Сестринское дело этапы сестринского процесса. Краткое описание основных этапов сестринского. Осмотр и интерпретация данных
Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.
Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:
Ø оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
Ø оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;
Ø оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.
Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.
Цель пятого этапа сестринского процесса - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
На этом этапе медсестра:
Ø определяет достижение цели;
Ø сравнивает с ожидаемым результатом;
Ø формулирует выводы;
Ø делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.
Новое состояние пациента может быть:
Ø лучше прежнего состояния;
Ø без изменений;
Ø хуже прежнего состояния.
Если цели не достигнуты медсестре необходимо:
Ø выявить причину – поиск допущенных ошибок;
Ø изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;
Ø пересмотреть сроки достижения цели;
Ø ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.
ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА
Потребность - это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние дискомфорта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потребности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетворении данной потребности.
Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.
Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.
Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:
4. Выделять
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
10. Избегать опасности
11. Двигаться
12. Общаться
13. Иметь жизненные ценности
14. Играть, учиться, работать
ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ
Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в выживании. К ним относятся потребности:
4. Выделять
Человек на протяжении всей cвоей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
9. Поддерживать состояние, или быть здоровым
10. Избегать опасности
11. Двигаться
Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.
К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:
12. ОБЩАТЬСЯ
Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.
И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Подробную характеристику каждой потребности см. ниже.
Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N1), и мы увидим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие нижние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности.
Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Потребность ДЫШАТЬ:
Понятие о потребности
Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой
О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.
1. Субъективное обследование:
(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб).
При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:
Ø боль в грудной клетке
В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:
Ø курение;
Ø работа, проживание в условиях загазованной или запыленной атмосферы.
2. Объективное обследование:
(медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента).
При объективном обследовании может быть:
Ø изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность)
Ø затруднение дыхания через нос
Ø изменение частоты, ритма или глубины дыхания
Ø лихорадка
1. Одышка;
2. Кашель;
3. Боль в грудной клетке, связанная с дыханием;
4. Удушье;
5. Риск нарушения дыхания в связи с курением;
6. Высокий риск от удушья.
1. медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;
2. медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);
3. медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;
4. медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных путей;
5. медсестра проведет простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.
Потребность ЕСТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Нарушение аппетита
Отрыжка
Тошнота
Боли в животе
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:
Погрешность в диете
Нарушение режима питания
Переедание
Злоупотребление алкоголем
Отсутствие зубов, кариозные зубы
2. Объективное обследование:
Запах изо рта
Наличие кариозных зубов
Рвота во время обследования
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) боль в животе;
2) тошнота;
4) нарушение аппетита;
5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;
6) ожирение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;
2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;
3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;
4) медсестра научит пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыжкой;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения.
Потребность ПИТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ПИТЬ, ^еловек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.
1. Субъективное обследование:
Сухость во рту
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:
Употребление недоброкачественной воды
Потребление недостаточного или избыточного количества воды
2. Объективное обследование:
Сухость кожи и слизистых
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
2) сухость во рту;
3) обезвоживание.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;
2) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.
Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.
Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Вздутие живота
Нарушение мочеиспускания и мочеобразования
Отсутствие мочи
Малое количество мочи
Увеличенное количество мочи
Частое болезненное мочеиспускание
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность выделять:
Нарушения в диете
Малоподвижный образ жизни
Переохлаждение
2. Объективные обследование:
Отеки явные;
Отеки скрытые;
Изменение характера стула;
Сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;
Изменение количества мочи;
Визуальное изменение мочи.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
3) отсутствие мочи (анурия);
4) острая задержка мочи;
5) риск появления опрелости в области складок промежности.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;
2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприемником;
3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;
4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.
Потребность СПАТЬ:
Понятие о потребности
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействиями восстанавливает силы организма.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Бессонница
Нарушение сна
Прерывистый сон
Сонливость
Засыпание под утро
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ:
Отсутствие отдыха в течение дня
Чрезмерная загруженность работой
Отсутствие отпуска и выходных
2. Объективное обследование:
Выражение лица (усталость, утомленость, потухший взгляд, бедная мимика);
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. отсутствие сна;
2. нарушение сна.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1. Медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;
2. Медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;
3. Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга
4. Медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;
5. Медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдых.
Потребность
ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:
Понятие о потребности
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
1) путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;
2) одеждой по сезону;
3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Потливость
Чувство жара
Головная боль
Ломота в теле, суставах
Сухость во рту
2. Объективное обследование:
Гиперемия лица
Появление "гусиной кожи"
Горячая на ощупь кожа
Сухость кожи и слизистых
Трещины на губах
Изменение температуры тела
Учащение пульса и ЧДД
Влажная кожа
Отклонение в температурном режиме помещений
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) субфебрильная лихорадка втор<^ период;
2) пиретическая лихорадка первый период;
3) переохлаждение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту покой;
2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;
3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питье;
4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;
5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи;
6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;
7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;
8) медсестра будет контролировать температуру помещения.
Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:
Понятие о потребности.
Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют защитную функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны быть чистыми.
Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Кожный зуд
Боль и жжение в области естественных складок
2. Объективное обследование:
Изменение кожи в области естественных складок
Гиперемия
Нарушение целостности
Неприятный запах
Неприятный запах изо рта
Грязное белье
Неухоженные ногти
Сальные волосы
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) дефицит знаний о личной гигиене;
2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;
3) недостаточность самогигиены;
4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;
2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;
3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости личной г гигиены;
4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.
Потребность ДВИГАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.
Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:
Слабостью
Отсутствием конечности
Наличием параличей
Расстройство психической деятельности
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:
Гиподинамия
Сидячая работа
Постоянная езда на транспорте
2. Объективное обследование:
Болезненность при движении
Изменения в области суставов
Гиперемия
Местное повышение температуры
Изменение конфигурации
Пассивное положение в кровати
Отсутствие конечности
1) ограничение физической активности;
2) отсутствие физической активности;
3) риск возникновения пролежней;
4) пролежни.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) при отсутствии движения или резком его ограничении медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;
2) медсестра будет проводить простейшие ЛФК и массаж в соответствии с назначением;
3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;
4) медсестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее последствиях.
