Главная · Удаление зубов · Основы пропедевтики внутренних болезней. Пропедевтика - это основа диагностики болезней

Основы пропедевтики внутренних болезней. Пропедевтика - это основа диагностики болезней

Осенний семестр

  1. Пневмония
  2. Бронхиальная астма
  3. ИБС. Стенокардия. Инфаркт миокарда
  4. Артериальная гипертензия
  5. Митральные и аортальные пороки
  6. Гастриты
  7. Язвенная болезнь
  8. Хронические гепатиты и циррозы печени
  9. Пиелонефрит. Гломерулонефрит
  10. Анемии. Лейкозы

Весенний семестр

  1. Методы обследования больного с патологией дыхательной системы
  2. Методы обследования больных с патологией дыхательной системы
  3. Аускультация легких.
  4. Методы обследования больных с патологией сердечно-сосудистой системы
  5. Аускультация сердца
  6. Методы обследования больных с патологией желудочно-кишечного тракта.
  7. Методы обследования больных с патологией печени.
  8. Методы обследования больных с патологией почек.

Темы занятий

Осенний семестр

Пневмония.

Бронхиты. Бронхиальная астма. Эмфизема легких.

Плевриты. Пневматоракс. Абсцесс и гангрена легкого. Бронхоэктатическая болезнь.

ИБС. Стенокардия.

Острый коронарный синдром.

Артериальная гипертензия

Митральные пороки. Пролапс митрального клапана.

Аортальные пороки. Трикуспидальная недостаточность. Хроническая СН.

Заболевания пищевода. Гастриты.

Язвенная болезнь желудка и 12-персной кишки

Энтериты. Колиты

Гепатиты. Циррозы печени

Гломерулонефриты. Пиэлонефриты

Заболевания крови. Железодефицитная анемия В 12 -дефицитная анемия. Острые и хронические лейкозы.

Написание истории болезни

Весенний семестр

Схема истории болезни. Расспрос (жалобы, анамнез). Общий осмотр.

Синдромы в пульмонологии. Методы обследования больных с заболеваниями органов дыхания. Расспрос. Жалобы. Анамнез. Осмотр грудной клетки. Пальпация грудной клетки

Перкуссия легких. Виды перкуторного звука. Причины изменения перкуторного звука

Аускультация легких. Основные дыхательные шумы

Аускультация легких. Побочные дыхательные шумы

Инструментальные и лабораторные методы исследования легких – рентгенография, ФВД, бронхоскопия, исследование мокроты.

Синдромы в кардиологии. Методы обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Расспрос. Жалобы. Анамнез. Осмотр и пальпация области сердца. Исследование сосудов. Пульс. Методика измерения АД.

Аускультация сердца. Тоны сердца

Аускультация сердца. Шумы сердца.

Инструментальные методы исследования в кардиологии – нормальная ЭКГ, ЭхоКГ

Синдромы при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Методы обследования больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Расспрос. Жалобы. Анамнез. Перкуссия, пальпация и аускультация живота.

Инструментальные методы исследования желудочно-кишечного тракта – гастроскопия, биопсия, рентгенологические методы, рН-метрия, ректороманоскопия, колоноскопия.

Синдромы при заболевании печени. Физикальные методы обследования больных с заболеваниями печени, желчевыводящих путей и поджелудочной железы. Перкуссия и пальпация печени и селезенки.

Лабораторные и инструментальные методы исследования печения – биохимические исследования крови, радионуклидные методы, КТ

Синдромы при заболеваниях почек. Методы обследования больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей. Пальпация почек и мочевого пузыря. Лабораторные и инструментальные методы, радионуклидные методы исследования.

Методы обследования больных с заболеваниями крови.

Тестовые задания для студентов 2-4 курсов

  • (PDF)
  • Тестовые задания для проверки базового уровня знаний студентов (MS Word)

Терапия (греч. therapeia – лечение) – область клинической медицины, изучающая происхождение, проявления, диагностику, лечение и профилактику внутренних болезней.

Пропедевтика (от греческого слова propaideuo - введение, предварительное обучение) - вводный курс о внутренних болезнях, изучающий вопросы диагностики, сбора анамнеза, объективного обследования больных, симптоматики болезней.

В настоящее время в связи с техническим прогрессом многие методы клинического обследования отошли на второй план.

Как бы не совершенна была дополнительная диагностика – она не может и не должна заменить мастерство врача, основанное на общении с пациентом, на основных методах объективного и субъективного обследования.

Поэтому без знания основ обследования больного нельзя поставить правильный диагноз, а, следовательно, и правильно лечить. Следует помнить, что не всегда есть возможность быстро сделать инструментальные методы обследования. Казалось бы рутинные методы могут принести бесценную информацию и расширить диагностические возможности.

Пропедевтика учит правильно интерпретировать данные многочисленных дополнительных методов обследования, так широко сейчас применяемых в медицине.

Пропедевтика учит правильно формулировать диагноз, выделять основные синдромы и группировать симптомы.

Пропедевтика в терапии - основной раздел медицинского образования, где закладываются основные навыки обследования больного. От того как Вы освоите основные методы и приемы обследования больного, как научитесь общаться с больными, как научитесь интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов во многом будет зависеть каким объемом информации вы владеете. А чем больше вы знаете о своем больном, тем легче поставить правильный диагноз и подобрать правильное лечение. Полное и тщательное обследование больного - 90 % успеха и еще 10 % - ваши знания, ваш талант, ваш опыт.

Задачи пропедевтики:

Изучение анатомо-физиологических особенностей здорового и больного человека.

Изучение причин болезней

Изучение патологических процессов. Происходящих в организме при той или иной болезни.

Изучение основных клинических симптомов и синдромов болезни.

Изучение методов диагностики

Изучение основных принципов лечения

Изучение неотложных состояний при изучаемых болезнях.

История развития пропедевтики:

Зарождение методов обследования больного уходит к доисторическому периоду. Начало терапии и пропедевтики внутренних болезней связано с зарождением человечества и появлением потребности оказания помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни. Первые попытки объяснить сущность заболеваний принадлежат Древнекитайским врачевателям. (первое описание свойств пульса).



В 5 веке до н.э. базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции. Родоначальником клинической медицины считают Гиппократа – он рассматривал человека как единое целое, связанное с окружающей средой. С его именем связано понятие «наблюдение за больным в постели », он выслушивал легкие, ощупывал печень, первым сформулировал принцип медицины – не навреди.

Большой вклад в развитие диагностики внес Авиценна (к. 1 века н.э) - свои взгляды на диагностику болезней он сформулировал в трактате « Канон врачебного искусства» - описал разновидности пульса, дал все применяемые сейчас характеристики пульса.

Ученый эпохи Возрождения Парацельс (15 век) считал, что никто не может стать врачом без науки и опыта.

В дальнейшем диагностика обогащалась новыми методами исследования и описанием новых симптомов.

Предложена термометрия (де Гаен), перкуссия (Аугенбруггер), аускультация (Лаэннек), метод систематичного расспроса пациента (М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов), пальпация брюшной полости (В.П. Образцов, Н.Д. Строжеско), измерения АД (Н. Коротков).

Дальнейшее развитие диагностики как науки связано с именами М.Я. Мудрова – отца внутренней медицины (впервые в истории ввел расспрос больных и предложил схему истории болезни, подчеркивал, что лечить нужно не болезнь, а больного, высказывал мысль об индивидуальном лечении, во главу угла ставил выявление причины заболевания).

Г.А. Захарьина – отмечал связь человека и окружающей среды, впервые применил лабораторные и инструментальные методы обследования, рассматривая их как вспомогательные.

С.П. Боткин – основоположник направления нервизма - при изучении патогенеза нужно изучать физиологические связи организма.

Описание симптомов разных болезней связано с именами отечественных клиницистов Г.Ф. Ланга (гипертоническая болезнь), В.П. Образцова и Н.Д. Строжеско (ИБС, стенокардия, инфаркт миокарда), В.Х. Василенко (хроническая сердечная недостаточность).

В конце 19 века начали внедряться лабораторные и инструментальные методы обследования, рентгенография и рентгеноскопия (Рентген желудочное зондирование (А. Куссмауль), бронхоскопия (Х. Киллиан), цистоскопия и ректоскопия (М. Нитце), в 1903 - ЭКГ (Эйнтховен), 1905 – Н. Коротков - метод измерения АД, функциональная диагностика почек (С.С. Зимницкий), в 1970 -1990 годы компьютерная томография, ЯМР, МРТ, коронарография.

