Главная · Удаление зубов · Проповедь в прощеное воскресенье. Проповедь в Прощенное воскресение (воспоминание Адамова изгнания)

Проповедь в прощеное воскресенье. Проповедь в Прощенное воскресение (воспоминание Адамова изгнания)

(10 голосов : 4.8 из 5 )

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнее Прощеное Воскресение мы читаем Евангелие от Матфея, семнадцатое зачало. Это чтение начинается словами: «Ибо если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнее Прощеное Воскресение мы читаем Евангелие от Матфея, семнадцатое зачало. Это чтение начинается словами: «Ибо если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Как известно, цель поста молитва и покаяние. Но едва ли возможна молитва, если мы не примирились с другими людьми. Бог не примет дар такой нашей молитвы, и в Нагорной Проповеди прямо сказано: «Если ты принесешь дар твой пред жертвенником и там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда принесешь дар твой пред жертвенником». То есть дар молитвы не принимается, если кто-то имеет что-то на нас. Не сказано, что мы имеем на кого-то, а кто-то имеет на нас. Может быть неправильно он обижается на нас, может быть он выдумал какую-то проблему между собою и нами, но мы должны стараться иметь мир со всеми. Как и сказано в Писании: «Старайтесь иметь любовь со всеми».

С другой стороны - покаяние. Оно едва ли возможно, если мы, ища прощение у Бога, сами не прощаем других людей. Ведь мера того, как мы относимся к другим, это всегда оказывается мерой того, как Бог отнесется к нам. Мы сами об этом просим Его: «… и остави нам долги наши, яко же и мы», - то есть, как и мы, - «прощаем должникам нашим». Вот и получается, что без примирения с братом не может быть поста. Цель поста - молитва и покаяние. Молитву Бог не примет, Он так и говорит: «оставь дар твой пред жертвенником, пойди прежде помирись». Покаяния не примет, если мы не оставляем должникам нашим, едва ли Господь оставит что-либо нам. Поэтому мы должны прощать, потому, что сами нуждаемся в прощении. Мы должны прощать, чтобы устранить любые препятствия для молитвы, чтобы молитва совершалась в мире, без всякой злобы и в любви.

И дальше мы читаем: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». Сегодня вечером уже храм будет украшаться в черные ткани и все время поста черный цвет будет преобладать. Вообще-то это латинская традиция, которая пришла к нам из южнорусских земель. В древней Руси наоборот, во время поста все украшали в белое облачение, в белые радостные ризы, чтобы явиться постящимися не пред людьми, но пред Богом, ибо Господь далее говорит: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явится постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Пост существует не для того, чтобы устраивать скандалы на кухне, чтобы нюхать под дверью соседа, готовит он мясо или нет, это совсем не так. Более того, апостол Павел пишет: «Кто постится - для Господа постится, кто не постится - для Господа не постится, то кто не ест - не осуждай того, который ест. А кто ест, не осуждай того, кто не ест». Иными словами, мы должны прогнать дух осуждения на всё время поста и не гнушаться теми нашими родственниками, которые не войдут в течение поста. Но вы можете дать им дельный совет: если мужчине трудно отказаться от мяса, пусть откажется от чего-нибудь другого. Он может отказаться от курения, например в среду, пятницу и воскресение, и Бог примет такой пост. Ребенок может отказаться от компьютерных игр, если у него болезненная ситуация с этими играми, он может отказаться в среду, пятницу и воскресение, и Бог примет такой пост.

Я помню, был один прихожанин, подросток, который всё время жевал жвачку, он никогда не расставался с жвачкой, и даже когда он шел в храме к причастию или целовать иконы, он вынимал жвачку и клеил за ухо. И я ему предложил отказаться на время поста от жвачки и он отказался. И все, кто знали его: родители, взрослые, друзья удивлялись. И мы видели, ему трудно, и Бог, конечно, принимает и такой пост. Нельзя совсем не поститься. Кому-то надо отказаться от просмотра каких-то сериалов. Я не рекомендую на время поста смотреть новости по телевизору. Сейчас новости абсолютно депрессивные, подталкивают нас к осуждению, к озлобленности, ненависть разжигается между славянскими и православными народами, поэтому надо позаботиться о том, чтобы ничего лишнего не было во время поста. Как мы убираем скоромное из холодильника накануне поста, так и из жизни своей надо исключить всё то, что перевозбуждает нас, все то, что ввергает нас в депрессивное состояние, всё то, что повышает злость в нашей жизни. И это очень важно. Сказано о Господе, что Он трости надломленной не переломил, льна курящегося не угасил. Это свидетельство о том, что Он примет любую форму твоего поста. Но если ты будешь поститься как положено, ты получишь особую награду от Бога. Только не превозносись над теми, кто не может так же успешно проходить течение поста.