Потребность ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
Невозможность самостоятельно раздеться или одеться
Боль при движении
Паралич конечностей
Резкая слабость
Психические расстройства
2. Объективное обследование:
Пациент не может самостоятельно одеться или раздеться
Одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение
Одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой одежды зимой)
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;
2) высокий риск переохлаждения;
3) высокий риск перегревания;
4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;
2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;
3) медсестра проведет с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.
Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:
Понятие о потребности
Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно-важных потребностей. Нарушение удовлетворения потребности быть здоровым наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведет к нарушению удовлетворения потребности быть здоровым. Другой пример - пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, коллапс и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъектное обследование:
В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме.
Например:
Ø может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;
Ø нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);
Ø может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;
Ø может ли пациент двигаться без посторонней помощи;
Ø может ли самостоятельно есть и пить.
Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. дефицит самоухода.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:
Ø умывает
Ø подает судно
Ø одевает, раздевает
2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например:
По мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подает ему умывальные принадлежности в постель
3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.
Научность, системность, индивидуальность.
История вопроса
Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – и в западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только с/дела, но и других дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и т.д.).
Все концептуальные модели с/дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта с/дела:
1. пациент;
2. сестринское дело;
3. окружающая среда;
4. здоровье.
Требования к профессиональному уходу:
В настоящее время с/процесс является сердцевиной с/образования и создает теоретическую научную базу с/помощи в России.
Сестринский процесс – это научный метод с/практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.
С/процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей с/дела.
С/процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники», умения индивидуализировать и систематизировать уход. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между м/с и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Конкретно с/процесс подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством с/ухода.
С/процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медсестры.
Сестринское дело – часть системы здравоохранения, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.
Сестринский процесс:
1. метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента;
2. последовательность шагов и действий, направленных на достижение целей;
3. это то, что формирует мышление медсестры, что заставляет ее думать и действовать как профессионала.
Сестринский диагноз:
1. утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную проблему пациента, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить;
2. это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. Эта реакция может быть физиологическая, психологическая, социальная.
Пациент – это человек (индивид), который нуждается в с/уходе и получает его.
Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию с/дела и допущенный к с/практике.
Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей (условий), где происходит жизнедеятельность человека.
Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.
Медицина – диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний.
Болезнь – такое изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни.
Болезненное состояние – личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования организма в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии.
Человек – целостная, динамическая саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.
Личность – общественная сущность человека.
Цель сестринского процесса.
Этапы сестринского процесса,
их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.
Сестринский процесс является организационной структурой для обучения практики с/дела.
Три основные характеристики с/процесса:
· цель
· организация
· творчество
I. Цель с/процесса – обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть, обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Эту же мысль можно выразить по-другому:
Цель с/процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей пациента или спокойная смерть.
«Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, спокойной смерти или выздоровлению, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями или волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. М/с - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (теория В. Хендерсон).
Достижение цели с/процесса осуществляется путем решения следующих задач:
· создание базы информационных данных о пациенте;
· определение потребностей пациента в с/уходе;
· обозначения приоритетов в с/обслуживании, их первоочередности;
· составление плана ухода, мобилизация необходимых ресурсов и реализация плана, т.е. оказания с/помощи прямо и косвенно;
· оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.
II. Организация – последовательность мер, необходимых для достижения поставленной цели.
Организационная структура с/процесса состоит из 5 основных этапов:
1) Обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента. Медсестра собирает свою информацию о пациенте из различных источников. Информация необходима для определения проблемы, возникшей у пациента.
2) Сестринский диагноз – определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента.
3) Планирование – определение программы действий. План ухода индивидуален, основывается на информации о пациенте и на его диагнозе. Планирование включает в себя ожидаемый результат, цели и план действий.
4) Вмешательство (выполнение, реализация) – это непосредственные действия, обеспечивающие выполнение плана; это медицинское обслуживание пациента (то, что делается руками).
5) Оценка – исследование реакций пациента на вмешательство медсестры. М/с отмечает прогресс в улучшении состояния здоровья пациента или резкое ухудшение.
Каждая из 5-ти ступеней является существенной стадией в решении основной проблемы пациента. Стадии тесно взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей. Эта последовательность представляет собой логическую цепочку. Во время обследования м/с собирает информацию, которая важна для определения проблемы. Насколько правильно определена проблема, настолько верно и профессионально будет запланирована и обеспечена помощь. Естественно, оценка будет также зависеть от правильности предыдущих 4-х этапов.
III. Творчество – творческие способности чаще всего подвержены влиянию преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности медсестры. Опытная м/с может применять свои знания и навыки в разрешении проблем различной трудности.
Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела. Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов прошлого столетия. В настоящее время оно получило широкое развитие в американской, а с 80-х годов - в западно-европейских моделях сестринского дела.
Недостатком в развитии сестринского дела в России сегодня является отсутствие для всех медицинских работников единой терминологии и определений некоторых понятий. Часто значения таких понятий, как проблема, по-
требностъ, симптом, совпадают. Это приводит к путанице. У врачей сегодня существует Международный классификатор болезней, который позволяет им понимать друг друга. У медицинских сестер в России попытки унифицировать и стандартизировать профессиональный язык пока результатов не имеют.
В рамках Европейского региона ВОЗ сестрам, которые планируют применять сестринский процесс, рекомендуется использовать модель, предложенную Вирджинией Хен-дерсон, основанную с учетом физиологических, психологических и социальных потребностей, оцениваемых медицинскими сестрами.
В настоящее время сестринский процесс (слово «процесс» означает ход событий, его этапы) является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.
Сестринский процесс - это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.
Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.
Достижение цели сестринского процесса осуществляется с помощью:
создания базы информационных данных о пациенте;
определения потребностей пациента в сестринском
обозначения приоритетов в сестринском обслужива нии, их первоочередности;
определения целей и составления плана ухода, мо билизации необходимых ресурсов;
реализации плана, то есть оказания сестринской по мощи прямо и косвенно;
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход с целью предупреждения, уменьшения, ликвидации у пациента проблем в уходе.