Совершив краткий экскурс в историю, узнав, что изучает пропедевтика с сегодняшнего дня для Вас начинается изучение болезней, методов диагностики и принципов лечения больных…

Болезнь (morbus) – патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами.

На протяжении длительного времени существовало множество различных определений понятия болезнь. На заре человечества болезнь рассматривали как действие демонической силы, в период Средневековья – болезнь рассматривали как божье наказание.

В 19 веке существовали более научно- обоснованные определения понятия «болезнь» -

Нарушение функции, в следствии которой наступает угроза жизни (нем. ученый Ашофф);

Реакция организма на вредно действующее влияние внешней среды (С.П. Боткин);

Болезнь – стесненная в своих обстоятельствах жизнь (К. Маркс);

Болезнь - реакция организма на его повреждение (В.Х. Василенко).

В настоящее время

Болезнь – нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутренней среды через посредство нервной системы.

ВОЗ: «Болезнь – это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим и частным снижением приспособленности к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного»

Острая болезнь – начинается внезапно и длится недолго.

Хроническая болезнь – длительное, затяжное течение с периодами обострения и ремиссии.

Этиология – наука о причинах возникновения болезни.

Причины болезни:

Физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма)

Генетические (наследственные)

Химические (воздействие кислот, щелощей, ядов)

Биологические (микроорганизмы, эндогенные вещества)

Социальные (вредные условия труда, недостаточное питание, неполноценное питание, алкоголь, курение, психические перегрузки).

Сочетание различных факторов.

Одни и те же факторы у разных людей могут вызывать развитие болезни или не вызывать развитие болезни.

В возникновении болезни важное место занимает индивидуальная способность конкретного человека отвечать на внешние факторы воздействия. Возникновение болезни зависит от индивидуальной реактивности организма (способности организма противодействовать факторам, вызывающим болезнь).

Отравление ядами при длительной сенсибилизации.

Патогенез - (pathos – страдание, genesis - зарождение) – учение о механизмах развития болезней, развивающихся патологических процессах, течении и исходе заболевания.

Различают фазы патогенеза :

Воздействие этиологического фактора

Пути распространения этиологического фактора в организме

Характер патологических изменений в тканях и системах организма

Исход болезни.

Патогенез изучает так же стадии течения болезней:

Доклиническая стадия – отсутствие клинических симптомов болезни

Продромальная стадия – первые неспецифические проявления болезни

Развернутая клиническая стадия – клинические симптомы, характерные для определенного заболевания.

Исход заболевания (выздоровление, смерть, переход в хроническую форму.

Для многих болезней характерным является чередование нескольких стадий:

Ремиссия - (греч – понижение, уменьшение) - временное уменьшение проявлений болезни.

Рецидив - (греч - возвращение) – возврат болезни после относительного клинического благополучия.

Зная патогенез болезни, можно прогнозировать клиническую картину и успешно вмешиваться в ее развитие, ломая те или иные звенья патологического процесса при помощи лечения. Современная терапия является преимущественно патогенетической.

Каждая болезнь характеризуется типичными симптомами и синдромами.

Симптом – признак болезни.

Кашель – признак бронхита

Жажда – признак сахарного диабета

Одышка – признак сердечной недостаточности.

Различают симптомы субъективные и объективные.

Субъективные симптомы – ощущения пациента (жалобы больного) : боль, тошнота, головокружение.

Объективные симптомы – симптомы, выявляемые при обследовании пациента- отеки нижних конечностей, увеличение печени, увеличение селезенки, шумы в сердце, повышенное АД, тахикардия, болезненность при пальпации.

Многие симптомы названы именами описавших их ученых: симптом Ортнера, симптом Грефе, симптом Щеткина, симптом Менделя, симптом Боаса.

Часто одинаковые симптомы характерны для разных болезней.

Одышка – признак бронхиальной астмы и сердечной недостаточности.

Симптомы с одинаковым патогенезом группируются в синдромы.

Синдром – совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в органах и системах.

Отечный синдром= отеки, асцит, анасарка, трофические изменения кожи), -

Бронхоспастический синдром= удушье, кашель, сухие хрипы),

Синдром шока = слабость, снижение АД, влажность кожных покровов, нитевидный пульс),

Синдром желтухи = иктеричность склер и кожи, светлый цвет кала, темная моча, кожный зуд, увеличение печени.

В настоящее время известно более 1500 синдромов

Диагностика (греч. diagnostikos - способный распознавать) - наука о распознавании болезней.

Диагностика состоит из 3 этапов:

1. выявление симптомов

2. объединение симптомов в синдромы

3. формирование диагноза на основании характерного сочетания синдромов.

Выявление первых признаков заболевания, раннее распознание болезни - основные задачи фельдшера.

Диагноз - заключение врача/фельдшера о сущности заболевания.

Диагноз всегда динамичен, может изменяться вместе с развитием болезни. Важнейшим правилом диагностики является наблюдение за симптомами болезни в динамике, во времени.

Виды диагноза:

Предварительный диагноз – ставится при наличии частичной информации, полученной при субъективном и объективном обследовании пациента.

Дифференциальный диагноз - это исключение всех предположительных диагнозов, имеющих сходство с данным диагнозом по отдельным симптомам.

Окончательный диагноз – выставляется когда имеются все данные о пациенте, в том числе и данные лабораторных и инструментальных методов обследования, после проведения дифференциальной диагностики.

Структура диагноза:

1. Диагноз основного заболевания

2. Осложнения основного заболевания

3. Сопутствующие диагнозы.

Основное заболевание: ИБС. Острый инфаркт миокарда.

Осложнения основного: Пароксизм желудочковой тахикардии.

Аритмический шок.

Сопутствующие: Сахарный диабет 2 типа.

ЖКБ. Хронический холецистит.

Лечение – комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановлении е здоровья.

Основные методы лечения :

А) по технике:

Оперативное – оперативное вмешательство

Консервативное – все методы, кроме оперативного вмешательства.

Б) по исходу:

Радикальное - устранение причины заболевания.

Паллиативное – облегчение течения заболевания.

В) по механизму:

Этиологическое - направленное на устранение этиолгического фактора (гормоны при аутоиммунных заболеваниях, при недостаточности функции органа, антибиотики – при инфекционных заболеваниях).

Патогенетическое - направленное на механизмы развития заболевания (сердечные гликозиды при сердечной недостаточности).

Симптоматическое – направленное на устранение отдельных симптомов (противокашлевые препараты при кашле, обезболивающие при боли, диуретики при отеках).

Виды лечения:

Диетотерапия – лечение питанием

Лечение режимом

Хирургическое лечение

Медикаментозное лечение – лечение с помощью лекарственных препаратов

Физиотерапевтическое лечение – лечение с помощью физических факторов (эл ток, воздух, вода, магнитное поле).

Методы очищения (гемосорбция, плазмаферез, гемодиализ)

Психотерапия

Фитотерапия

Рефлексотерапия.

Кафедра имеет давнюю историю своего становления и развития. Она была организована в 1937 г. под руководством профессора А.И. Гефтера (1937–1938). В последующем кафедру возглавляли: профессор Е.С. Алексеев (1938–1950); профессор К.Г. Никулин (1950–1977); профессор В.В. Костина (1977–1999); доцент Н.В. Меньков (1999 – 2005). С 2005 г. кафедрой заведует профессор Г.Н. Варварина.

Алексеев Евгений Степанович (1890 - 1950) Константин Георгиевич Никулин (1901 - 1987) Костина Валентина Викторовна (1927-2013)

Первой клинической базой кафедры была Больница водздравотдела. В это время вместе с профессором Е.С. Алексеевым работали: профессор К.Г. Никулин, доцент Н.К. Акапов, ассистенты – И.М. Орнатский, С.Л. Бродский, А.Ф. Частиков, А.И. Жичина, А.А. Чайкова. Сотрудники кафедры С.Л. Бродский и А.Ф. Частиков погибли во время Великой Отечественной войны.

