Главная · Молочные зубы · Возникновение древней руси. Краткая история Руси. Как создавалась Русь

Возникновение древней руси. Краткая история Руси. Как создавалась Русь

по дисциплине «История»

по теме: «Возникновение Древней Руси»


Введение


Европейские народы нашей страны, в том числе и восточные славяне, пошли к созданию государственности своим особым путем. Во второй половине I тысячелетия они создали политические образования переходного характера – государства периода формирования феодализма. Это были примитивные, слабо организованные системы, но они подготовили фундамент для создания других более развитых государств. В данной работе будет проанализирован процесс возникновения древнерусского государства.



История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Места проживания древних славян, получившие название «прародины», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян - «скифо-сарматской». Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы».

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня).

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное - местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств.

Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева, ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло.

Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е. к V-VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их актами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы – русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе. Проходят годы, имя «русь» все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что слово «русь» употребляется неоднозначно. Это и дало основание исследователям разделиться на две группы. Одни полагают, что «русь» первоначально было понятием социальным, другие – что этот термин с самого начала носил этническую окраску.

Большинство исследователей склоняются к точке зрения об этническом происхождении термина «русь», а также и о его этническом значении во времена Киевской Руси. Следует сказать, что сторонники первой концепции не отрицают, что со временем социальное звучание термина перешло в этническое. Весь вопрос в том, было ли слово «русь» когда-нибудь термином, обозначавшим социальную группу.

Сторонники этнического происхождения слова «русь» в свою очередь составляют несколько групп. В дореволюционной литературе возникло мнение, что под русью следует понимать варягов. Эту концепцию в тех или иных модификациях и в наше время пропагандируют на Западе. В новейшей литературе ее можно найти в работах американского профессора Р. Пайпса и в книге кембриджской преподавательницы X. Дэвидсон.

Современные исследователи обычно производят термин «русь» от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей в земле полян. По названию этой речки, говорят они, сначала поляне, а потом и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, называют еще несколько рек в пределах нашей земли, носивших сходные названия, в том числе и Волгу, тоже называвшуюся Росью. Был и город Росия в устье Дона. Отсюда и обратная мысль: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.

Западные и восточные источники отмечают в VI и даже IV в. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Отмечается также наличие единства законов, т. е. определенного правопорядка. В VIII в. источники говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии, Славии, Артании. Первое располагалось в районе Киевской земли, второе – в районе озера Ильмень, местоположение третьего спорно. Некоторые отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшуюся на Таманском полуострове, другие же исследователи помещают ее на Волге.

Разумеется, государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения Древнерусского феодального государства.


Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам. Летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде - мира не было и пришлось пригласить князя, «...который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус - на Белоозере, а Трувор - в Изборске.

После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве. Это – так называемая норманская теория образования государства.

Такая трактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее, летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманская теория происхождения Древнерусского государства.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря – норманистов и антинорманистов.

Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует эту теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.

В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей – печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких- либо славянских племен. Во всяком случае, следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.

Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами – царями.

Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.

Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства. Конечно, введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.

В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Буржуазные украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них лишь была общая столица – город Киев. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадается на три самостоятельные ветви.


Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание имевшихся политических образований в феодальное государство восточных славян – Древнерусское Киевское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. Древнейший летописный свод «Повесть временных лет» дает основания предполагать, что в IX в. Древнерусское государство было создано варягами, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Это летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. группой немецких историков, работавших в Российской Академии наук и разработавших варяжскую версию образования Русского государства.

Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. Современные отечественные ученые и крупнейшие исследователи славянских стран преимущественно отвергают норманскую теорию. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует эту теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.

Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства.


1. Гордиенко НС. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Л., 1986.

2. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.

3. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

4. Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.

Конспект урока по истории.

Тема : Когда на Руси появилось Государство.

ЦЕЛИ:

    познакомить учеников со временем образования Древнерусского государства, с признаками, указывающими на начало образования государства;

    познакомить с культурой жителей Древней Руси.

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации:

Что изучает наука история? (Прошлое человечества).

Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники).