Конкретно, сестринский процесс подразумевает исполь зование научных методов определения медико-санитар ных потребностей пациента, семьи или общества, а так же отбор тех из них, которые могут быть наиболее эф фективно удовлетворены посредством сестринского ухо да с непременным участием пациента или членов его семьи.
Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов. Известно, что до середины 70-х годов в США сестринский процесс имел четыре этапа (обследование, планирование, выполнение, оценка). Этап диагностирования был выведен из этапа обследования в 1973 году в связи с утверждением стандартов сестринской практики Американской ассоциацией медицинских сестер.
I этап - сестринское обследование или оценка ситуации с целью оценки конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап сестринского процесса включает в себя процесс оценки си туации методами сестринского обследования. При обследовании медицинская сестра собирает необходимую информацию методом опроса (структурированного интервьюирования) пациента, родственников, медицинских работников.
Перед опросом пациента познакомьтесь с его медицинской документацией, если это возможно. Вспомните факторы и приемы, повышающие эффективность общения:
умение вести разговор;
проверьте правильность восприятия пациентом ва ших вопросов;
ш задавайте открытые вопросы;
соблюдайте паузы и культуру речи;
проявите умение представить себя;
применяйте индивидуальный подход к пациенту. Такие приемы, как общение с пациентом с учетом его
интеллекта, неспешный темп беседы, соблюдение конфиденциальности, умение слушать, повысят эффективность опроса и помогут медицинской сестре совершенствовать свои умения и навыки.
Не допускайте ошибок при опросе. Не задавайте вопросов, требующих ответа «да» или «нет». Четко формулируйте свои вопросы. Помните, что при опросе пациент может сообщать сведения о себе в любой последовательности. Не требуйте от него ответов по приведенной в сестринской истории схеме. Запоминайте его ответы и регистрируйте в точном соответствии с планом в истории состояния здоровья (болезни) пациента. Используйте сведения из истории болезни (листа назначений, температурного листа и т.п.) и других источников информации о пациенте.
Методы обследования пациента
Существуют следующие методы обследования: субъективный, объективный и дополнительные методы обследования для определения потребностей пациента в уходе.
1. Сбор необходимой информации:
а) общих сведений о пациенте (фамилия, имя, отче ство, возраст), субъективных данных: жалоб в на стоящее время как физиологических, психологи ческих, так и социальных, духовных; ощущениях пациента; реакциях, связанных с адаптационными (приспособительными) возможностями; сведений о неудовлетворенных потребностях, связанных с из менением состояния здоровья или изменением тече ния заболевания;
б) объективных данных. К ним относятся: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положе ние пациента в постели, состояние кожных покровов,
температура тела пациента, дыхание, пульс, АД, естественные отправления и другие данные; в) оценка психосоциальной ситуации, в которой находится пациент:
оцениваются социально-экономические данные, оп ределяются факторы риска, данные об окружающей среде, влияющие на состояние здоровья пациента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, рели гия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия работы, материальное положение и т.д.;
оценивается медицинской сестрой наблюдаемое по ведение, динамика эмоциональной сферы.
Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в ЛПУ и продолжается до выписки его из стационара.
2. Анализ собранной информации. Целью анализа является определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, зависим от окружения, медицинских работников).
При соблюдении умений и навыков межличностного общения, этических и деонтологических принципов, навыков опроса, наблюдения, оценки состояния, умения документировать данные обследования пациента обследование, как правило, является успешным.
II этап - сестринская диагностика, или выявление проблем пациента. Этот этап может носить и другое название: постановка сестринских диагнозов. Анализ полученной информации является основанием для формулирования проблем пациента существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и
148
психологическом состоянии и других аспектах, помогающих ей принимать ответственное решение, - выявление проблем пациента, или постановка сестринских диагнозов. Процесс составления сестринского диагноза очень важен, требует профессиональных знаний, умений находить связь между признаками отклонений в состоянии пациента и причинами, их вызывающими.
Сестринский диагноз - это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.
Североамериканская ассоциация сестринских диагнозов NANDA (1987 г.) издала перечень диагнозов, который обусловлен проблемой пациента, причиной ее возникновения и направленностью дальнейших действий медсестры. На пример:
Тревога, связанная с беспокойством пациента по по воду предстоящей операции.
Риск развития пролежней, обусловленный длитель ной иммобилизацией.
3. Нарушение функции опорожнения кишечника: за пор, обусловленный недостаточным употреблением грубой пищи.
Международный совет медсестер (МСМ) разработал (1999 г.) Международный классификатор сестринской практики (МКСП) - это профессиональный информационный инструмент, необходимый для стандартизации профессионального языка медсестер, создания единого информационного поля, документирования сестринской практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров и т.д.
В контексте МКСП под сестринским диагнозом понимают профессиональное суждение медсестры о явлении, связанном со здоровьем или социальным процессом, представляющим объект сестринских вмешательств.
Недостатками этих документов являются сложность языка, особенности культуры, неоднозначность понятий и другое.
Сегодня в России нет утвержденных сестринских диагнозов.
149
III этап - определение целей сестринского вмешатель ства, т.е. определение вместе с пациентом желаемых ре зультатов ухода.
В некоторых моделях сестринского дела этот этап носит название планирование.
Под планированием надо понимать процесс формирования целей (то есть желаемых результатов ухода) и планирования сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей. Планирование работы медсестры по удовлетворению потребностей необходимо осуществлять в порядке приоритетности (первоочередности) проблем пациента.
IV этап - планирование объема сестринских вмеша тельств и реализация (выполнение) плаца сестринских
■ вмешательств (ухода).
В моделях, где планирование относится к третьему этапу, четвертым этапом является реализация плана. Планирование включает в себя:
Определение типов сестринских вмешательств.
Обсуждение с пациентом плана ухода.
