Главная · Молочные зубы · Как начать разбираться в искусстве — TheQuestion. Как начать разбираться в современном искусстве

Как начать разбираться в искусстве — TheQuestion. Как начать разбираться в современном искусстве

Некоторые считают, что разбираться в искусстве могут только избранные. Другие придерживаются противоположной точки зрения - настоящее искусство понятно всем. Третьи полагают, что не нужно в искусстве разбираться, ведь его задача только дарить людям эстетическое удовольствие. Мы же считаем, что разбираться в искусстве, конечно, нужно, а научиться этому может каждый. Вот несколько нехитрых советов.

Пополняйте свой багаж знаний

Для начала изучите информацию об искусстве различных эпох. Ведь для того, чтобы отличать картины одного художника от полотен другого, нужно хоть немного подтянуть теоретическую базу. Запомните хотя бы несколько выдающихся мастеров из каждой эпохи и самые знаменитые их произведения. Также изучите различные направления в живописи. Неплохо было бы запомнить их названия: барокко, классицизм, импрессионизм, дадаизм и т. д. Постарайтесь связать между собой исторический период и направление в живописи - это поможет структурировать ваши знания.

Постарайтесь увидеть прекрасное

После того как вы изучили теорию, самое время попрактиковаться. Не обязательно идти в музей. Возьмите в руки альбом с репродукциями картин из какой-нибудь художественной галереи. Полистав альбом, попробуйте самостоятельно назвать эпоху написания полотна, его направление, может, даже вспомните имя автора. Если ежедневно хотя бы по несколько минут уделять этой тренировке, через некоторое время вы всех удивите своими познаниями в искусстве. Только тренировки должны быть честными, подсматривать ответы не нужно!

Чувство прекрасного можно натренировать

Теперь можно смело отправляться в музей. Если в ближайшие выходные вы попадете на выставку картин, вы увидите, что многие полотна стали для вас уже гораздо понятнее.

Учитесь выделять хорошие картины и не зацикливаться на плохих

Чтобы еще лучше разбираться в искусстве, вам нужно будет научиться отличать хорошие и плохие картины. Но эти знания приходят только с опытом. Если вы станете постоянным посетителем музеев и выставок, а на вашей прикроватной тумбочке будет лежать альбом с репродукциями, который вы будете просматривать перед сном, результат не заставит себя ждать. В скором времени, попав на любую выставку, вы сможете оценить представленные работы.

Учитесь восхищаться работами мастеров

Обычному человеку иногда сложно понять, чем та или иная картина восхищает знатоков искусства. К примеру, тот же «Черный квадрат» Казимира Малевича, который до сих пор вызывает бурные споры. Так какие же картины вызывают восхищение? Чтобы это понять, нужно полотно, которое мы анализируем, разделить на три составляющие: объем, цвет и линия. Что из этих трех элементов в картине преобладает? Что может приковать внимание зрителя в этом полотне? Ответы на эти вопросы дадут вам информацию о главных достоинствах картины. Но основное в произведении художника - это общее впечатление от картины, ее красота. В разные временные эпохи были разные представления о красоте. Если в XIX веке в чести были пышные формы, в XX веке на пьедестал красоты вознесли худощавость и подростковую угловатость. Как вы поняли, красота в искусстве - понятие неоднозначное. Но есть некоторые нюансы, позволяющие зрителю уловить красоту картины, - безупречность линий, легкие или слитные мазки, первостепенность объема или гамма цветов, выходящая на первый план.

Учитесь понимать абстрактное искусство

Научиться разбираться в искусстве без понимания абстракционизма невозможно. Это картины, которые всегда вызывают бурные дискуссии. Так в чем же красота абстрактных картин? Кому-то эти картины кажутся похожими на детскую мазню, в них сложно найти сюжет. Но прелесть этих полотен в том, что они заставляют зрителя окунуться в собственный внутренний мир, найти красоту внутри себя. Но не все способны увидеть эту красоту, ведь она изображена абстрактно. Учитесь разбираться в искусстве, чтобы увиденные вами картины вызывали у вас настоящие эмоции, дарили чувство прекрасного. Приведенный ниже краткий курс молодого искусствоведа поможет вам поддержать светскую беседу.

