Главная · Молочные зубы · Зачем вообще запускают ракеты в космос и что будет дальше? Космическая Тесла, или прощай "русский космос"

Зачем вообще запускают ракеты в космос и что будет дальше? Космическая Тесла, или прощай "русский космос"

6 февраля 2018 года космическая компания SpaceX Илона Маска впервые по-настоящему запустила многоразовую тяжёлую ракету Falcon Heavy - самую мощную в мире. Ракета вывела электромобиль производства компании Tesla, также принадлежащей Маску, на солнечную орбиту, и теперь он будет летать между Поясом астероидов и орбитой Земли. В открытой машине с надписью «Сделано человеком на Земле» сидит манекен космонавта в скафандре.

Полтора десятка провальных и относительно успешных запусков, о которых SpaceX сняла самоироничный ролик , и вот, наконец, свершилось: Falcon Heavy запустила в космос свой первый груз. Две ракеты первой ступени благополучно вернулись на Землю. Второй ступени немного не хватило точности, чтобы приводниться на платформу в Атлантическом океане, вернувшись с высоты около 50 километров: она упала в воду в ста метрах от расчётного места посадки.

Весь процесс подготовки и самого запуска подробно описывался в твиттере SpaceX, а трансляция с живым комментарием, которую онлайн смотрели больше 2,3 миллиона человек, выложена на YouTube. Запуск самой мощной ракеты в мире стал главным событием вторника 6 февраля: потенциально Falcon Heavy может поднять в космос в три раза больше груза, чем любая другая ракета, и в принципе подходит для полётов на Марс.

Ракета стартовала с космодрома во Флориде в 23:45 с той же стартовой площадки, с которой улетел к Луне «Аполлон-11» с астронавтами Нилом Армстронгом, Баззом Олдрином и Майклом Коллинзом. Два разгонных блока, таких же как в ракете Falcon 9, довели капсулу с грузом до первой космической скорости и отделились, после чего благополучно сели обратно на космодром. Третий блок вывел груз за околоземную орбиту и тоже вернулся обратно, но при посадке в море промахнулся и врезался в воду на скорости 500 километров в час.

Внутри грузового отсека находилась красная Tesla Roadster с манекеном за рулём. Четвёртый разгонный блок вывел её на эллиптическую орбиту вокруг Солнца. Автомобиль на специальной платформе сейчас летит в открытом космосе и по идее будет так летать много лет между орбитой Земли и Поясом астероидов за орбитой Марса.

Elon Musk


Двигатель третьей ступени сработал успешно. Аппарат выйдет за орбиту Марса и продолжит путь к Поясу астероидов.

Во время выхода Tesla в космос в машине якобы играла песня Starman Дэвида Боуи. Правда, в космосе, как известно, звук не распространяется.

Elon Musk


Изображение с камеры внутри грузового отсека #FalconHeavy

На самом деле красная Tesla - это просто красивая картинка, а основная задача запуска - проверить в деле одновременно все ступени Falcon Heavy и её способность вывести спутники на орбиту Марса (по словам самого Маска, создавали её именно для этого). Колонизация Марса людьми будет происходить уже с помощью другой ракеты, следующего поколения.

Tesla, к сожалению, сесть на Марс не может: для этого у неё нет нужных двигателей и топлива. Она так и будет летать в космосе, как это делает сейчас. Выглядит впечатляюще. Около трёх часов после запуска SpaceX вела прямую трансляцию с борта кабриолета.

Маск заложил в машину, которая принадлежит ему лично, небольшую пасхалку. На одной из плат в электросхемах Tesla написано: «Сделано людьми на Земле».

Elon Musk


Напечатано на электросхеме автомобиля в глубоком космосе.

SpaceX выложила на YouTube всю трансляцию запуска: видео с разных точек на космодроме, записи с камер, установленных на ракетах и в грузовом отсеке, данные телеметрии и комментарии специалистов в прямом эфире.

Falcon Heavy, которая по сути представляет собой собранные воедино три многоразовых ракеты Falcon 9, может поднять на околоземную орбиту 63 тонны, а на геостационарную орбиту - 26 тонн. Это вдвое больше, чем ближайшая по мощности Delta IV, и в четыре раза больше, чем может поднять российский «Протон». Российская «Ангара», которая ещё не эксплуатируется, поднимает в три раза меньше. При этом запуск Falcon Heavy, если обойтись без аварий, а не как вчера, стоит от 80 до 120 миллионов долларов, а запуск Delta IV - около 400 миллионов.

В 2017 году SpaceX опередила «Роскосмос» по числу успешных запусков (18 против 17). Поэтому в России одни восхищаются получившейся красотой…

Тот самый Мартин


Это прекрасно.

Японский миллиардер, фанат искусства и будущий космо-турист. Рассказываем, кого Илон Маск запустит к спутнику Земли и на чем полетит счастливчик

Юсаку Маезава. Наверное, вам это имя незнакомо - он не слишком популярен за пределами своей родины (по крайней мере, не был, пока не выкупил космический турполет у Маска), но в Японии известен как довольно нетипичный бизнесмен, увлеченный искусством и уверен, что оно может способствовать "миру во всем мире".