Знакомство других с планом ухода. Реализация - это:
Выполнение плана ухода в установленные сроки.
Координация сестринских услуг в соответствии с со гласованным планом.
Координирование ухода с учетом любого предостав ляемого, но не запланированного ухода или запла нированного, но не предоставляемого ухода.
V этап - оценка результатов (итоговая оценка сест ринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.
V этап - включает в себя:
Сравнение достигнутого результата с запланированным.
Оценку эффективности запланированного вмешатель ства.
Дальнейшую оценку и планирование, если желае мые результаты не достигнуты.
Критический анализ всех этапов сестринского про цесса и внесение необходимых поправок.
Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств (действий) медицинской сестры.
Документация всех этапов сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента и известна как сестринская история состояния здоровья или болезни пациента, составной частью которой является карта сестринского ухода. В настоящее время только разрабатывается сестринская документация.
Глава 5.
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПАЦИЕНТУ
Рассматриваемые вопросы:
5.1. Определение сестринского процесса.
5.2. Обследование пациента.
5.3. Выявление проблем пациента.
5.4. Планирование сестринской помощи.
5.5. Выполнение плана сестринских вмешательств.
5.6. Оценка сестринской деятельности.
Ключевые понятия: сестринский процесс, потребности по Маслоу, объективная информация о пациенте, "лечебные" отношения, сестринская история болезни, сестринский диагноз, существующие проблемы, потенциальные, планирование сестринской помощи, цели, индивидуальный план, независимое вмешательство, зависимое вмешательство, взаимозависимое вмешательство, методы ухода, правила ухода, потребность в помощи, виды оценки сестринской деятельности.
Одним из основных и неотъемлемых понятий современной американской и западноевропейской моделей сестринского дела является сестринский процесс. Эта реформаторская концепция родилась в США в середине 50-х годов и за последующие десятилетия ее апробации в клинических условиях полностью доказала свою целесообразность. В настоящее время сестринский процесс является основой сестринской помощи.
Исходя из результатов исследования сестринского дела, проведенного Европейским Региональным Бюро ВОЗ: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком, и то, каким образом сестра осуществляет этот уход, представляет собой суть сестринского процесса. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем...».
Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между медсестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Что дает для практики сестринский процесс? Какие ставит цели?
1. Определяет конкретные потребности пациента в уходе.
2. Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода, кроме этого, прогнозирует его последствия.
3. Определяет план действий, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента.
4. Оценивает эффективность проведенной работы, эффективность сестринского вмешательства.
5. Гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.
Содержание определения сестринского процесса - логически обоснованная структура мышления и действий медицинской сестры, направленная на организацию сестринской практики. Сестринский процесс - научно обоснованный метод систематического определения ситуации, в которой находится пациент, и возникающих в этой ситуации проблем с целью построения плана ухода, который будет приемлем и для пациента, и для медицинской сестры.
Американский психолог Авраам Маслоу исследовал побудительные мотивы поведения человека, его жизни и выразил свои обобщения в виде известной пирамиды (рис. 1).
Потребностью он назвал недостаток того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Он выделил 14 основных жизненно важных (по его мнению) потребностей человека (есть, пить, дышать, выделять, быть здоровым, быть чистым, одеваться и раздеваться, избегать опасности, поддерживать температуру тела, спать и отдыхать, двигаться, общаться, иметь жизненные ценности, играть, учиться и работать) и расположил их в порядке подчиненности (от низших физиологических к высшим психосоциальным) в виде пирамиды.
Таким образом, основная цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, чтобы обеспечить пациенту даже в состоянии болезни приемлемое качество жизни. Эта задача окажется невыполнимой, если не видеть в пациенте личность, имеющую не только физические и биологические проблемы со здоровьем, но и психологические, социальные, духовные.
Медсестра в пределах своей компетенции должна помочь пациенту в получении «недостающего». Рассматривая каждого человека через призму основных человеческих потребностей, медицинская сестра решает, каким образом она может помочь пациенту в коррекции, восстановлении нарушенных потребностей, в его личном и социальном приспособлении к болезни, в преодолении социальной адаптации.
Таким образом, для организации качественного ухода медсестра, основываясь на собранной и тщательно проанализированной информации о своем пациенте, должна определить его нарушенные потребности и возникающие в связи с этим проблемы, как у самого пациента, так и у его семьи или у коллектива, в котором он находится. Если вспомнить, что определение по-гречески - «диагноз», то медицинская сестра диагностирует нарушенные потребности и возникшие в связи с этим проблемы. Для этого медсестра оценивает следующие группы параметров:
¨ состояние основных функциональных систем организма;
¨ эмоциональный и интеллектуальный фон, диапазон адаптации к стрессам;
¨ социологические данные;
Рис. 1. Пирамида человеческих потребностей.
¨ данные об окружающей среде в плане положительных и отрицательных влияний.
Так как сестринский процесс - процесс циклический, то его организационная структура состоит из нескольких последовательных этапов: сестринское обследование пациента, диагностирование его состояния (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей (проблем), выполнение плана необходимых сестринских вмешательств и оценка полученных результатов и коррекция в случае необходимости.
Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и сестринской практики:
1. Системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода.
2. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.
3. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности.
4. Эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем пациента.
5. Универсальность метода.
6. Пациент получает всестороннее и качественное медицинское обслуживание.
7. Качество предоставляемой помощи и профессионализм медицинской сестры документируются.
8. Демонстрирует (раз это задокументировано) уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медсестринской службы, медицинского обслуживания.
9. Гарантирует безопасность проведения медицинского обслуживания.
Являясь систематическим методом решения проблем, сестринский процесс может быть применен во всех областях практической деятельности. Он способствует получению медсестрами большей автономности и ответственности, что поддерживает расширение их роли, способствует сотрудничеству среди работников здравоохранения и стимулирует профессиональный рост.
Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Каждый этап процесса является существенной стадией в решении основной проблемы - лечении пациента, и тесно взаимосвязан с остальными четырьмя стадиями.
Первый этап: обследование пациента - текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента (схема 1).