После утверждения в 1950 г. в должности заведующего кафедрой профессора Константина Георгиевича Никулина клинической базой кафедры становится 10-я терапевтическая больница. Под руководством К.Г. Никулина на кафедре совершенствуется педагогическая и методическая работа по основам обследования пациентов, семиотике, рентгенологии, лабораторным исследованиям. Внедряются новые диагностические и лечебные методы, широко развертывается научная работа и подготовка кадров: молодые ассистенты, пришедшие на кафедру, успешно защищают кандидатские диссертации. Открыто первое городское пульмонологическое отделение, оснащенное современным оборудованием и квалифицированными кадрами. К.Г.Никулин активно занимается общественной работой как член правления Всесоюзного научного общества терапевтов, член редколлегии журнала «Клиническая медицина» и др. Он становится видным ученым – пульмонологом.

С 1977 по 1999 гг. кафедрой заведовала профессор Костина Валентина Викторовна, сохранив традиционное научное пульмонологическое направление. Под руководством В.В. Костиной внедрены новые методы исследования, изучены особенности течения острой пневмонии, иммунологические аспекты патогенеза затяжных и хронических пневмоний, разработаны новые подходы к лечению болезней легких. Профессор Костина В.В. сформировала четкий алгоритм методического подхода к преподаванию на кафедре основ диагностики и семиотики заболеваний внутренних органов. Ее выступления на терапевтических и пульмонологических съездах и конгрессах отличались актуальностью, новизной, оригинальностью, логичностью; а лекции для студентов и сегодня могут служить эталоном клинической лекции. Под руководством Костиной В.В. успешно защищены 2 докторские и 22 кандидатские диссертации.

С 1999 по 2005 гг. кафедрой руководил кандидат медицинских наук, доцент, один из ведущих пульмонологов г. Нижнего Новгорода - Николай Викторович Меньков. Более 15 лет является главным пульмонологом г. Нижнего Новгорода. В течение многих лет Н.В. Меньков участвует в экспертной оценке диагностики и лечения заболеваний органов дыхания в лечебных учреждениях г. Н.Новгорода. Особое внимание Николай Викторович уделяет обучению терапевтов основным проблемам современной пульмонологии. Им организованы многочисленные школы пульмонологов в Нижнем Новгороде. Установление сотрудничества с международным центром пульмонологии и торакальной хирургии способствовало оснащению пульмонологического отделения больницы №10 новым оборудованием и формированию творческих связей.

С 2005 г. кафедрой заведует доктор медицинских наук, профессор Галина Николаевна Варварина. Наряду с традиционными появились новые направления деятельности преподавателей: симуляционное обучение, организация учебной практики, институтских и республиканских студенческих олимпиад. Расширился диапазон научных исследований сотрудников по пульмонологической тематике, в которые вошли работы по коморбидной патологии (сочетание болезней легких с эндокринной и сердечно-сосудистыми заболеваниями). Повысился уровень иммунологических и микробиологических исследований благодаря совместным научным проектам с сотрудниками Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (руководитель – проф. В.В. Новиков), а также НИИ эпидемиологии и микробиологии им. акад. И.Н. Блохиной (руководитель – проф. В.А. Никифоров). Под руководством Г.Н. Варвариной защищены 1 докторская и 8 кандидатских диссертаций, ею опубликовано более 200 научных работ, 2 монографии, ряд методических рекомендаций для врачей и студентов. Получено 6 патентов на изобретения.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней, называемой «азбукой» терапии, сохраняются традиции отечественной терапевтической школы. В этом заслуга преподавателей, которые работают здесь в течение многих десятилетий и передают свой богатый клинический опыт молодым коллегам и учащимся.

ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ.

Курслекций.

ЛЕКЦИЯ № 1. Введение. Предмет и задачи пропедевтики. Схема истории болезни.

Расспрос и общий осмотр больных. ..................................................................

ЛЕКЦИЯ № 2. Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания. Осмотр,

пальпация и перкуссия грудной клетки..........................................................

ЛЕКЦИЯ № 3. Аускультация лёгких. Основные и побочные дыхательные шумы. ............

ЛЕКЦИЯ № 4. Семиотика и основные лёгочные синдромы..................................................

ЛЕКЦИЯ № 5. Симптоматология острых пневмоний (очаговой и крупозной)....................

ЛЕКЦИЯ № 6. Симптоматология бронхиальной астмы. Эмфизема лёгких.........................

ЛЕКЦИЯ № 7. Бронхиты, бронхоэктатическая болезнь, абсцессы лёгкого, плевриты.......

ЛЕКЦИЯ № 8. Исследование больных с заболеваниями сердца и сосудов. Расспрос,

осмотр, пальпация.............................................................................................

ЛЕКЦИЯ № 9. Перкуссия сердца..............................................................................................

ЛЕКЦИЯ № 10. Аускультация сердца. Тоны сердца в норме и патологии...........................

ЛЕКЦИЯ № 11. Аускультация сердца. Шумы, фкг, эхокг......................................................

ЛЕКЦИЯ № 12. Электрокардиограмма в норме. Гипертрофии камер сердца....................

ЛЕКЦИЯ № 13. Аритмии и блокады сердца. Экг-диагностика............................................

ЛЕКЦИЯ № 14. Ревматизм, ревматические и септические эндокардиты, ревматический

полиартрит.....................................................................................................

ЛЕКЦИЯ № 15. Митральные пороки сердца..........................................................................

ЛЕКЦИЯ № 16. Аортальные и трикуспидальные пороки сердца........................................

ЛЕКЦИЯ № 17. Гипертоническая болезнь.............................................................................

ЛЕКЦИЯ № 18. Ишемическая болезнь сердца.......................................................................

ЛЕКЦИЯ № 19. Недостаточность кровообращения..............................................................

ЛЕКЦИЯ № 20. Общие принципы диагностики заболеваний органов пищеварительной

системы..........................................................................................................

ЛЕКЦИЯ № 21. Исследование больных с заболеваниями желудка. Расспрос больного...

ЛЕКЦИЯ № 22. Исследование больных с заболеваниями желудка. Острый и

хронический гастрит....................................................................................

ЛЕКЦИЯ № 23. Клиника язвенной болезни...........................................................................

ЛЕКЦИЯ №24. Исследование больных с заболеваниями кишечника.................................

ЛЕКЦИЯ №25. Основные синдромы и заболевания тонкой и толстой кишок...................

ЛЕКЦИЯ №26. Обследование больных с заболеваниями желчевыводящих путей...........

ЛЕКЦИЯ №27. Клиника заболеваний желчевыводящих путей...........................................

ЛЕКЦИЯ №28. Обследование больных с заболеваниями печени........................................

ЛЕКЦИЯ №29. Основные печёночные синдромы. ...............................................................

ЛЕКЦИЯ №30. Гепатиты и циррозы печени..........................................................................

ЛЕКЦИЯ № 31. Исследование больных с заболеваниями почек.........................................

ЛЕКЦИЯ № 32.

Основные синдромы при заболеваниях почек...........................................

ЛЕКЦИЯ № 33.

Расспрос, осмотр больных с заболеваниями периферической крови......

ЛЕКЦИЯ № 34.

Симптоматология некоторых заболеваний эндокринных органов..........

ЛЕКЦИЯ №35. Принципы построения диагноза. .................................................................

ЛЕКЦИЯ № 1.

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТИ ЗАДАЧИ ПРОПЕДЕВТИКИ. СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ.

РАССПРОС И ОБЩИЙ ОСМОТР БОЛЬНЫХ.

В медицинском ВУЗе существуют 3 кафедры, на которых студенты изучают терапию – это кафедры пропедевтики внутренних болезней, факультетской и госпитальной терапии. На 3 курсе студенты проходят занятия на первой клинической кафедре – кафедре пропедевтики внутренних болезней. На старших курсах будут проводиться занятия на кафедрах факультетской и, затем, госпитальной терапии.

Пропедевтика – это наука об основах диагностики внутренних болезней. За время обучения на нашей кафедре студент должен научиться самостоятельно обследовать больного всеми наиболее простыми методами, должен научиться самостоятельно выявлять важнейшие симптомы болезней, складывать их в синдромы и клинику заболеваний – формировать диагноз. Это и являетсяпредметом пропедевтики или диагностики внут-

ренних болезней.

Учение о методах распознавания болезней называется диагностикой (способность распознавать). Диагностика как наукаизучает анатомо-физиологические особенности человека и связи его с окружающей средой.