На доске:

Какие исторические источники вы знаете? ()

А известно ли вам, что самые древние исторические источники, найденные археологами, возрастом 35 – 40 тыс. лет? Эти предметы сделаны людьми? (Да).

Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35 – 40 тыс. лет назад? (Да).

На доске: На территории нашей страны 35 – 40 тыс. лет назад жили люди.

Вспомните, что за памятник увидели Анюта и Илюша в Новгороде?

(Памятник, возведённый в честь тысячелетия России).

На доске: России 1000 лет .

Какое вы заметили противоречие? (На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет).

Какой возникает вопрос?

На доске:

Вспомните, что такое страна и что такое государство?

(Страна – территория с границами, в которой находится правительство.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране).

2. Поиск решения проблемы:

а) «Река времени» Российской истории: с. 26 - 27

Почему «река времени» как бы поделена на несколько частей?

Как протекала история нашей страны: спокойно, ровно или иногда бурно, круто меняя своё направление? (Не гладко, иногда бурно).

Учёные-историки выделили такие события, когда река круто меняла своё направление, и условно разделили реку на несколько частей – периодов, чтобы легче было ориентироваться во времени. - В какую сторону она течёт? (От древности к современности, от /Х века к ХХ/ веку).

Почему река времени российской истории начинается с IХ века? (люди жили, но единой страны ещё не было)

Что могло быть на территории России до IХ века? (Может, страна называлась по-другому; хотя люди и жили, единой страны ещё не было).

Чтобы выяснить, кто из вас прав, поработаем с картами.

б) Возникновение Древнерусского государства.

С. 30 – рассматривание карт:

Что общего на первой и второй картах? (Изображена одна и та же территория - Восточная Европа. Есть города Киев и Новгород).

Какое время изображено на картах? (На 1-й: до конца /Х века; на 2-й: /Х – Х/ вв).

Чем ещё отличаются карты? (На второй карте на месте расселения восточных славян появилось Древнерусское государство, оно же Русь. Город Киев стал столицей).

Можно ли территорию восточных славян на первой карте назвать страной, государством?

(Нет, т. к. не было границ и столицы).

Что же случилось к концу IХ века в Восточной Европе?

(Появилось новое государство - Древняя Русь).

А, как вы помните, история страны начинается тогда, когда на определённой территории складывается государство: появляются чёткие границы, формируется армия для защиты этих границ, страной управляет правительство, находящееся в столице государства.

Кто из вас был прав, сказав, что до IХ века люди жили, но единой страны ещё не было?

Комментированное чтение фрагмента: «Откуда есть пошла Русская земля»:

С. 28 – чтение текста:

Кто такие восточные славяне? Прочитаем в словарике в конце учебника, с. 138.

Как жили восточные славяне? (Племенами). Смотри словарик, с. 142.

На доске:

С. 29 – работа с рисунками:

Из каких объединений складывалось племя? (Из родов).

Из чего состоял род? (Из нескольких семей).

Кто принимал важнейшие решения в родах, в племенах славян? (Самые старшие, мудрые, опытные члены объединения). То есть, старейшины и совет старейшин.

Чем занимались славяне? - Смотрите на иллюстрацию. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством). Умели шить одежду и обрабатывать металл.

В кого верили, кому поклонялись славяне? (В своих богов, приносили им жертвы).

Деревянные или каменные изображения языческих богов славяне ставили на высоких холмах – «красных горках» или в дубовых рощах. Одним из самых почитаемых богов был - Даждьбог - бог солнечного света, тепла и плодородия. Бог Солнца - Хорс, с его культом связан современный обычай печь блины на Масленицу. Бог грома и молний – Перун.

О чём просили они своих богов? (Об урожае, приплоде скота, удачной охоте…).

Так как племена жили в лесах и вдоль полноводных рек, то они ещё просили богов сберечь жилища от пожаров и затоплений.

- Между племенами не было чётких границ расселения, столиц, хотя города Киев и Новгород, уже были.

Как вы думаете, племена могли воевать между собой? (Да).

Что происходил с богатствами, землями побеждённых? (Они переходили в руки победителей).