В «Записках об уходе» Флоренс Найтингейл в 1859 году писала: «Важнейший практический урок, который может быть дан медицинским сестрам - это научить их тому, за чем наблюдать, как наблюдать, какие симптомы указывают на ухудшение состояния, какие признаки являются существенными, какие можно прогнозировать, какие признаки указывают на недостаточный уход, в чем выражается недостаточность ухода». Как актуально звучат эти слова в наши дни!
Цель обследования - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет полученная ею информация.
Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер. Источником информации является, в первую очередь, сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья, эта информация носит субъективный характер. Только сам пациент может дать такого рода информацию. Субъективные данные включают чувства и эмоции, выраженные вербальным и невербальным методами.
Объективная информация - данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относятся:
1. Сбор анамнеза, включающий:
– историю возникновения той или иной проблемы в здоровье пациента;
– социологические данные (взаимоотношения, финансовый статус, источники, окружающая среда, в которой пациент живет и работает);
– данные о развитии (если это ребенок);
– - интеллектуальные данные (речь, память, уровень общения, интеллект и т.п.);
– данные о культуре (этнические и культурные ценности);
– данные о духовном развитии (духовные ценности, вера, привычки и т.д.);
– психологические данные (индивидуальные особенности характера, поведение, настроение, самооценка и способность принимать решения).
Пациент, который настроен отвечать на вопросы, дает наиболее точную информацию об особенностях стиля жизни, настоящих и прошлых заболеваниях, ощущаемых симптомах и существующих проблемах. Источником информации может быть не только пострадавший, но и члены его семьи, коллеги по работе, друзья, случайные прохожие и т.д. Они дают информацию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии и т.п. В экстремальных ситуациях они могут оказаться единственными доступными источниками, из которых можно получить информацию об особенностях заболевания, принимаемых медикаментах, аллергических реакциях и т.д. Полученная информация является как бы отправной точкой информационной базы о пациенте.
Схема 15
В связи с тем, что оценка состояния пациента является непрерывным процессом, медицинская сестра должна поддерживать связь с другими членами бригады медицинской помощи (врачи, санитары, младшие медицинские сестры, лаборанты и т.д.).
В ходе сбора данных медицинская сестра устанавливает с пациентом «лечебные» отношения:
· определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения (от врачей, медицинских сестер - чего ждут, на что надеятся, в чем помогут?);
· осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;
· начинает вырабатывать у пациента адекватную самооценку своего состояния;
· получает информацию, которая требует дополнительной проверки (информация об инфекционном контакте, туберкулезе, льготах, проведенной операции и т.п.);
· устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни, отношения «пациент-семья».
По мере необходимости для получения дополнительных сведений о пациенте привлекаются работники социальной службы, и теперь уже нередко представители духовной сферы, юристы и т.п. Все они являются потенциальными источниками информации.
В ряде случаев получить необходимые сведения можно из медицинской документации (амбулаторная карта, выписка из истории болезни, больничный лист, документы с места работы, учебы, об оказанной медико-санитарной помощи и т.д.) о состоянии здоровья пациента в прошлом, о методах его лечения, о достигнутых результатах. Просмотр специальной медицинской литературы помогает сестре повысить образовательный уровень по необходимому вопросу, дополнить и завершить информационную базу данных о пациенте.
2. Физическое обследование пациента:
– пальпация;
– перкуссия;
– аускультация;
– измерение артериального давления и т. д.
3. Лабораторные исследования.
Наиболее объективный и достоверный характер носят наблюдения и данные медицинской сестры, полученные ею в процессе личной беседы с пострадавшим, после его физического обследования и имеющихся лабораторных данных.
Располагая информацией о пациенте, пользуясь его доверием и доверием его родственников, медицинская сестра помнит о праве пациента на конфиденциальность информации.
Конечным результатом первого этапа сестринского процесса являются документирование полученной информации и создание базы данных о пациенте. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Сестринская история болезни - юридический протокол-документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции. Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасности.
Когда необходимая информация о пациенте собрана, ее следует проанализировать, чтобы определить возможности пациента в плане самоухода, помощи на дому и его потребность в сестринском вмешательстве. Для этого требуется определенный уровень знаний о физической, психологической и социальной деятельности человека и владение основными знаниями сестринского дела.
Как только медицинская сестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса (схема 2) - установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Необходимо отметить, что цель сложна и многообразна. Она заключается, во-первых, в определении проблем, возникающих у пациента как своего рода ответных реакций организма. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент. Например: под наблюдением находится пациент 50-ти лет, получивший травму позвоночника. Пострадавший находится на строгом постельном режиме. Проблемы пациента, беспокоящие его в настоящее время, - боль, стрессовое состояние, ограничение подвижности, дефицит самоухода и общения. Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. Источниками таких проблем могут быть: окружающая среда, настоящее и имеющиеся хронические заболевания пациента, проводимое медицинское лечение и сестринский уход, больничная обстановка, проблемы личного характера и т.п. У нашего пациента потенциальными проблемами являются: появление пролежней, пневмония, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры, трещины, геморрой). Во-вторых, в установлении факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем; и, в-третьих, в выявлении сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем. Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. Поэтому для успешного разрешения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные. Сестринские диагнозы, которые, если не лечатся, но могут оказать пагубное влияние на пациента, обладают первичным приоритетом. Сестринские диагнозы с промежуточным приоритетом включают неэкстремальные и неопасные для жизни потребности пациента. Сестринские диагнозы вторичного приоритета - потребности пациента, которые не имеют прямого отношения к заболеванию или прогнозу (Гордон, 1987).
Схема 16
Возвратимся к нашему примеру и рассмотрим его с учетом приоритетов. Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медсестра, это болевой синдром, стресс - первичные проблемы, расположенные в порядке значимости. Вынужденное положение, ограничение движений, дефицит самоухода и общения - промежуточные проблемы.
Из потенциальных проблем первичными являются вероятность появления пролежней и нерегулярное опорожнение кишечника. Промежуточными - пневмония, снижение тонуса мышц. При каждой выявленной проблеме медсестра намечает себе план действий, не оставляя без внимания и потенциальные проблемы, так как они могут превратиться в явные.