  • Если сюжет полотна нарисован на мрачном фоне и лицо героя выражает мучения, перед вами Тициан .

  • Если на полотне нарисованы обнаженные люди с очень пышными формами и целлюлитом, который есть даже у мужчин, перед вами Рубенс .

  • Если герой сюжета полотна - мужчина с женским лицом, перед вами Караваджо .

Караваджо

  • Если в сюжете произведения множество мелких человечков, перед вами Брейгель .

Брейгель

  • Если опять в сюжете множество мелких человечков плюс также много мелких непонятных деталей, перед вами Босх .

  • Если на полотне можно увидеть мужчин с фигурами культуристов, и все прекрасно, перед вами Микеланджело .

Микеланджело

  • Если на полотне вы видите балерину, перед вами Дега .

  • Если на полотне тощие персонажи с небритыми лицами, перед вами Эль Греко .

Эль Греко

  • Если все герои полотна, в том числе женщины, напоминают вам Путина, перед вами Ян ван Эйк .

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк

  • Если полотно слишком яркое и цветное, перед вами Ван Гог .

  • Если полотно состоит из пятен, перед вами Моне .

  • Если на полотне нарисованы люди, буйство красок природы, перед вами Мане .

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?

Этот курс - находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.

Длительность : 7 недель
Начало : 14 сентября
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Автор : Проект MediaNovation
Универсариум

Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда - «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.

Длительность : 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Арзамас

Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.

Длительность : 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало : можно заниматься в любое время
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас

Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.

Длительность : 8 недель
Начало
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : РГГУ
Универсариум

В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.

Длительность : 30 лекций
Язык : английский
Начало : можно заниматься в любое время
Стоимость : бесплатно
Университет : Оксфордский университет

Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.

Длительность : 7 недель
Начало : скоро, можно записаться на перезапуск
Язык : русский
Стоимость : бесплатно
Университет : МГУ
Универсариум

Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.

Длительность : 9 модулей
Начало : можно записаться, о запуске сообщат
Язык : английский
Стоимость : бесплатно
Университет : Массачусетский университет

В данной публикации рассмотрим такие направления в искусстве, как Реализм, Импрессионизм, Фовизм, Моде́рн, Экспрессиони́зм, Куби́зм, Футури́зм, Абстракциони́зм, Дадаи́зм, Супремати́зм, Метафизическая живопись, Сюрреали́зм, Активная живопись, Поп-а́рт и Минимали́зм.

Но сначала коллаж:)

Нажмите на картинку для увеличения

Теперь кратко рассмотрим указанные направления искусства.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

Фовизм - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

Моде́рн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Экспрессиони́зм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности .

Абстракциони́зм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации

Дадаи́зм , или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.

Супремати́зм - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.

Метафизическая живопись – направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.

Сюрреали́зм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Активная живопись - ташизм (разновидность абстрактного искусства: нанесение красок по интуиции ) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.

Поп-а́рт (англ. pop-art , сокращение от popular art , этимологию также связывают с англ. рор - отрывистый удар, хлопок) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:

  • изменяются масштаб и материал;
  • обнажается приём или технический метод;
  • выявляются информационные помехи и др.

Минимали́зм - художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимализма обычно включало в себя геометрические формы, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.

Как начать разбираться в искусстве

Самое интересные ответы художников, искусствоведов, культурологов и кинокритиков, с которых стоит начать восполнение пробелов в своем образовании в области искусства.