Могло ли произойти так, чтобы одно или несколько племён, объединившись, завоевали более слабых соседей, подчинив себе их территорию? (Да). Можно ли назвать это государством? (Нет; нужны законы, столица, охрана границ и порядок внутри страны).

Да, государство складывается не в один момент завоевания большой территории, а постепенно, - это долгий процесс, длящийся годами.

Перед учёными-историками встала проблема: какое событие выбрать началом истории государства Древняя Русь?

С. 29 – 30 - чтение фрагмента до конца:

Какие события указывают на начало образования государства?

(1. «Племена объединились» - единая территория, границы.

2. Великий князь - правительство, законы.

3. Сильная дружина - служба порядка.

4. Киев - столица.)

Кто объединил под своей властью большинство восточнославянских племён и когда создал Древнерусское государство со столицей в городе Киеве? (Новгородский князь Олег в 1882 году).

С. 26

С. 31 - рассматривание рисунков: - Что на них изображено?

С. 30 – Найдите ответ на этот вопрос в тексте.

Какую веру приняла Древняя Русь и почему?

(Христианство. В едином государстве с единой верой легче управлять людьми).

На доске: репродукция картины В.Васнецова «Крещение Руси».

Кто и когда повелел всем жителям Руси принять христианство и возводить храмы?

(В 988 году князь Владимир Святославич - Красное Солнышко).

Рисунок 6

С. 26 - Найдите это событие на реке времени.

Что мы хотели выяснить на уроке?

Сколько лет нашей стране - 40 000 или 1000?

Как ответите на этот вопрос? (История страны начинается с времени возникновения государства, когда появляются границы, столица, правительство, законы).

С. 31 – чтение вывода.

3. Физминутка – пантомима (по группам):

Каждой из групп учитель шепотом даёт задание: «Изобразить, чем занимались восточные славяне, чтобы обеспечить себя пищей: 1) рыболовство, 2) охота, 3) растениеводство, 4) животноводство».

4. Самостоятельное применение знаний:

Какие изменения в жизни восточных славян произошли после возникновения государства Древняя Русь?

По ходу обсуждения на доске заполняется таблица 1:

Таблица 1

Вопросы для сравнения

Восточные славяне

Древняя Русь

Как назывались объединения людей?

Роды и племена

Единое государство

Кто управлял?

Старейшины, князья

Великий князь

Где жили?

В посёлках

В городах и посёлках

В каких богов верили?

В обожествлённые силы природы

В единого Бога Иисуса Христа

зад. 3, с.11 в рабочей тетради к учебнику

Соедини изображения князей с их делами.

5. Рефлексия урока.

Назовите ключевые слова урока.

Когда же на Руси было образовано первое государство? (В конце /Х века, в 882 году).

Докажите, что в /Х – Х/ веках в Древней Руси было создано государство? (Признаки государства: 1.«Племена объединились» - единая территория, границы. 2.Киев – столица. 3. Великий князь - правительство, законы. 4. Сильная дружина - служба порядка.)

  • 8. Опричнина: ее причины и последствия.
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века.
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.
  • 11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I.
  • 13. Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
  • 1762-1796 Гг. Правление Екатерины II.
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине xyiii века.
  • 15. Внутренняя политика правительства Александра I.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года.
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н.Муравьев. П.Пестель.
  • 18 .Внутренняя политика Николая I.
  • 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19 . Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля.
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение.
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х – начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.
  • 24. Николай II-й – последний российский император. Российская империя на рубеже XIX –XX веков. Сословная структура. Социальный состав.
  • 2. Пролетариат.
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги.
  • 4. Субъективный признак (а) или (б):
  • 26. Реформы п.А.Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.
  • 2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.
  • 3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 29.Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России.
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
  • 7. Отменена плата за жилье и многие виды услуг.
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа.
  • 35. Индустриализация в ссср. Основные итоги индустриального развития страны в 1930-е годы.
  • 36. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.
  • 37.Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны.
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы.
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны.
  • 40. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 41.Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв.
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С.Хрущева.
  • 46.Политический портрет н.С.Хрущева и его реформы.
  • 47. Л.И.Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества.
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х – середины 80- годов.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества.
  • 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
  • 7. Из Конституции убрали ст.6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С.Горбачева: достижения, потери.
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг.
  • 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны.
  • 54.Б.Н.Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия.
  • 55. Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
  • 1. Образование Древнерусского государства - Киевская Русь

    Государство Киевская Русь было создано в конце 9 века.