После обследования, установления диагноза и определения первичных проблем пациента, сестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, т.е. сестринские действия, которые необходимы для достижения поставленных целей. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса - планированию сестринской помощи (схема 3).
Планирование сестринского ухода состоит из четырех ступеней:
· определение типов сестринского вмешательства;
· обсуждение плана ухода с пациентом;
· определение желаемых результатов ухода;
· ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения непрерывности обслуживания.
План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ качества сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономические затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех материалах и оборудовании, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном отделении и учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов. Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам: она дает направление для индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения степени эффективности этих действий. Постановка целей ухода должна соответствовать определенным требованиям: цели и задачи должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи (принцип «измеряемое™»). Необходимо заметить, что в постановке целей ухода, так же как и в их реализации, участвует пациент (там, где может), его семья, а также другие специалисты. На каждую цель и на каждый ожидаемый результат должно быть отведено время для оценки. Это время зависит от природы проблемы, ее этиологии, общего состояния пациента и установленного лечения. Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочными целями являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период времени, обычно за 1-2 недели, они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными являются цели, которые достигаются за более длительный период времени, т.е. более двух недель. Они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и по сути лишен планомерного сестринского ухода при выписке.
Существует семь направлений определения целей и ожидаемых результатов:
1. Факторы, сосредоточенные на пациенте, которые отражают реакцию пациента на сестринское вмешательство.
2. Единичные факторы - когда каждая цель или каждый ожидаемый результат должны выводиться для ответной реакции пациента, только тогда медицинская сестра сможет точно определить, был ли достигнут ожидаемый результат.
3. Наблюдаемые факторы, когда посредством наблюдения медицинская сестра отмечает возникшие изменения в состоянии здоровья пациента.
4. Измерительные факторы (точное измерение физиологических показателей состояния здоровья пациента и их конкретное описание).
5. Факторы, ограниченные во времени. Для каждой цели и каждого ожидаемого результата должны быть установлены временные рамки до того момента, когда должна появиться ожидаемая реакция на сестринское вмешательство.
6. Совместные факторы. Совместное с пациентом определение целей и ожидаемых результатов.
7. Реально осуществимые факторы. Краткие реально осуществимые цели и ожидаемые результаты дают пациенту и медицинской сестре ощущение скорого завершения лечения.
Во время написания целей необходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего/кого). Например: медсестра должна обучить пациента в течение двух дней делать самому себе инъекции инсулина. Действие - делать инъекции; временной критерий - в течение двух дней; условие - с помощью медсестры. Для успешного выполнения целей необходимо мотивировать пациента и создать благоприятную среду для их достижения.
Схема 17
В частности, примерный индивидуальный план ухода за нашим пострадавшим может иметь следующий вид:
1. Решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью беседы, дать седативное средство, научить пациента максимально себя обслуживать, то есть помочь ему адаптироваться к вынужденному состоянию, чаще беседовать, разговаривать с пациентом.
2. Решение потенциальных проблем: усилить мероприятия по уходу за кожей с целью профилактики пролежней, установить диету с преобладанием продуктов, богатых клетчаткой, блюда с пониженным содержанием соли и специй, проводить регулярное опорожнение кишечника, заниматься с пациентом физкультурой, проводить массаж мышц конечностей, заниматься с пациентом дыхательной гимнастикой, обучить членов семьи уходу за пострадавшим.
3. Определение возможных последствий: пациент должен быть вовлечен в процесс планирования.
Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, т.е. тот минимальный уровень обслуживания, который обеспечивает качественный уход за пациентом. Следует отметить, что разработка стандартов сестринской практики, как и критериев оценки эффективности сестринской помощи, сестринской истории болезни, сестринских диагнозов, для здравоохранения России дело новое, но крайне важное.
После формулировки целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болезни.
Подводя итог содержанию третьего этапа сестринского процесса - планированию, медицинская сестра должна четко представлять ответы на следующие вопросы:
1. Какова цель ухода?
2. С кем я работаю, что представляет собой пациент как личность (его характер, культура, интересы и т.п.)?
3. Каково окружение пациента (семья, родственники), их отношение к больному, их возможности для оказания помощи, их отношение к медицине (в частности, к деятельности медицинских сестер) и к лечебному учреждению, в котором проходит лечение пострадавший?
4. Каковы задачи медицинской сестры в достижении целей и задач по уходу за пациентом?
5. Каковы направления, способы и методы реализации целей и задач?
6. Каковы возможные последствия?
Спланировав мероприятия по уходу за пациентом, сестра их выполняет. Это будет четвертый этап сестринского процесса - осуществление плана сестринских вмешательств (схема 4). Его целью является обеспечение соответствующего ухода за пострадавшим, то есть оказание помощи пациенту в выполнении жизненных потребностей; обучение и консультирование, при необходимости, пациента и членов его семьи.
Осуществление плана ухода требует выполнения следующих функций («ЛЕМОН», 1996 г.):
· координации и осуществления сестринского ухода в соответствии с согласованным планом оказания помощи;
· регистрации планируемого и непланируемого ухода и оказываемой и неоказываемой помощи.
Выбор наиболее эффективного и соответствующего вмешательства зависит от:
· точного определения потребностей пациента;
· понимания того, что любой медицинский диагноз и лечение могут повлиять на конечный результат;
· знания возможных вариантов сестринского вмешательства для решения конкретной проблемы.
Существуют три категории сестринского вмешательства: независимая, зависимая, взаимозависимая. Выбор категории основывается на нуждах пациента.
Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно его здоровья, организация досуга пациента, обучение членов семьи приемам ухода за больным и т.д.
Схема 18
Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Здесь она выступает в роли сестры-исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому обследованию, выполнение инъекций, физиотерапевтических процедур и т.д.