Диагноз (распознавание) – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного в терминах современной медицинской науки. Диагноз формируется на основании конкретныхсимптомов илипризнаков заболевания. Изучением диагностического значения симптомов занимается наукасемиология.

Синдромом называется совокупность симптомов, отражающих патогенетически связанные изменения со стороны органов или систем организма.

Принципы формирования диагноза.

При формировании диагноза следует придерживаться определенных особенностей, присущих медицинской науке.

1. При оформлении диагнозауказывают:

а) основное заболевание на момент общения с больными; б) осложнения этого заболевания;

в) сопутствующие заболевания, которые на момент общения с больным могут и не требовать специального лечения, но могут или должны учитываться при лечении основного заболевания.

2. Учитывают, что существуют следующие виды диагноза: а) прямой или по аналогии; б) дифференциальный диагноз;

в) синтетический или полный диагноз; г) диагноз путем наблюдения за больными;

д) диагноз по лечебному эффекту (ex juvantibus);.

3. По времени выявления заболевания различают:

а) ранний диагноз; б) поздний диагноз;

в) ретроспективный диагноз; г) посмертный диагноз.

Необходимо помнить, что болезнь – подвижный процесс (С.П. Боткин) и диагноз в период наблюдения за больным, его лечения, может меняться.

4. По степени обоснованности различают:

а) предварительный (гипотетический) диагноз; б) окончательный (обоснованный) диагноз; в) диагноз под вопросом (сомнительный).

5. Существуютчетыре стороны диагноза: а) морфологическая; б) функциональная;

в) патогенетическая и патофизиологическая; г) этиологическая.

Методика диагностики.

Постановка диагноза – первая задача врача при работе с пациентом. Она основана на следующих методах:

1. физикальных методах;

2. лабораторных методах;

3. инструментальных методах диагностики;

4. хирургических методах;

5. лечении;

6. наблюдении.

При работе с больным врач использует физикальные методы диагностики или диагностику с помощью органов чувств:

1. расспрос больного и близких его;

2. осмотр общий и местный;

3. пальпация (ощупывание);

4. перкуссия (выстукивание);

5. аускультация (выслушивание).

Условиями эффективности этих методов являются:

1. овладение техникой их проведения;

2. абсолютно объективное применение этих методов. Нельзя поддаваться ожиданию результата от первого общения с больным. Например, если при расспросе больного выясняется, что у него есть кашель, то ожидать, что у него будут хрипы просто неверно.

Расспрос.

По мнению виртуоза расспроса профессора Г.А. Захарьина, расспрос - это "медленный и тяжелый путь". Между тем, субъективные ощущения больного являются путеводной нитью для врача в его работе с больным (С.П. Боткин). Расспрос больного, представляет собой один из методов непосредственного исследования пациента, играет исключительно важную роль в диагностике многих заболеваний внутренних органов. Те жалобы, которые больной предъявляет при расспросе, характерные этапы развития болезни, некоторые особенности истории жизни больного позволяют нередко с самого начала высказать правильное предположение о диагнозе заболевания, которое подтверждается в последующем другими объективными методами исследования.

Столь важное значение расспрос больного приобретает только тогда, когда он проведен методически грамотно, полно и обстоятельно. При несоблюдении этих условий больной способен увести врача в сторону от правильного диагноза.

Наиболее распространённым недостатком при расспросе больного является поспешность в проведении расспроса. Великий русский терапевт профессор Г.А. Захарьин проводил расспрос больного иногда в течение нескольких часов. К сожалению, студенты на первых порах работы в отделении с больными, возвращаются из палаты через 5-10 минут после беседы с больным и искренне считают, что они уже обо всём расспросили больного. Качество такого расспроса, как правило, оказывается крайне низким, упускаются из виду очень многие анамнестические сведения, чрезвычайно важные в диагностическом плане.

Жалобы. Различают главные и дополнительные жалобы, основные и менее значительные. Перед пациентом ставятся вопросы "На что жалуетесь?", "Что беспокоит?". Вполне уместно в начале беседы дать возможность высказаться самому больному, а затем,

с учётом услышанного, задать необходимые дополнительные вопросы. Таким образом,

расспрос продолжается уже при самом активном участии врача или расспрашивающего студента. Необходимо помнить, что расспрашивающего в этот момент интересуют не предшествующие диагнозы, которые может начать перечислять больной, а его субъективные ощущения болезни. Краткость в данном случае является не "сестрой таланта", а выливается в дефект диагностики.

При расспросе больного, выяснении его жалоб, прежде всего, выясняют наличие или отсутствие болевого синдрома . При его описании устанавливают:

1. Локализацию боли,

2. Иррадиацию, или распространение, боли,

3. Продолжительность боли,

4. Интенсивность боли,

5. Характер боли (тупые, разрывающие, жгучие, давящие, колющие, сжимающие, распирающие, сверлящие, схваткообразные боли),

6. Причины возникновения боли,

7. Факторы усиливающие боль,

8. Факторы облегчающие боль (лекарства, физически факторы – тепло или хо-

лод, поза),

9. Сопутствующие болям симптомы (тошнота, головокружение и др.),

10. Закономерности появления боли (если имеются).

Все жалобы, излагаемые больным, записываются в отредактированном виде, желательно посистемно. Слова "редакция жалоб" подразумевают запись жалоб больного на литературно правильном и понятном языке. Кроме того, больной может излагать жалобы хаотично. Задача же врача "рассортировать" их посиндромно или посистемно, так, чтобы вырисовывалась определённая картина заболевания, записать их детально, коротко и чётко.

История настощего заболевания.

При выяснении истории настоящего заболевания узнают когда, где и при каких обстоятельствах впервые в жизни заболел. Причины, вызвавшие заболевание (по мнению больного). Предшествующие заболеванию условия (переохлаждение, нервно-психическое переутомление и т.п. Расспрашивают как, остро или постепенно, началось заболевание и как оно проявилось вначале. Затем в хронологическом порядке описывают всю динамику симптомов и появление новых признаков заболевания. Выясняют причины ремиссии, их продолжительность, а так же причины и частоту обострений заболевания.

Детально выявляют, когда и в какие лечебные учреждения обращался больной. Какие виды обследования ему проводились и их результаты. При этом можно использовать не только устную информацию от больного, но и все имеющиеся у него медицинские документы (выписки, результаты обследований и т.п.). Обязательно узнают, чем и с каким эффектом лечился больной. Эта информация ценная не только в плане диагностики, но и выбора дальнейшей тактики лечения. Выясняют, как менялась трудоспособность больного за время болезни, количество дней нетрудоспособности за последний год. Уточняют мотивы настоящей госпитализации (ухудшение течение болезни, обследование для уточнения диагноза, экспертиза и т. п.). И вновь, не делают упор на предшествующем диагнозе, который был предварительно выставлен больному, поскольку он может оказаться неверен или неполон. Если больной уже находится в стационаре и переходит под наблюдение другого врача, то отражается динамика состояния больного в стационаре от момента курации до дня осмотра больного. При сборе медицински грамотного анамнеза заболевания недопустим допуск ни чем не заполненных "провалов", порой достигающий нескольких лет.

История жизни больного.

При выяснении истории жизни больного начинают с выяснения как протекали детство, младенчество и юность. Уточняют место рождения больного и возраст его родителей при рождении ребёнка. Интересуются характером вскармливания больного в грудном возрасте (естественное грудное или искусственное). Узнают возраст, когда больной начал говорить, ходить, учиться в школе. Обращают внимание на материальный достаток семьи, характер питания больного, отставание больного от сверстников в физическом и психическом развитии. Выясняют жилищные условия, характер питания. При сборе трудового анамнеза особое внимание необходимо обратить те только на вид профессии на протяжении жизни больного, но и на характер труда и условия на рабочем месте. Выясняя вредные привычки, имеющиеся у больного, необходимо узнать с какого возраста и какое количество табачных изделий выкуривает больной в день, а также виды употребляемых табачных изделий (папиросы, сигареты, трубку и т.д). Расспрашивая об употреблении спиртных напитков, необходимо детально выяснить их виды (водка, вино, пиво, суррогаты и т.д.), а также точно узнать с какого возраста, как часто и в каких дозах они употре б- ляются больным. Фразы типа "Пьёт по праздникам", "Пьёт как все" не несут в себе ни к а- кой полезной информации и могут выглядеть порой смешно. Обязательно интересуются особенностями полового анамнеза, помня, что "любая женщина подозрительна на беременность". Поэтому требуется полная информация о бывших беременностях, их исходах

(роды, выкидыши, медицинские аборты). Надо знать регулярность менструаций и дату последней менструации. Затем уже выясняют, какими заболеваниями ранее страдал больной. Детально интересуются аллергологическим анамнезом. Заканчивают расспрос больного выяснением семейного анамнеза, наследственность больного.