    О возникновении государства у восточных славян сообщает летопись «Повесть временных лет» (XII в.). В ней рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море и встал вопрос: кто будет править в Новгороде? Ни одно из племен не желало установления власти представителя соседнего племени. Тогда решили пригласить чужеземца и обратились к варягам. На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор - в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика – Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. Они убили правивших там Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбедь. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, так как сын Рюрика - Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Таким образом, под властью одного князя объединились Киев и Новгород. Так рассказывается в летописи. Были ли два брата - Синеус и Трувор на самом деле? Сегодня историки считают, что их не было. «Рюрик сине хус трувор» означает в переводе с древнешведского языка «Рюрик с домом и дружиной». Летописец принял непонятно звучавшие слова за личные имена, и написал, что Рюрик приехал с двумя братьями.

    Существует две теории происхождения древнерусского государства: норманнская и антинорманнская. Обе эти теории появились в XYIII веке, через 900 лет после образования Киевской Руси. Дело в том, что Петр I - из династии Романовых, очень интересовался откуда появилась предыдущая династия – Рюриковичей, кто создавал государство Киевская Русь и откуда произошло это название. Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук. Для работы в Академии наук были приглашены немецкие ученые.

    Норманнская теория . Основоположниками ее являются немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I для работы в Петербургской Академии наук. Они подтвердили призвание варягов и сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само государство Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы – гребцы. Возможно «русь» – это название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян.

    Призвание варягов подтвердилось в более позднее время данными археологических раскопок курганов под Ярославлем, близ Смоленска. Там обнаружены скандинавские погребения в ладье. Многие скандинавские предметы были изготовлены явно местными – славянскими мастерами. Значит, варяги жили среди местных жителей.

    Но немецкие ученые преувеличили роль варягов в становлении древнерусского государства. В итоге эти ученые договорились до такой степени, что якобы, варяги – это выходцы с Запада, а значит - это они - немцы - создали государство Киевская Русь.

    Антинорманнская теория. Она появилась также в XYIII веке, при дочери Петра I - Елизавете Петровне. Ей не понравилось заявление немецких ученых о том, что российское государство было создано выходцами с Запада. К тому же при ней была 7-летняя война с Пруссией. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М.В. не стал отрицать факт существования Рюрика, но стал отрицать его скандинавское происхождение.

    Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы ХХ века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты, они пытались доказать неполноценность восточных славян (русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков), что они не способны были создать государства, что варяги – это немцы. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. Так появилась теория, по которой южнее Киева на реке Рось проживало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси, так как якобы россы занимали ведущее место среди славянских племен. Полностью отвергалась возможность скандинавского происхождения названия Руси. Антинорманнская теория пытается доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами. Эта теория проникла в учебники по истории СССР, и была там преобладающей до конца «перестройки».

    Государство появляется там и тогда, когда в обществе появляются противоположные, враждебные друг другу интересы, классы. Государство регулирует отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу. Варягов пригласили на княжение, следовательно, эта форма власти (княжение) славянам была уже известна. Не варяги принесли на Русь имущественное неравенство, деление общества на классы.Древнерусское государство – Киевская Русь - возникло в результате длительного, самостоятельного развития славянского общества, не благодаря варягам, но при их активном участии. Сами варяги быстро ославянивались, свой язык не навязывали. Сын Игоря, внук Рюрика – уже носил славянское имя – Святослав. Сегодня часть историков считает, что имя Российской империи скандинавского происхождения и княжеская династия начинается с Рюрика, и называлась Рюриковичи.

    Древнерусское государство называлось Киевская Русь.

    2 . Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

    Киевская Русь – это было раннефеодальное государство. Просуществовало с конца 9 до начала 12 века (примерно 250 лет).

    Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:

      Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.)

      Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.

      Удельными князьями - местной родовой знатью.

    Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

      Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя.

      Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

      Защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).

    Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

    Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

    При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.

    Социально-экономический строй:

    Главная отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) – в XII веке.

    Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.

    При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда» , который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны 3 редакции «Русской Правды»:

    1. Краткая правда Ярослава Мудрого

    2. Пространная (внуков Яр.Мудрого – Вл.Мономаха)

    3. Сокращенная

    «Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.

    В Правде Ярославичей (при детях Яр.Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.

    Образовательные - выявить разницу в жизни восточных славян до появления государства и после его образования, определить время образования Древнерусского государства.

    Развивающая - продолжить работу по формированию умения анализировать исторический текст, делать выводы, выделять главное и второстепенное, расширять и углублять знания учащихся, развивать информационную и коммуникационную компетентности учащихся.

    Воспитательная - формировать патриотическое сознание учащихся, чувство любви и гордости за историю своей страны, воспитание информационной культуры, уважения к собеседнику, умения вести спор, излагать материал, работать в группе.

    Задачи урока:

    • Закрепить представление о многообразии объектов окружающего мира, о многообразии их свойств, действий, отношений;
    • Развивать умственные действия в процессе анализа объектов;
    • Развивать информационную культуру, представлять информацию в разных видах;
    • Сформировать представление о Древнерусском государстве и времени его образования;
    • Научить соотносить историческое событие с определённым этапом в развитии государства;

    Используемые педагогические технологии, методы и приемы : урок построен на проблемно - диалогической технологии, используется технология продуктивного чтения, технология оценивания достижений учащихся (основные технологии ОС «Школа 2100»).

    Применены разнообразные формы работы : индивидуальная, фронтальная.

    Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация MicrosoftPowerPoint, таблица «Река времени Российской истории», «Волшебные линеечки» для оценивания знаний учащихся.

    Ход урока:

    I .Организационный момент.

    Ребята, сегодня на уроке истории у нас присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку истории?

    II . Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

    В какой стране мы с вами живём? (Россия )

    Можно ли нашу страну назвать государством? Почему?

    Так что же такое государство?

    - Как раньше называлась наша страна?(Русь)

    А когда на Руси появилось государство?

    III. Сообщение темы урока .

    Вот сегодня на уроке истории мы и узнаем, когда на Руси появилось государство.

    IV. Объяснение нового материала.

    - На территории нашей Родины жили восточные славяне, которые являлись нашими предками. Посмотрите на карту, где зелёным цветом обозначена территория, которую занимали племена, входящие в группу восточных славян. Располагалась эта территория между Балтийским и Чёрным морями.

    А что такое племя? (Племя - союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка)

    А что такое род? (Род - это союз семей, происходящих от одного и того же предка. В одном роду все являются родственниками)

    Какие племена изображены на карте? (Древляне, поляне, кривичи, вятичи, радимичи и др.)

    Перед нами славянский посёлок. Посмотрите внимательно на экран и скажите, где ставили свои посёлки славяне? (По берегам рек и возле леса)

    Что давал лес людям? (Дрова для отопления, брёвна для строительства, добыча пищи-охота, добыча мёда диких пчёл - бортничество)

    А река? (Рыбу - рыболовство )

    Для чего ещё была нужна река? (Для того чтобы передвигаться по ней: зимой по льду, а летом на лодках)

    Чем ещё заняты славяне на иллюстрации? (Пасут скот, значит, развито скотоводство)

    А где ещё брали пищу славяне, как вы думаете? (Выращивали сами, значит, развивалось земледелие)

    А теперь зайдём в гости к одной славянской семье. Посмотрите, чем заняты члены семьи? (Девочка готовит пищу.)

    А в чём она готовит? (В посуде)

    Откуда они её брали? (Изготавливали сами )

    Кто изготавливает посуду из глины? (гончар)

    Чем ещё заняты члены семьи? (Глава семьи рубит дрова топором, хозяйка несёт в дом еду)

    Обратите внимание, у топора и сохи есть металлические части, значит, какое ремесло развивалось? (кузнечное)

    А во что они одеты? (В одежду ) Откуда они её брали? (Сами шили ) Из чего? (Из ткани, которую сами ткали ) Совершенно верно, возле женщины мы видим ткацкий станок.