По современным требованиям медицинская сестра не должна автоматически выполнять указания врача (зависимое вмешательство). В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного, медсестра должна уметь определить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превышает ли она максимальную разовую или суточную, учтены ли противопоказания, совместимо ли данное лекарственной средство с другими, правильно ли выбран путь введения. Дело в том, что врач может устать, у него может снизиться внимание, наконец, из-за ряда объективных или субъективных причин он может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской помощи для пациента, медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необходимость тех или иных назначений, правильность дозировок лекарственных средств и т.д. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профессионально некомпетентна и также ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто его назначил.
Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами - физиотерапевтом, диетологом, инструктором ЛФК, сотрудниками социальной помощи.
Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов вмешательства.
Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: это помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивация пациента) и т.п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.
Правила ухода за пациентами (познавательные, межличностные и психомоторные навыки):
· познавательные навыки включают знания об уходе за больными. Медицинская сестра должна знать причину каждого вмешательства и разновидности ответных реакций организма на эти вмешательства;
· межличностные навыки - медицинская сестра должна уметь общаться с пациентом, его семьей и с другими членами медицинской бригады, т. е. обладать коммуникационными навыками и высокой культурой общения;
· психомоторные навыки или технические включают непосредственные потребности в уходе за пациентами. Например, личная гигиена больного, выполнение инъекций и т. п.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной и реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода, например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т.д. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза и т.д. Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.
Среди методов осуществления мероприятий по уходу за пациентами большую роль играют беседа с пациентом и совет, который может дать медицинская сестра в необходимой ситуации. Совет -это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь, которая помогает пострадавшему подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межличностные отношения между больным, семьей, медицинским персоналом. В число пациентов, нуждающихся в совете, включаются и те лица, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни -бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т.д.
На данном этапе пациент выступает в качестве соучастника в процессе оказания сестринской помощи, а не является пассивным наблюдателем.
Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:
1. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни.
2. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза, и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.
На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.
Выполнение намеченного плана действий дисциплинирует и медсестру, и пациента.
Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита времени, что связано с неукомплектованностью сестринскими кадрами, большим количеством пациентов в отделении и т.п. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и нужно передать по смене. Осуществление плана сестринской помощи не означает, что следует придерживаться какой-то определенной системы ее оказания. Именно на этой стадии «оживают» все этапы сестринского процесса, и результаты планирования сестринской помощи наглядно проявляются во взаимодействии с пациентом. Критическое мышление и личностный подход, являющиеся необходимыми условиями при подготовке плана ухода, имеют столь же важное значение и для его осуществления. Хотя план сестринской помощи уже подробно разработан, это не означает, что сестринская помощь будет оказываться автоматически. Именно при осуществлении запланированных действий потребность в профессиональном суждении и критическом мышлении наиболее велика, поскольку может возникнуть необходимость пересмотра плана сестринских вмешательств, и сестра должна будет постоянно оценивать и переоценивать свои действия в процессе оказания помощи. На данном этапе возможно делегирование оказания помощи другим членам бригады медицинской помощи. Оно необходимо для осуществления непрерывного ухода (например, в течение суток) и для гарантирования максимально эффективного использования различных уровней знаний и навыков в сестринской бригаде.
Ответственность за осуществление сестринского ухода возлагается обычно на сестру, которая проводила оценку состояния пациента и была инициатором разработки плана ухода.
Заключительный этап процесса - оценка эффективности сестринского процесса (схема 5). Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, оценка качества оказанной помощи, сравнение достигнутого прогресса и результатов с запланированными результатами ухода, оценка эффективности запланированного сестринского вмешательства, дальнейшая оценка и планирование, если ожидаемые результаты не были достигнуты, критический анализ всех стадий сестринского процесса и внесение необходимых поправок. Процесс итоговой оценки необходим для завершения сестринского процесса и для того, чтобы проанализировать:
– успешное продвижение пациента к запланированным целям или наоборот;
– достижение желаемых результатов или наоборот;
– необходимость в дополнительной помощи.
Схема 19
Итоговая оценка также важна для того, чтобы узнать о влиянии различных видов сестринского вмешательства на достижение конкретных результатов и о применении на практике различных этапов сестринского процесса и использование выбранной модели сестринского ухода.
По определению Всемирной организации здравоохранения итоговая оценка состоит: «... в исследовании и принятии решений с точки зрения определенных критериев, имеющих отношение к поставленной цели. С помощью итоговой оценки осуществляется обратная связь, которая может использоваться для определения других потребностей человека. Цель итоговой оценки - определить результат, т.е. состояние пациента, достигнутое в результате сестринского вмешательства, определенного целями сестринского ухода».
Оценка эффективности и качества ухода должна проводиться старшей и главной медсестрами постоянно и самой медицинской сестрой в порядке самоконтроля в конце и в начале каждой смены. Если работает бригада медицинских сестер, то оценка проводится сестрой, которая выполняет функции сестры-координатора. Систематический процесс оценки требует от медсестры знаний, умения мыслить аналитически при сравнении достигнутых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна сделать соответствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.
Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое лечебное учреждение, если он скончался или в случае длительного наблюдения.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит к неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств. Часто причины невыполнения поставленных задач кроются в проблемах, связанных с осуществлением плана. Практической реализации плана может препятствовать недостаточное снабжение медикаментами, оборудованием, перевязочным материалом. Успешное выполнение плана ухода зависит от медперсонала, его профессиональной подготовки и компетентности, от окружающей обстановки.
Качество итоговой оценки, а в конечном итоге качество сестринского ухода, зависит от того, насколько хорошо функционируют другие этапы сестринского процесса, т.е. каждый этап обеспечивает основу для итоговой оценки.
Таким образом, оценка результатов сестринского вмешательства дает возможность медицинской сестре установить сильные и слабые стороны в своей профессиональной деятельности.