Во время пресс-конференции в корпоративном офисе компании SpaceX в городе Готорн, Калифорния, стало известно, что он станет первым клиентом SpaceX в качестве космо-туриста вокруг нашего спутника.

Полет планируют (примерно) в 2023 году на ракете SpaceX BFR, которая до сих пор находится на стадии разработки и оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Миллиардер уже внес “значительный” аванс за путешествие, но точная сумма не раскрывается. Интересно, что предприниматель сам пришел с предложением путешествия к Илону Маску.

“Он очень смелый человек, если решился на это”, - сказал глава SpaceX, предупредив также о рисках предстоящего полета, - "Это опасно. Это вам не прогулка по парку. Это потребует определенной подготовки. Это даже не полет на самолете - всегда есть шанс, что что-то пойдет не так".

Несмотря на это, Илон пообещал обдумать вариант совместного путешествия: ракета SpaceX пролетит в 200 километрах от Луны и вернется на Землю.

"Вы должны понимать, что это он выбрал нас, и мы очень этим гордимся. Он очень смелый человек, и, видимо, наиболее к этому мотивирован", - отметил Маск, отвечая на вопрос японского журналиста, что вкратце звучало примерно как "почему именно японец?"

На пресс-конференции Маезава взял микрофон, и в течение 15 минут рассказал не только о том, что такой полет является его мечтой, но и о планах выхватить на BFR более одного места: предприниматель собирается взять с собой художников и представителей творческих профессий, чтобы вдохновить их на новые свершения.

"Луна с детства вдохновляла меня, поэтому я не мог упустить шанс увидеть ее вблизи", - сказал Юсаку, -" В то же время, я не хотел бы быть одиноким в этом путешествии. Я хотел бы разделить этот опыт с как можно большим количеством людей".

По его словам, в компании будут режиссер, художник, танцор, писатель, музыкант, модный дизайнер, скульптор, фотограф и архитектор. Все эти люди присоединятся к Маедзави в полете, который продлится около недели.

По возвращению они создадут выставку своих “лунных разработок”, чтобы отметить полет. Этот проект предприниматель назвал #dearMoon. "Луна всегда вдохновляла человечество. Ради этого этот проект", - сказал Маезава.

Предприниматель не назвал конкретных имен, однако обратился к аудитории: “Если вы услышите это от меня, скажите “да” и примите мое приглашение. Пожалуйста, не говорите "нет"!”.

Так кто же такой Юсаку, как он заработал деньги на лунные путешествия и на чем он полетит?

Знакомьтесь, Юсаку Маезава

Юсаку Маезава является 18-м самым богатым человеком в Японии и руководителем корпорации “Start Today ”, которая стоит 12 миллиардов долларов. Его личное состояние же оценивают в 2,7 миллиарда долларов, сообщает Forbes .

При этом Юсаку не является “мажором” и богатым наследником: он родился в небольшом городке Камагая в 1975 году, в обычной семье бухгалтера и домохозяйки. Учась в школе, он основал собственный музыкальный коллектив Switch Style.

После школы юноша поступил в университет, выехав за своей девушкой в США. “Я смотрел на эти мрачные лица разных людей и понимал, что никогда не хочу быть похожим на них ", - рассказал предприниматель в одном из интервью.

В Америке парень начал свою коллекцию CD-дисков и пластинок с песнями любимых исполнителей. Впоследствии хобби переросло в идею для бизнеса: в 1995 году Маезава вернулся в Японию и основал фирму по импорту в Азию музыкальных CD-дисков через службы доставки.

Бизнес развивался, и довольно быстро перерос в направление с импортом DVD. В 1998 году компания получила название “Start Today”, в 2000 она перешла на онлайн-платформу (чтобы сэкономить средства), а сейчас включает несколько компаний, которые занимаются веб-разработками и, в частности, веб-магазин одежды Zozotown, который считается самым масштабным в Японии.

Zozotown продает продукты 6300 компаний, а сейчас постепенно меняет правила игры, вводя функцию индивидуального заказа на пошив. И обычным меркам все не ограничится: для такого заказа клиентам отправят специальные костюмы, которые проведут идеальные замеры тела при помощи смартфона пользователя.

На разработку потратили 7 лет и миллионы долларов, но Маезава ожидает, что это приведет к росту его бизнеса на 400 процентов и оценке компании в 46 миллиардов долларов в ближайшие 10 лет. Сейчас в подчинении Маезави всего более 900 сотрудников.

Фанат искусства и благотворитель

Юсака - человек, который готов выложить десятки миллионов на развитие прекрасного. Так, в 2016 году на выставке в Нью-Йорке он закупился произведениями искусства на 98 миллионов долларов.

Среди других, в своей коллекции он добавил картину “Без названия” за 57 миллионов неоэкспрессиониста с США Жана-Мишеля Баскии, работу Кристофера Вула за14 миллионов долларов и портрет Винсента ван Гога румынского автора Адриана Гене за 2,6 миллиона долларов. Впоследствии эти картины направились в его Фонд современного искусства в Токио.