    Откройте свои рабочие тетради на странице 10 и выполните задание 1. Вставьте подходящие по смыслу слова.

    Проверяем.

    -«… Текла река в лесах, в лугах,

    Ладьи скользили по теченью

    А на высоких берегах

    Виднелись тут и там селенья…

    Н.Кончаловская.»

    Куда могли плавать восточные славяне? (На рыбалку )

    Для рыбалки такая ладья была великовата. А перевозили на них товары для продажи. Торговля была делом опасным и прибыльным. Поэтому для охраны своих судов торговцы или гости стали нанимать и вооружать специальных людей, которые объединились в дружины. Во главе дружины стоял военачальник - князь. Торговля способствовала появлению городов. Во многих городах право устанавливать и поддерживать порядок, осуществлять власть переходило к князьям. Постепенно города подчиняли себе окрестные территории. И для усиления могущества своих городов князь с дружиной собирал дань с этих территорий, которое называлось полюдье.

    Внимательно посмотрите на карту и назовите соседей восточных славян. (Варяги и хазары )

    Правильно. Это были достаточно воинствующие соседи, и они постоянно нападали на территорию славян. Как вы думаете, почему они это делали? (Чтобы захватить территорию, поживиться добром )

    Какой вывод мы можем сделать? (Общая военная угроза, которая исходила от хазаров на юге и варягов на северо-западе заставляла князей объединяться, создавать государство.)

    Одним из крупных городов был Новгород, в котором княжил князь Олег.

    Ответ на вопрос, чем знаменит великий князь Олег, вы найдёте в учебнике на странице 30.

    V. Итог урока.

    Когда на Руси образовалось Древнерусское государство? (В 882 году )

    VI. Домашнее задание.

    Слайд 2

    Что изучает наука история?

    Прошлое человечества

    Слайд 3

    На территории нашей страны люди жили 35 – 40 тысяч лет назад.

    Слайд 4

    Памятник « Тысячелетие России»

  • Слайд 5

    России -1000 лет.

    Слайд 6

    Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна тысяча?

    Слайд 7

    Что такое государство?

    Государство- организация общества в какой-либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, служба порядка, армия.

    Слайд 8

    Что такое страна?

    Страна- территория с границами, в которой находится правительство. Главный город – столица.

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Восточные славяне

    Восточные славяне- племена, которые в древности жили на территории нашей Родины. От них произошли современные народы – русские, белорусы, украинцы.

    Слайд 12

    Племя- союз родов, живущих на одной земле и происходящих от одного предка. Род- союз семей, происходящих от одного и того же предка.

    Слайд 13

    Где и как жили древние славяне

    Расселение славянских племен началось в 6 веке. Шло оно вверх по Днепру и его притокам. Здесь уже начинались густые леса – сначала лиственные, а севернее – смешанные и хвойные. Среди лесов текли полноводные реки. По берегам этих рек строили поселки славяне.

    Слайд 14

    Земледелие

    Земледелие было основное занятие восточных славян. Это подтверждается археологическим раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля)

    Слайд 15

    Бортничество

    У славян развивалось бортничество- сбор меда диких пчел. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами « бортями» и даже их создание.

    Слайд 16

    Охота и рыболовство

    Охотились славяне на самых разнообразных животных. Реки изобиловали рыбой, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, били острогой. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

    Слайд 17

    Сварог

    Сварог- Бог огня, кузнечного дела. Небесный кузнец и великий воин. Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом. Именно Сварог подарил Людям клещи и научил выплавлять медь и железо.

    Слайд 18

    Род –родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг.

    Слайд 19

    Какие события указывают на начало образования государства?

    Сильная дружина – служба порядка. Киев – столица. « Племена объединились» – единая территория, граница. Великий князь – правительство, законы.

    Слайд 20

    Великий князь Олег

    В 882 году объединил под своей властью большинство восточно- славянских племён.