11 вопросов

1. Что почитать чтобы начать разбираться в искусстве? 2. Что почитать, чтобы начать лучше понимать современное искусство? 3. Что нужно прочитать для того, чтобы лучше разбираться в истории кино и научиться анализировать и понимать фильмы? 4. Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной? 5. Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита? 6. Что посоветуете почитать о современном театре? 7. Каков список книг о театре, обязательных к прочтению? 8. Что почитать и посмотреть на тему искусства Барокко? 9. Какие страны были главными поставщиками новых стилей и направлений в искусстве ХХ века? 10. Может ли искусство не нести никакого послания? 11. Может ли художник, не имея представления о современном ему искусстве, стать признанным гением?

Я бы посоветовала начать с "Истории искусства" Гомбриха, Эта книга впервые была издана в 1950 году, и нельзя сказать, что это недавно. И все же ее продолжают переиздавать не только в ее собственной стране, но и за ее пределами, улучшая только качество иллюстраций. В ней очень простым и доступным языком рассказывается обо всех периодах и стилях. Как пишет в предисловии сам автор: "Эта книга обращена ко всем, кто хотел бы получить первоначальные ориентиры в заманчивой, но пока не знакомой им области искусства. Новичок сможет ознакомиться здесь с общим планом этой местности, не путаясь в обилии деталей, то есть уяснить себе порядок и соотношение периодов, стилей, имен, которыми наполнены более объемистые и сложные книги, и таким образом обзавестись багажом, необходимым для чтения более специальной литературы".

К ряду вводной в искусство литературе можно отнести книгуХорста Вольдемара Янсона и Энтони Ф. Янсона "Основы истории искусств", которая посвящена истории живописи, скульптуры, архитектуры, фотографии -- словом, "от бизона до Барбизона", а точнее -- до конца XX века.

Если копать глубже, то советую хрестоматийную и настольную для всех начинающих искусствоведов книгу Бориса Виппера "Введение в историческое изучение искусства". В отличие от двух предыдущих книг, здесь очень подробно и обстоятельно освещаются жанрово-технические проблемы и специфика технических основ каждого из жанров изобразительного искусства.

Начать стоит с Эрнста Гомбриха "Истории искусств". В книге на пятой странице объясняется, почему Пикассо писал не только натуралистичных курочек, но и кубистического петуха.

О модернизме и авангардном искусстве есть изумительная книга В.С. Турчина "По лабиринтам авангарда".

О постмодернизме стоит начать с Жана Бодрийяра. В целом о послевоенном искусстве Америки (в основном) написано довольно много. Обычно одного посещения МоМА в Нью-Йорке достаточно, чтобы современное искусство вдруг стало ближе и понятнее.

Кстати, на Bookmate из ответов на этот вопрос собрали целую книжную полку:

Кино можно анализировать как философ и культуролог (что невероятно полезно и правильно), а можно как киноман и фанат конкретных фильмов и людей - и мне ближе второе.

Базовые книги, которые никому не повредят - "Что такое кино" Андре Базена и "Кино" Жиля Делёза, книги Роберта МакКи и Кристина Воглера о сценарном мастерстве и прекрасная серия книг "Нового литературного обозрения", где есть как фундаментальное исследования Антона Долина про Ларса фон Триера, так и переводы Гордона Грея.

Другая хорошая серия - интервью с режиссёрами серии Арт-хаус издательства Азбуки-классики. Многие книги устарели по датам выхода фильмов, но не по сути. Там очень много деталей и подробностей о самом процессе съёмок, мало сенсаций, интриг и расследований и из этих книг в первую очередь понятно, что кино - это сложная и изматывающая работа, где часто необходимо быть контрол-фриком, а не полёт во сне и наяву. Особенно удовольствие - открывать российский журнал СЕАНС, который делает отличные тематические выпуски. Другие замечательные книги о кино на русском, которые я держала в руках - Леклезио "Смотреть кино", фундаментальная книга о Новом Голливуде Питера Бискинда, которую успели перевести (это "Беспечные ездоки и бешеные быки") и трёхтомные мемуары Сергея Соловьёва, из которых становится невероятно много понятно о том, как снималось кино в СССР, как строится съёмочный процесс и что кино становится жизнью, когда актрисы превращаются в жён, а коллеги - в заклятых друзей. Эссе Барта и Сонтаг о фотографии очень часто перекликаются с тем, что я думаю о фильмах, даже если они написаны про другие медиа.

Моя библиотека о кино давно расширяется за счёт книг, которые приходится дорого покупать и привозить из-за границы. К сожалению, в России переведено мало книг о режиссёрах и кино вообще, ещё меньше киноведческих трудов, так что знание английского, французского, немецкого, испанского и итальянского может очень сильно выручить, если хочется прочитать книгу про любимого режиссёра, которая не прогремела на весь мир.

Я купила все важные книги кинокритиков Полин Кейл и Роджер Эберта, чтобы разобраться в том, как самые массовые авторы Америки анализировали фильмы и режиссёров.

Книга My first movie в двух частях - отличное исследование того, как снять первый фильм из уст лучших режиссёров (в основном, американских).

Книги Хобермана и Томпсона, каноническое исследование A Cinema of Loneliness, A Shock Value, а также серии монографий о режиссёрах Director"s Cuts (Columbia University Press) - очень вдохновляющее чтение для того, чтобы понимать откуда и куда движется кино.

Великая книга Сидни Люмета Making Movies рассказывает о том, как устроен весь съёмочный процесс - от начала и до конца, как убить фильм и улучшить фильм, что делать с актёрами, звуком и светом и как не стоит отказываться от работы, если она сулит какой угодно опыт или рост на первых порах.

Я очень люблю Америку, поэтому советы мои достаточно однобоки. И да, почти про каждого большого режиссёра есть убедительная книга о работе и творчестве. Моя любимая, невероятно собранная и круто сделанная - Scorsese on Scorsese, потому что в мире едва ли найдётся такой опытный киноман и щедро делящийся своими методами и вкусами большой современный режиссёр. Эта книга - просто счастье.

Вообще же, библиотека киномана - это добрых книг 500, каждую из которых мне хотелось бы полистать и оставить на полке. Но начать можно и с этого небольшого списка.

4/11 Какие существуют книги по теории критики - музыкальной, кино, литературной?

5/11 Какие книги про кураторство на русском или на английском стоит почитать, кроме Мизиано, Обриста, Пола О"Нила и Терри Смита?

На мой субъективный взгляд, книги по кураторству часто довольно бессмысленны. Кураторству нельзя научить. Для человека, решившего стать куратором, принципиально важно знать историю выставок, ориентироваться в современных дискурсивных практиках, знать историю искусства и историю самого кураторства. Когда тот или иной куратор подробно разжевывает свой метод, это отнюдь не ведет к пониманию собственных целей и задач его читателями. Безусловно, у кураторов очень много отличных книг, но они не о кураторстве. Мне кажется важным, дабы "держать нос по ветру" читать периодику о выставках. Это журналы Afterall, Springerin, The Exhibitionist, Mousse Magazine, E-Fluх Journal, Manifesta Journal, On Curating, и некоторые другие. Это поможет пониманию того, что происходит именно сейчас в выставочных практиках. А вообще, почитайте про выставки, найдите куратора, которому доверяете и читайте его тексты. У меня таких много, вот например, прочитал большинство текстов и статей прекрасной Марии Линд, Хуана Гайтана, WHW, и не устаю за ними следить.

6/11 Что посоветуете почитать о современном театре?

Ответить на этот вопрос сегодня очень легко: за последние два года были переведены на русский язык и прекрасно изданы две ключевые монографии о современном театре, без учета которых не обходится ни один исследователь или эксперт в этой сфере. Это, во-первых, «Постдраматический театр» немецкого театроведа Ханса-Тиса Лемана . Во-вторых, это «Эстетика перформативности» немецкой исследовательницы Эрики Фишер-Лихте . Оба автора исследуют границы (возможностей) театра как уникального языка современности и помогают освежить и обновить зрительскую оптику, выйдя за пределы сложившихся стереотипов восприятия театрального спектакля. Если вы не боитесь того, что ваши представления о театре изменятся и усложнятся, если вы готовы к новому и часто экстремальному театральному опыту – начните с чтения Лемана и Фишер-Лихте.