Далее в сегодняшнем Евангелии говорится: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровища ваше, там будет и сердце ваше». За последний год из России уехало более миллиона богатых семей, уехали за границу. Почему? Сказано: «Где сокровище твоё, там и сердце твоё». Их богатства были вложены в швейцарские банки, в американские, британские банки, и они не могли отлепится от этих сокровищ, и они покинули родину и уехали.

Господь предупреждает нас, что опасно собирать сокровища на земле, где воры подкапывают и крадут, моль и ржа разъедает. Но вместо моли и ржи мы можем сказать: инфляция и дефляция всё разрушает. И человек в недоумении: в чём хранить свои деньги? В евро, в долларах или оставить в рублях, или на китайские юани перейти? Лучше всего в Боге богатеть. Богатеть в Боге - это творить добрые дела. Время поста - это не только время молитвы и покаяния, но и БЛАГОТВОРЕНИЯ благотворительности. Те деньги, которые будете жертвовать нуждающимся людям, а сейчас всё больше и больше таких в нашей стране, это будет счет, который ты откроешь себе на небесах. Там нет никакой инфляции, там Буш не может скомандовать, или Обама какой-нибудь скомандовать, чтобы санкции какие-нибудь ввести против твоего благополучия. Богатеющий добрыми делами, в Боге богатеющий, он всегда будет иметь это сокровище на небесах. И когда мы покинем этот мир, за человеком последуют его добрые дела, то есть подлинное добро, добро в библейском понимании этого слова. Не добро в смысле имущества, а в смысле проявления любви.

Итак, сегодняшнее Евангельское чтение призывает нас к прощению, призывает нас к духовной радости и призывает нас к благотворительности, ибо собирающий сокровища на небесах, это благотворительный человек. Таким образом, этим сегодняшним Евангелием в это Прощенное Воскресение заканчивается цикл Евангелий, которые вводили нас в Великий Пост. Вспомним: было Евангелие о Закхее, о самом плохом человеке в городе. Было Евангелие о мытаре и фарисее, о самом плохом прихожанине в храме. Было Евангелие о блудном сыне, о самом плохом ребёнке в семье. И было Евангелие о Страшном суде, которое призывало нас проявлять милосердие. И сегодняшнее Евангельское чтение в Прощенное Воскресение как бы обобщает и завершает эти темы.

И последнее: к чему, к какому размышлению приводят все эти Евангелия? Они говорят нам: может ты действительно самый плохой человек в городе, как Закхей, но употреби усилие во время поста и ситуация изменится; может быть ты самый плохой прихожанин, как мытарь, но употреби во время поста усилие молитвой и ситуация изменится; может быть ты самый плохой ребенок в семье, как блудный сын, который расточил имение отца, используй время поста для того, чтобы вернуться к отцу, восстанови через покаяние правильное отношение с Богом. Может быть ты не милосердный, но ты узнал, что если ты накормил голодного, если ты напоил жаждущего, одел нагого, посетил больного, навестил заключенного, ты проявил милосердие по отношению ко Христу, ты нуждаешься в прощении, поэтому - ПРОЩАЙ.

Итак, мы видим, как органично одно Евангелие воскресное сменяет другое, показывает нам, что каждый, даже самый несовершенный, может достигнуть добрых результатов, если будет искать видеть Иисуса, кто Он, как Закхей, если будет бить себя в грудь и говорить: «Бог, милостив будь ко мне, грешному», как мытарь, или как блудный сын скажет: «Встану, пойду к отцу моему».

Итак, мы входим во время Великого Поста. Пусть течение Великого Поста приведет нас к Светлой Пасхе, но чтобы за время поста мы сами бы воскресли бы для новой жизни во Христе и со Христом. Как с весною всё меняется в мире природы, так во время поста может произойти всецелое обновление души человека. Да поможет нам в этом Господь Бог! И, предполагая, что некоторых из вас я сегодня вечером не увижу, испрашиваю у вас прощения. Простите меня, где я согрешил делом, словом, помышлением, не исполнением своего священнического и христианского долга по отношению к вам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, братия и сестры, последняя Неделя перед началом Великого Поста. И мы с особым вниманием должны посмотреть на то, каким образом нам начать и провести этот Великий Пост. Сегодня мы читали Святое Евангелие, в котором Господь рассказывает каким образом нам нужно это делать, что нужно чтобы поститься верно. Ведь не секрет, что можно даже самое доброе дело перевернуть, и оно станет для нас вредным. Все зависит от того, как к этому делу относится наше сердце. Поэтому пост должен быть нами пройден с верным внутренним устроением. Поэтому сегодня Господь напоминает нам, что поститься надо не внешне, не на показ другим людям, а в большей мере в тайне, чтобы пощение было не перед людьми, а перед нашим Богом. И так, первое правило, которое мы для себя возьмем: другие люди не должны, может быть, даже и знать, что мы постимся. Не нужно им это показывать. Более всего подвиг поста должно совершать внутри. Для чего? Для того, чтобы Господь, видя тайное, воздал бы нам явно. Какие дары Божии могут придти к нам явно? А это, братия и сестры, и мирность, это и силы физические, которые Господь обязательно подаст каждому из нас, если мы таким образом будем совершать пост. И многое многое другое. Обязательно будем помнить - наш пост для того, чтобы мы исправили пути свои. Если мы будем поститься только внешне, то вряд ли это получится, потому что от этого может быть много искушений. К нам может прийти и гордость и тщеславие от того что мы постимся, а это может стать искушением и для людей, окружающих нас. И об этом тоже нужно помнить.

Господь говорит нам о том, что необходимое условие поста - прощение. Прощение прегрешений других людей. И это даже не столько условие поста, сколько условие нашего с вами Спасения. Он говорит: «не суди ближнего своего, прощай его прегрешения, тогда и Отец наш небесный простит нам». Все взаимосвязано. Мы уже говорили о том, что Господь нам в Святом Евангелие показывает, как наше отношение ближнему сказывается на нашем отношении с Богом. Здесь, в этом месте плача и печали, в этом временном нашем шествии, мы должны научиться правильно относиться к Богу. И учиться будем на наших ближних. Поучимся им верить и доверять. Поучимся терпеть, поучимся смиряться. А более всего - поучимся любить. На самом-то деле, братия и сестры, наш пост должен быть обусловлен именно любовью. Это не понуждение, не что-то такое, к чему мы себя притягиваем - это дело, которое мы должны совершить со всею любовью, которая есть в нашем сердце. И так, братия и сестры, пост и любой другой подвиг, который есть в нашей церкви, должен исходить из любвеобильного сердца. Он никак не должен исходить из понуждений.

