной части Ирландии), услышав о свержении идола Крому Круаха, поклялся убить Апостола Ирландии. О замысле короля случайно узнал возничий Патрика Одран, и, когда святой садился в колесницу, предложил ему на день поменяться одеждой и местами. Когда на дороге на колесницу напали из засады, убийцы пронзили копьем сердце Одрана. Верный слуга спас Патрика, за что стал первым святым мучеником Ирландии.

Крещение Энгуса

Однажды, совершая обряд крещения Энгуса, сына короля Мунстера (южной части Ирландии), Патрик случайно пронзил своим посохом ступню принца. Во время обряда святой опирался на посох, ничего не замечая, а когда в конце церемонии он заметил это, то очень удивился и спросил Энгуса, почему тот ничего не сказал. Принц ответил, что посчитал, что это - часть церемонии, плата за обретение вечной жизни. Пораженный его героизмом, Патрик начертил на его щите крест и сказал, что этот щит станет свидетелем множества мирских и духовных подвигов. И по сей день Энгус известен как величайший и могущественнейший король пиктов.

Святой Патрик и воскрешение из мертвых

Апостолу Патрику приписывают воскрешение шестидесяти человек, которые были давно мертвы. Даже Фома Аквинский твердо верил в чудеса воскрешения, которые совершил святой Патрик. Среди поднятых из мертвых был легендарный герой Ирландии, колдун и воин Кухулин. Он проехал на колеснице перед замком верховного короля Логайре, но даже повторное пришествие героя не переубедило короля принять христианскую веру.

Святой Патрик изгнал из Ирландии всех змей

Силой, данной ему Богом, святой Патрик приказал всем змеям Ирландии собраться на горе, а затем, взмахнув посохом, сбросил их в море. Не явился по зову святого лишь самый старый и самый хитрый змей. Тогда Патрик обманом заставил змея забраться в ящик и тоже выбросил его в соленые прибрежные воды Ирландии.

Другая история говорит, что древний змей, обитающий в озере Дилвин, доставил Патрику столько хлопот, что уставщий святой обещал ему вернуться в понедельник, чтобы продолжить бой. Об обещании Патрик забыл, и змей до сих пор всплывает каждый понедельник, оглядывает окрестности и разочарованно возвращается на дно озера.

Змей на острове действительно существует и по сей день. Правда, скорее всего, их никогда и не было на Зеленом острове - он отделился от материка до того, как змеи повсеместно распространились.