Для тех, кому интересно пофилософствовать о современном театре и его истоках, рекомендую также яркую и провокативную книгу Кети Чухров «Быть и исполнять: проект театра в философской критике искусства».

А еще читайте хороших театральных критиков – на или на . Там умеют отслеживать самое главное и актуальное. И качественно его описывать и оценивать.

7/11 Каков список книг о театре, обязательных к прочтению?

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с театром, жизненно необходимо прочесть следующие книги: Михаил Туманишвили "Режиссер уходит из театра", Питер Брук "Пустое пространство", Ролан Барт "Работы о театре", осилить 4-томник Эфроса, книги Алексея Бартошевича и, конечно, Станиславского.

Существуют сотни и тысячи книг про барокко, но среди них есть одна, с которой просто необходимо начать знакомство с этим стилем. Это книга Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко». В России она впервые была напечатана в 1913 году. Вёльфлин легко и изящно вывел формулу барокко, показав, как появился этот всеобъемлющий стиль и на каких принципах он основан. Он тщательно проанализировал мельчайшие детали архитектуры римского барокко и виртуозно раскрыл философскую основу стиля. После Вельфлина вас больше никогда не будет мучить вопрос: «И все-таки, при чем тут жемчужина неправильной формы?»

Так, испанцы Грис и Пикассо имеют весьма отдаленное отношение к испанскому искусству, румын Тристан Тцара - к румынскому, белорусский еврей Марк Шагал - к белорусскому и т. д. Всю первую половину XX века, прошедшую под знаком войн и потрясений, с Францией на вторых ролях уживались Германия, Австрия, Италия, в меньшей степени Британия.

Во второй половине столетия неоспоримым лидером становятся США, хотя это не значит, что в Европе наступили разгром и упадок. Лондон - законодатель вкусов галерейного мира последней четверти XX века: английские художники - в числе самых дорогих на аукционах. По причине дешевизны жизни очень привлекателен для художников Берлин, хотя жить в нем и не означает быть немцем.

Вообще, концепция национального в искусстве поблекла и увяла раньше, чем в других областях. Нет национальных традиций - есть просто художники.

10/11 Может ли искусство не нести никакого послания?

Искусство может вообще всё что угодно. При этом оно ничего не должно. Здравый смысл, ориентированный на выживание в конкретной среде, часто склоняет нас к упрощению во всех сферах жизни. Искусство же - необходимый инструмент усложнения, без которого человек деградирует. В этом смысле оно всегда несет какое-то послание, но его дешифровка зависит от способностей воспринимающего. Даже самое беспредметное искусство вступает с нами в диалог, и не его вина, если мы капризно ждем, что нам будет всё понятно. Если требуются какие-то усилия для понимания, мы уже недовольны. Но если какие-то навыки мы просто вынуждены осваивать, то искусство вызывает особое раздражение обывателя, который привык презрительно отвергать все, что, по его мнению, бесполезно. В отличие от сложной и опасной науки искусство беззащитно, поэтому его всегда берут на прицел разнообразные блюстители нравов, традиций и прочей чистоты. Они не понимают, что уже это является ярким доказательством того, что послание достигло адресата.

есть ответы на все эти вопросы. Приводим азы, с чего начинать занятия живописью. Следуйте этим советам, выполните упражнения и вы уже не будете бояться чистого листа. Вы получите необходимые знания и базовые навыки. Живопись станет ближе, понятнее и будет доставлять море удовольствия.

Часть 1. Подготовительная

1. Найдите вдохновляющий объект для рисования

Бывает так, что вы уже все приготовили, но не можете найти объект, который вдохновил бы вас. Об этом стоит позаботиться заранее. Что-нибудь интересное наверняка завалялось в шкафах и ящиках стола. Присматривайте объекты на распродажах, в комиссионных и продуктовых магазинах. Изучайте картины любимых художников.