Маезава рядом с картиной Жана-Мишеля Баския, которую он купил за 110 миллионов долларов

До 2001 года предприниматель профессионально занимался музыкой: его группа Switch Style подписала рекордный контракт с BMG Japan, а затем выпустила три альбома. Однако после выпуска последнего Маезава вышел из группы, чтобы сосредоточиться на управлении компанией.

Юсаку известен и благотворительностью: он пожертвовал миллион долларов на восстановление игрового стадиона в своей родной префектуре Тиба, а в 2003 году он договорился с 40 брендами одежды о создании “антивоенных” футболок против боевых действий в Ираке. Заработанные с продаж 53 тысячи долларов предприниматель перевел на благотворительность.

Также мужчина всерьез обеспокоен распространенным в Японии явлением “смерть от переутруждения”, когда люди фактически изнуряют себя работой до смерти. Чтобы избежать таких явлений в Start Today предприниматель установил в компании 6-часовой рабочий день. Юсаку отметил, что так у работников будет больше времени на себя, семью и хобби.

Билет до Луны

Сколько точно заплатил (и, возможно, еще доплатит) Маезава за полет к луне, доподлинно не известно, однако очевидно это достаточная сумма для выкупа около 6-8 мест на корабле.

"Он платит очень много денег. Мы не будем рассказывать, сколько, но это большая сумма, которая поможет разработке корабля и первой ступени ракеты. В конце система BFR создана, чтобы отправить кого угодно на орбиту, Луну, Марс, и он помогает обычным гражданам получить возможность когда-нибудь путешествовать на другие планеты", - ответил Маск на вопрос о деньгах.

Сообщение, распространенный (@yusaku2020) 17 Сен 2018 г. в 10:04 PDT

Ходили некоторые слухи о стоимости 1 билета в 35 миллионов долларов, но их никто не подтвердил.

Big Falcon Rocket

или Big Fucking

Как отметил Маск на презентации, сама суть создания компании SpaceX – ускорить становление человечества как космической цивилизации, развитие ракетных технологий до той фазы, когда человечество сможет стать мультипланетным видом.

По его словам, в конце концов с планетой - по вине человека или нет, что-то таки произойдет. И в интересах человечества не ждать этого, а расселяться по как можно большему количеству небесных тел.

“Речь идет именно о мультипланетарности, а не о том, чтобы просто заселить одну планету в каком-то другом месте. Чтобы жизнь была и на Марсе, и на Луне, и на спутниках Юпитера - по всей Солнечной системе, чтобы, наконец, мы могли заселить что-то и за ее пределами”, - сказал предприниматель.

То что же это за ракета, BFR?

В буквальном переводе “Ракета большого сокола” после введения ее в эксплуатацию станет самой мощной разработкой SpaceX.

BFR все еще находится на стадии разработки и тестирования. В высоту она будет где-то с 35-этажный дом (118 метров в высоту), будет иметь две части - ракета-носитель и космический корабль, который выйдет на орбиту, и сможет перевозить не менее 100 тонн полезной нагрузки (для сравнения, Falcon Heavy способна доставить на орбиту Марса максимум 16,8 т груза).

Как ракета-носитель, так и корабль оснащены собственными двигателями и посадочными ножками, а значит, приземляться на поверхность планеты они должны отдельно друг от друга (аналогично тому, как сейчас это делают ракеты Falcon 9).

Корабль, вероятно, сможет вместить около 100 пассажиров, но первый рейс до Луны ограничится кругом где-то в 12 человек. Маск отметил, что отправлять к Луне сразу 100 человек было бы "не слишком разумно".

“Вообще, это 100 тонн прямо к Марсу, при условии дозаправки на орбите. Ракета сконструирована именно таким образом, чтобы доставить 100 тонн нагрузки прямо на поверхность Марса. ”, - сказал Маск.

Он также добавил, что при условии производства топлива на Марсе, оттуда можно будет долететь до пояса астероидов, оттуда до спутников Юпитера. “Таким образом, прыгая по планетах и других небесных телах, можно будет добраться до края нашей Солнечной системы”, - добавил предприниматель.

По словам Маска, BFR должна стать межпланетной транспортной системой, которая позволит добраться в любую точку Солнечной системы, если только мы наладим производство топлива на протяжении всего пути.

Первые тестовые запуски BFR с подъемом ракеты на небольшую высоту могут пройти уже до конца 2019 года, однако о четких сроках говорить рано, особенно из-за недостаточного финансирования проекта.

"Финансирование для BFR - один из ключевых вопросов", - рассказал Маск на конференции. Сейчас SpaceX направляет на ее развитие только 5% своих ресурсов.

Полная запись пресс-конференции SpaceX

"Конечно, у нас есть заказы на доставку грузов к МКС, а в следующем году мы будем отправлять туда космонавтов, у нас также разрабатывается система спутников Starlink и все частные клиенты SpaceX очень важны для развития ракеты", - отметил глава компании.

Подробнее о выше упомянутых проектах читайте в материалах : и

Но относительно любых дат предприниматель не смог дать четкой информации. " Ничего точного мы пока сказать не можем. Даже в этих предполагаемых сроках очень сомневаемся. Если бы у меня был какой-то хрустальный шар, я бы с удовольствием сказал, сколько времени это все займет".

И столкнулись с тем, что ряды исследователей космических агентств полнятся вовсе не занудами, а вполне даже поэтичными, романтичными и остроумными людьми. Этот вывод можно сделать хотя бы по списку того, что учёные умудрились запустить в космос за последние 50 лет его исследования. 10 самых необычных, занятных и странных вещей из него - в материале ниже.

Космическое кладбище

Мало кто задумывается, что в космосе - на околоземной и лунной орбитах - находятся множество останков умерших людей. Космические захоронения последние 20 лет набирают популярность, и на данный момент нашу планету покинули уже более 600 образцов праха. Среди них много останков знаменитостей и выдающихся личностей. Например, прах американского астронома Клайда Томбо, который первым открыл Плутон, бороздит просторы космоса на автоматической межпланетной станции «Новые горизонты», запущенной к тому самому Плутону в 2006 году.

В космосе также «захоронены» части останков трёх землян , причастных к созданию научно-фантастической медиафраншизы «Звёздный путь», включая положившего начало эпопее Джина Родденберри, а также Джеймса Духана и Маджел Бэррет, исполнявших роли Монтгомери Скотта и Кристин Чапел.


К наиболее известным захороненным на орбите личностям относится Тимоти Лири, американский писатель, психолог, участник кампании по исследованиям психоделических препаратов.

Как правило, прах умерших отправляют в космос в ходе плановых запусков ракет в небольших капсулах, размером с губную помаду. Организацией таких символических похорон занимается несколько компаний. Не так давно бывший специалист NASA запустил собственный проект Elysium Space , который предложил доступные расценки: за столь необычный ритуал захоронения компания берёт чуть меньше двух тысяч долларов. Родственникам даже даётся возможность следить за местоположением останков при помощи мобильного приложения .

Цветовая диаграмма

созданная Дэмиеном Херстом

В 2003 году вместе с посадочным модулем «Бигль-2 » была отправлена работа Дэмиена Херста. На этот раз объект, созданный английским художником, получил чисто утилитарное назначение - 26-граммовая металлическая пластина неправильной формы с разноцветными кружками должна была использоваться в качестве цветовой диаграммы для калибровки камеры, микроскопа и спектрометра. Это был первый случай, когда предмет современного искусства не просто был запущен в космос, но и оказался на поверхности другой планеты - Марса.


Предполагалось, что аппарат проработает на поверхности Красной планеты около 180 дней с возможным продлением миссии. Посадка, состоявшаяся 25 декабря 2003 года, вроде бы прошла удачно, однако аппарат на связь так и не вышел, и дальнейшая судьба этого шедевра Хёрста неизвестна.


Световой меч
Люка Скайуокера

23 октября 2007 в ходе планового запуска шаттла «Дискавери» на МКС было доставлено необходимое оборудование для установки узла номер два (Harmony) , а также команда из семи астронавтов. Вероятно, для того чтобы «да пребывала с экипажем Сила», помимо научного груза шаттл увёз в космос оригинальный лазерный меч Люка Скайуокера, который актёр Марк Хэмилл использовал в бою против Дарта Вейдера. Таким образом NASA решило отпраздновать тридцатилетие киноэпоса «Звёздные войны».

«Может он и не попадёт в одну далёкую, далёкую галактику, но всё-таки это путешествие протяженностью шесть миллионов миль, и это очень здорово», - сказал Дуг Мэттис из NASA. Артефакт благополучно вернулся из космоса, и в настоящее время меч можно увидеть в коллекции Космического центра имени Линдона Джонсона.

Фигурка
Базз Лайтера

«История игрушек»

Базз Лайтер, игрушечный астронавт из мультфильма «История игрушек», отправился в космос в 2008 году вместе с миссией STS-124. Он «прожил» на Международной космической станции более 450 дней. По возвращении на Землю 11 сентября 2009 года фигурка возглавила парад в парке Walt Disney World вместе с Баззом Олдрином - вторым человеком, ступившим на поверхность Луны (после командира миссии Нила Армстронга).

Естественно, игрушка оказалась в космосе не просто так. Путешествие Базза Лайтера было приурочено к открытию аттракционов Toy Story Mania! в парках Disney World и Disneyland. Астронавты же в свою очередь оправдывали наличие игрушки на борту станции демонстрацией экспериментов с микрогравитацией.

Студенты и школьники должны были описывать, как ведёт себя фигурка на Земле, и предсказать, как она проявит себя в условиях микрогравитации. Сравнить свои прогнозы с реальностью они могли, посмотрев ролик, снятый астронавтами.


Послания внеземным цивилизациям

На борту и Voyager, и на Voyager 1 были оставлены любопытные послания для внеземных цивилизаций, хотя вероятность того, что когда-нибудь они найдут адресата, крайне мала - Voyager 1 может приблизиться к звезде Gliese 445 только через 40 тысяч лет. По золотым пластинкам можно примерно понять, что из себя представляет жизнь на Земле. Самая известная из них содержит изображение голых мужчины и женщины (мужчина при этом поднимает руку в приветственном жесте) в окружении схематичного изображения Солнечной системы, космического корабля и пояснительных знаков. Изображение, однако, вызвало некоторые опасения в обществе, так как многие сочли его порнографическим.


Также в составе посылки была пластинка со звуками Земли (все их можно послушать на сайте NASA) и инструкцией по использованию, простейшие арифметические уравнения, фотографии других планет, схема человеческого размножения и ДНК. Среди других любопытных предметов была фотография людей, кусающих, лижущих еду и пьющих воду, фотография рентгеновского изображения, схема эволюции (от рыбы к человеку) и представители разных рас за рутинной деятельностью .

Семейный портрет

Фото семьи астронавта
Дьюка с планеты Земля

Чарльз Дьюк в 1972 году стал самым молодым астронавтом, побывавшим на Луне. Но ему было мало того, что он прогулялся по её поверхности в составе экспедиции Аполлон-16 , он решил прихватить с собой на спутник Земли портрет своей семьи - с женой Дотти и сыновьями Чарльзом и Томом, и оставить этот сувенир там навсегда. Чтобы все узнали о его поступке, он запечатлел брошенную на каменистый ландшафт фотографию на свой Hasselblad. Астронавт предварительно подписал её: «Это семья астронавта Дьюка с планеты Земля. Высадка на Луне в апреле 1972 года».

В списке личных вещей, которые астронавты брали с собой на Луну, были и более экзотические вещи, например, деревянный фрагмент левого пропеллера и кусочек ткани от левого верхнего крыла самолёта «Флайер» братьев Райт. Их прихватил с собой Нил Армстронг. Олдрин же, по просьбе своего отца, взял с собой автобиографию одного из пионеров ракетной техники Роберта Годдарда (это была первая книга, побывавшая на Луне) и потир, ставший первым сосудом для причастия в космосе.


Фигурки LEGO

Космический аппарат Juno, который по планам NASA должен достичь Юпитера в 2016 году, имеет на борту необычный груз: три мини-фигурки LEGO, изображающие Галилео Галилея и римских богов Юпитера и Юнону.
Специалисты NASA, которые, как оказалось, любят конструкторы не меньше нашего, обратились к компании LEGO, а те в свою очередь не пожалели $15000 на производство специальных фигурок.

Игрушки сделаны не из пластика, а из алюминия, чтобы выдержать экстремальные условия и большие перепады температур. Каждый персонаж был выбран неслучайно: Галилей был первым, кто использовал телескоп для наблюдения небесных тел, и с его же помощью он открыл четыре спутника Юпитера в 1610 году. Другие две фигурки отсылают к греческой и римской мифологии и названиям планеты назначения и самого космического зонда. Дело в том, что, согласно легенде, бог Юпитер прятал за завесой облаков свои проказы, но его жена, богиня Юнона (англ Juno) , была в состоянии увидеть истинную природу Юпитера сквозь эти облака. Фигурка Юноны держит в руках увеличительное стекло, а фигурка Юпитера - молнию.

Помимо фигурок на борту зонда также есть табличка, представленная Итальянским космическим агентством. На ней изображён сам Галилей, а также надпись, сделанная им в январе 1610 года, когда он впервые наблюдал луны Юпитера.

Плюшевый медведь Борис

Игрушка, помогающая определить, когда экипаж попадает в невесомость

Известно, что российские космонавты очень суеверны, и на многих фотографиях с отечественным экипажем космических миссий можно заметить один странный талисман - небольшого игрушечного медведя. Прозванный космонавтами Борисом, мишка, подвешенный на веревке между камерой и командой, позволяет наземным диспетчерам лучше всяких приборов определить, когда экипаж попадает в невесомость. Плюшевую игрушку можно увидеть в видео с запуска космического туриста Чарльза Симони на космическую станцию ​​в 2007 году (лучше промотать ролик на 2 минуты вперёд).

видео с Запуском ракеты Союз ТМА-10


Артефакт английских поселенцев Джеймстауна

Примерно в 1611 году один из английских кораблей за несколько месяцев пересёк Атлантический океан и направился в Джеймстаун - первое поселение англичан на территории современных США, основанное несколькими годами ранее. Ящики с багажом этих отчаянных людей, ищущих лучшей жизни в Новом Свете, были помечены металлическими табличками Yames Towne. Одна из тех самых табличек была обнаружена археологами на дне колодца

в 2006 году. Уже в июне 2007 года в рамках празднования 400-летия со дня основания Джеймстауна космический челнок NASA «Атлантис» вывел этот кусок свинца на околоземную орбиту, после чего он пересёк Атлантический океан, на этот раз всего за несколько минут. Табличка была возвращена на Землю в музей Archaearium, где собраны многие артефакты, принадлежащие первым американцам Джеймстауна.

Мячи и клюшка для гольфа

Алан Шепард - первый и, по всей вероятности, единственный человек, сыгравший в гольф на Луне

Мячи и клюшку взял с собой в космос первый американский астроном Алан Шепард - он же первый и, по всей вероятности, единственный человек, сыгравший в гольф на Луне. Как объясняет NASA, таким образом он не только повеселился, но и внёс существенный вклад в науку - траектория полёта мяча наглядно демонстрировала, насколько слабее гравитация на Луне. Сохранилась и видеосъёмка эксперимента.

Сам Шепард вспоминал, что мяч улетел на «мили и мили», однако астрофизик-теоретик Этан Сигел чуть уточнил высказывание астронавта. По его мнению, наиболее вероятно, что мяч провёл в полете 70 секунд и улетел на четыре километра, что практически в восемь раз превышало существующий на тот момент земной рекорд.

Cover image via courtesy The Lego Group photos via Celestis & beagle2.com

Смотрел запуск Falcon Heavy в прямом, не побоюсь этого слова, эфире. Сказать, что я впечатлён – это ничего не сказать. Конечно машина в космосе – это попса, но ведь народу нравится и даже в плане визуализации действа всё рассчитано до мелочей. А синхронный спуск двух первых ступеней – это вообще нечто за гранью фантастики. Жалко центральная часть не села на баржу. Но, как говорится, к каждой бочке в комплекте идёт своя ложка. Но есть и ещё, что меня очень поразило.

Илон Маск сказал, что весь процесс разработки сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy обошёлся в 500 миллионов долларов. И вот это меня – после синхронного спуска первых ступеней – поразило больше всего. Почему?

Ну вот, например, стоимость недавно построенной «Зенит Арены» обозначали в 40-50 млрд рублей, что при курсе 1/60 составляет примерно от 660 до 800 млн долларов. Нет, я вовсе не про разворовывания бюджета и т.п. – этой темой давно и плодотворно занимаются разные граждане и я не буду покушаться на их горбушку. Я совершено про другое хочу сказать. Ну вот, например, в 2016 году выручка компании «Донстрой» составила 39,56 млрд руб., т.е. около 650–660 млн долларов. Ну или, собственный капитал компании «Роскосмос» составляет 186 млрд рублей, т.е. порядка 3 млрд долларов. Ну и т.д. Я не буду сейчас выкладывать скучный столбик цифр. Просто скажу, что 500 млн долларов – для российской экономики это не бог весть какие деньги. Ни для крупных частных компаний, ни для государственных эта цифра не является чем-то запредельным. И, например, в том же строительном бизнесе такие бюджеты какими-то запредельно высокими не являются.

У Освальде Шпенглера есть одно утверждение, одно из немногих, которое всегда вызывало во мне некий внутренний протест. Во Втором томе своей великой книги он пишет: «Человек Запада смотрит вверх, русский смотрит вдаль, на горизонт. Так что порыв того и другого в глубину следует различать в том отношении, что у первого это есть страсть порыва во все стороны в бесконечном пространстве, а у второго – самоотчуждение […] Русский астроном – ничего более противоестественного быть не может. Он просто не видит звезд; он видит один только горизонт. Вместо небесного купола он видит небесный откос. Это есть нечто, образующее где-то вдали с равниной горизонт. Коперниканская система для него смехотворна в душевном смысле, что бы там она ни значила в смысле математическом».

Как? Русские не видят звёзд? Русский астроном – это противоестественно? Нет, с этим я решительно не мог согласиться. В конце концов, а первый спутник Земли, а Гагарин? А небывалый энтузиазм – чему есть немало фото- и киносвидетельств – охвативший многих русских людей после запуска Юрия Гагарина? На таком фоне утверждение «русские не видят звёзд» кажется чем-то надуманным и притянутым за уши.

Конечно, если вдуматься, то некие потребности души нации западного и русского человека лежали в иных плоскостях. Русские двигались вширь, захватывая бескрайние пространства на Востоке. Западные люди строили готические соборы, с их тянувшимися как можно выше шпилями (русские колокольни никогда не делались особо высокими). Впрочем, западный человек тоже не пренебрегал пространством, как таковым – от первых Крестовых походов и вплоть до открытия Америки и построения мировых колониальных империй, всё это было пространственное движение. И всё же, всё же… Факт, что русские даже во времена Циалковского насмехались над ним, считая его сумасшедшим.

Собственно, космическая гонка в СССР началась только тогда, когда для коммунистов это стало а) требованием создания носителя для атомного заряда и б) соображением престижа. Что же до энтузиазма масс… Мне кажется, в этом энтузиазме было больше радости от того, что счастливая жизнь, какой её обещали коммунисты, в самом деле возможна, нежели восторг от собственно завоевания космоса.

Ну в самом деле, прошло всего 12 лет после ужасной войны, когда вся западная часть страны была превращена в груду развалин – и вот вам, страна уже запускает спутник в космос. А спустя ещё четыре года в космос отправляют человека! Значит всё идёт в нужном направлении! Значит партия и правительство не врут. Сейчас решим сложные технические задачи, а там и в бытовом плане жизнь будет налаживаться. Отсюда, мне кажется, вся эта эйфория и огромная искренняя неофициозная радость людей после запуска спутника и Гагарина. А техническая сторона, звёзды, путешествия через вселенную… Нет, безусловно, были люди, которые интересовало в первую очередь именно это. Но много ли было именно таких энтузиастов?

Я ещё не родился, когда был запущен первый спутник и первый человек. Но зато помню – я уже был пионером – стыковку советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон» 15 июля 1975 года. Какой-то особо бурной радости у людей не помню. Однако так или иначе это обсуждали все. В пионерлагере, в котором я был, для показа стыковки в прямом эфире даже – вещь неслыханная! – вынесли телевизор для общего обозрения. Но насколько я помню, людей больше воодушевлял факт демонстрации сотрудничества СССР и США. Значит – в самом деле разрядка. Значит атомной войны не будет. Значит жизнь будет лучше. Вот это в первую очередь витало в разговорах людей. А не звёзды.

А потом люди стали как-то всё спокойнее и спокойнее относиться к космическим полётам. Диктор в программе «Время» торжественно объявлял об очередном запуске, но никто уже на следующий день в школе и на работе это не обсуждал. Так, рядовая новость. Даже имён новых космонавтов люди уже не знали. Какие-то были ещё на слуху, а какие-то уже забывались.

И вот наше время. Что мы видим? Да, есть Роскосмос, есть новый космодром «Восточный» (построенный с многочисленными финансовыми нарушениями). Есть какие-то пуски. Что-то иной раз взлетает удачно, что-то падает. Когда что-то падает – это вызывает вялое обсуждение на уровне злорадства. Когда пуски удачные – это не волнует никого. Никого.

И сама государственная космическая программа словно делается из под палки. Словно есть такое усталое понимание, что нельзя забрасывать, раз уж на это потрачено столько времени и средств. Но и особого энтузиазма нет. То есть вообще. Зато есть ощущение, что космосом в РФ продолжают заниматься только потому, что по этой статье из госбюджета можно своровать изрядное количество тенге. Но это на верхнем уровне менеджеров. А внизу? Молодёжь не идёт широкими рядами в космические разработки. Старые работники сетуют, что на заводах и в НИИ острое старение кадров. Только ли дело в том, что платят мало? Но ведь если бы эта тема очень привлекала, если бы вызывала энтузиазм, то молодые энтузиасты находились бы в массовом порядке. В конце концов – сравнение болезненное и неприятное, но тем не менее – энтузиастов лезть на юго-восток Украины за небольшие деньги, а то и вовсе без денег нашлось очень много. А космос нас уже почему-то не влечёт. И если вспомнить – сколько раздавалось в 90-е, да и сейчас восклицаний: «Да зачем нам этот космос? Зачем на это тратить такие деньги? Лучше больницы стройте!»

И вот мы видим SpaceX, Илона Маска, его проекты строительства фактически частных ракет. И если десять лет назад это казалось ребячеством и детским лепетом, то сегодня мы видим запуск тяжёлой ракеты, способной поднимать десятки тонн груза и даже – хочется в это верить – способной этот груз доставить к Марсу. И обошёлся этот проект в 500 миллионов долларов.

А в России никто даже не поставил вопрос так: а что если нам, частным порядком, замахнуться на строительство космической ракеты? Ведь экономика государства – я имею в виду объёмы денежной массы – не делают такую постановку вопросу чем-то абсолютно фантастическим. Условный «Донстрой» в принципе мог бы замахнуться на строительство космической ракеты. И не только эта компания. Я про общий принцип и про приоритеты планов. Но нет в России массового настроя на дальнейшее освоение космоса. Паны есть – в стиле обязаловки – а настроя нет. Есть только унылый Роскосмос, который космосом занимается словно раб на галере.

Да, с одной стороны, нас так воспитали. Нас так воспитали, что мол только «родные партия и правительство», раздев и разув всю страну, посадив весь народ на голодный паёк на десятилетия, могут колоссальными усилиями построить ракету и вывести её в космос. Мол, космическая ракета – это настолько дорого и трудоёмко, что только сверхдержава совокупным ударным трудом миллионов крепостных, может заниматься запуском в космос грузов. А тут – нате вам, негосударственная компания за смешные деньги отправляет к Марсу более тонны груза. Да ещё красиво оформленного груза. Обидно, понимаешь.

Видимо, есть и правота в высказывании Освальда Шпенглера. И вот я задаю самому себе вопрос: возможен ли ещё «русский космос» или небольшая горстка энтузиастов, которая ещё пытается убедить всех в его необходимости, постепенно вымрет и высвободившиеся от этой тяжкой ноши деньги будут наконец-то направлены на строительство новых больниц и детских садов? А на Марс путь летят другие? Им, типа, нужнее? А вы как считаете, должны ли в России появиться частные космические корпорации и нужна ли вообще России своя космическая промышленность?