Но как достичь такого правильного поста? Конечно, прежде всего необходимо научиться этому, а учиться чаще всего нужно через понуждение. Понуждение себя. Давайте понудим себя сегодня, чтобы завтра нам стало легче. Чтобы завтра мы, действительно, уже с легкостью шли за нашим Господом. Ведь Он говорит нам как раз о том, что все это не трудность, все это легко и просто. Но только тогда, когда мы возложимся на нашего Господа. Он придаст и сил, и верное направление и откроет нам внутренние очи, чтобы мы увидели это направление. Он все для нас сделает, Он готов это сделать. Наша с вами задача только верно себя настроить. Вот поэтому сегодня мы читали Святое Евангелие, в котором Господь очень четко рассказывает нам как молиться, как к ближнему относиться и как поститься. И так, самое верное и самое главное: будем все совершать между самими собой и нашим Богом. И наше внутренние состояние тогда сможет оказывать воздействие на наших ближних. На тех, кто нас окружает. Ведь чтобы мы помогли нашему ближнему, нужно сначала свое сердце успокоить - в начале нужно свое сердце привести в верное отношение с Богом. И вот именно в этом смысле нам и нужен Великий пост. Это научение. Мы будем с вами учиться. Учиться верить, терпеть, учиться смирять плоть свою, которая нам мешает - мешает молиться, мешает по-настоящему жить духовно. Она ведь нас увлекает, увлекает в мир, а мы давайте ее постом прижмем. Хватит ей благочинствовать! Поставим во главу угла духовность. Тогда Господь сможет войти в наше сердце, когда плотское оттуда уйдет, и сердце наше будет не плотью налитое, но духовно. Вот к этому, братия и сестры, призывает нас Церковь и всегда призывает нас Господь. То есть получается, что постническое состояние - это не временное состояние, это состояние должно быть всегда в нашей жизни. Конечно возникает вопрос: что теперь, всю жизнь соблюдать пост, держать себя в каких то узах, ежовых рукавицах. Так и есть, братия и сестры, от этого не уйти. Просто пост мы должны понимать правильно - это именно воздержание! Воздержание всего. Чувств своих. Воздержание чувств и духовных, которые там, внутри, и телесных, которые внешне показываются. Это все нужно привести в воздержание. Не только во время поста, но и всегда в течение всей нашей жизни. Ведь это не значит, что во время поста мы воздержанно живем, а в остальное время давайте пресыщаться, давайте будем предаваться разным страстям и грехам. Нет же, мы всегда должны быть в воздержании. И цель поста в том, чтобы мы научились правильно пребывать всю свою жизнь. Как пост провели, на таком уровне и оставаться, по выходу из поста. Не надо спускаться ниже на ступеньку, или на две, или на три. Надо напротив еще больше восходить от силы в силу. Вот это, братия и сестры, нужно помнить. И так пост - это время, когда мы должны себя поднять и хотя бы попытаться удержать себя на этом уровне. С помощью Божией, конечно.

Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского

Возлюбленные о Господе братия и сестры, с завтрашнего дня мы вступаем в великий подвиг святого поста. Чем и как лучше всего начать этот великий подвиг? Святая Церковь напутствует нас на святое поприще поста и покаяния евангельскою заповедью о примирении со всеми братиями нашими во Христе Иисусе, об отпущении и прощении им всех согрешений их пред нами. Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный , - говорит Сам Господь в чтенном ныне Евангелии, - аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15). Это - первое и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов.

Без этого всесердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему? Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения (см.: 1 Кор. 14, 33). Как же можно явиться пред лице Его тому, кто в сердце питает вражду и злобу, кто не имеет мира, любви и святыни со всеми? Мир имейте и святыню со всеми, без чего никто не увидит Господа (ср.: Евр. 12, 14).

Во-вторых, потому, что Царство Божие - светлое общество сынов Божиих. Святое семейство Отца Небесного есть царство мира, любви и единодушия, царство благости, милосердия, кротости, смирения и долготерпения; может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства? Мир есть высшее благо, которое Господь Иисус Христос завещал как драгоценное наследие Своим ученикам, когда отходил от них на страдание: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Мир есть высшее счастье, которое Он прежде всего преподал друзьям Своим, приветствуя их по Своем Воскресении из мертвых, став посреди их и глаголя им: Мир вам! (Ин. 20, 19).

Кто лишает себя этого духовного сокровища враждою и злопамятством, тот лишает себя и вечного наследия - Царства Божия, которое Господь завещал любящим Его.

Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый. И как сей последний есть по преимуществу дух злобы и вражды, то и место человеку, питающему злобу и недоброжелательство к брату своему, не в Царстве мира, а со всеми духами отверженными.

Очевидно, что без искреннего всесердечного примирения со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава. Что пользы будет от поста, когда мы, строго воздерживаясь от пищи телесной, своим гневом и строптивостью съедаем души и сердца своих ближних; когда, боясь осквернить уста какою-нибудь запрещенной снедью, не боимся, однако, того, что из этих же уст продолжают исходить, как смрадный дым из печи, слова осуждения, клеветы и злословия, насмешки язвительные, полные заразы и соблазна душевного.

Не таковаго поста Аз избрах , - говорит Господь через пророка Исаию, - но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7).

Если мы будем приходить в храм на молитву не с примиренным сердцем, то что тогда мы услышим от Господа? Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк. 11, 25).

Иначе, что пользы от молитвы, когда теми же устами, которыми прославляем Господа, проклинаем своего брата, когда называем Бога своим Отцом, а ближних наших, которых Отец Небесный назвал Своими чадами, злословим, ненавидим и смущаем злопамятством? Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею: Не таков, как прочие люди, хищницы, прелюбодеи или же как сей мытарь (ср.: Лк. 18, 11); когда устами произносим молитву преподобного Ефрема Сирина: Даруй ми <Господи> зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего , а на деле ставим себя неумолимыми судьями всех и всего, замечаем сучок в глазу брата своего, не замечая бревна в своем глазу?

О таких молитвенниках Господь давно уже сказал чрез Пророка: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и устами своими почитают Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня, напрасно почитают Меня (ср.: Ис. 29, 13) И Сам в Святом Евангелии Своем изрек: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но - с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним? Если вы будете прощать людям согрешения их , - говорит Господь, - то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (ср.: Мф. 6, 14-15). Что пользы от покаяния, когда некоторые падают ниц в храме, прося прощения грехов, а выйдя из храма, готовы преследовать ближних своих, устами приносят покаяние, а в сердце таят злобу и мщение? Просят прощения у Господа, не смирив своей гордости, не поправ своего самолюбия и тщеславия и не испросив прощения у оскорбленного брата своего!

Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения.

Господь говорит: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24).

Если мы дерзнем приступить к Таинству Святого Причащения, к Жертве, которая принесена преимущественно по любви Единородного Сына Божия к человеческому роду, без истинной любви друг ко другу, то не будет ли это оскорблением высочайшей любви Божией? Имея дух злобы, мщения, вражды к ближним, мы попираем Святыню и Кровь Господа вменяем ни во что.

Дорогие братия и сестры, древние христиане имели добрый и благочестивый обычай в настоящее, Прощеное, воскресенье испрашивать друг у друга прощения. Последуем сему доброму обычаю по зову нашей матери Церкви и мы и попросим прощения друг у друга, особенно же у тех, кого чем-либо оскорбили. По немощи нашей природы, по обстоятельствам жизни в наших условиях, неизбежны столкновения, огорчения, а потому и постараемся чрез взаимное прощение смягчить наши души и взаимные отношения.

Некогда в Киево-Печерской обители жили два инока, связанные тесными узами взаимной любви и дружбы. По зависти диавола эта дружба между ними пропала, а воцарилась взамен ее такая вражда и ненависть, что они и смотреть не хотели друг на друга: в церкви один другого не кадили, а проходили мимо.

Но вот один из них, пресвитер Тит, тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, через посланных стал просить прощения у своего брата - диакона Евагрия, однако тот ничего не хотел слышать. Тогда его насильно привели к постели умирающего. Тит приподнялся с постели и сказал: "Прости меня, брат мой, может быть, чем-нибудь я как человек оскорбил тебя". Но Евагрий отвечал: "Не прощу тебя ни в сей, ни в Будущей Жизни". И с этими словами он упал замертво, причем братия не смогли даже ни согнуть рук его, ни выпрямить рта, так скоро тело его одеревенело. Тит же тотчас встал здоровым. И на вопрос братии, как это событие произошло, ответил, что когда Евагрий сказал такие слова, то Ангел Господень поразил несчастного, а его, Тита, поднял с одра болезни.

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь.

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

“Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?” (Пс.8.5). Так изумлённо вопрошает царь и пророк Давид своего Господа, когда пред его внутренним взором предстаёт великая тайна спасения падшего человечества. “Что есть такого в нас, здесь пред Тобою стоящих, Господи, что Ты умер за нас страшной смертью, и любовь Твоя к нам не угасла, не пресеклась?” Так, скорее всего, спросит каждый из нас, если однажды вдумается в простую и непостижимую реальность Голгофской Жертвы. “Что Тебе, Боже мой, в брате моём, который, как тот “ангел сатанин” у апостола Павла, “пакости ми деет” (2.Кор.12.7)? Он мне “пакости деет”, а Ты, Господи, любишь и жалеешь его!”

Впереди Великий пост, и нам всем по давней привычке кажется, что самое главное в нём – правильно составить своё меню. Или, ещё того лучше, попытаться, например, в первую неделю только себе и позволить, что запивать просфору раз в день крещенской водой. Во всяком случае, если и занимает что-то наши умы, так это по большей части проблема еды, как будто и не говорил нам апостол Павел неделю тому назад: “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем” (1.Кор.8.8). И вот в тот самый момент, когда мы прилежно рассчитываем наши постные трапезы, наш Бог неожиданно говорит нам совсем о другом. Он говорит нам – о прощении.

В русском языке есть два слова, которые хотя и обозначают разные вещи, но тем не менее связаны какой-то таинственной внутренней связью: прощение и прощание. Прощаясь при расставании, мы должны простить друг друга. Отправляясь в далёкий путь, мы должны вырвать из своего сердца все тщательно сохраняемые там оскорбления, все по тайным уголкам рассованные обиды, все счета, которые мы готовы предъявить при удобном случае и близким, и дальним. Это прощение при расставании надолго необходимо потому, что никто из нас не уверен в возвращении, никто из нас не может дать гарантии нового свидания: путь дальний и опасный, и неизвестно – вернёмся ли. А раз существует вероятность того, что не вернёмся, тогда, конечно, простить необходимо, потому что не тащить же все эти обиды, всю эту мразь и суету с собой в Вечность, на Страшный Суд, где все с неизбежностью увидят, какие мы на самом-то деле мелочные и гадкие.

Прощать надо, но простить – трудно. Отчего это? Оттого, мне кажется, что желание обличать и клеймить брата своего за его реальные или мнимые грехи очень уж глубоко в нас укоренено. Что скрывать, для нас, грешных, попрекать и укорять своих ближних и сладостно, и приятно. Почти так же приятно и сладостно, как и чесать, где чешется. Если, не дай Бог, нет никого рядом, всегда можно найти повод и предмет для обличения вдали: зачем артисты такие бесстыдники, отчего молодёжь такая наглая, почему, наконец, начальники столь глупы? Заставить замолчать свой внутренний голос, который пафосно и страстно обличает всех вокруг, мучительно трудно. Не в пример проще не смотреть в сторону мясного отдела, придя в магазин за хлебушком…

Бог говорит нам о прощении перед дальней дорогой Поста для того лишь, чтобы мы поняли: не вегетарианство наша настоящая цель, а любовь к ближнему своему. Воздержание от скоромной пищи не цель, а средство, и Пост – это всего лишь инструмент, необходимый нам для того, чтобы мы могли совершать мучительную работу по изменению своей души.

Сегодня – заговенье на сыр и яйца. Сегодня день, когда мы, православные, прощаемся со скоромными снедями, чтобы налегке отправиться в далёкий и трудный путь Поста. Как некогда блудный сын, мы “приходим в себя”, возвращаемся к себе и обнаруживаем, что мы – изгнанники. Подобно праотцу Адаму, мы по собственной воле однажды покинули отчий дом, оставили Божий Рай и оказались в далёкой от Бога стране. И вот сегодня мы вспоминаем изгнание из Рая нашего далёкого предка, потому что его горькая участь сродни нашей беде. Как и он, мы настойчиво стремились к освобождению от плена сыновства; как и он, мечтали о свободе преслушания; как и он, захотели устроить нашу жизнь не по заповедям Божиим, а по собственным лекалам, то есть – захотели быть, как боги.

Зарвавшемуся блудному сыну Бог попускает вкусить по-настоящему свинской жизни, Адаму же, в буквальном смысле слова “обожающему” самое себя, предстоит изгнание в смерть: “…ибо прах ты и в прах возвратишься” (Быт.3.19). Изгнанный из Рая Адам плачет о своей горькой участи, и с ним вместе плачем и мы, его потомки, плачем и молим Господа вернуть нас домой, принять нас в отчие объятия, вновь даровать нам радость Богообщения. Горестными, пронзительными словами плачет вся Церковь: “Раю всечестный… шумом листвий твоих Содетеля всех моли, врата отверсти ми, яже преступлением затворих”.

Рай вновь может открыть нам свои врата, которые закрылись ещё и потому, что горделивый и ропотный Адам не себя самого, а Бога обвинил во всех своих грехах. Вспомним, как он ответил Богу: “Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел” (Быт.3.12). Бог, жена, змий – все виноваты в том, что пал Адам. Все, только не он сам. Потому и оказался этот всеобщий обличитель изгнанным из Рая. Потому и закрылись для него врата Вечной Жизни. Потому и понятно, что нам, его детям, они откроются тогда, когда мы искренне и просто научимся прощать всех, кто нас обидел. Неужели мы не простим их, неужели мы не простим тех, за кого Господь наш умер на Кресте? Аминь.