В подборку должны входить предметы, на которые приятно смотреть: это немаловажно для создания удачной работы.

Интерес к цвету и форме будет вас мотивировать в процессе работы над картиной. Существует связь между чувствами к объекту и возможностью раскрыть свои способности. Вы сможете больше, чем вам кажется.

Для первой картины сгодится простой одноцветный симметричный сосуд, например обычная кофейная чашка. Иллюстрация из книги

2. Познакомьтесь с кистями и красками

Возьмите в руки мягкую круглую и щетинную кисти и сравните их ворс. Выдавите на палитру немного акриловой краски из тюбика. Попробуйте нанести неразбавленную краску разными кистями на холст или акварельную бумагу. мазки должны получиться яркими и рельефными. Почувствуйте отличия в мазках разными кистями. Добавьте немного воды и нанесите мазки еще раз. Средняя консистенция краски имеет такую же интенсивность цвета, как и неразбавленная, но ее фактура при этом сглажена. И сделайте это упражнение еще раз со слабым раствором краски. Отметьте, как быстро высыхают краски в первый, второй и третий раз.


Иллюстрация из книги

Попробуйте наносить краску разными кистями - овальной мягкой, синтетической тонкой, щетинистой плоской. Пробуйте каждую кисть, пока не будете уверены в том, что знаете, какой кистью воспользоваться, чтобы реализовать задуманный рисунок.


Иллюстрация из книги

3. Полезные приемы работы с палитрой

Цвета на картинах, которые мы видим, как правило, получены с помощью смешивания: чистый цвет из тубы обычно слишком интенсивен. Эти приемы облегчат вам получение нужного цвета.

  1. 1Выдавливайте краску из тубы на край палитры, оставляя расстояние между цветами. Центр палитры используйте для смешивания. Замесы делайте подальше друг от друга, чтобы предотвратить нежелательное смешивание.
  2. Чистый цвет на кисть набирайте с края палитры, а не сверху и не из середины выдавленной «колбаски».
  3. Интенсивные темные цвета, такие как черный (хотя он и не считается цветом с научной точки зрения), добавляйте с осторожностью: даже небольшое его количество может значительно изменить смешиваемый цвет.
  4. Перемешивать цвета между собой нужно до тех пор, пока замес не станет полностью однородным.
  5. Не жалейте краску. Выдавливайте столько, сколько нужно, - обычно это круг размером с рублевую монету (для белил - с пятирублевую). Расход краски - неотъемлемая часть процесса живописи. Будете чрезмерно экономить - так и не научитесь пользоваться краской.

4. Научитесь получать нейтральные цвета

В любой картине присутствуют нейтральные цвета - «визуально серые». Из-за низкой интенсивности на первый взгляд они незаметны, но это самый полезный инструмент для создания гармоничной цветовой композиции. Давайте посмотрим, как этого добиться.

Смешайте синий и оранжевый в любой пропорции. Теперь давайте попробуем изменить цветовую температуру за счет пропорционального соотношения теплого и холодного цветов в смеси. Если результат скорее фиолетовый, попробуйте сделать ржавый цвет, добавив больше оранжевой краски, а затем белил для более светлого персикового цвета. Если на первом шаге образовался ржавый цвет, добавьте синего, чтобы вышел холодный цвет, близкий к фиолетовому, а затем белил, чтобы получился светлый фиолетово-серый.

Повторите предыдущие шаги для другой пары дополнительных цветов - желтого и фиолетового, красного и зеленого.


Короткими вертикальными штрихами соединены пары дополнительных цветов. Цвета каждой пары смешаны друг с другом для получения двух нейтральных цветов, в каждом из которых доминирующим был один из родительских цветов, - они расположены справа от соответствующего родителя. Иллюстрация из книги

5. Основные, вторичные и третичные цвета

Нарисуйте круг, затем разбейте его на три одинаковых сектора. Верхний сектор закрасьте кадмием желтым средним, правый нижний - синим ультрамарином, а затем смешайте основной красный из нафтола малинового и кадмия красного светлого и закрасьте им левый нижний сектор.

На цветовом круге из основных цветов нарисуйте полукруги с центрами в пересечении границ сектора с внешним контуром цветового круга. Закрасьте эти полукруги вторичными цветами, расположив над «родителями»: кадмий красный светлый над границей между красным и желтым, фиолетовый диоксазиновый над границей между красным и синим. Добавьте желтый в зеленую ФЦ и закрасьте зеленый полукруг над границей между желтым и синим.

Основной цвет при смешивании с лежащим рядом вторичным дает третичный. Добавьте по одному треугольнику с каждой стороны полукруга, всего их получится шесть. Закрасьте каждый треугольник, ориентируясь на подписи.


Основные, вторичные и третичные цвета. Иллюстрация из книги

Часть 2. Рисовательная

6. Начните с абстракций

Абстракция - интересный и простой способ подготовки к работе над реалистичным произведением. Важно выбирать 3-4 цвета, которые вам нравятся, чтобы чувствовать эмоциональную связь с картиной. Нарисуйте по всей поверхности листа простым карандашом непрерывную угловатую или округлую линию. Она может пересекаться несколько раз.

Закрасьте фигуры на рисунке теми цветами и оттенками, консистенцией краски и кистью, которые вам нравятся. Слушайте свой внутренний голос. Главная задача - сделать так, как вам нравится, забыв обо всем остальном.


Иллюстрация из книги

7. Схема мазков

Начинающие часто не уверены, как наносить мазки. На рисунке стрелочками показано направление, которое поможет добиться хорошей глубины изображаемого пространства на примере кружки.


Схема мазков и результат. Иллюстрация из книги

8. Как наносить тени

Ключевую роль в создании объемного изображения играют тени: их-то в первую очередь нужно научиться видеть и писать. Всего есть четыре типа теней:

  • Собственные тени , расположенные на объектах. Это области темного тона, контрастирующие с освещенными частями изображаемой формы. Обычно у них резкая граница на внешнем контуре и плавный переход на границе с областями светлого тона объекта. Им принадлежит главная роль в создании объема.
  • Области полутона - узкие, с мягким контуром, расположенные на границе между собственной тенью и освещенным участком объекта. Эти тени являются средним тоном между контрастными темными и светлыми тонами объекта.
  • Падающие тени - силуэты объекта, «упавшие» или отбрасываемые им на любую поверхность, кроме себя. Они создают впечатление, что объект находится на какой-либо поверхности.
  • Тени в точке соприкосновения - самая темная область падающей тени, лежащая рядом с объектом. Они отвечают за «устойчивость» и массу объекта. Эти тени также называются акцентом - самой темной областью среди темных тонов. Акцент - темный двойник блика, самой светлой области среди светлых тонов.

Чтобы нарисовать тень, положите черную краску или краску более темного цвета, чем основной цвет. А вторым этапом покройте этот затемненный участок основным цветом. Черный цвет в полутоне должен просвечивать под новым слоем краски, создавая цветную тень. Если хотите сделать тень темнее, нанесите еще черного от четкой границы тени и смешайте с цветом на полутоне.


Тень на примере цилиндра. Иллюстрация из книги

9. Как наносить блики

Чтобы создать реалистичный блик, обозначьте сухой кистью с белилами самый светлый участок на предмете столько раз, сколько нужно для достаточной яркости. В середине блика положите небольшой мазок густой краски для большей яркости.


Два примера наложения бликов. Иллюстрация из книги

10. Пишите картины в воображении

Занимаясь повседневными делами, пишите картины в воображении. Мысленно ищите соответствие между поверхностями и текстурами, которые видите вокруг себя, и способами работы с кистью и наложением краски.