Пассажиром космического электрокара стал персонаж Дэвида Боуи

С той самой площадки Космического центра имени президента Кеннеди, с которой НАСА запускало свои ракеты с астронавтами на борту, в просторы вселенной вонзилась гигантская ракета, окрещенная Falcon Heavy и построенная компанией SpaceX, принадлежащей миллиардеру-предпринимателю Илону Маску.

Несмотря на ветреную погоду, предстартовый отсчет прошел гладко, без всяких заминок. , окутанная пламенем и дымом. Через 15 секунд над огромными толпами зрителей пронесся шум ракеты, мчавшейся со скоростью звука. А еще через 3 минуты самая загадочная часть полета осталась позади. Стартовые двигатели отвалились, а вторая ступень ракеты неслась к орбите Земли.

Спустя приблизительно 8 минут после запуска два боковых ускорителя почти синхронно приземлились на посадочную площадку на мысе Канаверал. А с третьим – центральным – ускорителем вышла промашка. Вместо того, чтобы сесть на плавучую платформу у берегов Флориды, он упал в океан.

Через 7 часов после запуска ракеты Илон Маск сообщил, что третий и окончательный двигатель вывел его спортивную машину на эллиптическую орбиту вокруг Земли, а затем выведет ее на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса...

Falcon Heavy («Тяжелый сокол») - турбокомпрессорный вариант ракеты «Фалкон 9», которая вот уже несколько лет доставляет грузы в космос. Ее запуск явился важнейшей вехой в космических полетах. Впервые ракета такой мощи была запущена в космос частной компанией, а не правительственным космическим агентством.

На борту ракеты находилось другое детище Илона Маска - красная электромобиль Tesla Roadster. Внутри машины помещен наряженный в космический костюм манекен. Из автомобиля несутся звуки песни Дэвида Боуи «Space Oddity» (к слову, манекена тоже окрестили в честь персонажа песни Боуи – Стармен). Ожидается, что электрокар «Теслы» будет кружить вокруг солнца миллионы лет. «Все это глупый фан, но в жизни глупый фан имеет огромное значение», - заявил Маск. Выйдя на орбиту, ракета стала посылать видеоизображения манекена, сидящего в электромобиле, на ветровом стекле которого можно было прочесть слова: "Don"t Panic" («Без паники»). Эти слова взяты из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике».

Успех запуска Falcon Heavy открывает перед SpaceX перспективы создания еще более мощных ракет, которые должны воплотить в жизнь мечту Маско о посылке людей на планету Марс. Эту миссию должна была совершить ракета нового поколения BFR («большая ракета Фалкон). Ориентировочно BFR будет готова к запуску к середине 2020 годов. «То, что запуск «Фалкона» прошел без сучка и задоринки вселяет в меня уверенность в успех проекта BFR», - надеется Маск. Он добавил, что успешный запуск Falcon Heavy подтолкнет и другие компании, и страны на более амбициозные цели в космосе. «Мы хотим новой космической гонки. Они эти гонки, всегда возбуждают», - сказал Маск.

Илон Маск мечтает о жизни людей на Земле и на Марсе. Он из числа тех предпринимателей нового поколения, которые как Джеффри Безос, основатель «Амазона» и ракетной компании «Блу Ориджин» хочет заселить вселенную миллионами людей. Эту же цель преследует и компания «Планетарные ресурсы», в которую щедро инвестирует Люксембург. Стоит упомянуть и компанию «Лунный экспресс», которая намерена установить регулярную транспортную связь между Землей и Луной.

В нынешней ситуации Falcon Heavy позволит SpaceX состязаться за контракты по посылке в космос более объемистых шпионов-спутников. Некоторые эксперты в области полетов в космос требуют от НАСА использования ракет частных компаний, таких как «Тяжелый сокол» вместо гигантской и более дорогой ракеты SLS, которая сейчас строится для посылки астронавтов на Луну.

По данным на начало 2012 года, две трети компании SpaceX принадлежит Маску. В числе владельцев также называют Google, Fidelity Ventures, Draper Fisher Jurvetson, Founders Fund, Valor Equity Partners, Capricorn и т.д.

Компания Маска спутала карты глобального бизнеса своими низкими ценами и возможностью использовать вновь ступеней ракет. Falcon Heavy способен вывести на низкую земную орбиту 140 тысяч фунтов (63,5 тыс кг) груза. Цена его запуска составляет $90 млн (запуск же «Фалкон 9» оценивается в $62 млн). В контексте космических запусков эти цифры отнюдь не впечатляют. Маск заявляет, что он потратил на создание Falcon Heavy полмиллиарда долларов, ему пришлось отменять программу его запуска три раза.

Нынешний запуск заставил замолчать критиканов, которые критиковали SpaceX за то, что эта ракета вынесла в космос глубоко засекреченный спутник Zuma. В СМИ появились сообщения о том, что тот запуск был неудачным. Компания Маска решительно отвергает эту версию. В прошлом году Маск заявил, что два «космических туриста» будут заброшены «Фалконом Хейви» на Луну. А в понедельник он заявил, что компания не имеет никаких срочных планов переделки ракет для этого путешествия.

В добрый путь, мистер Маск!

Миннеаполис.