Общий осмотр

При общем осмотре оценивают:

1. Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне

тяжелое).

2. Положение (активное, вынужденное, пассивное).

3. Сознание (ясное, помраченное, ступор (оцепенение, больной как бы во сне), сопор (отупение, больной без сознания, но рефлексы сохранены), кома (глубокая спячка, больной без сознания, полное отсутствие реакций на внешние раздражители, отсутствие рефлексов и расстройство жизненно важных функций).

Различают следующие виды ком: алкогольная, анемическая, апоплексическая, гипогликемическая, гипергликемическая, печеночная, уремическая, эпилептическая.

4. Выражение лица (спокойное, страдальческое, тоскливое, возбужденное, лицо Корвизара, митральное, аортальное, Гиппократа, почечного больного, асимметричное, непропорциональное, львиное, Паркинсона, лихорадочное).

5. Телосложение (рост, вес, пропорции, походка).

6. Конституция (нормостеник, если надчревный угол ≈ 90º, астеник, если надчревный угол ≤ 90º, гиперстеник, если надчревный угол ≥ 90º).

7. Температура тела.

При осмотре кожных покровов оценивают:

1. Цвет (обычный (с учётом расовой принадлежности больного), смуглый, бледный, багровый (эритремия), цианотичный, землистый, желтушный, бронзовый (болезнь Аддисона-Бирмера), дипегментация кожи (витилиго, лейкодерма) и ее локализация).

2. Сыпи и их характер (эритема, папула, пустула, волдырь, пузырь, бугорок, чешуйки, эрозии, трещины, язвы, "сосудистые звёздочки", геморрагии), локализация, цвет, выраженность. Атеромы, расчёсы, ихтиоз кожи.

3. Рубцы (размер, локализация, характер).

4. Видимые опухоли (липома, ангиома и др.).

5. Влажность (обычная, повышенная, сухость).

6. Тургор (эластичность) кожи (обычная, повышенная, пониженная).

7. Волосы (равномерность и тип оволосения – мужской, женский, детский, интерсексуальный). Тип оволосения определяют по характеру роста волос на лобке и шее.

8. Ногти (форма, цвет, ломкость, исчерченность, "часовые стекла" "ложкооб-

При осмотре видимых слизистых (губ, полости рта, конъюнктива глаз, носа) оценивают:

1. Цвет и локализацию изменений их окраски.

2. Высыпания и их характер (пятна, эритема, пузырьки, эрозии, язвы (афты)).

3. Влажность, сухость слизистых.

Затем оценивают состояние подкожной клетчатки:

1. Степень развития (слабое, умеренное, чрезмерное). Отдельно описывают места отложения жира, равномерность его распределения, степень ожирения. Если имеется, то указывают кахексию.

2. Если имеются отёки то указывают их локализацию (конечности, живот, веки, общие отеки или анасарка). При определении отёков необходимо помнить, что существуют 5 способов их выявления: осмотр, пальпация, динамическое взвешивание больного, измерение суточного диуреза, волдырная проба Мак–Клюра – Олдриджа.

3. Наличие подкожной крепитации.

Затем проводят исследование лимфатической системы:

1. Пальпацию подчелюстных, подбородочных, шейных, подключичных, затылочных, околоушных, локтевых, паховых, бедренных, подколенных лимфоузов.

2. Определяют их форму (круглая, овальная, вытянутая, неправильной формы)

и размеры (по аналогии или в см.), консистенцию, подвижность, болезненность, состояния кожи над узлами.

При исследовании мышц определяют: степень развития, тонус, силу, болезненность, местные гипертрофии и атрофии.

Затем исследуют кости: анализируют форму костей черепа, позвоночника, конечностей, выявляют узуры. Определяют болезненность при пальпации и покалачивании по костям

Проводя исследование суставов, выявляют боли (характер и локализацию, при активных и пассивных движениях, время появления). Анализируют конфигуранцию суставов, состояние кожа над ними по цвету и температуре на ощупь. Оценивают движение в суставах: активное и пассивное в амплитуде (объеме), свободное и ограниченное (гипермобильность суставов и анкилозы), хруст при движениях. Измеряют окружность симмет-

ричных суставов, или объём их, в см. Выявляют выпот в суставах, в т.ч. выявляют симптом "плавающей льдинки" при надавливании на надколенник.

Терапия – обл. медицины, изучающая причины, клиническое проявление, лечение и проф. заболеваний вн. органов. Она начинается с пропедевтики внутренних болезней – введение в терапию, предварительное обучение. Пропедевтика – это диагностика – учение о методах распознавания болезней. Диагноз – распознавание – краткое заключение о сущности заболевания выраженное с помощью медицинской терминологии. DS – предварительный и окончательный. Болезнь- реакция организма на его повреждение, в результате воздействия на него различных внешних и внутренних факторов. Здоровье- состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и недугов. Характеризуется тремя показателями- 1. отсутствие повреждений 2. достаточная приспособляемость к окружающей среде 3. хорошее самочувствие (субъективно). Нозология – учение о болезни. Периоды болезней. 1. Скрытый (латентный, инкубационный) – внешних проявлений болезни нет; 2. Продромальный (период между первыми симптомами и разгаром болезни); 3. Период полного развития болезни; 4. Период реконвалесценции; Характеры течения болезни. 1. Острый 2. Подострый 3. Хронический Течение: – рецидив (обострение) - ремиссия (улучшение) - осложнения - исход: выздоровление, длительная ремиссия, переход в хроническую форму, смерть EXITUS LETALIS(преждевременная, клиническая, биологическая) Реабилитация- возвращение больного к трудовой деятельности. Диспансерное наблюдение- наблюдение пациента, с какой либо патологией в условиях лечебного учреждения. Этиология- учение о причинах болезни. 1. Физический фактор- охлаждение, ожёг, радиация. 2. Химический - щелочи, кислоты, яды, уксус. 3. Механический - повреждения 4. Биологические - бактерии, мухи, вши. 5. Психогенные – стрессы 6. Социальные – голод, безработица. 7. Наследственность. 8. Нарушение питания – избыток, недоедание. Патогенез – механизм развития болезни. Симптом – проявление болезни, признак. Может быть ощущением больного – субъективным и объективным (при обследовании). Синдром – сочетание симптомов История болезни – медицинский документ, который заводится на стационарного больного. Амбулаторная карта – краткая история болезни на поликлинического больного. Назначение истории болезни – фиксирует данные, полученные при обследования больного врачом. Это юридический документ хранится 25 лет. Это финансовый документ – проверяется страховой компанией и по ней выдаётся справка о нетрудоспособности. Схема истории болезни. 1. Паспортная часть 2. Субъективные методы – жалобы, ANAMNESIS MORBI, ANAMNESIS VITAE. 3. Объективные методы обследования (STATUS PRAESENS – настоящее состояние) – осмотр(INSPECTIO) - органы дыхания осмотр - кровообращения пальпация - пищеварения перкуссия - мочевыделения аускультация 4. Диагноз - при поступлении - клинический (через 3-7 дней) - окончательный - при выписке (основной, сопутствующий, осложнения) - дифференциальный. Разделы истории болезни 1. Паспортная часть - Ф. И О - возраст, адрес - проффесия, место работы - кем отправлен - на чем доставлен - дата поступления - диагноз при поступлении 2. Субъективные методы обследования (опрос) – информация даётся самим пациентом, родственниками больного или свидетелями болезни. I. жалобы больного на день курации (дата) Вопрос – « Что вас беспокоит?» « На что вы жалуетесь?» Ознакомившись с основными жалобами, детализировав их, надо расспросить больного о жалобах со стороны других органов и систем. II. ANAMNESIS MORBI – описать течение болезни в хронологическом порядке - когда заболел, как оно началось, как протекало, какое лечение, какое исследование, эффект лечения, причина госпитализации. III. ANAMNESIS VITAE - где родился, как рос и развивался, образование и проффесия (контакт с проффесиональной вредностью), служба в армии, у женщин – гинекологический анамнез (с какого возраста месячные, беременность, роды, аборты, выкидыши, климакс) - вредные привычки (сколько курит, алкоголь, наркотики) - семейное положение - наследственность (только близкие) - аллергологический анамнез (указать на что аллергия, если нет, то пишем – аллергию отрицает) - вирусный гепатит (маркировать историю болезни и указать год) - венерологические заболевания и туберкулёз - гемотрансфузии и реакции на них - перенесенные заболевания (травмы, операции с указанием года и диагноза) 3. Объективные методы обследования. Осмотр – больной раздет по пояс, проводится при естественном освещении(habitus – общий вид больного) | Что осматриваем | Что пытаемся высмотреть | | | | |Общее состояние |Удовлетворительное – симптомы | | |болезни не мешают активности | | |больного. | | |Средней тяжести. | | |Тяжёлое и крайне тяжелое (выраженная| | |клиника болезни) – активные действия| | |совершает с трудом, в основном | | |находится в постели, сознание ясное | | |или спутанное. | |Положение больного |Активное, пассивное (больной не | | |может сам изменять положения, так | | |как слабый, беспомощный, без | | |сознания), вынужденное (принимает | | |больной для облегчения своего | | |состояния) | |Сознание |Ясное, оцепенение stupor(глубокое | | |торможение, на вопросы отвечает | | |медленно, с опозданием, | | |дезориентирован во времени и | | |пространстве), supor отупение | | |(спячка, словесный и речевой контакт| | |отсутствует, но сохранена реакция на| | |болевые раздражители), кома (полная | | |утрата сознания с отсутствием | | |рефлексов и реакции на боль), бред | | |(тихий, буйный, галлюцинации). | |Выражение лица | - спокойное | | |- страдальческое (одутловатое – при | | |отёках; лихорадочное – при | | |гипертермии; «лицо Гиппократа» - при| | |перитоните). | |Конституция (устройство, сложение) |Может быть - нормостеническое | | |- астеническое | | |- гиперстеническое | | |Указать рост и вес. | | |Индекс Кетле (ИМТ)= вес/рост м. кв. | | | | | |Меньше 18 – недовес | | |20-25 – идеально | | |25-30 – лёгкий перебор, | | |предожирение. | | |30-35 – ожирение 1 стадии. | | |35-40 – ожирение 2 стадии. | | |Больше 40 – ожирение 3 стадии или | | |смертельная полнота. | |Температура. | | |Кожа |Цвет – физиологической окраски | | |- бледная (малокровие, сосудистая | | |недостаточность) | | |- цианотичная (ССС и ДН) | | |- землистый оттенок (рак) | | |- желтушная | | |- vitiligo | | |- влажность (умеренная, повышенная, | | |сухая, шелушение, эластичность) | | |- тургор – складка кожи на тыле | | |ладони – сохранён (норма), понижен | | |(обезвоживание, старики) | | |- сыпи указать где| | | | | |- кровоизлияния если есть | | |- видимые опухоли | | |- рубцы | |Волосы |- выпадение | | |- облысение | | |- ломкость | |Ногти |- форма «часовых стёкол» - при | | |хроническом заболевании лёгких | | |- «барабанные палочки» | |Слизистые (рот, губы, нос, глаза) |Цвет - чистые | | |- бледные | | |- гиперемия | | |- желтушная (гепатит) | | |Высыпания (Herpes) | |Подкожная клетчатка |- измерение толщины складок под | | |лопаткой. В норме 1,5-2см. М.б. | | |развита – умерено | | |- чрезмерно | | |- слабо | | |- ожирение (избыток питания, | | |эндокринная патология) | | |- кахексия (рак, туберкулёз) | | |- отёки (локализация; м.б. общие при| | |заболевание почек и ССС и местные – | |____________________________________|венозная недостаточность) | |_____ | | |Лимфатические узлы |Последовательность осмотра и | | |пальпации – | | |- затылочные | | |- околоушные | | |- подчелюстные | | |- шейные | | |- над и подключичные | | |- подмышечные | | |- локтевые | | |- паховые | | |- подколенные | | |- подбородочные. | | |Форма | | |- овальная | | |- круглая (сравнивают с орехом, | | |горохом, фасолью) | | |Консистенция | | |- твёрдая (плотная) | | |- мягкая (эластичная) | | |Сращение (спаянность) – между собой | | |и окружающими тканями. | | |Боллезненость – при раке б. б.; при | | |воспалении – болезненны. | |КМС |- развитие правильное | | |- искривлены | | |- деформация сустава (атрофия мышц) | | |- отсутствие конечности | | |- болезненность при пальпации | | |- парез | | |- паралич | Специальные методы исследования. Пальпация – ощупывание. Метод исследования основанный на осязании, ощущении при ощупываниями пальцами. Правило – руки д. б. тёплыми, чистыми, с короткими ногтями, движения д. б. мягкими и осторожными – проводят одной рукой или двумя руками (бимануально) Она м. б. поверхностная – ладонь лежит плашмя и глубокая – проводится пальцами. Проводят с целью изучения физических свойств тканей и органов, определяют их расположение и патологические процессы. Перкуссия – выстукивание (через кожу). Она м. б. громкая (с нормальной силой перкуторного звука) и тихая (для определения границ и размеров органа). Перкуторный звук зависит от количества воздуха в органах, эластичности, напряжения. Правила перкуссии – 1. Больной раздет по пояс. 2. Помещение д. б. тёплым, руки тёплыми. 3. Третий палец левой руки плотно прижат к телу, соседние пальцы раставленны в стороны и также плотно прижаты. 4. Третий палец правой руки согнут под углом 90. 5. Сгибание только в лучезапястном суставе. 6. Удары наносят перпендикулярно в область 2 фаланги 3 пальца левой руки. 7. Удары д.б. короткие и отрывистые, одинаковой силы. Перкуссия м.б. : топографическая – с целью определения границ органа – идут от ясного звука к тупому; - палец расположен параллельно искомой границе; - границу тупости определяют по наружному краю пальца. и сравнительная – перкутируются симметричные участки тела. Перкуторные звуки – 1. Ясный, лёгочный звук - в норме под лёгкими или органом, содержащим газ или воздух. Он м. б. укорочен или притуплён, когда в плевральной полости жидкость или раке лёгкого, т. Е. уменьшение или исчезновение воздуха на участке лёгких. 2. Коробочный – при эмфиземе лёгких 3. Тимпанический – в норме над кишечником и желудком, где газ и вода. 4. Тупой в норме над органами без воздуха – печень, селезёнка Аускультация – выслушивание звуков возникающих в организме. Есть: - непосредственная (ухо к телу больного) - посредственная (стетоскоп, фонендоскоп) Правила - тёплое помещение - больной раздет по пояс - выслушивают стоя, сидя, лёжа в положении, когда удобно больному и врачу - в помещении тишина - выслушивают вдох, выдох - прикладывают фонендоскоп к телу плотно. Дополнительные методы: 1. Лабораторные - клинические (кал, моча, кровь, мокрота, желудочный сок, желчь) - биохимические (кровь, моча) - бактериологические (кровь, моча) - иммунологическая (определяют антитела, маркеров гепатита, СПИДА) - гистологические (ткани) - цитологические (клетки) 2. Инструментальные - эндоскопические - радиоизотопные (сканирование, сцинтиграфия, УЗИ всех плотных органов) - функциональные (ЭКГ, ВЭМ, ХМТ) 3. Рентгенологические (графия, скопия) 4. Биопсия. Диагноз ставится на основании: 1. Субъективных методов обследования (жалоба, история болезни и жизни). 2. Объективных методов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) 3. Дополнительных методов (указать всё, что сделано) Нозологии: Бронхит – воспаление слизистых бронхов. Пневмония – воспаление в лёгких. Абсцесс – гнойник в лёгких. Бронхоэктатическая болезнь – гнойное заболевание в лёгких. Бронхиальная астма – заболевание, протекающее с приступами удушья. Плеврит – воспаление листков плевры (м.б. сухой и экссудативный). Рак лёгкого – злокачественная опухоль лёгкого. Туберкулёз лёгких – инфекционное специфическое заболевание. Пневмокониоз – проффесиональное пылевое заболевание. Эмфизема лёгких – вздутие лёгких из-за разрушения альвеолярных перегородок. Пневмоторакс – попадание воздуха в плевральную полость. Жалобы. Кашель – одна из основных жалоб. Рефлекторный акт, возникающий при раздражении дыхательных путей слизью, инородными телами. Он м.б. 1. Сухой (не продуктивный) 2. Влажный (продуктивный) Мокрота м.б. 1. Серозная (жидкая, прозрачная). 2. Слизисто-гнойная (бронхит, пневмония). 3. «Ржавая» (крупозная пневмония). 4. «Стекловидная» (Б.А.) 5. Алая, пенистая (лёгочное кровотечение) 6. «Малиновое желе» (рак лёгких) 7. Желто-зелённая (гнойное заболевание лёгких) Количество м.б. 1. «Полный рот с утра» 2. Однократное в количестве 200-500 мл. (абсцесс лёгкого) 3. В течении дня (пневмония, бронхит) Причина кашля – стекание слизи из носа по задней стенке глотки. Кашель м.б. 1. Приступообразный 2. Постоянный 3. Периодический Боли в грудной клетке (синдром боли в грудной клетке) – боль связана с вовлечением в процесс плевры. Легкие не болят (паренхима лёгких болевых рецепторов не имеет). Боль при кашле, при глубоком вдохе. 1. Плеврит Длится 2. Пневмония часы, 3. Бронхит сутки. Боль по ходу межреберий – боль усиливается при дрожании туловища, при пальпации мышц грудной клетки – межрёберная невралгия, миозит, остеохондроз (длится часы, сутки). Боль за грудиной, не связанная с дыханием, снимающаяся нитроглицерином – стенокардия (длится минуты) Одышка (синдром ДН) Затруднение дыхания, чувство нехватки воздуха, изменение глубины, частоты и ритма дыхания. ЧДД в норме 16-20. Одышка м.б. – 1. Инспираторная (затрудненный вдох) – невроз, отёк лёгких. 2. Экспираторная (затрудненный выдох) – Б.А. из-за бронхоспазма. 3. Смешанная – отёк лёгких Одышка в виде приступа удушья (синдром бронхоспазма) характерно для Б.А. Интоксикационный синдром. Озноб, головная боль, слабость, понижение аппетита, потливость. Причины – 1. Инфекции (бактерии, вирусы) 2. Токсины (эндогенные и экзогенные) 3. Аллергия, рак Кровохаркание (синдром кровопотери), кровотечение. - примесь крови в мокроте, а при кровотечении массивное отхождение крови. Признак – рака, ТВ, травмы и инфаркта лёгкого, гнойных заболеваний. Лихорадка Febris: (синдром гипертермии). Причина: инфекции – субфебрильная до 38 С, фебрильная – 38-39 С, высокая 39-40 С, чрезмерная – 40 и выше. Осмотр: больной обнажен по пояс. - дыхание через нос: свободное, затрудненное - голос: ясный, осиплый, отсутствует - форма г/к: в виде усеченного конуса, соответствует телосложению. При патологии г/к бывает: эмфизематозная (бочкообразная) – у хронических лёгочных больных; паралитическая (астеническая), инфизиматозная, рахитическая – при искривлении позвоночника; воронкообразная – сколиоз; грудь «сапожника» - кифоз; углубление в нижней части г/к – лордоз. Движение г/к при дыхании: в N обе половины симметрично участвуют в акте дыхания, при плеврите, раке, пневмонии будет отставание больной половины г/к. Выбухание – признак экссудативного плеврита. Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный. Одышка: при лихорадке, пневмонии, БА, бронхите, плеврите. Указать тип одышки – м.б.: тахипноэ(20), брадипноэ, апноэ, удушье. Цианоз (синюшность) – признак СС и ДН, обусловленный накоплением в крови карбоксинов гипоксемия: акроцианоз (кончики пальцев, носа, щёки, уши, губы); диффузный. Положение тела: при ДН больной занимает положение ортопноэ – сидя на кровати опираясь руками о край, приподняв плечевой пояс. Пальцы в виде «барабанных палочек» и «часовых стёкол» - признак хронических гнойных заболеваний лёгких. Пальпация г/к. Проводится обеими руками по симметричным участкам тела. - болезненность мышц (миозит) - в межреберных промежутках (межрёберная невралгия) - увеличение лимфатических узлов (подмышечных, шейных) – при раке - определение голосового дрожания: проведение голоса по поверхности г/к – больной говорит 33, 34, трактор и в норме оно одинаково проводится с обеих сторон. М.б. ослаблено – в норме у полных людей; при плеврите, закупорке бронхов, раке, пневмотораксе, эмфиземе – ослаблено и не проводится совсем при выпотном плеврите и раке. Усилено – когда будет уплощение лёгочной ткани при пневмонии и ТВS, когда в лёгких происходит спадение легочной ткани. Перкуссия г/к М.б I. Сравнительная – сверху вниз, слева направо по симметричным участкам. Правило верхушки: 1. Палец II ключицы 2. По межреберьям, палец II рёбрам (слева только до третьего ребра, сердечная тупость) 3. Под ключицей лежит первое ребро, пальцы буквой V для отсчёта межреберий. Перкуторные звуки м.б.: 1. Лёгочный (ясный) идёт колебание эластичной стенки альвеол наполненных воздухом – N. 2. При патологии притуплён или тупой: чем меньше воздуха в лёгочной ткани, тем больше притупление. Причины безвоздушности: пневмония, рак, отёк, экссудативный плеврит. Глубина проникновения перкуторного звука 4-5 см. глубоко лежащие слои не обнаруживаются. Если толщина выпота в плевральной полости не менее 6см. звук тупой т.к. воздух вытеснен из альвеол. 3. Коробочный звук – возникает при увеличении воздушности лёгочной ткани. 4. Тимпанический – при пневмотораксе, когда лёгкое оттеснено от г/к из-за проникновения воздуха в плевральную полость и при абсцессе лёгкого. II. Топографическая (определение границ лёгких). Слева спереди не определяют из-за COR. - среднеключичная линия – VI ребро (L) - передняя подмышечная VII ребро - средняя подмышечная VIII ребро - задняя подмышечная IX ребро - задняя лопаточная IX- X ребро Смещение границ книзу будет при эмфиземе лёгких. Подвижность лёгочного края Определяется по средней подмышечной линии, рука больного за головой: максимальный вдох – перкутируем до притупления. Максимальный выдох – то же самое. В N 6-8 см. Ограничение подвижности при эмфиземе лёгких. Аускультация лёгких Выслушиваем сверху вниз, слева и справа г/к (симметричные участки), лёжа, сидя, стоя. В помещение тихо и тепло. Просим пациента задержать дыхание, фонендоскоп прижимать плотно. Дыхательные шумы в норме 1. Везикулярное (альвеолярное) – образуется от наполнения альвеол воздухом и похоже на букву «Ф» на вдохе. Слышим на вдохе и первой трети выдоха. Ослабление м.б.: физиологическое у полных людей и патологическое при эмфиземе, пневмонии, плеврите, раке. Может не выслушиваться при раке и плеврите. Отсутствие дыхания м.б. при астматическом статусе – «немое лёгкое» из-за закупорки бронхов вязким секретом. Усиление м.б.: физиологическое у худощавых людей и детей (пуэрильное); патологическое при бронхите «жёсткое дыхание» (набухшая слизистая сужает просвет бронхов) 2. Бронхиальное – выслушивается в норме над трахеей, гортанью и сзади на уровне VII ш.п. на вдохе и на выдохе, похож на букву «Х» на выдохе, возникает при прохождении воздуха через голосовую щель. Будет патологическим там, где оно не должно выслушиваться (пневмония, рак, плеврит). Патологические (добавочные) шумы: 1. Хрипы 2. Крепитация 3. Шум трения плевры. Хрипы – сухие и влажные (при выслушивании просим больного покашлять и глубоко подышать). Сухие хрипы: возникают в бронхах при накоплении вязкого секрета, который натягивается струёй воздуха, как струна и образуется звук. Выслушивается на вдохе и на выдохе. М.б. свистящие, жужжащие, а также слышимые на расстоянии (дистанционные). При бронхите, БА – над всей поверхностью лёгких, на ограниченном участке – рак, ТВ. Влажные хрипы – при прохождении и лопании пузырьков воздуха через жидкий секрет в бронхах. Выслушивается на вдохе и на выдохе. М.б. мелкопузырчатые и крупнопузырчатые. Выслушиваются при бронхите, пневмонии, абсцессе, отёке лёгкого, ТВS, бронхоэктазе. Над всей поверхностью – бронхит, отёк, на ограниченном участке – пневмония, бронхоэктазы, абсцесс. Крепитация (плеск) – возникает в альвеолах только на вдохе, когда идёт разлипание стенок альвеол, склеенных экссудатом. Звук напоминает треск волос над ухом. Возникает при пневмонии, ТВS, пневмосклерозе, застое в лёгких, отёке лёгких. Шум трения плевры – в норме скольжение листков плевры безболезненно и бесшумно. При сухом плеврите из-за фибринозных отложениях на листках, трение их вызывает боль и при аускультации шум трения плевры. Выслушивается на вдохе и на выдохе. Бронхофолия – определение голосового дрожания с помощью фонендоскопа. Дополнительные методы: Лабораторные: 1. ОАК (при воспалении лейкоцитоз со сдвигом влево, повышено СОЭ) 2. Анализы мокроты – общий: микроскопия осадка – много лейкоцитов (бронхит, пневмония, абсцесс); эозинофилов (БА); эритроцитов (лёгочное кровотечение); альвеолярных клеток (пневмония); эпителиальных клеток (рак); спирали Кушмана и кристаллы Шарко-Лейдена (БА). - на Б.К + 3-х кратная бактериоскопия (ТВ). - на бак. посев и чувствительность к антибиотикам. - на атипичные клетки. Рентгеновские: флюорография, рентгенография, бронхография (проходимость бронхов), томография, компьютерная томография. Инструментальные: с лечебной и диагностической целью – бронхоскопия (проходимость бронхов, бронхоэктатическая болезнь), плевральная пункция (атипичные клетки, БК), ЭКГ (тахикардия, увеличение правого отдела Cor), биопсия лёгкого, спирография (ЖЕЛ, ОФВ), пикфлоуметрия – измерение пиковой скорости выдоха, в норме 300-400. Нозологии: Стенокардия (гр. жаба) – синдром острой коронарной недостаточности из-за дефекта коронарного кровотока. ИМ – острый коронарный синдром. Миокардит Эндокардит Воспаление Перикардит оболочек Cor Аритмия – нарушение сердечного ритма. Пороки Cor – дефект клапанного аппарата. АГ - САД и ДАД. Обморок – кратковременная потеря сознания. Шок (коллапс) – САД 80 мм.рт.ст. Жалобы. Боль – синдром кардиолгии – попросить показать, где болит. Локализация за грудиной – стенокардия. Связь с физ. нагрузкой и эмоциями – на пике нагрузки: стенокардия; после нагрузки: остеохондроз, невроз. Продолжительность: от 1 мин. до 15 мин. – стенокардия; больше 30 мин. – ИМ; меньше 1 мин. – невроз. Иррадиация: в левую руку, лопатку, плечо, шею – стенокардия (м.б. вправо). Характер боли: давящая, сжимающая – стенокардия, ИМ; острая, колющая – невроз, остеохондроз. Чем купируется: нитроглицерин – стенокардия; валериана – невроз; анальгин – остеохондроз. Одышка – синдром СН. Вначале при сильной нагрузке, а далее в покое. Сердцебиение (тахикардия). Перебои (синдром аритмии). Отёки – отёчный синдром или синдром ХСН. В начале на ногах к вечеру, к утру проходят, затем не проходят + появляется асцит, гидроторакс, гидроперикардит, анасарка. Сердечные отёки возникают из-за венозного застоя, что ведёт накапливанию жидкости в тканях. Есть скрытые отёки, их определяют методом взвешивания и суточного диуреза; явные – методом пальпации. Пастозность – не явно выраженные отёки. Другие жалобы: ГБ – синдром АГ; обморок – синдром ССН. Осмотр. 1. Вынужденное положение тела (ортопноэ) – разгружается МКК. 2. Цианоз – ССН или м.б. бледность при S.Н. 3. Отёки – отёчный синдром. Осмотр области Cor. 1. Сердечный горб (если порок Cor с детства). 2. «Пляска каротид» - видимая на глаз пульсация артерий при недостаточности аортального клапана. 3. Набухание шейных вен из-за перегрузки МКК. Пальпация. - определение верхушечного толчка. В норме он расположен на 1-1,5 см. кнутри от среднеключичной линии (V межреберье). Рука расположена запястьем к грудине, пальцы в подмышечной области. Мякотью указательного пальца определяют площадь. В норме = 2 см.2 Если больше – признак гипертрофии левого желудочка (АГ, пороки Cor), и называют развитой. Определяют также «кошачье мурлыкание» - диастолическое дрожание г/к при митральном стенозе. Перкуссия. Определение границ относительно сердечной тупости (больной лежит или стоит). Проводят тихо. Правая граница – по среднеключичной линии справа до печёночной тупости, вверх на один палец, палец параллельно грудине. Норма – 1-1,5 см. от края. Верхняя граница – по парастернальной линии слева до притупления. В норме это III ребро. Левая граница – соответствует верхушечному толчку. Идёт от переднеподмышечной линии по V межреберью до притупления. Расширение границ будет при АГ, пороках и называется – кардиомегалия. Аускультация. В норме выслушиваются два тона. I тон (систолический) – образуется захлопыванием митрального и 3-х створчатого клапана + напряжение миокарда при сокращении. II тон (диастолический) – образуется закрытием аортального клапана лёгочного ствола и ударом крови о них при обратном токе. Правила выслушивания: больной раздет по пояс, тишина, слушать стоя, сидя, лёжа на боку после физической нагрузки. Попросить пациента задержать дыхание. Точки аускультации (метод «8») 1. Верхушка Cor по среднеключичной линии V м/р. – точка выслушивания митрального клапана. 2. II м/р. справа у грудины – Аорта и её клапаны. 3. II м/р. слева у грудины - лёгочный ствол. 4. На мечевидном отростке - 3-х створчатый клапан. 5. Место прикрепления III-IV ребра к грудине слева. Точка прослушивания аортального клапана (точка Боткина – Эрба). Тоны м.б.: 1. Ослабленные. Если умерено, то приглушены, если очень – глухие. 2. Усилены (акцент). 3. Ослабление обоих тонов: полные люди, миокардит, кардиосклероз, коллапс, ИМ. 4. Усиление обоих тонов: у худых и после физической нагрузки. Если мы слышим акцент первого тона на верхушке, а на аорте этого нет – митральный стеноз. Ослабление первого тона на верхушке – недостаточность аортального и митрального клапана. Акцент второго тона на аорте – АГ. Акцент второго тона на Arterie Pulmonalae – перегрузка МКК. I тон лучше выслушивается на верхушке, II на аорте и Arterie Pulmonalae. Шумы Cor - это звуковые явления, они м.б.: 1. Функциональные – в анатомически не измененном Cor (беременность, гипотония, анемия, в период роста). 2.Органические – в анатомически измененном Cor. Выслушивают шумы в точках аускультации. При перикардите м.б. шум трения перикарда – выслушивается над грудиной. Дополнительные методы. Исследования PS (колебания стенки артерий синхронно с систолой). Правило: 1. Исследовать сразу с обеих рук – синхронность. 2. Пальпируется 3-мя пальцами. 3. В N – 60-80, тахикардия, брадикардия. 4. Ритмичность – считать за 15 или 30 сек., при аритмии за 1 мин. Аритмия м.б.: мерцательная (считать дефицит PS); пароксизмальная (PS= 150- 200); экстрасистолия (внеочередное сокращение Cor). 5. Напряжение – напряжен при АГ; мягкий при гипотонии; нитевидный при шоке, коллапсе. 6. Наполнение – жесткий при АГ; слабый – гипотония. Измерение АД Классифицировать АД по ВОЗ (1999г.) | |Систолическое|Диастолическое | |оптимальное | 180 |>110 | |Изолированная |>140 |