Может показаться, что сестринский процесс и сестринский диагноз - это формализм, «лишние бумага». Но дело в том, что за всем этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, включая и сестринскую. Условия страховой медицины подразумевают, прежде всего, высокое качество медицинской помощи, когда должна быть определена мера ответственности каждого участника этой помощи: врача, медицинской сестры и пациента. В этих условиях поощрение за успех, взыскание за ошибки оцениваются морально, административно-юридически и экономически. Поэтому каждое действие медицинской сестры, каждый этап сестринского процесса фиксируются в сестринской истории болезни - документе, отражающем квалификацию медицинской сестры, уровень ее мышления, а значит уровень и качество оказываемой ею помощи.
Документирование сестринского процесса важно по целому ряду причин:
· помогает создать ценные базовые данные о пациенте и использовать их вместе с пациентом в процессе ухода;
· помогает сформировать динамичный и всеобъемлющий блок информации о потребностях пациента, целях и задачах ухода, планируемом уходе, достигнутых результатах и их эффективности;
· это средство, обеспечивающее последовательность сестринского ухода;
· это хронологическое изложение сестринских действий и их результатов, что играет важную роль в определенных ситуациях;
· это материал для оценки эффективности или неэффективности различных видов сестринского вмешательства;
· это средство обучения медперсонала;
· это предоставление надежной информации для медико-правового обследования;
· это банк объективных данных для использования в сестринских исследованиях;
· это предоставление необходимой информации другим коллегам, помогающим данному пациенту.
Кроме вышеизложенных причин документирование должно выдерживать определенные принципы ведения записей: четкость в
выборе слов, краткое и недвусмысленное изложение информации, охват всей основной информации, недопустимость использования сокращений (кроме общепризнанных), каждая запись должна сопровождаться датой, временем и подписью медицинской сестры.
Несомненно, и об этом свидетельствует мировой опыт, внедрение сестринского процесса в работу медицинских учреждений обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.
Сестринский процесс имеет ряд преимуществ:
– сестринский уход планируется индивидуально для каждого пациента;
– совершенствуется непрерывность ухода;
– план сестринского ухода содержит информацию, необходимую для всего медперсонала, задействованного в уходе;
– пациенты предпочитают, чтобы к ним относились как к личностям, а не как к медицинскому диагнозу или больному;
– сестринский процесс способствует непосредственному участию пациента и его семьи в осуществлении ухода;
– медицинские сестры находятся в процессе постоянного обучения, что помогает им повысить качество оказываемой помощи;
– он помогает сестрам понять причины эффективности или неэффективности различных видов сестринского вмешательства;
– сестринский персонал получает большее удовлетворение от своей деятельности («ЛЕМОН», 1996 г.)
Темы для контрольных работ:
1. Сестринский процесс в лечебно-профилактических учреждениях. Его значение и необходимость. Роль медицинской сестры в организации и проведении сестринского процесса.
2. Сестринский процесс в лечебно-профилактических учреждениях. Его значение и необходимость. Роль рядовой медицинской сестры в организации и проведении сестринского процесса.
3. Организация сестринского процесса в... отделении (например, в хирургическом). Роль сестры-руководителя.
4. Сестринский процесс при... (например, бронхиальной астме). Роль медицинской сестры и пациента при организации сестринского процесса.
Цели сестринского процесса
- Обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния.
- Предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента.
- Помощь пациенту и его семье к дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.
- Поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей или в обеспечении спокойной смерти.
Преимущество использования сестринского процесса
- Индивидуальность, учёт клинических, личностных и социальных потребностей пациента.
- Возможность широкого использования стандартов сестринского ухода.
- Соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.
Этапы сестринского процесса
Сестринское обследование
На данном этапе медицинская сестра собирает оформляет данные о пациенте. В ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Пациент должен доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о нём позаботятся должным образом и на уровне соответствующем достижениям современной медицины. Обследование бывает двух видов: субъективное (жалобы пациента) и объективное(контроль АД, ЭКГ и т. д.).
Установление нарушенных потребностей пациента (Сестринский диагноз)
На данном этапе медсестра выявляет реальные и потенциальные проблемы пациента, которые она должна устранить в силу своей профессиональной компетенции. В других странах этот этап называется сестринский диагноз, что не может быть оправдано в России, поскольку диагностикой и лечением занимается врач.
Планирование сестринского ухода
На третьем этапе сестринского процесса медсестра составляет план сестринского ухода с мотивацией своих действий. При этом медицинская сестра должна руководствоваться стандартами сестринской практики, которые рассчитаны на работу в типичной ситуации, а не с отдельным пациентом. От медсестры требуется умение гибко применять стандарт в реальной ситуации. Она имеет право дополнить план действий, если она сможет аргументировать вносимые дополнения.
Реализация плана сестринских вмешательств
Цель медицинской сестры на данном этапе обеспечить соответствующий уход за пациентом, провести обучение и консультирование по необходимым вопросам. Медицинская сестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны:
- На знании цели.
- На индивидуальном подходе и безопасности.
- Уважении к личности.
- Поощрения пациента к самостоятельности.
Оценка эффективности и коррекция ухода
Данный этап включает реакции пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии со стандартами.
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Сестринский процесс" в других словарях:
Схематическое изображение сестринского хроматидного обмена … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Сестра (значения) … Википедия
Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия
Плоидность число одинаковых наборов хромосом, находящихся в ядре клетки или в ядрах клеток многоклеточного организма. Диплоидн … Википедия
Село Ахты лезг. Ахцагьар … Википедия
Типы инверсий … Википедия
ПОСЛЕРОДОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - возникают в послеродовом периоде (в первые 6 – 8 нед после родов) и непосредственно связаны с беременностью и родами. Различают инфекционные и неинфекционные послеродовые заболевания. Инфекционные (септические) послеродовые заболевания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Книги
- Теория сестринского дела и медицина катастроф , Н. В. Кузнецова , Т. Н. Орлова , А. А. Скребушевская , Книга состоит из трех разделов. В разделе "Теория сестринского дела" представлено современное видение сестринского дела: особенности сестринской этики, теория потребностей, модели… Издатель: ГЭОТАР-Медиа ,
- Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Практикум , Обуховец Тамара Павловна , Практикум написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 0406&171;Сестринское дело&187;и программой дисциплины&171;Сестринское дело в терапии с курсом… Серия: